Эта статья – о психологической травме. Такие симптомы, как нарушение сна, тревога, зависимости, ангедония – первые звоночки, на которые стоит обращать внимание. Особенно, если им предшествовал какой-либо стресс.

Разовая консультация психолога или длительная его помощь при травме важна, а часто – и просто необходима. Но некоторые советы психолога можно изучить заранее и быть во всеоружии.

Часто на консультацию к психологу обращаются после какого-либо стресса или стрессового события, с которым человек не смог справиться: смерть, развод, нападение, авария и т.д. Другими словами, когда человек получает психологическую травму. Итак, что же такое травма?

Травма – это не само событие, а состояние, вызванное неким событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта. Причём событие может подействовать на человека самым различным способом:

1) никак не повлиять;

2) человек становится избыточно агрессивным;

3) человек существенно меняется по характеру и меняется практически навсегда. Третий критерий определённо указывает на наличие травмы.

Размышляя о природе травмы, я думаю вот о чём. Будучи уверенной в том, что мироздание изначально устроено наилучшим способом, я задумываюсь над вопросом: для чего эволюции травма? Ведь, на первый взгляд, это признак несовершенного устройства психики человека - в частности и мира - в целом.

Если проводить параллель с физической травмой, то получается, что травма психологическая – механизм усовершенствования человека, ибо слабый выходит из строя/умирает, а выживает и передаёт свои гены сильнейший.

Так, человек, сумевший переработать травму, получает личностный и духовный рост. Одно от другого можно отличить, сравнивая, что больше - боль или опыт. У кого боли больше, чем опыта – травматик со всеми вытекающими, у кого больше опыта – человек, сумевший адаптироваться и выработать копинг-стратегию.

Существует несколько факторов травмы. И если к некоторым из них невозможно подготовиться (внезапность, отсутствие подобного опыта), то некоторые можно либо предусмотреть, либо прекратить.

Например:

1. Длительность: чем больше человек находится в травмирующей ситуации, тем больше вероятность травму получить. Поэтому первое, что мы делаем – извлекаем его из этой ситуации («уносим потерпевшего с поля боя»).

2. Фокус травмы в утрате контроля - реальной или мнимой. Чем меньше контроля, тем хуже последствия. На самом деле практика показывает, что жертва в состоянии долго сохранять контроль. Всегда перепроверяйте: действительно ли я ничего не могу сделать в этой ситуации. Ищите выходы. Всегда.

3. Постоянные изменения, которые являются источником постоянного же напряжения (например, непредсказуемое поведение близкого человека). В этом случае важно стабилизировать обстановку, в которой находится человек, чтобы он мог обрести почву под ногами.

4. Масштаб разрушений: чем больше масштаб – тем больше травма. То, что уже пострадало, нужно оплакать. Но если что-то уцелело, то важно рассматривать это как ресурс, за который можно зацепиться и на который впоследствии можно опираться.

Даже если такой фактор как внезапность, тяжело предвидеть, то всё-таки - учите детей и учитесь сами быть готовыми к различным ситуациям. Проговаривайте их: А что бы ты сделал, если бы…? Такая мысленная готовность в решающий момент может стать автоматическим действием и спасти психику или саму жизнь.

Во время стрессовых событий человек реагирует тремя известными нам способами: - бей, -беги, - замри. Эти способы носят адаптивный характер. Если организм использует первые два способа, то травма проживается легче. Если используется 3-й способ, то практически всегда травма будет.

Причём, избыточное реагирование (когда реакция больше, чем вызвавший её стимул) является показателем наличия травмы. Почему так случается? Потому что травмированный человек зачастую нейтральный стимул воспринимает как опасный.

То же с ним случается и в отношениях с людьми: безопасных людей они воспринимают как опасных, и наоборот. Таким образом, у травматиков постоянны ошибки восприятия.

Если психика не в силах переработать травму, она прячет её в бессознательное. Чтобы понять, как это происходит, приведу метафору: если бросать камешки (травму/ы) в стакан с водой (психику), то уровень воды поднимается, и давление растёт.

Для того, чтобы сбросить давление, появляются симптомы. Симптом – это лучший способ, который находит организм, чтобы справиться с проблемой. Симптомы бывают как постоянные, так и ситуативные.

Всё разнообразие симптомов можно разделить на:

Биологические

  • Нарушение сна.
  • Чувство тревоги, которое носит биологический характер.
Хроническое напряжение в теле:
  • Вегетативные расстройства
  • Одновременно астения – когда уже нет сил выносить постоянное напряжение
  • Если напряжением захвачена сексуальная сфера, то повышенная или пониженная сексуальная активность
Характерно: злоупотребление химическими веществами (все виды химических зависимостей) – страдания столь интенсивны, что требуют обезболивающего.

Психологические (перечислю не все, но основные)

  • Транс, в который периодически уходят, в том числе – в разговоре.
  • Диссоциация в связке: ПОВЕДЕНИЕ – ЧУВСТВА – ОЩУЩЕНИЯ – ЗНАНИЯ. Связь может нарушаться как как между компонентами, так и внутри какого-либо из компонентов. Если оторваны ЧУВСТВА, то, например, человек может быть спокоен во время похорон или говорить о страшном событии без эмоций. Если происходит разрыв в ПОВЕДЕНИИ, то где-то поведение нормальное, а где-то – нерегулируемое. Если отрываются ЗНАНИЯ, то человек может не помнить какого-либо момента своей жизни.
  • Беспомощность, пассивность, безинициативность, бессилие. Это – ключевой момент травмы!
  • Нет ничего – ни чувств, ни желаний, ни переживаний, ни потребностей. Это происходит, потому что в случае, когда психика блокирует что-то большое (травму), то малому (чувствам, потребностям) - тоже нет шанса пробиться.
Среди психологических симптомов также:
  • Алекситимия (неспособность человека называть эмоции)
  • Самоагрессия
  • Панические атаки
  • Ощущение мира как нереального
  • Отказ от человеческих контактов
  • Ангедония (отсутствие радости)
Одним из способов помощи психолога, помогающим переработать травму, является дебрифинг (помогает 97% клиетов). Есть определённые правила его проведения:

Дебрифинг должен касаться только конкретного события.

Во время дебрифинга задаём вопросы:

  • Что произошло?
  • Когда? Как?
  • Что ты чувствуешь?
3. Ценность субъективности: психолог не исправляет описание пострадавшего, даже если он его очевидно преувеличивает. Если очевидец события описывает, что взрыв был «оглушительный», психолог его не исправляет.

4. Безоценочность и нейтральность при слушании.

5. Эмоциональная поддержка. Сочувствие.

6. Хорошо, если дебрифинг проведён до первой ночи.

Кроме того, дебрифинг проводится:

a) После травмы,

b) После того, как человек попал в воронку травмы,

c) После воспоминания о травме.

И ещё один совет психолога: детям нежелательно смотреть фильмы ужасов и боевики. Потому что можно получить травму, будучи не участником, а всего лишь свидетелем травматичных событий.

Берегите себя и ваших близких.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Психологическая травма – это специфическое повреждение нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Часто - результат чрезмерного количества стресса, превышающего способность человека его интегрировать . Травматическое событие так же может быть результатом длительной стрессовой ситуации, растянутой на недели, годы или даже десятилетия, во время которых человек пытается осуществлять нормальную жизнедеятельность. Причем, это субъективный опыт, так как на одни и те же события разные люди могут реагировать по-разному. Более того, не все люди, пережив травматическое событие, становятся травмированными , у некоторых есть защитные приспособления, которые помогают справляться с сильной эмоцией. Это может быть привычка к стрессам, полученная в раннем возрасте или просто высокая сопротивляемость, сопровождаемая готовностью искать помощь .

Определение психологической травмы

DSM-IV-TR даёт такое определение психической травме: « – это опыт личного переживания по поводу смерти, угрозы смерти, тяжелой травмы или нарушающего физического контакта. Результат рефлексии по поводу события, связанного с выше перечисленным. Реакция на известие о неожиданной (насильственной) смерти. Впечатление по поводу пережитого близким человеком унижения, страха или ущерба».

В связи с тем, что травматические воспоминания носят предвербальный характер, их нельзя точно воспроизвести в памяти, но можно спровоцировать (при помощи раздражителей в обычных условиях). Ответной реакцией станет сильный страх или ужас, беспомощность. У детей - дезорганизованное или агрессивное поведение .

Причины психологической травмы

Психологическая травма может быть вызвана различными событиями, но всех их объединяет присутствие одних и тех же признаков. Обычно это нарушение, приводящее в состояние крайнего недоумения и неуверенности. В такое состояние человек попадает, когда он сталкивается с нарушением привычных представлений человека о мире или нарушение его прав. Когда учреждения, призванные заниматься жизнеобеспечением, нарушают, унижают, предают или становятся причиной потерь или разобщения . Травматический опыт часто включает в себя угрожающую физическую травму , а так же домогательство, стыд (ситуация позора), разочарование (отказ), оскорбительные отношения, непризнание, совместная зависимость, физическое насилие, сексуальное насилие, избиения, побои от партнера, дискриминация в сфере занятости, жестокость полиции, коррупция в суде и неправомерные действия, издевательства, патернализм, бытовое насилие (особенно в детстве), опасные для жизни состояния, вызванные медикаментами . Сюда же относятся события неодолимой силы (наводнение, землетрясение, пожар, война и т.д.), теракты, похищения людей. Нищета или относительно мягкие формы насилия (типа словесных оскорблений) также могут стать причиной психологической травмы, не смотря на то, что не связаны с угрозой физического воздействия.

Некоторые теории предполагают, что детская травма может увеличить риск психических расстройств, что невротизм в зрелом возрасте связан с детскими травмами . Дело в том, что части мозга у растущего ребенка развиваются в иерархическом порядке от сложного к простому. Нейроны, предназначенные для получения и хранения новой информации, меняются в ответ на внешние сигналы, получаемые от пяти главных сенсорных каналов . В это время младенцы и дети создают представления об окружающей среде. Появляющаяся вскоре после рождения привязанность, если она носит насильственный или жертвенный характер, уже влияют на эти представления . Чем чаще активизируется соответствующая структура нейронов, тем более стойким оно становится в отношении паттерна .

Детство – самый чувствительный период и один из самых важных этапов психологического развития человека. Неслучайно, самое большое количество осложнений с самым длительным эффектом дает жестокое обращение с детьми . Модель управления травмами по Хики (Hickey) предполагает, что «для серийных убийц пусковым механизмом, приводящим к неспособности человека справиться с некоторыми стрессами, может служить детская психотравма» . Динамический аспект психотравм особенно важен для специалистов здравоохранения: «Если врач не умеет осмыслить проблему пациента через призму его психотравм, то он не в состоянии увидеть круг повторяющихся аффектов, ориентируясь на которые пациент устраивает свою жизнь» .

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Симптомы психотравмы

Реакции и симптомы, свидетельствующие о психотравматическом опыте, могут быть очень разнообразными и отличаться по количеству, а так же по степени тяжести - в зависимости от характера человека . Некоторые пытаются избегать травмирующих воспоминаний, но испытывают при этом болезненные ощущения. Другие пытаются топить свой психотравматический опыт в вине или в наркотическом дурмане. Между тем, повторные переживания симптомов являются признаком того, что тело и ум пытаются справиться с психологической травмой.

Для многих людей, переживших тяжелый стресс, триггеры (волнующие воспоминания) и внешние сигналы действуют как напоминания о психотравме. Человек может не догадываться, что с ним происходит, и совершает неадекватные поступки. Типичным примером такого рода поведения являются панические атаки. У человека могут так же возникать неконтролируемые приступы гнева (в том числе в неподходящих или неожиданных ситуациях), когда ему кажется, что над ним нависла угроза. И это действительно так, но угроза переживается из прошлых событий.

Человека могут преследовать неприятные воспоминания, в том числе в виде неясных картин или мыслей. Его могут преследовать кошмары . Он может страдать из-за бессонницы, поскольку внутренний страх и чувство незащищенности заставляют его быть начеку.

Психотравма может влечь за собой морфологические изменения, передающиеся по наследству. Генетика - одна из причин психологических травм или, наоборот, их отсутствия .

После сильной психотравмы память человека часто репрессирована, и он не помнит, что случилось на самом деле, но пережитые эмоции могут оживать, и он при этом не будет понимать, почему с ним происходит. Постоянно испытывая эмоции, пережитых во время травмы, как будто они происходят в настоящий момент, человек теряет не может обрести видение пережитого опыта. Как результат, возникает стойкий феномен острого перевозбуждения (паттерн), который может сопровождаться физическим и умственным истощением. Подобные состояния приводят к различным типам расстройства личности: тревожному, конверсионному, психотическому, пограничному и т.д. . Эмоциональное истощение влечет за собой рассеянность, из-за которой человек теряет способность ясно мыслить и впадает в состояние отстраненности (диссоциации) от эмоций. Не только от болезненных. Происходит онемение всех эмоций, и человек становится эмоционально плоским – отдаленным или холодным, он всегда чем-то озабочен. Диссоциацию обычно диагностируют как деперсонализационное расстройство, диссоциативную амнезию, диссоциативную дугу, диссоциативное расстройство идентичности и т. д.

Часть людей, перенесших психологическую травму, начинают испытывать чувство ущербности, если симптомы травмы не исчезают, и они не верят, что их положение улучшится. Это может привести к отчаянью с элементами паранойи, к утрате чувства собственного достоинства, а так же суициду на основании депрессии и ощущения пустоты. При разрушении самооценки человек может сомневаться в собственной идентичности .

Родителям ребенка, получившего психологическую травму, не стоит самостоятельно пытаться помочь ему сдерживать свой посттравматический страх и обуздывать эмоции . Как правило, это ведет к неблагоприятным последствиям для ребенка , поэтому лучше обратиться за помощью к психиатру.

Оценка последствий психотравмы

Поскольку понятие психологическая травма приобрело расширенное определение, травматология как область медицины получила междисциплинарный подход. Это отчасти связано с разнообразным профессиональным представительством в травматологии, где есть и психологи, и медработники, и юристы. В результате, данные, полученные в травматологии, стали получать адаптацию для различных сфер деятельности. Однако их практическое применение потребовало соответствующих методологий, которых во многих дисциплинах попросту не разработаны. И здесь важно, чтобы окружающие люди понимали, в каком состоянии находится человек. Это не обязательно должны быть представители медицинских, психиатрических или правоохранительных учреждений. Для обеспечения безопасности важнее, чтобы человека поддерживали его близкие и окружение.

Опыт и последствия психологической травмы можно оценить несколькими способами В контексте клинического интервью, риск непосредственной опасности для себя или других важно учитывать, но при этом нельзя впадать в распространенные ошибочные представления о кризисе или «психозе». Необходимо понимать, что человека, испытывающий бесконечную боль, сам себя он утешить не может. Если в этот момент к нему относиться уважительно и по-человечески, то он не будет представлять собой угрозу. Лучше всего дать понять ему, что независимо от обстоятельств его будут воспринимать всерьез, а не как больного или сумасшедшего. Крайне важно понимать реальность происходящего в голове этого человека. Если этот момент не будет упущен, то специалист сможет исследовать как травматическое событие, так и его последствия (например, посттравматическую диссоциацию, злоупотребление наркотиками, соматические симптомы и т.д.). Важно исследовать возможные проблемы с родственниками. Возможно, они из страха отказали больному в помощи и тот «включил» самозащиту. Завершиться такое исследование должно сопереживающим, чувствительным и поддерживающим образом.

Во время этой работу у пациента могут вспыхивать чувства, воспоминания или мысли, связанные с событием (например, страдание, беспокойство, гнев). Поскольку он еще не способен справиться с этой болью, стоит заранее подготовиться, как обсуждать это событие. Оно не должно еще раз травмировать пациента. Также важно записывать его ответы. Это может помочь клиницисту в определении степени тяжести возможного посттравматического стресса, а также легкости реакции. Кроме того, важно уловить наличие реакций избегания, которые могут проявить себя как отсутствие ожидаемой включенности или просто способности к эмоциональному реагированию. Основные механизмы избегания – употребление наркотиков, уклонение от всего, что напоминает травмирующее событие, психологическая отстройка (диссоциация). Необходимо так же отслеживать перепады настроения, всплески депрессий, попытки членовредительства, которые могут свидетельствовать о трудностях в контроле за аффектом. Информация, полученная путем наблюдения за способностью пациента регулировать свое состояние, позволит определить его готовность участвовать в различных терапевтических действиях.

Оценка психологической травмы бывает как структурированной, так и неструктурированной. Структурированная оценка включает в себя шкалу ПТСР, контролируемую врачом (CAPS, Blake et al., 1995), интервью об остром стрессовом расстройстве (ASDI, Bryant, Harvey, Dang, & Sackville, 1998), структурированное интервью по поводу расстройств из-за чрезмерного стресса (SIDES; Pelcovitz et al., 1997), структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV – измененное на (SCID-D, Steinberg, 1994) и краткое интервью для посттравматических расстройств (BIPD, Briere, 1998).

Психологическое тестирование больного включает в себя использование общих тестов (например, MMPI-2, MCMI-III, SCL-90-R) для оценки симптомов, не связанных с травмой, а также трудностей, испытываемых личностью. Кроме того, психологическое тестирование может применять специфические травма-тесты для того, чтобы оценить посттравматические последствия. Такие тесты в своем основании имеют диагностическую шкалу посттравматического стресса (PDS, Foa, 1995), шкалу травм Дэвидсона (DTS: Davidson et al., 1997), детальную оценку посттравматического стресса (DAPS, Briere, 2001), список симптомов травмы (TSI: Briere, 1995), контрольный список симптомов травмы для детей (TSCC, Briere, 1996), травматический опросник жизненных событий (TLEQ: Kubany et al., 2000) и перечень травм, связанных с виной (TRGI: Kubany et al., 1996).

Психология гипноза #1. Как лечить и создать заикание или иную фобию в гипнозе?

Модель АВС в когнитивной терапии. Методы лечения фобий

Лечение психологической травмы

Лечения психической травмы возможно через прогрессивный подсчет (ПК), соматическое переживание, биологическую обратную связь, терапию внутрисемейного строя, сенсомоторную психотерапию. Популярна когнитивно-поведенческая терапия , которая применяется для лечения симптомов, связанных с психологической травмой , в том числе стрессовое расстройство. Рекомендации Института медицины определяют когнитивно-поведенческие методы как наиболее эффективный способ лечения ПТСР . . Департамент по делам ветеранов США принял на вооружение для лечения ПТСР на национальном уровне два метода когнитивно-поведенческой терапии: метод длительного воздействия и метод когнитивно-процессуальной терапии . Известны так же методы диалектической поведенческой терапии (DBT) и экспозиционной терапии. Как показали исследования, первый используется для лечения пограничного расстройства личности, а второй эффективен при лечении психологических травм . Впрочем, если психологическая травма вызвала диссоциативными расстройствами или сложным ПТСР, то когнитивный подход уступает место методу моделирования травмы, известному так же как фазово-ориентированное лечение структурной диссоциации. Исследования, финансируемые фармацевтическими компаниями, показали, что когнитивно-поведенческие методы лечения могут быть эффективно дополнены применением новых антидепрессантов .

Самостоятельным разделом в лечении последствий психотравм выступает травма-терапия. Она представляет собой самый адаптивный способ психологической помощи, так как позволяет работать с воспоминаниями, связанными с спихотравмой, на основании чего пациент получает возможность разобраться со своим внутренним депрессивным материалом (мысли, чувства и воспоминания) и даже получить толчок для личностного развития, включая выработку таких навыков как жизнестойкость, контроль собственного эго, комплиментарность (доброжелательное сочувствие, эмпатия) и т.д. . Травма-терапия делится на психическое образование и несколько видов техник: обработка когнитивная, эмоциональная, экспериментальная, обработка травмы и эмоциональное регулирование.

  • Психическое образование – это просвещение окружающих относительно психологической уязвимости человека и способов ее преодоления.
  • Эмоциональное регулирование – это действия против дискриминации (выявление и противостояние), а так же грамотное идентификация мыслей и эмоций больного (конструкция, типология и т.д.).
  • Когнитивная обработка – это пересмотр негативных представлений и убеждений о себе, об окружающих и окружающей среде посредством смены точки зрения на предмет.
  • Обработка травмы – это направленные усилия по снижению чувствительности (десенсибилизации) психотравмы; по ее распознанию: по уничтожению обусловленностей, благодаря которым она проявляется; по частичному (избирательному) уничтожению эмоциональных реакций; по деконструированию несоответствия эмоции и действительности; по снятию напряжения с травматического материала (состояние, при котором триггеры не причиняют сильной боли, а наоборот, облегчают состояние человека.)
  • Эмоциональная обработка (используется только в фазе досрочного прекращения оценки психического здоровья) – это восстановление восприятий, убеждений и ошибочных ожиданий.
  • Экспериментальная обработка – это подбор визуализаций достигнутому состоянию освобождения и применение различных методик релаксации.

Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

Виды психотравм

Уровень травмы связан со способностями человека по её преодолению. Различают три разных типа реакции на стресс:

  • Проактивный (предупреждающая) – это попытка адаптировать или интегрировать полученный стресс, прежде чем он скажется на образе жизни.
  • Реагирующий – это попытка минимизировать ущерб после психотравмы.
  • Пассивный – игнорирование стресса.

Люди способные к проакитивному поведению с большей вероятностью смогут справляться с неожиданными ситуациями. Те, кто реагируют на стресс по факту произошедшего, испытывают от него заметное воздействие. Пассивное отношение к стрессовому событию влечет за собой страдание от долгосрочных травматических последствий.

Травмы так же делятся на ситуативные (вызванные недавними ситуациями) и долгосрочные (вызванные травмами, которые остались в бессознательном). Ситуативные травмы могут быть спровоцированы врачебным ЧП или событиями катастрофического характера (природными или техногенными). Долгосрочные психологические травмы являются продолжением детских или даже младенческих стрессов, вызванных, например, жестоким обращением.

Французский нейролог Жан-Мартин Шарко (Jean-Martin Charcot) в 1890-х годах утверждал, что психологическая травма является источником всех случаев психического заболевания, известного как истерия. «Травматическая истерия» Шарко часто проявлялась как паралич, который сопровождался физической травмой. Что касается психологической травмы, то Зигмунд Фрейд, ученик Шарко и отец психоанализа, дал ей такое определение: «событие в жизни субъекта, определяемое неспособностью субъекта адекватно на него реагировать из-за потрясения и изменений в устройстве психики» (в изложении Жана Лаплана) .

Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) утверждал, что всякая реальность содержит травматическое качество символизации. С точки зрения объекта беспокойства, реальность «это то, с чем ты сталкиваешься, и все слова исчезают, а все категории терпят неудачу» .

Стресс, то есть физиологическая реакция на раздражитель, действительно, является основой всех психологических травм . Долгосрочные стрессы увеличивают риск плохого психического здоровья и психических расстройств. Это может быть связано с длительной дисфункцией секреции глюкокортикоидов, что влечет за собой ослабление иммунной системы и повышение артериального давления . Такой стресс способен вызвать морфологическое изменение гиппокампа. Исследования показали, что полученный в начале жизни он может нарушить нормальное развитие гиппокампа и повлиять на его функции во взрослой жизни. Корреляция между размером гиппокампа и его восприимчивостью к стрессовым расстройствам доказана клинически .

Психологическая травма, полученная во время боевых действий, называется контузия. А контузия характеризуется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), симптомы которого сохраняются (для диагностики) не менее месяца и включают в себя 4 категории.

В последние десятилетия понятие «психологическая травма» стало очень модным. Детскими психотравмами у взрослых сегодня объясняется все – от неудач в личной жизни до вредных привычек. Что же такое психотравма и насколько она опасна?

Психологическая травма или психоэмоциональная травма – это тот вред, который наносится психологическому здоровью человека в результате влияния стрессовых или остроэмоциальных неблагоприятных факторов на психику. То есть, это то переживание, которое оказало длительное и неблагоприятное воздействие на психику человека.

Психологическая травма – относительно новое понятие в психологии. Впервые психологи начали говорить о ней еще в конце 19 века, но только в 20 века психотравма была официально «признана» научным сообществом. В научной работе Решетникова М.М «Психическая травма» подробно разбирается истории возникновения понятия, обосновывается его актуальность и основные методы лечения.

Психологическая травма может возникнуть из-за физического воздействия, ситуации, в которой жизни и здоровью человека угрожает опасность или из-за сильного, негативного эмоционального переживания. У людей, служивших в армии и/или побывавших в зоне действия боевых действий часто развивается боевая психическая травма, справиться с которой не всегда получается самостоятельно.

Психотравма, воздействуя на психику здорового человека, расстраивает ее, нарушая нормальное взаимодействие человека с окружающей средой. В результате человек испытывает постоянный дискомфорт, который может им самим не осознаваться, но он негативно сказывается на его мировоззрении, социализации, способности к адаптации, отношениях и так далее.

Особенно опасна психологическая травма у ребенка и подростка. В этом возрасте негативное переживание может оставить глубокий след в психике, который в будущем станет причиной развития разнообразных нарушений. Запрос: как избавиться от детских психологических травм, на сегодняшний день является одним из самых популярных, но далеко не всегда люди точно понимают, что именно им требуется.

Так необходимо различать понятия «психическую» и «психологическую» травмы. Психическая – это более тяжелое повреждение, которое получила психика человека. Ее результаты обычно сразу заметны – человек не может вести себя привычным образом, его психика нуждается в лечении и восстановлении. Примером такого состояния может стать ступор, истерика или невроз, а последившем – панический страх высоты, страх даже на время потерять из виду близкого человека, заикание и так далее.

Психологическая травма действует менее травматично и ее последствия менее заметны. Часто такой человек, не может сказать, когда и что точно произошло, какие события стали причиной развития дискомфорта. Так, если родители ребенка оформили развод, психологическая травма может проявиться только спустя несколько десятилетий, когда человек окажется не способен выстроить крепкие отношения с кем-либо.

Причины психотравмы

Точно сказать, что именно может стать причиной психологической травмы в каждом конкретном случае, невозможно. Сила воздействия тех или иных факторов на психику конкретного человека зависит от множества факторов: типа психики, его устойчивости к травмирующим событиям, личного отношения к происходящему и так далее.

Психологические травмы в детстве могут переживаться как намного острее, так и намного проще. Так, для одного ребенка причиной психологической травмы может стать сильная гроза, которую ему пришлось пережить в одиночестве, в своей комнате, а другой даже не обратит на это внимания. Психологически значимым для разных людей может быть большая собака, которая прошла рядом или паук, упавший на голову во время прогулки по парку.

Поэтому заранее предугадать, что именно может стать причиной травмы у ребенка или взрослого нельзя. Существуют причины, которые вызывают развитие психологической травмы в большинстве случаев и факторы риска, наличие которых у человека повышает риск развития таких травм.

Детские психологические травмы могут возникнуть из-за:

  • Смерть или тяжелая болезнь близких
  • Собственная тяжелая болезнь
  • Физическое или моральное насилие
  • Развод, потеря одного из родителей
  • Нарушение взаимодействия в семье
  • Физические наказания
  • Аморальное поведение взрослых
  • Гиперопека или недостаток внимания со стороны взрослых
  • Обман и предательство
  • Конфликт в школе или среди сверстников
  • Буллинг в школе или семье (насмешки, издевательства, преднамеренная «травля»)
  • Травмирующее событие (автокатастрофа, пожар и так далее) – в детском возрасте психотравма может возникнуть даже при просмотре телепередачи или услышанном рассказе о чем-то подобном.

У взрослых подобное состояние могут вызвать те же или похожие факторы:

  • Смерть или потеря близкого человека
  • Развод или потеря любимого человека
  • Конфликт в семье или на работе
  • Физическое или психологическое насилие
  • Серьезная болезнь, травма
  • Обман, предательство, деструктивные отношения.

Психологическая травма в детском возрасте может стать одним из факторов риска ее развития в будущем. Также повышается риск возникновения эмоциональной травмы неврологические заболевания, эмоционально не устойчивость, употребление спиртного, эндокринные заболевания, хронические заболевания внутренних органов, постоянный стресс и переутомление.

В детстве и во взрослом возрасте это состояние может развиться практически у каждого, поэтому знать, как преодолеть психологическую травму нужно всем. Это поможет сохранить свое психологическое здоровье и здоровье своих близких.

Виды и симптомы

Определить, что у человека психотравма достаточно сложно, он ведет обычный образ жизни, вполне успешен и доволен собой и даже не хочет ничего менять в своей жизни. Но при этом, если с психологической травмой не работать, то ее последствия могут сильно ухудшить качество жизни человека, стать причиной неудач в личной жизни, спровоцировать развитие невроза или депрессии.

Психологическая травма проявляется 2 видами симптомов: эмоциональными и физиологические.

Эмоциональные симптомы могут проявляться по-разному. Кто-то на всю жизнь испытывает страх в определенных обстоятельствах, другие не могут наладить отношений с семьей или бояться делать карьеру, не понимая почему это происходит.

Последствия психологической травмы могут появиться сразу же после нее или через несколько месяцев или даже лет.

При «острой» психологической травме основными эмоциональными проявлениями будут:

  • Апатия
  • Ощущение собственной ненужности
  • Нежелание общаться с кем-либо
  • Тревожность
  • Страх перед чем-либо
  • Плаксивость, раздражительность
  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.

Такие симптомы обычно принимают за проявления усталости или депрессии и обычно ждут, пока они пройдут сами. Но если человек недавно пережил сильное эмоциональное потрясение, а его состояние не нормализуется, лучше обратиться к специалисту, который точно поставит диагноз.

Физиологические симптомы:

  • Слабость, снижение работоспособности
  • Нарушение сна
  • Головокружение, головные боли
  • Нарушение работы сердца
  • Скачки артериального давления
  • Обострение хронических заболеваний
  • Снижение иммунитета.

Виды психологических травм

Существует множество классификаций психологических травм. Самыми популярными являются:

  • По виду травмирующего агента – потеря близкого человека, семейный конфликт и так далее.
  • По продолжительности – острые, затяжные, хронические.

Как избавиться от психологической травмы

Ответить на вопрос: «как справиться с психологической травмой?» достаточно сложно. Психологи сегодня предлагают самые разнообразные методики – от выяснения причины и «возвращения» в прошлое, чтобы «проработать» ее, до методик правильного поведения в тех ситуациях, в которых человек испытывает какие-то трудности. Универсальных методик, помогающих всем и от всего не существует. В каждом конкретном случае необходим свой подход и свои методы терапии. Вид лечения, его продолжительность зависит от типа травмы, например, боевая психическая травма требует более сложного лечения, возможно приема антидепрессантов или длительного наблюдения у психотерапевта.

  • Признать проблему – осознать, что в вашем прошлом есть какая-то травма и ее последствия мешают вам сегодня.
  • Понять, чем именно проявляется травма.
  • Позволить себе любые чувства – нет «правильных» и «неправильных» чувств. Для большинства людей сложно позволить себе разрешить негативные чувства, они стараются «отказаться» от них, убедить себя, что они не чувствуют такого. Осознание, что можно чувствовать любые чувства, часто помогает справиться с травмой.
  • Дать себе возможность пережить любые чувства – часто психологические травмы возникают на месте «непрожитых» чувств и эмоций. Разрешив себе плакать, кричать или ругаться можно избавиться от эмоционального напряжения и помочь своей психике.

О том, как залечить душевную травму, мы задумываемся тогда, когда нам или нашим близким становится очень плохо по причине несчастного случая или серьезной проблемы. Психологическая травма может возникнуть в результате переезда в новый город, потери близкого человека, смены работы, болезни, финансовой проблемы, предательства, .

Душевная травма мешает жить дальше, полноценно строить межличностные отношения, осуществлять личностный рост, строить планы и реализовывать их. Даже когда она не проявляет себя в открытую, она может на подсознательном уровне руководить жизнью и выбором человека.

Как пережить душевную травму?

Душевную травму необходимо проработать, чтобы она перестала контролировать настоящее и ушла в прошлое. Хорошо, если есть возможность сделать это совместно с психологом или психотерапевтом. Но если такой возможности нет, можно воспользоваться такими рекомендациями:

Исцеление травм души не происходит за несколько дней. Иногда необходимо около года, чтобы боль притихла и перестала мучить сознание. Желание справиться с душевной травмой – первый шаг на пути избавления от нее.

Представьте себе, что в каждом из нас живет маленький ребеночек. Он еще не умеет ходить, разговаривать. Более того, он даже не может думать и чувствовать. Все, что ему сейчас доступно – это ощущать. У него есть телесность, но еще совершенно неразвиты высшие психические функции (внимание, мышление, память).

Его главная задача – выжить! А самая важная потребность – безопасность! Он еще не может за себя постоять, ему жизненно важно на кого-то опираться!

В ситуации незащищенности, угрозы жизни или здоровью человека может возникать психологическая травма.

Что такое психотравма?

Психотравма – это реакция на жизненное событие или ситуацию, которая затрагивает личностно значимые стороны существование индивидуума и приводит к глубоким психологическим переживаниям.

Сильные чувства, вытесненные воспоминания наносят вред душевному здоровью человека. В результате может даже произойти переход психического состояния к патологическому или пограничному уровню функционирования.

Особенность возникновения психологической травмы еще и в том, что угроза жизни, безопасности или здоровью может быть направлена не на самого человека, а на того, кто находится рядом с ним (близкого, знакомого или просто прохожего).

Именно поэтому, человек, который, скажем, видел сцены насилия в своей семье, но сам не был прямой жертвой этих насильственных действий, может так же получить психологическую травму и сформировать недоверие в отношениях с противоположным полом.

Во многом, будет человек травмирован или нет, зависит не только от внешних факторов, но и от его личностных особенностей, а так же от той значимости, которую он придает происходящему.

Для одного определенное событие может оказаться незначительной мелочью, а для другого – трагедией всей жизни.

Основные виды психологических травм

Психологическая травма может иметь острый краткосрочный характер и выражаться в шоковой реакции на прямую угрозу жизни или здоровью человека . По МКБ 10 это трактуется, как «Реакция на тяжелый стресс и адаптационные расстройства».

К примеру, человек попал в автокатастрофу, которая лишь чудом не закончилась трагично или потерял близкого.

Другой вид психотравмы – хроническая, которая возникает как следствие долгосрочного затяжного влияния негативных стрессовых факторов и может длиться десятками лет! С течением времени фабула психотравмирующей ситуации может уходить на задний план, и может развиваться психическое заболевание.

По современной классификации МКБ 10 существует такой диагноз, как «Пролонгированная депрессивная реакция», и длится она не более двух лет. Но иногда тяжесть депрессии наблюдается более выраженной, чем при реакции адаптации, а со временем эмоциональные переживания психотравмирующей ситуации становятся не актуальными. Поэтому этот депрессивный эпизод (часто впервые в жизни) может быть первым приступом хронической (эндогенной) депрессии. А психотравма только толкнула его возникновение.

Чаще всего, психотравму переживают те, кто воспитывался в дисфункциональной семье, либо регулярно испытывал физическое или эмоциональное насилие в партнерских отношениях.

Страх смерти, потеря близкого человека, разрыв отношений – наиболее распространённые травмирующие события.

Реакция человека на психотравму

Основные составляющие симптомокомплекса психологической травмы: эмоциональные, физические проявления, проблемы в сфере личностной и социальной реализации/адаптации.

Человек, который пережил или переживает психологическую травму, может испытывать резкие эмоциональные перепады и смены настроения: от гнетущей апатии и тотального безразличия до ярко выраженной ярости и неконтролируемой раздражительности.

Чувство безысходности, тоски, иногда вины и стыда за свою слабость и нерешительность становятся доминирующими.

Человек может избегать общения, предпочитая как основной способ времяпрепровождения – уход в себя. Он много тревожится и может испытывать страх, который невозможно объяснить. Его одолевает чувство одиночества и брошености. Ему бывает сложно долго удерживать внимание и сосредотачиваться на чем-либо. Нередко возникает бессонница или же сон прерывистый с одолевающими кошмарами.

Как правило, человек имеет повышенную утомляемость, напряжение в мышцах, ускоренное сердцебиение.

Длительность подобного рода симптомов может быть абсолютно разной: для кого-то это недели, а кто-то исчисляет месяцами.

Проживая травму, человек может чувствовать облегчение . Симптомы, как правило, со временем ослабевают, но могут возникать в ситуации соприкосновения человека с событиями, образами, прямо или опосредовано напоминающими о том, что вызвало психологическую травму.

Как уже упоминалось, возникновение психотравмы, ее сила и интенсивность во многом зависят от значимости события и личностных особенностей, в том числе стрессоустойчивости. Имеет значение и поддержка окружающих, и своевременное оказание необходимой помощи и лечения.

Как вернутся к жизни после психологической травмы

Говоря о лечении психотравмы, важно помнить о необходимом времени для восстановления ощущения безопасности и проживания боли.

Работа с психотравмой имеет достаточно сложный характер, во время которой может возникать сильное сопротивление, есть риск ретравматизации. В первую очередь, следует побеспокоиться о хорошо установленном контакте с психотерапевтом, формирования ощущения защищенности и комфорта.

Важным ресурсом в лечении психологической травмы является переключение внимания человека на то, что может занять его сознание и будет способствовать улучшению его состояния (хобби, бытовые дела, забота о ком-то, чтение), тем самым удержав от болезненных воспоминаний и переживаний. Стоит помнить также о необходимости поддержки со стороны близких и друзей.

Не стоит препятствовать всем чувствам, которые возникают.

Они – необходимая часть на пути к исцелению и обретению маленьким травмированным ребеночком внутри человека доверия к миру и ощущения надежности и устойчивости!

Естественно, на помощь всегда придут психолог или психотерапевт. Но, в работе с психологической травмой самоподдержка может стать прекрасным дополнением и отличным способом обретения ресурса для возможности вернуться к жизни!

Хотелось бы предложить несколько практических рекомендаций для самостоятельной работы.

Чаще всего одним из симптомов психотравмы является самоуничижительные мысли. Важно вернуть веру в себя и справиться с чувством вины и самобичеванием. Для этого стоит найти в себе те черты или даже малейшие вами выполненные действия, за которые можно себя похвалить и которыми можно гордиться.

Будет хорошо, если вы пропишите себе список ваших достижений, дел, поступков, которые были у вас в жизни, и за которые вы себе благодарны.

Обязательно в конце каждого предложения важно дописать: «Я горжусь этим». К примеру: «Я отлично закрыл рабочий план за прошлые полгода! Я этим горжусь!», «Я подарил маме путевку в санаторий! Я этим горжусь!».

Расширяя этот список, вы заметите, насколько больше становится ваш ресурс в работе с психологической травмой.

Если вспомнить Трансактный анализ и то, о чем шла речь в начале статьи, чаще всего травмированным является именно Телесный ребенок, поэтому так необходимо вернуть чувство безопасности и ощущение устойчивости и через тело.

Для этого можно использовать медитативные техники и дыхательные упражнения.

Повторять упражнение стоит не меньше 5 раз, глубоко вдыхая, заполняя легкие кислородом, а потом выдыхая. Можно при этом мысленно повторять афирмации по типу «Я успокаиваюсь!», «Я расслабляюсь!», «Мне спокойно!».

Расслабив тело, поработав с мыслями, можно перейти к чувствам, используя арт-методики. К примеру, достаточно эффективной в работе с психотравмой может быть интуитивное рисование своих эмоций, чувств, переживаний. Не имеет значения ваш уровень художественного мастерства, творческие способности. Главное – восстановить спокойствие и способность вернуть себя в состояние «здесь и сейчас», благодаря работе бессознательных процессов.

Но, стоит помнить, что не во всех случаях достаточно лишь самостоятельной работы. Ведь важны не только и не столько техники, как организованное безопасное пространство для проживания боли, доверительные отношения для отреагирования всех возникающих чувств и квалифицированная поддержка и помощь для скорейшего возвращения к жизни!