Регистрационная форма Р14001 предназначена для сообщения изменившихся сведений об организации, которые публикуются в ЕГРЮЛ, но не требуют при этом изменения . Если же новые сведения для ЕГРЮЛ меняют Устав, то сообщают об этом по форме . Формы утверждены Приказом ФНС от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ и сохраняют свою актуальность в 2019 году.

Форму Р14001 используют не только для внесения изменений в ЕГРЮЛ, но и для исправления обнаруженных ошибок в государственном реестре, чтобы привести эти сведения в соответствие Уставу.

В каких случаях заполняют форму Р14001?

  1. Все, что касается доли в ООО: продажи, дарения, наследования, и распределение его доли.
  2. Смена директора.
  3. Изменение юридического адреса, если он не меняется в Уставе (в Уставе указан только населенный пункт, без подробного адреса, а новый адрес будет в том же населенном пункте).
  4. Изменение кодов ОКВЭД, если это не противоречит сведениям о видах деятельности общества, указанных в Уставе.
  5. Исправление ошибок в ЕГРЮЛ.

При внесении разных изменений (например, смена директора и дополнение кодов ОКВЭД) можно сдать одно заявление по форме Р14001, но нельзя указывать в одном заявлении изменение регистрационных сведений и исправление ошибок в ЕГРЮЛ.

Как заполнять форму Р14001?

Форма Р14001 еще более объемная, чем форма Р13001, в ней 51 страница: титульный лист и листы приложений от «А» до «Р». Все страницы формы Р14001 заполнять не нужно, а только те, в которых указывают изменившиеся сведения. В форме проставляется сквозная нумерация, т.е. первой страницей будет титульная, а дальше нумеруются только заполненные страницы. Незаполненные страницы сдавать не надо.

При изменении сведений в ЕГРЮЛ на титульном листе в форме Р14001 в пункте 2 ставим цифру «1» — «в связи с изменением сведений о юридическом лице». При исправлении ошибок на титульном листе в форме Р14001 в пункте 2 вписываем цифру «2» — «в связи с исправлением ошибок, допущенных в ранее представленном заявлении».

Заявителем по форме Р14001, в отличие от формы Р13001, может быть гораздо более широкий круг лиц (руководитель, учредитель или участник ООО, нотариус, исполнитель завещания и др.), всего 16 категорий, указанных в стр. 1 листа «Р».

Ниже мы приводим актуальный бланк формы Р14001 и образцы ее заполнения в разных ситуациях. Поскольку все регистрационные формы утверждены одним документом, то и требования к заполнению формы Р14001 такие же, как и для формы .

Смена директора ООО. В форме Р14001 заполняем титульный лист, листы «К» и листы «Р». Листы «К» заполняем на обоих директоров - старого и нового.

На странице 1 листа «К» для прежнего директора в разделе «Причина внесения сведений» указываем цифру «2», т.е. «Прекращение полномочий». Далее вписываем данные прежнего директора в раздел 2 «Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц». Раздел 3 в этом случае не заполняют.

На странице 1 листа «К» для нового директора в разделе «Причина внесения сведений» указываем цифру «1», т.е. «Возложение полномочий». Далее вписываем данные нового директора в раздел 3 «Сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц». Раздел 2 в этом случае не заполняют. В листах «Р» вписывают данные нового директора, т.к. заявителем в этом случае является он.

Добавление кодов ОКВЭД. Обратите внимание: форма Р14001 подается, если не вносит изменений в Устав. Если же эти изменения нужны, то заполнять надо форму Р13001.

На титульном листе в форме Р14001 в пункте 2 ставим цифру «1» — «в связи с изменением сведений о юридическом лице». Далее нужно заполнить листы «Н». На странице 1 листа «Н» вписываем те коды, которые нужно внести в ЕГРЮЛ, а на странице 2 листа «Н» - коды, которые будут исключены из реестра.

При изменении основного вида деятельности новый код ОКВЭД вписываем в лист «Н» стр.1, а старый в лист «Н» стр.2. Если только вносим дополнительные коды, то заполняем лист «Н» стр.1, а если только исключаем прежние коды, то соответственно, лист «Н» стр. 2.

Если одного листа «Н» не хватило для указания всех добавленных (или исключенных) кодов, то можно заполнять дополнительные листы. Напоминаем, что коды ОКВЭД указываем не менее чем четырехзначные. Вписывать их надо не в столбик, а построчно - слева направо

Осталось заполнить все страницы листа «Р». Заявителем в этом случае является руководитель организации, его данные и указываем в форме.

Нотариальная купля-продажа доли . Если происходит не в рамках преимущественного права, то она должна быть оформлена нотариально. При нотариальной купле-продаже доли договор оформляет нотариус и сам подает форму Р14001 в налоговый орган.

Заполняются в этом случае:

  • титульный лист;
  • листы на участников «В», «Г», «Д», «Е», соответственно их категории (российская организация; иностранная организация; физическое лицо; субъект РФ);
  • листы «Р» на заявителя, т.е. продавца доли.

Выход участника из ООО. При происходит не купля-продажа доли, а выплата компенсации, равной ее стоимости. Сама же доля переходит к обществу, которое должно в течение года распределить ее среди участников, продать или погасить. Сообщить в ФНС о выходе участника надо в течение месяца после принятия такого решения.

Как обычно, заполняют титульный лист и листы «Р» на заявителя, которым в этом случае будет руководитель ООО. Что касается других листов, то здесь есть два варианта:

  1. Если в течение месяца после принятия решения доля выбывшего участника была распределена, то заполняют листы на участников «В», «Г», «Д», «Е», соответственно их категории (российская организация; иностранная организация; физическое лицо; субъект РФ). При этом на бывшего участника заполняют только первую страницу соответствующего листа, а для участников, между которыми была распределена его доля, указывают также и новые сведения о доле в уставном капитале, т.е. номинальную стоимость и размер. В листе «З» отражаю сведения о переходе доли к обществу и ее распределении между участниками.
  2. Если же в течение месяца судьба доли не была решена, то сообщать об изменении регистрационных сведений по форме Р14001 придется дважды. Сначала это будет сообщение о выходе участника из ООО, для чего заполняют лист, соответствующий бывшему участнику, и лист «З» о переходе доли к обществу. Потом, когда доля будет распределена, подают листы на участников -совладельцев этой доли и лист «З», в котором будут указаны новые размеры долей участников.

Исправление ошибочных сведений об организации в ЕГРЮЛ

Ошибки в ЕГРЮЛ при том, что сведения в Уставе указаны верно, могут возникать как по вине налоговых органов, так и по вине юридического лица. Несовпадение информации из Устава и той, что содержится в выписке из ЕГРЮЛ, может стать причиной отказа в нотариальных услугах, открытии банковского счета, получении лицензии, заключении сделок с контрагентами и т.д.

При получении регистрационных документов от налоговиков надо тщательно проверять внесенную в ЕГРЮЛ информацию. Если ошибка обнаружена на этапе выдачи документов, то налоговый инспектор оформляет карточку замечаний. Ну а если ошибки всплыли уже после их внесения в госреестр, то заполняется форма Р14001.

Напоминаем, что если ошибки есть не только в сведениях в ЕГРЮЛ, но и в Уставе, сообщать об этом надо по форме Р13001.

При исправлении ошибок в реестре подают титульный лист формы р14001; листы «Р» на заявителя и листы, содержащие верные сведения:

  • лист «А» при ошибке в наименовании юридического лица;
  • лист «Б» при ошибке в адресе организации;
  • листы на участников «В», «Г», «Д», «Е», соответственно их категории, при ошибке в данных об участниках;
  • лист «К» при ошибке в сведениях о директоре;
  • лист «П» при ошибке в размере уставного капитала

На титульном листе обязательно укажите государственный регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ, которую нужно исправить.

Смена паспортных данных руководителя и участников

Изменения паспортных данных руководителя и участников ООО в госреестр ФНС вносит сама в автоматическом режиме, в течение пяти рабочих дней после получения таких сведений от Федеральной миграционной службы. Форму Р14001 в этом случае подавать не нужно. Чтобы убедиться в том, что в ЕГРЮЛ содержатся актуальные паспортные сведения руководителя и участников, можно запросить через налоговую инспекцию расширенную выписку.

Если окажется, что новых паспортных данных в выписке нет (что может повлечь за собой проблемы с банками, контрагентами, госорганами), то надо подать в регистрирующий орган заявление в свободной форме о недостоверных регистрационных сведениях. К заявлению надо будет приложить копию нового паспорта и копии решения/протокола собрания об изменении паспортных данных.

Порядок подачи заявление по форме Р14001

В зависимости от ситуации, в пакет документов для сообщения новых регистрационных сведений также входят:

  • протокол общего собрания участников или решение единственного участника об изменении регистрационных сведений;
  • договор о продаже доли и документ, подтверждающий ее оплату;
  • свидетельство о праве на наследство доли;
  • заявление участника о выходе из ООО;
  • документы, подтверждающие право пользования помещением по новому адресу (договор аренды, гарантийное письмо от собственника или копия свидетельства о собственности);

Госпошлина при подаче заявления по форме Р14001 не взимается

Подлинность подписи заявителя в форме Р14001 должна быть обязательно заверена нотариально. Нотариальная отметка проставляется на странице 4 листа «Р». Сообщить об изменении регистрационных сведений по форме Р14001 в регистрирующую налоговую инспекцию надо в течение трех рабочих дней (ст. 5 закона « »).

Внесение изменений в ЕГРЮЛ выступает следствием как обязательных процедур, оговоренных в законодательстве, так и каких-либо преобразований, проводимых уполномоченными органами юридических лиц.

Поскольку данные учредительной формы документов, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются предустановленными и верными, если в суде не доказано иное, то и при каких-либо изменениях в указанных в реестре данных субъекту следует обратиться в орган, который ведет государственный реестр, с заявлением. На основе предоставленных заявителями данных, заполненных по указанным в законодательстве формам, регистрирующий орган внесет соответствующее изменение.

Данная процедура является достаточно непростой как из-за необходимости проводить анализ документации и законодательства, для чего требуются узкоспециализированные знания, так и из-за исключительно организационных сложностей, связанных со знанием работы органа, уполномоченного регистрировать заявления и вносить изменения в документы. Именно поэтому многие юридические лица разумно предпочитают передавать хлопоты по внесению изменений в ЕГРЮЛ организациям, специализирующимся на оказании услуг подобного характера.

Наша юридическая компания длительное время участвует в процессах, связанных с регистрацией в ЕГРЮЛ юридических лиц, перерегистрацией, а также необходимостью вносить изменений в устав и учредительные документы и иного характера внесение изменений в ЕГРЮЛ. В рамках этой деятельности мы предоставляем следующие услуги:

  • консультативная поддержка юридических лиц по вопросам, связанным с регистрацией;
  • предварительное консультирование по вопросам внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • анализ правовой ситуации, необходимый для последующего обращения в государственный орган, проводящий регистрацию;
  • составление заявления о внесении изменений в учредительные документы;
  • подбор пакета документов, в том числе и нестандартных форм, необходимого для регистрации внесения изменений в государственном органе;
  • анализ учредительных документов юридического лица при необходимости перерегистрации, проводящейся параллельно внесению изменений в учредительные документы, согласно государственной политике;
  • приведение документов юридического лица в соответствие законодательству;
  • от имени юридического лица-клиента вносить изменения в ЕГРЮЛ;
  • консультирование и юридическая помощь по иным вопросам, касающимся регистрации изменений в сведениях, которые должен регистрировать государственный орган по заявлению общества или иного субъекта.

Понятие и значение государственной регистрации

В современном правовом пространстве государство взяло на себя роль гаранта права и регулятора многих общественных отношений. Передавая ему эти функции, общество одновременно дало государству право совершать определенные действия. Одним из таких полномочий стало право ограничивать деятельность субъектов отношений. Другим - регистрировать ее. Одним из примеров такого права можно назвать право государства на регистрацию юридических лиц. Как известно, для России верно утверждение о том, что юридическое лицо существует с момента его регистрации в соответствующем государственном органе, уполномоченном регистрировать сведения, документы и заявления и вносить в них изменения, и никак иначе. В законодательстве оговаривается несколько случаев, когда юридическое лицо может возникнуть без подачи заявления на регистрацию в госорганы, но на практике такие случаи крайне редки.

В общем порядке юридическое лицо возникает после того, как на основе заявления его учредителей регистрирующий орган внесет запись о появлении нового юридического лица в соответствующие государственные сведения об обществе или ином юридическом лице.

Заявление заполняется по форме, утвержденной законодательством, и содержит в себе сведения о наименовании юридического лица, его деятельности, его учредителях или участниках, а также иные сведения, которые требуется внести в этот документ.

Для регистрации необходим также пакет документов, оговоренный в законодательстве. Перед тем как подавать заявление в соответствующие органы, учредители юридического лица составляют решение о создании юридического лица, формируют его уставный капитал, соответственно подтверждая факт формирования документами, составляют устав и, если это требуется законодательством, иные учредительные документы.

По завершении этих действий собранный пакет документов подается в регистрирующий орган. В его обязанность государственным решением вменяется проверка поданных документов и вынесение по результатам проверки решения. Оно может быть либо положительным - в таком случае регистрирующий орган в течение пяти дней вносит в реестр сведения о созданном субъекте права, либо отрицательным - в таком случае сведения не вносятся, а документы возвращаются заявителю. Как правило, отказ в регистрации происходит в случае неверного заполнения заявления или иных документов, либо в случае неправильного соблюдения формы дорегистрационных процедур, которые в некоторых случаях непросты. Для того чтобы этого избежать, государственную регистрацию юридического лица часто поручают специализирующимся на этом компаниям. Как правило, это существенно уменьшает усилия, требуемые для регистрации организации.

Но регистрация подразумевает не только требования вносить в реестр вновь созданного юридического лица. Регистрируются в реестре и внесение изменений в устав, и изменения ключевых параметров юридического лица, о которых будет сказано ниже.

Также государственный регистрирующий орган вносит в реестр сведения о ликвидации юридического лица либо о последствиях его реорганизации.

В последние годы, помимо этого, при внесении изменений в ЕГРЮЛ некоторым юридическим лицам требуется пройти перерегистрацию. Эта процедура стала необходимой после того, как в основополагающие законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных видов юридических лиц, были внесены существенные изменения. Эти изменения повлекли кардинальные изменения отдельных моментов регулирования этих юридических лиц. Наиболее ярким примером такого изменения стали изменения в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», после которых потребовалась перерегистрация большинства ООО. Изначально планировалось провести перерегистрацию в определенный временной срок, но позднее государственные органы изменили решение, и теперь перерегистрация необходима при первом же внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, государственная регистрация требуется не только при создании юридического лица, но и в определенном количестве иных случаев.

Единый государственный реестр

Впервые о необходимости государственной регистрации юридических лиц в российском законодательстве было сказано в Гражданском кодексе в 1994 году. Однако на тот момент никаких реестров еще не существовало. На момент принятия первой части ГК РФ регистрация велась несколькими органами в бумажном виде, поскольку технологии тогда еще не позволяли вести ее в иной форме, и об унификации и едином реестре речи не шло. Единые формы документов также не были разработаны, поскольку регистрирующие органы находились в различных статусах, в разном подчинении и фактически мало взаимодействовали друг с другом.

Все это приводило к отсутствию открытости в экономическом обороте, поскольку для получения данных о партнере или предполагаемом контрагенте необходимо было прилагать существенные усилия. Причем из-за различия форм документов для получения таких сведений требовался большой багаж знаний и навыков.

Впервые о необходимости ведения единым специализированным регистрирующим органом общего реестра было сказано в 1996 году в постановлении Правительства, утвердившем концепцию реформирования системы юстиции России. Закон о регистрации в то время еще только рассматривался, и вопросы подчиненности и названия регистрирующего органа все еще были не определены.

По итогам длительных дискуссий регистрация юридических лиц, полномочия вести реестр и вносить изменения в ЕГРЮЛ были поручены налоговым органам. Это объяснялось тем, что при регистрации юридического лица был введен и поддерживается по настоящее время принцип так называемого «одного окна», когда для регистрации юридического лица требуется подать документы только в один орган, а не в несколько различных, как было до введения этого принципа.

Все результаты деятельности государства, связанные с регистрированием юридических лиц, заносятся в особый реестр, называемый ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). На данный момент реестр - основная база, в которой содержатся сведения обо всех юридических лицах, существующих в Российской Федерации. Реестр является открытым и доступным для всех, поскольку сведения об участниках экономического оборота должны быть публичными в целях обеспечения безопасной работы этих юридических лиц.

По той же причине все существенные внесения изменений в учредительные документы и иных сведениях, составляющих основу деятельности юридических лиц, должны регистрироваться специализированным органом соответственным образом.

Правила ведения реестра утверждены Правительством РФ, а конкретизируются они различным законодательством, включающим в себя нормативные акты, регулирующие регистрацию юридических лиц и внесение изменений в учредительные документы (Закон «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»), деятельность отдельных юридических лиц (например, Закон «О политических партиях»), деятельность экономической системы в целом (Гражданский кодекс).

Если требуется коротко охарактеризовать ЕГРЮЛ, то с точки зрения фактического восприятия его можно назвать сборником актов регистрирующего органа и документов, предоставляемых в соответствии с законодательством уполномоченными лицами юридического лица. Если же говорить о сущности реестра, то это государственный ресурс, содержащий в себе информацию в материальной и электронной форме в виде базы данных.

После изменений, внесенных в законодательство несколько лет назад, сведения, содержащиеся в государственном реестре, презюмируются и являются верными. Иное может быть доказано в судебном порядке. Это существенно повысило уровень реестра, поскольку ранее он не имел такого статуса и представлял собой просто официальный перечень юридических лиц. Теперь же государственный реестр стал базой данных, являющейся отправной точкой, изначальным документом, содержащим истинные сведения о юридическом лице.

ЕГРЮЛ ведется от имени государства и принадлежит Российской Федерации в лице Правительства РФ. Реестр един для всей территории страны и ведется одним государственным органом по единой форме. Это обеспечивает как единообразие сведений, внесенных в реестр и изменений в них, так и равные права по занесению в реестр и по доступу к его сведениям для всех жителей нашего государства.

В последние годы ведение реестра перешло на новый уровень. Сейчас регистрация юридических лиц и внесение изменений в ЕГРЮЛ проводится с помощью специализированного программного обеспечения с использованием последних информационных технологий, что позволяет улучшить качество и скорость работы с формами реестра.

Собственно государственный реестр включает в себя книги учета регистрации создания юридического лица, листы с записями сведений об организации и, собственно, регистрационных дел юрлиц.

Все эти разделы содержат информацию о регистрации создания юридического лица, ликвидации или прекращении организаций, записи государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юрлиц. Обязанностью государственного органа уполномочено регистрировать заявление и вносить изменения в ЕГРЮЛ в связи с изменением сведений, содержащихся в реестре.

Государственный реестр юридических лиц ведется на основании принципов доступности информации, допустимости ограничения общеизвестности сведений реестра только на законодательном уровне, неприкосновенности данных о частной жизни.

Также есть принципы, собственно, процесса ведения реестра: унификация форм и содержания реестра, применение средств информационных технологий.

Когда возникает необходимость вносить изменения в ЕГРЮЛ

Поскольку общественные отношения не являются статичными, напротив, они развиваются и постоянно претерпевают различные изменения - время от времени происходят существенные сдвиги государственного регулирования этих отношений. Либо общество остается неизменным, но меняется что-то на более мелких уровнях существования. Этот тезис верен и для юридических лиц. Поскольку в своей деятельности юридические лица затрагивают существенный пласт общественных отношений и, соответственно, меняются вместе с ним.

В подавляющем большинстве случаев юридическое лицо создается с перспективой длительной деятельности, а не на короткий срок. Соответственно, во время его «жизни» общественные отношения претерпевают не одно изменение, равно как и экономические условия деятельности, и государственное регулирование формы или сущности деятельности.

В связи с этим, время от времени в основах юридического лица происходят изменения. Это ведет в свою очередь к необходимости изменять информацию о юридическом лице в сведениях государственного реестра.

Необходимость регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ также возникает в случаях, когда не юридическое лицо в результате своей деятельности приходит к необходимости изменения, а государственная воля изменяет регулирование существования в правовом поле этого юридического лица, вынуждая тем самым внести изменение в учредительные документы или как-то иначе отреагировать на изменения.

Традиционно причины внесения изменений в ЕГРЮЛ делятся на два вида.

  1. Изменения, не затрагивающие учредительные документы юридического лица, но влекущие требования вносить изменения в ЕГРЮЛ.

    Эти изменения, как правило, касаются каких-либо внешних относительно самого юридического лица перемен. Если рассматривать по пунктам, то причины обращения в регистрирующие органы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, закрепленных в реестре, могут быть следующими.

  • назначение нового генерального директора. Личность генерального директора в юридических лицах в форме обществ играет особую роль, и ее смена требует внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • изменение личности руководителя юридического лица. Этот пункт практически совпадает с первым с той лишь разницей, что назначение и увольнение руководителя организации отлично от подобной процедуры в организациях в форме обществ с ограниченной ответственностью либо иных;
  • изменения, связанные с ОКВЭД. Как известно, при подаче заявления о регистрации в стандартной форме, утвержденной государственными органами, есть отдельная страница, посвященная сферам деятельности, в которых планирует действовать организация. В случаях, если организация в своей деятельности приходит к необходимости расширения списка кодов ОКВЭД, либо, напротив, сокращения, либо юридическое лицо планирует полностью изменить свой профиль, в регистрирующий орган подается заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ;
  • изменение количества учредителей в юридических лицах в форме обществ с ограниченной ответственностью. Такие изменения могут происходить по целому ряду причин. Это, например, продажа доли лицу, не являющемуся учредителем, выход одного или нескольких учредителей из ООО, смерть учредителя и т.д. В каждом из перечисленных случаев имеется необходимость подавать соответствующее заявление и вносить изменения в ЕГРЮЛ;
  • изменение долевого деления в обществе с ограниченной ответственностью. Данный пункт схож с предыдущим с той лишь разницей, что меняется исключительно распределение долей в уставном капитале, но при неизменном составе учредителей;
  • сменившиеся данные документа, удостоверяющего личность генерального директора либо одного или нескольких учредителей. Для граждан Российской Федерации этим документом является паспорт. В случаях, когда по объективным (например, достижение соответствующего возраста) или субъективным (например, вступление в брак) причинам требуется изменение паспорта, это в последующем влечет и необходимость внесения изменений в ЕГРЮЛ, поскольку данные в реестре и данные фактические не должны разниться;
  • для акционерных обществ причинами внесения изменений в ЕГРЮЛ также является изменение держателя реестра. Сведения о таком изменении подлежат регистрации в соответствующем органе с последующей необходимостью вносить его в реестр.
  • в случае наличия иных изменений сведений, содержащихся в реестре.
  1. Изменения, требующие вносить изменения в учредительные документы.
  • внесение изменений в устав юридического лица. Направление государственной политики на изменение регулирования различных форм юридических лиц привело в настоящее время к тому, что учредительные документы юридических лиц, создаваемых до начала реформирования, перестали соответствовать требованиям закона. Это влечет определенные сложности в деятельности организаций, и потому требует подавать заявление о регистрации измененных сведений и внесение изменений в устав стало необходимостью для многих юридических лиц;
  • переименование организации. С течением времени может возникнуть необходимость изменить название организации. Она может возникать по субъективным причинам, например, изменение вкусов учредителей. Либо предпосылкой может быть изменение государственного законодательства, касающееся регулирования наименования юридического лица. В отдельных случаях изменить название юридическое лицо обязывает судебное решение после разбирательства, связанного с вопросами интеллектуальной собственности, сделавшее невозможным дальнейшее использование наименования организации. Во всех указанных случаях измененное название юридического лица регистрируется в государственных органах, отвечающих за ведение единого реестра. Учредительный документ всегда содержит в своей форме наименование организации. Соответственно вносить заявление о регистрации добавления новых сведений в учредительный документ необходимо достаточно часто;
  • обязательное внесение изменений в учредительные документы требуется в случаях, когда у юридического лица изменяется адрес. Смена юридического адреса приводит к тому, что официальные письма и документы больше не будут доходить до адресата и, соответственно, это затрагивает интересы общества, государственных органов и участников экономической деятельности;
  • изменение размера уставного капитала также требует внесения изменений в учредительные документы. Изменить размер уставного капитала организацию могут обязать прямые государственные установления либо объективные экономические причины. Во всех случаях необходимо внесение изменений в ЕГРЮЛ;
  • в некоторых ситуациях внесение изменений в устав фирмы требует изменение ею направления своей деятельности. Это касается тех видов деятельности, которые настолько отличаются от существующего направления работы юридического лица, что устав уже не охватывает в своем тексте эти направления;
  • изменение состава филиалов юридического лица либо его представительств. В своем развитии многие фирмы сталкиваются с необходимостью создания филиалов либо их закрытием, либо открытием представительств своей организации. Поскольку каждое такое действие изменяет форму юридического лица с точки зрения возможных контрагентов либо государственных органов, создание или закрытие представительств и филиалов также требует внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • случаи, когда в деятельности юридического лица по каким-либо причинам меняется способ или очередность распределения дохода от деятельности общества или иной организации;
  • иные случаи, требующие внесения изменения в учредительные документы юридического лица.

В некоторых случаях к разновидностям внесения изменений в учредительные документы называют также и исправление ошибок, и связанное с ними внесение изменений в ЕГРЮЛ. Представляется, что причисление исправлений к изменениям вполне справедливо, поскольку в таких случаях в документы реестра действительно вносятся исправления, и в итоге в реестре фактически содержатся новые данные.

Ввиду определенной сложности, связанной с регистрацией изменений в государственном реестре, эта деятельность требует определенных знаний в узких и редко встречающихся в обыденной экономической деятельности сферах. Так, например, внесение изменений в устав требует глубокого знания как законодательства. регулирующего его содержание, так и особенностей составления или исправления такого документа. Причем если законодательное регулирование формы устава стороннему человеку изучить возможно, то приобрести опыт составления устава или заполнения форм иных заявлений и документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, в рамках работы в одной организации сложно. Для этого необходим сравнительный материал и практика. Именно поэтому такие действия юридические лица чаще всего поручают специализирующимся на внесении изменений в учредительные документы юридическим фирмам.

Сроки внесения изменений в ЕГРЮЛ не зависят от вида информации, которую необходимо внести. Исходя от периода рассмотрения налоговой службой и внесения поправок ими, зависит дальнейшее планирование действий со стороны руководителя организации. Достоверные сведения необходимы для заключения договоров, подачи заявок на тендер, для корректировок внутренней структуры и распределения полномочий в компании.

Законодательная база

Главным документом, устанавливающим правила и требования к регистрации организаций и ИП, является ФЗ № 129 от 31.12.2017. В нем представлена глава VI, в которой описывается вся процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ. Статья 17 содержит порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ, которые затрагивают Устав компании, а также требования к предоставлению документов при внесении изменений в ЕГРЮЛ без корректировки уставных документов. 18 статья содержит общий порядок процедуры в обоих случаях.

Дополнительные законодательные нормы указаны в приказе № ММВ-7-6/25@ от 25.05.2016, где представлены формы документов для ФНС.

Таким образом, срок регистрации, в налоговой, изменений в ЕГРЮЛ составляет пять дней после приема записи, сообщающей о поправках независимо от их вида. В случае отсутствия изменений или ликвидации организации срок действия ЕГРЮЛ бессрочен.

Какие данные в реестре могут меняться

ЕГРЮЛ включает в себя следующие 10 пунктов:

  1. наименование юридического лица;
  2. адрес, местонахождение компании;
  3. сведения о регистрации (способ образования, ОГРН);
  4. информация об органе, который зарегистрировал организацию;
  5. сведения об учете в налоговой службе (ИНН, КПП, дата, ГРН);
  6. информация об организации в качестве страхователя ПФР;
  7. размер уставного капитала;
  8. сведения об учредителях, доверенных лицах и руководителе;
  9. коды ОКВЭД;
  10. данные о полученных и действующих лицензиях.

Внесенные изменения в один из разделов сведений публикуется последней строкой этого пункта. Указывается номер и дата внесения поправок. Здесь представлен полный перечень категорий. В зависимости от размера и вида деятельности организации, некоторые пункты могут не входить в ЕГРЮЛ. Например, если организация не отчисляет средства в Пенсионный Фонд, то есть не является страхователем, данный пункт будет пропущен в сведениях ЕГРЮЛ. То же условие касается и лицензий, которые не имеет компания.

Необходимые документы для внесения поправок в реестр

В зависимости от вида поправки, компания может вносить корректировки в оба документа (в Устав и ЕГРЮЛ) или только в реестр, если они не затрагивают уставные документы.

Если необходимо изменить устав и ЕГРЮЛ, в ФНС необходимо принести:

  • Заявление Р13001.
  • Решение о внесении изменений (протокол собрания, приказ или иной документ).
  • Устав в новой редакции в двух экземплярах, либо его часть, которая подверглась изменению. ФНС проставляет запись на Уставе предприятия и отдает его владельцу, второй – оставляет у себя.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Решение из Банка России о признании общества публичным (указание № 3824-У от 19.10.2015).
  • Протокол собрания участников компании об изменении уставного капитала.

ВНИМАНИЕ! Срок внесения изменений в ЕГРЮЛ при смене директора составляет три дня с момента принятия решения. Эти же изменения вносятся в Устав.

Если поправки не затрагивают уставные документы, но касаются ЕГРЮЛ, руководителю или его представителю необходимо предоставить:

  • Заявление Р14001.
  • Документы, подтверждающие переход доли или ее части, например, заверенная копия решения суда.
  • Заявление Р16003 от лица, которое хочет прекратить деятельность и присоединиться к другому ЮЛ, договор о присоединении и передаточный документ (акт).
  • Заявление Р14002, если компания уменьшает уставной капитал, решение об уменьшении размера суммы. Для АО прописан срок предоставления документов – 3 дня после принятия решения.
  • Решение об изменении местонахождения фирмы. На уведомление налоговой службы и подготовки документов дается три дня. После этого у компании есть 20 дней для осуществления переезда и оформления документов, подтверждающих новый адрес (договор аренды или свидетельство о праве собственности).

Адресом нового местонахождения компании не должны являться:

  • Местожительство одного из участников ЮЛ, который имеет 50% акций или голосов и более;
  • Адрес проживания доверенного лица, имеющего возможность принимать решения за руководителя без доверенности.

Законом не предусмотрено заполнять заявление в случае смены паспортных данных одного из участников общества или руководителя. В этом случае сотрудники паспортного стола сами уведомляют ФНС. Однако процедура изменений может затянуться на неопределенный срок, поэтому обо всех изменениях лучше сообщить самим, используя заявление Р34001. Дополнительных документов к нему прилагать не требуется.

Предусмотренные сроки для подачи заявления в ЕГРЮЛ о внесении изменений

В ситуации, когда приходится уведомлять налоговую службу о случившихся изменениях, компаниям дают срок три дня. Таков период одинаков, как для публичных, акционерных обществ и фирм с ограниченной ответственностью.

Независимо от того, где находится организация и, какова численность сотрудников или размер уставного капитала, срок предусмотрен для регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ — для всех одинаков, а именно пять дней.

В случае изменения адреса, компания также должна уведомить об этом ФНС и через 20 дней представить им подтверждающие документы. Если помещение снято в аренду, потребуется договор с арендодателем, если собственное помещение – договор купли-продажи или свидетельство о праве собственности.

Пять дней дается организациям для предоставления разъяснительных документов, если во время выездной проверки были обнаружены нарушения. ФНС вправе приостановить деятельность фирмы на месяц с последнего для проверки по ее результатам.

Полезно знать! Документы можно подавать лично, через МФЦ или по почте.

Если сведения предоставлены не вовремя

Для организаций, которые не предоставили пакет документов с заявлением в течение трех дней с момента их вступления в силу, грозит штраф в размере 5 тысяч рублей.

Для компаний, которые переезжают на новое место, дается также три дня на уведомление и 20 дней для осуществления и оформления документации.

За недостоверную информацию руководителям грозит штраф от 5 до 10 тысяч р. в зависимости от типа изменения. Игнорирование уведомлений из налоговой службы, отсутствие организаций по указанному в ЕГРЮЛ адресу, влечет за собой отметку в реестре о недостоверности и дальнейшую ликвидацию через год и три месяца (статья 21.1 ФЗ № 129).

Таким образом, срок внесения изменений в ЕГРЮЛ при смене учредителя/руководителя/представителя или внесение поправок в Устав составляет три дня с момента принятия решения. В реестре обязательно должны быть указаны все коды ОКВЭД, подтверждение факта перечисления средств в ПФР. Данная информация не указывается в Уставе, поэтому необходимо периодически проверять сведения в ЕГРЮЛ на сайте налоговой службы, чтобы предотвратить нежелательные проверки или принудительной ликвидации.

Чтобы всегда оставаться на волне успеха, вы активно развиваете свою компанию и при необходимости гибко реагируете на изменения в деловом мире? В интересах бизнеса решили изменить основной вид деятельности, дать компании новое имя, перераспределить доли уставного капитала или произвести замену руководящего состава?

Осуществить эти и другие важные преобразования, внеся соответствующие изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ, вам помогут специалисты юридического бюро «Вектор Права». Наши юристы предоставят консультацию, помогут подготовить новую редакцию уставных документов и окажут содействие на этапе регистрации изменений в учредительные документы.

Изменения в учредительных документах - оперативно и законно

Необходимость внесения изменений в учредительные документы возникает каждый раз, когда у юридического лица меняются один или несколько ключевых атрибутов. Действующее законодательство требует, чтобы заявка на регистрацию внесенных в учредительные документы изменений была подана не позднее 3 дней с момента принятия органом управления компании решения о смене данных. Нарушение этого срока, а также предоставление неточных или ложных сведений влечет санкции - внушительный штраф или дисквалификацию на несколько лет, - оговоренные ст. 14.25 Кодекса административных правонарушений РФ.

Чтобы не нарушить установленные законом сроки и требования регистрации изменений, выполнить все предписанные процедуры оперативно и четко, свяжитесь с нами перед тем, как:

Процедура предусматривает создание новых редакций устава и учредительного договора, изготовление новой печати, внесение изменений в ЕГРЮЛ, а также их регистрацию в налоговых органах и внебюджетных фондах. Как правило, на присвоение компании нового имени требуется столько же времени и сил, сколько на регистрацию юридического лица .

После внесения нового перечня ОКВЭЛ в устав необходимо зарегистрировать обновленную версию учредительных документов в ИФНС и внести соответствующую запись в госреестр. Также предстоит обновить коды статистики.

- Обновить сведения об учредителях или участниках

Данные об участниках юридического лица отражены в уставных документах. Поэтому смена паспорта или изменение паспортных данных хотя бы одного учредителя ООО (для АО или ЗАО - хотя бы одного акционера или держателя реестра) влечет за собой необходимость корректировки учредительного договора и устава, а также государственную регистрацию этих изменений.

Существует несколько способов смены участников компании, и каждый из них подразумевает внесение изменений в учредительные документы с последующей регистрацией в ЕГРЮЛ. Наши специалисты не только помогут выбрать оптимальную стратегию обновления состава учредителей, но и предоставят юридическое сопровождение на этапе внесения и регистрации изменений учредительных документов.

Смена должности, а также имени, фамилии, отчества и других паспортных данных лица, уполномоченного действовать в интересах компании без доверенности, должно быть отражено в уставных документах. Обновленную версию устава необходимо зарегистрировать, а также внести новые данные в ЕГРЮЛ.

Поскольку размер уставного капитала (уставного фонда или складочного капитала) зафиксирован в уставе, при его увеличении или уменьшении необходимо вносить соответствующие корректировки в учредительные документы. Кроме того, следует пройти процедуру государственной регистрации и официально уведомить о новом размере капитала деловых партнеров.

К изменениям, вносимым в учредительные документы, также относятся:

Смена организационно-правовой формы предприятия;
- изменение данных о юридическом лице как о страхователе в фондах пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования;
- изменение данных о представительствах и филиалах.

Чтобы изменения, вносимые в учредительные документы, имели юридическую силу, их необходимо зарегистрировать в порядке, установленном ФЗ №129 от 08.08.2001. После внесения изменений в устав или учредительный договор необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:

Протокол собрания и решение о внесении изменений в уставные документы;
- новые версии устава и учредительного договора, а также перечень вносимых изменений;
- заявление о регистрации изменений - заполненную форму Р13001;
- квитанцию об уплате государственной пошлины.

«Вектор Права»: решайте бюрократические вопросы быстро!

Согласно законодательству, после внесения изменений в учредительные документы необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на регистрацию этих изменений и уведомление государственных структур. Закон четко регламентирует сроки выполнения каждой процедуры, и даже незначительные ошибки на этапе оформления и сбора документов могут привести к незапланированным задержкам.

Урегулировать многочисленные бюрократические формальности, связанные с внесением изменений в ИП или учредительные документы юридического лица, не отвлекаясь от основной деятельности, вам помогут юристы бюро «Вектор Права». В зависимости от характера и сложности стоящей перед вами задачи, мы предоставим комплексное юридическое обслуживание или:

Консультации по вопросам законности и выбора стратегии предстоящих обновлений учредительных документов;
- содействие при внесении изменений и подготовке новых версий устава или учредительного договора;
- помощь при формировании пакета документов для государственной регистрации.

Если понадобится, наш специалист, действуя по доверенности от имени вашего юридического лица, сдаст и получит документы после внесения изменений и регистрации.

Проконсультироваться по любым вопросам, связанным с внесением изменений в ИП и уставные документы юридических лиц, получить информацию о стоимости услуг или согласовать время встречи с юристом можно, придя в наш офис или позвонив по телефону.

Сотрудничая с юридическим бюро «Вектор Права», вы выбираете верное направление к успеху!