Это состояния, проявляющиеся функциональными (обратимыми) непсихотическими расстройствами, при этом не нарушается правильная оценка реальных событий, своего состояния и поведения.

Невротические синдромы развиваются у больных, страдающих неврозом (психогенным расстройством).

Неврозоподобные расстройства (псевдоневротические состояния) - класс нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы, но не обусловленных психогенными воздействиями.

Неврозоподобные расстройства подразделяют на две группы. Первая ― процессуальные неврозоподобные расстройства, имеющие место при прогрессирующих эндогенных заболеваниях. Во вторую группу входят непроцессуальные неврозоподобные расстройства, возникающие при резудиально-органической патологии мозга (астенические, фобические, депрессивно-дистимические, истериоформные, сенестопатические-ипохондрические, моносимптоматические – тики, заикание, энурез/энкопрес).

Многие симптомы, наблюдаемые при невротических и неврозоподобных синдромах сходны. Это быстрая утомляемость с чувством психологического и физического дискомфорта, сопровождающаяся тревогой, беспокойством с внутренней напряженностью, усиливающаяся при малейших поводах. Так же наблюдается эмоциональная лабильность и повышенная раздражительность, ранняя бессонница, отвлекаемость внимания и.т.д.

Важными диагностическими признаками, на основании которых можно отличить неврозоподобное состояние от невроза, является отсутствие связи его с психотравмирующими конфликтными ситуациями и меньшая эффективность психотерапевтических воздействий. Несмотря на это, процесс постановки диагноза с выяснением этиологии заболевания (невротическое психогенное или неврозоподобное) может занять достаточно долгое время и потребовать клинического обследования и динамического наблюдения.

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (АСТЕНИЯ) - состояние повышенной утомляемости, раздражительности и неустойчивого настроения, сочетающееся с вегетативными симптомами и нарушениями сна.



Повышенная утомляемость при астении всегда сочетается со снижением продуктивности в работе, особенно заметным при интеллектуальной нагрузке. Больные жалуются на плохую сообразительность, забывчивость, неустойчивое внимание. Им трудно сосредоточиться на чем-нибудь одном. Больные досадуют на свою несостоятельность. Одни делают перерывы в работе, но кратковременный отдых не улучшает их самочувствия. Наряду с повышенной утомляемостью и непродуктивностью интеллектуальной деятельности при астении всегда утрачивается психическая уравновешенность. Больной легко теряет самообладание, становится раздражительным, вспыльчивым, ворчливым, придирчивым, вздорным (раздражительная слабость). Настроение легко колеблется. И неприятные, и радостные события нередко влекут за собой появление слез.

Часто наблюдается гиперестезии, т.е. непереносимость громких звуков и яркого света. Также астении почти всегда сопутствуют вегетативные нарушения и расстройства сна, которые в начальном периоде астении проявляются трудностью засыпания, поверхностным сном с обилием тревожных сновидений, пробуждениями среди ночи, трудностью последующего засыпания, ранним пробуждением. После сна не чувствуют себя отдохнувшими.

Астения - самое общее и наиболее часто встречающееся психическое расстройство. Его можно встретить при любом психическом и соматическом заболевании. Она часто сочетается с другими невротическими синдромами. Астению необходимо дифференцировать с депрессией. Во многих случаях различить эти состояния очень трудно, в связи с чем, используется термин астено-депрессивный синдром.

ИСТЕРИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - симптомокомплекс психических, вегетативных, двигательных и сенсорных нарушений, часто возникает у незрелых, инфантильных, эгоцентричных личностей после психической травмы. Часто это личности художественного склада, склонные к позерству, лживости, демонстративности.

Такие лица стремятся всегда быть в центре внимания и быть замеченными окружающими. Им все равно, какие чувства они вызывают у окружающих, главное, что бы никого вокруг не оставить равнодушным.

Психические расстройства проявляются, прежде всего, неустойчивостью эмоциональной сферы: бурными, но быстро сменяющими друг друга чувствами возмущения, протеста, радости, неприязни, симпатии и т.д. Мимика и движения выразительны, чрезмерно экспрессивны, театральны.

Характерна образная, нередко патетически-страстная речь, в которой на первом плане находится “Я” больного и стремление любой ценой убедить собеседника в истинности того, во что верят и что хотят доказать.

Всегда события излагаются таким образом, что у слушающих должно создаться впечатление, что сообщаемые факты - истина. Чаще всего излагаемые сведения преувеличиваются, нередко извращаются, в ряде случаев представляют собой заведомую ложь, в частности в форме оговора. Неправда может хорошо осознаваться больным, но нередко они в нее верят, как в непреложную истину. Последнее обстоятельство связано с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью больных.

Истерическая симптоматика может быть любая и появляется по типу «условной желаемости» для больного, т.е. приносит ему определенную выгоду (выход из тяжелой ситуации, уход от действительности). Другими словами можно сказать, что истерия это – «бессознательное бегство в болезнь».

Большой истерический припадок встречается очень редко, и обычно при истерическом синдроме, возникающем у лиц с органическими поражениями центральной нервной системы. Обычно же двигательные расстройства при истерическом синдроме ограничиваются тремором конечностей или же всего тела, элементами астазии-абазии - подкашивание ног, медленное оседание, трудность ходьбы.

Встречаются истерическая афония - полная, но чаще частичная; истерический мутизм и заикание . Истерический мутизм может сочетаться с глухотой - сурдомутизм .

Также можно встретить истерическую слепоту , обычно в форме выпадения отдельных полей зрения. Псевдопарезы , псевдопараличи , гипестезия , анестезия , которые отражают "анатомические" представления больных о зонах иннервации. Поэтому расстройства захватывают, например, целиком части или целую конечность на одной и другой половинах тела. Наиболее выражен истерический синдром при истерических реакциях в рамках психопатий, истерическом неврозе и реактивных состояниях. В последнем случае истерический синдром может смениться состояниями психоза в форме бредоподобных фантазий, пуэрилизма и псевдодеменции.

ОБСЕССИВНЫЙ СИНДРОМ (синдром навязчивых состояний) - психопатологическое состояние с преобладанием явлений навязчивости (т.е. непроизвольно возникающих в сознании тягостных и неприятных мыслей, представлений, воспоминаний, страхов, влечений, действий, к которым сохраняется критическое отношение и стремление им противостоять).

Как правило, наблюдается у тревожно-мнительных личностей в период астении и воспринимается больными критично.

Навязчивости при обсессивном синдроме могут ограничиться одним каким-нибудь видом, например, навязчивым счетом, навязчивыми сомнениями, явлениями умственной жвачки, навязчивыми страхами (фобиями) и т.д. В других случаях одновременно сосуществуют самые различные по своим проявлениям навязчивости. Возникновение и продолжительность навязчивостей различны. Они могут развиваться исподволь и существовать непрерывно длительное время: навязчивый счет, явления умственной жвачки и т.д., а могут появляться внезапно, продолжаться короткий период времени, в ряде случаев возникать сериями, напоминая тем самым пароксизмальные расстройства.

Обсессивный синдром, при котором навязчивые явления возникают в форме отчетливых приступов, нередко сопровождается выраженными вегетативными симптомами: побледнением или покраснением кожных покровов, холодным потом, тахи- или брадикардией, ощущением нехватки воздуха, усиленной перистальтикой кишечника, полиурией и т.д. Могут наблюдаться головокружения и ощущения дурноты.

Обсессивный синдром представляет собой частое расстройство при пограничных психических заболеваниях, расстройствах зрелой личности (обсессивно-компульсивное расстройство личности), при депрессиях у тревожно-мнительных личностей.

Неврозоподобный синдром — очень распространенное заболевание, которое обусловлено и стрессом, и соматическими нарушениями. Фактор стресса оказывает дополнительное провоцирующее воздействие, а основное ухудшение состояния человека происходит на органическом фоне. Заболевание встречается как у взрослых, так и у детей.

Как проявляется неврозоподобный синдром?

Деятельность психики тесно связана с работой нейронов головного мозга, поэтому любые отклонения от нормальной деятельности гипоталамуса и лимбических зон немедленно сказываются на эмоциональном фоне пострадавшего. Какие физические заболевания увеличивают вероятность неврозоподобного синдрома?

  • аллергические реакции: кожная аллергия, пищевая аллергия, бронхиальная астма;
  • сердечно-сосудистые заболевания: ишемия, вегетососудистая дистония и др.;
  • желудочно-кишечные заболевания: гастрит, язва, дисбактериоз кишечника;
  • заболевания печени, поджелудочной железы, желчного пузыря;
  • резидуально-органические пороки головного мозга;
  • психические заболевания: эпилепсия, параноидальный синдром, шизофрения и др.;
  • эндокринные нарушения: гипертиреоз, сахарный диабет и др.

Практически все тяжелые соматические заболевания могут сопровождаться неврозоподобным синдромом. У некоторых людей возможности психики позволяют избежать этого осложнения, но в основном не удается устранить все симптомы за счет собственных ресурсов. Какие симптомы позволяют предположить неврозоподобное состояние?

  • резкие перепады настроения, преобладают негативно-окрашенные эмоции: тревога, раздражительность, злость;
  • сложности с контролем над своим поведением, вспыльчивость, агрессивные поступки;
  • тошнота и рвота в стрессовых ситуациях;
  • жидкий стул, запоры;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения сна: бессонница, кошмарные сновидения, сонливость;
  • отсутствие аппетита, отказ от пищи;
  • скачки артериального давления и пульса;
  • большое количество необоснованных страхов, тревожность, мнительность;
  • повышенное потоотделение и слезливость;
  • недержание мочи, особенно в ночное время у детей.

Конкретные проявления могут различаться по степени интенсивности в каждом клиническом случае: некоторые пациенты страдают всем списком симптомов, а у кого-то проявляется 2-3 признака.

Так как характер заболевания в основном невротический, в первую очередь нужно обращаться к невропатологу. При необходимости могут быть подключены и другие специалисты:

  • психотерапевт или психиатр;
  • гастроэнтеролог;
  • кардиолог;
  • эндокринолог.

Для того чтобы ребенку была оказана комплексная и эффективная помощь, родителям не следует скрывать симптомы нарушения. Часто из-за ложных опасений родителей дети вынуждены страдать из-за своего плохого самочувствия. Без должных оснований никто не вправе ставить ребенка на учет в психдиспансер, госпитализировать или выписывать ему сильнодействующие и опасные медикаменты.

Если родители опасаются государственных медицинских учреждений, можно обратиться в частные, но никуда не обращаться нельзя. Категорически нельзя лечить неврозоподобный синдром методами народной медицины — это является потерей времени и продлевает страдания ребенка.

Лечение неврозоподобного состояния должен проводить квалифицированный невролог, а не бабки, колдуны и шаманы с бубном.

Вернуться к оглавлению

Что такое неврозоподобный синдром?

Невротические и неврозоподобные синдромы объединяют несколько разнообразных по своим проявлениям расстройств, для каждого из которых характерны специфические нарушения. Что входит в эту категорию? Астенический синдром. Пострадавший испытывает головные боли, мигрени неясного происхождения. Появляется быстрая утомляемость даже без адекватной нагрузки. Поведение становится неконтролируемым, человек эмоционально неуравновешен, ведет себя резко и несдержанно.

В течение дня имеется сонливость, в ночное время — бессонница, поверхностный сон, неприятные и кошмарные сновидения. Периоды раздражительности сменяются периодами апатии и безразличия к происходящему. Человек остро реагирует на внешние стимулы: на громкие звуки, яркий свет, контакты с другими людьми, запахи и прикосновения. Со стороны соматики наблюдается расстройство сердечного ритма, потливость, нарушения пищеварения, отсутствие аппетита и переедание. Астенический синдром без лечения прогрессирует и приводит к более тяжелым недомоганиям.

Обсессивно-компульсивный синдром. Появляется характерное поведение для пострадавшего: чтобы избавиться от тревоги, человек совершает действия, которые временно его успокаивают. Это может быть мытье рук, покупки ненужных вещей, употребление алкоголя, занятия сексом с посторонними людьми. Патологическое нарушение поведения проявляется в том, что пострадавший повторяет эти действия вновь и вновь, даже если они не дают устойчивого облегчения его состояния. У человека появляются навязчивые мысли, страхи приобретают нереальную форму. Пациент начинает верить в знаки, приметы, гороскопы и предзнаменования, обзаводится личными ритуалами на удачу.

У обсессивного синдрома возможны рецидивы в стрессовых ситуациях и ремиссии в относительно спокойное время.

Ипохондрический синдром. Человека чрезмерно тревожит состояние его здоровья, в любом незначительном недомогании он склонен видеть приближение смерти. На этой почве обостряются все хронические соматические заболевания, усиливаются мигрени, расстройство пищеварения и раздражительность. Страдающие ипохондрическим синдромом часто упрекают врачей в некомпетентности, поскольку обнаружить смертельный недуг медицина не в силах. Пациенты с ипохондрическим синдромом верят в то, что их прокляли, наложили на них порчу, испортили им карму какие-то посторонние колдуны или недоброжелатели, соответственно, они обращаются к другим адептам магии и шарлатанства для того, чтобы нейтрализовать этот магический урон. Лечить пострадавших методами официальной медицины очень сложно, поскольку они не выполняют рекомендаций врача, ведут себя агрессивно и самовольно.

Гиперкинетический синдром. Чаще появляется у детей, чем у взрослых. Сопровождается беспорядочной и деструктивной двигательной активностью. Ребенок постоянно испытывает желание рвать бумагу, поджигать вещи, убегать, ломать и портить игрушки, крутить в руках какие-то вещи. Со стороны соматических нарушений проявляются нервные тики, подергивания конечностей, тремор, повторяющиеся и избыточные движения, например, очень частое моргание. У взрослых обычно достигается некоторый контроль над поведением, но в стрессовых ситуациях пациентам сложно избавиться от лишней активности.

Истерический синдром. Отличительной чертой является эмоциональная несдержанность, гипертрофированные проявления эмоций. Часто пациенты изображают падения в обморок, вселенскую скорбь, плачут напоказ, симулируют судороги и припадки. На нервной почве возможно ухудшение зрения и слуха, появление параличей и парезов. Формы, в которых выражается неврозоподобный синдром, могут свободно перетекать друг в друга при определенных обстоятельствах, однако чаще всего больной останавливается на одной форме и придерживается ее в течение длительного времени.

еврозы являются психогенными заболеваниями, представ­ляющими собой реакцию личности на психическую трав­му (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).

Пониманию патогенеза неврозов человека в значи­тельной мере способствовало учение И. П. Павлова об экспери­ментальных неврозах, которое установило основные закономер­ности высшей нервной деятельности, дало научное обоснование существующей классификации неврозов (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний). Впервые было подчеркнуто зна­чение в возникновении неврозов нарушенных отношений между корой и подкорковыми структурами. В последующем учение о / ретикулярной формации ствола мозга, лимбической системе, роли всего лимбико-ретикулярного комплекса (ЛРК) расшири­ло представление о роли этих структур в патогенезе неврозов и неврозоподобных состояний. В экспериментах с разрушением или раздражением различных структур ЛРК вызывались направ­ленные эмоциональные и вегетативные реакции, эндокринные сдвиги, поведенческие нарушения.

Патогенетическая теория неврозов, наиболее признанная в нашей стране, разработана В. Н. Мясищевым и его учениками. Клинические проявления неврозов зависят от характера психи­ческой травмы и от особенностей личности больного.

Основой психологического конфликта при истерии являет­ся противоречие между личностью и окружающей ее действи-

тельностыо, не удовлетворяющей обычно высокого уровня при­тязаний этой личности. Для больных неврастенией характерно стремление к чрезмерным усилиям, превышающим реальные возможности личности. Причиной неврастении у детей может быть постоянная стимуляция со стороны родителей, стремле­ние к успеху без учета сил и возможности ребенка. Основой конфликта при неврозе навязчивых состояний является борьба между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями.

Основная особенность неврозов у детей обусловлена их раз­витием у формирующейся личности. Личность в значительной мере определяется типом воспитания ребенка в семье. Различ­ный тип неправильного воспитания («гипоопека», «неприятие», «потворствующая гиперопека», авторитарное, жесткое воспита­ние, контрастное, «гиперсоциализирующее» воспитание) иска­жает нередко биологические особенности личности, темперамент детей. При этом нарушается направленность реакции ребенка, создаются неблагоприятные черты характера, нередко форми­руется преневротический личностный радикал. Формирование преневротического радикала приводит к ощущению неполноцен­ности, нарастающей тревожности, подготавливает к неадекватно­му восприятию так называемого пускового фактора. При нали­чии подготовленной почвы любое неосторожное слово, обидное замечание, изменение условий жизни и другие факторы могут привести к неврозу. Чем моложе ребенок, тем большее значение в происхождении невротических срывов имеют его биологиче­ские особенности, в частности невропатия или ранняя детская нервность.

Невропатия характеризуется нарушением эмоционального фона соматических основ личности вследствие недостаточной регуляции высших вегетативных центров. Наиболее частой при­чиной невропатии у ребенка является патология беременности, особенно наличие стрессов во время ее, осложнения в родах. В других случаях патология беременности и родов может быть причиной нарушения онтогенеза или перинатальной энцефало­патии, приводящих к формированию СДВГ, называемого также ММД. И невропатия, и ММД определяют плохую адаптацию детей в детских учреждениях, они чаще дают невротические сры­вы при госпитализации, при малейшем изменении жизненного стереотипа. Именно в таких случаях трудна дифференциальная диагностика между неврозом, возникшим на измененной био­логической «почве», и неврозоподобными состояниями, при этом необходимо определить основной этиопатогенетический фактор.

Сходство клинических проявлений, обусловленное наруше­нием лимбико-ретикулярного комплекса (ЛРК) при неврозах и неврозоподобных состояниях, связанных с интоксикацией, ин­фекцией, гипоксией, травмой головного мозга, вызывает труд­ности в дифференциальной диагностике между этими заболе­ваниями.

Возрастной фактор, как фактор патогенеза, определяет кли­ническую картину многих заболеваний. Так, у детей раннего и дошкольного возраста в связи с незрелостью личности и само­сознания редко наблюдаются «классические» формы неврозов, для них типичны более простые по структуре невротические ре­акции. Клинически - это так называемые моносимптомные или системные неврозы. Ведущей проблемой патогенеза системных неврозов является проблема «выбора органа» Одним из меха­низмов, определяющих избирательность нарушений, считают приобретенную или врожденную (в том числе генетически обу­словленную) «слабость» той или иной функциональной системы. Наиболее часто эти нарушения развиваются в системе речедви­гательных механизмов (заикание) или системе регуляции моче­испускания (энурез). Другой механизм состоит в возникновении патологической условнорефлекторной связи между состоянием аффекта и наиболее интенсивным видом деятельности в момент аффективного напряжения. Так, рефлекторное защитное движе­ние может привести к развитию невротических тиков.

Начавшись как невротические реакции, системные неврозы могут в дальнейшем приобретать стойкий характер и превра­щаться у детей школьного возраста и подростков в невротические состояния, а при хронической психической гравматизации - в невротическое развитие личности.

Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, акцентуация тех или иных черт характера (сенситивность, ис- тероидность, тревожная мнительность и др.) позволяют отнести описанные выше невротические реакции с начала их развития к одному из трех видов общих неврозов.

Истерия. Для истерического невроза характерны повы­шенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эго­центризм. Одной из основных свойств истерической личности является требование признания. Основа психологического кон­фликта при истерии - высокий уровень притязаний, не соот­ветствующий возможностям личности (обычно как результат эгоцентрического воспитания - «кумир семьи»). Для истерии характерно большое разнообразие симптомов и их изменчивость (например, истерическая слепота сменяется истерическим па­раличом или астазией-абазией и др.). В детском возрасте такие многообразные симптомы истерии встречаются редко, обычно они бывают при наличии истероидных черт личности. У боль­шинства детей истерические реакции выражаются моносимптом- ными проявлениями. Для детей младшего возраста характерны аффективно-респираторные припадки, чаще у единственных избалованных детей, нередко невропатичных с выраженной ва­зомоторной лабильностью. Припадок развивается при плаче, вы­званном недовольством, гневом ребенка при неудовлетворении его желаний. В более старшем возрасте истерические припадки многообразнее, иногда сходны с эпилептическими припадками, иногда с приступами удушья при бронхиальной астме. Для исте­рического припадка характерна театральность, выразительность поз, припадок может длиться долго, если есть зрители.

Для истерии характерно несоответствие предъявляемых жа­лоб объективным данным при осмотре. Так, при истерическом параличе отсутствует нарушение мышечного тонуса, рефлексов, при настойчивом требовании больной может встать, пройти, по­казав при этом хорошую мышечную силу. При астазии-абазии (невозможность стояния и ходьбы) больной прекрасно прыгает на одной ножке, иногда зигзагом. Жалующийся на слепоту ре­бенок играет в игрушки, складывает вещи и др.

Неврастения. Основным клиническим синдромом невра­стении является раздражительная слабость. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, по малейшему поводу дает аффек­тивные бурные вспышки с последующим раскаянием. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством. Настроение часто меняется, иногда бывают про­явления депрессии. Отмечаются повышенная утомляемость, не­внимательность, понижение работоспособности. Очень характер­на головная боль при утомлении, психическом напряжении, реже по утрам. Головная боль может быть постоянной, сжимающей («каска неврастеника»). Снижение порога восприятия с интеро- рецепторов приводит к ощущению биения сердца, сокращения желудка, кишечника и др., что вызывает массу жалоб на состоя­ние того или иного внутреннего органа (ранее существовавшее представление о «неврозе» сердца, например). У детей старшего возраста, подростков и у взрослых возникают ипохондрическое представление тяжести заболевания, неизлечимости его. Харак­терно для неврастении нарушение сна. Чаще затруднено засыпа­ние, сон поверхностный, с кошмарными сновидениями, частым пробуждением. Довольно нередко при неврастении отмечаются ночные страхи, обычно связанные с дневными переживаниями, с резкими вегетативными проявлениями - сердцебиение, дро­жание, покраснение или побледнение лица и др.

При неврологическом осмотре характерно общее оживление рефлексов, тремор век, языка, пальцев вытянутых рук, положи­тельный симптом Хвостека. Синдром вегетососудистой дисто­нии, нередкий при неврозах, особенно характерен для неврасте­нии.

Невроз навязчивых состояний. Для этого невроза большое значение имеют такие психологические особенности, как неуве­ренность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость. Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боят­ся всего нового, одиночества, темноты, насекомых, животных. В школьном возрасте характерны мнительность, тревожность, боязнь заразиться, заболеть. Больные создают себе различного рода запреты («чтобы не случилось чего-нибудь плохого»). Такое развитие личности называется обсессивным, а невроз навязчивых состояний - обсессивным неврозом.

Детям чаще свойственны разнообразные фобии - страх смерти, заражения, острых предметов, животных и др. У боль­шинства больных в качестве мер защиты появляются различные навязчивые действия, иногда ритуального свойства (бесконечное мытье рук, подпрыгивание в определенном порядке, похлопыва­ние рукой и др.). В более старшем возрасте возникают навязчи­вые сомнения, мысли, счет. В качестве характерного признака навязчивых состояний выделяют наличие у больных критики к этой навязчивости, элементов борьбы с навязчивыми действия­ми, выработку защитных ритуалов.

Нередко более сложному навязчивому движению и действию предшествуют невротические тики, возникающие как закрепив­шиеся условнорефлекторные движения.

Тики. В последние годы появилась тенденция рассматривать тики как неврозоподобные нарушения, при которых основной причиной служит не психогения, а раннее (в основном перина­тальное) органическое поражение головного мозга. Дифференци­альная диагностика между невротическими и иеврозоподобными тиками представляет значительные трудности, тем более что не­вротические тики часто возникают у детей с СДВГ (особенно при недостаточности стриариой системы). Для невротических тиков характерна определенная последовательность их появления, сте­реотипные сокращения отдельных мышечных групп, напомина­ющие защитные движения. Обычно в 4-5-летнем возрасте воз­никает мигательный тик, который через несколько недель или месяцев проходит. Однако малейшее психическое напряжение, переживание, испуг вызывает тики других мышечных групп, ко­торые постепенно захватывают мышцы лица (поднимание бро­вей, подергивание носом, оттягивание углов рта, заведение глаз­ных яблок). Один вид тиков сменяется другим, в более тяжелых случаях почти без интервала. При недостаточном лечении, при постоянной психотравмирующей ситуации тики могут приоб­ретать генерализованный характер. После острых респиратор­ных инфекций чаще появляются так называемые респираторные тики - навязчивое покашливание, втягивание носом, хмыканье и др.

Тики могут входить в структуру одного из трех неврозов. Как уже было отмечено, невротические тики могут быть одним из начальных проявлений невроза навязчивых состояний, сопро­вождаясь при этом соответствующими особенностями личности, ощущением отчужденности, с попыткой задержки тиков воле­вым усилием, с постепенным присоединением более сложных навязчивых действий и ритуалов. Для истерического невроза характерна демонстративность тиков, усиление их в определен­ной ситуации, в присутствии лиц, на которых направлена исте­рическая симптоматика. При неврастении тики чаще возникают (или усиливаются) после различных соматических заболеваний, усугубляющих и другие неврастенические симптомы. При хро­нической психотравмирующей ситуации этап невротической реакции сменяется затяжным невротическим состоянием с ве­дущим симптомом тиков.

Неврозоподобные тики довольно монотонны, мало зависят от ситуации, чаще сочетаются не с невротической, а с психо­органической симптоматикой, наличием на ЭЭГ признаков ор­ганического поражения головного мозга. Нередко при осмотре можно отметить легкую недостаточность стриарной системы (двигательное беспокойство пальцев вытянутых рук, неточность выполнения координационных проб, проб ритма, общую мышеч­ную гипотонию).

Сложное сочетание органических и психогенных"факторов характерно для болезни генерализованных тиков (болезнь Жилль де ла Туретта). Для нее характерно раннее появление вокальных тиков, психоорганических симптомов (грубость, агрессивность, неадекватность реакций, иногда копролалия).

Невротическое заикание (логоневроз). Заикание - нару­шение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Обычно заикание впервые возникает в 2-4 года под влиянием какого-нибудь сильного впечатления, испуга. Частота заикания в этом возрасте обуслов­лена интенсивным формированием мышления, становлением и усложнением фразовой речи. У детей младшего возраста от­мечаются как клонические, так и тонические судороги речевой мускулатуры, у более старших детей преобладают тонические судороги. В происхождении заикания у детей определенное зна­чение имеет наличие в семье больных с заиканием, причем кроме фактора подражания большую роль играет наследственная пред­расположенность к речевой патологии. Невротическое заикание резко усиливается при волнении, сопровождаясь сопутствующи­ми движениями, облегчающими речь ребенка (притоптывание ногой, прищелкивание пальцами и др.), иногда тиками мышц лица.

Невротическое заикание чаще возникает у детей с нормаль­ным или ускоренным развитием речи. При отсутствии наслед­ственной предрасположенности и нормальном «речевом кли­мате» в семье, своевременно проведенном лечении заикание в течение нескольких недель может пройти полностью.

При особенно сильном испуге аффективно-шоковая реакция может проявиться отсутствием речи - мутизмом (тотальным и частичным, элективным) с последующим развитием заикания. Нередко заикание рецидивирует. В более тяжелых случаях у больных происходит фиксация заикания на основе закрепления двигательного речевого стереотипа, развивается невротическое состояние с синдромом заикания, логоневроз. В структуру ло- гоневроза входят также астенические, фобические, субдепрес- сивные и соматовегетативные компоненты. Течение логоневроза волнообразное с периодическим усилением заикания и сопут­ствующих ему невротических расстройств под влиянием раз­личных психогенных ситуаций (большая школьная нагрузка, эк­замены и др.). Характерно усиление логоневроза в пубертатном периоде с обострением реакции личности на дефект речи, резким усилением логофобии.

Неврозоподобное заикание, возникающее в связи с резиду- ально органическим заболеванием головного мозга, развивается чаще постепенно. Обычно отмечается позднее развитие речи, кос­ноязычие. Характерно отсутствие реакции личности на дефект речи, больные не стараются скрыть его, выраженность заикания мало зависит от ситуации. Нередко можно установить признаки органического поражения головного мозга на ЭЭГ, компенсиро­ванной гидроцефалии. Реакция личности при неврозоподобном заикании появляется обычно в пубертатном возрасте, и тогда его трудно отличить от невротического заикания.

Энурез, или ночное недержание мочи, может быть про­должением физиологического энуреза, когда из-за чрезмерной глубины сна длительно не вырабатывается «сторожевой пункт» в коре головного мозга.

К неврозу следует относить только те случаи энуреза, которые возникают под воздействием психиче­ской травмы, при внезапном изменении жизненного стереотипа (посещение яслей, детского сада, появление второго ребенка в семье и др.). При неврозоподобном энурезе ведущая роль при­надлежит перинатальной патологии головного мозга (особенно диэнцефальных структур).

Подчеркивают роль нарушения механизмов сна в патогенезе энуреза. На основании изучения ЭЭГ в течение нескольких ночей у большого числа детей с энурезом выделено 6 форм ночного не­держания мочи (простая, или гиперсомническая, форма, невро­тическая, невропатическая, эндокринопатическая, эпилептиче­ская, диспластическая). Клиника невротического энуреза харак­теризуется выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок, от различных воздействий на его эмоциональную сферу. Временное изъятие ребенка из психотрав­мирующей обстановки может привести к заметному урежению и даже прекращению энуреза. В связи с тем что возникновению невротического энуреза способствуют такие черты характера, как робость, тревожность, впечатлительность, неуверенность в себе, заниженная самооценка дети болезненно переживают свой недо­статок, у них возникает чувство собственной неполноценности, тревожное ожидание ночного упускания мочи. В тех случаях, когда заболевание не заканчивается выздоровлением, у детей и подростков происходит субдепрессивный сдвиг настроения с недовольством собой, замкнутостью, сенситивностью, ранимости или повышенной аффективностью, возбудимостью, несдержан­ностью, озлобленностью.

Энурез у детей иногда развивается вместе с функциональ­ным недержанием кала - энкопрезом. Энкопрез может быть единственным проявлением невроза, чаще по типу истерической реакции (на появление в семье отчима, определение в ясли, дет­ский сад).

Определение этапа развития невроза (невротическая ре­акция, невротическое состояние, невротическое развитие или формирование личности) имеет прогностическое значение: воз­можность быстрого и полного выздоровления на стадии невро­тической реакции и менее благоприятный прогноз при невро­тическом состоянии и особенно при невротическом развитии личности, когда остаются те или иные особенности реагирования на жизненные трудности.

ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ

При неврозах патогенетическим лечением является психотера­пия. Психотерапия у детей в основном направлена па улучшение семейной обстановки, нормализацию системы отношений в се­мье, коррекцию воспитания. Значение медикаментозной терапии, физиотерапии, рефлексотерапии состоит в обеспечении необхо­димого психосоматического фона для более успешной психоте­рапии. При неврозоподобных состояниях, особенно при наличии массивных невротических наслоений, психотерапия тоже имеет большое значение, но на первый план выступает медикаментоз­ная терапия (как этиотропная, так и симптоматическая), а также физио-, бальнеотерапия и др.

Психотерапия

Все методы психотерапии можно разделить на 3 группы: семей­ная, индивидуальная и групповая психотерапия.

Значение семейной психотерапии при лечении неврозов у детей особенно велико, так как в контакте с членами семьи врач непосредственно изучает жизненные проблемы семьи и ребенка, способствует устранению эмоциональных нарушений, нормали­зации системы отношений, коррекции воспитания. Особенное значение семейная психотерапия имеет у детей в дошкольном возрасте, когда она наиболее эффективна, когда легче устранить патологическое влияние ошибок воспитания. Семейная тера­пия включает в себя обследование семьи (в процессе которого следует определить семейный диагноз - совокупность психо­патологических, личностных и социально-психологических осо­бенностей семьи). На втором этапе проводятся семейные обсуж­дения. Беседы с родителями, бабушкой, дедушкой проводятся раздельно, чтобы исключить ятрогенное и дидактогенное влия­ние на ребенка. С ребенком занимаются в кабинете, оборудован­ном как игровая комната - с игрушками, масками, письменными принадлежностями. Сначала ребенку предоставляется возмож­ность свободного обращения с игрушками, книжками. По мере установления эмоционального контакта с ребенком проводится беседа. Семейные обсуждения обычно предшествуют занятиям с ребенком, но иногда можно начать с занятий с ним, при этом улучшение в состоянии ребенка положительно влияет на ход се­мейных обсуждений. При семейных обсуждениях определяется педагогическая перспектива, подчеркивается роль родителей в психотерапии, необходимость тесного сотрудничества.

Следующий этап - совместная психотерапия больного и родителей. С дошкольниками проводятся предметные игры, ри­сование, постройки. Со школьниками - обсуждение различных тем, направленные предметные игры. При взаимодействии детей и родителей наглядно определяются привычные аффективные реакции, конфликты (естественный эксперимент дополняется обучающим экспериментом). В последующем проводятся роле­вые игры, отражающие общение в жизни («школа», «семья»). Разрабатывается сценарий, разыгрывая который дети и родите­ли меняются ролями. Можно использовать управляемые куклы. Психотерапевт в игре демонстрирует оптимальную модель се­мейных отношений. Постепенно создаются условия для пере­стройки семейных отношений, для ликвидации психологиче­ского конфликта.

Индивидуальная психотерапия. Основные методы - «разъ­ясняющая», или рациональная, психотерапия, рисуночная (арт- терапия), игровая, аутогенная тренировка, суггестивная психо­терапия (внушение).

Рациональная психотерапия проводится в три этапа. Вна­чале, после установления эмоционального контакта с больным, врач в доступной форме объясняет ему сущность его болезненно­го состояния. На втором этапе врач вместе с больным старается определить источник его переживаний, что возможно только при доброжелательном отношении врача, эмоциональном контакте с больным. В последующем в домашнем задании (больной должен закончить начатый врачом рассказ) он, разбирая разные вариан­ты окончания рассказа, пытается разрешить трудные конфликт­ные ситуации сам или с помощью врача. Даже незначительные успехи во владении ситуацией при одобрении врачом способ­ствуют перестройке отношений, коррекции неблагоприятных черт характера.

Арттерапия {рисование, лепка). Рисование, лепка пред­ставляют собой невербальный способ коммуникации (при исте­рическом мутизме рисование может быть единственным спосо­бом общения). Рисуя, ребенок лучше разбирается в своих пере­живаниях. Наблюдение за ним во время рисования может дать представление о его характере, общительности или замкнутости, особенно если ребенок рисует в небольшой группе детей, дает представление о самооценке, наличии творческого потенциала, фантазии, кругозоре. Рисование часто используется и при груп­повой психотерапии. Очень информативно рисование на задан­ные темы - рисунок семьи, изображение страхов и др. Анализ рисунка семьи, беседа с ребенком об изображенных на рисунке лицах дает больше представления о структуре семьи, семейных отношениях, чем формально собранный у мамы анамнез. Изобра­жение страхов представляет собой десенсибилизирующий страхи прием, особенно если ребенок рядом изображает, как он борется со страхом, и как страхи уходят. Больной «отдает» нарисованные им страхи врачу, который держит их у себя, усиливая этим психо­терапевтический эффект. Вместо рисования можно использовать изготовление разных масок, лепку. Устранение ситуационных страхов предотвращает развитие навязчивых страхов. Хороший эффект устранения страхов отмечается в группе, когда дети дома рисуют страхи, а на занятиях совместно обсуждают, проигры­вают их. Десенсибилизирующий эффект можно получить при изображении того или иного болезненного симптома (например, приступа головной боли и мер, снимающих приступ). Совмест­ное рисование на одном листе бумаги 2-3 детьми развивает во­ображение, фантазию и вместе с тем коммуникабельность детей, чувство товарищества.

Игровая психотерапия наряду с рисуночной наиболее со­ответствует возрастной потребности детей в игре, но требует ор­ганизации игры как терапевтического процесса, эмоциональной включенности врача, способности к игровому перевоплощению. Используется как спонтанная игра без определенного сценария, так и направленная, но допускающая импровизацию. Игра с те­рапевтической целыо показана детям 2-12 лет при аффективных и характерологических нарушениях, затруднении в общении. При острых невротических реакциях преобладает спонтанный компонент игры, при невротических состояниях и невротиче­ском развитии личности - направленное восстановление нару­шенных отношений. При затрудненном включении в игру можно начать с рисования, ознакомления с игрушками, в дальнейшем ребенок начинает играть сам. Терапевтическая функция спон­танной игры состоит в предоставлении ребенку возможности для эмоционального и двигательного самовыражения, осознания напряжения, страха. В направляемых играх детям предлагается выбрать любую роль, характер которой определяется общепри­нятым значением (волк, заяц, лиса и др.). В импровизационной игре создаются стрессовые ситуации страха, обвинения, спора. Ребенок должен самостоятельно или с помощью врача найти выход из ситуации. Страх темноты устраняется во время игры в прятки, кошки-мышки и др. Использование страшных масок (баба-яга, кощей бессмертный) десенсибилизирует страхи, ис­чезают кошмарные сновидения, происходит эмоциональное от- реагирование страхов.

Игровые решения проблемных ситуаций в большей мере основаны на импровизации врача. Инсценировки наиболее удач­ны в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. В старшем возрасте драматизация проводится без кукол и игрушечного реквизита, в воображаемой обстановке. В совместном с врачом проигрывании происходит обучение подростков принятию адекватных решений в стрессо­вых ситуациях.

Одним из вариантов игровой терапии является сказкотера- пия, в процессе которой решаются вопросы психодиагностики и психокоррекции. При этой методике не только рассказывают, сочиняют и разыгрывают сказки, изготовляют сказочных персо­нажей, кукол-марионеток, но и проводят медитацию на сказку. При статической медитации прослушивают сказку в удобном (обычно лежа) положении под спокойную музыку. При психо­динамической медитации - двигаются, перевоплощаясь в раз­личных животных, и исполняют другие упражнения.

Аутогенная тренировка в классическом варианте прово­дится только у подростков. До 10-летнего возраста применяется гетеросуггестия с элементами мышечной релаксации. Мышеч­ного расслабления легче достичь при гетеротренинге, учитывая особенности высшей нервной деятельности детей, связанные с преобладанием первой сигнальной системы (конкретное, образ­ное мышление, повышенная внушаемость и самовнушаемость, эмоциональность). Метод эффективен при лечении системного невроза, в частности логоневроза, тиков. Положительный эмоци­ональный настрой, создаваемый врачом («путешествие», «пре­бывание в любимых местах отдыха», представление солнечного луча, согревающего в определенной последовательности мышцы нижних конечностей, туловища, затем верхних конечностей и, наконец, лица), легко вызывает мышечное расслабление, умень­шение и даже на время исчезновение тиков, заикания. С каждым последующим сеансом нарастает эффект мышечного расслабле­ния и уменьшения невротических симптомов, кроме того, у ре­бенка появляется вера в выздоровление.

Суггестивная психотерапия включает внушение в бодр­ствующем состоянии, косвенное внушение, гипнотерапию. Вну­шение в бодрствующем состоянии входит обязательным эле­ментом в любое психотерапевтическое воздействие. Внушение должно характеризоваться направленностью, директивностью, отсутствием длительных пауз, краткостью, интенсивностью, им­перативностью речи. Кроме императивного существует мотиви­рованный тип внушения, при котором дается больший объем ин­формации с добавлением элементов разъяснения и убеждения.

Внушение чаще применяется при острых невротических реак­циях, при действии сверхсильных раздражителей (истерический амавроз, афония, мутизм, остро возникшие страхи). Внушение часто используется также при других невротических реакциях, невротической форме энуреза, патологических привычках. При хорошей внушаемости и установке на лечение внушение может проводиться в состоянии мышечной релаксации. Нередко у де­тей применяется косвенное внушение, при котором создается суггестивная установка на лечебный эффект при приеме тех или иных лекарств, проведении каких-либо процедур (например, эф­фект электростимуляции при истерическом параличе). Приме­ром косвенного внушения является плацебо - индифферентное вещество, оформленное в виде лекарства.

Гипнотерапия применяется для мобилизации психофизио­логических ресурсов, укрепления эмоционально-волевой сферы, оказывает в основном симптоматическое воздействие, быстро ликвидируя тот или иной симптом. Гипнотерапия противопо­казана при нежелании лечиться, асоциальных установках, страхе гипнотического воздействия, психомоторном возбуждении, де­прессии, остром соматическом заболевании. Гипнотерапия про­водится при недостаточной эффективности внушения наяву, при различных невротических симптомах, астеноневротических со­стояниях, психосоматических заболеваниях.

Групповая психотерапия. Основные показания для группо­вой психотерапии:

Неблагоприятные личностные изменения при длительном течении невроза (эгоцентризм, повышенный уровень при­тязания);

Трудности общения и связанные с этим аффективные рас­стройства (излишняя застенчивость, скованность, мни­тельность, непереносимость ожиданий и др.);

Необходимость дальнейшей коррекции семейных отноше­ний при трудноразрешимых конфликтах.

Противопоказания: отрицательное отношение к лечению, выраженная расторможенность, возбудимость, агрессивность и снижение интеллекта.

Для успешной работы необходим продуманный подбор боль­ных. Совместимы в группе больные с логоневрозом, фобиями, неврастенией. Плохо совместимы больные с истерическим не­врозом из-за эмоциональной возбудимости и повышенных ам­биций. Неблагоприятно пребывание в группе больных с резко выраженными тиками, а также больных с навязчивыми мысля­ми, тревожным настроением. Группы подбираются постепенно в процессе индивидуальной психотерапии (совместимые «диады», «триады», составляющие в дальнейшем ядро группы). Число больных в пределах малой группы: 4 больных в возрасте 4-5 лет, 6 - в возрасте 5-11 лет, 8 - в возрасте 11-14 лет. Длительность занятий от 45 мин у дошкольников до 1 ч в 7-12 лет и 1,5 ч у под­ростков, что позволяет разыгрывать сложные сюжеты.

После объединения в группу путем совместного посещения музеев, выставок с последующим обсуждением рассказов об ин­тересных книгах, своих увлечениях и др. достигается снятие на­пряженности. Больные начинают делиться своими собственны­ми переживаниями, проблемами. По сравнению с индивидуаль­ной психотерапией раскрытие переживаний в группе оказывает больший терапевтический эффект. Второй этап - игровой, на котором проводятся спонтанные и направляемые врачом игры. В сложных ролевых играх допускается импровизация и измене­ние сюжета рассказов, сказок. Роль дети выбирают сами, врач участвует в подборе терапевтически ориентированных тем. Сле­дующий этап - тренинг психических функций (с применением игр, развивающих быстроту реакций, внимание, выносливость, координацию движений). Подростки обучаются приемам са­моконтроля и саморегуляции. Существует несколько методик групповой психотерапии, в процессе занятий используются раз­личные приемы - разнообразные игры, тренирующие не только перечисленные выше функции, но и воображение, различную технику общения (вербальные, невербальные), наблюдатель­ность, творческую активность. В качестве домашних заданий используются различные рисуночные тесты, с последующим обсуждением. На каждом занятии проводится релаксация, в конце занятия - гетеросуггестия с внушением тех положитель­ных качеств, которые участники группы приобрели на занятии. Обсуждение в конце курса лечения закрепляет результаты груп­повой психотерапии, расширяет кругозор детей, развивает их самосознание.

Неврозы - функциональные нарушения высшей нервной деятельности психогенного происхождения. Клиника неврозов отличается большим многообразием и может включать соматические невротические расстройства, вегетативные нарушения, различные фобии, дистимию, обсессии, компульсии, эмоционально-мнестические проблемы.

Неврозы относятся к группе заболеваний, имеющих затяжную картину протекания. Этому заболеванию подвергаются люди, которым характерны постоянные переутомления, недосыпания, переживания, огорчения и т. п.

Что такое невроз?

Невроз – это совокупность психогенных, функциональных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к длительному течению. Для клинической картины невроза характерны навязчивые, астенические или истерические проявления, а также временное ослабление физической и умственной работоспособности. Это расстройство ещё называют психоневрозом или невротическим расстройством.

Неврозы у взрослых характеризуются обратимым и не очень тяжелым течением, что отличает их, в частности, от психозов. Согласно данным статистики, от различных невротических расстройств страдает до 20% взрослого населения. Процент может различаться в разных социальных группах.

Основным механизмом развития является расстройство мозговой деятельности, которая в норме обеспечивает адаптацию человека. В результате этого возникают и соматические, и психические нарушения.

Термин невроз в медицинскую терминологию введен с 1776 года врачом из Шотландии Уильямом Кулленом

Причины возникновения

Неврозы и невротические состояния считаются полифакторной патологией. К их возникновению приводит большое количество причин, которые действуют совместно и запускают большой комплекс патогенетических реакций, приводящих к патологии центральной и периферической нервной системы.

Причиной неврозов является действие психотравмирующего фактора или психотравмирующей ситуации.

  1. В первом случае речь идет о кратковременном, но сильном отрицательном воздействии на человека, например, смерть близкого.
  2. Во втором случае говорится о длительном, хроническом воздействии отрицательного фактора, например, семейно-бытовая конфликтная ситуация. Говоря о причинах невроза, большую значимость имеют именно психотравмирующие ситуации и прежде всего семейные конфликты.

На сегодняшний день выделяют:

  • психологические факторы развития неврозов, под которыми понимаются особенности и условия развития личности, а также воспитания, уровень притязаний и взаимоотношения с социумом;
  • биологические факторы, под которыми понимается функциональная недостаточность определенных нейрофизиологических, а также нейромедиаторных систем, делающих заболевших восприимчивыми к психогенным воздействиям

Одинаково часто у всех категорий больных, вне зависимости от их места проживания, возникает психоневроз из-за таких трагических событий, как:

  • смерть или потеря близкого человека;
  • тяжелая болезнь у близких или у самого пациента;
  • развод или расставание с любимым человеком;
  • увольнение с работы, банкротство, крах бизнеса и так далее.

Не совсем правильно говорить о наследственности в данной ситуации. На развитие невроза влияет среда в которой человек рос и воспитывался. Ребенок, глядя на родителей, склонных к истериям, перенимает их поведение и сам подвергает свою нервную систему травмам.

Согласно данным Американской Психиатрической Ассоциации частота встречаемости неврозов у мужчин колеблется от 5 до 80 случаев на 1000 населения, в то время как у женщин — от 4 до 160.

Разновидность неврозов

Неврозами называют группу болезней, которые возникают у человека из-за воздействия травм психического характера. Как правило, они сопровождаются ухудшением самочувствия человека, перепадами в настроении и проявлениями сомато-вегетативных проявлений.

Неврастения

(нервная слабость или синдром усталости) – самая распространенная форма неврозов. Возникает при длительном нервном перенапряжении, хроническом стрессе и других подобных состояний, вызывающих переутомление и «срыв» защитных механизмов нервной системы.

Неврастения характеризуется следующими симптомами:

  • повышенной раздражительностью;
  • высокой возбудимостью;
  • быстрой утомляемостью;
  • потерей способности к самоконтролю и самообладанию;
  • слезливостью и обидчивостью;
  • рассеянностью, неспособностью сосредоточиться;
  • снижением способностей к продолжительным умственным нагрузкам;
  • утратой привычной физической выносливости;
  • выраженными нарушениями сна;
  • ухудшением аппетита;
  • апатичностью и безразличием к происходящему.

Истерический невроз

Вегетативные проявления истерии проявляются в виде спазмов, упорной тошноты, рвоты, обморочных состояний. Характерны двигательные расстройства — дрожание, тремор в конечностях, блефароспазм. Сенсорные расстройства выражаются нарушениями чувствительности в различных частях тела, болевыми ощущениями, могут развиться истерическая глухота и слепота.

Больные стремятся привлечь внимание близких и врачей к своему состоянию, у них крайне неустойчивые эмоции, резко меняется настроение, они легко переходят от рыдания к дикому хохоту.

Существуют специфический тип пациентов, со склонностью к истерическому неврозу:

  • Впечатлительные и чувствительные;
  • Самовнушаемые и внушаемые;
  • С неустойчивостью настроения;
  • Со склонностью к привлечению внешнего внимания.

Истерический невроз нужно отличать от соматических и психических болезней. Подобные симптомы возникают при , опухолях ЦНС, эндокринопатии, энцефалопатии на фоне травм.

Невроз навязчивых состояний

Заболевание, для которого характерно возникновение навязчивых идей и мыслей. Человека одолевают страхи, от которых он не может избавиться. В подобном состоянии часто у больного проявляются фобии (данную форму называют еще фобическим неврозом).

Симптомы невроза данной формы проявляются следующим образом: человек ощущает страх, который проявляется при повторных неприятных происшествиях.

Например, если больной падает в обморок на улице, то в том же месте следующий раз его будет преследовать навязчивый страх. Со временем у человека появляется страх смерти, неизлечимых болезней, опасных инфекций.

Депрессивная форма

Депрессивный невроз – развивается на фоне затяжной психогенной или невротической депрессии. Расстройство характеризуется ухудшением качества сна, потеря способности радоваться, плохое хроническое настроение. Заболевание сопровождается:

  • нарушениями сердечного ритма,
  • головокружениями,
  • слезливость,
  • повышенной чувствительностью,
  • проблемами с желудком,
  • кишечником,
  • половой дисфункцией.

Симптомы невроза у взрослых

Невроз характеризуется нестабильностью настроения, импульсивными действиями. Переменчивость настроения затрагивает любые сферы жизни пациента. Она сказывается на межличностных отношениях, постановке целей, самооценке.

У больных наблюдаются ухудшение памяти, низкая концентрация внимания, высокая утомляемость. Человек устает не только от работы, но и от любимых занятий. Интеллектуальная деятельность становится затруднительной. Вследствие рассеянности больной может совершать множество ошибок, что вызывает новые проблемы на работе и дома.

Среди основных признаков невроза выделяют:

  • беспричинное эмоциональное напряжение;
  • повышенная утомляемость;
  • бессонница или постоянное желание спать;
  • замкнутость и зацикленность;
  • отсутствие аппетита или переедание;
  • ослабление памяти;
  • головная боль (продолжительная и внезапно появляющаяся);
  • головокружения и обмороки;
  • потемнение в глазах;
  • дезориентация;
  • боли в области сердца, живота, в мышцах и суставах;
  • дрожание рук;
  • частое мочеиспускание;
  • повышенная потливость (из-за боязни и нервозности);
  • снижение потенции;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • неопределенность и противоречивость;
  • неправильная расстановка приоритетов.

У людей, страдающих неврозами, часто отмечаются:

  • нестабильность настроения;
  • чувство неуверенности в себе и правильности совершаемых действий;
  • чрезмерно выраженная эмоциональная реакция на небольшие стрессы (агрессия, отчаяние и т. д.);
  • повышенная обидчивость и ранимость;
  • плаксивость и раздражительность;
  • мнительность и преувеличенная самокритичность;
  • частое проявление необоснованной тревоги и страха;
  • противоречивость желаний и изменение системы ценностей;
  • чрезмерная зацикленность на проблеме;
  • повышенная психическая утомляемость;
  • снижение способности к запоминанию и концентрации внимания;
  • высокая степень чувствительности к звуковым и световым раздражителям, реакция на незначительные перепады температуры;
  • расстройства сна.

Признаки невроза у женщин и мужчин

Признаки невроза у представительниц прекрасного пола имеют свои особенности, которые стоит оговорить. Прежде всего, для женщин характерен астенический невроз (неврастения), обуславливающийся раздражительностью, потерей умственной и физической способности, а также приводящий к проблемам в половой жизни.

Для мужчин характерны следующие виды:

  • Депрессивный - симптомы этого вида невроза чаще других встречается у мужчин, причинами его появления служат невозможность реализовать себя на работе, неумение адаптироваться к резким переменам в жизни, как в личной, так и в общественной.
  • Мужская неврастения . Обычно возникает на фоне перенапряжения, как физического, так и нервного, чаще всего ему подвержены трудоголики.

Признаками климактерического невроза, развивающегося как у мужчин, так и у женщин, являются начинающиеся в период от 45 до 55 лет повышенная эмоциональная чувствительность и раздражимость, понижение выносливость, нарушения сна, общие проблемы с работой внутренних органов.

Стадии

Неврозы - это заболевания принципиально обратимые, функциональные, без органического поражения головного мозга. Но они часто принимают затяжное течение. Это связано не столько с самой психотравмирующей ситуацией, сколько с особенностями характера человека, его отношением к этой ситуации, уровнем адаптационных возможностей организма и системой психологической защиты.

Неврозы делятся на 3 стадии, каждая из которых имеет свои симптомы:

  1. Начальная стадия характеризуется повышенной возбудимостью и раздражительностью;
  2. Промежуточная стадия (гиперстеническая) характеризуется усилением нервной импульсации со стороны периферической нервной системы;
  3. Заключительная стадия (гипостеническая) проявляется снижением настроения, сонливостью, вялость и апатией из-за сильной выраженности процессов торможения в нервной системе.

Более длительное течение невротического расстройства, изменение поведенческих реакций и появление оценки своего заболевания говорят о развитии невротического состояния, т. е. собственно невроза. Не купируемое невротическое состояние в течение 6 мес - 2 лет приводит к формированию невротического развития личности.

Диагностика

Так какой же врач поможет вылечить невроз? Этим занимается либо психолог, либо психотерапевт. Соответственно, основным инструментом лечения является психотерапия (и гипнотерапия), чаще всего комплексная.

Пациенту необходимо научиться объективно смотреть на мир вокруг него, осознать свою неадекватность в некоторых вопросах.

Диагностировать невроз – нелегкая задача, которая по силу только опытному специалисту. Как уже оговаривалось выше, симптомы невроза проявляются по-разному как у женщин, так и мужчин. Также необходимо учитывать, что у каждого человека есть свой характер, свои черты личности, которые могут быть спутаны с признаками другими расстройствами. Именно поэтому постановкой диагноза должен заниматься только врач.

Заболевание диагностируется при помощи цветовой методики:

  • В методике берут участие все цвета, а неврозоподобный синдром проявляется при выборе и повторении фиолетового, серого, чёрного и коричневых цветов.
  • Истерический невроз характеризуется выбором только двух цветов: красного и фиолетового, что на 99% говорит о заниженной самооценке пациента.

Для выявления признаков психопатического характера проводят специальный тест – он позволяет выявить наличие хронической усталости, тревожности, нерешительности, неуверенности в собственных силах. Люди с неврозами редко ставят перед собой долгосрочные цели, не верят в успех, у них часто бывают комплексы по поводу собственной внешности, им сложно общаться с людьми.

Лечение неврозов

Существует множество теорий и методов лечения неврозов у взрослых. Терапия проходит по двум основным направлениям – фармакологическому и психотерапевтическому. Применение средств фармакологической терапии осуществляется лишь при крайне тяжелых формах болезни. Во многих случаях бывает достаточно квалифицированно проведенной психотерапии.

При отсутствии соматических патологий, больным обязательно рекомендуют изменить образ жизни , нормализовать режим труда и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, больше времени проводить на свежем воздухе и избегать нервных перегрузок.

Лекарственные средства

К сожалению, очень немногие люди, страдающие неврозами, готовы работать над собой, что-то менять. Поэтому широко используются лекарства. Они не решают проблем, а призваны только снять остроту эмоциональной реакции на психотравмирующую ситуацию. После них просто становится легче на душе - на время. Может быть, тогда и стоит посмотреть на конфликт (внутри себя, с другими или с жизнью) под другим углом и наконец-то его решить.

С помощью психотропных средств устраняется напряжение, тремор, . Их назначение допустимо лишь на непродолжительный период времени.

При неврозах, как правило, применяются следующие группы препаратов:

  • транквилизаторы – алпразолам, феназепам.
  • антидепрессанты – флуоксетин, сертралин.
  • снотворные – зопиклон, золпидем.

Психотерапия при неврозах

В настоящее время основными методиками лечения всех видов неврозов являются психотерапевтические техники и гипнотерапия. Во время сеансов психотерапии человек получает возможность выстроить цельную картину своей личности, установить причинно-следственные связи, давшие толчок зарождению невротических реакций.

Методы лечения неврозов включают цветатерапию. Правильно выбранный цвет для мозга - это полезно, как и витамины для организма.

Советы:

  • Для гашения у себя гнева, раздражения - избегайте красный цвет.
  • В момент наступления плохого настроения исключите из гардероба черные, темно-синие тона, окружайте себя светлыми и теплыми тонами.
  • Для снятия напряжения смотрите на голубые, зеленоватые тона. Замените дома обои, подберите декор соответствующий.

Народные средства

Перед применением любых народных средств при неврозе, рекомендуем посоветоваться с врачом.

  1. При беспокойном сне , общей слабости, заболевшим неврастенией следует чайную ложку травы вербены залить стаканом кипятка, затем настаивать час, принимать небольшими глотками в течение дня.
  2. Чай с мелиссой – смешать по 10 г чайной заварки и листьев травы, залить 1 л кипятка, пить чай вечером и перед сном;
  3. Мята . Залейте 1 стаканом кипятка 1 ст. ложку мяты. Дайте настоятся 40 минут и процедите. Выпивайте чашку теплого отвара утром натощак и вечером перед сном.
  4. Ванна с валерианой . Возьмите 60 грамм корня и прокипятите 15 минут, оставьте настояться 1 час, процедите и вылейте в ванную с горячей водой. Принимайте 15 минут.

Прогноз

Прогноз невроза зависит от его вида, этапа развития и длительности течения, своевременности и адекватности оказываемой психологической и медикаментозной помощи. В большинстве случаев вовремя начатая терапия приводит, если не к излечению, то к значительному улучшению состояния пациента.

Длительное существование невроза опасно необратимыми изменениями личности и риском суицида.

Профилактика

Несмотря на то, что невроз поддается лечению, его все же лучше предотвратить, чем лечить.

Методы профилактики для взрослых людей:

  • Лучшей профилактикой в данном случае станет нормализация своего эмоционального фона насколько это возможно.
  • Постарайтесь исключить раздражающие факторы или изменить свое отношение к ним.
  • Избегайте перегрузок на работе, нормализуйте режим труда и отдыха.
  • Очень важно давать себе полноценный отдых, правильно питаться, спать не менее 7-8 часов в сутки, совершать ежедневные прогулки, заниматься спортом.

Неврозы и неврозоподобные состояния

Врач-невролог Ю.М. Амдур

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.


Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

неуверенность в себе;

Повышенные:ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

Повышенное стремление к первенству , желание всегда быть лучше других.

Социально-психологические факторы:

Завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
- непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
- «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды , пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции) , острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:


1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, частоболеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации - впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо» ) разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами. Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики - однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) - или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтомуведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником.

Необходимо изменить стиль воспитания , укрепить характер ребенка , развить его эмоциональную сферу . Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность , помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Клиническая картина

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость. Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д. Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии. При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного. Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.