Старение человека - закономерный биологический процесс, определяемый его индивидуальной, генетически обусловленной программой развития. В течение всего существования человека происходит старение одних составных элементов его организма и возникновение новых. Общее развитие человека может быть разделено на два периода - восходящего и нисходящего развития. Первый из них заканчивается с полной зрелостью организма, а второй начинается уже в 30-35 лет. С этого возраста начинается постепенное изменение различных видов обмена, состояния функциональных систем организма, неизбежно ведущее к ограничению его приспособительных возможностей, увеличению вероятности развития патологических процессов, острых заболеваний и смерти.

Физиологическая старость характеризуется сохранением умственного и физического здоровья, определенной работоспособностью, контактностью, интересом к современности. В организме при этом постепенно и равномерно развиваются изменения во всех физиологических системах с приспособлением к его уменьшенным возможностям. Физиологическая старость не может рассматриваться только как процесс обратного развития организма. Это и высокий уровень приспособительных механизмов, обусловливающих появление новых компенсаторных факторов, поддерживающих жизнедеятельность различных систем и органов. От степени развития и совершенствования этих компенсаторных приспособительных механизмов зависят характер и темп старения человека.

Преждевременное старение наблюдается у большинства людей, характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чем у физиологически стареющих людей, наличием выраженной неоднородности гетерохтонности в старении различных систем и органов. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями, воздействием некоторых отрицательных факторов внешней среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы организма, связанные со стрессовыми ситуациями, изменяют течение процессов старения, снижают или извращают приспособительные возможности организма и способствуют развитию преждевременного старения, патологических процессов и болезней, сопровождающих его.

В связи с тем что процесс старения у людей происходит весьма индивидуально и часто состояние организма стареющего человека не соответствует возрастным нормам, следует разграничивать понятия КАЛЕНДАРНОГО (хронологического) и БИОЛОГИЧЕСКОГО возраста. Биологический может предшествовать календарному, что свидетельствует о раннем, преждевременном старении. Степень расхождения между календарным и биологическим возрастом характеризует выраженность преждевременного старения, ускоренный темп развития процесса старения. Биологический возраст определяется комплексной характеристикой функционального состояния различных систем. Определение биологического возраста человека и его соответствия календарному весьма важно для правильной диагностики и терапии, так как позволяет выяснить, какие изменения самочувствия, какая степень изменений органов и систем, ограничения их функций - проявление возрастных сдвигов и что обусловлено болезнью, патологическим процессом и подлежит лечению.

Старость как определенный этап существования и старение как динамический процесс, сопровождающий нисходящую стадию развития человека, - разные понятия. Для того чтобы считать физиологическим определенный этап старения человека и изменения его организма чисто возрастными, необходимо убедиться в том, что обследуемый физиологично прошел весь путь нисходящего развития, достиг физиологической старости, активного долголетия.

Смотрите также

Биоэтика и репродуктивные технологии
Институт рождаемости становится все более актуальным, и не только для нас, россиян, но и для многих зарубежных стран, где смертность превышает рождаемость и крайне остро стоит демографическая проблема...

Цветочная пыльца и перга
Цветочная пыльца, собранная медоносной пчелой и склеенная секретами ее желез и нектаром в яркие разноцветные гранулы, называется пчелиной обножкой. Цветочная пыльца - природный концентрат всех н...

Заключение
В настоящее время не существует никаких сомнений в том, что все лекарственные средства минерального и животного происхождения являются большой ценностью для медицины. При умелом и грамотном использ...

Что такое биологический возраст человека? Почему бывает сложно определить биологический возраст? Почему он порой сильно не соответствует дате рождения? Об этом в видеостудии "Правды.Ру" рассказала эксперт Центра молекулярной диагностики Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотебнадзора Наталья Беглярова.


Биологический возраст: подарок судьбы или плод усилий человека?

— Что такое биологический возраст человека? Достаточно сложно сходу определить биологический возраст, который к тому же далеко не всегда соответствует паспортным данным. Почему не совпадает то, как выглядит человек, и его паспортные данные? Что является главенствующим — генетика, местные условия или что-то еще?

Ведь народности, которые живут в умеренном климате и на Севере, лучше сохраняются, а те, кто обитает в южных странах, стареют быстрее… Однако в горах люди чаще живут дольше. И, кстати, у людей, которые прекрасно выглядят, обычно спрашивают: "В каком холодильнике вы спите?"

— По сути, биологический возраст — это возраст нашего тела. Он зависит от того, как функционирует наш организм. Это понятие появилось не так давно в связи с тем, что стали обращать внимание, что одни люди стареют быстрее, а другие — медленнее. Поэтому люди в одном и том же паспортном возрасте могут совершенно по-разному выглядеть и чувствовать себя.

На темпы старения нашего организма, конечно, сильно влияет именно сочетание, совместное действие генетических факторов и средовых. Но больше влияет, по последним данным, все-таки генетика. Ее вклад вообще в старение, продолжительность жизни — где-то 20-40 процентов. Но и место, где мы обитаем, наша среда и внешнее воздействие тоже очень важны.

— Получается, что какая бы ни была прекрасная генетика у человека, в общем-то, он не должен расслабляться и думать, что если у него такие хорошие гены, то можно пить, курить, вести нездоровый образ жизни и ничего особо плохого не будет. Накопительный эффект рано или поздно все равно даст о себе знать?

— Безусловно. Биологический возраст оценивается прежде всего не по внешнему виду человека, а в основном по состоянию сердечно-сосудистой системы. Поэтому даже если человек будет иметь хорошие внешние данные и обращать внимание на то, что его возрастные родственники хорошо выглядят, это совсем не значит, что у него нет риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов. Его биологический возраст может в реальности оказаться намного большим, чем внешний вид и даже паспортный возраст.

— То есть можно прекрасно выглядеть и при этом иметь слабое сердце, к примеру?

— Да, на самом деле есть очень много разных интересных систем оценки биологического возраста, в том числе лабораторный —например, уровень холестерина. Таким образом мы смотрим, нет ли повышенного риска атеросклероза. Уровень глюкозы — этот фактор показывает, нет ли риска сахарного диабета.

Учитывается индекс массы тела и многие другие параметры , которые не имеют такого прямого отношения к тому, как человек выглядит.

Северные народы действительно выглядят лучше южных. Есть такой интересный научный факт, что если бы мы понизили температуру тела на два градуса, то могли бы жить до 300 лет. Также считается, что люди, которые предпочитают более холодные температуры, любят, чтобы температура была более низкая, будут дольше жить. Обменные процессы замедляются. Но стоит помнить, что процессы все замедляются.

— И метаболизм?

— В том числе, метаболизм и, в общем-то, интеллектуальные процессы тоже.

— Но ведь метаболизм способствует нашему организму избавляться от шлаков, быстрее перерабатывать пищу, запускает все наши внутренние процессы…

— В любом случае организм так работает, чтобы поддерживать постоянство внутренней среды. Поэтому, в принципе, то, какая температура "за бортом", в общем-то, не так сильно влияет на постоянство внутренней среды организма. То есть организм старается работать в прежнем режиме, поэтому метаболические процессы работают адаптированно.

— Геном долгожителя чем-нибудь отличается от генома обычного человека?

— Геном — это совокупность генетических особенностей, всей генетической информации человека. Что касается отдельных долгожителей и целых народностей, то здесь очень интересно получается. Интересные наблюдения сделал в свое время английский военный врач, который работал в северной Индии, где инфекционные и другие опасные заболевания не редкость.

Он обратил внимание на племя хунзакутов, которые живут в горах. Там еще более трудные, жесткие условия обитания, но жители этих районов ни разу не обращались к нему за помощью. Тогда очень пристальное внимание было уделено этому племени, их особенностям. Сделали перепись населения этого племени, их было около 20 тысяч. И обратили внимание, что средняя продолжительность жизни этих людей — 120 лет. В связи с этим они привлекли еще большее внимание исследователей, были изучены особенности их жизни.

Оказалось, что единственное отличие — это их рацион, то, как они питаются. Их меню очень ограничено в связи с тем, что там достаточно бедная среда проживания. Ведь весь основной суточный рацион — это горстка зерен или зерновая лепешка зимой или весной, еще какие-то сухофрукты, а летом и осенью туда добавляются свежие фрукты и ягоды. Вот и все.

У них очень ограниченный набор продуктов, и суточный рацион крайне низок по калориям. Поэтому и появилась такая теория, что ограничение по калориям способствует увеличению продолжительности жизни.

— Но ведь питание должно быть разнообразным, чтобы получать полноценный набор необходимых веществ.

— Безусловно, здесь просто такой очень интересный факт. Возможно, у людей этой народности есть какие-то генетические изменения, мутации, которые не только адаптировали их к таким условиям жизни, но и способствовали увеличению срока жизни.

Беседовала Оксана Орловская

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Слово Возраст имеет несколько значений:

1. Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
2. Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.
3. Психологический возраст (по самоощущению) - насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.
4. Психологический возраст со стороны - объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах.

Человек в возрасте - человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.

Психологический возраст

Психологический возраст не всегда совпадает с календарным или биологическим.

? Мне двадцать лет, а мыслю я на уровне шаблонов 4-хлетнего ребенка: закатываю истерики и топочу ножками - а потому что он первый начал!

Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка - осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.

Взрослый человек устремлен в будущее, основной вопрос его жизни не «Почему?», а «Зачем?».
Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.

ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.

Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Различные взгляды психологов на понятие возраст

Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки.

Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями.

Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек.

Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоционапьной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении.

При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.

Отечественные исследования возраста

Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий, жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), пределенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.

В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возраста (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста . В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде какихлибо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это - поворотные пункты в детском развитии.

Возрастное развитие ребенка

Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка - диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционнным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности, и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением.

При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность - адаптация , индивидуализация и интеграция , в которых происходит перестройка структуры личности.

Паспортный возраст

Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, ной находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.

Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылкидля усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

Сензитивность

Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным.

Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста .

Для точной оценки индивидуального развития рекомендуется учитывать возраст человека. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с возрастом.

Если попытаться дать определение возрасту , то его можно обозначить как длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени. Существует понятие календарного (паспортного) и биологического возраста. Календарный возраст измеряется количеством вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале. Однако, календарный возраст не может служить в полной мере показателем здоровья, трудоспособности, качества жизни лиц одного и того же года рождения. Хорошо известно, что даже внешний облик людей одного календарного возраста бывает настолько разным, что ориентировочное определение возраста может быть ошибочным.

В связи с этим для оценки жизнеспособности, функционального состояния организма используется не календарный, а биологический возраст, более адекватно отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни, темпы старения.

Под биологическим возрастом понимают достигнутый уровень морфологического и функционального развития организма. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т. д.), срокам окостенения скелета ("костный возраст"), степени половой зрелости, показатели артериального давления, состояние аккомодации зрения, слуховой порог и др.

Фактором, который еще более осложняет точную характеристику истинного возраста, является процесс, получивший наименование акселерация. Этот процесс характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

У долгожителей биологический возраст обычно меньше календарного. Если же биологический возраст опережает календарный, то говорят о преждевременном старении. Последнее является одной из важных проблем геронтологии.

Поэтому наряду с детьми-акселератами, т. е. ускоренно развивающимися, есть дети-ретарданты, развивающиеся медленно, которые отстают в физическом и половом развитии. Поэтому нередко один и тот же календарный возраст объединяет разный в биологическом отношении контингент детей.

В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся, индивидуальные особенности развития.

Критерии биологического возраста . При определении биологического возраста учитывают достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур в сравнении со средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития. Индивидуальные колебания процессов роста и развития послужили основанием для введения такого понятия, как биологический возраст или возраст развития.

Основными критериями биологического возраста являются:

зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета)

зубная зрелость (сроки прорезывания зубов, стертость зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма па основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Оценка биологического возраста производится при сопоставлении соответствующих показателей развития обследованного индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы.

Половая зрелость. Оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке: Волосы в подмышечных впадинах: Набухание сосков у мальчиков:Выступание кадыка: Перелом голоса: Развитие молочных желез у девочек:.

Скелетная зрелость . Основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостене­ния, сохранность или закрытие эпифизарных хрящевых зон роста, у младенцев - зарастание родничков на голове. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (истончение), губчатого вещества (разрежение). В периоде старения как критерий биологического возраста используются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофитоза (разрастания костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитаем всего организма (длина тела, темпы роста, стадии по­лового созревания), а ее стадии ее приурочены к определенным; этапам онтогенеза.

Для оценки скелетной зрелости чаще всего используется определение индексов запястья и различных трубчатых костей на основе рентгенограмм.

Зубной возраст . Определяется на основании числа прорезав­шихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, у" взрослых - по состоянию стертости постоянных зубов.

Морфологическая зрелость . Оценивается на основании развития сопорно-мышечного аппарата - мышечной силы, выносливости, частоты движений.

Под психологической готовностью ребенка к школе, понимается уровень морфологического и функционального разви­тия, при котором требования системы обучения, нагрузки и новый режим дня не будут обременительны для будущего школьника,

С морфологической и психологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают уровень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточный для рначала школьного обучения.

Биологический возраст. Омоложение организма.

П о мнению ученых и психологов , некоторые люди стареют даже раньше своего фактического биологического возраста. То есть на вид человек молод и полон сил, а в душе - уже сущий старик, погрязший в сомнениях и депрессии. И никакие средства народной медицины и салонные процедуры для красоты и снятия усталости тут не помогут.

Предрасположенность к ускоренному старению сродни генетической болезни, которая ускоряет процесс увядания и мозга, и тела.
Следующий тест поможет узнать, грозит ли вам ускоренное старение.

Как узнать, не стареете ли вы быстрее положенного?

Узнать это можно, отняв от фактического биологического возраста (ФБВ) должный биологический возраст (ДБВ). Если между ФБВ и ДБВ разницы нет или она меньше 3, то стареете вы в срок, больше трех - пора как минимум изменить образ жизни и привычки, а лучше - обратиться к врачу.

ФБВ - ДБВ ≤ 3 => :)
ФБВ - ДБВ > 3 => :(

Более точные расчеты могут провести только геронтологи, поскольку, во-первых, надо учитывать более десятка показателей (которые в домашних условиях измерить нельзя); во-вторых, куда важнее не просто биологический возраст, а так называемый функциональный - возможности организма при нагрузках (а создать их не выходя из дому тоже не получится). Но по нашей просьбе ученые составили для наших читателей более упрощенные расчеты. Итак…
Формулы для расчета ДБВ
Мужчины: ДБВ = 0,629 х КВ + 18,56
Женщины: ДБВ = 0,581 х КВ + 17,24

Где: КВ - календарный возраст в годах.

Формулы для расчета ФБВ
У мужчин: ФБВ = 26,985 + 0,215 АДС - 0,149 ЗДВ - 0,151 СБ + 0,723 СОЗ
У женщин: ФБВ = - 1,463 + 0,415 АДП - 0,14 СБ + 0,248 МТ + 0,694 СОЗ
Где:
АДС - систолическое (верхнее) артериальное давление, в мм рт. ст. Измеряется на правой руке в положении сидя трижды с интервалом 5 мин. Учитываются результаты того измерения, при котором артериальное давление имело наименьшую величину.
АДП - пульсовое артериальное давление, в мм рт. ст. Разница между систолическим (верхним) и диастолическим (нижним) артериальным давлением.
ЗДВ - продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха, в секундах. Измеряется трижды с интервалом в 5 мин с помощью секундомера. Учитывается наибольшая величина.
СБ - статическая балансировка, в секундах. Определяется при стоянии на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища (без предварительной тренировки). Измеряется с помощью секундомера трижды с интервалом 5 мин. Учитывается наилучший результат.
МТ - масса тела, в кг. Измеряется в легкой одежде, без обуви, натощак.
СОЗ - индекс самооценки здоровья (СОЗ), в баллах. Определяется с помощью анкеты, включающей 29 вопросов.

АНКЕТА СОЗ:

1. Беспокоят ли вас головные боли?
2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума?
3. Беспокоят ли вас боли в области сердца?
4. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшилось зрение?
5. Считаете ли вы, что в последнее время у вас ухудшился слух?
6. Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду?
7. Уступают ли вам место в автобусе, троллейбусе, трамвае младшие по возрасту?
8. Беспокоят ли вас боли в суставах?
9. Бываете ли вы на пляже?
10. Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?
11. Бывают ли у вас такие периоды, когда из-за волнений вы теряете сон?
12. Беспокоят ли вас запоры?
13. Считаете ли вы, что сейчас вы так же работоспособны, как прежде?
14. Беспокоят ли вас боли в области печени?
15. Бывают ли у вас головокружения?
16. Считаете ли вы, что сосредоточиться сейчас вам стало труднее, чем в прошлые годы?
17. Беспокоят ли вас ослабление памяти, забывчивость?
18. Ощущаете ли вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?
19. Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостным, возбужденным, счастливым?
20. Беспокоят ли вас шум и звон в ушах?
21. Держите ли вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?
22. Бывают ли у вас отеки на ногах?
23. Приходится ли вам отказываться от некоторых блюд?
24. Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе?
25. Беспокоят ли вас боли в области поясницы?
26. Приходится ли вам употреблять в лечебных целях какую-либо минеральную воду?
27. Беспокоит ли вас неприятный вкус во рту?
28. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?
29. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

За каждый неблагоприятный ответ ставьте себе один балл. При этом на вопросы №№ 1-8, 10-12, 14-18, 20-28 неблагоприятен ответ «да», на вопросы №№9, 13, 19 - «нет». Для 29-го вопроса неблагоприятны два варианта: «плохое», «очень плохое».

Определите ваш биологический возраст.
Вы можете легко узнать, насколько ваш возраст по паспорту отличается от биологического возраста.

Ученые полагают, что число прожитых человеком лет мало говорит о его настоящем возрасте. Ведь все решает совершенно другой возраст - биологический. Его часы тикают в мозгу и мускулатуре, а не определяются записью в паспорте.

Чтобы определить, как биологический возраст отличается от календарного, нужно измерить и сопоставить ряд определенных антропологических параметров. Например, с годами нос становиться шире, уши длиннее, плечи уже, рост меньше. Сужаются легкие, а грудная клетка, наоборот, растет, увеличивается и живот. Также можно измерить, как меняется работа мозга, сердца, эластичность сосудов, гормональные изменения и так далее.

Насколько вы молоды, определите с помощью другого теста.

1. ПУЛЬС

Измерьте его в состоянии покоя. Затем присядьте 30 раз в быстром темпе. Насколько увеличился ваш пульс?

У 20- летнего человека он может возрасти на 5-10 ударов. Для 30- летнего норма возрасти на 10-20 ударов. Для 40-летнего - 20-30 ударов. Для 50-летнего - на 30-40 ударов. Для 60-летнего - на 50-60. А для 70-летнего - на 60-70.

2. ВОЗРАСТ СОСУДОВ (Эластичность кожи).

Ущипните себя за тыльную сторону кисти. Удерживать кожу в таком положении нужно в течение пяти секунд. После этого кожу отпускаем и засекаем время, за которое она опять приобретёт свой обычный вид.

Если цвет кожи станет прежним в течение 5 секунд, то вам не более тридцати лет, через 8 секунд - вам не более сорока, 10 секунд - вам на данный момент 50 лет. Ну а если нормальный цвет кожи вернулся только через 15 секунд, то вам уже 60 лет. Свыше 20 секунд - более 70.

О "морщинистости". У 20-летних кожа очень мягкая и обычно морщин нет. У 30-летних кожа становится более сухой и появляются первые горизонтальные черточки на лбу. У 40-летних формируются носогубные «заломы» и «гусиные лапки» в уголках глаз. У 50-летних носогубные морщинки устремляются к подбородку и возникают морщины на шее.
После 60 лет морщины на лице заостряются, появляются участки, покрытые сеточкой из морщин, также морщинки образуются на руках и теле.

3. ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА (Гибкость).
Поставив (прямые!) ноги вместе, нужно попытаться коснуться ладонями пола. Если вам удалось полностью положить ладони на пол, то ваш биологический возраст 30 лет, если вы коснулись пола только кончиками пальцев - вам 40 лет. Если ваши ладони смогли дотянуться только до голеней и совсем не коснулись пола, то вам 50 лет, ну а если вам удалось коснуться колен, ваш биологический возраст составляет 60 лет. Удалось дотянуться только до колен - более 70 лет.

4. ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ.

Закиньте обе руки за спину, одну сверху другую снизу, и сцепите их в замок. Если это упражнение далось с лёгкостью, то ваш биологический возраст 20 лет, если пальцы только слегка коснулись друг друга - вам 30 лет, если пальцы совсем не коснулись друг друга - 40, если вы не смогли сблизить руки за спиной - 60. А если вы не смогли даже завести руки за спину, то вам не меньше, чем 70 лет.

5. СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ.

Попросите кого-нибудь из близких подержать линейку, длина которой составляет 50 сантиметров. Встаньте лицом друг к другу. Рука помощника должна быть вытянута и расположена на 10 сантиметров выше вашей руки. Попросите вашего помощника, не предупреждая вас, отпустить линейку.

Ваша задача как можно быстрее поймать её двумя пальцами - большим и указательным. После этого посмотрите, на какой отметке вы поймали линейку. Если на отметке 20 сантиметров, то ваш биологический возраст составляет 20 лет, если на отметке 25 сантиметров – вам уже 30, 35 сантиметров - 40, 45 сантиметров - 60. А если вы совсем не смогли поймать линейку, то на данный момент вам 70 лет.

6. ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ (Координация движений)

Крепко зажмурьте глаза, встаньте на одну ногу, а вторую согните в колене. Если в такой позе вам удалось простоять более чем 30 секунд – вам 20 лет, если 20 секунд - 30 лет, 15 секунд - 50. Ну а если вы смогли удерживать равновесие менее 10 секунд, то вам 60 и более лет.

7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Сделайте вдох полной грудью и медленно выдохните. А теперь посчитайте, сколько таких вдохов вы сможете сделать за минуту. Но только не торопитесь, иначе от переизбытка кислорода в организме у вас может закружиться голова. Если за минуту вы смогли сделать 40 вдохов-выдохов – вам 20 лет, от 35 до 39 - 30 лет, от 30 до 34 - 40 лет, от 20 до 29 - 50 лет, от 15 до 19 - 60, от 10 до 14 - 70.

8. СОСТОЯНИЕ ЛЕГКИХ.

С какого расстояния вы сможете задуть горящую свечку или спичку? Если вы смогли это сделать с расстояния 1 метр - вам 20 лет, с расстояния 70-80 сантиметров - 40 лет, с 50-60 сантиметров 60 лет, 30-40 - больше 70 лет.

А теперь сложите все полученные результаты и разделите их на восемь (число тестов). Полученная цифра и будет вашим истинным биологическим возрастом. Если это число более чем на 5 отличается от вашего паспортного возраста, то вам нужно принять все меры для того, чтобы прекратить нервничать и беспокоиться по мелочам, а так же стараться избегать стрессовых ситуаций.

А вот если ваш биологический возраст превысил ваш паспортный более чем на 10 лет, то в вашем организме есть серьёзные нарушения и вам нужно как можно быстрее пойти в поликлинику и провести полное обследование всех органов и систем.

А вот ещё несколько упражнений для желающих:

Сердечно-сосудистая система
Состояние сердечно-сосудистой системы можно проверить, замерив время, необходимое для того, чтобы пробежать милю (1600 метров). Для 25-35 лет это 7-8 минут, для 36-45 - 8-9 минут, для 46-55 - 9-10 минут, для 56-65 - 10-11. Расстояние для пробежки можно уменьшить, скажем до 100 метров. При этом время, потраченное на это, составит: 11-16 секунд для 20-35 лет, 17-23 сек. для 36-45 лет, 24-32 сек. для 46-55 лет, 33-42 сек. для 56-65 лет.

Тест на приседания
Широко известен также тест на приседания. Для него необходимо измерить свой пульс в состоянии покоя, после чего сделать 30 приседаний. Пульс увеличился на 10 ударов - вам 20, на 10-20 - 30, на 20-30 - 40, на 30-40 - 50, более чем на 40 - больше 60.

Проверка слуха
Что касается слуха, то в 20-30 лет мы способны расслышать человеческий голос «нормальной громкости» с расстояния 12 метров, в 40 лет -с 11 метров, в 50 - с 10 метров, в 60 -с 7 метров, а в 70 - всего с 4 метров.

Проверка зрения
Зрение определяется обратно пропорционально расстоянию, на котором мы способны различать обычный печатный текст (газетный или журнальный шрифт). Если это расстояние не более 10 сантиметров, у вас глаза 20-летнего, от 10 до 13 см - 30-летнего, от 13 до 30 см - 40-летнего, ну а все, что больше, соответствует возрасту старше 60.


Биологический возраст человека показывает, насколько с момента рождения износилось его тело: кожа, внутренние органы и системы. Чем хуже работают и взаимодействуют между собой органы, тем человек старше и тем меньше полноценных лет жизни ему осталось. Однако надо сказать, что эта информация - не повод для огорчения или отчаяния. Это лишь повод задуматься над своим образом жизни и хороший стимул для того, чтобы изменить его к лучшему.

Человек в среднем живет 90 биологических лет. Рассчитав свой реальный возраст, можно определить, сколько еще вы можете полноценно прожить. Если за пятьдесят календарных лет вы износили свой организм на все восемьдесят, то в резерве остается всего шесть-семь лет. И наоборот, если в те же пятьдесят ваш организм сохранился, как у тридцатипятилетнего, вам еще жить и жить.

Омоложение изнутри

Мы все, к сожалению, стареем, и что важно понять в первую очередь для тех людей, кто хотят этот процесс поскорее остановить - это то, что стареем мы не только снаружи, но и изнутри.

Свои наружные возрастные изменения мы можем увидеть в зеркале, а вот то, что старость поражает нас ещё и изнутри, мы не можем никак увидеть, и отчасти поэтому мы считаем, что старость это только снаружи. Нам и в голову не приходит, что внутренние органы (печень, сердце, почки...) выглядят такими же старыми, как и лицо, которое мы видим в зеркале каждое утро.

Если старость снаружи мы можем видеть, то старость изнутри мы можем только чувствовать. Чувствовать себя плохо, чувствовать упадок сил, чувствовать себя больным. Но результат старения изнутри всегда отражается снаружи в зеркале, на которое стоит только взглянуть. И это не экология и нервы, это возрастные изменения систем организма. Которое можно замедлить.

Но, что удивительно, мы пытаемся остановить процесс старения только снаружи, для чего используя косметику и омолаживающие процедуры, по большей части, и не обращаем никакого внимания на свою старость внутри, а, то, что старость приходит всегда только изнутри, мы вообще не догадываемся. А ведь морщины на лице и дряблые мышцы - это только процессы биологического старения внутри тела, которое мы можем видеть снаружи.

Удивительно ещё и то, что человек замазывая старость на лице, никак не поймёт, что это не проблемы с кожей или плохое питание, это всё те же возрастные изменения физиологических систем организма и только.

Плохое самочувствие - это «не усталость и надо выспаться», это старость внутренних органов. Молодые дети устают и не высыпаются, но они не чувствуют себя плохо. Они полны всегда сил.

Современное человечество решило для себя, что старость начинается после пятидесяти, а становится ближе, когда тебе шестьдесят. А до этого - это просто морщины и не более. К сожалению, это самообман, старость для многих начинается гораздо раньше, даже тогда, когда на лице ещё нет морщин или они только начинают обозначаться.

К шестидесяти у многих людей организм внутри уже весь полностью состарился, человек умирает, не дожив до пенсии, а говорят, что он умер молодым. Но на самом деле молодыми - не умирают, внутри такого "молодого человека", организм уже глубокого старика или старухи.

Конечно, проще внушить себе, что организм внутри себя отдельно, а ты сам отдельно. Внешний вид сам по себе, а внутренние органы сами по себе. Проще намазывать на лицо крем, накладывать маски и делать подтяжки, чем заботиться о молодости своих внутренних органов.

Все омолаживающие процедуры, это только омоложение участков тела, через кожу лица. Хотя эффект частично всё равно есть, так как процедура проникают через кожу вовнутрь, и уже изнутри идёт омолаживающий эффект обратно наружу. Мы не омолаживаем свой внешний вид, мы через кожу вводим молодость вовнутрь, а кожа после процедур становится молодой только потому, что организм помолодел изнутри.

Но этого всё-таки мало. Это малоэффективно, потому что невозможно, хотя бы, применять косметическую процедуру глубоко и на весь организм сразу. Поэтому всё возвращается достаточно быстро обратно.

Чтобы было проще понять, я объясню это так. Старая печень, изношенное сердце, больная селезёнка, перегруженные почки создают на лице человека свою индивидуальную картину из морщин, пятен и мешков под глазами. Косметическая маска на лице такую картину частично отретуширует, ровно на глубину кожного покрова, не дойдя до печени, почек, сердца и селезёнки. И через непродолжительное время старые органы картину лица восстановят по своему возрастному состоянию. Т.е., если биологический возраст этих органов гораздо выше календарного возраста человека, то лицо у такого человека будет соответствовать не фотографии в паспорте, а возрасту внутренних органов.

Многие люди не могут поверить в то, что возрастные изменения его внутренних органов вне паспортных данных самого человека. Человек взрослеет и стареет не линейно одинаково и одновременно всем телом сразу. У большинства людей биологический возраст его внутренних органов отличается между собой. И это отличие бывает очень существенным. Человеку может быть сорок, а его печени к этому возрасту все восемьдесят, а почки в этот момент отпраздновали свой пятидесятилетний юбилей. А некоторые его органы уже могли и умереть. Такое тоже возможно.

В таком случае функцию таких «умерших органов» на себя берут смежные органы и системы, и если, к примеру, у такого человека удалить такой «мёртвый» орган, то он к своему удивлению отметит, что после операции практически ничего не изменилось. И это правильно, орган уже давно умер, как физиологическая система, и тело уже давно живёт без него.

Старость на лице, плохое самочувствие - это симптомы того, что биологический возраст ряда органов далеко опережает календарный возраст человека. Почему так происходит - причин много.

Перегрузка и износ, слабость органа от рождения, неправильный образ жизни и работы и так далее. Итог один, часть органов гораздо старше других, и как результат молодые начинают конфликтовать со старыми, а старые органы не могут обеспечить потребности молодых, а так как организм человека замкнут, отчасти, сам на себя, то происходит так, что стареют быстрее и молодые и пожилые органы. А человек, смотря на свой календарный возраст, продолжает считать себя ещё молодым, полагая, что его внутренние органы такие же молодые, как и он сам по паспорту.

Ну и конечно отношение к себе, как к молодому, и не соответствующая биологическому возрасту нагрузка, как пищевая, так и физическая, что приводит к ещё большему старению и износу. Но человек накладывает на себя косметические процедуры и считает, что проблема уже решена.

Что же делать? Возможно ли омолодиться изнутри?
Не хочу вас сильно обнадеживать (в таком вопросе лучше "голая" правда), но приостановить старение своих органов возможно.
Для этого вначале нужно определить биологический возраст человека и биологический возраст его органов в отдельности. После этого всю коррекцию по омоложению (терапию) направляем именно им.

Сами методы терапии могут быть разными: Дэнастерапия, Аурикулярная терапия, Оберонтерапия, Литотерапия, Гомеопатия, но с одним существенным отличием - эти методы будут прицельно настроены на омоложение изнутри конкретных органов. Целенаправленное воздействие омолаживающими процедурами, а после остановки в органах ускоренного процесса старения переход к другим органам, которые должны адекватно взаимодействовать с усилившимися свойствами обновленных органов.

И так последовательно, орган за органом, можно выравнять их календарный возраст с биологическим, а для тех, кто готов пойти дальше, т.е. продолжить процедуры - сделать биологический возраст меньше календарного. Где конкретно занимаются процессами омоложения функций внутренних органов - смотрите в интернете, предложения сегодня уже есть. К примеру, задайте в поисковике "Коррекция биологического возраста систем организма" или "омоложение изнутри".

* * *
И в заключение - любопытный факт. Ученые Национального геронтологического центра России провели большое социологическое исследование: посчитали биологический возраст для трех групп людей - новых русских; простых людей с низким уровнем дохода, и бедных, но интеллигентных. Оказалось, что медленнее всех стареют малообеспеченные интеллигенты, а быстрее всех - новые русские. Интенсивный ритм жизни и бесконечные переедания берут свое.