Афазия — патология, возникающая мгновенно и вызывающая поражение разных отделов головного мозга, а процесс их лечения тянется долгие годы, связана с расстройством аппарата формирования и понимания человеческой речи.

Сложное неврологическое расстройство — афазия представляет из себя частичную или полную утрату способности говорить и воспринимать речь. При этом функциональность самого речевого аппарата не повреждёна. Изменения при таком заболевании сосредотачиваются в определённых областях коры ГМ. В медицине принято различать дизартрию и афазию. У первого заболевания происходит поражение именно речевого аппарата и означает затруднение в способности выразительно и внятно произносить слова вследствие нарушения подвижности органов речи.

Основные причины развития афазии

В действительности данное заболевание является составляющей клинического проявления иного недуга, который поражает височную, лобную или теменную зоны ГМ. Также расстройство речи может возникать при повреждении нервных структур, передающих импульсы в соответствующие участки коры ГМ. Проявление симптомов и разновидность афазии, скорость развития осложнений будет зависеть от причины утраты вербального общения.

Основные факторы:

  • Внутримозговые новообразования полушарий ГМ.
  • Лидирующей причиной развития данной патологии являются доброкачественные и злокачественные образования, находящиеся непосредственно в тканях мозга. Опухоли полушарий чаще всего затрагивают как раз те области коры, которые фактически отвечают за механизм работы данной функции. Обычно именно нарушение речи может оказаться симптомом для диагностирования новообразования, поэтому следует очень серьёзно относиться к такому состоянию.

  • Сосудистые болезни головного ГМ.
  • Наибольший вес в ряду причин развития данного недуга занимает недостаточность мозгового кровообращения. Различают переходные (транзиторные) или ишемические приступы, которые проявляются в виде острых коротких атак церебрального кровообращения. Они вызывают остановку циркуляции кровотока в определённых участках мозга и сопровождаются локальной симптоматикой, в зависимости от расположения патологического процесса.

  • Заболевания, у которых основным патологическим процессом является демиелинизация.
  • В группу демиелинизирующих болезней входят воспалительные заболевания вещества ГМ (абсцесс, лейкоэнцефалит, РС (рассеянный склероз), энцефалит, РЭ. Механизм их развития проявляется в виде повреждения миелиновой оболочки нервных волокон. Миелин отвечает за проводимость нервных импульсов от ГМ. При его повреждении могут развиваться разные симптомы, среди которых и афазия.

  • Эпилепсия.
  • Распространённое хроническое нервное заболевание характеризуется образованием в ГМ очага импульсов, вызывающих внезапные судорожные приступы или кратковременное помрачение сознания. Когда судорожный очаг находится в центрах мозга, которые контролируют речь, соответственно это может спровоципрвать развитие афазии.

  • ЧМТ (черепно-мозговые травмы).
  • Механические овреждения костей черепа или мягких тканей мозга являются серьёзными факторами, которые могут привести к развитию афазии и провоцируют отклонения, что приводят к утрате некоторых функциональных способностей. Случается, что заболевание возникает не сразу после травмы, а может проявляться в виде последствий.

  • Отравления.
  • Множество ядовитых отравляющих веществ, которых при попадании в организм вызывают негативное действие на клетки ГМ и ЦНС. Отравление нейронов сопровождается утратой их функций.

  • Дегенеративные болезни.
  • Данная группа хронических заболеваний ЦНС характеризуются постепенной и прогрессирующей гибелью нейронов с дальнейшей утратой некоторых функциональных способностей.

Одновременно с другими неврологическими симптомокомплексами также имеется вероятность развития афазии.

Виды афазии

Неврологи различают такие формы:

  • Сенсорная — в основе повреждение тканей височных извилин.
  • Семантическая — развивается при поражении теменного участка.
  • Моторная — поражения развиваются в задних участках лобных извилин.
  • Амнестическая — патология во внутренних отделах височных и теменных участках.

Обычно на практике редко диагностируются афазии в чистом виде, часто бывает сочетание разных форм патологий по типу сенсорно-моторной.

Сенсорная афазия

Данный вид недуга медики ещё называют «словесной глухотой». Поражение развивается в задних верхних отделах височных извилин коры ГМ (обычно в левом полушарии) или проводящих структурах, которые соединяют эту область мозга с другими долями.

СА условно различают по типам:

  • Афазия Вернике.
  • Семантическая.
  • Акустико-гностическая.

Афазия Вернике

Клиническая картина:

  • В неспособности человека понимать смысл сказанного. Больной слышит, что ему говорят, но орган слуха искаженно обрабатывает информацию, и потому не понимает смысл услышанного.
  • Нарушается понимание письменной речи. Пациент не в состоянии сопоставить букву с соответствующим ей звуком.
  • В зависимости от степени повреждения и при сильно выраженном нарушении, расстройство выражается не только не в непонимании обращенной речи, а и своей собственной. Из-за поражения контроля произношения часто наблюдается парафазия речи — это приводит к тому, что речь больного человека становится совершенно непонятной для окружающих, человек общается набором слов («речевая окрошка» или»словарный салат»), фактически не связанных между собой.
  • Возникает замена слов схожих за звучанием и артикуляцией.
  • Наблюдается нарушение способности читать вслух. Пациент не в состоянии соотносить прочитанные буквы со звуками воссоздаваемыми в памяти. По началу происходит утрата способности читать,позже затруднения проявляются и в контроле других ситуаций.
  • Нет нарушений артикуляция, отсутствуют паузы в речи.
  • Данный вид афазии встречается у людей с болезнью Альцгеймера на развернутых стадиях.

Семантическая афазия

Заболевание развивается после нарушений в височно-теменно-затылочном участке левого полушария.

Симптомы проявляются в виде:

  • У человека отсутствует понимание речевой формулировки, у него происходит нарушение логико-грамматического понятия.
  • Наблюдается расстройство понимания построения порядка слов в предложениях.
    — Сложность восприятия речи других людей, из-за затруднения осознавать смысл услышанного. Для понимания воспринимаются односложные предложения. Человек с таким расстройством испытывает трудности в понимании и построении логических конструкций.
  • Повторение сложных фраз получается довольно легко, потому что человек не задумывается над их взаимосвязью.
  • Сохраняется артикуляция некоторых слов, больной хорошо помнит название предметов.

Акустико-гностическая афазия


Заболевание проявляется при сосредоточении очага в задней доли верхне-височной извилины.

Основной дефекта, сопровождающего процесс развития заболевания служит нарушение способности различать звуки, анализировать и воспринимать части речи, в результате происходит утрата понимания адресованной к человеку речи.

Моторная афазия

МА или (афазия Брока) отличается тяжелыми нарушениями в области речевых центров в нижних отделах левой лобной доле участка мозга (зоны Брока), пациент не может контролировать собственную устную речь, хотя понимает собеседника.

В соответствии с локализацией очага поражения и характера возникающих нарушений речи при МА условно отличают:

  • Афферентную моторную;
  • Эфферентную моторную;
  • Динамическую афазию;

Афферентная моторная афазия

В основе развития недуга — поражение нижних участков постцентральной извилины ГМ, прилегающей к роландовой борозде.

Характерные симптомы:

  • Больной понимает обращённую к нему речь, полностью осознает её смысл, однако ему не удаётся правильно сформулировать ответ или эмоциональную реакцию.
  • Собственные слова плохо поддаются артикуляции.
  • Иногда одни выражения заменяют созвучными, которые полностью не подходят по смыслу.
  • Наблюдается повторение чужих слов или из собственной речи. Данный симптом — базовый для этого вида расстройства речи.
  • Грамматически правильное построение предложения, нет длинных и немотивированных пауз.

Эфферентная моторная афазия

Заболевание выражается повреждением речедвигательного центра в лобном участке коры ГМ (обычно левом полушарии) или проводящих путей, соединяющих этот участок мозга с другими областями.

Характерные симптомы:

  • Проблема связана с образованием спонтанной речи. Человек понимает всё услышанное, и слова, которые он произносит, однако ему не удаётся сформулировать сущность того, что пытается сказать.
  • Чаще происходит нарушение артикуляции, не получается правильно построить предложения. Пациент часто пропускает некоторые слова для соединения, переставляет их местами, потому речь лишается всякого логического смысла.
  • Речь строится из набора обыкновенных слов, совершенно не связаных между собой.
  • Случается человек останавливается на продолжительную паузу, а затем продолжает разговор совершенно в ином направлении.

Динамическая (моторная) афазия

Особенности возникновения и развития процесса болезни связаны с повреждением задних отделов лобных участков ГМ.

Характерные симптомы:

  • Неспособность выстроить внутреннюю программу высказывания и реализовать её во внешнюю речь, то есть наблюдается расстройство коммуникативной функции речи.
  • Трудности в произношении слов. Больные могут проговаривать лишь несложные предложения, при этом пропуская определённые слова и предлоги.
  • Сохраняется способность понимания обращенной к человеку речи и произносить отдельные звуки.
  • Человек понимает свой дефект и старается меньше разговаривать.

Амнестическая афазия


Такое отклонение характеризуется поражением нижней доли в височном участке доминирующего полушария. Человеку сложно вспоминать название объекта, но он хорошо понимает его предназначение. Если больной получает подсказку, он может назвать слово, хотя в дальнейшем не сможет повторить — снова забывает. В речевых конструкциях нет числительных, зато в избытке глаголов. Сохраняется прежняя способность читать и писать. Часто причинами АА становятся инсульты, злокачественные новообразования, органические поражения головного мозга.

Условно АА разделяют на два типа:

  • Акустико-мнестическую.
  • Оптико-мнестическую,

Акустико-мнестическая афазия

Данный тип нарушения — следствие локального повреждения средне-височного участка ГМ в районе сильвиевой извилины.

Характерные симптомамы:

  • В результате повышенной заторможенности слуховых рецепторов поражается слухоречевая память, случается – зрительное представление о предмете.
  • Возникает в следствии первичного повреждения импрессивной речи. Сохраняется понимание отдельных звуков.
  • Больной не в состоянии синтезировать фонемы в слова.
  • В основном страдает распознавание существительных и понимание их смысла. В собственной речи мало существительных, которые, как правило, подменяются местоимениями.
  • Больной понимает, что ему говоря, но не понимает прочитанный текст.
  • Характерно неправильное употребление определённых букв, звуков или слов устной речи и письменной.
  • Темп речи обычно, не страдает, однако при попытке «вспомнить» необходимое слово могут возникать паузы в разговоре.
  • Отсутствуют нарушения при повторении слов за врачом, а также артикуляции и восприятии предложений (аграмматизм).
  • Иногда этот вид афазии меняет сенсорную при развитии регресса речевых поражений.

Оптико-мнестическая афазия


Патология возникает при нарушениях в смежных отделах височном и затылочном участках отвечающих за речь полушариях мозга.

Основными характерными признаками данной афазии служат:

  • Больной при указывании кем-то на определённые объекты не может их назвать. Своим поведением он демонстрирует, что знает этот предмет и даже может рассказать о его предназначении, но ему трудно вспомнить его название.
  • Как правило, положительный эффект оказывает подсказка из первых фонем этого слова или набор созвучных фраз, помогая восстановить в памяти то, что необходимо.
  • В отличие от зрительнопредметной агнозии, при которой литеральные подсказки неэффективны и больной не может описать предметы, в данной ситуации симптомы поддаются успешной корректировке.
  • Речь остаётся без изменений.
  • Сохраняется артикуляция и правильный порядок построения слов в предложении.
  • Больные с таким нарушением узнают на слух существительные.
  • Темп речи и качество разговора существенно не страдают. Из-за этого такой тип афазии редко диагностируют на начальных стадиях.

Смешанная афазия

В практике неврологии часто встречаются пациенты со смешанными видами патологий. Симптомокомплекс МА может накладываться на признаки СА, затрудняя диагностику патологии.


К смешанным формам относят:

  • Эфферентно-моторную с сенсорной.
  • Афферентно-моторную с сенсорной.
  • Сенсо-моторную афазию.
  • Тотальную.

Сенсо-моторная афазия

Данное отклонение считается тяжелым заболеванием и сочетает в себе механизм сенсорной и моторной формы патологии — пациент не может понимать, что ему говорят и контролировать свою речь. Так, больной с СА разговаривает отрывистыми фразами, которые совершенно не взаимосвязаны между собой, у больного с сенсомоторной формой наблюдается затруднение речи или полное её отсутствие. Часто подобное повреждение встречается после инфаркта с сосредоточением патологического процесса в области средней левосторонней мозговой артерии, а в случае полного нарушения речи его ещё называют тотальным.

Тотальная афазия

Последняя форма недуга — самая тяжёлая, у больного наблюдается полное разрушение речевого аппарата. Такое можно происходить в случае обширного инсульта. Человеку трудно воспринимать чужую речь, не может произносить собственные слова, имеются сложности при чтении и написании текста.

Диагностика афазии

Диагностирование заболевания, восстановительный курс лечения и практическое обучение пациентов с таким недугом проводится целой командой специалистов — афазиологом, невропатологом, нейропсихологом, логопедом. Для определения наличия и степени нарушений доктор может предложить пациенту пройти несколько простых тестов.

Диагностическое обследование речевой деятельности включает:

  • Оценку устной речи — чтение и понимание прочитанного.
  • Письменной речи, для этого проверяются навыки списывания, написание текста под диктовку.
  • Оценку зрительной, слухоречевой памяти и других форм модально-специфической памяти.
  • Способность совершать последовательные сознательные произвольные движения и выполнять целенаправленные действия — динамические, кистевые, мимические, пальцевые, сомато-пространственные.
  • Способность узнавать предметы.
  • Интеллектуальные процессы.

Для установления непосредственных причин болезни и локализации очага развития поражения проводят дополнительные методы обследования:

  • Дуплексное сканирование сосудов ГМ и шейного отдела.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы.
  • Магнитно-резонансная ангиография.
  • Люмбальная пункция.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шейного отдела.

Комплексная диагностика позволяет отличить афазию от других заболеваний - алалии, дизартрии, тугоухости, умственной отстали.
По результатам таких обследований специалист устанавливает правильный диагноз, подбирает способы лечения и восстановления.

Особенности лечения афазии



Тактика лечения недуга зависит от причины, которой было спровоцировано это расстройство. Терапевтическая помощь направлена на воздействие специфических состояний, которые вызвали дефект речи и складывается из медикаментозной терапии. При этом также обращается внимание на корректирование артикуляции и помощь квалифицированного логопеда. Эти мероприятия имеют прямое влияние на аппарат речи, несут целенаправленное воздействие, позволяют ускорить процесс развития речи и устраняют приобретённые нарушения. Активная реабилитация включает в себя — лечебную физкультуру (ЛФК), комплекс восстановительных упражнений при помощи спецсредств (механотерапия), физиотерапевтические процедуры, массаж.

Медикаментозная терапия

Лечение основной причины, вызвавшей заболевание, проводится под контролем невропатолога или нейрохирурга, ведь они специализируются на лечении инсультов, травм головы и других повреждениях, связанных с ГМ. В случае, если дефекты речи спровоцировали новообразования, тогда ликвидацией симптомов будет заниматься также и онколог.

В медикаментозной терапии назначают медпрепараты, действие которых направлено на улучшение микроциркуляции крови и метаболизма в тканях коры мозга. Эффективным также применение ноотропных средств, которые хорошо улучшают когнитивные функции мозга, а также возможность говорить и правильно воспринимать обращённую к человеку речь.

Все фармакологические лекарства, которые назначают при лечении данного недуга, тщательно подбирают на предмет побочных осложнений и взаимодействия с другими препаратами, что принимает больной. Нельзя самостоятельно заниматься лечением с помощью медпрепаратов. Это может причинить серьёзный вред пациенту.

В случае крайней необходимости, для устранения серьёзных симптомов, вызывающих афазию назначается хирургическое вмешательство.

Логопедическая помощь


Как правило эффективной оказывается логопедическая помощь, курсовые занятия которой позволяют корректировать функциональные расстройства речевого аппарата без приёма медикаментов.

Основная цель логопеда — формирование отчетливых установок, чтобы пациент сосредоточенно мог работать над собой и вырабатывал новые схемы для развития нормальной речи. Лечебно-коррекционные мероприятия охватывают все виды речи — устную (диалог и монолог) и письменную. Человек учится слушать обращённую к нему речь, анализирует услышанное, самостоятельно составляет из слов предложения и затем усложняет их.

Конечным результатом логопедического лечения становится выработка грамматически правильно поставленной речи, которая пациент быстро составляет. Однако, работать над этим придётся довольно длительный период. В зависимости от степени расстройства и конкретного случая, эффективность лечения у специалиста-дефектолога достигает за два-три года.

Начинать лечебно-коррекционные терапевтические мероприятия следует сразу, как только миновал острый период болезни или начали появляться симптомы. Своевременное начатое лечение позволяет ускорить устранение приобретённые нарушения и предупредить вторичные изменения, обусловленные расстройствами речи.

Лечение иппотерапией

Методика коррекции речи посредством лечебной езды верхом на лошади. Занимаясь реабилитацией в специализированных центрах под руководством опытных тренеров и квалифицированных врачей, улучшение в состоянии пациента наступает уже к концу первого месяца регулярных тренировок.
Постоянные общения с лошадьми оказывает успокоительное воздействие на ЦНС, что является более положительным фактором в отличие от логопедических занятий, которые порой вызывают у пациента волнения, тормозя таким образом процесс лечения.

Положительные эмоции активизируют процессы в гипоталамусе (центр мозга), который в свой черёд побуждает иммунную систему настроиться на восстановление пострадавших клеток. Замечено, что на занятиях иппотерапии больной полностью забывает о своих недостатках, начинает нормально разговорить, понимает практически все команды тренера, а в другой обстановке его проблема не даёт про себя забыть. По ходу лечения больной начинает постоянно чётко разговарить и правильно воспринимать речь, независимо от окружающей обстановки.

Кроме эмоционального общения, верховая езда воздействует на психику и когнитивные способности пациента, развивает моторику тела, а это положительно влияет на восстановление клеток ГМ. Эмоциональное общение, верховая езда, уход за животными показывают отличные результаты.

Заболевание полностью отступает и человек возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Во многих случаях афазия является приобретенным следствием органического повреждения речевых центров в коре ГМ, которое через некоторое время может бесследно исчезнуть. Такое обычно происходит при не тяжёлых формах инсульта, после которых мозговые функции полностью восстанавливаются.

И именно в этот непродолжительный период, важное значение имеет обращение близких людей с человеком, у которого развивается неврологическая патология с нарушениями речи или расстройством артикуляционного аппарата. Родные должны соблюдать некоторые несложные рекомендации, благодаря этому будет происходить улучшение общего состояния и быстрее произойдёт восстановление:

  • Упростить речь.
  • Разговаривать нужно короткими и простыми предложениями, избегая сложных слов и длинные построения вопросов.

  • Повторять сказанное.
  • Для улучшения понимания нужно повторять некоторые ключевые слова в предложении. Это помогает больному расставлять важные приоритетные значения.

  • Общаться на привычном уровнен.
  • Нельзя пользоваться новыми формами речи, которыми ранее не общались. Необходимо сохранить обычные взаимоотношения и знакомый уровень общения, это облегчит пострадавшему адаптацию.

  • Запастись терпением.
  • Предоставлять человеку достаточно времени на выражение мнения и построения предложений. Больному трудно быстро говорить, поэтому нужно с пониманием относиться к этому.

  • Язык жестов.
  • Помимо разговоров, имеются и другие способы общения, способствующие установлению взаимопонимания между людьми. Обязательно нужно пользоваться ими, упрощая таким образом задачу для болеющего афазией.

  • Проявлять активность.
  • Нельзя энергично кого-то вовлекать в разговор, побуждая делать то, что даётся с большим трудном. Ошибочно распространённое мнение, будто-то интенсивное общение помогает быстрее восстановиться. Затруднения у больного при выговаривании слов способствует развитию аутизации, замкнутости в себе, и человек просто перестаёт совсем говорить, потому что не верит в свои способности.

  • Исправление.
  • Также не надо поправлять пациента и указывать, как говорить. Люди с таким заболеванием допускают много ошибок, а если их всё время исправлять, тогда разговор для них может потерять всякое значение.

Правила профилактики афазии

В основном профилактические мероприятия по предупреждению развития данной патологии направлены на предотвращение механического травмирования головы (ЧМТ) и нарушений кровообращения с кислородным голоданием и повреждением мозговой ткани (ишемические повреждения), своевременном обнаружении опухолей в ГМ.

Профилактика включает:

  • Ведение здорового образа жизни.
  • Отказ от употребления алкогольных напитков, наркотиков, курения.
  • Контроль состояния сосудов, предупреждая кислородное голодание (гипоксию) ГМ в результате проблемы циркуляции крови.
  • Предпринимать меры, направленные на профилактику атеросклероза.
  • Контролировать АД, потому что повышенное давление провоцирует сужение сосудов головы.

При появлении симптомов заболевания необходимо немедленно обратиться к врачу, только специалист знает, как правильно лечить патологию. Именно своевременно оказанная медпомощь напрямую влияет на скорость реабилитационного процесса заболевания.

Афазия – это частичное или полное нарушение речи, причиной развития которого служит органическое поражение отдела коры мозга, отвечающего за речевую функцию. При развитии данного заболевания наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах.

Больные люди способны воспринимать звуки, однако речь им напоминает чужой язык. То есть человек слышит слова, однако не может понять их смысл. В некоторых случаях одновременно возникают проблемы с произношением и нарушение понимания смысла речи.

Афазия может сопровождаться легкими симптомами или тяжелыми расстройствами. Если заболевание имеет сложное течение, страдает психическое здоровье человека и нарушается работа опорно-двигательного аппарата. Патология приводит к изменению личности больного, а потому лечение должно осуществляться при участии неврологов, логопедов и психотерапевтов.

Классификация

Чтобы правильно подобрать тактику лечения и сформировать адекватный прогноз, очень важно определить тип афазии. Существует несколько классификаций этого заболевания, однако при проведении диагностики наиболее значимым считается следующее деление афазий:

  1. Сенсорная или афазия Вернике . При этой форме болезни поражается верхняя часть височной доли коры мозга. В данном случае происходит нарушение фонетического слуха, при котором человек путает звуки. В результате он слышит слова, но они остаются для него непонятными. Если заболевание имеет выраженный характер, страдает импрессивная и экспрессивная речь. Также нередко человек теряет способность читать слова вслух или записывать предложение.
  2. Акустико-мнестическая афазия . В этом случае страдает средняя треть височной извилины, что влечет проблемы со слухоречевой памятью. Человек понимает речь окружающих, однако быстро забывает полученную информацию. Способности к чтению сохраняются, больные могут переписывать предоставленные данные. При этом устная речь отличается скудным словарным запасом, человек может пропускать существенные слова или менять их на другие определения.
  3. Афферентная моторная афазия . Данное заболевание возникает при нарушении нижней части постцентральной коры. Человек теряет способность к управлению артикуляционными движениями. Если возникают серьезные проблемы, то больной способен издавать лишь определенные звуки. Нередко человек может говорить лишь некоторые слова, которые часто произносил до развития болезни. Врачебный осмотр показывает изменения в управлении языком. Так, больной не может прикоснуться им к губам или теряет способность надувать щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия . Развивается при повреждении зоны Брока, которая находится в нижней области премоторного участка. В этом случае человек старается переключиться с одной формы на другую. При легкой степени заболевания пациент пытается подбирать слова с похожими слогами или пользуется расхожими выражениями для построения своей речи. Во время разговора человек все время делает паузы, пропускает глаголы. В сложных случаях он может издавать только отдельные звуки. Если нарушение сохраняется длительное время, возникают проблемы с чтением и письменной речью.
  5. Оптико-мнестическая афазия . Появляется при нарушении височно-затылочной области, расположенной в левом полушарии мозга. При этом человек теряет связь между словом и его значением. Потому больные вынуждены долго подбирать обозначения явлений или предметов, что негативно отражается на скорости их речи.
  6. Динамическая афазия . Этот вид болезни характеризуется нарушением премоторных областей, которые прилегают к зоне Брока. В результате у человека страдает целостность высказывания, ему сложно самостоятельно построить речь. Люди с таким нарушением дают односложные ответы на вопросы, нередко повторяют последние слова.

В иностранной литературе можно отыскать более простую классификацию этой болезни:

  1. Задняя афазия – под этим термином понимают органические поражения заднего отдела одного из полушарий. Речь при таком диагнозе остается достаточно понятной и сохраняет свою плавность.
  2. Неплавная афазия – характеризуется нарушением передней доли определенного полушария. В данном случае страдает произношение слов и предложений.

В зависимости от интенсивности проявлений заболевания выделяют такие виды:

  • тотальная афазия – в этом случае речь пациента полностью нарушена;
  • частичная афазия – присутствуют лишь некоторые элементы нарушений, когда нормальная речь сменяется патологической.

Причины афазии

К возникновению афазии может привести любая болезнь или патологический процесс, провоцирующий раздражение определенной доли мозговой коры или нервных путей. К ним относят следующие отклонения:

  1. Нарушение кровообращения в мозге – оно может иметь острый или хронический характер.
  2. Опухолевые образования в головном мозге.
  3. Травматические повреждения мозга.
  4. Развитие абсцесса в головном мозге.
  5. Демиелинизирующие патологии, для которых характерен распад миелина – этот белок обеспечивает передачу импульсов по нервным волокнам. Подобные нарушения возникают при рассеянном склерозе или энцефаломиелите.
  6. Эпилепсия – патология, для которой характерно появление эпилептогенного очага в мозге. Время от времени в нем внезапно возникает электрический разряд, что приводит к нарушению работы мозга.
  7. Отравление токсическими веществами – это могут быть яды и соли тяжелых металлов.
  8. Дегенеративные патологии – постепенно провоцируют изменение строения мозга. К ним относят болезнь Крейцфельда-Якоба, которая имеет инфекционное происхождение и проявляется в виде развивающегося слабоумия и большого количества неврологических симптомов.

К факторам риска развития афазии обычно относится пожилой возраст, наличие пороков сердца, атеросклероз и гипертония.

Симптомы и течение болезни

Основным признаком афазии, который характерен для всех форм заболевания, является нарушение речи. При этом особенности патологии напрямую зависят от области поражения головного мозга:

  1. Сенсорная афазия характеризуется поражением височной области мозга, причем обычно страдает левая часть. Также могут нарушаться проводящие пути, которые соединяют данный участок с другими составляющими мозга. Данный вид афазии проявляется в виде того, что человек не понимает значения произносимых слов.

Поэтому речь больного теряет связность, его слова становятся несогласованными друг с другом. Еще одним симптомом этого вида афазии является многословность – человек тщетно пытается донести до окружающих свои мысли.

Несмотря на то, что у пациента полностью сохраняется сознание, и он может концентрировать внимание, продуктивный разговор затрудняется по причине речевых нарушений. Нередко такие люди возмущаются, что окружающие их не понимают. Это связано с тем, что они не чувствуют своего дефекта.

  1. Моторная или афазия Брока – для нее характерно нарушение лобной доли или проводящих путей. В результате у человека возникают проблемы при формировании речи. Больной понимает, что хочет сказать, однако испытывает сложности при начале разговора или теряет способность к нормальному связыванию слов.

Для этого вида афазии характерна отрывистая и скудная речь, нередко люди становятся молчаливыми. При начале разговора больным не удается произнести четких слов, однако они понимают свою проблему, а потому стараются молчать.

Это означает, что при моторной афазии человек воспринимает устную речь, однако теряет способность к нормальному построению разговора.

  1. Семантическая афазия – является результатом нарушения работы теменной области мозга или проводящих путей. В этом случае у человека возникают сложности при установлении связей между сложными понятиями. Это означает, что человек может вести беседу, однако не может определить, кем, к примеру, ему приходится брат его отца.
  2. Амнестическая афазия – в этом случае нарушается работа внутренней части височной области мозговой коры. При таком повреждении больной испытывает сложности с называнием предметов. Он может вполне нормально вести беседу, однако не в состоянии назвать предмет, который видит. Такие пациенты могут обозначить предмет лишь в том случае, если собеседник назовет первый слог.

Диагностика

Чтобы поставить правильный диагноз, врач должен уделить особое внимание сбору и анализу анамнеза, ведь такой вид нарушений связан с цереброваскулярными патологиями. При продолжительном течении заболевания, которое влечет за собой изменения личности, в старческом возрасте у человека может развиться болезнь Альцгеймера или Пика.

Если возникает необходимость, врач собирает семейный анамнез и подробно опрашивает близких родственников. Немаловажное значение имеет психическая оценка состояния пациента и проведение неврологического исследования.

Специалиста может интересовать, как давно появились проблемы с речью и какое событие предшествовало их возникновению. Это может быть черепно-мозговая травма, судорожный приступ, нарушение кровообращения в мозге. Чтобы поставить точный диагноз, требуется консультация множества узких специалистов – неврологов, логопедов, психологов.

Так, невролог выявляет нарушения речи и другие признаки – изменение высоты рефлексов, опущение уголка рта, слабость конечностей, асимметрию лица. Логопед должен определить существующие нарушения речи и запланировать мероприятия по ее восстановлению.

Для диагностики афазии также могут применяться следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография – с помощью этого метода удается оценить электрическую активность определенных долей мозга. Этот показатель может отклоняться от нормы при самых разных патологиях.
  2. Компьютерная и магнитно-резонансная томография – они позволяют послойно проанализировать строение мозга, определить нарушение строения его ткани. Кроме того, благодаря этим процедурам можно выявить опухолевые образования, гнойники, кровоизлияния, очаги поражения нервной ткани.
  3. Магнитно-резонансная ангиография – с помощью данного исследования можно определить целостность и проходимость мозговых сосудов. Также оно позволяет выявить аневризмы, сужения сосудов и сосудистые мальформации, которые представляют собой своеобразный клубок, состоящий из вен и артерий.

Лечение и коррекция

Пациенту с таким нарушением требуется постоянное внимание врачей и поддержка родственников. При выборе тактики терапии следует принимать во внимание тот факт, что человек не воспринимает речь, поэтому рекомендации нужно доводить до его сведения различными способами. Для этой цели можно использовать жесты, рисунки или воспроизведение аналогичных действий.

Терапия должна включать лечение основного заболевания и проведение занятий с логопедом. Стоит учитывать, что на восстановление речи может понадобится несколько лет. В этот период больной нуждается в поддержке близких людей.

Конечно, лечение афазии не может быть эффективным без устранения основного нарушения, которое привело к ее развитию. Для этого могут проводиться такие мероприятия:

  1. Оперативное удаление опухолевого образования.
  2. Удаление кровоизлияния, если оно локализуется поверхностно и может быть ликвидировано с помощью хирургического вмешательства.
  3. Применение противосудорожных средств, которые помогают предотвращать приступы эпилепсии.
  4. Удаление гнойника из черепной полости, которое осуществляется оперативным путем. После этой процедуры обязательно нужно назначить больному антибактериальные препараты.
  5. Нормализация давления. Также человеку могут быть выписаны средства для улучшения кровообращения в мозге и нормализации обмена веществ при подобных проблемах. Врач может назначить ноотропные препараты и ангиопротекторы.

Тактика занятий с логопедом подбирается в индивидуальном порядке – это зависит от вида патологии. Первые сеансы должны быть посвящены мотивированию пациента к восстановлению речевых функций. Логопеду нужно постараться предотвратить возникновение в его речи стереотипных фраз.

Работа с человеком, страдающим афазией, обязательно должна проводиться в разных направлениях. Очень важно работать над письменной и устной речью. Не меньшее значение имеет стимулирование запоминания и восстановление способности к чтению.

Обычно пациенты с этим нарушением адекватно воспринимают окружающую действительность, однако заболевание может спровоцировать развитие депрессивных состояний или агрессивности. Человек может потерять интерес к продолжению терапии. В подобных ситуациях нельзя обойтись без помощи психолога. Успешное восстановление невозможно без поддержки близких. Люди, окружающие больного человека, должны придерживаться определенных правил:

  1. Не стоит в присутствии пациента говорить с другими людьми о его болезни, проблемах и прогнозах на выздоровление.
  2. Очень важно стимулировать человека самостоятельно начинать вести беседу. Нельзя вместо него произносить сложные слова.
  3. Пациент, страдающий этим нарушением, нуждается в постоянной помощи при реализации врачебных рекомендаций. Нужно подобрать доступный метод объяснения предстоящих процедур, контролировать прием лекарственных препаратов.
  4. Такой человек нуждается в регулярном общении. Чтобы замедлить возникновение других речевых отклонений, следует постоянно разговаривать с больным, объяснять ему происходящие события, читать вслух. С помощью телевизора или газет он не сумеет восстановить нарушенную речь.
  5. Важно проявить максимальное терпение, ведь нередко больному приходится объяснять непонятные термины по несколько раз.

Прогноз

На интенсивность симптомов заболевания и прогноз влияет область поражения головного мозга. Особенности протекания патологии напрямую зависят от состояния здоровья человека и его возраста.

Как правило, врачи и логопеды добиваются восстановления определенных речевых функций. Конечно же, лучший прогноз имеют люди молодого возраста. Однако отдельные формы патологии, которые появляются у детей дошкольного возраста, могут спровоцировать крайне серьезные последствия и даже полную утрату речи.

В большой степени дальнейшее состояние человека зависит от занятий с квалифицированным специалистом – логопедом. Не меньшее значение имеет помощь родственников, которые должны оказывать больному моральную поддержку в сложный период восстановления.

Чтобы прогноз был максимально благоприятным, коррекция должна проводиться в течение длительного периода времени. Только благодаря этому удастся обеспечить постепенный выход из афазии.

Профилактика

Сегодня речь пойдет:

Афазия - это расстройство речи, при котором человек полностью или частично не может выражать свои мысли при помощи речевого аппарата или же не в состоянии быть участником коммуникативного акта. Нередко больные не понимают фраз, которые к ним обращены. Данное заболевание требует длительного лечения и специального обучения навыкам речи и общения.

Характерной особенностью афазии является утрата речевых навыков уже после того, как речь была сформирована. Афазия может наблюдаться как у пожилых людей, так и у совсем маленьких детей от 3-х лет. Речь пациентов с афазией резко отличается от речи здоровых людей своей экспрессией, интонацией и выразительностью. Больные не могут вести связную беседу, у них также нарушается письменная речь (чтение, письмо). Страдает непосредственно не артикуляционный аппарат речи, а формирование речи на уровне коры головного мозга. Вид и разновидность недуга зависят от того, где именно располагается поврежденный участок головного мозга.

Данное заболевание впервые было описано в 30-е гг. 20 века. С тех пор ученые продолжают развивать учение об афатических расстройствах. Помимо коммуникативного аспекта афазия затрагивает также психические процессы, опорно-двигательную и сенсорную системы, поэтому данное заболевание требует длительного лечения и совместной работы сразу нескольких специалистов: невролога, терапевта, логопеда, психолога.

Причины афазии


Специалисты называют несколько факторов, которые влияют на возникновение подобного расстройства. К основным причинам афазии относится:
  • генетическая предрасположенность к афазии;
  • инсульты головного мозга, при которых сильно страдает головной мозг, наблюдаются необратимые изменения в его работе;
  • черепно- мозговые травмы и ушибы головы, сотрясение мозга;
  • воспалительные заболевания, затрагивающие мозг (энцефалит, абсцесс и др.);
  • рак головного мозга;
  • различные опухоли, образующиеся в области головного мозга;
  • операции, затрагивающие головной мозг;
  • эпилептические припадки;
  • болезнь Пика;
  • поражение сосудов головного мозга (тромбоз, атеросклероз);
  • гипертония;
  • порок сердца;
  • отравление солями тяжелых металлов;
  • психические расстройства (шизофрения и проч.);
  • расстройство интеллекта.
Чаще всего афазия возникает после инсульта или тяжелых травм головы. Данный недуг преимущественно наблюдается у пожилых людей, хотя афазия может возникнуть и в юном возрасте.

Виды и симптомы


Существует несколько классификаций афазии, основанных на разных основаниях. Исследователи пытались разграничить афазию в соответствии с лингвистическими, анатомическими, психологическими критериями. Мы несколько подробнее остановимся на результатах подобного разграничения. Однако самой популярной и наиболее полной считается классификация доктора А. Лурия.

Итак, в соответствии с расположением поврежденного участка головного мозга, говорят о семантической афазии (повреждена теменная доля), моторной афазии (повреждены задние отделы лобной доли), сенсорной афазии (повреждена височная доля), амнестической афазии (повреждены внутренние отделы височной доли).

С точки зрения неврологии данное заболевание может быть моторным и сенсорным.
Сообразно лингвистической концепции афазия подразделяется на вербальный тип (маленький словарный запас, нарушение в образовании слов), номинальный тип (больной не воспринимает речь и не может использовать слова для выражения мыслей), синтаксический тип (нарушение синтаксической целостности предложения), семантический тип (искажение смысла воспринимаемой речи).

Наконец, предложенная доктором А. Лурия классификация выглядит следующим образом:

1. Моторная афазия (эфферентная и афферентная)

Поражаются области в зоне Брока. При данном типе больной переставляет слоги, подменяет звуки. У него нарушается интонационный рисунок, при разговоре возникают длинные паузы. Больной немногословен, его речь крайне скудна. Он не может связать слова в одно грамматически верное построенное предложение, но понимает то, что ему говорят. Из-за поражения лобной доли мозга нарушается еще и моторика, поэтому часто мимика пациента искажена.

2. Сенсорная афазия

При сенсорной афазии (афазии зоны Вернике) больные строят длинные предложения, которые верны с синтаксической точки зрения, но абсолютно бессмысленны с точки зрения семантики. Понять речь такого человека невозможно. Кроме того, больные плохо воспринимают чужую речь, поэтому при сенсорной афазии как-либо взаимодействовать с пациентами очень трудно. Больные не могут писать, но чтение вполне им удается.

3. Семантическая афазия

Больной в целом понимает речь, его также легко понять, однако в процессе говорения пациент может забыть название какого-либо предмета, не вспомнить значение фразеологизма, запамятовать название города или реки. Люди с семантической афазией не могут строить причастные и деепричастные обороты, использовать фигуры речи. При чтении многие очевидные вещи кажутся им непонятными. Речь пациентов максимально проста и незамысловата, для того, чтобы они поняли другого человека, нужно, чтобы тот использовал самые простые и обыденные слова, не прибегая к метафорическим переносам, крылатым фразам и проч.

4. Акустико-мнестическая афазия

При данной форме афазии больной забывает название предметов. Он не может выучить стихотворение, повторить за человеком связную цепочку из разных слов. С другой стороны, больной вполне нормально ведет беседу, но часто не может вспомнить название предмета, который ему показывают.

5. Динамическая афазия


Поставить верный диагноз можно лишь при сплоченной работе нескольких специалистов. Так, больного осматривает невролог, психолог, логопед, терапевт и нейропсихолог. Во время первичного осмотра врачи обращают внимание на внешние проявления заболевания (нарушение мимики, асимметрия лица и проч.). Выявляется нарушение речи, обязательна консультация логопеда. Затем больного отправляют на компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию мозга, проводят электроэнцефалографию. Комплексная диагностика позволяет с большей точностью выявить имеющиеся нарушения и назначить должное лечение.

Лечение афазии строится по индивидуальным показателям. Оно включает в себя занятия с логопедом, прием лекарственных препаратов, физиотерапию, хирургическое вмешательство, если таковое требуется. Больному нужно запастись терпением, т. к. лечение длится долго, но не всегда удается достичь положительных результатов. Очень важно, чтобы близкие люди также участвовали в адаптации пациента, использовали в беседе с больным короткие простые предложения, говорили с ним не как со слабоумным, а как с обычным собеседником. Специально для: - http://сайт

Афазия представляет собой нарушение акта речи, возникающее из-за повреждения коры головного мозга. При данном расстройстве человек полностью либо частично утрачивает ранее приобретенную речевую функцию, также нередко страдает способность адекватно воспринимать чужую речь, нарушаются функции письма и чтения. Являясь неспецифическим признаком различных патологических состояний мозга, афазия способна протекать в нескольких формах. Именно от формы болезни зависит и ее основная клиническая картина.

Формы болезни

В зависимости от того, какая именно зона коры головного мозга подверглась повреждению, принято выделять несколько форм афазии:

В клинической практике наиболее часто встречается сочетанная форма болезни, при которой совмещаются сенсорная и моторная формы.

По степени тяжести болезнь может быть частичной или тотальной. В первом случае нормальная речь у больного сопровождается нарушениями, тогда как во втором случае, функция речи оказывается полностью разрушенной.

Причины заболевания

Главная причина, по которой развивается моторная или сенсорная афазия – это органическое поражение коры головного мозга. Негативное влияние провоцирующих болезнь факторов оказывается тогда, когда речь у больного уже полностью сформировалась.

Чаще всего развитию заболевания способствуют сосудистые патологии головного мозга. Так, нередко моторная афазия или иные формы болезни наблюдаются у пациентов, перенесших ишемический или геморрагический инсульт. Стоит отметить, что после геморрагического инсульта чаще всего у больных диагностируется тотальная либо смешанная форма афазического синдрома. При перенесенном ишемическом инсульте, способствующем значительному нарушению мозгового кровообращения, чаще наблюдается тотальная сенсорная либо моторная афазия.

Помимо патологических состояний, приводящих к нарушению кровообращения, спровоцировать развитии афазии могут хирургические вмешательства и черепно-мозговые травмы. Кроме того, отмечается влияние на развитие расстройства речевой функции воспалительных процессов в головном мозге, которые возникают при менингите и энцефалите, опухолевых новообразований, прогрессирующих патологий ЦНС. Также привести к афазии может эпилепсия, при которой неизбежно нарушается нормальное функционирование мозга, и болезнь Крейцфельда-Якоба, характеризующаяся разнообразной неврологической картиной при прогрессирующем слабоумии вследствие поражения мозга инфекционной природы.

Можно выделить некоторые факторы риска, повышающие вероятность появления афазии. Афазия Брока, также как и сенсорная или амнестическая афазия чаще всего встречается у людей пожилого возраста, а также у пациентов, имеющих генетическую предрасположенность к болезни. Также риск возникновения речевого расстройства существенно повышается при гипертонии, ревматических пороках сердца и перенесенных ишемических атаках.

Клиническая картина

Тяжесть течения афазического синдрома определяется возрастом больного, индивидуальными особенностями его организма, а также локализации и распространенности патологического очага. Если у пациента имеются опухоли мозга, то сенсорная и моторная афазия будет проявляться постепенно, тогда как после черепно-мозговой травмы болезнь возникает резко. Афазическое расстройство, появившееся на фоне кровоизлияния в мозг, обычно характеризуется наиболее тяжелым течением.

Что касается симптомов заболевания, то основным из них является нарушение речи, которое присутствует при любых типах патологии. Если у пациента присутствует эфферентная моторная афазия, в его речи присутствуют такие отклонения, как перестановка слогов и звуков, парафразии. Стиль речи таких больных можно охарактеризовать как «телеграфный». Афазия Брока характеризуется сохранением способности человека произносить отдельные звуки, но сопровождается нарушением функции письма и чтения.

При афферентной моторной форме болезни клиническая картина бывает несколько иной. У больного может наблюдаться речевой эмбол, невозможность говорить спонтанно, отсутствие понимания фраз других людей. Такие пациенты часто склонны к молчаливости, так как осознают свое заболевание и при невозможности произнести конкретные слова предпочитают промолчать.

Сенсорная афазия характеризуется преимущественно нарушением слухового восприятия, тогда как физический слух остается нормальным. Пациенты с афазией Вернике не могут контролировать собственную речь, а также не понимают речевой поток, обращенный к ним. В первые несколько недель развития заболевания окружающие не могут понять смысл фраз больного, так как речь его больше напоминает «словесную окрошку». Далее может развиться патологическое многословие. Как правило, сенсорная афазия характеризуется сохранением у больного функции течения, тогда как навык письма может пострадать.

Амнестическая афазия проявляется тем, что больной не может вспомнить названия известных ему предметов и явлений, испытывает трудности с пониманием сложных предложений в речи других людей, различных речевых и метафорических оборотов. Также пациент не понимает смысла прочитанного.

При тотальной форме недуга наблюдаются нарушения всех сторон речевой функции. Человек не может ни понять чужую речь, ни правильно воспроизвести собственную. Для выражения своих мыслей больной практически не использует словесные формы, также испытывает трудности при письме и чтении.

Методы диагностики

Сенсорная и моторная афазия, а также другие формы данного расстройства диагностируются после комплексного обследования с участием неврологов, логопедов и нейропсихологов. В первую очередь, специалисты проводят анализ анамнеза пациента, учитывая время начала развития симптоматики и факторы, ставшие причиной заболевания. Обязательно проводится неврологический осмотр, в ходе которого выявляются имеющиеся дефект речевой функции и прочие неврологические клинические признаки. Оценку речи пациента и планирования будущего курса коррекции проводит психолог.

В качестве дополнительных диагностических мероприятий выполняется электроэнцефалография для оценки электрической активности различных отделов мозга пациента, магнитно-резонансная ангиография для выявления возможных повреждений сосудов мозга, также широко применяются методы компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Чтобы восстановить речевую функцию, необходим реабилитационный курс, включающий в себя занятия с логопедом и психологом. Скорость восстановления зависит от возраста больного и степени тяжести заболевания.

Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Форма заболевания играет важную роль, ведь именно от нее зависит, то, как себя проявит данное отклонение. Люди, которые страдают данным заболеванием, нуждаются в проведении диагностики с неврологической стороны, психологической и речевой.

Возникают данные отклонения из-за того, что происходит образование патологии зон мозга головы, в которых располагаются речевые центры. Если сравнивать с алалией, при которой не происходит формирование речи, расстройство характеризуется потерей вербальной речи после ее полного формирования. У людей, которые болеют данным заболеванием (взрослые и дети) наблюдается нарушение экспрессивной речи, то есть нарушается:

  • звукопроизношение;
  • словарный запас и грамматика;
  • понимание и восприятие письменной речи.

Также происходит нарушение сенсорного восприятия, процессов на психическом уровне, двигательной активности. Все это делает нарушение одним из самых сложных расстройств.

Нарушения, которые протекают в речевых центрах коры головного мозга, возникают уже в период полностью сформировавшейся речи. Причина появления данного нарушения играет решающую роль, поэтому самым важным считается установить этиологию расстройства.

В большинстве случаев отклонение происходит из-за сосудистых патологий головного мозга, к которым относятся геморрагический или ишемический инсульт. После перенесенного геморрагического инсульта у человека наблюдается совмещенный или даже полный афазический синдром; после перенесенного ишемического срыва развивается моторная и сенсорная афазия.

Другой причиной развития данного расстройства являются черепно-мозговые травмы или воспаление, протекающее в головном мозге (например, энцефалит или абсцесс), опухоли, патологии в ЦНС, носящие хронический характер (заболевание Пика), ранее перенесенные хирургические манипуляции головного мозга.

Также можно выделить факторы, которые повышают вероятность развития отклонения. К ним относятся:

  • преклонный возраст;
  • наличие заболевания в анамнезе семьи;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертония;
  • ревматические пороки миокарда;
  • ранее перенесенная транзиторная ишемическая атака;
  • повреждения мягких тканей головы, костей черепа.

То, насколько тяжело будет протекать отклонение, зависит от места нахождения и величины очагов патологии, возраста, этиологии и предшествующего заболеванию состояния.

Например, развитие расстройства при развитии опухолей головного мозга происходит постепенно, а при острой недостаточности в мозговом кровообращении, расстройство развивается стремительно.

Процесс восстановления после возникновения заболевания у молодых людей происходит гораздо быстрее, чем у пожилых людей.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия:
    эфферентная;
    афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Методы диагностики заболевания

Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.

Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.

Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.

Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии(у детей), дизартрии или тугоухости.

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Лучше всего лечению поддаются молодые люди или дети. Но не стоит забывать, что развитие данного заболевания у детей от пяти до семи лет, может стать причиной наступления тотальной афазии (полной утери речи). Тотальная афазия наиболее сложно поддается коррекции.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.