Глотательный рефлекс, благодаря которому пища из ротовой полости попадает в пищевод, а затем в желудок, является врожденным. У новорожденного ребенка глотательный рефлекс изначально хорошо развит, но механизм глотания отличается от того, который развивается впоследствии, при поедании густой и твердой пищи.

Если ваш малыш к полутора-двум годам, или к более старшему возрасту, не научился проглатывать еду, это повод всерьез озаботиться ситуацией и предпринять все возможное, чтобы решить этот вопрос.

Проблема с глотанием лекарственных средств в виде таблеток или капсул, которые детям начинают назначать приблизительно с трехлетнего возраста, лежит в несколько иной плоскости. Малышу с нормально развитым рефлексом глотания просто требуется освоить «технологию» процесса.

Особенности процесса глотания

Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.

В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до . С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.

На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.

Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание. Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи. Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.

Почему отсутствует соматическое глотание

Ребенок не переходит от инфантильного типа глотания к соматическому по следующим причинам:

  • чрезмерно затянулся период сосания ;
  • не начали вовремя включать в рацион твердую пищу;
  • зубы прорезываются со значительным отставанием по срокам;
  • уздечка языка короткая и неэластичная;
  • привычка к дыханию через рот из-за постоянной заложенности носа.

К формированию неправильной техники глотания приводит использование соски, не соответствующей размеру ротовой полости малыша. Если соска слишком длинная и доходит до мягкого неба, она мешает языку правильно функционировать.

Хронические заболевания, разрастание аденоидов приводят к постоянной заложенности носа и заставляют ребенка дышать ртом. В такой ситуации ему сложно перестроиться на соматическое дыхание.

Если малыша после прорезывания зубов продолжать кормить только полужидкой и жидкой пищей, то у него не развиваются навыки жевания и соматического глотания. При этом язычная мышца плохо развивается, что ведет к целому ряду проблем, включая отставание в речевом развитии.

Ход лечения

Если ребенок старше годовалого возраста не глотает еду, это серьезный повод обратиться к специалистам. Чем быстрее проблема будет решена, тем выше шансы, что это не скажется на речевом развитии малыша.

Важно наладить правильное питание ребенка. Нельзя давать ему покупное полужидкое овощное или фруктовое пюре – это стимулирует привычное инфантильное глотание. Следует переключиться на еду, более плотную по структуре, для стимуляции жевания в ней должны попадаться небольшие кусочки продуктов.

Подходящей консистенции продукта можно добиться, если не перемалывать овощи или фрукты в блендере, а разминать продукты с мягкой структурой (вареный картофель, бананы, персики и т.д.) при помощи вилки – в этом случае ребенку есть что и глотать.

Малышу в возрасте от года давайте есть твердую пищу, которую приходится грызть и жевать – морковь, яблоки, баранки, сухари. Если опасаетесь, что ребенок подавится, используйте ниблер – специальное устройство, по типу похожее на соску, но с сеточкой, в которую вкладывают кусочек не слишком твердого фрукта. Стимуляция жевания помогает и развитию соматического глотания.

Важно выполнять специальные упражнения, направленные на стимуляцию мышц, необходимых для глотания, сидя в правильной позе перед зеркалом – выпрямив спинку, прямо держа голову:

  • Облизывание губ. Верхнюю и нижнюю губу полуоткрытого рта ребенок облизывает поочередно, ведя языком от одного уголка к другому.
  • Маляр. Улыбнувшись, довольно широко открыть рот. Языком, расширив его, ребенок гладит небо по направлению от зубов к глотке. Нижнюю челюсть надо держать неподвижно.
  • Чистим и считаем зубы. Улыбнувшись, приоткрыть рот. Необходимо водить по верхним зубкам с тыльной стороны кончиком язычка. Затем «пересчитывать» их, останавливаясь на каждом. Следите за неподвижностью нижней челюсти.
  • Цоканье. Приоткрыть рот и поучиться цокать языком, не шевеля нижней челюстью.
  • Капля меда. Капельку сиропа или меда (или шарик из хлебного мякиша) поместите на кончик языка, ребенок должен попытаться с усилием ее проглотить.
  • Полоскание. Поэтапно полощите горло минеральной водичкой, киселем жидкой консистенции, кефиром комнатной температуры, густым киселем.
  • Зевать, жевать, глотать. Соответствующие движения выполняют, запрокинув голову и не открывая рта.

Приучаем глотать:

  1. Вырежьте из пипетки резиновое колечко и положите его на кончик языка ребенка. Он должен его прижать к твердому небу, в области складок за зубами. Затем следует сжать зубы и сомкнуть губы. Это исходное положение.
  2. Попросите малыша проглотить слюну. Если язык поменял положение и сдвинулся в область между зубами – это неправильно. Объясните ребенку, что нужно научиться глотать, оставляя кончик языка, прижимать резиновое колечко к небу. Упражнение повторяют сначала дважды в день по 5 раз, затем 3 раза в день по 10 раз.
  3. Примите исходное положение. Малыш должен удерживать колечко на месте в течение 5 минут. В следующие дни это время плавно увеличивается до 10 минут.
  4. Примите исходное положение. Учите ребенка проглатывать слюну, не размыкая губ, при этом они должны быть расслаблены.

Если ваш малыш при переходе с полужидкой пищи на более густую и неоднородную держит во рту еду и не глотает ее, первым делом проконсультируйтесь с педиатром. Необходимо поверить состояние уздечки языка, исключить проблемы с носовым дыханием.

Приучаем глотать таблетки

Детям даже с развитым соматическим глотанием может быть сложно проглатывать таблетки и капсулы. Чтобы не возникло проблем с приемом лекарства во время болезни, полезно малыша в возрасте 3-3,5 лет научить правильно глотать таблетки.

Чтобы научить ребенка глотать таблетки, действуйте по следующей схеме:

  • объясните ему последовательность действий;
  • дайте отпить глоток чистой воды комнатной температуры, чтобы язык был влажным, и таблетка не приклеилась слюной к его поверхности;
  • попросите ребенка открыть рот и положите таблетку на середину языка, чуть ближе к горлу (если таблетка попадет на корень языка, это вызовет рвотный рефлекс);
  • дайте ребенку отпить воды, чтобы вместе с ней он проглотил таблетку.

Может потребоваться несколько тренировок, чтобы малыш перестал бояться глотать лекарства в виде таблеток и капсул. Важно создать благоприятный эмоциональный фон занятий – это поможет ребенку быстрее освоить навык.

Помогайте, я сдаюсь. Как научить ребенка глотать таблетки, капсулы?

Открыть в приложении

В приложении Вы сможете просмотреть все фотографии этой записи, а также прокомментировать и почитать другие посты автора

Комментарии

Если таблетку еще можно растереть, смешать с чем то сладким типа меда и дать запить, то капсулу необходимо проглотить целой.

Не слушайте совета выше! Мёд и таблетки вещи не совместимые вообще!!!

А нет альтернативы? сироп может есть? а так можно просто с водой растереть и дать с ложки или шприца. Но это только таблетки. Капсулы не знаю. Спросите у врача может можно капсулы заменить на что то?

Мед, сок, сироп не подходит. Альтернативы нет. Капсула должна раствориться в кишечнике!

Капсулы можно вскрыть и вылить содержимое, таблетки растереть

- @elena24588 ну нельзя я же написала) они тогда только вред желудку принесут.а в лучшем случае просто не помогут

Насчёт капсул не знаю. А таблетки мой старший только грызёт (даже горькие) затем глотает. Целиковую тоже никак.

- @nastyachijik эх, два дня уже мучаю (-юсь), видимо, пора прекращать, не судьба...не время, наверно(((

А что за капсулы то,нам выписывали креон и 1 капсулу на 4 приема делить,вот вскрывала и делила и давала эти шарики без оболочки

- @zahlebina.marina, с креоном точно так делать можно.там кроме желатиновой капсулы внешней, микрокапсулки внутри, которые не растворяются под воздействием желудочного сока и попадают в кишечник как я поняла. У нас энтерол..ну вроде тоже разрешили раскрывать.но будет ли эффект хз

- @olga_mama2, нам так аллерголог выписывали и не только мне и крестнице тоже так давали эффект был,а энтерол был в порошке был

Читайте эти записи в Мамлайф - самом популярном приложении для женского общения!

Во время болезни ребенка к волнению о его самочувствии добавляются и проблемы терапии.

Дети не всегда готовы принимать медикаменты, и чтобы уговорить их на это, часто требуется много сил и времени.

Есть несколько советов для родителей – как научить ребенка глотать таблетки. Ведь именно на родителей педиатр возлагает ответственность за проведение успешной терапевтической схемы, назначенной врачом.

Это сложный физиологический процесс, потому что глотка участвует не только в глотании, но и в дыхании.

Он представляет собой сложный рефлекторный мышечный акт, при котором еда переводится через глотку в пищевод.

Это осуществляется благодаря поочередному сокращению и расслаблению мышц.

Этот процесс делится на три фазы:

  1. Ротовая – управляется сознанием, являясь произвольной. Пережеванная и смоченная слюной еда представляет из себя скользкий пищевой комок – болюс. В процессе движения языка и щек он перемещается к спинке языка, при сокращении которого пища прижимается к твердому нёбу и перемещается на его корень, за пределы небно-язычных дужек.
  2. Глоточная – быстрая и непроизвольная, она не контролируется сознанием. Раздражение рецепторов корня языка приводит к сокращению мышц, приподнимающих мягкое небо. Оно закрывает сообщение глотки с носовой полостью, дабы избежать забрасывания в нее еды. Пищевой комок проталкивается в глотку движениями языка. При этом происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и поднимающих гортань. Пища не попадает в дыхательные пути благодаря тому, что их перекрывает надгортанник. Повышенное давление в полости рта и пониженное в глотке – способствует перемещению комка в глотку. Поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к небу небно-язычные дужки, не дают пище забрасываться обратно в ротовую полость.

Когда пищевой комок поступает в глотку, продольные мышцы – подниматели поднимают глотку к верху.

Мышцы – сжиматели поочередно, от верхней к нижней, сокращаются и проталкивают комок к пищеводу.

Верхний пищеводный сфинктер остается закрыт, когда отсутствует акт глотания.

В результате увеличения давления во время глотания он открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода.

Первые две фазы глотания короткие – примерно одна секунда.

  1. Пищеводная – длительная и является непроизвольной. Она длится 1-2 секунды при попадании в пищевод жидкости и 8-9 при попадании твердой пищи.

В момент, когда происходит глоток, пищевод подтягивается к глотке и верхний пищеводный сфинктер расширяется, принимая болюс. Сокращающие кольцеобразно расположенные мышцы пищевода сокращаются и передвигают пищевой комок в сторону желудка.

На границе пищевода с желудком расположен нижний пищеводный сфинктер. Он ограничивает попадание агрессивного содержимого желудка в пищевод. Пищевой комок, достигнув этой границы, попадает в желудок, благодаря расслаблению нижнего пищеводного сфинктера.

Глоточную фазу невозможно выполнить, если в ротовой полости отсутствует пища или жидкость. Нельзя остановить глотание, которое началось из-за раздражения рецепторов корня языка.

Причины отсутствия соматического глотания

Соматическое глотание сменяет собой инфантильное глотание, которое в норме наблюдается у детей до 2 лет. К смене типа глотания приводит прорезывание зубов.

При инфантильном типе происходит прокладывание языка между беззубыми челюстями до упора в губы в момент глотания. Язык в таком случае не упирается в твердое небо.

Существует ряд причин, которые обуславливают отсутствие соматического глотания:

  1. Отсутствие в рационе малыша твердой пищи. Если ребенок с появлением зубов не прекращает употреблять исключительно жидкую еду, функция глотания не становится основной. Это станет причиной отсутствия соматического глотания.
  2. Короткая уздечка языка, которая мешает его прилеганию к твердому небу.
  3. При хронических отоларингологических процессах преобладает ротовое дыхание. Оно содействует переднему месторасположения языка и переходу на соматический тип глотания.
  4. , функция сосания отходит на второй план. Ее сменяет жевательная функция. При использовании соски более одного года, жевательная функция угнетается, что так же может привести к отсутствию соматического глотания.
  5. : чересчур длинной или с крупным отверстием.
  6. При прорезывании молочных зубов на 3 месяца позднее от физиологической нормы.

Инфантильное глотание приводит к проблемам с прикусом. Чтобы исправить ситуацию нужно исключить все факторы, мешающие развитию соматического глотания. Если ситуация не меняется, следует обратиться к логопеду, который подберет индивидуальный комплекс упражнений.

Как научить ребенка глотать таблетки

Перед началом обучения следует создать благоприятную среду для ребенка.

Объяснить все преимущества проглатывания таблеток и капсул без разжевывания.

Приступать к обучению следует с возраста 3.5 лет, когда с ребенком можно договориться, выслушать его опасения и страхи.

Обучение проводят, когда ребенок не болеет. От здорового малыша в хорошем настроении и без больного горла будет легче добиться результатов. Например, можно использовать витамины, но не давать больше 1-2 штук за занятие, иначе у ребенка возникнет представление, что можно пить таблетки-витамины сколько захочешь.

  1. Следует показать малышу на своем примере, как принимать таблетки.
  2. Объяснить, что таблетки запиваются только водой.
  3. Рассказать, что правильно таблетку класть не близко к корню языка, чтобы не спровоцировать рвотный рефлекс. Лучше использовать простые и короткие фразы: «Возьми таблетку, а другой рукой стакан с водой. Положи таблетку на язык, запей и проглоти».
  4. Объяснить, что лучше глотать таблетки, не разжевывая: «Так не почувствуется вкуса, а таблетка будет растворяться в животе, борясь с болезнью».
  5. Дать ребенку возможность выбрать, когда принимать лекарство, если в инструкции нет четких указаний об этом.
  6. Возможность обнять любимую игрушку подарить ребенку спокойствие и комфорт.
  7. Не нужно волноваться, это передается малышу, что не будет способствовать успешному обучению.
  8. Для предотвращения бесконтрольного употребления лекарственных средств и отравлений, надо объяснить ребенку, что можно принимать только те таблетки, которые дают родители или врач. Донести до малыша, что нельзя без разрешения брать и глотать лекарства.
  9. Рассказать ребенку, что такое таблетки, от которых выздоравливают, но есть и те, от которых можно заболеть, если принимать их неправильно или без разрешения.
  10. Не пытаться насильно напоить ребенка лекарством. Это неэффективно и опасно. Ребенок может поперхнуться таблеткой или водой. Его может вырвать. Такой подход придаст приему медикаментов негативный оттенок, что в дальнейшем повлечет за собой нежелание ребенка принимать лекарства.
  11. Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что это было необходимо для его здоровья. Предложить сладость за употребление невкусной таблетки. Родителям стоить проявить хитрость, но не обманывать малыша. Если он потеряет доверие, уже никогда не получится убедить его, что таблетка не горькая, даже если говорить это искренне.
  12. В случае успеха нужно поощрить ребенка небольшой игрушкой или сладостями и устной похвалой.

Нужно наблюдать за ребенком. Если он не может проглотить таблетку, заметить это просто. Причиной тому может служить гиперактивный рвотный рефлекс или хроническая рвота. Предыдущий негативный опыт применения лекарств тоже может препятствовать обучению.

Подводя итоги, хочется отметить, что самым важным является создание благоприятной обстановки в процессе обучения. Следует набраться терпения. Все дети индивидуальны и им требуется разное время, чтобы научиться глотать таблетки.

Достаточно уделять 10-20 минут в день на занятия с ребенком, разговаривать с ним, выслушивать его переживания по поводу приема лекарств. При соблюдении таких простых правил, успех не заставит себя ждать.

Когда ребёнок болеет к беспокойству и волнению за него добавляется проблема лечения. Дети не любят пить лекарства, и иной раз, чтобы уговорить их на это, требуется потратить много терпения и сил.

Самая распространённая сложность в лечении касается приёма таблеток. Как научить ребёнка глотать таблетки? Конечно, существует ряд советов, способных облегчить эту задачу родителям. Ведь обычно именно на них возлагается решение данной проблемы.

Обучение лучше начинать с возраста 3,5 года. В это время с малышом уже можно договориться. Объяснить ему что-то и выслушать его страхи и опасения.

Как ни странно это звучит, но обучение в идеале нужно проводить, когда малыш здоров. В хорошем настроении и при отсутствии больного горла он скорее выполнит то, что вы от него хотите. В качестве обучающего материала можно использовать маленькие витамины. Первые таблетки в жизни малыша не должны быть горькими и крупными:

  • Покажите ребёнку пример, пусть он повторяет все действия за вами. Объясните, что запивать таблетки лучше всего простой водой.
  • Научите малыша правильно размещать таблетку на языке. Надо класть её далеко, но не слишком близко к корню, чтобы не вызвать рвотного рефлекса. Тоже касается, если вы спрашиваете, как научить ребенка глотать капсулы.
  • Объясните, как удобно глотать таблетки, не чувствуя их вкуса, а не разжевывать их. Расскажите, что они будут растворяться в животе, делая всё, чтобы болезнь ушла.
Многие мамы спрашивают, как научить ребёнка пить таблетки целиком. Конечно, лучше всего не делить их на части, если того не требует дозировка. Здесь главное не волноваться родителям. Ведь их волнения передаются и ребёнку. При запивании водой таблетка попадёт именно туда, куда и требуется.

Ваш кроха отлично справился с заданием и проглотил таблетку? Похвалите его! Наградите чем-либо вкусным и расскажите всем родственникам, какой он уже стал взрослый и как теперь легко его будет лечить.

Не забудьте рассказать малышу о том, что пить можно только те таблетки, которые даёт ему мама (папа, бабушка). Подчеркните, что есть таблетки, от которых можно выздороветь, но есть и те, от которых (если принимать их неправильно и без разрешения) можно, наоборот, заболеть.

Как заставить ребёнка пить лекарства

Многие родители пытаются силой влить в своё чадо лекарство. Подобный способ не всегда эффективен, кроха может захлебнуться водой, поперхнуться таблеткой, его может вырвать. Поэтому специалисты настаивают на положительной мотивации малыша.

Безусловно, в идеале не нужно заставлять малыша выпить необходимое ему лекарство, а гораздо эффективнее, договориться с ним. Для этого следует его успокоить, и успокоится самим.

После чего, поговорите с ребёнком. Объясните ему, что лекарства нужно пить, чтобы выздороветь. Предложите после невкусного препарата наградить его любимой сладостью.

Проявляйте хитрость, но никогда не обманывайте кроху, потому что в противном случае он не будет верить вам, даже если вы совершено искренне говорите, что эта таблетка не горькая.

Объяснить маленькому ребенку, что эта горькая таблетка или противные капли помогут выздороветь, чаще всего невозможно. Болеющий малыш концентрируется лишь на негативной эмоции настоящего момента, и даже потенциальное улучшение не способно заставить его принять лекарство. Именно поэтому не стоит тратить силы и искать разумные доводы. Данная ситуация относится к числу тех, когда стоит прибегнуть к хитрости.

Горькие таблетки следует размолоть до порошкообразного состояния и разбавить сладким ягодным сиропом или вареньем. Если вкус лекарства приемлемый, но почему-то не нравится ребенку, попробуйте незаметно развести препарат с его любимым лакомством: фруктовым пюре, джемом, сгущенным молоком, йогуртом. Если прием лекарства на самом деле важен, можно позволить малышу даже что-то условно-запретное, куда будет подмешан медикамент.

Существует отличный способ легко глотать таблетки. Нужно всего лишь запивать их из бутылки. В данном случае язык располагается во рту таким образом, что момент глотания становится более легким.

Пробуем договориться

Если ваш малыш находится в том возрасте, когда с ним можно договориться, используйте эту возможность. Выстройте свои аргументы заранее. Надавите на эмоции: впечатлительные дети поддаются уговорам гораздо быстрее. Убедите ребенка, что он достаточно большой, чтобы принимать лекарства самостоятельно и без слез. Используйте принцип сравнения с другими детьми, которые могут легко выпить таблетку. Пообещайте малышу долгожданный подарок за его и смелость. Возможно, так поступать не совсем педагогично, однако в данном случае на карту поставлено здоровье вашего сына или дочери.

Помните о том, что большинство современных лекарств для детей на самом деле не имеют неприятного вкуса и максимально просты в использовании. Стереотипы, страх и необоснованные предубеждения - именно это мешает ребенку нормально лечиться с помощью медикаментов.

Приучайте ребенка к беспроблемному приему медицинских препаратов заранее. Проконсультируйтесь с врачом по поводу приема поливитаминов курсами, давайте малышу сироп шиповника или другие полезные добавки в разных формах.

Сила - крайняя мера

Иногда ребенок находится в том возрасте, когда объяснить целесообразность приема лекарств еще сложно, а обхитрить - почти невозможно. Если от препарата на самом деле зависит здоровье или даже жизнь малыша, не остается ничего, кроме применения силы. Разумеется, к такому методу стоит прибегать лишь в крайнем случае, действуя при этом максимально деликатно. Постарайтесь, чтобы лекарство все же имело приятный вкус, запаситесь достаточным количеством воды, чтобы ребенок смог запить его. Очень удобно разводить препарат жидкостью и вводить в рот с помощью шприца без иголки. Вполне возможно, ребенок поймет, что лекарство оказалось вовсе не противным, и в следующий раз уже будет принимать его без усилий с вашей стороны.