В В В В В В В Очень давно в одной из первых своих прочитанных книг о силовой подготовке я узнал о таком понятии как экскурсия грудной клетки. В этой книге объяснялось и аргементировалось, что экскурсия - это показатель атлетичности.

В В В В В В В Экскурсия грудной клетки - разница окружности грудной клетки между вдохом и выдохом. Замерить ее очень просто - возьмите сантиметр, затем выдохните максимально и замерьте окружность грудной клетки, потом сделайте мощный вдох и снова замерьте. Вычтите из большего меньше - полученная разница и есть экскурсия грудной клетки(по соскам или непосредственно под грудными мышцамиВ - не имеет значения, так как важна разница).

В В В В В В В Экскурсия является косвенным показателем тренированности атлета. Установлено, что с годами интенсивнового тренинга экскурсия увеличивается. Возьмите сантиметр прямо сейчас - если у вас экскурсия равняется или превышает 10 см, то вам нет нужды беспокоиться - вы атлетичны и достаточно тренированны.
В В В В В В В Среди тестируемых одними из первых в табели о рангах стоят пловцы на короткие дистанции и спринтеры - экскурсия их грудной клетки достигает 20 см!!! За ними следом, как не странно, идут борцы - даже у начинающих малолетних борцов экскурсия превышает 10 см. Эти данные можно без труда найти в любом спортивном диспансере, который в советские времена обслуживал огромную армию спортсменов - от детей, до чемпионов мира.
Однако в этих диспансерах нет никаких данных о пауэрлифтерах и тем более о культуристах. Я собственными силами постарался восполнить этот пробел - перемерял всех знакомых силовиков от КМС до МСМК.
Результаты оказались самыми удручающими... для пловцов, спинтеров и бороцов - для атлетов уровня МСМК и МС экскурсия грудной клетки превысила на 1,7 см в среднем экскурсию пловцов!!!
Представляете, если брать экскурсию грудной клетки за критерий атлетичности, то закон больших чисел говорит о том, что пауэрлифтеры самые атлетичные!!! Этот вывод меня весьма порадовал.
Я думаю он так же порадует и вас, дорогие мои собратья по железу.

В В В В В В В Практически у всех силовиков уровня МСМК экскурсия грудной клетки составляет около 20 см - а это супергроссмейстерский показатель.

В В В В В В В Логично предположить, что имеется связь между экскурсией и уровнем мастерства, а значит и атлетичности. Те, у кого экскурсия составляется 10 сантиметров, захотят увеличить ее до 15. Ате, кто является счастливым обладателем экскурсии 15 см, наверняка горят желанием поднять ее до 20 см! Встает вопрос - как это сделать...

Как это сделать...

Вполне достаточно комбинировать глубокие приседания и жим лежа широким хватом.
Эти упражнения рекомендуют все... они универсальны... универсальны они и для увеличения грудной клетки.

1. Жим лежа - хват должен быть чуть шире среднего, лопатки следует свести вместе, трапецией следует упереться в лавку и прогнуться в пояснице, ягодицы только касаются лавки - основная опора это ваши стопы и трапеция. По мере опускания штанги на грудь старайтесь максимально подать грудь вверх, вдохните на полную мощь ваших легких, сведите лопатки вместе - разверните грудь, чтобы она стала шире чем ваша входная дверь...
Помните, о психологической стороне - представьте, что вместо груди у вас кузнечных мех, а ваши руки гидравлические приводы... вам нет равных по мощи... вдох - мощный срыв... вдох - мощный срыв...

2 Приседания - приседайте так, как вы это обычно делаете, только акцентируйтесь на правильном дыхании.
Перед тем как ринуться вниз, сделайте мощный вдох и подайте грудь вперед.
Если для вас главное - это бочкообразная грудь, а не большой присед, то поставьте вес поменьше и набирайте в свои легкие воздух в самом низу - в глубоком "седе".

3 Жим гантелей - это упражнение как- будто специально придумали для увеличения грудной клетки.
Возьмите гантели поувесистей, представьте себе кузнечной машиной - ваши легкие - меха, а руки гидравлические привода. Опускайте гантели медленно и по мере опускания наполняйте легкие воздухом. Когда почувствуете, что ваши легкие готовы взорваться от кислорода, резко жмите гантели вверх

4 Пуловер(пулловеры) - любимое упражнение культуристов. Если вас преследует маниакальная идея увеличения грудной клетки, то это упражнения вам поможет.
Его смысл в достаточно большом количестве повторений - от 8 до 25.
Лавки должны касаться только ваши трапеции и центр спины -В прогнитесь максимально.
Самое главное набрать в свои легкие как можно больше воздуха во время отведенной назад за голову гантели (штанги). Упражнение достаточно травмоопасно, поэтому не следует гнаться за большим весом - уделите больше внимания чистоте движения.

Эти 4 упражнения самые эффективные, поэтому я не буду перечислять бесконечный список.
Экскурсию можно тренировать всегда - главное, чтобы активно работали ваши легкие - вдох следует делать при максимальном растяжении плечевого пояса и груди.

Если вы хотите быть атлетом, а не 160килограммовыми свиноподобными Энтони Кларками(при всем моем уважение, его тело не внушает эстетического восторга), то вам не стоит забывать про аэробные нагрузки. Аэро - значит воздух, воздух который вы прогоняете через ваши легкие, а значит и тренируете их, увеличиваетет подвижность грудной клетки.
В В В В В В Старайтесь 1-2 раза в неделю делать разгрузку в бассейне - проплывите несколько спринтерских дистанций. Не стоит бояться потери так тяжело заработанных граммов мышечной массы - если вы худеете от 20-30 минут плаванья, то грош цена вашей мускулатуре... Увеличьте дневные каллориии и все будет в порядке.
В В В В В В В Старайтесь 2-3 раза в неделю совершать забеги на 20-30 минут в спринтерско-марафонской смешанной манере. Лично я предпочитаю крутить педали велотренажера - так для коленей безопасней...

Самое главное даже во время бега не забывайте, что ваши легкие - это кузнечный мех...

Плюсы:

Минусы:

  • минусов нет... кроме как возникновения проблемы с одеждой - придется шить пиджак на заказ...

15411 0

Многие заболевания и травмы приводят к нарушению функций поражённой системы, ограничивающему физические возможности больного (способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя), нарушающему трудоспособность и нередко приводящему к инвалидности.

Поэтому определение функционального состояния пострадавшей системы имеет чрезвычайно важное значение в реабилитации и оценке её эффективности.

С этой целью, наряду с клиническими исследованиями, применяются специальные методы, дающие количественную оценку эффективности восстановительного лечения.

К ним относятся: антропометрия (измерение массы, объёма движений, силы мышц, жизненной ёмкости лёгких и др.) и функциональные пробы.

Антропометрия (соматометрия)

Антропометрия отражает количественную характеристику показателей физического развития, а проводимая в динамике, позволяет оценить эффективность медицинской реабилитации.

При антропометрических исследованиях обследуемый должен быть без одежды. Техника и методика антропометрии требуют определенных практических навыков. Необходимы точность, аккуратность, внимательность, умение обращаться с антропометрическим инструментарием, проверять его и производить метрологический контроль.

Измерение массы

Для измерения массы тела используются медицинские весы чувствительностью до 50 г. Взвешивание необходимо производить в одно и то же время, утром, натощак. Обследуемый встаёт на середину платформы весов при опущенном затворе арретира. Обследующий должен поднять затвор арретира и передвигать гирю по нижней планке коромысла от нулевого деления к свободному концу до тех пор, пока коромысло не станет делать значительные размахи по отношению к уровню клювовидного выступа. Вслед за этим надо передвигать в том же направлении гирю по верхней планке до момента уравновешивания и затем опустить затвор арретира. Масса обследуемого выводится из суммы двух чисел, фиксированных передвижением гирь по нижней и верхней планкам.

Измерение роста

Измерение роста производится при помощи ростомера или антропометра. Ростомер состоит из двухметровой вертикальной планки с сантиметровыми делениями, по которой перемещается горизонтальная планшетка. Стойка укреплена на площадке. Для измерения роста в положении стоя обследуемый становится на площадку деревянного ростомера таким образом, чтобы касаться вертикальной планки (стойки) ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной. После того как обследуемый принял правильное положение, сверху по стойке осторожно опускают скользящую муфту с горизонтальной планшеткой до соприкосновения с головой. Цифра, на которой фиксирована планшетка, показывает рост в сантиметрах (определяется по показаниям правой шкалы). Измерение роста производится с точностью до 0,5 см.

Измерение окружности грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки производят сантиметровой лентой в вертикальном положении обследуемого. Ленту располагают сзади у лиц обоего пола под нижние углы лопаток. Спереди у мужчин по нижнему сегменту околососковых кружков, у женщин над грудной железой на уровне прикрепления 4 ребра к грудине. При наложении сантиметровой ленты обследуемый отводит руки в стороны. Измеряющий, удерживая в одной руке оба конца ленты, свободной рукой проверяет правильность ее наложения. Измерения проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе и во время паузы. Чтобы уловить момент паузы, обследуемому задают какой либо вопрос и во время ответа про-изводят измерения. Разница между величинами окружностей в фазе вдоха и выдоха определяет степень подвижности грудной клетки (экскурсию, размах).

Измерение жизненной емкости легких

Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - спирометрия, производится следующим образом: обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа.

Измерение силы мышц

Измерение силы мышц - динамометрия. Величины динамометрии характеризуют силу мышц кистей, разгибателей спины и т. п. Измерение силы мышц производится динамометрами, ручным и становым. Измерение силы мышц кисти (силы сжатия) производится ручным динамометром. Обследуемый в положении стоя захватывает рукой динамометр, без напряжения в плече вытягивает руку в сторону и сжимает динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе).

Измерение силы мышц спины
(разгибателей) или становой силы производится становым динамометром. При измерении ста-новой силы рукоятка динамометра должна находиться на уровне коленей. Обследуемый становится на специальную подставку, сгибаясь в пояснице, берется обеими руками за ручку динамометра и затем постепенно, без рывков, не сгибая коленей, с силой выпрямляется до отказа. Противопоказанием для измерения ста-новой силы являются: беременность, менструация, наличие грыж, отсутствие одной кисти или нескольких пальцев, наличие грыжи Шморля, выраженный артроз.

В практическом здравоохранении наиболее удобным и объективным методом оценки антропометрических данных считается метод индексов, заключающийся в сопоставлении, как правило, двух показателей.

Массо-ростовой индекс Кетле - это отношение массы в граммах к росту в сантиметрах. У женщин этот показатель составляет 300-375 г/см, у мужчин - 350-400 г/см.

Индекс Эрисмана - разница между окружностью грудной клетки на паузе и 0,5 роста. У женщин индекс в норме равен 3-5 см, у мужчин - 5 7 см.

Размах грудной клетки - разница между окружностью груд-ной клетки на вдохе и выдохе. У женщин размах составляет 5-7 см, у мужчин - 7 9 см.

Жизненный индекс - отношение ЖЁЛ (в мл) к массе тела (в кг). У женщин этот показатель равен 50-60 мл/кг, у мужчин - 60-70 мл/кг.

Силовой индекс - отношение показателя динамометрии к массе тела в процентах. Силовой кистевой индекс равен: у женщин - 50 %, у мужчин - 75 %, становой индекс составляет: у женщин - 140-160 %, у мужчин - 200-220 %.

Функциональные пробы и тесты

Функциональными методами называют специальные методы исследования, используемые для оценки и характеристики функционального состояния организма.

Функциональная проба - нагрузка, применяемая для оценки сдвигов функции различных органов и систем.

К функциональным пробам предъявляют следующие требования:

  • проба должна быть нагрузочной, т.е. она должна вызывать устойчивые сдвиги в исследуемой системе;
  • проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях;
  • проба должна быть стандартной, надежной, воспроизводимой;
  • проба должна быть объективной, когда разные лица, пользуясь определенным тестом и обследуя одну и ту же группу лиц, получают при этом одинаковые результаты;
  • проба должна быть информативной или валидной, когда оценка, полученная при обследовании группы в целом, совпадает со спортивными результатами тестированных лиц;
  • проба должна быть безвредной.
Показания к проведению функциональных проб:
1) определение физической подготовленности к занятиям спортом, физической культурой или КТ;
2) экспертиза профессиональной пригодности;
3) оценка функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей;
4) оценка эффективности программ тренировки и реабилитации.

Противопоказания к проведению функциональных проб:
1) тяжелое общее состояние больного;
2) острый период заболевания;
3) повышенная температура тела;
4) кровотечение;
5) выраженная недостаточность кровообращения;
6) быстро прогрессирующая или нестабильная стенокардия;
7) гипертонический криз;
8) аневризма сосудов;
9) выраженный аортальный стеноз;
10) тяжелое нарушение ритма сердца (тахикардия свыше 100-110 уд/мин, групповые, частые или политопные экстрасистолы, мерцательная аритмия, полная блокада и др.);
11) острый тромбофлебит;
12) выраженная дыхательная недостаточность;
13) острые психические расстройства;
14) невозможность выполнения пробы (болезни суставов, нервной и нервно-мышечной систем, которые мешают проведению проб).

Показания для прекращения тестирования:
1) прогрессирующая боль в груди;
2) выраженная одышка;
3) чрезмерное утомление;
4) бледность или цианоз лица, холодный пот;
5) нарушение координации движений;
6) невнятная речь;
7) чрезмерное повышение артериального давления, не соответствующее возрасту обследуемого на увеличение нагрузки;
8) понижение систолического артериального давления;
9) отклонение на ЭКГ (суправентрикулярная или желудочковая параксизмальная тахикардия, появление желудочковой экстрасистолии, нарушение проводимости и др.)

Классификация функциональных проб

I. По системному принципу (в зависимости от того, функциональное состояние какой из систем организма оценивается) подразделяются на пробы для дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем.
II. По времени проведения проб (в зависимости от того, в какой период регистрируется выходной сигнал: непосредственно во время воздействия или сразу после него). В первом случае оценивается адаптация к воздействующему фактору, во втором - характер восстановительных процессов.
III. По виду входного воздействия:
1) физическая нагрузка;
2) изменение положения тела в пространстве;
3) натуживание;
4) изменение газового состава вдыхаемого воздуха;
5) температурное воздействие;
6) введение медикаментозных средств;
7) изменение барометрического давления;
8) алиментарные нагрузки и др.
IV. По интенсивности применяемых нагрузок;
1) с малой нагрузкой;
2) со средней нагрузкой;
3) с большой нагрузкой: а) субмаксимальной, б) максимальной.
V. По характеру физической нагрузки:
1) аэробные;
2) анаэробные.
VI. В зависимости от количества применяемых нагрузок:
1) одномоментные;
2) двухмоментные;
3) трехмоментные.

Виды физических нагрузок, применяемых при проведении функциональных проб:
А. Непрерывная нагрузка равномерной интенсивности.
Б. Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалами отдыха после каждой ступени.
В. Непрерывная работа равномерно повышающейся мощности.
Г. Непрерывная, ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов отдыха.

Выбирая конкретные методы исследования, преимущество следует отдать тем, в которых результаты имеют количественное (цифровое), а не только описательное (например, лучше-хуже, больше-меньше) выражение. Для практического использования пригодны только такие тесты, для которых дана шкала оценок или нормативов (так называемые должные величины). Исключительно важное значение имеет точное соблюдение инструкции проведения обследования (методика теста).

Пирогова Л.А., Улащик В.С.

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом "щелчка". Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов - большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные - в области большого вертела, а остальные пальцы - вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3x3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды - при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.

53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более - высоким.

для детей до 6 мес. - 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. - 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет - 63 – 1,5 (10 - n)
старше 10 лет - 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене .

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.

Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. - Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. - Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя).
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). - Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. - Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. - Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. - Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. - При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п - возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10-15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление - разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5-6 лет - 44 мм рт.ст., в 14-15 лет - 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс - периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3- 3,5 сердечных сокращения, а в старшем - 4.

  • У новорожденного - 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год - 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года - 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.

Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей - первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема - разгибание головы и Эсмарха - рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара . Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

обратите внимание на движение углов лопатки во время глубокого вдоха и выдоха. Асимметрия дыхательных экскурсий может быть вследствие плевритов, оперативных вмешательств, сморщивания легкого. Асимметрия грудной клетки связана с увеличением объема (вследствие накопления жидкости или воздуха в плевральной полости) или с его уменьшением, вследствие развития плевральных сращений, обтурационного ателектаза (спадения) легкого или его доли, фиброза (сморщивания) легочной ткани.

4.Оценка показателей дыхания:

а) дыхание через нос обычно наблюдается у здорового человека. Дыхание через рот наблюдается при патологических состояниях в полости носа (ринит, этмоидит, полипоз, искривление носовой перегородки).

б) тип дыхания:

грудной - обычно наблюдается у женщин;

брюшной (диафрагмальный) - у мужчин;

смешанный - иногда у пожилых.

в) частота (число дыханий в 1 минуту) - определение проводится путем подсчета числа дыхательных движений в 1 минуту незаметно для больного, для чего располагают руку на поверхности грудной клетки.

У здорового человека число дыханий в 1 минуту 16-20.

Учащение числа дыханий свыше 20 в 1 минуту (тахипноэ) наблюдается при уменьшении дыхательной поверхности легких (воспаление, спадение альвеол вследствие гидроторакса или пневмоторакса, выключение части легких из дыхания), при наличии препятствий для нормальной глубины дыхания (асцит, метеоризм, перелом ребер, заболевания диафрагмы и т.д.).

Урежение числа дыханий менее 16 в 1 минуту (брадипноэ) отмечается при угнетении дыхательного центра, которое возникает из-за повышения внутричерепного давления (менингит, кровоизлияние в мозг, опухоль и др.); при интоксикации (коматозные состояния, инфекции и др.); при обструктивных процессах (бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких).

г) глубина дыхания - определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном, спокойном состоянии. У здорового человека дыхание средней глубины. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, а глубокое дыхание, наоборот, связано в большинстве случаев с патологическим его урежением. Иногда глубокое редкое дыхание сопровождается громким шумом. Оно получило название большого глубокого шумного дыхания Куссмауля и наблюдается при диабетической, уремической, печеночной комах, вследствие значительного изменения чувствительности дыхательного центра.

д) ритм дыхания - у здорового человека наблюдаются равномерные дыхательные движения. Нарушение ритма дыхания часто связано с уменьшением чувствительности дыхательного центра при тяжелых патологических процессах в головном мозге (острое и хроническое нарушение мозгового кровообращения, отек мозга, менингит), реже при токсическом влиянии на дыхательный центр (при диабетической, уремической, печеночной комах). Неритмичное или периодическое дыхание характеризуется появлением периодов задержки дыхания (апноэ). Возникновение периодического дыхания объясняется понижением возбудимости дыхательного центра, для восстановления которой необходимо увеличение в крови количества углекислоты, что происходит во время паузы. К периодическому дыханию относится дыхание Биота, дыхание Чейна-Стокса, дыхание Грокка.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными, одинаковой глубины дыхательными движениями, которые чередуются примерно через равные интервалы времени с дыхательными паузами (от нескольких секунд до полминуты).

Дыхание Чейна-Стокса характеризуется постепенным нарастанием амплитуды дыхательных движений, которые, достигнув максимума, постепенно снижаются и заканчиваются паузой (от нескольких секунд до одной минуты).

Дыхание Грокка (волнообразное дыхание) - напоминает по форме дыхание Чейна-Стокса, с той лишь разницей, что вместо дыхательной паузы отмечается слабое поверхностное дыхание с последующим нарастанием и снижением глубины дыхательных движений. Волнообразное дыхание рассматривается как проявление более ранней стадии тех же патологических процессов, которые вызывают дыхание Чейна-Стокса.

5. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки: проводится путем измерения сантиметровой лентой окружности грудной клетки при спокойном дыхании, на высоте максимального вдоха и выдоха, при этом лента сзади располагается на углах лопаток, а спереди - у места прикрепления четвертых ребер к грудине. Дыхательная экскурсия грудной клетки определяется как разность между показателями на вдохе и выдохе и составляет 6-8 см. Она уменьшается при наличии плевральных наложений (после перенесенного плеврита), пневмонии, при эмфиземе легких, ожирении.