Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Национальный Государственный Университет Физической Культуры им.П.Ф.Лесгафта

Кафедра Гигиены

Доклад на тему « Личное здоровье и его роль в жизни человека»

Выполнил студент 4 курса 5 группы

ФИОиСТ Винокуров Виталий

Санкт-Петербург 2013

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1, 5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2, 5ч. До сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет, сидячий, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная утренняя гимнастика- обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. здоровье отдых режим сон

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих, сидячий, образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1, 5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0, 5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т. д.

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 С), постепенно переходя к прохладной, а затем -к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т. е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нельзя допускать переедания:оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т. к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Доброе здоровье – основное условие и залог полноценной, счастливой, долгой и активной жизни. Благотворное влияние труда на организм человека, полезность чередования физических и умственных нагрузок. Потребность во сне, роль семьи и здорового питания.

    презентация , добавлен 06.12.2009

    Необходимость соблюдения режима труда, отдыха, сна, питания, личной гигиены и физкультуры для сохранения здоровья. Принципы закаливания организма. Шумы и их влияние на организм. Химические и биологические загрязнения среды. Профилактика вредных привычек.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Определение здоровья и благополучия. Признаки эмоционального благополучия и его достижение. Факторы, определяющие здоровый образ жизни: питание, физическая нагрузка, распорядок сна, режим труда и отдыха. Здоровье людей и благополучие окружающей среды.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Современные подходы к пониманию здоровья. Влияние факторов жизни на здоровье человека. Стиль жизни студенческой молодежи. Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии. Роль культуры в обеспечении здоровья. Валеология как наука.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Рождение и распад семьи - редпосылки и причины. Государственная охрана семьи. Основные слагаемые здоровья будущей матери. Здоровье ребенка и факторы семьи в сохранении его здоровья. Новорожденные риска. Питание беременной женщины. Здоровье отца и семьи.

    реферат , добавлен 23.04.2008

    Сущность и необходимость валеологии как науки о здоровье. Роль режима труда и отдыха, двигательной активности. История выращивания табака, особенности влияния курения на организм человека. Химический состав табачного дыма, вредное действие никотина.

    презентация , добавлен 31.03.2012

    Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Основы физического здоровья. Роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей. Физическое здоровье, рациональное питание и закаливание организма.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Проблема сохранения здоровья трудоспособного населения. Гигиенические исследования условий труда и их оценка. Современные аспекты условий труда и состояние здоровья работников горнодобывающей промышленности. Оценка репродуктивного здоровья горнорабочих.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Роль режима труда и отдыха, правильного питания в повышении работоспособности и долголетия человека. Биологические ритмы живой материи. Оптимальный двигательный режим, закаливание. Личная гигиена и здоровье человека. Влияние алкоголя, табака, наркотиков.

    реферат , добавлен 09.10.2015

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Сторонники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее - увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой - лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями. Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать. Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства - болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания. Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах - ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента. На протяжении долгого времени на ряд важнейших видов медицинских занятий накладывались религиозные и светские запреты. Такие запреты прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого тела - анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Герофила (Древняя Греция, конец IV- первая половина III в. до н.э.), который нарушал это табу, сограждане презирали, окрестили «мясником» и не раз хотели изгнать из города. А ведь именно Герафилу принадлежат серьезные открытия в области анатомии, он изобрел немало способов хирургического лечения болезней. Многие ученые пострадали, пытаясь преодолеть непонимание общества. Запрет на вскрытие тела человека остался в средневековом прошлом. Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих пор приходится) сталкиваться с боязнью нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути. Однако стратегия разумного сдерживания во многих отношениях полезна для любой науки, а для медицины - особенно. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки. Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной - с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом. Общество вновь разделилось: оно не в силах однозначно решить эти и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают точно «что такое хоро-шо и что такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности - большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.

Перед социологией медицины, организацией и экономикой здравоохранения как научной дисциплиной и практикой, для научного обоснования и внедрения форм, методов, путей и мех-мов реформ здравоохранения стоят сложные задачи, охватывающие 2 уровня социально-экономических и правовых ориентиров: 1)Макроуровень, предполагающий универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности мед предприятий, фирм, АО в существующей экономической системе. Указанный уровень отражает способы и методы влияния на экономическую ситуацию, регламентирует организационно-правовой каркас системы здравоохранения и его межсекторальные связи, сегментирует внутренние и внешние регуляторы, движущие силы рынка мед услуг, его субъектов и объектов; 2) Микроуровень (практический), на котором реализуются конкретные закономерности, связанные с осуществлением мед деятельности; финансирование работодателей, работников, вопросы собственности, основы заработной платы, инвестиционной и инноваци-онной политике предприятия, особенности мед труда и пр.

Ф-и медицины:

Медико-социальная (увеличения прод-ти жизни)

Научно-исследовательская (научные технологии, нов методы лечения)

Аксиологическая (формирование ценностных ориентаций в обществе)

Прогностическая (моделирование структуры заболеваний, предупреждение эпидемий и пандемий)

Просветительская и педагогическая (просвещение населения о болезнях, ЗОЖ)

Сложно представить,каково было бы состояние людей,без методов поддержания здоровья.

В самом деле,ведь хорошее самочувствие определяет характер,настроение и поведение человека.. Крепкий иммунитет,отсутствие хронических и тяжелых заболеваний позволят человеку чувствовать себя более увереннее и сильнее в психоэмоцианальном плане!

Далеко не секрет,что человек уверенный в себе,жизнерадостный - узнав, о тех или иных инфекционных процессах,протекающих у него в организме, начинать внушать себе неблагоприятный исход своей болезни,тем самым усложняя процесс лечения и увеличивая сроки госпитализации.Во избежание таких осложнений, в медицине существует термин "этико-деонтологическое обеспечение ".

В наши дни, можно с уверенностью сказать,что медицина идет в ногу с цивилизацией... Чем больше изобретений приносящих вред организму,тем больше методов лечения,причем для отдельных болезней(хронические болезни,лихорадка,псориаз и т.д), есть несколько методов лечения...

В современном обществе большинство людей в той или иной степени сталкивается с медициной и различными средствами лечения заболеваний. С первых попыток лечения человек использовал для этих целей огромное количество разнообразных средств, поиск которых никогда не прерывался. Одни из них исчезли из арсенала медицины как малоэффективные и были заменены более совершенными, другие, как оказывающие на организм вместе с положительным и отрицательное воздействие, третьи сохранились до наших дней. Растения же применяются человеком на протяжении всей истории его развития.

Использование растений для лечения вообще широко распространено в животном мире. Описаны многочисленные случаи самоизлечения животных при поедании различных трав и растений. Некоторые из этих наблюдений явилась ценными для человека. Так, в древних арабских рукописях рассказывается о том, как эфиопские пастухи обратили внимание на коз, начинавших оживленно прыгать и резвиться после поедания листьев кофейного кустарника. В результате проверки этого наблюдения было установлено возбуждающее действие не только листьев, но и бобов кофе. В настоящее время напиток кофе получил столь широкое распространение и популярность, что нет необходимости останавливаться на достоинствах (и недостатках) его использования.

Левзея сафлоровидная, применяемая в настоящее время в медицине как общеукрепляющее и тонизирующее средство, среди народов Сибири называется еще и маральим корнем. Охотники неоднократно наблюдали, как уставшие от погони олени поедают стебли и корни левзеи, после чего убегают. В дальневосточной тайге Приморья косули и другие дикие животные охотно едят жесткие листья кустарника элеутерококка. Такое необычное поведение вызвало предположение, что живoтныe лечатся. Действительно, тщательное изучение элеутерококка, проведенное, в частности, И.И. Брехманом, привело к обнаружению у него выраженных тонизирующих и адаптогенныx свойств. Бурятские охотники утверждают, что раненые олени охотно поедают красную гвоздику, в результате чего у них очень быстро прекращается кровотечение из ран. Как кровоостанавливающее средство гвоздика до сих пор применяется в народной медицине.

Дикие и домашние животные поедают растения, обладающие антигельминтными свойствами, например, полынь. В Бурятии для излечения овец от гельминтов их периодически выгоняют на пастбище, где растет туган-цыган. В Закавказье утверждают, что гималайские медведи с той же целью поедают цветки рододендрона. По-видимому, такое лечение и описал замечательный советский писатель-натуралист Н.И. Сладков: "Жует медведь цветы с отвращением, оттопыривая губы, давится, плюется, но глотает". Как человек открывал целебные свойства растений, мы, естественно, точно установить не можем. Несомненно, что путь к познанию лечебных трав был долгим и трудным.

Формирование человека как вида началось в лесу среди растений, которые в первую очередь привлекали к себе внимание людей. Главной пищей для первобытного человека являлись плоды, стебли, корни и корневища травянистых растений. Вместе с пищевыми растениями обнаруживались и лекарственные. Такие открытия были случайными. В результате многократного повторения лечебного действия отдельных растений человек стал понимать связь между наступившим облегчением страдания и применением какого-либо средства. Он запоминал полезные действия растений и при необходимости пользовался ими. "По всей вероятности, все питательные, возбудительные и целебные свойства самых невзрачных растений каждой страны впервые были открыты дикарями, которые были к тому подвигнуты крайней необходимостью, прошли через бесчисленное множество подобных опытов, а приобретенные на практике познания передавали друг другу и потомству изустно", - писал Чарльз Роберт Дарвин (1809 - 1882). Полученные сведения о лекарственных или токсических свойствах растений передавались от поколения к поколению и на протяжении многих веков накапливались в народе, слагаясь в опыт народной медицины.

Несомненно, что лекарственные растения явились первыми лечебными средствами, которые сознательно стал применять человек. В первобытном обществе искусством врачевания, по-видимому, владело все взрослое население, в связи с чем становится понятным, почему Иван Петрович Павлов (1849 -1936) в работе по истории медицины писал о врачах: "Их деятельность - ровесница первого человека... было бы несправедливо считать историю медицины с письменного его периода".

Изучая историю применения лекарственных растений, известный специалист в этой области Нина Георгиевна Ковалева сделала удивительно точный вывод о том, ..... что первый лекарь на земле был фитотерапевт. И быть практически только фитотерапевтом человеку пришлось в течение сотен лет, так как животная пища еще долго оставалась лишь случайным дополнением к растительной, а поэтому он и не мог достоверно обнаружить ее целебные свойства. Даже в период появления письменности, как свидетельствуют обнаруженные записи, большинство лекарственных средств имело растительное происхождение.

"Лечение растениями не является надуманным, изобретенным способом лечения. Успешное применение растений с лечебной целью - закономерный процесс, непосредственно вытекающий из условий развития человеческого организма. Поэтому не только первобытный человек, и но и заболевшее животное, которых вел инстинкт самосохранения, находили среди окружающей природы нужное растение, расплачиваясь иногда жизнью за неудачные поиски", - пишет Н. Г. Ковалева.

Сбор растений, приготовление лекарств и лечение заболевших требовало много времени, знаний и опыта. Поэтому по мере развития общества информация медицинского характера сосредоточивалась у определенных лиц. В древности это были, как правило, служители религиозных культов - шаманы, жрецы и т.п., позднее появилась профессия врача. Однако сведения о полезных свойствах целебных растений используются не только научной медициной, они и сейчас живут в народе, передаваясь от поколения к поколению. И знания о том, что прекрасным средством, останавливающим кровотечение из небольшого пореза, является подорожник, а при "куриной слепоте" нужно есть морковь, что слива и чернослив послабляют, а черемуха закрепляет и многое другое, мы получаем раньше, как правило, не от врача, а от своих близких. Научная и народная медицина не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Один из наиболее любимых Еленой Ивановной философов и писателей Фридрих Ницше в своем произведении "Человеческое, слишком человеческое..." так отмечал главенствующее значение врачебной профессии в культуре человечества: "В настоящее время ни одно призвание не дает возможности достигнуть такого высокого положения, как призвание врача. Но высшее духовное образование врача не ограничивается теперь знанием лучших, новейших методов лечения, навыком и умением делать те быстрые заключения о причинах и влияниях, которые создают славу диагноста: нет, врач должен, кроме того, обладать умением говорить, применяясь к положению пациента, убедить его, тронуть его сердце; он должен обладать мужеством, один вид которого прогонял бы малодушие, - этого червяка, грызущего каждого больного; ловкость дипломата в посредничестве между больными, которым для выздоровления необходимы радости, и теми, которые, в видах своего здоровья, должны и могут доставлять радость другим; проницательность сыщика и следователя, чтобы разгадывать тайны души, не выдавая их, - словом, хороший врач должен в совершенстве владеть приемами искусства всех других профессий. Являясь в таком всеоружии, врач в состоянии сделаться благодетелем всего общества, увеличивая количество добрых дел, духовную радость и производительность ума, удерживая от дурных мыслей, злых намерений, плутовства (отвратительным источником которых так часто бывает брюшная полость), освобождая от так называемых душевных мук и угрызений совести и способствуя восстановлению духовной и физической аристократии (помогая или препятствуя заключению браков). Только таким образом он из медика сделается спасителем общества".

В полном соответствии с древними традициями Восточной Медицины, в Учении Живой Этики врачу отводится совершенно особое место среди ученых и практиков, работа которых связана с людьми. Врач представляется своего рода целителем душ и тел, причем не просто "психотерапевтом", но и в самом прямом смысле духовником , труд которого помогает облагораживать людей: "Вы писали сегодня о физических лекарствах, но для толп даже бочки самого драгоценного вещества будут бесполезны. Можно просить всех врачей мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка, приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач - самое священное лицо в доме, где больной. Человечество озаботилось достаточным количеством болезней - значит, врач может дать много ценных предупреждений..." (Мир Огненный, II, 217).

Поле деятельности врача в доме больного расширяется от необходимости подать совет о переустройстве быта до изменения образа поведения и отношения к труду и к родным людям. Лишь в последние десятилетия вследствие общеизвестных деформаций во врачебном образовании и практике поликлинических врачей в нашей стране заметно снизился престиж врачебной профессии. Во все же времена врач считался главнейшим из специалистов , ибо от его действий зависела сама жизнь пациента. В данном же случае значение врача в жизни человека еще более углубляется, хотя, разумеется, для достижения такого высокого профессионализма одних лишь знаний и умений мало. Необходимо еще стать высоконравственным, духовно утвердившимся человеком: "Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом и не может он пренебрегать чудесной психической энергией..." (Аум, 3).

В древности врач был не только высоконравственным и глубоко знающим свой предмет специалистом. Врачи путем специальной йогической тренировки приобретали паранормальные (хотя и совершенно естественные для высокоразвитого человека) экстрасенсорные способности, которые помогали им точно поставить диагноз и избрать необходимую схему лечения в полном соответствии с индивидуальностью заболевшего.

Это не означает, что в прошлом все врачи были похожи на Вольфа Мессинга или Розу Кулешову. Однако овладение психическими паранормальными способностями вменялось наряду с обретением высокой наблюдательности и развитой памяти каждому врачевателю в профессиональную обязанность, и в развитой степени (в зависимости от таланта и усердия в тренировках) этими способностями владели очень многие медики. В трактате "Чжуд-ши", содержащем основные положения индо-тибетской медицины, есть специальный раздел, целиком посвященный йогическому психоэнерготренингу врача, целью которого и являлось развитие высших способностей человеческого восприятия . Соответствующие разделы, называемые "Даосской Йогой", имелись и в трактатах китайских медиков.

Современной психологии самосовершенствования известна одна из врожденных способностей, называемая "врачевательной". Она заключается в повышенной природной способности сопереживать другому человеку. Это сопереживание происходит не только на субъективно-психическом, но и на сугубо физиологическом уровне восприятия. Обладающий такой способностью человек буквально ощущает все, что чувствует, переживает и даже мыслит осматриваемый им пациент ("со-чувствует" ему).

В прошлые века опытные наставники определяли среди претендентов на звание врачевателя именно таких одаренных людей и направленно (посредством использования упражнений Йоги и целевого программирующего внушения) развивали в них эту уникальную способность. Впоследствии (после развития и освоения) умение "контактировать" с телом и душой пациента успешно заменяло врачам и рентгеноскопию, и биохимические анализы крови, и другие инструментальные и лабораторные методы обследования пациента.

Главным для врачевателя прошлого являлось владение в совершенстве наукой о душевных свойствах и психических процессах человека: "Ни в одной врачебной школе не преподается психология. Такой предмет вообще не существует. Слово "психология" связывается с педагогикой, но не с познанием качеств психической энергии. Невозможно допустить, чтобы врачебное образование могло обойти такой основной предмет. Познавание психической энергии позволяет явить внимание к лекарствам. Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применять психическое лечение. Условия помощи психической энергией обновит все явления жизни. Не будем отделять высшее понятие бытия от врачебной помощи. Сколько древних источников указывают, что священнослужители были и врачами. Так подчеркивалось, что врач имеет авторитет, иначе он будет ходить в хвосте болезней, не имея возможности предотвратить их..." (Община, 234).

Высокий авторитет врача в прошлые века позволял его советам доходить до умов и сердец пациентов. Только таким образом и можно было заниматься истинной профилактикой заболеваний. Иначе какая же помощь может упредить развитие болезни, если люди не принимают (вследствие недоверия к врачам и из-за собственной низкой культуры) рекомендации медиков и не изменяют собственные пагубные привычки и вредные условия жизни! Только священностью положения врача можно объяснить такое пристальное внимание, которое уделялось в древних медицинских трактатах именно профилактике болезней, вопросам оздоровления быта и всего образа жизни, вопросам ведения естественного порядка труда и отдыха в "следовании ритмам и состояниям Природы". И авторитет высоконравственного и прекрасно владеющего своей специальностью медика для введения такой профилактики был обязателен.

Знание прикладной психологии крайне важно и даже обязательно для врача еще и потому, что организм человека под направленным психологическим воздействием способен выделять целые "наборы" особенных собственных феноменально активных и направленно действующих веществ, которые наиболее естественны для его функционирования и по качеству, и по дозировке. Такие "внутренние лекарства" способны физиологически приводить ткани и органы к целительным перестройкам в соответствии с задачей лечения, передаваемой медиком пациенту при психологическом воздействии. Организм, оказывается, очень внимательно слушает голос врача, его мысль и настроение, разумеется, если врач сумел "понравиться" организму и "войти с ним в контакт".

Гипнотерапевт Кашпировский А.М. усердно пропагандировал идею возможности выработки организмом человека, находящегося под психологическим влиянием врача, таких внутренних биологически активных веществ, своего рода "собственных лекарств", которые, в частности, способны "растворять" даже рубцовую ткань, до сих пор считавшуюся практически неизменяемой даже под действием мощных химиотерапевтических и ферментных препаратов. Те же идеи вот уже три десятка лет успешно развиваются в США. Даже выделен новый раздел экспериментальной медицины - психоэндокринная нейроиммунология, приверженцы которой занимаются поисками путей активации организма человека и стимуляции выработки необходимых для исцеления биологически активных веществ внутреннего происхождения посредством применения различных психологических методов влияния, в том числе используется трансцендентальная медитация, аутотренинг, активное программирование, нейролингвистическое программирование или старый добрый гипноз.

Крайне интересен в этой связи опыт работы американского специалиста по психологическому воздействию Карла Синглтона. В многочисленных популярных и научных книгах, выходящих из-под его пера и сразу становящихся бестселлерами, этот врачеватель делится собственным опытом создания им специальных групп психологической активизации скрытых резервов самоисцеления у онкологических больных. Влияние психотерапии, проводящейся, разумеется, по специально разработанной для различных типов больных программе, таково, что действие всех "классических" методов лечения раковых заболеваний (химиотерапия, хирургия, лучевая терапия) значительно усиливается, их эффективность увеличивается за счет создания в группах пациентов особенно положительного эмоционального фона, выработки установки на исцеление и генерации непоколебимой веры в успех проводимого лечения.

Наряду с обычным облучением, химиотерапией и хирургическим вмешательством доктор Синглтон использует также технику психического расслабления и технику визуализации - умения видеть "на закрытых глазах" воображаемые картины процессов, происходящих в это время в организме. Вот как описывается метод Синглтона в книге Дж.Мишлава "Корни сознания".

"Пациента просят медитировать по 15 минут в одно и то же время 3 раза в день - утром после пробуждения, днем около полудня и ночью перед самым отходом ко сну. Первые несколько минут медитации идут на то, чтобы войти в состояние расслабления: лишь полностью расслабившись, пациент может визуализировать спокойный пейзаж. Далее следует основная часть работы с мысленными образами. Прежде всего, пациент "настраивается" на раковую опухоль и созерцает ее "оком своего ума". После этого он представляет предположительную картину работы его собственного иммунного механизма, устраняющего мертвые и умирающие клетки. Пациента просят визуализировать армию лейкоцитов, которые толпятся около раковой опухоли, унося злокачественные клетки, ослабленные или погибшие в результате облучения. Затем пациент представляет, как лейкоциты разрушают злокачественные клетки, после чего остатки последних "вымываются" из организма. В завершение медитации пациент визуализирует себя самого совершенно здоровым и счастливым".

Помимо применения техники визуализации, пациента знакомят с общими принципами работы иммунного механизма, показывают ему фотографии других пациентов, которые исцелились полностью с помощью метода доктора Синглтона. Изучив истории болезней 152 пациентов, доктор обнаружил, что почти у половины из них наступило полное излечение, обычные методы лечения с использованием метода психической мобилизации дали лучшие результаты, чем без такого сочетания. Разумеется, лечение принесло наибольшую пользу тем, кто был наиболее оптимистично настроен и полнее, глубже вовлекался в целостный лечебный процесс. У пациентов этой же группы были значительно ослаблены негативные побочные эффекты, вызываемые обычно применением лучевой терапии.

Интересно, что и в книгах Учения Живой Этики подобные идеи выдвигались еще в 20-х гг. нашего столетия, причем значительно серьезнее была поставлена сама проблема - проблема связи внутренней "лаборатории" организма человека не только с его психическим состоянием, но даже с влиянием планетарной и космической энерго-информационной среды: "...Щедро наделены люди мощными веществами. Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине, можно сказать, - нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. Не случайно существовала теория, что человек может от всех болезней лечиться своими собственными выделениями. Также не забудем, что человеческий химизм является тончайшим, все находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами... Силен яд человеческий и целебна психическая энергия... Неразрывны психические и химические воздействия..." (Надземное, 338).

В Восточной Медицине издревле было известно о возможности целенаправленной активизации способности организма человека к выделению целебных веществ под психологическим воздействием опытного врача. Поэтому-то психология в древности и была столь жизненно необходима врачам в их повседневной практике. Овладение же практической психологией требовало от самого врача высочайшего развития его психических качеств и нравственных достоинств.

Врачи прошедших веков старались развить в себе так называемый "пробный камень" - практическую интуицию, посредством которой они могли непосредственно ощущать состояния пациента: так они "догадывались" о необходимой схеме лечения (что, правда, вовсе не исключает необходимости глубокого знания предмета, но дополняет способности к размышлению интуитивными озарениями).

Врачи прошлого использовали развиваемую методами йогического психотренинга способность к внушению и таким образом воздействовали на пациента, приводя в действие его скрытые химические "лаборатории", что позволяло естественным образом решать многие лечебные задачи, фактически не прибегая к введению лекарств. Разумеется, внушение было важным, но далеко не единственным методом лечения. Однако именно установлению психологического, точнее, прямого психоэнергетического контакта медика с пациентом в древности придавалось первостепенное значение при определении прогноза лечения заболевания и возможности исцеления. Между прочим, и доктор Синглтон стремился отбирать в свои группы именно оптимистически настроенных больных , еще не потерявших веру в возможность реального исцеления и доверия к медицине и ее представителям. Он это делал с помощью психодиагностических тестов. Врачи прошлого при их наблюдательности и внутренней чуткости могли выбирать и "на глаз".

Что касается развития современной фармакологии и широкого распространения стандартных схем лечения, связанных с совершенствованием фармацевтической базы современной медицины и углублением знаний об интимных механизмах работы биохимических "машин" организма человека, в Учении Живой Этики сказано более чем определенно: "Могут спросить - будет уменьшаться число врачей при умножении готовых лекарств? Это было бы бедствием. Явление врачей повсеместно - если только понимать врача как высокообразованного друга человечества. Именно условно заготовленные лекарства вызовут заболевания, которые врач должен индивидуально лечить. Потребуется очень тонкое сочетание внушения с медикаментами. Не говорим о хирургии, ибо эта область не вызывает рассуждений, если она не превышает своего назначения. Хирург, производящий ненужную операцию, нередко подобен убийце. Потому и в этой области требуется истинное чувствознание (синоним сознательно управляемой интуиции - С.К.). Но еще сложнее положение врача при сочетании нескольких заболеваний, а такие случаи умножаются. Можно лечить одну болезнь и тем ухудшать другую. Многие местности до сих пор лишены разумной врачебной помощи. Из такого положения рождается явление понижения жизненности. Вырождение не есть измышление. Можно наблюдать повсюду признаки такого бедствия. Такое несчастье поражает не только современное поколение, но оно извращает будущее человечества. Нам закричат, что такой совет стар. Но почему же он не принимается до сих пор?" (Братство, 141).

Высокое призвание врача и его центральная, прямо скажем, роль в процессе исцеления пациента определяются тем, что врач не просто специалист, знакомый с медицинской наукой, но высокообразованный и высоконравственный помощник нуждающегося в нем человека, специалист, обладающий запасом "психической энергии", столь необходимой для всякого лечения, как его понимали основатели Учения Живой Этики.

И поэтому врач не может быть заменен ни компьютером, ни приборами, ни синтезируемыми в колбах химзаводов лекарствами. Но что же это такое - "психическая энергия", которой так много внимания уделяется практически во всех теориях и практических рекомендациях как Учения Живой Этики, так и в древних трактатах Восточной Медицины и целом?