Жизнь Николая Александровича Морозова была полна ярких, противоречивых, судьбоносных и невероятных событий. По своим энциклопедическим знаниям, творческому потенциалу и огромной работоспособности Н.А. Морозов – явление исключительное. Кем он только ни был: террористом, масоном, изобретателем, летчиком, ученым-энциклопедистом, писателем и поэтом, снайпером... Он и в Двинске времени не терял: находясь в заключении в крепости, Н.А. Морозов писал мемуары и выучил иврит.

Мечтал стать ученым, а стал террористом

По одной версии, 15-летний Николай Морозов в 1869 году был отчислен из 2-й московской гимназии из-за плохой учебы, а чуть позже - в 1971 и 1872 годах - являлся вольнослушателем медицинского факультета Московского университета. По другой, он был исключен из гимназии без права поступать в высшие учебные заведения России за демократические воззрения - сказалось домашнее воспитание. Так, отказав в праве на образование, царская власть сама толкнула его на революционный путь.

Последующее десятиление его жизни было бурным: в 1874 году он стал «народником» и участвовал в «хождении в народ», вел пропаганду среди крестьян. Стал одним из руководителей организации «Земля и воля», а в 1879 году вошел в исполнительный комитет «Народной воли», где главными средствами политической борьбы считались револьвер, кинжал и динамит. Морозов был ярым радикалом и предлагал постоянно использовать террор в качестве регулятора политической жизни. В 1880 году в Лондоне встречался с Карлом Марксом, был близко знаком с казненными за убийство императора Александра П Николаем Кибальчичем, Софьей Перовской, Андреем Желябовым.

Арестовали его в 1881 году (еще до убийства императора) и в 1882-м осудили на пожизненное заключение - было доказано его участие в одном из семи покушений на Александра П, когда народовольцы сделали подкоп под железной дорогой. Три года он провел в одиночке Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Лишь в 1887 году ему впервые дали бумагу, а на следующий год - чернила. В 1984-м он был переведен в Шлиссельбургскую крепость, где находился 21 год.

«Я не сидел в крепости, я сидел во Вселенной»

В холодной одиночной камере Шлиссельбургской каторожной тюрьмы Морозов не просто отбывал наказание. Он ежедневно изучал науки и сделал несколько открытий мирового значения. Вспоминал: «Некоторые вычисления приходилось делать подряд несколько дней и писать цифрами и преобразованиями страниц по двадцать бумаги, а потом сводить все на одну страницу. И голова у меня под конец подобных утомительных операций готова была лопнуть, а бросить посредине и отдохнуть было нельзя, чтобы не потерять связи начала вычислений с их концом».

Во время заточения он по самоучителю выучил одиннадцать иностранных ясыков и после освобождения по амнистии 1905 года сумел вывезти из тюрьмы 26 томов рукописей по различным наукам - химии, физике, математике, астрономии, авиации, политэкономии, истории, математике, биологии и др. На свободе он активно включился в научно-педагогическую деятельность. По представлению Д.И.Менделеева в 1906 году за работу «Периодические системы строения вещества» Морозову без защиты диссертации была присуждена степень доктора химии. Позднее академик Игорь Курчатов отметит: «Современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов, разработанное в свое время Н.А.Морозовым».

Он преподает в Петербургской высшей вольной школе П.Ф.Лесгафта - педагога, анатома и врача, создателя научной системы физического воспитания. Его избирают членом Русского, Французсского и Британского астрономических обществ и Русского физико-химического общества, он избирается председателем Русского общества любителей мироведения. Академик Сергей Иванович Вавилов так отзывался о Морозове: «Этот научный энтузиазм, совершенно бескорыстная, страстная любовь к научному исследованию должны остаться примером и образцом для каждого ученого, молодого или старого».

Последний арест

В последний раз Николай Александрович Морозов был арестован в Крыму в 1912 году (ему было 58 лет) и по решению Московской судебной палаты заключен в Двинскую крепость. Поводом ареста послужила публикация сборника стихов «Звездные песни», где превалировали революционные настроения и антирелигиозные взгляды. Позднее Николай Александрович вспоминал: «Воспользовался этим случаем, чтобы подучиться древнееврейскому языку для целесообразной разработки старозаветной Библии, и написал там четыре тома «Повестей моей жизни», которые я довел до основания «Народной воли», так как на этом месте окончился срок моего заточения».

Освобождение последовало в 1913 году по амнистии в честь 300-летия дома Романовых. Льва Николаевича Толстого очень заинтересовали мемуары, написанные Морозовым в Двинске: «…прочел с величайшим интересом и удовольствием. Очень сожалею, что нет продолжения…Талантливо написано. Интересно было взглянуть в душу революционеров. Очень поучителен для меня этот Морозов».

«Стремленью духа нет границы,

Широк безбрешный небосклон.

На мощных крыльях белой птицы

Осуществим наш детский сон!»

Николай Александрович Морозов стоял у истоков воздухоплавания и космонавтики. Получив звание пилота, он был председателем комиссии научных полетов, читал лекции в авиационной школе. Более сотни раз сам поднимался в воздух на первых аэростатах, и каждый полет был связан с риском. Не раз терпел аварии, чудом оставаясь живым, и был свидетелем гибели многих русских авиаторов. Он многое сделал для безопасности полетов. Например, создал первый в мире высотный герметический авиационный костюм - прообраз современного космического скафандра, а также изобрел спасительный экваториальный пояс, позволяющий автоматически превратить верхнюю часть воздушного шара в парашют, обеспечив тем самым плавный спуск гондолы на землю.

Двенадцатый иностранный

В Двинской крепости Николай Морозов овладел двенадцатым иностранным языком - ивритом. Благодаря знанию языков, в том числе древних, он в оригинале знакомился с источниками по истории человечества (Библией, например) и по-своему осмысливал заложенную в них информацию. Систематизировав древние тексты, описывающие, вероятно, одни и те же события, обратил внимание, что они датированы разными эпохами. Это позволило Морозову по-новому взглянуть на исторический процесс и создать свою концепцию развития человечества. Таким образом, им были заложены основы пересмотра традиционной истории.

Эта идея не всем пришлась по душе, и в крупных научных центрах (МГУ, в частности) до сих пор происходят схватки «исправителей» хронологии и ученых, придерживающихся традиционных взглядов. Они Николая Александровича не очень жалуют, уличая в фальсификации, отсутствии доказательств, вольной интерпретации и вымысле: «В сфере «гуманитаристики» его можно назвать… «выдающимся лжеученым»».

Факты биографии

Находясь в заключении, Н.А.Морозов сам вылечил себя от туберкулеза (методика включала и физические упражнения) - через полгода врачи, к своему изумлению, обнаружили, что заключенный не только жив, но и полностью здоров.

Н.А.Морозов - чуть ли не единственный, кого не затронули сталинские репрессии. В 1945 году почетных академиков АН СССР было трое - микробиолог Н.Ф. Гамалей, Н.А. Морозов и И.В. Сталин. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939 г.) и двумя орденами Ленина (1944, 1945 г.г.). До конца своих дней он оставался убежденным революционером и во всех анкетах писал: член партии «Народная воля».

В 1939 году в возрасте 85 лет окончил снайперские курсы ОСОАВИАХИМа и через три годы выезжал на Волховский фронт, где участвовал в военных действиях.

Из письма из Шлиссельбургской крепости от 8 августа 1899 года: «Иногда буря срывает гнезда ласточек, и тогда их птенчики поступают к нам на воспитание, откармливаются мухами и пауками и помещаются в маленьких суконных гнездышках, пока у них не вырастут крылья. Вот и теперь воспитывается маленькая ласточка-сиротка по имени Чика…Она очень любит спать на груди за пазухой, в рукаве, а то и просто в кулаке. Любит, чтобы ее гладили и говорили с ней, и знает свое имя. Еще никогда не было такой милой и ласковой птички…»

«Не умер тот, чей отзвук есть в других»

До сих пор нет единого мнения, почему Н.А.Морозова не затронули сталинские репрессии. Причуда вождя? Каприз диктатора? А может, генералиссимусу были близки некоторые порывы души убежденного революционера, ведь во всех анкетах Морозов писал: Член партии «Народная воля»?

Н.А. Морозов был дружен с поэтом В.Я.Брюсовым, состоял в переписке с В.И.Лениным, Ф.Э.Дзержинским, А.В.Луначарским, В.Д.Бонч-Бруевичем, Я.Э.Рудзутаком, А.И.Рыковым, Н.И.Ежовым, Л.П.Берией, И.В.Сталиным. В 1945 году почетных академиков АН СССР было трое - микробиолог Н.Ф.Гамалей, Н.А.Морозов и И.В.Сталин. В конце жизни пришли награды: орден Трудового Красного Знамени (1939 г.) и два ордена Ленина (1944, 1945 г.г.). Умер в 1946 году.

Шлиссельбург - одна из самых знаменитых крепостей в Ленинградской области в скором времени может стать не только местом паломничества туристов любителей истории, но и исследователей желающих познать секрет вечной молодости. Причиной тому стала сенсационная книга Андрея Синельникова «Тайны Петербургских крепостей. Шлиссельбургская пентаграмма».

В ней автор на полном серьезе утверждает, что узники «русской Бастилии» владели ни много, ни мало секретом вечной молодости, а так же благодаря сведениям, почерпнутым ими из секретных свитков, могли перемещаться во времени и пространстве. Рассказать, какие тайны на самом деле скрывала, и скрывает Шлиссельбургская крепость, согласился непосредственно автор нашумевшей книги, писатель, историк Андрей Синельников.

Д.С.: Андрей скажите, неужели секрет вечной молодости все же существует?

А.С.: Конечно. Если исходить из базовых принципов алхимии, то секрет вечной молодости, так же как и возможность превращать свинец в золото – это промежуточные результаты на пути к получению философского камня. Таких результатов, как известно, добились Калиостро, граф Сен Жермен, Агасфер – вечный жид. Да и известный Фауст именно эту тайну, - эликсир вечной молодости открыл первым на пути к познанию истины, получению философского камня.

Д.С.: Но это, же просто легенды…

А.С.: Да, а если серьезно, то сейчас достаточно точно понятно, что смерть человека наступает так рано вследствие болезней и старения организма. Но при устранении негативных факторов, влияющих на человеческую плоть, любой из нас мог бы жить вечно или, по крайне мере, достаточно долго. Кроме того, теория относительности Эйнштейна допускает, что если человек движется в обратную сторону относительно бегущего времени, то замедляется и процесс старения организма. Если допустить, что мы могли бы путешествовать во времени, то движение во встречном векторе к линейному распространению времени, против времени влекло бы за собой серьезное омоложение организма. Не омоложение в смысле возврата в детство, а омоложение в смысле возврата старения клеток. Так что теоретически секрет вечной молодости существует.

Д.С.: Но, какое отношение к этой теории имеет Шлиссельбургская крепость и ее узники?

А.С.: В истории «Русская Бастилии», как называли крепость в старину и в истории ее узников, есть много загадочного. Это действительно была самая страшная тюрьма Российской империи. Из нее не было совершено ни одного побега. В ней были заключены самые известные «враги империи». Как правило, политические. Поскольку она находилась на Ореховом острове, при впадении реки Невы в Ладожское озеро, то климат там был самый что ни наесть отвратительный. Такая смесь сырости с холодом. Я бы сказал исключительно туберкулезный и ревматический климат. Так вот основная загадка, которая позвала нас в Шлиссельбург это то, что почти все узники этой тюрьмы, если их не скосила насильственная смерть, прожили без малого век.

Д.С.: Разве такое могло быть, ведь тюрьмы царской Империи были совсем не курортом?

А.С.: Смотрите сами. Самый легендарный из них и самый неизвестный - это Валериан Лукашинский. Так называемый - Шлиссельбургский аббат Фариа. Он был арестован в 1822 году 36 лет отроду по подозрению в подготовке польского восстания. Попал в крепость при Николае Первом, а умер в 1868 году на 82 году жизни просидев 37 лет в одиночке, в Зверинце - самых страшных казематах Шлиссельбурга. Народоволец Михаил Фроленко попал в казематы в 1884 году с последней стадией туберкулеза и гангреной. В 1905 году его освободил революционный вихрь. А дожил он до 1947 года, пережив войну и оккупацию, и умер в Геленджике в возрасте 90 лет. Его сподвижница по Народной воле – Вера Фигнер сидела в соседней камере. Ее привезли лежавшей на носилках с полной уверенностью, что она не протянет больше года. После освобождения она прожила до 90 лет и умерла в военной, голодной Москве в 1942 году. Таких случаев много, перечислять их можно долго, но вспомним еще автора семи томов философского труда «Христос» Николая Морозова, 25 лет отсидевшего в казематах крепости по приговору о бессрочной каторге. Его привезли сюда из Трубецкого бастиона Петро-Паловской крепости, харкавшего кровью и с воспаленными лимфоузлами, так что комендант Петропавловки приказал не одевать на него кандалы, а тащить на руках. Через двадцать пять лет он освобожденный из крепости стал академиком академии наук СССР, сделал много бесценных для науки открытий, дожил до 82 лет в прекрасном здоровье. Даже отжимался в своем преклонном возрасте 30 раз. Вот такие чудеса творились в этой тюрьме.

Д.С.: Вы пишите, что узнали причину, столь чудесного исцеления узников Шлиссельбурга в чем она?

А.С. Существует легенда Шлиссельбургской крепости, что все они знали тайну какого-то колдовского свитка. Причем если глубже окунуться в мир легенд и мистики, то картина складывается такая. Я уже упоминал про аббата Фария Русской Бастилии - Валериана Лукашинского. Это был доблестный офицер, имевший Золотое оружие за войну 1812 года. Однако в 1822 году он был арестован, разжалован и сослан в крепость Замостье, за подготовку польского восстания. По моим сведениям это был не простой человек и состоял в ряде тайных обществ. Существует версия, что он даже основал польское масонство и был Магистром загадочной организации «Рассеянный мрак». И вот через несколько лет, когда польское восстание увенчалось успехом, в списке требований польского сейма первым пунктом было именно освобождение Лукашинского, и лишь вторым дарование Польше Конституции. Конституцию Николай Первый Польше даровал, а вот Лукашинского тайно перевел из Замостья в Шлиссельбург.

Д.С.: Но какое отношение эта революционная история имеет к элексиру вечной молодости?

А.С.: Самое прямое. Рассказывают, что еще во времена Богдана Хмельницкого гетман отрядил 30 000 лучших казаков под предводительством своего сына Тимофея штурмовать крепость Замостье. Поскольку, он знал, что в тайнике крепости спрятан колдовской свиток еврейских мудрецов с секретом вечной молодости. Замостье тогда устояло. Впоследствии, как утверждает предание, именно этот свиток нашел Валериан Лукашинский, когда сидел в крепости. Затем он и привез его с собой в тюрьму Шлиссельбурга. И в дальнейшем тайна свитка передавалась уже только через заключенных.

Д.С.: Вы утверждаете, что Н.А. Морозов академик АН СССР тоже выжил, благодаря этому секрету, но, если и ученые и наверняка спецслужбы знали об этом секрете, почему он не был поставлен на служение обществу или хотя бы партийной элите СССР?

А.С.: Я не зря рассказал о теории омоложения благодаря движению напротив времени. Этот таинственный свиток содержал, согласно той же легенде не секрет вечной молодости, а секрет механизма путешествия во времени. А эффект выздоровления и омолаживания, это так сказать побочный эффект таких путешествий. Поэтому «всесильные спецслужбы» конечно же сразу заинтересовались товарищем Н.А. Морозовым и … предложили ему возглавить Институт времени АН СССР. Как мы знаем, академик Морозов описывал в своих работах шестое измерение, которое как раз и является, говоря простым языком, путешествием во времени. Остальное для нас скрыто мраком, впрочем, как и само существование Института времени. Работы Н.А. Морозова буквально на столетия опережали время, так что И.В. Курчатов сказал о нем: "современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в своё время Н.А.Морозовым в монографии "Периодические системы строения вещества". А Советское правительство наградило Николая Александровича Морозова двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Его именем назван посёлок в Ленинградской области, как раз неподалёку от Шлиссельбургской крепости. Астрономы назвали его именем малую планету-астероид. "Морозовия" вошла во все звёздные каталоги мира.

Д.С.: Так может быть Н.А. Морозов, свои научные теории черпал из источника, который ему открылся в Шлиссельбургской крепости. Сегодня известно, что представлял из себя этот элексир вечной жизни или механизм путешествия во времени?

А.С.: Снадобья как такового не было. Не было всяких пилюль, эликсиров, капель, мазей и вообще бальзамов. Была определенная методика ухода в себя. Что-то похожее на шаолиньские мистерии, пути ухода в нирвану. Мы попытались смоделировать по косвенным признакам, как это могло бы быть. Если предположить, что свиток был от еврейских мудрецов, то написан, он мог быть, или египетскими иероглифами или на армейском языке. На языке Ветхого завета. Вспомните в Евангелии говориться, что Иисус на кресте кричал на арамейском языке, потому что это был самым древний язык. Скорее всего, свиток был написан двумя видами письма для большей секретности, то есть арамейским и иероглифами. И в самом деле, известно, что за первые пять лет своего сидения в казематах Морозов выучил египетскую письменность и «мертвые» языки: арамейский, самаритянский и ассирийский. Но Зачем? Лукашинский, который свои последние свои годы в крепости, сидел не в Зверинце, а в Секретной тюрьме. В маленьком домике во внутренней цитадели. Морозов тоже сидел не в новой тюрьме, в которой сидели все Народовольцы, а в карцере, в который превратили бывшую Секретную тюрьму. Притом сидел в карцере с потрясающим постоянством, будто он специально напрашивался на ужесточение своего положения. Сидели они оба в камере номер семь. Возможно, что Лукашинский сделал тайник в своей камере и передал его секрет Морозову через других заключенных, потому, что встретиться они никак не могли.

Д.С.: Известно хотя бы приблизительно, каким был алгоритм с помощью которого узники крепости достигали долголетия?

А.С.: Это мы можем только предположить. Как я уже говорил, они не использовали какое-то снадобье, а применяли методику духовного преображения, что позволяло им двигаться в шести измерениях, как об этом писал Морозов в своих трудах. Четыре измерения мы знаем: длина, ширина, высота и время, которое представляет собой линию – прежде, теперь и после. А вот узники Шлиссельбурга обнаружили, что и время имеет три измерения, то есть четвертое, пятое и шестое. А потому в нем можно перемещаться вперед, назад. Эту тему потом разрабатывали Успенский, Гурджиев, Бартини. Побочным явлением применения методик «путешествия во времени» является омолаживание организма. За счет этого и достигается долголетие. Методика эта не нова. Она была известна египетским жрецам, волхвам Беломорья, тибетским ламам, ассасинам, суфиям. О ней писали Блаватская, Рерих, Гвидо фон Лист и многие другие.

Д.С.: Известна дальнейшая судьба заключенных Шлиссельбурга, почему они все же умирали, а не жили вечно, обладая секретом вечной молодости?

А.С.: Конечно, судьба их известна. Кто-то погиб насильственной смертью. Как, например Людмила Волькенштейн, убитая в 1906 году во Владивостоке во время революционных событий. Другие дожили до глубокой старости. Возможно, им просто надоела наша жизнь с ее вечной гонкой, войнами и страхами и они ушли в то самое шестое измерение, которое они открыли. Но это лишь предположение…

Беседовал Дмитрий Соколов

Книга одного из лидеров партии "Народная воля" Николая Александровича Морозова (1854-1946) представляет часть многотомного исследования "Христос" (1924-1932), в котором был предложен пересмотр основных фактов всемирной истории. Работа Морозова продолжает его известные толкования Библии: "Откровение в грозе и буре" (1907) и "Пророки" (1914). Выявление астрономических свидетельств в русских летописях и их датировка служит Морозову основой для переписывания русской истории. Применяемые методы и выводы, к которым приходит Морозов, позволяют отнести его к предшественникам "новой хронологии".

Н. А. Морозов
Новый взгляд на историю Русского государства

Издается при финансовой поддержке директора ООО "Мираж-Сталь" и "Катто-Нева"

Кулакова Андрея Анатольевича

Отв. ред. проф. А. Ф. Замалеев

Исторический нигилизм Н. А. Морозова

Ах, вы меня лишили мира? Хорошо же! Вашего мира не было!

Ю. К. Олеша

Конечно, всякий из нас волен оспаривать истинность древней истории, с одним условием - обходиться без нее. Можно отрицать ее; но ничего не поставишь вместо нее.

С. С. Уваров

Первый русский историограф Василий Никитич Татищев, помнится, делил историю по периодам "просвясчения ума": до изобретения письменности, от изобретения письменности до Иисуса Христа, от Иисуса Христа до "обретения теснения книг", и от изобретения книгопечатания до современности. С середины XV в. - время гуттенберговского открытия - начинается период современности, получивший название модерна. С точки зрения модерна, упрощенно, всю историю можно делить на современность и несовременность, или на историю печатного и допечатного периодов. Современность для модерна обладает по отношению к другим историческим эпохам смысловым приоритетом. Современность владеет научно обоснованной истиной, в то время как прочие поколения погрязли в предрассудках. Фундаментальность изобретения Гуттенберга была по достоинству оценена потомками. Это даже дало повод пересмотреть всю историческую науку: если истина принадлежит современности, то истина истории-исключительное достояние эпохи книгопечатания и точных наук. Историография и философия истории XX в. знают несколько попыток пересмотра русской истории. С классовых позиций ее переписывали марксисты; взгляд на русскую историю с Востока предложили евразийцы; "естественно-научную" ревизию истории предпринимают последователи "новой хронологии". Среди предшественников последней был Николай Александрович Морозов (1854-1946). Словарные статьи и многочисленные исследования о Морозове рисуют образ стойкого революционера и последовательного борца с самодержавием, члена кружка "чайковцев", "Земли и Воли", члена исполкома "Народной воли", одного из основных теоретиков терроризма, участника покушений на императора Александра II. Вместе с тем, революционная деятельность Морозова постоянно переплеталась с научной работой. Человек необычайно даровитый, энциклопедически эрудированный, знавший двенадцать языков, Морозов был оригинальным ученым, оставившим многочисленные исследования по химии, физике, математике, астрономии, лингвистике, истории. По многоплановости и разнообразию затрагиваемых проблем с Морозовым сопоставимы, пожалуй, только А. С. Хомяков и А. А. Богданов.

Жизненный путь Морозова, растянувшийся без малого на столетие, начался и завершился в имении Борок Ярославской губернии. Морозов был сыном помещика П. А. Щепочкина и крепостной крестьянки А. В. Морозовой. Отец Морозова происходил из дворянского рода Нарышкиных и состоял в родстве с самим Петром I. Маргинальность происхождения, возможно, и определила последующую судьбу Морозова. Он избрал путь революционера-террориста, а после падения царского режима выступил с опровержением традиционной историографии. Морозов принимал участие в "хождении в народ", жил на нелегальном положении, дважды эмигрировал в Швейцарию, трижды арестовывался, проведя в заключении в общей сложности двадцать девять лет, из которых четверть века отсидел в одиночных камерах Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей. Получив в Швейцарии письмо С. Перовской, Морозов поспешил в Россию, чтобы принять участие в готовящемся покушении на Александра II, но был схвачен на границе и уже в крепости узнал о гибели императора. Этот предварительный арест, вероятно, и спас Морозова от смертной казни. Выжить в заточении Морозову помогла напряженная умственная работа. Он учил языки, читал всю доступную в тюрьме научную литературу и постоянно писал. По свидетельству жены Морозова, Ксении Алексеевны: "Когда же в Шлиссельбург привезли какую-то изъятую студенческую библиотеку, в которой было несколько сот книг научного содержания, а также беллетристика на иностранных языках, Морозов с жаром накинулся на чтение и стал делить время между книгами, мечтами и мыслями и воспоминаниями. Создавая свой собственный мир мыслей и образов, он окружил себя ими, как неприступной стеной, за которой исчезла беспросветная действительность". Покидая тюрьму, он вынес двадцать шесть томов рукописей (около пятнадцати тысяч страниц), содержащие около двухсот монографий по математике, химии, физике, истории, к публикации которых приступил на свободе. В 1906 г. по представлению Д. И. Менделеева за сочинение "Периодические системы строения вещества. Теория возникновения современных химических элементов" Петербургский университет присвоил Морозову без защиты степень почетного доктора наук по химии. Это дало ему возможность приступить к исследованиям в Петербургской биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта и начать преподавать аналитическую химию в Высшей вольной школе П. Ф. Лесгафта. В 1918 г. стараниями Морозова биологическая лаборатория была преобразована в Научный институт им. П. Ф. Лесгафта, директором которого Морозов оставался до конца жизни. В 1932 г. был избран почетным членом АН СССР. Работоспособность, помноженная на долголетие, дала обильные результаты. Всего Морозову принадлежит около трех тысяч работ, из которых он успел напечатать только четыреста.

Однако многолетнее одиночное заключение, маргинальное положение Морозова в обществе и официальной науке сказались на манере и специфике его исследований. Прежде всего, это монологизм морозовского мышления, вызванный недостатком общения; желание расправиться со старой наукой так же, как революционер расправляется со старым режимом; доходящая до фанатизма убежденность в своей правоте. Наиболее заметно это проявилось в исторических исследованиях Морозова. С другой стороны, естественно-научный рационализм Морозова парадоксальным образом соединялся с пантеистическим мистицизмом антихристианского толка. Насколько одиночная камера располагала к мистицизму, сказать трудно. Занятия наукой позволяли сохранить ясность рассудка и не давали сойти с ума. Но сам Морозов признавался, что выжить в одиночной камере ему помогало сознание того, что он сидит во Вселенной, а не в тюрьме. Теория и практика мистицизма знают многочисленные описания подобного разрастания микрокосма в макрокосм. Протопопу Аввакуму, например, в темнице не только являлся ангел со щами, но и его собственное тело разрасталось до целого мира. Интерес к мистицизму и оккультизму проявляли и некоторые деятели большевистского правительства (Ф. Э. Дзержинский, А. В. Луначарский, В. В. Бонч-Бруевич). Благодаря поддержке Дзержинского и Луначарского стали печататься исторические сочинения Морозова. Мистические и оккультные настроения были популярны и среди русской интеллигенции начала XX в. Разоблачения Морозовым христианства и связанной с ним историографии были созвучны поискам "нового религиозного сознания", ожиданиям нового откровения и критике исторического христианства. Мистические мотивы не были чужды и представителям русского космизма, например, К. Э. Циолковскому. Новый взгляд Морозова на историю перекликается с воззрениями русских космистов на влияние внеземных факторов на исторические события, хотя их точки зрения и нельзя отождествлять. Даже личное знакомство с А. Л. Чижевским не привело к корректировке концепции Морозова. Разрабатывая учение о единстве Вселенной, он приходил к выводу о воздействии космоса на геологические и климатические явления на Земле. Согласно Морозову, жизнь представляет собой результат эволюции вселенной, эволюция жизни - продолжение эволюции материи. Вершиной эволюции является человеческий разум. Эта ренессансная антропологическая точка зрения важна и для понимания философско-исторической системы Морозова. Мистико-оккультный смысл заложен и в названии главного исторического труда Морозова, семитомном исследовании "Христос". "Христос", подчеркивал Морозов, означает "посвященный", "магистр оккультных наук", т. е. человек, владеющий тайным знанием.

Историческая концепция Морозова и опровержение им традиционного христианства тесно связаны между собой. К новому взгляду на историю он пришел от изучения Библии и богословской литературы. Первоначально в заключении из книг ему оказалось доступно только Св. Писание.

Николай Александрович Морозов родился 25 июня 1854 года в имении Борок Ярославской губернии. Матерью его была крепостная крестьянка А. В. Морозова; отец - молодой богатый помещик Щепочкин, который влюбился в свою крепостную, дал ей вольную и женился на ней. Сын от этого брака (не освященного церковью) получил фамилию матери.

Николай Морозов воспитывалс в доме отца, отличаясь с детства большой любознательностью и особым пристрастием к естественным наукам: он собирал гербарии и коллекции минералов, читал книги из домашней библиотеки, по ночам забирался на крышу дома и часами изучал звездное небо. Пребывание Морозова в московской классической гимназии, куда он поступил в 1869 году, было непродолжительным. За активное участие в организации "тайного общества естествоиспытателей гимназистов" и издание рукописного нелегального гимназического журнала, в котором наряду с научными статьями помещались и заметки на политические темы, Морозов был исключен из 6-го класса.

В начале 1870-х годов Морозов знакомится с видными революционерами-народниками С. М. Кравчинским, Д. А. Клеменцем и другими и вскоре принимает участие в пропаганде освободительных идей среди крестьянства. В этой работе, переодеваясь и выдавая себя то за кузнеца, то за сапожника, Морозов проводит лето 1874 года, переходя из деревни в деревню, ведя беседы с крестьянами, читая и распространяя среди них запрещенную литературу. Когда начались массовые аресты среди народников, Морозов возвращается в Москву, где подвергается преследованию полиции.

Вскоре, в том же 1874 году, он вынужден был уехать за границу. В Женеве Морозов устанавливает связи с русскими эмигрантами, становится редактором бакунинского журнала "Работник", сотрудничает в лондонской газете "Вперед!", издаваемой П. Л. Лавровым. Здесь же он был принят в члены Интернационала. В 1875 году он пытается вернуться в Россию нелегально, но на границе его задерживают жандармы, как одного из "самых опасных русских заговорщиков". {Под этим определением фамилия Морозова значится в списке лиц, который был тайно разослан правительством по всем полицейским учреждениям империи для усиленного розыска и препровождения в тюрьму.}

С 1875 по 1878 год Морозов провел в Петербургском доме предварительного заключения. Не теряя времени даром, пытаясь, по возможности, заниматься математикой, физикой, астрономией, он в тюрьме изучал иностранные языки, готовился к деятельности профессионального революционера. Там были написаны и первые его стихотворения. Во время заключения Морозов привлекался к суду по "процессу 193-х", который длился почти три месяца. В результате он был вновь приговорен к тюремному заключению, но ему был зачтен трехгодичный срок его пребывания в тюрьме.

По выходе из тюрьмы Морозов, узнав, что приговор над ним подлежит пересмотру, как "слишком мягкий", тотчас же переходит на нелегальное положение. К этому времени относится его вступление в организацию революционных народников "Земля а воля", где он вскоре становится одной из руководящих фигур. Вместе с Г. В. Плехановым он редактирует журнал "Земля и воля". Ввиду наметившихся разногласий с Плехановым, отрицавшим индивидуальный террор как метод политической борьбы, Морозов создает особый орган - "Листок "Земли и воли"", посвященный пропаганде террора, и, наконец, в 1879 году входит в состав террористической группы с девизом "Свобода или смерть", тайно возникшей внутри "Земли и воли". После окончательного раскола "Земли и волн" Морозов был членом Исполнительного комитета "Народной воли" (в него входили также А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, В. Н. Фигнер и другие) и редактором ее печатного органа.

Следуют одно за другим покушения на Александра II, в подготовке которых Морозов принимает активное участие. В 1880 году ему вновь приходится эмигрировать за границу. Во время своей поездки в Лондон он знакомится и беседует с К. Марксом.

Извещенный письмом Софьи Перовской о необходимости его возвращения на родину, Морозов в 1881 году делает вторичную попытку перейти русскую границу и вновь попадает в руки жандармов. В 1882 году по "процессу 20-ти" Морозов был присужден к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Алексеевской равелине Петропавловской крепости (4 года), а затем, с 1834 года, - в Шлиссельбургской крепости (21 год). Он был освобожден по амнистии только осенью 1905 года, после 25-ти лет одиночного заключения.

Все годы пребывания в Шлиссельбургской крепости Морозов посвятил разработке занимавших его научных вопросов, главным образом в области химии и астрономии. Невероятным усилием воли он заставлял себя работать, писать, делать вычисления, составлять таблицы. Это позволило ему тотчас после выхода из тюрьмы опубликовать одну за другой свои работы: "Периодические системы строения вещества" (1907), "Д. И. Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего" (1908). Тогда же, во время заточения, было создано и большинство его стихотворений, напечатанных им в книге "Звездные песни". Выход этой книги в 1910 году вызвал судебное преследование и новое годичное заключение, которое Морозов отбывал в Двинской крепости. Год пребывания в тюрьме Морозов использовал для написания своих мемуаров. {"Повести моей жизни", тт. 1-4, Пг., 1916-1918 (изд. 3-е - тт. 1-2, М., 1965).}

После Октябрьской революции Морозов целиком посвятил себя научно-педагогической и общественной деятельности. Он был избран директором Естественно-научного института имени П. Ф. Лесгафта, почетным членом Академии наук СССР.

Перу Морозова принадлежат книги "Откровения в грозе и буре" (1907) и "Христос" (семитомный труд 1924-1932 годов), в которых он на основе данных астрономии и геофизики пытался обосновать совершенно новую концепцию всемирной истории, не представляющую научной ценности, но по-своему примечательную.

Последние годы Морозов жил на родине, в имении Борок Ярославской области, которое было закреплено за ним по личному указанию В. И. Ленина.

Стихи Морозова 1870-1880-х годов печатались в сборниках и периодических изданиях вольной русской печати за рубежом; также за границей был издан и первый сборник стихов Н. А. Морозова "Стихотворения 1875-1880" (Женева, 1880). Революционные события 1905 года и последовавшая за ними амнистия Морозова дали возможность опубликовать первые легальные сборники его стихотворений: "Из стен неволи. Шлиссельбургские мотивы" (Ростов-на-Дону, СПб., 1906) и "Звездные песни" (М., 1910). Только после Октябрьской революции был издан почти исчерпывающий свод поэтических произведений Морозова: "Звездные песни. Первое полное издание всех стихотворений до 1919 г." (кн. 1-2, М., 1920-1921).

Книги

В гениальной книге русского ученого, который провел 27 лет в заключении, Вы получите ответ на вопрос: неужели старинная мечта алхимиков о превращаемости простых веществ друг в друга близка к осуществлению? В настоящей книге показано, как, за весь длинный период своего существования, химия, за исключением своего временного разочарования в XIX веке, ставила своей конечной целью доказать трансформизм металлов и металлоидов и установить законы их естественной эволюции из всенаполняющего мирового эфира, а вместе с тем и дать нам способы, подражая природе, фактически превращать их друг в друга в наших земных лабораториях.

С.-Петербургъ, 1909

Скачать - формат pdf (61.89 Мб.)

Мемуары Николая Александровича Морозова - почетного академика, выдающегося ученого в области естествознания, старейшего революционера, охватывающие его детство, революционную деятельность, 25-летнее заключение в Шлиссельбургской крепости и некоторый период после освобождения. Кроме того, в издание вошли некоторые его письма. Мемуары Морозова носят характер художественной повести. Высокую оценку их художественной стороне дал Л.Н.Толстой.


Скачать - первый том в PDF (15.31 Мб.)
Скачать - второй том в PDF (22.78 Мб.)

Работа "Периодические системы строения вещества" была написана им в период отбывания наказания в Шлиссельбургской крепости за участие в революционной деятельности. В своей книге Морозов развивает мысль о сложном строении атомов и этим обосновывает сущность периодического закона химических элементов. Он отстаивает теоретическую возможность разложения атома, которая в то время большинству физиков и химиков казалась неубедительной, т.к. для этого утверждения ещё не было достаточных экспериментальных доказательств. Н.А.Морозов также высказывает мысль о том, что главнейшей задачей химии будущего станет синтез элементов. Развивая идею Ж.Дюма, Н.А.Морозов предложил периодическую систему углеводородов - "карбогидридов", по аналогии с таблицей Менделеева - "в порядке возрастания их паевого веса", и построил таблицы, отражающие периодическую зависимость ряда свойств алифатических и циклических радикалов от молекулярного веса. Н.А.Морозов предположил, что среди атомов должны существовать химически нейтральные элементы. Ряд вычисленных Н.А.Морозовым атомных весов элементов нулевой и первой группы совпал с определёнными много лет спустя атомными весами соответствующих изотопов. Глубокий анализ свойств элементов нулевой и восьмой группы периодической системы Менделеева привёл Н.А.Морозова к мысли о необходимости объединить их в один нулевой тип, что было также оправдано последующими работами. "Таким образом, - писал известный химик профессор Л.А.Чугаев, - Н.А.Морозов мог предсказать существование нулевой группы лет за 10 до того, как она была фактически открыта. К сожалению, по независящим от него обстоятельствам, это предсказание не могло быть тогда опубликовано и появилось в печати значительно позднее." Поразительным и бесспорным является тот факт, что более 100 лет назад Н.А.Морозов смело и уверенно принял точку зрения сложного строения атомов, превращаемости элементов, допуская возможность искусственного получения радиоактивных элементов, признавая необычайные запасы внутриатомной энергии. По словам академика И.В.Курчатова, "современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в своё время Н.А.Морозовым в монографии "Периодические системы строения вещества".