Пандусы для инвалидов должны отвечать множеству требований. К примеру, иметь определённую ширину и уклон конструкции, а также оборудоваться перилами установленной формы. Эти и другие важные моменты регламентируются СНиП – строительными нормами и правилами.

Терминология

В СНиП используется множество названий тех или иных вещей. Поэтому для большей наглядности и понимания документа стоит обозначить следующие термины:


Разновидности пандусов

Все площадки для инвалидов можно разделить на 2 категории:


Первый тип обычно хранится в специальном помещении. При необходимости, съёмные изделия приносят и устанавливают на лестницу. Соответственно, после подъёма, конструкции вновь убираются в хранилище. Среди таких изделий выделяют:


Стационарные модели также подразделяются на несколько типов:


Нормативные документы

Как было сказано выше, размеры, уклон и другие важные моменты регламентируются строительными нормами и правилами (далее – СНиП). Требования к конструкциям для инвалидов устанавливают следующие нормативные документы:


Требования к входной площадке

Установить одну конструкцию недостаточно. Необходимо также учесть размеры входной площадки (например, верхней части крыльца). Параметры стандартной площадки и другие важные моменты описаны в СП 30-102-99.Согласно данному документу, входные конструкции должны иметь следующие размеры:


Главное требование к входной площадке – обеспечение возможности передвижения инвалидных кресел с максимальным комфортом. По этой причине, её площади должно быть достаточно для поворота или движения кресла. Чтобы обеспечить инвалидам комфортное передвижение, был разработан другой норматив – СП 59.13330.2012. Данный нормативный документ устанавливает иные требования к входным площадкам. В частности:


Общие требования

Определённый уклон, фиксированная ширина пандуса и оснащение его поручнями – основные моменты, которые должны учитываться при проектировании конструкции. Но, помимо этого, изделия должны соответствовать другим, не менее важным требованиям. В частности:


Также стоит отметить следующее:

  • все наружные лестницы необходимо оборудовать пандусом;
  • наклонные спуски должны устанавливаться при перепаде высот от 1,5 см;
  • если высота конструкции более 300 см, вместо наклонного спуска необходимо установить подъёмное устройство;
  • на пути к пандусу не должно быть преград (автомобилей, рекламных щитов, мусорных урн и т. д.).

Подъемник для инвалидов:

Основные требования к пандусам

Как было сказано выше, пандусы для инвалидов должны соответствовать множеству требований. Основные из них – это размеры конструкции, угол наклона, а также форма и высота ограждений.

Габариты

Длина и высота конструкции – взаимосвязанные величины. Чем выше устройство, тем больше будет длина. Единственное постоянное значение – ширина, которая должна быть неизменной на протяжении всего устройства. Согласно СП 59.13330.2012, пандусы должны иметь следующие параметры:


Также стоит отметить понятия «чистой» и «общей» ширины. Первый термин обозначает расстояние от одного борта наклонной площадки до другого. Общая же ширина – дистанция между выступающими поручнями конструкции. Поэтому при проектировании спуска, необходимо использовать «общую» ширину.

Расчёт уклона

Уклон – соотношение длины и ширины конструкции. Рассчитывается данный параметр по формуле: U=H/L, где H – высота, L – длина изделия. При этом получившаяся величина не должна превышать максимальный наклон, описанный в СП 59.13330.2012. Согласно данному документу, максимальные значения следующие:


Например, нужно установить конструкцию длиной 100 см между двумя точками, расположенными на высоте 0 и 10 см. Для расчёта наклона можно воспользоваться формулой: = 0,1 см. Другими словами, получатся значения: 1:10 = 10% = 1°, что вполне соответствует установленным требованиям.

В некоторых случаях допускается нестандартный наклон:

  • 1:12 (8% или 4,8°) – для временных изделий (например, во время реконструкции или ремонта дома) высотой не более 50 см с расстоянием между площадками – не более 600 см;
  • 1:10 (10% или 5,7°) – при высоте конструкции не более 20 см.

Стоит отметить, что лестницы имеют больший наклон, поэтому устанавливать на них пандус – бессмысленно. Во-первых – такая конструкция не будет соответствовать вышеописанным правилам. А во-вторых – взбираться по пандусу с углом в 30-40° будет невозможно.

Ограждения

Для повышения комфорта и ликвидации травматизма, конструкции для инвалидов должны оборудоваться металлическими поручнями. Согласно СП 59.13330.2012, перила должны устанавливаться на всех изделиях, высотой более 0,45 м. Кроме того, в документе указаны следующие требования к ограждениям:


Важные моменты

Помимо общих и основных требований СНиП и СП к наклонным конструкциям, также следует обратить внимание на следующие моменты:


Ненормативные изделия

К сожалению, установить конструкцию, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, удаётся не всегда. Причин для этого может быть множество, например:


По этим и другим причинам, установка обычной модели может оказаться невозможной. Чтобы исправить ситуацию, иногда устанавливаются ненормативные конструкции. Конечно, они могут не отвечать многим требованиям, но зато дают возможность инвалидам попасть в здание.

То, что изделия могут не соответствовать некоторым нормам, не означает, что можно делать наклон в 40° или забывать про ограждения. При проектировании, необходимо учитывать следующие моменты:


Кнопки для вызова

В некоторых случаях нет технической возможности для монтажа стационарной модели. К примеру, главное крыльцо на ремонте, а посетители попадают через дополнительный вход, где нет наклонной конструкции для инвалидов. В подобных случаях, места для входа должны оборудоваться съёмными пандусами с кнопкой для вызова. При нажатии на неё, определённый сотрудник получает сигнал, выходит и устанавливает пандус. Соответственно, после подъёма или съезда инвалида, убирает конструкцию.

Итак, кнопки для вызова должны соответствовать следующим требованиям:


Съезды для тротуаров

Основная проблема малогабаритных групп населения – отсутствие условий для комфортного передвижения. Если в некоторых зданиях или рядом с ними установлены наклонные конструкции, то на пешеходных дорожках всё печально. Как известно, поверхность тротуаров расположена выше дорожного покрытия. Поэтому при пересечении тротуара с автомобильной дорогой, образуется перепад высот. Он, как правило, составляет 10-15 см, что лишает инвалида возможности передвижения без посторонней помощи.

По этой причине, при пересечении дорог, тротуары также должны оборудоваться небольшими пандусами. Они должны соответствовать следующим характеристикам:


Инвалидам недоступны многие вещи. Самое банальное – комфортное и свободное передвижение. По этой причине лестничные конструкции и входы в здания должны оборудоваться наклонными конструкциями. Но самое важное, чтобы пандусы изготавливались в соответствии со СНиП, т.к. это значительно повысит надёжность конструкции и комфорт от использования.

Комментарии 0

Пандусы необходимы, чтобы обеспечить инвалидам, в том числе передвигающимся на колясках, доступ в здания наравне со здоровыми людьми, возможность пользоваться всеми услугами, не испытывая ограничений. Согласно нормам, здание должно иметь по меньшей мере один вход, приспособленный для людей с ограниченными возможностями.

Нормативные документы

Правила установки пандусов для инвалидов в общественных и жилых зданиях, их внешний вид, длина, ширина регулируются следующими документами.

СНиП 35-01-2001

Это нормативный документ 2001 года, который в 2012 году был заменен более актуальной версией, но не утратил силу. Этот СНиП регламентирует доступность зданий для людей с ограничениями в подвижности.

Согласно этому нормативу, для движения инвалидных колясок угол наклона должен быть не более 5%, а при спуске с тротуара на пешеходный переход разница высот не должна превышать 4 см. Если спуски, лестницы и другие элементы зданий не отвечают этим требованиям, необходима установка пандусов.

Пандусы должны изготавливаться из негорючих материалов, их делают прямыми за исключением случаев, когда это невозможно, тогда допускаются винтовые конструкции. Перед наклонными спусками пол окрашивают контрастной краской или делают рифленым на расстоянии 60 см.

Чтобы колеса колясок не могли соскользнуть, наклонные спуски оборудуются бортиками высотой 5 см или ограждениями.

Подъем (один марш) должен быть не больше 80 см в высоту с углом наклона не больше 8%. Если перепад высот небольшой (не более 20 см), то разрешен уклон до 10%.

Если подразумевается одностороннее движение, то ширина пандуса должна быть более 1 м (рекомендуется 1,5 м).

СП 59.13330.2012

Этот документ (свод правил) — редакция или более актуальная версия упомянутого выше СНиПа. В нем указаны несколько другие нормативы, например, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если необходимо подниматься на большую высоту, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

Также согласно этому документу, в некоторых случаях угол наклона может быть больше:

  • для временных сооружений и объектов, а также пандусов в общественных зданиях, уклон может быть до 1:12 (8%), если перепад высот не превышает 50 см, а длина наклонного спуска не более 6 м;
  • 1:10 (10%), если перепад высот не более 20 см.

Перепад высот считается между горизонтальными площадками.

Важно! СНиП имеет приоритет перед СП, поэтому, если в заказе не оговаривается, что строить следует по нормам СП 59.13330.2012, то застройщик должен ссылаться на СНиП 35-01-2001.

В этим СП также оговариваются пандусы на пешеходных наземных, подземных и надземных переходах. На наземных переходах по обеим сторонам должны быть оборудованы бордюрные пандусы. Надземные и подземные переходы тоже должны быть снабжены пандусами. Поверхность пандусов покрывают нескользящими материалами.

Пандусы и лестницы должны иметь удобные поручни, расстояние между которыми — 0,9-1 м. По обеим сторонам пандусов для инвалидов делаются ограждения на высоте 85-92 см и 70 см. Также на промежуточных площадках и на съездах должны быть предусмотрены колесоотбойные устройства, их высота должна быть равна 0,1 м.

На концах конструкций делают горизонтальные площадки. Их ширина должна составлять минимум 150*150 см. На участках с интенсивным движением нужна площадка большего размера — 210*210 см.

Наклонные спуски для колясок маркируют текстурой или яркими цветом, выделяя их начало и конец. Там, где угол наклона поверхности меняется, на уровне земли предусматривают источник света яркостью 100 лк.

Что касается пандусов для инвалидов в общественных зданиях, то к ним предъявляются такие же требования по габаритам. Через каждые 8-9 м делают горизонтальные площадки, они необходимы также, если меняется направление движения. Эти площадки делают размером не меньше 1,5 м по направлению движения при прямом варианте пандуса и 2 м — при винтовом.

Пандусы должны быть снабжены поручнями, выступающими за пределы наклонного спуска на 0,3 м. Поручни делают округлыми, толщиной 4-6 см, с безопасными завершениями. От поручня до гладкой стены должно быть минимум 4,5 см, до шероховатой — 6 см. На внешних относительно марша или верхних поверхностях перил располагают рельефные знаки, предупреждающие об окончании поручня.

ГОСТ Р 51261-99

Этот норматив был принят в 1999 году, в нем регламентируются опорные устройства для инвалидов в общественных и жилых зданиях и на транспорте. В нем перечисляются типы этих устройств и описываются требования к ним.

Согласно этому документу, на пандусах для инвалидов, передвигающихся на колясках, предусматривают поручни. Они необходимы, если имеется подъем высотой больше 150 мм или проекция марша больше 180 см.

Также в начале и конце наклонного спуска предусматривают горизонтальные площадки протяженностью не менее 30 см.

Как понимать обозначения в нормативах? Перепад высот 1:20 — это отношение высоты подъема к его проекции, как на рисунке. Он может быть выражен и в процентах, тогда уклон равен 5%. Угол наклона задают и в градусах, но на практике это неудобно. Чаще пользуются первыми двумя способами.

Виды

Пандусы могут быть:

  • стационарными,
  • съемными.

Стационарные конструкции могут быть фиксированными, то есть неразборными. Обычно они расположены снаружи общественных и жилых зданий и встроены в лестницу.

Также есть откидные варианты, обычно их ставят в подъездах. Они прикреплены к стене и раскладываются в случае необходимости. В сложенном виде такой пандус удерживается металлической защелкой.

В общественном транспорте можно встретить выдвижные модели. Современные пандусы такого типа оборудованы автоматической системой раскладывания и складывания, чтобы воспользоваться ими, достаточно нажать на кнопку.

Съемные версии также могут быть устроены по-разному. Это

  • телескопические — их можно регулировать по длине, но такие варианты громоздки, их трудно раскладывать и собирать в одиночку;
  • рамповые — более мобильные разновидности, их разложить легче, они компактны и весят немного;
  • ролл-пандусы — их можно скатывать в рулон, легко возить в автомобиле.

Требования к конструкциям

Входная площадка

Согласно требованиям, пандусы оборудуются горизонтальными входными площадками определенного размера. В СП 30-102-99 описываются ее параметры:

  • ширина - не менее 185 см;
  • глубина - 1,4 м в случае дверей, которые открываются внутрь дома, и 1,5 м для открывающихся наружу;
  • площадка для поворота инвалидной коляски - не менее 220 см в ширину.

Еще один нормативный документ — СП 59.13330.2012 — предъявляет другие требования к входной площадке по ее размеру и оборудованию:

  • над площадкой должен быть сделан навес;
  • зимой при наличии такой возможности следует устроить подогрев площадки;
  • если дверь открывается наружу, то площадка должна иметь габариты не менее 140*200 или 150*185 см;
  • площадку делают размером не меньше 220*220 см.

Размеры

Пандусы для инвалидов необходимо устанавливать при разнице высоты больше 1,5 см. По требованиям наклонные спуски для колясок оборудуются на всех лестницах. Если высота составляет более 3 м, вместо пандусов для передвижения инвалидов делают подъемные устройства.

Высота марша пандуса делается не больше 0,8 м. По краю конструкции устанавливают бортик высотой 5 см или металлическую трубку на высоте 10-15 см. Если по пандусу предполагается одностороннее движение, то его ширина должна быть от 1,5 м, а если двухстороннее — от 1,8 м (оптимальная ширина — 2 м).

Уклон

Согласно нормативам, уклон пандуса для инвалидов не должен быть более 10%, в отдельных случаях — до 15-18%. Продольный уклон (как показано на рисунке) не должен превышать 10 градусов. На лестницы пандусы не устанавливают — взобраться по такой «горке» будет невозможно.

Двухколейные варианты удобны только там, где ими пользуется один человек, например, в частном доме. В общественных зданиях, где должна иметь возможность пройти любая коляска, делают сплошные наклонные спуски. Если посередине нужно сделать ступеньки для подъема человека, который помогает инвалиду, то колеи большой ширины, так как у разных моделей колясок разные расстояния между колесами.

Размеры конструкции легко посчитать с помощью теоремы Пифагора. Если известен перепад высот H и длина проекции наклонного спуска L, то находим длину самого пандуса как квадратный корень из H^2+L^2. Найдя длину пандуса, можно понять, нужно ли для него делать горизонтальные площадки.

Правила установки

Для установки пандуса в жилых домах согласие жильцов не требуется. Каждый человек с ограниченными возможностями имеет право на более безопасное и доступное пространство.

Нельзя устанавливать другие объекты, такие как рекламные щиты, так, чтобы они перекрывали вход на пандус для инвалидов.

Если пандус устанавливают в доме, то он не должен начинаться сразу же от входной двери квартиры. Между ним и дверью делается быть горизонтальная площадка.

Не всегда есть возможность установить в общественных местах и жилых домах пандусы согласно нормативам. Тогда приходится делать их с нарушением правил, однако минимальные требования к проектированию необходимо соблюдать:

  • ширина — не менее 85-90 см;
  • должны иметься поручни и ограждения;
  • допускается уклон 5%, максимальный 18% (разрешается только при отсутствии возможности сделать меньший уклон);
  • максимальная длина марша при уклоне, превышающем 10% - 7 м.

Поручни устанавливают с внутренней стороны марша. Они должны быть непрерывными на каждом участке пути.

Кнопки вызова

Если нет возможности установить стационарную конструкцию, пользуются складными версиями. Тогда в общественных зданиях устанавливают кнопки, с помощью которых можно вызвать сотрудника, чтобы он разложил пандус и помог инвалиду попасть в здание или выйти из него.

К этим кнопкам также есть определенные требования:

  • располагают их на высоте 85-100 см;
  • от выступающих частей крыльца или лестницы должно быть не менее 40 см;
  • размещают таким образом, чтобы человек на коляске был виден из здания;
  • покрывают защитным антивандальным кожухом;
  • маркируют пиктограммой «Инвалид»;
  • рабочее напряжение - 220 В.

Ответственность за неправильную установку

Согласно законодательству, за неправильную установку пандусов и отсутствие безбарьерного доступа для инвалидов должностные и юридические лица несут ответственность.

Если при установке нарушены нормативные требования, конструкции демонтируют.

На должностные лица, не обеспечившие доступ для маломобильных групп населения в общественные здания, налагается штраф до 3000 рублей.

Юридические лица выплачивают штраф от 20 до 30 тыс. рублей.

За некачественно оказанную услугу по обеспечению безбарьерного доступа следует штраф до 50000 рублей.

Заключение

С помощью пандусов и других конструкций можно обеспечить маломобильным людям возможность комфортно пользоваться жилыми и общественными зданиями. На установку таких конструкций существуют определенные нормы, описанные в СНиПах, ГОСТах и других документах.

Наличие пологих спусков на входах обеспечивают людям с ограниченными возможностями передвижения свободный доступ в жилые и общественные здания наравне со здоровыми людьми. Поэтому такие конструкции должны создавать все необходимые условия для свободного подъезда без каких-либо ограничений.

Согласно существующим нормативам, каждое здание общественного пользования должно иметь хотя бы один вход, оборудованный специальной наклонной поверхностью, которую называют пандус, для проезда инвалидных колясок.

За последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны законодательных структур. Принятые законодательные нормативы содержат статьи, требующие обязательного строительства специальных конструкций и сооружений для возможности передвижения людей, находящихся в инвалидных колясках.

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.


Телескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

Рампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.


Ролл пандус.

Конструкции стационарных спусков

Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.

Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:

  1. верхней горизонтальной платформы;
  2. наклонного спуска для перемещения;
  3. нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.

Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.

При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.

Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.

Действующие строительные нормы

Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:

  • СНиП 35-01-2012;
  • Свод Правил 59.13330.2012;
  • ГОСТ Р 51261-99.

В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.

Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.

Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.

Требования Государственного стандарта и СНиП к устройству пандусов идентичны, но особенность ГОСТ заключается в более подробном изложении к установке перильных ограждений. В нем точно указано, в каких случаях установка перил является обязательной и изложены подробные требования к их конструкции.

Нормативные размеры и конструкции

Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.


Подбор оптимальной ширины.

Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

Предельные углы спуска

Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

Требования к площадкам

Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП 59.13330.2012, их размеры должны соответствовать следующим показателям:

  • ширина — не менее 1850 мм;
  • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
  • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

  • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
  • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
  • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
  • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.


Откидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

Элементы ограждения

Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

  • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
  • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
  • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
  • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
  • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
  • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.


Нормативные размеры поручней.

Как сделать пандус самостоятельно

Установка откидного пандуса для инвалидов в подъезде согласования от жильцов не требует. По закону каждый человек с ограниченной способностью к передвижению имеет право на создание условий, позволяющих ему перемещаться по своему дому. Единственное правило заключается в том, что установленная конструкция не должна создавать помех другим людям, проживающим в этом подъезде.


Чертеж пандуса.

Уклон въезда по направляющим, установленным на стандартный лестничный марш, конечно, не соответствует нормативным требованиям. Но, в присутствии сопровождающего, наличие складного пандуса для инвалидов на лестничный марш намного облегчает процесс подъема в коляске.

К тому же, длина лестничного пролета на первом этаже обычно не превышает 6-ти ступеней. Зато после этого инвалид колясочник сможет свободно въехать в квартиру или воспользоваться лифтом для подъема на верхние этажи.

Необходимые материалы и инструмент

Для изготовления двухколейного откидного пандуса для подъема на площадку первого этажа потребуется приобрести:

  • два гнутых металлических швеллера № 18-24 с толщиной стенки 3-4 мм или 4 неравнополочных уголка 100х65 мм длиной равной длине лестничного марша;
  • профильная труба 25х50 мм длиной ¾ лестницы;
  • 3 стальные дверные петли;
  • 2 метра профильной трубы 25х32 мм;
  • полоса стальная 50х2,5 мм – 0,5 метра;
  • анкерные болты для крепления конструкции к стене;
  • поворотную или сдвижную защелку;
  • сварочные электроды.

Обратите внимание, что для изготовления пандуса рекомендуется использовать не тяжелый горячекатаный, а гнутый тонкостенный швеллер. Он значительно легче, а его жесткости и прочности вполне достаточно для того, чтобы выдержать вес коляски и человека без прогиба. С целью удешевления швеллер можно заменить двумя неравнополочными уголками, сваренными вдоль широкой полки и образующими П-образную конструкцию.


Швеллера.

Из инструмента необходимо иметь сварочный аппарат, болгарку, перфоратор, молоток и монтировку.

Порядок выполнения работ

Положите швеллер на лестницу таким образом, чтобы его плоскость соприкасалась со всеми ступенями, а нижний край упирался в пол входной площадки подъезда. Сделайте отметки уровня верхней ступени, пустого пространства ниже первого и последнего подступенков, а так же в посередине между двумя последними отметками.

В этих трех местах будут приварены соединительные перемычки из профильной трубы, они не должны упираться в ступени лестничного марша. После этого:

  1. приложите второй швеллер к размеченному, скопируйте отметки и обрежьте болгаркой лишнюю длину;
  2. положите швеллера широкой полкой вверх таким образом, чтобы центральные продольные оси соответствовали расстоянию между колесами инвалидной коляски;
  3. измерьте расстояние между внешними краями швеллеров и добавьте к этой величине 300-400 мм, в результате вы получите размер заготовок для соединительных поперечных перемычек;
  4. отрежьте от профильной трубы 25х32 мм три куска необходимой длины и с одного края приварите к ним Т-образные поперечины из такой же трубы, по длине равные размерам поворотных петель;
  5. приварите петли одной стороной к поперечинам;
  6. положите заготовки перемычек на ранее нанесенные отметки так, чтобы один край совпадал с краем швеллера, а второй, с поперечиной, выходил за пределы конструкции на 30-40 см;
  7. приварите перемычки к швеллерам;
  8. положите на лестницу широкой стороной к стене профильную трубу 25х50 мм и с помощью анкерных болтов надежно закрепите ее;
  9. приставьте собранный поворотный каркас пандуса к закрепленной трубе петлями и сделайте несколько сварочных прихваток;
  10. после этого поднимите пандус вертикально и выполните окончательную приварку петель к трубе;
  11. для ровного съезда со швеллера приварите на его краях небольшие плоские пластины по уровню пола;
  12. на последнем этапе устанавливается фиксирующая защелка или задвижка, монтаж которой зависит от ее конструкции;
  13. после окончания монтажа все элементы пандуса необходимо покрыть грунтом и покрасить.

Как видим из инструкции монтаж поворотного пандуса в подъезде пандуса не отличается особой сложностью, но для выполнения работ необходимо обладать сварочными и слесарными навыками.

Видео по теме

Двери квартир, лифтов и зданий часто становятся "узким местом" на пути движения инвалида на коляске. Чтобы их преодолеть, приходится инвалида с посторонней помощью заносить на руках, а коляску проносить в разобранном или "сжатом" виде. Это обусловлено габаритами кресла-коляски (см. "Габариты коляски").
Для того чтобы правильно понять требования по дверям, имеющиеся в нормативной документации, остановимся подробнее на очень важных понятиях, которые проектировщики часто путают между собой:
Ширина дверного проема в стене
Ширина полотна двери, устанавливаемой в дверной проем
Дверной проем в чистоте
Рассмотрим эти понятия на примере установки одностворчатой распашной двери.
Чтобы установить дверь, необходимо выполнить в стене дверной проем.
Рис. 6.1 Для примера возьмем ширину дверного проема 1000 мм.
Рис. 6.2 После установки дверной коробки просвет уменьшается приблизительно на 100 мм.
Рис. 6.3 ширина полотна двери в данной коробке фактически не превысит 900 мм.
Рис. 6.4 Реальная ширина пространства, которое получит инвалид на коляске, составит 800–850 мм. Чем толще будет распашная дверь, тем меньше останется свободного пространства. Это свободное пространство и есть дверной проем в чистоте. Именно это понятие (не путайте его с другими!) используется в нормативной литературе для определения допустимых размеров дверей.
Дверной проем в чистоте (синонимы: Ширина двери в свету, дверной просвет) – это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне (если дверь распашная) или полностью открытой двери (если дверь раздвижная, как в лифте).
На сегодня проектировщики не придерживаются каких-либо ГОСТов на двери. Обычно в проекте определяется место и размеры проема под будущую дверь. Сама же дверь изготавливается по индивидуальному заказу, в котором уже конкретно уточняется ее конфигурация. Вот поэтому проектировщик должен правильно рассчитать ширину проема в стене под устанавливаемую дверь и четко задать ее конфигурацию (сколько полотен, какого размера).
Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м.
Сейчас Вы понимаете, насколько это широкая дверь. Для того чтобы установить соответствующую нормативным требованиям распашную дверь, проем в стене должен быть даже не 1000 мм, как в нашем примере, а 1050–1100 мм.
С одной стороны, такая широкая дверь действительно удобна инвалидам, так как кресло-коляска проходит в нее легко, с большим "запасом". Нет опасности оцарапать руки о косяки дверей (обычная травма для инвалида).
С другой стороны, двери и косяки останутся целыми, без царапин и повреждений от металлических частей кресла-коляски.
Но, на мой взгляд, этот норматив несколько преувеличен. Такая широкая дверь уместна в крупном торговом или деловом центре, киноконцертном зале, но в рамки обычной жизни она как-то не вписывается.
Надо заметить, что в этой ситуации есть небольшая зацепка.
Так, в "Рекомендациях… Вып. 1" и в альбоме Х. Ю. Калмета установлена несколько меньшая ширина двери в свету – не менее 0,85 м.
Если опираться на эту цифру, то ранее рассмотренный пример с шириной дверного проема в стене 1000 мм может послужить в качестве образца для расчетов.
Следует также отметить, что в ВСН 62-91* ширина в чистоте дверного проема кабины лифта установлена аналогичной – не менее 0,85 м.
А теперь давайте попробуем оценить норматив на двери на примере стандартных дверей (таблица 6.0), обычно устанавливаемых в квартирах жилых домов.
Как мы видим, даже самая большая дверь Д21-9 не соответствует нормативу, так как ей не "достает" в ширине 100–150 мм (а это 15 см!). Выходит, что ни одна из этих дверей не может быть установлена в здании?! Парадоксальная ситуация.
А теперь взглянем на эту ситуацию с другой стороны – с точки зрения потребителя. Снова заглянем в раздел "Габариты коляски" и ответим на вопрос: какие кресла-коляски и в какую дверь реально проходят?

В России большинство инвалидов и дома, и на улице ездят на своей единственной комнатной коляске. И лишь небольшая часть инвалидов для поездки на улицу пересаживается в другую коляску – прогулочную (рычажную). Это связано с ее большими габаритами и большим весом.

Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет ориентировочно 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в дверь пассажирского лифта. Максимальная ширина коляски составляет 670 мм, но, как правило, инвалиды стараются ее по возможности заузить.
Размеры прогулочной коляски составляют 703 мм.
Эти цифры (620-670-703 мм) определяют минимально допустимый дверной просвет.
Таким образом, можно дать характеристику каждой двери с точки зрения проходимости кресла-коляски:
дверь Д21-9 – входит прогулочная и комнатная коляски (хотя прогулочная коляска, скорее всего, оцарапает косяк двери);
дверь Д21-8 – большинство комнатных колясок все-таки "проскользнет" (хотя косяки можно "зацепить", и руки по неосторожности повредить);
дверь Д21-7 – не входит ни одна коляска.
Какие из этого можно сделать выводы?
Надо раз и навсегда забыть о существовании двери Д21-7, потому что это не дверь, а узкая щель, в которую не только инвалид на коляске не проедет, но и полный человек не протиснется.
Эта дверь досталась нам в наследство от малогабаритных "хрущевских квартир", но мы почему-то упорно цепляемся за этот анахронизм. А ведь эта дверь неудобна не только инвалидам, но и обычным людям. Когда она установлена в кладовой или на балконе, в эту дверь не проходит отечественная зимняя детская коляска. Приходится семьям с грудными детьми одну коляску держать в прихожей, а на балконе для сна младенца на свежем воздухе ставить вторую.
Даже если Вы выполняете проект, не требующий обеспечения доступа инвалидов, забудьте об этой двери! Замените ее на дверь Д21-8. Разница всего в 10 (!) см, а качественные характеристики здания или помещения улучшаются на порядок.
Можно и нужно устанавливать двери Д21-9 там, где требуется обеспечить доступ инвалида на коляске. Если установка двери Д21-9 технически невозможна, в порядке исключения допустима замена ее на дверь Д21-8.
Конечно, когда выполняется проект на строительство нового общественного здания (магазина, библиотеки, кинозала, поликлиники и т. п.), необходимо выполнять требования норматива и обеспечивать на путях движения инвалида-колясочника ширину всех дверей в свету не менее 0,9 м, включая двери в специализированные туалетные кабинки для инвалидов. Тогда здание будет просторное, косяки дверей целые, а колясочники довольные.
Но когда речь идет о реконструкции существующего здания, о перепланировке жилой квартиры на 1 этаже под магазин, о строительстве типового панельного жилого дома, надо исходить из реальных возможностей и ориентироваться на минимально допустимый дверной просвет, приведенный выше. Это может быть одна из типовых дверей, а может быть дверь по индивидуальным размерам.
Если Вы установите дверь Д21-9, то тем самым обеспечите доступ практически всем инвалидам-колясочникам.

Если в каком-то конкретном проекте реконструкции или проекте на строительство типового панельного жилого дома Вам удастся заменить дверь Д21-7 не на Д21-9, а всего лишь на Д21-8, то это будет тоже маленькая победа. И этой победе будет рада большая часть инвалидов на комнатных колясках.
Предлагаем Вам сравнить нормативы на двери в России и Великобритании (таблица 6.1)
В отличие от России, где установлены единые стандарты на двери, в строительных нормах и правилах Великобритании ("Building Regulations") входные двери подразделяются на наружные и внутренние.
А теперь попробуем решить маленькую задачку.
Ширина дверного проема в стене составляет 1500 мм.
Какую распашную дверь Вы установите, чтобы обеспечить доступ инвалидов: симметричную двустворчатую или полуторастворчатую? Ответы смотрите на рис. 6.5 и 6.6.

Казалось бы, какая разница? Ведь второе полотно можно открыть. В том-то и дело, что оно, как правило, закрыто. Значит, инвалиду-колясочнику каждый раз (!) придется суетиться и искать, кто бы открыл ему вторую половинку. Хорошо, если удастся. А если в двери шпингалет сломан, и дверное полотно по-российски просто заколочено гвоздями?
А теперь представьте, что инвалиду надо выйти из подъезда, посетить в течение дня несколько магазинов, аптеку, вернуться домой. И каждый раз на его пути будут эти узкие половинки, напоминающие инвалиду о его неполноценности, ущербности и зависимости от других.
А Вам самим-то удобно протискиваться в эту узкую половинку двери, в которую зимой почему-то людей заставляют одновременно входить и выходить, вызывая столпотворение?
Двустворчатая симметричная дверь может быть запроектирована, если проем в стене будет не менее 1900–2000 мм (рис. 6.7), и ширина в свету каждого полотна составит не менее 850–900 мм.
К сожалению, ни в ВСН 62-91* , ни в других нормативах нет четкой формулировки, как правильно проектировать двустворчатые двери.
Тем не менее, это правило существует в мировой практике.
Требования, предъявляемые к двустворчатым дверям, есть в эскизах Х. Ю. Калмета. Они также представлены в эскизах "Рекомендаций… (Вып. 1)" на стр.17.
Попробуем сформулировать это правило так, чтобы оно было универсальным:
Ширина хотя бы одного из дверных полотен должна быть не менее 900–950 мм. Как правило – двери не симметричные, а полуторные.
То же самое можно сказать другими словами: Проем в чистоте хотя бы одного из дверных полотен должен быть не менее 850–900 мм. Как правило – двери не симметричные, а полуторные.
О том, до какого минимально допустимого уровня могут быть уменьшены эти цифры при реконструкции существующего здания, перепланировке жилой квартиры на 1 этаже под магазин, строительстве типового панельного жилого дома и в других аналогичных случаях, мы уже рассмотрели чуть выше.

При разработке проекта проектировщик должен:
- четко задать направление открывания каждой из одностворчатых дверей здания или помещения (правая или левая навеска полотна);
- если дверь двустворчатая, то указать, какое полотно будет рабочим, исходя из конкретной ситуации.
Обычное явление, когда проектировщики не обращают внимание на направление открытия дверей, считая это "мелочью". Но в архитектуре мелочей не бывает. Именно эта "мелочь" может резко ухудшить уровень комфортности помещения, а для некоторых категорий инвалидов – сделать его недоступным.
На рис. 6.8 и 6.9 в достаточно типичном боковом входе с улицы в здание представлены два разных варианта направления открывания дверей. Предположим, что это продуктовый магазин.
На рис. 6.8 двери установлены так, что они при открывании:
- создают помехи обычным посетителям, уменьшая пространство для их перемещения и усложняя траекторию их движения;
- при движении встречных потоков людей в зонах 1 и 2 образуются места затора и скопления посетителей;
- весьма вероятно получение людьми травм резко открытой дверью;
- если охрана магазина попытается занести инвалида на коляске внутрь, то обходить дверь внутри небольшого тамбура будет или крайне сложно, или сделать им это вообще не удастся.
На рис. 6.9 двери установлены удобно для посетителей. Обратите внимание, что в полуторастворчатой двери, ведущей в торговый зал, маленькое открытое полотно перекрывает на пути движения покупателей гораздо меньшее пространство. Так как обычно маленькое полотно является нерабочим и постоянно закрыто, то фактически поток людей пойдет по кратчайшему пути.
Рассмотрим еще один пример: двери в тамбуре установлены со смещением относительно друг друга.
На рисунках 6.10 и 6.11 представлены два противоположных решения открывания дверей. Вывод очевиден: в первом варианте установки дверей (рис. 6.10) инвалид на коляске в здание не попадет.

Печальный опыт показывает, что очень часто строители вместо того, чтобы установить двери, как предусмотрено проектом (рис. 6.11), самовольно меняют проектное решение и устанавливают дверь, как на рис. 6.10. Им не понятно, почему две установленные друг за другом одинаковые двери должны открываться по-разному. Господа архитекторы! Осуществляйте авторский надзор за строительством своего объекта. Объясняйте строителям, почему дверь должна открываться в эту, а не в другую сторону. Только так Вам удастся перетянуть строителей на свою сторону и искоренить эту типовую ошибку строительства.
На рис. 6.12 представлен еще один типовой вариант установки входных дверей. Обратите внимание на расположение основных рабочих полотен дверей (широких) и направление их открывания. Так как в холодный период года посетителей вынуждают проходить тамбур не по прямой, а по диагонали, важно, чтобы рабочее полотно дверей тамбура открывалось к стене. Это будет удобно для посетителей и позволит проехать через тамбур инвалиду на коляске.
Направления открывания дверей в туалетах и при наличии пандуса у входа в здание рассмотрены в соответствующих разделах.
Открытые проемы в стене должны иметь ширину в чистоте не менее 0,9 м.
Широкая дверь, установленная внутри помещения, еще не гарантирует, что инвалид-колясочник в нее попадет. Например, на пути в туалет инвалид должен проехать через открытый проем в стене (типа арки). Если в проекте реконструкции проектировщик расширил дверь в туалет, но забыл расширить этот открытый проем, деньги будут выброшены на ветер. На мой взгляд, практически нет никаких сложностей в выполнении этого требования, и нет смысла пытаться уменьшить эту цифру. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в "Рекомендациях…Вып.1" допускается размер проема шириной 0,85 м.
Двери в здания и помещения на путях движения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства, высота порога не должна превышать 2,5 см.
Для сравнения: в Великобритании высота порогов не должна превышать 1,3 см.
В современных дверных пакетах по типу европейских пороги действительно минимальные. В связи с этим возникла некоторая проблема.
Как правило, во всех магазинах Екатеринбурга в районе входных дверей на пол укладывается специальное покрытие – коврик (типа "ершика" и т. п.) для вытирания ног и противоскольжения. Обычно коврики предпочитают укладывать внутри тамбура. Однако при минимальных порогах коврик будет препятствовать открыванию двери внутри тамбура.
Чтобы этого избежать, проектировщик и собственник будущего объекта должны обсудить этот вопрос и в случае необходимости предусмотреть в проекте небольшое углубление в полу тамбура под будущий коврик (типа ниши под железные решетки в полу). Глубина этой ниши должна быть определена исходя из высоты выбранного собственником конкретного покрытия (ориентировочно 1 см). Главное – не переборщить, иначе в полу тамбура появится незапланированная яма, если ниша окажется слишком глубокой или собственник решит заменить коврик на другой. Нишу можно выполнить по всей ширине тамбура или по ширине рабочего полотна, если двери двустворчатые (рис. 6.13). Следует заметить, что коврик, уложенный в нишу, не скользит по полу. Это предохраняет людей от падения.

Обратные действия (то есть повышение порогов внутри тамбура для решения проблемы) недопустимы, так как порогов внутри тамбура после укладки коврика действительно не будет, но зато увеличится перепад высот перед тамбуром и после тамбура, то есть:
- порог между площадкой у наружной входной двери и тамбуром;
- порог между тамбуром и уровнем пола в торговом зале.
Применение дверей на качающихся петлях и дверей-"вертушек" на путях передвижения инвалидов не допускается. Рекомендуется оборудовать двери специальными приспособлениями для фиксации полотна в положении "закрыто" и "открыто".
При наличии контроля на входе следует в необходимом количестве предусматривать контрольные устройства, приспособленные для пропуска различных категорий инвалидов.
Например, при входе в метро или на стадион часто устанавливают узкие пропускные турникеты. Помимо стандартных турникетов, необходимо предусмотреть другие, обеспечивающие беспрепятственное передвижение разных категорий маломобильных граждан (в том числе инвалидов на колясках).
Двери рекомендуются створчатые или раздвижные с автоматическим открыванием.
Открывание либо закрывание автоматических или полуавтоматических дверей должно происходить не быстрее 5 сек., чтобы не сбить с ног медленно передвигающегося инвалида. При проектировании стеклянных автоматически открывающихся дверей необходимо предусматривать их яркую маркировку на высоте 1,5 м от уровня пола.
В полотнах входных дверей в здания следует предусматривать смотровые панели из противоударного стекла, нижняя часть которых должна располагаться не выше 0,9 м от уровня пола. В качестве остекления дверей следует применять закаленное или армированное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м должна быть защищена противоударной полосой.
Смотровые панели в дверях обеспечивают видимость и тем самым создают условия безопасности для инвалида, приблизившегося к двери. Если панелей в дверях не будет, то, например, инвалида на костылях могут легко сбить с ног резко открытой дверью.
Ручки дверей должны иметь поверхность, удобную для схватывания рукой, и позволять легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья.
Максимальное усилие для открывания и закрывания двери должно быть не более 2,5 кг.
Двери, открываемые с большим усилием, – серьезная проблема для инвалидов на костылях и колясочников. Такие двери им невозможно или небезопасно открывать без посторонней помощи.

Пандусы для инвалидов и остальных маломобильных граждан являются важной составляющей их самостоятельного передвижения или транспортировки. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и так имеют достаточно много различных препятствий, которые снижают качество жизни, и государство должно по максимуму обеспечить им комфортное существование.

Обустройство общественных и жилых помещений пандусами для инвалидов – одно из немаловажных направлений государственной программы, разработанной для создания доступной, так называемой безбарьерной среды для людей с ОВЗ. Такие объекты должны проектироваться с учетом правил ГОСТа, иначе маломобильные граждане попросту не смогут ими воспользоваться.

Основные характеристики пандуса

Под пандусом подразумевается наклонная плоскость, позволяющая соединить горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Иными словами, это пологая дорожка без ступеней, предоставляющая возможность маломобильному человеку, который перемещается на , подняться вверх либо опуститься вниз.

Стационарные, то есть несъемные варианты данных приспособлений, которые устанавливаются на крыльце различных помещений, планируются на начальных этапах проектирования различного вида архитектурных построек.

Такие пандусы считаются наиболее надежными сооружениями, так как в основном производятся из бетона или металла. Стационарные приспособления чаще всего проектируются однопролетными, но в отдельных случаях их бывает несколько. Последние конструкции подразделяются на винтовые и П-образные.

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, - 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Пологая дорожка с возможностью двухстороннего перемещения

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Важно! Согласно СП 59.13330.2012 в затесненных местах угол уклона площадки при необходимости можно увеличить до 10%, что соответствует 5,7°. Но следует избегать перепада высот свыше 20 см.

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.


Стандартные размеры пандусов для инвалидов

Поручни и перила

Для обустройства безопасного перемещения людей с ОВЗ пологие площадки оснащают поручнями или перилами. Правила, прописанные в нормативных документах, обязывают делать поручни по обеим сторонам лестничного марша, которым пользуются инвалиды. Если сооружение подразумевает двухстороннее движение малоподвижных граждан, то перила следует устанавливать дополнительно и вдоль средней линии пологой дорожки.

Однако если угол наклона не выше 5 %, то присутствие поручней не является обязательным. Нормы ГОСТа предусматривают монтаж поручней с двумя уровнями высоты. Первый уровень должен располагаться на высоте 0,7 м, а если подразумевается, что пандусом будут пользоваться дети-инвалиды, то он может уменьшаться до 0,5 м.

Второй уровень равен 0,9 м, но во время проектирования разрешается подбирать его высоту в интервале 0,85-0,92 м. Данные рекомендации не выходят из рамок СП. Согласно ГОСТу Р51261-99 поручни необходимо устанавливать, если высота подъема имеет размер 150 мм и выше либо горизонтальная проекция наклонной дорожки равна 1800 мм и более.

Также в данном документе немного по-другому указывается первый уровень высоты перил – 0,7-0,75 м. Окончания поручней, то есть участки, которые выходят за границы самой площадки, должны иметь размеры не менее 0,3 м (нормальной считается длина в интервале 0,27-0,33 м). Окончания перил должны быть гладкими и без острых зазубрин, чтобы человек не мог о них пораниться.

Дополнительные требования к установке перил включают в себя следующее:

  • неразрывность их по всей длине дорожки;
  • параллельность друг другу;
  • круглое сечение размером 4-6 см;
  • отступ от шероховатых стен – 6 см, от гладких – 4,5 см.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Совет! Если пандус создается для одного человека, то его габариты можно вычислить индивидуально. За основу для конструирования, как правило, берутся размеры инвалидной коляски.

Аппарель и виды пандусов

Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.

Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.

Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.

Несъемные устройства

Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.

Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.

Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.

Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.

Съемные пологие дорожки

Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.

Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.

Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.

Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.

Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.


Фото съемной раздвижной аппарели

Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.

Заключение

Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.