Давайте задумаемся и проанализируем, как мы относимся к своему здоровью? Любим ли мы свой организм, заботимся ли о нем?
Как часто мы посещаем врачей, чтобы проверить состояние своего организма? Как часто планово сдаем анализы, или проходим какие-либо исследования?

Чаще всего мы вспоминаем о нашем здоровье, когда оно нас подводит. Когда возникает какое-либо заболевание, и мы начинаем заниматься его лечением. А нередко бывает и так: если болезнь не сильно влияет на нашу жизнь, не сильно мешает, то можно вообще не обращать на нее внимание. До тех пор, пока не станет тяжело игнорировать недуг, и тогда уже приходится вспомнить о здоровье и заняться лечением этой болезни.

Конечно, не все люди так безответственно относятся к своему здоровью, но очень многие. И очень часто получается так, что если сегодня у вас нет времени, денег, желания для того, чтобы заниматься своим здоровьем, то завтра придется найти время и деньги, причем в гораздо большем количестве, для того, чтобы бороться с болезнями.

Многие иностранцы, видя наше отношение к своему здоровью, шутят: «Вы, славяне, странные люди – начинаете лечиться за пять минут до смерти. А мы начинаем лечиться за пять лет до болезни». К сожалению, это так. И недаром у нас есть пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

А ведь многих болезней и тяжелых состояний можно избежать, периодически проверяя состояние своего организма, хотя бы раз в год сдавая планово необходимые анализы и проходя базовое обследование. Так же нужно укреплять свой организм, ухаживать за ним путем полноценного полезного питания, умеренных физических нагрузок, соблюдения гигиены и т.д. Тогда он будет давать меньше сбоев, и вероятность возникновения заболеваний будет меньше. Конечно, от всех болезней защититься нельзя, и порой они возникают, несмотря на профилактику. Но крепкому организму, в любом случае, будет легче бороться с недугами.

Но в реальной жизни, к сожалению, очень часто люди обращаются к врачам уже после возникновения заболевания, и не на ранней стадии, а в «самом разгаре» заболевания, когда лечить его гораздо сложнее, а иногда и вообще уже сложно предпринять что-либо эффективное. И тогда виноватым становится врач, который якобы не в состоянии вылечить болезнь, ничего не знает и вообще некомпетентен в вопросах медицины.

Сегодня стало привычным обвинять в своих болезнях экологию, врачей, общество, государство – кого угодно, но только не себя. Пора уже, наконец, понять, что наше здоровье зависит только от нас.
Давайте начнем, как можно раньше заниматься своим здоровьем, а не искать в последнюю минуту суперспециалистов в суперклиниках, которые, как бы они не старались, часто уже ничего не смогут изменить.

Гордеева Светлана Сергеевна 2011

____________________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_________________________

2011 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (6)

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН С.С. Гордеева

Рассматривается история изучения здоровья в России и за рубежом. Определены понятия «здоровье», «отношение к здоровью». Обсуждаются особенности изучения отношения к здоровью на уровне индивида, государства, социальных групп и общества в целом. Показана важность социологических исследований в области изучения общественного здоровья.

Ключевые слова: здоровье; отношение к здоровью; общественное мнение.

Здоровье человека является наивысшим интегральным показателем функционирования целостного организма, в котором все компоненты упорядоченно и взаимосвязанно работают на одну общую идею активной деятельности, самосохранения и продления жизни.

В древности здоровье рассматривалось, в первую очередь, как отсутствие или наличие болезни (Платон, Аристотель, Авиценна). Но в начале 19-го в. Гегель подчеркивал, что здоровье - это «пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием», указывая тем самым на более сложный и многогранный характер этой категории.

Известный английский естествоиспытатель и философ XIX в. Т. Гексли писал, что благодаря значительному прогрессу медицинских исследований практически больше нет ни одного здорового человека. Патолог В.В. Пашутин более 100 лет тому назад утверждал приблизительно то же самое: «...идеальное здоровое состояние организма, то есть физиологическое, есть собственно фикция; такое состояние появляется в организме разве только временами».

В настоящее время имеется очень много определений понятия «здоровье». В научной литературе одновременно используют не только разные определения, но и различные подхо-

ды к их формулировке. Большинство определений рассматривают здоровье человека как какой-то функциональный оптимум, как гармонию всех частей организма. Такой подход имеет исторические корни.

Анализируя множество различных функциональных определений «здоровья», А.Д. Степанов предложил считать здоровьем такое состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции.

Некоторые исследователи рассматривают здоровье с точки зрения равновесия организма с окружающей средой. Этот подход не является новым. Известный клиницист С.П. Боткин еще в XIX в. писал, что «проявление жизни в состоянии равновесия его отправлений составляет нормальную или здоровую жизнь».

Существует целая группа определений здоровья, которые это понятие рассматривают как максимально возможный вариант состояния организма. На таких максималистских позициях построено официальное определение ВОЗ, которое приведено в предисловии к ее уставу: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Указанное определение до некоторой степени спорное. Во-первых, понятие со-

Гордеева Светлана Сергеевна - ассистент кафедры социологии и политологии, Пермский государственный университет; 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected].

циального благополучия субъективное, очень широкое и требует, в свою очередь, четкого определения. Во-вторых, социальная полноценность человека далеко не всегда характеризуется количественными критериями и его биологическим состоянием. В-третьих, исходя из этого определения, практически невозможно отыскать здорового человека.

В настоящее время в литературе все больше утверждается точка зрения, согласно которой здоровье характеризуется взаимодействием биологических и социальных факторов (В.Ф. Ломов, Н.В. Панкратьева, Р.В. Тонкова-Янпольская), т.е. адаптация в социуме опосредуется особенностями функций организма и их регуляторных систем.

В России внимание к проблеме здоровья обычных людей (крепостных крестьян) впервые привлекли М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев. Исследование здоровья по показателям заболеваемости и смертности началось почти сто лет назад в процессе сплошного обследования сначала в Московской губернии, а затем по всей стране силами земских санитарных статистиков. Тогда же впервые в России и в мире началось изучение заболеваемости населения по данным обращаемости к врачу. Сбор материала происходил ежегодно по единой программе и касался, помимо заболеваемости, санитарной культуры и условий быта городского и сельского населения.

В первые послереволюционные годы и далее, в 20-30-е гг., изучение заболеваемости стало проводиться более дифференцированно: по отдельным профессиональным группам, регионам и наиболее распространенным заболеваниям с использованием выборочных методов. Систематически изучалась структура причин смертности и факторов отдельных заболеваний, что позволило в дальнейшем развернуть исследования в различных направлениях: коммунальной гигиены, географической медицины, социологии медицины, медицинской демографии и др.

Наряду с этим велись исследования с целью получить комплексную характеристику здоровья населения путем интеграции данных обо

всех факторах здоровья в единый оценочный показатель, включающий, например, среднее количество лет обучения на одного взрослого; долю семей, не имеющих автомобиля и т.п. Подобные попытки с разной степенью успеха делали многие исследователи в России (Л.Е.Поляков, А.М.Петровский, Г.А.Попов).

В Советском Союзе исследовательские программы профилактики заболеваний осуществлялись в ряде регионов. Крупнейшие из них: под эгидой Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР изучались результаты вторичной профилактики гипертонии; в рамках крупного международного исследования «MONIKA» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) изучался вклад традиционных факторов риска в изменении показателей заболеваемости и смертности. В одном из последних исследований (десятилетнем скрин-нинге) социологический блок обеспечивали сотрудники Института социологии.

Интерес к исследованиям здоровья во многих странах привел к их интенсификации. Помимо традиционных показателей (демографических, заболеваемости и физического развития), не рассматривавших здоровье как социальный феномен, в станах Западной Европы в начале 70-х гг. началось изучение социальных характеристик здоровья, включая субъективное отношение личности к своему здоровью, социальные установки и самосохранительное поведение людей. Переход к широкому взгляду на оценку здоровья определил и смену приоритетов в подходе к анализу условий и факторов сохранения и формирования здоровья. Именно этот период можно считать моментом рождения социологии здоровья.

Таким образом, научное изучение характеристик здоровья имеет длительную историю, что в конечном итоге способствовало формированию социологии здоровья как отрасли научного знания.

Одним из центральных понятий социологии здоровья является понятие «отношение к здоровью», включающее в себя систему ценностно-мотивационных установок, которые связывают личность с обществом.

Отношение к своему здоровью - это подлинный социокультурный феномен, который «представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом физического и психического состояния» .

Понятие «отношение» содержит индивидуальные и социальные аспекты жизнедеятельности человека, являясь предметом изучения и психологов, и социологов. Психологов больше интересуют условия, в которых индивид вырабатывает это отношение и формирует его индивидуальность. Социологи связывают социальное поведение с определенными социальными структурами и ситуациями. Согласно социологическому словарю «отношение» является эмоционально-волевой установкой личности на что-либо, т. е. выражение ее позиции.

Ряд зарубежных авторов (Г. Олпорт, 1935; Габер и Фрид, 1975; Роукич, 1960), анализируя понятие «отношение», считают, что отношение ведет к определенному поведению, т.е. отношение определяет поведение, другие настаивают на том, что отношение существует лишь мысленно, а поведение определяется ситуаци-ей.

«Отношение к здоровью» как социологическое понятие было впервые описано И.В. Журавлевой (1989), и ее труды заслуживают внимания специалистов в этой отрасли знаний в настоящее время.

Отношение к здоровью обусловлено изучением сохранения здоровья (предупреждение и лечение болезней) и его формированием у человека (развитие биологического потенциала, обеспечивающего высокую адаптацию к факторам внешней среды). Отношение к здоровью оценивается на уровне индивида, социальных групп, государства и общества в целом.

Отношение индивида к здоровью определяется оценкой (самооценкой) собственного здоровья на основе знаний и ценностных ориентаций, сложившихся у человека на данный период жизни. По мнению А.И.Федорова

(2008),отношение отдельного человека к здоровью может быть охарактеризовано следующими показателями: оценка (самооценка) здоровья, медицинская информированность (знания в сфере здоровья), ценностные установки в сфере здоровья, деятельность человека по сохранению своего здоровья). Самооценка человеком своего состояния является своеобразным индикатором и регулятором поведения. Медицинская информированность характеризуется знаниями человека в области профилактики наиболее распространенных заболеваний, принципов нормального функционирования систем организма, правил оказания первой медицинской помощи.

Результаты социологических исследований (И.В.Журавлева, 2002; А.И. Федоров, 2004) свидетельствуют о том, что в системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность занимает 3-5-е места после “семьи”, “работы”. В условиях современной социальноэкономической ситуации в стране и общественных приоритетов ценность здоровья все в большей степени приобретает инструментальный характер. Это утверждение в большей степени относится к молодежи. Согласно результатам исследования И.В. Журавлевой, среди различных высказываний о значении здоровья в жизни человека молодежь чаще всего выбирала следующее: «Здоровье - это, конечно, важно, но иногда можно и забыть об этом ради дополнительного заработка, развлечения и т.п.».

Таким образом, ценность здоровья как средства достижения определенных целей для молодого поколения важнее, чем ценность его как средства жить долго и полноценно.

Отношение к здоровью на уровне государства проявляется в его законотворческой деятельности и финансовых затратах на систему здравоохранения и социального развития. Здоровье, как социально-биологическая основа жизни, во многом обусловлено политикой государства в области образования, культуры, здравоохранения. Для развитого социально ориентированного государства сохранение и улучшение здоровья людей - его задача, а

право людей на здоровье является конституционной нормой. Одним из направлений деятельности государства в целях сохранения здоровья населения является создание системы правовой защиты интересов населения в сфере здоровья и жизни в целом.

Другим важным критерием отношения государства к здоровью граждан являются финансовые затраты на здравоохранение. По мнению И.В.Журавлевой, в настоящее время государство все в большей степени «перекладывает» расходы на здравоохранение на плечи населения. При этом расходы населения на здравоохранение растут быстрее, чем реальные доходы. Результаты социологического исследования Т.Ю.Сидориной, Н.В. Сергеева (2001) показали, что расходы населения на медицинские нужды составляют значительную долю семейных доходов (от 10 до 30%). Анализ ответов респондентов показал, что для большинства из них дальнейший рост доли затрат на медицинские нужды не возможен, так как в этом случае снижаются затраты на другие жизненно важные статьи семейного бюджета либо прекращаются траты на медицинские нужды.

Специфика отношения к здоровью на уровне социальных групп состоит в передаче индивиду системы социальных норм и ценностей с учетом реальной индивидуальной оценки здоровья членами группы. Семья как малая группа закладывает основы восприятия здоровья и здорового образа жизни. В процессе формирования отношения к здоровью важную роль играют социализирующие функции семьи. Именно семья прививает навыки заботы о здоровье, правильную организацию режима труда и отдыха, обеспечивает качественным питанием, заботится о гармоничном физическом и психическом развитии ребенка, передает ему определенный набор сведений о своем организме и здорового образа жизни, обеспечивая формирование определенного уровня грамотности в вопросах здоровья. Однако в условиях низкой санитарно-гигиенической культуры населения формирование культуры здоровья у детей не обеспечивается на должном уровне. Как отмечает И.В. Журавлева (2006), в настоящее время

значительная часть родителей не осознает важности собственного оздоровительного поведения как образца для подражания. Семья, как инертное социальное образование, транслирует устаревшие стереотипы поведения в сфере здоровья, в то время как социально-экономическая ситуация в стране и работодатели предъявляют молодежи определенные требования к состоянию здоровья.

Молодежь, как социальная группа, также характеризуется отношением к здоровью. По мнению А.И. Федорова (2008), для современной молодежи характерен низкий уровень культуры здоровья и культуры поведения в сфере здоровья. Автор выделяет два типа отношения молодых людей к своему здоровью. Первый тип ориентирован, прежде всего, на «собственные усилия», т.е. на осуществление целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Этот тип молодых людей имеет высокую оценку своего здоровья. Второй тип ориентирован преимущественно на «условия жизни», когда собственной деятельности в сфере здоровья отводится второстепенная роль. Для данного типа характерен относительно низкий уровень самооценки своего здоровья.

Отношение к здоровью на уровне общества характеризуется системой мнений и социальных норм, доминирующих в обществе и выраженных действиями с целью изменения состояния здоровья населения на различных уровнях социального управления.

Состояние здоровья населения во многом определяется социально-экономическим развитием общества. Слабое развитие отражается на качестве жизни широких масс населения и условиях, которые вызывают у человека неуверенность в своем социальном положении. В настоящее время отмечается явно выраженное социальное расслоение по материальному состоянию. Уровень доходов определяет различия в жизненном достатке - количестве и качестве потребляемых товаров и услуг. От этого в свою очередь зависят калорийность, разнообразие и сбалансированность питания, защитные и санитарно-гигиенические свойства исполь-

зуемой одежды и обуви, удобство и комфорт микросреды обитания. Дифференциация в экономическом положении формирует неодинаковые возможности в адаптации людей к природной и социальной среде, а также различия в способностях справляться с физическими и эмоциональными нагрузками. Социальноэкономическое неравенство ограничивает возможности использования оперативных и эффективных мер по сохранению здоровья. Высокий уровень материального благосостояния населения является важным фактором контроля над индивидуальным здоровьем, профилактического наблюдения и предупреждения заболеваний, диагностики возникающих отклонений в состоянии здоровья. Как отмечает Г.Ю.Козина (2008), в условиях ухудшения экономического положения страны начинается массовая эксплуатация здоровья как средства достижения жизненных благ. Расслоение населения по уровню доходов вызвало неравенство в условиях поддержания здоровья. Услуги физкультурно-оздоровительных центров (сауна, солярий, массажный кабинет, тренажерный зал и др.), направленные на восстановление «резервов здоровья», стали доступны только обеспеченным слоям населения. А люди с низкими доходами вынуждены еще больше подвергать риску свое здоровье.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают состояние своего здоровья и здоровья своих близких и кто, по мнению наших соотечественников, несет ответственность за плохое состояние здоровья людей. (Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 4-5 апреля 2009 г. Опрошено 1600 чел. в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России).

По данным ВЦИОМ, за последние годы доля россиян, оценивающих свое здоровье как «хорошее», изменилась незначительно: с 2006 г. по настоящее время эта доля колеблется в пределах от 27 до 24%. В апреле 2009 г. 24% считали свое здоровье хорошим, 3% - очень хорошим; 49% сообщали об удовлетворительном состоянии здоровья, а слабое здоровье от-

метили 23% россиян (19% - слабое, 4% - очень слабое).

Выявлены гендерные, региональные и возрастные различия в самооценке гражданами физического состояния и душевного благополучия.

О хорошем здоровье чаще сообщают мужчины (35% против 21% среди женщин), уральцы и сибиряки (38% и 33%) соответственно против 22-27%, проживающих в других регионах РФ), 18-24- летние респонденты (55%) сравнительно 5% среди лиц в возрасте от 60 лет и старше).

Состояние здоровья людей из семейного круга, судя по опросам его представителей, в определенной мере связано с уровнем материального достатка. Чем выше самооценка материального положения россиян, тем чаще они оказываются удовлетворенными состоянием здоровья родственников: 75% опрошенных с высокой самооценкой материального положения против 43% с его низкой самооценкой.

Россияне по-разному определяют причины, вследствие которых ухудшается состояние их здоровья.

Значительная часть населения в этом ухудшении здоровья склонна винить себя (41%). Третья часть (34%) ухудшение здоровья российских граждан связывает с низким уровнем жизни; 29% в качестве основной причины выделяют плохую экологическую обстановку, пятая часть (21%) - низкий уровень организации медицинского обслуживания, а 15% - недостаточное внимание к решению проблем здоровья населения со стороны государственных структур.

Оценка значимости факторов сохранения здоровья обусловлена и уровнем образования граждан.

Респонденты с высшим или неполным высшим образованием чаще всего считают, что ответственность за плохое здоровье несут сами люди (48%), а россияне с начальным или неполным средним образованием наиболее склонны возлагать вину на низкий уровень жизни (44%).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в последние годы изменилось мнение россиян об основных причинах ухудшения их здоровья.

Так, выросла доля тех лиц, кто считает, что виноваты они сами (с 37% в 2008 г. до 41% в 2009 г.); на низкий уровень жизни указывают соответственно 41% до 34%). В глазах респондентов возросло значение экологической обстановки (с 25% до 29%), а значимость вины государства в плохом здоровье населения снижается с 22% до 15%.

Таким образом, формирование ценностного отношение к здоровью в обществе - это сложный социальный процесс, результат взаимодействия социально-экономического развития государства, уровня образования и культуры здоровья населения, а также его материального и духовного благополучия и других факторов жизнедеятельности. Отмеченные тенденции в области оценки (самооценки) уровня здоровья населения России целесообразно учитывать в деятельности государственных структур социального развития, здравоохранения, образования и культуры. В Российской Федерации возникла необходимость координации постановки задач, разработки целевых программ в сфере

здоровьесбережения населения со стороны соответствующих социальных институтов.

Список литературы

1. Большой толковый социологический словарь терминов иЯЬ:

http://www.onlinedics.ru/slovar/soc.html (дата обращения: 10.05.2011)

2. Димов М.В. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарные знания.1999.№ 6.С.170-185.

3. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006. 238с.

4. Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных факторов на формирование здоровья человека // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: межвузовский сб. науч. тр. Пенза, 2008. 176 с.

5. «Наше здоровье - в наших руках»: ВЦИОМ пресс-выпуск №1196

6. http://wciom.ru/index.php?id=268&uid= 11701

7. Сидорина Т.Ю., Сергеев Н.В. Государственная социальная политика и здоровье россиян // Мир России. 2001. №2.С.91.

8. Социология в России / под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. 696 с.

9. Федоров А. И. Отношения подростков к здоровью: социологический анализ // Образование и наука. 2008. №1 (49). С.91-96.

ATTITUDE TO HEALTH AS A SOCIAL PHENOMENON

Svetlana S. Gordeyeva

Perm State University, 15, Bukirev str., Perm, 614990

History of studies of health in Russia and abroad is considered in the paper. "Health", "attitude to health" are defined as concepts. The characteristics of the study of health behavior are considered at the individual level, the state, social groups and society as a whole. The importance of sociological research in the field of public health is shown.

Key words: health; attitude to health; public opinion.

Отношение к здоровью - одно из центральных понятий социологии здоровья, одно из фундаментальных оснований системы ценности личности, комплекс мотивов, связывающих личность с обществом, культурой.

Ученые определяют «отношение к здоровью» как сложившуюся на основе имеющихся у индивида знаний оценку собственного здоровья, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья. Но данное определение относится только к одной из трех ипостасей «отношения к здоровью. А именно - «отношению индивида к здоровью». Кроме того, «отношение к здоровью» может быть рассмотрено на уровне общества и на уровне группы. «Отношение к здоровью на уровне общества» - это система мнений и социальных норм, соответствующих в обществе по поводу здоровья и выраженных в действиях, направленных на изменение состояния общественного здоровья на различных уровнях управления». «Отношение к здоровью на уровне группы» объединяет в себе черты предыдущих определений, поскольку специфика данного вида отношения заключается в трансляции индивиду сложившейся в обществе системы социальных норм и мнений, но с учетом реальной индивидуальной оценки здоровья членами группы.

Структура понятия отношение к здоровью» включает в себя: 1) оценку состояния здоровья; 2) отношение к здоровью. Как к одной из основных жизненных ценностей; 3) деятельность по сохранению здоровья .

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде. Первое направление отражает традиционные аспекты медицины - профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.

Отношение к здоровью - результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, и специфического характера, к которым относится состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности индивида - носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья. Наиболее традиционными является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.

Классификация данного понятия может быть осуществлена по различным основаниям.

С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид, соответственно различаются: отношение общества к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.

Если уже три указанных уровня берутся в качестве объекта исследования, то можно выделить: отношение к здоровью общества, отношение к здоровью группы, отношение индивида к здоровью.

По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью.

По формам проявления - позитивное, нейтральное, негативное.

По степени адекватности принципам ЗОЖ: адекватное, самосохранительное и неадекватное, саморазрушительное.

Отношение к здоровью индивида включает:

Самооценку индивидом собственного состояния здоровья;

Отношение к здоровью как к жизненной ценности;

Удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизнью в целом;

Деятельность по сохранению здоровья.

Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива) включает:

Оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов;

Сложившееся социальные нормы отношения к здоровью;

Реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы;

При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы.

Существует традиционное разделение всех показателей на негативные (заболеваемость, инвалидность, смертность и т.п., которые положены в основу стратегии органов здравоохранения) и позитивные (поступки индивида, ведущего здоровый образ жизни, доля в популяции здоровых лиц, государственные мероприятия по развитию физической культуры). Поскольку здоровье сегодня изучается преимущественно посредством негативных показателей, которые характеризуют отклонения в здоровье, то в связи с ростом значимости здоровья как общественного и индивидуального богатства в новых социально-экономических условиях со всей очевидностью встала проблема разработки позитивных показателей, которые, по мнению Е.Н. Кудрявцевой, отражают «позитивную сторону диалектического единства «здоровье-болезнь», присущего человеку как социально-биологической целостности, и характеризуют возможности человеком)коллективом, населением) полноценно выполнять свои социальные функции, динамично изменяется во времени и в пространстве и завесит от множества характеристик (пол, возраст и т.п.)» Важным аспектом проблем здоровья является его самооценка.

Самооценка здоровья - это оценка индивидом своего физического и психологического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: 1) регулятивная, 2) оценочная, 3) прогностическая.

Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия - своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический стресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обуславливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психологического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей.

Р. А. Березовская
Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Категория «отношения» - одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции зачключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе-личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исз следователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указа? ные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волево компоненты отношения соответствуют выделяемым в современн психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнити ной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение о ладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысл вых ракурсах.
При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:

  • внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
  • внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения - правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - длительный и подчас весьма болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).
Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существующую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:
  • социологические исследования общественного здоровья;
  • изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;
  • валеологические исследования.
Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы1 не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.
Цель занятия. Исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью.
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение 16.1).
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожя луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
  1. - абсолютно не согласен или совершенно не важно;
  2. - не согласен, это не важно;
  3. - скорее не согласен;
  4. - не знаю (не могу ответить);
  5. - скорее согласен, чем нет;
  6. - согласен, очень важно;
  7. - абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-ннбудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
  • когнитивной;
  • эмоциональной;
  • поведенческой;
  • ценностно-мотивационной (табл. 16.1).
Анализ результатов проводится на основании качественного анализа полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:
  • каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;
  • анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
  • каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
Таблица 16.1
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены проти- оложные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
  • на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
  • на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
  • на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
  • на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терми-j нальных), степень сформированное™ мотивации на сохранение iукрепление здоровья.
Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) использует ся процедура контент-анализа:
  • при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемост: (% от общего числа опрошенных);
  • в случае индивидуального опроса результаты конкретного исп туемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, пре, ставленными в табл. 16.2.
Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристика ми здоровья, отражающими индивидуальные особенности отношения человека к своему здоровью, оказались следующие:
  1. Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настрой нием (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).
Таблица 16.2
Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»
Вопрос Варианты ответов Количество ответов, %

Как бы вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье
Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность) 32
Когда оно есть, не замечаешь 23
Отсутствие болезненных ощущений 21
Гармония физического и психического 17
Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах 15
Это жизнь (полная и активная), вкус к жизни 12
Основа (базис) всей деятельности человека 12
Когда не задумываешься, что это такое 12
Радость, счастье 10
  1. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при котором не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хорошее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).
  1. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверждающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).
  2. Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал (например, «Здоровье - это физическое и моральное благосостояние» или «гармония тела и духа»).
  3. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого условия для достижения успеха в различных сферах деятельности (например, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество считают, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).
По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотиваци-онном уровнях.
Контрольные вопросы
  1. Каковы основные компоненты отношения к здоровью?
  2. Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?
  3. Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?
Приложение 16.1 ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»

1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.
nbsp;

1.1.
Счастливая семейная жизнь
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.2.
Материальное благополучие
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.3.
Верные друзья
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.4.
Здоровье
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.5.
Интересная работа (карьера]
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.6.
Признание и уважение окружающих
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.7.
Независимость (свобода)
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?
nbsp;

2.1.
Хорошее образование
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.2.
Материальный достаток
1

2

3

4

5

6

7 |
nbsp;

2.3.
Способности

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.4.
Везение (удача)

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.5.
Здоровье

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.6.
Упорство, трудолюбие

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.7.
«Нужные связи (поддержка друзей, знакомых)

2

3

4

5

6

7
nbsp;

3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?




4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:
4.1
Средства массовой информации (радио, телевидение)

1

2

3

4

5

6

7
4.2.
Врачи [специалисты)

1

2

3

4

5

6

7
4.3.
Газеты и журналы

1

2

3

4

5

6

7
4.4.
Друзья, знакомые

1

2

3

4

5

6

7
4.5.
Научно-популярные книги о здоровье

1

2

3

4

5

6

7

5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?
5.1.
Качество медицинского обслуживания

1

2

3

4

5

6

7
5.2.
Экологическая обстановка


2

3

4

5

6

7
5.3.
Профессиональная деятельность


2

3

4

5

В

7
5.4.
Особенности питания


2

3

4

5

6

7
5.5.
Вредные привычки


2

3

4

5

6

7
5.6.
Образ жизни


2

3

4

5

6

7
5.7
Недостаточная забота о своем здоровье


2

3

4

5

6

7
5.8
Другое

1

2

3

4

5

6

7

6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?
nbsp; nbsp;
6.1.
Я спокоен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.2.
Я доволен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.3.
Я счастлив


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.4.
Мне радостно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.5.
Мне ничего не угрожает


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.6.
Мне это безразлично


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.7
Ничто особенно не беспокоит меня


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.8.
Я чувствую уверенность в себе


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.9.
Я чувствую себя свободно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.10.
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья:
nbsp; nbsp;
7.1.
Я спокоен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.2.
Я испытываю сожаление


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.3.
Я озабочен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.4.
Я испытываю чувство вины


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.5.
Я расстроен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.6.
Мне страшно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.7.
Я раздражен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.8.
Я чувствую себя подавленно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.9.
Я встревожен и сильно нервничаю


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.10.
Мне стыдно

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.
nbsp; nbsp;
8.1.
Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.2.
Придерживаюсь диеты

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.3.
Забочусь о режиме сна и отдыха

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.4.
Закаляюсь

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.5.
Посещаю врача с профилактической целью

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.6.
Слежу за своим весом

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.7.
Хожу в баню (сауну)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.8.
Избегаю вредных привычек

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.9.
Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.10.
Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.11.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?
nbsp; nbsp; nbsp;
9.1.
В этом нет необходимости, так как я здоров(а)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.2.
Не хватает силы воли

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.3.
У меня нет на это времени

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.4.
Нет компании (одному скучно)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.5.
Не хочу себя ни в чем ограничивать

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.6.
Не знаю, что нужно для этого делать

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.7.
Нет соответствующих условий

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.8.
Необходимы большие материальные затраты

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.9.
Есть более важные дела

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.10.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;

10. Если вы чувствуете недомогание, то:
nbsp; nbsp; nbsp;
10.1
Обращаетесь к врачу

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
10.2.
Стараетесь не обращать внимания

1

г

3

4

5

6

7 1
nbsp; nbsp; nbsp;
10.3.
Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта

1

г

3

4

5

6

7 1
nbsp; nbsp; nbsp;
10.4.
Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
10.5.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;

Благодарим за помощь!
Рекомендуемая литература
Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестнн СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.
Березовская Р. А., Никиф

здоровье подросток психологический личность

Проблема психологии здоровья в настоящее время изучается на междисциплинарном уровне в рамках клинических, психологических и социальных исследований.

В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава (то есть оно синкретично).

Согласно определению, приведенному в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней, психических и физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие . Формулировка «полное благополучие», считает А.В. Шувалов (кандидат психологических наук, заведующий психологической службой ГОУ «Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»), нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность .

Традиционно выделяют три основных признака здоровья:

  • - структурная и функциональная сохранность систем и органов человека;
  • - индивидуальная приспосабливаемость к физической и социальной среде;
  • - сохранность привычного самочувствия. .

И.И. Мамайчук (доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии СПГУ) трактует понятие «здоровье человека» как не только его физическое самочувствие при оптимальном функционировании органов и систем организма, но и как субъективное ощущение своего здоровья, возможность активной общественно-трудовой деятельности.

В работах отечественных психологов и клиницистов психология здоровья рассматривается как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Феномен здоровья на сегодняшний день представлен в свете его биологических, психологических и социальных составляющих, роли семейных отношений, образовательной среды и общества в его формировании.

С точки зрения профессора Г.С. Никифорова, здоровье - понятие системное. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего (нормального) состояния, а колебания между низшей и верхней границей допустимы. Но не любое отклонение от нормы приведет к болезни, тем более, у одного человека какое-то отклонение может вызвать болезнь, а у другого - нет. Здоровым можно назвать человека, который способен выполнять социальные функции и приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям . Из этого следует, что здоровье проявляется на нескольких уровнях - биологическом, психологическом и социальном.

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение».

Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р.А. Березовской, Л.В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния .

Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий.

Когнитивная составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека.

Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении её «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека .

Отношение к здоровью, т.е. предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л.В. Куликова, может рассматриваться как личностное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьёзные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объёму знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причём это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья .

Центральное место в проблеме психологии здоровья занимает исследование его внутренней картины, которая, по мнению В.М. Смирнова и Т.Н. Резниковой, представляет собой своеобразный эталон здоровья, имеющий сложную структуру.

Отношение личности к своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию, составляет внутреннюю картину здоровья человека (ВКЗ) .

В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как само осознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение. По мнению В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни .

Внутренняя картина здоровья - составная часть самосознания личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих - повышенное внимание к своему здоровью. Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих друг друга компонентов: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).

Специфика феномена «отношение к здоровью» заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как, безусловно данное, потребность в котором ощущается лишь при его явном дефиците. Даже в ситуациях болезни люди зачастую не предпринимают действенных мер по устранению заболевания. Причина такого неадекватного поведения коренится в противоречивой природе человеческих потребностей, которым, как отмечал С.Л. Рубинштейн, присущ пассивно-активный характер, а также в специфике мотивационной сферы личности в целом, определяющей отношение человека к здоровью. Именно особенности структуры мотивационной сферы, в частности, специфика мотивов гигиенического поведения, является основным предиктором адекватного или неадекватного отношения человека к своему здоровью.

На протяжении последних десятилетий феномен «отношение к здоровью» претерпел трансформацию, связанную с ростом инструментальной ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ. Теоретическое осмысление феномена здоровья привело к изменению вектора исследований - от анализа атрибутов болезни и медицины к изучению здоровья здорового индивида и социально-культурных факторов формирования здоровья .

В рамках личностной модели здоровья, предложенной В.Ф. Сержантовым и А.А. Корольковым, структура здоровья представлена как: а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления.

Наиболее распространенными интегральными показателями отношения к здоровью на уровне индивида являются: самооценка здоровья, имеющая временную и территориальную устойчивость; ценность здоровья, занимающая первые места в иерархии ценностей различных групп населения; удовлетворенность здоровьем, которая находится в тесной связи с удовлетворенностью жизнью; деятельность по заботе о здоровье, выражающаяся в соответствующих практиках .

Исчерпывающие рациональные составляющие здоровья остаются делом будущего. Обобщая специальные труды, посвященные проблеме здоровья, можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений.

  • - Здоровье - это состояние, близкое к идеальному. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.
  • - В первом приближении здоровье - это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного (в сложившейся терминологической традиции - психологического) здоровья человека.
  • - Здоровье - это одновременное состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур, и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности. На сегодняшний день признается эффект взаимовлияний «духа», «души» и «тела» на общее состояние здоровья человека. Категория «здоровье» изначально коррелятивна полюсу индивидуальности: состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае специальное освидетельствование.
  • - Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Обстановка, удовлетворительная для одного человека может оказаться болезнетворной для другого. Вместе с тем выявление универсальных условий здоровья позволяет сформулировать принципы «политики здоровья».
  • - Здоровье - это культурно-историческое, а не узко медицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, с другой - описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.

Особый интерес, отмечает И.И. Мамайчук, представляет возрастной анализ внутренней картины здоровья, в частности изучение ВКЗ подростка. Разработка данной проблемы важна для формирования гармоничной личности подрастающего поколения. Исследования в данном направлении на сегодняшний день фрагментарны и требуют дальнейших разработок.