Задание 1: выберите один из вариантов А или Б, который вы считаете правильным. Свой ответ обоснуйте.

Задание 2: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях

1. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки. 2. Я набирала номер, положа трубку на стол. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Сломав крыло, галка была вылечена. 5. Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. 6. Перелезая через забор, случилось неприятное происшествие: порвал штаны. 7. Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 8. Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа .

Пояснение: 1. Разнобой в употреблении видов деепричастий: читая (несов. в.) и отметив (сов.в.) Правильно: Читая статью и отмечаянужный материал, я делаю выписки. Прочитавстатью и отметивнужный материал, я сделал выписки . 2. Ошибкой при образовании деепричастий. Правильно: положив 3. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 4. Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена – это страдательное причастие. 5. Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие. 6. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 7. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. 8. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие - глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым.

Задание 3: найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Задание:

1. Образ поэта-пророка, созданного Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 2. Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят. 3. Освещённый город яркими огнями неожиданно показался на горизонте. 4. Концерт, состоящийся на прошлой неделе, стал значительным событием в культурной жизни города. 5. Удивительно красива звучащая песня жаворонка в чистом и ясном небе. 6. Особый интерес посетителей вызвали новые экспонаты, разместившиеся в павильонах выставки. 7. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, показали отличный уровень подготовки. 8. Дети играли на покрытом лугу свежей травой. 9. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его.

Комментарий: 1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом – образ (какой?) созданный 2 . Правильно: Не подкреплённые фактами (какие?) слова 3. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Освещённый яркими огнями (какой?) город 4 . Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: состоявшийся . 5. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: песня жаворонка, звучащая в чистом и ясном небе 6. Неверное употреблением действительного причастия вместо страдательного. Правильно: размещённые 7. Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: участвовавшие 8. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: на лугу, покрытом свежей травой 9 . С причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений.

Ошибки в построении сложного предложения

Задание: исправьте ошибки в построении сложного предложения.

1. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 2. Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. 3. Андрей сравнивал свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал. 4. Снега было много в лесу, который лежал на ветках и деревьях. 5 К работе подключили и школьников, во главе которой был учитель математики. 6. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 7. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Ошибки при смешении прямой и косвенной речи

Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ

Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тест 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии. 1)ошибка в нанизывании инфинитивов
Б. Открыв окно, мне стало холодно. 2) ошибка в согласовании иноязычных географических названий и определяемого слова
В. К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.
Г. Я не решался обратиться просить написать заметку в газету. 4) ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Д. В штате Техасе были проведены учения. 5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) неудачный порядок слов в предложении.
7) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Тест 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Б. Выставка-просмотр открыт ежедневно.
В. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. 3) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Г. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимений
Д. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов. 5) отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного

Тест 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. 1) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Б. Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. 2) пропуск члена предложения
В. Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Г. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими –оказали огромное влияние 4) загромождение сложного предложения придаточными
Д. Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) нарушение границ предложения
7) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов

Тест 4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) загромождение сложного предложения придаточными
Б. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. 2) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
В. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание. 3) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Д. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 5) нарушением связи между подлежащим и сказуемым
6) ошибка, связанная с нарушением норм управления
7) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении

Тест 5

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Много молодежи пришли на вечер танцев.
В. В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах. 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Г. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала. 4) ошибка, связанная с нарушением норм управления
Д. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 5) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
6) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
7) ошибка в построении предложения с однородными членами

Тест 6

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Б. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась. 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
В. Согласно приказа ректора университета переходит на шестидневную форму обучения. 3) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
Г. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. 4)неправильное построение предложения с косвенной речью
Д. Никто из пришедших не поздоровались с ней.
6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Тест 7

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 1) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина. 2) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
В. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. 3) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
Г. Управляющий производства отклонил данное предложение. 4) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
Д. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. 5) ошибка, связанная с нарушением норм управления
7) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота

Тест 8

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. 2) смешение прямой и косвенной речи
В. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной проблемы.
Г. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась. 4) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
Д. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля.
6) ошибка в образовании формы существительного
7) ошибка, связанная с нарушением норм управления

Тест 9

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. По завершению урока учитель вышел из класса, чтобы отдохнуть. 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б. Моя сумка не так красива, чем у подруги. 2) ошибка в построении сложного предложения: неоправданное повторение одинаковых союзов
В. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. 3) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
Г. Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе 4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Д. В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Тест 10

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. 1) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. 2) ошибка в образовании формы имени числительного
В. Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. 3) ошибка в образовании формы имени прилагательного
Г. Воронеж – самый красивейший город в мире.
Д. Благодаря урагану мы остались дома 5) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
6) ошибка в построении предложения с однородными членами
7) смешение прямой и косвенной речи

Тест 11

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. А у нас во дворе сделали новую качель! 1) ошибка, связанная с нарушением норм управления
Б. В районной газете «Светлом пути» мы прочитали заметку о школьном вечере, посвященном Дню учителя. 2) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
В. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации. 3) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы. 4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д. Автор сказал, что я не согласен с мнением Анатолия.
6) ошибка в образовании формы имени числительного
7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Тест 12

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах 1) употребление действительного причастия в значении страдательного
Б. Решение Боярской думы от 20 октября 1696 г. «Морским судам быть!» отнюдь не являлось «популистским» жестом. Это был законодательный акт, выражающий объективную необходимость. 2) нарушение правил согласования подлежащего со сказуемым
В. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже. 3) ошибка при употреблении однородных членов предложения
Г. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы. 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
Д. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков 5) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
6) смешение прямой и косвенной речи
7) нарушение видовременной связи

Тест 13

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается. 1) ошибка, связанная с использованием зависимых падежных форм и управлением
Б. Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
В. Главные герои повести - это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову 3) смешение прямой и косвенной речи
Г. В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро 4) объединение отношениями однородности причастного оборота и придаточного предложения
Д. . Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая. 5) нарушение правил согласования подлежащего со сказуемым
6) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
7) ошибка, связанная с употреблением деепричастных оборотов

Тест 14

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
Б. Лошади казаков,которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 2) нарушение границ предложения
В. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной. 3) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия
Г. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 4) неверное образование формы причастия
Д. Не окончив школу, Сергею пришлось работать. 5) ошибка, связанная с использованием зависимых падежных форм и управлением
6) ошибки при смешении прямой и косвенной речи
7) пропуск предлога при однородных членах

Тест 15

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его. 1) ошибка при употреблении падежной формы обобщающего слова и однородных членов
Б. Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки-самострелы, соболя и украшения. 2) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
В. Те, кто бывали в Ялте, не могли не любоваться красотой набережной. 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
Г. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
Д. Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу. 5) неверное образование формы причастия
6) нарушение согласования между подлежащим и сказуемым в сложноподчиненном предложении
7) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия

Тест 16

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко 1) неверное образование формы причастия
Б. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления
В. Писатель В.Г.Короленко говорил, что я трижды перечитывал «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Толстого казалось мне «всё более великим» 3) ошибка, связанная с употреблением деепричастного оборота
Г. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его. 4) смешение прямой и косвенной речи
Д. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. 5) неудачный порядок слов в предложении.
6) нарушены нормы управления
7) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Тест 17

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Разведчик поджёг не только немецкий штаб, но и спас раненого советского офицера 1) определяемое слово включается в середину причастного оборота
Б. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки. 2) смешение прямой и косвенной речи.
В. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы 3) ошибка в употреблении деепричастного оборота
Г. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь. 4) ошибки в построении предложения с однородными членами
Д. У него было раскрасневшееся лицо от мороза 5) ошибочное образование формы имени существительного
6) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
7) неудачный порядок слов в предложении

Тест 18

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога
Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим
В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства» 4) ошибка при употреблении однородных членов
Д) Кроме рисования я ещё пою. 5) ошибка в употреблении прямой речи
6) ошибка, связанная с построением причастного оборота
7) бедность и однообразие синтаксических конструкций

Тест 19

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос. 1) ошибка, связанная с употреблением причастного оборота
Б. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее. 2) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
В.Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь 3) нарушение связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают
Г. Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях 4) ошибка в употреблении глагольной формы
Д. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая. 5) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
6) ошибка в образовании формы имени прилагательного
7) ошибка в употреблении деепричастия

Тест 20

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, показали отличный уровень подготовки. 1) ошибка в употреблении глагольной формы
Б. Окончив школу, моя мечта об университете сбылась. 2) неверное употребление формы причастия
В. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолёт с портретами космонавтов. 3) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г. Десять бойцов бросилось в атаку. 4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д. Мы сегодня будем убираться дома, потому что завтра ждем гостей. 5) смешение прямой и косвенной речи
6) ошибочное образование форм местоимения
7) Нарушение порядка слов в предложении

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Деепричастный оборот не может употребляться: В предложении, где действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся к разным лицам или предметам: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. В безличном предложении: Подходя к лесу, мне стало холодно. В страдательной конструкции: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.

Отметьте правильный вариант 1. Едва овладев грамотой,.. А) на третьем году обучения в школе в нашу жизнь вошел английский язык; Б) уже в третьем классе мы стали изучать английский язык. 2. Взобравшись на крышу сарая, .. А) Павке хорошо был виден сад Лещинских; Б) Павка хорошо видел сад Лещинских.

Отметьте правильный вариант 3. Глядя на эту картину,.. А) мы невольно чувствуем грусть; Б) у нас невольно сжимается сердце. 4. Живя в монастыре,.. А) Какие мечты преследовал Мцыри? Б) О чем мечтал Мцыри?

Ответы 1б 2б 3А 4б

Проверка 1. Едва овладев грамотой,.. А) на третьем году обучения в школе в нашу жизнь вошел английский язык; Б) уже в третьем классе мы стали изучать английский язык. 2. Взобравшись на крышу сарая, .. А) Павке хорошо был виден сад Лещинских; Б) Павка хорошо видел сад Лещинских.

Проверка 3. Глядя на эту картину,.. А) мы невольно чувствуем грусть; Б) у нас невольно сжимается сердце. 4. Живя в монастыре,.. А) Какие мечты преследовал Мцыри? Б) О чем мечтал Мцыри?

К ошибке ведет и нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу. Встретившись с гроссмейстером, шахматист одержал победу.

Отметьте правильный вариант 1. а) Читая, б) Прочитав… интересную статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 2. а) Изучая, б) Изучив… маршруты Кавказа, я летом поеду туда путешествовать.

Отметьте правильный вариант 3. а) Стирая, б) Постирав… белье, хозяйка вывесила его на балкон. 4. а) Подведя, б) Подводя… итоги проверки, мы можем отметить улучшение условий труда работников предприятия.

Ответы 1б 2б 3б 4а,б

Проверка 1. а) Читая, б) Прочитав… интересную статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 2. а) Изучая, б) Изучив… маршруты Кавказа, я летом поеду туда путешествовать.

Проверка 3. а) Стирая, б) Постирав… белье, хозяйка вывесила его на балкон. 4. а) Подведя, б) Подводя… итоги проверки, мы можем отметить улучшение условий труда работников предприятия.

Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов 1. Оказавшись вне стен университета, бродя по улице без всякой цели, у Раскольникова созревает план убийства. 2. Сейчас уточняются и корректируются планы, конкретно касаясь каждого района.

Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов 3. Учитывая это и ряд других моментов, основываясь на Законе об акционировании, такое решение было принято в Перми и Пермской области. 4. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилось детство. 5. Продумывая планы отпуска, я летом, вероятно, поеду в Крым.

Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов 6. Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности композитора. 7. Прочитав эту повесть, мы наблюдаем удивительную свежесть выразительных средств, используемых автором. 8. Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

Ответы 1 2 3 4 5 6 7

Проверка 1. Оказавшись вне стен университета, бродя по улице без всякой цели, у Раскольникова созревает план убийства. 2. Сейчас уточняются и корректируются планы, конкретно касаясь каждого района.

Проверка 3. Учитывая это и ряд других моментов, основываясь на Законе об акционировании, такое решение было принято в Перми и Пермской области. 4. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилось детство. 5. Продумывая планы отпуска, я летом, вероятно, поеду в Крым.

Проверка 6. Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности композитора. 7. Прочитав эту повесть, мы наблюдаем удивительную свежесть выразительных средств, используемых автором. 8. Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

Итоговый тест Отметьте нарушения норм употребления деепричастных оборотов

1. Подъехав к станции, поезда уже не было видно. 2. Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов. 3. Заняв первое место в побочном турнире, юный шахматист приглашен на главный турнир. 4. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.

5. Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его. 6. Выпекая хлеб, дарующий жизнь, люди часто умирали от голода прямо возле печи. 7. Подъезжая к озеру, мы остановили лошадей, соскочили на землю и недолго думая бросились в воду.

Ответы 1 3 4 7

Проверка 1. Подъехав к станции, поезда уже не было видно. 2. Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов. 3. Заняв первое место в побочном турнире, юный шахматист приглашен на главный турнир. 4. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.

Проверка 5. Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его. 6. Выпекая хлеб, дарующий жизнь, люди часто умирали от голода прямо возле печи. 7. Подъезжая к озеру, мы остановили лошадей, соскочили на землю и недолго думая бросились в воду.


Одной из наиболее распространенных ошибок при построении предложения является неправильное употребление деепричастного оборота. Во избежание этого рекомендуется ознакомиться с правилами использования этой части речи, а также исключениями из этих правил.

В письменной и устной речи достаточно часто встречается неправильное построение предложений с деепричастным оборотом. Наиболее распространенные ошибки возникают при нарушении следующих правил:

  • Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему - существительному или местоимению в именительном падеже.

    Примеры ошибок : Подходя к дому , у меня выпал зонт. Читая книгу , ей постоянно мешали звуки со двора.

  • Деепричастные обороты не используются в безличных предложениях (в предложениях без действующего субъекта-подлежащего) и в пассивных (страдательных) конструкциях.

    Примеры ошибок : Оставшись один в доме , мне было одиноко. Решая эту задачу , ему было сложно.

  • Не рекомендуется употреблять деепричастный оборот в предложениях, в которых используется глагол-сказуемое в форме будущего времени.

    Примеры ошибок : Подарив маме цветы , я поздравлю ее с праздником. Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине .

  • Деепричастный оборот обычно не может быть однородным членом предложения со сказуемым и другими членами предложения.

    Примеры ошибок : Мужчина перешел дорогу, но посмотрев вправо . Мы будем гулять по лесу, но не заходя далеко .

  • Деепричастный оборот НСВ обычно употребляется в случае, если действия, выражаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновременно. Деепричастный оборот СВ обычно называет действие, предшествующее действию, которое называет глагол-сказуемое.

    Примеры: Переплывая реку , мы видели маленьких рыбок (НСВ). Сделав работу , они отдыхали (СВ).

Исключения

В некоторых случаях допустимо несоблюдение некоторых из вышеуказанных правил при условиях:

  • Если деепричастный оборот относится к инфинитиву, выражающему действие другого лица. Пример: В классе было много желающих, готовых убирать территорию школы, сгребая опавшие листья (деепричастный оборот сгребая опавшие листья относится к дополнению желающих и зависит от инфинитива убирать ).
  • Деепричастные обороты в форме СВ со значением состояния, которые начинают приобретать признаки наречий, могут употребляться как однородные члены предложения с другими обстоятельствами с той же функцией. Пример: Хозяин встречал их то лежа, то присев на стул (лежа - наречие, присев на стул - деепричастный оборот).

У потребление деепричастного оборота Правило: Если предложение начинается с Д.О., далее должно следовать подлежащее, обозначающее действующее лицо, которое выполняет и главное действие (выраженное сказуемым), и добавочное действие (выраженное деепричастием). задание


Пример: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. 2. этого было достаточно для поступления… 3. дальнейшее обучение Радищева проходило за границей. 4. двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. ответ ответ




I.Найдите ошибку и исправьте её.(ответ).(ответ) 1. Глядя на эту старую фотографию, мне вспомнилась моя молодость.(ответ).(ответ) (ответ) (ответ) 2. Читая данное стихотворение, по коже у меня пробегал мороз. (ответ) (ответ) (ответ) 3. Войдя с мороза в дом, я почувствовал усталость и поспешил раздеться и прилечь. (ответ) (ответ) (ответ) 4. Пользуясь калькулятором, расчет производится быстрее. (ответ) (ответ) Задание 2










II. Найдите ошибку и исправьте её (ответ) (ответ) 1). Взяв ее за руку, они пошли вместе.(ответ).(ответ) (ответ) 2). Купаясь в море, он всегда испытывал огромное удовольствие. (ответ) (ответ) (ответ) 3). Прочитав опровержение в газете, мне стало даже смешно. (ответ) (ответ) (ответ) 4). Услышав голос матери, его сердце забилось чаще. (ответ) (ответ) (ответ) 5). Пообедав в кафе, он направился на вокзал. (ответ) (ответ)


Деепричастный и причастный обороты – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки употребления этих речевых конструкций с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот - речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

  • Действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже).

    Примеры ошибок : Заваривая чай , у него упала чашка. Убирая в комнате , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок : Наблюдая за облаками , мне было спокойно. Выйдя на улицу , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок : Решив задачу , я буду отдыхать. Посещая выставки , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок : Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот - речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы - Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок : Игрушки, украшаемые новогоднюю елку , красиво переливались (правильно : украшавшие ). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно : собранных ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок : Обласканное поле солнцем зеленело (правильно : поле, обласканное солнцем , зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно : скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы .

    Примеры ошибок : Нам бы мебель, сделанную бы на заказ . Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие? );
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры :
Роман Достоевского, читаемый во многих странах , был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах - причастный оборот, отвечает на вопрос - какой? , согласуется с существительным роман , в предложении является обособленным определением). Заваривая чай , она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай - деепричастный оборот, отвечает на вопрос - что делая? , зависит от глагола-сказуемого добавляет , в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 24.