В 1894 г. было получено разрешение на строительство третьего католического храма в Москве, при условии, что костел будет возведен вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого был утверждён, несмотря на отклонение от последнего условия. Храм возводился в основном с 1901 по 1911 гг. Вид храма отличался от проектного. Собор представляет собой неоготическую трехнефную крестовидную псевдобазилику. Возможно, прообразом для фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, для купола - купол кафедрального собора в Милане. Деньги на строительство собрала польская община и католики других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 г. (архитектор Л. Ф. Даукш). Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 г. Отделочные работы продолжались до 1917 г. В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход.

В 1938 г. храм закрыт, имущество разграблено, внутри организовано общежитие. До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трехшпилевую готическую конструкцию с Престолом, возвышавшуюся до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница. В пресвитерии стояли пальмы, сам он отгораживался от нефа баллюстрадой. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башен и шпилей. В 1956 г. в здание был заселен НИИ «Мосспецпромпроект», проведена перепланировка, внутреннее пространство поделёно на 4 этажа. В 1976 г. разработан, но не реализован, проект реставрации здания под зал органной музыки. 8 декабря 1990 г., по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус (ныне епископ) впервые отслужил мессу на ступенях собора.

Постоянные богослужения проводятся с 7 июня 1991 г. В 1996 г., после удаления из помещений НИИ «Мосспецпромпроект», храм передан Церкви. 12 декабря 1999 г. Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор. В нынешнем виде собор имеет отличия от вида до закрытия в 1938 г. Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути. Имеется пять колоколов, изготовленных на польской фабрике Фельчинских в Перемышле (подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом). Самый большой весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Имеется орган (th. Kuhn, ag. Mannedorf, 1955), являющийся одним из самых больших органов в России (73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы), что позволяет исполнять органную музыку различных эпох. Орган фирмы «Kuhn» получен в дар от Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» г. Базеля. Был построен в 1955 г., в январе 2002 г. начались работы по демонтажу органа и все части, кроме регистра № 65 Principal bass 32", были перевезены в Москву. Работы вела органостроительная фирма «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия - Герхард Шмид, Гуннар Шмид). Орган собора теперь является одним из самых больших в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку любых эпох. С 2009 года с использованием органа проводится образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», дающий российским музыкантам навыки григорианского хорала и органной импровизации.

В наши дни, когда православная и католическая церкви в лице своих предстоятелей протянули друг другу руки в поисках путей совместного служения Господу, особое внимание привлекает к себе находящийся в Москве католический кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, история которого во многом схожа с судьбой многочисленных православных храмов России.

Католическая община Москвы на исходе XIX века

Конец XIX века стал для России периодом бурного развития капитализма. Как грибы росли бесчисленные акционерные общества, банки, а также производственные и коммерческие предприятия. Всё это вызвало интенсивный приток в страну большого количества иностранцев, в том числе и из католических стран. Они открывали здесь свой бизнес и, постепенно адаптируясь в новых условиях, оставались, тем не менее, приверженцами своей веры.

В Москве и прежде была их община, совершавшая службы в двух принадлежавших им соборах, но к концу века она настолько разрослась, что её представители были вынуждены в 1894 году обратиться к городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о возведении нового храма. Московский губернатор пошёл им навстречу и подписал документ, на основании которого и был построен собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Разработка проекта храма

Давая своё согласие на постройку губернатор поставил условие: выбранное для него место должно находиться в удалении от центра города и его основных православных святынь. Внёс он ограничения и во внешний облик будущей постройки, запретив возведение башен и установку наружных скульптур. Несмотря на то что для Москвы всегда была характерна религиозная терпимость, в данном случае проявил известную долю осторожности.

Разработку документации поручили архитектору Ф. О. Богдановичу-Дворжецкому, и вскоре его проект, выполненный в неоготическом стиле, был утверждён. Несмотря на то что Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии по замыслу автора не соответствовал выдвинутым ранее требованиям (был нарушен запрет на возведение башен), губернатор дал согласие на его постройку.

Решение проблем финансирования строительства

В те годы на Малой Грузинской улице проживало большое количество поляков, служивших на железной дороге. Их религиозная община была весьма многочисленна, и включала в себя около тридцати тысяч человек. Именно там и был приобретён участок для будущего собора, а сами поляки, образовавшие впоследствии приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, собрали значительную сумму для его постройки. Недостающие средства предоставили католики иных национальностей, населявшие Россию.

Строительные работы продлились до 1911 года и были завершены установкой декоративной ограды. Общая сумма, потребовавшаяся на погашение всех расходов, составила триста тысяч рублей, что по тем временам было весьма немало. Однако ещё в течение шести лет, вплоть до революции, продолжалась отделка внутренних помещений храма. Разумеется, это потребовало дополнительных средств.

Годы тотального атеизма

В первые годы после освящения кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии имел статус филиальной церкви и лишь в 1919 году был преобразован в самостоятельный приход, после чего службы в нём продолжались ещё почти двадцать лет. Но волна всеобщего атеистического безумия, захлестнувшая в те годы страну, не миновала и католический собор. В конце 1938 года он был закрыт, община распущена, а имущество, приобретённое на пожертвования тысяч людей, разграблено.

В годы войны, когда на Москву были обрушены сотни тысяч вражеских бомб и снарядов, повреждения получил и бывший кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Во время одного из авианалётов он лишился нескольких башен и шпилей, но, к счастью, сама постройка устояла. Уже в послевоенные годы она была передана в распоряжение одного из московских научно-исследовательских институтов.

Прежде чем вселиться в предоставленное им здание, руководство научной организации осуществило перестройку его внутренних помещений, окончательно уничтожив остатки церковного интерьера. В частности, всё пространство бывшего собора было поделено на четыре этажа. Коснулись изменения и внешнего облика, безжалостно исказив гармонию его архитектурных форм.

Попытки вернуть собор в сферу духовной жизни

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии строился с учётом законов акустики, благодаря чему в его помещении отмечалось великолепное звучание органа и церковного хора. Было непростительной ошибкой игнорировать такие уникальные особенности здания.

В 1976 году представители творческой интеллигенции столицы обратились в Министерство культуры с предложением: после соответствующей реконструкции использовать собор в качестве концертного зала для исполнения органной музыки. Их инициатива получила одобрение, был даже разработан соответствующий проект, однако его реализация так и не осуществилась.

Трудный путь возвращения собора прихожанам

Римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии обрёл свою новую жизнь уже в период перестройки, когда в 1989 году ассоциация, объединившая в своих рядах московских поляков, обратилась к правительству Москвы с просьбой о передаче им храмового здания.

Возвращению собора верующим, состоявшемуся в 1996 году, предшествовали многолетние бюрократические мытарства, связанные с выселением обосновавшегося в нём института. Несмотря на веяния нового времени, мышление многих чиновников оставалось на прежнем уровне, сложившемся в глухие времена застоя. Это стало причиной многих досадных проволочек.

Однако ещё до наступления желанного дня, в декабре 1990 года, нынешний епископ, а в те годы рядовой священник Януш Вильски отслужил на ступенях собора, принадлежавшего тогда гражданской организации, мессу. Со следующего года соборные службы стали регулярными, но совершались они вне здания.

Освящение восстановленного собора

После завершения всех формальностей потребовалось ещё три года, чтобы придать храму его изначальный вид, устранив все внесённые за долгие годы изменения. Это коснулось и фасада, и планировки внутренних помещений, отделку которых пришлось выполнять заново. Следует заметить, что достичь полного сходства с тем, что являл собой храм в год его первого освящения, не удалось ввиду целого ряда технических причин. Однако, сравнивая итог работы реставраторов с эскизом собора, хранящимся в архиве вместе с прочими документами, относящимися к проекту конца XIX века, следует отметить, что им удалось восстановить стиль и вернуть зданию непередаваемый дух, заложенный автором.

По случаю торжественного освящения вновь открытого собора в Москву прибыла делегация Ватикана, возглавляемая его Государственным секретарём кардиналом Анджело Содано.

Своеобразное и непривычное для прихожан православных храмов мероприятие было проведено в этом соборе в 2002 году. В тот день при помощи телемоста состоялась совместная молитва его настоятеля с Римским папой и главами некоторых западноевропейских католических приходов.

Литургический соборный хор

С давних пор вошло в традицию устраивать в Москве концерты духовной музыки, приуроченные к тем или иным церковным праздникам, на которых особым успехом пользуется хор кафедрального собора Непорочного Зачатия. Его активная концертная и литургическая деятельность началась с 1999 года по благословению архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Сегодня занятия хоровой группы проводятся еженедельно по средам в специально оборудованном классе цокольного этажа здания.

Римско - католический кафедральный собор - один из крупнейших католических храмов сегодняшней Москвы. Данный собор также носит название Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Собор имеет весьма интересную и яркую историю. Вопрос о его строительстве был поднят ещё в 1894 году, когда католики столицы приняли решение о необходимости третьего храма в Москве для представителей данной религии. Основное строительство этого храма осуществлялось в период с 1901 по 1911 годы. И в 1911 году в декабре собор был освящён. В течение нескольких последующих лет здесь проводились отделочные работы. И в 1919 году это помещение стало настоящим полноценным приходом, в котором стали проводиться богослужения для всех католиков столицы - представителей различных национальных диаспор. Собор, построенный в неоготическом стиле, стал регулярно собирать большое количество прихожан во время проведения религиозных мероприятий.

Собор успешно функционировал до 1938 года. Впоследствии он был закрыт и разграблен. Внутри этого помещения вскоре было открыто общежитие. В годы войны здание собора значительно пострадало в результате бомбардировок. Оно лишилось нескольких башенок и шпилей. К 1956 году здесь была проведена существенная планировка, отвечавшая требованиям НИИ «Мосспецпромпроет». С этого года в помещении храма после ремонтных работ расположилась данная научная организация, функционировавшая в этом здании в течение нескольких десятилетий. В 70 - е годы прошлого столетия здесь планировалось оборудовать зал органной музыки. Но данный проект по ряду причин не был осуществлён. А в 1989 году по инициативе культурной организации «Дом Польский», объединяющей всех поляков нашей страны, был поставлен вопрос о возвращении этого здания Католической церкви. И уже в 1990 году здесь начал работать католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Но постоянными богослужения здесь стали лишь примерно через год. Важно отметить, что на тот момент здание всё ещё принадлежало НИИ. И только в 1996 году после серии скандалов и судебных разбирательств удалось выселить научную организацию и передать помещение Католической церкви. Впоследствии в течение нескольких лет здесь осуществлялись серьёзные восстановительные работы. И, наконец, 12 декабря 1999 года Собор был повторно освящён и открыт для богослужений.

В настоящее время Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является одним из крупнейших католических храмов Москвы. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии сегодня активно привлекает внимание многих отечественных католиков, которые приходят сюда на богослужения и иные религиозные мероприятия. Также данный храм известен своим органом. Сегодня здесь находится инструмент всемирно известной фирмы «Kuhn», построенный в 1955 году. Ранее он был установлен в одном из крупнейших кафедральных соборов Швейцарии и в 2002 году подарен московским католикам. С того самого момента начались работы по демонтажу и последующей установке органа, которые продлились до 2005 года. Сегодня этот легендарный инструмент используется при проведении различных религиозных мероприятий. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты органной музыки, купить билеты на которые стремятся и многие светские слушатели.

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.

twinpigs отзывы: 99 оценок: 50 рейтинг: 23

Самый большой католический собор в Москве

В православной Москве католические соборы смотрятся необычно и сразу привлекают к себе взгляды. Данный собор, расположенный в самом центре города, особенно красиво смотрится вечером, когда включают подсветку. Внутри убранство более, чем скромное. Проводятся мессы на различных языках. Также проводятся концерты органной музыки. Орган -- настоящий, духовой (не электро, как в некоторых других местах).

Sangryl отзывы: 770 оценок: 868 рейтинг: 1888

Больше всего, пожалуй, мне понравилась публика - как посетители концерта, так и выходящие со службы прихожане. Еще понравился выходящий со службы священник - с ним так и тянет побеседовать.
Не очень поняла, почему над входом в основное помещение храма висит православная икона Богородицы.
Не очень поняла, почему люди перед концертом набились, словно селедки, в наружный придел/сени/преддверие храма - можно было дать им пройти и сесть.
Не очень поняла, почему стульчики такие шаткие и тонкие - как из спичечных коробков.
Не услышала хорошей акустики.
Не увидела хорошей организации концерта.
Засомневалась в органе - то ли из-за акустики, то ли из-за того, что сидя в боковом нефе 1,5 часа смотришь на колонну (она намертво загораживает оркестр, но смотришь по направлению музыки), полное ощущение, что орган - электрический и звук идет со сцены.
Собор очень хорошо смотрится снаружи в подсветке.

Марк Иванов отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Прочитав отзыв о том, что в храме на Грузинской проходят концерты в не совсем церковном формате, пошел удовлетворить свой интерес, и взял билет на 13 января, на концерт Зинчука с органом. На самом концерте не звучал большой орган, а исполнительница играла на электрическом, причем, не очень чисто. Использование звуковоспроизводящей техники также вносило некоторый дискомфорт в восприятие музыки, поскольку слушатели ходят на концерты в храм прежде всего для того, чтобы услышать большой духовой орган. Засилье техники в «зале» выражалось не только в звуковоспроизводящем оборудовании, но и в постановочном свете, мультимедийниках, проецирующих видео концерта на экране в алтаре. Нужно заметить, что алтарь является местом богослужения, а не дискотекой или клубом…Действительно, завесили алтарь экраном, можно было подумать, что находишься в кинотеатре, а исполнитель на гитаре, Виктор Зинчук вообще находился на смонтированной перед алтарем сцене! Час назад была служба, а сейчас быстренько сцену поставили и исполнители в наполовину расстегнутой рубашке, (а говорят о дресс-коде в соборе) с джаз-гитарами, где о том, что находишься в церкви, напоминают немного звуки электрического органа, а общее ощущение и правда, что в клубе. Как сами католики одобрили такое? или это дань моде и погоня за деньгами? С интересом жду теперь такого же, только в православном храме. В Елоховском соборе, к примеру. Или в Христа Спасителя. Могу предложить организаторам на следующий концерт пригласить С. Трофимова и устроить вечер шансона. Ну или попсовое. Уверен, сборы будут колоссальные, и наконец-то организаторы смогут собрать деньги на ремонт органа, о котором там говорят везде, на проекциях экрана, афишах и т.п. И задействовать его на концертах. А судя по другим отзывам тут, на Афише, там играют еще и Калинку и Подмосковные вечера на церковном органе. Кто подскажет, когда они стали церковной или духовной музыкой? Или у организаторов концертов подход тут что "пипл и так схавает"? Куда катиться мир... Никого обидеть не хочу, просто это мое личное мнение.
А вот как это выглядит наглядно http://www.youtube.com/watch?v=ozoXFlNuoa0

Мария Соловьёва отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Была вчера на концерте Баха "Музыка, слово, время". Никогда раньше не бывала на концертах в соборах - всё как-то не очень серьёзно к ним относилась, т.к. воспитана в советской традиции. Но вчера меня пригласили и я не смогла отказать.
Опыт органных концертов у меня огромный. Родители ещё за руку почти каждый месяц водили в БЗК, а взрослой я часто бывала в Доме Музыки. Но в этом Соборе органный концерт - это что-то невероятное!!! Одновременно и восторг, и желание плакать от счастья - настолько сильные эмоции. Даже до сих пор, когда пишу этот отзыв, мурашки по коже. Всё просто и одновременно возвышенно там!
Идеальная акустика, превосходная атмосфера, очень вежливые люди обслуживают концерт - никакого пафоса, всё с душой! А орган там, однозначно, - для меня теперь самый лучший в Москве.
Концерт проходит прямо в главном здании Собора. Во время того, как звучит музыка, своды красиво подсвечивают, что дополняет естественный отблеск многоцветных витражей - непередаваемо красиво. Приятно, что можно наблюдать за исполнителем со всех сторон: во время трансляции на специальных экранах даже показывают, как органист играет ногами. Это очень впечатляет! Такого нигде не видела!
И ещё приятно, что деньги, которые я оставила за билет - пошли на благотворительность и на содержание этого потрясающего органа.
Посмотрела потом афишу. Программа невероятная, каждый может выбрать что-то для себя (есть и детские концерты, и для молодёжи, и для людей в моём возрасте), и исполнители превосходные. Так как собор католический, там часто играют иностранцы - титулярные органисты, которые ещё и импровизируют (обязательно схожу на ближайший такой концерт!). Ещё там уникальные вещи проходят: недавно выступал Виктор Зинчук и я себя виню, что не обратила свой взор на эту церковь раньше. Но скоро пойду на концерт для двух органов - первый для меня такой опыт будет.
В общем, я всем рекомендую побывать там хоть раз и пережить всё самим!
Я агностик, но католическая церковь вызвала у меня огромное уважение.

Руслан Джафаров отзывы: 25 оценок: 59 рейтинг: 19

Просьба строго не судить, это мой первый отзыв, но написать его придется.
Давно знал о существовании этого красивого храма в Москве, друзья рассказывали, что ходили, и были сильно удивлены тем, что в церкви проводятся концерты, не совсем подобающие этому месту. Но слухи слухами, и решил самостоятельно сходить и посмотреть.
Первый раз перед Новым Годом пришел в Собор на концерт, как раз попал на открытие Рождественского фестиваля. Уже изначально удивило, что концерт хоть и органной музыки, но имеет сопровождение в виде видеоряда и световых эффектов. Когда начался сам концерт, началось световое шоу. Вы были в клубах? Ну вот там можно сказать, что очень похожая ситуация и атмосфера, разве что свет более смягченный. Было дико увидеть, как Распятие Христа в алтаре завешивают экраном, на котором показывают видеотрансляцию самого концерта в реальном времени. Пропадает сразу элемент сакральности, таинства и вслед за этим пропадает желание в тишине без бликов и прочих отвлекающих факторов слушать музыку. Это очень грустно, что в стенах действующего храма происходит такое. Хотя, слышал раньше, что проходили концерты в темноте при зажженных свечах, и очень жалею, что не застал этого, и сложно об этом судить. Но на мой взгляд, это больше соответствовало самой атмосфере таинства, к которому предлагают прикоснуться через орган. Сейчас ощущение просто клуба на "Красном Октябре", где DJ по недоразумению включил органную музыку. На мой взгляд, нельзя превращать действующий храм крупной мировой Католической церкви в такую шоу-площадку. Ведь для концертов такого плана есть тот же Дом Музыки, где это будет смотреться вполне уместно.

Цены тоже необоснованно завышены, как мне показалось, а сервис оставляет желать лучшего.

Я, глубоковерующий человек, мусульманин, уважающий Христианство, и мне обидно, что организация, которая проводит концерты в этом храме ставит храм на уровень не Дома Господнего, а банального концертного зала. Чем-то напомнило выпад Pussy riot в Храме Христа Спасителя. В будущем там ожидаются концерты с гитарой, терменвоксом и многими другими явно не церковными инструментами.

Читал сейчас отзывы тут об этом, и очень жалею, что не попал на концерты раньше, когда они вероятно были действительно храмовыми концертами, а не светошоу.