Архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки - элемент декора - при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской , Троицкой и Боровицкой башнях.

Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами, через которые образ привезли в Кремль. Ворота получили название Спасских, за ними это название унаследовала и вся башня. Считалось, что с приходом к власти большевиков икона была утрачена. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа сохранился в Новоспасском монастыре , который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Первоначальное наименование башни - Фроловская - происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь также не сохранилась до наших дней.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время список над воротами считался утраченным (не сохранилось ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Сейчас рабочие счищают штукатурку, а затем демонтируют сетку, защищавшую икону Спаса от внешней среды. Затем эксперты, проведя анализ, определят состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни.

Кремлёвские куранты

При башне - знаменитые часы-куранты. Существуют с XVI столетия, постоянно видоизменяясь. Новые часы изготовили в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами, стрелок на циферблате не было.

Высота Спасской башни до звезды - 67,3 м, со звездой - 71 м. Первая Спасская звезда, в отличие от других самоцветных звёзд сохранилась и теперь венчает шпиль Северного речного вокзала Москвы.

Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА


Беклемишевская (Москворецкая) , Константино-Еленинская (Тимофеевская) , Набатная и Спасская (Фроловская) башни Московского Кремля.

Васильевский спуск. , Набатная башня , Спасская (Фроловская) башня , Верхние торговые ряды (здание ГУМа) , собор Василия Блаженного.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня , Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня и ГУМ (Верхние торговые ряды).

Набатная башня и Спасская (Фроловская) башня.

Царская башня и Спасская (Фроловская) башня.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.

Красная площадь. Справа налево: Спасская (Фроловская) башня ,

Спасская (Фроловская) башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты

фото 2013 года

История

Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились). Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них. Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа — Великого Совета Ангела (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.

Кремль 1883 года


Часовни у Спасских ворот 1883 год

Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.

В 1658 году по царскому указу Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

Спас Смоленский

Первой русской иконой считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь... Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанося новый слой.

Спас Нерукотворный

В середине XVII века по центральным районам Московского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре. Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над Фроловскими воротами со стороны Кремля, через которые образ привезли в Москву. В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа XIX века сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала

До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлевских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где то сохранились оригинальные образы. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Всё, что видели москвичи и гости столицы до 2010 года — это заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы над Спасскими воротами. Наконец после долгих согласований в штукатурке были сделаны шурфы и образ Спаса Смоленского спустя 73 года вновь увидел свет.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой. Образ над воротами считался утраченным (нет ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса Смоленского будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа Спасителя. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Рабочие счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. Затем эксперты определяли состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни. Так, как фреска повторно записывалась в 1895 году реставраторы в зависимости от состояния иконописного изображения решали, открывать ли более ранние слои.

К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов икона сохранилась на 80%. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку.

фото 28 августа 2010 года

24 августа 2010 года стало известно, что реставрация иконы Спаса Смоленского завершена. Позолоту, нанесенную в 1895 году было решено не восстанавливать, но и более ранние слои не открывать. Реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты.

26 августа cо Спасских ворот сняли леса и надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Реставрация иконы Спаса Смоленского заняла почти 2 месяца.
Освящение возвращенной святыни патриархом Кириллом произошло 28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы .


Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с надписью на латыни:

Цитата: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

Цитата: В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА


9 июня 2010 г. на Спасской башне начались работы по раскрытию надвратной иконы, считавшейся утраченной, ведь историки были уверены, что ее уничтожили в годы советской власти. По имевшимся историческим сведениям на Спасской башне находилась икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату ее написания. Известно лишь, что надвратный образ был посвящен спасению Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея 21 мая (3 июня н.ст.) 1521 г., в честь которого установлено празднество Владимирской иконы в Русской Православной Церкви.

По словам реставратора С. Филатова, «икона Спаса Смоленского находилась на кремлевской башне с XVII века. До того момента башню с часами называли Фроловской.
С тех пор икону несколько раз реставрировали, приводили в порядок после нашествия Наполеона. А в последний раз обновляли в 1896 г. в технике масляной живописи». Еще в 2007 г. Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой поиска и восстановления святынь на Спасской и Никольской башнях. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В феврале 2010 г., после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. 23-27 апреля с.г., накануне парада Победы, специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны два зондажа в киоте на Спасской башне, которые подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки (см. илл.). Таким образом, все годы советской власти (почти восемь десятилетий!) святыня, будучи сокрытой от взоров, освящала всю жизнь столицы нашей Родины на её главной площади!

Удивительно, но историки пока не могут и точно установить, когда же был тайно сокрыт обретенный образ на Спасской башне. И кто отдал такой приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие - что в 37-ом году. По словам директора Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагариной, до расформирования реставрационных мастерских в 1934 г. никаких архивных сведений о надвратных иконах на двух главных кремлевских башнях нет, так что, скорее всего, они были замурованы позже. Вот почему Фонд Андрея Первозванного призвал всех, кто может обладать какой-либо информацией об обстоятельствах сохранения икон на Спасской и Никольской башнях в советские годы, передавать им эти сведения. С аналогичной просьбой к нам на днях обратился корреспондент «Российской газеты» Игорь Елков: «Дмитрий Михайлович, добрый день! Не могли бы Вы предоставить какие-то свои контактные данные. В частности - телефон. Ваши консультации могут быть интересны не только для нашей газеты, но и для Фонда Андрея Первозванного - они, собственно, и есть организаторы всего проекта».

Большая часть авторов связывали появление надвратного образа на Спасской башне с чудом 1521 г. (Снегирев И.М. Кремлевские Спасские ворота в Москве // Душеполезное чтение. 1862. Ч. II. С. 199-203). Оно фиксируется в источниках уже с XVI в. под названием «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных татар иже к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Русских» (Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина. Вып. 20. М.,1958. С. 189-198). Когда к Москве подошли в 1521 г. крымские татары под предводительством Махмет-Гирея, то некая слепая старица кремлевского Вознесенского монастыря увидела, «яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одеждах» - митрополиты Петр, Алексий и Иона, епископ Леонтий Ростовский и другие святители, которые выносили из Кремля икону Владимирской Богоматери и «прочие святыни». В воротах их встретили преподобные Сергий и Варлаам, которые припали к ногам святителей, вопрошая, «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божьей, поскольку москвичи «прогневаша Бога и святых Его» и за это наказаны татарским нашествием. Сергий и Варлаам со слезами стали молить их не оставить своей паствы. После соборной молитвы чудотворцы, тронутые просьбой преподобных, вернулись обратно в Кремль, а Махмет-Гирей увел свои войска без боя.

Самое раннее описание этого образа (см. илл.) находится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в.: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа (Спаса), стоя благословляющего; его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее - бархатное, также с золотом. Этот образ называется Спас, то есть Спаситель Смоленский; именно так он явился святым Зосиме и Савватию» (Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII веков). М.,1991. С. 324). Надвратная икона Спасителя издревле отражала главное содержание Спасской башни над парадным въездом в Московский Кремль: «Образ написан не на доске, а прямо на каменной стене. Спаситель изображен стоящим. Правою рукою он благословляет, а девой держит Евангелие, открытое на словах: «Рече Господь ко пришедшим к нему иудеем: Аз есмь Дверь». По бокам Спасителя изображены внизу коленопреклоненные святой преподобный Сергий и святой преподобный Варлаам, а вверху два Ангела, один с крестом в руке, другой с копьем и губою. Над образом в треугольном киоте написан честный, животворящий Крест Господень с двумя держащими его Ангелами» (Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. Т. 1. М., 1912. С. 126). Некоторые полагают, что образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещенный над Фроловскими воротами Кремля, был заменен в 1521 г. фреской (Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.,1966. С. 127; Выголов В.П. Скульптура Георгия на башне Московского кремля // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие. М.,1985. С. 21-22). Другие рассматривают лишь надвратный образ с припадающими Варлаамом и Сергием в качестве источника иконографии самого Спаса Смоленского (Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001. С. 80-81). В память о чуде 1521 г. во время «шествия на осляти» «подъехав к Спасским воротам, патриарх, пред образами Спасителя и Богоматери, написанными на воротах, останавливался и читал литию и молитву городу. В это время раздавался колокольный звон, как в Кремле, так и по всей Москве» (Любецкий С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнию русских. М., 1872. С. 216).

В одном из ранних архивных документов упоминается под 27 июня 1585 г. Фроловских ворот часовник Яков Никифоров (ДАИ. Т. 1. СПб, 1846. С. 208). В середине XVII века Спасская башня была восстановлена после серьезного пожара, случившегося 5 октября 1654 г. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. Поскольку в царском указе 1654 г. башня уже названа Спасской, то неверно распространенное в литературе утверждение о переименовании башни в Спасскую лишь в 1658 г. Указом 1658 г. государь Алексей Михайлович запретил употребление всех иных наименований многих крепостных ворот, кроме как связанных с посвящением Богу (ПСЗ. Т. 1. СПб., 1830. С. 418). Слева и справа от Спасских ворот с 1802 г. находились каменные часовни (см. илл.).

Обе часовни относились к причту Покровского Собора. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа - Великого Совета Ангела (Спасская). В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 г. пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима.

В 1821 г. каменные часовни по обе стороны Спасских ворот были восстановлены по проекту О.И. Бове, т.к. «существовавшие здесь старые совсем не сходствовали с фасадою башни и на столь видном и открытом месте могли сделать совершенное безобразие» (см. Вид Спасской башни с двумя часовнями 1821 г. архитектора О.И. Бове. Литография А. Дюранда. 1842 г.). В 1868 г., при очередной реставрации Спасской башни, часовни были разобраны и построены заново по проекту архитектора П.А. Герасимова. 22 октября 1868 г. новые шатровые одноглавые часовни были освящены (см. илл.). В 1912 г. государь Николай II распорядился заново изготовить державного двуглавого орла, венчавшего Спасскую башню.

Обе часовни у Спасской башни были снесены в 1930-е гг., и на их месте были устроены общественные туалеты, функционирующие по сию пору!Проектированием общественных туалетов в районе Красной площади занимался инженер Ф. Гаузе. Еще в 1928 г. он писал: «Особенно сказывается недостаток общественных уборных в дни майских и октябрьских торжеств, при громадных, в несколько сот тысяч человек, скоплениях народа. Нами часто получаются письма рабочих, участвующих в демонстрациях, с указанием на недопустимость отсутствия уборных в это районе и требованиями немедленной их постройки. Предлагаемый ниже проект уборных в районе Кремля и Китай-города поэтому необходимо осуществить в ближайшее же время… На Васильевской площади.. уборная может быть построена в откосе кремлевской стены или же для этой цели может быть занята часть существующей лавки». Проект Франца Гаузе дополнен рисунком храма Василия Блаженного на фоне Спасской башни, в цокольной части которого показано два входа в туалеты с пояснительной надписью «Общественная уборная в помещении существующей лавки в подпорной стене, окружающей храм». Обращает на себя внимание активизация деятельности по осквернению святынь на Красной площади посредством устройства на их месте общественных туалетов одновременно с подготовкой и проведением «ис¬торического» II Съезда Союза Воинству¬ющих Без¬божников в середине 1929 г., где была провозглашена «безбожная пятилетка» на ближайшие годы, о целях которой заявил лидер безбожников Ем. Ярослав¬ский (Губельман): «...Не только сжигать иконы, не только сшибать церковные головки, не только колокола снимать, а выдергивать корешки, которые сидят глубоко в сознании, подсоз¬нании и т. д.»: http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Завершение «безбожной пятилетки» было отмечено с размахом сносом часовен и двуглавых орлов кремлевских башен, которые были заменены на звезды по решению властей, опубликованному в центральной печати в августе 1935 г.: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом». Еще 20.VI.1930 г. Горбунов писал по этому поводу секретарю президиума ЦИК СССР Енукидзе: «... В.И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма? С коммунистическим приветом Горбунов». Через полтора года на заседании секретариата ЦИК СССР от 13.XII.1931 г. принято решение: «Постановили: предложить включить в смету на 1932 г. 95 000 руб. - расходы по снятию с кремлевских башен орлов и замене их гербами Союза. Секретарь президиума ЦИК Союза ССР Енукидзе». Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. В докладной тов. Паукера из оперативного отдела НКВД Сталину и Молотову 4.XI.1935 г. сообщается: «...Мне было поручено снять к 7 ноября орлы с кремлевских башен и с Исторического музея, заменив их звездами. Доношу, что это задание Политбюро выполнено… Ввиду ветхости кремлевских башен и непригодности их для таких тяжестей был произведен ремонт башен и замена всех штырей. Внутри башен сделаны стальные конструкции, на которые насажены звезды. Работы по снятию орлов и поднятию звезд проводились опытными верхолазами. Организацией всех этих работ и руководство ими осуществлялись оперативным отделом НКВД». Экспертизу двуглавых орлов НКВД поручило известному художнику и реставратору И.Э. Грабарю, который заявил, что «... ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем». Убедившись, что кремлевские орлы не представляют исторической ценности, первый замнаркома НКВД обратился к Л.М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлевских звезд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку» (см. Отчет о работе по золочению звезд и часов башен Московского Кремля. 1937 г. Филиал РГАНТД. Ф. Р-91. Оп. 2-1. Д. 31). Снятых орлов вместе с заменившими их звездами 23 октября 1935 г. выставили в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького, а уже 24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. В киножурнале «Социалистическая деревня» № 21 (ноябрь 1935 г.) сохранились кадры установки первых кремлевских звезд.

Та же самая участь постигла святыни Никольской башни, которые сильно пострадали еще во время боев в октябре 1917 г. (см. илл.), когда надвратный образ свт. Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы в октябре 1917 г. была предпринята реставрация этого изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века. Автор сборника «Расстрел Московского Кремля 27-го октября – 3-го ноября 1917 года» (2-е изд.: Токио, 1920), написанного в 1917 г. по благословению Поместного собора Русской Православной Церкви, епископ Нестор (Анисимов) в своём очерке «Кремлевские башни» оставил драгоценное документальное свидетельство о собирании осколков порушенных святынь одним из ревнителей православной культуры, что подвергалось насмешкам толпы: «Этот художник с болью в сердце собирает осколки и черепки в назидание потомству, которое в будущем, наверное, справедливо осудит вар¬варство большевиков, разрушивших святая святых России - священный Кремль». За составление этого сборника еп. Нестор Камчатский в 1918 г. был схвачен в узы на несколько месяцев: http://expertmus.livejournal.com/51147.html

В конце апреля 1918 г., перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 22 мая 1918 г. Патриарх Тихон совершил Божественную Литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего направился во главе крестного хода к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен свт. Николаю пред его образом над вратами...

Древние надвратные иконы, обнаруженные на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля, будут отреставрированы. Об этом сообщили сегодня на брифинге в Москве. Долгое время иконы считались утраченными. Оказалось, они были замурованы в стенах в годы Советской власти. В конце апреля этого года специалисты-реставраторы сделали зондаж в киотах, где предположительно находились образы, и высказали предположение, что на Спасской Башне действительно находится фреска Спаса Нерукотворного, а на Никольской – икона Николы Можайского. Верны ли предположения – покажет уже первый этап работ, который начался сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

Никольская и Спасская башни сейчас в лесах. Расконсервировать замурованные иконы – это лишь первая часть работ. И, видимо, самая несложная. Далее предстоит консервация, реставрация и исторически исследования. Ведь до сих пор официально не обнаружены ни документы, ни свидетели того, как и кем был дан приказ убрать лики с глаз долой, и кем они были сохранены.

«Может быть, если есть свидетели, если не свидетели, то потомки свидетелей, которые могли бы пролить свет на всю эту историю. Кто осуществлял закрытие иконы, при каких условиях? Было бы очень хорошо, если бы какие-то источники были обнаружены», – говорит председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин.

Построенная в XV веке Фроловская башня стала называться Спасской двумя веками позже. В середине XVII столетия по указу царя Алексея Михайловича на ней появилась икона Спаса Нерукотворного – в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Святыне поклонялись все, кто проходил через Спасские ворота. Чрез них шли все коронационные шествия и крестные ходы. Сама икона неоднократно реставрировалась – и в XVIII веке, и в XIX, после нашествия Наполеона. В каком виде ее замуровали большевики, пока непонятно.

«Может быть, до наступления холодов сделаем. Но если придется раскрывать изображение Спаса, если там окажется более ранняя живопись, то работы в этом году нельзя будет закончить», – поясняет художник-реставратор Сергей Филатов.

Реставраторы поражаются, насколько тщательно и профессионально были замурованы иконы. Между масляной живописью и арматурой, переплетенной с сеткой, есть воздушная прослойка. Сложилось мнение, что такую естественную консервацию фреске придумали реставраторы мастерской Игоря Грабаря.

«Термос получился. Это была профессиональная консервация, и по тем временам это было очень быстро сделано, чтобы не светиться особенно. Конечно, это с разрешения коменданта Кремля. Мы про нее еще немного знаем. Говорят, якобы Рыков давал деньги на это, но мы не знаем точно», – говорят реставраторы.

Еще в 1918 году во время крестного хода иконы были на своих местах, как и во время парада 1923. Но в 1937, когда на кремлевские башни водружали звезды, образы исчезли. Это теперь уже очень скоро они будут сосуществовать. Уже можно разглядеть лик и нимб Спасителя, фрагмент Евангелия, а в нижней части – фигуры преподобных Сергия и Варлаама. Специалисты говорят, фреска сохранилась на восемьдесят процентов. Правда, несколько пообтерлась.

Одна треть штукатурки была сбита с иконы уже к середине дня. Реставраторы предполагают, что за сеткой находится образ Спасителя с поновлениями 1895 года. В каком состоянии находится икона, можно будет определить лишь на следующей неделе, когда там соберется реставрационная комиссия.