Дело № 2-486/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

с участием помощника прокурора

Ульяновского района Ульяновской области С.Н. Корогодина,

при секретаре Л.И. Шебонкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Низамутдиновой С.Н. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» об обязании организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Низамутдиновой С.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» об обязании организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной медицинской помощи населению. На основании ст. РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с ч.2 ст. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которой в рамках программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанной программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа). Согласно п.2 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, включая немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации, в том числе физиотерапевтические методы лечения, лечебную физкультуру, массаж и другие. На основании приложения № 1 к Территориальной программе ООО «Фрезениус Нефрокеа» и ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Согласно п.1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. На территории Ульяновской области медицинская услуга по проведению заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа оказывается ООО «Фрезениус Нефрокея», расположенным по адресу: ул. III Интернационала, д.1 А, г.Ульяновск, Ульяновская область, 432063. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в письме № 4ПА09 от 16.03.2009, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории области на 2015 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П. На территории региона функции по организации специализированной медицинской помощи, в соответствии с п.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2013 № 537-П, возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Учитывая изложенное, доставка пациентов для проведения заместительной почечной терапии в г.Ульяновск и обратно, должна осуществляться силами Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области. Низамутдинова С.Н., проживающая по адресу: ул. Подлесная д. 27 кв. 2 р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, вынуждена за счет личных средств несмотря на состояние здоровья самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный медицинский центр в г.Ульяновске, чтобы получить длительное четырехчасовое жизненно необходимое лечение. При этом, личного автотранспорта у Низамутдиновой С.Н. не имеется, в связи с чем она вынуждена прибегать к услугам общественного автотранспорта. Очевидно, что значительное территориальное удаление больного от учреждения, оказывающего заместительную почечную терапию, затрудняет получение пациентами данной медицинской услуги, а неисполнение обязанностей Министерством здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлением министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району мер по обеспечению доступности медицинской помощи влечет за собой невозможность получения больным указанной медицинской услуги, что создает угрозу его жизни и здоровью. Низамутдинова С.Н. является инвалидом I группы, согласно справке МСЭ-2009 № 2863379. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь. Ущемление прав инвалида первой группы Низамутдиновой С.Н. является недопустимым. Просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития ***, Управление Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница» организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Низамутдиновой С.Н. от места жительства: ***, до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа в г.Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения.

В последующем исковые требования прокурором были уточнены и предъявлены к правопреемникам Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница»- Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская районная больница». При этом прокурор просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке автотранспортом Низамутдинову С.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных расходов.

Помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Корогодин С.Н. в судебном заседании поддержал уточненные требования к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская районная больница» по доводам, изложенным в иске. Также поддержал ранее заявленные требования к Управлению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району (ныне Департаменту Главного управления труда занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району), хотя считает, что данный ответчик является ненадлежащим, однако ввиду неявки истца возможности для отказа от иска к данному ответчику не имеется.

Истец Низамутдинова С.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в заявлении в адрес суда просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в телефонограмме в адрес суда поддержала требования прокурора с учетом уточнения. В предыдущем судебном заседании истец Низамутдинова С.Н. пояснила, что страдает заболеванием почек, находится на гемодиализе уже 8 лет, вынуждена добираться к месту прохождения процедуры гемодиализа самостоятельно на общественном транспорте, что для нее представляет сложность в связи с состоянием ее здоровья, т.к. ей плохо, особенно после процедуры.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области (правопреемник Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области) Быкова О.К. исковые требования не признала, пояснив, что Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области реорганизовано в Министерство здравоохранения Ульяновской области и Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (далее - Управление) с 09.06.2015. Полномочия в сфере здравоохранения относятся к сфере деятельности Министерства, полномочия в сфере социальной защиты относятся к сфере деятельности Управления. В соответствие с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» к компетенции Министерства относится организация оказания населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. При выполнении полномочий специалисты Министерства руководствуются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту. Инвалид Низамутдинова С.Н. получает плановое лечение методом программного гемодиализа, диагностические исследования ей не проводятся, лечение получает амбулаторно. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 № 602-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Инвалид Низамутдинова С.Н. в оказании скорой медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается, медицинская помощь оказывается в плановом режиме при этом жизни и здоровью Низамутдиновой С.Н. ничего не угрожает. Другие основания для доставки Низамутдиновой С.Н. для получения программного гемодиализа в лечебное учреждение действующим законодательством не предусмотрены. В соответствии с п.4 ст. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга- это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Перевозка пациента на автомобильном транспорте не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, так как медицинская помощь не оказывается во время следования пациента к месту лечения и обратно. Кроме того, медицинская услуга гемодиализа предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус-Нефрокеа» в рамках Территориальной программы государственных гарантий и оплачивается из средств ТФОМС. ГУЗ «Ульяновская районная больница» не является участником указанных гражданско-правовых отношений, возникших в ходе исполнения указанной медицинской помощи, не участвует в оказании специализированных видов помощи, не оказывает транспортные услуги. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Приказом Минздравсоцразвития 150 от 13.03.2006 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью» такая медицинская услуга как транспортировка больного в амбулаторных условиях не предусмотрена. Министерство здравоохранения РФ направило в регионы официальные разъяснения «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов», в которых указано, что доставка на гемодиализ не может быть оплачена из средств фонда социального страхования. В соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РФ разработано тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2015 год, в котором так же не предусмотрена оплата доставки больных на процедуру программного гемодиализа за счёт средств ОМС. Таким образом, доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой в соответствии с действующим федеральным законодательством. Приведённые в исковом заявлении представителем прокуратуры ссылки на письмо Верховного суда РФ от 16.03.2009 №4ПА09, не соответствуют действующему законодательству. Письмо не является нормативно-правовым актом и написано до вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В законе дано определение медицинской услуги и установлено, что оказание медицинской помощи проводится в соответствии с порядками и стандартами, утверждёнными Министерством здравоохранения РФ. Прямого указания на исполнение обязанности по доставке на гемодиализ и определения органа исполнительной власти или юридического лица как исполнителя данной обязанности, действующее законодательство не содержит. Истцом не приведено ни одного нормативного акта, обязывающего ответчиков доставлять больных на процедуры программного гемодиализа. В соответствии с положениями ст. Федерального закона 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды пользуются правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно. В соответствие с постановлением Правительства Ульяновской области от 23.06.2009 № 250-П «Об организации перевозок льготных категорий граждан федерального и регионального регистров на общественном транспорте Ульяновской области» на территории Ульяновской области для граждан - получателей социальных услуг, включенных в региональный регистр, стоимость единого месячного социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов независимо от формы собственности перевозчика 220 рублей. Таким образом, доставка пациента к месту лечения и обратно является социальной услугой и относится к полномочиям Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, и органов социальной защиты на местах. В текущем году государственные учреждения здравоохранения перешли на одноканальное финансирование за счёт средств ТФОМС, другого финансирования не получает, возможность осуществлять перевозку за счет средств ФОМС отсутствует, финансирования из бюджета области, которое бы позволило осуществлять перевозку отсутствует. Кроме того, истцом не представлено никаких доказательств и ссылок на нормативно-правовую базу, которые позволили бы сделать вывод о необходимости и правомерности осуществления доставки от места жительства пациента и до больницы. Суд, принимая решение, должен учитывать права других граждан, проживающих на территории Ульяновского района на своевременное и качественное оказание им экстренной и неотложной помощи, которая оказывается силами и средствами больницы. При решении вопроса путём доставки больных на гемодиализ силами учреждения здравоохранения будет использован автотранспорт, который должен обслуживать экстренных больных. Автотранспорт будет использован три раза в неделю на весь день, если в эти дни понадобиться экстренная помощь нескольким больным у главного врача не хватит специализированного автотранспорта, чтобы её оказать. Поэтому считает, что автотранспорт больницы должен быть использован по назначению, то есть для оказания экстренной и неотложной помощи. Перевозка больных на гемодиализ как вид социальной помощи должна быть организован социальной защитой. Считает, что иск заявлен необоснованно, Министерство является ненадлежащим ответчиком, просит в иске отказать.

Представитель ответчика Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по ульяновскому району (правопреемник Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району) Салина А.В. исковые требования не признала, пояснив, что постановлением Правительства Ульяновской области №11/204-п от 18.05.2015 года утверждено Положение о Главном управлении груда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. В действующем Положении у Главного управления труда, занятости и социального благополучия отсутствуют функции управления в сфере здравоохранения, в частности, функция по организации специализированной медицинской помощи. Соответственно данная функция отсутствует и у Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району. Положение о Департаменте Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому район) утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области №196-п от 18.05.2015 года. Дополнительно сообщила, что в рамках муниципальной программы «Забота», утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования «Ульяновский район» №1383 от 27.12.2013 года установлена и выплачивается дополнительная социальная помощь для отдельных категорий граждан в виде компенсации транспортных расходов, связанных с проездом в диализный центр с целью снижения расходов на транспортные услуги, связанные с необходимостью лечения. Полагает, что Департамент труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району является ненадлежащим ответчиком в данном деле.

Представитель ответчика ГУЗ «Ульяновская районная больница» (правопреемник ГУЗ «Ульяновская центральная районная больница») Ананьев В.Г. исковые требования не признал, целиком и полностью согласившись с позицией, высказанной представителем ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Представитель третьего лица ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, в отзыве на иск указал, что положениями Приказа Минздрава РФ от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Таким образом, оказание помощи истцу жизненно необходимо по медицинским показаниям. Оказание диализной помощи проводится истцу 3 раза в неделю по графику (длительность процедуры в среднем 4 часа), по адресу: г. Ульяновск, ул. III Интернационала, д. 1а. При этом согласно п. 14 «Формирования территориальной программы обязательного медицинского страхования», утвержденной письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 № 11-9/10/2-9388, проезд пациентов до места оказания медицинских услуг в тариф на оплату медицинской помощи не входит. Положениями п. «ж» ч. 1 ст. Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Положениями и. 6 ст. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - «Закон об основах охраны здоровья граждан») утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который, по нашему мнению, также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов. Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится, в том числе: «создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан». Также, в п. 2.2.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 17.02.2014 г. № 3/47-П) (далее по тексту - «Положение о Министерстве») предусмотрено, что в полномочия Министерства входит организация оказания населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. В п. 2.2.11. Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области также создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Чихалов А.В. исковые требования прокурора Ульяновского района не признал, считая их необоснованными, пояснив, что в Администрации МО «Ульяновский район» отсутствует социальная программа, в мероприятия которой включена доставка больных на гемодиализ. В рамках действующей муниципальной программы «Забота» на 2014-2018 годы предусмотрено оказание материальной помощи в виде оплаты транспортных расходов, связанных с необходимостью лечения, приобретения лекарств, реабилитации диазлизным больным. Финансирование указанной программы осуществляется за счет средств районного бюджета МО «Ульяновский район».

Представитель привлеченного в качестве третьего лица Минфина Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, в отзыве на иск указал, что довод прокурора о том, что транспортировка гражданина больного хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно должна осуществляться Министерством здравоохранения Ульяновской области не основан на норме закона. Законодательством Российской Федерации определён порядок реализации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для оказания медицинской помощи населению, а именно его реализация осуществляется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считают, что требования прокурора к Министерству здравоохранения Ульяновской области не могут подлежать удовлетворению.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Низамутдинова С.Н. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно.

Согласно выписке из истории болезни Низамутдиновой С.Н. она имеет следующее заболевание: поликистоз с 1994 года, находится на гемодиализе в ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА» 8 лет.

Из информации, представленной ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА», Низамутдинова С.Н. получает процедуры программного гемодиализа в диализном центре ООО «ФРЕЗЕНИУС-НЕФРОКЕА» в г. Ульяновске по адресу: 432063 г. Ульяновск ул. III Интернационала, 1А. Отбор пациентов на почечно-заместительную терапию осуществляется Комиссией Министерства здравоохранения Ульяновской области. Оказание помощи вышеуказанному пациенту необходимо по медицинским показаниям, в том числе определяемым лечащим врачом. Процедуры программного гемодиализа проводятся данному пациенту 3 раза в неделю в 3 смену (с 16.00 до 21.30): понедельник, среда, пятница.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Низамутдиновой С.Н. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница» организовать и обеспечить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке автотранспортом Низамутдиновой С.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, возложив на Министерство здравоохранения *** обязанность по возмещению ГУЗ «Ульяновская районная больница» указанных расходов.

В иске прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Низамутдиновой С.Н. к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Ульяновскому району об обязании организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лечения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА

Суд:

Ульяновский районный суд (Ульяновская область)

Истцы:

Низамутдинова С.Н., Прокурор Ульяновского района Ульяновской области

Ответчики:

ГУЗ "Ульяновская центральная районная больница", Министерство здравоохранения и социального развития и социального развития Ульяновской области, Управление министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Ульяновскому району

Для россиян этот вопрос должен быть чисто риторическим. Еще в 2009 году Верховный суд РФ разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является ее неотъемлемой частью . У пациента практически отсутствуют почки – одни из самых важных внутренних органов (то есть физически сами почки еще «присутствуют», но уже не выполняют свои данные природой функции). Поэтому больной вынужден буквально через день (точнее, три раза в неделю) отправляться в клинику на тяжелейшие 4-часовые процедуры очистки крови – диализ. А диализные клиники и отделения, чаще всего, расположены у нас только в крупных населенных пунктах, в областных центрах – так что жителям отдаленных городов и сел приходится самостоятельно долгими часами добираться до места лечения, а потом, после процедуры гемодиализа, еще столько же – до места жительства.

Так что вполне естественно, что бюджет берет на себя весьма затратные хлопоты не только по поддержанию жизни пациентов, но и по их доставке к месту лечения и обратно.

Тем не менее, до сих пор во многих регионах диализники рады хотя бы тому, что им не отказывают в лечении, ссылаясь на отсутствие мест в отделениях гемодиализа. Правда, их жизнь при этом превращается в одну сплошную «клинику»: полдня пути до диализа, полдня обратно, день «отлежаться» — по новому кругу…

Что делать в этом случае? Бороться за свои права, лучше не в одиночку – обращаться к депутатам, к чиновникам от медицины, к исполнительной власти, ссылаться на закон, на примеры более «благополучных» регионов. Сегодня мы приведем два документа, касающиеся судьбы диализников, принятые в Краснодарском и Ставропольском краях. Заметим, что приняты они были достаточно давно. так что ситуация с тех пор вполне могла измениться. У нас на сайте есть еще несколько публикаций об этой проблеме.

Закон Краснодарского края «О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа» /N 1388-КЗ/ был принят еще 6 февраля 2008 г. Им принято решение об установлении лицам, постоянно проживающим на территории края и имеющим документальное подтверждение необходимости проведения им гемодиализа (проводимой по жизненным показаниям периодической очистки крови от продуктов метаболизма), пособия за счет средств краевого бюджета на оплату проезда в лечебные учреждения, находящиеся на территории Краснодарского края.

Размер пособия рассчитывается индивидуально исходя из количества назначенных процедур и стоимости проезда от места жительства к соответствующему лечебному учреждению и обратно на междугородном (пригородном) автомобильном транспорте общего пользования, кроме такси. Пособие должно назначаться на период проведения гемодиализа и выплачиваться ежемесячно.

Второй документ – более «свежий». Это совместное письмо СКФОМС и министерства здравоохранения Ставропольского края от 06.12.2012 № 01/07-1480, 01-13/8368 под названием «Об оплате расходов по транспортировке больных для проведения сеансов гемодиализа».

Письмо предназначено руководителям муниципальных учреждений здравоохранения и руководителям органов управления здравоохранением городских округов Ставропольского края. В документе говорится, что на территории края проведение сеансов гемодиализа больным, страдающим хронической почечной недостаточностью, осуществляется несколькими медицинскими организациями и их филиалами, работающими в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), расположенными в различных городах, в различной территориальной удаленности от места проживания пациентов, нуждающихся в заместительной почечной терапии. Поскольку отсрочка в проведении необходимой пациенту процедуры гемодиализа может привести к ухудшению состояния пациента или даже летальному исходу, можно считать их перевозку к месту выполнения процедуры необходимой частью мероприятия по оказанию медицинской помощи.

Транспортировка больных центральными районными или городскими больницами, имеющими в своем составе поликлинические отделения, а также поликлиниками в статусе юридического лица может осуществляться с использованием собственных транспортных средств и с учетом режима работы данных медицинских организаций. В случае отсутствия необходимого автотранспорта или по иным причинам перевозка пациентов на гемодиализ может осуществляться с привлечением организаций, оказывающих транспортные услуги, на основании заключаемых гражданско-правовых договоров. Расходы медицинских организаций могут компенсироваться средствами ОМС.

* Мы привели лишь несколько выдержек из документов. Желающие могут ознакомиться с полным текстом по указанным выше ссылкам.

Читайте у нас на сайте о проблеме доставки на гемодиализ:

*

*

*

*

* р

Читайте также о гемодиализе, о проблемах пациентов на гемодиализе:

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Удивительно, но об этом до сих пор продолжают спорить и пациенты, и чиновники – хотя еще в 2009 году Верховный суд РФ разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является ее неотъемлемой частью .

Однако, увы! – слишком часто декларации в нашей жизни отличаются от этой самой жизни. Так что за права приходится бороться. Достижения в этой сфере зависят от социальной активности людей: где люди права «качают» — там закон начинают соблюдать, где мы молчим – чиновники пытаются на нас «сэкономить».

Много дней тому назад, добираясь в полуобморочном состоянии домой после очередного тяжелейшего сеанса гемодиализа, я с ужасом думал о моих иногородних коллегах – каково же приходится им? Мой троллейбус – худо-бедно, минут через 20-25 высадит меня недалеко от дома. Они жедо спасительной постели часами – кто на попутке, кто заказывая машину, отдавая значительную часть и без того не слишком значительной пенсии!

Сейчас, к счастью, ситуация начинает меняться. В Саранске , где я проживаю, расположен один из лучших в стране диализных центров – спасибо немецкому «Фрезениусу». Пациенты уже не падают в троллейбусах. Но все равно для многих проезд в общественном транспорте после 4-часового сеанса гемодиализа – не прогулка по городу. Но иногородние пациенты так и добираются к месту лечения кто как может. А разговоры об организации специализированного транспорта или хотя бы какой-то денежной компенсации транспортных затрат – то есть о соблюдении давным давно принятого закона! – так и остаются разговорами.

Что посоветовать в этой ситуации? Рецепт один – отстаивать свои права. Недавно обеспечить доставку на гемодиализ пациентов с почечной недостаточностью прокуратура обязала Минздрав Челябинской области . Прокурор области Александр Войтович, которого замучили своими жалобами диализники (всего их в области более 900), обратился в суд с заявлением «о понуждении регионального министерства здравоохранения организовать и обеспечить доставку неспециализированным автотранспортом больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно». И выиграл.

Центральный районный суд города Челябинска удовлетворил исковые требования прокурора области. Решение суда вступило в законную силу. Во исполнение решения суда органы государственной власти должны разработать механизм доставки больных к месту лечения и обратно по графику гемодиализа. За исполнением решения суда прокуратурой установлен контроль.

С решением суда вы можете ознакомиться на сайте суда (http://centr.chel.sudrf.ru ) .

Во многих областях организовывают «социальное такси», занимающееся льготной или даже бесплатной доставкой инвалидов. Причем не только к больницам, но и ко всем объектам социальной инфраструктуры – поликлиникам, собесам, пенсионным фондам.

Так, социального такси Пензенской области , действующее уже несколько лет, с 1 июля 2013 года меняет порядок работы, теперь инвалиды смогут воспользоваться им бесплатно. Перевозить их будут автомобили «ГАЗель» с использованием специально оборудованных подъемными устройствами (см. официальный портал правительства Пензенской области: http://www.penza.ru/news/2013/05/28/14592717 ).

По информации Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, до настоящего времени инвалиды оплачивали 30% расходов за данную услугу, а 70% компенсировалось за счет городского бюджета. С 1 июля 2013 года в бюджете Пензенской области на эти цели заложено 2 миллиона рублей. Данная услуга будет оказываться гражданам бесплатно на условиях софинансирования из областного и муниципальных бюджетов.

Посмотрим, как это получится на практике.

А это еще одна история отстаивания своих прав. Житель Сергиева Посада Московской области, трижды в неделю добирающийся за счет собственных средств на гемодиализ в Москву, обратился в районный суд, требуя предоставить специализированный транспорт для доставки в медицинский центр. Обращения в районную администрацию ничего не дали – чиновники отвечали, что в законе о бюджете расходы подобного рода не предусмотрены.

Кроме организации транспорта гражданин потребовал оплатить ему горюче-смазочные материалы и техническое обслуживание транспортного средства, используемого для транспортировки. Плюс, естественно, оплата морального ущерба.

Однако в судебном заседании стороны пришли к мировому соглашению, и 8 сентября 2006 года федеральный судья Г.В. Борисова его утвердила. Согласно документу, Департамент здравоохранения Сергиево-Посадского района обеспечивает пожизненно доставку гражданина неспециализированным автотранспортом от места жительства до клиники для проведения гемодиализа и обратно три раза в неделю (по графику гемодиализа). В «ответ» гражданин отказывается от предъявленных требований по возмещению материальных затрат и морального вреда.

/читайте текст искового заявления и определения суда /.

А это видео о том, как решается эта проблема в Новосибирской области (запись декабря 2012 г):

В Волгоградской области проблему доставки пациентов на гемодиализ решили возложить на поликлиники по месту жительства. По крайней мере, об этом было объявлено на официальном портале администрации Волгоградской области (13.01.20013 ).

Такое решение, по словам министра здравоохранения области Владимира Шкарина, было принято правительством региона совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования – это будет оформлено в виде поправок к проекту закона Волгоградской области «О территориальной программе государственных гарантий на 2013 год».

Как рассказал Владимир Шкарин, амбулаторно-поликлинические учреждения, за которыми закреплены пациенты, будут либо самостоятельно осуществлять их доставку транспортом, либо заключать для этого договор со сторонней организацией. Финансирование расходов решено производить за счет средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, транспортное обеспечение для прохождения процедуры гемодиализа пациентами в Волгоградской области сохранится.

Читайте у нас на сайте о проблеме доставки на гемодиализ:

*

*

*

*

* р

Читайте о гемодиализе, о проблемах пациентов на гемодиализе у нас на сайте:

*

*

*

*

*

*

*

*

Егорлыкским районным судом Ростовской области рассмотрено исковое заявление прокуратура Егорлыкского района, поданного в интересах Пластининой Валентины Вениаминовны к администрации Егорлыкского района, муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Егорлыкского района о признании незаконным бездействий ответчиков, об обязании осуществить финансирование мероприятий по транспортировке, об обязании осуществить транспортировку на процедуру гемодиализа в г.Ростов-на-Дону по месту нахождения медицинского учреждения и обратно.
Основанием для обращения в суд в интересах Пластининой В.В. по-служил тот факт, что последняя является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, находится на заместительной почечной терапии три раза в неделю пожизненно. Поскольку на территории Егорлыкского района нет ни оборудования, ни соответствующих специалистов по проведению процедуры гемодиализа, Пластинина В.В. вынуждена постоянно выезжать к месту про-хождения лечения за личные средства.
В соответствии с действующим законодательством оказание услуг на-селению по транспортировке для оказания медицинской помощи в виде про-ведения заместительной терапии методом гемодиализа, возможно отнести к специализированной медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению в качестве бесплатной в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В Ростовской области такая программа принята как на 2010 год, так и 2011 и 2012 годы.
Так, постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 274 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Ростовской области на 2012 год, которой предусмотрено бесплатное оказание первичной медико-санитарной помощи; скорой помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (далее по тексту – Территориальная программа).
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместитель-ной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
В силу пункта 8 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях относиться к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
С целью выполнения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ростовской области полномочий государственных полномочий Ростовской области по организации оказания медицинской помощи на территории Ростовской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи издан Областной закон Ростовской области от 07.09.2011 № 660-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи».
В силу приведенных норм закона в связи с передачей указанных полномочий муниципальным районам, обязанность по доставке (транспортировке) больных гемодиализом в учреждение здравоохранение лежит на исполнительном органе муниципального района, в нашем случае на администрацию муниципального образования «Егорлыкский район», а предоставление соответствующего транспортного средства на МБУЗ «ЦРБ» Егорлыкского района.
Вышеуказанные доводы признаны обоснованными, суд обязал администрацию Егорлыкского района осуществить финансирование мероприятий по транспортировке Пластининой В.В. в г.Ростов-на-Дону по месту нахождения медицинского учреждения для проведения гемодиализа в дни, определенные соответствующими медицинским учреждением и доставлению ее обратно по месту жительства, и МБУЗ «Центральная районная больница» осуществлять данную транспортировку транспортным средством, принадлежащем учреждению.
В настоящее время решение Егорлыкского районного суда обжаловано ответчиками, о результатах рассмотрения апелляционных жалоб будет предоставлена дополнительная информация.

Старший помощник прокурора
Егорлыкского района
младший советник юстиции А.Ю.

«Медицинская помощь при болезнях мочеполовой системы, включая проведение гемодиализа, осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования, однако проезд пациента до места проведения заместительной почечной терапии и обратно не включён в тариф на оплату медицинской помощи, и поэтому не может осуществляться за счёт средств обязательного медицинского страхования», - Татьяна Кусайко.

По мнению сенатора, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии - неотъемлемая часть оказываемой специализированной медицинской услуги. По словам сенатора, на сегодняшний день обозначенная проблема настолько актуальна, злободневна и требует скорейшего решения, что вошла в перечень поручений Президента РФ.

Участники совещания, посвященного этой теме пришли к выводу, что в Порядок оказания нефрологической помощи взрослому населению необходимо внести Положение о транспортировке пациентов.

В Комитете Совета Федерации по социальной политике прошло совещание, посвященное проблеме транспортировки больных к месту проведения амбулаторного гемодиализа, а именно определению источника финансирования транспортировки граждан, нуждающихся в проведении гемодиализа. Мероприятие провела член Комитета СФ Татьяна Кусайко.

По словам сенатора, на сегодняшний день обозначенная проблема настолько актуальна, злободневна и требует скорейшего решения, что вошла в перечень поручений Президента РФ.

«Медицинская помощь при болезнях мочеполовой системы, включая проведение гемодиализа, осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования, однако проезд пациента до места проведения заместительной почечной терапии и обратно не включён в тариф на оплату медицинской помощи, и поэтому не может осуществляться за счёт средств обязательного медицинского страхования», - пояснила законодатель.

По мнению Татьяны Кусайко, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии - неотъемлемая часть оказываемой специализированной медицинской услуги.

Как отметили участники совещания, основная проблема в транспортировке таких больных заключается в том, что диализные центры расположены в крупных населённых пунктах, и это усложняет доставку пациентов из отдалённых поселений.

Татьяна Кусайко указала на то, что по закону создание условий для оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи является полномочием органов местного самоуправления, однако справляются с этим не все регионы.

«Каждый субъект РФ решает эту проблему по‑своему: одни регионы изыскивают средства на возмещение транспортных расходов, в других больницам или самим пациентам приходится решать вопрос транспортировки через суд, как это было, например, в Ульяновской и Мурманской областях», - сообщила парламентарий.

Во исполнение поручений Президента России по итогам «прямой линии» Министерству здравоохранения РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству финансов РФ, ФОМС и Фонду социального страхования России совместно с главами регионов было поручено рассмотреть вопрос об источниках финансового обеспечения предоставления этой услуги транспортировки.

Участники совещания пришли к выводу, что пробелов в федеральном законодательстве, касающихся оказания медицинской услуги гемодиализа нет, однако, по их мнению, в Порядок оказания нефрологической помощи взрослому населению необходимо внести Положение о транспортировке пациентов.

В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя профильного Комитета СФ Людмила Кононова, члены Комитета СФ Владимир Круглый и Елена Попова, главный внештатный специалист нефролог Министерства здравоохранения РФ Евгений Шилов, представители профессионального сообщества.