Сборник математических игр

(для детей дошкольного возраста)

Павлодар 2016 ж

Составитель: Романевич Т.Ф.

воспитатель я/с №86

г. Павлодара

Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………..3

    Игры с цифрами и числами………………………………………………4

    Игры с геометрическими фигурами…………………………………….11

    Игры по разделу величина………………………………………………18

    Игры на логику………………………………………………………….. 20

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Предлагаю вашему вниманию авторские дидактические игры.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.


2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки - саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения:

Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.


Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

(Осень)

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.


Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

5.

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":

"И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу! "

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. "

Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.



6. Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

7. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.


8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.


9. Дидактическая игра «Морское путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11.

Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.



Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Игры с геометрическими фигурами

1. Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

Кто получился?

Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.


«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

2.Дидактическая игра «Приключения колобка»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах.

* Упражнять в умении называть различать основные цвета.

* Развивать логическое мышление.

Оборудование: картинки - колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы.

Методика проведения:

Воспитатель:

Сегодня к нам гости пришел сказочный герой: он круглый, от бабушки ушел. Кто это?

Правильно, колобок!

Выставляет картинку колобка на доске.

Колобок приглашает вас в путешествие. Катился колобок по лесу и вдруг увидел, как облачко опустилось на полянку, а из него волшебная разноцветная дорожка показалась. Что это за дорожка такая?

Правильно, это радуга!

Выставляет на доску картинку: облако с радугой.

Захотелось нашему колобку прогуляться по радуге. Запрыгнул он на красную полоску радуги и вдруг превратился…

Как вы думаете, чем мог стать наш колобок на красной дорожке? Какие овощи, фрукты или ягоды бывают круглыми и красными?

Помидор яблоко редиска малина

Молодцы, ребята. И покатился наш колобок дальше на оранжевую полоску.

Апельсин хурма тыква мандарин

И покатился наш колобок дальше на желтую полоску.

В какие овощи, фрукты или ягоды мог превратиться наш колобок?

Помидор яблоко абрикос репка

И покатился колобок дальше - на какую дорожку?

Правильно, на зеленую.

Игра продолжается по аналогии.

Зеленая полоска радуги

Зеленое яблоко горох арбуз капуста виноград крыжовник

Голубая полоска радуги

Голубика

Синяя полоска радуги

Синий виноград

Фиолетовая полоска радуги

Слива капуста картошка

Воспитатель:

Вот и закончились приключения нашего колобка!

3. Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель:

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

5. Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т.д.

6. Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: картинка с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т.д.

7. Дидактическая игра «Подбери пару варежке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены.

8. Дидактическая игра «Прятки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

*

* Развивать логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры.

9. Дидактическая игра «Укрась салфетку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

* Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: карточка 15 x 15; набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает: какими фигурами украсил салфетку и где их располагал.

Игры по разделу величина

1.Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.

* Уточнить названия цветов.

Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.

2. Дидактическая игра «Собери яблоки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.

Оборудование: картинка с изображением яблони, яблочки разной величины: большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку:

Загляни в осенний сад
Чудо - мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.

(Яблоко)

На столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне.

Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.

3. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.

* Упражнять в умении раскладывать предметы слева направо в порядке возрастания и убывания.

Оборудование: карточки с изображением посуды разной величины: большие, поменьше и самые маленькие.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину.

Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.

Дети расставляют посуду, называют в порядке убывания, возрастания.

Игры на логику

1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.


Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!

2. Дидактическая игра «Фантазеры»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.

*

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Методика проведения:

1 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.




2 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.

Дети придумывают изображения зверей и птиц.

3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша)

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить знания о геометрических фигурах.

* Упражнять в умении «читать» схемы-указания.

* Развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка-схема - «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.

Методика проведения:

Воспитатель показывает схему полянки:
- Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы - сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.

Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны, и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.

Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру.

Схемы для серединок цветов.

Схемы для лепестков.

Готовый образец:

4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.

Методика проведения:

Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.


По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет. (вертолет)
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

5. Дидактическая игра «Реши задачку»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

*** ***

Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь)

Устный счет на земле существует столько, сколько существует разумное человечество. Всегда на протяжении всех веков человечество стремилось, и будет стремиться к быстрому счету.

Несмотря на наш компьютерный век, нам все равно необходимо быстро считать. Например, сдачу в магазине или в ресторане. В данном уроке мы предлагаем вам примеры « игр – упражнений» для устного счета.

Первая игра "запомни число"

Этот пример развивает зрительную память. Первую игру можно начать с двузначного числа, потом взять трехзначное число, потом четырехзначное, затем пятизначное.

Например, возьмем число 94.

Напишите и запомните это число. Переверните листок бумаги и попробуйте написать десять разных пятизначных чисел. После того как вы написали разные числа попробуйте вспомнить первоначальное, которое вы написали на обратной стороне листа.

Не переживайте если вы не вспомнили с первого раза, попробуйте еще раз. В эту игру можно поиграть с детьми для них будет очень полезно развивать зрительную память.

Вторая игра "+ или -"

Тренировать мозг обычным способом как в школе очень тяжело. Информация легко запоминается в виде игры. Мы предлагаем вам сыграть в следующую игру. Здесь надо поставить вместо звездочек знак « +» или «-».

Третья игра "Четыре зайчика"

Надо быстро ответить. Игра на внимание и логику.

Есть на этой картинке четыре зайчика?

Есть на этой картинке одинаковых шесть собачек?

Есть на этой картинке разные три котика?

Есть на этой картинке две совы?

Есть на этой картинке пять апельсинов?

Четвертая игра "Направление стрел"

В этой игре надо быстро сориентироваться, куда и сколько направлено стрел? Эта игра направлена на логику и внимание, в том числе и зрительное внимание.

Надо быстро ответить: сколько стрелок направлено вверх?

Сколько стрелок направлено влево?

Сколько стрелок направлено вниз?

Сколько стрелок направлено вправо?

Пятая игра "Угадай операцию"

Игра «Угадай операцию» развивает мышление и память. Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным. На экране даны примеры, посмотрите внимательно и поставьте нужный знак «+» или «-», так чтобы равенство было верным. Знак «+» и «-» расположены внизу на картинке, выберите нужный знак и нажмите на нужную кнопку. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Шестая игра "Упрощение"

Игра «Упрощение» развивает мышление и память. Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию. На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Седьмая игра "Быстрое сложение"

Игра «Быстрое сложение» развивает устный счет, мышление и память. Выбирайте цифры, сумма которых равна заданной цифре. В этой игре дана матрица из 16 цифр. Над матрицей написано заданное число, надо выбрать цифры в матрице так, чтобы сумма этих цифр была равна заданной цифре. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Восьмая игра "Математические сравнения"

Игра «Математические сравнения» развивает мышление и память. Главная суть игры сравнить числа и математические операции. В этой игре надо сравнить два числа. На верху, написан вопрос, прочитайте его и ответьте правильно на поставленный вопрос. Ответить можно при помощи кнопок расположенных внизу. Там нарисованы три кнопки «левое», «равно» и «правое». Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Девятая игра "Визуальная геометрия"

Игра «Визуальная геометрия» развивает мышление и память. Главная суть игры быстро считать количество закрашенных объектов и выбрать его из списка ответов. В этой игре на экране на несколько секунд показываются синие квадратики, их надо быстро посчитать, потом они закрываются. Снизу под таблицей написаны четыре числа, надо выбрать одно правильное число и нажать на него с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Десятая игра "Копилка"

Игра «Копилка» развивает мышление и память. Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку. Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Одиннадцатая игра "Быстрое сложение перезагрузка"

Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. В этой игре на экране дается три цифры и дается задание, сложите цифру, на экране указывается какую цифру надо сложить. Вы выбираете из трех цифр нужные цифры и нажимаете их. Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Заключение

Мы рассмотрели 11 мощных развивающих игр, которые помогут развить отличный математический счет.

10 СВИНОК

Производитель: Zoch
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: внимание, навыки сложения и вычитания, тактические навыки.

В настольной игре «10 свинок» побеждает тот, кто лучше всех умеет считать до 10-ти и сможет собрать наибольшее количество карт. Правила игры просты: перетасовав колоду и получив по три карты с симпатичными изображениями свинок в образах героев сказок на руки, игроки по очереди открывают их. Первый игрок кладет свою карту, произнося цифру на ней вслух и тут же добирая из колоды другую. Затем второй делает то же самое. И так – один за другим. Если в сумме всех чисел на всех картах на столе получается 10, владелец последней цифры, громко крикнув: «10 свинок!», забирает все карты себе. Если сумма чисел больше десяти, карты забирает следующий игрок. В игре участвуют и карты «джокеры»: свинка-русалка, позволяющая как добавить пять чисел, так и вычесть их, и свинка-лягушонок, способный обнулить всю сумму на столе. Для более опытных игроков возможна игра с позицией «равенство». Игра подходит к концу, когда нельзя больше разыграть ни одной карты, а побеждает тот счастливец, который набрал их больше всех.

Наше резюме

ХАЛЛИ-ГАЛЛИ

Производитель: Amigo Spiel
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: 2-6
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: внимание, реакцию, навыки устного счета.

В этой игре, помимо привычных карточек, «участвует» и звонок. Он-то и придает этой развивающей игре особенный азарт. Игра получается шумной и очень веселой. Итак, есть карты, на них изображены фрукты. На каждой - один вид фруктов в количестве от 1 до 5. Карты раздаются поровну между участниками, а в центре стола ставится звонок. Для интриги очень важно, чтобы свои карты все игроки открывали одновременно. И, как только на открытых картах всех игроков в сумме оказывается ровно 5 фруктов одного вида или у кого-то выпадает одна карта с пятью фруктами – надо хлопать по звонку и забирать все открытые карты себе. Но просто позвонить в звонок мало. Надо не забыть крикнуть громко и торжествующе: «Халли-Галли!». Конечно, попадаются такие невнимательные (или непослушные) игроки, которые звонят в звонок не по правилам. В этом случае, игрок, ошибочно хлопнувший по звонку, в качестве штрафа, отдает по одной из своих карт каждому участнику состязания. Оставшиеся без карт, выбывают, побеждает обладатель всей колоды.

Наше резюме

Что детям нравится в этой игре больше всего? Звонить в звонок, конечно! Однако это еще нужно заслужить, как следует потрудившись. Ребенку предстоит сосредоточиться и, одновременно внимательно следить за своими картами, отслеживая действия всех противников. Но долго думать здесь не получится. Надо соображать быстро, потому что и игра энергичная, и в любой момент тебя могут опередить. Хотя производители рекомендуют играть в игру с 5-ти лет, опыт многих семей показывает, что дети помладше также не испытывают особых трудностей в ее освоении. Особенно, когда дело касается звонка.

ШУСТРЫЙ САДОВНИК

Производитель: Zoch
Возраст: от 7 лет
Количество игроков: 2-5
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: устный счет, память, внимание, реакцию.

Игрокам, в этой игре предстоит стать садовниками, собирающими богатый (или не очень) урожай яблок и груш в собственном саду. Грушевый, яблочный или садик с червячками – это 80 карточек с забавными иллюстрациями (20 карт урожая и 60 карт плодов). Карты сбора урожая - те же яблоки, груши и червяки, но в банках, коробках и корзинах. И есть деревянные жетоны с цифрами 1, 2 и 3 - от того, какой жетон игрок схватит, зависит порядок высказывания предположений о составе его урожая. Фрукты созрели, надо срочно собирать, пока все не сожрали червячки! Поэтому играть надо быстро.

Карты с плодами раздаются всем игрокам поровну, и по очереди выкладываются в центр стола одна на другую, а игроки считают в уме отдельно яблоки, груши и червяков. Когда появляется карта урожая, необходимо, как можно быстрее и точнее назвать сумму подсчитанного. Победитель – самый быстрый. Второй вариант игры заключается в том, что игрокам нужно поочередно «собирать фрукты», т. е. открывать карты и отслеживать, когда на открытых окажется ровно 11 плодов одного вида. Первый заметивший получает карту. Если ошибся – возвращает. Побеждает тот, кто собрал самый большой урожай.

Наше резюме

Все игровые элементы игры сделаны очень качественно – их приятно держать в руках, а симпатичные яблоки, груши и гусеницы на карточках будто смеются и подмигивают маленьким и большим участникам. И это может отвлекать неопытного игрока. Тем более что в процессе игры приходится постоянно считать в уме, что для младших школьников не слишком просто. Шустрый Садовник это одновременно карточная игра на память, на скорость реакции и внимательность. Здесь нужно думать, и думать очень быстро и точно.

7 НА 9

Производитель: Magellan
Возраст: от 8 лет
Количество игроков: 2-4
Время игры: 2 - 5 минут
Развивает: реакцию, устный счет, внимание.

Отличие этих карт от обычных в том, что на них изображено сразу два разных числа: одно большое в центре, другое - в левом нижнем и верхнем правом углах - маленькое. Числа на картах - от 1 до 10. Игра начинается с одной карты в центре стола. Например, с той, на которой изображена большая пятерка и двойка. Вот двойку по выбранному правилу игры, нужно либо прибавить к семерке, либо из семерки вычесть. А другую карту, где указана сумма этих чисел (большой цифрой) положить сверху. Получается - либо девятку, либо пятерку. Если есть нужная карта, ее скидывают немедленно. Выигрывает тот, кто первым избавляется от всех своих карт и не забывает крикнуть при этом: «Семь на девять!»

Наше резюме

Ребенок уже неплохо умеет считать, вычитать и прибавлять? С этой игрой его умения возрастут еще более. Детей она учит арифметике, попутно улучшая реакцию и внимательность, а взрослым поможет расслабиться и снять стресс после насыщенного трудового дня. Чтобы получить максимум удовольствия, советуем играть большой, разновозрастной компанией. Если есть карточные игры неторопливые и есть быстрые, то эта – просто бешеная. Да и покричать победителю, после пережитых волнений всегда приятно! Несомненный плюс игры - ее компактность, позволяющая не расставаться с «7 на 9» в любом путешествии.

РАТУКИ

Производитель: Magellan
Возраст: от 7 лет
Количество игроков: 2-5
Время игры: 10 – 20 минут
Развивает: реакцию, внимание, навыки счета.

«Два! Один! Ой, я запутался! Три! Ратуки!» И шелест карт, и смешки, и стоны, и все это в быстром темпе. Вот такая она, игра «Ратуки», в которую с одинаковым интересом играют и взрослые, и дети. Цель игры – набрать 100 очков, обойдя в этом своих соперников, с помощью карт, на которых, в виде символов или рисунков представлены числа от 1 до 5. Партия разбивается на отдельные раунды, в которых игроки будут использовать карты своих колод.

Раунд проходит следующим образом. Любой игрок может начать стопку, выложив с руки на стол «единицу» (таким образом, одновременно могут существовать столько стопок, сколько игроков). Её можно накрыть «двойкой». В дальнейшем все следуют одному правилу: можно выложить карту, число которой на единицу выше или ниже числа верхней карты стопки розыгрыша. Выложив «пятёрку», игрок отправляет всю стопку розыгрыша в свой отбой. В игре нет понятия передачи хода - все действуют одновременно, по принципу «кто успел». А, кто успел раньше всех, говорит: «Ратуки!»

Наше резюме

Игра не только совершенствует навыки счета, но и учит быть крайне внимательным. Здесь все играют, одновременно выкидывая карты. И нужно, прежде чем успел подсчитать и выкрикнул свою цифру первым, разобраться, какую, собственно, цифру образуют из себя запутывающие изображения. Ведь цифры на игральных карточках изображены и в виде римских и арабских цифр, и обозначены текстом, и даже в виде пальцев руки. Легко и запутаться в суматохе общего азарта!

ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ТРОПИНКИ

Производитель: Logis
Возраст: от 3 лет
Количество игроков: 1 4
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: устный счет, мелкую моторику.

Это такая добрая игра, что здесь даже не бывает проигравших. К каждому игроку-«медвежонку» тянется земляничная тропинка из карт. Переворачивая в свой ход крайнюю карту, он берёт из лукошка столько бусинок-ягодок, сколько указано на карте, и нанизывает их на «шнурочек». Последние две карты в каждой тропинке показывают, сколько бусинок-ягодок игрок должен отдать и куда: в бабушкин пирог или в дедушкин. Тот, у кого на шнурочке осталось меньше всего бусинок - самый добрый медвежонок, его нужно обязательно похвалить. Ну и наконец, игроки вместе считают, в каком пироге оказалось больше всего земляничек - в бабушкином или в дедушкином.

Наше резюме

Любая игра имеет свою цель. И, если у многих карточных игр главная цель игрока, например, первым остаться без карт или, наоборот, набрать их больше всех, то для малышей нужен другой стимул. В этой игре он очень подходящий и выполняет даже воспитательную функцию. Разве не благородно не просто выиграть, но стать самым добрым медвежонком? И для этого не просто сыграть удачно, а потрудиться.

ТУРБОСЧЕТ

Производитель: Банда умников
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 10 – 15 минут

Весёлая и очень динамичная обучающая игра, мгновенно увлекающая и детей, и взрослых. Итак, дано: две колоды, одна с животными, другая с заданиями. Перетасовав колоду, все карты из колоды с животными раздаются игрокам. Участники, не глядя, кладут их перед собой стопкой, лицом вниз. Из колоды в центр стола выкладывается карточка с условием, а игроки по очереди открывают карты со случайным количеством животных одного из видов. (Важно, чтобы каждый игрок выкладывал карты так, чтобы видеть их последним - то есть брал их за дальний от себя край карты). Если условие выполняется, нужно первым накрыть ладонью карту с условием, выкрикнув: «Турбо!» Накрыв карту с заданием первым, игрок забирает себе все открытые карты других игроков, и складывает их вниз своей колоды. Каждый раз, когда кто-то выигрывает раунд и забирает открытые карты - выкладывается следующая карта с заданием, а сыгравшее задание уходит в биту. Если у игрока кончились карты - он выбывает из игры.

Наше резюме

Игра не просто учит хорошо считать, она формирует математическое представление. Сначала ребенок учится быстро пересчитывать, а затем, постоянно и ежесекундно сравнивая и сопоставляя количество предметов с числами, мгновенно «фотографировать» нужное. Малыш постепенно, таким образом, переходит от умения называть числа по порядку к умению свободно оперировать числами. Причем, полезно это, как для дошкольника, так и для уже неплохо знакомого с числами школьника. Такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше» на практике игры в «Турбосчет» станут намного понятнее. А все возрастающие уровни сложности позволят, с негаснущим интересом играть в игру долгое время и разным по возрасту игрокам. Дополнительный плюс игре – иллюстрированные правила, в которых дети могут разобраться самостоятельно. Есть даже варианты правил, позволяющие использовать игру для занятий по математике с малышами от 4-х лет.

ФРУКТО-10

Производитель: Банда умников
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 10 – 15 минут

Развивает: устный счет, внимание, наблюдательность, визуальную память

Здесь карточки не квадратные, а круглые. И, согласитесь, эта форма ближе к очертаниям фруктов. Цель игры - первым найти фруктовую десятку на двух карточках. Чтобы получилась фруктовая десятка, нужно найти на двух карточках фрукты, которые в сумме составят ровно десять. Легко? Но при этом фрукты должны непременно совпадать либо по типу (два яблока, три клубники и т.п.), или по цвету. Получается увлекательное соревнование в математической зоркости и арифметической скорости. Игрокам, подбирая варианты, нужно выполнять десятки действий с числами за короткое время! Нашедший, забирает карточки себе. Остальные карты перемешиваются и сдаются заново. Игра неизменно проходит в высоком темпе, «на одном дыхании», что всегда вызывает бурю эмоций.

Наше резюме

Поскольку это игра долгоиграющая, т. е. усложняющаяся, да еще и в разных вариантах, играть в нее не надоедает. Начинает ребенок с малого, а затем ему, конечно, хочется усложнений. И они будут прибавляться, как будут прибавляться и познания ребенка в математике. Чтобы стать победителем, здесь необходимо учиться быстро соображать. И, играя во «Фрукто 10» можно учиться считать с азартом, в отличие от традиционного выучивания наизусть состава чисел, «таблицы сложения» и решения столбцов скучных однотипных примеров. Игра не только автоматизирует устный счёт, но и замечательно тренирует концентрацию внимания, умение быстро подбирать решения - поэтому её рекомендуют не только педагоги, но и школьные психологи.

Фотоматериалы предоставлены компаниями Мосигра и Игровед

Оказывается, математические игрушки могут быть очень разными, но одинаково полезными и интересными для маленьких математиков.

Математические игрушки своими руками от Анны Усовой

И вот сегодня я это сделала.

Игрушка наша состоит из 5-ти яичек (они достаточно крупные, от маленьких машинок) на каждом наклейка с цифрой от 1 до 5. Внутри вложены деревянные бусины (но думаю можно со временем заменить их на пуговки,чтобы поддержать интерес ребенка), количество сответствует написанной цифре.

Мы уже успели немного поиграть: открывали каждое яичко и пересчитывали бусины. Игнату очень понравилось и мы достаточно долго открывали — закрывали яички. Потом достали все бусины и подбирали нужное количество к каждому яйцу. А еще собирали бусины на синельную проволоку.

Сегодня играя в разные игры нашли пластилиновую досочку. Как-то сделали ее, но почему-то так и не поиграли. Сейчас с удовольствием обнаружили её огромный потенциал. Писали зубочисткой цифры, укладывали на нее пуговицы соответствующего количества. Втыкали пуговки стоя. Рисовали фигуры геометрические большие и маленькие, выкладывали фигуры из пуговиц — это ведь тоже математика.

Математические игрушки своими руками от Насти Туфановой

Конкурсная работа № 3

Меня зовут Настя Туфанова, мне 31 год, г. Северодвинск.

Я сшила мягкую книжку для обучения счету от 1 до 5.

Каждой цифре посвящена страничка: цифра 1 — считаем: 1 солнышко, 1 улитка, 1 рыбка, 1 кустик, 1 яблочко. Цифра 2 — считаем: 2 цветочка, 2 мишки, 2 кустика и т. д.

Все детальки съемные с разными креплениями (липа, пуговки, ленты, петли) и разными наполнителями (бусины, камушки, колечки, шуршащие пакетики).

Цифры тоже съемные на липе. Можно предложить малышу подобрать к каждой страничке цифру.

Материалы: хлопок, бязь, пуговки, бусины, ленты.

По такой книжке можно обучиться счету, развивать мелкую моторику, логику. Думаю, малышке будет интересно.

Математические игрушки своими руками от Марии Нагорной

Меня зовут Мария, я из поселка Аксеново, Республики Башкортостан. Мама двух деток: Анастасии — 6 лет и Степана — 3 года.
Вот какие игрушки и пособия я сделала своим деткам за эти годы.

Конкурсная работа №4. Учим цифры.

Я сшила 2 круга: один диаметр 19 см, другой — 30 см. Оба круга я разделила на секторы. На маленьком вышила цифры, а на большой пришила пуговицы. В центре этих кругов я сделала прорезь, соединила круги двумя пуговицами. Благодаря такому соединению, круги вертятся.

Обычно я сажаю Степу на колени и спрашиваю: «Где у нас цифра 1? Покажи. А теперь давай найдем одну пуговичку!». И мы вращаем маленький круг, ставим цифру напротив нужного количества цифр. Думаю понятна суть игры.

Что мы развиваем, играя с этим пособием?

  1. Математика (счет, цифры, понятие большой и маленький, какой формы пуговицы — круглые, овальные и т.д.).
  2. Мелкая моторика пальчиков (можно обводить пальчиком вышитые цифры, перебирать пальчиками пуговки).
  3. Изучение цвета (называем цвета пуговиц).

Конкурсная работа №5. Геометрическое лото.

На картоне расположила 6 фигур разных цветов, вырезала к ним точно такие же, заламинировала скотчем. На обратной стороне приклеила кармашек. Так удобнее хранить фигуры, чтобы они не растерялись.

Математические игрушки своими руками от Ольги Шевыкиной

Конкурсная работа №7

Я Оля, 23 года, мама троих малышей: Антоши(4), Ксени(скоро 3) и Веронички(1,3). Это первая моя игрушка придуманная самостоятельно. Почему я решила сделать именно эту игрушку? Ну, для начала я подумала: что же, вообще, включает в себя математика для малышей, и выделила для себя несколько направлений, а именно:

  • цифры, числа и количество;
  • геометрические формы и размер;
  • последовательности;
  • ориентирование(я имею ввиду понятия «вверх», «вниз» и т.д.

Для моих детей (я имею ввиду двух старших) пока самым сложным оставалась тема с цифрами. Мы считаем уверенно только до пяти — шести а дальше начинается путаница. С цифрами же, вообще глухо: только первые три. Смысл нуля они понимать в принципе отказываются. И вот сам собой придумался такой веселый тренажер.


После НГ оставалась куча коробочек от подарков. Среди них нашлась замечательная, небольшая, с четырьмя окошками — в общем, как специально для моей игрушки. Каждую сторону обклеила цветной бумагой. В окошке выглядывает задумчивая мордочка зверька (нарисовала на картонке и приклеила с внутренней стороны).

Начинается игра: мама (то бишь я) говорит: котенку(собачке/ослику/зайке) хочется кушать (в случае с осликом поиграть), дай ему, к примеру, три рыбки(косточки/шарика/морковки(это все вырезано из цветного картона)). Наклеиваю над окошком цифру, тоже картонную. Дети называют цифру, приклеивают внизу, под окошком, столько предметов,сколько показывает цифра. После того, как ребенок сказал «все»-проверяем.

Если неправильно ничего не происходит, если правильно поверх задумчивой мордочки в окошки появляется веселая.Детям кстати этот момент больше всего нравится. В первую игру хлопали в ладоши от радости за зверька)). Для того, чтобы приклеивать все это, я сначала использовала объемный двусторонний скотч, но он иногда оставляет следы и быстро перестал клеится,а вот пластилин для этой цели идеален)), только цветная бумага должна быть глянцевая.

Все косточки, морковки и т. д. положила в капсулы из под игрушки от киндер — сюрприза. Все капсулы вместе с кусочком пластилина и карточками с веселыми зверятами хранятся внутри коробочки — очень удобно. Пока ничего не потерялось, хотя играем каждый день.

Математические игрушки своими руками от Ирины

Здравствуйте! Меня зовут Ирина, мне 26 лет, я мама Леночки (3г. 4м.). Мы живем в Чите.

Эту игрушку я делала уже давно. Сначала на разноцветных лепестках были наклеены предметы соответствующего цвета. И нужно было правильно подобрать крышки и спрятать под ними картинки. Когда цвета мы стали знать на «отлично», цветок я переделала.

На место картинок приклеила цифры от 1 до 5. На крышки тоже наклеила цифры. Их я вырезала из двух одинаковых журналов, чтобы на крышке и лепестке были цифры одинакового вида. Например, цифру 1 на черном фоне нужно положить именно на такую же на лепестке. Количество точек на цветке подсказывают, как зовут каждую цифру. Крышки я выбрала для создания игрушки еще и потому, что они полезны для развития мелкой моторики.

В целом, когда мы играем с цифрами, то мы их одушевляем, они у нас умеют разговаривать, приходят к нам в гости и поэтому у каждой есть имя. Так Леночка их лучше воспринимает. Таким образом, игрушка сделана из бросового материала (крышки, картон, старые журналы). Но отлично помогает нам в освоении цифр. Когда мы из нее вырастем, не жалко будет выбросить. А затем быстро сделать новую, например, уже с 10 лепестками.

Конкурсная работа №9. Геометрическая игрушка

Пока мы изучаем и знаем пять геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат и прямоугольник. Я вырезала фигуры из старых пластиковых папок, чтобы игрушка была долговечнее. С одной стороны фигуры гладкие, а с другой шершавые. Затем из фигур выложила несколько картинок на картонках от различных коробок. Обвела контуры фигур. Игрушка готова.

Суть проста – нужно подобрать фигуры и выложить из них картинки по образцу. Одновременно мы проговариваем, какая фигура нужна, какого размера. Точно так же выкладываем картинки без образца, призывая на помощь фантазию. Например, елочку, девочку в треугольном платье, снеговика и т.д.

Еще мы фигуры просто сортируем. Больше всего Лене нравится игра, когда зверям нужно раздать печенье разной формы. Например, котенка нужно угостить только квадратным, а собачку только овальным. Фигуры можно складывать в непрозрачный мешочек и вытаскивать на ощупь. Но пока у нас так не особо получается. Таким образом, игрушка сделана из бросового материала, ее изготовление занимает совсем немного времени. А вариантов игры можно придумать много.

Конкурсная работа №10. Геометрические полянки

Еще одно пособие для игр на закрепление геометрических знаний. Принтера у меня нет, поэтому все, что я делаю, я создаю из подходящих вырезок, картинок и пишу вручную. Так, для изучения геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника, я оформила листы бумаги.

Каждый отдельный лист посвящен одной фигуре. Написано название фигуры, из цветной бумаги вырезана и приклеена сама фигура, написано стихотворение и загадка про эту фигуру. А также подобраны просто картинки этой формы. Для долговечности листочки поместила в прозрачные файлы.

Как играть:

  • Самый любимый вариант игры у Лены. Листочки разложены на полу на расстоянии друг от друга. Я даю задание, на какую фигуру встать и что сделать, а Леночка выполняет. Например, нужно встать на треугольник и похлопать в ладоши. Нужно встать на круг и потопать ногами. Нужно лечь на прямоугольник и т. д. В аналогичную игру мы играли на улице все лето. Я чертила на земле большие фигуры и давала Леночке такие же подвижные задания.
  • Другой вариант игры. На разложенные полянки мы раскладываем пластиковые фигуры, которые я показывала в предыдущей геометрической игрушке. Или собираю в кучу части от игрушек (кольца, кубики, мячики, крышки, детали конструктора и прочую мелочь). Их тоже нужно разложить на полянках. Но эта задача оказывается сложнее, поскольку фигуры объемные. Поэтому мы говорим, что «сторона у кубика квадратная, поэтому кладем на квадрат», «мяч круглый, поэтому кладем туда, где круг».
  • Читаем стихотворения, отгадываем загадки на страничках, а после этого ищем в комнатах, на кухне, в ванной предметы заданной формы.

Таким образом, мы легко и непринужденно закрепляем геометрические знания во время подвижных игр и, даже можно сказать, баловства.

Математические игрушки своими руками от Елены Петрук

Меня зовут Елена, мне 36 лет. Мою дочку зовут Маша (2 года 2 месяца). Мы из Киева.

Конкурсная работа №11.

История создания игрушки проста, она создана по мотивам книжки, которую Маша сейчас любит. По сюжету книжки маленький бельчонок живет в дупле на дубе и на зиму сушит на веточках грибы, ягоды, фрукты. Когда мы с Машей читаем, постоянно по картинке находим где ягоды, где грибы.

Вот и решила обыграть эту книжку еще и с математическим уклоном. Взяла лист картона А3 формата. Три коктельные трубочки, разрезала коктельные трубочки пополам. нижнюю часть трубочки надрезала на 4 части и закрепила на листе скотчем. потом сверху надела на белый лист с дырочками. на этом листе нарисовала ствол дуба и дупло. наклеила карточку белки.

На кроне дерева, где трубочки — веточки наклеила дубовые листочки. Над каждой трубочкой написала цифры от 1 до 3. Считаю, что на наш возраст, пока достаточно. Осилим их — будем дальше идти. И нарисовала фрукты, ягоды, грибы. Потом вырезала из белого картона карточки и нарисовала такие же фрукты и грибы. На карточках сделала дырочки.

Смысл игры заключается в том, что мы как бельчонок, вешаем сушиться на веточки еду. На одну веточку вешаем одну карточку — сливу. На другую веточку вешаем две карточки — 2 грибочка. На третью веточку вешаем 3 яблока. Плюсы этой игрушки в том, что кроме математического развития, она еще развивает мелкую моторику. Потом, как надоест, я сверху фруктов наклею орехи, желуди и нарисую новые карточки — игра обновится.

Маше игра понравилась. Она с удовольствием одевала карточки, правда пока хотела грибочек одеть на сливу))).

Конкурсная работа №12.

После праздников от сыров и тортиков остались коробочки. Я обклеила коробки цветной бумагой и закрепила прозрачным скотчем (треугольник клеила на клей — плохо держится). На коробочках сделала прорези. Потом из цветного картона вырезала разных цветов геометрические фигуры. Размер фигур такой, чтобы влазил в прорези.

Игра заключается в том, чтобы в квадрат вставлять квадраты, в круг — круги и т.д. Для усложнения игры квадраты вырезала разных цветов. Чтобы Маша поняла, что в желтый квадрат не только подойдут желтые квадратики, но и других цветов — ведь они тоже квадраты. Игру можно приурочить и к теме цвета. В красную фигуру вставляем все красные фигура.

А еще можно на фигуры наклеить карточки животных и повырезать карточки (или даже с обратной стороны геометрических фигур) с едой. Вариантов много. Данная игра развивает не только математические способности, но и развивает мелкую моторику. К моей радости Маша оценила и эту работу)) очень старательно вставляла карточки).

Конкурсная работа № 13

Меня зовут Екатерина, 28 лет, сыночку почти 8 месяцев. Развивающую математическую игрушку сделала из коробки из — под неваляшки. Коробка шестигранная, одна сторона из прозрачной плёнки. В коробочке вырезаны круглые отверстия (соответствуют по размерам шарикам, количество отверстий указано на каждой стороне). Верхняя сторона с одним отверстием (наклеена цифра 1) боковая сторона с двумя отверстиями (наклеена цифра 2) и т. д. до пяти.

Т.к. сын ещё маленький и всё пробует на зуб, шарики привязаны на веревочки (чтобы не проглотил и не потерял:)), веревочки прикреплены к одной из сторон. Внутри для красоты приклеила цыпленка, снаружи травка и солнышко. С помощью игрушки развиваем мелкую моторику, учимся считать, соотносим форму отверстия и форму шарика. Сама я довольна своим «изобретением», и сыночку нравится:)

Математические игрушки своими руками от Ольги Дук

Меня зовут Ольга, у меня двое деток, сыну почти 5 лет, а дочке 1,5 года. В подобном конкурсе я участвую впервые, никогда до этого не делала каких-то работ на конкурс. Но «зажглась» после того, как включилась в « » — творить, так творить! Очень хотелось придумать что-то интересное, многофункциональное, чтобы самой очень нравилось, тогда и дети «подключатся».

Конкурсная работа №14

Перебирала много идей и остановилась на том, что дети очень любят играть с кубиками, пирамидками, матрешками. Сама идея не нова, но реализация и наполнение граней — результат моего вдохновения. Поиграть с цветами радуги, пособирать и посчитать яблочки — подойдет младшей дочке. А вот порезать любимую пиццу на кусочки и разгадать цифры майя — подойдет старшему сыну.

Коробочки 5ти — гранные, вкладываются одна в одну, картинки на гранях приклеены скотчем, а цвета радуги — самоклеющаяся бумага. Изготовление игрушки времязатратное, но полностью окупается радостью от игры и развития детей. У меня на изготовление игрушки ушло 3 вечера, но я довольна своей работой, а особенно тем, что дети оценили.

Вот наши игры:


Я хотела сначала сделать грани, как в игральном кубике, но до 10 такой способ не подходит, и я открыла для себя цифры майя, мне очень понравилась идея 1,2,3,4 5-палочка (как плоская ладошка), и потом ладошка+1=6, ладошка+2=7 и т. д., а 10 — это 2 палочки, ладошки. Мне кажется это наглядно и интересно для детей.Дети получили огромное удовольствие от игр и, я думаю, такая игрушка увлечет многих детей и поможет развиваться и познавать математику.

Конкурсная работа №15. «Веселые макароны»

Легко и доступно. Материалы: макароны, акриловые или гуашевые краски, бумажный стержень от кухонной фольги, пленки (лучше плотнее и длиннее), ватные палочки. Макароны можно розкрасить в разные цвета так, чтобы получился ряд от 1 до 10. Если проделать в бумажном стрежне маленькими ножницами дырочки и вставить ватные палочки, получится отличная палочка-считалочка.


Варианты игр:

  1. Сложить все цифры: сгруппировать макароны по цветам, посчитать сколько макарон каждого цвета получилось, положить макароны возле соответствующих цифр
  2. Прятать разное количество макарон в коробочки/шкафчики и угадывать/считать сколько там.
  3. Сложить цифры по трафарету/образу из макарон
  4. Сложение. Например, показать наглядно что, если к 2 прибавить 3 — будет 5
  5. Умножение. Например, показать наглядно, что если взять 2 раза по 3, то получится 6
  6. Палочка считалочка — а сколько будет если взять 2 макаронки и еще 4? Очень удобно и наглядно

Думаю, можно еще экспериментировать и придумывать игры.
Мне нравится, что получилось просто и интересно.

Математические игрушки своими руками от Екатерины Тимофеевой

Конкурсная работа №16. Сортер с геометрическими фигурами

Два уровня вкладывания: сами фигуры вкладываются в квадратные рамки, а квадратные рамки с фигурами вкладываются в одну большую раму. Решила сделать такую игрушку потому, что просто мне было интересно ее сделать. Дочка заинтересовалась ею сразу, хотя она вначале была ей не по возрасту; но со временем она научилась не только узнавать фигуры, но и правильно их вкладывать.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Сортер сделан из фанеры, покрашен акварельными красками. Недавно поиграли в геометрическое лото: обвели все фигуры фломастерами в альбоме, а затем внутри контуров наклеивали подобные фигуры, вырезанные из цветного картона.

Конкурсная работа №17. Цифровые пуфики — 10

Эту игрушку сшила года два назад, использовала х/б ткань, красный и голубой флис (для торцов), ткань с покрытием «под кожу» синего цвета (для цифр), синтепон (наполнитель). Пуфиков всего сделала десять штук, так сказать с заделом на будущее. С ними можно учить количество, а повзрослеем — станем учить и сами цифры.

В них мы играем по-разному: и активно (кидаемся, как снежками, например, считая при этом), и спокойно (развозим на большой машинке и раздаем их игрушкам, кому по одному, кому по две и т. д.).

Математические игрушки своими руками от Светланы Мельниковой

Стоит отметить, что мы с пятилетним сынишкой Глебом большие любители бумаги, картона, ножниц и клея. С раннего возраста мы вместе учились вырезать, клеить и создавать различные аппликации. Сейчас уже сынишка всё делает сам и только так, как хочет он — я даю ему полную свободу в выражении творческой фантазии.
Для нас уже давно замечательным материалом для творчества и развивающих занятий стали разнообразные рекламные журналы, каталоги и проспекты, которые окружают нас повсюду. Используя яркие картинки из них, мы с удовольствием делаем интересные картины, аппликации, дидактические пособия, тематические лото. А недавно мы нашли новое применение картинкам и фотографиям из рекламных журналов — мы с их помощью в лёгкой игровой форме знакомимся с математическими понятиями.
Расскажу о двух наших любимых в настоящее время сюжетно-ролевых играх. На самом деле, можно придумать множество вариантов математических игр с использованием такого материала, в зависимости от интересов конкретного ребёнка.

Конкурсная работа №18. Мебельный магазин

Суть игры в том, что ребёнок — доставщик мебели, и его задача — загрузить в фургон и доставить по адресам определённое количество различных предметов мебели.

Перед малышом в большом количестве раскладывается мебель — вырезанные из каталогов картинки, наклеенные для прочности и удобства на картон (здесь я использую различные ненужные в быту картонные коробки и упаковки из-под круп, печенья, конфет и т. д.). Поблизости размещаются большие цифры и рядом с каждой цифрой конкретный предмет мебели.

Например, рядом с цифрой «5» картинка стола — значит, надо найти и загрузить в фургон 5 столов. Ребёнок должен отыскать в магазине обозначенные в задании в определённом количестве предметы мебели, загрузить и развести по адресатам. Желательно, чтобы малыш проговаривал счёт до нужного числа.

Конкурсная работа №19. Продуктовый магазин

Игра заключается в том, что ребёнок — продавец, и его задача — продать покупателю названное количество продуктов.

Придумываются витрины (можно использовать лотки для столовых приборов, формочки с крупными делениями из-под печенья и т.п.), на которых размещаются продукты питания (вырезанные из каталогов картинки, также наклеенные на картон). Покупатель (взрослый) приходит в магазин, называет продукт, который хочет купить, и в каком количестве, при этом показывая крупную цифру.

Малыш-продавец подаёт покупателю с витрины нужный продукт в указанном количестве. Здесь также желательно, чтобы ребёнок считал вслух продукты до обозначенного числа. Ну и, конечно, не забудьте рассчитаться с продавцом и чётко отсчитать ему такое же количество монеток! Покупателей и число покупок может быть сколько угодно — главное, вовремя закончить игру, пока малыш не утомится.

Следует отметить, что чем больше одинаковых картинок с продуктами вы сделаете, тем выше граница для изучения чисел вашим ребёнком — поэтому заранее позаботьтесь о необходимом количестве рекламных журналов.

Надеюсь, что идеи наших с сынишкой несложных математических игр с использованием простых и доступных материалов станут для кого-то интересными и полезными.

Математические игрушки своими руками от Оксаны Демидовой

Конкурсная работа №20

Это сворачиваемая книжечка-раскладушка. Внутри на каждом развороте рисунок: яблоко или 2 яблока и т.д., на последнем развороте цифра 10. На оборотной стороне книжки цифры 9, 8, 7…0 или 8, 6, 4, 2, 0 и т.д. Играем так: если свернутую книжку в положении 0 раскладывать, то получается счет 1, 2,3… и сложение 1+1 =2, еще +1=3. Если уже развернутую книжку из положения 10 сворачивать, то учим вычитание 10-1=9 и т.д.

Изготовление: картон и распечатанные картинки, цифры нарисованы фломастером. Сначала книжечку нужно свернуть, а потом уже приклеивать картинки и рисовать, т.к. каждый разворот внутрь чуть меньше предыдущего. Книжечка умещается в ладошку.

Конкурсная работа №21

Тот же принцип, только размер большой. Малыш сразу придумал использовать ее как дорожку.

Нюанс изготовления только в том, что листы были изготовлены раздельно, а размер подгонялся за счет разной ширины соединения скотчем. Этот вариант изготовления оказался лучше для большого формата. Правда 10 ежиков в поле зрения ребенка уже не попадают. Поэтому эта игрушка для подвижных игр, а маленькие для изучения счета.

Меня зовут Татьяна, мне 28 лет. Я — мама Богдана (1 год и 8 месяцев). Живём мы в Эстонии.

Игрушка сделана по книге Эрика Карла. Материал фетр, нитки «ирис», горячий клей, ножницы, глазки, холлофайбер (наполнитель для подушек). Игрушку только закончила. Пока играем с гусеницей, которая на руку надевается (очень нравится бегать и кусать всех) и бабочкой. В планах учить цвета, названия предметов, дни недели, числа, этапы развития бабочки.

Математические игрушки своими руками от Светланы Пекешиной

Меня зовут Светлана, мне 36 лет. Моему сыну Артёмке 5 лет. Мы из г. Волжска, республики Марий Эл. Ребёнок у меня уже большой (через два года в школу), поэтому я стараюсь использовать уже те игры, которые помогут ему в освоении сложения, вычитания и равенств.

Конкурсная работа №25. «Математическая бродилка»

Для неё потребуется белый картон, фломастер, кубики, фишки и большое желание дойти до конца игры. Игра по типу любой игры — бродилки: только кубик здесь надо бросать не всегда, а как передвигаться по полю подскажет умение считать.
Если пример со знаком «плюс», то двигаемся вперёд на то количество клеточек, чему будет равен ответ. Соответственно, если знак в примере «минус», то движемся назад, на количество клеток полученного ответа.

Есть в игре и дополнительные клетки: знак «больше» — значит передвигаемся по указанной стрелке вперёд, знак «меньше», к сожалению, возвращаемся по стрелке назад; знак «кубик» — вот он даёт возможность броска настоящим кубиком, знак «равно + кубик» — пропуск хода, а потом ход происходит при помощи кубика.

Есть знак «два кубика», его мы ввели прямо в игре, когда игрок не может выбраться из круговорота «возвращений» по клеткам, есть такой момент в игре.
Побеждает тот, кто первым придёт к финишу.


Итак, игра начинается с того,что вы бросаете кубик и ходите на то количество клеточек, сколько указано на грани. А дальше начинаете считать)))))))))
Конечно, примеры можно продумать и самим, может быть ввести что-то новое. Я старалась, чтобы ответы были не больше цифры 6. Любая игра-бродилка нравится детишкам: дух соперничества, везения. Надеюсь, математическая игра-бродилка будет не исключением. По крайней мере, мы с сынишкой в неё играем с удовольствием).

Конкурсная работа №26. «Стаканчики с самоцветами»
Для игры необходимы любые пластмассовые стаканчики (из под йогурта, творожков). Здорово, если найдётся время их обернуть блестящей бумагой (всё таки самоцветы туда складывать), а если нет, то тоже неплохо))))) главное, чтобы время было поиграть. Также нужен кубик, знаки > и <, я их нарисовала на бумаге и приклеила к пластмассовым крышечкам. Нужны готовые цифры, их можно написать или использовать из магнитной азбуки. Ну и, конечно, самоцветы (это стеклянные камушки), которые используют для украшения в цветочных тарелочках, топиариях))).

Игра начинается со слов водящего: «Морозко подарил тебе самоцветы. А вот сколько, сейчас узнаем, когда ты бросишь кубик» . Ребёнок бросает кубик и сколько выпало, столько самоцветов кладём ему в тарелочку.
А вот дальше начинаем работать со стаканчиками. Перед каждым стаканчиком есть табличка «НА» и знак < или >.
Водящий задаёт вопрос:«Сейчас узнаем какая цифра будет перед самым большим стаканчиком?» (вопросы можно задавать разные, всё зависит какую тему мы хотим затронуть: форму, величину, цвет или знания английского). Ребёнок кидает кубик и выпавшую цифру мы располагаем перед заданным стаканчиком. Кидаем кубик столько раз, сколько на столе стаканчиков.

А теперь начинаем раскладывать самоцветы по стаканчикам. Вот здесь и придётся ребёнку потрудиться.
Например: «Узнаем сколько самоцветов в зелёном стаканчике???? А в нём на 3 >, чем у тебя. Значит сколько?» Ребёнок отсчитывает, вы проверяете.

Очень хорошая практика в устном счёте, а самое главное, очень интересно камушки самоцветные перебирать. Мы ещё и стаканчики переворачивали и память тренировали. Крутили-вертели-обмануть друг друга хотели. А потом пытались вспомнить сколько камушком под каждым из стаканчиков и тут же друг друга проверяли. А ещё из камушков цифры выкладывали, но это уже совсем другая история.

Математические игрушки своими руками от Марии Судаковой

Конкурсная работа № 27

Меня зовут Мария. Я из города Кольчугино Владимирской области. Мне 32 года. Я – мама двух мальчишек 10 лет и 2г. 10 мес. Математическую игрушку делала для младшего сына.

Выбирала из 3-х вариантов игр. Почему выбор пал именно на эту? Паша в последнее время очень полюбил кормить животных. Чтобы поддержать его интерес, решила сшить такую игру. Идея игрушки не моя. Подсмотрела на сайте http://shillopop.com/

Математическая игра «Сыр и мышки»

Мышки сшиты из флиса. Глазки и нос готовые, приклеены клеем. сделала из пористой резины.

С помощью этой игры можно познакомить ребенка с количеством, внешним видом цифр, геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник), соотнесением количества и цифры. А так же можно использовать на развитие мышления и логики.

Как играть:

  1. Мы с Пашей играли пока так. Кидали кубик с цифрами и давали мышкам столько кусочков сыра, сколько показывала цифра. Я еще говорила, какой формы мышка хочет сыр.
  2. Кидать кубик с цифрами и давать мышке кусочек с таким же количеством дырочек, что и цифра.
  3. Кидать кубик с точками и искать «сыр» с таким же расположением точек.
  4. «Четвертый лишний» (по форме, количеству точек, цвету)
  5. «Выложи так же». Здесь из одного комплекта выкладывает последовательность мама, а ребенок пробует выложить из своего.

Прием работ завершен. Согласно условиям конкурса, прошу вас помочь мне выбрать одного из трех победителей, приняв участие в голосовании. Пожалуйста, выберите одну конкурсную работу, которую считаете самой увлекательной, понятной и наглядной для объяснения ребенку математики.

Здравствуйте, друзья!

А как с математикой у ваших детей? Считаете? Решаете логические задачки и головоломки? Это, конечно, не самое главное в воспитании ребенка. Но часто никакое нестандартное мышление не будет оценено по достоинству и вообще замечено, если ребенок слаб в логике, счете, не может решить простую головоломку или всегда проигрывает в настольных играх.

О настольных играх сегодня и пойдет речь. А вернее о математических настольных играх, создателем которых является блогер — Сергей Пархоменко. Кстати, Сергей один из авторов статей в журнале “Математика в песочнице” ().

У нас несколько месяцев назад появился “Набор Умника” . Это комплект из 6 математических игр: Делисимо, Трафик Джем, Фруктовая десятка, Много-Много, Турбосчет и Геометрика.

Мы играем в одну игру в день. Это занимает не больше 15 минут, но этого вполне хватает, чтобы “закрыть тему счета и логики”.

Фруктовая десятка

Основная задача: найти на двух карточках фрукты, которые в сумме дадут 10. Но при этом должны совпадать или цвет фруктов, или тип фруктов. В итоге получается фиолетовая десятка, клубничная десятка, ананасовая десятка, оранжевая десятка и так далее.

Сначала рядом с Глебом лежала лего-коробочка. (Как ее сделать и использовать я рассказывала в журнале “Математика в песочнице” ). Хватало одного взгляда, чтобы проверить составляет 4 и 5 десятку или нет.

Делисимо

Тоже отличная игра на понимание дробей. Сначала ребенок учится визуально определять и понимать, что 2/2 и 4/4 — это одно и тоже — целая пицца. Кроме того, приходит понимание сложения дробей. Как получить ¾ пиццы? — Надо сложить половину и четвертинку!

На самом легком первом уровне в игре участвуют дроби: ½, ¼, 2/4, 2/2, 4/4, ¾. И теперь уже можно добавлять карточки с этими дробями и сопоставлять количество с начертанием и названием дроби.

Мальчишкам интересно: первое время Глеб и Марк становились на прогулке развозчиками пиццы. Благо в городе машин-пиццевозок тоже много. Так что им понятно, о чем идет речь.

Трафик Джем

Еще одна мальчишеская игра. Надо выкладывать карты, но с одним условием: каждая последующая машина в пробке должна иметь номер больше, чем предыдущая. У нас игра стала любимой, благодаря 50 различным автомобилям, которые изображены на карточках. И супер-польза: ребенок легко может назвать любое двузначное число. То есть не путает 32 и 23 или 12 и 20.

У нас после игры в комнате образовывались вот такие бесконечные автополосы:

Много-Много

Игра, которую только начали осваивать. Ее задача: дать ребенку понимание умножения. Не вызубрить “шестьювосемь сороквосемь”, а понять откуда эти 48 берутся. Начинать умножать, можно с простых игр с дыроколом. И после перейти уже к этой игре.

Но я сама в восторге от реализации: пластиковые карточки с прозрачными окошками, которые при накладывании дают окошки!

Турбосчет

Если у вас есть игра Хали-Гали, то это практически тоже самое. В Хали-Гали надо было жать на звонок, как только увидишь 5 одинаковых фруктов на картах всех участников. Здесь надо кричать “турбо!”, вместо фруктов — животные, но есть супер-фишка: каждый раз изменяются условия. То есть иногда это выражение, иногда просто число (6 любых животных). Это сильно усложняет игру, но зато дает быстрое понимание знаков больше, меньше, равно и вообще представления числовой ленты.

Геометрика

На первом уровне, для пятилеток, немного скучновата: так как основная задача — просто выбрать нужную фигуру по описанию. Например, фигуру с тупым углом или замкнутая фигура. Есть и сложные понятия: равнобедренный треугольник, фигура с прямым углом. Здесь уже приходится объяснять + добавлять свои игры. Но без этого трудно перейти к более сложным вариантам игры.

Конечно, это не единственные математические игры в нашем доме. Еще есть сет, тантрикс, блокус — обязательно расскажу о них в следующий раз. А какие математические игры есть у вас?

С Уважением, Ксения Несютина

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

    Светлана_Его-за

    Урраа! У нас тоже есть набор умника! И много других игр. Например, игра-головоломка «Час-пик». Не только для мальчишек,кстати. Серия «Шпаргалки для мамы» содержит много очень качественных игр http://www.labirint.ru/books/370029/ головоломки из спичек (на обороте ответы), http://www.labirint.ru/books/411956/
    Вся серия http://www.labirint.ru/series/30037/?onpage=100

    ОксанаБокова

    Здравствуйте, Ксения! Я совсем недавно познакомилась с Вашим сайтом и журналом, чему несказанно рада. Почерпнула много интересных идей. Правда, расстраивает то,ч то журнал нельзя распечатать — у меня страницы получаются очень маленькие, а читать все в компе неудобно. Но я хотела сказать о другом. Это, как говорится, не в обиду, это конструктивная критика, направленная на улучшение Вашего журнала, надеюсь, вы это именно так и воспримите. У Вас, к сожалению, много пунктуационных ошибок. Вот я открыла новый номер, и прямо на с. 4 читаю первый абзац, выделенный курсивом. В 3 предложениях по меньшей мере 3 пунктуационные ошибки! Одна лишняя запятая, 2 не хватает. Обратите на это внимание! Все-таки издание, претендующее на серьезность, не должно иметь таких ошибок.
    Еще раз спасибо за вашу работу!