Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит в период восстановления. При этому у 70% пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30% развивается эпилепсия.

Почему возникают двигательные расстройства?

Двигательные расстройства связаны напрямую с онтогенетическими этапами развития двигательной коры.

На сегодняшний день для двигательных расстройств (ДР) у малышей грудного возраста специально не разработаны стандарты и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. В этой статье мы приведём систематизированные данные, которые непосредственно касаются данной проблемы.

Клиническая диагностика

У детей грудного возраста особенностью двигательных расстройств является гипотонические изменения при центральных парезах. Самым ранним клиническим проявлением ДР является нарушение психомоторного развития. Таким образом, очень важно отследить историю моторных навыков, тщательно собрать анамнестические данные, проследить своевременность затухания врождённых рефлексов.

Для начала нужно собрать перинатальный анамнез, который может быть связан с инфицированием во время беременности, с гипоксией, нарушениями токсико-метаболического характера. Обязательно узнать о проводимом ранее лечении и реабилитации, а также об её эффективности. В анамнезе стоит обратить внимание на данные шкалы Апгар (плохой прогностический признак, если цифры менее 5 баллов), ИВЛ в остром периоде на срок более двух суток, сатурация кислородом крови менее 40 мм. рт. ст., судороги, неонатальный шок, угнетение сознания, кома. Могут также быть полезны и некоторые соматические симптомы: микро- или макроцефалия, более 3 стигм у ребёнка, летаргические состояния, рвоты, ангиоматозы, необычные запахи, пигментные аномалии.

При неэффективности терапии можно думать о дизгенезии мозга, хромосомном или генном синдроме. Прогрессирорвание двигательных расстройств способно подвести диагностику к роли нейрометаболического синдрома, как причины.

Когда врач проводит осмотр маленького пациента, необходимо обращать внимание на:

  • Ограничение движения в конечностях, изменение мышечного тонуса, нарушения рефлекторной деятельности. Эти моменты являются первичными неврологическими признаками;
  • Нарушены движения глаз, появляется нистагм, нет фиксации взора. У доношенных детей сохраняются шейно-тонические и лабиринто-тонические рефлексы более 3 месяцев от рождения. Задерживаются цепные рефлексы. Эти симптомы называются вторичными критериями неврологической патологии;

Двигательные расстройства в виде синдромов

  1. Гипотонический. Встречается наиболее часто у недоношенных детей, а также у пациентов с множественными инфарктами головного мозга. Этот синдром самостоятельно к полугоду трансформируется в спастический или атонически-астатический (объём движений снижен, сохранены минимальные моторные навыки, низкие рефлексы, мышечный тонус снижен);
  2. Спастический. Движения резко затруднены, тонус мышц повышен, мышечная сила снижена, клонус стоп, синкинезии и контрактуры, гиперрефлексия;
  3. Дистонический. Тонус мышц повышается при перемене положения тела. Это возникает из-за сохранения шейных-тонических и лабиринтных рефлексов. Часто протекает параллельно со спастическим синдромом;
  4. Гиперкинетический. Дистонии и атетоз, возникающие в возрасте 3-5 месяцев. Дебют связан с миелинизацией волокон стриарной системы. При двойном атетозе первое появление гиперкинезов наступает уже на первом месяце жизни;
  5. Восковая ригидность. Повышение тонуса мышц по пластическому типу, застывания в нефизиологичных позах, равномерное сопротивление при пассивных движениях, активные движения медленные.

Помимо данных синдромов существуют декортикации, которые встречаются при тяжёлых НГИЭ:

  1. Опистотонус. Спастический тип повышения тонуса мышц. Спина и шея в момент опистотонуса резко разгибаются;
  2. Шейный радикулярный синдром. Возникает при родовой травме и проявляется ригидностью мышц затылка с лёгким приподниманием плеч и лопаток;
  3. Синдром «гибкого ребёнка», или «вялого ребёнка». Проявляется при спинальной амиотрофии, органических ацидуриях, родовой травме, аплазии мозжечка. Симптомами является разведение ног, рагибание рук, отсутствие флексорной реакции на разгибание руки. Если ребёнка взять в руки и поднять, голова и конечности свешиваются, как плети;
  4. Доброкачественные моторные феномены. При вертикализации ребёнка происходит развитие дистонической реакции стоп на опору. Длится реакция около 1-3 минут, после чего стопа выводится. Также сохраняется повышение флексорного тонуса сгибателей коленных и локтевых суставов до 4 месяцев жизни.

Двигательные расстройства оцениваются проводят в соответствии с календарём критических сроков в 1,3,6,9 и 12 месяцы жизни. Существует стандарт психомоторных навыков, по которому и оценивается развитие ребёнка.

Лёгкой степенью нарушения моторного развития считается отклонение от календаря не более чем на 3 месяца; от 3 месяцев до полугода является нарушением средней степени тяжести. Средняя степень тяжести бывает в основном у пациентов с лейкомаляцией, перенёсших менингит, генных синдромах, эпилепсии. Более 6 месяцев отставания в развитии переводит ребёнка в группу тяжёлых нарушении психомоторного развития (ПМР). Эта степень соответствует таким заболеваниям, как врождённый гипотиреоз, лейкодистрофия, нарушение обмена органических кислот, некротическая энцефалопатия, внутриутробный энцефалит.

Лабораторно-инструментальная диагностика

Существует несколько методов, которые разделяются на подметоды. Сначала поговорим о нейрофизиологических методах:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) с картированием в зависимости от расположения. С помощью этого метода можно проследить за развитием ЭЭГ ритмов. Дельта-активность исчезает с 2-месячного возраста и в это же время появляются сонные веретена;
  • Для определения слуха у малыша используется метод вызова слуховых потенциалов;
  • Состояние зрительного анализатора помогают определить зрительные вызванные потенциалы;
  • Нарушения нервной проводимости в мышцах выявляется при проведении электронейромиографии.

Из методов нейровизуализации основным является нейросонография, которая может выявить субкортикальный некроз, перивентрикулярную лейкомаляцию, грыжу спинного мозга. Помимо нейросонографии используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. С их помощью можно диагностировать аномалии развития структур головного мозга, проявления энцефалита.

Лабораторные методики достаточно разнообразны:

  • Уремический аминокислотный тест на гистидинемию, фенилкетонурию, гипераланинемию, глицинемию, органические кислоты и т.д.;
  • Анализы на наличие внутриутробной инфекции, тесты лейкодистрофии, тиреоидные гормоны;
  • Цитогенетические исследования. Показаниями к даннойму методу являются дисморфии (наличие стигм более 3), микроцефалия, повторные мертворождения, отставание умственного развития.

Двигательные расстройства и нарушения ПМР: лечебные мероприятия

Для терапии применяются медикаментозные препараты и физиотерапевтические методы. Кинезотерапия зарекомендовала себя очень неплохо. Методика заключается в том, что в течение 21 дня у детей с гемипарезом по 6 часов производят пассивные движения в поражённых конечностях. В дополнению к данному способу добавляется массаж, сухой бассейн, лазеротерапия, лечебная гимнастика.

Наталья Мизиченко

Уважаемая Ирина Викторовна, очень нуждаюсь в вашей консультации. Моей младшей девочке невролог в 6 месяцев поставила диагноз СДН. Немного о ребенке: родилась на 38 неделе, срочные роды, 8-9 баллов, естественным путем.вес и рост при рождении 3200 и 52, сейчас 8150 и 67, на ИВ+ прикорм ПЭП, внутриутробная гипоксия, в 16 дней попали в стационар с затяжной желтухой. Сейчас все анализы в норме. Дочке сейчас 7 месяцев, речевое развитие, эмоциональное и мелкая моторика соответствуют возрасту. но вот общая моторика...ребенок не переворачивается с живота на спину, со спины на живот пытается, но получается не всегда, стоит легонько за ручку потянуть-перевернется, сидеть очень хочет, но сама не может, при поддержке за одну подмышку сидит, о вставании речь не идет, до сих пор опора на пальчики. В целом активный, веселый ребенок, любит играть, сидеть у меня на руках и так перемещаться в пространстве, сон хороший. Из лечения получали за 7 мес 2 курса массажа, электрофорез с эуфилином, 2 месячных курса магне б6, 10 уколов кортексина, в этом месяце планируем еще один массаж, занимаемся на мяче, зарядку делаем. Прошу вашего мнения, насколько серьезные у нас проблемы, что еще мы можем сделать для нашего малыша, исходя из вашего опыта, какие у нас перспективы в преодолении этого диагноза. Очень переживаю. Спасибо заранее.

Здравствуйте, Наталья! Мне кажется, что все, что можно и даже сверх этого, Вы для своей малышки сделали. Видимо, речь идет о нарушении мышечного тонуса. Если оно связано только с ПЭП и не имеет под собой какой-нибудь органической основы (типа генетического нарушения), все должно наладиться. В физическом развитии (показатели массы и роста) она не отстает. Нервно-психическое, судя по Вашему рассказу, тоже не страдает. Самостоятельно садиться ребенок должен начать только с 8 месяцев - как и стоять возле опоры (на этом сайте есть статьи о медицинских аспектах воспитания детей; в них я приводила средние нормативы психо-физического развития; можно посмотреть). "Укорять" малышку пока что мы можем только за нежелание переворачиваться. Я не , но твердо знаю, что восстановительные способности детского организма удивительны. Много раз убеждалась, что забота, ласка, внимание родных творят чудеса. Это не общие слова - в нашей семье выросла девочка, которой в детстве ставили диагноз ДЦП и которая очень сильно отставала в развитии (и сидеть, и ходить стала гораздо позже сверстников - не хочу даже вспоминать!). Исходные данные у нее были куда хуже, чем в Вашем случае. Сейчас она заканчивает школу, учится хорошо, собирается в институт. Проблемы с повышенным тонусом в ножках частично остались, но едва заметны. Считаю, что это мать просто выходила и вынянчила ее (ну и, конечно, помогли курсы массажа и наблюдение невролога). Вам материнских чувств, по-моему, не занимать. Все должно получиться. Терпения и сил вам обеим!

В движении - жизнь. Это утверждение особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ведь по состоянию их мышечного тонуса, тому, как он развивается, судят о развитии малыша. Двигательная активность новорожденного – один из важнейших факторов, определяющий его состояние здоровья.

Но как быть, когда родители замечают, что у грудничка не достаточно развиты двигательные функции? А если на приеме у невропатолога они слышат диагноз «синдром двигательных нарушений» или сопутствующий ему – «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ППЦНС)? Наша статья расскажет об этих диагнозах, особенностях их проявления, диагностике, и в каких случаях лечение будет наиболее эффективно.

Клиническая картина

Тело любого человека с рождения имеет мышечный тонус. Это определенное напряжение мышц, благодаря которому удерживается положение тела, его позы и, конечно же, осуществляются движения.

В утробе матери мышцы ребеночка находятся в гипертонусе: кулочки сжаты, ножки и ручки подведены к телу, и это нормальное вынужденное положение. После рождения оно сохраняется приблизительно до 3-х месяцев, по прошествии которых тонус приходит в норму. На практике это означает, что мышцы не сильно напряжены, так что без труда можно раскрыть детскую ладошку, согнуть ножки и разогнуть их. О двигательных нарушениях говорят в таких ситуациях.

Мышечный гипертонус

Признак того, что из ЦНС поступает большое количество нервных импульсов. Мама обязательно должна показать малыша неврологу в следующих случаях:

  • в лежачем положении тело ребенка изгибается в виде дуги;
  • грудничку едва исполнился месяц, а он отлично удерживает головку;
  • после 3-х месяцев ребенок не раскрывает кисть, чтобы взяться за игрушку, всегда сжимает кулачки и прижимает их к туловищу;
  • голова повернута всегда в одну сторону;
  • если поставить кроху на ножки, опирается на носочки, а не на полную стопу;
  • переворачивается только через один бок;
  • в возрасте до года отдает предпочтение одной руке (груднички одинаково хорошо должны пользоваться как левой, так и правой рукой).

При мышечном тонусе эффективен массаж

При гипертонусе мышц у новорожденных неправильно формируются моторные навыки. После того, как ребенок учится ходить, могут возникнуть нарушения походки, осанки. И поскольку подобное состояние всего лишь симптом, указывающий на патологии ЦНС, он может спровоцировать развитие церебрального паралича (ДЦП).

Мышечный гипотонус

Возникает, когда количество поступающих из ЦНС импульсов к мышцам сильно снижено. Как следствие, снижается и напряжение мышц. Признаки подобного состояния следующие:

  • младенец вялый, производит немного движений ручками и ножками;
  • не может удержать игрушку в руке;
  • слабый крик;
  • малыш поздно начинает улыбаться;
  • так как затылочные мышцы слабые, долго не может удерживать головку в вертикальном положении, постоянно запрокидывая ее назад;
  • детей с гипертонусом мышц при попытке в 6-7 месяцев посадить шатает в стороны, им сложно удержать равновесие;
  • ребенок не ползает, не встает, не сидит в положенное время.


Занятия на фитболе улучшают тонус мышц

Синдром двигательных нарушений в виде мышечной слабости отрицательно влияет на осанку и позвоночник, часто случаются вывихи суставов. При тяжелой форме гипотонии ребенку сложно сосать грудь, самостоятельно жевать или глотать пищу. Длительное время отсутствует проявление речевых навыков.

Мышечная дистония

Состояние, при котором мышечный тонус переменчив: то наблюдается гипертония, то гипотония мышц. Или же одна группа мышц находится в напряжении, в то время как другая слишком расслаблена.

Причины возникновения

Часто у детей с выраженным синдромом двигательных расстройств в анамнезе есть патологии нервной системы, развившиеся во время внутриутробного формирования или в процессе родов. То есть мышечная дистония возникает вследствие поражения ЦНС (коротко перинатальное поражение нервной системы называют ППЦНС). Факторы, провоцирующие развитие патологии:

  1. Гипоксия - основная причина поражения головного мозга плода или новорожденного вследствие нарушения в нем кровоснабжения.
  2. , которые часто возникают при тазовом предлежании, большой массе плода, неправильном вставлении головки. Во всех этих случаях может развиться поражение спинного мозга.

Как диагностируют болезнь

Диагноз ставят неврологи после тщательного обследования. При этом учитывается перинатальный анамнез: были ли проявления гипоксии, токсико-метаболические нарушения, перенесенные инфекции; обращается внимание на .


Нервно-психическое развитие оценивают по месяцам

Обязательно малышу, имеющему незаросший родничок, назначают нейросонографию и допплер-исследование мозгового кровотока. В тяжелых случаях рекомендуют сделать МРТ или КТ головного мозга. У педиатров и неврологов есть таблицы с нормами развития моторных и психомоторных навыков по месяцам. На основании этой таблицы происходит оценочное сравнение достигнутых результатов.

Лечение

Методы восстановления, то есть лечение, будут зависеть от степени тяжести состояния малыша. Из медикаментов назначают лекарственные средства, снижающие нервно-мышечное проведение импульсов либо улучшающие его.

Широко применяется лечение массажем, электрофорезом, физиотерапевтическими методами. Практикуют занятия на фитболе. Доктор рассказывает родителям, как организовать правильное питание. Некоторые упражнения мама может выполнять с ребенком дома, но только после того, как получит соответствующий инструктаж.

Прогноз

Последствия при ППЦНС могут быть самые разные, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В самых проблемных случаях развивается эпилепсия, умственная отсталость, сложности с ходьбой. При легких степенях ребенок может быть гиперактивным, испытывать сложности в обучении, ему тяжело концентрироваться и запоминать информацию. Возможны головные боли, метеочувствительность, проявления вегетососудистой дистонии.

Синдром двигательных нарушений лечится настолько эффективно, насколько позволяет ему пораженная нервная система. Однако в большинстве случаев при установлении диагноза в поликлиниках и отсутствии стойкой гипоксии при родах мышечные дистонии приходят в норму к концу первого года жизни.

Центральная и вегетативная нервная системы закладываются на раннем внутритрубном этапе развития плода. Они продолжают развиваться на протяжении всего срока беременности. Эволюция и адаптация нервной деятельности младенца проходит до 3-4 лет. Поэтому синдром двигательных нарушений может быть следствием патологий, возникших на разных стадиях формирования плода или родившегося малыша.

Синдром двигательных нарушений у детей может проявляться в раннем новорожденном периоде в виде отсутствия важных рефлексов. Также патология может начать проявляться ближе к возрасту в 5-6 месяцев. Родители могут замечать вялость и апатичность младенца, изначально принимая её за особенность характера ребенка. На самом деле любая апатичность со стороны малыша и отсутствие у него живого интереса к окружающей среде говорит о дисфункции высшей нервной деятельности.

Нарушение двигательных функций подразделяется на спинальные и церебральные виды. В первом случае повреждение нервного волокна, отвечающего за организацию двигательной моторики, происходит на уровне позвоночного столба. Это может быть осложнение родовой деятельности, неправильное предлежание плода, гемангиома, неправильное положение тел позвонков и т.д.

Церебральный тип патологии может быть связан с гипертонусом на фоне неправильной работы коры головного мозга. Эта структура при неправильном развитии не может качественно обрабатывать поступающие от периферической нервной системы сигналы. В результате наблюдается невозможность совершения движений в полном объеме. Могут возникать слабые парезы и параличи, самым опасным осложнением является детский церебральный паралич (ДЦП).

Очень важно распознавать синдром двигательных дисфункций у ребенка на ранних стадиях. Исключается всегда патология, связанная с иннервацией той мышечной ткани, которая не развивается и не работает в должной мере.

В раннем младенческом возрасте клиническими признаками могут быть повышение или снижение мышечного тонуса (вплоть до полного паралича или вялого пареза), отсутствие рефлексов или их чрезмерное проявление, появление патологической подвижности или скованности. При умеренной выраженности их симптомов может помочь курс лечебного массажа и гимнастики. Если своевременно обратиться за медицинской помощью, то можно избежать формирования ДЦП в развернутой форме.

В этой статье рассказано про механизм развития патологии, отличительные клинические признаки, виды нарушений и способы их коррекции без применения сильнодействующих фармакологических препаратов.

Если у вашего малыша есть признаки нарушения двигательных функций, не стоит терять время в ожидании того, что все это пройдет самостоятельно. До тех пор, пока не будет обнаружена и устранена причина развивающихся нарушений, болезнь будет прогрессировать. Даже через месяц уже может быть поздно.

В Москве можно записаться на бесплатный прием к врачу неврологу в нашей клинике мануальной терапии. Для всех пациентов предоставляется бесплатная консультация. Доктор проводит осмотр, устанавливает предварительный диагноз и дает индивидуальные рекомендации по проведению дополнительного обследования и лечения.

Причины синдрома двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений у детей до года может быть спровоцирован неправильным развитием плода на внутриутробном этапе. Это может быть гипоксия, обвитие пуповиной, неправильное предлежание и т.д. Установить истинную причину синдрома нарушения двигательной активности может только врач невролог. Не стоит пытаться в домашних условиях самостоятельно проводить диагностику и тем более лечение.

При проведении дифференциальной диагностики доктор в первую очередь определяет тип нарушения: гипотония или гипертонус миоцитов наблюдается. Затем устанавливается участок поражения нервного волокна и предполагаемая причина данного нарушения. И только после этого может быть начато эффективное и безопасное лечение.

Гипотония мышц отличается отсутствие сопротивления при принудительном движении рук и ног. Если малыша уложить на спину и попытаться сгибать ручки и ножки, разводить их в стороны и обратно сводить, то можно почувствовать сопротивление. Это действует периферическая нервная система, которая не успевает обрабатывать сигнал, поступающий от миоцитов. При серьезных поражениях спинного мозга и центральной нервной системы ребенок может становиться похожим на «тряпичную куклу».

Синдром двигательных нарушений может развиться у детей по следующим причинам:

  • гипоксия, перенесённая на внутриутробном периоде развития;
  • гипоксия головного мозга, развивающаяся в ходе родовой деятельности, напрмиер, при обвитии пуповиной;
  • асфиксия ребенка околоплодными водами при нарушении техники оказания акушерской родовспомогательной помощи;
  • поражение миоцитов и их недостаточное развитие на фоне неполноценности капиллярного кровеносного русла;
  • нарушение нервных связей при патологии развития структуры центральной и периферической нервной системы;
  • травматическое воздействие в области позвоночника, головы;
  • неправильное положение первого шейного позвонка и его смещение;
  • ассимиляция первого шейного позвонка затылочной костью;
  • компрессия отдельных крупных ветвей периферической нервной системы (бедренного, седалищного, локтевого, плечевого, лучевого);
  • наследственные генетические отклонения в развитии;
  • неправильный обмен веществ и многое другое.

Не редко синдром двигательных нарушений присутствует у детей, которым не проводится профилактика рахита. При дефиците витамина D начинаются патологические деформации в структурах костной, сухожильной и мышечной ткани. Что может впоследствии привести к появлению пониженного или повышенного мышечного тонуса.

Виды синдромов двигательных нарушений

Подразделение на виды синдрома двигательных нарушений проводится по тому, понижен или повышен мышечный тонус. Встречается гипотонус, гипертонус и смешанный тип, при котором одни мышцы могут находиться в напряженном состоянии, а другие в это время вообще не быть способными к совершению движений. Последняя - самая тяжелая форма заболевания.

Также патология подразделяется по стадиям развития:

  1. начальный симптомокомплекс отличается незначительным повышением или снижением мышечного тонуса. Характерные признаки может распознать только врач (у детей возникают часто судороги, они не проявляют интереса к окружающим их ярким вещам);
  2. вторая стадия - это развитый симптомокомплекс, который становится очевиден даже родителям, не имеющим специального медицинского образования (ребенок в возрасте 1-го года не может самостоятельно держать голову, при попытках сидеть, стоять или ползать, падают в неестественных позах);
  3. поздний период возникает в возрасте 2,5 - 3 лет (ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, возникает вторичная задержка психомоторного развития).

На первой стадии можно полностью вылечить ребенка без сохранения остаточных признаков нарушений. На второй стадии лечение может дать заметное улучшение состояния, но могут сохраняться отдельные вялые парезы и параличи. Третья (поздняя) стадия развития болезни отличается тем, что деформация скелета и задержка психоэмоционального развития являются необратимыми явлениями. Такого ребенка можно лишь частично адаптировать к социальной среде. Полностью устранить последствия двигательных нарушений в этом случае уже нельзя.

Симптомы двигательных нарушений у грудничка

При внимательном отношении к ребенку синдром двигательных нарушений у грудничка можно заметить примерно в возрасте 4 - 5 месяцев. Дети в этом возрасте уже начинают крепко удерживать головку, тянутся за игрушками и яркими предметами. Если младенец не проявляет подобных навыков, то нужно как можно быстрее обратиться к неврологу.

Нужно обратить внимание на следующие симптомы синдрома двигательных нарушений:

  • движения становятся замедленными, как бы «ватными», не резкими;
  • происходит постоянное снижение мышечной силы в ручках и ножках;
  • появляются признаки истощения мышечной массы (ножки и ручки становятся более тонкими);
  • сухожильные рефлексы могут как усиливаться, так и снижаться;
  • в тяжелых случаях развиваются парезы и параличи;
  • при малейшем психоэмоциональном или мышечном напряжении может развиваться судорожный синдром;
  • если наблюдать за ребенком, то можно заметить присутствие разнообразных движений, которые могут быть неестественными, хаотичными, бессмысленными;
  • нарушаются рефлексы хватания и сосания;
  • ребенок не в состоянии подгибать коленки, удерживать головку, поднимать ручки;
  • нарушен процесс переворачивания с живот ан спину и обратно;
  • плач становится монотонным и неэмоциональным;
  • ребенок редко улыбается, практически не выражает эмоций;
  • кожные покровы могут быть бледными с синюшным оттенком.

Клинически синдром двигательных нарушений у грудничка может давать разнообразные симптомы, но самые основные те, что описаны выше.

Последствия синдрома двигательных нарушений

Синдром нарушения двигательных функций на ранних стадиях поддается коррекции и у малыша не остаётся никаких патологических признаков неблагополучия. При запущенных случаях последствия синдрома двигательных нарушений более серьезные. Может развиваться олигофрения и другие нарушения психоэмоционального развития. Возникают разнообразные деформации скелетной части опорно-двигательного аппарата. При поражении крупных мышц нарушается способность обслуживать себя, сидеть, ходить. Речевая функция у таких детей не развита.

Родителям необходимо начинать лечение синдрома двигательных нарушений как можно раньше.

Лечение синдрома двигательных нарушений

Своевременное лечение синдрома двигательных нарушений позволяет полностью восстановить здоровье малыша. Для эффективного лечения важен комплексный подход. Применение сильнодействующих фармакологических средств не всегда приносит желаемый результат и часто дает осложнения.

Применение рефлексотерапии позволяет координировать работу всей нейронной сети и восстанавливать пропускную способность периферической нервной системы.

Остеопатия и массаж направлены на восстановление тонуса мышечного волокна, усиление микроциркуляции крови и лимфатической жидкости.

Лечебная гимнастика позволяет полностью приводить в норму состояние опорно-двигательного аппарата, устранять последствия вялых парезов и параличей. В случае необходимости в курс терапии может быть включена электромиостимуляция

Восстановительный период при синдроме двигательных нарушений может продолжаться от 3-х до 10-ти месяцев, в зависимости от тяжести структурных нарушений. В это время необходимо строго придерживаться всех рекомендаций лечащего врача. В нашей клинике мануальной терапии курс лечения включает в себя на только сеансы остеопатии, кинезиотерапии, рефлексотерапии, массажа и т.д. Опытный врач невролог дает исчерпывающие рекомендации по проведению ЛФК в домашних условиях, организации питания, распорядка дня малыша, прогулкам, разработке мышц и сухожилий.

Если вам требуется полноценное лечение синдрома двигательных нарушений, то рекомендуем записаться на первичный бесплатный прием к неврологу в нашей клинике мануальной терапии. В ходе консультации доктор проведет осмотр, поставит диагноз и расскажет о том, как будет проводиться терапия.

Особой проблемой в раннем возрасте становится нарушение двигательной функции у детей, причем в период новорожденности и младенчества расстройства движения существенно и принципиально отличаются от таковых во взрослом возрасте и даже у детей постарше.

Обычно проблемы двигательной сферы связаны с поражениями нервной системы – особенно головного либо спинного мозга, которые отвечают за двигательные функции и их координацию. Могут также быть и проблемы, связанные с повреждением периферических звеньев двигательных цепей – нервными волокнами и самими мышцами, как это возможно при некоторых врожденных патологиях.

Чаще всего в раннем возрасте двигательные расстройства проявляются в нарушении мышечного тонуса либо проблемах с рефлексами и движениями. Расстройства движения могут иметь как легкий и легко устранимый только за счет массажей и гимнастики вид, так и серьезные прогрессирующие расстройства, вплоть до таких патологий, как

Сложности в определении проблем грудничков

Нервная ткань еще не завершила свое развитие к периоду рождения, и процесс ее созревания и становления продолжается. Поражения обычно имеют серьезный масштаб и сложности в выявлении. Если в период беременности или в родах возникли повреждения нервной системы и мозговой ткани, обычно это генерализованные (обширные) повреждения, и крайне трудно определить начальную локализацию повреждений, наиболее пострадавшую область (например, где есть гематома, киста, область ишемии). Иногда неврологи могут говорить только о преобладающем поражении в тех или иных отделах мозга – стволе, мозжечке, височной, лобной доле.

В двигательных актах задействуются пирамидная система и экстрапирамидная (это особые области, где проходят дуги двигательных рефлексов). В раннем возрасте даже опытным врачам порой нелегко отличить пирамидные повреждения от других, а это важно для дальнейшей тактики и прогноза. Основные критерии и характеристики, которыми оперируют в диагностике проблем с нервной системой и двигательной сферой малышей являются:

  • Тонус мышц
  • Рефлекторные акты.

Оценить тонус мышц правильно может только врач, знакомый с возрастной физиологией детей, так как на первом году изменения тонуса достаточно существенны, равно как и рефлексов малыша.

Особенно важно оценить правильно тонус мышц у детей при рождении и затем, в периоды до трех месяцев и с трех до полугода – у них имеется особенность – физиологическая гипертония мышц, проходящая в определенные периоды. Расстройства двигательных функций при СДН (синдроме двигательных нарушений) могут проявляться в виде:

  • Дистонии мышечных областей тела
  • Гипертонии мышечных элементов (локальная или диффузная)
  • Гипотонии мышц (также локальная или распространенная).

Обратите внимание

Изменение тонуса мышц – это не болезнь, это всего лишь патологический синдром, вызванный определенными изменениями нервной системы (результатом травмы, ишемии, иных повреждений).

Мышечная гипотония: причины развития, проявления

При синдроме гипотонии мышц у малышей наблюдается сниженное сопротивление к пассивным движениям, также типично увеличение объемов, если врач или родители производят движение ручками-ножками. То есть, сгибание ручек и ножек крохи не встречает сопротивления, в тяжелых ситуациях дети могут быть похожими на «тряпичных кукол». При выраженной гипотонии мышечных элементов может существенно ограничиваться произвольная двигательная активность либо страдает спонтанная (хаотичные движения новорожденных детей), которая обусловлена рефлексами, связана с нормальными сухожильными рефлексами, либо патологическими (ненормальным их повышением или снижением). Иногда некоторые рефлексы могут даже отсутствовать (выпадать), все зависит от конкретики поражения нервной системы.

Синдром мышечной гипотонии неврологами особенно часто выявляется у деток в период новорожденности и в грудном возрасте, он может формироваться с самого рождения или же развивается и преобразуется во все более тяжелый по мере роста малыша.

Врожденная гипотония мышц типична для:

  • Тяжелой , перенесенной внутриутробно ил в родах, асфиксии ребенка
  • Врожденных форм нервно-мышечных болезней
  • головки или области позвоночника в родах, с вовлечением головного или спинного мозга
  • Поражения в родах периферических нервов (зоны локтевого или плечевого, бедренного, лицевого)
  • Наследственных обменных расстройств, приводящих к изменению питания нервной ткани
  • Хромосомных синдромов, генетических аномалий
  • При наличии патологий с врожденным слабоумием либо ситуациями, где оно приобретается в раннем возрасте.

Также стоит знать, что гипотония мышц может впервые себя проявить либо становиться более серьезной и тяжелой в любом этапе взросления, иногда ее проявление формируется через несколько месяцев с момента родов и ее течение неуклонно прогрессирует до тяжелых состояний. При этом речь идет о выраженной и достаточно распространенной гипотонии, которая захватывает большой объем мышц, приводит к резким отклонениям в здоровье ребенка.

Гипотония, которая была выражена с раннего детства, может постепенно перейти в нормальный мышечный тонус или дистонические состояния, гипертонию мышц, либо же она остается одним из ведущих симптомов СДН у детей на всем протяжении первого годика жизни.

Степень выраженности подобной аномальной мышечной гипотонии среди малышей может варьировать от легкого и незначительного снижения (слабо ощущается сниженное сопротивление пассивным действиям и движениям) вплоть до полного выключения активных движений и практически полной атонии либо неподвижности.

Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев

Естественно, что нарушенный тонус мышечных волокон может существенно влиять на здоровье ребенка и нарушать его полноценное развитие, особенно если речь идет о гипотонии.

Обратите внимание

Если снижение мышечного тонуса выявляется в нерезкой форме и нет его сочетания с какими-либо иными неврологическими патологиями, подобное состояние либо никак не влияет на рост и физиологическое развитие крохи, либо приводит к торможению и запаздыванию в сроках психо- моторного развития ребенка, обычно начиная со второго полугодия, в это время особенно активно должны формироваться двигательные акты и важнейшие навыки.

Причем типично то, что отставание в развитии происходит неравномерно, могут тормозиться достаточно сложные двигательные акты и функции, которые могут требовать для своего осуществления одновременного и согласованного взаимодействия различных мышечных групп. Примером может быть тот факт, что ребенок примерно девяти месяцев с наличием мышечной гипотонии, если его посадит врач или родители, может сидеть, а вот самостоятельно он садиться, координируя свое тело – не может.

Есть варианты мышечной гипотонии:

  • локализованная в области одной конечности, возникающая как травматическое воздействие (парезы руки либо ноги). В таких случаях задержка в формировании навыков будет ограничена пораженной зоной и ее влиянием на все остальное тело ребенка.
  • распространенная, с четко выраженным наличием серьезной мышечной гипотонии. Данный факт может оказывать тяжелое и существенное воздействие на двигательное развитие малышей. К примеру, развитие двигательных актов при такой патологии как спинальная амиотрофия (она же синдром Гоффмана-Верднига) у десятимесячного ребенка соответствует уровню трехмесячного.

Задержки в развитии двигательных функций, естественно, могут становиться причиной и особенностей в формировании и становлении психических функций ребенка. Важно понимать, когда отсутствует возможность произвольного захватывания ручками предметов, это приводит к неполноценному формированию зрительно-моторного координирования и различных манипуляций с предметами и игрушками.

Нередко формирование мышечной гипотонии сочетается с различными другими неврологическими расстройствами в виде пареза черепных нервов, развития или судорожного синдрома, все это в комплексе с отягощающими обстоятельствами влияет на задержку нормального развития и определяется не только сниженным мышечным тонусом, но и всеми остальными влияниями.

Параллельно стоит отметить, что локализация и степень выраженности сниженного тонуса мышц, его влияние на торможение физического, а также психического развития будет во многом зависеть от заболевания, что привело к подобным явлениям. При наличии судорожного синдрома, на фоне врожденного слабоумия (либо ранней приобретенной формы) не только гипотония, а еще и задержка в психическом развитии приводит к явно выраженным отставаниям и освоении положенных движений.

Дистонический синдром у детей

В понятие СДН у малышей в первый год после рождения может включаться также такое состояние как дистония мышц – это чередование в мышечных группах конечностей (обычно ручек или ножек, реже тела) как сниженного мышечного тонуса, так и повышенного , либо изменение тонуса мышечных элементов исходя из определенных влияний на нервную систему.

Так, в состоянии покоя у таких малышей при наличии только пассивных двигательных актов будет выражена явная мышечная гипотония, имеющая общий характер. Но при попытках выполнения ими определенных движений, либо на фоне положительных эмоций или отрицательных начинается нарастание мышечного тонуса, возникает формирование выраженных патологических рефлексов, имеющих преимущественно тонический характер. Это явление называют приступами дистонических атак .

Обратите внимание

Особенно часто подобный феномен дистонических расстройств наблюдают у тех малышей, которые перенесли при рождении гемолитическую болезнь, родились при вынашивании резус-конфликтной или несовместимой по группе крови беременности.

При резко выраженном синдроме дистонии мышц формируется сложность с развитием у карапуза полноценных выпрямляющих рефлексов в области туловища, плюс страдает становление реакций равновесия. Это связано с постоянно изменяющимся мышечным тонусом. Когда это синдром легкой и преходящей дистонии мышц, он не будет оказывать выраженного негативного влияния в процессе роста и развития малыша по мере возраста. Постепенно, по мере дозревания мозговых центров, все выравнивается.

Мышечная гипертония у детей

Синдром гипертонии отдельных элементов или целых мышечных групп будет характеризоваться обратными явлениями, нежели при гипотонии. Это усиленное сопротивление пассивным движениям, кроме того, ограничение в силу этого произвольной либо спонтанной двигательной активности младенцев . Также типично повышение рефлексов сухожилий с расширением зоны из возникновения, патологическими установками ручек и стоп (вывернуты, зажаты). Обычно повышенный тонус мышц может преобладать в области сгибательных групп мышц, а также удерживающих позу, могут быть существенно изменены мышцы в области бедер и плеч, что выражается в принятии ребенком определенной типичной позы. Но только исходя из позы диагноза не ставят и гипертонию мышц сразу же не определяют – это дополнительные и относительные критерии патологий.

Обратите внимание

Дополнительными критериями будут изменение врожденных рефлексов и особые симптомы Гордона, рефлекс Бабинского или Оппенгейма. В нормальных условиях они слабовыраженные, имеют непостоянное возникновение и по мере того, как ребенок развивается, слабеют и угасают. На фоне повышенного тонуса мышц они постоянно отмечаются, причем не имеют динамики угасания.

По степени выраженности синдром гипертонии мышц может иметь варианты от незначительного повышения и усиленного сопротивления для пассивных движений грудничка до полной обездвиженности и кованости (это именуют децеребрационной ригидностью – полная невозможность произвольных и иных движений, настольно тонизированы мышцы).

В таких серьезных случаях даже применение медикаментов, обладающих свойствами мышечных релаксантов (расслабляют мышцы) не может привести к расслаблению мышц, и тем более невозможно осуществление пассивных движений руками родителей или врача.

Если синдром гипертонии имеет слабое проявление, не сочетается с наличием патологических (они же тонические) рефлексов либо не осложнен иными неврологическими расстройствами, он будет влиять на развитие не сильно . Обычно это проявляется в торможении развития двигательных способностей у детишек в первые месяцы (до годика) – они позже переворачиваются, татем начинают ползать и т.д. Исходя из локализации, в каких группах мышц больше повышен тонус, тормозиться будет освоение тех или иных навыков и двигательных актов.

Например, если избыточен мышечный тонус в области ручек, может отмечаться задержка в развитии направленных движений ручками в отношении объектов, сложности с захватом игрушек или манипуляциях с предметами. Особенно выражено может страдать хватательный навык в руках. Параллельно с тем, что малыши позже начинают хватать вещи и игрушки для манипуляций, у них на длительное время сожжет оставаться специфический (ульнарный) захват – они берут предметы всей кистью. А вот пинцетные захваты пальчиками могут формироваться медленно, в части случаев требуя особых занятий и дополнительного стимулирования. Может тормозиться развитие формирование защитных функций руки, в этих ситуациях будут соответственно тормозиться и реакции удержания равновесия лежа на животе, при обучении сидению и вставанию, а также при хождении.

Если страдает мышечный тонус ножек, могут тормозиться опорные реакции со стороны ног и навыки самостоятельного присаживания, затем такие дети с трудом и неохотой встают на ножки, отдавая предпочтение ползанию, при поддержке у опоры встают на цыпочки.

Рекомендуем прочитать:

Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей

Мозжечок человека относится к важным мозговым центрам, он отвечает за координацию движений и статику, а также плавность и сочетанность двигательных актов, поддержание позы. Поражения мозжечкового характера у малышей с раннего детства могут быть результатом внутриутробного его недоразвития (агенезия мозжечка - недоразвитие, гипоплазия – уменьшение объемов), а также он может быть поражен в результате родовой травмы либо перенесенной острой асфиксии в родах. Иногда особым вариантом могут быть наследственные проблемы его развития или ранняя дегенерация, отмирание тканей вскоре после рождения.

Подобные проблемы привозят к снижению тонуса мышц, проблемам с координацией движений в ручках, а также расстройствами равновесия, когда дети постепенно овладевают навыками по возрасту – учатся сидеть и стоять, затем ходить. Кроме того, для мозжечковых синдромов типично появление дрожания в руках и ногах, проблемы с координацией и неустойчивостью походки, их можно определить уже после того, как дети овладеют произвольными и активными движениями.

Впервые родители могут начать подозревать проблемы в координации, если понаблюдают за детьми и тем, как они тянутся к игрушкам, могут их захватывать ручками и тянуть ко рту, а также как они стоят или сидят, потом уже ходят.

Дети в грудном возрасте, имеющие проблемы мозжечка и координации, в попытках хватания и удержания игрушек могут делать массу лишних движений, особенно подобное ярко выражено, когда младенцы находятся в сидячем положении . Самостоятельное сидение у них формируется с выраженным запозданием, около 10-12 месяцев, зачастую в этом периоде дети с трудом удерживают равновесие, немедленно падают при необходимости поворота в стороны либо при необходимости брать предметы. Ребенок боится падать, и поэтому он не играет с предметами двумя руками, только одной, придерживая себя и сохраняя опору за счет второй руки. Ходить дети начинают уже ближе к двум годам жизни, при этом они часто падают, и некоторые из малышей в силу этого предпочитают ползание в период того, когда им уже давно пора нормально ходить.

В некоторых случаях на фоне мозжечковых расстройств в первый год жизни могут наблюдаться плавающие движения глаз и речевые расстройства , первые симптомы дизартрии мозжечкового происхождения. Если же поражение сочетано с повреждениями черепно-мозговых нервов, могут иметься специфические задержки в развитии – поздняя фиксация взгляда на предметах, слежения за ними, затем проблемы с моторно-зрительной координацией и нарушение ориентирования в пространстве, по мере роста возникают существенные проблемы с освоением речи и особенно активной.

Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств

Наиболее тяжелой и крайней формой синдрома двигательных расстройств у малышей впервые месяцы будет развитие (явления детского церебрального паралича). Набор клинических проявлений (симптомов) при ДЦП будет зависеть от наличия расстройств тонуса мышц и их выраженности, но повышенный тонус типичен для всех форм патологии, степень выраженности расстройств разная. Так, часть детей рождается с уже высоким мышечным тонусом, прогрессирующим по мере взросления, у других изначально он снижен или имеется выраженная дистония, переходящая затем в гипертонус. Эта категория детей при рождении выглядит вялыми и с бедностью спонтанной активности, у них угнетаются безусловные рефлексы, ко второму месяцу жизни, если ребенка положить на живот или вертикально удерживать, чтобы он делал попытки держать головку, возникают признаки дистонии. Малыш может периодами беспокоиться, тонус мышц резко повышается, ручки разгибаются и заворачиваются внутрь в области плеч и предплечий, кистей, пальчики сжимаются в кулачки. При этом ножки разгибаются и перекрещиваются, приводятся вовнутрь. Такие приступы длятся по несколько секунд, повторяясь на протяжении суток, и могут быть спровоцированы различными раздражителями извне – криками, громкими звуками.

Возникновение двигательных расстройств при формировании ДЦП будет обусловлено тем фактом, что поражение мозговых структур, которые еще крайне незрелые, может нарушать правильную последовательность в созревании мозга. За счет этого высшие корковые центры, которые отвечают за координированность и слаженность всех движений и формирование навыков, не могут отказывать тормозящего влияния в отношении примитивных врожденных стволовых рефлексов. Поэтому тормозится исчезновение безусловной рефлекторной деятельности, не блокируются патологические рефлексы, изменяется мышечный тонус, что становится препятствием для формирования выпрямления тела и формирования его равновесия, развитие тормозится и нарушается, тело не подчиняется правильным импульсам мозга, который серьезно поврежден.

Методы лечения малышей

Во многом сложность с лечением определяется тем фактом, насколько рано выявлены проблемы и насколько они сложные и тяжелые, есть ли органические поражения мозге необратимого характера. Сегодня у неврологов много эффективных методик, которые могут устранять двигательные нарушения в раннем периоде и достаточно быстро и эффективно. После полноценного как медикаментозного, так и дополнительного лечения функциональные расстройства проходят бесследно, и при органических расстройствах в незапущенных стадиях можно существенно улучшить ситуацию. Естественно, что все рекомендации индивидуальны, но в общих принципах лечение состоит из:

  • Курсы лечебного общего массажа, проводимого только специалистом, имеющим опыт в регулировании тонуса мышц у младенцев
  • Курс лечебной физкультуры и особый двигательный режим, постоянные занятия с ребенком
  • Применение физиотерапии с различными видами воздействий
  • Применение групп препаратов, которые улучшают передачу нервного импульса и восприятие его мышечными волокнами
  • Препараты, которые нормализуют реакции мышц на поступающие импульсы от нервной системы
  • Витаминные препараты нейротрофического ряда ()
  • Реабилитационные мероприятия, занятия дома с родителями по специальным методикам.

При наличии легких вариантов СДН у детей все быстро поддается коррекции, однако серьезные органические патологии можно скорректировать не полностью и потребуется затем постоянное наблюдение и курсы реабилитации на протяжении жизни.