Расстройства личности - это врожденный тип характера, поведения и реакций на себя и окружающую среду, носящие признаки чрезмерности или патологии.

Расстройство личности возникает

вследствие наследственных факторов и особенностей воспитания; проявляется уже в детском возрасте и носит устойчивый характер. Диагноз "расстройство личности" обычно не ставят до 16-17 летнего возраста, то есть до окончания пубертатного периода, ввиду того, что личность еще окончательно не сформирована. Вместо этого диагноз звучит как "Патологическое развитие личности".

Уровень развития личности

(по Н.Мак-Вильямс) может быть невротическим, пограничным или психотическим.

Невротический уровень развития личности

характеризуется наличием "внутреннего наблюдателя" (человек может оценить себя, как бы глядя со стороны), зрелая внутренняя идентичность, непрерывность "Я" во времени. Люди с невротическим уровнем находятся в полном контакте с реальностью, хорошо могут описать себя, свои убеждения, характер, ценности, привычки. Их основной внутриличностный конфликт - между желаниями и препятствиями, которые они сами себе создают.

Пограничный уровень развития личности

"Я" людей с пограничным уровнем противоречиво и разорвано, они не могут составить о себе объективный последовательный рассказ. Их ценности и установки во многом отрицают друг друга. Люди с пограничным уровнем склонны к полярным оценкам реальности ("либо хорошо - либо никак", "не терплю посредственность, я должен всегда побеждать", "если я не могу жить нормально, лучше умру", и т.д.), они используют примитивные психические защиты: отрицание ("нет, этого не было"), проективную идентификацию ("да что я, не вижу, какой это человек? - он еще рта не раскрыл, а я уже сразу все про него понял"), расщепление ("если я не бог - я никто"). Их основной внутриличностный конфликт - между страхом поглощения и страхом брошенности.

Психотический уровень развития личности

Эти люди очень плохо тестируют реальность и часто не способны отличить реальность от фантазий. Они находятся в постоянной тревоге и страхе быть поглощенными или разрушенными этой реальностью. Их основная задача - обеспечение собственной безопасности. Основной конфликт - между желанием жить и страхом быть "раздавленными" этим миром.

Изменениями личности

называют изменения характера, реагирования на себя или окружающее, возникшие после перенесенных заболеваний, травм мозга, психических травм и других тяжелых событий в жизни человека. Изменения личности, в отличие от расстройств личности, обычно возникают уже во взрослой жизни, и как и расстройства личности, носят постоянный характер.

Виды расстройств и изменений личности

Расстройства и изменения личности описывают, с одной стороны, по набору специфических черт, ценностей и установок, присущих тому или иному характеру; с другой - по уровню развития личности.

Расстройства личности

в связи с этим делят на несколько типов:

  • параноидное (чрезмерная чувствительность к неудачам, постоянное недовольство происходящим вокруг, мстительность, отказ прощать обиды, склонность принимать как враждебные нейтральные действия людей, конспирологическая трактовка многих событий)
  • шизоидное (эмоциональая холодность, слабый интерес к социальным конактам, неспособность проявлять любые чувства к окружающим людям, предпочтение уединенной деятельности, занятость фантазиями, какими-либо теориями или своим внутренним миром, нечувствительность к социальным нормам, отсутствие близких друзей и желания иметь близкие контакты)
  • диссоциальное (бессердечие, равнодушие к чужим переживаниями чувствам, пренебрежение к социальным нормам, своим правам и обязанностям; неспособность поддерживать отношения, несмотря на то, что устанавливают их хорошо; непереносимость отказа, простота возникновения агрессии вплоть до насилия и причинения травм, неспособность извлекать уроки из жизненного опыта, неспособность испытывать чувство вины, склонность во всем винить окружающих, полностью оправдывая себя)
  • эмоционально неустойчивое (эмоциональная неустойчивость, трудность самоконтроля, частые вспышки агрессии, непереносимость отказов (фрустрации), импульсивность)
  • истерическое (преувеличенное выражение эмоций, театральность, внушаемость, подверженность влиянию мнения окружающих или обстоятельств, поверхностность и неустойчивость эмоций, постоянное стремление к сильным эмоциям, стремление быть в центре внимания, постоянное стремление к признанию со стороны окружающих, чрезмерная озабоченность физической привлекательностью, чрезмерное стремление обольщать, соблазнять окружающих, обидчивость, эгоцентризм, постоянное манипулирование окружающими)
  • ананкастное (чрезмерная осторожность, склонность к постоянным сомнениям, чрезмерная озабоченность правилами, расписаниями, графиками, деталями; перфекционизм, стремление к совершенству, что препятствует завершению задач; неадекватная озабоченность продуктивностью и выполнением плана в ущерб удовольствию и поддержанию социальных связей; педантичность, слабая изменчивость поведения, упрямство)
  • тревожное (уклоняющееся, избегающее) (постоянные тяжелые предчувствия, тревога, представление о себе, как о непривлекательном, недостойном человеке, приниженном по отношению к другим; озабоченность критикой в свой адрес или социальным непринятием; повышенная чувствительность к отвержению и критике; нежелание вступать в отношения без гарантии понравиться; нежелание заниматься работой, связанной с возможностью получить отказ или подвергнуться критике)
  • зависимое (стремление переложить на окружающих решение важных вопросов в своей жизни, подчинение своих потребностей потребностям того, от кого зависит; нежелание предъявлять даже разумные требования тем, от кого зависит; чувство беспомощности в одиночестве из-за неспособности жить самостоятельно; постоянный страх быть покинутым лицом, от которого находится в зависимости; сниженная способность принимать решения в повседневной жизни без советов и подбадривания со стороны)
  • другие расстройства личности: экспансивное , пассивно-агрессивное , нарциссическое , безудержное , расторможенное , эксцентричное , и другие

Изменения личности

  • после переживания катастрофы (враждебное или недоверчивое отношение к миру, опустошенность, ощущение безнадежности, социальная отгороженность, постоянное ощущение угрозы, "существование на грани катастрофы" в течение минимум 2-х лет после пережитой катастрофы)
  • после перенесенного психического расстройства (чрезмерная зависимость от других и предъявление к ним завышенных требований; стойкая убежденность в собственной измененности, "неправильности" вследствие перенесенной болезни, что затрудняет установление отношений и связей; пассивность, снижение интересов и увлеченности тем, что интересовало раньше; постоянные жалобы на болезнь, ипохондрия; тоскливо-злобное (дисфория) или изменчивое настроение; значительное снижение в социальном и трудовом функционировании)

Кроме всего прочего, есть целый класс расстройств зрелой личности, которые в настоящее время невозможно полностью объяснить ни наследственными, ни средовыми факторами.

Расстройства привычек и влечений

Больные утверждают, что они не могут контролировать импульсы, толкающие их к подобному поведению.

  • патологическое влечение к азартным играм (лудиомания, игромания)
  • патологическое влечение к поджогам (пиромания)
  • патологическое влечение к воровству (клептомания)
  • патологическое влечение выдергивать волосы (трихотилломания)
  • самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение

Расстройства половой идентификации

  • транссексуализм
  • трансвестизм двойной роли и др.

Расстройства сексуального предпочтения

  • фетишизм
  • фетишистский трансвестизм
  • эксгибиционизм
  • вуайеризм
  • педофилия
  • садомазохизм

Терапия личностных расстройств

В зависимости от вида расстройства, степени страдания человека, у которого эти изменения присутствуют, способности или неспособности контролировать импульсы, порождаемыми этим расстройством, а также уровня личности лечением указанной патологии занимаются

Личность - одно из основополагающих понятий психологии. Личностью в психологии называют социальное качество инди­вида, характеризующее неповторимый склад его индивидуаль­ных свойств, представленных в предметной деятельности и об­щественных отношениях. Таким образом, индивидуальные особенности человека становятся личностной чертой тогда, когда они реализуются в его отношениях с другими людьми. Из этого также следует, что к понятию личности следует от­носить тот отпечаток, который остается в душах окружающих при общении и совместной деятельности с данным индивидом.

Приведенное определение указывает на сложности, которые должен испытывать врач при анализе личности больного. В процессе опроса пациента весьма легко выявить особеннос­ти его мышления, эмоционального склада, ознакомиться с его мировоззрением, однако для полной личностной характерис­тики необходимо наблюдение за человеком в процессе его ежедневной деятельности и общения. Это определяет необхо­димость сбора объективных анамнестических сведений и тща­тельного анализа ранее совершенных больным поступков.

В большинстве случаев в практической психиатрии врачу удается проанализировать не личность больного в целом, а его индивидуальность (склад личности), т.е. уникальный набор пси­хологических черт, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Такими чертами являются способ­ности, темперамент, характер и направленность личности.

Способности - это психологические особенности человека, определяющие его успешность в приобретении знаний, умений и навыков. Способности не предполагают наличия навыков и знаний как таковых, однако указывают на легкость, с кото­рой эти новые знания приобретаются. Исследования указыва­ют на значительную роль наследственных биологических фак-


торов в формировании способностей человека. Так, изучение однояйцевых близнецов показывает сходные показатели способ­ностей (например, индекс IQ). Вместе с тем следует учиты­вать, что приобретенный опыт обучения, имеющиеся к дан­ному моменту знания человека позволяют ему усвоить больший объем новых сведений в будущем. Способности являются ос­новой всей дальнейшей деятельности человека, а значит, и его личности. Однако у взрослого человека можно наблюдать, как приобретенные посредством высоких способностей черты ха­рактера закрепляются и сохраняются тогда, когда сами способ­ности уже утрачиваются. Так, авторитет пожилого человека, уважение к нему окружающих могут быть основаны на тех поступках, которые он совершил в прошлом, и это мешает врачу оценить истинное состояние его способностей.

Темпераментом называют совокупность устойчивых, инди­видуально неповторимых, природно обусловленных динами­ческих проявлений психики. К таким проявлениям относят скорость, силу, подвижность психических процессов, способ­ность к длительному поддержанию активности, преобладающий фон настроения. Основные свойства темперамента можно про­следить с раннего детства. Они отличаются особым постоян­ством и обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, что говорит об их наследственной обусловлен­ности.

Темперамент можно охарактеризовать через следующие его свойства: сенситивность (порог раздражительности), силу и быстроту автоматизированных реакций, активность (энергети­ческий потенциал), скорость протекания психических реакций (темп). Темперамент человека проявляется не только в его по­ступках, но и в речи, почерке, мимике и пантомимике. В психологии и медицине широко используется классификация темпераментов по Гиппократу: сангвиник, холерик, флегма­тик, меланхолик. Важные качества темперамента - экстра­версия (открытость, общительность, вовлеченность в жизнь окружающих) и интроверсия (замкнутость, отгорожен­ность, опора на собственное мнение). Темперамент - одно из проявлений психофизиологической конституции (см. раздел 1.2.3).

Характер - это основанная на приобретенном опыте обще­ния и деятельности, устойчивая система типичных для инди­вида способов поведения. Хотя характер не может развиваться без учета врожденных свойств темперамента и унаследованных способностей, но все же в большой степени он зависит от ус­ловий воспитания человека. В частности, в формировании стереотипов поведения значительную роль играет копирование поступков родителей и других авторитетных для ребенка лиц. Важнейшей основой формирования характера является воля. Не случайно понятия «безвольный» и «бесхарактерный» звучат


как синонимы. Понимание характера человека позволяет нам предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обсто­ятельствах.

В литературе указывается значительное число черт характе­ра, которые сочетаются у одного человека не случайно. По мнению В. Н. Мясищева (1949), поведение человека во мно­гом зависит от сложившейся системы отношений. Черты ха­рактера отражают эти отношения, например отношение к себе (самолюбие, уверенность в себе, чувство собственного досто­инства, самоотверженность, самокритичность), отношение к другим (доброжелательность, эгоизм или альтруизм, упрямство или уступчивость, великодушие, подозрительность, злопамят­ность), отношение к делу (трудолюбие или леность, легкомыс­лие или вдумчивость, добросовестность или халатность, педан­тичность, энтузиазм или пассивность), отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость). Помимо указанных отдельных черт характера, большое значение имеют такие об­щие свойства характера, как целостность (непротиворечи­вость), твердость, устойчивость и пластичность.

Направленностью называют совокупность устойчивых моти­вов (потребностей), ориентирующих деятельность личности в самых различных ситуациях. Направленность личности можно охарактеризовать через преобладающие склонности, интересы, установки, убеждения и мировоззрение. Наличие интереса за­ставляет человека искать большей информации о предмете, склонность выражается в непосредственном участии в опреде­ленной деятельности. Установкой называют не всегда осозна­ваемую, сформировавшуюся заранее, стойкую готовность оп­ределенным образом воспринимать, трактовать информацию и действовать в соответствии с этим. Установки отличаются ка­тегоричностью, алогичностью, стойкостью. В качестве при­мера можно привести такие категоричные фразы: «никому нельзя доверять», «главное в жизни - не упасть в грязь ли­цом», «что Бог ни сделает - все к лучшему». У многих лю­дей имеющийся жизненный опыт, накопленные знания, стой­кие заблуждения, сложившиеся установки составляют вместе стройную систему представлений, которую можно назвать ми­ровоззрением.

Направленность формируется исключительно в процессе развития и воспитания индивида и во многом зависит от кру­га его общения.

Большинство психологов считают, что поведение человека по большей части определяется сознанием. В этом смысле большое значение для характеристики личности имеет самосоз­нание. Представление о самом себе составляет устойчивую внутреннюю картину, называемую образом Я (Я-концепцией). Образ Я представляет собой установку, в соответствии с ко­торой индивид оценивает свои качества, формирует перспек-


тивы и действует. Таким образом, поведение человека во многом определяется его самооценкой. Завышенная самооцен­ка заставляет человека строить нереальные планы, брать на себя невыполнимые обязательства. Человек с завышенной са­мооценкой пытается занять не соответствующее его способно­стям доминирующее положение, вызывает раздражение окру­жающих. Человек с пониженной самооценкой склонен к ог­раничительному поведению, уходу от проблем, пессимистичес­кой оценке своих перспектив. Такой человек не предприни­мает усилий, чтобы достичь большего в жизни. Хотя для каж­дого человека характерен определенный уровень самооценки, эта черта не является абсолютно постоянной и зависит как от внутреннего состояния (при депрессии наблюдается понижен­ная самооценка, при мании - завышенная), так и от сложив­шейся ситуации (любой жизненный успех повышает самооцен­ку человека).

Взаимоотношения личности и психической патологии, на­блюдаемые в клинической практике, могут быть весьма мно­гообразны. Можно рассматривать личность как фактор риска возникновения того или иного психического заболевания. В разделе 1.2.3 мы уже обсуждали концепцию Э. Кречмера о связи шизоидной конституции с шизофренией и циклоидной - с МДП. Большинством психиатров признается также связь между тревожно-мнительным характером и неврозом навязчи­вых состояний, демонстративным характером и истерией.

В ряде случаев мы можем рассматривать психическую па­тологию как непосредственное продолжение характера челове­ка. В определенных ситуациях личностные черты, которые ра­нее были менее заметны, проявляются с особой частотой и настойчивостью, все больше закрепляются в поведении чело­века и наконец становятся столь утрированными, что резко на­рушают его адаптацию, вынуждают обратиться к врачу. Такое расстройство личности называют патологическим развитием личности. По механизму патологического развития формируют­ся некоторые психопатии.

Преморбидный (существовавший до возникновения болезни) тип личности человека может оказывать модифицирующее влия­ние на проявления эндогенных и экзогенных заболеваний. Так, депрессивный синдром у тревожно-мнительных личностей ча­сто сопровождается навязчивыми сомнениями и страхами, тре­вогой, ипохондрической настороженностью. Шизофрения у лиц с открытым эмоциональным темпераментом чаще прояв­ляется острыми приступами с яркими аффективными расстрой­ствами и несколько более благоприятным исходом. Наличие грубых психопатических черт резко ухудшает прогноз при ал­коголизме и наркоманиях.

Наконец, болезнь может коренным образом преображать личность. В этом случае с течением времени человек утрачи-


вает прежние способности, у него появляются новые черты ха­рактера, резко отличающиеся от существовавших до болезни (трудоспособный превращается в ленивого, добрый - в зло­го, легковесный - в педантичного и застревающего), меняет­ся темперамент человека (активный становится пассивным, ловкий и подвижный - заторможенным и медлительным, ве­селый - равнодушным). В этом случае человек может резко изменить свои интересы, мировоззрение, убеждения. Данную патологию называют изменениями личности. Их рассматривают как проявление дефекта (негативной симптоматики). Они весьма стойки, практически не поддаются лечению. Характер изменений личности довольно четко отражает суть болезни. Это позволяет находить сходство в личностных особенностях у больных с одинаковой патологией. К изменениям личности приводят многие болезни, протекающие прогредиентно, - шизофрения, эпилепсия, атрофические заболевания, сосуди­стое поражение мозга, алкоголизм и наркомании.

Акцентуированные личности

В практической деятельности врач может наблюдать удивитель­ное разнообразие нормальных личностных типов. Выраженные отличия человека от других сами по себе не могут свидетель­ствовать о патологии. Более того, в психологических исследо­ваниях показано, что сглаженность личностных черт, близость всех показателей к среднестатистическим, отсутствие ярко выраженной индивидуальности делают человека менее успеш­ным в жизни, часто сочетаются с пограничной умственной отсталостью. Гораздо больше в поддержании адаптации значат не слабая выраженность личностных черт, а их гармоничность, отсутствие внутренней противоречивости.

Яркая выраженность личностной черты обозначается как акцентуация. Акцентуированные личности рассматриваются как вариант нормы. О здоровье данных людей свидетельству­ют их отчетливая способность к адаптации, профессиональный рост, устойчивая социальная позиция. Вместе с тем чрезмер­ная выраженность той или иной черты может повышать риск возникновения психического расстройства (декомпенсации) в том случае, если складывается специфическая для данного типа характера («подходящая, как ключ к замку») неблаго­приятная ситуация. С другой стороны, выраженная индивиду­альность акцентуированных личностей позволяет им добиться особых успехов в некоторых видах деятельности. Можно рас­сматривать акцентуацию как основу присущих человеку талан­тов.


акцентуаций, хотя в клинической практике приходится наблю­дать множество смешанных и переходных характеров. Личнос­тный тип определяет основные формы реакций на психотрав-мирующие события и специфический набор механизмов пси­хологической защиты (см. раздел 1.1.4 и табл. 1.4).

Демонстративные личности характеризуются экстравертиро-ванностью и яркой эмоциональностью (преобладание первой сигнальной системы, художественный тип по И. П. Павло­ву). В иерархии мотивов ведущей является потребность во внимании окружающих. Характерны эгоцентризм, завышенная самооценка. Движения, мимика, высказывания подчеркнуто экспрессивны, порой утрированы. Стремление произвести впечатление подчеркивается яркой косметикой, украшениями и одеждой. Характерна склонность к выдумкам и фантазиям. Суждения часто незрелы, инфантильны, поверхностны. У та­ких личностей нередко бывает чрезвычайно широкий круг об­щения, хотя глубокой, длительной привязанности к близким они обычно не испытывают. Ведущими механизмами психо­логической защиты являются вытеснение, регрессия, иденти­фикация и конверсия. Это делает данных пациентов легкими в общении, лишенными злопамятности, немного безответ­ственными. Исследования показывают, что подобные черты личности чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Демон­стративные женщины легче вступают в брак. В некоторых видах деятельности (работа в детских коллективах, сценичес­кая игра) демонстративность может способствовать большей адаптации. Отсутствие возможности общаться, напротив, при­водит к развитию истерического невроза. Патологическое раз­витие указанных личностных черт ведет к формированию ис­терической психопатии.

Педантичные личности описываются как тревожно-мнитель­ные. Осторожность и нерешительность данных людей вызваны боязнью допустить оплошность. Стремление избежать неудачи для них существенно важнее, чем желание добиться успеха. Они склонны к постоянной рассудочной деятельности (преоб­ладание второй сигнальной системы, рациональный тип по И.П.Павлову). Они часто проявляют способности к обучению, хорошо усваивают точные науки. Защитой от возможной не­удачи служит избыточно регламентированный стиль жизни, где все совершается в одном и том же порядке и последователь­ности. Характерна осторожность в общении с незнакомыми и бесконечное доверие к близким, верность в дружбе, альтру­изм, высокая ответственность и самоотверженность в поступ­ках. В то же время осторожность и пониженная самооценка заставляют их отказываться от служебного роста, мешают в создании семьи. Недостаток в переживаниях они восполняют фантазиями, о которых не рассказывают окружающим. Веду­щие защитные механизмы - рационализация, фиксация тре-


воги и гиперкомпенсация. Примерами гиперкомпенсации мо­гут быть их неожиданная решительность, упрямство и мелоч­ная принципиальность. В сложной жизненной ситуации у данных больных нередко возникает обсессивно-фобический невроз. Патологическое развитие данной акцентуации приво­дит к формированию психастенической психопатии.

Застревающие личности характеризуются высокой настойчи­востью (стеничностью), склонностью к формированию соб­ственных концепций. Чувства данных людей отличаются боль­шой силой и удивительной стойкостью, что позволяет считать их довольно упрямыми и злопамятными. Для данных пациен­тов характерна фанатичная приверженность к какой-либо по­литической идее, оздоровительной системе, научной концеп­ции. Среди механизмов психологической защиты наиболее часто используются перенос и концептуализация. Это выража­ется в том, что они склонны приписывать окружающим свои собственные чувства и мысли (нередко оценивают окружающих как завистливых и нечистоплотных). В своих требованиях к окружающим они часто апеллируют к нормам морали и эти­ки, однако сами нередко нарушают эти нормы, продвигаются к намеченной цели путем коварства и обмана. Уверенность в себе, высокая работоспособность позволяют личностям данно­го типа выполнять в коллективе роль авторитарного руководи­теля. Их безусловно эгоистические устремления нередко помо­гают получить некоторые выгоды для подчиненных. Типичной реакцией на психотравму у данного типа личностей является формирование сверхценных идей и даже реактивное бредооб-разование. При патологическом развитии формируется пара­нойяльная психопатия.

Возбудимые (эксплозивные) личности склонны к ярким эмо­циональным вспышкам, но довольно отходчивы, не способ­ны на длительные переживания и раздумья. Они характеризу­ются нетерпеливостью, и любое препятствие вызывает у них раздражение, а иногда гнев и агрессивное поведение. При совершении проступка у данных пациентов обычно не возни­кает чувства вины. Свою агрессивность они, как правило, объясняют тем, что собеседник выбрал неправильный тон общения с ними, или обвиняют во всем неудачное стечение обстоятельств (механизмы переноса и изоляции аффекта). Воз­будимые личности отличаются также решительностью, бесстра­шием, пониженной чувствительностью к боли. Это повышает риск возникновения травм. Иногда в порыве ярости они склонны даже к самоповреждениям. С другой стороны, они могут продемонстрировать способности к спорту. Данный тип личности предрасположен к асоциальным поступкам и злоупот­реблению алкоголем. В яркой форме эти черты проявляются при эксплозивной психопатии.

Интровертированные личности в первую очередь отличают-


ся замкнутостью, отсутствием потребности в общении. Они обладают богатым внутренним миром, интеллектуальны, на­читанны. Они гораздо больше доверяют сведениям, найден­ным в книгах, чем услышанным от других людей. Отсутствие конформности не позволяет им менять свою точку зрения пос­ле обсуждения вопроса с посторонними. Бытовые проблемы очень редко занимают их внимание, они равнодушны к зем­ным благам, могут не следить за опрятностью одежды. Их фантазии отличаются максимальной абстрактностью, порой бессмысленностью. Эмоциональный мир таких людей настоль­ко субъективен, что окружающие не всегда могут понять их переживания и посочувствовать им, сами же пациенты не склонны к сочувствию и сопереживанию. Данные личностные черты предрасполагают к уединенной интеллектуальной дея­тельности, их субъективизм позволяет открыть нестандартные решения. Однако при стрессорных ситуациях отчетливо про­является внутренняя противоречивость характера, нередко раз­вивается невроз. Подобные черты, выраженные в патологичес­кой форме, описываются как шизоидная психопатия.

Гипертимические личности характеризуются постоянной вы­сокой активностью и оптимизмом. Они не склонны замечать проблем или препятствий на своем пути (защитный механизм отрицания). Экстраверсия у данных пациентов сочетается со способностью к сопереживанию и сочувствию. Данные люди характеризуются щедростью и альтруизмом. В то же время они очень ценят комфорт, уют, земные удовольствия. Повы­шенной активности сопутствует повышение влечений - гипер­сексуальность, хороший аппетит. Мышление их довольно под­вижно, в голове постоянно возникает множество интересных идей, однако такие люди легко отвлекаются и не всегда дово­дят намеченное до конца. Они склонны к переоценке своих способностей, чувствуют собственное преимущество перед ок­ружающими и стремятся занять доминирующее положение. В коллективе они хорошо выполняют роль демократичного ру­ководителя, любят оказывать покровительство, давать советы. В ситуациях, где им не дают проявить инициативу, гипертим-ные личности ощущают дискомфорт, могут испытывать тоску и даже депрессию.

Гипотимные (дистимические) личности отличаются постоян­ным пессимизмом, пониженной самооценкой. Они сами дол­го и глубоко переживают неудачи, а также способны понять чужое горе, выразить сочувствие. Они несколько медлитель­ны; не любят, чтобы на них обращали внимание; предпочита­ют одиночество, хотя неплохо сходятся с людьми, умеют выс­лушать и понять собеседника. Отсутствие зависти и карьериз­ма лишает их возможности занять высокое социальное поло­жение. Пассивность мешает создать семью. Однако близкие люди любят их за откровенность, чистосердечие, бесхитрост-


Таблица 13.1. Личностные типы и связанные с ними психосоматические расстройства


Личностный тип


Заболевание

Активный, порывистый, стремящийся к самореализации, много времени уделяет работе, настойчив в достижении целей, завоевывает авторитет

Сдержанность и упорядоченность в соче­тании со склонностью к раздражению и приступам гнева, которые больные настой­чиво подавляют и не проявляют в своем поведении

Мягкость, потребность в опеке, материнс­кой ласке, зависимость от лидера, каприз­ность

Внутреннее напряжение, раздражение по поводу несоответствия ситуации и внутрен­него самочувствия собственному идеалу, неспособность получать удовольствие от жизни, обидчивость

Опрятность, стремление к порядку, пунк­туальность, застенчивость, склонность к навязчивостям и интеллектуальной деятель­ности

Педантичность, высокий контроль над эмо­циями, склонность к навязчивостям

Зависимость, потребность в комфорте, ма­теринской ласке, пассивность

Склонность сдерживать в себе неприят­ные эмоции, неспособность или нежела­ние быстро эмоционально отреагировать на неприятные события, защитные меха­низмы отрицания и вытеснения

Потребность в ласке и опеке, чувство одиночества, мазохистские наклонности


Ишемическая болезнь сердца

Гипертоническая болезнь

Атопическая бронхиальная астма

Язвенная болезнь

Язвенный колит

Сахарный диабет

Рак легких и некоторые другие формы рака

Кожные заболевания, зуд


ность. Неуспех в жизни они не слишком переживают, по­скольку не придают большого значения богатству и высокому общественному положению (защитный механизм обесценива­ния). Любая стрессовая ситуация вызывает у них чувство по­давленности и безнадежности.

Личностные акцентуации и особенности психофизиологичес­кой конституции рассматриваются не только как факторы рис­ка возникновения психических расстройств, но и предраспо-


лагают к соматической патологии. В настоящие время описа­но множество психосоматических заболеваний, в возникновении которых существенную роль играют психологи­ческие факторы - ишемическая болезнь сердца, гипертоничес­кая болезнь, неспецифический язвенный колит, язвенная бо­лезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, атопическая бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, мигрень, нейродермит и др. Э. Кречмер, описывая консти­туцию пикников-циклоидов, замечал высокую вероятность воз­никновения у них гипертонической болезни, атеросклероза, подагры, сахарного диабета, холецистита. Астеники-шизоиды чаще заболевают язвенной болезнью. Особенный интерес к психологическим механизмам соматических расстройств возник в кругу исследователей психоаналитического направления. Ф. Александер (1932) считал, что каждому из психосомати­ческих расстройств присущ свой тип внутриличностного конф­ликта, рассматривал психосоматическое расстройство как один из механизмов психологической защиты. Ф. Данбар (1902- 1959) заметила, что у больных с одинаковой соматической па­тологией обнаруживаются сходные личностные преморбидные черты. Она описала язвенный, сердечный, артритный тип личности. Позже были сделаны попытки определить типы лич­ности, предрасполагающие и к другим психосоматическим за­болеваниям (табл. 13.1), однако клинические типы, описан­ные различными авторами, не всегда совпадают. Обнаружен­ные особенности характера не являются строгой закономерно­стью и прослеживаются лишь при статистическом анализе.

Внимание читателям сайт! Данная статья носит ознакомительный и просветительский характер. Если у вас и ваших родственников, близких и знакомых возникли похожие проблемы, то обратитесь к врачу-психиатру в психоневрологический диспансер по месту регистрации, приемный покой психиатрической больницы, или в регистратуру института психиатрии. Мы не занимаемся ни диагностикой, ни лечением психиатрических заболеваний! Мы оказываем услуги индивидуального психологического консультирования.

Личностный сдвиг и дефекты личности — это термины из большой психиатрии. Хотя психиатрические заболевания не находятся в сфере ответственности психологов и психотерапевтов, мы все же решили написать небольшую статью. Ее цель -дать общее представление о шизофрении и влиянии этой болезни на личность. Важно понимать, что есть и другие психиатрические заболевания, влияющие на личность, например, маниакально-депрессивный психоз и проч. Признаки подобных заболеваний относятся к пятому, шестому и более глубоким уровням Данная статья для общего ознакомления. Если у вас или ваших близких есть признаки нижеописанные проблемы, то вам следует обратиться за профессиональной консультацией к врачам-психиатрам, например в НЦПЗ РАМН (Каширское шоссе, 34) или в Институт Психиатрии (Потешная,3) .

Люди пугаются слова «шизофрения» и часто считают, что любой человек с психологическими проблемами – «сумасшедший», «шизофреник», «психопат». В этом материале мы разберемся, кто считается нормальным и кого можно назвать ненормальным, а также когда стоит бить тревогу и бежать к психиатру, а когда стоит обратиться к психотерапевту.

Что есть нормальность и ненормальность?

У слова «ненормальный» есть два значения. Одно из значений — это сумасшедший, то есть не ориентирующийся во времени, пространстве и собственной личности. Второе значение слова «ненормальный» относится к патологии чувства совести и нравственных чувств. «Человек с нормальной психикой» означает, что индивид обладает совестью и способностью испытывать высшие моральные чувства (сострадание, сопереживание, сочувствие, любовь и привязанность). «Человек с ненормальной психикой» лишь одевает «маску нормальности», то есть, по сути, он лживый, лицемерный, хитрый, подлый, бессовестный, аморальный, бесчувственный, агрессивный, распущенный, развязный психопат. Такой лишь притворяется нормальным. Подробнее о психопатах можно прочитать в книге . Если вы ознакомитесь со статьей то увидите, что психопатии могут быть самостоятельным психической патологией. Также они могут быть маской для растройств более глубокого уровня - так называемые психопатодобные симптомы при шизофрении или других психических заболеваниях.

В данной статье мы говорим о шизофрении.

Психопатию (т. е. расстройство личности) и психопатоподобные симптомы, маскирующие шизофрению можно диагностировать разными способами. Вообще в психиатрии диагностика делается по уровням (всего их 11). Задача психиатра, расспрашивая человека и наблюдая за его мимикой, жестами, словами, правильно определить синдромы, относящиеся к наиболее глубокому уровню и проследить динамику изменения синдромов во времени. . Синдромы 1,2,3 уровня могут быть у любого нормального человека с психотравмами. Синдромы 1, 2, 3 уровня могут быть вызваны стрессом и длительным общением с неадекватным окружением. Такими людьми занимается врач-психотерапевт и его помощники - психологи.Однако за симптомами первых уровней могут скрываться расстройства более глубокого уровня, например -четвертого и пятого. Симптомы, специфические для шизофрении (например, кататония) относятся к 5 уровню пирамиды психопатологических симптомов и синдромов.
Простой человек не может отличить у своих близких невроз от неврозоподобной формы шизофрении, а субдепрессивное состояние, вызванное длительным стрессом, от депрессии, чреватой высоким риском суицида (такая депрессия бывает при неблагоприятном течении шизофрении).

Можно беспокоиться за близких, если у них видны следующие признаки – показная безнравственность и агрессивность.

Кстати, психопатии и шизофрения могут иметь особенно схожие симптомы в начале болезни. Отличить, психопатия ли это в чистом виде или это начало шизофрении под маской психопатоподобного поведения может только врач-психиатр.
Например, общее у них может быть следующее – путаница между нравственным и безнравственным и сексуально распущенное поведение. Во время консультации врач-психиатр предлагает человеку пройти специальные тесты, определяющие патологию мышления. Особое внимание уделяется умению отличить главные признаки от второстепенных, понимать правильно смысл общеупотребительных слов. Первые признаки патологии мышления видны как путаница в различении смысла слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению. Например, многозначное слово «развитие» при патологии мышления трактуется неверно.

Симптомы же 1-3 уровней (соответственно — , неврозы) могут быть как у человека со стрессом, так и с проблемами обмена гормонов в каком-то участке головного мозга или серьезной болезнью других органов тела. Отличить, что явилось причиной - стресс, биология или то и другое вместе может специалист, да и то не очень быстро, иногда это может занять до года наблюдений.

Диагноз «шизофрения»

Даже если специалист-психиатр увидел признаки 4, 5 уровней, замаскированные синдромами 1,2 и 3 уровней – важно понимать, что очень многие психические болезни и успешно лечатся, и останавливаются в развитии на ранней стадии. Тут конечно уже вступают в дело медицинские препараты. Очень небольшая часть расстройств переходит в тяжелые формы с нарастанием дефекта личности.

Если болезнь у вашего близкого уже началась – ему важно немедленно обратиться за психиатрической помощью и получить медикаментозное лечение.

Тогда болезнь останавливается в развитии, буквально на том моменте, когда человек обратился за помощью. И остаются большие шансы прожить более менее полноценную жизнь, завести семью, работать, растить детей.
Говоря о детях люди часто боятся, что шизофрения передается по наследству. Это верно, но, опять же, вероятность наследования у многих психических болезней не очень высокая, у некоторых болезней 2-4 процента.
Шизофрению обычно понимают как бред преследования, галлюцинации и острый психоз с потерей способности ориентироваться во времени, месте и собственной личности. Но это все в острой форме, а другие формы шизофрении не так заметна неспециалистам, просто плавно происходят негативные изменения личности (специфические для шизофрении нарушения в мышлении, обеднение эмоций, равнодушие к родственникам). Характер человека с течением болезни становится агрессивным, а способность добиваться целей и трудиться пропадает.
И как раз безнравственное или сексуально распущенное поведение дает сигнал – пора бы провериться у психиатра. Сделав это своевременно, можно остановить нарастание дефекта личности, называемое в просторечии «слабоумием». В зависимости от того как протекает шизофрения с бредом или галлюцинациями (это называется с позитивными проявлениями sch) или просто с выпадением функций мышления и эмоций (это называется с негативными проявлениями sch) могут сформироваться разные виды конечного психического дефекта.

Как с этим жить родственникам больного человека?

Если человек болен шизофренией, то ему нельзя нервничать, потому как стрессоустойчивость ее намного ниже чем, у человека здорового. Близким желательно создать обстановку максимально благоприятную для его самочувствия.
Что делать родственникам? Крепиться и выяснить у психиатра все возможные варианты развития болезни близкого человека. Важно выяснить, восстановится ли личность человека полностью? Какие личностные функции пропадут и что можно из этого восстановить? Какие препараты нужно пить и в какой дозировке, чтобы предотвратить выпадение функций личности? Какой дефект личности у человека уже формируется в результате негативных изменений на личностном уровне:

  • психопатоподобный дефект;
  • ответственный за снижение психической активности - псевдоорганический дефект;
  • дефект личности типа «фершробен»;
  • дефект личности типа «простого дефицита».

Еще нужно выяснить у врача-психиатра, насколько у человека редуцирован энергетический потенциал (тонус поведения и всех действий, устремленность к цели, снижение побуждений, сужение круга интересов) и получить прогноз по негативной динамике изменений личности человека.

Чего ждать при нарастании дефекта личности?

Если у человека формируется дефект личности типа «фершробен» , у родственников будут трудности с его опрятностью и странной вычурной одеждой, захламлением квартиры, бестактным поведением, неуместными шутками и полным равнодушием ко всем родственникам, в том числе к собственному ребенку. Это означает, что родственникам нужно быть готовым к тому, что всю ответственность о ребенке больного человека придется нести им самим.
Если у человека формируется дефект личности типа «простого дефицита», то родственники увидят примерно следующее. При столкновении с малейшими трудностями у человека будут реакции избегания и отказа, он перестанет учиться, бросит работу, без колебаний согласится со статусом инвалида.
Кроме беспомощности родственники увидят эгоцентризм. Либо безжалостно эгоистичное поведение, эксплуатирующее и истязающее родственников. Либо больной превратится в послушного и подчиняющегося чужой воле человека, который при этом не способен испытывать чувства по отношению к родственникам.

Если врач-психиатр скажет, что нет редукции негативных личностных изменений, тогда нужно выяснить, нет ли у больного постпроцессуального развития личности в виде личностного сдвига.

И если есть постпроцессуальный личностный сдвиг – то нужно выяснить его форму: аутистическое развитие или психастеническое развитие личностного сдвига. Это поможет вам понять, как изменится характер заболевшего человека в результате болезни. Так при аутистическом развитии личностного сдвига он станет нелюдимым, отшельником, равнодушным к близким. А при психастеническом развитии личностного сдвига будет он вести себя как послушный ребенок, который будет изводить родственниками сомнениями, вопросами и несамостоятельностью.
Больной может потерять некоторые коммуникативные навыки, тогда в фазе ремиссии ему предлагается позаниматься с психологом, чтобы восстановить утраченное — например, умение правильно распознавать эмоции. Вообще больной шизофренией должен постоянно обследоваться у своего лечащего врача, а при малейших изменениях эмоционального состояния приходить на прием без очереди.

Итак, как жить, если близкий болен шизофренией?

1. Как можно раньше обследовать заболевшего человека у профессионального психиатра, чтобы предотвратить нарастание дефекта личности с помощью медикаментов.
2. При получении им диагноза следить за тем, чтобы он постоянно принимал лекарства и регулярно консультировался с лечащим врачом, был под наблюдением.
3. Подготовиться. Создать дома спокойную обстановку. Возможно, придется взять на себя заботы по уходу за больным человеком, а также ответственность по воспитанию детей больного.
И помните – далеко не всегда за странным поведением скрывается шизофрения, часто люди проявляют признаки психопатологических состояний, находясь в стрессе, неврозе, субдепрессии. Не пугайтесь раньше времени, во всех сложных случаях консультируйте своих близких только у врачей-психиатров!

Органическое расстройство личности (психопатия) — личностные и поведенческие изменения, которые возникают вследствие повреждения структуры головного мозга.

Органическое расстройство личности и поведения — это собирательное понятие. Оно может быть как остаточным явлением после перенесенного заболевания или состояния (например, после черепно-мозговой травмы), так и сопутствующим нарушением при болезни, дисфункции или повреждении головного мозга (при энцефалопатии, вызванной СПИДом).

Почему возникает

Причины органического расстройства личности разнообразны, это могут быть:

  • тяжелые и повторные черепно-мозговые травмы;
  • инфекционное поражение мозга вирусной, бактериальной или грибковой природы (нейроинфекция): герпетический энцефалит, энцефалопатия, развивающаяся вследствие СПИДа;
  • сосудистое поражение мозга, возникающее на фоне атеросклероза, сахарного диабета, гипертоническое болезни;
  • длительное злоупотребление алкоголем, употребление психоактивных веществ (галлюциногенов, психостимуляторов);
  • опухоль головного мозга;
  • аутоиммунные заболевания (рассеянный склероз);
  • заболевания, сопровождающиеся судорожными припадками (наиболее распространенное — эпилепсия) — чем чаще возникают судорожные припадки, особенно генерализованные, а также чем дольше человек страдает данным расстройством, тем более выраженными будут личностные изменения.

Все эти заболевания, особенно если человек перенес их в тяжелой форме, могут оставить неизгладимый след на его личности. Несвоевременное обращение за медицинской помощью, несоблюдение рекомендаций врача может привести к необратимым изменениями в мозге человека, развитию органической психопатии.

Иногда при расспросе пациента, изучении медицинской документации можно обнаружить несколько заболеваний, способных вызвать атрофические изменения в коре головного мозга (повторные черепно-мозговые травмы в сочетании с длительной алкоголизацией и перенесенной нейроинфекцией). Если у больного обнаруживаются приобретенные личностные расстройства, тогда выставляют диагноз органическое расстройство личности в связи со смешанными заболеваниями.

Симптоматика

Органическую психопатию выставляют при наличии следующих признаков:

  • существенное, необратимое изменение поведения в сравнении с доболезненным состоянием, которое проявляется преимущественно в сфере эмоций, влечений, потребностей, планирования и предвидения последствий своих действий как для себя, так и для общества;
  • существенное снижение способности к целенаправленной деятельности, особенно такой, что нуждается в значительных затратах времени и усилий для достижения поставленной цели;
  • эмоциональная неустойчивость с кратковременными приступами злобы, агрессии, возникающими по малейшему поводу и без, также может отмечаться или, наоборот, апатия;
  • снижение познавательной деятельности;
  • вязкость, обстоятельность мышления;
  • нарушения сексуального поведения (снижение или повышение сексуальности, различные сексуальные извращения);
  • подозрительность, появление бредовых идей, преимущественно отношения.

Эти симптомы органического расстройства личности должны наблюдаться длительно, как минимум в течение полугода. Данный диагноз выставляют при наличии 2 и более из вышеперечисленных признаков.

Также могут проводиться дополнительные исследования. При психологическом исследовании с помощью таблицы Шульте, метода Векслера отмечается снижение внимания, интеллекта, памяти. На электроэнцефалограмме обнаруживают диффузные изменения, магнитно-резонансная томография помогает определить атрофические изменения в головном мозге.

Характерные признаки отдельных патологий

При органической психопатии могут присутствовать и другие симптомы, в зависимости от характера основного заболевания.

Для сосудистых заболеваний головного мозга характерны астенические признаки — повышенная психическая и физическая истощаемость, повышение порога чувствительности к различным раздражителям, может появляться плаксивость. Помимо этого свойственны эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, депрессивные признаки, ипохондрические проявления.

Не только сосудистые заболевания проявляются истощаемостью и раздражительностью, это также свойственно инфекционным и травматическим процессам. Такие люди плохо переносят жару и духоту, могут жаловаться на частые головные боли, высокую метеочувствительность.

: что это за патология, поддается ли лечению?

Для больных, длительно страдающих эпилепсией, характерны такие личностные качества как эгоцентризм, сочетание утрированной вежливости со злопамятностью. Такие люди педантичны, скрупулезны, у них часто возникают дисфории (приступы злобно-тоскливого настроения) и неожиданные вспышки гнева.

На поздних этапах течения алкоголизма наступает энцефалопатия, развивается алкогольная деградация личности. Больные с данной патологией становятся безответственными, необязательными, могут совершать аморальные поступки. Самой важной потребностью для них становится употребление спиртных напитков. Алкоголики со стажем перестают заботиться о семье, без угрызений совести тратят на спиртные напитки деньги, заработанные женой, родителями, детьми, могут выносить и продавать из дома вещи.

Органическое расстройство личности может наслаиваться на врожденную аномалию характера, именуемую . В таком случае отмечается дальнейшее заострение присущих данной психопатии черт, присоединяются признаки органики.

Особенности лечения

Органическое расстройство личности — необратимая патология. Вернуть человека к доболезненному состоянию невозможно.

Основная цель лечения — нормализовать эмоциональное состояние человека, помочь ему адаптироваться, контролировать его эмоции и влечения.

Для лечения органического расстройства личности могут применяться следующие препараты:

  • при наличии бредовых идей, агрессивном поведении, психомоторном возбуждении показаны нейролептики — аминазин, тизерцин, трифтазин;
  • чтобы справиться с повышенной тревожностью, назначают противотревожные препараты (транквилизаторы) — феназепам, диазепам, лоразепам;
  • для улучшения мозговых функций, поддержания когнитивных процессов, улучшения обмена веществ в мозге могут назначаться ноотропы — пирацетам, ноотропил, глутаминовая кислота, церебролизин;
  • если присутствуют симптомы депрессии, могут назначаться антидепрессанты (амитриптилин, флуоксетин, флувоксамин);
  • для уменьшения , раздражительности, дисфорий могут применяться нормотимические средства (стабилизаторы настроения) — препараты лития, ламотриджин, карбамазепин. Также эти препараты обладают противосудорожной активностью, поэтому их применяют для снижения частоты возникновения (а по возможности и для полной ликвидации) судорожных припадков.

Необходимо сочетать лечение органического расстройства личности с лечением основного заболевания (по возможности). Без этого, даже несмотря на проводимое лечение, личностные изменения могут прогрессировать.

Личность представляет собой набор моделей – мыслей, поведения и ощущений, – которые составляют то, кем вы являетесь. И что вы думаете? Модели можно менять. Над этим нужно поработать, но если вы действительно преданны этой идее, то все может случиться. Помните, однако, что ваша старая личность, скорее всего, будет регулярно просвечиваться, так как наши убеждения и мышление формируются нашим жизненным опытом.

Шаги

Закладывание основы

    Напишите свой план. Это действие в два подхода: что вы хотите изменить и каким вы хотите стать. Вы не сможете получить одно без другого. Достижение требует огромных усилий, вам нужно будет знать, какой бой выбирать, прежде чем начать.

    • Как ваш прогнозируемый новый характер будет способствовать вашему развитию как личности? На данном этапе многие люди приходят к выводу, что нужно изменение не личности, а скорее одной маленькой привычки, которая оказывает негативное влияние на ваше взаимодействие с другими людьми. Достаточно малого?
    • Если есть кто-то, на кого вы хотели бы больше походить, распознайте, чему вы хотите подражать. Не нужно просто смотреть на человека и говорить: “Да, я хочу быть таким”. Поймите, чем именно вы восхищаетесь – тем, как этот человек справляется с разными ситуациями? Манера говорить? Манера ходить или двигаться? Что еще более важно, какой вклад это делает в благополучие этого человека?
  1. Расскажите кому-нибудь. Одна из причин, почему Анонимные Алкоголики столь успешны, потому что вы выносите наружу то, о чем обычно не говорят. Если кто-то еще стимулирует вашу ответственность, то вы получаете внешнюю мотивацию, которую другим образом не получили бы.

    • Поговорите с другом о том, чего вы хотите достичь. Если вы доверяете этому человеку, то он сможет подтолкнуть вас в правильном направлении (либо будет говорить вам, что вы смешны, либо не даст вам сойти с пути). Дополнительная сила мозга и пара глаз на большем расстоянии от картины, если хотите, поможет вам понять, как стоит себя вести, и какое впечатление вы производите.
  2. Установите систему вознаграждения. Это может быть что угодно. Все что угодно . Это может быть такая мелочь, как перемещение стеклянных шариков из одного кармана в другой, или такое крупное, как отпуск. Что бы это ни было, сделайте это стоящим для вас.

    • И установите контрольные точки на ней. Если вы подойдете к той симпатичной девушке и сможете хоть что-то сказать – замечательно! Это уже что-то. Если на следующей неделе вы подойдете к ней и сможете рассказать целый анекдот – здорово! Награждайте себя за все, это же сложная задача.

    Изменение модели мышления

    1. Не вешайте на себя ярлык. Когда вы думаете о себе как о застенчивом и замкнутом человеке, вы используете это как опору. Почему вы не идете на ту вечеринку в пятницу? …Вот именно. У вас нет причин. Когда вы перестаете считать себя тем или иным образом, мир открывается вам.

      • Вы постоянно меняетесь. Если вы думаете о себе как о ботанике, то можете обнаружить, что в вас есть эти характеристики. Но если вы поймете, что вы постоянно растете и меняетесь, то вы сможете открыться возможностям, которые вдохновляют этот рост, возможностям, от которых вы иначе уклонились бы.
    2. Прекратите мыслить “неизменными” понятиями. Так же как и с ярлыками, прекратите думать только в черно-белых тонах. Парни это не страшно, авторитет это не зло, а от учебников действительно есть польза. Как только вы поймете, что именно ваше восприятие вещи определяет ее для вас, вы увидите больше возможностей и, следовательно, больше вариантов поведения.

      • Некоторые люди рассматривают некоторые черты как “неизменные”, и это в значительной степени влияет на их поведение. Противоположностью этому будет мышление “роста”, при котором смотрящий считает черты податливыми и постоянно меняющимися. Эти способы мышления развиваются еще в раннем детстве и могут значительно влиять на личность. Если вы считаете, что вещи “неизменны”, то вы не верите, что можете их изменить. Каким вы видите мир? Это может определить то, как вы видите себя в отношениях, как вы решаете конфликты, и как быстро вы оправляетесь после неудач.
    3. Прогоните негативные мысли. Просто прекратите. Красота вашего разума в том, что он является частью вас и, следовательно, вы его контролируете. Если вы словили себя на мысли “О, Боже, я не могу, не могу, не могу, не могу”, то вы, наверное, и не сможете. Когда начинает говорить этот голос, заткните его. Он не принесет вам никакой пользы.

    Изменение моделей ощущений

      Подделывайте, пока не создадите. Есть высказывание в дзен-буддизме, что выходить нужно через дверь. Если вы хотите стать менее застенчивым, подходите к людям и разговаривайте с ними. Если вы восхищаетесь теми, кто много читает, начните читать. Просто погружайтесь. У людей есть плохие привычки, но есть способы их изменить.

      • Никто не должен знать, что глубоко внутри вы чувствуете, что вы до смерти переживаете. Знаете почему? Потому что достаточно скоро это пройдет. Ум имеет чудесную способность адаптироваться. То, что когда-то пускало дрожь по спине, по прохождении достаточного периода времени станет старой любимой шляпкой.
    1. Притворитесь другой личностью. Хорошо, метод игры чужой роли получил плохую репутацию, но если Дастин Хоффман сделал это, то и нам тоже можно попробовать. С помощью этого метода вы полностью погружаетесь в кого-то другого. Это не вы, это новое создание, которым вы пытаетесь быть.

      • Это 24/7. Вы должны перенимать привычки этого нового персонажа в любой ситуации. Как он сидит? Каково выражение его лица в спокойной ситуации? Что его тревожит? Как он убивает время? С кем он ассоциируется?
    2. Выделите время для причуд. Ладно, говорить вам, чтобы вы полностью отказались от того, кем вы есть, и переняли новую персону просто силой мысли и привычки, это смешно. Вы никак не сможете придерживаться ее 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Поэтому предоставьте себе отведенное время, чтобы чувствовать себя как хотите.

      • Если в пятницу вы устраиваете вечеринку, которой вы ужасно боитесь, скажите себе, что в пятницу вечером или в субботу утром вы выделите 20 минут только тому, чтобы полностью побеспокоиться об этом. 20 минут абсолютной нелогичности и непродуктивности. Но помимо этого ничего. Придерживайтесь этого. Знаете, что произойдет? В конечном итоге вы обнаружите, что вам вообще уже и не надо уделять этому время.

    Изменение моделей поведения

    1. Бросьте себя в новые условия. В самом деле, единственный способ увидеть изменения в себе это добавить что-то новое в свою жизнь. Чтобы сделать это, вам нужно будет перенять новые модели поведения, новых людей, и новые виды деятельности. Вы не можете делать одно и то же снова и снова и ожидать разных результатов.

      • Начните с малого. Вступите в клуб. Получите работу за пределами своих умений и навыков. Начните читать об этом. К тому же, не возвращайтесь к старым условиям. Вы же не хотите проводить время с людьми, которые делают противоположное тому, чего вы пытаетесь достичь.
      • Поставьте себя в условия. Если вы боитесь пауков, зайдите в комнату, где есть один. День за днем на сантиметр ближе к нему. В конечном итоге вы будете сидеть рядом с ним. Еще позже, вы будете держать его. Постоянное воздействие притупляет чувство страха в мозгу. Теперь возьмите “пауков” и замените их тем, что является вашей целью.
    2. Ведите дневник. Вам будет необходимо довольно сильное чувство самосознания, чтобы не сойти с пути. Ведение дневника поможет разобраться с мыслями и проанализировать, как вы справлялись с этим изменением. Запишите, что работало, а что нет, чтобы точно настроить свой метод.

    3. Скажите “да”. Если вам трудно бросить себя в новые условия, думайте об этом так: прекратите отказываться от возможностей. Если вы видите знак, который прежде сочли неинтересным, то посмотрите еще раз. Если друг попросит вас сделать что-то, о чем вы абсолютно ничего не знаете, соглашайтесь. Вы станете намного лучше в этом.

      • Но не забывайте принимать безопасные решения. Если кто-то просит вас пойти прыгать с обрыва, не делайте этого. Используйте свой мозг.

    Подумайте о своей новой личности. Действительно ли вы достигли того, чего хотели достичь? Думают ли о вас люди более положительно теперь, когда вы действуете и одеваетесь по-другому? Готовы ли вы пожертвовать собой ради имитации идеального человека?

    • Многие люди на данном этапе поймут, что им нужно не изменение личности, а принятие того, кем они есть, и готовность пытаться улучшить себя вместо сокрытия под искусственным образом, который они берут на себя на публике.

Советы

  • Не расстраивайтесь, если вы не изменитесь сразу же, это займет некоторое время.
  • Если вы думаете, что вы не можете изменить то, кем вы есть, из-за родителей или других людей в своей жизни, меняйтесь в мелочах. Вырубите привычки, которые вам не нравятся, и введите новые. Если мама или папа спросит, что случилось, объясните им, что с вашей самооценкой все в порядке, что вы просто пытаетесь чувствовать себя более комфортно с самим собой.
  • Меняйтесь медленно. Резкое изменение может спровоцировать вопросы. Обратитесь к своей проблеме и работайте с этой областью. Со временем это станет естественным.
  • Помните, что вам не нужно менять свою суть, чтобы нравиться людям. Трудно принимать себя таким, какой есть, особенно когда вы в плохом настроении, но любите себя. Тогда и другие смогут.
  • Начните летом и тогда осенью люди увидят нового вас.
  • Никогда не меняйте свою суть только потому, что вы не нравитесь другим. Если вы ботан, не становитесь милашкой только потому, что они “крутые”. Взгляните на группу настоящих готов в своей школе. Все они стоят и смеются над милашками и шутят о том, как хулиганы школы будут работать на них в один прекрасный день.