Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Ответы к стр. 6 — 7

1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.

2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.

1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб .
4) Кто на своей голове лес носит? Лось .
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.

Повествовательные: 1 , 6 .
Вопросительные: 3 , 4 .
Побудительные: 2 , 5 .

3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.

- Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…

(Э. Шим)

повествовательные вопросительные
побудительные восклицательные
невосклицательные

Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.

Почему лапы в болотной тине?

4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.

(И. Демьянов)

intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» «инто­на­ция»

Восклицательные предложения


повест­во­ва­тель­ным

Вчера выпал снег.

Вопросительные предложения

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

логи­че­ским уда­ре­ни­ем .




И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?


Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,

Побудительное предложение

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Примеры предложений


- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!


Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей


russkiiyazyk.ru

Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи?

Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?

Разновидности конструкций по цели

Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.

Повествование

Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.

Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.

Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.

Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:

  • Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
  • Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».

Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.

Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».

Побуждение

Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.

Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.

Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».

Типы фраз по интонации

Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Невосклицательные

Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).

Восклицательные

Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.


Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками - вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв. »).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» . В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу - иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния - сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние - про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным . В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак - точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния , кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем .

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
- Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
- Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»


russkiiyazyk.ru

Виды предложений по интонации и цели высказывания

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» . В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу - иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния - сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние - про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным . В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак - точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния , кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем .

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
- Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
- Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»


russkiiyazyk.ru

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Сегодня на занятии мы узнаем, что такое предложение. Разберем, какими предложения бывают по цели высказывания и эмоциональной окраске. На примере отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» научимся разбираться в видах предложений.

Определение предложения

Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершённостью.

Функция предложения коммуникативная . Оно является единицей общения.

Прослушивание отрывка сказки

Прослушав отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», обратите внимание на то, что одни предложения сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих слышна просьба (см. урок с 00:51 по 01:36) (рис. 1).

Рис. 1. Текст прослушанного отрывка из сказки

Выделим предложения, в которых содержится вопрос (рис.2).

Рис. 2. Вопросительное предложение

Выделим предложения, в которых содержится просьба (рис. 3).

Рис. 3. Предложения с просьбой

Оставшиеся предложения из отрывка передают информацию, о чем-то сообщают.

Предложения по цели высказывания

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на три группы: повествовательные, побудительные, вопросительные .

Основным назначением повествовательных предложений является сообщение об определенных явлениях действительности, т. е. передача информации собеседнику (рис. 4).

Рис. 4. Примеры повествовательного предложения

Вопросительные предложения нужны для выражения вопроса (рис. 5).

Рис. 5. Примеры вопросительного предложения

Назначением побудительных предложений является побуждение к действию того, к кому обращена речь (рис. 6).

Рис. 6. Пример побудительных предложений

Побудительные, повествовательные и вопросительные предложения могут эмоционально окрашиваться. Они выражают отношение или переживания человека, который говорит, и называются восклицательными (рис. 7).

Рис. 7. Примеры восклицательных предложений

Обратите внимание, как в зависимости от интонации меняются знаки препинания в конце предложения (рис. 8).

Рис. 8. Зависимость знаков препинания от интонации

Тренировочное упражнение

Из текста необходимо выписать по одному примеру побудительного, повествовательного и вопросительного предложения (рис. 9).

Рис. 9. Текст упражнения

Пример вопросительного предложения (рис. 10).

Рис. 10. Вопросительное предложение

Пример побудительного предложения (рис. 11).

Рис. 11. Побудительное предложение

Пример повествовательного предложения (рис. 12).

Рис. 12. Повествовательное предложение

Заключение

На занятии мы выяснили, что по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, а по интонации – восклицательные и невосклицательные.

Список литературы

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
  4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» (Источник)
  2. Интернет портал «Школьный помощник» (Источник)
  3. Интернет портал «ЯКласс» (Источник)

Домашнее задание

  1. Что такое предложение, какова его функция в общении?
  2. Какие существуют виды предложений по цели высказывания?
  3. Как называют эмоционально окрашенные предложения?

Закон україни про держслужбу О. Кривецький, голов. ред. НЮБ НБУВ Новий Закон України «Про державну службу» Сучасна демократична держава не може існувати без ефективного функціонування органів виконавчої влади. Від безперервної та […]

  • Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Госкомстат России Административное право. Словарь-справочник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000 . Смотреть что такое "Госкомстат России" в других словарях: Госкомстат России - Государственный комитет […]
  • Требования к структуре учебных пособий Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной […]
  • Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

    Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

    Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

    А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

    Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

    Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

    -Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

    -«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

    -Что ты кричишь? Что случилось?

    -Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

    -Кто дразнится?

    -Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

    -«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

    -Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

    Мама задаёт сыну вопросы:

    -Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

    Это вопросительные предложения.

    Мальчик сообщает ей:

    - Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

    Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

    Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

    - Вот послушай

    Это побудительное предложение.

    Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

    Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

    Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

    Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

    Не барабань пальцами по столу! (Требование)

    Будьте добрыми! (Пожелание)

    Давайте играть в прятки. (Предложение)

    Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

    Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

    Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

    Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

    Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

    Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

    В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

    Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

    Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

    1. Хороший снеговик получился.

    Хороший снеговик получился!

    2. Что тут у вас происходит?

    Что тут у вас происходит?!

    3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

    Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

    1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

    Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

    Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

    2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

    Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

    Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

    3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

    Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

    Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

    В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

    Кто живёт в капле речной воды?

    Почему летом жарко, а зимой холодно?

    Что будет, если исчезнут насекомые?

    Какой зверь самый хищный на свете?

    Где и как рождается снег?

    Откуда берётся роса на траве?

    Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

    Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

    Что каждый из знаков говорит об интонации?

    По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

    Что каждый из знаков говорит о цели?

    Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

    Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

    Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

    - Какой шум!

    - Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

    - Что ты такой шум поднял?!

    - Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

    - Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

    - Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

    Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

    - Что ты такой шум поднял?!

    - Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

    Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

    Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

    Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

    Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

    Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

    Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

    Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

    Теперь вы знаете, что предложение бывает

    1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

    2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

    Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

    Вопросительное предложение задаёт вопрос.

    Побудительное предложение побуждает к действию.

    1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
    6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
    1. School-collection.edu.ru ().
    2. School-collection.edu.ru ().
    3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
    • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
    • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

    Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

    (По В.Волиной)

    • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

    Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

    (По Н. Надеждиной)

    Повествовательные предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Пушкин). Повествовательные предложения отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения.

    Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко ли вы отсюда живете? А что ты делал в моем саду? (Пушкин); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Лермонтов); Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? (Бунин) Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (разве, неужели, ли ), порядок слов.

    Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей (реже намерение самого говорящего совершить какое-либо действие). В них содержатся различные оттенки волеизъявлениея: приказ, совет, запрещение, предостережение, угроза, просьба, мольба, призыв, пожелание и т.д.: Воротить, воротить его! (Горький); Угости отца-то табачком, – шепнула на ухо Анисья (Леонов); Тираны мира! Трепещите! (Пушкин); «Берегись», – сказал Казбеку седовласый Шат (Лермонтов); Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов). Грамматическими средствами оформления побуждения являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д.: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин); Ты бы ушла, Настя (Леонов).

    Восклицательными называютсяпредложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего.Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Лермонтов); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Некрасов); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя! (Пушкин). Конструктивными грамматическими средствами оформления восклицательныхпредложений являются: особая интонация, передающая разнообразные чувства (гнев, радость, досада, огорчение, удивление, ласка, любовь, жалоба, ужас, восхищение), эмоциональные частицы, междометия, восклицательные частицы (ну, о, ну и, куда как, какой, что за ): Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (Горький).