Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки...

Сын спрашивает отца:
— Папа, а за сколько ты сможешь
прочитать "Войну и мир"?
Отец отвечает:
— Думаю, баксов за сто, сынок...

В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Неслучайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.

Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.

Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно "глотали" крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.

Ну и конечно, не хлебом единым жив человек... Не будем повторять штампы о "сокровищнице мирового духа..." и пр.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами "Лиза" — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? "Ка", "Эль", "Эм", "Эн" и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы "Рэ", а есть буква "Эр". И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав "ЭМ... А... ЭМ... А". Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками ("М" — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква "М" может обозначать два звука [м] (твердый) и [м"] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву "м" с "машиной" (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова "мяч" (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и... по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по "складам" (кубики Зайцева ) и метод целых слов (Г. Доман).

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность — малышу очень важна ваша поддержка в этом нелегком деле.

Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для "первого чтения". Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами "вос-хи-ти-тель-ный" и "пе-ре-пон-ча-тый"? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Отнеситесь ответственно к выбору книги

Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете — все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Винни-Пухе.

Создавайте книги сами!

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка "Поверь в свое дитя". Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком — он будет в восторге

Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе "Чтобы ребенок любил читать...").

Метод Кассиля

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.


Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)..."

Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: "Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому...".

Обсуждение

Шаг первый – это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Детям для того, чтобы увлечься чтением, нужна благоприятная читающая среда.
Шаг второй – говорим о прочитанном

Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.

Шаг третий – читаем ребенку на ночь
Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.

Шаг четвертый – не принуждаем

Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!» или «Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!», это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием.

Шаг пятый- дайте юному читателю время и возможность найти Свою книгу.
Шаг шестой - не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.

Заставить что-то делать с удовольствием – невозможно! Особенно это касается чтения и любви к литературе. Надеюсь, что 7 шагов любви к чтению помогут вам, если ваш ребенок не хочет читать, и однажды для вас обоих самым лучшим зимним вечером покажется тот, который можно скоротать вдвоем за интересной книжкой.

24.11.2015 23:13:41, Федорова Светлана Александровна

Ура! Нашла! Прочитав статью, зацепилась глазом за "крапивинские новеллы", и думаю, дай порою в тырнете, может удастся ребенка увлечь хоть этим? И что за чудо?! Я нашла повесть, которую читала лет 20 назад, это уж точно, в одном из детских журналов "Последний монитор" и "Застава на Якорном Поле"... До этого пыталась искать по имени мальчика Ёжики или Ежи, но сеть выдавала только про ежей... А тут такой подарок!!! Спасибо автору статьи за упоминание фамилии автора. Тут же пробежала глазами полтекста на какой-то страничке в сети.ОНО, О-Н-О самое!!! Внутри обалденное чувство, как-будто прикоснулась к детству......я тогда не дочитала повесть до конца, журналов больше не было, то ли не выписывали, в общем, не помню, откуда он у меня взялся... Но помню, что мне было очень интересно... Обязательно дам прочитать своему восьмилетке, только вот вопрос, с чего начать?! Чтобы не отбить охоту.

У нас приучение к чтению прошло очень легко, сейчас бывают разыне периоды, от запойного чтения до его отсутствия.

Нам книжки с делением на слоги как раз понравились, так что я бы не отказывалась от них.

Вспомнила, как я сочиняла сказки о сыне, печатала, и он их читал. мы делали целую книжку. Сын сказки знал практически наизусть:) Как раз чтение очень знакомых текстов мне кажется не лишенным смысла:)

И потом, он был еще очень мал, и длинных монологов в его речи практически не было. Мне кажется, от общего уровня развития речи тоже зависит и чтение. Было понятно, что и читать он будет тот объем, который удерживается.

Есть еще маленькая хитрость. Все дети не любят ложиться спать. Перед сном я разрешала почитать. Но больше ничего. Сначала читала ребенку я. Потом уже и сам. Вошло в привычку. Да, чтение должно быть удовольствием, и никакие другие методы мне непонятны.

Многие дети будут читать в дороге. Надо создать ситуацию, когда делать нечего абсолютно, т.е. абсолютно. От Москвы до Петербурга у нас, конечно, книги летели как семечки. На отдыхе, когда с собой нет ноут-бука, книги так или иначе читаются:)

По моим наблюдениям, больше комп. игр - меньше чтения. Что же удивляться, если ребенок не читает, если у него игра в компе, псп, телефоне и т.д.

И, конечно, нужно внимательно следить за интересами ребенка, поощрять их. Чтение - процесс и интеллектуальный. Нет интересов - нет чтения. О чем читать? Зачем?

Я никогда не ругала ребенка, что он не читает или не хочет, всегда хвалила и говорила, что у нас, напротив, мальчик читает с удовольствием. Дети очень чувствительны к тому, что о них говорят. И даже иногда начинают в это верить:)

И пусть он читает не то, что читали в детстве мы. Я не буду скорбеть, если в этом году он не прочтет по своей программе Карамзина. Школа - главный враг читающих родителей и детей. Как это ни удивительно. Мы живем уже в другой эпохе. Все меняется каждый день. Только не школьная программа.

26.07.2010 12:44:53, Питерская

надо просто заинтересовать ребенка книгой.
В начале читаете сами, ребенку становится интересно..а на самом интересном месте говорите, что вам надо погладить одежду(или что-то другое).Ребенок начинает клянчить дочитать, а вы предлагаете ему почитать самому вслух(вам же ТОЖЕ интересно что будет дальше), а вы догладите и продолжите..

Очень полезная статья. В краткой форме перечисляет методы приучения к чтению, каждый может выбрать подходящее для своего ребенка. Моей дочери недавно исполнилось 5 лет. Читать я учила ее сама по классическому методу "буквы-слоги-слова". Я столкнулась с ошибкой обучения алфавиту, дочка какое-то время читала "К" как "КА", и иногда даже путала путала "К" и "А", какое-то время переучивались. В три года она читала слова из трех-четырех букв с удовольствием. Далее я вышла на работу и мы прервали занятия на год с небольшим. Затем снова начали заниматься самостоятельно и на курсах по подготовке к школе, но удовольствие от чтения прошло. Сейчас дочка читает по слогам, но с огромной неохотой. Приходится "торговаться" ежедневно: "сначало ты мне почитай, а потом я тебе" или "сначала почитай, а потом будешь смотреть мультик". Завтра же попробую метод с письмами. Еще думаю, что очень подойдет метод с запрещением читать при плохом поведении. Я уже проверяла подобный метод на плавании (Будешь плохо себя вести на тренировку не пойдешь) - очень хорошо сработало на начальной стадии, в первые два месяца, сейчас осталось только удовольствие. А про успехи в бизнесе нечитающих людей звучит странно... Откуда статистика, как там с валидностью и надежностью? Они в детстве не читали или бросили читать когда занялись бизнесом? Впрочем, все знают известную поговорку про статистику. Желаю всем успехов в обучении детей чтению!

17.01.2010 23:29:08, El32

С удовольствием прочитал вашу небольшую статью, Виктория, и отметил ее, как очень интересную и полезную. На этом же сайте Семья.ру (кстати, тоже очень полезном и интересном) недавно опубликована и моя статья "Лучший способ изучения букв", но мы с вами не конкуренты, а единомышленники. Я тоже рекомендую родителям своих учеников практиковать попеременное чтение со своими детьми, подбирать им книжки, соответствующие их интересам. Одна бабушка пожаловалась мне, что у нее не получается читать с внуком попеременно: внук вертится, отвлекается, слушает вполуха (внуку было уже 6 лет, он пошел в первый класс, читать умел, но читал слабовато и без желания). Я посоветовал во время таких совместных чтений сажать внука на колени перед столом, обхватывать левой рукой, а правой брать его пальчик и указывать им каждое прочитываемое бабушкой слово.Читать не торопясь. Когда внук вертится, прижимать его левой рукой чуть плотней. Ну и, конечно, книжки подбирать интересные ему. Представьте себе, помогло. Постепенно внук увлекся совместным чтением, и сам начал подражать бабушкиной манере чтения. Конечно, этот совет не для всех, а для гиперактивных и просто очень вертлявых детей.
Справедливости ради надо сказать, что я не сам до этого додумался, мне подсказала это студентка педуниверситета, одна из тех, кому я передаю свой опыт обучения дошкольников.
Сергей Поляков.

06.12.2009 14:40:30, сергей поляков

Ох, ну вот моя шестилетка не хочет читать(((Буквы знает все давно, читает по слогам, но не хочет и не любит((Хотя я ей читаю практически каждый вечер! И не по 10 минут, а дольше. И вот совсем не согласна с таким методом: разрешать читать за хорошее поведение, и не давать читать за плохое. Моя точно сделает свои выводы: чтобы не читать - надо плохо себя вести... Вот история с записками мне показалась интересной! Надо попробовать.

хорошая статья, но кто сказал, что метод Домана хорошо для обучения чтению? У нас не пошел ни Доман, ни Зайцев, а вот старая метода бабушки пропевать слоги и тогда они мягко складываются в слова, оказалась очень удачной.
Про подбор детских книг для самостоятельного чтения малышам полностью согласна выбрать не просто трудно, а ОЧЕНЬ трудно. А методики которые вы описываете как метод Кассиля и Даунис, применялись нашими бабушками, на методе Кассиля еще меня учили читать, а ведь отлично действует:) Метод Даунис я применяю со своими детьми, но обходимся без карлсона, его прекрасно заменят записочки от мамы:)

Вы знаете, когда я учила читать свою 4-х летнюю дочь, у нее ничего не получалось и она просто протестовала против этого, а я в свою очередь настойчиво требовала учить буквы и т.д. После чего, окончательно устав бороться с малышкой я оставила ее в покое на некоторое время, и каково же было мое удивление, когда спустя пол года моя малышка стала не только называть все буквы, но и по дороге в детский сад читать все "Надписи на заборе". просто пришло ее время, она просто "созрела" и физически и психилогичеки для восприятия обучения чтению. сейчас ей 7 лет, она пошла в 1 класс читая очень хорошо и я этому рада. дорогие мамочки не требуйте от своего малыша того, что ему в данный момент, т.к. всему свое врумя! спасибо сайту 7я.ру.

15.11.2009 20:43:04, aigul-olga

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» — вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать , ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:

  1. Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет - пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  2. Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными - пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  3. Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  4. Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  5. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин — тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

5 принципов, которые родители должны помнить и применять, чтобы помочь своим детям не страдать от стресса!

Просмотрено

Как принуждение убивает интерес

От рождения до года, Советы родителям

Просмотрено

Техника выполнения массажа грудничку от 1,5 месяцев и до полугода

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Отрывок из книги Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

« Привить ребенку вкус к чтению – лучший

подарок который мы можем ему сделать».

Сесиль Лупан, бельгийская актриса.

Часто можно услышать от родителей сетования на то, что ребенок не хочет читать книги. Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознаёт ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех сверстников, чтобы получить, наконец, обещанный родителями велосипед или все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания.

Иногда родители требуют от ребенка самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами заранее не позаботились, чтобы ЭТОТ интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания. Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно р едко читают, больше Времен проводят у телевизора . Видят небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению. (например, как подставка под кастрюли). Культура обращения с
книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на п олках и являются частью интерьера . Родители здесь тоже могут много говорить о пользе чтения, ценности книг. Постепенно и ребенок привыкает «ценить » домашние книги как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться , но лучше не трогать.

Конечно , есть другие семьи, в которых разговоры о значении книги просто не нужны. Ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги.

Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто представлялось до этого ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. Но какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается. А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама! Ведь он не знает, что и взрослым в свое время было так же трудно. К сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать попытки первого самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. И взрослые начинают сердиться: «Присоединяй быстрее СХ-ВА-ТИЛ, что ты на двух буквах застрял? Слово прочесть не можешь! Дальше... Что получилось? А перед этим, какое слово читал? Уже не помнишь...» А на языке «вертится» сравнение с соседским Сашей, который уже давно книги сам читает. А в конце раздражение окончательно берет верх, и мама заключает: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда не научусь читать. Это слишком трудно». А кому хочется неудач? И появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу. Родители сетуют: «Просто уже не знаю, что делать, не хочет, и все. Придется заставлять, раз по-хорошему не понимает». И заставляют, и ругают. А тайна книги исчезла для ребенка, остались только противные буквы, слова... Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет.» Но отодвигая проблему, они её не решают, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникает, да еще усугубится. Желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка, ведь в любом случае можно попросить родителей, и они не откажут, так зачем самому учиться? Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?

Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя (к тому же еще и критика, ведь вы же следите за текстом и исправляете). Как показывает опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения . Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше - родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то Вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролям - то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, представьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги. Можно, дойдя до интересного места, вдруг «ВСПОМНИТЬ», что срочно нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить.

Следует серьезно подумать, как сделать чтение для ребенка увлекательным и интересным. Встает вопрос правильного выбора книги. Предпочтительнее книги с крупным шрифтом. Ребенок и так напрягается при чтении, а дополнительная нагрузка на глаза может вызвать отрицательные переживания.

Хорошо, если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка. В то же время она не должна состоять преимущественно из иллюстраций; тогда ребенку смысл будет в основном понятен после её просматривания, и желание читать отпадет.

Лучше, если в книге есть разбивки на небольшие главы или она состоит из законченных небольших рассказов. Повествование, занимающее несколько страниц, психологически как бы «давит», ребенок понимает, что прочесть сразу все не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий. Когда он прочитает целый рассказ (даже если рассказ занимает всего несколько строк) или законченный по смыслу отрывок, ребенок почувствует, что налицо результат не только количественный, но и качественный: он поймет, о чем речь, и может рассказать о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес (но не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями относительно самого чтения). Похвалите, даже если не очень получилось. А свои замечания (например, если ребенок торопится и проглатывает слова) лучше высказать с уверенностью, что в следующий раз сын (или дочь) будет более внимательным, старательным и все получится еще лучше. Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал книгу, то следует дочитать её до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, вернуться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение. Не забывайте, что первое чтение это обязательно чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает. Это не только обеспечивает эффективное освоение чтения, способствует развитию устной речи, но и позволяет выявить, что малыш неправильно прочитал, не понял.

Иногда родители забывают об этом, а потом сетуют, что ребенок плохо читает вслух, бубнит себе под нос; к тому же выясняется, что его беглое чтение «про себя» часто оказывается довольно поверхностным и частично осознанным. Взрослым не стоит сразу прекращать читать ребенку вслух, как только он сам научится читать. Их выразительное чтение осознаётся хорошим примером и стимулом для совершенствования его чтения. В некоторых семьях сохраняется традиция семейного чтения , и, когда ребенок подрастает и овладевает чтением, ему чаще других предоставляется право выбора книги и роль читателя на семейных встречах.

К сожалению, в наше время, по разным обстоятельствам, трудно бывает собраться всей семье и послушать чтение ребенка. Но даже если, например, бабушка или мама, начиная гладить или вязать, попросят ребенка почитать им интересную для него книгу, это тоже будет иметь развивающий эффект.
И ещё о выборе книг. Сколько сказано уже о том, что слышат, видят, чем дышат наши дети. Много вокруг злобы, ненависти, грубости, откровенного хамства, и куда спрятать от всего этого детей? Как ни ограждай, как ни защищай, все равно этот яд незаметно впитывается в них в доме, во дворе, на улице, с экрана телевизора, из разговоров взрослых. В такой обстановке особое значение приобретают книжки, в которых добро всегда побеждает, в которых подчеркивается все лучшее, что есть в человеке, и это показано так привлекательно, что невольно вызывает желание подражать. Разве это не противоядие?

Никто не станет спорить, что именно со сказок начинается приобщение детей к литературе: русские народные сказки, сказки народов мира - прекрасная школа чувств. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Даже при наличии в семье хорошей библиотеки сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении библиотеки. Она поможет преодолеть нежелание (или боязнь неумения?) читать. Здесь большой выбор детских книг, соответствующий возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы. Родителям тоже будет интересно. У ребёнка появляется новая роль, теперь он читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.

Начинающему читателю очень полезно выписывать детский журнал. Их много, на любой вкус. Конечно, цены растут и на детскую периодику, не любая семья может позволить себе подписку. И всё же, уважаемые взрослые, выбирая подарок для ребёнка, вспомните про детские журналы (можно сходить в библиотеку, чтобы определиться в выборе). Когда вы увидите, как ребёнок каждый месяц с нетерпением ждёт свой журнал, как радуется, поощряя его, горя желанием поскорее посмотреть и почитать, все сомнения отпадут. Может быть, и проблема с нежеланием читать быстрее разрешится.


Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.

Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.

Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.

Как же привить любовь к чтению?

Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.

Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.

Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.

Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.

Как научить ребенка читать и не навредить ему при этом. Многие родители в гонке за лучше, раньше и быстрее, добиваются ситуации, когда ребенок не хочет учиться читать. Что делать? Прежде всего остановить свой бег и сделать шаг навстречу интересам своего ребенка.

В детском центре, куда мы с дочками ходим на занятия, нам посоветовали Букварь для малышей от двух до пяти лет Елены Бахтиной.

Книга яркая, красочная, с картинками. С помощью этого букваря мы учим буквы и пытаемся читать.

Сейчас лето, буквами и цифрами дочек не загружаю, системы в занятиях нет. Все занятия только по желанию детей. Младшая дочка часто берет букварь сама, может сидеть долго, перелистывать страницы, называя буквы. Про нее можно сказать, книги ее лучшие друзья. Укладывает книжки спать вместе с собой, как другие дети любимою игрушку.

Ребенок не хочет учиться читать

Старшая дочка умеет читать слоги из двух букв. Не так давно стала замечать, тяга к чтению стала проявляться у нее все реже и реже. Буквы ее не увлекают, как младшую сестру. Ей быстро становится скучно и не интересно. Срочно нужно было что-то придумать, чтобы желание читать появилось снова.

Как выучить буквы с ребенком?

В букваре имелись дополнительные страницы с буквами, их нужно было вырезать. Вот они меня и выручили, дали почву для фантазии.

Вырезала. Начали играть. Показываю буквы поочередно дочкам. Каждая называет букву. Если говорит неправильно, отвечает другая. Кто угадает, того и буква. В конце игры подсчитываем результат. Обычно стараюсь подсчитать так, чтобы у всех было поровну. Не хочу развивать между сестрами чувство соперничества. Конечно иногда кто-нибудь из них выигрывает. Нужно уметь и выигрывать, и проигрывать. Потом мы меняемся ролями, и буквы показывает одна из дочек. Роль учителя вовлекает их в мир чтение еще сильнее, ведь они теперь могут исправлять ошибки других. Благодаря этой игре буквы мы выучили быстро.

Как научить ребенка читать по слогам?

Поэтому решила перенести игру на слоги. Нашла в интернете слоги, распечатала, наклеила на картон и вырезала.

Правила игры те же. Результат есть, не такой успешный, как с буквами. Но если сравнивать с книгой, процесс идет быстрее. Почему-то черно-белые карточки их притягивают больше, чем разноцветный букварь. У старшей снова стало появляться желание читать, она сама берет карточки, подходит ко мне со словами:

Мама давай поиграем.

Возможно разгадка тайны, именно в этих детских словах. Детям нужно играть, даже когда они учатся.