На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословивица

Краткое содержание

Основные действующие лица:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Доб- чинский, городские помещики.

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Осип, слуга его.

Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

Свистунов, Пуговицын, Держиморда, полицейские.

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

ДЕЙСТВИЕ 1

Комната в доме городничего

Явление 1

Чиновники узнают от городничего «пренеприятное известие»: в город приезжает ревизор, инкогнито, с «секретным предписаньем». Городничий зачитывает письмо, которое он получил от Андрея Ивановича Чмыхова, в котором тот уведомляет его о появлении чиновника с предписанием осмотреть всю губернию и особенно их уезд: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» (остановясь), ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность…» По предположениям судьи, ревизор специально подослан, чтобы выяснить, нет ли в городе измены перед войной.

Городничий недоумевает: «В уездном городе измена!» Он настоятельно советует чиновникам создать видимость порядка в заведениях, находящихся у них в ведомстве, «чтобы все было прилично». Так, в больнице следует надеть на больных чистые колпаки, а названия болезней написать над каждой кроватью по-латы- ни, из приемной суда убрать «домашних гусей с маленькими гусенками», которых завели сторожа. Что касается рабочего места судьи, то дурно, что у него «высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник». От заседателя «такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

Городничий упрекает чиновников во взяточничестве: судья Ляпкин-Тяпкин берет борзыми щенками. Тот говорит, что это вовсе не взятки, а вот «если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…». Городничий обращается к Луке Лукичу и советует ему обратить внимание на учителей. В гимназии поведение учителей более чем недостойное, так как они позволяют себе строить рожи своим ученикам. «…Если он (учитель)ученику сделает такую рожу, то оно ещё ничего… но посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо». Учитель истории «объясняет с таким жаром, что не помнит себя».

Явление 2

По мнению почтмейстера, визит ревизора в их город может быть нанесен вследствие скорой войны с турками. Городничий к нему обращается с просьбой: «…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки». Иван Кузьмич Шпекин признается, что его не нужно этому учить: «…смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Одно письмо поручика он даже оставил у себя. Судья говорит: «Достанется вам когда-нибудь за это». Для городничего «это дело семейное».

Явление 3

Бобчинский и Добчинский наперебой рассказывают о «чрезвычайном происшествии». Бобчинский говорит о молодом человеке, которого они встретили в трактире, «недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего». Им стало известно, что это Иван Александрович Хлестаков, проживающий вот уже неделю в гостинице, не платя при этом денег хозяину. Бобчинский замечает, что «чиновник-та, о котором изволили получить нотицию, — ревизор». Городничий в панике, так как «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» Он намерен посетить проезжающего и рад тому, что он молод, так как «молодого скорее пронюхаешь». Чиновники в спешке отправляются по своим ведомствам. Судья уверен, что к нему ни в одну бумагу никто заглядывать не будет, потому что «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

Явление 4

Квартальный получает от городничего распоряжение вымести улицы дочиста. Городничий интересуется у него, где Прохоров, и узнает, что тот пьян. Бобчинский намерен следовать за городничим на встречу с ревизором. На замечание городничего, что они вдвоем не поместятся на дрожках, тот говорит: «Петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку то, в дверь этак посмотреть…»

Явление 5

Городничий в разговоре с частным приставом продолжает отдавать распоряжения: «разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя», на вопросы ревизора следует давать ответы, что «всем довольны», что церковь «начала строиться, но сгорела», «не выпускать солдат на улицу безо всякого».

Явление 6

Появляются жена и дочь городничего, которые жаждут разузнать все о ревизоре. С этой целью Анна Андреевна отправляет служанку Авдотью вслед за дрожками городничего.

ДЕЙСТВИЕ 2

Комната в гостинице

Явление 1

На барской кровати лежит Осип, слуга Хлестакова, и вслух рассуждает о том, что из Петербурга они уехали с барином два месяца тому назад, барин растратил все деньги в дороге, так как жил на широкую ногу и проигрывался в карты, а «теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится». Осипу по душе жизнь в Питере, «жизнь тонкая и политичная», где «галантерейное обхождение», «всякий тебе говорит «вы»». Что же касается его барина, то, как только он получил деньги от отца, так и «пошел кутить», живет бестолково, «делом не занимается».

Явление 2

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину За обедом. Тот напоминает, что они уже три недели живут без платы и хозяин грозился на них пожаловаться.

Явление 3

Голодный Хлестаков один. Он сетует на то, что зря так сильно покутил в Пензе. «Какой скверный городишко!»

Явление 4

Трактирному слуге Хлестаков наказывает, чтобы тот потребовал у хозяина обед в кредит, так как он не может быть голодным.

Явление 5

Хлестаков прикидывает, не продать ли что-либо из одежды, но решает, что «лучше приехать домой в петербургском костюме» и неплохо было бы приехать в карете, «подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу- помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею». Ощущение голода не дает покоя.

Явление 6

Наконец появляется трактирный слуга с обедом, в который входят суп и жаркое. Хлестаков высказывает свое недовольство, но все съедает.

Явление 7

Слуга Хлестакова сообщает ему, что его хочет видеть городничий, который специально с этой целью приехал в гостиницу. Хлестаков испуган, так как думает, что трактирщик пожаловался на него.

Явление 8

Входят городничий и Добчинский. Городничий говорит, что в его обязанности входит забота о проезжающих. Хлестаков оправдывается: «Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни». На протяжении всего явления Бобчинский подслушивает их беседу, время от времени выглядывая из-за двери. Городничий предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Тот думает, что его намерены посадить в тюрьму. Городничий просит его: «Помилуйте, не погубите!» Хлестаков не понимает того, о чем ему говорит собеседник. Услышав, что тот предлагает дать взаймы денег, Хлестаков тут же соглашается: «Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше», а городничий незаметно вместо двухсот рублей «ввернул» ему четыреста. По словам городничего, проведывать проезжающих для него — обычное дело. Городничий рассуждает: «Он хочет, чтобы считали его инкогнитом. Хорошо, подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек». Хлестаков сообщает городничему и Добчинско- му, что едет «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», так как отец его требует. Но те ему не верят. Хлестаков говорит, что не может жить без Петербурга, его душа «жаждет просвещения». Городничий под предлогом, что комната в трактире не годится для такого «просвещенного гостя», приглашает Хлестакова пожить у него в доме.

Явление 9

Хлестаков просит у трактирного слуги счет, но городничий бросает тому: «Пошел вон, тебе пришлют».

Явление 10

Городничий предлагает Хлестакову посетить городские заведения, дабы тот убедился, что они находятся в порядке. Городничий дает Добчинскому две записки: одну для своей жены, а другую для Земляники.

ДЕЙСТВИЕ 3

Комната в доме городничего

Явление 1

Жена и дочь городничего в ожидании новостей. Глядя в окно, замечают Добчинского.

Явление 2

Добчинский передает Анне Андреевне записку от мужа и пересказывает дамам все, что случилось в трактире, характеризуя внешность молодого гостя, который не брюнет, не блондин, а «больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят». Жена городничего отдает необходимые распоряжения по дому, отправляет кучера Сидора к купцу Абдулину за вином.

Явление 3

Жена и дочь городничего решают, в каких туалетах им встретить гостя.

Явление 4

Осип приносит чемодан хозяина. Слуга городничего интересуется у него: «…скоро будет генерал?» В ответ на это тот говорит, что Хлестаков — «генерал, да только с другой стороны». Голодный Осип просит Мишку, чтобы ему принесли поесть, и не отказывается от «простова блюда» — щей, каши и пирогов.

Явление 5

В окружении чиновников появляются Хлестаков и городничий. Хлестакову нравится, что в этом городе «показывают проезжающим все в городе». Он остался очень доволен завтраком, который ему был предложен в больнице, так как «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Больные «все как мухи выздоравливают.

Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком». Городничий уверяет, что печется о порядке. Услышав это, Земляника тихо называет его бездельником. На вопрос Хлестакова, имеются ли в городе карточные заведения, городничий отвечает отрицательно, божится, что никогда не играл. Смотритель училищ тихо замечает: «Подлец, выпонтировал вчера сто рублей». По мнению Хлестакова, «иногда очень заманчиво поиграть».

Явление 6

Хлестаков знакомится с женой и дочерью городничего, расхваливает жизнь в Петербурге, где начальник отделения с ним «на дружеской ноге», где его хотели «коллежским асессором сделать». Чиновники стоят в присутствии Хлестакова. Тот просит их садиться, так как не любит «церемонии». Далее Хлестаков продолжает врать, и кажется, что этому нет предела. По его словам, однажды его «приняли даже за главнокомандующего». Среда актеров и писателей ему хорошо знакома, он «с Пушкиным на дружеской ноге», называет его «большим оригиналом». Хлестаков хвастается, что написал «Женитьбу Фигаро», «Роберта- Дьявола», «Норму», а также «Юрия Милославского». Когда дочь городничего замечает, что последнее произведение принадлежит Загоскину, Хлестаков соглашается, добавляя при этом: «…а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». Он признается, что «литературой существует», что его «дом первый в Петербурге», а на балы к нему доставляют «в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», что в передней у него «графы и князья толкутся и жужжат», к нему приходит сам министр и однажды он управлял департаментом. Городничий предлагает Хлестакову отдохнуть.

Явление 7

Мнения о Хлестакове у чиновников самые разные. Бобчинский говорит, что «в жисть не был в присутствии такой важной персоны», «чуть не умер со страху». Добминский думает, что Хлестаков — «чуть не генерал». Попечителю богоугодных заведений «страшно просто».

Явление 8

Жена и дочь городничего называют Хлестакова «приятным» и «милашкой», «столичной штучкой», подчеркивают его «тонкое обращение». Каждой хочется быть замеченной Хлестаковым.

Явление 9

Городничий перепуган, хоть он и понимает, что Хлестаков «прилгнул немного». Анна Андреевна видит в госте «образованного, светского, высшего тона человека». Городничий пеняет жене на то, что она обращалась с Хлестаковым «так свободно, как будто с каким-нибудь Добчинским».

Явление 10

Анна Андреевна подзывает Осипа, чтобы расспросить у него о Хлестакове. Слуга говорит, что у его барина «чин обыкновенно какой», что он «порядок любит», «чтоб все было в исправности», что «любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее». За откровения Осип получает от городничего «пару целковиков на чай», а потом и еще — «на баранки».

Явление 11

Перед городничим появляются два квартальных, Свистунов и Держиморда, которые по распоряжению городничего становятся на крыльце и следят, чтобы к Хлестакову никто не прошел.

ДЕЙСТВИЕ 4

Комната в доме городничего

Явление 1

В полном параде и мундирах входят осторожно, почти на цыпочках, судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский. По мнению попечителя богоугодных заведений, «представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того… как там следует — чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается!» Каждому чиновнику хочется дать Хлестакову взятку. Решают, кто пойдет первым. Когда предложили смотрителю училищ, он возразил: «Не могу, не могу, господа. Я… так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул». Все пристают к судье.

Явление 2

Хлестаков признается себе, что ему «больше нравится, если угождают от; чистого сердца, а не то чтобы из интереса». Ему «нравится такая жизнь».

Явление 3

Перед Хлестаковым появляется судья. Хлестаков интересуется, давно ли он на этой должности и выгодно ли быть судьею. «А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне». Когда Ляпкин-Тяпкин роняет ассигнации на пол, он весь дрожит, так как уверен, что за этим последует наказание, но Хлестаков предлагает судье дать их «взаймы». Аммос Федорович делает это «с большим удовольствием», считая, что «это такая честь». Хлестаков замечает, что «судья — хороший человек».

Явление 4

Почтмейстер Иван Кузьмич, который следующим пришел представиться, лишь поддакивает Хлестакову, рассуждающему о весьма приятном городе и о том, что «в маленьком городке можно прожить счастливо». Хлестаков просит «триста рублей взаймы». Почтмейстер уверен, что по части почтового дела замечаний нет. Хлестаков замечает, что почтмейстер «услужлив».

Явление 5

Смотрителю училищ, Луке Лукичу, который весь дрожал от страха, Хлестаков предлагает сигару, а потом интересуется, какие женщины ему больше нравятся — брюнетки или блондинки. Лука Лукич «оробел». Хлестаков говорит, «что в его глазах точно есть что-то такое, что внушает робость», а потом просит «триста рублей взаймы». Смотритель училищ всучивает деньги Хлестакову и поспешно покидает комнату.

Явление 6

Попечителя богоугодных заведений, Артемия Филипповича Землянику, Хлестаков запомнил, так как там его «очень хорошо угостили завтраком», которым он остался доволен. Хлестаков спрашивает у него: «…как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом?..» Земляника отвечает, что «очень может быть», а после этого начинает доносить на чиновников города: «здешний почтмейстер совершенно ничего не делает», судья «поведения самого предосудительного», а «смотритель здешнего училища… хуже, чем якобинец». Хлестаков просит у него «рублей четыреста».

Явление 7

Входят Бобчинский и Добчинский, и Хлестаков сходу просит у них «взаймы рублей тысячу». Услышав о такой сумме, оба растерялись. Для столь знатного гостя у них нашлось шестьдесят пять рублей. Добчинский просит, чтобы его сына признали законным, а Бобчинский желает, чтобы Хлестаков при удобном случае поведал «вельможам разным: сенаторам и адмиралам», а также «если этак и государю придется», что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Явление 8

Хлестакову становится очевидно, что в городе его приняли за важного государственного чиновника. Это, на его взгляд, забавное происшествие он решает описать в письме своему другу Тряпичкину, который пописывает статейки, — «пусть-ка он их общелкает хорошенько». А затем пересчитывает деньги.

Явление 9

Слуга Хлестакова, заподозрив неладное, советует ему поскорее убираться из города. Хлестаков соглашается, пишет письмо Тряпичкину, а потом отдает Осипу. Слышны голоса купцов и голос Держиморды. Хлестаков интересуется, что происходит, и передает Осипу, чтобы к нему пропустили посетителей.

Явление 10

К Хлестакову пришли купцы с кузовом вина и сахарными головами, чтобы поведать ему о городничем, который «обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает». Купцы вынуждены терпеть его выходки: из лавки он несет все, что ему нравится, ждет от них подарков на именины дважды в год, «а попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой». Хлестаков говорит, что взяток не берет, но просит взаймы денег. Те дают ему пятьсот рублей. Купцы уходят, слышен голос женщины.

Явление 11

Слесарша появляется с претензией, что ее мужа забрали в солдаты не по очереди, так как те, кто должны были идти вместо него, сделали подношение, а кроме того, «по закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерская жена требует справедливости и материального возмещения, так как ее высекли ни за что: «Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схвати меня». Хлестаков обещает свою помощь. Подойдя к окну и увидев «руки с просьбами», он говорит, что больше не намерен никого выслушивать.

Явление 12

Хлестаков выясняет отношения с дочерью городничего, которая опасается, что тот посмеется над ее провинциальностью. В ответ на это она слышит клятвы и уверения в любви. Хлестаков целует ее в плечо, становится на колени и просит прощения за свой поступок.

Явление 13

Вошедшая жена городничего прогоняет дочь. Оказавшись в такой ситуации, Хлестаков встает на колени перед ней и снова клянется в любви уже ей: «Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей». Анна Андреевна замечает, что замужем, на что Хлестаков ей возражает, что «для любви нет различия».

Явление 14

Вбегает дочь городничего со слезами на глазах и видит Хлестакова у ног матери. Та делает ей замечание, так как появление ее не ко времени. Хлестаков хватает за руку дочь городничего и просит у матери благословения. По мнению Анны Андреевны, та «недостойна такого счастия».

Явление 15

Приходит городничий, который умоляет Хлестакова не принимать во внимание все, что о нем наговорили купцы и горожане. Анна Андреевна останавливает его, говоря, что Хлестаков намерен просить руки их дочери. Городничий и его жена зовут дочь, которую тут же благословляют.

Явление 16

Хлестаков собирается в дорогу. Городничий интересуется у него, на какой день назначена свадьба. Тот говорит, что ему нужно отлучиться «на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад». Взяв еще денег у городничего, Хлестаков покидает город.

ДЕЙСТВИЕ 5

Комната в доме городничего

Явление 1

Городничий и его жена предаются мечтаниям о будущем их дочери и о своем переезде в Петербург, где «можно большой чин зашибить». Городничий намерен «влезть в генералы», а Анна Андреевна опасается за мужа: «…ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь».

Явление 2

Купцы узнают о помолвке дочери городничего с Хлестаковым. Боясь расправы, купцы вынуждены повиниться.

Явление 3—6

Чиновники поздравляют городничего, который возомнил себя важной особой.

Явление 7

Судья интересуется, «каким образом все это началось, постепенный ход всего, то есть дела». Жена городничего отвечает, что Хлестаков сделал предложение из уважения к ее «редким качествам». Дочь вмешивается в разговор: «Ах, маменька! ведь это он мне говорил». Городничий сообщает, что Хлестаков уехал всего на один день. Антон Антонович и Анна Андреевна с высокомерием сообщают о их дальнейших планах, о переезде в Петербург и получении городничим генеральского чина. Городничий обещает помогать чиновникам по мере надобности, хотя жена его полагает, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

Явление 8

Входит почтмейстер с письмом Хлестакова, которое он намеревался отправить Тряпичкину, но «неестественная сила побудила» вскрыть его. Почтмейстер читает его вслух. Выясняется правда о Хлестакове, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей. Хлестаков характеризует чиновников города так: «городничий — глуп, как сивый мерин», «почтмейстер… подлец, пьет горькую», «надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке», «смотритель училищ протухнул насквозь луком», «судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон». Услышав, как отзывается Хлестаков о каждом из чиновников, гости смеются, на что городничий замечает: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Все решают, что в происшедшем виноваты Бобчинский и Добчинский, «сплетники городские, лгуны проклятые», «сороки короткохвостые», «пачкуны проклятые», «колпаки», «сморчки короткобрюхие», которые пустили слух, что Хлестаков является ревизором.

Явление последнее

Появившийся жандарм сообщает, что приехал настоящий ревизор.

Очень кратко

1835 год. Россия. Гоголь пишет свою пьесу «Ревизор». Суть сюжета «Ревизора» в том, что в неком населенном пункте N появляется некий господин проездом. Его местные жители принимают за ревизора, которого со дня на день ожидают из самой столицы.

Главная мысль бессмертного «Ревизора» в том, что Николай Васильевич гротескно изобличил пороки социума, как то: хитрость, лесть, глупость, подхалимаж, взяточничество и т.п. Другими словами он пародийно показал современные ему порядки в жизни людей в целом.

Читать краткое содержание пьесы Ревизор Гоголя по действиям и явлениям.

Ревизор 1 действие

Д1 Явление 1

Все происходит у городничего. Главный персонаж названной сцены сообщает чиновникам, что в их городишко «едет ревизор». Сам он находится в состоянии, близком к расстройству, от такой новости. Бюрократы ломают голову, по какому такому вопросу едет к ним высокопоставленный гость. В медицинском учреждении в спешном порядке пытаются «навести порядок», да еще так, чтобы пациенты курением не злоупотребляли, а может статься, чтобы их было как можно меньше. Господину судье рекомендовано из парадного выгнать гусей, поесть луку, чтобы избавиться от неприятного запаха и начать посещать церковь. В школе учителя учат не наукам, а пантомиме или, говоря по-простому, строят рожицы.

Д1 Явление 2

Кроме вышеназванных персонажей появляется еще заведующий почтой. Он предполагает, что ревизор – это весть о скорой войне с турецким войском. Городничий в приватной атмосфере просит начальника почтового отделения почитывать чужие письма с целью выявления негативной информации. Начальник почты соглашается на такую аферу, он по складу души своей любит совать «свой нос в чужие дела».

Д1 Явление 3

На сцене появились еще герои – это Добчинский и Бобчинский. Они наперебой, путаясь в мыслях и словах, заявляют, что ревизор – это господин Хлестаков Иван Александрович, который в их городе проездом, но живет в нем уже четырнадцать дней почти и не платит за постой. Городничего заинтересовало это событие, потому что именно в данный период времени в городке произошло большое количество «пренеприятных событий». Все чиновники расходятся по своим рабочим местам.

Д1 Явление 4

Сатирическая сцена. Бобчинский и Добчинский хотят «проявить себя». Улицу до трактира выметают до блеска камней, вымощенных ее.

Д1 Явление 5.

Городничий продолжает «наводить порядок» в городишке. Он видит никчемность пристава, подчиненные которого вдрызг пьяны. Он принимает решение «реконструировать» мост и поставить на нем для виду высоченного Пуговицына. Еще срочно надо убрать заплот у дома сапожных дел мастера. Начинает ломать голову, что делать с огромными грудами всяческого хлама на улицах. Еще его осеняет мысль, что солдатики не имеют приличного платья и тогда решено держать их взаперти.

Д1 Явление 6

Рядом с городничим появляются его супруга и дочь – девица на выданье. Их не интересуют проблемы их отца исупруга, но им очень любопытно узнать, как выглядит ревизор. Приказывают горничной все узнать и доложить им.

Д2 Явление 1

События происходят в уездной гостинице. Осип, слуга, лежит на постели своего барина и сетует на то, что нечего есть. Он говорит, что его хозяин прокутил все сбережения и, самое главное, что им ни под каким предлогом не дают взаймы ничего.

Д2 Явление 2

Кроме Осипа виден еще и Хлестаков. Он приказывает слуге идти в буфет и потребовать обеда. Осип советует позвать на это место хозяина-барина.

Д2 Явление 3

Хлестаков в номере гостиницы наедине с собой. Он ведет монолог о том, что проиграл деньги, что зверски голоден…

Д2 Явление 4

В номер возвращается Осип, но не один, а с половым. Половой говорит, что хозяин не намерен кормить гостей до поры, пока они не покроют прежние долги.

Д2 Явление 5

Хлестаков предается мечтам о том, как он возвернется в Петербург на богатой карете, но мечты рушатся об реальность – голод…

Д2 Явление 6

В номер гостиницы входит половой и вносит тарелки со снедью. Говорит, что хозяин сжалился и покормил своих горе-постояльцев в последний раз. Все съедено.

Д2 Явление 7

Возвращается в номер Осип и передает Хлестакову посьбу городничего, чтобы тот незамедлительно явился в контору. Хлестаков предполагает, что его думают арестовать и им овладевает ужас от всего происходящего.

Д2 Явление 8

В номер пришел Городничий, а Добчинский встал за дверью номера, чтобы быть в курсе всего происходящего. Хлестаков начинает жаловаться на свою безрадостную жизнь, а Городничий расерян и взволнован и поэтому принимает решение переселить Хлестакова на новое место. Хлестаков предполагает, что его определят в кутузку, поэтому срывается на крик… Тогда Городничий до смерти перепугался и признался во взяточничестве, клевете о чужой жене, и в конце концов подсовывает Хлестакову некоторую сумму денег. Далее описана дружелюбная беседа. Городничий впитывает в себя каждое слово Хлестакова. В конце беседы Хлестаков в качестве гостя приглашен в покои Городничего.

Д2 Явление 9

Спор с половым об оплате проживания в гостинице.

Д2 Явление 10

Городничий везет Хлестакова на экскурсию по городишку, по его заведениям. Стоит заметить, что Хлестаков не желает осматривать тюрьму. Пока идет экскурсия, Добчинскому, поручено тайно передать два неких послания Землянике и жене Городничего.

Д3 Явление 1

События происходят в особняке Городничего. Домочадцы Городничего изнемогают от томительного ожидания. Наконец, они видят Добчинского.

Д3 Явление 2

Послание передано супруге. Сбиваясь и переставляя слова местами, Добчинский рассказывает жене Городничего о ревизоре. Она распоряжается приготовить покои для высокопоставленного гостя.

Д3 Явление 3

Женщины Городничего чуть не передрались, споря, кто и что наденет к приезду ревизора.

Д3 Явление 4

Осип заносит вещи своего хозяина в новый дом и узнает новость, что Хлестаков – де это есть всамаделишный генерал. По этому поводу клянчит чего-нибудь скушать.

Д3 Явление 5

Хлестаков и Гордничий на дармовщину поели в медицинском заведении. Хлестакову начинает нравиться такая жизнь. Земляника распинается перед ним, что больные, подобно мухам, оздоравливаются. Хлестакову хочется раскинуть картишки, но Городничий всячески отказывается от такого времяпрепровождения.

Д3 Явление 6

В доме городничего идет церемония знакомства Хлестакова с супругой и дочерью Городничего. Хлестаков всеми способами набивает себе цену, другими словами врет и врет. Он де и писатель, и главнокомандующий, и управляющий ведомством, и хозяин лучшего в Петербурге дома. А уж то, что подают у него за столом вообще самое-самое, один арбуз только 700 рублей стоит. Врет до такой степени, что засыпает на полуслове.

Д3 Явление 7

В гостиной у Городничего идет спор о настоящем положении Хлестакова: генерал он или генералиссимус? Всех охватило непонятное беспокойство и страх.

Д3 Явление 8

Жена и дочь Городничего до хрипоты обсуждают мужские качества Хлестакова, даже немного ссорятся по этому поводу.

Д3 Явление 9

Городничего колотит от ужаса, а его супруга упивается своим обаянием.

Д3 Явление 10

Осип выходит из покоев своего хозяина. Домочадцы Городничего его расспрашивают. Осип пользуется положением и поворачивает ситуацию в свою пользу.

Д3 Явление11

Городничий приказывает Держиморде и Свистунову – патрульным, нести вахту на крыльце собственного дома, для того чтобы оберегать покой Хлестакова.

Д4 Явление1

Действие все там же, что и в предыдущих сценах. Приходят все чиновники данного города при полном параде. Ляпкин-Тяпкин строит всех как на параде и принимается решение представляться каждому лично и вятку давать тоже лично. От этого решения все немного растеряны. Начальник почты предлагает сказать, что эти деньги – почтовый перевод ревизору. Пока они перепираются, Хлестаков выходит из своих покоев.

Д4 Явление 2

Хлестакову здорово. Ему даже нравится дочка Городничего, и он не против пофлиртовать с ее матерью.

Д4 Явление 3

Судья представляется Хлестакову. По случайности выронил сумму денег, и Хлестаков просит их у него в долг. Проблема решена, и судья выходит в гостиную.

Д4 Явление 4

Шпекин входит к ревизору и дает ему взятку.

Д4 Явление 5

К Хлестакову впихнули судью, они некоторое время ведут ничего не значащую беседу и в конце Хлестаков снова занимает деньги в размере 300 рублей.

Д4 Явление 6

Земляника «стучит» на своих сослуживцев. Эта информация для Хлестакова не важна, но он все-таки берет деньги в долг.

Д4 Явление 7

Добчинский и Бобчинский вваливаются к Хлестакову. Он видит их бестолковость и требует с них 1000 рублей. Но, к сожалению, у них на двоих только 65. Эти близнецы умудряются еще и высказать свои просьбы Хлестакову и на том покидают покои ревизора.

Д4 Явление 8

До Хлестакова доходит, что его приняли за важного государственного мужа. Принимает решение сообщить об этом событии своему старинному другу Тряпичкину. Самое главное, что импонирует Хлестакову – это то, что он, по его мнению, богат.

Д4 Явление 9

Осип осознает шаткость положения своего хозяина и советует ему покинуть городишко. Пока они перепираются к Хлестакову снова приходят посетители – купцы.

Д4 Явление 10

Купцы рассказывают о своем нелегком житье. Предлагают ревизору товары, но они ему не интересны, а вот деньги купцов очень даже к месту. Обещает разобраться в сложившейся ситуации.

Д4 Явление 11

Пришла вдова унтер-офицера. Она требует уплаты морального вреда. Слесарша жалуется, что ее мужа не по правилам забрали в армию. Хлестаков согласен сделать все от него зависящее.

Д4 Явление 12

Хлестаков оказывает знаки внимания дочери Городничего. Она опасается, что он, как говорят, поматросит и бросит, но Хлестаков говорит о серьезности свих намерений и даже целует ее в плечико. Падает перед ней ниц.

Д4 Явление 13

Сцену любовного свидания видит жена Городничего. Чтобы не произошло скандала Хлестаков приударил за ней и даже просит ее руки, несмотря на то, что она замужняя дама.

Д4 Явление 14

Появляется дочь Городничего, тогда Хлестаков занимает позицию увлеченного ею молодого человека. Супруга Городничего в недоумении, даже пытается строжить дочку.

Д4 . Явление 15

Появляется Городничий. Он хочет, чтобы Хлестаков не наказывал его за ошибки, потому что в этом городишке нет честных людей, а только лгуны, клеветники и взяточники. Ему говорят, что Хлестаков сватается к их дочке. Городничему на руку такой исход дела. Молодых благословляют.

Д4 Явление 16

Хлестаков хочет проведать своего дядюшку. Едет к нему.

Д5 Явление 1

События в доме Городничего. Он с супругой мечтает о жизни в Петербурге.

Д5 Явление 2.

Купцы приходят повиниться перед Городничим.

Д5 Явления 3-6

Городничего поздравляют со свадьбой дочери. Собирается весь цвет общества.

Д5 Явление 7

Городничий и его супруга излагают события, связные со сватовством дочери.

Д5 Явление 8

Начальник почты прибегает с письмом. Это письмо Хлестакова своему другу. Выясняется, что Хлестаков не ревизор. В обществе сумятица.

  • Краткое содержание Валерик Лермонтова

    Стихотворение предстает в форме письма рассказчика к своей возлюбленной. В первых строках прослеживается намек на послание Онегина к небезызвестной Татьяне. В данном случае герой сообщает даме, что после продолжительной разлуки не имеет смысла пробуждать

  • Краткое содержание Пройслер Маленькое привидение

    В сундуке старого замка жило Маленькое Привидение. Каждую ночь оно выбиралось оттуда, лишь стрелки часов показывали 12. Привидение любило бродить по комнатам и коридорам, разговаривая с портретами

  • Краткое содержание Деньги для Марии Распутин

    Советское время. Начало денежной реформы. Выявляется большая недостача, во время ревизии в одном магазине. Продавщицу могут заключить в тюрьму. Ее супруг обращается за помощью к односельчанам.

  • Автором пьесы «Ревизор» является Николай Васильевич Гоголь. Дата создания - 1835 год. Знаменитое произведение написано в сатирическом ключе, одной из его художественных особенностей выступает отсутствие среди действующих лиц положительных героев, все они в той или иной степени проявляют худшие черты человеческого характера, а все взаимоотношения решаются с помощью взяток.

    Коротко о произведении

    Существует распространённое мнение, что вкратце сюжет «Ревизора» был подсказан автору А. С. Пушкиным. Даже если это и не совсем так, именно с великим поэтом советовался Гоголь в процессе написания произведения. Когда оно было опубликовано, немногие увидели за весёлой комедией глубокий смысл и аллюзию на жизнь всей России.

    Аннотация гласит, что в некий небольшой городок приезжает повеса, которого по стечению обстоятельств принимают за ревизора. Молодой человек пытается извлечь как можно большую выгоду из положения. И ему это в полной мере удаётся.

    Благодаря талантливому слогу, увлекательному сюжету и поучительному смыслу, произведение проходят в 8 классе школы.

    Пьеса не очень объёмна, но чтобы прочитать её полностью, придётся потратить то количество времени, которое не всегда есть у современных учеников. В таком случае можно ознакомиться с онлайн-пересказом произведения «Ревизор» кратко по действиям . Представленное ниже подробное изложение событий не только поможет в заполнении читательского дневника или написании сочинения, но и, возможно, мотивирует прочитать полную версию пьесы.

    «Ревизор» по явлениям и по действиям разбит на несколько глав или частей. Поскольку каждый отрывок важен для полного понимания сюжета , далее будут описаны события, происходящие в каждой единице композиции.

    Действие первое

    История начинается в доме городничего:

    Действие второе

    Действие третье

    И вновь сюжет разворачивается в доме городничего:

    Действие четвёртое

    События в доме городничего продолжают развиваться:

    Действие пятое

    События происходят в комнате в доме городничего:

    Анализ финала пьесы

    Немая сцена - вот как заканчивается пьеса «Ревизор». Весь ужас, который пережили недобросовестные чиновники за время пребывания Хлестакова, усиливается после обнаружения обмана. Но это мелочи по сравнению с тем, что теперь всё это придётся пережить вновь.

    Городничий, который только что был так счастлив предполагаемой свадьбе дочери, запрокинул голову от вновь обрушившейся неприятности. Земляника, склонив голову, задумался о дальнейших действиях. Судья потерял дар речи, а Бобчинский и Добчинский бросились было друг к другу и замерли по дороге.

    Именно этот приём оставил после себя ощущение сильного финала. Как будут развиваться дальнейшие дела в городе, неизвестно. Но в этой сцене достигает предела весь комизм ситуации.

    Влияние произведения

    По пьесе стали ставить спектакли, и власть, которую в то время представлял император Николай I, предложила изменить концовку истории. В новой версии все глупые и жадные чиновники должны были понести наказание , и история ограничивалась происшествием в безвестном уездном городке, не распространяя своей злободневности на всю Россию. Однако при этом терялась сатиричность сюжета, и идея почти не прижилась, хотя несколько спектаклей всё же было поставлено.

    Постановки по оригинальной пьесе имели успех не только на родине Н. В. Гоголя, но и во всём мире. До сих пор на спектакли, поставленные по этой повести, собирается множество народа.

    Удивительно, но и спустя два века, история остаётся актуальной. Её сюжет интересно и анализировать, и просто читать. Конечно, изображённые в нём характеры гротескны, но они прекрасно отражают печальную действительность. Бессмертное произведение будет актуально в любое время, пока ещё остаются прохвосты, умеющие пользоваться сложившимся положением, и власть, решающая проблемы взятками. Эту идею можно понять при чтении произведения в сокращении, но всю атмосферу событий в городе передаст полный текст пьесы.

    Николай Васильевич Гоголь

    «Ревизор»

    В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

    Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

    Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

    В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

    Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

    Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее — брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, — и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

    Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.

    Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

    В сонном уездном городке оживление: городничий собирает чиновников для важного сообщения о приезде ревизора из Петербурга. Чиновники гадают о возможной причине приезда. Судья Ляпкин-Тяпкин, который когда-то прочитал несколько книг, считает, что Россия начала войну. Землянике, попечителю богоугодных заведений, советуют больным выдать чистые колпаки. Хотя Земляника уверен, что человек все равно когда-то умрет. Судье городничий указывает на гусей, приносимых просителями в качестве взятки. Такой же намек получает смотритель училищ.

    Приносит новость почтмейстер, который часто читает чужие письма и поэтому в курсе всего в городке. Городничий, опасаясь доноса, просит Иван Кузьмича Шпекина просматривать письма. Помещики Бобчинский и Добчинский рассказывают о человеке, которого видели в гостиничном трактире, и который даже в тарелки заглядывал. Чиновники расходятся, а городничий с Добчинским спешит в гостиницу. Жена городничего с его дочкой гадают о внешности ревизора. Разведать посылают слугу Авдотью.

    Тем временем в комнатке гостиницы лежит голодный слуга Осип, ругающий своего барина, проигравшего деньги в карты и вспоминает о сладкой петербургской жизни. Приходит Хлестаков Иван Александрович, а вскоре состоится и встреча с городничим. Хлестаков сообщает правду о своем путешествии, но городничий принимает все это за выдумку, чтобы скрыть истинную цель. Городничий пугается, предлагает тому деньги, приглашает в свой дом и заодно осмотреть городские заведения. Гость соглашается.

    Анна Андреевна, супруга городничего, получает от Добчинского записку мужа с наставлениями необходимого приготовления к встрече гостя. Она и дочь выбирают себе наряды для встречи. Городничий с Хлестаковым приезжают, побывав у Земляники в больнице, где все больные, "как мухи выздоравливают". С появлением дам, Хлестаков хвалится своей жизнью в Петербурге. Опросы Осипа о хозяине подтверждают их версию. Городничий ограждает Хлестакова полицией, чтобы не допустить к нему просителей и жалобщиков.

    Чиновники решают дать Хлестакову взятку и для этого посылают к нему Ляпкина-Тяпкина. После него Хлестаков берет "взаймы" у всех кого видит. Земляника доносит на всех. Добчинский хочет узаконить сына. Бобчинский просит рассказать в Петербурге о нем. Хлестаков всем и все обещает.

    Проводив помещиков, Хлестаков описывает в письме своему товарищу Тряпичкину в Петербург о том, что его приняли не за того. Осип уговаривает его скорее уехать и готовит лошадей. Хлестаков принимает купцов, жалующихся на городничего. От подношений они с Осипом не отказываются. Все просители обнадежены. Дочери городничего, Марье Антоновне, Хлестаков признается в любви. Появившаяся мать выгоняет дочь. Теперь гость просит и её руки. Входит испуганный городничий и просит не верить жалобщикам. В непонятный для него момент, он даже благословляет "молодых". Тут Хлестаков объявляет о необходимости съездить к богатому дяде и уезжает с Осипом.

    Семья городничего уже мечтает о петербургской жизни, получая поздравления от почетных людей города, когда почтмейстер сообщает о том, что "ревизор - вовсе не ревизор". И это известно из письма Хлестакова. Все перечитывают это письмо, когда является жандарм и велит явиться городничему к чиновнику, приехавшему из Петербурга. Воцаряется немая тишина.

    Сочинения

    "Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" - сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор») Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Герои комедии Гоголя «Ревизор» Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Гоголь Н. В. «Ревизор» Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор" Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя) Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор" Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор") Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия "Ревизор" Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Н. В. Гоголь Ревизор Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века - Н.В.Гоголь "Ревизор") Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ города в комедии Гоголя «Ревизор» Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Образ Хлестакова Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ Хлестакова (тезисный план). Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\" Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время? Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»? Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Почему чиновники боялись приезда ревизора? Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора Ревизия нравов по Н.В.Гоголю Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор") Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор" Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор" Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Смех сквозь слёзы… Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»). Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Уездный город и его обитатели Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор") Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор") Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чиновники города NN Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор») Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") Что за человек Городничий? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор") Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»? Рецензия к комедии Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор» Каковы особенности композиции комедии “Ревизор” Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель» Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор» Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Где в комедии развязка Описание образа Городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре» От черновых редакций к первому изданию «Ревизора» Средства комического в «Ревизоре» Какую роль в комедии играет «немая сцена» Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор» Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор» Сравнительная Хлестакова и городничего Хлестаков - самый трудный образ в пьесе Россия в комедии «Ревизор» Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор» Творческая история создания комедии «Ревизор» Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор» Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор» Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор" Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2) Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор» Современная критика о «Ревизоре» Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сатирическая острота комедии «Ревизор» Раскрытие характера Городничего Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» - высмеять «все дурное в России» Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор» Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор» Анализ образов купцов в комедии «Ревизор» Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» Ненастоящее в комедии "Ревизор" Чичиков - делец-приобретатель «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1) Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор") Собрать в кучу все дурное… «Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор») Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда «Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Содержание комедии Гоголя «Ревизор» Описание образов помещиков в комедии «Ревизор» Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор» Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор» Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор» Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор" Ревизор бессмертное произведение Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок. Философская сатира в комедии «Ревизор» Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2) Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя Групповая характеристика чиновников Анализ композиции комедии «Ревизор» Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор» Современная Гоголю критика о «Ревизоре» Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор"

    Краткий пересказ «Ревизора» может быть потребован от учеников на уроках литературы. Он развивает речевую и школьников. Кроме того, грамотный пропуск деталей, не несущих смысловой нагрузки, а лишь свидетельствующих о хорошей памяти учеников, понадобится при или изложений.

    Краткий пересказ «Ревизора»: 1-е действие

    Городничий сообщает чиновникам новость: в город тайно едет ревизор. Они думают, что цель его прибытия: узнать, нет ли в городе предателей перед войной. Городничий обвиняет чиновников в недостойном поведении, взяточничестве и советует хотя бы для видимости навести порядок. Также он просит почтмейстера вскрывать и читать каждое приходящее письмо. Тот охотно соглашается, так как все равно давно этим занимается. Добчинский и Бобчинский предполагают, что ревизором может быть некий Иван Александрович Хлестаков. Он прибыл из Петербурга, уже больше недели живет в трактире и ни за что не платит, все берет на счет. Городничий приказывает квартальному подмести все улицы, снести старый забор (для создания видимости бурной деятельности), расставить жандармов на перекрестках. Сам же он отправляется в трактир знакомиться с приезжим. Жена и дочь городничего посылают служанку Авдотью разузнать, что представляет собой этот чиновник.

    Краткий пересказ «Ревизора»: 2-е действие

    Осип, слуга Хлестакова, лежит на кровати барина и вспоминает, как хозяин по дороге из Петербурга домой промотал все деньги, так и жил не по средствам. Приходит городничий. Он посылает Осипа к хозяину трактира за табаком. Слуга говорит, что они должны уже за три недели, и ему ничего не дадут, но все же уходит. Хлестаков вспоминает, как в Пензе его обокрал капитан пехоты, и приходит к выводу, что город вообще плохой, потому что здесь ничего не дают в долг. Он снова требует подать обед в кредит. Он мог бы продать костюм и покрыть какие-то долги, но предпочитает оставить его, чтобы в шикарном виде прибыть домой. Слуга приносит обед.

    Хлестаков недоволен его качеством, но все равно съедает. Ему докладывают, что прибыл городничий. Во время разговора между ними за дверью прячется Бобчинский. Хлестаков вдруг начинает кричать и угрожать, что будет жаловаться самому министру. Городничий пытается дать ему взятку. Хлестаков ее не берет, но просит денег в долг. Городничий вместо 200 рублей подсовывает ему 400. Хлестаков честно говорит, что едет в деревню к отцу. Городничий принимает эти слова лишь за маскировку, он приглашает «ревизора» к себе в гости. Оплату проживания решено отложить на потом. Добчинский по просьбе городничего относит записки его жене и Землянике в богоугодное заведение.

    Краткий пересказ «Ревизора»: 3-е действие

    Дамы получают записку от мужа, в которой сообщается о том, что у них будет гостить молодой петербургский вельможа. Они в волнении обсуждают, какие выбрать туалеты. Осип приносит в дом городничего чемодан своего хозяина. Там слугу хорошо кормят. Хлестаков доволен осмотром города, больницы, плотным завтраком. Он интересуется, где можно поиграть в карты. Его уверяют, что в городе таких заведений не существует. Когда Хлестакова познакомили с женой и дочерью городничего, он начал сочинять, что «на дружеской ноге» и с Пушкиным, и с начальником отделения департамента, что везде он незаменимый человек.

    Несмотря на то что Хлестаков сильно заврался, все ему верят. «Ревизор» уходит отдохнуть. Все в панике, страшно даже в том случае, если правдой окажется лишь половина из того, что он наговорил. Осип своими словами еще больше Городничий дает взятку и ему. Затем он ставит на крыльце квартальных, чтобы те не пропускали к Хлестакову никаких просителей.

    Краткий пересказ рассказа «Ревизор»: 4-е действие

    Ляпкин-Тяпкин выстраивает чиновников по-военному. Они приготовили Хлестакову взятки под предлогом приношения от дворянства. «Ревизор» соглашается взять эти деньги только взаймы. Каждый просит походатайствовать о нем перед государем. Хлестаков догадался, что его приняли за «шишку». Он описывает эту забавную историю в письме другу Тряпичкину, газетному корреспонденту, чтобы тот напечатал ее. Осип советует хозяину убираться поскорее, пока не явился настоящий ревизор. К Хлестакову приходят разные просители. Сам он заигрывает по очереди то с дочерью, то с женой городничего. То у одной, то у другой просит руки. Затем он берет еще денег взаймы у городничего и уезжает к отцу, пообещав при этом вернуться через пару дней, так как сосватал его дочь.

    Краткий пересказ: Гоголь, «Ревизор», 5-е действие

    Дамы мечтают о том, как переедут в город, как городничий получит повышение. Но пока надо было на месте разобраться с купцами, которые приходили к «ревизору» с жалобой на него. Все поздравляют городничего со счастливыми переменами. Приходит почтмейстер и читает письмо Хлестакова Тряпичкину. Городничий взбешен. И только сейчас все понимают, что в Хлестакове-то и не было ничего, похожего на ревизора. Виновниками происшествия признаны Добчинский и Бобчинский, которые первыми разнесли слух о приезде важного чиновника. Входит в комнату жандарм и сообщает, что в город приехал ревизор и всех требует к себе. Пьеса заканчивается немой сценой.