По мере разрастания конфликта в Сирии, ее ВВС становятся героями новостных заголовков ведущих мировых СМИ. За прошедший год страна сотрясается от протестов и насилия, вызванных борьбой оппозиции против режима Башара Асада, и в этом конфликте ВВС отводится существенная роль в борьбе с мятежниками.

Этот год выдался очень напряженным для одних из самых закрытых ВВС среди стран Ближнего Востока. С момента прихода к власти партии «Баас» в 1963 г. сирийские ВВС играли ведущую роль в структуре сирийской власти. Офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада, отца сегодняшнего президента страны, возглавили переворот, приведший партию «Баас» к власти. С тех пор ВВС стали играть особую роль в жизни страны.

Военная необходимость (возможно, дополненная личными предпочтениями) привела к резкому росту ВВС — будучи союзником СССР, Сирия вступила в жестокое противостояние с Израилем, вмешалась в конфликт в Ливане, а также имела серьезные противоречия с иракским отделением партии «Баас» под руководством Саддама Хусейна. 1980-е гг. выдались очень напряженными для сирийской авиации: боевые действия против Израиля привели к тому, что новым модификациям истребителя МиГ-23 удалось одержать победы над ранее неуязвимым противником — правда, ценой потери 30 собственных самолетов. Эта ситуация продемонстрировала положительную динамику в потенциале ВВС по сравнению с конфликтами 1970-х гг., в особенности «Войны Судного дня», когда сирийские ВВС практически полностью были уничтожены на земле.

Выросшие из небольшого ядра, подготовленного англичанами в 1948 г., к концу 1980-х гг. сирийские ВВС достигли своего расцвета. В их составе насчитывалось 650 летательных аппаратов, 100 тыс. кадровых военнослужащих и 37,5 тыс. резервистов. Модернизация парка являлась приоритетом в развитии, первый заказ на истребители МиГ-29 был размещен в 1986 г. После окончания Холодной войны нагрузка на сирийские ВВС снизилась, в 1990-е гг. участие в боевых операциях практически прекратилось. Сирия никогда не выходила из состояния войны с Израилем, но прекращение гражданской войны в Ливане и подавляющая мощь израильской армии привела к патовой ситуации. Численность кадровых военнослужащих ВВС сократилась до 60 тыс. человек, а резервистов — до 30 тыс. человек. Численность летательных аппаратов снизилась до 555 единиц.

На бумаге численность сирийских ВВС все еще превосходит авиационные группировки соседних государств, включая таких региональных лидеров, как Израиль и Египет. Однако эти числа скрывают устарелость сирийского авиационного парка — даже наиболее современные сирийские самолеты (более 60 истребителей МиГ-29, более 30 истребителей МиГ-25 и более 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24) не могут соперничать с модернизированными ВВС Израиля. Так, резким контрастом со стремительно развивающимися в Израиле БЛА, выглядит положение дел в Сирии, которая не может похвастаться прогрессом в данном вопросе. Хотя в составе сирийских ВВС имеются разведывательные эскадрильи, они не оснащены современным оборудованием. Большая часть авиационного парка все еще состоит из истребителей МиГ-21МФ/бис, которые были практически полностью уничтожены в ходе своего последнего столкновения с израильскими ВВС в начале 1980-х гг., которые заявили 45 побед. У Сирии также имеется примерно 100 истребителей МиГ-23, один из которых (МиГ-23МС 678-й эскадрильи), как сообщалось, был уничтожен на авиабазе Abu ad Duhur оппозиционными силами 7 марта 2012 г. Кроме того, существует видеозапись другого МиГ-23, который терпит катастрофу и взрывается 13 августа 2012 г. Оппозиция заявляет, что это ее подразделения сбили истребитель в ходе штурмовки им наземных целей, но пока независимые подтверждения этой победы отсутствуют.

Тяжелые времена

Сирийские ВВС прошли через период некоторого забвения со стороны властей, когда национальные военные расходы, подверглись сокращению, как и у других стран Ближнего Востока. С уровня в 21% от национального ВВП в середине 1980-х гг. они упали до 5,3% в конце 1990-х гг. и до 3,5% в 2009 г. Они еще больше ужались после того, как в 2003 г. ООН наложила жесткие санкции на сирийское правительство в связи с ростом напряженности по причине предполагаемой поддержкой Сирией боевиков в Ираке. Враждебное отношение с США и рост напряженности с Израилем вынудил сирийские ВВС увеличить расходы и приступить к наращиванию сил, в результате чего объем контрактов на закупку вооружений вырос с 600 млн долл. в 1990-х гг. до 5,2 млрд долл. в период 2005—2008 гг. В этот период рост числа вторжений самолетов израильских ВВС в воздушное пространство Сирии увеличивался, кульминацией чего стала операция «Фруктовый сад», проведенная в 2007 г., в ходе которой израильские истребители F-15I и F-16I уничтожили подозрительный ядерный реактор в Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийской авиации. Ходили слухи, что этот успех израильтян был обеспечен кибератакой на сети сирийской ПВО. У этой версии имеется мало подтверждений — впрочем, и сам налет был проведен с севера, где покрытие со стороны ПВО в любом случае носит очаговый характер.

Поддержка России

Россия сохраняет свою роль поставщика оружия Сирии, которую она играла еще во времена Холодной войны, и сирийские ВВС обратились к своему давнему союзнику с просьбой оказать содействие в модернизации. В последнее время внимание было приковано к ремонту и возврату в Сирию боевых вертолетов Ми-25 (экспортная модификация вертолета Ми-24Д) — наиболее противоречивому аспекту ВТС с Россией из-за предполагаемого использования вертолетов против демонстраций сирийской оппозиции. Более ранняя история по продаже в Сирию перехватчика МиГ-31Э (экспортной модификации с ухудшенными характеристиками) также вызвала много вопросов. Контракт, заключенный в 2007 г. практически сразу же после израильской атаки на объект в Дейр-эз-Зор, предусматривал поставку Россией истребителей МиГ-31Э для замены перехватчиков МиГ-25. Тогда считалось, что было заказано восемь самолетов, но в мае 2009 г. российские СМИ сообщили, что реализация контракта приостановлена из-за финансовых затруднений у сирийцев. Все это было опровергнуто 27 октября 2010 г., когда генеральный директор компании «Рособоронэкспорт» сообщил, что никакого контракта на поставку МиГ-31Э в Сирию не подписывалось.

Другой контракт на поставку истребителей МиГ-29М стоимостью в 1 млрд долл. находится в подвешенном состоянии. Израильтяне выражали недовольство по поводу этой сделки, особенно когда велись переговоры по продаже Москве израильских БЛА. Другой контракт предположительно касается поставки в Сирию 36 учебно-боевых самолетов Як-130. 23 января 2012 г. высокопоставленные российские источники сообщили, что контракт на поставу этих самолетов был заключен в конце декабря 2011 г. и его стоимость составила 550 млн долл. Но насколько можно судить, поставки еще не осуществлялись.

Хотя эти «продажи» привлекли серьезное внимание со стороны США и их союзников, представляется все же, что России намерена выполнить свои обязательства. Если что-то может и затормозить реализацию контрактов, то это низкая кредитоспособность сирийцев. Впрочем, в 1971 г. СССР и Сирия заключили соглашение, которое позволяет российскому ВМФ использовать пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Это может объяснить такую лояльность Москвы своему клиенту.

С нарастанием оппозиционной волны по отношению к сирийскому правительству программа модернизации стала испытывать сбои, а последние поставки были остановлены. Транспортный корабль Alaed, перевозивший отремонтированные боевые вертолеты Ми-25, был остановлен в британских водах, когда его страховка была отозвана по требованию британского правительства. Корабль вернулся в Калининград, откуда в конце июля под эскортом российских боевых кораблей снова вышел в море. Точное число перевозимых вертолетов остается неизвестным, но оценивается в пределах 30—40 единиц.

Сирийскими оппозиционными группировками утверждается, что Ми-25 используются для ударов по протестующим гражданам и местам жительства оппозиционеров, в особенности в городе Хомс, где идут тяжелые бои. Ми-25 оснащен четырьмя контейнерами 57-мм НУРС и 12,7-мм пулеметом ЯкБ.

Свободная сирийская армия — вооруженное формирование, в которую влилось множество бывших офицеров из всех видов вооруженных сил сирийской армии — сообщала, что ее подразделениями было сбито несколько вертолетов, но эти заявления не имели подтверждения. Для подтверждения своих слов на сайте YouTube была выложена видеозапись, сделанная оппозиционерами, на которой видны правительственные вертолеты, находящиеся под обстрелом с земли.

Вертолеты Ми-25 и Ми-17 вероятнее всего являются становым хребтом в ходе проведения операций против оппозиционных сил. Ми-17 оснащен дополнительным бронированием кабины пилотов и может использоваться для тактической высадки десантов, в особенности в тылу противника. Возможно, применение нашлось и небольшому числу сирийских вертолетов Ми-2, хотя считается, что в боеспособном состоянии осталось не более десяти подобных машин. Кроме них на вооружении сирийских ВВС имеется большое число вертолетов Aerospatiale SA-342L Gazelle, которые показали свою эффективность в борьбе с израильской бронетехникой в ходе ливанского конфликта, особенно когда они применялись в паре. Вряд ли французское содействие в их обслуживании будет продолжаться, так что в настоящее время для проведения модернизации авиационного парка сирийцам приходится рассчитывать только на российскую помощь.

Перебежчики

Когда в начале 2011 г. в Сирии начались беспорядки, роль ВВС поначалу была незначительной. Разведка ВВС (Разведывательное управление ВВС) играла главную роль в координировании действий на суше против оппозиционных сил. Это привело к организации оппозицией взрыва в одном из территориальных управлений разведки, после чего появились слухи о гибели в результате этого теракта нескольких высокопоставленных чинов из разведслужбы.

По мере эскалации конфликта функции ВВС стали расширяться. Основной задачей авиации стала помощь в переброске войск и, как считается, обстрел позиций повстанцев с вертолетов — некоторые из этих ударов были охарактеризованы оппозицией как массовые убийства, но независимая проверка этих заявлений вызывает трудности. По мере ухудшения политической ситуации военнослужащие ВВС стали привлекаться к выполнению все большего числа противоречивых приказов, а давление на ВВС стало нарастать.

Первая трещина появилась 20 июня, когда полковник Х.М. Хамада (Hassan Mari Hamada) в ходе выполнения полета на истребителе МиГ-21 оторвался от своего звена из четырех самолетов, которое выполняло тренировочный полет над пустыней Дераа в южной части Сирии. Полковник Хамада снизился до высоты 50 м с целью избежать обнаружения РЛС иорданской ПВО, а затем доложил об аварийной ситуации на борту, после чего ему разрешили экстренную посадку в аэропорту имени Короля Хуссейна неподалеку от г. Эль-Мафрак. Он был задержан иорданскими спецслужбами; впоследствии его объявили политическим беженцем.

Сирийское правительство объявило полковника Хамаду предателем и обратилось к Иордании с просьбой вернуть самолет. Этот спорный МиГ вылетел с авиабазы Думейр к северо-востоку от Дамаска и состоял на вооружении 73-й воздушной бригады, входящей в испытательное крыло 20-й авиационной дивизии. Спустя несколько недель к Хамаде присоединилось еще несколько офицеров ВВС.

В ответ сирийские власти запретили все полеты в этой дивизии, которая отвечает за испытания всех сирийских самолетов. Затем ВВС провели крупные четырехдневные учения, в ходе которых отрабатывались бомбардировка, проводились учебные бои и выбрасывались учебные десанты, за которыми наблюдали высокопоставленные офицеры. В учениях приняли участие самолеты МиГ-29 и Су-24, вертолеты Ми-25, Ми-17 и Gazelle. Официальные власти отметили высокий профессионализм, показанный в ходе учений, — возможно, с целью повысить боевой дух и укрепить лояльность.

Эта попытка, судя по всему, провалилась. Сообщения в прессе говорят о том, что как минимум только в июле десять вертолетчиков перемахнули через границу. Бывшие офицеры ВВС также мелькали в качестве представителей Свободной сирийской армии.

Уничтожение турецкого самолета

22 июня сирийская ПВО сбила турецкий разведывательный самолет RF-4E Phantom, который упал в море в 10 км от сирийского побережья, хотя Турция и заявила о том, что самолет не вторгался в воздушное пространство Сирии. Оба члена экипажа разведчика погибли. Сирия объявила о том, что в данном инциденте было задействовано два самолета.

Как сообщалось, Phantom летел на высоте 91 м с целью проверки турецкой ПВО. Турецкое правительство также утверждало, что сирийская ПВО открыла огонь по самолету, который осуществлял поисково-спасательную операцию после крушения RF-4E. Оба инцидента привели к обострению сирийско-турецких отношений. Турция развернула дополнительные силы ПВО рядом с сирийской границей и выпустила жесткое предупреждение в котором призывала сирийскую авиацию держаться от границы на почтительном расстоянии.

Первоначально в сообщениях СМИ утверждалось, что сбитый самолет относился к типу F-4E-2020 Terminator, что с политической точки зрения было выгодно сирийцам, поскольку модернизацию проводила израильская компания IAI. С ее помощью в середине 1990-х гг. была усовершенствована авионика самолета и его РЛС. Связь с Израилем должна была несколько осложнить положение турецкого правительства, которое и само стало дистанцироваться от сотрудничества с Тель-Авивом после того, как в 2010 г. израильские корабли перехватили «флотилию Свободы», направлявшуюся в сектор Газа из Турции.

Хвост самолета был поднят сирийцами и на нем были видны предположительно следы от снарядов. Это дало повод для некоторых утверждений о том, что он был сбит зенитным огнем. Последовавший за этим рост активности сирийцев в приграничной полосе, в первую очередь благодаря полетам вертолетов, вынудило Турцию поднимать в воздух истребители F-16 каждый раз, когда маршрут сирийских летательных аппаратов слишком близко приближался к границе. Этот инцидент в некоторой степени поднял престиж сирийской ПВО, которая достигла минимальных результатов в ходе ливанских событий в 1980-х гг. Судя по всему, сирийская ПВО, по крайней мере в северных районах страны, находится в высокой степени готовности к отражению воздушных атак.

Как и в случае с летательными аппаратами, впечатляющая численность сирийской ПВО скрывает хаотичную организационную структуру, систему подготовки и управления. Большинство сирийских ЗРК относится к советским системам С-125 и «Квадрат», которые весьма уязвимы для активных помех или противорадиолокационных ракет. С 2009 г.на вооружении сирийской ПВО стоит другая российская система — ЗРПК «Панцирь-С». Считается, что Дамаск получил от 36 до 50 «Панцирей», плюс имеется опцион на закупку еще большего числа ЗРПК в рамках контракта от 2006 г., который, вероятно, стал результатом израильской атаки на Дейр-эз-Зор.

Неясное будущее

В течение ближайших нескольких месяцев сирийские ВВС и их разведывательная служба будут играть ключевую роль в непрекращающемся конфликте. Внутри Сирии вертолеты и самолеты будут продолжать наносить удары по позициям мятежников, при этом руководство страны не особо волнует вопрос о жертвах среди мирного населения.

Если в отношении Сирии будет проведена операция аналогичная ливийской, маловероятно, что ВВС Сирии смогут оказывать серьезное сопротивление противнику, оснащенному самым современным оружием. Сирийская система ПВО будет первой в списке целей наряду с командными пунктами, центрами управления и авиабазами. Позиция России, которая стремится выполнить свои обязательства по контрактам, означает, что сирийские ВВС продолжат получать все более современные системы вооружения, но остается вопрос, будет ли у сирийцев необходимое время для их полноценной интеграции. Возможно, более важным, чем все эти аспекты, является боевой дух военнослужащих, которым отдают приказы их командиры, которые проводят политику Б. Асада. А здесь имеются признаки не очень благоприятного для властей положения дел. Будучи все эти годы в центре сирийской политики, сирийские ВВС снова могут возглавить перемены и отстранить от власти сына офицера ВВС, который создал существующий режим.

Сирийские ВВС

Марка и тип самолета Поставлено В наличии
Aero Vodochody L-39ZA Albatros 44 30+?
Aero Vodochody L-39ZO Albatros 55 40+?
Aérospatiale SA342L Gazelle 65 30+?
Антонов Ан-24В 2? 1
Антонов Ан-26 4 4
Антонов Ан-26Б 2 2
Антонов Ан-74ТК-200 2 2
Dassault Aviation Falcon 20E 2 1
Dassault Aviation Falcon 900 1 1
Ильюшин Ил-76М 3? 2?
Ильюшин Ил-76Т 1? 1
Messerschmitt-Bölkow-Blohm
MBB-SIAT 223K1 Flamingo
58? 30+?
МиГ МиГ-21* 200+ 100+?
МиГ МиГ-21У** 30+? 15+?
МиГ МиГ-23*** 180+ 100+
МиГ МиГ-23УБ 20+? 8+?
МиГ МиГ-25**** 40? 30+?
МиГ МиГ-29***** 70+ 60+?
МиГ МиГ-29УБ 8-10? 8?
Миль Ми-2 20+? 10+?
Миль Ми-25 40+? 30+?
Миль Ми-8****** 100+? 70+?
Pakistan Ae MFI-17 Mushshak 6 6?
Сухой Су-17М-2К******* 60+ 50+?
Сухой Су-22УМ-3К 10? 8?
Сухой Су-24МК 24? 20+
Туполев Ту-134Б-3 6 4
Яковлев Як-40 8? 2?

* — Включены все поставленные модификации МиГ-21 (МиГ-21ПФ, ПФМ, М, МФ, Р и бис, У, УС и УМ);

** — Считается, что МиГ-21У уже выведены из эксплуатации;

*** — Включены все поставленные модификации МиГ-23 (МиГ-23БМ, БН, МФ, МЛ, МС и МиГ-27). 33 МиГ-23 были закуплены в Белоруссии в 2008 г., хотя их точная модификация и степень боеготовности не известны;

**** — Включены все поставленные модификации (МиГ-25ПД, ПУ, РБ);

***** — Как сообщается, было поставлено некоторое число истребителей модификации МиГ-29С;

****** — Включены все модификации (Ми-8, Ми-17 и т.д.);

******** — Включены все поставленные модификации (Су-17М-2К, Су-20 и Су-22М4).

Оригинал публикации: Syrian Skies — Air Forces Monthly, October 2012

Перевод: Андрей Фролов

Последнее обновление: 01.03.2016 в 02:45

Гражданская война в Сирии, продолжающаяся почти пять лет, еще ждет своего детального описания. Одним из самых интересных разделов будущей истории борьбы с радикальными исламистами и их союзниками, безусловно, станет анализ действий сирийских ВВС, во многом определивших ход этой войны.

Силы особого внимания

ВВС Сирии всегда считались одними из лучших в арабских странах - что неудивительно, учитывая летное прошлое Хафеза Асада, руководившего страной с 1971 по 2000 год, и его бессменного министра обороны Мустафы Тласа, с 1972 по 2002 год возглавлявшего военное ведомство. Качество арабских ВВС часто воспринимается через призму катастрофического разгрома в шестидневной войне с Израилем в 1967 году, однако в последующих конфликтах, несмотря на очевидное техническое и оперативное превосходство израильских ВВС, сирийцы выделялись на фоне соседей и лучшей подготовкой пилотов, и высоким уровнем организации.

В конце 1980-х прогресс сирийских ВВС приостановился: после распада СССР страна перестала получать военную технику на льготных условиях (а зачастую и бесплатно), а экономика Сирии не позволяла покупать новые самолеты по коммерческим ценам. Впрочем, беспокойства по этому поводу в Дамаске не проявляли: отношения с Израилем, стабилизировавшиеся до состояния худого мира, устраивающего обе стороны, позволяли не думать о возможной войне, а для наиболее вероятных внутренних конфликтов хватило бы и ранее поставленного - тем более что полученные в 1980-х годах ударные самолеты Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, истребители МиГ-23МЛ и МиГ-29 на тот момент считались вполне современными машинами.

Тем не менее в начале 2000-х годов Сирия рассматривала возможность обновления своих ВВС с помощью России - в частности, сирийские военные проявляли интерес к истребителям Су-27, но информация о поставках этих самолетов Дамаску осталась неподтвержденной. Насколько можно судить, реально возобновившееся сотрудничество в сфере авиатехники сводилось в основном к ремонту имеющихся самолетов и вертолетов. Сократились и возможности боевой подготовки, что впоследствии сказалось на потерях - при лучшей подготовке пилотов их было бы меньше.

В четвертом номере журнала Moscow Defense Brief за 2012 год была опубликована статья Михаила Барабанова Russian Interests in Syria: Myths and Reality, в которой сообщалось, что в 2007 году были подписаны два контракта: один из них предусматривал поставку 12 истребителей МиГ-29М/М2, другой - 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. В начале 2012 года был подписан контракт на поставку 36 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, оборудование которых позволяет, в частности, выполнять и задачи ударных машин, в том числе с применением высокоточного оружия. Предполагалось, что эти контракты станут первыми ласточками, и в 2010-е годы парк ВВС Сирии радикально обновится и не менее радикально сократится - как минимум за счет вывода устаревших истребителей МиГ-21 и ранних модификаций МиГ-23.

Реализовать эти планы, однако, не удалось: сначала финансовые проблемы Дамаска, а затем начавшиеся волнения, переросшие в гражданскую войну, сделали для сирийских ВВС куда более актуальными вопросы поддержания боеготовности имеющихся самолетов и вертолетов, независимо от их морального устаревания.

Война до последнего МиГа

Боевые действия, начавшиеся в 2011 году и охватившие большую часть территории страны в 2012-2013-м, заставили Дамаск использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, включая устаревшую технику. Десятки самолетов и вертолетов были потеряны на захваченных антиправительственными силами базах, однако в подавляющем большинстве это были выработавшие свой ресурс самолеты, числившиеся в строю лишь номинально. Практически все машины, способные летать, довольно быстро сосредоточились в центре и на западе Сирии, главным образом на авиабазах Мезе (Дамаск), Шайрат (Хомс), Аль-Тайяс (близ Пальмиры), Квейрис (в районе Алеппо), на аэродромах близ Латакии и Дейр-эз-Зора.

В ходе боевых действий использовались практически все типы самолетов, имеющиеся в распоряжении Дамаска, кроме разве что истребителей-перехватчиков МиГ-25П (в боеспособности которых к 2011 году уже были большие сомнения, а целей в этой войне для них не было точно). Сирийские ВВС несли значительные потери - по некоторыми источникам, было утрачено свыше 130 самолетов и вертолетов, однако достоверность этой оценки вызывает сомнения.

Фото: Mohammed Al-khatieb / AFP / East News

Некоторые офицеры ВВС России, уже в ходе боевых действий бывавшие в командировках в Сирии в рамках военно-технического сотрудничества, анализируя некоторые случаи потерь сирийской авиатехники, прежде всего вертолетов, утверждали, что выкладываемые террористами видеоролики демонстрировали поражение одних и тех же машин, уничтожение которых фиксировалось несколькими камерами с разной дистанции и направлений, а при последующей обработке видео «продавалось» по нескольку раз. «Продавалось» в буквальном смысле: основные группировки антиправительственных сил, будь то умеренная оппозиция или радикалы, установили свою систему премий за успехи в боях, и уничтоженные самолеты и вертолеты оценивались очень высоко.

Пытаясь свести все тематические материалы воедино, можно прийти к выводу, что боевые потери ВВС Сирии, то есть машины, не вернувшиеся с боевого задания по всем причинам, от поражения ПВО противника, до аварии, а также списанные из за боевых повреждений, без учета захваченной или расстрелянной на базах техники, составляют более 40 вертолетов, подавляющее большинство которых - транспортные и многоцелевые Ми-8/Ми-17 в различных вариантах, а также две единицы боевых Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24Д) и 25-30 боевых самолетов. В это число входят около десяти МиГ-21 различных серий, шесть или семь учебно-боевых самолетов L-39, в том числе L-39ZA, адаптированных для штурмовых задач, четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН (включая один сбитый ВВС Турции 23 марта 2014 года), один истребитель МиГ-23МЛ, пять истребителей-бомбардировщиков Су-22М и три фронтовых бомбардировщика Су-24МК (включая сбитый израильскими силами ПВО 23 сентября 2014 года).

В настоящее время нет достоверных сведений о потерях вертолетов SA-342 Gazelle, которые Сирия закупала в конце 1970-1980-х годах во Франции. Возможно, их использование ввиду отсутствия запчастей из-за введенных странами Запада санкций крайне ограничено, и, скорее всего, единичные «Газели» просто не успели налетать достаточно, чтобы попасть под результативный огонь противника.

Не понесли потерь и истребители МиГ-29 - скорее всего потому, что их использование для ударных задач было довольно ограниченным, а истребители, занимающиеся патрулированием воздушного пространства и сопровождением ударных машин близ границы с Турцией, боевики просто не могли достать.

Так или иначе, общие потери достаточно велики: Сирия потеряла примерно половину имевшегося до начала войны парка вертолетов Ми-8/17 и примерно 15 процентов пригодного к полетам парка боевых самолетов.

Незамеченный подвиг

Пресса последних лет стала стесняться громких слов, однако то, что сделали ВВС Сирии (не умаляя заслуг ряда подразделений армии и ополчения), можно без преувеличения назвать подвигом. Страдая от нехватки запчастей, современных боеприпасов, топлива, на самолетах, зачастую вылетавших назначенный ресурс, с пилотами, у которых не было нужных часов налета для отработки противодействия средствам ПВО, сирийская военная авиация продолжала выполнять свои задачи. Иногда - в немыслимых условиях, как в осажденном Дейр-эз-Зоре, где истребители МиГ-21 поднимались в воздух фактически под минометным огнем, атакуя противника, окопавшегося в нескольких сотнях метров от взлетной полосы. При этом шансы остаться в живых «в случае чего» были минимальны: авиационно-спасательная служба в ВВС Сирии не слишком хорошо развита, а при попадании в руки террористов расстрел был самой легкой участью, грозившей пилоту.

Фото: Дмитрий Виноградов / РИА Новости

Нехватка запчастей решалась «каннибализацией» ранее списанных машин, нехватка боеприпасов - изготовлением кустарных авиабомб, но до бесконечности так продолжаться не могло: современная авиация, даже с учетом неприхотливости и ремонтопригодности советских самолетов второго-третьего поколений, все же весьма чувствительна к поставкам необходимого оборудования, и без внешней помощи сирийские ВВС однажды перешли бы ту грань, за которой последовало бы обвальное крушение боеспособности и переход к эпизодическим вылетам единичных «оставшихся в живых».

Переход за эту грань откладывали несколько факторов. Во-первых, проблемы с оснащением и подготовкой у противника - террористические группировки, имея достаточное количество оружия, так и не получили современных переносных зенитных комплексов (видимо, спонсоры и радикалов, и умеренной оппозиции догадывались о возможных последствиях для самих себя). Основным средством ПВО боевиков оставалось стрелковое оружие и малокалиберная зенитная артиллерия с крайне ограниченным числом ПЗРК старых типов. Подготовка расчетов этой импровизированной ПВО также оставляла желать лучшего, что зачастую спасало сирийских пилотов, позволяя им компенсировать недостаток собственной подготовки многократными заходами на цель, которых не простил бы любой профессиональный расчет зенитной установки.

Вторым существенным фактором стала помощь извне, в первую очередь - из России. Начавшаяся в 2012 году и расширившаяся в следующие два года, она позволила замедлить темпы снижения боевого потенциала, а затем и остановить его. Ключевую роль сыграли поставки запчастей, позволившие поддерживать техническую готовность авиапарка, и организационная помощь в виде военных советников на месте и запущенной вновь подготовки летного, технического и командного состава ВВС в России.

В этих условиях сирийская авиация выполняла практически весь объем задач - от поддержки блокированных баз до точечных ударов. По некоторым сведениям, в марте 2014 года вылет бомбардировщика Су-24МК с полученной из России управляемой авиабомбой решил судьбу древней твердыни госпитальеров - Крак де Шевалье близ Хомса, которая в 2013 году была захвачена террористами. Высокоточный боеприпас проделал брешь в укреплениях, которой воспользовались сирийские спецназовцы, ворвавшиеся в замок и уничтожившие боевиков. Этот шаг позволил сохранить историческую крепость: обычный для сирийской армии многодневный артобстрел превратил бы ее в руины. ВВС Сирии оказались единственной силой в распоряжении Дамаска, способной эффективно поддерживать собственные войска и в обороне, и в наступлении, однако число боеготовных машин в силу потерь и физического износа неуклонно уменьшалось и заставляло задуматься о перспективах этой поддержки и войны в целом.

Главной проблемой сирийских ВВС была разведка и целеуказание. Там, где противника удавалось оперативно идентифицировать и «привязать к месту», удары с воздуха имели сокрушительный эффект, но нехватка современных разведывательных средств делала такие успехи нечастым явлением. Террористы, придерживающиеся тактики маневренной войны с активным использованием небольших мобильных подразделений, научились выходить из под ударов, и немногочисленная группировка сирийских БПЛА и самолетов-разведчиков не позволяла своевременно отслеживать их перемещения. Изменить эту ситуацию удалось только с появлением в регионе российской авиагруппы.

Война шла с переменным успехом, и, отражая атаки террористов в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других - к лету 2015 года ситуация стала критической. В этот момент, однако, уже началась подготовка российской операции, вскоре радикально изменившей обстановку.

Новые условия

Операция российских воздушно-космических сил в Сирии, начавшаяся официально 30 сентября 2015 года, позволила дать сирийским ВВС отдых - почти все современные машины были выведены на ремонт и модернизацию. По имеющейся информации, сирийские Су-24МК получили новый прицельно-навигационный комплекс СВП-24 и другое оборудование, что расширило номенклатуру используемых боеприпасов и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко повысило эффективность их действий - теперь в каждом вылете сирийские Су-24 благодаря новому оборудованию и прошедшим переподготовку летчикам могли поражать несколько целей, как и модернизированные российские бомбардировщики того же типа.

По некоторым данным, модернизация коснулась и как минимум части сирийских МиГ-29, однако некоторые специалисты полагают, что под модернизацию замаскировали все же состоявшиеся поставки МиГ-29М, которые были заказаны Дамаском еще в 2000-х.

Насколько можно судить, в настоящее время именно группировка Су-24 составляет боевое ядро сирийских ВВС, и самолеты этого типа совершают до 30 вылетов в сутки. В то же время используются и самолеты других типов: истребители-бомбардировщики Су-22М4, численность которых оценивается примерно в 25-30 исправных машин, МиГ-23БН, которых насчитывается примерно столько же, истребителей МиГ-23МЛ/МЛД и МиГ-21, которых, по разным оценкам, осталось примерно по 50-60 исправных машин для каждого типа. Число вылетов старых машин сложно оценить в виду недостатка информации, но в основном они используются для поддержки войск на поле боя.

Ввод российской авиагруппы и обновление парка ударных машин сирийских ВВС позволили резко сократить использование над полем боя учебно-боевых самолетов L-39. Нагрузка на сирийскую армейскую авиацию тоже снизилась - над полем боя появились российские вертолеты Ми-24П, которые были быстро опознаны на видео даже не столько по внешним отличиям от сирийских Ми-25, сколько по почерку: полеты на сверхмалых высотах и больших скоростях с интенсивным маневрированием до этого позволяли себе очень немногие сирийские вертолетчики.

Говорить о победе в сирийской войне рано, даже несмотря на растущие объемы помощи Дамаску со стороны Москвы и Тегерана, - равно как и предполагать, чем в принципе она может закончиться. Но самое главное уже произошло: очевидно, что ни умеренной оппозиции, ни радикалам разных направлений не удалось добиться крушения сирийского государства и одержать победу над его армией. Подчиняющиеся Башару Асаду войска и отряды ополчения прекратили отступать, более того - начали зачистку от боевиков стратегически важных районов Латакии и Алеппо, выходя к границе с Турцией. Как пойдут боевые действия дальше, особенно с учетом объявленного перемирия, сказать пока сложно, но перелом уже очевиден, как и значимый вклад в этот успех сирийских ВВС.

08.11.2015

В Сирии обострилось противостояние армии и боевиков. Фронт растянут на тысячи километров. Это и провинции Латакия, и Дамаск, и Алеппо.

Представитель командования Вооруженных сил Сирии бригадный генерал Али Майхуб отметил важность поддержки со стороны российской авиации и сказал, что на этой неделе правительственные войска продвинулись в сторону Пальмиры. Он, кстати, отметил, что среди уничтоженных в Латакии террористов оказалось много иностранцев.

Какие настроения сегодня внутри войск республики, кто эти люди, о чем они думают, поднимая в небо самолеты с аэродрома сирийских ВВС? Наш специальный корреспондент в Сирии Анатолий МАЙОРОВ провел несколько дней на позициях сил правительства. Об этом его сегодняшний репортаж.

Раздобыть чайную заварку здесь сложнее, чем поднять боевой истребитель в небо. Все имеется - самолеты, ракеты, бомбы, а простой заварки нет. Но есть арабская традиция - встречать гостей чаем. Поэтому группа техников сирийских ВВС, скрывая дикое смущение, разливает в рюмки отвар вчерашних, заново ошпаренных чайных листьев.

Быть на нашем месте сейчас мечтали бы агенты всех мировых разведок. Ведь, несмотря на аутентичные пейзажи, чаепитие проходит на важнейшей авиабазе сирийских ВВС. Это самое сердце боевой авиации правительственных войск Асада. Еще никого и никогда, тем более иностранных журналистов, не подпускали так близко в то время, когда за этим объектом охотятся и разведчики, и боевики.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Хама. Лакомый кусок для радикальных исламистов. Дело в том, что это единственная авиационная база в центральной Сирии. Ее несколько раз уже пытались брать штурмом, но МИГ-23, несмотря на все угрозы со стороны ИГИЛ, вновь уходит на боевое задание.

Ярко-желтое пятно в соплах - режим форсажа с первых метров разбега. Задача летчика - набрать максимальную скорость уже в момент отрыва, и, маневрируя, уберечь себя от «Стингеров». За этой горой - фронт, и появление диверсионных групп здесь реальнее свежей заварки. За чаем Мухаммед объясняет: боевики очень разозлились, что сирийские военные научились делать бомбы по образцу и подобию наших, российских ОФАБов. Грубые сварные швы снаружи капсулы - признак ручной сборки. Впрочем, на простом человеческом энтузиазме здесь работает многое, если не сказать почти все.

Пилот МИГа на огромной скорости проводит машину в трех метрах от земли. Потом — «бочка» - буквально над кронами деревьев. Да, это всего лишь основные элементы высшего пилотажа. Но - на самолетах, которые, подчас, старше самих летчиков.

МиГ 21 — самый распространенный самолет в истории боевой авиации. Советские летчики называли его «балалайка» - за внешний вид и крайний раз летали на нем в 90м году. Это разработка 50-х годов, но до сих пор используется сирийской армией.

Последний 21-ый МИГ сошел с конвейера 30 лет назад. Свою известность этот самолет получил ещё во время войны во Вьетнаме! Реальные экспонаты музеев авиации, здесь — основа ВВС. И дело не только в возрасте и десятки раз перекрашенном фюзеляже. Дело еще в том, что конкретно 21-й МИГ - чистый истребитель - заточен под воздушный бой. А с легкой руки сирийских авиаторов, и лично техника Мухаммеда, истребитель стал бомбардировщиком.

Пилот ВВС Сирии: «Да, я знаю, сколько лет моему МИГу. Но это сильный, крепкий и безопасный самолет. Четко выполняет те задачи, которые летчик ставит перед ним. Мы работаем на средних высотах, российские самолеты обычно летают выше нас».

Раритетные сирийские машины, конечно, играют вторую роль в авиаударах по позициям радикальных исламистов. Нередко работают «на добивание». Специально созданный совместный российско-сирийский штаб координации распределяет цели. Пилотам с авиабазы Хама каждый день достается по 3-4 вылета.

Поправив кулаком то, что не слушается штатных техников, сирийский пилот готовится к заданию. В полет берет фотографию президента Асада. Снимков семьи тут нет, но сентиментальности сирийским летчикам все равно не занимать - «маддафи джаханнам» - моя любимая - назовет пилот свою машину перед вылетом. Может быть, в этом весь секрет того, как ВВС Сирии до сих пор воюет тем, что летать уже не может.

Баха Шоман : «В нашей армии все устарело - самолеты, оружие. Это то, что осталось после четырех с половиной лет войны! Только вдумайтесь, мы воюем пятый год подряд! С кем? С террористами со всего мира! А армию идут не ради денег. Потому что денег в армии нет. Простой солдат у нас получает 10-15 тысяч лир в месяц - это 50 долларов максимум».

Баха воевал два года, был штурмовиком «коммандос», демобилизован после тяжелого ранения. Теперь работает официантом в ресторане, но каждый день звонит друзьям на фронт. Сирийская армия сейчас - это 700 тысяч человек, почти все солдаты срочники. Но как такового срока призыва уже не существует, в мирное время молодые люди служили по 2 года, во время войны - столько, сколько скажут. Отсрочка от армии фактически одна - если в семье один сын. Но правом не служить, сирийские призывники пользуются редко. Сейчас еще реже - после начала операции российских ВКС.

Баха Шоман : «У нас сейчас есть надежда, светлая надежда. Пришла российская авиация, и она помогает нашей армии двигаться вперед. Вы не представляете, что творится в душе у простых сирийцев от новостей о победах. Например, еще пять дней назад ИГИЛ контролировали все дороги на Алеппо. У правительства не было доступа в эту провинцию, у людей в некоторых районах не было еды и питьевой воды. Как вы думаете, как там выживали дети? Сейчас дорога на Алеппо под контролем. Это тысячи спасенных жизней».

Но на замену нейтрализованным боевикам приходят новые. В этом основная сложность. Поток головорезов в Сирию не прекратится до тех пор, пока им не перестанут платить деньги. Расценки для боевиков ИГИЛ - полторы тысячи долларов в месяц. В Джебхат-ан-Нусре еще больше - по 700 долларов в неделю. Существуют бонусы - десятки тысяч долларов за сирийского офицера. Именно поэтому высший командный состав армии предпочитает давать интервью спиной к камере. Руководство авиабазы Хама - заклятые враги главарей радикальных исламистов.

Офицер : «Потому что мы бьем именно по скоплению живой силы боевиков. Мы всегда в полной боевой готовности. И как только поступает приказ, через несколько минут наши самолеты уже на полосе. У нас даже пилоты стоят в очереди - каждый хочет бомбить террористов».

Построенная еще в начале арабо-израильской войны авиабаза Хама база отстает технически, но отвечает всем мерам авиационной безопасности. Все самолеты скрыты под так называемым капонирами. Это защитная арка с бетонными перекрытиями полутораметровой толщины. В случае внезапного артиллерийского обстрела здесь будут взрываться снаряды и мины, а экипаж с пилотами будут готовить машину к вылету.

Несмотря на то что в стране идет наземная операция сирийской армии, именно авиация - бог этой войны. За несколько недель российские самолеты уничтожили 40 процентов инфраструктуры боевиков. Сейчас активно подключились ВВС Сирии. Именно поэтому за аэродромы идет ожесточенная борьба. В стране 14 объектов ВВС, пять из них захвачены боевиками, два окружены. Ради штурма авиабаз главари используют наемников как пушечное мясо, отправляя на убой. С оружием, которое лишь по определению должно стрелять.

Это коллекция трофеев в северной части провинции Хама. Все это захвачено у террористов. У меня в руках мина 122 калибра, но такое вооружение в этом музее все-таки редкость. В основном радикальные исламисты пользуются такими агрегатами. Сирийские военные называют ее «адская пушка», стреляет очень громко, но снаряды летят непонятно в какую цель.

«Адская пушка» в действии: из обычной трубы на колесах вылетает газовый кухонный баллон с тротилом и шурупами. Точность нулевая, и именно от этого оружия чаще всего гибнут простые жители осажденных городов. Так называемая сирийская оппозиция «адские пушки» не использует, ей хватает поставок оружия с Запада.

За чаем Муххамед вспомнит про американские «Стингеры» и саудовские ЗРК. А потом с улыбкой закрутит взрыватель на осколочно-фугасной бомбе. Советское наследие работает безотказно, и здесь есть все, что нужно для выполнения круглосуточных боевых приказов. Только заварки нет. Но это мелочи.

Сирийский самолет «Сухой» был сбит 24 июля противоракетным комплексом «Пэтриот» под командованием капитана Ор Нааман, сообщили в Армии обороны Израиля. В переводе с иврита «Ор» – имя израильтянки – означает «Свет». Нааман руководит батареей «Пэтриот»…

25.07.2018

Представители России выразили протест в связи с тем, что Израиль сбил самолет Су-22 ВВС Сирии, однако после того как им представили доказательства вторжения истребителя на израильскую территорию, протест был отозван, сообщили израильские СМИ. Россия сразу…

17.04.2018

Одно из главных событий дня – нападение на сирийскую авиабазу Шайрат, которого на самом деле не было. Истерику раздули три страны – Сирия, Ливан и Израиль, причем последний хочет казаться случайной жертвой информационной войны. Но…

09.04.2018

Террористы из группировки «Исламское государство» атаковали позиции правительственных сил в Сирийской пустыне после ракетного удара, который был нанесен по военному аэродрому Т-4 на востоке провинции Хомс, сообщил ливанский телеканал Al Mayadeen. По его данным, сирийская…

20.06.2017

Минобороны РФ распространило заявление, в котором вчерашнее уничтожение сирийского истребителя-бомбардировщика Су-22 названо «фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике». Военные заявили, что в небе над Сирией к западу от Евфрата «самолеты и беспилотники…

19.06.2017

Ведущие западные СМИ интерпретировали как угрозу заявление российского Минобороны об атаке США на самолет ВВС Сирии. В сообщении ведомства говорилось, что российские средства ПВО будут «принимать на сопровождение в качестве воздушных целей» любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные…

19.06.2017

Сирийская армия обнаружила и спасла пилота, самолет которого был сбит в воскресенье силами коалиции неподалеку от города Ракка. Об этом сообщил в понедельник телеканал Al Mayadeen со ссылкой на свои источники. Какие-либо подробности пока не приводятся. 18…

19.06.2017

19 июня Минобороны РФ заявило о прекращении взаимодействия с США в рамках Меморандума между США и РФ о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. Меморандум был заключен 20 октября…

19.06.2017

Минобороны России на фоне инцидента со сбитым американской авиацией самолетом сирийских ВВС объявляет о прекращении с понедельника, 19 июня, взаимодействия с Вашингтоном в рамках меморандума о предотвращении инцидентов в небе Сирии. В ведомстве добавили, что…

19.06.2017

Международная коалиция, возглавляемая Соединенными Штатами Америки, в минувшее воскресенье, 18 июня, сбила самолет сирийских военно-воздушных сил. Инцидент, согласно сообщению министерства обороны Сирийской Арабской Республики, произошёл в районе Ракки. Официальный Дамаск отмечает, что их борт участвовал в операции против…

18.06.2017

ВВС международной контртеррористической коалиции во главе с США сбили сирийский истребитель в районе города Ракка на севере республики. Об этом говорится в опубликованном в воскресенье заявлении командования ВС Сирии, передает агентство SANA. По его информации, инцидент…

06.06.2017

Террористы в Сирии бросили все оставшиеся резервы на захват Дейр-эз-Зора Судьба осажденного террористами сирийского города Дейр-эз-Зор и его населения под угрозой. В выходные боевики частично прорвали оборону и под угрозой захвата оказалась северная часть окруженного…

01.06.2017

В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков….

На сегодняшний день армия Сирии является одной из мощнейших армий арабского мира на Ближнем Востоке. Вооруженные силы это страны обладают традиционной структурой из 3 видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО, военно-морские силы. Общая численность вооруженных сил оценивается в 320 тыс. человек (16-е в мире), в резерве находится 354 тыс. человек, мобилизационный ресурс оценивается в 4 млн. человек, из которых 2,3 млн. годны к прохождению воинской службы. Помимо вооруженных сил в Сирии существуют формирования жандармерии – около 8 000 человек и Народная армия (ополчение).

Современная военная доктрина страны была заложена в начале 90-х годов прошлого века и строится на принципе оборонительной достаточности, которая и определяет развитие ВС. В качестве главного противника выступает Израиль, также не исключается угроза военных конфликтов с Ираком и Турцией. Доктрина предусматривает использование армии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это уже было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 году, а также в Ливане с 1976 года до вывода войск в 2005 году. Военно-политическое руководство страны считает, что наличие сильных вооруженных сил позволяет Сирии выступать равноправным партнером Израиля в проведении мирных переговоров.


Сухопутные войска Сирии

Высшим соединением сухопутных войск, существующим в мирное время, выступает армейский корпус. Он же является высшим оперативно-тактическим объединением. Основным тактическим соединением сухопутных войск является дивизия. Всего в составе сухопутных войск насчитывается 215 000 человек (еще 300 000 находятся в резерве). В мирное время ими укомплектовано 3 армейских корпуса, 12 дивизий, 12 отдельных бригад, 10 полков спецназа (коммандос), 1 отдельный танковый полк и 1 ракетная бригада береговой обороны, оперативно подчиняющаяся ВМС.

Из 12 сирийских дивизий 7 являются танковыми, 3 механизированными, 1 дивизия Республиканской гвардии (по сути танковая), 1 дивизия спецназа. Также имеется 4 отдельных пехотных бригады, 3 бригады оперативно-тактических ракет (типа «Луна-М», «Скад», «Точка»), 2 противотанковых бригады, 2 артиллерийских бригады и бригада пограничной охраны.

Наиболее подготовленным и боеспособным соединением сирийской армии является дивизия республиканской гвардии. Дивизия состоит из 2 танковых и 2 механизированных бригад. На вооружении дивизии находится до 350 танков Т-72 (модернизированные), до 350 БМП-2/3, 30 152-мм САУ 2С3 «Акация», 20 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 30 РСЗО БМ-21 «Град», 50 ЗСУ «Шилка» и другая боевая и вспомогательная техника.

Обычные сирийские танковые дивизии состоят из 2 танковых и 1 механизированной бригад, но имеют меньше количество танков до 300 Т72/62, а их мотострелки передвигаются на БТРах и БМП-1. Помимо этого большая часть артиллерии в таких частях является буксируемой.

Механизированные дивизии имеют в своем составе 1 танковую бригаду и 2 механизированных, вооружаются 200 танками Т-62/55, их мотострелки передвигаются на БТРах. Артиллерийские полки таких дивизий оснащаются буксируемыми 130-мм пушками М-46 и 122-мм гаубицами Д-30.

Пехотные бригады сирийской армии предназначены для прикрытия фронта на второстепенных участках боевых действий, противотанковые и артиллерийские бригады предназначены для поддержки в бою механизированных соединений. Ракетные бригады, имеющие на вооружении оперативно-тактические ракеты, предназначены для нанесения по противнику ударов с использованием массового поражения.

ПТРК "Корнет-И"


Всего на вооружении сухопутных сил находится около 4800 танков, среди них 1500-1700 Т-72 разных модификаций, около 1000 Т-62, 2000-2250 Т-54 и Т-55, из которых примерно 1000 находится на консервации. В силу того, что последние танки были поставлены в страну еще во времена СССР, армейский танковый парк нельзя считать современным. Однако, по информации ряда источников, Сирия предпринимает значительные усилия по модернизации имеющейся бронетехники.

За последние десятилетия известно лишь о двух крупных контрактах Сирии в интересах сухопутных войск. В 1995 году на Украине была заказана модернизация 200 танков Т-55 до версии Т-55MB. Данные танки получили усиленное бронирование, динамическую защиту фронтальной части и частично бортов, а также комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». В свое время модернизации с усилением лобового бронирования и оснащения динамической защитой подвергалась и часть имеющихся Т-72. Ряд экспертов считает, что танки Т-72 из состава дивизии Республиканской гвардии могут использовать комплекс управляемого вооружения 9К118 «Рефлекс». В 1998 году Дамаск заключил с Москвой соглашение о поставке 1000 ПТУР «Корнет-И» на сумму 65 млн. долларов, а также комплексов «Местис-М» на сумму в 73 млн. долларов.

Основным транспортным средством для перевозки мотострелков является БМП-1 (имеется до 2450 машин), также на вооружении находится до 100 БМП-2 и несколько десятков БМП-3. Помимо этого в войсках имеется около 1000 БРДМ-2, включая самоходные установки для пуска ПТУР и свыше 1500 БТРов, в том числе 1000 БТР 50/60/70 и около 500 БТР-152.

Огневую поддержку механизированным подразделениям призваны обеспечить свыше 500 САУ. Среди которых 50 152-мм САУ 2С3 «Акация», 400 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и более 50 122-мм САУ SP122 местного производства. Данная САУ представляет собой гаубицу Д-30, смонтированную на открытой установке на базе шасси танка Т-34-85.

САУ 2С1 "Гвоздика"


Помимо самоходной сирийская армия обладает значительным количеством буксируемой артиллерии (около 1500 стволов). Среди них 10 180-мм дальнобойных орудий С-23, 70 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 и гаубиц Д-20, около 800 130-мм пушек М-46, около 500 122-мм гаубиц Д-30 и 150 122-мм гаубиц М-30. Помимо этого около 500 122-мм гаубиц находится на хранении.

Также Сирия располагает значительным количеством минометов. Имеется около 100 минометов калибра 160 мм, около 10 240-мм минометов, примерно 400 120-мм минометов и внушительное количество батальонных минометов калибра 82 мм.

Помимо традиционной артиллерии на вооружении сухопутных войск находится до 300 РСЗО БМ-21 «Град» и до 200 РСЗО «Тип 63» китайского производства, имеющих калибр 107 мм.

ВВС и ПВО Сирии

ВВС и ПВО страны насчитывают в своих рядах 100 000 человек, из них 60 000 в ПВО и 40 000 в ВВС. Военно-воздушные силы состоят из истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

МиГ-23МЛД ВВС Сирии


Стоит отметить, что ВВС страны располагают достаточным количеством боевых машин, которые в большинстве своем являются устаревшими. Наиболее боеспособными истребителями из состава ВВС являются 48 МиГ-29, которые в конце 90-х начале 2000-х годов были модернизированы при помощи российских специалистов. Определенную ценность могут представлять и 20-25 тяжелых истребителей-перехватчиков МиГ-25, а также до 50 истребителей МиГ-23МЛД. Помимо них в составе ВВС Сирии насчитывается до 150 истребителей МиГ-21, боевая ценность которых в сравнении с истребителями Израиля стремится к нулю.

Ударная авиация Сирии насчитывает около 40 фронтовых бомбардировщиков Су-24, аналогичное число истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и столько же истребителей-бомбардировщиков Су-22. Бомбардировщики Су-24 способны совершать полеты на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности, развивать сверхзвуковую скорость, а также использовать управляемое вооружение. Именно они являются наиболее эффективным ударным средством ВВС страны и способны работать даже в условиях неприятельского господства в воздухе.

ВВС страны, несмотря на наличие небольшого числа относительно современных машин, значительно уступают ВВС Израиля, как по качеству авиапарка, так и по его численности. Помимо всего прочего Израиль располагает лучшим летным составом и внушительной системой обеспечения действий своих ВВС, в том числе самолетами ДРЛОиУ, в то время как Сирия вынуждена обходиться лишь системой наземных радаров.

Су-22 ВВС Сирии


Армейская авиация Сирии насчитывает около сотни боевых вертолетов: 55 французских SA-342 «Газель» и 36 советских Ми-24, помимо этого в ее составе находится около 100 транспортных вертолетов Ми-17 и до 10 вертолетов Ми-2.

Соседство Сирии с Израилем, который обладает значительными и хорошо подготовленными ВВС, всегда заставляло руководство этой арабской страны уделять пристальное внимание ПВО. В настоящее время Сирия располагает значительным количеством зенитно-ракетных комплексов, а также внушительным парком ствольной зенитной артиллерии.

Части ПВО страны представлены 2 дивизиями, 25 зенитными ракетными бригадами (в составе дивизий ПВО и отдельными, всего около 150 батарей), частями радиотехнических войск. В настоящее время на вооружении находится 908 ПУ ЗУР (около 600 С-75 и С-125, до 200 «Квадрат», 48 ПУ ЗУР дальнего радиуса действия С-200М, 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 артиллерийских орудий ПВО). Территория страны поделена на 2 зоны ПВО: Южную и Северную. Для управления противовоздушной обороной страны имеется 3 полностью компьютеризированных КП.

По большей части на вооружении находятся устаревшие ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат» (последние прошли модернизацию, улучшена возможность перехвата воздушных целей в условиях сильного радиоэлектронного подавлении со стороны противника). Данные средства ПВО не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, наряду с этим эксперты отмечают проблемы и с подготовкой личного состава соединений.

ЗРК "Квадрат"


Наиболее дальнобойными и современными средствами ПВО являются ЗРК С-200М (Вега-М), развернутые в 2 бригады общим количеством 48 штук. Дальность их стрельбы превышает 250 км, в отличие от своих ранних аналогов, данная модификация позволяет бороться и с низколетящими целями. Для прикрытия районов развертывания данных комплексов ПВО Сирии располагает 14 батареями (60 ПУ) мобильных ЗРК «Оса».

Сухопутные войска в бою и на марше от атак с воздуха прикрываются ЗРК «Стрела-1» (до 20 ПУ на базе БРДМ), «Стрела-10» (30 ПУ на базе МТ-ЛБ), а также более чем 4000 расчетов вооруженных ПЗРК «Игла», «Стрела-2», «Стрела-2М». Основным мобильным средством ПВО для сухопутных войск является ЗСУ-23-4 «Шилка», имеющая на вооружении счетверенную 23-мм артиллерийскую установку. Помимо этого войска имеют около 1200 буксируемых установок, из которых 600 приходится на ЗУ-23-2, а еще около 600 на 57-мм зенитные орудия С-60.

Подводя итоги можно сказать, что ПВО Сирии, хотя и не располагает новейшими ЗРК, наподобие Бук-М1 или С-300, при грамотном применении в состоянии обеспечить должный уровень прикрытия гражданских объектов и войск с воздуха, вынудив ВВС противника переключиться с атак наземных объектов на борьбу со средствами ПВО.

Военно-морские силы Сирии

ВМС Сирии самый малочисленный вид вооружённых сил – около 4 000 человек. Основные задачи – защита морских коммуникаций, оборона морского побережья страны и территориальных вод от ударов корабельных группировок противника. Штаб ВМС находится в Латакии, корабли расположены в 3 базах: в Латакии (главная база флота), Тартусе, и Мина-эль-Бейде. В состав флота также входят артиллерийские и ракетные части береговой обороны, эскадрилья вертолетов ПЛО, батальон наблюдения и отряд боевых пловцов.

Ракетный катер пр. 205


В состав флота входит 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, 1 гидрографическое и 1 учебное. Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские противолодочные корабли проекта 159Э, переданы стране в 1975 году), 3 десантными кораблями проекта 770 (переданы в 1981-84 годах) и 5 тральщиками, также советского производства (получены в 70-80-е годы). Из боевых катеров 10 являются ракетными проекта 205 различных модификации (были поставлены в период с 1979 по 1982 год), 8 патрульных проекта 1400 с пулеметным вооружением (поставлены из СССР в 1984-1986 годах).

На вооружении морской авиации находится 24 противолодочных вертолета (Ка-28 – 4 единицы, Ми-14 – 20 единиц). Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ мобильных комплексов береговой обороны (6 ПУ «Рубеж» и 4 ПУ «Редут», а также около 100 ракет обоих типов), 36 артиллерийских орудий калибра 130 мм и 12 артиллерийских орудий калибра 100 мм.

Стоит отметить, что корабли и катера ВМС Сирии морально устарели и сильно изношены, нуждаются в капитальном ремонте и замене на новые суда.