У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы ок­ружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.

Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использо­вать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищал­ку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование про­водят на человеке.

Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и рого­вицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.

Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до вы­работки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10-15 раз с интервалом не менее 5 с.

Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образова­нии условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может го­ворить о неправильно проведенном опыте или некоторой инерт­ности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.

Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.

Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.

Практическая работа №2

Условный зрачковый рефлекс

При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.

Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затем­нения глаза испытуемого.

Содержание работы. Исследование проводят на испы­туемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя ли­цом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому за­крыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлек­са на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их ин­дифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.



После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20-30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20-30 с, и т. д.

После 10-12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок - расшире­ние зрачка несмотря на освещение глаза.

Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3-5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произне­сите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расши­рение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".

Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдае­мым фактам.

Практическая работа №3

Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов

Тип нервной системы - совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуаль­ной жизни.

Сила нервных процессов - способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.



Уравновешенность - одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.

Подвижность - скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову-Гиппократу)

Сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник).

Сильный - уравновешенный - инертный (флегматик).

Сильный - неуравновешенный - подвижный (холерик).

Слабый - неуравновешенный - малоподвижный и инерт­ный (меланхолик).

И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нерв­ной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основ­ные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фено­тип - склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связы­вал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Оснащение: опросники.

Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы

Нервная деятельность организма человека заключается в передаче импульсов. Одним из результатов подобных передач являются рефлексы. Для того, чтобы некий рефлекс выполнялся организмом, должна быть налажена связь от получения сигнала до ответной реакции на раздражитель.

Рефлекс представляет собой реакцию части организма на видоизменения наружного или внутреннего окружения в результате воздействия на рецепторы. Находиться они могут на поверхности кожи, порождая экстерорецептивные рефлексы, а также на внутренних органах и сосудах, что лежит в основе интерорецессивного или миостатического рефлекса.

Ответные реакции на раздражители по своей природе бывают условными и безусловными. Ко вторым относят рефлексы, дуга которых сформирована уже ко времени рождения. У первых она создается под влиянием внешних факторов.

Из чего состоит дуга рефлекса?

Сама дуга представляет собой весь путь нервного импульса от момента соприкосновения человека с раздражителем до проявления ответной реакции. Рефлекторная дуга содержит различные типы нейронов: рецепторный, эффекторный и вставочный.

Рефлекторная дуга организма человека работает так:

  • рецепторы воспринимают раздражение. Чаще всего такими рецепторами служат отростки нервных волокон центростремительного типа либо нейронов.
  • чувствительное волокно транслирует возбуждение к центральной нервной системе. Структура чувствительного нейрона такова, что его тело располагается вне нервной системы, они цепочкой пролегли в узлах вдоль позвоночника и у основания головного мозга.
  • переключение с волокна чувствительного типа на двигательное происходит в спинном мозге. Головной мозг отвечает за формирование более сложных рефлексов.
  • двигательное волокно несет возбуждение к реагирующему органу. Это волокно является элементом двигательного нейрона.

Эффектор - собственно сам реагирующий орган, отвечает на раздражение. Рефлекторная реакция бывает сократительной, двигательной либо выделительной.

Полисинаптические дуги

К полисинаптическим относится трехнейронная дуга, в которой между рецептором и эффектором располагается нервный центр. Такую дугу наглядно иллюстрирует отдергивание руки в ответ на боль.

Полисинаптические дуги имеют особое строение. Такая цепь обязательно проходит через мозг. В зависимости от локализации нейронов, обрабатывающих сигнал, выделяют:

  • спинномозговые;
  • бульбарные;
  • мезэнцефальные;
  • кортикальные.

Если рефлекс обрабатывается в верхних частях центральной нервной системы, то в его обработке принимают участие и нейроны нижних отделов. Отделы ствола головного мозга и спинной мозг также участвуют в формировании рефлексов высокого уровня.

Какой бы ни был рефлекс, если нарушается непрерывность рефлекторной дуги, то происходит исчезновение рефлекса. Чаще всего такой разрыв происходит в результате травмы либо болезни.

В сложных рефлексах для реакции на раздражитель в звенья цепи включаются различные органы, что может изменять поведение организма и его систем.

Также интересно строение дуги мигательного рефлекса. Этот рефлекс в силу своей сложности позволяет изучить такое движение возбуждения по дуге, которое исследовать в других случаях затруднительно. Рефлекторная дуга этого рефлекса начинается с активизации возбуждающего и тормозящего нейронов одновременно. В зависимости от характера повреждения активизируются различные части дуги. Спровоцировать начало мигательного рефлекса может тройничный нерв - ответ на прикосновение, слуховой - ответ на резкий звук, зрительный - ответ на перепад света или видимую опасность.

Рефлекс имеет раннюю и позднюю составляющие. Поздняя составляющая отвечает за формирование задержки ответа. В качестве эксперимента касаются пальцем кожи века. Глаз закрывается молниеносно. При повторном касании кожи реакция проходит медленнее. После обработки мозгом получаемой информации происходит осознанное торможение приобретенного рефлекса. Благодаря такому торможению, например, женщины очень быстро приучаются красить веки, преодолевая естественное желание века прикрыть роговицу глаза.

Другие варианты полисинаптических дуг также поддаются исследованию, однако они зачастую слишком сложны и не очень наглядны для изучения.

Каких бы высот не достигла наука, базовыми рефлексами для изучения реакции человека остаются мигательный и коленный рефлексы. Изучение и замеры скорости прохождения импульса в тройничном и лицевом нервах являются основой оценки состояния ствола головного мозга при различных патологиях и болях.

Моносинаптическая рефлекторная дуга

Дуга, которая состоит всего из двух нейронов, которых вполне достаточно для импульса, носит название моносинаптической. Классическим примером моносинаптической дуги является коленный рефлекс. Именно поэтому подробная схема рефлекторной дуги колена размещается во всех медицинских учебниках. Особенностью состава такой дуги является то, что она не задействует головной мозг. Коленный рефлекс относится к мышечным безусловным. У человека и других позвоночных такие мышечные рефлексы отвечают за выживание.

Неудивительно, что именно коленный рефлекс проверяется невропатологом как один из показателей состояния соматической нервной системы. При ударе молотком по сухожилию, растягивается мышца, после прохождения раздражения через центростремительное волокно к спинномозговому узлу, сигнал через двигательный нейрон в центробежное волокно. В этом эксперименте рецепторы кожи участия не принимают, тем не менее результат его весьма заметен и силу реакции легко дифференцировать.

Вегетативная рефлекторная дуга обрывается на части, образуя синапс, тогда как в соматической системе путь, преодолеваемый импульсом от рецептора до действующей скелетной мышцы, ничем не прерывается.

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - это центральное торможение , открытое рус­ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.


Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

с. 1
Мигательныйрефлекс — это защитная врожденная реакция организма, заключающаяся в рефлекторном смыкание век на приближающийся к глазу предмет. Он был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.

Центр данного защитного рефлекса как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения) находится в продолговатом отделе головного мозга.

1.Рецепторы (находятся во внутреннем углу глаза) возникает возбуждение

2.Чувствительный нейрон — передает нервные импульсы в ЦНС

3.Вставочный нейрон в ЦНС (продолговатый мозг) обрабатывают информацию

4.Двигательный или исполнительный нейрон (передает информацию и приводит в действие исполнительный орган)

5.Рабочий орган ( круговая мышца глаза), смыкающая веки.

Описание рефлекса

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются , т.е. образуется нервный импульс который передаются на чувствительный нейрон. Чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС, ЦНС передает нервный импульс на исполнительный нейрон , который в свою очередь передает возбуждение на круговую мышцу глаза. Мышца сокращается и веки смыкаются (т.е происходит действие!!!)

Механизм передачи нервного импульса на мышцу:

1. Аксон исполнительного нейрона

2.Синаптическая щель

3. Пузырьки с ацетилхолином

4. Рецепторы на мышечной клетке, воспринимающие ацетилхолин

5.Митохондрия

На аксоне исполнительного нейрона находятся пузырьки с биологически активной жидкостью (ацетилхолин), которые при возбуждении исполнительного нейрона лопаются. Ацетилхолин выходит с синаптическую щель (пространство между аксоном и мышечной клеткой) и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая в ответ на данное вещество возбуждается и сокращается. Так происходит рефлекторное смыкание век.

Мигательный рефлекс наблюдается ТОЛЬКО при возбуждении определенных рецепторов , которые находятся во внутреннем уголке глаза!

После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Потому что происходит торможение рефлекса , которое не позволяет возбуждению распространяться безгранично.

Причина: При многократном раздражении запасы медиатора в пузырьках истощаются и необходимо время для их восстановления.
с. 1

Государственная противопожарная служба нормы пожарной безопасности специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий

771.92kb. 6 стр.

2.Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. 3. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины.

Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях. 4. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. 5. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка.

Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях. 6.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток.

Возникает торможение мигательного рефлекса.

Условные и безусловные рефлексы.

Рефлекс – ответная реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Развитие представлений о поведении человека, которое всегда являлось загадкой, было достигнуто в работах русских ученых И. П. Павлова и И.

М. Сеченова.

Рефлексы безусловные и условные .

Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Дуги безусловных рефлексов проходят через спинной мозг или ствол мозга. Кора больших полушарий не участвует в их образовании.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

К безусловным рефлексам относятся:

Пищевые (слюноотделение, сосание, глотание);
Оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета);
Ориентировочные (скашивание глаз, повороты головы);
Половые (рефлексы, связанные с воспроизведением и уходом за потомством).
Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря ним сохраняется целостность организма, поддержание постоянства внутренней среды и происходит размножение.

Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные рефлексы.
Наиболее важным из них является рефлекс сосания. Раздражитель рефлекса сосания – прикосновение к губам ребенка какого-либо предмета (груди матери, соски, игрушки, пальца руки). Рефлекс сосания – это пищевой безусловный рефлекс. Кроме этого, у новорожденного имеются уже и некоторые защитные безусловные рефлексы: мигание, которое возникает, если постороннее тело приближается к глазу или коснется роговицы, сужение зрачка при действии сильного света на глаза.

Особенно ярко проявляются безусловные рефлексы у различных животных.

Врожденными могут быть не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов.

Условные рефлексы – это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, стук, время и т.д.). И. П.

Павлов изучал образование условных рефлексов на собаках и разработал методику их получения. Для выработки условного рефлекса необходим раздражитель – сигнал, который запускает условный рефлекс, многократное повторение действия раздражителя позволяет выработать условный рефлекс. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловного рефлекса. Теперь данный безусловный рефлекс осуществляется не под действием совершенно новых внешних сигналов.

Эти раздражения из окружающего мира, к которым мы были безразличны, теперь могут приобрести жизненно важное значение. В течение жизни вырабатывается множество условных рефлексов, которые составляют основу нашего жизненного опыта. Но этот жизненный опят имеет смысл только для данной особи и не передается по наследству ее потомкам.

е. навыки или автоматизированные действия. Смысл этих условных рефлексов состоит в освоении новых двигательных умений, выработке новых форм движений. За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией.

Навыки – это основа нашего поведения. Сознание, мышление, внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые автоматизировались и стали навыками повседневной жизни. Самый успешный путь овладения навыками – это систематические упражнения, исправление вовремя замеченных ошибок, знание конечной цели каждого упражнения.

Если не подкреплять некоторое время условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного раздражителя.

Но не исчезает совсем. При повторении опыта рефлекс очень быстро восстанавливается. Торможение наблюдается и при воздействии другого раздражителя большей силы.

1. Рефлекс. Схема дуги рефлекса

Основной принцип работы нервной системы - рефлекторный . Нервный импульс, возникший при раздражении, проходит определённый путь, называемый рефлекторной дугой . В состав рефлекторной дуги входит пять частей:

  • рецептор – нервное окончание, воспринимающее раздражение (Рецепторы находятся в органах, мышцах, коже и т.д.

    Каждый вид рецепторов реагирует на определенный раздражитель: свет, звук, прикосновение, запах, температуру и др. Рецепторы преобразуют эти раздражители в нервные импульсы – сигналы нервной системы).

  • чувствительный путь , передающий импульс в ЦНС (Эта часть рефлекторной дуги образована чувствительными нейронами).
  • участок центральной нервной системы (вставочный нейрон, лежащий в головном или спинном мозге),
  • двигательный путь (исполнительный или двигательный нейрон, передающий импульс к исполнительному органу или железе).
  • рабочий орган

Рефлексы человека разнообразны. Соматические рефлекторные дуги осуществляют двигательные рефлексы.

Вегетативные рефлекторные дуги координируют работу внутренних органов.
Рефлекторная реакция заключается не только в возбуждении, но и в торможении, т.е.

в задержке, ослаблении или полном прекращении возникшего возбуждения. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивают согласованную работу организма.Отдергивание руки в ответ на укол или ожог кожи, обильное выделение слез под действием веществ, раздражающих глаза, чиханье при попадании посторонних частиц в носовую полость.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы. Рефлекторная дуга - нейронный путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: ВладосЛернер Г.И.

Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрельhttp://dok.opredelim.com/docs/index-62310.html

При прикосновении к внутреннему углу

по дендриту к телу аксону в продол-говатый мозг .

Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам

рефлекс затормозился .

прямыми связями об-ратные связи

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг-ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение.

По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.

Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры центральное торможение Сеченовым : «Высшие Центры Мозга Низших Центров

перекиньте ногу на ногу.

Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж-на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие.

При всех других случаях рефлекса не будет.


Органный уровень

Системный уровень

Организм

Поведенческий уровень

⇐ Предыдущая1234567

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 4046 | Нарушение авторского права страницы

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз-вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига-тельного рефлекса.

Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля-ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол-говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство-вали прикосновение к углу глаза!

→ затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об-ратные связи , несущие информацию от органов в мозг.

Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че-рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка.

Беспокоящая информация достиг-ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до-троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.

Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен-тры продолговатого мозга — это центральное торможение , открытое рус-ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу.

Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж-на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет.

Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.


Уровни Организации Организма: клеточ-ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре-деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю-щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

⇐ Предыдущая1234567

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 4042 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Рефлекс мигательный защитный Р.: сокращение круговой мышцы глаза, напр. при внезапном освещении глаза или появлении предмета перед глазами.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "рефлекс мигательный" в других словарях:

    Рефлекс мигательный - Мигательная реакция в ответ на раздражение светом, звуком и другими сенсорными стимулами (прикосновение к роговице или ресницам, взмах руки перед лицом обследуемого, постукиванием в области надпереносья, электрического раздражения надглазничного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I Рефлекс (лат. reflexus повернутый назад, отраженный) реакция организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной… … Медицинская энциклопедия

    МИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС - Рефлексивное закрытие века, вызванное ярким светом, внезапным шумом, дуновением ветра и т.д. Этот рефлекс тщательно изучался в исследованиях по классическому обусловливанию … Толковый словарь по психологии

    Лицевой нерв … Википедия

    Реакции организму (рефлексы), вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни человека или животного на базе врожденных безусловных рефлексов. Термин «условные рефлексы» введен И.П. Павловым. В отличие от безусловных рефлексов… … Медицинская энциклопедия

    - (nervi craniales; синоним черепно мозговые нервы) нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него. Различают 12 пар Ч. н., которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов… … Медицинская энциклопедия

    МИГАНИЕ - МИГАНИЕ, рефлекс на раздражение чувствительных ветвей тройничного нерва (роговица, конъюнктива, кожа, окружающая глаз, ресницы) или же на световое раздражение. Центрипетальная дуга рефлекса т. о. либо тройничный либо зрительный нерв.… … Большая медицинская энциклопедия

    К. о. называют тж обусловленной реакцией, обусловленным рефлексом, условной реакцией и условным рефлексом. И. П. Павлов был первым, кто широко исследовал его особенности. Огромная работа, проведенная в лаборатории Павлова, показала, что… … Психологическая энциклопедия

    МИГАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. То же, что моргать. М. глазами. Многозначительно м. соседу. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. Мелькать, мерцая (разг.). Вдали мигает огонёк. | однокр. мигнуть, ну, нёшь. | сущ. мигание, я, ср. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ - вынужденное (посредством лазера) испускание атомами вещества порций квантов электромагнитного излучения. Слово лазер аббревиатура, образованная из начальных букв английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (усиление… … Российская энциклопедия по охране труда