2017-10-15T23:22:51+00:00

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду ), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее «…оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов» . Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

Интересным аспектом поставок самолетов по ленд-лизу являлось массовое ознакомление советских летчиков, инженеров, конструкторов с иностранной техникой, отличавшейся концепциями проектирования, конструкторскими традициями, иной, зачастую более передовой, технологией. Все поступавшие в нашу страну типы машин тщательнейшим образом изучались с целью заимствования всего нового и интересного. Некоторые самолеты специально заказывались в небольшом количестве или единичных экземплярах для испытаний.

Работавшая в более спокойных условиях промышленность США располагала куда большими возможностями, чем советская. Ее меньше волновала проблема нехватки металла, она имела резервные мощности для освоения новых типов машин, могла позволить себе более сложную и дорогостоящую технологию.

На советских самолетах не применялись американские моторы, вооружение, узлы и агрегаты. Единственными исключениями можно считать радиостанции на Як-9ДД и колеса фирмы «Бендикс», которые предполагалось ставить на Ту-2, но на самом деле монтировали отечественные. Зато большую роль сыграли поставки сырья, материалов, оборудования для нашей авиационной промышленности и смежных отраслей. Особенно существенным следует считать ввоз алюминия, начавшийся с весны 1942 года и возместивший потерю предприятий на оккупированной врагом территории. Из США ввозили также прокат, легированные стали, тросы, приборы, радиодетали, фотоаппаратуру и многое другое. Поставки станков скомпенсировали уменьшение их производства в СССР — наши заводы делали оружие. Темпы прироста ввоза станков и инструмента для авиазаводов намного превышали прирост поставок собственно самолетов. Все это во многом способствовало росту производства авиатехники в Советском Союзе.

Начать стоит с «расшифров-ки» самого термина «ленд-лиз», хотя для этого достаточно за-глянуть в англо-русский словарь. Итак, lend — «давать взаймы», lease - «сдавать в аренду». Имен-но на таких условиях США в годы Второй мировой войны передава-ли союзникам по Антигитлеров-ской коалиции военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продоволь-ствие, различные товары и услуги. Об этих условиях еще придется вспомнить в конце статьи.

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 г, и разрешил президенту предостав-лять вышеуказанные виды странам, чья «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов». Расчет понят-ный: защитить себя руками других и максимально сохранить свои силы.

Поставки по ленд-лизу в 1939-45 гг. получали 42 страны, расходы США по ним составили свыше 46 млрд. долл. (13% всех во-енных расходов страны за Вторую мировую войну). Главный объем поставок (около 60%) пришелся на Британскую империю; на этом фоне доля СССР, на чью долю па-ла основная тяжесть войны, более чем показательна: чуть выше 1/3 от поставок Великобритании. Наибольшая часть остальных по-ставок пришлась на Францию и Китай.

Еще в Атлантической хартии, подписанной Рузвельтом и Чер-чиллем в августе 1941, говорилось о стремлении «снабдить СССР ма-ксимальным количеством тех ма-териалов, в которых он более все-го нуждается». Хотя соглашение с СССР о поставках Соединенные Штаты официально подписали 11.07.42, действие «Закона о ленд-лизе» указом президента было рас-пространено на СССР 07.11.41 (яв-но «к празднику»). Еще раньше, 01.10.41 в Москве было подписано соглашение Англии, США и СССР о взаимных поставках на срок до 30.06.42. Впоследствии такие сог-лашения (их назвали «Протокола-ми») продлевались ежегодно.


Но опять-таки еще раньше, 31.08.41 в Архангельск пришел пер-вый караван под условным назва-нием «Дервиш», а более или менее планомерные поставки по ленд-лизу начались с ноября 1941. По-началу главным способом доставки были морские конвои, прибывав-шие в Архангельск, Мурманск и Молотовск (ныне Северодвинск). Всего по этому маршруту, в составе 78 конвоев (42 - в СССР, 36 - обратно), проследовало 1530 транс-портов. Действиями подводных ло-док и авиации фашистской Герма-нии 85 транспортов (в том числе 11 советских судов) были потоплены, а 41 транспорт вынужден был воз-вратиться на исходную базу.

В нашей стране высоко ценят и чтят мужественный подвиг мо-ряков Британии и других союзных стран, участвовавших в про-водке и охране конвоев Северным путем.

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕНД-ЛИЗА ДЛЯ СССР

Для Советского Союза, сражав-шегося с исключительно сильным агрессором, были важны прежде всего поставки боевой техники, оружия и боеприпасов, особенно учитывая их огромные потери в 1941 г. Считается, что по этой но-менклатуре СССР получил: 18300 самолетов, 11900 танков, 13000 зенитных и противотанковых ору-дий, 427000 автомашин, большое количество боеприпасов, взрыв-чатки и пороха. (Однако приведенные цифры могут значительно раз-ниться в различных источниках.)

Но не всегда мы получали имен-но то, в чем особенно нуждались, и в оговоренные сроки (кроме не-избежных боевых потерь, тому бы-ли и другие причины). Так, в са-мый тяжелый для нас период (октябрь — декабрь 1941) в СССР было недопоставлено: самолетов — 131, танков - 513, танкеток - 270 и еще целый ряд грузов. За пе-риод с октября 1941 по конец июня 1942 (сроки 1-го Протокола) США выполнили свои обязатель-ства по: бомбардировщикам — ме-нее чем на 30%, истребителям — на 31%, средним танкам — на 32%, легким танкам - на 37%, грузови-кам - на 19,4% (16502 вместо 85 000)

ПОСТАВКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ


Советский ас А.И. Покрышкин около своего истребителя "Аэрокобра"

Этот вид поставок, безусловно, имел первоочередное значение. Самолеты по ленд-лизу шли в ос-новном из США, хотя определен-ная часть (и немалая) поступила также из Великобритании. Ука-занные в таблице цифры могут не совпадать с другими источниками, но они весьма наглядно иллюст-рируют динамику и номенклатуру поставок авиатехники.

По своим летно-техническим характеристикам «ленд-лизовские» самолеты были далеко не равнозначны. Так. американский истребитель «Киттихок» и английский «Харрикейн», как отмечал в докладной Советскому Правительству Нар-ком авиапрома СССР А.И. Шахурин в сентябре 1941, «не являют-ся новейшими образцами амери-канской и английской техники»; в самом деле, они существенно ус-тупали немецким истребителям по скорости и вооружению. «Харри-кейн», к тому же, имел ненадеж-ный двигатель: из-за его отказа в бою погиб известный летчик-се-вероморец, дважды Герой Совет-ского Союза Б.Ф. Сафонов. Этот истребитель советские летчики откровенно назвали «летаюшим гробом».

Американский истреби-тель «Аэрокобра», на котором вое-вал трижды Герой Советского Со-юза А. И. Покрышкин, практиче-ски не уступал немецким Me-109 и ФВ-190 по скорости и имел мощное вооружение (37-мм авиа-пушку и 4 пулемета 12,7 мм), которые, по свидетельству Покрышкина, «разносили немецкие само-леты вдребезги». Но из-за просчетов в конструкции «Аэро-кобра», при сложных эволюциях в ходе боя, часто срывалась в трудновыводимый «плоский» штопор, деформацию фюзеляжа «Аэрокоб-Конечно, такой ас, как Покрышкин, блестяще справлялся с капризным самолетом, но среди рядовых летчиков было немало аварий и катастроф.

Советское правительство вынуждено было предъявить фирме-производите-лю («Белл») претензию, но та ее отвергла. Только когда в США был командирован наш летчик-испы-татель А.Кочетков, который над аэродромом фирмы и на глазах ее руководства продемонстрировал деформацию фюзеляжа «Аэрокобры» в районе хвостового оперения (сам он сумел выброситься с парашютом), фирме пришлось переработать конструкцию своей машины. Улучшенная модель истребителя, получившая марки-ровку П-63 «Кингкобра» стала по-ступать на завершающем этапе войны, в 1944-45, когда наша про-мышленность серийно производи-ла отличные истребители Як-3, Ла-5, Ла-7, по раду характеристик превосходившие американские.

Сравнение характеристик пока-зывает, что американские машины по основным показателям не усту-пали однотипным немецким: бом-бардировщики же имели и важное преимущество - бомбовые прице-лы ночного видения, чего не бы-ло у немецких Ю-88 и Хе-111. Да и оборонительное вооружение американских бомбардировшиков составляли пулеметы калибра 12,7 мм (у немецких - 7,92), и количе-ство их было большим.

Боевое применение и техниче-ская эксплуатация американской и английской авиатехники, разумеет-ся, доставили немало забот, но на-ши техники сравнительно быстро научились не только готовить «ино-странцев» к боевым вылетам, но и ремонтировать их. Более того, на части английских самолетов совет-ские специалисты сумели заменить их довольно слабые пулеметы кали-бра 7,71 мм на более мощное оте-чественное вооружение.

Говоря об авиации, нельзя не упо-мянуть и об обеспечении горючим. Как известно, дефицит авиацион-ного бензина был острой пробле-мой наших ВВС еще в мирное вре-мя, сдерживая интенсивность бое-вой подготовки в строевых частях и обучения в летных училищах. В го-ды войны СССР получил по ленд-лизу 630 тыс. т авиабензина из США, а из Великобритании и Ка-нады - еще более 570 тыс. Общее же количество поставленных нам бензинов светлых фракций соста-вило 2586 тыс. т - 51 % отечествен-ного производства этих сортов в пе-риод 1941 - 1945. Таким образом, приходится согласиться с утверждением историка Б. Соколова, что без импортных поставок горючего со-ветская авиация не смогла бы дей-ствовать эффективно в операциях Великой Отечественной войны. Беспрецедентной была слож-ность перегона са-молетов из США «своим ходом» в Со-ветский Союз. Осо-бенно протяженной - 14000 км) была авиатрасса АЛСИБ (Аляска-Сибирь), проложенная в 1942 г. от Фербенкса (США) до Красноярска и дальше. Необжитые просторы Крайнего Севера и таежной Сибири, морозы до 60 и даже 70 граду-сов, непредсказуемая погода с неожиданными туманами и снежными зарядами делали АЛСИБ труд-нейшей трассой перегона. Здесь дейст-вовала перегоночная авиадивизия советских ВВС, и, на-верное, не один наш летчик сложил свою молодую голову не в бою с асами «люфтваффе», а на трассе АЛСИБА, но его подвиг так же сла-вен, как и фронтовой. По этой авиатрассе прошли 43% всех само-летов, полученных от США.

Уже в октябре 1942 под Сталин-град по АЛСИБу была перегнана первая группа американских бом-бардировщиков А-20 «Бостон». Са-молеты, изготовленные в США, не выдерживали жестоких сибирских морозов — лопались резиновые из-делия. Советское правительство срочно предоставило американцам рецептуру морозостойкой резины — только это спасло ситуацию...

С организацией доставки грузов морем через Южную Атлантику в район Персидского залива и соз-данием там сборочных авиамас-терских, самолеты стали перегонять с аэродромов Ирана и Ирака на Северный Кавказ. Южная авиатрасса также была непростой: горный рельеф, невыносимая жа-ра, песчаные бури. По ней был переправлен 31% самолетов, полученных от США.

В целом нужно признать, что поставки авиатехники по ленд-ли-зу в СССР, несомненно, сыграли положительную роль в активиза-ции боевых действий советских ВВС. Стоит также учесть, что хо-тя в среднем иностранные самоле-ты составили не более 15% отече-ственного их производства, по от-дельным типам машин этот процент был существенно выше: по фронтовым бомбардировщи-кам — 20%, по фронтовым истребителям — от 16 до 23%, а по са-молетам морской авиации - 29% (особенно моряки отмечали лета-ющую лодку «Каталина»), что вы-глядит весьма весомо.

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА

По значению для боевых дейст-вий, по количеству и уровню ма-шин, танки, безусловно, занимали второе место в ленд-лизовских по-ставках. Речь идет именно о танках, поскольку поставки САУ бы-ли не очень значительны. И снова приходится отметить, что соответ-ствующие цифры колеблются в разных источниках весьма суще-ственно.

«Советская Военная Энцикло-педия» при-водит следующие данные по тан-кам (шт.): США - около 7000; Ве-ликобритания - 4292; Канада - 1188; итого - 12480.

Словарь-справочник «Великая Отечественная война 1941 — 45» дает итоговое количе-ство полученных по ленд-лизу тан-ков - 10800 шт.

Новейшее издание «Россия и СССР в войнах и конфликтах XX века» (М, 2001) дает цифру 11900 танков, так же как и послед-нее издание «Великая Отечествен-ная война 1941-45» (М, 1999).

Итак, число танков по ленд-ли-зу составило около 12% общего ко-личества танков и САУ, поступив-ших в Красную армию в ходе вой-ны (109,1 тыс. шт.). Далее, при рассмотрении боевых характеристик ленд-лизовских танков, у некоторых, для кратко-сти, опущены численность экипа-жа и количество пулеметов.

АНГЛИЙСКИЕ ТАНКИ

Они составили большую часть первых партий бронетанковой техники по ленд-лизу (вместе с американскими танками серии М3 двух разновид-ностей). Это были боевые маши-ны, предназначенные для сопро-вождения пехоты.

«Валентайн» Mk 111

Считался пехотным, массой 16,5 —18 т; бронирование — 60 мм, орудие 40 мм (на части танков -57 мм), скорость 32 - 40 км/ч (разные двигатели). На фронтах зарекомендовал себя положитель-но: имея низкий силуэт, обладал неплохой надежностью, сравни-тельной простотой устройства и обслуживания. Правда, нашим ремонтникам приходилось нава-ривать на траки «Валентайнов» «шпоры» для повышения прохо-димости (чай, не Европа). Поста-влено их было из Англии - 2400 шт., из Канады - 1400 (по другим данным - 1180).

«Матильда» Мк IIА

По классу являлся средним тан-ком массой 25 т, с хорошим бро-нированием (80 мм), но слабым орудием калибра 40 мм; ско-рость - не более 25 км/ч. Недо-статки — возможность потери подвижности в случае замерзания грязи, попав-шей в закрытую ходовую часть, что недопустимо в боевых услови-ях. Всего было поставлено «Ма-тильд» в Советский Союз 1084 шт.

«Черчилль» Мк III

Хотя и считался пехотным, по массе (40-45 т) относился к классу тяжелых. Он имел явно неудовле-творительную компоновку — гусе-ничный обвод охватывал корпус, что резко ухудшало обзор механи-ку-водителю в бою. При сильном бронировании (борт — 95 мм, лоб корпуса - до 150) не имел мощно-го вооружения (орудия ставились и основном 40 — 57 мм, лишь у ча-сти машин — 75 мм). Низкая ско-рость (20-25 км/ч), плохая маневренность, ограниченный обзор снижали эффект сильного брони-рования, хотя советские танкисты и отмечали неплохую боевую жи-вучесть «Черчиллей». Поставлено их было 150 шт. (по другим данным - 310 шт.). Двигатели на «Валентайнах» и «Матильдах» ставились дизельные, на «Черчиллях - карбюраторные.

АМЕРИКАНСКИЕ ТАНКИ

Ин-дексом М3 почему-то обознача-лись сразу два американских тан-ка: легкий М3 — «генерал Стюарт» и средний М3 — «генерал Ли», он же «генерал Грант» (в обиходе — «Ли/Грант»).

МЗ «Стюарт»

Масса - 12,7 т, бронирование 38—45 мм, скорость — 48 км/ч, вооружение — пушка калибра 37 мм, двигатель карбюраторный. При неплохом для легкого танка бронировании и быстроходности приходится отметкть пониженную маневренность из-за особенно-стей трансмиссии и плохую прохо-димость вследствие недостаточно-го сцепления гусениц с грунтом. Поставлено в СССР - 1600 шт.

М3 «Ли/Грант»

Масса - 27,5 т, бронирование - 57 мм, скорость — 31 км/ч, воору-жение: пушка калибра 75 мм в спонсоне корпуса и 37-мм пушка в башне, 4 пулемета. Компоновка танка (высокий силуэт) и располо-жение вооружения были крайне неудачными. Громоздкость конст-рукции и размещение оружия в трех ярусах (что вынудило дове-сти экипаж до 7 человек) делали «Гранта» довольно легкой добычей артиллерии противника. Авиационный бензиновый двигатель усу-гублял положение экипажа. У нас его называли «братская могила на семерых». Тем не менее в конце 1941 — начале 1942 их было поставлено 1400 штук; в тот тяжелей-ший период, когда Сталин лично распределял танки поштучно, и «Гранты» были хоть какой-то по-мощью. С 1943 г. Советский Союз от них отказался.

Наиболее эффективным (и, со-ответственно, популярным) аме-риканским танком периода 1942 — 1945 гг. явился средний танк М4 «Шерман». По объему производ-ства в годы войны (всего в США их было выпушено 49324) он за-нимает второе место после наше-го Т-34. Выпускался в нескольких модификациях (от М4 до М4А6) с разными двигателями, как дизель-ным, так и карбюраторными, включая спаренные моторы н да-же блоки из 5 двигателей. Нам по ленд-лизу поставлялись в основ-ном «Шсрмамы» М4А2 с двумя ди-зелями по 210 л.с, имевшие раз-ное пушечное вооружение: 1990 танков - с 75-мм орудием, оказав-шимся недостаточно эффектив-ным, и 2673 - с пушкой калибра 76,2 мм, способной поражать на дальностях до 500 м броню толщи-ной 100 мм.

«Шерман» М4А2

Масса — 32 т, бронирование: лоб корпуса — 76 мм, лоб башни - 100 мм, борт — 58 мм, скорость — 45 км/ч, орудие — указано выше. 2 пулемета калибра 7,62 мм и зе-нитный 12,7 мм; экипаж — 5 че-ловек (как и у нашего модернизи-рованного Т-34-85).

Характерной особенностью «Шермана» была съемная (на бол-тах) литая передняя (нижняя) часть корпуса, служившая крышкой трансмиссионного отсека. Важное преимущество давал при-бор стабилизации пушки в верти-кальной плоскости для более точ-ной стрельбы на ходу (на совет-ских танках введен лишь в начале 1950-х - наТ-54А). Электрогидра-влический механизм поворота башни был продублирован для на-водчика и командира. Крупнока-либерный зенитный пулемет поз-волял бороться с низколетяшими самолетами противника (подоб-ный пулемет появился на совет-ском тяжелом танке ИС-2 лишь в 1944 г.


Разведчики на английской танкетке "Брен-карриер"

Для своего времени «Шерман» обладал достаточной подвиж-ностью, удовлетворительным во-оружением и бронированием. Не-достатками машины являлись: плохая устойчивость на кренах, недостаточная надежность сило-вой установки (что было преиму-ществом нашего Т-34) и сравнительно слабая проходимость по скользяшим и мерзлым грунтам, пока в ходе войны американцы не заменили гусеницы «Шерманов» на более широкие, со шпорами-грунтозацепами. Тем не менее, в целом это была, по отзывам тан-кистов, вполне надежная боевая машина, простая в устройстве и обслуживании, весьма ремонто-пригодная, так как в ней макси-мально использовались автомо-бильные агрегаты и узлы, хорошо освоенные американской про-мышленностью. Вместе с просла-вленными «тридцатьчетверками», хотя и несколько уступая им по отдельным характеристикам, американские «Шерманы» с совет-скими экипажами активно участвовали во всех крупнейших опера-циях Красной армии в 1943 - 1945 гг., дойдя до побережья Бал-тики, до Дуная, Вислы, Шпрее и Эльбы.

К сфере ленд-лизовской броне-техники нужно отнести также 5000 американских бронетранспорте-ров (полугусеничных и колесных), которые использовались в Крас-ном армии, в том числе, и в каче-стве носителей различного воору-жения, особенно зенитного для ПВО стрелковых подразделений (своих БТР в годы Отечественной войны в СССР не выпускалось, делались лишь разведывательные броневики БА-64К)

АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Поставляемая в СССР автотехника по количеству превышала всю боевую не в разы, а на целый порядок: всего было получено 477785 автомашин пятидесяти моделей, изготовленных 26 авто-мобильными фирмами США, Ан-глии и Каналы.

В общем числе автомобилей бы-ло поставлено 152 тысячи грузо-виков «Студебеккер» марки US 6x4 и US 6x6, а также 50501 ко-мандирских автомобилей («джи-пов») моделей «Виллис» МР и «Форд» GPW; обязательно нужно упомянуть и мощные вездехо-ды «Додж-3/4» грузоподъемно-стью 3/4 т (откуда и цифра в мар-кировке). Эти модели были настоящими армейскими, наиболее приспособленными к фронтовой эксплуатации (как известно, у нас до начала 1950-х армейских автомобилей не производилось, в РККА использовались обычные народнохозяйственные автомашины ГАЗ-АА и ЗИС-5).


Грузовик "Студебеккер"

Поставки автомобилей по ленд-лизу, превысившие более чем в 1,5 раза собственное их производство в СССР в годы войны (265 тыс. шт.), безусловно, имели решаю-щее значение для резкого повы-шения мобильности Красной ар-мии в ходе масштабных операций 1943-1945 гг. Ведь за 1941-1942 гг. РККА лишилась 225 тыс. автомо-билей, которых и в мирное время недоставало наполовину.

Американские «Студебеккеры», с прочными металлическими кузовами, имевшими откидные ска-мьи и съемные брезентовые тенты, были одинаково пригодны для перевозки личного состава, и различных грузов. Обладая скоро-стными качествами на шоссе и высокой проходимостью на бездо-рожье, «Студебеккеры» US 6x6 хорошо работали и тягачами для различных артсистем.

Когда начались поставки «студе-беккеров», только на их вездеход-ном шасси стали монтироваться «катюши» БМ-13-Н, а с 1944 г. - БМ-31-12 для тяжелых реактив-ных снарядов М31. Нельзя не упомянуть и автопо-крышки, коих было поставлено 3606 тыс. — более 30% отечест-венного шинного производства. К этому нужно добавить и 103 тыс. т натурального каучука из «закромов» Британской империи, и снова вспомнить поставки бензина свет-лых фракций, который добавляли в наш, «родной» (что требовали мо-торы «Студебеккеров»).

ПРОЧАЯ ТЕХНИКА, СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ

Поставки из США железнодо-рожного подвижного состава и рельсов во многом помогли разре-шить наши транспортные пробле-мы в годы войны. Было поставле-но почти 1900 паровозов (сами мы построили в 1942 - 1945 гг. 92 (!) паровоза) и 66 дизель-электровозов, а также 11 075 вагонов (при собственном выпуске 1087). Пос-тавки рельсов (если считать лишь рельсы широкой колеи) составили более 80% их отечественного производства в этот период — металл был нужен для оборонных целей. Учитывая чрезвычайно напряжен-ную работу железнодорожного транспорта СССР в 1941 - 1945 гг., значение данных поставок трудно переоценить.

Что касается средств связи, то из США было поставлено 35800 ра-диостанций, 5839 приемников и 348 локаторов, 422000 телефон-ных аппаратов и около миллиона километров полевого телефонно-го кабеля, что в основном и удов-летворило потребности Красной армии в период войны.

Определенное значение для обеспечения СССР продовольст-вием (конечно, в первую очередь - действующей армии) имели также поставки ряда высококалорий-ных продуктов (всего - 4,3 млн т). В частности, поставки сахара со-ставили 42% его собственного производства в те годы, а мясных консервов - 108%. Пусть наши солдаты и прозвали американ-скую тушенку насмешливо «второй фронт», но ели с удовольствием (хотя своя говяжья была все-таки вкуснее!). Для экипирования бой-цов весьма не лишними стали 15 млн. пар обуви и 69 млн. кв.м шерстяных тканей.

В работе советской оборонной промышленности в те годы по-ставки сырья, материалов и обо-рудования по ленд-лизу тоже зна-чили немало — ведь в 1941 г. в оккупированных районах остались крупные производственные мощ-ности по выплавке чугуна, стали, алюминия, производству взрывча-тых веществ и порохов. Поэтому поставка из США 328 тыс. т алю-миния (что превысило его собст-венное производство), поставки меди (80% от своей выплавки) и 822 тыс. т химпродуктов имели, конечно же, большое значение» как и поставки стального листа (наши «полуторки» и «трехтонки» делали в войну с деревянными ка-бинами именно из-за дефицита листовой стали) и артиллерийского пороха (использовался как до-бавка к отечественным). Ощутимое влияние на повышение техни-ческого уровня отечественного машиностроения оказали постав-ки высокопроизводительного обо-рудования: 38000 станков из США и 6500 из Великобритании еще долго работали и после войны.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ОРУДИЯ


Автоматическая зенитная пушка "Бофорс"

Наименьшими по количеству из ленд-лизовских поставок оказа-лись классические виды вооруже-ния — артиллерия и стрелковое оружие. Считается, что доля артиллерийских орудий (по разным данным — 8000, 9800 или 13000 шт.) соста-вила всего 1,8% от числа произве-денных в СССР, но если учесть, что большинство их было зенитными пушками, то их доля в ана-логичном отечественном произ-водстве за время войны (38000) поднимется до четверти. Зенитки из США поставлялись двух типов: 40-мм автоматические пушки «Бофорс» (шведской конструк-ции) и 37-мм автоматические «Кольт-Браунинг» (собственно американские). Наиболее эффек-тивными были «Бофорсы» - они имели гидроприводы и наводи-лись поэтому всей батареей одно-временно при помощи ПУ АЗО (прибор управления артиллерий-ским зенитным огнем); но эти орудия (в комплексе) были весьма сложны и дороги в производстве, что было под силу лишь развитой промышленности США.

ПОСТАВКИ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ

В части стрелкового оружия по-ставки были просто мизерными (151700 единиц, что составило где-то 0,8% от нашего производст-ва) и не играли никакой роли в вооружении РККА.

Среди образцов, поставлявшихся в СССР: американский пистолет «Кольт» M1911А1, пистолеты-пулеметы «Томпсон» и «Рейзинг», а также пулеметы «Браунинг»: станковый M1919А4 и крупнокалиберный М2 НВ; английский ручной пулемет «Брэн», противотанковые ружья «Бойс» и «Пиат» (на английских танках ставились также пулеметы «Беза» — английская модификация чехословацкого ZB-53).

На фронтах образцы ленд-лизовского стрелкового оружия встречались весьма редко и не пользовались особой популярно-стью. Американские «Томпсоны» и «Рейзинги» наши солдаты стре-мились побыстрее заменить на привычные ППШ-41. ПТР «Бойс» оказались явно слабее отечественных ПТРД и ПТРС - они могли бороться лишь с немецкими бронетранспортерами и легкими тан-ками (об эффективности ПТР «Пиат» в частях РККА сведений не нашлось).

Наиболее эффективными в своем классе были, конечно, американ-ские «Браунинги»: M1919A4 стави-лись на американские же БТРы, а крупнокалиберные М2 НВ в ос-новном применялись в составе зе-нитных установок, счетверенных (4 пулемета М2 НВ) и строенных (37-мм зенитная пушка «Кольт-Брау-нинг» и два М2 НВ). Эти установ-ки, смонтированные на ленд-лизовских бронетранспортерах, были весьма эффективными средствами ПВО стрелковых подразделений; испольювались они и для зенит-ной обороны некоторых объектов.

Военно-морской номенклатуры ленд-лизовских поставок касаться не будем, хотя по объемам это бы-ли крупные количества: всего СССР получил 596 кораблей и су-дов (не считая поступивших после войны трофейных кораблей). Всего по океанским маршрутам было поставлено 17,5 млн. т ленд-лизовских грузов, из коих утраче-но от действий гитлеровских под-лодок и авиации 1,3 млн. т; число погибших при этом героев-моря-ков многих стран насчитывает не одну тысячу человек. Поставки распределились по следующим путям подвоза: Дальний Восток — 47,1%, Персидский залив — 23,8%, Северная Россия — 22,7%, Черное море - 3,9%, По Севморпути) - 2,5%.

ИТОГИ И ОЦЕНКИ ЛЕНД-ЛИЗА

Долгое время советские исто-рики указывали лишь на то, что поставки по ленд-лизу состави-ли всего 4% от продукции оте-чественной промышленности и сельского хозяйства в годы войны. Правда, из представленных выше данных видно, что во мно-гих случаях важно учитывать и кон-кретную номенкла-туру образцов тех-ники, их качествен-ные показатели, своевременность доставки на фронт, их значимость и т.п.

В счет погашения поставок по ленд-лизу США получи-ли от союзных стран различных товаров и услуг на 7,3 млрд. долларов. СССР, в част-ности, отправил 300 тыс. т хромо-вой и 32 тыс. т марганцевой руды, а кроме того, платину, золото, пушнину и другие товары на об-щую сумму 2,2 млн. долл. Также СССР предоставил американцам ряд услуг, в частности, открыл свои северные порты, взял на себя частичное обеспечение войск союзников в Иране.

21.08.45 Соединенные Штаты Америки прекратили поставки по ленд-лизу в СССР. Советское пра-вительство обратилось к США с просьбой продолжить часть по-ставок на условиях предоставле-ния СССР кредита, но получило отказ. Наступала новая эпоха... Если большинству других стран долги по поставкам были списа-ны, то с Советским Союзом пере-говоры по этим вопросам велись в 1947 - 1948, 1951 - 1952 и в 1960 г.

Общая сумма ленд-лизовских поставок в СССР оценивается в 11,3 млрд. долл. При этом, согласно закона о ленд-лизе, оплате подлежат только товары и техника, сохранившиеся после окончания боевых действий. Таковые американцы оценили в 2,6 млрд. долл, правда через год сократили эту сумму вдвое. Таким образом, первоначально США тре-бовали компенсаций в сумме 1,3 млрд. долл., уплачиваемых в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. Но Сталин отверг и эти требования, сказав, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью» . Дело в том, что многие образцы техники, поставлявшиеся в СССР, сразу же после войны оказались морально устаревшими и практически никакой боевой ценности уже не представляли. То есть, американская помощь союзникам в некотором роде оказалась «спихиванием» ненужной самим американцам и морально устаревающей техники, за которую, тем не менее, следовало рассчитаться, как за что-то полезное.

Чтобы понять, что Сталин имел виду, говоря об «оплате кровью», следует процитировать выдержку из статьи профессора Канзасского университета Уилсона: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать Вторую мировую войну «хорошей войной», поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…» И Сталин не собирался отнимать ресурсы у своей и так разоренной войной страны, чтобы отдать их потенциальному противнику по Третьей мировой.

Переговоры о погашении долгов по ленд-лизу во-зобновились в 1972 г., и 18.10.72 было под-писано соглашение о выплате Со-ветским Союзом 722 млн. долл., до 01.07.01. Было выплачено 48 млн. долл., однако после ввода американцами дискриминационной «поправки Джексона - Веника» СССР приостановил дальнейшие выплаты по ленд-лизу.

В 1990 г. на новых переговорах между президентами СССР и США был согласован окончательный срок погашения долга - 2030 г. Однако уже через год СССР распался, а долг был «переоформлен» на Россию. К 2003 г. он составлял около 100 млн. долл США. С учетом инфляции США вряд ли получат за свои поставки более 1% от их первоначальной стоимости.

(Материал подготовлен для сайта «Войны XX века»

Человечество пережило одну из наиболее тяжелых эпох за всю своего существования – двадцатый век. В нем было довольно много войн, но наиболее тяжелым испытанием стала Вторая Мировая война. До настоящего времени остается огромное количество эпизодов, фактов, событий и имен, о которых никто не знает. И существует реальная угроза того, что о них никто и не узнает, если очевидцы не расскажут об этом. В числе таких малоизвестных фактов – американский ленд-лиз Советскому Союзу, в ходе которого в СССР поставлялась военная техника, продовольствие, снаряжение, боеприпасы, а также стратегическое сырье. По определенным политическим соображениям эти поставки были строго засекречены вплоть до 1992 года, и знали о них только непосредственные участники.

Общий объем полученного ленд-лиза Советским Союзом составил на сумму порядка 9,8 миллиардов долларов. Помощь Америки в то время была действительно неоценимой, и стала одним из решающих факторов, которые способствовали разгрому фашисткой силы.

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке

В то же время советские власти не только искусственно создавали негативное мнение относительно американской помощи, но и держали ее в строжайшей тайне, а всех непосредственных участников нередко ставили вне закона. Но наконец-то пришло время расставить все точки над «і», и узнать хотя бы часть всей правды о столь плодотворном (наверное единственном в истории) сотрудничестве двух сверхдержав.

Как американские, так и советские летчики, моряки, которые участвовали в перегонке самолетов, в перевозке и сопровождении грузов, совершали настоящий подвиг, огибая более половины земного шара, поэтому наше поколение не должно, просто не имеет права забыть их подвиг и героизм.
Официально начало переговорам по ленд-лизу было положено в последние дни сентября 1941 года. От американской стороны участие в переговорах принимал А.Гарриман, которого специально направил в Москву американский президент. 1 октября 1941 годы им был подписан протокол относительно поставок в Советский Союз, сумма которых составила 1 миллиард долларов. Срок поставок – девять месяцев. Но, несмотря на это, только в начале ноября 1941 года американский президент подписал указ о том, что закон о ленд-лизе (полное название документа англ. «An Act to Promote the Defense of the United States» («Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов»), принят Конгрессом США 11.03.1941 года) распространяется и на Советский Союз.

Американский бомбардировщик А-20 «Бостон» (Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston), разбившийся в районе аэропорта Ном (Nome) на Аляске при перегонке в СССР по ленд-лизу. Позднее самолет был отремонтирован и успешно доставлен на советско-германский фронт. Источник: Библиотека конгресса США

Первые поставки вооружения и техники начались в октябре, и до конца года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 миллиардов долларов. Однако с самого начала возникли определенные трудности с перегонкой. Не удалось достичь четкой организации поставок. Особенно ситуация осложнилась в зимний период времени, когда стало ясно, что американские самолеты не приспособлены к холодам: при сильных морозах резина покрышек становилась хрупкой, гидросистема замерзала. Поэтому было решено обменяться технологиями: советская сторона поделилась технологией производства морозостойкого каучука, а американская – гидравлики, стойкой к морозам.

Но еще большие трудности испытывали люди. Летчики в ходе перегонки через Верхоянский хребет вынуждены были подниматься на большую высоту (5-6 километров), не имея кислородных приборов. Многим это оказалось не по силам, и большое количество самолетов разбивалось, падая на скалы. Подобные случаи происходили на протяжении всех трех лет, пока осуществлялась перегонка. В российской тайге до настоящего времени находят обломки самолетов с останками пилотов, а сколько еще не найдено. Кроме того, много самолетов вместе с экипажами просто пропали без вести.

Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели (Donald H. Connolly), командующий сервисной службой США в Персидском заливе пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу. Источник: Библиотека конгресса США.

В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».

Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».

Самолеты, которые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию Советского Союза летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и состояла из пяти полков.
Многие из представителей старшего поколения помнят джипы, самолеты, а также «Студебеккеры» и американскую тушенку, которые поставлялись по ленд-лизу.

Фотография на память советских и американских летчиков на аэродроме в Фэрбенксе у истребителя Bell P-63 Kingcobra. На Аляске американские самолеты, предназначенные для поставок по ленд-лизу в СССР, передавались советской стороне, и советские летчики перегоняли их в Советский Союз.

Кроме большой помощи в материальном плане, немалую роль сыграл американский ленд-лиз и в плане моральной поддержки советских войск. Будучи на фронте, многие советские воины чувствовали себя увереннее, когда видели в небе иностранные самолеты, оказывавшие им поддержку. Да и мирное население, видя, что американцы и британцы помогают ресурсами, понимало, что это во многом может помочь одержать победу над фашистской Германией.

Американские самолеты всегда были видны на фронтах. Они оказывали поддержку и прикрывали с воздуха морские конвои с грузами, во время блокады Ленинграда воздушную защиту его осуществляли истребители «Китихоук», они осуществляли бомбардировки немецкого морского транспорта в Финском заливе, участвовали в освобождении Украины, Кубани.

Кроме самолетов, в Советский Союз по ленд-лизу поставлялись также джипы, хотя, по словам советской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок. Однако по совету госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса были поставлены именно военные автомобили, поскольку у американцев был большой и весьма удачный опыт их использования. Общий объем полученных джипов за годы войны составил 44 тысячи единиц.

Ликующие жители Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн» (Valentine), поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / F4080.

Кроме того, по ленд-лизу поступали автомобили 50-ти моделей, производителями которых были 26 американских, английских и канадских фирм. Комплектующие к ним производились значительно большим количеством заводов.

Наибольшее количество среди всех поставленных автомобилей составили американские грузовики US 6 Studebаker и RЕО – их объем составил 152 тысячи экземпляров. Общий же объем таких автомобилей составил около 478 тысяч единиц без учета запчастей (а их хватило бы еще на сборку нескольких тысяч автомобилей).

Хотя документы были и подписаны позже, но первые морские конвои с ленд-лизовскими грузами уже были направлены в СССР в августе 1941 года. Они получили обозначение PQ (это инициалы британского офицера военно-морских сил Эдвардса). Грузы доставлялись в Мурманск, Северодвинск, Архангельск. Сначала корабли прибывали в Рейкьявик, где их формировали в караваны по 20 судов, а затем в сопровождении охраны из военных кораблей и доставляли на территорию СССР. Но очень скоро немецкая разведка получила точные координаты маршрутов этих конвоев. Тогда и начались потери. Одной из наибольших потерь является эпизод, произошедший в июле 1942 года, когда из 36 кораблей уцелело всего 11, на дне оказались более 4 сотен , 2 сотен самолетов и 3 тысяч автомобилей. Всего же за период войны немецкими подводными лодками и торпедоносцами было потоплено 80 кораблей, даже несмотря на то, что для их охраны привлекались боевые корабли и самолеты. Британские и американские военно-морские силы потеряли в северной Атлантике 19 боевых кораблей.

Советская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн». Истребители этой модели поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Надо заметить, что в советской истории осталось много темных пятен относительно ленд-лиза. Мнение о том, что американцы сознательно задерживают поставки, ожидая, когда советский строй рухнет, было в то время общепринятым. Но в то же время возникает немало вопросов: почему американцы с такой поспешностью принимали закон о ленд-лизе и его распространении на советскую территорию? Можно ли считать случайностью тот факт, что война «уложилась» в срок этого закона?

Более того, некоторые исследователи выдвигают версию о том, что американский ленд-лиз – это результат работы советской разведки. Ходили даже слухи о том, что большую роль в подписании закона о ленд-лизе сыграл непосредственно сам Сталин – якобы он, в целях предотвращения распространения нацизма, намеревался первым начать войну против фашисткой Германии и очень надеялся на помощь Запада в этой войне. Но это всего лишь слухи, никаких документальных подтверждений данных теорий пока не существует.

Советские авиатехники ремонтируют двигатель истребителя Р-39 «Аэрокобра», поставлявшегося в СССР из США по программе ленд-лиза, в полевых условиях. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении двигателя за кабиной летчика вблизи центра масс.

В любом случае, надо отдать должное Сталину в этом вопросе. Он, можно сказать, проявил себя практически гением дипломатии, обернув ленд-лизовские поставки с пользой для СССР. Когда стало известно о том, что Америка и Великобритания выражают готовность оказать помощь СССР, он в первую очередь упомянул слово «Продать», но гордость, или какие-то другие мотивы, не дали ни американской, ни британской сторонам требовать оплаты. Кроме того, советским войскам очень часто доставалась та техника, которая изначально была предназначена англичанам, в частности, вездеходы Bantam, которых было не так много.

Кроме всего прочего, советский вождь не стеснялся отчитывать союзников за то, что груз плохо упакован, а также намекать на то, что если советские войска не смогут продолжать военные действия, вся тяжесть войны ляжет на британцев.

Сборка самолета Bell P-63 «Кингкобра» на американском заводе, вид сверху. 12 выхлопных патрубков с каждой стороны явный признак «Кингкобры» (у Р-39 «Аэрокобра» - по 6 патрубков). На фюзеляже нанесены звезды-опознавательные знаки советских ВВС - самолет предназначается для отправки в СССР по ленд-лизу.

Заметим, что поставки практически не прекращались всю войну, за исключением одного раза в 1942 году, когда Великобритания готовилась к операции в Африке, и одного раза в 1943 году, когда планировалась высадка союзных войск в Италии.

По окончании войны часть техники, согласно прежним договоренностям, советская сторона сдала обратно союзникам. Но в то же время существовал и солидный долг СССР перед США по ленд-лизу, остаток которого в размере 674 миллионов долларов советские власти отказывались выплачивать, мотивируя это дискриминацией в отношении СССР со стороны американцев в торговле. Но, уже в 1972 году, было подписано соглашение, по которому СССР согласилось выплатить США 722 миллионов долларов. Последний платеж по этому соглашению был проведен в 2001 году.

Передача советским морякам фрегатов из состава США. 1945 год. Американские патрульные фрегаты типа «Такома» (водоизмещение 1509/2238-2415т, скорость 20 узлов, вооружение: 3 76-мм орудия, 2 40-мм спаренных «бофорса», 9 20-мм «эрликонов», 1 реактивный бомбомет «Хеджехог», 2 бомбосбрасывателя и 8 бортовых бомбометов (боезапас - 100 глубинных бомб) строились в 1943-1945 годах. В 1945 году 28 кораблей этого типа были по ленд-лизу переданы в СССР, где были переклассифицированы в сторожевые корабли и получили обозначение «ЭК-1» - «ЭК-30». Первая группа из 10 кораблей («ЭК-1» - «ЭК-10») была принята советскими экипажами 12 июля 1945 года в Колд-Бэй (Аляска) и 15 июля убыла в СССР. В августе 1945 года эти корабли приняли участие в советско-японской войне. Остальные 18 кораблей («ЭК-11» - «ЭК-22» и «ЭК-25» - «ЭК-30») были приняты советскими экипажами в августе-сентябре 1945 года и участия в боевых действиях не принимали. 17 февраля 1950 года все 28 кораблей были исключены из состава ВМФ СССР в связи с возвратом ВМС США в Майдзуру (Япония).

Таким образом, принижение значения поставок военной техники, амуниции и продовольствия, которые осуществлялись американскими и британскими союзниками, было осуществлено исходя из идеологических принципов того времени. Это делалось якобы для того, чтобы утвердить постулат, что советская военная экономика имеет не просто большое, а просто огромное превосходство над экономикой капиталистических государств, причем не только Германии, но и Соединенных Штатов Америки и Великобритании.

В отличие от советской точки зрения, в американской историографии, как это практически постоянно бывает на Западе, роль ленд-лизовских поставок всегда представлялась решающим фактором в способности СССР продолжать вести войну против фашистской Германии.

Советский истребитель американской постройки Р-39 «Аэрокобра» (Airacobra), поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза, в полете.

Но какими бы то не были суждения, нельзя отрицать тот факт, что ленд-лиз оказал существенную поддержку советской стране в трудные времена.

Кроме того надо сказать, что на территории бывшего Советского Союза практически не осталось ничего, что бы служило напоминанием о героизме наших людей, которые перегоняли американские самолеты, водили и сопровождали транспорты, за исключением, разве что трех маленьких музеев и останков самолетов. В то же время на Аляске и в Канаде наблюдается совершенно противоположная картина – мемориальные доски и большие музеи, ухоженные кладбища. Каждый год в городах, по которым проходила трасса, устраиваются празднования в честь ветеранов.

Может, пора уже задуматься и хотя бы попытаться что-то изменить? Ведь это тоже часть той войны, забыть которую мы просто не вправе.

Итальянские солдаты у подбитого советского среднего танка М3 «Генерал Ли». Танки М3 «Генерал Ли» американского поставлялись в СССР по ленд-лизу. Лето 1942 г. Место съемки: юго-восточная Украина (Донбасс) или Ростовская область, сталинградское направление.

Редкое фото советских танкистов с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Американская техника оставлялась по ленд-лизу полностью укомплектованной - с экипировкой и даже стрелковым оружием для экипажа.

Советские летчики принимают американский средний бомбардировщик А-20 (Douglas A-20 Boston), передаваемый по ленд-лизу. Аэродром Ноум (Nome), Аляска.

Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла

Кеннет Воод и Чарльтон "Ваг" Хоу, осень 1941-го.

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее "оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов”. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания НИКАКОЙ оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

В советской "научной" литературе послевоенного периода величина поставок по ленд-лизу авиационной техники оценивалась, как незначительная и указывалась величина - 4%, что не соответствует действительности.

На данной странице предлагается оценить помощь в войне и участие поставленных нам по ленд-лизу иностранных самолетов в Великой Отечественной войне. Количество самолетов в различных источниках иногда несколько разнится. Следует также учитывать, что количество поставленных, и полученных самолетов отличалась - не все самолеты достигали адресата. Иногда оказывалось так, что участие поставленных самолетов на советско-германском фронте было невозможным.

Предлагаю количественно оценить эти поставки.

По имеющимся данным за время войны по ленд-лизу Советским Союзом было получено истребителей — 13981 , бомбардировщиков — 3652 , гидросамолетов — 206, разведчиков-корректировщиков — 19, транспортных самолетов — 719, учебно-тренировочных самолетов—82. Всего 18659 самолетов. Крайне важно то, что эти самолеты появились в самое трудное для советских ВВС время. Так в 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей (около 10%).

В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая — 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей (около 18%).

Для сравнения в 1942 году боевые потери советских ВВС составили 7800 самолетов, а общие 12100. Всего боевые потери (с учебными, транспортными и другими самолетами) составили 9100 самолетов, а общие 14700.

В 1943 году советская авиапромышленность передала фронту 34886 самолетов, в том числе 29879 боевых. В этом же году союзники в рамках ленд-лиза поставили 6323 самолета, в том числе 6140 боевых (около 20%).

В июне 1942 г. для перегонки американских самолетов была открыта трасса Красноярск—Уэлькаль. До авиабазы Фербенкс на Аляске самолеты перегоняли американские летчики, а там их принимали советские пилоты из 1-й перегоночной авиадивизии. Из Великобритании самолеты доставлялись морскими караванами, носившими обозначение РQ.

В 1942 г. западные союзники поставили СССР следующее количество самолетов: 775 бомбардировщиков, 1815 истребителей и 14 разведчиков.

В 1943 г. — 1571 бомбардировщик, 4569 истребителей, 160 транспортных и 23 учебных самолета.

Поставки самолетов по ленд-лизу

Количество

Истребители

Белл Р-39 Аэрокобра

Хоукер Харрикейн

Белл Р-63 Кингкобра

Кертисс Р-40

Супермарин Спитфайр

Рипаблик Р-47 Тандерболт

Норт Америкен Р-51 Мустанг

Бомбардировщики

Дуглас А-20 Бостон

Норт Американ В-25 Митчелл

Хендли-Пейдж

Гидросамолеты

Косолидейтед PBN-1 Номад

Воут OS2U Кингфишер

Разведчик-корректировщик

Кертисс-052

Транспортные самолеты

Дуглас С-47 Дакота

Армстронг Уитворт Альбимарль

Учебно-тренировочный самолет

Норт Американ АТ-6 Тексан

Интересна в данном случае точка зрения нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена. В своей книге "Сталинские соколы" он приводит аналитическое исследование, основанное на большом фактическом материале, собранном разведкой Люфтваффе, а также обобщает мнения немецких пилотов-участников боев:

"Косвенная поддержка в виде поставок авиационной техники и снаряжения имела гораздо большее значение, чем непосредственное боевое сотрудничество. Вначале рассматриваемая как временная мера с целью смягчить нехватку в военном снаряжении, программа помощи была расширена, чтобы компенсировать недостатки советского производства. Эти поставки помогли Советскому Союзу выстоять и позже перейти в наступление. Постепенно акцент сместился в сторону поставок авиационного снаряжения.

Самолеты составляли наиболее весомую часть из программ помощи. Ежемесячные поставки машин составаляли в среднем 150 штук в 1941 г., 300 в 1942 г., от 500 до 600 в 1943 и первой половине 1944 г., а затем снизились до 300 в месяц. На 1 января 1944 г. СССР получил от западных союзников примерно 10 тыс. самолетов: 6000 истребителей, 2600 бомбардировщиков, 400 транспортных и 1000 учебно-тренировочных. Из них 60% были американского производства и 40% британского, или, если точнее, то 6003 самолета из США и 4101 машина из Великобритании. К 1 октября того же года русские получили от западных созников примерно 14700 самолетов—8734 американских и 6015 британских. Из них 8200 истребителей, 3600 бомбардировщиков, 100 самолетов-разведчиков, 1200 транспортных и 1600 учебно-тренировочных. Потери при доставке в среднем составляли 20%. Летом 1944 г. Великобритания прекратила поставки.

За время, прошедшее с момента начала до окончания поставок, советская промышленность произвела 97 тыс. самолетов, таким образом, союзная помощь составила примерно 15% от общего количества произведенных в СССР машин."

В некоторых случаях полученные по ленд-лизу самолеты были устаревшими и не могли принимать участие в боевых действиях. В отдельных случаях союзники теряли много техники и вооружения во время доставки в СССР морскими конвоями, но это был оправданный риск. Но как бы то ни было, помощь была оказана в самое трудное для нашей страны время и сыграла свою роль в будущей победе над общим врагом. На этой странице рассмотрены технические характеристики поставляемых нам самолетов с точки зрения участия их в боевых действиях на Восточном фронте.

Наверное, это был единственный вид военной техники по ленд-лизу, польза которого никогда не отрицалась даже в советское время. Хотя и здесь были свои как плюсы, так и минусы.

Благодаря подвигам Александра Покрышкина прославился американский истребитель Р-39 «Кобра» («Аэрокобра»). До 1943 года, когда он пересел на этот самолёт, Покрышкин записал на свой личный счёт три сбитых самолёта противника, а уже в 1943 году, воюя на «Аэрокобре», он сбил 38 вражеских самолётов. Иногда называют другие цифры, но пропорция в любом случае примерно такая. Другой советский ас – Григорий Речкалов – с конца 1942 года также воевал на «Аэрокобре» и уничтожил на ней 53 или 59 немецких самолётов лично и 6 либо 4 – в составе группы. До этого на его счёту было три сбитых немецких истребителя. Так что в победах прославленных советских лётчиков была велика и заслуга американской техники.

У «Кобры» были свои недостатки, как у любого оружия. Например, самолёт легко сваливался в штопор по израсходовании всех боеприпасов – нарушалась центровка. Этих недостатков не было лишено и его продолжение – Р-63 «Королевская кобра» («Кингкобра»). Подполковник Ибрагим Дзусов, по свидетельству Покрышкина, сказал ему, представляя «Кобру»: «Самолёт хороший. По скорости не уступает «Мессершмитам» и имеет сильное вооружение». Это действительно было так, и очень важно для советских лётчиков. За время войны в СССР было поставлено 4423 «Аэрокобры» и 2397 «Кингкобр».

По-другому обстояло дело с британским истребителем «Харрикейн». Уже во время битвы над Англией в 1940 году он уступал немецким «Мессершмит-109». Тем не менее, в 1941-44 гг. союзники поставили в СССР 3082 единицы этих истребителей.

В своих мемуарах авиаконструктор Александр Яковлев привёл реплику Сталина: «Их «харрикейны» дрянь, наши лётчики не любят эти самолёты». Лётчик Александр Кутаков отмечал тихоходность этой модели, в сравнении с немецкими истребителями, хотя и называл среди её достоинств лучший обзор из кабины, чем на отечественных И-16, и радиофикацию. К слову, оснащённость средствами радиосвязи была преимуществом практически любой модели самолётов и танков, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, перед советскими. Другие прославленные лётчики – Георгий Зимин и Николай Голодников – отмечали неважные аэродинамические качества «Харрикейна».

Тем не менее, летопись Великой Отечественной полна успешных боёв, проведённых на «харрикейнах». Особенно прославились эти истребители в Заполярье, где на них, рядом с советскими лётчиками, воевали пилоты 151-го британского авиационного крыла. «Харрикейнами» была вооружена авиация тыловых районов ПВО, где обнаружилось недостаточное вооружение этих самолётов для атак немецких Не-111 и Ju-88. «Харрикейн» явно уступал новым типам советских самолётов, зато превосходил довоенные И-16, которые к началу войны составляли основу советского истребительного авиапарка. В начале Великой Отечественной войны даже «харрикейны» были прогрессом для советских ВВС.

У англичан имелись более совершенные истребители «Спитфайр», но их поставка началась только в 1943 году и производилась в очень ограниченных количествах. Ими вооружались в основном авиачасти Московской зоны ПВО, хотя есть свидетельства использования этих самолётов и в боях на фронте.