Конституция закрепляла принципы социалистического демократизма в государственном строительстве, принципы социализма в социальном и национально-государственном устройстве СССР, определяла новые демократические принципы избирательной системы (ввела систему прямых, равных и всеобщих выборов при тайном голосовании) и построения высших и местных органов государственной власти, утвердила социальные свободы и права граждан СССР, расширила представительство в верховном органе власти всех союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов. Политическая надстройка была приведена в соответствие с экономическим базисом социализма.

Конституция СССР 1936 г. открывается главой, посвященной общественному устройству. В ней, прежде всего, определяется, что Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1). В силу Конституции Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были преобразованы при сохранении и упрочении их социалистической сущности из органов непосредственно классового характера в органы всенародного представительства-- Советы депутатов трудящихся. При этом в Конституции 1936 г. отчетливо сказано, что Советы депутатов трудящихся составляют политическую основу СССР, являются носителями всей полноты власти трудящихся (ст. 2, 3). Одновременно четко определена экономическая основа СССР, которую составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4, 5). Конституция законодательно закрепила основные принципы социализма, согласно которым хозяйственная жизнь в СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости и усиления обороноспособности страны. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "Кто не работает, тот не ест". В СССР осуществляется принцип социализма: "От каждого -- по его способности, каждому--по его труду" (ст. 11, 12).

Глава II Конституции определяет вопросы государственного устройства. СССР является союзным государством, образованным на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик (ст. 13). Конституция установила круг вопросов, подлежащих ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления и упрочила гарантии суверенитета союзных республик. В соответствии с опытом советского государственного строительства фиксировалось, что каждая союзная республика имеет свою конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР. За союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Утверждался незыблемый советский принцип свободного развития наций. Для граждан СССР по-прежнему устанавливалось единое союзное гражданство, при котором гражданин союзной республики является гражданином СССР (ст. 14, 15, 16, 17, 21). Всем нациям и народностям, населяющим СССР, обеспечивалась автономия в виде автономных советских социалистических республик, автономных областей и национальных округов (ст. 22, 24, 25, 26, 27, 94).

В главах III--IX Конституции СССР 1936 г. всесторонне урегулированы вопросы организации и деятельности высших органов государственной власти, органов государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, местных органов государственной власти, суда и прокуратуры.

Глава X Конституции установила на базе социализма основные права и обязанности граждан СССР и усилила гарантии этих прав. Глава XI Конституции определила принципы новой избирательной системы. В главе XII закреплялись символы единого союзного государства -- герб, флаг, столица. Наконец, глава XIII предусматривала порядок изменения Конституции. Обзор содержания Конституции СССР 1936 г. наглядно показывает, что ее принятие ознаменовало собой крупную веху в историческом развитии советского общества и государства, имело громадное международное значение.

Содержащийся в Конституции 1936 г. нормативный материал неодинаков по своему значению. Как показал опыт ее применения в течение многих лет, в основе своей она удовлетворяла и удовлетворяет отношениям социалистического общества и в современных условиях, что означает возможность сохранения ее важнейших принципов и в будущем -- в новой Советской Конституции. Вместе с тем Конституция подвергалась и многим изменениям.

Наибольшее количество изменений и дополнений вносилось в главы II, III, V и VI, посвященные государственному устройству, высшим органам государственной власти и органам государственного управления.

В главе II -- Государственное устройство -- значительная часть изменений и дополнений направлена на дальнейшее расширение прав союзных республик в области управления народным хозяйством, разрешения вопросов областного и краевого административно-территориального устройства, предоставления права союзным республикам непосредственных связей с иностранными государствами и организаций республиканских войсковых формирований. Кроме того, ряд изменений и дополнений был внесен в связи с образованием, переименованием и упразднением отдельных областей, краев, автономных образований.

В главе III -- Высшие органы государственной власти СССР -- изменения и дополнения касались увеличения количества заместителей Председателя Совета Союза и Председателя Совета Национальностей с 2 до 4 человек, изменения количества членов Президиума Верховного Совета СССР, изменения срока созыва вновь избранного Верховного Совета СССР (вместо месячного срока установлен трехмесячный), переименования Совета Народных Комиссаров СССР, Совет Министров СССР. Ряд изменений и дополнений относится к расширению полномочий Президиума Верховного Совета СССР в части: издания указов, объявления военного положения в отдельных местностях или на всей территории СССР, учреждения орденов, медалей и почетных званий СССР, установления воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий.

В главе V -- Органы государственного управления СССР -- подавляющее большинство изменений и дополнений было связано с составом правительства СССР, с образованием, преобразованием, переименованием и: упразднением общесоюзных и союзно-республиканских.министерств, государственных комитетов.

В главе VI -- Органы государственного управления союзных республик -- изменения и дополнения были направлены на расширение прав союзных республик в области управления народным хозяйством, связаны с переименованием советов народных комиссаров союзных республик в советы министров республик.

Сравнительно небольшое количество изменений и дополнений внесено в главы IV, VII, VIII, IX, X и XI. Они посвящены высшим органам государственной власти союзных и автономных республик, местным органам власти, суду и прокуратуре, правам и обязанностям граждан и избирательной системе.

В главу VII -- Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик, и в главу VIII -- Местные органы государственной власти -- внесены отдельные редакционные изменения и уточнения в связи с изменением наименования органов государственной власти.

В главе IX -- Суд и прокуратура -- изменения и дополнения были сделаны в связи с принятием нового "Положения о Верховном Суде СССР", которое существенно повысило роль судебных органов союзных республик в области судебного надзора. Положением предусмотрено, что в состав Верховного Суда СССР впредь будут входить по должности председатели верховных судов союзных республик.

В данной главе нашел отражение закон "Об изменении порядка выборов народных судов", согласно которому был увеличен срок полномочий народных судей с 3 до 5 лет, установлен новый порядок выборов народных заседателей и уменьшен срок их полномочий с 3 до 2 лет, а также внесено изменение в связи с переименованием Прокурора СССР в Генерального Прокурора CCСP.

В главе X -- Основные права и обязанности граждан-- изменения и дополнения вносились в связи с принятием закона "О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день", осуществлением всеобщего семилетнего, а затем всеобщего обязательного восьмилетнего образования, отменой платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и; высших учебных заведениях, повышением заработной платы некоторым категориям рабочих и служащих, улучшением пенсионного обеспечения трудящихся, усилением государственной помощи многодетным и одиноким матерям. Внесены уточнения в связи с изменением наименования Коммунистической партии, принятым на XIX съезде.

В главе XI -- Избирательная система -- нашел отражение указ "О возрастном цензе для граждан СССР, избираемых в Верховный Совет СССР", который повысил возрастной ценз для граждан, избираемых в высший орган государственной власти Союза СССР, с 18 до 23 лет. В эту главу внесены также изменения в связи с отменой применения лишения избирательных прав по суду в качестве меры уголовного наказания и некоторые другие.

На осуществлении норм Конституции 1936 г. сказались последствия культа личности. Проводя курс на дальнейшее развитие социалистической демократии, партия на XX съезде решительно осудила культ личности Сталина, который выражался в чуждом духу марксизма-ленинизма возвеличении роли одного человека, в отступлении от ленинского принципа коллективности руководства, в необоснованных репрессиях и других нарушениях социалистической законности, нанесших ущерб нашему обществу. Эти извращения, несмотря на их серьезность, не изменили природу социалистического общества, не поколебали устои социализма.

Партия осуществила меры по преодолению последствий культа личности во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, соблюдению ленинских норм и принципов партийной жизни. Были расширены права союзных республик, краев и областей в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, права руководителей предприятий. Все это привело к активизации социально-политической и духовной жизни в стране, улучшению работы всех звеньев партийного, советского и хозяйственного аппарата. Еще более окреп и развился советский общественный и государственный строй, упрочилось социально-политическое и идейное единство рабочих, крестьян, интеллигенции, еще теснее стала дружба народов Советского Союза, их сплоченность вокруг ленинской партии.

Вывод: Конституция СССР 1936 г. имеет большое историческое и международное значение как первая конституция победившего социализма. После второй мировой войны конституции социалистического типа приняты и действуют в странах мировой социалистической системы. Таким образом, конституция социалистического типа -- это явление международного характера, это завоевание трудящихся масс, имеющее всемирно-историческое значение.

На фоне развивающейся уголовно-репрессивной политики советского государства в середине 1930-х годов было принято решение о разработке проекта новой Конституции СССР, которая по уровню юридической техники и объему провозглашаемых прав и свобод советских граждан должна была стать одной из самых прогрессивных не только в истории новой советской государственности, но и мира. Необходимость её принятия во многом была обусловлена укреплением политической власти в стране при сохранении Конституции СССР 1924 года, выполнившей, по сути, техническую функцию формального закрепления статуса объединившихся советских республик, однако несколько устаревшую к началу 1930-х годов. Новая конституция должна была упорядочить отношения между союзными и автономными республиками в составе СССР, закрепив основы государственного управления.

Весной 1936 года Президиум ЦИК СССР рассмотрел проект новой Конституции СССР, которая была принята VIII-м Всесоюзным чрезвычайным съездом советов и которую советский народ назвал «сталинской конституцией».

Согласно статьи 13 новой Конституции СССР в состав союза входили уже не четыре (РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР) как первоначально при образовании, а одиннадцать союзных республик. Из состава Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР) выделились Азербайджан, Грузия и Армения на правах самостоятельных союзных республик, Казакская АССР и Киргизская АССР, входившие в состав РСФСР, были преобразованы соответственно в Казахскую и Киргизскую союзные советские социалистические республики. Помимо этого в союз вошли подписавшие ранее союзные договоры о вступлении в СССР Туркменская, Узбекская и Таджикская ССР.

В отличие от предшествующей Конституции СССР 1924 г. статья 14 новой Конституции относила к исключительному ведению Союза Советских Социалистических Республик контроль за исполнением Основного закона СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР, а также утверждение изменений границ между союзными республиками, утверждение образования новых краев, областей, новых автономных республик в составе союзных республик. В предшествующем Основном законе это полномочие было сформулировано следующим образом: «изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками», что делало существенно более узкими права центральных органов государственной власти союза ССР.

Также к числу главнейших полномочий СССР, определявшихся союзной конституцией, относились: представительство в международных отношениях, вопросы войны и мира, принятие в состав СССР новых республик, организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами, охрана государственной безопасности, установление планов развития народного хозяйства, утверждение единого бюджета, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, транспортом и связью, руководство денежной и кредитной системой.


По Конституции Советский Союз объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составили советы депутатов трудящихся. Согласно новой конституции экономическую основу СССР составили социалистическая собственность и социалистическая система хозяйства. Конституция закрепила за союзным государством право полной собственности на землю, ее недра, воды, леса. Социалистическая собственность в СССР определялась либо в форме государственной собственности (всенародное достояние), либо в форме кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). Земля закреплялась за колхозами в вечное бесплатное и бессрочное пользование. Конституция допускала мелкое частное хозяйство без использования (эксплуатации) чужого (наемного) труда. Определялся также и плановый характер экономики.

В Конституции СССР 1936 года были закреплены следующие права советских граждан. Право на труд подразумевало получение гарантий на работу с соответствующей качеству и количеству труда заработной платой. Право на отдых было обеспечено 7-часовым рабочим днем, наличием отпусков, предоставлением выходных дней и праздничных дней в соответствии с календарем. Право на материальное обеспечение по старости, в случае болезни и потери трудоспособности включало в себя государственное социальное страхование, бесплатную медицинскую помощь, отдых и лечение на курортах в санаториях, домах отдыха. Право на образование давало советским гражданам возможность получать бесплатное среднее и высшее образование, получение студентами стипендий. Согласно конституции мужчины и женщины имели во всех отношениях равные права. Также равные права были предоставлены всем советским гражданам независимо от национальности, расы и языка, вероисповедания, оседлости, социального происхождения и прошлой деятельности. Следует особо указать на то, конституция закрепляла права на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и охрану тайны личной переписки, однако на практике указанные права зачастую не соблюдались, что выливалось в массовые репрессии в отношении граждан советского союза.

Что касается иных конституционных свобод, то они традиционно представляли собой свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, то есть можно вести речь об их соответствии основным мировым демократическим стандартам. Следует обратить внимание на гарантированное конституцией право граждан на объединение, и союзная конституция приводит полный перечень всех общественных объединений и организаций, допущенных к существованию в СССР. Абсолютным новшеством конституции явилась статья 126, в которой без всякого стеснения объявлялось то, что была закреплена руководящая роль коммунистической партии. Таким образом, сталинская идея о сосредоточении всей полноты власти в руках партийного аппарата под его непосредственным руководством была реализована.

Кроме того, в Конституции СССР 1936 года были установлены многочисленные обязанности советских граждан. Советские люди были должны соблюдать конституцию и исполнять законы. Труд был объявлен обязанностью для всех советских граждан по принципу: кто не работает, тот не ест. Среди обязанностей выделялись несение воинской обязанности и защиты Отечества, а также бережное отношение к социалистической собственности. Примечательно, что социалистическая собственность объявлялась «священной», то есть ей придавался почти сакральный характер, а все лица, которые покушались на социалистическую собственность, признавались врагами народа.

Важной стороной Конституции СССР 1936 года явилось подробное изложение системы правосудия в СССР. По иерархии правосудие осуществлялось Верховным судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик, судами автономных областей, окружными судами, специальными судами, которые создаются по постановлениям Верховного Совета СССР, народными судами районов. Высший надзор за исполнением законов на территории СССР всеми органами власти и управления, государственными учреждениями, должностными лицами и гражданами был возложен на генерального прокурора СССР. Генеральный прокурор назначался на свою должность сроком на семь лет Верховным Советом СССР. Все остальные прокуроры соответствующих территориальных образований назначались сроком на пять лет по назначению либо утверждению генеральным прокурором СССР. Органы прокуратуры по конституции получили полную независимость от местных органов власти и подчинялись только генеральному прокурору СССР.

Другой важнейшей стороной Конституции СССР 1936 года явилось создание и учреждение совершенно новой системы органов государственной власти и введение новой избирательной системы. Основная причина столь радикальной реформы системы органов власти состояла в том, что партийный аппарат не только слился с государственным аппаратом, но и стал фактически государственной структурой. Без согласования с партийными инстанциями теперь стране не состоялось ни одно назначение на руководящие должности и не проходило ни одно мероприятие любого уровня. Кроме того, Сталин был совершенно уверен в том, что установленный им тоталитарный режим позволит создать такую систему органов власти, которая будет послушна высшему партийному руководству и ему лично и в то же время будет иметь вполне демократический вид, напоминающий парламент. Вместо Съезда Советов как высший государственный законодательный орган был учрежден Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат. Первая палата - Совет Союза – избиралась от всего населения СССР по установленным округам по норме 1 депутат от 300 тысяч избирателей. Вторая палата – Союз национальностей – избирался от округов, которые формировались в республиках и не совпадали с округами по выборам в Совет Союза. Нормы были установлены такие: 26 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Обе палаты признавались по конституции равноправными, поэтому закон считался принятым только тогда, когда был утвержден большинством голосов каждой из названных палат.

Конституция СССР 1936 года точно и четко сформулировала полномочия Верховного Совета СССР. Он обладал правом принимать и изменять текст конституции, принимать законы, утверждать пятилетние планы развития страны, утверждать государственный бюджет, утверждать состав Совнаркома СССР, проводить амнистию, изменять границы между союзными республиками. Для принятия решений Верховный Совет СССР собирался на сессии два раза в год.

Между сессиями постоянно действовал как высший орган власти в стране Президиум Верховного Совета СССР с широчайшим кругом полномочий, закрепленных в конституции. Президиум издавал указы и толковал законы. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили председатель Президиума, заместители председателя Президиума, каждый из которых представлял свою союзную республику, секретарь Президиума и двадцать членов Президиума.

Высшим органом исполнительной власти в стране, то есть правительством, по-прежнему являлся Совнарком СССР. Согласно конституции он был подотчетен Верховному Совету СССР. В Совнарком СССР входили союзные наркомы (в 1936 году было 18 союзных наркоматов), главы Совнаркомов союзных республик и председатели различных государственных комитетов на правах наркоматов. В союзных и автономных республиках избирались собственные Верховные Советы со своим Президиумом и назначались республиканские Совнаркомы. В краях, областях, городах и районах страны избирались Советы с подотчетными им исполкомами советов. Сами советы теперь назвались советами депутатов трудящихся, а не советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исполкомы по конституции становились исполнительно-распорядительными органами с подчинением соответствующим советам.

Что касается избирательной системы, утвержденной новой конституцией, то выборы депутатов стали прямыми. Избиратели по своим округам избирали депутата в Верховный Совет СССР сроком на четыре года на безальтернативной основе. Здесь опять в полной мере проявилось стремление высшей партийной верхушки страны взять под жесткий контроль проведение в Верховный Совет СССР послушных исполнителей воли сталинского окружения.

Принятие Конституции СССР 1936 года повлекло за собой принятие новых конституций союзных и автономных республик. В 1937 году такие конституции были приняты на основе общесоюзной конституции.

Как принималась Сталинская Конституция 1936 года

Ныне даже злобные враги Советской власти не отрицают стремительного экономического развития Советской страны в предвоенные годы. Правда, клеветники стараются очернить трудовой подвиг советских людей, умалчивая про всенародный энтузиазм строителей первых сталинских пятилеток и уверяя, будто советское хозяйство создавалось лишь с помощью грубого насилия. Однако отрицать наличие существующих и сейчас заводов, фабрик, целых отраслей производства, крупных городов, созданных в годы сталинских пятилеток, невозможно.

Но антисоветчики и слышать не хотят, когда приводятся свидетельства о демократическом характере советской политической системы. Извратив понятие «демократия», которое буквально означает «народовластие», апологеты капитализма уверяют, будто буржуазный строй, закрепляющий всевластие эксплуататорского меньшинства, - это и есть вершина демократии. Поскольку же победа капитализма в России покончила с подлинным народовластием, и никаких следов былой демократии не осталось, клеветникам легче доказывать, особенно поколению, рождённому после 1991 года, будто СССР был царством произвола и террора.


Особую ненависть у клеветников, управляющих массовым сознанием современной России, вызывают свидетельства о роли Сталина в осуществлении демократических политических преобразований. Они истерично заявляют, что Сталин и демократия - это несовместимые понятия. Возможно, по этой причине, приведя бесспорные архивные документы о политических реформах 30-х годов, проводившихся по инициативе И.В. Сталина, историк Юрий Жуков назвал свою книгу «Иной Сталин». Представление о Сталине как борце за демократизацию советского общества противоречит внедрённым в массовое сознание представлениям. Ведь в соответствии с ними советский строй, созданный на основе марксистско-ленинского учения, - это воплощение тирании.

Между тем борьба Сталина за демократические политические реформы естественно и логично вытекала из его марксистско-ленинских представлений о развитии демократии по мере строительства социализма, а также о соответствии политических институтов общества характеру его экономических отношений. В середине 30-х годов Сталин поставил вопрос о необходимости демократических изменений в конституционном устройстве страны, которые бы отразили совершившиеся грандиозные перемены в экономике и социальной жизни советского общества.

Как создавалась Конституция 1936 года

Нынешние власти и буржуазные средства массовой информации стараются не вспоминать о Сталинской Конституции. Если же о ней упоминают, то изображают её как «дымовую завесу», призванную скрыть заранее готовившиеся массовые репрессии. Так, в своей книге о Сталине Эдвард Радзинский написал: «Перед самым Новым годом Сталин устроил для народа праздник: дал ему конституцию, написанную бедным Бухариным». В этой короткой фразе содержится несколько фактических ошибок. Во-первых, Конституция была принята не «перед самым Новым годом», а 5 декабря 1936 года . Во-вторых, новую Конституцию не «дали» сверху, её принятию предшествовали многомесячные всенародные обсуждения проекта Конституции. В-третьих, Бухарин не был автором Конституции, а лишь возглавлял одну из подкомиссий по её подготовке.

Миф о Бухарине как создателе Советской Конституции постоянно повторяется ныне на всех телеканалах. «Создателем Конституции» именовал Бухарина ведущий канала «Совершенно секретно» Станислав Кучер. Даже во время одной из популярных передач «Умники и умницы» её участникам внушали, что Конституция 1936 года была написана Бухариным.

На самом деле Конституция не была плодом усилий одного человека. Разработку отдельных разделов Основного Закона СССР осуществляли 12 подкомиссий, а их предложения обобщала редакционная комиссия, состоявшая из 12 председателей подкомиссий. В то же время факты свидетельствуют, что инициатива пересмотра Конституции 1924 года, а затем и создания новой Конституции исходила от И.В. Сталина. На заседании Политбюро 10 мая 1934 года по предложению Сталина было принято решение о внесении изменений в Конституцию страны. Сталин возглавил всю редакционную комиссию, а также подкомиссию по общим вопросам.

В беседе с автором этой статьи бывший Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов рассказал, как в 1962 году, выполняя поручение тогдашнего руководства страны, он несколько месяцев изучал архивные материалы, касавшиеся работы Сталина над проектом Конституции. Подробная записка по этому вопросу на несколько сотен страниц была написана Лукьяновым и представлена им в Президиум ЦК.

Из материалов, с которыми он ознакомился, следовало, что в ходе своей работы члены редакционной комиссии приносили Сталину различные варианты «чернового» наброска проекта Конституции. После этого Сталин вновь и вновь правил её статьи.

А.И. Лукьянов подчёркивал: «Иосиф Виссарионович очень хорошо понимал, что суть социалистической демократии - обеспечение реальных прав человека в обществе. И, когда возглавлявший правовую подкомиссию Н.И. Бухарин предложил предпослать тексту Конституции «Декларацию прав и обязанностей граждан СССР», Сталин не согласился с этим и настоял, чтобы права советского гражданина были закреплены непосредственно в статьях Конституции. Причём не просто провозглашены, но и самым подробным образом гарантированы. Так впервые в мировой практике в Основном Законе страны появились права на труд, отдых, бесплатные образование и здравоохранение, социальное обеспечение в старости и на случай болезни».

А.И. Лукьянов вспоминал: «Поражало, как дотошно работал Сталин над формулировками каждой статьи Конституции. Он многократно их перерабатывал, прежде чем вынести окончательный текст на обсуждение. Так, 126-ю статью, в которой идёт речь о праве граждан на объединение, Сталин писал сам и несколько раз переписывал и уточнял». Всего он лично написал одиннадцать наиболее существенных статей Основного Закона СССР.

По словам Лукьянова, Сталин, стараясь развить демократические основы советского строя, внимательно присматривался к историческому опыту мирового парламентаризма. В архивах сохранилась запись его выступления: «Съездов не будет... Президиум - толкователь законов. Законодатель - сессия (парламент)... Исполком не годится, съездов уже нет. Совет депутатов трудящихся. Две палаты. Верховное законодательное собрание». По согласованию с И.В. Сталиным В.М. Молотов в своём докладе на VII съезде (февраль 1935 г.) говорил о постепенном движении «к своего рода советским парламентам в республиках и к общесоюзному парламенту».

В то же время, подчёркивал Лукьянов, следует иметь в виду, что Сталин не механически копировал образцы парламентской практики, а учитывал накопленный за два десятилетия опыт Советов. Сталин собственноручно включил в текст Конституции статьи 2 и 3 о том, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, и о том, что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов, не знающих разделения властей и имеющих право рассматривать любые вопросы общегосударственного и местного значения.

Другим важным принципом являлось основанное на массовом представительстве (более двух миллионов депутатов) верховенство Советов над всеми подотчётными государственными органами и право Советов решать непосредственно либо через подчинённые им органы все вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

К марту 1936 года работа над текстом была в основном завершена. В апреле был выработан «черновой набросок» Конституции СССР. Он в свою очередь был переработан в «Предварительный проект Конституции СССР», который 15 мая 1936 года был принят конституционной комиссией. Затем проект был одобрен июньским (1936 г.) пленумом ЦК ВКП(б), а 11 июня - Президиумом ЦИК СССР, который распорядился опубликовать его.

Проект Конституции СССР был опубликован во всех газетах страны, передан по радио, издан отдельными брошюрами на 100 языках народов СССР тиражом свыше 70 миллионов экземпляров. О размахе всенародного обсуждения проекта свидетельствуют следующие данные: он был обсуждён на 450 тысячах собраний и 160 тысячах пленумов Советов и их исполкомов, заседаний секций и депутатских групп; в этих собраниях и заседаниях приняли участие свыше 50 миллионов человек (55% взрослого населения страны); в ходе обсуждения было внесено около двух миллионов поправок, дополнений и предложений к проекту. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что обсуждение проекта не носило формального характера.

История разработки и принятия Сталинской Конституции резко отличается от того, как сочинялась и принималась ныне действующая Конституция РФ 1993 года. С её наспех написанным текстом не были ознакомлены миллионы граждан страны. Существуют большие сомнения в том, что проект Конституции 1993 года на самом деле получил одобрение большинства избирателей в ходе референдума. А если это так, то Конституция РФ не является законным документом.

Почему была необходима новая Конституция?

Проект Конституции СССР, который всесторонне и дотошно обсуждался в течение нескольких месяцев 1936 года, отражал глубокие изменения, совершившиеся в Советской стране за неполные 20 лет после Октябрьской революции, особенно за последние годы ускоренного экономического развития СССР. Сравнивая состояние Советской страны в 1924 году, когда была принята первая Конституция СССР, с положением страны в конце 1936 года, Сталин в своём докладе о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов СССР подробно рассказал о радикальных количественных изменениях во всех сферах экономики и качественной перемене - вытеснении из них частника. Он делал вывод: «Таким образом, полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом».

Так же подробно Сталин рассказал и о глубоких качественных переменах в классовой и социальной структуре советского общества. Сталин говорил: «Класс помещиков, как известно, был уже ликвидирован в результате победоносного окончания Гражданской войны... Не стало класса капиталистов в области промышленности. Не стало класса кулаков в области сельского хозяйства. Не стало купцов и спекулянтов в области товарооборота. Все эксплуататорские классы оказались, таким образом, ликвидированными».

По словам Сталина, коренные изменения произошли и в сохранившихся классах и социальных прослойках советского общества. «Взять, например, рабочий класс СССР, - говорил Сталин. - Его часто называют по старой памяти пролетариатом. Но что такое пролетариат?.. Пролетариат - это класс, эксплуатируемый капиталистами... Можно ли... назвать наш рабочий класс СССР пролетариатом? Ясно, что нельзя... Пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма».

После завершения коллективизации и развёртывания механизации сельского хозяйства изменилось и крестьянство страны. Сталин говорил: «Советское крестьянство в своём подавляющем большинстве есть колхозное крестьянство, то есть оно базирует свою работу и своё достояние не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде и современной технике».

Быстрый рост образования и науки сопровождался качественными переменами в интеллигенции страны. Сталин подчёркивал: «Изменился, во-первых, состав интеллигенции. Выходцы из дворянства и буржуазии составляют небольшой процент нашей советской интеллигенции. 80-90 процентов советской интеллигенции - это выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоёв трудящихся. Изменился, наконец, и самый характер деятельности интеллигенции».

Эти глубокие перемены в советском обществе требовали политических перемен. Поэтому новая Конституция предусматривала впервые в советской истории проведение прямых, равных, тайных и всеобщих выборов.

С 1918 года выборы в Советской стране были открытыми. Избирателей собирали на участки, где в ходе собраний проводилось голосование за кандидатуры членов местных Советов поднятием руки. Таким же способом на заседаниях Советов избирались депутаты каждого вышестоящего Совета.

Выборы были неравными, так как один депутат от сельского избирательного округа представлял в пять раз больше избирателей, чем депутат от городского округа. Неравенство возможностей для выражения мнений усугублялось существовавшей до 1936 года многоступенчатостью выборов.

Помимо этого, несколько миллионов людей были лишены права голоса на том основании, что они в прошлом эксплуатировали наёмный труд, служили в белых армиях, состояли в антисоветских партиях, были священниками или ещё каким-то образом отличались от большинства советских людей.

В своём докладе 25 ноября 1936 года Сталин осудил тех, кто настаивал на том, чтобы по-прежнему «лишить избирательных прав служителей культа, бывших белогвардейцев и лиц, не занимающихся общеполезным трудом, или же, во всяком случае, ограничить избирательные права лиц этой категории, дав им только право избирать, но не быть избранными». Отвергая эту позицию, Сталин ссылался на те перемены, которые произошли с этими группами людей. Не отказываясь от тезиса об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, Сталин в то же время исходил из того, что в обновлённом советском обществе степень влияния враждебных сил на сознание советских людей не может быть существенной.

Он заявлял: «Во-первых, не все бывшие кулаки, белогвардейцы или попы враждебны Советской власти. Во-вторых, если народ кое-где и изберёт враждебных людей, то это будет означать, что наша агитационная работа поставлена из рук вон плохо, и мы вполне заслужили тот позор, если же наша агитационная работа будет идти по-большевистски, то народ не пропустит враждебных людей в свои верховные органы. Значит, надо работать, а не хныкать, надо работать, а не дожидаться того, что всё будет предоставлено в готовом виде в порядке административных распоряжений... Волков бояться - в лес не ходить». Так Сталин провозгласил поворот в политической жизни от запретов к снятию социальных и политических ограничений.

Кроме того, Сталин исходил из того, что избиратели будут выбирать наиболее достойного депутата из нескольких кандидатов. В своей беседе с председателем американского газетного объединения «Скриппс-Говард ньюспейперс» Роем Говардом 1 марта 1936 года Сталин говорил: «У нас немало учреждений, которые работают плохо. Бывает, что тот или иной местный орган власти не умеет удовлетворить те или иные из многосторонних и всё возрастающих потребностей трудящихся города и деревни. Построил ли ты или не построил хорошую школу? Улучшил ли ты жилищные условия? Не бюрократ ли ты? Помог ли ты сделать наш труд более эффективным, нашу жизнь более культурной? Таковы будут критерии, с которыми миллионы избирателей будут подходить к кандидатам, отбрасывая негодных, вычёркивая их из списков, выдвигая лучших и выставляя их кандидатуры. Да, избирательная борьба будет оживлённой, она будет протекать вокруг множества острейших вопросов практических, имеющих первостепенное значение для народа. Наша новая избирательная система подтянет все учреждения и организации, заставит их улучшить свою работу. Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти».

Несмотря на сопротивление многих партийных работников, Сталин добился в августе 1937 года, за несколько месяцев до выборов в Верховный Совет СССР, принятия на заседании Политбюро образца избирательного бюллетеня, который был предназначен для проведения выборов из нескольких кандидатов.

Хотя в дальнейшем Сталину не удалось добиться проведения выборов с несколькими кандидатами, образец избирательного бюллетеня не изменился до конца Советской власти. Поэтому, когда в 1989 году проходили выборы с несколькими кандидатами, форму избирательного бюллетеня, утверждённого Сталиным и другими членами Политбюро в 1937 году, не пришлось менять.

Борьба Сталина с противниками новой Конституции

Принятие Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов Конституции СССР было встречено с энтузиазмом подавляющим большинством советских людей.

Однако немало деятелей из руководящих кадров партии сопротивлялись принятию новой Конституции. Игнорируя изменения в советском обществе, они вступали в конфликт с велением истории, противопоставляя ему свои корыстные интересы под предлогом борьбы за сохранение «классовых устоев» советского общества. Хотя 10 мая 1934 года на заседании Политбюро секретарю ЦИК СССР А.С. Енукидзе было поручено подготовить предложения о новом порядке выборов, он упорно тормозил разработку этого постановления (о противодействии Енукидзе сталинской конституционной реформе подробно рассказано в книге Юрия Жукова «Иной Сталин».) На первых порах Енукидзе старался затянуть вопрос о конституционных переменах. С трудом согласившись на «прямые» и «равные» выборы, Енукидзе так и не включил положение о «тайных» выборах в проект предложения, представленный лишь в начале 1935 года.

Позже стало известно, что Енукидзе, нарком внутренних дел СССР Г.Г. Ягода, а также группа военачальников стали готовить заговор. Их первоначальная цель состояла в дестабилизации обстановки в стране, развязывании репрессий, что сделало бы невозможным осуществление демократических конституционных преобразований. Одновременно велась подготовка и к государственному перевороту.

Хотя планы заговорщиков были сорваны благодаря отстранению от власти Енукидзе, а затем и Ягоды, сопротивление Конституции СССР и новому порядку выборов не прекратилось. Некоторые партийные деятели старались использовать партийную чистку и кампанию против «замаскировавшегося классового врага», которая развернулась после убийства С.М. Кирова, для нагнетания подозрительности в обществе и расправы с возможными конкурентами.

Эти настроения проявились даже после принятия Сталинской Конституции в ходе февральско-мартовского (1937 года) Пленума ЦК ВКП(б). В своих выступлениях члены ЦК С.В. Косиор, Р.И. Эйхе, П.П. Постышев, Б.П. Шеболдаев, И.М. Варейкис, К.Я. Бауман, Я.Б. Гамарник, А.И. Егоров, Г.Н. Каминский, П.П. Любченко, В.И. Межлаук, Б.П. Позерн, Я.Э. Рудзутак, М.Л. Рухимович, М.М. Хатаевич, В.Я. Чубарь, И.Э. Якир и другие требовали проведения широкомасштабных репрессий против тайных троцкистов и их пособников.

Вопиющим образом извращая исторические факты в своём докладе на закрытом заседании ХХ съезда КПСС, Н.С.Хрущёв уверял, будто «доклад Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК в 1937 году «О недостатках партийной работы и методах ликвидации троцкистских и других двурушников» содержал попытку теоретического обоснования политики массового террора под предлогом, что, поскольку мы идём навстречу социализму, классовая борьба должна обостряться». Хрущёв умолчал, что этот тезис был выдвинут Сталиным не в 1937-м, а в 1928 году. Кроме того, он исказил смысл и содержание выступлений Сталина на пленуме.

Начав 3 марта 1937 года свой доклад на этом Пленуме с осуждения «политической беспечности», Сталин, казалось бы, поддержал господствовавшие настроения среди членов ЦК. Он привёл исторические факты о шпионаже и диверсионной деятельности во времена наполеоновских войн, которые были неизвестны многим членам партии. Сталин осудил членов партии и за непонимание эволюции троцкизма за «последние 7-8 лет», указав, что современный троцкизм «есть не политическое течение в рабочем классе, а беспринципная и безыдейная банда вредителей, диверсантов, разведчиков и шпионов, убийц, банда заклятых врагов рабочего класса, действующих по найму у разведывательных органов иностранных государств».

Однако в своём заключительном слове 5 марта Сталин призвал к сдержанности в использовании ярлыка «троцкист» в идейно-политической борьбе. Он обращал внимание на необходимость учитывать изменения во взглядах тех или иных бывших троцкистов. Сталин заявил: «В речах некоторых товарищей скользила мысль... давай теперь направо и налево бить всякого, кто когда-либо шёл по одной улице с каким-либо троцкистом или когда-либо в одной общественной столовой где-то по соседству с троцкистом обедал... Это не выйдет, это не годится. Среди бывших троцкистов у нас имеются замечательные люди, вы это знаете, хорошие работники, которые случайно попали к троцкистам, потом порвали с ними и работают, как настоящие большевики, каким завидовать можно. Одним из таких был товарищ Дзержинский. (Голос с места: «Кто?») Товарищ Дзержинский, вы его знали. Поэтому, громя троцкистские гнёзда, вы должны оглядываться, видеть кругом, дорогие товарищи, и бить с разбором, не придираясь к людям, не придираясь к отдельным товарищам, которые когда-то, повторяю, случайно по одной улице с троцкистом проходили».

Сталин также напоминал о том, что уже дискуссия 1927 года показала численную слабость троцкистов. Сталин высказал предположение, что тогда «около 12 тысяч членов партии» в той или иной мере поддерживали троцкизм: «Вот вам вся сила господ троцкистов. Добавьте к этому то обстоятельство, что многие из этого числа разочаровались в троцкизме и отошли от него, и вы получите представление о ничтожности троцкизма».

Кроме того, Сталин обвинил не названных им поимённо партийных руководителей в том, что до сих пор у троцкистов сохранились резервы в партии. Напоминая о чистке в рядах партии, проведённой в 1935-1936 годах, он говорил: «То, что мы за это время понаисключали десятки, сотни тысяч людей, то, что мы проявили много бесчеловечности, бюрократического бездушия в отношении судеб отдельных членов партии, то, что за последние два года чистка была и потом обмен партбилетов - 300 тысяч исключили. Так что с 1922 года у нас исключённых насчитывается полтора миллиона. То, что на некоторых заводах, например, если взять Коломенский завод... Сколько там тысяч рабочих? (Голос с места: «Тысяч тридцать».) Членов партии сейчас имеется 1400 человек, а бывших членов и выбывших с этого завода и исключённых - две тысячи, на одном заводе. Как видите, такое соотношение сил: 1400 членов партии - и две тысячи бывших членов на заводе. Вот все эти безобразия, которые вы допустили, - всё это вода на мельницу наших врагов... Всё это создаёт обстановку для врагов - и для правых, и для троцкистов, и для зиновьевцев, и для кого угодно. Вот с этой бездушной политикой, товарищи, надо покончить». (Следует заметить, что парторганизация Коломенского завода находилась под руководством МК ВКП(б), возглавлявшегося Н.С. Хрущёвым, и эта «бездушная политика» проводилась с ведома будущего борца против «культа личности» и репрессий 1930-х годов.)

В своих выступлениях на пленуме Сталин остановился на «теневых сторонах хозяйственных успехов», указав на «настроения беспечности и самодовольства, атмосферу парадных торжеств и взаимных приветствий, убивающих чувство меры и притупляющих политическое чутьё». Сталин обратил внимание на то, что «успехи», которые являются поводом для самодовольства, не всегда являются таковыми. Он указывал: «Доказано, что все наши хозяйственные планы являются заниженными, ибо не учитывают огромных резервов и возможностей, таящихся в недрах нашего народного хозяйства... Факты говорят, что целый ряд наркоматов, выполнивших и даже перевыполнивших годовые хозяйственные планы, систематически не выполняют планы по некоторым очень важным отраслям народного хозяйства».

В своём заключительном слове Сталин расширил перечень пороков «партийных товарищей», на которые он указал, помимо зазнайства, политической слепоты, беспечности и благодушия. Он заявлял о том, что при подборе кадров нередко игнорируются принципы преданности партии и пригодности человека для исполнения работы. Вместо этого, говорил Сталин, «люди иногда подбираются не по политическому и деловому принципу, а с точки зрения личного знакомства, личной преданности, приятельских отношений, вообще по признакам обывательского характера, по признакам, которым не должно быть места в нашей практике».

Сталин требовал: «Надо восстановить активы партийные и активы беспартийные при наркоматах, при предприятиях - то, что раньше называлось производственным совещанием... И другое средство - восстановление демократического централизма в нашей внутрипартийной жизни. Это тоже проверка, товарищи. Восстановление на основе устава выборности партийных органов. Тайные выборы, право отвода кандидатов без исключения и право критики. Вот вам второе средство проверки снизу». Сталин подчёркивал, что установление тайных выборов в партии отвечает духу новой Конституции СССР. Он говорил: «Организуемые нами выборы в верховные органы власти будут большой проверкой для многих из наших работников».

Сталин подчёркивал: «Ленин учил нас не только учить массы, но и учиться у масс». Он призывал «чутко прислушиваться к голосу масс, к голосу рядовых членов партии, к голосу так называемых маленьких людей, к голосу народа».

Сталин предупреждал: «Стоит большевикам оторваться от масс и потерять связь с ними, стоит им покрыться бюрократической ржавчиной, чтобы они лишились всякой силы и превратились в пустышку». То обстоятельство, что «партийные товарищи» не прислушивались «к голосу масс», наводило Сталина на тревожные размышления. Об этом свидетельствовало его обращение к древнегреческому мифу об Антее. Сталин напомнил, что у этого героя «было всё-таки своё слабое место - это опасность быть каким-либо образом оторванным от земли». Поскольку в мифе о подвигах Геракла последний побеждал Антея, сравнение Сталина звучало зловещим пророчеством. Сталин так завершил свой пересказ мифа: «Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии Антея. Они, так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми. В этом ключ непобедимости большевистского руководства».

В своём докладе 3 марта Сталин выдвинул программу всеобщей политической переподготовки на многомесячных курсах всех партийных руководителей снизу доверху - от секретарей первичных организаций до членов Политбюро и секретарей ЦК.

Объясняя, «как надо подготовить и переподготовить в духе ленинизма наши кадры», Сталин объявлял, что «прежде всего надо суметь, товарищи, напрячься и подготовить каждому из нас себе двух замов». Эти замы должны были пройти утверждение вышестоящих инстанций. Предполагалось, что назначение замов необходимо для того, чтобы они исполняли обязанности нынешних руководителей во время их учёбы, а затем их также следовало направить на те же учебные курсы. Сталин не скрывал, что видел в этих замах возможную смену нынешним руководителям. Он заявлял о необходимости влить в командные кадры «свежие силы, ждущие своего выдвижения, и расширить таким образом состав руководящих кадров... Людей способных, людей талантливых у нас десятки тысяч. Надо только их знать и вовремя выдвигать, чтобы они не перестаивали на старом месте и не начинали гнить. Ищите да обрящете».

Заявляя о возможности выдвижения новых людей на управленческие должности, противопоставляя мудрость «маленьких людей» зазнавшимся начальникам, Сталин давал понять о своём крайнем неудовлетворении кадровым составом во всех звеньях управления. Фактически Сталин объявлял вакантными все руководящие должности в партии и объявлял широкий конкурс на эти должности, предлагая минимум до трёх кандидатов на каждую вакансию. Все участники этого конкурса должны были пройти обширную программу политической учёбы, а победители конкурса должны были отвечать тем требованиям, которые будут им предъявлены как высшим руководством, так и партийными массами.

Можно предположить, что подобный же конкурс предстояло выдержать и руководителям ведомств - силовых и хозяйственных - на разных уровнях. Сталин напоминал, что проверка руководителей массами отвечала духу вновь принятой Конституции, и заявлял: «Народ проверяет руководителей страны во время выборов в органы власти Советского Союза путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования».

Совершенно очевидно, что, вопреки стремлению ряда партийных руководителей к развязыванию репрессий с тем, чтобы сорвать проведение выборов по новому порядку и сохранить свои высокие посты, Сталин выдвигал программу широкой демократизации внутри партии в духе только что принятой Конституции, отразившей углубление социалистической революции в стране.

В то же время Сталин считал, что механическая замена одних руководителей другими, даже более образованными, недостаточна. Сталин подчёркивал первостепенную важность идейно-теоретической подготовки партийных руководителей. Признавая трудность освоения марксистско-ленинского учения, Сталин сказал: «Нельзя требовать от каждого члена партии, чтобы он усвоил марксизм». Но далее он заметил: «Я не знаю, многие ли члены ЦК усвоили марксизм. Многие ли секретари обкомов, крайкомов усвоили марксизм?» (Эти слова остались лишь в не выправленном стенографическом варианте заключительной речи Сталина, но исключены из опубликованного текста в «Правде»). Наверняка его, как и раньше, крайне беспокоило поверхностное знакомство партийных руководителей с марксизмом.

Сталин надеялся, что всеобщее переобучение партийных кадров поможет вооружить их в идейно-теоретическом отношении. Он подчёркивал: «Если бы мы сумели наши партийные кадры снизу доверху подготовить идеологически, закалить их политически таким образом, чтобы они свободно могли ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми ленинцами, марксистами, способными решать без серьёзных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых всех наших задач».

Такая программа всеобщего переобучения правящих кадров страны не имела прецедентов в мировой истории. Программа свидетельствовала о том, что социалистическое общество могло успешно развиваться лишь на основе постоянного совершенствования. Одним из проявлений этого было постоянное повышение образовательного уровня всех советских людей, особенно партийных руководителей. Эта программа отвечала принципам марксистско-ленинского учения о диалектическом развитии и научной организации социалистического общества.

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.

Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.

Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов - рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.

Данная Конституция с принятыми изменениями и дополнениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г.

Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

Государственное устройство

В главах III-VIII Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. - Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.

Еще по теме 52. Государственное устройство СССР по Конституции 1936 г.:

  1. 2. Избирательное законодательство, разработанное на основании норм Конституции СССР 1936 г. Разработка новой Конституции СССР
  2. Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституциями СССР 1924 и 1936 годов

Конституция СССР 1936 г., получившая в свое время название "сталинской", "конституции победившего социализма", была принята VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. и на второй день была опубликована. С принятием этой Конституции получило юридическое закрепление положение XVII съезда ВКП(б) о том, что социализм в СССР в основном построен. Конституция содержала 13 глав и представляла собой юридическую модель социалистического государства. От прошлых конституций она отличалась всеобъемлющим характером. В ней были представлены основные положения общественного строя, правового статуса граждан, избирательной системы и др. И по форме, и по содержанию новая Конституция представляла собой документ, отвечающий в целом требованиям демократического общества.

Конституция закрепляла в качестве политической основы СССР Советы депутатов трудящихся, а в качестве экономической основы - социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства. ВКП(б) объявлялась руководящим ядром всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных (ст. 126).

Существенно изменялась избирательная система. Выборы в советы всех ступеней, которые проводились в соответствии с утвержденным Положением, становились прямыми, всеобщими, а голосование тайным . Активным избирательным правом пользовались все дееспособные граждане, достигшие 18 лет без какой-либо дискриминации, включая и социальное происхождение. Отсутствие оппозиционных партий обеспечивало "нерушимое единство блока коммунистов и беспартийных". Выборы были голосованием без выбора, их превращали во всенародный праздник с народными гуляньями. При подборе кандидатов соблюдалась строгая партийная разнарядка: но профессиональному, возрастному, половому, образовательному и другим признакам.

В Конституции закреплялись две формы собственности: общественная и личная. Общественная собственность имела две разновидности: государственная (общенародная) и кооперативно-колхозная. Это была экономическая опора советской власти.

Конституция закрепила основные положения, касающиеся суда и прокуратуры. Статья 102 гласила: "Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по решению Верховного Совета СССР, народными судами". Конституция определяла статус Верховного Суда как высшей судебной инстанции страны. Все суды избирались сроком на пять лет, кроме народного суда, который избирался на три года. В Конституции закреплялись принципы судопроизводства: независимости суда, открытости, принцип национального языка, права обвиняемого на защиту. Согласно ст. 113 высший надзор за точное исполнение законов всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами возлагался на Прокурора СССР. Прокуратура имела строгую вертикаль подчиненности.

Хотя правовой статус личности по иерархии глав в Конституции стоит на десятом месте , спектр предоставляемых прав достаточно широк. Особое внимание обращено на социально-экономический блок: право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, на образование, охрану здоровья, личную собственность, личную неприкосновенность.

В общественно-политическом плане гражданам СССР дозволялись свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации. Гарантировались личная неприкосновенность, охрана личной собственности, тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на защиту в суде. Конституция закрепляла свободу совести, однако, ограничивала ее только отношением к религии и свободой атеистической пропаганды.

Наряду с правами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти трудовую дисциплину, честно исполнять общественный долг, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность. Все, кто покушался па социалистическую собственность, объявлялись врагами народа . Безусловной обязанностью каждого гражданина были служба в Красной Армии и защита Отечества.

Как ни парадоксально, но провозглашение всех названных прав и свобод только подчеркнуло всю фальшь советской системы. Именно в этот период набирал обороты политический террор, который не прекращался с момента прихода большевиков к власти.

  • Поскольку в бюллетень для голосования вносился единственный претендент, заранее утвержденный в партийных инстанциях, а подсчет осуществлялся под строгим партийным контролем, то результат голосования мог быть предопределен заранее.
  • Для сравнения, в Конституции РФ 1993 г. правам и свободам человека посвящена вторая глава, которая логически продолжает первую, характеризующую общественный строй, и вместе с ней и гл. 9 составляет блок "неприкасаемых глав", т.е. не подлежащих изменению по решению Федерального Собрания.
  • Термин "враг народа" впервые возник во Франции в период якобинской диктатуры.