При закупке лекарственных средств по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ обязан ли заказчик проводить обоснование в соответствии с приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 №871н? Или можно при обосновании ограничиться ст. 22 Закона №44-ФЗ, запросив 5 коммерческих предложений и произведя расчет по этим коммерческих предложениям?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Положения Приказа № 871н не содержит положений о не применении данного нормативного акта при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Более того, исходя из буквального толкования положений Приказа № 871, порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения распространяется и на контракты, заключаемые с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Когда заказчик закупает товары, работы, услуги у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет и обоснование цены. Данное правило распространяется на закупки, по которым заказчик должен подготовить отчет.

Таким образом, исходя из вышеизложенного при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчику также необходимо обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на основании положений Приказа № 871н.

Выписка из Приказа Минздрава России от 26.10.2017 № 871н

«… 1. Настоящий порядок определяет единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. …»

Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2017 № Д28и-1859

«…В силу части 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных, в частности, на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в случае осуществления закупки на основании пунктов 4 и 5 части 1 указанной статьи, документальное оформление отчета не требуется.

В связи с изложенным при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт не включается расчет и обоснование цены.

Вместе с тем согласно части 3 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию при формировании плана-графика.

При этом следует учитывать, что пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 установлены ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанных пунктов. …»

Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов

Действуют новые правила, по которым определяют НМЦК и цену контракта при закупке лекарств у едпоставщика. Формулы расчета установил Минздрав. Пошаговая инструкция поможет сделать расчет без ошибок.

Прежде чем определять НМЦК, проверьте, входят ли лекарства в список ЖНВЛП, от этого зависит, какие способы применять для расчета. Начальную цену контракта рассчитайте в два этапа. На первом этапе определите цену за единицу препарата, на втором – цену всей закупки. Смотрите на примерах и схеме, как провести расчет на каждом из этапов.

Внимание: порядок расчета НМЦК утвердил Минздрав приказом от 26.10.2017 № 871н.

Этап 1. Рассчитайте цену за единицу лекарства

Цену за единицу препарата определяйте по одному МНН, а если МНН нет, то по химическому или группировочному наименованию. При закупке комбинированного лекарства цену определяйте по составу препарата. Учитывайте эквивалентные лекарственные формы и дозировки.

Эквивалентными называют лекарственные формы, которые:

  • имеют одинаковый способ введения и применения;
  • обладают сопоставимыми фармакологическими характеристиками и фармакологическим действием;
  • обеспечивают достижение необходимого клинического эффекта.

Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 27-1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ.

Расчет проводите за цену единицы измерения, например, мг, мл. К примеру, покупаете 1000 упаковок препарата, в каждой упаковке 10 таблеток по 10 мг. Цену рассчитывайте не для упаковки и не для таблетки, а для миллиграмма, с учетом, что всего покупаете 100 000 мг (1000 × 10 × 10).

Внимание: рассчитывайте цену за единицу лекарства без НДС и оптовой надбавки.

Когда закупаете лекарства из перечня ЖНВЛП, цену за единицу лекарства считайте сразу тремя способами. Для лекарств, которые не относятся к ЖНВЛП, применяйте два способа. Понять алгоритм расчета НМЦК поможет схема 1. Синим цветом обозначен порядок расчета для лекарств, которые не входят в перечень ЖНВЛП, красным – для лекарств из перечня ЖНВЛП.

Перечень ЖНВЛП на 2018 год Правительство утвердило распоряжением от 23.10.2017 № 2323-р.

Способ 1. Метод анализа рынка. Используйте при закупке любых лекарств. Применяйте метод следующим образом:

1. Получите информацию о ценах на лекарства. Минздрав рекомендует направлять запросы возможным поставщикам или брать сведения в реестре контрактов в ЕИС, однако заказчик вправе использовать любые способы получить информацию из части 18 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

2. Сопоставьте цены и для расчета выберите минимальное значение.

Применять Методические рекомендации Минэкономразвития для расчета НМЦК не нужно. Такой вывод следует из примечания к пункту 6 Порядка из приказа № 871н, пункта 1.5 Методических рекомендаций из приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Возможные методы для получения ценовой информации Минздрав описал в письме от 06.12.2017 № 3522/25-5.

Например, получили информацию о цене от трех поставщиков:

  • 50 руб. за единицу;
  • 52 руб. за единицу;
  • 49,5 руб. за единицу.

Для расчета выбирайте наименьшую цену – 49,5 руб. за вычетом НДС и оптовой надбавки.

Способ 2 . Тарифный метод. Подходит, когда покупаете лекарства из перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов – ЖНВЛП.

Выбирайте препарат из перечня ЖНВЛП в реестре предельных отпускных цен по международному непатентованному наименованию – МНН. Часто одному МНН отвечают сразу несколько цен от нескольких производителей. Какую цену выбрать, решает заказчик, так как Закон № 44-ФЗ и приказ № 871н этот вопрос не регламентируют.

Способ 3. Рассчитайте средневзвешенную цену по всем контрактам на закупку препарата, которые заключили в течение года, предшествующего месяцу расчета. Например, если рассчитываете цену в январе 2018 года, возьмите сведения из аналогичных контрактов с января по декабрь 2017 года. Этот метод применяйте при закупке любых лекарств.

Внимание: при расчете средневзвешенной цены не учитывайте контракты на закупку лекарств по решению врачебной комиссии – у едпоставщика или запросом предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Средневзвешенную цену рассчитывайте по формуле:

Рассчитывайте цену за единицу лекарства без НДС по формуле:

Размер оптовой надбавки возьмите из региональных нормативных актов. Учтите, что поставщик мог применить оптовую надбавку не в полном объеме. В этом случае цена за единицу, которую рассчитали по формуле, будет занижена: порядок расчета НМЦК вы исполните, но закупка может не состояться из-за низкой цены.

Этап 2. Рассчитайте НМЦК

Для расчета НМЦК возьмите минимальное значение цены за единицу лекарства, которую получили одним из способов на этапе 1.

Пример: как выбрать цену для расчета НМЦК

Заказчик покупает лекарство из перечня ЖНВЛП, поэтому контрактный управляющий для расчета цены за единицу препарата использовал три способа и получил следующие результаты:

Метод анализа рынка – 11,04 руб.

Тарифный метод – 11,38 руб.

Средневзвешенная цена – 12,07 руб.

Для расчета НМЦК контрактный управляющий взял минимальную цену 11,04 руб., которую получил методом анализа рынка.

Начальную (максимальную) цену контракта считайте по формуле:

Сумму закупки каждого препарата определяйте так:

Сумма закупки препарата = Цена единицы препарата с НДС и оптовой надбавкой × Объем закупки

Оптовую надбавку учитывайте, только когда покупаете препараты из перечня ЖНВЛП, так как региональные власти устанавливают надбавки только для лекарств из перечня. Об этом сказано в части 1 статьи 63 Закона № 61-ФЗ.

Например, покупаете 100 упаковок омепразола по цене 200 руб. за упаковку с учетом НДС и оптовой надбавки и 200 упаковок эзомепразола по цене 950 руб. за упаковку. Сумма закупки омепразола – 20 000 руб., а эзомепразола – 190 000 руб. Начальная цена контракта – 210 000 руб.

Заказчик вправе включить в НМЦК оптовую надбавку с учетом лимита начальной цены контракта. При закупках для федеральных нужд НМЦК не должна превышать 10 млн руб. При региональных и муниципальных закупках предельную НМЦК устанавливает региональная власть, но не более 10 млн руб. Если НМЦК превышает лимит, оптовую надбавку не учитывайте. Такой вывод следует из пункта 2 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Предельные размеры оптовых надбавок к ценам на ЖНВЛП смотрите на сайте ФАС или в нормативно-правовых актах, которые приняли региональные власти.

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения", утвержден .(далее - Порядок).

Цель алгоритма - выделить ключевые этапы или шаги для применения нового Порядка. Поэтому начнем с пункта 5 Порядка, который определяет первые действия заказчика:

ШАГ 1 5. За цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены, рассчитанной им в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.

Пункт 3 Порядка устанавливает несколько способов расчета , подпункты а), б), в):

применение методов, предусмотренных частями 2 - 6 и 8 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", без учета НДС и оптовой надбавки

Текущие методы, согласно методике Минэкономразвития (Приказ №567): метод анализа рынка.

расчет средневзвешенной цены на основании всех заключенных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета (далее - средневзвешенная цена), за исключением государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации

Новый метод, описание дано в приказе 871н

использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - референтная цена ) в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, сведения о которой предоставляются в единую информационную систему в сфере закупок посредством информационного взаимодействия между указанными системами.

Метод пока не применяется: Положения подпункта "в" пункта 3 не применяются до 1 июля 2018 года в отношении использования референтной цены при расчете НМЦК.

Т.е. согласно примечанию к попункту в) пункта 3 референтные цены не применяются, пока на будет запущена соответствующая подсистема ЕИС. Примечание содержится в самом тексте Порядка (пп. в) п.3), поэтому такой расчет делать не нужно.

Фактически, согласно пункта 5 приказа, задачей для расчета НМЦК теперь является сделать расчет по а) т.е. текущей методике (приказ №567 Минэкономразвития, метод анализ рынка). Потом сравнить полученную цену единицы товара с результатом по пункту б) - расчетом средневзвешенной цены (ШАГ 2). Понятие "средневзвешенной цены" является новым, оно до этого не встречалось в законе и подзаконных актах.

Чтобы разобраться с ним, надо анализировать данное выше определение. Попробуем "выдернуть" из него важные моменты:

  • учитываются все заключенных заказчиком государственные (муниципальные) или договоры за 12 предшествующих месяцев
  • учитываются эквивалентные лекарственные формы и дозировки
  • исключаются контракты или договоры на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации
  • средневзвешенная цена рассчитывается как цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки (это уже взято из формулы, которая дана после определения)

ШАГ 2 Итак, формула цены единицы. Она не сложнее, чем просто среднее арифметическое:

ШАГ 3 . После того, как цена единицы препарата методами а) и б) (согласно таблице ШАГ 1) рассчитана, необходимо сравнить их и выбрать наименьшую. Надо отметить, что для (а) - согласно Методике Минэкономразвития (Приказ №567), при использовании базовых цен прошлых периодов, полученных из реестра контрактов, в расчете НМЦК, они могут индексироваться на индекс потребительских цен (ИПЦ). В расчете средневзвешенных цен (б) такой возможности нет, поэтому есть основания думать, что средневзвешенные цены будут ниже.

После этого можно переходить к пункту 2 Порядка, т.е. от подготовки базовых цен за единицу, собственно к расчету НМЦК. Здесь вроде бы все просто - цена единицы перемножается на объем. НМЦК по разным лекарственным препаратам (если поставка предполагает количество наименований более 1) складываются.

Цена в этой в формуле уже должна учитывать НДС и оптовую надбавку (хотя в предыдущей формуле для расчета базовой средневзвешенной цены они не учитываются). И вот здесь как раз возможны сложности - придется уменьшать закупочные цены прошлых периодов (Ц1) на НДС и оптовую надбавку. Как это правильно сделать и в чем смысл - из приказа пока неясно, детали уточняются...

Вызывает здесь также пока сомнение и недопонимание ссылка в Порядке, значок -1- на пункт 2) части 10 статьи 31 44-ФЗ. Согласно части 10 статьи 31 Закона при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 статьи 31 Закона, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

(п.2 ч.10) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

Итак, пока получилась такая цепочка (если последовательно делать расчет по пунктам Порядка)

ШАГ 1: пункт 5 - ШАГ 2: пункт 3 а) и б) - ШАГ 3: пункт 2

ШАГ 4.

Это не обязательный этап, но Порядок, а за ним и мы его обозначаем. Ситуация, когда аукцион не состоялся. Пункт 6 Порядка говорит:

В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка или средневзвешенной цены, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена <5> .

И опять здесь важно примечание, которое дано со значком <5> :

<5> До 1 июля 2018 года при объявлении следующей закупки ценой единицы к закупке лекарственного препарата считается следующее минимальное значение, рассчитанное в соответствии с частями 2 - 6 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

Т.е. до 1 июля 2018 года референтная цена не работает. Вместо нее, как в пункте а) таблицы ШАГ1 - метод анализа рынка. Но вот что понимать под "следующим минимальным значением"? Такого понятия ни в законе, ни в методике Минэкономразвития (приказ №567) нет. Пока можно только предположить, что это не та базовая цена, которая была рассчитана на ШАГЕ 1, а полученное в результате повторного расчета.

ИТОГ: Алгоритм понятен, он не сложный, но трудозатратный, 50% трудозатрат отложено до 01.07.2018. Вопросы по исполнению всё же остались.

Руководителям органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации

в сфере охраны здоровья

В связи с поступающими обращениями по применению норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г.

№ 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее соответственно - приказ № 871н, Порядок, НМЦК) Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 19 июня 2012 г. № 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минздрав России не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

1. Приказ № 871н вступает в силу с 9 декабря 2017 г. и, учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 2 данного приказа, приказ № 871н не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно- коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлено до дня вступления в силу данного приказа.

При этом необходимо учитывать, что если при подготовке и размещении извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов при пересчете НМЦК в соответствии с Порядком размер НМЦК изменится, то в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) необходимо внесение изменений в план-график закупок.

2. Порядком предусмотрены определенные алгоритм и последовательность действий заказчика при формировании НМЦК на лекарственные препараты как включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), так и не включенные в данный перечень.

Пункт Порядка

Для лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП

Для лекарственных препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП

Выбор минимального значения цены по результатам:

пп. «а» п.3 Порядка

метод сопоставимых рыночных цен: анализ информации на сайте http://zakupki.gov.ru , запрос предложения производителей (поставщиков)

тарифный метод (анализ реестра цен)

не применяется

пп. «б» п.3 Порядка

расчет средневзвешенной цены

объявление аукциона по минимальной возможной цене за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата

В случае, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, заказчиком может быть проведена повторная подготовка к электронному аукциону в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и установленным Порядком расчета НМЦК.

3. В целях недопущения двойного учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и оптовой надбавки при расчете цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, необходимо учитывать тот факт, что цены в ранее заключенных контрактах и цены, предлагаемые производителями (поставщиками) лекарственных препаратов, могут содержать в себе НДС и оптовую надбавку , а цены государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и референтные цены, их не содержат.

Одновременно обращаем внимание, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения приказа № 871н.

Директор Департамента лекарственного

обеспечения и регулирования обращения

медицинских изделий Минздрава России Е.А. Максимкина

1 приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. №136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».

В соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 48, ст. 6637; 2015, № 10, ст. 1418; № 29, ст. 4342, ст. 4346; 2016, № 26, ст. 3890; 2017, № 31, ст. 4780) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 149 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 7, ст. 1088; № 23, ст. 3359) приказываю:

Vi - объем поставки i-го лекарственного препарата.

3. Цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:

а) применения методов, предусмотренных частями 2-6 и 8 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», без учета НДС и оптовой надбавки;

б) расчета средневзвешенной цены на основании всех заключенных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета (далее - средневзвешенная цена), за исключением государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации:

,

Цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;

k - количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

в) использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - референтная цена) в соответствии с настоящего Порядка сведения о которой предоставляются в единую информационную систему в сфере закупок посредством информационного взаимодействия между указанными системами.

4. Расчет референтных цен производится автоматически с учетом объемов закупки посредством использования ресурсов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (далее - группа лекарственных препаратов) по следующей формуле:

,

Цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок, без учета НДС и оптовой надбавки;

Объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов;

Цена единицы лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов.

5. За цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены, рассчитанной им в соответствии с настоящего Порядка.

6. В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной в соответствии с настоящего Порядка или средневзвешенной цены, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена .

7. В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной на основании референтной цены, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата определяется путем увеличения референтной цены на показатель среднеквадратичного отклонения, который рассчитывается автоматически посредством ЕГИСЗ по формуле:

,

Показатель среднеквадратичного отклонение;

Значение цены единицы лекарственного вещества, полученное для контракта с номером i;

n - количество значений, используемых в расчете;

(ц) - средняя арифметическая величина единицы лекарственного препарата по выборке.

8. В случае признания закупки с увеличенной референтной ценой несостоявшейся, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата повторно увеличивается на показатель среднеквадратичного отклонения. При этом цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата не должна превышать максимального значения цены, содержащейся в государственном реестре зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - реестр), с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

9. В отношении лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), по которому референтная цена отсутствует, или закупка с НМЦК, рассчитанной в соответствии с настоящего Порядка, признается несостоявшейся, в случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается максимальное значение цены, предусмотренное реестром с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

10. В отношении лекарственного препарата, не включенного в ЖНВЛП, по которому референтная цена отсутствует, или закупка с НМЦК, рассчитанной в соответствии с настоящего Порядка, признается несостоявшейся, в случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата увеличивается на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и не может превышать максимальное значение предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной путем увеличения на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности, ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена, рассчитанная на основании предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

_____________________________

*(1) Пункт 2 части 10 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 27, ст. 4001; № 29, ст. 4353; 2016, № 1, ст. 10; № 27, ст. 4298; 2017, № 1, ст. 30).

*(2) Абзац тринадцатый пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4791).

*(3) Положения настоящего Порядка не применяются до 1 июля 2018 года в отношении использования референтной цены при расчете НМЦК.

*(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 2, ст. 324; 2017, № 17, ст. 2565).

*(5) До 1 июля 2018 года при объявлении следующей закупки ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата считается следующее минимальное значение, рассчитанное в соответствии с частями 2-6 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 48, ст. 6637; 2015, № 10, ст. 1418; № 29, ст. 4342, ст. 4346; 2016, № 26, ст. 3890).

*(6) Используется прогнозное значение индекса-дефлятора, устанавливаемое Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующей отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6598; 2017, № 38, ст. 5627), - «Химическая и производство резиновых и пластмассовых изделий».

Обзор документа

Определены единые правила расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при госзакупках лекарственных препаратов для медприменения. Приведена формула.

При расчете, в частности, используется цена единицы планируемого к закупке препарата с учетом НДС и оптовой надбавки, которая устанавливается в т. ч. посредством использования референтной цены. Приведена формула расчета референтных цен.

Порядок не применяется в отношении закупок, извещения о которых размещены в единой информсистеме или на федеральном сайте для публикации сведений о размещении заказов либо приглашения участвовать в которых направлены до дня вступления в силу данных правил.

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 года №871н .

Данным документом Минздрав РФ устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупки лекарственных препаратов, предназначенных для медицинского применения.

Расчет НМЦК

Для расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с ЕП при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяется следующая единая формула:


, где:

n - количество поставляемых лекарственных препаратов;

Ц i - цена единицы планируемого к закупке i-го лекарственного препарата с учетом налога на добавленную стоимость и оптовой надбавки (пункт 2 части 10 статьи 31 Закона 44-ФЗ);

Vi - объем поставки i-го лекарственного препарата.

Цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата

Расчет цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по:

  • международному непатентованному наименованию (МНН)

или

  • группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата с учетом эквивалентных и дозировок (при отсутствии МНН! ).

Такие вычисления осуществляются посредством:

1. Метода сопоставимых рыночных цен (части 2-6 статьи 22 Закона №44-ФЗ) и тарифного метода (часть 8 статьи 22 Закона №44-ФЗ), без учета НДС ;

2. Расчета средневзвешенной цены на основании всех заключенных заказчиком контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за прошедшие 12 месяцев.

Средневзвешенная цена вычисляется по следующей формуле:


Где:

Ц 1 - цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;

k - количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

3. Использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (референтной цены). Сведения из ЕГИС в сфере здравоохранения предоставляются в ЕИС в сфере закупок посредством информационного взаимодействия между этими системами.

Расчет референтных цен

Референтные цены рассчитываются в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) автоматически по состоянию на начало кварталов текущего календарного года.

Вычисления производятся в рамках одного наименования (при наличии МНН) либо по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (при отсутствии МНН).

При расчете референтных цен применяется следующая формула:


, где:

Ц реф - цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок, без учета НДС и оптовой надбавки;

V i - объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов;

Ц i - цена единицы лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов.

За цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается минимальное значение цены:

  • рассчитанной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • рассчитанной тарифным методом;
  • рассчитанной средневзвешенной цены;
  • рассчитанной средствами ЕГИСЗ (референтная цена).

Закупка не состоялась

1. На участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной:

  • методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифным методом,

или

  • средневзвешенной цены,

при объявлении следующей закупки, в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена (до 01.07.2018 года при объявлении следующей закупки ценой единицы лекарственного препарата считается следующее минимальное значение, рассчитанное методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) ).

2. На участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной на основании:

  • референтной цены,

при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата определяется путем увеличения референтной цены на показатель среднеквадратичного отклонения.

Данный расчет производится автоматически программно-аппаратными средствами единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) по приведенной ниже формуле:


Где:

σ - показатель среднеквадратичного отклонения;

Ц i - значение цены единицы лекарственного вещества, полученное для контракта с номером i;

n - количество значений, используемых в расчете;

<ц> - средняя арифметическая величина единицы лекарственного препарата по выборке.

3. На участие в закупке с увеличенной референтной ценой не подано ни одной заявки и закупка признана несостоявшейся, - цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата повторно увеличивается на показатель среднеквадратичного отклонения .

Стоит учесть, что при повторном увеличении цены на показатель среднеквадратичного отклонения, цена не может превышать максимального значения цены, содержащейся в государственном реестре зарегистрированных предельных отпускных цен (http://www.grls.rosminzdrav.ru/) производителей на лекарственные препараты, включенные перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

4. На участие в закупке лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) не подано ни одной заявки и она признана несостоявшейся, при этом:

  • референтная цена отсутствует

или

  • референтная цена увеличена на показатель среднеквадратичного отклонения,

При объявлении следующей закупки, в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается максимальное значение цены, предусмотренное реестром предельных отпускных цен с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

5. На участие в закупке лекарственного препарата, не подано ни одной заявки и она признана несостоявшейся, при этом:

Референтная цена отсутствует

или

Референтная цена увеличена на показатель среднеквадратичного отклонения,

При объявлении следующей закупки, цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата увеличивается на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности, определяемых Минэкономразвития РФ в рамках разработки социально-экономического развития РФ, при этом цена не может быть выше максимального значения предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

Прогнозное значение индекса-дефлятора устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующей отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года №1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

6. На участие в закупке лекарственного препарата, не включенного в перечень ЖНВЛП не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной путем:

  • увеличения на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности,

В качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена, рассчитанная на основании предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

Итоги

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 №871н, справедливо применять со дня его официального опубликования, за исключением использования при определении цены контракта референтных цен, так как данная возможность их применения будет доступна лишь с 1 июля 2018 года.

Также, необходимо принять во внимание то, что положения данного документа не должны применяться в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) или на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru/), приглашение принять участие в которых направлено до 28.11.2017 года.

Информационный портал закупок