Госдепартамент США признал, что экипаж американского эсминца "Дональд Кук" оказался деморализован после встречи с русским бомбардировщиком Су-24, не имевшим на борту бомб и ракет. Мы узнали, почему так произошло и что еще у России есть вдохновляющего.

На безымянной частоте

10 апреля в Черное море вошел американский эсминец "Дональд Кук". 12 апреля российский фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил облет эсминца. 14 апреля, после рядового в общем-то инцидента - самолеты наши не очень регулярно сближаются с кораблями вероятного противника в нейтральных водах, - Пентагон выступил с крайне эмоциональным заявлением, обвинив Россию в нарушении собственных традиций и международных договоров. Упомянуто было, что экипаж "Дональда Кука" после встречи с бомбардировщиком деморализован, в ряде СМИ появилась информация, что 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота. Что же так напугало экипаж эсминца?

"Дональд Кук" - это вам не ржавая подлодка "Запорожье", а эскадренный миноносец ВМС США четвертого поколения, главным оружием которого являются управляемые ракеты. Это самый массовый послевоенный корабль водоизмещением более 5000 тонн: с 1988 года построено 62 штуки, запланировано еще 13. Главным оружием "Кука" являются крылатые ракеты "Томагавк" с дальностью полета до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно.

380 человек, составляющие экипаж корабля, надежно защищены. Боевые посты "Дональда Кука" окружены кевларом - на каждый корабль идет 130 тонн этого дорогого, но прочного материала. Небольшая надстройка покрыта материалом, поглощающим радиолокационное излучение. Ниже ватерлинии эсминец защищен броней из высокопрочных магниево-алюминиевых сплавов. Для снижения подводной шумности к кромкам гребных винтов подается воздух. В результате образуется облако пузырьков, искажающее и сглаживающее гидроакустический "портрет" корабля.

Наконец, "Дональд Кук" оборудован новейшей боевой информационно-управляющей системой "Иджис" - помимо прочего, она объединяет средства ПВО всех кораблей, на которых установлена, в общую сеть, позволяя одновременно сопровождать и обстреливать сотни целей. На гранях надстройки эсминца размещены четыре огромные антенны универсального радара, заменяющего несколько обычных РЛС. Вместе с "Томагавками" в универсальных пусковых установках на носу и на корме ждут своего часа полсотни зенитных управляемых ракет разных классов.

Казалось бы, появление такого корабля в Черном море должно вызывать шок и трепет. Так оно и получилось, только не с той стороны. Прилетевший к "Дональду Куку" российский фронтовой бомбардировщик Су-24 не имел на борту бомб и ракет. Под фюзеляжем висел один контейнер с комплексом радиоэлектронной борьбы "Хибины". Сблизившись с эсминцем, "Хибины" выключили его радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных - короче, выключили весь "Иджис", как мы выключаем телевизор нажатием кнопки на пульте. После этого Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль. Потом еще одну и еще - всего 12 раз.

Когда бомбардировщик улетел, "Дональд Кук" поспешно направился в румынский порт приводить нервы в порядок. Больше он к российским водам не приближался. Американцы привыкли издалека, находясь в полной безопасности, перемалывать ракетами плохо вооруженные отряды каких-нибудь пустынных партизан. А если так не получается, они не играют.

Бойцы невидимого фронта

Чем сложнее радиоэлектронная система, тем легче нарушить ее работу методами и средствами радиоэлектронной борьбы. - рассказал начальник научно-исследовательского центра РЭБ и оценки эффективности снижения заметности военно-воздушной академии Владимир Балыбин. - Чтобы победить в современной войне, мало добиться господства в воздухе. Необходимо обеспечить еще и информационное превосходство.

Помимо "Хибин", отечественный ВПК выпускает много разных устройств, способных обескуражить как регулярные части противника, так и бандитов с террористами. ВДВ начали получать комплексы "Инфауна". Установленный на бронетранспортере или другой боевой технике, комплекс находит и глушит вражескую радиосвязь в КВ- и УКВ-диапазонах, "усыпляет" дистанционно управляемые фугасы. Они непременно взорвутся - но после того, как колонна российских военных пройдет над ними и удалится на безопасное расстояние.

Есть у "Инфауны" еще одна функция - размещенные по бортам машины оптические датчики засекают вспышки выстрелов и дают команду на постановку дымовой завесы, укрывающей колонну от огня. Комплекс защиты информации "Дзюдоист", помимо прочего, находит и обезвреживает электронные устройства, несанкционированно подключившиеся к каналам передачи данных.

Изделие "Лесочек" выполняет те же функции, что и "Инфауна", но гораздо более компактно - его можно носить в рюкзаке или чемоданчике. С таким кейсом удобно ходить на важные деловые переговоры - подслушать их не удастся самой продвинутой службе безопасности. Для бизнесменов есть гражданский вариант "Лесочка" - его можно смонтировать в багажнике "Мерседеса".

Если бы в УАЗике генерала Романова в 1995 году в Грозном работало изделие "Лесочек", подрыва машины командующего внутренними войсками могло и не случиться, - сказал Балыбин.

Основу радиоэлектронной защиты тактических соединений армии России составляет комплекс "Борисоглебск-2". В него входят автоматизированный пункт управления и четыре типа станций помех - в едином алгоритме они находят источники вражеской активности в эфире и глушат их.

Устройство "Житель" находит и блокирует спутниковые и сотовые телефоны, абонентские комплексы GPS-навигации. Свою эффективность оно доказало во время конфликта в Южной Осетии, дезориентируя грузинские беспилотники. В Чечне начальник факультета РЭБ воронежской военно-воздушной академии Владимир Хроликов боролся с террористами:

По всей территории у нас стояли станции слежения. Как только возникала активность в эфире, мы делали засечку и передавали ее артиллеристам. Джохара Дудаева, как вы знаете, уничтожила ракета, наведенная на сигнал его спутникового телефона. В Грозном специалисты РЭБ обезвреживали закатанные в асфальт радиоуправляемые фугасы.

Переоснащение стратегических ядерных сил России на новейшие средства РЭБ идет ускоренными темпами, заявил заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин. Если армия и флот в целом к 2020 году будут переоснащены на 70 процентов, то РЭБ стратегического потенциала обновят на все 100.

Средства РЭБ - это то, что позволяет нашему умному оружию действовать, а чужому умному оружию - заснуть. И это правильно, - заметил вице-премьер.

Что так сильно испугало Пентагон? В продолжение темы.
Согласно данным ведущих информационных агентств мира, в минувшую субботу, 12 апреля 2014 года, самолет российских ВВС, СУ-24 (модификация не уточняется), совершил облет американского эсминца «Дональд Кук», оснащенного новейшей американской корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой «Иджис», а так же вооруженного, в числе прочего, крылатыми ракетами «Томагавк». В понедельник, 14 апреля, Пентагон выступил с неожиданно эмоциональным комментарием касательно произошедшего события.

"Хибины" против "Иджис"

Его официальный представитель, полковник Стив Уоррен, заявил: «Эти провокационные и непрофессиональные действия России не соответствуют ее национальным правилам и предыдущим соглашениям о профессиональном взаимодействии между вооруженными силами наших стран». Так же, Уоррен уточнил, что российский самолет Су-24, который, судя по всему, не имел на своем борту боевого вооружения, 12 раз прошел вблизи корабля ВМС США, в субботу, когда тот находился в международных водах недалеко от берегов Румынии.

Уж не знаю как кому, а мне такое эмоциональное и даже где-то истеричное выступление серьезного дядьки из Пентагона, показалось весьма и весьма странным.

Ведь действительно: что такого, что БЕЗОРУЖНЫЙ фронтовой бомбардировщик, прямо скажем, не последнего поколения, прошел, пусть, 12 раз, вблизи новейшего, вооруженного до зубов, специализирующегося на ПВО, эсминца США? Ведь, например, во времена противостояния СССР и США, такие облеты самолетами кораблей обеих держав производились практически при каждой встрече вероятных противников. Так что же случилось на этот раз? Что так задело американцев? Более того, согласно полуофициальной, появившейся на второстепенных ресурсах Рунета информации, после этого инцидента, «Дональд Кук» экстренно зашел в порт Румынии и там 27 человек экипажа написали заявление об увольнении и покинули или намерились покинуть корабль. Косвенно это подтверждается и словами из того же заявления Пентагона. В нем утверждается, что данная акция деморализовала экипаж судна. Вот здесь я уж совсем было запутался в происходящем. Дело в том, что этот многострадальный эсминец, USS Donald Cook (DDG-75) типа «Арли Бёрк», относится к классу эсминцев УРО, многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. На вооружении этого корабля, находятся в том числе, две 6-ствольных ЗУ «Фаланкс» и до 74 ракет RIM-66 SM-2 «Стандарт-2». Иными словами, специализация этого корабля, это борьба не только с такими тихоходными маломаневренными целями, как СУ-24, но и с целями намного сложнее – с противокорабельными ракетами, которые и скорость передвижения имеют выше и маневренность их не ограниченна перегрузками по экипажу и по малозаметности они во много раз превосходят СУ-24. Казалось бы, чего тут деморализовываться – сиди себе, включай ПВО, «Иджис», да отрабатывай в приближенных к реальным условиям, отражение атаки самолета вероятного противника! Но нет, экипаж был деморализован, 27 человек написали заявления с формулировкой – «Не собираются рисковать своими жизнями». Так что же произошло в нейтральных водах? Я полагаю, ответ кроется за таким загадочным названием, как «Хибины». Согласно википедии, Хибины – это горный массив на Кольском полуострове, в Мурманской области, расположенный на 150 км севернее Полярного круга Однако, конечно же, не теми Хибинами был запуган экипаж эсминца.

«Хибины» - это новейший российский комплекс радиоэлектронной борьбы, который будет устанавливаться на все перспективные российские самолеты. Данных о нем, сколько не искал, не нашел, но вот здесь написано, что СУ-24 его уже применяли на учениях в Бурятии. Так вот, ничто так не может деморализовать военного человека, как собственное бессилие! Ситуацию, в свете всего вышеизложенного, вижу следующим образом.
10 апреля 2014 года, указанный выше эсминец прибыл в нейтральные воды Черного моря для проведения акции устрашения и демонстрации силы – в связи с непреклонной позицией России по Украине и Крыму. До этого в акватории Черного моря находился, с нарушением конвенции Монтре, другой американский ракетный эсминец "Тракстан". То есть, происходила типичная, любимая американцами, мышиная возня – бряцанье оружием и международное хамство. Реакция России была спокойной, но убийственной: 12 апреля, в великий день космонавтики, наши снарядили к облету в нейтральных водах, безоружный СУ-24, НО с «Хибинами» под крылом. Далее все развивалось приблизительно по такому сценарию: «Кук» еще издали засек подход «сушки», сыграл боевую тревогу и замер по боевым постам. Все шло штатно, радары считали курс сближения с целью, «Иджис» исправно управляла системами наведения. И вдруг – хлоп! Все погасло. «Иджис» не работает, экраны показывают муть, даже «Фаланксы» не могут получить целеуказание! СУ-24 тем временем прошел над палубой «Кука», сделал боевой разворот и сымитировал ракетную атаку по цели. Конечно же, успешную – ведь противодействия нет! Потом развернулся и сымитировал еще одну. И так далее – еще 10 раз! Все попытки техников оживить «Иджис» и дать целеуказания для ПВО, потерпели неудачу и только, тогда, когда силуэт «сушки» растаял в дымке над российским берегом, экраны ожили, а системы наведения добросовестно показали чистое, сияющее пустотой апрельское небо.

Резюмирую. Вероятнее всего, после того, как СУ-24 включил в непосредственной близости от «Кука», «Хибины», вся ПВО эсминца вышла из строя. Наши же, проверяя эффективность работы системы РЭБ, 12(!) раз сымитировали атаку на американский корабль. За все это время, экипаж корабля не смог реанимировать погасшую БИУС. Заработала она только тогда, когда СУ-24 ушел курсом на базу. Вот тогда то, поняв собственное бессилие против комплекса РЭБ обычного бомбардировщика, 27 человек и подали рапорты об уходе.

В завершении статьи, хочу отметить, что все изложенное здесь – лишь мои логические построения и они призваны привнести хоть какую-то логику в произошедшее. Если модераторы посчитают пост неуместным, удаляйте:)

sdelanounas.ru/index.php?module=Blo...iew&id=48815:fp
tvzvezda.ru/news/forces/content/201404141119-gx7a.htm

Госсекретарь США Джон Керри намерен лично обсудить с главой российского МИД Сергеем Лавровым ситуацию с пролетом Су-24 рядом с эсминцем ВМС США в Балтийском море.

Официальный представитель Госдепа США Джон Кирби пояснил, что "госсекретарь был оповещен об этих полетах, инциденте над кораблем ВМС США Donald Cook, видел кадры и сообщения. По его мнению, они (полеты) непрофессиональны, почти провокационны и несомненно опасны"

"Могу вам сказать, что он поднимет этот вопрос напрямую с министром иностранных дел Лавровым", — добавил представитель Госдепартамента США. По словам дипломата, поведение российской авиации было безрассудным и провокационным.

Напомним, российские фронтовые бомбардировщики Су-24 несколько раз якобы "опасно приблизились" к эсминцу США USS Donald Cook. Инцидент произошел в нейтральных водах Балтийского моря, где американский военный корабль проводил учения совместно с другими членами НАТО.

Позже представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что США не хотят эскалации из-за этого инцидента. Со своей стороны, в минобороны России отметили, что никакой угрозы эта ситуация не представляла. Москве непонятна причина такой болезненной реакции США, поскольку полёты выполняются в соответствии с международными правилами.

Немного истории: 12 февраля 1988 года американский крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в территориальные воды. За что и поплатились: сторожевые корабли Черноморского флота "Беззаветный" и СКР-6 пошли на таран нарушителей. По данным экспертов, это была типичная демонстрация силы — США это практикуют. Но еще во времена противостояния США-СССР было ясно, что американцы хорошие мореплаватели, но психологически слабее. Погибать за родину в их планы, как правило, не входит. Отсюда и такая болезненная реакция на отпор любого рода.

Американцы привыкли делать исключительно то, что нужно им, не считаясь с интересами остальных. Напомним, еще 18 июля американский самолёт-разведчик "пролетел больше 200 километров внутри шведского воздушного пространства, уходя от российского истребителя". При этом подчиняющиеся США шведы "попытались скрыть информацию", однако пресса о ней узнала. Позже был инцидент, когда самолеты ВВС США нарушили границы воздушного пространства Финляндии. Но упаси боже кому-то затронуть истинные или мнимые интересы США — вопрос сразу ставится ребром. Хотя…

Россия выполняет свои полеты в соответствии с международным правом, заявил глава Северного командования ВС США адмирал Уильям Гортни. По данным Политонлайн, американский военный заявил об этом в связи с тем, что в последнее время российские ВВС возобновили полёты над нейтральными территориями, в том числе в Европе, а также у границ США и Канады.

Последние отреагировали крайне нервно и обвинили Россию в нагнетании напряжённости. По словам Гортни, "мы очень внимательно следим за тем, что они делают… Российские летчики придерживаются всех международных стандартов , которые действуют для любых самолётов, которые находятся над нейтральными территориями. Они летают в профессиональной манере, и мы тоже, поскольку следим за ними очень близко."

А бывший генерал НАТО Харальд Куят в интервью немецкому порталу Web. de признал, что "Россия своими "военными маневрами" не нарушала границы никаких государств". В отличие от США — с 1981 по 1983 годы американские бомбардировщики несколько раз в неделю "патрулировали в направлении советского воздушного пространства", отворачивая лишь в последний момент перед нарушением государственной границы.

Сами же США рассекретили множество операций такого рода. Но что позволено Юпитеру…В российском минобороны уже заявили, что полет Су-24 выполнялся в соответствии со всеми международными нормами. "Все полёты самолётов российских ВКС выполняются в соответствии с международными нормами, — заявил официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Лётчики совершили отворот от корабля с соблюдением всех мер безопасности".

Как отмечает Политонлайн, все иностранные военные корабли берутся на прицел силами ВМФ России. За ними будут внимательно следить российские радары и боевые "Бастионы" с берега. С воздуха контроль осуществляет российская авиация. Это не говорит о какой-то особой напряженности в регионе, скорее, обычная практика: именно так сопровождают иностранные военные корабли и в других странах.

Ранее в марте этого года в акваторию Черного моря вошел отряд аж из шести кораблей НАТО, проведший учения с Турцией и Румынией. В мае в Черное море "заглянул" американский ракетный эсминец "Росс", тоже для поддержания партнеров — Украины и стран НАТО. Побывал здесь с грозным видом и вооруженный крылатыми ракетами эсминец "Джейсон Данхэм".

А уж экипаж эсминца ВМС США "Дональда Кука", видимо, не скоро забудет очень близкое знакомство с российским Су-24, который не только 11 раз подлетел "поприветствовать" корабль, но и, между делом, отключил весь "Иджис", которым оснащен супер-эсминец.

По словам высокопоставленного офицера ВМФ, "флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России — более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут".


Вооруженные силы США имели право сбить российские военные , которые несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море. Об этом в пятницу, 15 апреля, заявил госсекретарь США Джон Керри в интервью Miami Herald и CNN.

«Это безрассудно, провокационно и опасно. Согласно правилам применения вооруженной силы, эти самолеты могли быть сбиты», - сказал госсекретарь. Вашингтон надеется, что ничего подобного не повторится в будущем, добавил Керри.

Напомним: 13 апреля Европейское командование США опубликовало видео и фотокадры в связи с инцидентами, произошедшими в Балтийском море 11 и 12 апреля, в ходе которых российские самолеты и вертолеты приближались к кораблю ВМС США на расстояние менее сотни метров. Представитель Пентагона Стив Уоррен назвал действия наших пилотов «провокационными и непрофессиональными».

Капитан «Дональда Кука» вообще заявил, что бомбардировщики «симулировали атаку» на . По его словам, российские пилоты не отвечали на радиосообщения эсминца - ни на русском, ни на английском языках.

Заметим, что американский эскадренный эсминец четвертого поколения не в первый раз становится объектом «тренировок» российских военных. В 2014 году в Черном море именно на «Дональде Куке» отрабатывал боевое применение российский бомбардировщик Су-24М, после чего два десятка членов экипажа уволились со службы, а двое моряков от стресса угодили в госпиталь в Констанце (Румыния).

На этот раз не один, а сразу три военных воздушных судна РФ приблизились к эсминцу на минимальную дистанцию: бомбардировщик Су-24М, истребитель Су-27 и вертолет Ка-27 (зависнув над палубой, он помешал подняться в воздух бортовому вертолету).

Почему по Су-24М не был открыт огонь, прояснил в интервью Navy Times бывший капитан корабля ВМФ США Рик Хоффман. По его словам, так как США не находятся в состоянии войны, капитан корабля должен оценить возникшую ситуацию. «Если вы видите приближающийся самолет и можете его идентифицировать, если видите, что он не вооружен, и если не видите признаков, что на корабль направлена , ничего делать не надо», - сказал он.

14 апреля в Минобороны России заявили, что маневры наших летчиков не представляли угрозы для эсминца, и отвергли трактовку Белого дома, согласно которой российские самолеты нарушили правила использования международного воздушного пространства.

В тот же день официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил, что Керри намерен обсудить инциденты в Балтийском море с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Что стоит за реакцией США, могут ли привести подобные инциденты к прямой военной конфронтации?

Действия наших летчиков нельзя квалифицировать как симуляцию атаки, - отмечаетконтр-адмирал в отставке, военный историк Юрий Кириллов . - В подобную атаку - на малых высотах, вплотную подходя к цели, может идти только штурмовик с пушечным вооружением. А Су-24М - современный бомбардировщик, и ему это просто не нужно. Мы же видели, как такие самолеты работают в Сирии - на большой высоте, с внешним целеуказанием. Это штурмовик может сшибать мачты, но никак не бомбардировщик.

Об имитации атаки говорил, замечу, только капитал «Дональда Кука», и явно на эмоциях. Я сам восемь лет был командиром корабля, и прекрасно его понимаю: такие инциденты действительно сильно щекочут нервы. Мне приходилось бывать в подобных ситуациях, и, должен сказать, это не слишком приятно. К тому же самолет при рискованном маневрировании может упасть - непреднамеренно зацепиться за воду, например. Такие случаи бывали во времена холодной войны.

- Капитан в такой ситуации может принять решение сбить самолет?

Согласно нормам международного права, сбить самолет можно, если только он действительно идет на корабль в атаку с применением . Во всех остальных случаях уничтожение самолета будет расцениваться, как акт агрессии.

На мой взгляд, в ситуации надо разбираться. Видимо, этим и будут заниматься Лавров с Керри.

- Как урегулировались подобные ситуации в период холодной войны?

С пролетами самолетов в опасной близости от кораблей - и наших, и американских, - дело дошло до того, что в 1972 году главкомы флотов СССР и США сели за стол переговоров и подписали договор о безопасных действиях на море. В этом двустороннем соглашении были оговорены дистанции, какие самолеты могли приближаться к кораблям, и даны определения, какое маневрирование считать безопасным.

Кстати, самый известный эпизод с имитацией воздушной атаки произошел в 1968 году, когда власти Северной Кореи захватили американский разведывательный корабль «Пуэбло». После известия о задержании «Пуэбло» американский пришел в движение. Командующий Седьмым флотом приказал атомному ударному авианосцу «Энтерпрайз» (USS Enterprise CVN-65), атомному ракетному лидеру эсминцев «Тракстан» (USS Truxtun DLGN-35) и трем эсминцам - «Хайби» (USS Higbee DD-806), «О"Бэннон» (USS O’Bannon DD-450) и «Коллетт» (USS Collett DD-730) - идти на полном ходу в южную оконечность Цусимского пролива. Вскоре американские корабли стали маневрировать в 120 милях от Владивостока.

СССР был связан с Северной Кореей договором о безопасности. В итоге, навстречу американскому флоту вышел советский, и на Дальний Восток вылетел главком ВВС СССР. Вскоре наши самолеты пролетали над самыми мачтами американских кораблей - с открытыми бомболюками, со снаряженными ракетами. Американцы тогда развернули свои корабли и ушли.

Но в тот момент такие действия были обоснованными: могла начаться война. Инциденты в Балтийском море, конечно, гораздо менее масштабные.

- Насколько серьезную опасность представляет Су-24М для эсминца «Дональд Кук»?

- «Дональд Кук» настолько серьезный корабль, что его - на данный момент - можно признать доминирующим на Балтике. Он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Это корабль противоракетной обороны - а на сегодня это высшая градация в классификации боевых кораблей. «Дональд Кук» несет около 40 крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета до 2500 километров, способных нести ядерные заряды, 8 противокорабельных ракет «Гарпун», противоракетное оружие - все это очень серьезно.

Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.

«Дональд Кук» сейчас на Балтике решает чисто политические задачи, в войну он туда никогда не зайдет. Американцы действуют в контексте приближения переднего края к России - неслучайно на борту эсминца был польский военный вертолет. Рейд «Кука» - это жест поддержки США европейской группировки НАТО. Вот и ходит «Дональд Кук» по нашим флангам - то в Черное море, то в Балтийское. И тем самым осуществляет военно-политическое давление.

- Наше взаимное противостояние с США будет усиливаться?

Трудно сказать. На мой взгляд, должно возобладать благоразумие. Ружье, которым размахивают перед носом, рано или поздно может выстрелить. Пора, я считаю, сесть за стол переговоров, перестать искать правых и виноватых, и пойти друг другу навстречу…

Инциденты в Балтийском море показывают, что у американцев есть противник, который США не боится, - считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков . - Российский самолет просто так не уничтожишь - это будет актом агрессии, на который последует самая серьезная реакция. США, естественно, на такой шаг не идут, хотя и заявляют, что имеют на это все права. На деле, их права не обширнее российских - а РФ имеет право совершать наблюдательные полеты.

Думаю, нынешний накал страстей, как и провокационные маневры на Балтике «Дональда Кука», связаны с двумя событиями.

Первое из них - это приближающийся саммит НАТО, второе - намечающееся заседание Совета Россия-НАТО. На этих мероприятиях как раз пойдет речь о разграничении зон ответственности, и о договорах, которые позволят снять напряженность в воздушном пространстве на стыке границ НАТО и России.

Еще в прошлом году западные военные эксперты заявляли, что вопрос о подписании подобных договоров назрел, поскольку инциденты с участием Вооруженных сил России и НАТО набирают остроту, а общее их число за 2015 год приблизилось к 500. Просто большинство из них менее заметны, чем инциденты в Балтийском море, и не получают широкой огласки.

- Почему число таких инцидентов увеличивается?

Виной тому возрастающая военная активность, прежде всего, со стороны НАТО. Американцы, их союзники по альянсу, плюс Швеция и в меньшей степени Финляндия выступают в данном случае с единых позиций - пытаются убедить Россию подписать договор о предупреждении инцидентов в воздухе между военными самолетами.

Внешне инициатива выглядит красиво. Но на деле, США и НАТО важно взять ситуацию под контроль. Речь будет идти о том, что американцы и их союзники смогут и дальше свободно летать в международном воздушном пространстве, а на Россию они попытаются наложить ограничения.

Мы, понятно, с такой позицией США не согласны. С этими грядущими переговорами связан как заход «Дональда Кука» на Балтику, так и пролеты наших самолетов вблизи эсминца.

- Удастся ли договориться с американцами, или число подобных инцидентов и дальше будет расти?

Тенденция понятна: противостояние с США и НАТО идет по нарастающей. Например, со следующего года американцы планируют постепенно сдвинуть в Восточную Европу три развернутые бригады. Сейчас, например, из Колорадо в ФРГ перебрасывается 4-я пехотная дивизия США. Она будет заниматься ротацией американских сил в Европе. Другая бригада - 173-я тяжелая воздушно-десантная.

Понятно, что число военнослужащих в этих бригадах в Европе будет меньше штатной численности - 5 тысяч человек. Но вся инфраструктура будет развернута в полном объеме, чтобы в случае необходимости быстро перебросить личный состав из Америки. Повторюсь, эти бригады будут полностью развернуты, а это значит, что им требуется прикрытие - нормальная эшелонированная система обороны от атак с воздуха. Важная составляющая этой системы - авиационный компонент.

Это значит, интенсивность полетов американских военных самолетов, в том числе разведывательных, вблизи российских границ будет возрастать. Эти полеты будут осуществляться, прежде всего, с военных баз на территории стран Балтии и Великобритании.

В этой обстановке США и НАТО нужны соглашения с Россией, чтобы не только свободно летать и решать свои задачи, но и минимизировать риски. Понятно, что при таком раскладе возрастает вероятность, что пилоты противоборствующих сторон примут неправильное решение. Так может случиться, если у кого-то из летчиков банально сдадут нервы. И такой инцидент разом перевернет очень многое в треугольнике Россия-США-НАТО.

Наши нынешние действия мешают Вашингтону проводить политику сдерживания Москвы. А к эскалации конфронтации с Россией США и НАТО не готовы - по крайней мере, в ближайшее время…

В этой истории много неясных моментов. Американская сторона подробностей разглашать не желает. Командование российской морской авиации тоже скромно хранит молчание после краткого информационного сообщения, переданного в День Космонавтики 2014 года. Однако и скупых данных хватило для того, чтобы американский эсминец «Дональд Кук» прославился на весь мир. Корабль этот довольно новый, оснащен всем необходимым, и несмотря на то что размеры его не рекордные, мог символизировать военно-морскую мощь США, для чего и был послан в Черное море. Как говорят в таких случаях работники цирка, номер не удался.

Захватывающий сюжет

В апреле вблизи российских границ начала разворачиваться драма, получившая название антитеррористической операции, на деле же ставшая настоящей гражданской войной. После удавшегося государственного переворота против мятежных восточных областей новые украинские власти направили регулярные войска с артиллерией, танками, тактическими баллистическими ракетами и всем прочим оружием, изначально изготовленным для борьбы с сильным и опасным внешним агрессором. Крыму удалось избежать печальной участи жертвы, население полуострова проголосовало за независимость и присоединение к России.

В самый разгар этой кипящей сумятицы, сопровождающейся кровопролитием, в Черное море вошел эсминец США «Дональд Кук». Остается лишь догадываться об истинной цели этого визита, но к определенным выводам можно прийти, разобравшись с боевыми возможностями этого корабля.

Серия «Арли Берк» и ее 25-й экземпляр

У американцев свои национальные герои, и они называют в честь них тот или иной крейсер, фрегат или эсминец. Дональд Кук, капитан корпуса воевал во Вьетнаме и умер от болезни (малярии), находясь в плену. Даже на родине этого героя нет единого мнения по поводу того, насколько эта война была справедливой. Неизвестны также подвиги, если таковые имели место, совершенные Куком до его пленения. Впрочем, так ли это уж важно? Капитан сражался за свою страну там, куда его послали, и умер в 1967 году. В честь него и была названа 25-я по счету единица самой массовой послевоенной серии американских боевых кораблей. Всего же предполагается, что число близнецов этого эсминца превысит цифру 60.

Проект «Арли Берк» показался руководству Пентагона настолько удачным, что на него возлагались большие надежды. В 1983 году, когда закладывался головной корабль серии, он впечатлял своими обводами, примененными при строительстве технологиями и даже внешним видом.

Эсминец класса «поверхность-берег»

Любая флотская серия состоит из кораблей, похожих внешне, отличающихся друг от друга тем сильнее, чем позже сошла со стапелей та или иная единица. Эсминец «Дональд Кук» спущен на воду в 1997 году, принят в боевой состав флота через 15 месяцев. Этот корабль нельзя назвать устаревшим, он имеет мощное ракетное вооружение, оснащен самыми передовыми электронными средствами, защищен от разнообразных возможных поражающих факторов и почти не виден на радарах. Однако у эсминца есть некоторые особенности, обусловленные характером специфических огневых возможностей. Дело в том, что его бортовые противокорабельные системы представлены очень скромно. Четырех крылатых ракет типа «Гарпун» (дозвуковых и небольших) явно недостаточно для ведения серьезного морского боя против сильного врага. Иными словами, эсминец ВМС США «Дональд Кук» предназначен для нанесения ударов по береговым целям в условиях полного господства и отсутствия сопротивления со стороны вражеского флота. Для этого у него есть «Томагавки» (по числу ячеек под палубой КР может быть до 90 штук).

О системе «Иджис»

Но не только для стрельбы по городам и береговым позициям создавался этот корабль, обошедшийся военному бюджету в миллиард (по ценам второй половины 90-х). Главная доля этой астрономической суммы приходится на новейшую электронику, интегрированную в конструкцию корпуса и надстроек. Многогранная угловатая рубка не просто служит обшивкой помещений, на ее наклонных плоскостях смонтированы антенны излучателей и приемников радарных сигналов. Они чутко следят за сотнями возможных целей, и, передавая информацию в вычислительный управляющий комплекс, обеспечивают безопасное выполнение боевой задачи. Системе «Иджис» подчиняются пятьдесят зенитных ракет, способных поражать МБР в ближнем космосе. Американский эсминец «Дональд Кук», по замыслу, является мобильным элементом глобальной системы ПРО, проводящим разведку и в автоматическом режиме, подобно роботу, вырабатывающим решения стратегического уровня.

Помимо неподвижных относительно корпуса антенн, на корабле есть и еще одна РЛС AN/SPY-1, выполняющая многие функции, от обнаружения низколетящих объектов до наблюдения за спутниками-шпионами.

Эсминец как судно

Есть смысл остановиться на вопросе о том, что представляет собой в судоходном смысле эсминец ВМС США «Дональд Кук». Характеристики корабля не являются уникальными, но они хороши. При полном водоизмещении в 8,9 тыс. тонн он имеет длину в 153 метра, ширину 20 м и осадку 9,4 м. Для изготовления подводной части корпуса применены немагнитные высокопрочные магниево-алюминиевых сплавы, что увеличивает противоторпедную стойкость и снижает заметность для вражеских систем обнаружения. Силовая часть, нагруженная на два винта, состоит из двух газовых турбин LM2500-30 фирмы Дженерал Электрик общей мощностью 108 тыс. л. с. Максимальный ход - 32 узла, автономность 4400 миль (при крейсерском ходе 20 узлов). Экипаж состоит из 337 членов команды, из которых офицеров 23. Кубрики и боевые посты защищены прочными и легкими кевларовыми панелями, что тоже стало революционным решением.

Особого восхищения достойны винты. Эти движители, как правило, выдают корабль своим шумом, образующимся в результате кавитационных процессов, и акустические станции подводных лодок легко могут определить тип движущегося объекта, его скорость и расстояние до него. Каждая лопасть винтов «Кука» снабжена особой трубчатой системой, нагнетающей воздух на окончания кромок. В результате образуется пузырьковое облако, искажающее звуковой «портрет» корабля и поглощающее шумы. Насколько оправданы средства, затраченные на разработку и изготовление этой сложной системы, неизвестно, ведь эсминец может быть обнаружен и многими другими средствами оповещения.

Система ПТО и ПВО

Кораблю в море грозят многие неприятности. В случае войны противник проявляет настойчивое желание пустить его на дно, и делает для этого все, что может. Он ставит мины, иногда снабженные приборами кратности (если известно, каким по счету будет следовать самый важный корабль противника), они снабжены взрывателями разных типов. Кроме этого, в ход идут торпеды, ракеты, и, конечно же, авиация. На верфях «Bath Iron Works» позаботились о том, чтобы обезопасить от всех этих напастей эсминец ВМС США «Дональд Кук». Вооружение его включает противолодочные ракето-торпеды ASROC-VL, зенитные ракеты «Стендерд-2» для перехвата целей на больших дистанциях, зенитные УР ESSM, бьющие по подкравшемуся противнику и даже заатмосферные перехватчики SM-3.

Устраняя пробел в противокорабельном классе, конструкторы планируют оснастить корабль перспективным комплексом LRASM. В общем, оружия много. Но оно оказалось бесполезным даже во время учебного налета не самого современного бомбардировщика Су-24. Эсминец «Дональд Кук» ослеп.

Боевой путь и опыт

С момента спуска на воду корабль без дела не стоял. Сначала он базировался в Норфолке, с 2012 года его приписали к испанскому порту Рота, где дислоцируется база ВМС США. В 2000 году во время событий в Адене эсминец «Дональд Кук» оказал помощь другому кораблю, «Коулу», протараненному катером с террористами-смертниками. Первый залп «Томагавков» по Ираку в 2003 году произвел все тот же «Кук». Он бывал во многих дальних походах, бороздил моря по всему свету, участвовал в учениях, в том числе международных. Экипаж корабля демонстрировал хорошую выучку и слаженность, высокую квалификацию и определенную смелость, проявленную во время выполнения заданий.

Хроника событий

Скупые факты описывают хронологию всего периода нахождения эсминца в Черном море в 2014 году. Босфор корабль миновал 10 апреля, в День от немецко-румынских захватчиков. В течение примерно двух суток соединение, в которое помимо «Кука», входили морской разведчик «Дюпюи-де-Лом», спасатель «Ализе» и эсминец «Дюплекс» французских ВМС, совершало различные маневры на относительно небольшом расстоянии от Севастополя. 12 апреля на экранах радаров появился приближающийся самолет, держащий курс прямо на «Дональд Кук». Эсминец «Су» заметил (даже определил тип самолета, и то, что он не вооружен), и на корабле была объявлена учебно-боевая тревога. Дальнейшие события некоторое время оставались загадкой.

Бегство

Чиновники Пентагона выразили крайнее возмущение действиями российских летчиков. Они характеризовали их как непрофессиональные и враждебные. Заявление было эмоциональным и жестким, но между его строк читалась растерянность. Ставший вдруг знаменитым эсминец «Дональд Кук», фото которого публиковали с издевательскими комментариями многие средства информации во всем мире, ошвартовался в румынском порту Констанца, а 27 деморализованных членов его команды изъявили желание подать в отставку. Виной всему - российский самолет, якобы нарушивший все мыслимые нормы международного права.

Конвенция Монтре

Одним из международных морских договоров, на которые ссылалась американская сторона, называется Согласно ей в Черном море военные корабли стран, не имеющих здесь собственной акватории, могут находиться не более 21 дня, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. т на каждую страну. Эсминец «Дональд Кук» действительно не нарушал этой конвенции, однако незадолго до описываемых событий другой корабль ВМС США, «Тейлор» несколько подзадержался, якобы ремонтируя винты. Целью последнего визита «Кука» явно была «демонстрация флага», но кроме этого, перед экипажем, скорее всего, ставилась еще одна, секретная задача.

А вдруг война?

Связь присутствия международной эскадры вблизи российских берегов и украинскими событиями, в общем-то, никем не оспаривалась и не отрицалась. По мере развития конфликта опасность перехода его в военную стадию возрастала. Не строя иллюзий по поводу возможностей американская сторона могла рассматривать вероятность оказания им помощи в виде развединформации без вовлечения своей армии в возможную полномасштабную войну. Сбором подобных сведений, вероятно, и собирался заняться эсминец ВМС США «Дональд Кук». Параметры оборонительных систем, дислокация средств ПВО, узлов связи и прочих важных элементов военной структуры Черноморского Флота могли представлять интерес для генштаба ВСУ, которому эта информация была бы незамедлительно передана в случае войны.

Так что же случилось?

В сущности, с американским эсминцем ничего страшного не произошло. Он благополучно ушел из негостеприимного района черноморской акватории. Запланированный визит в Одессу не состоялся по причине глубокой моральной травмы, испытанной экипажем. Причина этой досады - компактный комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», закрепленный на консоли ничем более не вооруженной бомбардировщика Су-24, дюжину раз прошедшего над кораблем на предельно малой высоте. Видимо, нее столько его брюхо с масляными потеками так расстроило команду «Кука», как осознание своей уязвимости и даже беспомощности. Казалось бы, вот он - вероятный противник, и действует он в учебном режиме. Так учись же, отрабатывай приемы пользования своей ПВО! Но система вышла из строя. Временно. Русские даже ничего не испортили, хотя могли. Улетел самолет, и «Иджис» вновь запустилась.

Итоги и выводы

Суть претензий Пентагона к российской авиации, в общем и целом, сводилась к тому, что наши летчики проявили некую неучтивость. Что же, возможно определенная нетерпимость действительно имела место. Столь же невежливо в 1988 году советские моряки таранили эсминец ВМС США «Кэрон», пытавшийся войти в территориальные воды СССР. Крым, действительно, давно привлекает иностранные эскадры, норовящие посетить полуостров не всегда с дружественными намерениями.

Что же касается эсминца «Дональд Кук», то недооценивать его боевые возможности все равно не стоит. Это - современный и серьезно вооруженный корабль, прошедший в 2012 году модернизацию. Вполне возможно, ему предстоит теперь еще одна.