Защита от террористических актов на транспорте предполагает разработку различных технологий, позволяющих быстро и эффективно предотвращать такого рода явления. Практика показала, что степень защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик, охватывающих различные области человеческих знаний. Посредством применения только досмотровой техники невозможно решить проблему выявления потенциального террориста.

Наряду с развитием технических средств необходимо учитывать и другую сторону данной проблемы – возможности предотвращения актов незаконного вмешательства посредством тестирования пассажиров. Опыт осуществления защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ) на транспорте свидетельствует, что посредством применения только различной досмотровой техники невозможно решить проблему выявления потенциального террориста. Эти обстоятельства диктуют необходимость искать и другие возможные направления защиты от актов незаконного вмешательства в отраслях транспортного комплекса.

На технологию «профайлинг» особое внимание было обращено после террористических актов в августе 2004 г. Распоряжением начальника Федеральной службы надзора в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности еще до 1 ноября 2004 г. Отметим, что профайлинг уже имеет опыт применения на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНг на международных рейсах в Пулково, Шереметьево и других аэропортах. Данная технология, широко применяемая в мире рядом авиакомпаний, прежде всего в США и Израиле, набирает обороты и в нашей стране. Система профайлинга очень гибкая и предполагает возможность различных модификаций в соответствии с архитектурой и особенностями аэровокзального комплекса, местными условиями, спецификой угроз.

Термин «профайлинг» не имеет точного перевода с английского языка. Данное слово относиться к сленговой терминологии и берет свое начало от английского «profile» – профиль. Концепция профайлинга как раз и основывается на построении профиля пассажира. Основное методологическое положение заключается в том, что лица, совершившие террористический акт или собирающиеся его совершить, характеризуются наличием определенного набора подозрительных признаков во внешности, поведении, путевых документах и в перевозимых вещах. Изучение и систематизация данных признаков дает возможность создания профиля пассажира, на основании которого каждый человек может классифицироваться как неопасный или потенциально опасный. В соответствии с этим весь пассажиропоток обрабатывается по определенной схеме, позволяющей выявить подозрительные признаки.

В основе концепции профайлинга лежит положение о том, что каждый пассажир может оказаться террористом, а каждый предмет – взрывным устройством или оружием и т. д.; поэтому все мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой технологии, призваны подтвердить или опровергнуть данное утверждение. Соответственно, под профайлингом понимается выявление потенциально опасных пассажиров и ситуаций в ходе предполетного досмотра. Система профайлинга позволяет делать только предположение о возможной причастности пассажира к акту незаконного вмешательства. Действительная же угроза может быть выявлена лишь на основании углубленного личного досмотра пассажира и перевозимых им вещей.

Работа с пассажиром может начинаться со сбора предварительной информации о нем по различным базам данных. Затем, согласно существующей на сегодня практике, перед регистрацией на рейс изучаются путевые документы пассажира, досматриваются все перевозимые им вещи, анализируется общий облик, поведение человека и сопровождающих его лиц. Особое внимание уделяется изучению документов с целью обнаружения признаков подделки. Наиболее удобным местом при проведении профайлинга при предполетном досмотре является зона перед регистрационными стойками, где пассажир находится со всеми перевозимыми им вещами. Работа профайлера может осуществляться на позиции первого номера сотрудника досмотра или рядом с ним.

В профайлинге разработана специальная система контрольного опроса по багажу, которая позволяет выявить возможное наличие опасных или запрещенных к транспортировке предметов, перевозимых пассажиром или переданных ему другими людьми. Акцентирование внимания пассажира, что опрос проводится в целях его безопасности, создает положительную установку для контакта с профайлером. Вопросы, задаваемые на языке, понятном для человека, обычно не вызывают каких-либо затруднений. Стандартный опрос занимает по времени 3–4 мин. За этот период сотрудник, анализируя полученные ответы и поведение стоящего перед ним человека, делает вывод относительно его потенциальной опасности для рейса. если по данным позициям не выявлено отклонений от нормы, пассажир считается неопасным для рейса и проходит далее на регистрацию. Пассажир, квалифицированный как подозрительный или опасный (отобранный), направляется на личный досмотр. В данном процессе большое практическое значение имеет интуиция профайлера и его профессиональный опыт. Стандартные вопросы в зависимости от ситуации могут касаться цели поездки, цели и месте пребывания, культурно-исторических памятников и др.

В системе профайлинга большой интерес представляют особенности поведенческих реакций пассажира и сопровождающих его лиц. Соответственно, профайлеру желательно иметь некоторые специальные знания в области прикладной психологии. Выявление подозрительных моментов во внешности и поведении людей возможно посредством применения психологического тестирования в работе профайлера, которое здесь понимается как визуальная диагностика внутреннего состояния человека через видимые проявления характерных признаков, возможно свидетельствующих о готовящемся противоправном деянии. Речь в данном случае идет о профессиональном наблюдении за человеком по определенной схеме. Установлено, что лица, вынашивающие преступные замысли, характеризуются определенным неконтролируемым субъектом психологическим состоянием, которое неизбежно будет иметь свое выражение в поведении, в физиологических реакциях организма и во всем внешнем облике. Это, к примеру, все симптоматические проявления нервозного состояния, признаки аффективного реагирования на ситуацию, особенности лживого поведения, а также характерные приметы наркотических воздействий на человека. Также заслуживают особого внимания так называемые «улики преступного поведения». В частности, это общая неадекватность психологического состояния; неестественность и наигранность в поведении при контактах с сотрудниками служб безопасности (милиции); отрешенность от происходящего вокруг (симптом суицидального террориста). Важным аспектом психологического тестирования является акцентирование внимания на динамике поведения пассажира, вызывающего подозрения. Так, например, если при контрольном опросе по багажу или при любых других контактах с профайлером или представителем службы безопасности человек при затрагивании определенных тем меняет свое поведение (наблюдаются напряженность, тревожность, страх), то это очень показательный факт. К психологическому тестированию пассажира можно отнести также применение различных техник общения и влияния на собеседника с целью быстрого установления контакта и получения необходимой информации (данные технологии достаточно хорошо представлены в практических разработках в области нейролингвистического программирования).

Конечно же, сразу возникает закономерная проблема о том, кто может работать в качестве профайлера. Остановимся на вопросе подготовки профайлера и основных социально-психологических требованиях, а также необходимого общего и профессионального образовательного уровня.

Прежде всего, это довольно специфическая форма деятельности, соединяющая в себе различные отрасли гуманитарных знаний, таких как, например, география, искусство, история и др. Поэтому желательным для профайлера будет наличие высшего или неоконченного высшего образования. часто возникающий вопрос о том, должен ли профайлер в обязательном порядке иметь базовое психологическое образование, не предполагает однозначный ответ.

Конечно же, данный род деятельности непосредственно связан, как мы уже отмечали, с такими психологическими категориями, как «общение» и «наблюдение», поэтому знания в соответствующей области будут совсем не лишними. С другой стороны, психологические знания, необходимые для непосредственной работы, можно получить и за более короткий срок, чем обучение в институте. Несомненно, прослеживается взаимосвязь между интересом к психологии и успешной работой в качестве профайлера. Многие профайлеры являются студентами психологических факультетов, а у других наблюдается ярко выраженная заинтересованность знаниями практической психологии. Настаивать же на обязательном психологическом образовании для профайлера не совсем правильно, так как в содержании данной деятельности психологической составляющей не более четверти.

Более существенным требованием при отборе является обязательная проверка кандидата на должность по криминалистической базе данных, так как профайлинг связан с областью безопасности и соответственно крайне нежелательным будет приток «случайных» людей. Наличие антисоциальных патологических наклонностей личности, склонность к которым можно выявить при собеседовании (тестировании), однозначно являются поводом для отвода кандидатуры. К важным факторам следует отнести наличие положительной мотивации к данному виду деятельности, то есть стремление работать именно в сфере безопасности с четким осознанием важности и ответственности выполняемых функций.

Общение с пассажирами по вопросам, выходящим за рамки проверки билетов и багажа, требует хорошо развитого интеллекта и достаточно высокой эрудиции. Специфика работы – дефицит времени – диктует необходимость иметь способность быстро анализировать большой объем информации и делать правильные логические выводы за короткий промежуток времени. Наличие различных нестандартных ситуаций в работе профайлера, требующих быстрого решения, предполагает склонность к нестандартному мышлению и хорошую скорость реакции. Выявление подозрительных признаков во внешности и поведении будет невозможно без развитой наблюдательности. Общение с пассажирами должно проходить на высоком профессиональном уровне, поэтому профайлер должен обладать такими коммуникативными качествами, располагающими к себе собеседника, как грамотная речь, четкая дикция, приятные манеры и др., а также владеть техниками влияния на собеседника. Потенциальная возможность возникновения конфликтных ситуаций и других напряженных моментов в работе профайлера делает стрессоустойчивость профессионально значимым качеством.

Из специфических знаний и умений для профайлера отметим необходимость отличного владения методикой проверки перевозочных документов, что возможно лишь при совершенном знании правил оформления и защиты паспорта, авиабилета и визы пассажира. Также обязательным считается наличие определенного уровня сведений по вопросам, связанных с действующими террористическими организациями, и владение иностранным языком в объеме, необходимом для общения с пассажирами для работы на международных линиях.

Профайлер по роду своей деятельности должен производить общее благоприятное впечатление. Этому процессу будет способствовать аккуратный внешний вид – строгая одежда (или форма), соответствующая прическа и аксессуары. Поведение профайлера должно быть выдержанным и вежливым. При общении с пассажиром не должно быть и намека на грубость, высокомерие, пренебрежение, с одной стороны, а с другой – заискивающих и неуверенных интонаций.

Нестандартность ситуации (опрос, ручной досмотр багажа), порождающей порой закономерно негативную психологическую реакцию пассажира, требует проявления со стороны профайлера необходимой деликатности и такта. Несмотря на базовое положение профайлинга о возможной причастности каждого пассажира (посетителя) к террористической деятельности, это не должно никак сказываться на профессиональном общении. Потенциальный террорист не должен заметить, что его подозревают, а «обычного» невиновного человека нельзя открыто подвергать недоверию, так как это может отрицательным образом сказаться на результатах проведения профайлинга в целом.

Подготовка профайлера занимает в среднем 2–3 недели (2–3 курса) и включает в себя изучение теории профайлинга, прохождение тестовых испытаний, а также деловые игры и тренинги, практику. После каждого пройденного курса рекомендуется стажировка под руководством более опытных сотрудников. После обучения профайлер приступает к самостоятельной работе под контролем непосредственных начальников. В дальнейшем все сотрудники проходят обучение в рамках повышения квалификации. Профессиональный отбор будущих профайлеров по представленным критериям намного повысит эффективность применения профайлинга в любой отрасли транспортного комплекса.

Методика профайлинга, сформированная для западных служб авиационной безопасности, может быть с успехом модифицирована для специфики аэропортов РФ и стран СНг. Авиапредприятия, учитывая свои конкретные условия, могут использовать технологию профайлинга в «классическом» варианте или же частично.

Профайлингу можно обучить уже работающих сотрудников авиационной и транспортной безопасности, милиции, входящих в группы досмотра, охраны, перронного контроля и т. д.; возможно формирование групп профайлеров из специально подобранных для этой работы людей. При профотборе следует учитывать те значимые социально-психологические характеристики, о которых шла речь выше, так как далеко не все обладают набором качеств, необходимым для работы в качестве профайлера. Преимущество при отборе на данную должность должно отдаваться людям, работающим или имеющим опыт работы в правоохранительных и других силовых ведомствах.

Введение профайлинга в структуру служб авиационной безопасности имеет веские обоснования. В первую очередь, необходимо отметить, что эта методика уже больше 20 лет имеет опыт успешного практического применения в мире. Это достаточно большой срок, полученные положительные результаты подтверждают практическую полезность этого метода. Поэтому данный опыт с его некоторой трансформацией нельзя оставлять без внимания и в России. Заметим, что профайлинг очень вариабелен и дает возможность рассмотганизации работы служб береть различные способы орзопасности в соответствии с этой системой. Профайлинг можно рассматривать как методологический подход к организации защиты от АНВ.

Профайлинг не предполагает отказа от применения различных технических средств по досмотру пассажира, его багажа и ручной клади. Все имеющиеся способы защиты от террористических актов можно успешно сочетать с применением технологии профайлинга.

Необходимо отметить, что организация профайлинга не требует особенных материальных затрат, кроме как на соответствующее обучение сотрудников, которое, как мы уже отмечали, занимает около двух-трех недель.

Остановимся еще на одном важном моменте внедрения профайлинга с точки зрения анализа общей концепции безопасности. Система профайлинга является хорошей прогностической базой для превентивных мер по предупреждению терроризма в гражданской авиации. В рамках данной концепции тщательно изучаются общие вопросы, связанные с современным терроризмом, с существующими экстремистскими организациями и основными тенденциями их деятельности, а также составляется описательная модель участника террористической угрозы. Такая информация является, можно сказать, бесценным материалом для создания модели террористической деятельности, опираясь на которую можно с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать осуществление новых террористических атак.

Важным пунктом являются накопление базы данных подозрительных признаков, указывающих на возможность совершения теракта, и их систематизация по различным критериям (путевые документы, внешний вид, поведение). Отметим комплексный подход к проблеме – пассажир, его багаж и документы рассматриваются как единый блок. Это дает возможность системного подхода к выявлению лица, вынашивающего преступные намерения, а также повышает общий уровень обслуживания пассажира.

Гражданская авиация в силу объективных причин является очень привлекательным объектом для террористических атак. Другие отрасли транспортного комплекса также оказываются под ударом террористов. В связи с этим хочется отметить, что технология профайлинга именно как общий методологический подход к проблеме выявления потенциального правонарушителя, террориста (преступника) может быть задействована в создании надежной системы безопасности и для других видов транспорта. Так, применение профайлинга возможно на авто- и железнодорожных вокзалах, при осуществлении мер безопасности на морском и речном транспорте.

Активное внедрение профайлинга в структуру деятельности безопасности на транспорте должно принести ощутимую пользу в данной области, так как прекрасно зарекомендовавший себя практическими результатами метод обладает способностью качественно улучшить весь комплекс мероприятий по предупреждению терроризма, конечно, если внедрение профайлинга не будет просто являться данью моде или осуществляться формально. Даже само обучение профайлингу сотрудников безопасности, как показывает опыт, положительным образом влияет на их последующее отношение к выполнению своих непосредственных обязанностей, так как в сознании меняется подход к своей непосредственной работе. Профайлинг заставляет более вдумчиво и внимательно наблюдать и анализировать всю окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем. Это очень важные умения и навыки для человека, работающего в сфере безопасности. еще раз напомним о высоких требованиях к профессии, которые являются основанием для более тщательного профессионального отбора.

Важно отметить, что внедрение профайлинга, как еще одного из возможных аспектов обеспечения безопасности, носит существенный вклад в общую ситуацию борьбы с терроризмом. чем больше осуществляется различных практических мероприятий в данной сфере, чем больше охватывается теоретических подходов и направлений с их практическим использованием, тем, соответственно, повышается общий уровень безопасности на транспорте. Тем самым мы опосредованно воздействуем на ситуацию, снижая риск возникновения новых террористических актов.

В заключение необходимо остановиться на актуальном для всех транспортных организаций вопросе – правовой базе применения профайлинга. В отношении гражданской авиации в положении о порядке производства досмотра в приказе Минтранса от 21 ноября 1995 г. No 102 говорится, что в рамках мероприятий по предполетному досмотру «рекомендуется проводить психологическое тестирование пассажиров (опрос) пассажира с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных преступных намерений с его стороны». Заметим, психологическое тестирование – это, как уже отмечалось, часть процедур профайлинга, но сама постановка вопроса в тексте приказа говорит о необходимости разработки и внедрения соответствующего комплекса мер по данному направлению. Профайлинг как раз и является той технологией, которая акцентирована на указанные в этом приказе вопросы.

Сохраняющаяся угроза террористических актов как в гражданской авиации, так и на других видах транспорта предполагает разработку различных практических мероприятий и основных правовых положений по применению профайлинга в системах безопасности во всех отраслях транспортного комплекса страны. Создание соответствующей законодательной базы для применения профайлинга даст возможность службам безопасности (милиции) с успехом использовать этот метод выявления потенциального правонарушителя.

Профайлинг

В настоящее время профилирование личности применяется в рамках ViCAP (англ. ) программы задержания насильственных преступников, разработанной в 1985 году в ФБР под руководством П. Брукса и Р. Рёсслера с целью способствования раскрытию серийных преступлений насильственного характера.

Другое значение понятия «профайлинг» служит для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах .

Подготовка и использование специалистов (профайлеров) с целью выявления потенциально опасных пассажиров с точки зрения возможности осуществления противоправных действий, прежде всего террористической направленности, впервые были реализованы в Израиле авиакомпанией Эль-Аль (El Al).

Применение технологии профайлинга способствовало присвоению авиакомпании El Al статуса одной из самых безопасных в мире . Опыт применения профайлинга авиакомпанией El Al в настоящее время внедряется по всему миру, в том числе и в России .

Наиболее спорным аспектом профайлинга является т. н. этнический профайлинг , основанный на допущении связи между этнической принадлежностью человека и возможностью противоправного поведения .

В последнее время расширенная трактовка понятия «профайлинг» включает ряд прикладных социально-психологических методик, целью которых является оценка достоверности сообщаемой информации по невербальному поведению человека, т. н. неинструментальная детекция лжи.

Методологическими основами профайлинга являются исследования П. Экмана, В. Фризена, К. Шерера , М. Цукермана, Б. ДеПауло , В. А. Лабунской , О. Фрайя и др.

Неинструментальная оценка достоверности информации при условии соблюдения ряда требований к процедуре исследования и квалификации специалиста, обладающего специальными знаниями, сопоставима по точности и надежности с инструментальными методами, основанными на применении полиграфа (лай-детектора, детектора лжи).

В настоящее время профайлинг применяется для решения проблем оценки достоверности информации при кадровых проверках, служебных расследованиях и в рамках уголовного судопроизводства с последующей подготовкой процессуальных документов, заключения эксперта и заключения специалиста .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Профайлинг" в других словарях:

    Международный аэропорт Шереметьево Здание Терминала F. Страна: Регион: Россия Московская о … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шереметьево (значения). Координаты: 55°58′21.51″ с. ш. 37°24′52.52″ в. д. / 55.972641676667, 37.414588898889 … Википедия

    Ltd Тип Публичная Год основания 1999 Расположение … Википедия

    Technologies Ltd Год основания США, Калифорния (1999) Ключевые фигуры Зив Сураски (Zeev Suraski), Энди Гутманс (Andy Gutmans) Тип … Википедия

    Здание 2 терминала. Страна: Регион: Россия Московская область Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: УУЕЕ (UUEE) … Википедия

    Профайлер: Профайлер американский детективный телесериал с Элли Уокер в главной роли см. Профилирование см. Профайлинг … Википедия

    Международный аэропорт Шереметьево Здание 2 терминала. Страна: Регион: Россия Московская область Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: УУЕЕ (UUEE) … Википедия

    Международный аэропорт Шереметьево Здание 2 терминала. Страна: Регион: Россия Московская область Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: УУЕЕ (UUEE) … Википедия

    Международный аэропорт Шереметьево Здание 2 терминала. Страна: Регион: Россия Московская область Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: УУЕЕ (UUEE) … Википедия

Книги

  • Практический профайлинг. Психология типов тела. Практический курс Трансерфинга за 78 дней (комплект из 3 книг) (количество томов: 3) , Чалова Юлия. "Практический профайлинг: искусство прогнозировать мотивы тех, кто рядом с вами" . Как составить точный психологический портрет сразу после знакомства с человеком? Что может рассказать…

Говорили древние. Поэтому прежде, чем говорить о такой интересной теме, как “ИСТОРИЯ возникновения профайлинга”, начну, конечно, с определения понятий. Статья для тех, кто хочет больше знать о профайлинге.

Профайлинг, говорит нам википедия, («англ. profile » - профиль) - понятие, обозначающее совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека. Все это делается на основе анализа наиболее информативных частных признаков. Характеристик внешности, невербального и вербального поведения.

Сначала термин «» (профилирование) употреблялся в контексте составления поискового психологического портрета (профиля) неизвестного лица. По следам на месте преступления.

Сейчас понятие «профайлинг» значительно расширилось, в том числе, благодаря Применяется не только в контексте криминалистики, но и в обычной жизни, в бизнесе. Иногда в это понятие включают практические методики. Целью их является оценка достоверности сообщаемой информации по невербальному и вербальному поведению человека. Но это не совсем верно, здесь лучше всего применить термин “верификация ”. То, что мы называем безынструментальной детекцией лжи.

Профайлинг – напомню, я взяла за основу статьи такую тему, как: “ история возникновения профайлинга ”, это совокупность психолого-криминалистических методов. А эксперт-профайлер – специалист, определяющий ареал нахождения человека, совершившего преступление.

Профайлер составляет портрет неизвестного преступника. Делает это по следовой картине преступления, с целью скорейшего его задержания. Почему мы при этом различаем понятия “профайлер” и “верификатор”? Потому что верификатор работает с совокупностью данных и с уже имеющимся подозреваемым. Во время детекции лжи у нас уже есть лицо, в отношении которого нам необходимо сделать вывод. Вывод о его причастности или непричастности к расследуемому событию.

Возвращаясь к вопросу о понятиях, рассмотрим еще один термин. Некоторые чудо-профайлеры пользуются названием “криминальный профайлинг”. Не задумываются о смысле. Дословно это словосочетание переводится как “преступный профайлинг”, “профайлинг преступников”. Если пораскинуть мозгами, выходит, что мы готовим преступников. В частности, наилучшим образом выбирать и составлять психологический портрет жертвы для лучшего совершения преступления. Поэтому “наш” профайлинг правильно было бы называть «криминалистический».

Вы скажете, что термин «криминалистика» с латинского переводится как «преступный». И, тем не менее, – это наука, изучающая с одной стороны преступление и его механизмы, подготовку, сокрытие, личность преступника. А с другой стороны – расследование преступления, его методы, приемы, способы. Приходим к выводу, что применение профайлинга в сфере расследований преступлений целесообразно было бы называть, “антикриминальный” или “контркриминальный”. Но мне, все-таки, больше нравится “криминалистический”.

В арсенале профайлеров-верификаторов есть такое понятие, как “опросная беседа”. Или “завуалированная опросная беседа”. Ее используют для установления истинности или ложности высказываний. Зачастую, ее путают с калибровкой. Эти понятия важно разделить. “Калибровка” является инструментарием нейролингвистического программирования (НЛП). Это точное “считывание”, узнавание состояния другого человека по невербальным (язык тела) и вербальным сигналам. Это, бесспорно, используется во время опросной беседы как один из инструментов для того, чтобы провести ее максимально эффективно.

Считается, что одна из первых попыток составления психологического портрета принадлежит британскому хирургу Томасу Бонду. Он сделал ее в 1888 году в отношении установления личности серийного убийцы и маньяка Джека-потрошителя.

Однако, в 50-х годах ХХ в. использовали психологический профайлинг как метод криминалистики для поиска неизвестного преступника. Это описал американский психолог доктор Джеймс Брассел как одно из средств предварительного расследования. В Нью-Йорке в 1950-х – 1960-х г.г. “Безумным бомбителем” было совершено большое число преступлений. В разных районах города зафиксировали более 30 взрывов. Неизвестный преступник устроил их в местах большого скопления людей. На Пенсильванском вокзале, Большом Центральном вокзале и в Радио-сити мюзик-холле. Полиция обратилась за помощью к психиатру доктору Брасселу.

Доктор сделал вывод, что преступник страдает паранойей, ненавидит отца, испытывает маниакальную любовь к матери, живет в Коннектикуте. Все это после того, как проанализировал фотоснимки мест взрывов и письма, которые террорист посылал в газеты. Брассел составил психологический портрет. Он заявил, что искать нужно человека нормального телосложения, который родился за пределами США. Средних лет (40 – 50), католика, проживающего с братом или сестрой (либо незамужней теткой). Неженатого, который, как правило, носит двубортный пиджак, застегнутый на все пуговицы. Представлялось достаточно вероятным, если внимательно рассмотреть ссылки в некоторых письмах, что разыскиваемый является или был в прошлом одним из возмущенных сотрудников компании, обеспечивающей городское энергоснабжение.

Вскоре после составления этого портрета и по его описанию был арестован Джордж Метески (Жорж Метесский):

  • Человек средних лет (50 лет), родившийся за границей (славянин)
  • Католик, неженатый, живущий с двумя своими незамужними сестрами (единственное расхождение с составленным портретом) в Коннектикуте
  • Что самое удивительное, одетый в двубортный пиджак, застегнутый на все пуговицы.

На вопросы пораженных полицейских Джеймс Брассел ответил: “ Любой психиатр всегда изучает особенности личности. Пытается предсказать, каким образом данный человек может отреагировать на конкретные обстоятельства”.

В этом деле доктор Брассел просто пошел от обратного и двигался по пути наоборот, описывая личность преступника по индивидуальным чертам его преступлений. Это был первый описанный случай применения специалистом в розыскных целях психологического портрета преступника, который получил широкую публичную огласку.

Хотя, до указанного “первым” момента, поведение преступников тоже рассматривалось с точки зрения психологического анализа, но:

  • Они носили эмпирический характер и базировались на энтузиазме отдельных личностей, проводивших предварительные расследования
  • Эти случаи оставались всего лишь попытками
  • До описанного Брасселом случая ни одно из уголовных дел не заканчивалось столь грандиозным результатом и не имело такого резонанса.

В 1985 году ФБР под руководством П. Брукса и Р. Ресслера в рамках программы поиска и поимки преступников разработали систему. Там профайлинг применяется с целью улучшения раскрытий серийных преступлений насильственного характера.

Кроме этого профайлинг применяется для наблюдения и опроса пассажиров с целью выявления потенциально-опасных граждан во время авиаперелетов. В ходе предполетного досмотра, для профилактики и предотвращения терактов на воздушном судне.

История авиационной безопасности – первые попытки обобщения и применения методики профайлинга. Были реализованы в конце 1970-х годов израильской авиакомпанией «Эль-Аль» в аэропорту Бен-Гурион. Цль: противодействие террористической угрозе. Методику использовали во время предполетного досмотра пассажиров для того, чтобы минимизировать возможные риски, связанные с авиаперевозками. Данная методика включает в себя систему, казалось бы, простых вопросов. Направлены они выявить нестандартные реакции пассажиров на них. Метод пользуется базовыми психологическими паттернами – стереотипами поведения – и, скорее, напоминает психологическое тестирование или беседу. В нашей школе на методику есть свой взгляд, тем более, что мы взглянули на нее изнутри, побывав в аэропорту Бен-Гурион, но это уже другая история.

Эта же методика в 1984 г. была “смоделирована” англоязычной компанией ICTS. Стала применяться службами авиационной безопасности во многих европейских странах и США. В это же время небезызвестная компания “Пол Экман Групп” разработала компьютерную программу, позволяющую “читать” лицо и эмоциональные состояния человека. Их активно стали применять в аэропортах США и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государства.

Лицо, горячие точки Пола Экмана и микровыражения с точки зрения верификации тоже вызывают у нас немалое число вопросов, но это материал для отдельной статьи.

История не стоит на месте. Профайлинг постепенно начинает интегрироваться в экономические структуры. В том числе, в банковский сектор. Пол Экман разработал программу, по которой обучали специалистов в области обеспечения безопасности государственных, банковских, адвокатских и юридических структур.

В России у профайлинга, как и у многого другого, своя особая история. Естественно, в СССР была система предотвращения преступности и террористических актов. Были профессиональные психологи, которые разрабатывали системы ведения сложных переговоров, переговоров с террористами и декодирования их эмоциональных состояний.

Поскольку, как известно, в СССР секса, серийных убийц, маньяков “не было”, то в инструментальной и безынструментальной детекции лжи (а также в генетике, кибернетике и других отраслях научного знания) мы продвигались гораздо медленнее запада. Там уже существовали целые отделы по расследованию серийных насильственных преступлений. А если и продвигались, то под “покровом ночи”, в закрытых лабораториях. Как, например, 30-я лаборатория КГБ СССР. В ней с большим успехом занималась инструментальной детекцией лжи, чему служат доказательством уникальные полиграфологи: Валерий Владимирович Коровин, Леонид Георгиевич Алексеев.

Активно применять профайлинг в России стали после большого количества преступлений. Захвата воздушных судов, террористических актов и мошенничеств в банках, когда стала очевидна необходимость в профилактике и предотвращении преступлений.

Эксперт-профайлер, как правило, работает с материалами уголовного дела. Со следовой картиной преступления. Перед ним стоит непростая задача: создать психологический портрет преступника. Ярким примером составления такого профиля можно привести психологический и антропологический портрет Андрея Чикатило. Его создал профессор А.О. Бухановский, который работал с материалами уголовного дела убийцы.

Как я говорила раньше, в случае с безынструментальной детекцией лжи, мы имеем дело с конкретным человеком. Нам известным, поэтому, естественно, методологические подходы и приемы будут отличаться от методов криминалистического изучения личности. Хотя, отдельно ставить “профайлинг” в случае верификации лжи невозможно. Любой верификатор – это в первую очередь и профайлер тоже.

В профайлинге основным инструментом является ознакомление с материалами уголовного дела. В детекции лжи – различные виды бесед и вопросов. Задача профайлера – составить портрет человека, задача верификатора – во время беседы “понять состояние”, спровоцировать человека на неосторожное высказывание или действие (утечку). И, желательно, получить признание. Но чтобы всего этого добиться, в первую очередь, необходимо составить психологический портрет, иначе “подход” к человеку и структура беседы могут оказаться несостоятельными. Поэтому в нашей школе профайлинг от верификации мы не отделяем и специалиста в безынструментальной детекции лжи называем профайлер-верификатор.

Калибровку верификатор проводит каждую секунду, на основании ее результатов принимает решение о смене подхода или переходе от одного этапа беседы к другому.

Кроме криминалистического профайлинга с легкой руки в нашей стране стал развиваться бизнес профайлинг. Еще несколько видов профайлинга, например, этнический.

Бизнес профайлинг, система сопровождения деловых переговоров, улучшения работы организаций и компаний, стоит обособленно. Если профайлинг в авиационной и банковской безопасности может позволить себе директивные, жесткие управленческие приемы проверки, анализа и сбора информации. То бизнес профайлинг – это высшая форма психологического мастерства.

Это направление профайлинга – удел немногих избранных, так как требует высокого уровня развития интеллекта. Эмоционального интеллекта. Человек должен владеть знаниями в таких сферах как:

  • Бизнес-процессы , инвестиции, бухгалтерия, финансы
  • Переговоры, жесткие и боевые переговоры , мягкие жесткие переговоры, фокусы языка
  • Манипуляции , вербовка , активные мероприятия, хедхантинг
  • Этикет, бизнес этикет, имидж и многих других.

Профайлинг: тонкая и интересная наука Человековедения. Предполагает беспрестанное обучение и самообучение, развитие эмпатии, навыка наблюдать и замечать мельчайшие детали, переговорного мастерства. Если вы все-таки решились овладеть этой нелегкой профессией, – дерзайте! Вас ждут удивительные открытия!

Используемая литература для статьи “история возникновения профайлинга”:

  • Алексеев Л.Г. Психофизиология детекции лжи.
  • Дуглас Д. Преследуя зло.
  • Ениколопов С.Н. Психологические особенности криминального профайлинга.
  • Лесли Й. Краткий психолого-психиатрический словарь.

Введение

Высокий фон криминогенной активности в России и в мире, расширение масштабов преступной деятельности и терроризма придают особую значимость проблеме обеспечения общественной безопасности и своевременного предотвращения противоправных действий.

В настоящее время террористические акты нередко совершаются очень профессионально и наносят обществу значительный ущерб. Теракт сегодня - это четко спланированное мероприятие, за которым, как правило, стоят недели и месяцы усиленной подготовки, а также мощное финансирование. Террористические организации постоянно совершенствуют методы, средства и формы организации терактов, используют все более изощренные способы сокрытия оружия и взрывных устройств для совершения противоправных действий, проводят более тщательную и целенаправленную работу по подготовке непосредственных исполнителей терактов, причем все чаще используются террористы-смертники.

Поэтому при разработке системы предотвращения противоправных действий, прежде всего терактов, должен использоваться комплексный подход к обеспечению безопасности, формируемый с учетом актуальных тенденций криминально-террористической угрозы. Следовательно, эффективное противодействие террористическим угрозам возможно только при объединении усилий правоохранительных органов, служб безопасности и других заинтересованных ведомств и организаций.

Соответственно особую значимость приобретает проблема создания комплекса превентивных мер для выявления и предотвращения противоправных действий с максимальной эффективностью. Одним из ведущих направлений в решении данной проблемы является разработка технологий профайлинга, позволяющих выявить признаки подготовки противоправных действий на самых ранних этапах. На современном этапе внедрение профайлинга сводится к следующим аспектам:

методологическое и правовое определение профайлинга, а также подтверждение его роли и места в целостной системе обеспечения национальной безопасности конкретного объекта (территории);

законодательное подтверждение обязательности применения профайлинга как способа выявления признаков подготовки противоправных действий;превентивный противоправный профайлинг

включение профайлинга в технологические процессы по обеспечению безопасности;

определение контингента, который будет применять в своей работе профайлинг, - сотрудников органов внутренних дел и служб безопасности;

разработка (совершенствование) конкретной системы взаимодействия и слаженности действий между сотрудниками служб безопасности и иных организаций и ведомств, прежде всего органов внутренних дел.

На сегодняшний день профайлинг является направлением, которое только начинает получать свое развитие в России - в юридическом и научно-практическом аспектах. Метод профайлинга можно применять в рамках мероприятий по осуществлению контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности при работе с персоналом для выявления неблагонадежных лиц, возможно, связанных с криминальными или террористическими структурами, а также при приеме на работу или в ходе контрольных проверок как сотрудников безопасности, так и прочих подразделений транспортного предприятия.

Определение профайлинга как способа предотвращения противоправных действий. Понятие признаков в профайлинге

В специальной литературе нет единой формулировки, раскрывающей понятие «профайлинг». В основном считается, что данное слово произошло от английского слова profile (профиль) и относится к профессиональной терминологии. При определении профайлинга необходимо исходить из следующих положений:

профайлинг является одним из способов обеспечения безопасности, так как позволяет предотвратить противоправное действие посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций;

выявление потенциально опасных лиц и ситуаций проводится по специальным технологиям, в основе которых лежит комплексный анализ таких значимых факторов, как внешность и поведение человека, его перевозочные документы, багаж, вещи, находящиеся при нем, и др.;

профайлинг как один из способов по предотвращению противоправных действий может применяться на любом этапе, во всех местах и на всех мероприятиях по обеспечению авиационной безопасности и иных охраняемых (контролируемых) объектах и территориях:

в рамках профайлинга необходимо применение методов психологии в их прикладном аспекте, так как особый акцент делается на процессах межличностного взаимодействия, на возможностях человеческого восприятия к считыванию внешней и внутренней информации, на формировании и развитии таких качеств, как наблюдательность, проницательность, коммуникабельность.

В рамках предотвращения криминально-террористической угрозы на объектах транспорта можно выделить следующие основные задачи для сотрудников органов внутренних дел:

предотвращение актов незаконного вмешательства, в частности взрыва, захвата (угона)транспортного средства;

выявление признаков подготовки акта незаконного вмешательства;

выявление лиц, связанных с криминальными (террористическими) структурами;

выявление потенциально опасных лиц, возможно, связанных с угрозой взрыва, захвата (угона) воздушного судна.

В связи с этим можно рассматривать профайлинг как комплекс технологий выявления потенциально опасных лиц, угрожающих как конкретному рейсу, так и общественной безопасности, т.е. каким-либо образом связанных с криминально-террористической угрозой.

Признак - это специфическая черта, свойство предмета (или явления), позволяющие выделить и распознать его среди других возможно похожих объектов. Каждый предмет имеет множество разнообразных признаков. Криминально-террористическое поведение (наличие противоправного намерения) также имеет определенный набор признаков, которые выделяют его среди прочих явлений. Выделяются позитивные и негативные признаки, указывающие на степень потенциальной опасности субъекта - пассажира, посетителя (рис.1).

Рис. 1. Классификация признаков

Выявление потенциально опасных лиц начинается с обнаружения указанных признаков.

Позитивные (положительные) признаки будут свидетельствовать о большой степени вероятности отсутствия связи с террористической деятельностью. Например, так будет, если речь идет о действующих сотрудниках МВД России, ФСБ России, широко известных лицах, официальных гостях, дипломатах.

Негативные признаки являются индикаторами возможной связи между пассажиром и планируемым террористическим актом. Их, в свою очередь, подразделяют на подозрительные и критические.

Подозрительные признаки указывают на большую вероятность наличия преступного намерения у пассажира или посетителя и его возможного использования криминально-террористическими структурами для совершения противоправных действий.

В поведении, внешнем облике пассажира, а также в его документах что-то может вызвать подозрение. Так, если пассажир появляется в конце досмотра, когда у сотрудника службы безопасности или сотрудника ОВД внимание притупляется, или проявляет необоснованную нервозность, общую неадекватность ситуации, требует ускорения процедур досмотра, то необходимо обратить на это внимание и задуматься, с чем это может быть связано.

Проверяя документы, удостоверяющие личность, и перевозочные документы, надо отмечать следующие факты:

несоответствие данных в паспорте, билете, визе (например, разные имена);

незнание дат, проставленных в паспорте (или же заученное хронологическое их воспроизведение);

нелогичный маршрут перелета;

билет в один конец;

форма оплаты билета, не принятая в данной стране (например, оплата наличными в западной стране), и т.д.

Критические признаки указывают на высокую степень вероятности связи пассажира с планируемым террористическим актом. К ним относятся:

поддельный или недействительный паспорт пассажира;

несоответствие информации в паспорте и (или) билете тем данным, которые сказал пассажир;

то, что пассажир предъявляет удостоверяющий личность документ, выданный в регионе (стране), где ведутся боевые действия или присутствует конфликтная (неустойчивая) политическая ситуация, ситуация, например, «непризнанные» страны;

поведение и внешность, подпадающие под описание террориста-смертника;

приобретение билета или изменение в нем информации незаконным путем;

обнаружение оружия и взрывчатых веществ в багаже или вещах, находящихся при пассажире.

1 Выявление подозрительных признаков у пассажиров в ситуации профайлинга

Подозрительные признаки выявляются:

По поведению и внешнему виду

По документам, удостоверяющим личность

По перевозочным документам

Подозрительные поведенческие признаки

К признакам, указывающим на вероятную ложь, относятся определенные физиологические симптомы, своеобразные мимика и жестикуляция человека, некоторые его слова и фразы.

Физиологические симптомы лжи (общие признаки стресса, тревоги):

появляются капельки пота, особенно над верхней губой или на лбу;

сухость во рту вызывает желание пить;

сухость губ ведет к их периодическому облизыванию;

зрачки сужаются;

дыхание становится тяжелым, приобретает неприятный запах;

выдох становится шумным, вздохи глубокие;

изменяется цвет лица (лицо краснеет, бледнеет или покрывается пятнами);

начинают подергиваться мышцы лица (веко, уголок рта, кончик брови и т.д.);

рот кривится, напрягаются губы, человек покусывает или жует их;

тело начинает бить дрожь;

учащается мигание (моргание);

покрываются «гусиной кожей»;

начинается зевота;

учащается сердцебиение, что ведет к усилению пульсации крови в сосудах (становится заметной пульсация крови в сосудах на шее, лбу, висках, в сонной артерии);

появляется заикание;

начинается нервный кашель (покашливание);

происходит частое и (или) сильное сглатывание слюны; при этом кадык движется резко.

Так проявляются общие признаки стресса, в той или иной мере свидетельствующие о лживости проверяемого лица. Вместе с тем сам факт стрессового состояния бывает связан с личностными и поведенческими особенностями любого человека. Поэтому, восприняв нервное напряжение пассажира (посетителя) как сигнал, следует перейти к предметному выявлению признаков его лжи.

Мимика и жестикуляция при обмане. Когда человек лжет, он обычно волнуется, а пытаясь справиться со своим волнением, неосознанно совершает беспорядочные, неоправданные движения.

Лгущий человек, как правило:

не может спокойно усидеть на одном месте;

теребит края своей одежды, стряхивает с нее пыль, снимает соринки (реальные или мнимые);

перебирает пальцами, потирает руки;

трогает голову, поправляет волосы;

касается различных частей лица - рта, глаз, ушей, носа;

играет с какими-либо предметами (поправляет манжету рубашки или ремешок часов, перебирает листки, завязывает или перевязывает шнурки и т.д.);

не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях;

стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из поля зрения сотрудника-профайлера (несколько приседает, излишне облокачивается на стойку);

покусывает губы или ногти;

избегает взгляда сотрудника-профайлера (смотрит в его глаза менее трети времени разговора; часто используемый способ избежать взгляда сотрудника - со скучающим видом рассматривать помещение, в котором проходит беседа);

постоянно смотрит сотруднику прямо в глаза (видимо, ему известно, что, если человек избегает взгляда, это считается признаком того, что он говорит неправду); в таких случаях можно заметить, что человек переигрывает, поскольку обычно взгляд не фиксируется неподвижно в течение всего разговора: слушатель, как правило, смотрит на говорящего (пока тот говорит), чтобы показать, что он слушает; говорящий же часто отводит взгляд, кроме тех моментов, когда необходимо что-то подчеркнуть или показать, что он закончил свою речь;

оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним;

почесывает разные части лица, шеи, головы;

отводя взгляд вниз, сильно трет один глаз;

покачивает ногой.

О неискренности могут свидетельствовать также следующие признаки:

мимолетные изменения в выражении лица;

рассогласование между словами и жестами (кивание головой при отрицательных ответах, покачивание головой при положительных ответах);

повернутое в сторону от сотрудника тело;

опущенная голова и втянутый подбородок;

нахмуренные или поднятые брови;

различные движения ногами - шарканье, постукивание по полу, сгибание или разгибание коленей, закидывание ноги на ногу, нетерпеливое переминание с ноги на ногу;

движения рук - они прячутся, беспокойно движутся или указывают в сторону, невольно отвлекая внимание; ладони рук неосознанно скрываются;

периодическое или постоянное поглаживание (похлопывание, массирование) какой-либо части тела (жест самоуспокоения); подергивание какого-либо элемента одежды;

частое потирание или вытирание рук;

периодическое почесывание или потирание носа, особенно в процессе разговора;

улыбка, появляющаяся не в соответствующей ситуации, которая сохраняется насильственно долго;

прикрывание рта рукой либо ее поднесение ее близко ко рту или к горлу;

скрещенные руки на груди и (или) ноги под стулом.

Речевые построения, выдающие ложь. На лживость пассажира (посетителя) могут указывать следующие слова, фразы, ответы и особенности речи.

Настоятельное убеждение в собственной искренности, при котором чрезмерно подчеркивается честность, правдивость (в случаях, когда сотрудник никак не выражает недоверия):

Клянусь здоровьем...

Честное слово, я не знаю...

Даю руку на отсечение...

Это так же верно, как то, что...

Честное слово, дело было так...

А это самый распространенный и очевидный словесный признак лжи.

Уклонение от обсуждения определенных тем, вопросов, даже когда они не затрагивают каких-либо неприятных моментов:

Не могу вспомнить...

Я этого не говорил...

Я не буду это обсуждать...

Не вижу здесь никакой связи...

Я не могу ответить на этот вопрос...

Необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, что явно провоцирует собеседника на грубость:

Я не знаю, о чем идет речь...

Я вообще не желаю с вами говорить...

Я не обязан отвечать на ваши вопросы...

Попытки вызвать симпатию сотрудника, доверие, чувство жалости:

Я такой же, как и вы...

У меня точно такие же проблемы...

У меня семья, дети...

Короткие отрицания или равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы, простые повторяющиеся ответы или повторение простого отрицания; уклонение от использования слов «да» или «нет»:

Не понимаю, о чем идет речь!

Я не уверен, что...

Вы что, не уважаете меня?

Вы, несомненно, человек серьезный.

Я об этом ничего не знаю.

Искренний человек старается говорить больше и отстаивает свою искренность при выражении сомнений в ней, тогда как равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы вызваны тем, что в ходе беседы пассажиру (посетителю) становится все труднее и труднее лгать. При этом характерны:

проявление нерешительности в высказываниях;

отвлечение сотрудника несмолкаемым разговором либо многочисленными вопросами;

нежелание или утрата способности отвечать на задаваемые вопросы;

длительные паузы перед ответами на вопросы, слишком медленные или запутанные ответы;

ответ вопросом на вопрос;

повторение задаваемых вопросов вслух или просьбы о пояснении вопроса;

маскировка сути вопроса лишней, не относящейся к делу информацией.

Если при этом сотрудник выясняет какие-либо обстоятельства, пытается определить реальную или мнимую вину собеседника, полезно иметь в виду следующие уточнения психологов.

может выражать подозрительность, недоверие, не оказывая при этом противодействия в выяснении обстоятельств по делу;

нередко дает исчерпывающую информацию со всеми подробностями, даже не имеющими прямого отношения к делу; в беседе многословен;

постоянно старается перебить своими объяснениями;

начинает активно защищаться до того, как его в чем-то обвинят или заподозрят.

В то же время виновный человек:

избегает подробных объяснений, немногословен;

сдерживает себя при ответах на вопросы;

оказывает противодействие сотруднику при выяснении фактов, обстоятельств по обсуждаемому вопросу;

может отказаться от объяснений без всяких видимых причин;

указывает на точность мелких деталей в своих объяснениях;

выражает желание помочь при выяснении тех или иных обстоятельств.

На ложь пассажира (посетителя) могут указывать и следующие особенности поведения:

несоответствие поведения ситуации;

демонстрация преувеличенного дружелюбия, улыбчивости, когда обстановка не располагает к этому;

оказание непрошенной помощи;

заострение внимания на второстепенных мелочах;

громогласное проявление негодования, возмущения по незначительному поводу;

демонстрация избирательной забывчивости, невнимательности;

видимая перемена поведения - от спокойного к взволнованному, возбужденному, разгневанному; переход от проявления ответных реакций к отсутствию таковых;

высказывание жалоб на плохое самочувствие, просьбы об оказании медицинской помощи; помимо действительного ухудшения общего самочувствия это может быть приемом отвлечения внимания, поводом для сворачивания беседы.

Изучение изложенных признаков внешнего вида и поведения пассажира (посетителя), включая его движения, мимику, речевые построения, имеет важное ориентировочное значение. При этом одна из главных рекомендаций сотруднику-профайлеру заключается в том, чтобы в случае расхождения между словами и жестами пассажира (посетителя) больше доверять своему зрению, а не слуху. Истине будут соответствовать именно невольные жесты, движения человека, его мимика, а не произносимые фразы.

Технология профайлинга включает также умение использовать активные приемы выявления признаков лжи. При этом эффективность выявления этих признаков во многом определяется способностью создать соответствующую искусственную ситуацию.

В общем плане порядок активных действий по выявлению лжи может быть следующим:

) задать прямые вопросы, глядя прямо в глаза пассажиру (посетителю), и проследить за его реакцией;

взглянуть в упор, с явным выражением сомнения в достоверности утверждений;

использовать речевые, мимические и прочие приемы, направленные на активизацию реакций пассажира (посетителя).

К таким приемам, способным оказать психологическое воздействие, можно отнести:

жесткий взгляд в упор, сопровождаемый короткими, рублеными фразами;

разговор с нарушением интимной зоны (менее 45-50 см);

умышленная демонстрация, отражение жестов пассажира (посетителя);

использование вопросов-ярлыков («Не так ли?», «Не правда ли?»);

использование приема «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее... сейчас или позже?», «Вы сами сделаете это или с помощью...?», «Как я должен, на ваш взгляд, поступить: так или...?».

Подозрительные признаки, выявляемые по документам, удостоверяющим личность

Паспорта повышенного риска: опасный регион, визы стран повышенного риска, признаки подделки документов;

Пассажир имеет паспорт одной из стран: Афганистан, Алжир, Бахрейн, Чад, Кипр, Египет, Ирак, Иран, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Ливан, Ливия, Мальта, Саудовская Аравия, Шри-Ланка, Сирия, Тунис, Йемен, Оман, Судан или страны, не признанной мировым сообществом;

Подозрение, что паспорт фальшивый;

Фотография не соответствует внешности пассажира: цвет глаз и волос, возраст и др.

Подозрительные признаки, выявляемые по перевозочным документам

Билет в один конец в страну не своего проживания;

Несовпадение ФИО в паспорте и билете;

Нелогичный маршрут;

Билет куплен или обменен менее чем за 48 часов до вылета;

Пассажир вылетает в одну из перечисленных стран;

Билет оплачен наличными (в западных странах).

Подозрительные признаки, выявляемые по содержанию ручной клади и багажа

Нестандартный вид багажа

Нежелание предъявить багаж к досмотру

Наличие радиовидеоприборов

Несоответствие веса размерам ручной клади

Несоответствие содержимого - маршруту

Наличие в багаже большого количества книг или коробок

Наличие в багаже хлеба, тортов и других кондитерских изделий.

Нарушенная подкладка в багаже

Наличие жесткого каркаса в рюкзаке

Объемные головные уборы

Наличие большого количества электронных (электрических) приборов.

2. Профили пассажиров и посетителей

Выявление, фиксация и анализ указанных признаков является основой для дальнейшей классификации пассажиров.

С точки зрения угрозы всех пассажиров можно условно разделить на две группы (по профилям): неопасных и потенциально опасных.

Профиль можно охарактеризовать как совокупность значимых признаков, указывающих на наличие или отсутствие потенциальной связи субъекта (пассажира, посетителя и др.) с рассматриваемой угрозой. Поэтому цель профайлинга - отнесение пассажира к определенному профилю (рис. 2).

Неопасный пассажир (посетитель) - лицо, не представляющее угрозы для рейса с точки зрения выявления негативных признаков во внешности, поведении и перевозочных документах:

не было зафиксировано негативных признаков (отклонений от нормы);

подозрительные признаки не получили негативного подтверждения.

Потенциально опасный пассажир (посетитель) - лицо, у которого зафиксированные подозрительные признаки получили негативное (угрожающее) подтверждение.

Потенциально опасные пассажиры (посетители) подразделяются на осведомленных и неосведомленных. Различие между двумя данными группами заключается в знании пассажира (посетителя) об угрозе, которую он может нести для данного рейса.

Рис. 2. Профили пассажиров и посетителей

Дадим краткую характеристику каждой группы, начиная с неосведомленных террористов, т.е. не знающих о своей угрозе для объекта.

Неосведомленные террористы. Они, в свою очередь, подразделяются на три группы: наивные, частично наивные, подставные (внештатные).

Признаки, которые характеризуют наивного террориста:

не знает, что вовлечен в преступную деятельность;

не осведомлен о наличии у себя в багаже (или в перевозимом имуществе) не принадлежащего ему, подложенного предмета, который может быть опасным (например, токсичным веществом или взрывным устройством);

не имеет характерных отличительных особенностей в поведении;

О частично наивном террористе можно сказать следующее:

не является членом террористической организации;

знает, что нарушает закон, но не осведомлен о том, что изначально его действиями управляют террористические организации;

перевозит за деньги или другое вознаграждение запрещенные предметы (оружие, наркотики и др.); на практике данные предметы могут оказаться взрывными устройствами, причем ему могут подложить в багаж взрывное устройство, не оповещая об этом;

поведение характеризуется замкнутостью, напряженностью.

Для подставного (внештатного) террориста характерно следующее:

возможно, является членом террористической организации (или сотрудничает с ней);

перевозит за деньги или из чувства солидарности оружие, взрывные устройства и т.д.; в его задачу не входит их использование;

как правило, не оповещен об угрозе данных предметов для рейса, т.е. ему могут подложить опасные предметы, например взрывное устройство, имеющее возможность срабатывания в полете.

поведение у него тревожное, возможны психофизиологические проявления стресса и страха.

Осведомленные террористы. Осведомленными террористами считаются те, которые знают о своей угрозе для данного рейса. Эта категория лиц подразделяется на несуицидальных и суицидальных террористов.

Весьма опасна группа несуицидальных террористов, которые:

часто являются членами действующих террористических организаций;

тщательно подготовленные, тренированные люди, высокомотивированные личности, идущие на данное преступление из личных, политических, религиозных, псевдопатриотических или криминальных интересов;

их тактика - хорошо спланированный, часто групповой характер действий; захват и угон самолета, расстрел пассажиров в местах их скопления (на регистрации и в залах ожидания), закладка взрывных устройств в залах аэровокзальных комплексов, других объектах аэродрома и в самолетах;

характерная черта - планирование способов и маршрутов отхода (например, угон самолета и захват пассажиров и воздушного судна с политической или материальной мотивацией);

поведение самоуверенное, агрессивное, им свойственен сильный волевой контроль.

О суицидальных террористах (террористах-смертниках) можно сказать следующее:

являются членами террористических организаций (или каким-то образом связаны с ними); иногда действия носят индивидуальный характер; часто это религиозные фанатики или прошедшие специальную психологическую обработку лица;

их тактика - взрыв на борту самолета в воздухе или в людных местах;

отход для данной группы не запланирован;

поведение может быть спокойное (отрешенное), возможно состояние наркотического опьянения.

Для обеспечения безопасности на транспорте определение профиля пассажиров (посетителей) имеет весьма важное значение:

анализ негативных и положительных признаков позволяет отнести пассажира (посетителя) к определенному профилю;

экспресс-диагностика профиля пассажира (посетителя) является важной информацией с точки зрения раннего выявления подготовки противоправного действия;

профиль пассажира (посетителя) непосредственно связан с характеристикой угрозы; при видоизменении угрозы профиль соответственно будет иным; методы выявления профиля также различны.

по сложенной выше методологии на основании характеристики угрозы можно описывать соответствующие профили, которые являются основой для выявления потенциально опасных лиц.

Этапы технологии профайлинга

превентивный противоправный профайлинг опасный

При проведении профайлинга можно выделить основные этапы технологии, которые представляют собой целостный процесс выявления потенциально опасных лиц и ситуаций

Первичное наблюдение за пассажиром и анализ первого впечатления. На данном этапе сотруднику безопасности необходимо:

поздороваться с пассажиром и представиться ему;

объяснить цель проводимой проверки (т.е. пояснить, что проверка проводится в целях безопасности самого пассажира);

установить с пассажиром контакт.

Очень важный информативный фактор в профайлинге - анализ первого впечатления о пассажире по его внешности, поведению, багажу (если имеется), ручной клади, одежде, обуви, аксессуарам, прическе, украшениям, особым приметам (для женщин - по макияжу) и т.д.

Первичный осмотр пассажира позволяет:

составить первое впечатление о человеке и охарактеризовать его;

обнаружить подозрительные признаки во внешнем облике, поведении пассажира и сопровождающих его лиц;

отнести к определенному типу («турист», «командировочный», «бизнесмен» и др.);

выявить характерные признаки стресса, страха, агрессии, тревоги, состояния общей неадекватности;

зафиксировать внешние признаки, указывающие на возможное алкогольное или наркотическое опьянение;

сделать предварительные выводы о пассажире.

Проверка документов. Проверка паспорта пассажира (другого официального документа, удостоверяющего личность) и авиабилета производится в целях:

проверки личности пассажира;

выявления подозрительных признаков в паспорте и авиабилете, если необходимо в визе на въезд в иностранное государство;

определения действительности документа, удостоверяющего личность (исключение подделки);

для международных перелетов - проверки документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами.

Используются следующие методы проверки документов:

сравнение информации в паспорте с личностью пассажира с целью определения принадлежности документа;

) установление признаков подделки документа (акцент на соответствии фотографии в документе личности пассажира);

) изучение информации, содержащейся в билете с целью выявления признаков подделки, несоответствий, ошибок и т.д.; в билете (электронном билете) содержится информация, которая должна быть учтена при классификации пассажира.

Беседа с пассажиром. Она проводится с целью обнаружения и (или) опровержения подозрительных признаков, выявленных на предыдущих этапах проверки пассажира. Здесь можно задать следующие вопросы:

Ваше имя? Куда Вы летите? Цель Вашего визита в страну назначения (город и т.п.)?

У Вас есть родственники (друзья, знакомые) в этом городе/стране?

Где Вы планируете остановиться? (или: где Вы останавливались?);

Что Вы собираетесь посетить (посетили) в ходе поездки (различные мероприятия, музеи, театры, культурно-исторические памятники)?

Что Вам особенно понравилось? Какие покупки Вы сделали? (планируете сделать?).

Проверка документов и вышеперечисленные вопросы по времени должны в среднем занимать не более 2-3 мин.

Опрос пассажира по обнаруженным подозрительным моментам. При выявлении у пассажира подозрительных признаков во внешности, поведении, багаже, путевых документах необходимо провести опрос именно по внушающим опасение (сомнение) фактам.

Такой опрос проводится в целях разрешения возникших сомнений, чтобы предотвратить применение усиленных мер безопасности. Для этого используются контрольные уточняющие вопросы, сформулированные таким образом, чтобы можно было получить необходимую информацию, которая может рассеять или подкрепить подозрения.

Выделяют основополагающие принципы опроса по подозрительным моментам:

вопросы задаются строго по тематике подозрительного момента, не допускается перескакивания с одной темы на другую (например, если сомнения возникли на основе изучения билета пассажира - необычный маршрут перелета, то в опросе лучше сконцентрироваться на цели поездки);

вопросы должны быть типовыми для каждой ситуации и хорошо известными лицу, которое их задает, чтобы не возникало необходимости в их конструировании на ходу;

полученную информацию при ответах на вопросы (вербальная информация) необходимо одновременно соотносить с невербальной информацией, поступающей от опрашиваемого (позы, движения, жесты, мимика);

во время беседы необходимо следить за поведением пассажира, динамикой его реакций, уделяя особое внимание признакам лжи, стресса, нервозного состояния или общей неадекватности;

надо помнить, что обнаруженные при опросе отклонения в психологическом состоянии пассажира усиливают значимость выявленного подозрительного признака;

при ведении опроса необходимо следить, чтобы нить разговора всегда была у сотрудника безопасности, нельзя упускать инициативу и позволять втягивать себя в длительные дискуссии и спровоцированные конфликтные ситуации.

Обязательный опрос по багажу проводится в целях выявления неосведомленных («наивных») пассажиров, поскольку все другие группы опасных пассажиров должны быть обнаружены на предыдущих стадиях.

Профессиональный и грамотно проведенный опрос по багажу позволяет обнаружить опасные ситуации, связанные с провозом запрещенных веществ и предметов. Отказ от взаимодействия с сотрудником безопасности расценивается как подозрительный признак. Неудовлетворительные итоги опроса по багажу являются основанием для применения усиленных мер безопасности к пассажиру (например, ручной досмотр багажа или же досмотр с использованием рентгено-телевизионной установки).

Опрос по багажу начинается с предварительной фразы: «Я должен (должна) задать несколько вопросов по поводу Вашего багажа, так как в прошлом неоднократно случалось, что пассажиры, возможно не зная об этом, перевозили с собой предметы, которые оказывались опасными для пассажиров и рейса».

Опрос проводится по следующим пунктам:

Кому принадлежит весь этот багаж, его содержимое?

Кто упаковывал этот багаж, когда и где?

С момента, когда Вы упаковали свой багаж и до настоящего времени, где он находился?

Оставляли ли Вы свой багаж без присмотра; доверяли ли вы его малознакомым людям, случайным попутчикам?

Какие предметы, переданные другими людьми, Вы везете с собой?

Расскажите обо всех электрических, электронных или работающих от батареек устройствах, которые Вы везете с собой.

Расскажите о всех жидкостях, которые Вы везете с собой.

Имеются ли у Вас с собой запрещенные к перевозке предметы, являющиеся оружием, похожими на оружие или же которые можно использовать как оружие?

В заключение сотрудник безопасности или сотрудник ОВД должен поблагодарить за сотрудничество и выразить пожелание, чтобы пассажир с данного момента и до посадки в самолет не принимал ни от кого никаких предметов и не оставлял свои вещи без личного присмотра или под присмотром неизвестных лиц.

Общие требования к проведению обязательного опроса по багажу таковы:

беседа ведется в спокойной и доброжелательной манере, задавать вопросы лучше негромким голосом, немного наклонившись к пассажиру, чтобы оказать необходимое психологическое воздействие;

вопросы предлагаются пассажирам в корректной форме, на понятном для них языке;

начать опрос лучше всего со слов о том, что цель предстоящей беседы - безопасность самого пассажира и его рейса, так как это создает нужный настрой;

вопросы должны быть составлены в определенной логической последовательности, которой необходимо придерживаться;

в случае непонимания вопрос можно повторить, но при этом не менять формулировок;

вопросы должны быть открытыми, т.е. они предполагают развернутые ответы, а не просто: «да» и «нет».

Технология проведения профайлинга предполагает, что могут возникнуть самые различные по сложности ситуации и в любой момент нахождения пассажира (посетителя) в здании аэровокзала. Поэтому существуют разные варианты опроса пассажира по подозрительным моментам.

Так, в целях предотвращения незаконного оборота оружия нельзя упускать из вида такую ситуацию, когда пассажир перевозит с соблюдением требуемых условий в зарегистрированном багаже следующие предметы: арбалеты, ружья для подводной охоты, мечи, кинжалы, ножи, имитаторы любого вида оружия и др. В этой ситуации необходимо особенно внимательно следить за поведением пассажира. При проявлении внешних признаков тревоги, неуверенности, стресса сотруднику САБ или представителю органа внутренних дел следует задать вопросы следующего содержания:

Кому принадлежат эти предметы?

Где, когда и с какой целью Вы их приобретали?

Каким образом собираетесь их использовать в том городе, стране, регионе, куда Вы направляетесь?

Пассажир должен дать четкие логичные ответы на эти вопросы и при утверждении, что данный предмет принадлежит именно ему, должен быть в состоянии объяснить их предназначение и как им пользоваться.

Если в ходе предполетного досмотра предъявлено или обнаружено огнестрельное, газовое, пневматическое и другое оружие, сотрудник органа внутренних дел на транспорте обязан проверить наличие у пассажира документов на право хранения и ношения оружия, а в необходимых случаях соответствующего разрешения на его ввоз (вывоз), а также произвести тщательный осмотр оружия и сделать соответствующую отметку в актах приемки оружия на период полета. При возникших подозрениях следует задать такого рода вопросы:

Кому принадлежит лицензия на оружие?

Какой срок действия лицензии на приобретение оружия?

Где и когда данная лицензия была выдана?

С какой целью Вы перевозите данное оружие?

Известны ли Вам правила обращения с оружием?

Вы охотник? У Вас имеется охотничий билет? (в случае перевозки охотничьего оружия);

В каких спортивных мероприятиях Вы планируете принимать участие? Уже принимали участие? (при перевозе спортивного оружия).

Сбивчивые и неясные ответы, признаки лжи и явного стресса в поведении будут свидетельствовать о возможной причастности данного лица к таким противоправным действиям, как незаконный оборот оружия.

При подозрении в предъявлении поддельной или неисправной визы представителю авиакомпании (сотруднику САБ, милиции) следует поставить перед пассажиром такие вопросы:

Где Вы получали визу?

Кто, когда выдавал Вам эту визу?

Какая валюта принята в данной стране, куда (откуда) Вы направляетесь?

Назовите срок действия визы.

На какой срок Вы отправляетесь в данную страну?

Здесь очень важно обратить внимание на то, знает или не знает пассажир дат, указанных в визе.

В случае применения профайлинга сотрудниками органов внутренних дел при проведении, например, оперативных проверок в зоне пограничного (паспортного) контроля в целях выявления лиц с недействительными документами и (или) лиц, которым временно ограничен выезд из Российской Федерации, в связи с задержанием по подозрению в совершении преступления либо с привлечением в качестве обвиняемого пассажиру выборочно и (или) при возникших подозрениях можно задать примерно такие вопросы:

Имеются ли у Вас ограничения на выезд из Российской Федерации?

Не были ли Вы в качестве обвиняемого, подсудимого?

Где и когда Вы получали паспорт или иной предъявляемый документ?

Ваша фамилия, имя, отчество? Дата Вашего рождения? Место жительства? (сверить ответы с данными в паспорте).

Если пассажир путается в собственных паспортных данных, напрягается при произнесении его фамилии, имени и отчества, демонстрирует признаки лжи при ответах на вопросы об ограничениях на выезд и привлечении к уголовной ответственности, можно предположить, что это лицо, связано с теми или иными преступлениями (правонарушениями).

Для выявления подозрительных признаков, указывающих на возможный провоз пассажиром (посетителем) запрещенных, предметов и веществ или размещение вещей в камерах хранения с противоправными целями, можно также задать ряд вопросов:

Кому принадлежит этот багаж?

Не оставляли ли Вы багаж без присмотра или посторонним малознакомым людям?

Что находится в Вашем багаже?

С какими целями Вы сдаете багаж в камеру хранения?

Рекомендуется проводить данный опрос при зафиксированных в поведении лица, сдающего багаж, вещи (в момент предъявления для досмотра), при несоответствии сдаваемого багажа статусу, общему облику человека, подозрительных сопровождающих и т.д., а также в качестве выборочного контроля и (или) дополнительной меры безопасности при усилении угрозы совершения АНВ.

Характеристика пассажира. Проведенные мероприятия на перечисленных этапах проверки предоставляют возможность охарактеризовать пассажиров с точки зрения потенциальной опасности для рейса (угрозы взрыва, захвата заложников), т.е. классифицировать их по категориям. В зависимости от присвоенной характеристики (категории) должны варьироваться и последующие меры безопасности (проверки).

Разделение пассажиров на категории должно осуществляться в соответствии со степенью их угрозы для рейса, установленной при помощи профайлинга. Условно выделяют четыре категории пассажиров: «низкий риск», «обычный риск», «высокий риск» и «очень высокий риск».

«Низкий риск» (пассажир «низкого риска»). В эту категорию входят пассажиры с зафиксированными положительными признаками (дипломаты, «известные» пассажиры, действующие сотрудники МВД России, ФСБ России и других силовых структур); пассажиры с положительными результатами проверки. Профиль - неопасный пассажир.

Можно с полным основанием предполагать, что такого рода пассажир:

не имеет намерения совершить теракт;

не может быть использован для совершения теракта.

«Обычный риск» (пассажир «обычного риска»). Отнести пассажиров к данной группе позволяют: положительные результаты проверки; подозрительные признаки не выявлены или же не получили негативного подтверждения в ходе собеседования. Профиль - неопасный пассажир. Можно с полным основанием предполагать, что исходный уровень угрозы от данного типа пассажира ограничен.

«Высокий риск» (пассажир «высокого риска»). В данную категорию входят те пассажиры, в отношении которых в ходе проверки были обнаружены подозрительные признаки, получившие при опросе дополнительное подтверждение. Профиль - потенциально опасный пассажир. В этом случае можно с полным основанием предполагать, что пассажир представляет собой угрозу для рейса или каким-то образом задействован в осуществлении теракта.

«Очень высокий риск» (пассажир «очень высокого риска»). Эту категорию составляют пассажиры, в отношении которых были зафиксированы негативные (критические) признаки. В ходе собеседования по выявленным подозрительным признакам сотрудником безопасности были получены данные, свидетельствующие о высокой степени причастности данного лица к планируемому теракту. В частности, со значительной степенью достоверности выявляется намерение совершить теракт на борту самолёта, например путем вооруженной атаки с использованием холодного или огнестрельного оружия, ручных гранат, боевых кассетных элементов, самодельных взрывных устройств и т.д. Профиль - потенциально опасный пассажир.

К пассажирам, которым присвоен статус «высокий риск» и «очень высокий риск», должны быть применены дополнительные (усиленные) меры безопасности, осуществляемые СБ и правоохранительными органами. Цель усиленных мер безопасности - вынесение окончательного решения по поводу причастности данного пассажира к планируемому теракту и соответственно о возможности осуществления им авиаперелета (проезда) или его задержание.

.Заключение

Профайлинг - это система, гибко реагирующая на социально-политические изменения и соответственно на характер угрозы, что дает основание рассматривать данную концепцию как методологический подход к организации превентивной защиты объектов и территорий от противоправных действий, в том числе от терроризма.

Внедрение профайлинга должно способствовать повышению общего уровня безопасности, так как состояние защищенности повышается за счет применения разносторонних подходов и технологий по предупреждению актов незаконного вмешательства, проведения ряда практических мероприятий, охватывающих различные аспекты выявления признаков подготовки противоправных действий.

Профайлинг базируется на методе оценки угрозы (характеристике угрозы), что позволяет выработать меры защиты как адекватный ответ на конкретную угрозу. Он опирается на систематизированный опыт, комплексный поход к ситуации и логический анализ, на избегание штампов и стереотипов в работе, заставляет более вдумчиво и внимательно наблюдать и анализировать всю окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями, нестандартно подходить к решению задач предупреждения актов незаконного вмешательства позволяет выявить признаки подготовки таких актов посредством анализа документов (включая перевозочные), багажа, ручной клади, внешности и поведения пассажиров, посетителей, персонала.

Основная роль в реализации данной технологии возлагается на сотрудника-профайлера, на его знания, опыт, интуицию. Эффективность метода повышается за счет личной включенности и ответственности сотрудника за проводимые мероприятия.

Научное исследование угрозы и разработка мер по ее снижению в рамках профайлинга позволяет опосредовано воздействовать на повышение общего уровня национального безопасности.

адаптации методики к национальным проблемам обеспечения безопасности, специфике контролируемых объектов и территорий;

создания четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей применение профайлинга;

включения профайлинга в технологические процессы режимных мероприятий обеспечения безопасности контролируемых объектов (территорий);

налаженного взаимодействия по вопросу практического применения профайлинга между службами безопасности (охранными структурами организаций), МВД России, другими заинтересованными организациями и ведомствами, местными властями;

решения вопросов о введении в службы безопасности штатной должности «профайлер» и подборе соответствующих кадров;

подготовки работников служб безопасности, отобранных на должность профайлера, а также обучения сотрудников взаимодействующих служб, подразделений, организаций основам профайлинга.

Соответственно проблема теоретического осмысления и практического применения профайлинга в деятельности служб безопасности и подразделений органов внутренних дел на транспорте являясь весьма актуальной, требует дальнейшего рассмотрения и решения.

Список литературы

Аминов И.И. Психология деятельности юриста: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Вахнина В.В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников // Юридическая психология. 2006. № 4.

Волынский-Басманов Ю.М., Солдаткин М.А. Выявление потенциально опасных пассажиров // Пятый океан. 2005. № 2.

Волынский-Басманов Ю.М. Профайлинг - метод выявления лица, вынашивающего противоправные замыслы // Транспортная безопасность и технологии. 2006. № 4 (9) Ноябрь.

Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров
и экстремальных условиях. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2004.

Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. М.: Академия МВД РФ, 1996.

Пирогова Л.К. Профайлинг: Превентивный метод обеспечения авиационной безопасности. Учебное пособие (альбом схем.) Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.

Прокопешкин В.И. Некоторые аспекты применения профайлинга. Пятый океан. 2007. № 2.

Профайлинг: Технологии предотвращения противоправных действий Под ред. Ю.М. Волынского-Басманова. М.: Юнити, 2010.

Профайлинг. К проблеме выявления лиц с противоправными намерениями: Учеб. пособие. М.: НУЦ «АБИНТЕХ», 2009.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2003.