Annotation

Автор этой в свое время одной из самых популярных книг по истории и теории изобразительного искусства выдающийся французский философ и историк Ипполит Тэн (1828-1893) по праву считается классиком мировой искусствоведческой мысли. Впервые она была выпущена в 1880 г. на основе лекционных курсов, прочитанных им в 1864-1869 гг. в парижской Школе изящных искусств. С присущим ему литературным мастерством Тэн увлекательно рассказывает о сущности, особенностях и характере процесса создания произведений искусства, творческой лаборатории видных итальянских и нидерландских живописцев, древнегреческих скульпторов. В книге воссоздаются картины жизни и наиболее яркие события Древней Греции, Италии и Нидерландов в средние века и в эпоху Возрождения, показано их влияние на развитие культуры.

Печатается в переводе А. Н. Чудинова по изданию, выпущенному в Санкт-Петербурге в 1904 г. Имена и фамилии, названия художественных произведений даются в современной транскрипции.

Для всех, кто интересуется проблемами теории и истории мирового искусства.

Тэн Ипполит

Силуэты культурных эпох

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

Отдел первый. О сущности художественных произведений

Отдел второй. Возникновение художественных произведений

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В ИТАЛИИ

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В НИДЕРЛАНДАХ

Отдел первый. Постоянные причины

Отдел второй. Исторические эпохи

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В ГРЕЦИИ

Отдел первый. Племя

Отдел второй. Историческая пора

Отдел третий. Учреждения

ОБ ИДЕАЛЕ В ИСКУССТВЕ

Отдел первый. Степень важности характера

Отдел второй. Степень благотворности характера

Отдел третий. Степень цельности впечатлений

Послесловие. О жизни и творчестве Ипполита Тэна

Тэн Ипполит

Философия искусства

Подготовка к изданию, общая редакция, составление именного указателя и послесловие -

А. М. Микиша

Вступительная статья -

П. С. Гуревич

В составлении именного указателя принимала участие

О. И. Шульман

М. Республика, 1996.

Силуэты культурных эпох

О мировом искусстве, его жанрах и этапах развития написано множество книг. Однако вряд ли может считать себя сведущим в этой области тот, кто незнаком с произведениями выдающегося французского философа и историка Ипполита Тэна. Его сочинения, изданные на русском языке несколько десятилетий назад, давно стали библиографической редкостью. Между тем в наши дни, когда особенно возрос интерес к познанию сущности, природы, закономерностей создания произведений культуры, ее развитию, настало время для пытливого и внимательного чтения работ Тэна. Наряду с трудами датского ученого Георга Брандеса и российского Александра Веселовского предлагаемая вниманию читателя книга составляет классику культурфилософской и искусствоведческой мысли.

Что можно сказать в предваряющем книгу слове? Тэн создал произведения, не имеющие аналогов по универсальности и богатству материала, исследовательскому кругозору и строгой фактологии. Исследовательская добросовестность философа не нуждается в рекомендациях. Идет ли речь о средневековой цивилизации и готической архитектуре, великих художниках Возрождения или духовном родстве греков и латинян, сравнении лирической поэзии греков с поэзией современных ему народов, типах реалистической или комической литературы, в работе Тэна нет приблизительных или неточных деталей, поверхностных оценок.

Обратимся к щедрой мозаике фактов, проницательных наблюдений и выводов, которые позволяют воссоздать силуэты эпох развития культуры. Когда Тэн сравнивает периоды расцвета или упадка, он не ограничивается двумя-тремя иллюстрациями. Исследователь говорит о литературе, музыке, скульптуре, живописи. Он вводит нас в мир культурных феноменов разного ранга и разного смысла.

В соответствии с установками классического позитивизма Тэн отдает предпочтение факту. Конечно, у кого-то, привыкшего к иной методологии, это может вызвать психологическую дискомфортность. Зачем это почти естественно-научное перечисление конкретных событий, деталей? Но вот по здравому размышлению улавливаем: за минувшие десятилетия преобразовались оценки, сменились пристрастия. Что же осталось нетронутым? Верховенство его величества Факта. Да, такими были, можно полагать, древние живописцы Помпеи и Равенны. Тождествен классический стиль при Людовике XIV. Узнаваемы статуи на гробнице Медичи. Самодовлеет живое тело, запечатленное на полотне художника. Живописцы-реалисты в Италии схожи с анатомами. Конкретны и выразительны символические и мистические итальянские школы.

Факт предельно значим, когда речь идет о культурно-исторической школе, поскольку именно разносторонней фактуры не хватает многим ’’всеобщим историям искусств”. Но примеры вовсе не представлены Тэном обособленно. Они выражают стремление воскресить образ культурной эпохи, передают ее аромат и неповторимость. Произведение искусства, по мысли французского искусствоведа, не есть нечто единичное, отдельное. Картина, трагедия, статуя - непременная часть целого. Речь идет не только о творчестве художника, которое выражает единство стиля. Воссоздается акустика времени. Рельефной, исторически конкретной оказывается общественная обстановка.

Однако как оценить философско-искусствоведческую концепцию автора? Одно дело, когда Тэн рассказывает о гимнастике во времена Гомера или о малых фламандцах. Другое - когда он рассуждает о типологии искусств. Третье - когда заявляет, что буквальное подражание не является целью искусства. Фактограф, аналитик, теоретик, эксперт. Чему же довериться? Ведь кроме описания явлений, регистрации фактов в книге немало теоретических рассуждений, обобщающих соображений. Неужели нет иной путеводной нити, кроме позитивистской?

Время расставляет собственные акценты. Наивно сегодня кроить философию по меркам точной науки. Да и сама наука все чаще рассматривается лишь как специфическая форма организации духовного опыта. Бурное развитие гуманитарного, антропологического знания лишает привлекательности идею строгого естественно-научного мышления. Не стоит отождествлять философию со своеобразной ботаникой; у нее совсем иное предназначение. И хотя позитивизм во многом выглядит сегодня уязвимым, однако идеал строгой рациональности сохраняет свое значение и в наши дни, в том числе и в культурфилософии. Если говорить об общей направленности тэновского анализа, то он ближе всего по своему духу к современным попыткам раскрыть коллективную ментальность, то есть передать исходные типы мышления, господствующие в конкретном обществе, особенности душевного склада людей, психологические черты эпохи.

Тэн Ипполит

Е. Козина

Тэн Ипполит (Hyppolyte-Adolphe Taine, 1828-1893) - французский историк литературы, историк, крупнейший представитель буржуазного искусствоведения XIX в., создатель так наз. культурно-исторического метода изучения литературы и искусства. Т. надолго определил пути развития буржуазной искусствоведческой мысли, не утратив и доныне своего влияния. Теоретические построения Т. обусловили в той или иной степени научные принципы ряда крупных историков литературы (Брюнетьер, Брандес, Лансон, Пыпин, Сакулин, Овсянико-Куликовский и др.). Важнейшие работы Т.: «Histoire de la littérature anglaise» (1864), «Philosophie de l’art» (1865-1869), труд, построенный гл. обр. на материале греческой, итальянской и голландской живописи, скульптуры и архитектуры, и наконец книга, излагающая основные философские воззрения Т., - «De l’intelligence» (1870).

Расцвет литературной деятельности Т. совпадает с шестидесятыми годами прошлого века - периодом окончательной победы промышленной буржуазии и закрепления капиталистического строя. Характерное для этого периода стремление буржуазной мысли расширить сферу опытных знаний и примирить с ними идеалистические воззрения на соотношение познания и мира, на сущность общественного процесса нашло свое выражение в методологии Т. Ставя перед собой задачу научно, в согласии с данными естественных наук, объяснить литературные процессы, Т. решает ее в свете исторически-реакционной философии позитивизма, исчерпывающе определяющей искусствоведческие позиции Т. Полагая в основу своей концепции утверждение закономерности явлений, Т. считает предметом научного познания лишь законы, события, отношения и факты, «хорошо подобранные, детально описанные». На богатом и детально анализированном материале Т. разрабатывает позитивистический метод в области искусствознания. Т. изучает литературное произведение как явление, закономерно обусловленное окружающей автора средой. Литературное произведение для Т. - «не простая игра воображения или изолированный каприз пылкой головы, но точный снимок окружающих нравов и признак известного состояния ума»; вследствие этого, изучая и объясняя литературный документ, «можно найти психологию души и психологию века». Изучение же психологии есть для Т. изучение основной движущей силы истории, ибо человеческая психика утверждается им как ведущее начало исторического процесса; «так же, как астрономия есть в сущности механическая задача, а физиология - задача химическая, так и история есть только психологическая задача».

Концепция Т. повторяет так обр. «идеалистический взгляд XVIII в.» (Плеханов). В то же время Т. сочетает его с вульгарным материализмом, сводя психологию к физиологии, идеи - к молекулярным движениям нервных центров.

Всякое проявление человеческой психики, все факты идеологии, в том числе и литературное произведение, обусловливаются, по теории Т., тремя «первичными силами», тремя общими причинами: расой, средой, моментом. Теория «расы, среды и момента» является центральным опорным пунктом системы Т. Расой Т. называет «врожденные наследственные свойства, которые человек приносит с собою в свет и которые обычно сопровождаются отклонениями в зависимости от темперамента и строения организма». Эти врожденные свойства являются наиболее ярко выраженными и преобладающими в творчестве; реакционная теория расы занимает центральное место в анализе Т. Сила расы, по Т., столь велика, что «какая-нибудь раса, напр. древнеарийский народ, поселившийся во всех климатах, стоящий на всех ступенях цивилизации, преобразованный тридцатью веками революций, обнаруживает все же в своих языках, религиях, литературах и философиях кровное духовное родство» (История английской литературы).

Утверждение неизменной метафизической сущности расы - основной принцип анализа - приходит однако в противоречие с живым многообразием потока общественных, социальных явлений, в противоречие, разрешаемое Т. при помощи двух других факторов - среды и момента. Раса, среда «историческая, социальная и физическая», в которой раса живет, наконец «момент» - давление предшествующего развития, - все эти «первичные силы» действуют, то совпадая, то противоборствуя. Внутреннее совпадение или противоречие этих факторов обусловливает интенсивность или замедленность культурной жизни данного народа в данную эпоху. Эти факторы являются для Т. единственно возможными причинами движения человеческой культуры.

Так. обр. в основу изучения историко-литературного процесса Т. кладет «первичные силы», постоянные причины, выводя многообразие исторической практики из механического взаимодействия природных свойств «расы» и природных условий «среды». На признании неизменяемости первичных сил и зиждется концепция Т.: «в глубине своего существа человек, по мнению Т., остается тем же, чем он был в доисторические времена» (Лансон).

Теория расы, среды и момента, изложенная Т. во введении к «Histoire de la littérature anglaise», раскрывается им на конкретном материале английской литературы. Для подтверждения своей теории Т. привлекает богатейший материал, который, по мнению Т., должен обнаружить с совершенною точностью основные начала движения цивилизации - расу, среду и момент, «раскрыть внутренний механизм, движением которого варвар-англосакс обратился в современного англичанина». Начиная исследование развития английской литературы с ее истоков, Т. рассматривает свойства почвы, неба, моря, климата, окружавших древних англо-саксов, влияние климата на характер, физические свойства народа, его пищу, наклонности, нравы, религию, семейные и общественные отношения, литературные памятники, указывает значение и степень влияния христианства и латинской культуры, влияние завоевателей-норманнов. Определяя характерные черты англо-саксонской расы, автор подчеркивает ее неизменную метафизическую сущность, скрытую под наслоениями чуждых влияний и изменений, вызванных давлением среды и момента. На каждом историческом этапе раса является краеугольным камнем, ведущим фактором английской художественной литературы.

Своеобразие метода Т., вытекающее из стремления его превратить изучение литературы в точную науку, аналогичную основанным на эксперименте естественно-научным дисциплинам, выразилось в его преимущественном внимании к эмпирическому материалу, к детальному наблюдению и накоплению фактов историко-литературного процесса. Теоретическая часть работы Т. занимает количественно весьма незначительное место по сравнению с огромным, тщательно собранным фактическим материалом. Этот материал, эмпирические наблюдения над живыми, многообразными, исторически обусловленными, конкретными произведениями искусства приходят, помимо воли автора, в неизбежное противоречие с метафизическими выкладками теории Тэна, взрывают его идеалистическую систему. Неизменная «среда», вечная «раса» не раскрывают движения искусства, подвижный «момент» является недостаточным коррективом, притом же ему отведена лишь третьестепенная роль. Стремясь вскрыть связи и отношения, причинно-обусловливающие творчество данного конкретного художника, Тэн дополняет теорию «расы, среды и момента» теорией «господствующей способности» - таинственной силы творчества, независимой от воли и сознания художника и определяющей выбор его тем, героев, форму и содержание его произведений. «Господствующая способность» руководит художником, она объясняет его достоинства, его недостатки и склонность его подчиняться одним влияниям и противостоять другим.

Теория расы, среды и момента, дополненная теорией господствующей способности, выражает в области искусствоведения общую тенденцию застойного мировоззрения буржуазии второй половины XIX века - стремление удержаться на грани точного познания внешнего мира, приемля идеалистическое понимание его внутренней сущности. Философский эклектизм Т. не дал ему возможности осуществить задачу создания точной литературной науки. Крупнейшей заслугой Т. является, однако, то, что, в противоположность субъективизму его предшественников, гл. обр. критиков-романтиков, им впервые была поставлена проблема метода в литературоведении и литературной критике, впервые и с большой силой нанесен решительный удар субъективно-эмоциональному подходу к вопросам художественного творчества и отчетливо сформулировано понимание истории и теории литературы как науки.

Список литературы

I. На русск. яз. переведено: Критические опыты. Пер. под ред. В. Чуйко, СПБ, 1869

Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. под ред. А. Рябинина и М. Головина, ч. I и II, СПБ, 1871

Очерки современной Англии, СПБ, 1872

Об уме и познании. Пер. под ред. Н. Н. Страхова, 2 тт., СПБ, 1872

то же, 2 изд., СПБ, 1894

Новейшая английская литература в современных ее представителях. Пер. Д. С. Ивашинцева, СПБ, 1876

Происхождение общественного строя современной Франции, СПБ, 1880

то же, под загл.: Происхождение современной Франции, пер. под ред. А. В. Швырова, тт. I-V, СПБ, 1907

Тит Ливий. Критич. исследование, М., 1885

Чтения об искусстве. Пер. А. Н. Чудинова, 3 изд., СПБ, 1889

Философия искусства. Пер. Н. Соболевского, М., 1933

Французская философия первой половины XIX в., СПБ, 1896

О методе критики и об истории литературы, СПБ, 1896

История французской революции, ч. 1-6, Харьков, 1906-1913

Путешествие по Италии. Пер. П. П. Перцова, 2 тт., М., 1913-1916.

II. Литература о Т. очень велика, значительная ее часть собрана у Thieme (см. ниже), ограничимся поэтому несколькими общими работами по Т.: H. Taine, Sa vie et sa correspondance, 4 vls., P., 1903-1907 (изд. вдовой Т., дает обширный библиограф. материал о нем)

Margerie A., de, H. Taine, P., 1894

Barzelloti G., I. Taine, Roma, 1895

Giraud V., Essai sur Taine..., Fribourg - P., 1901 (дана литература, неоднократно переиздан.)

Его же, Hippolyte Taine, Etudes et documents, P., 1928

Desthieux F. J., Taine, son oeuvre, P. 1923

Chevrillon A., Taine, formation de sa pensée, P., 1932

Leroy M., Taine, P., 1933

и трудами о Т. как литературо- и искусствоведе: Mollière A., Etudes sur la philosophie de l’art de Taine, Lyon, 1866

Zola E., Mes haines, P., 1866

Reymond M., L’esthétique de Taine, P., 1883

Dutoit E., Die Theorie des Milieu (Diss.), Bern, 1899

Zeitler J., Die Kunstphilosophie von H. Taine, Lpz., 1901

Schlaf J., Kritik der Taineschen Kunsttheorie, Wien, 1906

Engel O., Der Einfluss Hegels auf die Bildung der Gedankenwelt H. Taines, Stuttgart, 1920

Rosca D. D., L’Influence de Hégel sur Taine théoricien de la connaissance et de l’art, P., 1928

Sée H., Taine, historien de la littérature et de l’art, «La grande Revue», 1928, vol. 126, p. 631-644

Герье В. Т., Метод Тэна в литературной и художественной критике, «Вестник Европы», П., 1889, кн. 9

Его же, Ипполит Тэн и его значение в исторической науке, там же, 1890, кн. 1

Лало Ш., Введение в эстетику. Пер. с фр. С. Гельфгата, М., 1915.

III. Giraud V., Bibliographie des oeuvres de Taine, «Revue d’histoire littéraire de la France», P., 1902, suillet, octobre

Thieme H. P., Bibliographie de la littérature française de 1800 à 1930, t. II, P., 1933.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

«Происхождение современной Франции» – самое важное из произведений великого французского историка и философа XIX столетия Ипполита Тэна. Оно хорошо известно и в настоящее время, однако слава этой книги всё же далеко ниже подлинных её достоинств. Причиной тому – многие десятилетия охуления и принижения Тэна со стороны «либеральной» историографии, недовольной тем, что он обрисовал истинную – кровожадную и анархическую – картину великой Французской революции. «Парламентаристы» XIX и XX веков всячески старались выставить французские события 1789-1799 зарёй освобождения человечества, убедить, что их возглавляли самоотверженные и чистые идеалисты. Этот намеренно лживый подход не вязался с массой фактов, которые были хорошо известны и до Тэна, но в его работе впервые с ярчайшей художественной очевидностью и глубоким научным осмыслением собраны в один цельный научный портрет. «Происхождение современной Франции» есть одновременно историческое исследование грандиозного масштаба и блестящий литературный шедевр. Он поведал читателям истину не только о великой французской революции, но и об исторических истоках современных политических систем Запада. После выхода «Происхождения современной Франции» в свет левые «либералы» подвергли его шумным нападкам и отчасти добились своей цели. Хотя всецело третировать работу Тэна не удалось, её известность много ниже той, которой она заслуживает.

Интересна история создания этой книги. Начало франко-прусской войны 1870–1871 , отдавшей европейскую гегемонию в руки Германии, застало Ипполита Тэна за границей. Вернувшись по окончании военных действий в Париж, он увидел побеждённую родину в сложном положении. Империя Наполеона III рухнула, и во Франции шла острая борьба за власть между различными партиями – прежде всего между республиканцами и сторонниками монархии старого, католического типа. Хотя и будучи по натуре учёным, а не политиком, Тэн не мог стоять в стороне от происходившего. Стараясь в меру сил помочь родине, он издал ряд публицистических статей: об условиях мира с Германией, о лучшем способе всеобщего голосования, о патриотическом взносе на уплату контрибуции немцам и т. д. Но самой важной задачей в момент переживаемого Францией кризиса Тэн считал необходимость разъяснения его исторических истоков и поиск такого способ реформы французской государственности, который был бы тесно связан с традициями и прошлым страны. Именно с этой целью Тэн и приступил к работе над «Происхождением современной Франции» («Les origines de la France comtemporaine»).

Тэн не стремился провести в своей книге заранее выработанные выводы, не руководился предвзятым настроем. Он признавался, что в это время сам не имел полностью ясных политических взглядов и желал не только сообщить их соотечественникам, но и разъяснить для самого себя. Тэн предпринял широчайшие исследования архивных документов о событиях конца XVIII столетия, создавших Францию XIX века. Он вскоре решил, что «Происхождение современной Франции» будет состоять из трёх частей: изображения старой Франции, революции 1789-1799 и новой Франции, построенной на развалинах старой.

«Происхождение современной Франции» ранее публиковалось в Сети лишь в сканах страниц плохого качества. На нашем сайте впервые будет выкладываться полный OCR всех пяти томов книги – и в современной, а не дореволюционной орфографии. Ещё раз рекомендуем произведение Ипполита Тэна всем читателям. Знакомство с этой подлинно великой, ничуть не потерявшей актуальности работой необходимо для каждого образованного человека.

французский философ, историк и критик (Вузье, 1828 - Париж, 1893). Известен прежде всего своим объяснением исторических и литературных фактов, в основе которого лежат три фактора: раса, среда, исторический момент («Французская философия XIX века», 1857; «История английской литературы», 1863; «О разуме», 1870). Применил к эстетике понятие детерминизма, сделав искусство свидетелем духовной эволюции общества («Философия искусства», 1882). (Фр. акад., 1878.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЭН Ипполит

21 апреля 1828, Вузье, Арденны - 5 марта 1893, Париж) - французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841-52), преподавал в Невере, в 1864-69 - профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» - Essai sur Tite-ljve, 1856, «Басни Лафонтена» - La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850-60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et dhistoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la litterature anglaise, v. 1-4,1863-64, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характером», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophes francais du 19 siecle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De lintelligence, v. 1-2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и политических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1-3,1876-93, рус. пер, т. 1-5,1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Соч. Pages choisies 1909, Philosophie de lart 1-2 1948;врус. пер Новейшая английская литература в современных ее представителях СПб, 1876, философия искусства 1996. Лит.: Barzellotti С La philosophie de H Tame 1900, Aulard A Tarne, historien de la revolution francaise P, 1907, ChevnllonA H. Tame, formation de sa pensee. P, 1932, Cresson A H Taine P, 1951.

Отличное определение

Неполное определение ↓