Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время - мой конь неизменный,
Шлема забрало - решётка бойницы,
Каменный панцирь - высокие стены,
Щит мой - чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, -
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Оказавшись в заключении в этот раз, Лермонтов не испытывал чувства вины. Инициатором дуэли был Барант. В ссоре были замешаны женщины и политика. Лермонтов предвзято относился к французам из-за гибели Пушкина. Лермонтов признался на суде, что стрелял в сторону. Барант же уверял, что поэт целился в него, но промахнулся. От Лермонтова требовали извинений перед Эрнестом Барантом за показания в суде, но тот категорически отказался, и даже по этому поводу писал Бекендорфу. Все эти события стали причиной появления столь безнадежного, грустного стихотворения. Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» помогает понять душевное состояние поэта в тот момент, ктогда он создавал это произведение.

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

Разделы: Литература

Класс: 8

Цель урока.

  1. Учить умению сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы.
  2. Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
  3. Обучение выразительному чтению стихотворений.

Словарь. Мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения.

Оборудование. Мультимедийный комплекс. Презентация к уроку. (см. Приложение)

Ход урока

Слово учителя. Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве М.Ю. Лермонтова. Вспомните, что характерно для мироощущения поэта, каковы основные мотивы его лирики. (Одиночество, жажда свободы).

(см. Приложение. Слайд № 1) Нам предстоит впервые сопоставить два стихотворения разных поэтов: “Узник” Пушкина и “Пленный рыцарь” Лермонтова. Запишите в тетрадь тему урока.

Основное содержание урока. Знакомство со стихотворением Лермонтова “Пленный рыцарь”.

I. Выразительное чтение учителем (или подготовленным учеником) стихотворения “Пленный рыцарь”.

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
В каменный панцирь я нынче закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время – мой конь неизменный,
Шлема забрало – решётка бойницы,
Каменный панцирь – высокие стены,
Щит мой – чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

II. Выявление первичного восприятия.

  • Кто является лирическим героем этого стихотворения? (Рыцарь).
  • Что вы узнали о лирическом герое стихотворения? Кто заточил рыцаря в темницу? (Он находится в темнице, но поэт не говорит, кто и за что его туда посадил, потому что главное в этом стихотворении – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам).
  • Совершает ли он какие-нибудь активные действия или пассивно погружен в горестные раздумья? (Пленный рыцарь погружен в горестные раздумья, он вспоминает “старинные битвы”).

III. Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина “Узник”.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном,
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: “Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

IV. Беседа по вопросам.

  • Что сближает эти два произведения? (Общий мотив плена, узничества).
  • Можно ли сказать, что сопоставление этих двух стихотворений продиктовано общими мотивами, а не нашей прихотью?

Слово учителя. Нам предстоит сопоставить два стихотворения разных авторов. Задача сопоставительного анализа заключается не в том, чтобы найти сумму сходных и различных признаков, а в том, чтобы выявить существенные особенности, свойственные творчеству того или иного поэта. Поэтому важно не только назвать какой-то признак, но и показать, какие функции он выполняет в сравниваемых произведениях поэтов, какие важнейшие особенности их мироощущения воплощает. В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы: (см. Приложение. Слайд № 2)

  • Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина?
  • Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному?
  • Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях?

(см. Приложение. Слайд № 3) Одновременно мы будем осваивать такие понятия, как мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения. Запишите в тетрадь эти понятия.

V. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова.

1. Общее. (Запись в тетрадь). Установите общие и отличительные признаки этих стихотворений, основываясь на тексте. (см. Приложение. Слайды № 4, 5)

  • Название (“Узник”, “Пленный рыцарь”)
  • Место (темница)
  • Персонажи (орёл, конь)
  • Лирический герой (узник, пленный рыцарь)
  • Обращение (брат, летучее время)
  • Контраст темницы и воли (темница – небо, горы, морские края; темница – синее небо)

Вопрос. Попытайтесь, опираясь на полученные данные, показать, что сближает эти два произведения, а в чем состоит главное отличие в решении поэтами темы “плена” - одного из магистральных мотивов мировой литературы. (Лирический герой стихотворения Пушкина не так одинок, как герой стихотворения Лермонтова: рядом с ним орел – птица гордая, свободная. Причем свобода – это врожденное качество орла, ведь он “вскормленный в неволе”. И для лирического героя - “узника” - орел становится “братом”). Вспомните, в каком произведении, изученном нами, мы встречались с этой темой? (Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”). Этот же мотив характерен и для таких произведений, которые нам только предстоит прочитать, как “Кавказский пленник” А.С. Пушкина, “Мцыри” М.Ю. Лермонтова.

2. Композиционное строение. (см. Приложение. Слайд № 6)

  • В какой форме написаны эти стихотворения? (Стихотворение “Пленный рыцарь” представляет собой монолог, а пушкинское стихотворение имеет черты диалога).
  • Охарактеризуйте конфликт лирического героя и мира в этих произведениях? (Конфликт воли и неволи, свободы и заточения).
  • Как он передается? (В этих стихотворениях противопоставлены образы: синее небо – темница; небо - земля. Такой стилистический прием называется антитеза). (см. Приложение. Слайд № 7)
  • Давайте попробуем разобраться, как в этих стихотворениях развивается тема “земля (темница) – воля”.
  • В каком стихотворении небо является недосягаемым для лирического героя (“Пленный рыцарь”), а в каком оно предоставлено человеку как возможность, осуществление которой целиком зависит от его свободолюбивого порыва? (“Узник”).
  • Как это проявляется в изображении птиц? (“Узник”: “Мы вольные птицы…”; птицы воспринимаются лирическим героем как родственные души. “Пленный рыцарь”: “В небе играют всё вольные птицы; глядя на них мне и больно и стыдно”. Птицы представляют контрастный план лирическому герою. Появившаяся в первой строфе неожиданная нота: рыцарю не только больно, но и стыдно находиться в тюрьме – сразу превращает наметившееся сопоставление с пушкинским “Узником” в противопоставление. Поэтому лирический герой видит освобождение лишь в смерти. Подобного мотива в пушкинском стихотворении нет).
  • В каком стихотворении лирический герой находится в настоящем времени и его стремление вырваться на волю может осуществиться прямо сейчас? (“Узник”: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, вымолвить хочет).
  • В каком стихотворении настоящее показано как бессмысленное прозябание, всё героическое осталось в прошлом, а будущее обещает только смерть? (“Пленный рыцарь”: “нет … грешной молитвы”, “помню … старинные битвы”; “в каменный панцирь я нынче закован…”; “смерть, как приедем, подержит мне стремя…”).
  • В каком произведении реализуется композиционная схема следующего вида “было, нет и не будет” (“Пленный рыцарь”), а в каком “нет, но будет” (“Узник”)? (см. Приложение. Слайд № 8)
  • Чем заканчиваются оба стихотворения? (Чтение последних строф стихотворений).
  • Какое состояние в сознании лирических героев, давно уже томящихся в темнице, выражают обращения? (“П.р.”: “летучее время”; “У.”: “брат”).
  • К каким выводам приводит эти наблюдения? (Лирический герой стихотворения Пушкина верит в грядущее избавление, но видит его среди мира природы, в котором нет человека. Лермонтовский же герой свое избавление видит в смерти; он вступает в совершенно иные отношения с миром: время – конь, смерть – стремянной. И только вырвавшись из плена чуждой жизни, рыцарь может наконец “сдернуть забрало” и открыть свое истинное лицо. Поэтому так торопит он “летучее время”).

3. Ритмическая организация стихотворений. (см. Приложение. Слайд № 9)

  • Определим способ рифмовки и размер стихотворений. Как мы это делаем? (Подчеркнуть все гласные в первой строке; поставить ударения; сделать вывод о чередовании ударных и безударных слогов). (см. Приложение. Слайды 10, 11, 12)
  • Давайте подумаем, как ритмическая организация стиха помогает понять её роль в создании художественного образа. Сопоставьте количество слогов и стоп в этих стихах. Что общего? (Общее количество слогов и стоп).
  • Как размер стиха влияет на выражение общего настроения лирического произведения? (Применение трехсложных размеров – дактиля и анапеста – особенно при увеличении количества стоп (до четырех) выражает часто уныние, глубокие и тяжелые переживания).
  • Прочитайте вслух первые строки стихотворений. Обратите внимание на количество пауз - цезур. В каком стихотворении паузу приходится делать после каждого слова? (“Пленный рыцарь”). В каком стихотворении паузу надо делать в середине стиха? (“Узник”)
  • Обратите внимание на то, где стоит ударение в рифмующихся строках. В каком стихотворении используется мужская рифма? (“Узник”). В каком – женская? (“Пленный рыцарь”). Какая рифма удлиняет стих, придает ему протяжность, а какая рифма делает его энергичным, четким, законченным?
  • В каком произведении автор использует много слов с сонорным согласным р? Какую интонацию это придает стихам? (“Узник” - энергичность, бодрость). В каком стихотворении много слов с шипящими согласными? Почему? (“Пленный рыцарь” - трагизм, безнадежность). Используя нужные слова и выражения из набора, попытайтесь письменно ответить на вопрос “Каким я вижу лирического героя в этих стихотворениях?”, основываясь только на интонации стихов. (см. Приложение. Слайд № 13)
  • Помогают ли рассмотренные нами элементы поэтики созданию в нашем восприятии образа лирического героя, или оно является лишь совокупностью признаков, существующих независимо от смысла стихотворения? (Ритмическая организация стихотворений помогает глубже понять настроение лирического героя: жизнеутверждающий пафос в стихотворении Пушкина и уныние, безнадежность в стихотворении Лермонтова).

4. Лексико-морфологическая выразительность слов. (см. Приложение. Слайд № 14)

  • Обратите внимание на местоимения в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Какие выводы позволило сделать это наблюдение? Как использование местоимений помогает поэтам показать: в одном стихотворении – одиночество лирического героя, а в другом – покинутость? (Пушкин употребляет личные и притяжательные местоимения 1 лица “мой”, “со мною”, “меня” и, наконец, “мы”. У Лермонтова наряду с личными местоимениями “я”, “мне” и притяжательными “мой”, “мою” появляется и отрицательное местоимение “никто”).
  • В каком стихотворении много глаголов активного действия, в каком – много слов, показывающих пассивность, бессилие героя? (“Узник” - клюёт, бросает, смотрит, зовёт; “Пленный рыцарь” - закован, заколдован, давит, не правит, душно мне стало…)
  • Как морфологические особенности используемых слов помогают поэтам нарисовать портрет лирического героя? (Лирический герой стихотворения “Узник” исполнен жажды свободы, активного действия, веры в избавление, а герой стихотворения “Пленный рыцарь” пассивен, он из давних, рыцарских, времен, сама современная жизнь для такого богатыря тесна, он в ней задыхается).
  • Какой образ в стихотворении “Пленный рыцарь” создают относительные прилагательные каменный, железный? (см. Приложение. Слайд № 15)
  • Какой лексический оттенок становится главным: прочность рыцарских доспехов; тяжесть могильного надгробия, из-под которого человеку не выбраться; незыблемость рыцарского кодекса чести; хрупкость всякого материала перед холодным дыханием вечности.

5. Художественное пространство. (см. Приложение. Слайд № 16)

  • Где находится лирический герой в этих стихотворениях? (В темнице).
  • Куда обращены взоры узника и пленного рыцаря? (В небо).
  • Какое пространство противостоит “сырой темнице” у Пушкина? (Горы, морские края, небо).
  • Что занимает в сюжете стихотворения больше места – темница или “синее небо”? (Конечно, небо).
  • Чем заканчивается стихотворение “Узник” Пушкина, почему автор использует глагол гуляем в настоящем времени, а не в будущем? (Настоящая воля - в душе человека, и никакие застенки неспособны остановить человека в его жажде свободы).
  • Где в финале стихотворения оказался лирический герой вместе со своим “братом”? (На воле).
  • Какое пространство противостоит темнице в стихотворении Лермонтова? (Тоже небо).
  • Что в стихотворении занимает больше места – описание страны с “синими небесами” или описание темницы? (Описание “темницы”).
  • Способен ли пленный рыцарь подняться в “синее небо” вместе с вольными птицами? Почему? (Нет, неспособен, потому что “в каменный панцирь я нынче закован”).
  • Обратите внимание на прилагательные каменный, железный. Какой образ, связанный со смертью, они создают? (Образ склепа, могилы, из которой выбраться невозможно).
  • В каком стихотворении маленькой сырой темнице противостоит огромный, безграничный мир свободы? (“Узник”).
  • А в каком стихотворении темницей оказывается весь мир, а страна свободы едва-едва виднеется из крошечного окошка? (“Пленный рыцарь”).
  • Как художественное пространство помогает авторам создать образ лирического героя? (Художественное пространство произведений позволяет глубже осмыслить главную их идею: возможность свободы и вера в ее обретение в стихотворении Пушкина и безнадежность этих ожиданий в стихотворении Лермонтова).

Вывод. Мы завершили нашу работу. Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. (см. Приложение. Слайд № 17)

  • Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина? (Нет, не случайно. Оба стихотворения объединены общим мотивом “плена”, но решаются у каждого поэта они по-разному).
  • Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному? (В этом отразилась разница в мироощущении поэтов: жизнеутверждающий пафос стихотворения Пушкина и ощущение вечного плена души в стихотворении Лермонтова).
  • Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях? (Поэзия Пушкина, несмотря на многие трагические мотивы, исполнена жизнеутверждающего пафоса, веры в жизнь. Поэзия Лермонтова отражает главное в мироощущении поэта: трагизм жизни, понимание того, что свобода возможна только за пределами земного бытия).

Возможно, вам показалось, что мы с ненужной дотошностью “копались” в каждом слове, чтобы сформулировать выводы, к которым человек может прийти и в результате беглого чтения. Нам важно было показать неисчерпаемость художественного смысла, поскольку значимым становится каждый элемент художественной системы, начиная от названия, кончая знаками препинания. Кроме того, мы показали, что целью анализа поэтического произведения является более глубокое постижение смысла. Поэтому мы не только выделяли отдельные элементы в стихах, а пытались выяснить эти функции в создании образа лирического героя, потому что главное в работе с поэтическим произведением состоит не в том, чтобы найти используемые авторами средства выразительности, а в том, чтобы выявить связь этих элементов с поэтической идеей.

Что мы видим? И композиция, и лексика, и ритмическая организация в одном стихотворении показывает неугасимую веру лирического героя в близость желанной свободы, а в другом – трагическую безнадежность.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение “Пленный рыцарь”.

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время - мой конь неизменный,
Шлема забрало - решётка бойницы,
Каменный панцирь - высокие стены,
Щит мой - чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, -
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.
Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти , осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время - мой конь неизменный,
Шлема забрало - решётка бойницы,
Каменный панцирь - высокие стены,
Щит мой - чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, -
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь» (1840 г.) было написано Лермонтовым во время нахождения под арестом за дуэль с сыном французского посла де Барантом. Оно полностью отражает настроение поэта в последние годы жизни.

В поздний период творчества Лермонтовым все больше овладевает отчаяние от чувства невероятного одиночества. Непонимание и равнодушие общества больно ранят душу поэта. По свидетельству современников, Лермонтов стремился к своей смерти. Дуэль и последующее заключение под стражу еще больше ожесточили его против окружающего общества.

Автор и на воле уже давно не чувствовал себя абсолютно свободным. Физическая неволя повергла его в состояние крайнего пессимизма. Лирический герой через окно наблюдает за «вольными птицами», испытывая боль и стыд. Он никого ни в чем не обвиняет и не просит прощения. Одиночество подчеркнуто тем, что у героя даже нет любимой женщины, во славу которой он бы мог сложить песню. Из всей своей жизни он помнит лишь «старинные битвы», символизирующие литературную борьбу Лермонтова за высшие идеалы добра и справедливости.

Когда-то лирический герой чувствовал себя могучим рыцарем на боевом коне в полном вооружении. Он и в плену остается настоящим воином, но его облик кардинально изменился. Характеризуя свое нынешнее состояние, поэт применяет очень удачные сравнения: «каменный панцирь — высокие стены», «забрало — решетка бойницы», «щит… — чугунные двери», а ретивый конь — «быстрое время».

Лирический герой призывает нового коня ускорить свой бег. «Новая броня» затрудняет его дыхание. Автор предчувствует, что в конце пути его будет ждать только смерть. Но он не боится с ней встретиться. Эта встреча, наконец-то, позволит «пленному рыцарю» освободиться от своих доспехов и обрести настоящую свободу. В этом печальном заключении содержится глубокая мысль Лермонтова о невозможности достижения духовной свободы в материальном мире. Поэт считает, что физическая неволя, по сути, не имеет большого значения. Человек всю жизнь страдает от тяжелых доспехов, символизирующих человеческие предрассудки, общественное мнение, собственные сомнения и т. д. Из этого боя невозможно выйти. Остается лишь пришпорить своего коня (время) и готовиться к желанной смерти. Такая философская позиция крайне пессимистична, но не лишена привлекательности.

Произведение «Пленный рыцарь» можно отнести к ряду пророческих стихотворений Лермонтова, в которых он предрекает свою скорую смерть. Поэт написал это стихотворение за год до своей гибели на очередной дуэли.

Читать стих “Пленный рыцарь” Лермонтова Михаила Юрьевича, которое он написал, пока был под арестом из-за дуэли, нужно как одно из произведений, относящихся к его зрелой лирике. Основной его мотив – это узничество, он поднимался до этого в “Соседе” и “Узнике”. Поэт передает свое мироощущение, завязанное на одиночестве – он находится в конфликте с миром и потому чувствует себя пленником. Изучая это стихотворение на уроке литературы в классе, также следует знать, что оно написано по канонам рыцарской баллады, в частности, в нем нет развивающегося сюжета, только основной образ.

По своей сути текст стихотворения Лермонтова “Пленный рыцарь” является монологом лирического героя, в котором тот высказывает свои мысли о конфликте личности и общества. При этом он не пытается что-то изменить, а пассивно страдает из-за ущемленной гордости. Учить это произведение из пяти строф полностью стоит для того, чтобы почувствовать трагичность и безысходность той ситуации, в которой очутился рыцарь. А прочитав его онлайн, можно проследить закольцованность композиции, которая демонстрирует завершенность идеи автора, вкладывающего в уста лирического героя собственные мысли.

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время - мой конь неизменный,
Шлема забрало - решётка бойницы,
Каменный панцирь - высокие стены,
Щит мой - чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, -
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Март или апрель 1840?