Степень физического развития позволяет в какой-то мере судить о функциональном, состоянии органов и, наоборот, нарушение функциональной способности органов влечет за собой изменения в физическом развитии. /7/

Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Исследование функционального состояния органов и систем занимающихся физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объясняется следующим. Во-первых, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая вместе с системами дыхания и крови обеспечивает питание работающих мышц, зависит уровень работоспособности мышечной системы. Во-вторых, сердечно-сосудистая система вместе с другими органами и системами организма обеспечивает постоянство внутренней среды организма - гомеостаз, без чего невозможно существование организма вообще. В-третьих, сердечно-сосудистая система наиболее чутко реагирует на все изменения как внешней, так и внутренней среды.

Исследование сердечно-сосудистой системы, имеет огромное значение для решения вопроса о "дозе" физической нагрузки для мышц занимающихся физической культурой.

Выявление возможных патологических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, представляет нелегкую задачу. Оно требует высокой врачебной квалификации и использования различных инструментальных методов исследования.

Занятия физической культурой вызывают определенные положительные изменения как в морфологии, так и в функции сердечно-сосудистой системы, связанные с ее приспособлением к большим физическим напряжениям. Этим обусловлены особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. По характеру этой реакции можно составить представление об уровне функционального состояния сердечно-сосудистой системы. /6/

С возрастными анатомическими изменениями параметров сердечно-сосудистой системы у детей тесно связаны изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений (пульс), артериальное и венозное давление, ударный и минутный объемы, количество циркулирующей крови, скорость кровотока. /5/

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма дошкольников в целом необходимо определить частоту пульса. Если нет серьезных нарушений ритма, наблюдается урежение пульса с возрастом, можно полагать, что двигательный режим не превышает функциональные возможности ребенка. Для оценки функционального состояния организма ребенка наряду с частотой пульса проводят измерения артериального давления с помощью звукового метода Н. С. Короткова. /7/

Артериальное давление (АД) у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости и других показателей. /5/ При этом определяется систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление.

Систолическое давление - это давление, возникающее в артериальной системе в момент систолы левого желудочка, диастолическое - в период диастолы, во время спадения пульсовой волны./7/

Измерение артериального давления является обязательным методом исследования сердечно-сосудистой системы. /14/

ПД = СД - ДД

СрД = 0,5 ПД + ДД

По величинам пульса и артериального давления могут быть рассчитаны их производные: внешняя работа сердца и коэффициент выносливости.

Внешняя работа сердца (ВР) - показатель, рекомендованный для оценки сократительной способности миокарда:

ВР = П (пульс) x СД (усл. ед.)

Коэффициент выносливости (КВ) отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, ее готовность к выполнению длительной физической нагрузки.

При оптимальном двигательном режиме выявляется тенденция к снижению числовых значений П, СД, ДД, ВР, КВ при повышении ПД. /14/

Кроме того, у детей дошкольного возраста максимальное АД можно рассчитать по формуле

СД = 100 + Н,

где Н - число лет, при этом допустимы колебания ± 15 мм рт. ст. (И. М. Воронцов). /7/

Среднее значение показателей функционального состояния детей представлены в Приложении Г.

Однако огромное значение имеет исследование показателей сердечно-сосудистой системы, характеризующих ее функцию, т. е. оценка изменений сердца и артериального давления после той или иной дозированной нагрузки и определение длительности периода восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб. /6/

Для изучения функционального состояния организма ребенка необходимо определить реакцию организма на физические нагрузки. Нормальной принято считать увеличение частоты сердечных сокращений на 25-30% по отклонению к исходной величине, частоты дыхания на 4-6 в минуту, повышение СД в пределах 15 мм рт. ст. при неизменном или сниженном на 5-10 мм рт. ст. ДД. Спустя 2-3 минуты все показатели должны достигать исходных величин. /7/

При определении медицинской группы по физкультуре, а также при допуске к занятиям физкультурой после заболеваний необходимо проводить функциональную пробу: пробу Мартинэ - Кушелевского (10-20 приседаний за 15-30 сек.).

Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует их движения по глубине и ритму, им рекомендуется 10 приседаний.

Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин. (когда исчезает рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут из них средний и записывают в графу "до нагрузки". Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.).

После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединят от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.

После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10 - сек. интервалом до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером измерения дыхания.

Образец записи результатов функциональной пробы представлен в таблице 2.

физический дошкольник здоровье дыхательный

Таблица 2

При благоприятной реакции организма на нагрузку пульс учащается на 25-50 %, возвращается к исходным величинам через 3 минуты. Допустимая реакция учащение пульса до 75%,возвращение к исходному через 3-6 минут увеличение максимального артериального давления - на 30-40 мм рт. ст., уменьшение минимального - на 20 мм рт. ст. и более. При неблагоприятной реакции организма пульс учащается на 100% и более, возвращается к исходному через 7 минут. /13/

Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы

Функциональная полноценность дыхания определяется тем, насколько достаточно и своевременно удовлетворяется потребность клеток и тканей организма в кислороде и выводится из них образующийся при процессах окисления углекислый газ. /6/

От полноценной функции дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. /3/

Для контроля за физическим развитием здоровых детей часто используется метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - количество воздуха (мл), которое можно выдохнуть, сделав максимально глубокий вдох, а затем максимально глубокий выдох. /15/

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определяется путем максимального выдоха в спирометр или сухие газовые часы после максимального выдоха. Она позволяет косвенно оценить величину площади дыхательной поверхности легких, на которой происходит газообмен между альвеолярным воздухом и кровью капилляров легких. Иначе говоря, чем больше ЖЕЛ, тем больше дыхательная поверхность легких. Кроме того, чем больше ЖЕЛ, тем больше может быть глубина дыхания и легче достигается увеличение объема вентиляции.

Таким образом, ЖЕЛ определяет возможность приспособления организма к физической нагрузке, к недостатку кислорода во вдыхаемом воздухе.

Снижение показателя ЖЕЛ всегда свидетельствует о какой-либо патологии. /6/

Уровень ЖЕЛ обусловлен также размерами тела и степенью физического развития.

Частота дыхания определяется по количеству движений грудной клетки или мышц живота в минуту и зависит от физиологической потребности организма в кислороде. У детей в следствии повышенного обмена потребность в кислороде несколько больше, чем у взрослых. Поэтому и частота дыхания у них выше. Чем старше ребенок, тем реже частота дыхания. /18/

Средние показатели ЖЕЛ и частоты дыханий представлены в Приложении Д.

Введение 4

Динамометром измеряется максимальная сила кисти. Показа­ния фиксирует партнер. Затем под контролем зрения исследуемый 3-4 раза сжимает динамометр с силой, соответствующей полови­не максимального результата. Далее испытуемый старается вос­произвести это усилие, но уже не глядя на прибор. Вслед за этим под контролем зрения сжимают динамометр с силой, соответст­вующей трем четвертям максимума. Снова делают попытку вос­произвести это усилие, не глядя па показания прибора. Степень отклонения выполненного усилия от контрольного является мерой кинестетической чувствительности. Эту оценку выражают в процентах по отношению к контрольному усилию. Разница в20% указывает на нормальное состояние кинестетической чувствительности. Например, половина максимальной силы равна 20 кг. Значит, результаты контрольного измерения, которые уложатся в диапазоне 20 ±4 кг, будут нормальными.

3.2. Исследования двигательного анализатора с помощью определения дифференциальных порогов его проприоцептивной чувствительности

Для исследования требуется угломер.

Испытуемому предлагают в положении стоя отвести руку па 90 о и согнуть ее в локтевом суставе под контролем зрения на за­данный по угломеру угол. После приобретения навыка сгибания на заданный угол (через 2-3 попытки) испытуемый пытается его воспроизвести, закрыв глаза. Определяется точность сгибания на малый угол (до 45°), на средний (до 90°) и на угол больше 90 о

Нормальному уровню дифференциального порога проприоцептивной чувствительности соответствует воспроизведение сгибании с точностью не меньше ±10%. Например, при задании сог­нуть руку на 30° нормальным уровнем дифференциального порога будет сгибание на угол, равный 30±3 о (от 27 о до 33 о).

3.3. Проба Ромберга

Статическая координация - это способность организма к сохранению равновесия в простой и усложненной позах.

Простая поза. Испытуемый стоит без обуви, плотно сдвинув стопы, руки вытянув вперед, пальцы расслаблены, глаза закрыты.
Усложненные позы:

1) ноги испытуемого стоят на одной линии (пятка одной упирается в носок другой). Положение рук и глаз прежние;

2) стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о колено опорной. Руки и глаза - аналогично первой позе;

3) поза "ласточки". Стоя на одной ноге, другая поднята назад, руки в стороны, глаза закрыты.

Учитывается длительность устойчивого стояния в позе Ромберга, наличие или отсутствие дрожания век, рук, покачивания туловища.
Нормальным считается устойчивое стояние, отсутствие дрожания рук и век в течение 15 сек. и более. Удержание позы в течение 15 сек. с небольшим покачиванием и тремором - удовлетворительная реакция; неудовлетворительная - потеря равновесия ранее 15 сек., сильное дрожание рук, век.

3.4. Проба Яроцкого

Проба Яроцкого позволяет определить состояние вестибулярного анализатора.

При систематической спортивной тренировке функция вестибулярного анализатора совершенствуется. Это проявляется повышением устойчивости к воздействию раздражителя, адекватного для данного анализатора, уменьшением вегетативных рефлексов. Перетренировка, переутомление отрицательно влияют на состоя­ние вестибулярного анализатора.

Проба Яроцкого основана па определении времени, в течение которого испытуемый способен сохранить равновесие при раздра­жении вестибулярного аппарата непрерывным вращением головы.

Методика проведения исследования.

Испытуемому предлагают в положении стоя делать круговые движения головой и одном направлении (темп 2 оборота в 1 сек.). Длительность сохранения равновесия определя­ется по секундомеру. Для предотвращения падения, которое может привести к травме, надо стоять вблизи испытуемого, подстра­ховывая его.

Индивидуальные колебания времени сохранения устойчивости при проведении пробы Яроцкого довольно велики. Нормальному состоянию вестибулярного аппарата соответствует удержание равновесия в течение 28 секунд. У тренированных спортсменов оно может достигать 90 сек. и более.


3.5. Клиноортостатическая проба Даниелополу-Превеля


Методы определения состояния вегетативной системы основа­ны на том, что ее отделы, симпатический и парасимпатический, по-разному влияют на функцию отдельных органов, в частности на сердце. В качестве функциональной нагрузки на организм, вызы­вающей изменение активации одного из отделов вегетативной систему и , следовательно, частоты сердечных сокращений, слу­жит изменение положения тела в пространстве. Механизм влияния положения тела на возбуждение того или иного отдела вегетатив­ной нервной системы и соответственно на частоту сокращений сердца в настоящее время еще не полностью изучен.

Для исследования требуется секундомер.

Методика проведения исследования

В положении стоя (ортостатика) определяется частота пульса за 1 мин. Затем испытуемый ложится па спину (клиностатика), и снова сразу же подсчитывается пульс за первые 15 сек. в положе­нии лежа. Потом испытуемый встает, и у него определяется час­тота пульса за первые 15 сек.

При нормальной активации парасимпатического отдела ве­гетативной нервной системы переход из ортостатики в клиностатику сопровождается урежением пульса на 4-12 ударов (в пере­счете на 1 мин.). Замедление пульса более чем на 12 ударов ука­зывает на повышенную активацию блуждающего нерва. При переходе из горизонтального положения в вертикальное в норме пульс увеличивается на 6-18 ударов в 1 мин. Учащение пульса больше чем на 18 ударов свидетельствует о повышении активации симпатического отдела вегетативной нервной системы. Для хорошо тренированных спортсменов, особенно упражняющихся в выра­ботке выносливости, характерно преобладание тонуса блуждающе­го нерва (парасимпатический отдел), что проявляется в урежении пульса , т. е. брадикардии, в покое и соответствующих сдвигах ре­зультатов клино-ортостатической пробы Даниелополу-Превеля.

Заключение о функциональном состоянии нервной и нервно-мышечной систем основывается на:

1) данных анамнеза, позволяю­щих конкретизировать и более глубоко оценить данные, получен­ные- при проведении различных проб;

2) анализе оценок всех проведенных проб.

Итоговая оценка функционального состояния нервной и нерв­но-мышечной систем формулируется следующим образом: «Функ­циональное состояние нервной и нервно-мышечной систем удов­летворительное (неудовлетворительное, хорошее)».

СПИСОК ЛитературЫ


  1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М., 1978.

  2. Вайнбаум Я.С. Перенапряжение сердца у спортсменов. Махачкала, 1971.

  3. Васильева В.Е. Врачебный контроль и ЛФК. М.: ФИС, 1970.

  4. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М.: ФИС, 1981.

  5. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. М., 2004.

  6. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. М.: ФИС, 1971.

  7. Дембо А.Г. Спортивная медицина. М.: ФИС, 1975.

  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999.

  9. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1983.

  10. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. М., 1980.

  11. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М.: ФИС, 1980.

  12. Крячко И.А. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. М., 1969.

  13. Куколевский Г.М., Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины. М., 2001.

  14. Макарова Г.Н. Спортивная медицина. М., 2004.

  15. Попов С.Н., Тюрин И.И. Спортивная медицина. М., 1974.

  16. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1980.

  17. Чоговадзе В.Т. Спортивная медицина. М.,1978.

Традиционно при самоконтроле и проведении врачебного контроля за функциональным состоянием организма студентов и спортсменов применяют функциональные пробы со стандарт­ными физическими нагрузками (20 приседаний за 30, 40 сек, 15-сек бег, 3-мин бег) в качестве критерия оценки текущего состояния организма спортсмена в динамике. Простота и доступность этих функциональных проб, возможность проводить их в любых условиях и выявить характер адаптации к разным нагрузкам позволяют считать их достаточно полезными и ин­формативными. Применение в самоконтроле пробы с 20 приседаниями не вполне удовлетворяет целям функционального исследования, т. к. с ее помощью мож­но выявить лишь крайне низкий уровень физической подготов­ленности. Для ведения самоконтроля наиболее целесообразно использовать более нагрузочные функциональные пробы - проба с 30-ю приседаниями; бег на месте в течение 3 минут; степ-тесты. Проведение данных проб требует больше времени, однако их результаты значительно информативнее.

Функциональная проба Руфье. Перед выполнением пробы необходим 5-ти минутный отдых в исходном положении лежа. Затем подсчитывается пульс за 15 секунд и пересчитывается на ЧСС в одну минуту (Р 1). Испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 сек и вновь ложится, сразу измеряя ЧСС за 15 сек (Р 2), затем за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р 3). Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона:

2 – 70) + (Р 3 – Р 1 )

При величине индекса до 2,9 дается отличная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, от 3 до 6 - хорошая, от 6 до 8 - удовлетворительная, выше 8 - плохая.

Функциональная проба с бегом. Перед пробой фиксируются ЧСС и АД в покое. Затем выполняется бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свобод­ное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 15-секундного интер­вала и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить артериальное давление (если представляется такая возможность) и зафиксировать этот показатель в протокол. Да­лее подсчитывается пульс на 2, 3 и 4-й минутах восстановления. После измерения частоты сердечных сокращений при на­личии аппарата необходимо измерять и регистрировать показа­тели АД в те же минуты периода восстановления.

Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет «раз» поставьте одну ногу на скамью, на «два» - другую, на «три» - опустите одну ногу на землю, на «четыре» - другую. Темп должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 сек, 24 - за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончанию теста сядьте и подсчитайте пульс.

Пульс следует подсчитывать в течение 1 мин, чтобы опреде­лить не только его частоту, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки. Сравните полученный ре­зультат (пульс в течение 1 мин) с данными табл. 2.3.1 и увиди­те, насколько вы хорошо подготовлены.

Таблица 2.3.1

Степ-тест Кэрша

Частота сердечных сокращений (уд/мин)

в зависимости от возраста

Превосходно

Удовлетворительно

Посредственно

Очень плохо

Если во время выполнения функциональной пробы (бег на месте, степ-тест и др.) вы почувствуете боль или напряженность в области грудной клетки или собьетесь с ровного дыхания, если появится тошнота и головокружение, немедленно прекра­тите упражнение и обратитесь к врачу.

Если этот тест окажется для вас слишком легким, если вы высокого роста, и полученные данные не будут отражать истин­ное положение дел, предлагается всем, кто выше 152 см, увели­чивать высоту скамейки на 5 см на каждые 7,5 см роста.

Для студентов курса спортивного совершенствования, в целях ознакомления с нагрузочными пробами большой мощности, раскроем содержание распространенного в спортивной практике Гарвардского степ-теста . При проведении данного степ-теста необходимо обязательное присутствие медицинского работника.

Перед началом выполнения нагрузки у испытуемого регистрируются исходные величины артериального давления и ЧСС. Гарвардский степ-тест заключает­ся в подъемах на ступеньку высотой 50 см - для мужчин и 41 см - для женщин в течение 5 мин в темпе 30 подъемов в минуту. Если исследуемый не может поддерживать заданный темп в указанное время, то работу следует прекратить, зафиксировав ее продолжи­тельность.

В течение первой минуты после завершения нагрузки регист­рируется величина АД. В течение первых 30 с 2-й, 3-й и4-й мин восстановления измеряется ЧСС.

Исходя из продолжительности выполненной работы и частоты пульса, вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ):

t ·100

(f 2 + f 3 + f 4 )·2

где - индекс степ-теста; f 2 , f 3 , f 4 , - ЧСС за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления соответственно; t - время восхождения в се­кундах. Если испытуемый полностью выполнил программу теста, то t = 300 сек, если он прекратил работу раньше, например, на 4-й минуте, то t = 240 сек.

Оценка физической работоспособности осуществляется в срав­нении с данными, представленными в табл. 2.3.2.

В зависимости от величины АД, полученной сразу после вы­полнения работы, различаются следующие типы реакций на фи­зическую нагрузку:

    нормотонический: систолическое АД достигает 180–190 мм рт. ст., диастолическое АД изменяется по сравнению с исходным значением в пределах +10 мм рт. ст.;

    гипертонический: систолическое АД превышает 190 мм рт. ст., диастолическое АД увеличивается более чем на 10 мм рт. ст.;

    гипотонический (астенический): систолическое АД изменяется в пределах ± 20 мм рт. ст., диастолическое АД практи­чески остается прежним;

    дистонический: систолическое АД достигает 180–200 мм рт.ст., диастолическое АД снижается в пределах 30 мм рт. ст.

Таблица 2.3.2

Оценка физической работоспособности по величине ИГСТ

Значения ИГСТ (J)

Оценка физической

работоспособности

Ниже средней

Отличная

Только нормотонический тип реакции принято считать нор­мальной реакцией организма на физическую нагрузку. Все другие типы свидетельствуют о некотором нарушении соотношения сим­патической и парасимпатической иннервации в организме. Данные заносятся в протокол исследования и анализируются совместно с тренером, врачом.

7.3.

Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов


Определение функциональной способности сердечно-сосудистой системы (ССС) совершенно необходимо для оценки общей тренированности спортсмена или физкультурника, так как кровообращение играет важную роль в удовлетворении повышенного обмена веществ, вызванного мышечной деятельностью.

Высокий уровень развития функциональной способности аппарата кровообращения, как правило, характеризует высокую общую работоспособность организма.

В комплексной методике исследования ССС большое внимание в спортивной медицине уделяется изучению динамики ее показателей в связи с выполнением физической нагрузки, и в этом направлении разработано достаточно большое количество функциональных проб с физической нагрузкой.


7.3.1. Общеклинические методы исследования

При исследовании ССС учитывают данные анамнеза. В протокол иссле-дования заносятся общие сведения:

Фамилия, имя, отчество испытуемого;

Возраст, основной вид спорта, разряд, стаж, период тренировки и ее особенности, сведения о последней тренировке, самочувствие, наличие жалоб.

При наружном осмотре обращают внимание на окраску кожных покровов, форму грудной клетки, расположение и характер верхушечного толчка, наличие отеков.

Пальпацией определяется расположение верхушечного толчка (ширина, высота, сила), болезненные толчки в области грудной клетки, наличие отеков.

С помощью перкуссии (простукивание) изучаются границы сердца. Если врач находит при перкуссии выраженное смещение границ сердца, то спортсмена обязательно следует подвергнуть специальному рентгенологическому исследованию.

Аускультацию (выслушивание) рекомендуется проводить в различных положениях исследуемого: на спине, на левом боку, стоя. Выслушивание тонов и шумов связано с работой клапанного аппарата сердца. Клапаны расположены «на входе» и «на выходе» обоих желудочков сердца. Атриовентрикулярные клапаны (в левом желудочке - митральный клапан, а в правом - трехстворчатый трикуспидальный) препятствуют обратному забросу (регургитации) крови в предсердия во время систолы желудочков. Аортальный и легочные клапаны, расположенные у основания крупных артериальных стволов, предупреждают регургитацию крови в желудочки при диастоле.

Атриовентрикулярные клапаны образованы перепончатыми листками (створками), свешивающимися в желудочки наподобие воронки. Их свободные концы соединены тонкими сухожильными связками (нитями-хордами) с сосочковыми мышцами; это препятствует заворачиванию створок клапанов в предсердия во время систолы желудочков. Общая поверхность клапанов гораздо больше, чем площадь атриовентрикулярного отверстия, поэтому их края плотно прижимаются друг к другу. Благодаря такой особенности клапаны надежно смыкаются даже при изменениях объема желудочков. Аортальный и легочный клапаны устроены несколько по-иному: каждый из них состоит из трех кармашков в виде полумесяцев, окружающих устье сосуда (поэтому их называют полулунными клапанами). Когда полулунные клапаны замкнуты, их створки образуют фигуру в виде трехконечной звезды. Во время диастолы токи крови устремляются за створки клапанов и завихряются позади них (эффект Бернулли), в результате клапаны быстро закрываются, благодаря чему регургитация крови в желудочки очень невелика. Чем выше скорость кровотока, тем плотнее смыкаются створки полулунных клапанов. Открывание и закрывание сердечных клапанов связано прежде всего с изменением давления в тех полостях сердца и сосудах, которые отграничиваются этими клапанами. Звуки, возникающие при этом, и создают тоны сердца. При сокращениях сердца возникают колебания звуковой частоты (15-400 Гц), передающиеся на грудную клетку, где их можно выслушать либо просто ухом, либо при помощи стетоскопа. При выслушивании можно различить два тона: первый из них возникает в начале систолы, второй - в начале диастолы. Первый тон длительнее второго, он представляет собой глухой звук сложного тембра. Этот тон связан главным образом с тем, что в момент захлопывания атриовентрикулярных клапанов сокращение желудочков как бы резко тормозится заполняющей их несжимаемой кровью. В результате возникают колебания стенок желудочков и клапанов, передающиеся на грудную клетку. Второй тон более короткий. Связан с ударом створок полулунных клапанов друг о друга (поэтому его часто называют клапанным тоном). Колебания этих створок передаются на столбы крови в крупных сосудах, и поэтому второй тон лучше выслушивается не непосредственно над сердцем, а на некотором отдалении от него по ходу тока крови (аортальный клапан аускультируется во втором межреберье справа, а легочный - во втором межреберье слева). Первый тон напротив, лучше аускультируется непосредственно над желудочками: в пятом межреберье по срединно-ключичной линии выслушивают левый атриовентрикулярный клапан, а по правому краю грудины - правый. Эта методика является классическим методом, используемым в диагностике пороков сердца, оценке функционального состояния миокарда.

Важное значение при исследовании ССС придается правильной оценке пульса. Пульсом (от лат. pulsus - толчок) называется толчкообразные смещения стенок артерий при заполнении их кровью, выбрасываемой при систоле левого желудочка.

Пульс определяется с помощью пальпации на одной из периферических артерий. Обычно пульс подсчитывается на лучевой артерии по 10-секундным отрезкам времени 6 раз. Во время нагрузки определить и точно подсчитать пульс на лучевой артерии не всегда возможно, поэтому пульс рекомендуется подсчитывать на сонной артерии или на области проекции сердца.

У взрослого здорового человека частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое колеблется от 60 до 90 ударов в минуту. На ЧСС влияют положение тела, пол и возраст человека. Повышение частоты пульса более 90 ударов в минуту называется тахикардией, а ЧСС менее 60 ударов в минуту - брадикардией.

Ритмичным считается пульс в том случае, если количество ударов за 10-секундные промежутки не отличается более чем на 1 удар (10, 11, 10, 10, 11, 10). Аритмичность пульса - значительные колебания числа сердечных сокращений за 10-секундные отрезки времени (9, 11, 13, 8, 12, 10).

Наполнение пульса оценивается как хорошее , если при наложении трех пальцев на лучевую артерию пульсовая волна хорошо прощупывается; как удовлетворительное при небольшом надавливании на сосуд пульс достаточно легко подсчитывается; как плохое наполнение - пульс с трудом улавливается при надавливании тремя пальцами.

Напряжение пульса - это состояние тонуса артерии и оценивается как мягкий пульс , свойственный здоровому человеку, и твердый - при нарушении тонуса артериального сосуда (при атеросклерозе, повышенном артериальном давлении).

Сведения о характеристиках пульса заносятся в соответствующие графы протокола исследования.

Артериальное давление (АД) измеряется ртутным, мембранным или электронным тонометром (последний не очень удобен при определении артериального давления в период восстановления из-за продолжительного инертного периода аппарата), сфигмоманометром. Манжета манометра накладывается на левое плечо и в дальнейшем не снимается до конца исследования. Показатели АД записываются в виде дроби, где в числителе - данные максимального, а в знаменателе - данные минимального давления.

Этот метод измерения АД наиболее распространен и называется слуховым или аускультативным методом Н.С. Короткова.

Нормальный диапазон колебаний для максимального давления у спортсменов составляет 90-139, а для минимального – 60-89 мм.рт.ст.

АД зависит от возраста человека. Так, у 17-18-летних нетренированных юношей верхняя граница нормы равна 129/79 мм.рт.ст., у лиц 19-39 лет - 134/84, у лиц 40-49 лет - 139/84, у лиц 50-59 лет - 144/89, у лиц старше 60 лет - 149/89 мм.рт.ст.

Артериальное давление ниже 90/60 мм.рт.ст. называется пониженным, или гипотонией, АД выше 139/89 - повышенным, или гипертонией.

Среднее АД является важнейшим показателем состояния системы кровообращения. Эта величина выражает энергию непрерывного движения крови и, в отличие от величин систолического и диастолического давлений, является устойчивой и удерживается с большим постоянством.

Определение уровня среднего артериального давления необходимо для расчета периферического сопротивления и работы сердца. В условиях покоя его можно определить расчетным способом (Савицкий Н.Н., 1974). Используя формулу Hickarm, можно определить среднее артериальное давление:

АДср = АДд - (АДс - АДд)/3, где АДср - среднее артериальное давление; АДс - систолическое, или максимальное, АД; АДд - диастолическое, или минимальное, АД.

Зная величины максимального и минимального АД можно определить пульсовое давление (ПД):

ПД = АДс - АДд.

В спортивной медицине для определения ударного или систолического объема крови пользуются формулой Старра (1964):

СО = 90,97 + (0,54 х ПД) - (0,57 х ДЦ) - 0,61 х В), где СО - систолический объем крови; ПД - пульсовое давление; Дд - диастол ическое давление; В - возраст.

Используя величины ЧСС и СО, определяется минутный объем кровообращения (МОК):

МОК = ЧСС х СО л/мин.

По величинам МОК и АДср можно определить общее периферическое сопротивление сосудов:

ОПСС = АДср х 1332 / МОКдин х см - 5/с, где ОПСС - общее периферическое сопротивление сосудов; АДср - среднее артериальное давление; МОК - минутный объем кровообращения; 1332 - коэффициент для перевода в дины.

Чтобы рассчитать удельное периферическое сопротивление сосудов (УПСС), следует привести величину ОПСС к единице поверхности тела (S), которая рассчитывается по формуле Дюбуа, исходя из роста и массы тела обследуемого.

S = 167,2 х Мх Д х 10 -4 х (м2), где М - масса тела, в килограммах; Д - длина тела, в сантиметрах.

Для спортсменов величина периферического сопротивления сосудов в состоянии покоя составляет примерно 1500 дин см -5/с и может колебаться в широких пределах, что связано с типом кровообращения и направленностью тренировочного процесса.

Для максимально возможной индивидуализации главных гемодинамиче-ских показателей, которыми являются СО и МОК, нужно их привести к площади поверхности тела. Показатель СО, приведенный к площади поверхности тела (м 2 ), называется ударным индексом (УИ), показатель МОК - сердечным индексом (СИ).

Н.Н. Савицкий (1976) по величине СИ выделил 3 типа кровообращения: гипо-, -эу- и гиперкинетическии типы кровообращения. Этот индекс в настоящее время расценивается как основной в характеристике кровообращения.

Гипокинетический тип кровообращения характеризуется низким показателем СИ и относительно высоким показателями ОПСС и УПСС.

При гиперкинетическом типе кровообращения определяются самые высокие значения СИ, УИ, МОК и УО и низкие - ОПСС и УПСС.

При средних значениях всех этих показателей тип кровообращения называется эукинетическим .

Для эукинетического типа кровообращения (ЭТК) СИ = 2,75 - 3,5 л / мин/ м2. Гипокинетический тип кровообращения (ГТК) имеет СИ менее 2,75 л / мин/м2, а гиперкинетический тип кровообращения (ГрТК) более 3,5 л/ мин/м2.

Различные типы кровообращения обладают своеобразием адаптационных возможностей и им свойственно разное течение патологических процессов. Так, при ГрТК сердце работает в наименее экономичном режиме и диапазон компенсаторных возможностей этого типа кровообращения ограничен. При этом типе гемодинамики имеет место высокая активность симпатоадреналовой системы. Наоборот, при ГТК сердечно-сосудистая система обладает большим динамическим диапазоном и деятельность сердца наиболее экономична.

Поскольку пути приспособления сердечно-сосудистой системы у спортсменов зависят от типа кровообращения, то и способность адаптироваться к тренировкам с различной направленностью тренировочного процесса имеет отличия при разных типах кровообращения.

Так, при преимущественном развитии выносливости ГТК встречается у 1/3 спортсменов, а при развитии силы и ловкости - всего у 6%, при развитии быстроты этого типа кровообращения не обнаруживается. ГрТК отмечается преимущественно у спортсменов, в тренировках которых преобладает развитие скорости. Данный тип кровообращения у спортсменов, развивающих выносливость, встречается очень редко, в основном при снижении адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя

1.1 Артериальное давление

2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб

2.1 Функциональная проба Руфье

2.2 Функциональная проба с бегом

2.3 Степ-тест Кэрша

3. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы

3.1 Проба Штанге

3.2 Проба Генчи

Заключение

Использованные источники

Введение

Функциональное состояние - это совокупность наличных характеристик физиологических и психофизиологических процессов, во многом определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособность и поведение человека. По сути, это возможность спортсмена выполнять свою конкретную специфическую деятельность.

Поскольку функциональные состояния представляют собой сложные системные реакции на воздействие факторов внутренней и внешней среды, их оценка должна быть комплексной и динамичной. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния служат показатели деятельности тех физиологических систем, которые являются ведущими в процессе выполнения физической нагрузки.

При массовом обследовании занимающихся физическими упражнениями обычно исследуется функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для изучения функционального состояния организма его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб.

сосудистый артериальный проба дыхательный

1. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях пок оя

Наиболее легко исследуемый показатель функционального состояния - ЧСС, т.е. количество сокращений сердца за 1 мин. Как уже было сказано ранее, самыми распространенными для измерения являются четыре точки на геле человека: на поверхности запястья над лучевой артерией, у виска над височной артерией, на шее над сонной артерией и на груди, непосредственно в области сердца. Для определения ЧСС пальцы руки накладывают на указанные точки так, чтобы степень контакта позволяла пальцам чувствовать пульсацию артерии.

Обычно ЧСС получают, используя правило математического соотношения, подсчитав число пульсаций за несколько секунд. Если необходимо знать ЧСС в покое, можно использовать для подсчета любой временной диапазон (от 10 с до 1 мин). Если же измеряется ЧСС в нагрузке, то чем быстрее зафиксировать пульсации за несколько секунд, тем точнее будет этот показатель. Уже через 30 с после прекращения нагрузки ЧСС начинает быстро восстанавливаться и значительно падает. Поэтому в практике спорта применяют немедленный подсчет количества пульсаций после прекращения нагрузки за 6 с, в крайнем случае - за 10 с, и умножают полученное число соответственно на 10 или на 6. Сравнительно недавно в спортивную практику внедрены пульсомеры - приборы, фиксирующие показатель ЧСС автоматически, без остановки спортсмена.

Частота пульса у людей индивидуальна. В состоянии покоя у здоровых нетренированных людей она находится в пределах 60-90 уд/мин, у спортсменов - 45-55 уд/мин и ниже.

Важна не только частота сокращений сердца за минуту, но и ритм этих сокращений. Пульс можно считать ритмичным при условии, если число пульсаций за каждые 10 с в течение 1 мин не будет отличаться более чем на единицу. Если же различия составят 2-3 пульсации, то работу сердца следует считать аритмичной. При устойчивых отклонениях в ритме ЧСС следует обратиться к врачу.

ЧСС свыше 90 уд/мин (тахикардия) свидетельствует о низкой тренированности сердечно-сосудистой системы либо является следствием заболевания или переутомления.

1.1 Артериальное давление

Давление в кровеносной сосудистой системе - это сила, обусловливающая движение крови по сосудам. Величина кровяного давления является одной из важнейших констант, характеризующих функциональное состояние организма. Давление определяется работой сердца и тонусом артериальных сосудов и способно изменяться в зависимости от фаз сердечного цикла. Различают систолическое, или максимальное, давление, создаваемое сердцем во время систолы (СД), и диастолическое, или минимальное, давление (ДД), формируемое преимущественно тонусом сосудов. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым артериальным давлением (НАД).

Для измерения артериального давления пользуются тонометром и фонендоскопом. Тонометр включает надувную резиновую манжету, ртутный или мембранный манометр. Как правило, артериальное давление измеряется на плече исследуемого, находящегося в сидячем или лежачем положении.

Для правильного определения артериального давления необходимо, чтобы манжета накладывалась несколько выше локтевой ямки. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп.

Создается давление в манжете выше максимального (до 150-180 мм рт. ст.), при котором исчезает пульс.

Затем, медленно поворачивая винтовой клапан и выпуская воздух из манжеты, при помощи фонендоскопа выслушиваются тоны в плечевой артерии. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. При продолжении снижения давления в манжете интенсивность тонов нарастает, далее отмечается постепенное их ослабление с последующим исчезновением. Момент исчезновения тонов соответствует диастолическому давлению.

У человека артериальное давление (АД) в норме составляет в пределах от 110/70 до 130/80 мм рт. ст. в покое. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) у взрослого человека нормальное СД составляет 100-140, а ДД - 60-90 мм рт. ст. При значениях, превышающих названные параметры, развивается гипертония, а при их снижении - гипотония. Под влиянием физической нагрузки СД повышается, достигая 180-200 и более мм рт. ст., а ДД, как правило, колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., иногда понижается до 40-50 мм рт. ст.

Пульсовое артериальное давление должно находиться в пределах 40-60 мм рг. ст. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы показателей ЧСС и АД в покое недостаточно. Значительно больше информации дает сопоставление данных ЧСС и АД в покос с ЧСС и АД после физической нагрузки и в период восстановления. Поэтому при самоконтроле функционального состояния обязательно проводятся несложные, по информативные функциональные пробы.

2. Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой систем ы с помощью функциональных проб

Традиционно при самоконтроле и проведении врачебного контроля за функциональным состоянием организма студентов и спортсменов применяют функциональные пробы со стандартными физическими нагрузками (20 приседаний за 30,40 с, 15-секундный бег, трехминутный бег) в качестве критерия оценки текущего состояния организма спортсмена в динамике. Простота и доступность этих функциональных проб, возможность проводить их в любых условиях и выявить характер адаптации к разным нагрузкам позволяют считать их достаточно полезными и информативными. Применение в самоконтроле пробы с 20 приседаниями не вполне удовлетворяет целям функционального исследования, так как с ее помощью можно выявить лишь крайне низкий уровень физической подготовленности. Для ведения самоконтроля наиболее целесообразно использовать более нагрузочные функциональные пробы: проба с 30 приседаниями, бег на месте в течение 3 мин, степ-тесты. Проведение данных проб требует больше времени, однако их результаты значительно информативнее.

2.1 Функциональная проба Руфье

Проведение пробы Руфье - Диксона

Чтобы провести пробу Руфье вам понадобится секундомер или часы, которые отображают секунды, ручка и лист бумаги. Прежде всего необходимо немного отдохнуть, чтобы можно было подсчитать пульс в покое, поэтому рекомендуется полежать на спине в течении 5 минут. Затем измеряют ЧСС за 15 секунд. Запишите результат - это Р1.

В течении 45 секунд необходимо выполнить 30 приседаний и снова лечь. При этом за первые 15 секунд отдыха измеряется пульс - это Р2. Через 30 секунд проводится повторное измерение пульса за 15 секунд, т.е. берутся последние 15 секунд первой минуты восстановления - это Р3.

Расчет индекса Руфье

Полученные данные нужно подставить в формулу Руфье:

ИР = (4 х (Р1+Р2+Р3) - 200)/10

где ИР - индекс Руфье, а Р1, Р2 и Р3 - ЧСС за 15 секунд.

Оценка результата пробы Руфье - Диксона

1. 0,1 - 5 - результат хороший;

2. 5,1 - 10 - средний результат;

3. 10,1 - 15 - удовлетворительный результат;

4. 15,1 - 20 плохой результат.

Таким образом, вы можете проводить пробу Руфье раз в месяц и следить за динамикой работоспособности своего сердца.

2.2 Функциональная проба с бегом

Перед пробой фиксируются ЧСС и АД в покое. Затем выполняется бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свободное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают ЧСС в течение 15-секундного интервала и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить артериальное давление (если представляется такая возможность) и зафиксировать этот показатель в протокол. Далее подсчитывается пульс на второй, третьей и четвертой минутах восстановления. После измерения ЧСС при наличии аппарата необходимо измерять и регистрировать показатели АД в те же минуты периода восстановления.

2.3 Степ-тест Кэрша

Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет "раз" поставьте одну ногу на скамью, на "два" - другую, на "три" - опустите одну ногу на землю, на "четыре" - другую. Теми должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 с, 24 - за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончании теста сядьте и подсчитайте пульс.

Пульс следует подсчитывать в течение 1 мин, чтобы определить не только его частоту, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки. Сравните полученный результат (пульс в течение 1 мин) с данными таблицы и увидите, насколько хорошо вы подготовлены.

Таблица I. Степ-тест Кэрша

Пульс следует подсчитывать в течение минуты, чтобы определить не только частоту пульса, но и скорость, с которой сердце восстанавливается после нагрузки.

3. Методика оценки функционального состояния дыхательной системы

Для самоконтроля за функциональным состоянием дыхательной системы рекомендуются следующие пробы.

3.1 Проба Штанге

Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать вдох на 80-90% от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-50 с, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности - снижается. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину - до 30-35 с.

3.2 Проба Генчи

Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с, для тренированных - 40-60 с и более.

При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе.

Частота дыхания - количество дыханий за 1 мин. Ее можно определить по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здоровых лиц составляет 16-18 раз/мин, у спортсменов - 8-12 раз/мин. В условиях максимальной нагрузки частота дыхания возрастает до 40-60 раз/мин.

Заключение

Будьте культурным человеком, заботьтесь о своем здоровье. А регулярные занятия физической культурой не только улучшат здоровье и функциональное состояние, но и повысят работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Использованные источники

Литература

1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2006. - 111 с.

2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.

3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. - М.: Кнорус.Среднее профессиональное образование,2014. - 256 с.

4. Леони Д., Берте Р. Анатомия физиология человека в цифрах. - М.: Крон-Пресс, 1995. -- 128 с.

5. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Марков. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

Интернет источники

1. Studme.org. Физическая культура. [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/111512124126/meditsina/metodika_individualnogo_podhoda_primeneniya_sredstv_dlya_napravlennogo_razvitiya_otdelnyh_fizicheskih_. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 30.03.2016)

2. Страна советов. [Электронный ресурс]. URL: http://strana-sovetov.com/health/3047-health-way-life.html. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 30.03.2016)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функциональная проба по Н.А. Шалкову. Зависимость характера физической нагрузки от состояния ребенка. Задержка дыхания на вдохе. "Степ-тест" (подъем на ступеньку). Нагрузочная проба на велоэргометре. Детская эхокардиография, показания к ее проведению.

    презентация , добавлен 14.03.2016

    Характеристика заболеваний сердечно–сосудистой системы, специфика и методика использования способов физической реабилитации. Объективные симптомы при заболеваниях дыхательной системы. Методы диагностики функционального состояния органов дыхания.

    реферат , добавлен 20.08.2010

    Наличие и степень выраженности декомпенсации жизненно важных функций организма. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и системы органов дыхания. Крайне тяжелое общее состояние больного. Оценка функционального состояния почек.

    презентация , добавлен 29.01.2015

    Нарушения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов вследствие физического перенапряжения. Факторы возникновения заболеваний, роль наследственности в патологии. Оценка работы слухового, вестибулярного и зрительного анализаторов.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2012

    Функции сердечно-сосудистой системы. Уход за больными с сердечными заболеваниями, их симптоматика. Основные грозные осложнения длительного постельного режима. Артериальное давление, его показатели. Методика определения пульса на лучевой артерии.

    презентация , добавлен 29.11.2016

    Рассмотрение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Изучение клиники врожденных пороков сердца, артериальной гипертензии, гиппотезии, ревматизма. Симптомы, профилактика и лечение острой сосудистой недостаточности у детей и ревматизма.

    презентация , добавлен 21.09.2014

    Анатомия и физиология сердечно–сосудистой системы. Вены, распределение и ток крови, регулирование кровообращения. Давление крови, кровеносные сосуды, артерии. Определение показателя состояния осанки и плоскостопия у учащихся. Орган вкуса, виды сосочков.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Сравнительная характеристика приступов удушья при бронхиальной астме и болезнях сердечно-сосудистой системы. Пароксизмы удушья при узелковом периартериите. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы: диета, двигательный режим, вредные привычки.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2010

    Происхождение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные заболевания сердечно-сосудистой системы, их происхождение и места их локализации. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Регулярные профилактические осмотры у кардиолога.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Динамика и структура болезней сердечно-сосудистой системы: анализ данных отчета по отделению за пять лет. Проведение профилактики и внедрение принципов здорового питания с целью снижения количества пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.