Слайд 2

Семейство злаковые (мятликовые) - крупное семейство однодольных, включающее около 10 000 видов. Злаковые равномерно распределены по всему земному шару, образуя травяной покров. Один вид встречается даже в Антарктиде. В основном это однолетние и многолетние травы. Редко встречаются кустарниковые и древесные формы (бамбук). К этому семейству относятся важнейшие культурные злаки - пшеница, рожь, рис, овес, кукуруза, ячмень, просо, а также множество дикорастущих злаков - тимофеевка, мятлик, лисохвост и др

Слайд 3

Слайд 4

Кроме того к злаковым относятся различные виды тростника и бамбук.

Слайд 5

Все виды злаковых имеют мочковатую корневую систему. Стебель - соломина, полая в междоузлиях и заполненная тканью в узлах. В основании междоузлий имеется образовательная ткань, за счет которой стебель растет в длину. Такой рост стебля называется вставочным. Листья у злаковых узкие, простые, и состоят из длинной листовой пластинки и влагалища, обхватывающего стебель в узлах. Жилкование листьев параллельное. Злаки ветвятся кущением, то есть образуют новые побеги в нижней части стебля, у самой земли.Цветок злаковых состоит из двух цветковых чешуй - наружной и внутренней, которые заменяют околоцветник, трех тычинок с крупными пыльниками на длинных нитях и одного пестика с двумя рыльцами. Одна из цветковых чешуй иногда вытянута в виде ости.

Слайд 6

Строение цветка злаковых

Формула цветка О2+2Т3П1

Слайд 7

Цветки у злаковых собраны в соцветия - колоски, из которых состоят сложные соцветия - сложный колос (рожь, пшеница, ячмень), метелка (просо), початок (кукуруза), султан (тимофеевка) Колоски состоят из двух колосковых чешуй, прикрывающих один или несколько цветков.

Слайд 8

Опыляются злаки ветром, некоторые (пшеница) - самоопыляющиеся. Плод - зерновка.Размножаются злаковые не только семенами, у них существует и вегетативное размножение побегами и корневищами.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Хозяйственное значение злаков очень велико. К данному се-мейству принадлежат практически все хлебные растения.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 45; учебник В.В. Пасечника § 53), выпишите все основ-ные растения семейства злаки, используемые в жизни и хо-зяйственной деятельности человека, и укажите область их использования

(На выполнение задания отводится около 5 мин, после чего ученики по очереди называют одно из растений данного семей-ства, дают его краткую характеристику и указывают области его применения. После выполнения данного задания можно прослу-шать доклады некоторых учеников.)

Устные доклады школьников

(Несколько учеников заранее готовят мини-доклады на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей се-мейства злаки. Остальные учащиеся полученную информацию оформляют в виде краткого конспекта или небольшой таблицы.)

Растения семейства злаки

Растение

Характеристика растения и области его применения

Пшени-ца

Известно около 20 видов и большое количество сортов, в России около 10 видов. Распространены твердые и мяг-кие сорта. Используется в хлебопечении, а также для про-изводства манной крупы, макаронных изделий, пищевого спирта

Ячмень

Выделяют 26 видов (из них в России 8), а также большое количество сортов. Встречается в диком виде в южных районах страны. Возделывают преимущественно два вида: ячмень двурядный и ячмень обыкновенный. Используют в пивоварении, для изготовления перловой и ячневой круп, а так же как кормовое растение

Рожь

Известно около 8 видов, во флоре России 4. Распростране-на и возделывается преимущественно в областях умерен-ного климата и полугорных районах Северного полушария. Выращивают преимущественно рожь посевную как яровую (однолетнюю) и озимую (двулетнюю) культуру. Исполь-зуют в хлебопечении для изготовления черного хлеба, для производства пищевого спирта

Овес

Около 30 видов, в России — около 15. Распространен преимущественно в странах Средиземноморья. Соцветие сложное. Простые колоски собраны в раскидистую метел-ку. Овес посевной возделывают как ценнейшую пищевую (крупяную) и кормовую культуру

Просо

Известно около 400 видов, на территории России всего 4. Произрастает преимущественно в тропических и субтропи-ческих зонах. Имеет соцветие метелку. В отличие от многих злаков стебли его не только кустятся, но и ветвятся. Засу-хоустойчивое неморозостойкое растение. Просо посевное возделывается как крупяное растение, из которого получа-ют крупу (пшено) и муку. Солома используется в качестве корма и подстилки для скота, а также идет на производство низших сортов бумаги

Кукуруза

Один вид, подразделяемый на 8 подвидов. В диком виде не обнаружена. Цветки разнополые. Мужские цветки со-браны в соцветие метелка на верхушке стебля, женские в соцветие початок в пазухах листьев. Однодомное расте-ние. Стебли могут достигать высоты 2—3 м. Возделывается в южных и умеренно теплых широтах на всех континентах. Выращивают для получения зерна, муки (в некоторых странах идет на приготовление хлеба). Используется как кормовое растение, а также для изготовления крахмала, спирта, фибры, бумаги. Кроме того, является масличной культурой, используется в медицине как мочегонное и жел-чегонное средство (столбики с рыльцами)

Рис

Существуют 24 вида и около 2000 сортов. В России встре-чаются лишь 2 вида. Распространен в тропических и суб-тропических странах. Гидрофитное растение. Колоски собраны в метельчатые соцветия. Возделывают преиму-щественно два вида, важнейшим является рис посевной. Употребляется в пищу, используется как сырье для при-готовления крахмала, спирта и т. д. Рисовая солома при-меняется для изготовления бумаги, а также в прикладном искусстве

Сорго

Известно около 40 видов, в России 3 (культурные и сор-ные). Засухоустойчивое растение. Распространено в тро-пических странах, преимущественно в Африке. Сорго обыкновенное — растение высотой до 6 м. Возделывают как хлебную, кормовую и техническую культуру. Зерно перера-батывают на крахмал, сахар, спирт

Сахар-ный

тростник

Известны 15 видов, в России не возделывают (в бывшем СССР - на юге Таджикистана). Распространен в тропи-ках и субтропиках обоих полушарий. Стебли содержат до 15-20% сахара. Используют для получения сахара, рома, спирта, патоки

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Кроме перечисленных растений, к семейству злаки относятся многие культивируемые пищевые растения, имеющие значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Перечислим

лишь некоторые из них: рейграс французский (родственник овса), могар, бор (итальянское просо), гоми, чумиза, пайдза (родствен-ны просу), а также джугара (в Средней Азии возделывается как хлебная, кормовая и техническая культура).

Помимо культурных растений, используемых человеком, многие злаки являются также средообразующими видами (видами- эдификаторами) в растительных сообществах лугов, степей и ле-состепей. (С некоторыми представителями дикорастущих расте-ний семейства злаки также можно познакомить на материале, изложенном в докладах школьников.)

Цицанию широколиственную и цицанию водяную (канадский рис) разводят в озерах и водохранилищах как защитное и кормо-вое растение для водоплавающих птиц.

Различные виды ковылей часто являются основными в ра-стительном покрове степей. Многие из них — ценные кормовые растения (ковыль Лессинга), а некоторые могут вызывать серьез-ные ранения и даже падеж скота (ковыль волосатик, или тырса), портить шерсть животных.

Канареечник канарский встречается в средней полосе и на юге России в диком виде. Разводится как кормовое растение для мно-гих видов комнатных птиц («канареечное семя»).

Наиболее распространенными дикорастущими растениями семейства злаки являются тимофеевка луговая, лисохвост луго-вой, луговник дернистый (щучка дернистая), ежа сборная, мятлик луговой, овсяница луговая, костер безостый, куриное просо, ще-тинник зеленый. Практически все они специально выращиваются как ценные кормовые растения.

Родственником овса является сорняк овсюг, который не только засоряет зерно, но и иссушает почву. Пырей ползучий — трудноис- требимый сорняк (но корни пырея используют в медицине), так же как и сорго алеппское (джонсонова трава), куриное просо и др.

Стебли таких растений, как тростник обыкновенный, вей- ник наземный, используют как топливо, сырье для производства бумаги, из них плетут циновки, ими набивают матрацы, а также применяют для построек (кроют крыши).

Некоторые растения семейства, такие, как императа цилинд-рическая, трясунка большая, выращивают в декоративных целях (в основном для сухих букетов). Толевицей белой, некоторыми мятликами оформляют газоны.

Большой вклад в формирование современных представле-ний о происхождении культурных растений внес русский био-лог Н.И. Вавилов. Он обосновал теорию о центрах происхождения культурных растений, согласно которой наибольшее разнообразие естественных форм (видов и родов) находится в центрах их про-исхождения. Н.И. Вавилов выделил 5 основных очагов происхо-ждения культурных растений.

Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы.

Какое название семейства аналогично названию «злаки»?

Какие признаки являются характерными для растений се-мейства злаки?

Какими жизненными формами представлены растения это-го семейства?

Назовите растение семейства злаки, имеющее одревесне-вающий ствол.

Какие растения данного семейства используются человеком как пищевые?

Перечислите дикорастущие кормовые растения семейства злаки.

Почему среди растений данного семейства не встречается медоносов?

Приведите примеры растений семейства злаки, являющихся лекарственными.

Какие части этих растений используются в медицине?

Как называется плод злаков?

В чем состоит его отличие от других сухих односеменных плодов?

Какие соцветия характерны для растений семейства злаки?

Как называется стебель злаков, каковы его основные осо-бенности?

Какие способы опыления характерны для растений этого семейства?

В чем состоит отличие понятий «вид» и «сорт»?

Какой тип корневой системы характерен для растений се-мейства злаки?

Творческие задания.

Определить, из каких растений семейства злаки делают ман-ную, овсяную, пшенную, перловую, ячневую крупу, из каких — муку, макаронные изделия, пекут овсяное печенье? Семена каких еще злаков используют в пищу? Какие еще растения семейства злаки человек использует в пищу? Какие крупы делают из расте-ний других семейств?

Собрать коллекцию различных семян риса, имеющихся в продаже в вашей местности (обычно не менее 5 видов). Изме-рить и описать каждый из образцов. Указать его цвет, форму, про-зрачность и другие характерные особенности. Найти на упаковке информацию о районе произрастания данного сорта риса.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Собрать информацию об исследованиях Н.И. Вавилова. Вы-яснить, из каких районов земного шара произошли различные виды злаков, возделываемые человеком. Составить карту центров происхождения различных видов злаков

Подготовить доклад об интересных семействах класса од-нодольные, не рассмотренных на уроках.

Отдел покрытосеменные. Семейство злаки. Многообразие растений семейства злаки

Пищевые растения. Общая характеристика по семействам культурных растений.

Пищевые растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, просо и др. Часть 1

Семейство Злаки (Мятликовые ). Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017.Биология.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Значение злаков в жизни человека настолько велико и разнообразно, что заслуживает специального рассмотрения. На первое место следует поставить хлебные и крупяные культуры, из которых пшеница, рис и кукуруза справедливо считаются основными пищевыми растениями человечества. По площади, занятой их посевами, -- по данным 1980 г., около 225 млн. га -- пшеница занимает первое место среди всех культивируемых растений. Хотя это в основном внетропическая культура, выведение целого ряда новых сортов (особенно мексиканских) значительно расширило площади, занимаемые этой культурой, и в пределах тропиков.


,


Число видов пшеницы (рис. 215) в их наиболее узком объеме достигает 20-27, значительное большинство которых известно только в культуре. Наиболее древними и, по-видимому, предковыми для всех остальных видов пшениц являются дикие диплоидные (с 2п = 14) пшеницы-однозернянки: беотийская (Triticum boeoticum) и Урарту (T. urartu), распространенные в Юго-Западной Азии (в том числе в Южном Закавказье), в Крыму и на Балканском полуострове и имеющие легко распадающиеся на одноколосковые членики колосья. Кроме того, зерновки этих пшениц плотно заключены в цветковые чешуи и вымолачиваются из них с большим трудом. В процессе окультуривания пшеницы беотийской сформировалась пшеница-однозернянка (T. monococcum), отличающаяся от нее нераспадающимися колосьями, но еще сохранившая плохо обмолачивающиеся, так называемые пленчатые зерновки при небольшом их числе в колоске (1, редко 2). Именно зерновки этой пшеницы с небольшой примесью зерновок ее предка -- пшеницы беотийской -- были найдены при археологических раскопках в Иране и Турции, относящихся к 65-54 в. до н. э. Предполагают, что значительно более урожайные тетраплоидные (с 2п = 28) и гексаплоидные (с 2п = 42) пшеницы: возникли, не только в результате продолжавшегося окультуривания пшениц-однозернянок древними земледельцами, но и в результате гибридизации их с диплоидными видами близкородственного рода эгилопс (рис. 215, 10). При этом сначала сформировались тетраплоидные пшеницы, которые делятся на группу двузернянок, или полб, и группу твердых пшениц, получивших свое название из-за стекловидной консистенции богатого белками эндосперма зерновок. Среди полб еще имеются дикорастущие виды с распадающимися колосьями: пшеница двузернянковидная (T. dicoccoides) и пшеница араратская (T. araraticum). Когда-то широко культивировавшаяся полба пшеница-двузернянка (T. dicoccon) в настоящее время лишь изредка высевается как крупяная культура и на опытных участках. К твердым пшеницам принадлежат только культивируемые виды пшеница твердая (T. durum), из зерновок которой получают богатую белками муку, идущую на приготовление высококачественных макаронных изделий, пшеница тучная (T. turgidum), некоторые разновидности которой имеют ветвистые колосья (так называемая ветвистая пшеница), и другие, значительно реже культивируемые виды. Если полбы еще имеют пленчатые зерновки, то твердые пшеницы уже принадлежат к числу голозерных пшениц с легко обмолачивающимися зерновками.


Наиболее «молодые», гексаплоидные пшеницы представлены исключительно культивируемыми видами, из которых пшеница спельта (T. spelta) и пшеница маха (T. macha) -- древнейшие и еще сохранившие пленчатые зерновки. Подобно полбе, в настоящее время они культивируются главным образом на опытных участках. Наконец, голозерная гексаплоидная пшеница мягкая, или летняя (T. aestivum), являющаяся своего рода вершиной эволюции пшениц, наиболее урожайна и культивируется почти по всему земному шару. Она представлена в настоящее время более чем 400 культивируемыми разновидностями, число которых увеличивается в связи с продолжающейся почти во всех странах селекцией этой замечательной культуры. Нельзя не отметить, что на опытных участках Всесоюзного института растениеводства (Ленинград) имеется богатейшая живая коллекция видов и разновидностей пшеницы, начатая по инициативе и при участии выдающегося советского биолога Н. И. Вавилова.



Подобно пшенице из стран Средиземноморья происходят и такие важнейшие хлебные и крупяные культуры, как рожь, ячмень и овес, сохранившие, однако, более тесные связи со своими дикорастущими родственниками, чем культивируемые пшеницы. Рожь посевная (Secale cereale, рис. 213) известна в культуре с конца бронзового века, а в настоящее время занимает относительно большие площади в Евразии, Северной и Южной Африке, Северной Америке, на юге Южной Америки и в Австралии. Предполагают, что рожь была введена в культуру человеком благодаря своеобразному естественному отбору. При продвижении культуры пшеницы к северу и в более высокогорные районы, она нередко погибала и замещалась более холодостойкой рожью сорно-полевой (S. segetale), бывшей до этого сорняком в посевах пшеницы. Земледельцы вынуждены были в таких случаях собирать зерновки ломкоколосой ржи сорно-полевой, из которой в дальнейшем путем бессознательного отбора сформировалась рожь посевная с нераспадающимися колосьями. Кроме двух упомянутых видов ржи, несколько близкородственных многолетних видов, нередко объединяемых под названием рожь горная (S. montanum), встречаются в горных районах Средиземноморья и Западной Азии, в том числе на Кавказе. Стоит отметить, что в последнее время получены устойчивые гибриды между рожью и пшеницей -- тритикале (Triticale), которые открывают новые возможности для селекции этих культур. Культивируемые ячмень обыкновенный (Hordeum vulgare, рис. 213, 6-11) и ячмень двурядный (H. distichon) -- не только пищевые (дающие перловую и ячневую крупу, муку, а также сырье для пивоваренной промышленности), но и важнейшие кормовые растения. Ближайший родоначальник и вероятный предок обоих культивируемых ячменей -- ячмень дикий (H. spontaneum) с распадающимися при плодах на членики колосьями распространен на каменистых и мелкоземистых склонах стран Восточного Средиземноморья и Западной Азии, нередко встречается там и в качестве сорняка в посевах культивируемых ячменей. В археологических находках ячменей древнейшего возраста (около 7000 лет до н. э.) на территориях Иордании и Ирана встречаются только зерновки дикого ячменя. Позднее начинают встречаться формы с частично распадающимися колосьями, а затем уже зерновки возникшего в культуре ячменя двурядного. Ячмень обыкновенный, или многорядный (у него все 3 колоска в группах из 3 колосков сидячие и вполне развитые), являющийся в хозяйственном отношении наиболее ценным, по-видимому, произошел из двурядного ячменя путем мутации в условиях относительно более влажного климата. В настоящее время известно свыше 200 разновидностей культивируемых ячменей, основные площади под посевами которых находятся в Евразии, Северной Африке, Северной Америке и Аргентине, причем в Тибете ячмени культивируются до высот в 4600 м.


Хозяйственное использование культивируемых видов овса, из которых важнейшим является овес посевной (Avena sativa), во многом сходно с ячменем. Кроме таких ценных диетических продуктов, как овсяная крупа, овсяные хлопья и толокно, овес дает лучший концентрированный корм для домашних животных. Кроме того, как и ячмень, он часто высевается в смеси с бобовыми или без них для получения очень ценной в кормовом отношении зеленой массы. Примерно из 25 дикорастущих видов овса наиболее близок к овсу посевному и, по-видимому, является его предком овсюг (A. fatua) -- обычный сорняк в посевах овса посевного. Он отличается легко распадающейся по сочленениям на членики осью колосков и значительно более развитыми, коленчато согнутыми остями (рис. 212, 1-4). Вполне вероятно, что, подобно ржи, овес вошел в культуру, будучи сначала сорняком в посевах древнейших культивируемых видов пшеницы. В настоящее время овес широко культивируется в Евразии (на севере до 69,5° с.ш.) и Северной Америке.



Рис посевной (Oryza sativa, рис. 196, 1-5) -- важнейшее пищевое растение в тропических и субтропических странах. Насколько велико его значение, можно судить уже потому, что он служит основной пищей около 60% всего населения Земли. Особенно велики занятые этой культурой площади в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, вероятно являющейся родиной риса посевного, так как он известен здесь с каменного века. В древнейших письменных источниках Китая упоминается, что уже в 2800 г. до н. э. рис широко культивировался и значился в числе 5 священных растений, куда входили также просо, пшеница, ячмень и соя. Предками риса посевного, вероятно, были виды этого рода с опадающими при плодах по сочленениям колосками, например рис дикий (O. rufipogon) -- злостный сорняк посевов культивируемого риса. Рис дает крупу и муку, а также сырье для производства крахмала, пива, рисового масла и других продуктов. Рисовая солома используется на различные поделки и для производства бумаги. Благодаря выведению новых, скороспелых сортов стало возможным расширение культуры риса на территории СССР. Он стал культивироваться в бассейне Кубани, в Крыму, в дельте Волги, на юге Дальнего Востока.


Рис -- влаголюбивое растение, вследствие чего его поля должны периодически затапливаться водой. Правда, имеются и так называемые суходольные сорта, но они значительно менее урожайны.


,


Другой важнейшей пищевой и кормовой культурой человечества является кукуруза, или маис (Zea mays, рис. 209). Посевы кукурузы имеются дочти во всех тропических, субтропических и умеренно теплых областях обоих полушарий, но основными районами ее культуры являются Центральная и Южная Америка, США, Южная и Юго-Восточная Европа, Китай, Индия и Южная Африка. В противоположность всем другим культивируемым злакам кукуруза имеет американское происхождение. На юго-западе США, в Мексике, Центральной Америке, Перу и Чили она известна с древнейших времен, являясь одним из предметов культа (рис. 216). Остатки початков из пещер Мексики и прилежащих к ней стран имеют возраст в 3400-5000 лет, определенный с помощью радиоуглеродного метода. Початки того времени были небольшими (часто длиной 5-7 см), зерновки в них также были мелкими и одетыми хорошо развитыми цветковыми чешуями (т. е. пленчатыми). Очевидно, кукуруза прошла с тех пор длительный путь эволюции в направлении увеличения урожайности путем бессознательного, а затем и сознательного отбора. В отношении происхождения кукурузы еще не все ясно, однако очень вероятно, что ее непосредственным предком или одним из предков является распространенное в Мексике сорное растение (нередко сорняк посевов кукурузы) теосинте мексиканская (Euchlaena mexicana, рис. 209, 4-5) внешне похожая на кукурузу, но имеющая в пазухах верхних стеблевых листьев не початки, а двурядные колосья с распадающейся на членики осью. Род теосинте, включающий 4 вида, из которых 2 -- многолетники, несомненно, самый ближайший родственник кукурузы и нередко даже присоединяется к этому последнему роду. Кроме того, кукуруза и теосинте мексиканская имеют одинаковое количество хромосом (2n = 20) и легко скрещиваются друг с другом. Предполагают, что эволюции кукурузы могла постоянно способствовать интрогрессивная гибридизация ее первичных форм с видами теосинте, а возможно, и с видами другого близкородственного рода трипсакум (Tripsacum, рис. 209, 7).


Стоит отметить, что лишь в самое последнее время в отдаленном горном районе Мексики американо-мексиканской экспедицией был открыт второй многолетний вид теосинте, получивший название «диплоидная многолетняя кукуруза» (Zea diploperennis; его автор -- X. Илтис -- объединяет род теосинте с кукурузой). Этот вид, в отличие от ранее известной многолетней теосинте -- Euchlaena (или Zea) perennis -- с 2п = 40, подобно культивируемой кукурузе, имеет диплоидное число хромосом -- 2п = 20. Таким образом, эта находка открывает возможности успешного скрещивания кукурузы с ее многолетним родичем с целью создания многолетней культивируемой кукурузы, а также для придания кукурузе других полезных свойств, в частности большей холодоустойчивости, так как диплоидная многолетняя кукуруза может расти на высотах до 3000 м. Хозяйственное использование кукурузы очень разнообразно. Из ее зерновок получают муку и крупу, а не вполне зрелые зерновки и целые початки идут в пищу и непосредственно, и в отваренном виде или в виде консервов. Кроме того, из зерновок получают кукурузный крахмал -- ценное сырье для производства спирта, глюкозы и других продуктов, а также кукурузное масло. Початки и зеленая масса кукурузы как в свежем, так и в засилосованном виде являются лучшим кормом для домашних животных. По строению и консистенции зерновок многочисленные сорта и разновидности кукурузы делятся на ряд групп, имеющих различное применение: кремнистая, зубовидная, крахмалистая, сахарная, восковидная и др. Мелкоплодная группа сортов, так называемая «лопающаяся» кукуруза, используется для получения особого лакомства, называемого «снежными хлопьями». Особенно высокие урожаи кукурузы получают при посевах семенами межсортовых и межлинейных гибридов.


К злакам принадлежит еще целый ряд культур, имеющих большое пищевое и кормовое значение. В СССР из них наиболее известно просо посевное (Panicum miliaceum), по-видимому, происходящее из внутриконтинентальных районов Азии, где преимущественно распространен и сорный подвид этого вида с опадающими при плодах по сочленению колосками -- вероятно, непосредственный предок культивируемого проса. В пищу просо используется главным образом в виде крупы (пшена), которая является также отличным концентрированным кормом. В Южной Азии для тех же целей используется, еще один вид -- просо суматринское (P. sumatrense). Пригодную для питания человека крупу и ценный концентрированный корм дают также многие виды сорго (Sorghum), культура которых особенно распространена в Африке, Южной и Восточной Азии, могар, или чумиза (Setaria italica), африканское просо (Pennisetum americanum), каракан, или дагусса (Eleusine caracana), теф (Eragrostis tef), некоторые виды ежовника (Echinochloa), росички (Digitaria) и гречки.(Paspalum), уже упоминавшиеся выше при кратком обзоре триб. По-видимому, в пищу пригодны и зерновки многих других злаков, из которых путем селекции можно получить новые ценные в хозяйственном отношении культуры.


,


Из злаков, у которых в пищу употребляются не зерновки, а другие части растения, первое место, несомненно, занимает сахарный тростник (Saccharum officinarum, рис. 210, 1, 2, табл. 45, 1), дающий более половины мирового производства сахара. Родина культивируемого сахарного тростника точно не установлена, но наиболее вероятно, что он был впервые введен в культуру в Индии, В Европе узнали о сахарном тростнике только после похода Александра Македонского в Индию. В Азии (в том числе и в Средней Азии) наиболее распространен и дикорастущий родственник сахарного тростника -- сахарный тростник дикий, или калам (S. spontaneum), вероятно являющийся его предком. В Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии существенное пищевое значение имеют молодые побеги многих видов бамбуков. Так, одна из факторий на острове Тайвань ежедневно получает около 150 т побегов. В качестве овоща используются также молодые побеги, зизании, тростника и некоторых других злаков.


На втором месте по значению можно поставить использование злаков в качестве кормовых растений для домашних животных. Уже отмечалось, что отличный концентрированный корм и зеленую массу высокого качества дают многие пищевые злаки, особенно кукуруза, овес и ячмень. Кроме того, злаки являются основными компонентами естественных сенокосов и пастбищ, особенно лугов и степей различных типов. Лучшие по своим кормовым качествам дикорастущие виды не только введены в культуру, но и представлены целым рядом сортов-культиваров. Особенно широко культивируются тимофеевка луговая, ежа сборная, овсяницы луговая и тростниковая, кострец безостый, плевелы многолетний и многоцветковый, лисохвост луговой, полевица гигантская, мятлик луговой, райграс высокий, а в лесостепных и степных районах -- житняки гребенчатый, пустынный и ломкий. Среди кормовых злаков, введенных в культуру в тропических и субтропических странах, естественно, преобладают виды из триб просовых, сорговых и свинороевых.


Многие из перечисленных выше кормовых злаков используются и в декоративном садоводстве в качестве газонных растений. В СССР особенно распространены газоны из видов плевела, овсяницы, полевицы, житняка, райграса, мятлика. В парках субтропиков очень хороши для устройства газонов такие образующие густые коврики виды, как узкобороздник однобокий (Stenotaphrum secundatum) с тупыми или даже выемчатыми на верхушке листьями и зойсия тонколистная (Zoysia tenuifolia) с очень узкими щетиновидными листьями. Крупные густодерновинные виды -- пампасская трава, мискантус китайский, чий блестящий, перистоостые ковыли и др.- высаживают в одиночных посадках в парках, скверах, садах, у дорог. Крупные влаголюбивые злаки -- тростник, манники, зизании и др.- пригодны для посадки по берегам водоемов. Многие из декоративных злаков имеют пестролистные разновидности (обычно листья с белыми продольными полосками), из которых в СССР особенно часто культивируется разновидность лугового злака двукисточника тростникового (Phalaroides arundinacea), побеги которого добавляют в букеты. Специально для составления сухих букетов культивируют ячмень гривастый (Hordeum jubatum) с поникающими длинноостистыми колосьями, зайцехвостник яйцевидный (Lagurus ovatus) с мохнатоволосистыми эллипсоидальными или яйцевидными колосовидными метелками, ламаркию золотистую (Lamarckia aurea) с односторонними золотистыми метелками, трясунку большую (Briza maxima) с крупными, немного вздутыми колосками в метелке и некоторые другие виды. Пригодны для букетов и некоторые дикорастущие злаки с красивыми метелками, например виды трясунки и зубровки, лерхенфельдия извилистая (Lerchenfeldia flexuosa) и др. Для изготовления бус и других украшений в Южной и Юго-Восточной Азии широко культивируется бусенник обыкновенный (Coix lacryma-jobi, рис. 210, 7-9). Сделанные из его ложных плодов бусины встречаются при раскопках в Средней Азии.



В садах и парках тропических и субтропических областей, а также в оранжереях очень распространена культура бамбуков. В СССР на Черноморском побережье Кавказа и Крыма особенно часто культивируются виды, филлостахиса, псевдосаза японская, бамбук сизоватый, виды многоветочника.


Злаки используют также для закрепления подвижных песков, различного рода насыпей, отвалов шахт. На приморских дюнах Северной Европы для этих целей обычно сажают длинно-корневищные виды -- песколюбку песчаную (Ammophila arenaria) и колосняк песчаный (Leymus arenarius), а в песчаных пустынях Средней Азии -- колосняк кистистый (L. racemosus) и виды селина. Для закрепления насыпей и отвалов шахт пригодны наиболее «активные» и неприхотливые злаки с длинными корневищами, особенно пырей ползучий, кострец безостый, вейник наземный, а в субтропических областях -- свинорой пальчатый.


Лишь немногие виды злаков содержат ароматические вещества, используемые в парфюмерии, пищевой промышленности и медицине. В СССР наиболее известны содержащие кумарин виды зубровки (Hierochloe) и душистого колоска (Anthoxanthum), используемые для придания аромата различным напиткам. Употребляющиеся в парфюмерии и медицине (как антисептическое средство) эфирные масла получают из широко культивируемых в тропиках видов ветиверии зизаниевидной (Vetiveria zizanioides), челнобородника лимонного (Cymbopogon citratus) и челнобородника белоусового (C. nardus). Если у ветиверии эфирное масло -- ветивероль -- содержится главным образом в корнях, то у видов челнобородника эфирное масло с сильным запахом цитрусовых содержится главным образом в листьях и чешуях колосков. Все 3 вида первоначально введены в культуру в Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Бирма, Шри-Ланка, Малайзия), причем челнобородник лимонный в диком состоянии не известен. В качестве лекарственных средств применяются также рыльцевые ветви кукурузы, корневища пырея ползучего и некоторых других злаков.


Техническое применение злаков очень разнообразно. В качестве строительного материала и для различных поделок в тропических и субтропических странах широко используют прочные и легкие стебли бамбуковых. Нередко их используют даже в качестве водопроводных и других труб. В СССР в Западном Закавказье также имеются небольшие плантации листоколосника, стебли которого идут главным образом на изготовление лыжных палок и удилищ. Во внетропических странах в качестве строительного материала для небольших построек используют стебли тростников как непосредственно, так и в виде спрессованной массы, называемой «камышитом». Стебли тростника пригодны также для различных поделок, в частности как материал для плетения. Кроме того, быстро растущие стебли бамбуковых, тростников и некоторых других крупных злаков, растущих большими зарослями, являются отличным сырьем для производства бумаги, заменяющим более ценную древесину медленно растущих деревьев. Бумага особенно высокого качества производится из стеблей западносредиземноморского ковыля эспарто (Stipa tenacissima), волокна которых используют также для изготовления канатов, веревок и грубых тканей, а в последнее время также искусственного шелка. Подобное же применение могут найти другие крупные злаки с очень жесткими стеблями и листьями, например чий блестящий, шерстоцвет Равенны (Erianthus ravennae), императа цилиндрическая и др. Некоторые разновидности сахарного сорго (Sorghum saccharatum) с веерообразными метелками, иногда выделяемые в особый вид техническое сорго (S. technicum), широко культивируются во многих странах, в том числе и в СССР для производства веников. Очень прочные корни некоторых злаков, особенно центральноамериканского эпикампеса длиннохвостого (Epicampes macroura) и средиземноморского золотобородиика цикадового (Chrysopogon gryllus), идут на изготовление щеток.


Злаки имеют и некоторое отрицательное значение в жизни человека, хотя, конечно, оно совершенно несоизмеримо с приносимой ими пользой. Среди злаков имеется много сорняков посевов и плантаций различных культур, наносящих им существенный ущерб. Во внетропических странах к наиболее распространенным сорнякам полей принадлежат пырей ползучий, костер ржаной, овес овсюг, метлица полевая (Apera spica-venti), виды щетинника, ежовник «куриное просо» (Echinochloa crus-galli), мятлик однолетний. Посевам риса нередко очень вредят такие специализированные сорняки, как ежовник рисовидный (Echinochloa oryzoides) и шерстняк мохнатый (Eriochloa villosa). На полях и плантациях тропических и субтропических областей число злаков-сорняков значительно возрастает. К наиболее известным из них принадлежат сорго алеппское, или гумай, императа аланг-аланг, свинорой пальчатый, гречка двуколосая, элевсина индийская (Eleusine indica), многие виды щетинника, ежовника и проса. Некоторый вред лесному хозяйству причиняют разрастающиеся на лесных порубках вейник наземный и вейник тростниковый. «Сорняками» наших северных лугов считаются малоценные в кормовом отношении виды щучка дернистая (Deschampsia caespitosa) и белоус торчащий.

Жизнь растений: в 6-ти томах. - М.: Просвещение. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна, главный редактор чл.-кор. АН СССР, проф. А.А. Федоров . 1974 .

Какова роль злаков в жизни живых организмов?

Ответы:

Злаки - поставщики самого необходимого для устойчивого здоровья человека кремния. Кожица зерна содержит органический кремний, и продукты питания из зерен должны содержать кожицу. К сожалению, современная технология переработки зерна большую часть продуктов выдает очищенной, без кожицы, обедняя тем самым пищу человека кремнием. Недостаток кремния в организме человека ведет к генерализованному нарушению обмена веществ. 76 элементов из 104 не усваиваются, возникают многочисленные микроэлементозы (М. Г. Воронков «Кремнийорганизмы»). Недостаток кремния в организме замещается его антагонистом, более активным кальцием. Так возникают болезни - обезызвествление сосудов (склероз), артрозы, полиартрит. Слабеют волосы и размягчаются ногти, возникают кожные болезни. Кремний - элемент жизни. Через него, как через пьезоэлемент, проявляется в человеческом организме интеллектуальное начало. Нет кремния - вместо гармонии приходит хаос.

Похожие вопросы

  • прямоугольный участок земли, гденаходится секретный завод, обнесен проволкой в 4 ряда. длина участка 300 м. а его ширина на 100м меньше. сколько метров проволоки потребовалось чтобы обнести участок?
  • Слон и слонёнок начали двигаться одновременно навстречу друг другу. СкороСлонсть слона 60м/мин, скорость слонёнка 20м/мин. Слоны встретились через 10 минут. Какое расстояние было между ними сначала?
  • автомобиль ехал 3 часа со скоростью 56,4 км/ч и 4 часа со скорость 62,7 км/ч.найти скорость среднюю скорость автомобиля на всем пути?
  • 2.Тело объёмом 0,01 м³ опустили в воду. Сила тяжести, действующая на него -120 Н. Как будет вести себя тело в воде?
  • 7 дм 5 мм 75 мм 9 м 2 дм 920 дм 2 км 32 м 203 200 см 6 т 8 ц 6 800 кг 6 кг 8 г 6 800 г 6 ч 8 мин 68 мин Сравни:
  • Решите систему уравнений: х - у = - 7 ху - 4у + х - 4= 0
  • Обж помогите! Найдите неверное утверждение. 1)Воспроизводство населения включает в себя рождение ребенка,его воспитание и подготовку полноценного члена общества. 2)Человек,как и животные,не может управлять системой воспроизводства себе подобных. 3)Репродуктивное здоровье является основной составляющей здоровья человека и общества. 4)Полноценное выполнение репродуктивной функции возможно только в крепкой семье.

Любое дерево имеет корни. Дерево познания о питании очень древнее, и корни его уходят в глубь тысячелетий. В древнем индийском учении «Аюрведа» нет продуктов питания животного происхождения, а более всего в пище - злаков. Аналогично выглядит рацион питания древних макробиотов Японии. Злаки составляют от 30 до 100% в рационе больных людей, и чем выше тяжесть заболевания, тем больше в рационе злаковых продуктов. По мере выздоровления человека количество злаков можно уменьшать, заменяя их растительными продуктами и овощами.

Злаки дают значительную часть балластного содержимого (волокон) пищи. Они обеспечивают тем самым механизм перистальтики ЖКТ. Хлеб, каши, сухари - двигатель продвижения пищи от более высоко расположенных отделов ЖКТ к более низким.

Желчь, поступающая в двенадцатиперстную кишку, наиболее равномерно пропитывает пищу только из злакового содержимого. При продвижении пищи по длине ЖКТ желчь стерилизует кишечную стенку и создает механизм перистальтики. Пища, не содержащая злаков, может стать причиной возникновения спастического колита.

Питание детей злаками способствует выращиванию более длинной тонкой кишки, а значит, и более мощного аппарата иммунной защиты. Чем длиннее тонкая кишка, тем дольше жизнь человека. Люди, с детства потребляющие много мяса и избегающие злаковой пищи, имеют короткую тонкую кишку.

Злаки - поставщики самого необходимого для устойчивого здоровья человека кремния. Кожица зерна содержит органический кремний, и продукты питания из зерен должны содержать кожицу. К сожалению, современная технология переработки зерна большую часть продуктов выдает очищенной, без кожицы, обедняя тем самым пищу человека кремнием.

Недостаток кремния в организме человека ведет к генерализованному нарушению обмена веществ. 76 элементов из 104 не усваиваются, возникают многочисленные микроэлементозы (М. Г. Воронков «Кремнийорганизмы»). Недостаток кремния в организме замещается его антагонистом, более активным кальцием.

Так возникают болезни - обезызвествление сосудов (склероз), артрозы, полиартрит. Слабеют волосы и размягчаются ногти, возникают кожные болезни. Кремний - элемент жизни. Через него, как через пьезоэлемент, проявляется в человеческом организме интеллектуальное начало. Нет кремния - вместо гармонии приходит хаос. А это многочисленные болезни.