0

1. Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления здоровья человека

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Здоровому образу жизни способствуют:

Физические упражнения;

Закаливание;

Правильное питание.

Мешают здоровому образу жизни такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Обязательным условием здорового образа жизни является правильно составленный режим труда и отдыха.

Труд человека многообразен. Он включает в себя и умственную, и физическую деятельность человека и представляет собой, с одной стороны, содержание жизни, а с другой - этапы совершенствования умственного, духовного и физического развития личности.

Однако для того чтобы правильно построить свой труд и обеспечить высокую работоспособность, избегая при этом переутомления, необходимо предусмотреть чередование разных видов деятельности и отдыха, исходя из общих физиологических закономерностей функционирования организма.

На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим периодам. Наиболее высокий уровень работоспособности организма отмечается в утренние часы (с 10 до 12 часов), а затем наступает некоторое его снижение. Повторное повышение работоспособности наблюдается с 16 до 18 часов. В вечерние часы функции организма значительно снижаются, и время начала наступления новых суток сопровождается низкой работоспособностью.

Вследствие изменения работоспособности изменяется и производительность труда. Поэтому труд следует планировать таким образом, чтобы наиболее трудная и ответственная работа приходилась на те часы, когда работоспособность находится на высоком уровне.

Чтобы понапрасну не растрачивать силы и время, необходимо, чтобы всякая деятельность была планомерной. Плановость позволит равномерно распределить работу, избежать излишней перегрузки и утомления.

Во время работы целесообразно делать несколько перерывов, которые следует заполнять физическими упражнениями, либо, особенно если вы проводите время за книгами или компьютером, упражнениями для глаз.

Чтобы выполнение работы не сопровождалось ненужной тратой энергии, необходимо подготовить рабочее место:

Проветрить помещение;

Убрать лишние предметы, мешающие работе;

Отрегулировать освещение;

Исключить все то, что может отвлечь от продуктивной работы.

Нарушение этих условий способствует возникновению усталости, утомляемости, которые могут приобрести хроническое течение и перейти в переутомление, справляться с которым гораздо сложнее. Здесь требуется длительный отдых, а иногда даже лечение.

Свободное время можно проводить, в зависимости от интересов, в мире искусства, литературы, техники, спорта.

С одной стороны, это переключение видов деятельности, а с другой расширение кругозора, один из путей самосовершенствования. Важно, чтобы в свободное время присутствовал компонент активных действий. Заниматься спортом следует не реже двух раз в неделю по 2-3 часа.

Периодическое чередование бодрствования и сна также являются одним из проявлений биологических ритмов. Сон - это отдых. Продолжительность сна должна быть не менее 7-8 часов, а лучшее время для сна - с 22 до 6 часов утра.

Процессы торможения в коре головного мозга, возникающие во время сна, необходимо утром заменять процессами возбуждения, которые стимулируются зарядкой, завтраком, прогулкой.

2. Влияние вредных привычек на здоровье человека

Здоровый образ жизни предполагает исключение или сведение к минимуму факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.

К факторам, способным нанести непоправимый вред здоровью человека, его умственному и духовному развитию, относятся такие вредные привычки:

Курение,

Употребление спиртных напитков,

Употребление токсических и наркотических веществ.

Согласно данным ООН ежегодно в мире от курения умирают 3 млн. человек, то есть от курения погибает 1 человек через каждые 13 секунд. При этом вредные вещества воздействуют не только на самих курящих, но и на тех, кто находится рядом с ними и вынужден вдыхать табачный дым.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 90-95% случаев рака легких, 45-50% всех видов рака и 20-25% сердечнососудистых заболеваний обусловлено курением. Риск умереть от рака легкого у курящих мужчин в 22 раза выше, чем у некурящих. Курение является основной причиной возникновения злокачественных новообразований губы, полости рта и глотки, гортани, пищевода.

Курение способствует также развитию хронического гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. У курящих чаще возникают рецидивы этих болезней, они труднее поддаются лечению.

Алкоголь относится к группе нейродепрессантов - веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельности мозга и к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания, способности логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости.

Статистика показывает, что большинство утонувших находилось в состоянии опьянения, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие связано с алкоголем, пьяная ссора самая распространенная причина убийства, а нетрезвый человек рискует быть ограбленным в первую очередь.

В России лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, совершается:

81% убийств,

87% тяжелых телесных повреждений,

80% изнасилований,

85% разбоев,

88% хулиганских де йствий.

Рано или поздно у постоянно пьющего человека возникают болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, печени и др. Кроме того, у пьющего происходит распад и деградация личности (частичная или полная).

Возникающие у пьяниц болезненные изменения нервной системы, различных внутренних органов, расстройства обмена веществ, деградация личности приводят к быстрому старению и одряхлению. Средняя продолжительность жизни алкоголиков на 15-20 лет меньше обычного.

Наркотики - это яд, оказывающий угнетающее действие на все органы и ткани, а особенно на центральную нервную систему. В отличие от алкоголизма, когда человек продолжает работать, хотя и с низкой производительностью труда, наркомания ведет к быстрой утрате трудоспособности и приводит к смерти. Средняя продолжительность жизни наркоманов составляет 30 лет.

Существует большое количество веществ (средств), способных одурманивающе действовать на человека. Эти вещества, активно воздействующие на нервную систему и психику человека, носят название психоактивных, или одурманивающих веществ (наркотиков).

В результате употребления наркотиков развивается наркомания - особая тяжелая болезнь, заключающаяся в формировании стойкой зависимости человека, его физического и психического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме.

Наряду с наркотиками существует большое количество лекарственных препаратов, а также средств бытовой и промышленной химии, способных вызвать, благодаря токсическому действию на мозг, состояние одурманивания.

Такие вещества (средства) называются токсикантами, а болезненное состояние, обусловленное зависимостью от них - токсикоманией.

При этом формирование нарко - и токсикомании характеризуется развитием следующих признаков:

Психической зависимости;

Физической зависимости;

Толерантности.

Гибель больных вызывается не только осложнениями тяжелых заболеваний, вызванных наркотиками, но и передозировкой препаратов, несчастными случаями и самоубийствами в состоянии опьянения или во время «ломки».

Кроме того, больные умирают от тромбоза сосудов, ВИЧ-инфекции, заражения крови при употреблении грязных шприцев.

В настоящее время укрепляется законодательная база и ужесточаются наказания людей, способствующих распространению наркотических веществ (см. Приложение № 1).

3. Основные критерии здоровья человека

Наряду с другими средствами, оздоравливающими наш организм, предупреждающими заболевания, замедляющими приход старости, удлиняющими нашу жизнь, исключительно важное значение имеют достаточный сон и рациональное питание.

При нарушениях сна и неправильном питании в кратчайшие сроки может быть сведено на нет все то, что дали здоровью гимнастика, легкая атлетика, самый строгий оздоровительный режим.

Сон является самым верным средством, устраняющим все явления утомления и быстро восстанавливающим силы в организме. Во время сна выключается сознание и только некоторые участки, не охваченные торможением, продолжают функционировать и порождать необычайные сновидения.

При глубоком сне падает кровяное давление, ослабевает деятельность сердца, становится более редким дыхание, замедляется обмен веществ, часто понижается мышечный тонус, расслабляется скелетная мускулатура. Благодаря этому организм отдыхает.

Здоровые люди сразу засыпают глубоким сном, который к утру становится более поверхностным. Просыпаются они бодрыми и освеженными. У неврастеников и переутомленных людей сон неглубокий.

Опытами ряда ученых было установлено, что у людей, которым откладывали время наступления сна на 3 часа, память ослаблялась на 50%. То же самое было зарегистрировано и в отношении сообразительности и способности к восприятию.

Систематическое нарушение режима сна может стать причиной гипертонической болезни и язвы желудка. Время ночного сна, достаточного для отдыха центральной нервной системы, различно для разного возраста.

В возрасте 20-50 лет спать следует не менее 8 часов в сутки, пожилым людям - 6-7 часов, а подросткам в возрасте 14-16 лет - 9-11 часов.

Нормальное питание является одним из важнейших факторов, способствующих укреплению здоровья, повышению трудоспособности и сопротивляемости организма всем внешним воздействиям.

Для каждого из нас, работаем ли мы физически, увлекаемся спортом или занимаемся умственным трудом, пища является источником той энергии, которая необходима и тогда, когда тело наше находится в движении, и тогда, когда оно находится в покое.

Энергия расходуется и при активном сокращении мышц и во сне. При этом во сне продолжается работа сердца и кровоснабжение всех органов и тканей, продолжается работа дыхательного аппарата, желудочнокишечного тракта. Расход энергии в животном организме связан с образованием тепла, без которого наш организм не мог бы всегда сохранять необходимую для жизни его клеток одинаковую температуру.

Основными питательными веществами для человека являются:

Углеводы,

Минеральные соли,

Витамины,

Все эти вещества, входящие в состав нашего тела, не остаются без изменения. Некоторая часть их претерпевает превращение, разрушение, распад на более простые по своему химическому строению вещества или, как принято говорить, «окисляется», «сгорает», освобождая при этом энергию, необходимую для жизни организма.

При этом поступающая извне пища обеспечивает организм на протяжении всей жизни человека тем материалом, который поддерживает необходимое тканям тепло и постоянный рост клеток. Обильная пища, богатая сахаром и крахмалом при отсутствии физической работы, к большому неудовольствию любителей сладкого и мучного, приводит к ожирению.

При недостатке в пище йода развивается заболевание щитовидной железы, недостаток натрия и хлора (поваренной соли) приводит к нарушению сердечной деятельности и водного обмена, к головокружениям и обморокам. Магний принимает участие в процессах, связанных с сердечной деятельностью, а калий имеет отношение к содержанию воды, в тканях, к кислотно-щелочному равновесию.

Избыточное содержание соли в пище способствует заболеванию подагрой, артериосклерозом, гипертонической болезнью.

Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Принимать ее надо не менее трех раз в сутки в горячем виде в строго установленное время.

4. Необходимость занятий физической культурой

Физическая культура и спорт - это наиболее эффективные средства для длительного сохранения молодости, здоровья и продления жизни человека.

Физические упражнения, разнообразные по форме, всесторонне действующие на организм, доступны и могут быть с успехом использованы человеком любого возраста. Подобранные с учетом состояния здоровья, возрастными и половыми особенностями, физические упражнения, активизируя, укрепляя и тренируя все органы и системы организма, являются источником неповторимых ощущений телесной радости, мышечной свежести, избыточности энергии и общей жизнерадостности.

При этом доказано, что любые движения, влияющие по возможности на мышцы, например, ходьба, дыхательные упражнения, работа в саду, различные виды игр, оказывают свое положительное воздействие на все функции организма в одинаковой степени как у лиц умственного, так и физического труда.

Спорт положительно влияет на центральную нервную систему и на все важнейшие органы и системы человеческого тела. Занимаясь спортом, можно изменять силу физического напряжения, укорачивать или удлинять дистанции, уменьшать или увеличивать время, отведенное на тренировку.

При занятиях физическими упражнениями необходимо следовать следующим основным правилам:

1. Постепенность и доступность. Это значит, что упражнения должны подбираться вначале доступные и лишь по мере освоения нужно постепенно усложнять их. Нагрузка также должна быть доступной, и лишь по мере роста тренированности ее следует постепенно увеличивать.

2. Занятия должны быть эмоциональными.

3. Во время занятий необходимо максимально использовать свежий воздух.

4. Систематичность и регулярность занятий. Это совершенно необходимые условия при занятиях физическими упражнениями. Если вы не сможете регулярно тренироваться, лучше не начинать занятий.

5. Использование факторов окружающей среды для закаливания

Нужно, чтобы каждый человек осознал исключительную важность закаливания организма.

Закаливание естественными факторами природы при помощи солнечных лучей, температуры окружающего воздуха и водных процедур предохраняет организм от простудных заболеваний (например, гриппа, ангины, воспаления легких, бронхита, заболевания верхних дыхательных путей), нередко протекающих с тяжелыми осложнениями.

Закаливание доступно всем, оно не требует никаких специальных приспособлений, особой домашней обстановки и может осуществляться в течение года. Закаленные люди способны зимой в сильные морозы ходить в легкой одежде, без пальто, делать продолжительные заплывы в ледяной воде.

Всякий вид закаливания неизбежно связан с уходом за кожей, выполняющей такие функции, как защита организма от различных повреждений, приспособление его к внешней среде, выделение конечных продуктов обмена, регулирование расходуемого организмом тепла. Кожа, воспринимающая различные раздражения, которым подвергается человеческий организм, через нервные аппараты, заложенные в ней, находится в постоянной и тесной связи, взаимодействии с внешней средой и с корой головного мозга.

Внешние раздражения, получаемые кожей от солнечных и воздушных ванн или водных процедур, путем сложных рефлексов влияют на центральную нервную систему, а через нее - на функции организма.

Солнечные лучи обладают целебными свойствами благодаря тепловым, световым и химическим качествам.

Закаливание солнцем повышает обмен, увеличивает в крови количество красных кровяных телец (шариков), усиливает выделение пота и ядовитых продуктов обмена.

Отмечается влияние солнечного света на настроение, работоспособность, что происходит благодаря возбуждающему действию солнечной радиации на нервную систему.

Солнечные ванны следует принимать в положении лежа с несколько приподнятой и по возможности защищенной головой, надев темные очки. Начинают солнечную ванну с 5 - 10 минут, прибавляя ежедневно по 5 минут и постепенно доводя экспозицию до одного часа. Физически крепкие люди могут доводить ее до двух часов.

Закаливание воздушными ваннами возможно в течение круглого года: летом - вне комнатной обстановки, а зимой - в комнате. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сопровождаться также приемом воздушной ванны, выполняться в обнаженном виде.

По тепловым ощущениям воздушные ванны разделяются:

На холодные (6-14 °С),

Прохладные (14-20 °С),

Безразличные (20-22 °С),

Теплые (22-30 °С).

Начинать закаливание следует при температуре воздуха - 20-22С°, продолжительность первой воздушной ванны составляет 10-15 минут.

Увеличивая ежедневно прием воздушной ванны на 10-20 минут, доводят его постепенно до двух часов.

Закаливание при помощи холодной воды - самый распространенный и наиболее эффективный способ сделать организм невосприимчивым к низким температурам.

Холодные водные процедуры при их систематическом применении значительно укрепляют здоровье человека, охраняют от болезней верхних дыхательных путей, а также от гриппа и ангины. Холодные ванны бодрят, оживляют, повышают работоспособность.

По тепловым ощущениям различают:

Холодные водные процедуры (ниже 20 °С),

Прохладные (20-33 °С),

Безразличные (34-35 °С),

Тепловые (36-40 °С),

Горячие (выше 40 °С).

Закаливание организма должно прочно войти в наш быт, как вошла в него утренняя гимнастика.

1. Организация труда и отдыха учащихся в системе среднего профессионального образования

Процесс обучения в системе среднего профессионального образования, формы его организации, методы и требования в значительной мере отличаются от школьных.

Это обусловливает ряд трудностей:

Дидактические,

Социально-психологические,

Профессиональные.

Дидактические трудности связаны с изменением методов обучения, с большим, чем в средней школе, объемом занятий, а часто - со слабой школьной подготовкой или значительным перерывом в учебе.

Социально-психологические трудности обусловлены изменением образа жизни учащихся. Многие меняют место жительства, из-за чего происходит смена обстановки и возникает необходимость самостоятельного ведения хозяйства.

Профессиональные трудности возникают у студентов из-за того, что не с первого курса начинаются профилирующие дисциплины;

Процесс формирования будущего учащихся на начальном этапе требует изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, иностранного языка, математических и естественнонаучных дисциплин.

И только позже начинается более углубленная специальная (профессиональная) подготовка.

Знание студентами основ культуры умственного труда способствует сохранению здоровья и обеспечивает высокую эффективность интеллектуального труда при минимальных нервных затратах.

Этим аспектам посвящена специальная наука - гигиена умственного труда, которая изучает учебную деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека.

При этом негативные факторы, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом зависят не только от специфики самого труда, но и от условий, в которых он выполняется.

У учащихся возникает переутомление, во избежание которого необходимо соблюдать правильный режим дня. Соблюдение режима дня способствует улучшению работоспособности, успешному выполнению заданий и усвоению нового материала. При умственной работе наблюдаются три стадии утомления.

Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха.

В данной статье мы попытаемся подробно рассмотреть все составляющие здорового образа жизни, а также изучить факторы, мешающие человеку обрести здоровье и психоэмоциональное равновесие.

Актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на человеческий организм в связи с увеличением рисков техногенного и экологического характера, усложнением социальной структуры. В текущей ситуации забота о здоровье и самочувствии индивидуума связана с выживанием и сохранением человека как вида.

Объяснить, что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ) в нескольких словах невозможно. Согласно официальному определению, это образ жизни, направленный на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Сторонники ЗОЖ как философско-социологического направления рассматривают данное понятие как глобальную проблему и составную часть общественной жизни. Имеются другие аспекты понятия ЗОЖ – психолого-педагогический, медико-биологический, однако резкого разграничения между ними нет, поскольку все они решают одну задачу – укрепление здоровья индивидуума.

Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит именно от образа жизни, остальные факторы влияния распределяются следующим образом: окружающая среда – 20%, генетическая база – 20%, уровень здравоохранения – 10%.

Здоровый образ жизни – предпосылка и необходимое условие для:

  • Полноценного развития самых разных сторон человеческой жизнедеятельности;
  • Достижение человеком активного долголетия;
  • Активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.

Интерес к данной теме возник сравнительно недавно (в 70-х годах XX века) и был связан с изменением образа жизни современного человека, увеличением продолжительности жизни, глобальным изменением среды обитания людей, возрастанием влияния экологических факторов на здоровье человека.

Современные люди стали вести менее подвижный образ жизни, употреблять большее количество пищи и иметь больше свободного времени. При этом скорость жизни существенно возросла, что увеличило количество стрессовых факторов. Медики отмечают, что число наследственных заболеваний с каждым годом увеличивается. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос, как оставаться здоровым (духовно и физически) и при этом жить долго и активно.

Польза режима дня

Как вести здоровый образ жизни? Для начала следует пересмотреть режим дня. Ни один график здоровой жизни не может включать в себя отход ко сну после полуночи и пробуждение в 2 часа дня по выходным. Если вам не хватает времени на дела в течение суток, нужно либо уменьшать количество дел, либо выполнять их быстрее. Для этого нужен систематический подход к распределению времени.

Рациональный режим труда и отдыха предполагает разумное чередование периодов физического и умственного напряжения с периодами полного расслабления. Другими словами – сон должен быть полноценным (7-8 часовым для взрослого человека) и таким же полноценным должен быть отдых в выходные дни.

Необходимость рационального питания

Здоровое питание – понятие очень обширное (об этом написаны объёмные научные труды), однако основные принципы рационального подхода к пище следующие:

Пища должна быть исключительно натуральной и содержать все необходимые макро- и микроэлементы, витамины. Желательно, чтобы индивидуальный режим питания был составлен врачом-диетологом.

Активный образ жизни

Разумная пропаганда здорового образа жизни обязательно включает в себя пункты, касающиеся физической активности. Достижения науки и техники значительно облегчили жизнь человека, но при этом существенно сократили его двигательную активность. Люди все меньше ходят пешком: сейчас можно заказывать и получать товары и продукты, не покидая дома.

Однако для сохранения функционального статуса организма движение просто необходимо. Начинающим практиковать здоровый образ жизни следует уделять физическим упражнениям хотя бы 30 минут в день: двигательная активность – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Какой именно разновидностью физической активности заниматься – каждый решает сам, в соответствии со своим возрастом, темпераментом и возможностями.

Это могут быть:
  • Занятия в тренажерном зале;
  • Спортивная ходьба или бег;
  • Занятия в бассейне;
  • Велосипедные прогулки;
  • Домашние занятия гимнастикой;
  • Йога и гимнастика цигун.

Возможности для реализации двигательного потенциала не ограничены – можно начать с пеших прогулок (лучше гулять в лесопарковых зонах), а затем постепенно повышать нагрузки. Особо внимание следует уделять здоровью позвоночника: функциональное состояние (гибкость и подвижность) этого отдела опорно-двигательной системы - основной показатель молодости тела. Помните, что движение – это жизнь!

Отказ от пагубных привычек

Курение, спиртные напитки, вредные пищевые пристрастия (солёная пища, чипсы, сладости, газировка) – всё это факторы, разрушающие здоровье. Здоровая и осознанная жизнь предполагает категорический отказ от вышеперечисленных «удовольствий» в пользу более здоровых вариантов. Отказ от вредных привычек – ключевой пункт для всех адептов ЗОЖ – то, с чего следует начинать практику.

Укрепление организма и профилактика заболеваний

В список факторов, способствующих укреплению здоровья, обязательно входят процедуры по укреплению организма и закаливанию. Повышение иммунного статуса – комплексное мероприятие, требующее поэтапного и терпеливого воплощения. Укрепить организм можно с помощью аптечных препаратов, повышающих защитные силы (элеутерококк, настойка женьшеня), домашних фитопрепаратов, а также посредством закаливания.

Закаливание – не обязательно купание в проруби и обливание холодной водой. Для начала подойдет обычный контрастный душ: при этом перепад температур на начальном этапе может быть минимальным. Закаливание тела повышает иммунный статус, укрепляет сосудистую систему, стимулирует вегетативную нервную систему и поднимает общий тонус организма.

Обязательно нужно следить за состоянием психики и нервной системы. Волнение, стрессы, напряжение, раздражительность – прямые причины раннего старения. Кроме того, нервозное состояние негативно влияет на физиологические процессы и способствует патологическим изменениям в тканевых и клеточных структурах организма. И ещё одно – если уж вы злитесь и нервничаете, делайте это открыто, не копите отрицательные эмоции в себе.

В список профилактических мер по укреплению и стабилизации здоровья обязательно входит контроль массы тела. Избыток веса – всегда дополнительный риск сердечных, сосудистых, эндокринных и многих других патологий.

Людям после 45 лет рекомендуется регулярно проходить полноценное клиническое обследование: с возрастом значительно повышается риск таких заболеваний, как гипертензия, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца. Выявление этих и других недугов на ранней стадии – основа успешной терапии.

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.

Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?

Даём определение для взрослых: «здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». (с сайта международного общественного движения «Здоровая планета» http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh)

Определение для детей : здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

Личная гигиена.

Чистота - залог здоровья (рус. нар. пословица).

1.Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну.

2. Регулярно мойте голову .

3.Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос.

4.Принимайте душ или ванну 2 раза в день.

5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.

6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.

Режим дня

Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).

Вы скажете, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. Совершенно верно! Именно этим людям небезразлично как себя чувствуют дети, с каким настроением они принимаются за уроки и занятия, найдётся ли в течение дня время на еду и развлечения.

Итак, режим дня - это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.

Бывает, что мы нарушаем режим дня: поздно встаём, едим, когда захочется, смотрим фильмы или мультики допоздна, валяемся на диване. Но если человек будет так жить всегда, то он станет капризным лентяем, а без правильного питания и прогулок на свежем воздухе он ещё и заболеет.

Значит основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это:

    Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).

    Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

    Соблюдение графика приёма пищи.

    Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку) .

Вы можете построить свой режим дня, посоветовавшись с родителями. Главное – найти в себе силы соблюдать этот режим!

Правильное питание.

Как жуёшь, так и живёшь (рус. нар. пословица).


Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды.


Понятно, что для детей готовят пищу взрослые. Понятно, что детям для роста и взросления нужно много сил. А получать всё необходимое они должны из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Отсутствие сбалансированного полноценного питания может обернуться испорченным на всю жизнь здоровьем. Поэтому нужно постараться есть всё полезное, что вам предлагают родители. Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты . Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и проч). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.

Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

Совет. Не торопитесь во время еды, хорошо пережёвывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз.

Спорт и физические нагрузки.

Двигайся больше, проживёшь дольше (рус. нар. пословица)

Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеть. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать спортивные секции, упражняться в тренажёрном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Тогда начать день необходимо с утренней зарядки, которая поможет перейти от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног.

Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнение на восстановление дыхания.

Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.

Отказ от вредных привычек.

Мы не станем углубляться и долго говорить о вредных привычках. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит своё здоровье и уже давно принял решение никогда не быть зависимым.

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. Просто начните с малого. Давайте сами себе задание (встать вовремя, не забыть почистить зубы, поесть до выхода в школу, собраться и сделать уроки за 40 минут и др.) выполняйте их и планомерно формируйте новые полезные привычки.

Помогли понять что такое ЗОЖ книги из фонда нашей библиотеки и интернет-ресурсы :

Баль, Л. В. Букварь здоровья : Учеб. пособие для детей дошкол. возраста / Л. В. Баль, В.В. Ветрова. - М. : ЭКСМО, 1995. -127с.

Володченко, В. Ю. Игры нашего двора / В. Ю. Володченко; Рис. И.Челмодеева. - Науч.-попул. изд. - М. : Дом: ИИК "Российская газета", 1998. - 84с.

Залесский, М. З. Как стать сильным / М. З. Залесский; Худож. В.Жигарев. - М. : РОСМЭН, 2000. - 124с.

Семёнова, И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой / И. Семёнова. – - Науч.-попул. изд. – М.: Педагогика, 1989. – 176с.

Понятие «здоровый образ жизни» во мнении разных людей оказывается довольно спорным, что связано с двумя проблемами. Во-первых, в самом здоровом образе жизни каждый человека видит не всю совокупность формирующих его компонентов, а лишь тот его аспект, с которым он лучше всего знаком. Именно этим обусловлен широко известный тезис: здоровый образ жизни — это не пить, не курить и заниматься физкультурой. Ничего удивительного в таком взгляде нет, потому что он сам по себе бесспорен, очевиден. А вот если доказывать, что разбираешься в вопросах рационального питания, психорегуляции, закаливания... — тут уже можно встретить не только соратников, но и оппонентов.

Во-вторых, трудности в объективной характеристике здорового образа жизни обусловлены тем обстоятельством, что до настоящего времени, как это не прискорбно, не существует научно обоснованных рекомендации в отношении почти любого компонента, формирующего жизнедеятельность. Об этом свидетельствуют, например, различия и противоречивость имеющихся по этим вопросам рекомендаций в разных странах (например, по рациональному питанию, определению нормальной массы тела и др.) или периодически нарастающие дифирамбы, а затем хула на то или иное средство жизнедеятельности (например, на роды в воду, на «Детку» U.K. Иванова, на определенные средства народной медицины и т.п.). Именно поэтому человек оказывается заложником доминирующих в настоящее время представлении, навязчивом рекламы, некомпетентных людей (увы, — в том числе порой и врачей, которым мы слепо доверяем), сомнительного качества доступной литературы и пр.

Человек (как будет показано в следующем разделе) представляет собой противоречивое единство эволюционного прошлого и социального настоящего. Исходя из этого, будет справедливо утверждать, что именно это обстоятельство должно быть отравным в поисках методологии здорового образа жизни. Прежде всего это означает, что его следует рассматривать с позиций генотипа и фенотипа данного человека. Например, зеленые яблоки должны найти свое место в рационе человека с пониженным уровнем желудочной секреции, но их желательно избегать человеку с повышенной секрецией; в выборе вида спорта холерику больше подойдут единоборства или игры, а флегматику — упражнения на выносливость; человеку, относящемуся к функционально-метаболической классификации «стайер», вряд ли стоит на несколько дней ездить на отдых в зарубежье, а вот «спринтеру» это сделать даже желательно...

Следовательно, в определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. С этих позиций здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, т.е. даже при наличии основополагающих рекомендаций по построению здорового образа жизни у каждого человека он должен быть своим, имеющим собственные специфические особенности. Так, в разработке программы здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип темперамента, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность, национальность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.) и пр. Кроме того, в исходных посылках важное место должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры.

Существует целый ряд обстоятельств, общих для всех людей и построенных на базисных принципах организации и содержания здорового образа жизни, о которых будет сказано ниже. Пока лишь отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

  • Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
  • В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
  • В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
  • Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Итак, у каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует. Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы считать его здоровым? В этом должен помочь анализ факторов, которые в нашем повседневном поведении помогают и которые вредят здоровью (табл. 4).

Таблица 4. Факторы образа жизни, сказывающиеся на здоровье человека

Факторы

Положительные

Отрицательные

Цели в жизни

Ясные, позитивные

Отсутствуют или неясные

Оценка своих достижений, места в жизни (самооценка)

Удовлетворенность, ощущение благополучия

Неудовлетворенность, синдром неудачника

Настрой на долгую здоровую жизнь

Сформирован

Отсутствует

Доминирующее настроение (эмоциональное состояние)

Эмоциональная гармония

Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях

Уровень культуры — общей, духовной, нравственной, физической

Отношение к здоровью

Менталитет здоровья

Сформирован

Отсутствует

Уровень культуры здоровья, в том числе:

Низкий или отсутствует

Осознанность отношения к здоровью

Сформирована

Отсутствует

Место здоровья в иерархии ценностей и потребностей

Приоритетное

Иные приоритеты (вещизм, карьера) в ущерб здоровью

Уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья (валеологическое образование)

Высокий, стремление к повышению валеологической образованности

Низкий, отсутствие стремления к освоению валеологических знаний

Стиль жизни, в том числе:

Здоровый

Нездоровый

Социально полезная активная деятельность

Любимая работа (учеба), профессионализм

Неудовлетворенность работой (учебой)

Оздоровительная, в том числе физическая активность

Оптимальная

Отсутствует или недостаточна

Самоконтроль

Использование интегрального метода оценки своего состояния

Отсутствие, игнорирование последствий вредных привычек

Профилактика заболеваемости

Постоянная, эффективная

Неэффективная, необоснованное самолечение

Отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни

Соблюдение, здоровые привычки

Вредные привычки, нездоровое поведение

Режим дня, труда и отдыха

Четкий, рациональный

Беспорядочный

Полноценное

Некачественное

Состояние

Нормальный

Избыточный или недостаточный

Профилактические медицинские осмотры

Регулярные

Несвоевременные

Оценка по показателям оптимального и нормального здоровья

Соответствует

Не соответствует

Адаптационные возможности организма

Достаточные

Недостаточные

Наследственность

Неотягощенная

Отягощенная

Заболевания

Отсутствуют

Условия жизни

Социально-политические

Благоприятные

Неблагоприятные

Экономические (материальные)

Достаточные

Недостаточные

Экологические

Благоприятные

Неблагоприятные

Бытовые, в том числе влияние окружающих

Благоприятные

неблагоприятные

Стрессовые нагрузки на работе (в учебе) и в быту

Умеренные

Чрезмерные

Отношения в семье

Здоровые

Проблемные

Воспитание детей

С установкой на здоровье

Вопреки нормам ЗОЖ

Влияние на детей поведения родителей, педагогов,медработников

Положительное — примерами соблюдения норм ЗОЖ

Отрицательное — пренебрежение требованиями ЗОЖ

Круг общения(компания)

Приятный,здоровый

Нездоровый или недостаток общения, одиночество

Общественная оценка личности и деятельности человека

Положительная, одобрение и поддержка

Негативная, социальная изоляция, отсутствие поддержки

Принципы здорового образа жизни

С учетом всех указанных предпосылок, которым должна соответствовать здоровая жизнедеятельность человека, можно сформулировать принципы организации и содержания здорового образа жизни.

1. Принцип ответственности за свое здоровье: только разумное отношение к здоровью позволяет человеку на долгие годы сохранить бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. И, разумеется, каждый человек должен понимать, что его здоровье — это спокойствие близких ему людей, жизнеспособность его будущих детей и сила страны. У больных людей рождаются больные дети. Страна хилых и больных людей — это страна без будущего. Больной человек — в той или иной степени обуза для родных и окружающих. А это означает, что здоровье человека отражает его степень ответственности перед своими родителями, детьми и перед Отечеством.

Итак, обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.H. Толстого, самого уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни». Но, как гласит второй закон термодинамики, система, предоставленная сама себе, движется в направлении от порядка к беспорядку. Поэтому для обеспечения здоровья необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь богатейших физических, психических, умственных возможностей, которые заложила в нас от рождения природа, а продолжительность жизни человека может достигать 120-150 лет! Чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия, которые нельзя ничем заменить (например, таблетками). Человек столь совершенен, что вернуть к здоровью его можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это потребует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои. Впрочем, набор таких жизненно важных целей не так уж и велик: социальный успех, любовь, семья, страх смерти и некоторые др. Для их достижения человек должен уметь подчинять свои прихоти обеспечению самого дорогого природного дара — здоровья — и помнить, что упущенное сейчас потом уже полностью наверстать не удастся. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредящих здоровью соблазнов, человек может сохранить до глубокой старости ощущение счастья и высокую работоспособность.

2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности, так что изменение в любом из них обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из «частей» единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни данного человека. При этом тренироваться должны практически все функциональные системы: сердечно-сосудистая, иммунитет, пищеварительная, опорно-двигательная, дыхательная и т.п. Воздействуя на любую из них, мы через так называемый «перекрестный эффект» добиваемся положительного (или отрицательного) воздействия на все остальные.

3. Принцип индивидуализации обусловлен той предпосылкой, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя программа здорового образа жизни, в которой должны быть учтены соответствующие особенности.

Учет генотипических факторов предполагает внесение в программу здорового образа жизни корректив, связанных с типом телосложения, особенностями обмена веществ, преобладающим характером вегетативной регуляции, биоритмологическими показателями и т.п. Следовательно, построение здорового образа жизни должно соответствовать указанным обстоятельствам таким образом, чтобы соответствовать генетической специфике данного человека, а не противоречить ей.

Учет психологических факторов ориентирован на такие критерии, как тип темперамента, экстра- или интравертивность и пр. В таком случае уже в программе здорового образа жизни должны быть предусмотрены соответствующие особенности чередования бодрствования и сна, выбора профессии, друзей и будущего супруга (супруги), самопсихорегуляции и вообще всего того, что но- может этому человеку использовать свои сильные стороны и тренировать слабые.

Учет социальных факторов предполагает, что этот человек, являясь членом общества, принадлежит к данной социальной группе, которая предъявляет ему определенные требования, но, с другой стороны, и сам человек имеет определенные социальные притязания. В таком случае в программе здорового образа жизни должны найти место меры, оптимизирующие взаимоотношения человека с окружающими, помогающие предупредить нездоровые конфликты и вооружить его приемами выхода из конфликтов и пр.

Учет семейно-бытового статуса человека определяется тем обстоятельством, что данный человек имеет в своей семье определенные права и обязанности, обусловленные сложившимися здесь взаимными отношениями, традициями и обычаями, включающими режим дня и питания, воспитание детей, распределение обязанностей и т.д. Поэтому задачей рациональной жизнедеятельности должны быть, с одной стороны, максимально полное обеспечение функций человека в семье как ребенка, супруга и родителя, а с другой — создание в самой семье условий, позволяющих человеку поддерживать высокий уровень здоровья.

Учет уровня культуры человека предполагает, что организация его жизнедеятельности должна определяться его жизненными приоритетами, среди которых одно из основных — отношение к здоровью. В связи с этим особое значение приобретает воспитание культуры здоровья, здоровых потребностей и привитие навыков здорового образа жизни.

4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки. Под «умеренными» имеются в виду такие, которые вызывают среднюю степень утомления, последствия которого при правильной организации образа жизни не должны продолжаться более 24 — 36 часов. Меньшие нагрузки (психические, интеллектуальные, физические), как правило, не способствуют росту резервов организма, а более значительные могут привести к переутомлению. При этом следует учитывать, что нагрузка любой системы в той или иной степени вызывает соответствующие сдвиги и в других, поэтому плохой сон, посещение бани, плохое самочувствие и пр. уже должны учитываться в организации, например, физических нагрузок. Следовательно, об умеренности нагрузок следует говорить с точки зрения организма в целом, а не только наиболее нагружаемой системы.

5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха . Как отмечал отечественный физиолог Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно».

В живом мире жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. В полной мере это относится практически ко всем системам организма и к организму в целом. Периодическая смена этих состояний свойственна бодрствованию и сну, приему пищи, выполнению профессиональных обязанностей, отдыху и т.п. При этом важно таким образом строить образ жизни, чтобы последующий отдых в полной мере соответствовал характеру выполненной перед этим работы. Поэтому, например, после большого объема выполненной интеллектуальной работы должен следовать специально организованный физический труд (по эффекту «активного отдыха» он стимулирует более активное восстановление интеллектуального потенциала) или сон, после сытного обеда — физический покой. Такое разумное чередование позволяет организму рационально не только расходовать, но и восстанавливать свой потенциал. Забвение же этого принципа постепенно приводит к накоплению в организме последствий недовосстановления с развитием переутомления. У человека чаще всего оно проявляется в различных формах нарушений психической деятельности (неврозах).

6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности . Так как принцип рационального чередования нагрузки и отдыха требует осознанного отношения человека к организации своего труда и отдыха, то, следовательно, надо научиться правильно работать и правильно отдыхать. Если же исходить из того, что под работой понимается любая приходящаяся на организм нагрузка, то отсюда следует, что каждый ее вид необходимо не только учитывать, но и планировать, тогда человек сможет в оптимальные для себя сроки и с соответствующей интенсивностью нагрузки выполнить все необходимые дела согласно их действительным приоритетам.

7. Принцип «сегодня и всю жизнь» . Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий. Примеры многих спортсменов показывают, что значительная часть из них после окончания активных занятий спортом, давших им высокий уровень функциональных резервов, довольно быстро становятся «обычными людьми», подверженными, как и все остальные, различным недугам. Известно, что достигнутые годами результаты в закаливании практически полностью исчезают уже через несколько месяцев после прекращения закаливающих процедур.

8. Принцип валеологического самообразования . Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета эта проблема и является важнейшей задачей валеологичес- кого образования и самообразования. Именно на этой базе валеологического образования формируется определенная организация самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элементом валеоло- гической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

  • индивидуально-типологическими наследственными факторами;
  • объективными социальными и общественно-экономическими условиями;
  • конкретными обстоятельствами жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;
  • личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детсады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его элементов: физкультуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины.

Все дело в том, что современная жизнь требует от человека больших вложений своего труда, времени и, главное, здоровья ради достижения собственных целей. Положение также усугубляется плохой экологией, сидячими условиями труда, некачественными продуктами и плохим режимом питания, вредным излучением от разнообразной техники и многими другими факторами, которые способны влиять на наше психическое и физическое самочувствие. Несмотря на то что современная медицина достигла существенных успехов в лечении самых разнообразных заболеваний, она часто оказывается бессильной в случаях, когда организм человека уже не способен бороться с недугом даже с помощью лекарств и медицинских мероприятий. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно знать и выполнять специальные профилактические приемы и правила, которые представляют собой основу здорового образа жизни человека.

В данном тренинге мы предлагаем вам пройти серию бесплатных онлайн-уроков, посвященных тому, как вести здоровый образ жизни, формировать для себя привычки правильного питания, занятий физической культурой и спортом, как построить оптимальный режим дня, а также поддерживать свое психическое здоровье. Программа курса призвана помочь каждому сформировать собственную систему ЗОЖ.

Понятие здорового образа жизни, или что это такое?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ ) - это навык человека, который заключается в способности выполнять специальные действия (или наоборот, отказаться от выполнения таковых), направленные на сохранение и улучшение его здоровья и профилактику заболеваний.

Профилактикой заболеваний называется система мер для предупреждения или устранения причин, вызывающих болезнь. Профилактика бывает разных уровней: первичная профилактика - система мероприятий по устранению причин и факторов возникновения болезней, вторичная - предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания, и третичная профилактика - это предупреждение рецидивов заболеваний. В рамках ЗОЖ принято рассматривать именно первичную профилактику заболеваний.

Владеть способностью вести здоровый образ жизни - это значит иметь специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо дисциплинировать себя, выстраивать правильный режим дня, а также выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу.

Зачем вести здоровую жизнь?

У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. Кто-то, не выполняя никаких физических упражнений и специальных рекомендаций по питанию, всегда остается в неплохой форме, кто-то не склонен к простудным заболеваниям, и зимой его невозможно заразить ОРЗ, кто-то способен спать по 4 часа в день и оставаться бодрым. Все эти способности - больше исключения из правил, свойственные лишь некоторым людям. И уж точно можно сказать, что в мире не существует идеально здорового человека, который обладает всеми перечисленными выше достоинствами. Вот почему нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни.

Применение знаний ЗОЖ может пригодиться любому человеку в самых разных ситуациях, например, позволит:

  1. Правильно воспитывать детей (родителям, педагогам, воспитателям и учителям).
  2. Жить дольше и чувствовать себя лучше - абсолютно всем.
  3. Не погубить здоровье в молодости всем, кто много учится за студенческой скамьей, и кто работает не покладая рук, чтобы взобраться по карьерной лестнице.
  4. Организовывать мероприятия и принимать верные решения, если вы имеете отношение к организации человеческого времяпрепровождения, например, вы работодатель, директор школы или ректор вуза.

Стоит отметить, что культура ЗОЖ влияет на качество жизнедеятельности любого человека, что связано с достижением долголетия, возможностью полноценно выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой, общественной жизни общества.

Как этому научиться

Многие из нас иногда задумываются о том, как вести здоровый образ жизни: заниматься спортом или питаться умеренно и сбалансированно. Но часто дальше обещаний себе того, что с понедельника необходимо изменить свою жизнь, дело так и не заходит. Эти обещания могут повторяться много раз до тех пор, пока не появится действительно серьезная проблема, справиться с которой будет достаточно сложно.

Для того чтобы не доводить свой организм до таких ситуаций, нужно соблюдать специальные правила , которые помогут сохранить ваше здоровье и о которых вы узнаете из уроков данного курса. Соблюдение этих правил должно быть целенаправленным и системным . Для этого, во-первых, нужно определиться с тем, чего вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни, и поставить перед собой . Во-вторых, нужно стараться и изо дня в день уверенно стремиться к поставленной цели. Очень важно при ведении здорового образа жизни, как и в любом другом деле, выработать режим, привычки и самодисциплину.

Одной из важных привычек должно стать правильное питание, состоящее из сбалансированного рациона и принимаемое в нужном режиме. Не менее важны для здоровья такие составляющие, как правильное соотношение работы и отдыха, сон, умеренные физические нагрузки, понимание биологических ритмов своего организма и многое другое. Однако даже ведущий здоровый образ жизни человек не застрахован от всех заболеваний, и поэтому важно знать, как правильно вести себя в случае болезней или травм. Чтобы успешно вести здоровый образ жизни необходимо уметь понимать свой организм, учиться на собственном опыте, постоянно пополняя багаж своих знаний.

Здоровая жизнь также требует полного отказа от вредных привычек, которые могут свести на нет все ваши старания. Вы должны понимать, что употребление спиртных напитков, курение, переедание и многие другие слабости лишь усугубляют воздействие факторов, связанных с плохой экологией, психическими и трудовыми нагрузками, на тело человека.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Курс уроков ЗОЖ

Ниже приведен план курса по здоровому образу жизни. В наших уроках мы попытались собрать всё самое необходимое для самостоятельного обучения: информацию о ключевых элементах и понятиях ЗОЖ, схемы и картинки, видеоролики, конспекты, программы, сценарии, а также проекты мероприятий, направленных на улучшение здоровья и профилактику заболеваний. Ключевую функцию данного тренинга мы видим в том, что в отличие от школьных рефератов, докладов или классных часов, из данных уроков вы получите не столько теоретические и пропагандистские знания, сколько практические навыки, применимые в жизни каждого человека.

Как проходить занятия

Проходить уроки по здоровому образу жизни можно в любой последовательности, обращая внимание на то, что интересно именно вам. Материал в уроках изложен, в некоторой степени, конспективно и направлен на общее ознакомление с главными принципами здорового образа жизни. Тем не менее, в уроках присутствует множество практических советов и примеров. Среди универсальных рекомендаций следует выделить следующие:

Тренируйте самодисциплину. Именно умение придерживаться правильного режима изо дня в день является главной составляющей практически всех элементов ЗОЖ. Чтобы не давать себе расслабляться, чаще вспоминайте, что на кону стоит самое главное - ваше здоровье. А если вам потребуются другие мотивационные приемы, вы сможете найти их в тренинге по тайм-менеджменту на нашем сайте (скоро!).

Учитесь понимать свой организм. У каждого человека есть свои физические и психические особенности, поэтому никакие готовые универсальные приемы не заменят вам собственного опыта.

Внимательно и с сомнением подходите к любой рекомендации. Каждый раз, когда у вас будут возникать сомнения относительно действенности и безвредности любого совета по здоровому образу жизни на нашем сайте или в любом другом источнике информации, не выполняйте рекомендацию, пока не будете полностью уверены в ней. Старайтесь время от времени консультироваться со специалистами, врачами, диетологами, тренерами, а также читайте отзывы в интернете - все это поможет избежать ошибок.

Чтобы максимально эффективно усвоить принципы ЗОЖ, а затем сформировать свои привычки и режим дня, рекомендуем сначала ознакомиться со всеми уроками данного тренинга, попробовать выполнить предлагаемые упражнения и рекомендации. После прочтения всех уроков вы будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы начать формировать свою собственную программу здорового образа жизни. Вам могут потребоваться дополнительные знания. Некоторую полезную информацию вы сможете найти в материалах, речь о которых пойдет ниже, а также при помощи обычных поисковиков. Но помните, что ко всему следует относиться несколько критически, и помнить, что зачастую применяя некоторые особо радикальные меры по улучшению здоровья, вы рискуете получить обратный эффект и нанести серьезный ущерб своему организму.

Дополнительный материал

Помимо онлайн-уроков, в данном разделе мы будем собирать всю полезную информацию о здоровом образе жизни: статьи, видео, книги, учебники, конспекты, схемы, а также отзывы и рекомендации специалистов и обычных людей о практике применения принципов ЗОЖ.

Кроме того, обратите внимание на категорию «Здоровое тело » в нашем блоге, где вы сможете прочитать такие статьи, как.