Уважаемые авиаторы!

Сегодня мы поговорим о легендарном самолете СССР - штурмовике ИЛ-2 .

Ил-2 - советский штурмовик ("Горбатый "). Самолет времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. ИЛ-2 - самый массовый боевой самолет в истории. Советским Союзом было выпущено более 36057 штук.

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство "Горбатых" самолетов. Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18, впоследствиии эвакуированном в Куйбышев, в 1941 году. Ил-2 серийно производился на авиационном заводе № 1, также в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941-42 годов самолет выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Бронированный корпус ИЛ-2

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм(+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса. Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта - Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.

Двигатель ИЛ-2

АМ-38 - поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение штурмовика ИЛ-2

  • 2 пушки в консолях крыла (первоначально - 20 мм ШВАК, в основной серии - 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте - 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
  • 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
  • Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
  • Реактивные снаряды РС-82 или РС-132
  • Пулемёт УБТ калибром 12,7 мм. (Только на двухместном варианте штурмовика ИЛ-2).
  • Ил-2 (одноместный)
  • Ил-2 (двухместный)
  • Ил-2 АМ-38Ф
  • Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»)
  • Ил-2 М-82
  • Ил-2 ШФК-37
  • Ил-2 НС-37
  • Ил-2 НС-45
  • Ил-2М/Ил-4
  • Ил-2Т

Потери самолетов ИЛ-2 во Второй Мировой войне

Всего за 1941-1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого - тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Ил-2 принял активное участие также и в борьбе с противником в составе ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Наряду с традиционной «работой» по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.), штурмовая авиация результативно атаковала и надводные цели, применяя топмачтовое бомбометание. К примеру, за время боев в Заполярье на боевом счету 46-го ШАП ВВС СФ более 100 потопленных судов противника.

Технические характеристики ИЛ-2

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 11,6 м
  • Размах крыла: 14,6 м
  • Высота: 4,2 м
  • Площадь крыла: 38,5 м²
  • Масса пустого: 4 360 кг
  • Масса снаряжённого: 6 160 кг
  • Масса максимальная взлётная: 6 380 кг
  • Масса брони: 990 кг
  • Двигатели:: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый АМ-38Ф
  • Тяга: 1× 1720 л.с. (1285 кВт)

Лётные характеристики ИЛ-2

  • Максимальная скорость: 414 км/ч
  • на высоте 1220 м: 404 км/ч
  • у земли: 386 км/ч
  • Дальность полета: 720 км
  • Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб)
  • Скороподъёмность: 10,4 м/с
  • Практический потолок: 5500 м
  • Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг

ОКБ Ильюшина

Ил-2 из эскакдрильи "Валерий Чкалов"

В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. За время Второй мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любого другого (36 163 машины). Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте.

Идея создания самолета, предназначенного для атаки наземных целей, т.е. самолета-штурмовика, родилась еще до Первой мировой войны. Практика Первой мировой войны, а также последующих локальных конфликтов показала, что низко летящие истребители или разведчики, которые пытались использовать в качестве штурмовиков, несли большие потери от ружейного и пулеметного огня наземных войск. Поэтому довольно быстро стало ясно, что штурмовик должен иметь эффективное бронирование и одновременно обладать мощным наступательным вооружением. Попытки построить такой самолет предпринимались неоднократно и в разных странах. Однако успехов в этом деле все не было. Между тем роль авиации в борьбе с наземными войсками неуклонно возрастала и потребность в штурмовике ощущалась все острее.

Впервые решить эту задачу удалось С.В. Ильюшину. В основе его проекта лежали последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный мотор, штампуемая неоднородная броня (позволявшая изготовлять броневые детали сложной поверхности, а бронекорпуса обтекаемой формы с "работающей", а не "навесной" броней), бронестекло (необходимое для защиты экипажа), скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды стали главными слагаемыми успеха будущего Ил-2.

В 1939 г. на испытания вышел первый опытный образец Ил-2 - самолет ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй). Первый полет на нем совершил летчик В.К. Коккинаки 2 октября 1939 г. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. Все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, системы охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы.

В целом БШ-2 удачно прошел испытания, но все же потребовалось провести ряд необходимых доработок. В процессе усовершенствования штурмовика на него поставили менее высотный, но зато более мощный мотор АМ-38. созданный в КБ А.А. Микулина специально для этого самолета. Изменилась компоновка систем охлаждения и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Осенью 1940 г. улучшенный самолет прошел заводские испытания. Тем не менее, с началом его серийного выпуска не спешили. Расчет уже был на более совершенные самолеты такого назначения, которые в то время начали разрабатываться в ряде КБ. Тогда С.В. Ильюшин обратился с письмом к И.В. Сталину, после чего и были приняты чрезвычайные меры по организации серии БШ-2.

Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить в 1941 г., а первые боевые подразделения, на вооружении которых был этот самолет, сформировали перед самой войной.

Появление Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Несмотря на то, что тактика использования бронированных штурмовиков еще не была отработана, они стали наносить серьезные потери противнику и деморализующе действовали на фашистов, прозвавших вскоре Ил-2 "черной смертью". С большим успехом подразделения Ил-2 действовали против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника.

Характристики штурмовиков
Су-2 Ил-2 Ил-2 Ил-10
Год выпуска 1941 1942 1943 1944
Экипаж, чел 2 2 2 2
Размеры
Размах крыла, м 14.3 14.6 14.6 13.4
Длина самолета, м 10.25 11.6 11.6 11.12
Площадь крыла, м 2 20.0 38.5 38.5 30.0
Мотор
Тип М-88 АМ-38 АМ-38Ф АМ-42
Мощность, л.с. 1100 1600 1750 2000
Массы и нагрузки, кг
Нормальная взлетная 4345 5670 6180 6300
Максимальная взлетная 4555 5870 6380 6500
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 375 391 403 507
Максимальная скорость км/ч 467 416 414 551
на высоте, м 6600 2350 1000 2800
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1190 740 685 800
Вооружение
нормальная 400 400 400 400
максимальная 600 600 600 600
Вооружение, число пулеметы 5-6 2 3 3
пушки - 2 2 2
Реактивные снаряды 8-10 8 4 4
Авиационные гранаты - - - 10
Фото Описание

Прозванный среди солдат «летающим танком» или попросту горбатым, он ценой огромных потерь смог сдержать чудовищный напор немецкой авиации и сухопутных войск в первые годы войны, а уже после этого внес свой важный вклад в победу над Германией.

ИЛ-2 - штурмовик, спасший небо

Это один из немногих самолетов, который встретил первые бои в составе регулярных частей и прошел всю войну до самого Берлина.

Данность такова, что действительные потери самолетов Ил-2 даже по прошествии многих десятилетий не невозможно установить. Во время Второй Мировой войны сбитые машины чаще всего учитывались неточно, а дошедшие до нас сведения говорят о чудовищных потерях в самом начале вторжения. В первые дни большинство машин были уничтожены на приграничных аэродромах.

Экипаж Ил-2 перед боевым вылетом

Мониторинг того времени показал, что в одном только четвертом полку, имевшем на вооружении Ил-2 штурмовик, из 65 готовых к боям самолетов целыми остались только 10, хотя они даже не взлетали.

Известно, что изначально из каждых десяти вылетов не возвращался один самолет этого типа. Позже, путем многочисленных модификаций и улучшений летных характеристик и показателей живучести удалось снизить потери до 1 машины на 26 вылетов.

Конструкция Ил-2

Основным назначением самолетов Ил-2 была поддержка с воздуха сухопутных войск.

В целом, большинство истребителей того времени, отличались эффективными бомбардировками сил, находящихся на земле, но всегда были крайне уязвимы для истребителей, так как уступали им в скорости и маневренности.

История создания штурмовиков Ил-2 началась еще до начала Великой Отечественной войны.

Самолет разрабатывался конструктором как противовес успешной немецкой модели штурмовиков Юнкерс Ju 87 «Штука». Гитлеровские машины являлись, по сути, большим инженерным достижением. Они отличались способностью очень точно сбрасывать снаряды на позиции сухопутных войск и танки, чем наносили ощутимый ущерб противнику.

Сергей Ильюшин должен был создать максимально простой в сборке и дешевый самолет, который при этом смог бы составить достойную конкуренцию самолетам люфтваффе.

Конструктор четко понимал, что самолет - это крайне чувствительная к изменениям техника. Если просто добавить брони, то машина не полетит, так как будет нарушен баланс центровки. Поэтому им было предложено использовать броню как элемент рамы Ил-2. Теперь стальные листы выполняли функцию не только защиты пилотов во время полета, но и сильно укрепляли раму машины.

Позже, после многих вылетов, опытным путем, военные летчики поняли, что «летающий танк» выдерживает пулеметную очередь, а в некоторых случаях даже прямое лобовое попадание зенитных снарядов. Что и говорить, помимо укрепленного винта и защищенного радиатора, даже на фонарь кабины самолета ставилось бронированное стекло.

Штурмовик Ил-2 прекрасно подходил для советских фронтовых особенностей. Большая часть военных аэродромов не обладала крепкой и ровной взлетной полосой, но получившийся самолет хоть и весил по меркам штурмовиков много - 4,5 тонны, – благодаря чрезвычайно крепким шасси не требовал тепличных условий и мог сесть на любой более-менее ровный участок.


На неубирающемся лыжном шасси с резиновыми растяжками

По бомбовой нагрузке советский аналог немецких «Штук» не отличался от своих конкурентов и мог взять на борт до полутонны боезарядов. Ил-2 был значительно лучше вооружен и располагал двумя 20-миллиметровыми пушками и пулеметами 7,62 ШКАС, размещенными в крыльях самолета.

Броня в разных узлах самолета достигала 12 миллиметров стали. Усиленной защитой обладали кабина пилота, двигатель и бензобаки машины. Развиваемая илом скорость, более высокая, чем у штурмовиков Юнкерс, также придавала неоспоримое преимущество советским .

Вооружение Ил-2

Но удешевление и сокращение времени производства повлияли и на эти машины.

По-прежнему крылья и хвостовое оперение штурмовиков делались из дерева. Поэтому высокие потери самолетов Ил-2 сохранялись очень долгое время.

Обладающие более высокими характеристиками скорости и маневренности немецкие истребители легко уходили из поля поражения и атаковали уязвимые места советских «летающих крепостей».

Поздние модификации

Начало Великой Отечественной войны для нашей страны стало по-настоящему ошеломляющим. СССР никак не был готов к столь сильному напору фашистских частей, поэтому только неиссякаемое мужество, исторический героизм, а иногда даже и стечение обстоятельств помогли сдержать полчища немцев и затянуть войну.

Это спасло наш народ и страну.

Реактивные снаряды под крылом

Трудности затронули все стороны жизни. Но, пожалуй, хуже всего дела обстояли в небе. Немцы практически безраздельно правили воздухом и беспрепятственно могли долетать вплоть до столицы СССР. В результате этого невосполнимые потери авиации в первую неделю военных действий. Чудовищной ошибкой наших руководителей стало и то, что большая часть авиационных заводов дислоцировались недалеко от границ, поэтому многие из них не получилось экстренно эвакуировать в безопасные регионы.

Для производства штурмовика Ил-2 почти все необходимое было перевезено за Урал. Но чтобы наладить производство потребовалось очень много времени. Так, даже по прошествии двух месяцев после эвакуации, заводы поштучно поставляли на фронт машины.

Доходило до того, что с конвейера сходил всего один Ил-2 за сутки. Естественно, это было более чем недостаточно для страны, остро нуждающейся в технике.

Стрелок с пулеметом. Потери среди стрелков были в несколько раз выше чем среди пилотов.

Когда немецкие регулярные части уже подходили к Москве, Иосиф Сталин лично написал письмо руководителям заводов.

В письме Сталин обвинял высших руководителей в том, что они делают все, чтобы подвести Красную Армию и страну в целом. Он приводит такие цифры: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной, две штуки». Сталин крайне жестоко отзывается о возможностях заводов выпускать готовую технику.

Заканчивает письмо руководитель тем, что говорит о заканчивающемся терпении и мерах, которые обязательно будут приняты, если ситуация в корне не изменится.


Маскировка штурмовика

Понятно, что вряд ли это была сознательная диверсия со стороны только-только собранных и готовых к работе заводов. Сложно наладить производство быстро, хотя страна вынуждена была требовать сиюминутных достижений. Однако довольно скоро ситуация выправилась и количество отправляемых на фронт Ил-2 стало расти с каждым днем. Вскоре, советским летчикам удалось сначала переломить немецкое превосходство в небе, а потом и сравняться по количеству боевых машин.

В общем итоге, за Вторую Мировую войну было собрано и поставлено на фронт около 36000 самолетов-штурмовиков. Такие цифры ставят Ил-2 на второе место в мире по количеству произведенных моделей (после легкомоторного гражданского Сесна-172).

Позже штурмовик обзавелся очень важной модификацией, которая позволила увеличить живучесть самолета в небе. И опять же на это повлиял сам Иосиф Сталин.

До него дошло письмо обычного советского летчика, который буквально умолял предусмотреть для защиты место второму человеку, который мог бы вести огонь по вражеским истребителям, заходящим с тыла. Верховный главнокомандующий приказал Илюшину сконструировать модель Ил-2 с двухместной кабиной.


Заряжается боезапас крыльевой 23-мм пушки

Такое нововведение оказалось весьма важным дополнением, которое часто спасало машины в бою. Хоть штурмовик Ил-2 и был дешевле в производстве, чем немецкие Юнкерсы, меры направленные на сохранение каждого самолета снижали экономическую напряженность со страны.

Позже выяснилось, что первоначальные версии двухместных Ил-2 были изрядно недоработаны. Стрелки в задней части кабины не имели никаких дополнительных средств защиты.

Статистика оказалась крайне трагичной.

Дополнительные члены экипажа Ил-2 гибли в четыре раза чаще, чем пилоты самолетов. Кроме того, дополнительное место незначительно, но нарушало баланс центровки самолета и увеличивало его вес.

В итоге, это привело к снижению скорости, которая раньше была козырем советских штурмовиков, а также к еще большему ухудшению маневренности.

Устранить многие недоработки смогли только к 1943 году, когда на вооружение советских военно-воздушных сил стали поступать новейшие штурмовики Ил-2М3. Новые штурмовики стали пользоваться народной любовью. Во-первых, советские пилоты, получившие массу опыта за долгие годы непрекращающихся боевых действий, по достоинству оценили меры, направленные на повышение живучести экипажа.

Новые машины отличались от предшественника тем, что получили усиленную, достигающую 13 миллиметров, броню для стрелков. Увеличившийся вес самолета и, как следствие, сместившийся центр тяжести машины потребовали внести изменения в конструкцию крыльев.

Эти меры помогли, в том числе, улучшить маневренность Ил-2М3.

Двигатель самолета ил стал мощнее. Это улучшило скоростные показатели «летающего танка» и вернуло ему еще одно преимущество в небе. Бомбовая нагрузка оставалась прежней. Новый Ил-2 мог нести на крыльях реактивные снаряды РС-82 или РС-132, применяемые против тяжелой бронетехники противника.

Правда, в бою эти снаряды оказались очень неточными и не приносили большого эффекта. Тоже можно сказать о попытках устанавливать на крылья штурмовика противотанковые пулеметы, калибром 37 мм. После установки 3500 тысяч пушек и проверки их на поле боя, было решено эксперимент прекратить.

Более эффективным оружием против немецких танков оказались авиабомбы ПТАБ. Один такой снаряд весил около 1,4 килограмм, поэтому Ил-2 мог взять их на борт в большом количестве.

Такая бомбардировка накрывала обширную площадь примерно 70 на 15 метров, что наносило очень большой ущерб не только технике, но и живой силе противника. Во многом, из-за таких ужасных налетов, немцы прозвали Ил-2 «бетонный бомбардировщик».

Боевая слава

Ил-2 защищал советское небо с самого начала Великой Отечественной войны.

Самолеты приняли участие во многих боевых операциях, но слава о нем ковалась в самых крупных боестолкновениях советских и немецких войск:

  • Битва за Москву;
  • Сталинградская битва;
  • Курская битва.

Битва за Москву

Еще не усовершенствованный советский штурмовик Ил-2 бороздил родные воздушные просторы на подступах и в самой столице.

Чудовищная нехватка техники толкала руководство на разные нетрадиционные способы решения боевых задач.

Штурмовику приходилось нередко выполнять задачи истребительной авиации. Он не мог соперничать с немецкими истребителями, так как серьезно уступал им в скорости, но оказался фатальным оружием против гитлеровских самолетов-разведчиков, бомбардировщиков и транспортников.

Несмотря на очень большие потери штурмовиков Ил-2, во время сражения за Москву появляются первые пилоты-асы, управляющие только «летающими танками».

Нельсон Степанян, подполковник, родом из Армении, потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолетов, уничтожил 5 мостов и привел в негодность почти 700 военных машин противника.


Получил сильные повреждения в бою, но смог дотянуть до своих и посадить машину на «брюхо»

Погиб пилот значительно позже, когда освобождал Латвию в составе советских войск. Подбитый, он протаранил своим штурмовиком немецкий корабль.

Широко известна в годы войны была дочь крестьянина Анна Тимофеева-Егорова. Она совершила 243 боевых вылета. В 1944 году ее Ил-2 подбили в скоротечном воздушном бою, а саму Анну выбросило из кабины.

Летчица выжила по чистой случайности, ведь ее парашют раскрылся только частично. Затем на ее долю выпали тяжелые испытания: немецкий плен, ранения, а позже и допросы с советской стороны.

Сталинградская битва

Существенную помощь с воздуха сухопутным войскам Ил-2 оказал во время тяжелых боев за Сталинград.

Решающую роль штурмовики оказали в тот момент, когда была окружена значительная немецкая группировка - части 6 армии с генералом Паулюсом во главе.


Советская авиация не позволила немецким транспортным самолетам доставить помощь окруженным, что обеспечило скорую победу в крупном сражении.

Но, пожалуй, пиком военной славы Ильюшинских самолетов стало самое крупное танковое сражение всех времен - Курская битва.

Курская дуга

Сражение на Курской дуге многим известно, как страшное столкновение огромного количества танков на земле. Но немногие слышали о том, что всему этому предшествовали обмены «колкостями» от обоих противников в небе.

Начало операции на Курской дуге ознаменовалось одной из величайших воздушных операций всей Второй Мировой войны. Советскому командованию удалось застать немецких противников врасплох.

вид сзади

Летчики Вермахта, поднятые по тревоге, чудом успели взлететь и ослабить чудовищный напор советской авиации, состоящей преимущественно из обновленных Ил-2М3. Неожиданно, потери советских самолетов оказались большими.

Данные могут быть сильно занижены, но в исторических документах говорится о 100 сбитых и поврежденных самолетах. Немцы ограничились несколькими десятками потерянных машин. Всего в воздушном бою тогда приняли участие около 500 самолетов.

Несмотря на неудачный упреждающий удар, советское руководство не ослабило давление, так как к тому моменту уже имело численное преимущество в технике перед немецкими захватчиками.

Интересно, что в ходе боев под Курском, летчики выработали собственную, очень эффективную тактику ведения боевых действий, названную «карусель смерти».

Так, Ил-2 кружили над полем боя кругами, закрывая уязвимую хвостовую часть друг друга от атак немецких истребителей. Периодически из круга вылетали самолеты, сбрасывали боезапас, а потом снова возвращались в строй.

В тот же период советские пилоты-штурмовики стали применять некоторые военные хитрости. Они заметили, что после бомбардировки, самолет становился значительно легче, а мощные двигатели позволяли развивать высокую скорость.


Звание Героя позволяло нанести на борт самолета «объемную» «Кремлевскую» звезду, выполненную двумя оттенками красного цвета.

Это делало Ил истребителем. Облегченный Ил-2 становился способен дать жесткий отпор любому немецкому Юнкерсу или Мессершмиту.

За несколько недель сражений под Курском, самолеты Германии и авиация СССР оказали большую поддержку своим наземным частям.

Помимо большого количества локальных успехов, известно, что советские штурмовики Ил-2 остановили продвижение 9-й танковой дивизии Германии, уничтожив или сильно повредив с воздуха около 90 машин.

Днем позже немцы ответили симметрично, отбросив наступление 2-го гвардейского танкового корпуса, подбив более 50 советских танков.

А здесь можно посмотреть фотографии замены поврежденных частей.

Конец войны и послевоенное время

Свою войну Ил-2 закончил в Берлине. До капитуляции Германии штурмовик применялся для уничтожения живой силы и техники противника, так как умел на бреющем полете довольно точно сбрасывать большой боезапас.

Советский самолет очень пригодился войскам, когда немцы остановили и надолго задержали пехоту на хорошо укрепленных Зееловских высотах.


В архивах СССР хранятся данные о том, что около 11000 машин были уничтожена на полях сражений. Это очень много, учитывая, что было выпущено 36000 самолетов. Многие ругают плохую маневренность, но понятно и то, что сама страна не была готова к военным действиям.

Очень часто получалось так, что воздушные бои вели очень неопытные и молодые пилоты, только-только научившиеся взлетать и садиться.

Многие толком не чувствовали машину, поэтому чаще всего либо гибли сами, либо теряли самолет, выпрыгивая с парашютом.

Позже статистика потерь выправилась, когда советские летчики научились летать, освоили много хитростей и тонкостей, раз за разом применяли военную смекалку. Конечно, самолет имел уязвимые стороны, и большие потери машин ни в коем случае нельзя списывать на неопытность пилотов.

Не всегда техника действительно соответствовала лучшим и более мощным немецким образцам, поэтому советский народ заплатил за свою победу такую большую цену.

После войны многие самолеты оставались на боевой службе, но, в основном, продолжили дежурство в таких странах, как Польша, Монголия, Югославия.

Следующие боевые действия увидела модификация самолета Ил-2М3 - Ил-10. Новые илы внесли большой вклад в первые успехи северокорейских войск во время разгара военного конфликта в Корее.


Немец на сбитом штурмовике

Ил-10 доминировали в небе Кореи, пока в дело не вступила хорошо подготовленная авиация США. Так, американские бомбардировщики за считанные дни уничтожили практически все штурмовики северокорейских ВВС прямо на аэродромах. После этого, уже больше не поднимался в корейское небо.

Ил-10 еще долгое время использовался в военных конфликтах, особенно, на стороне Китайской народной армии.

Позже советские конструкторы, наученные горьким опытом большой войны, направили все свои силы на создание менее уязвимого самолета. В ходе долгих разработок было принято решение сконструировать самолет, легко объединяющий в себе задачи и штурмовика, и истребителя.

Так, в начале 70-х годов двадцатого века, появился , который оказался настолько удачным, что и по сей день несет службу в составах частей некоторых стран.

Заключение

Боевой штурмовой самолет важен во время боевых действий, потому что призван наносить с воздуха большой ущерб живой силе и технике противника.

Высота его полета чаще всего невысока, поэтому он всегда легко поражается как зенитными силами противника, так и обычным вооружением.


Экипажи штурмовиков были уязвимы во время выполнения боевых задач. Но советская сторона многое сделала для того, чтобы эффективность штурмовика ил была высокой, а экипаж подвергался меньшему риску.

Великая Отечественная война для русского народа стала самой кровопролитной и жестокой за всю историю.

Поэтому чудовищные потери во всех родах и видах войск - это данность, которую приходится принимать как должное. Но Ил-2 не случайно прошел через всю войну и был основным оружием авиации СССР.

Несмотря на огромные потери машин, штурмовики смогли отвоевать небо, внесли ощутимый вклад в разгром фашистских войск. А опыт, приобретенный за время войны позволил советским конструкторам стать лидерами в области самолетостроения наравне с Соединенными Штатами Америки.

Видео

ОКБ Ильюшина

Ил-2 тип 3 (2-х местный, крыло со "стрелкой") из 281 ШАД, 14-й ВА.

К концу 1942 года моторостроители создали форсированный двигатель АМ-38ф, который развивал взлетную мощность в 1720 л.с. С января 1943 года эти моторы стали устанавливаться на серийных двухместных Ил-2. Увеличенная мощность нового АМ-38ф позволила восстановить нормальную бомбонагрузку двухместного штурмовика до 400 кг, а так же приблизить его летные данные к уровню одноместного самолета. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность (так называемое крыло "со стрелкой"). К концу 1941 года из-за нехватки алюминия часть конструкции (заднюю часть фюзеляжа и консоли крыла) заменили на деревянные, что утяжеляло конструкции и снижало летные данные и живучесть самолета в бою. Положение изменилось только в 1944 году.

В ходе серийного производства в конструкцию Ил-2 вносились различные улучшения. Например: были установлены дополнительные 4 - 6-мм бронеплиты сверху заднего бензобака, над мотором и головой летчика. Подкосы основных стоек шасси - усилены. Так же была дополнительно усилена хвостовая деревянная часть самолета. Объем заднего бензобака увеличили. На воздухозаборник двигателя установили противопыльный фильтр. На самолет также поставили новое оборудование: дополнительный электробомбосбрасыватель, систему заполнения бензобаков инертным газом, более удобный визирный прицел ВВ-1, радиополукомпас РПК-10 (не на всех самолетах). С мая 1943 года на самолет стали устанавливать фибровые протектированные бензобаки. Они лучше обеспечивали герметичность при простреле их пулями, а кроме того были легче на 55 кг. К сожалению кабина стрелка устанавливалась вне бронированного корпуса, бронированный корпус, полностью защищающий стрелка и "ремонтный комплект" для дооборудования штурмовика в полевых условиях выпустили только весной 1944 года, а самолет запустили в серию лишь весной 1945 года. Таким образом в 1944 году на фронтах появились только "доработанные" в полевых условиях штурмовики с улучшенным бронированием.

Недостаточные летные данные самолета и бронирование удалось преодолеть только с установкой более мощного 2000 сильного мотора АМ-42, с его установкой и появился новый штурмовик Ил-10, но к сожалению он появился слишком поздно - только в 1944 году.

Вооружение . Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т.д.

Первоначально на самолете планировалось установить четыре пулемета ШКАС в крыле для стрельбы вперед с боезапасом по 500 патронов на каждый ствол, один пулемет ШКАС на турели для стрельбы назад с боезапасом 500 патронов.

Испытывались варианты установки пушек ШВАК и МП-6. Приказом Шахурина № 462 от 21.05.41г. пушка МП-6 была снята с производства и с ноября 41-го Ил-2 выпускались только с пушками ВЯ-23 с боезапасом 150 снарядов на ствол.

На всех серийных Ил-2 были сохранены два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с суммарным запасом 1500 патронов.

Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки НС-37 калибра 37 мм , используемых против бронетехники врага, хотя широко разрекламированное поражение танков от артогня авиации вряд ли было таковым. Поражение тяжелых танков из авиационных пушек могло происходить только при прямом вертикальном попадании в крышку танка, и фактически потери танков от артогня авиации за войну составляли 4-5%, хотя в отдельных операциях потери достигали 10-15%. Дело еще и в том, что пушки калибра 37-мм имеют большую отдачу. Установленные на крыле, на значительном расстоянии от продольной оси самолета, они при стрельбе начинают разворачивать самолет. В результате при стрельбе получается сильное рассеивание снарядов 37-мм пушек, и прицельный огонь по таким малоразмерным объектам, как танки, весьма затрудняется. Так, например, во время испытаний Ил-2 с пушками НС-37, проведенных в НИИ ВВС в 1943 году, выяснилось, что поражение среднего танка противника снарядом 37-мм пушки в принципе возможно - подкалиберным снарядом пробивалась броня до 110 мм, - но из всего боекомплекта в 120 снарядов (по 60 на каждую пушку) только 3% или 4 снаряда достигали цели.

Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все в полосе 15х75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса "воздух-земля", принятые на вооружение в 1942 г.

В силу исключительно большой роли, которую сыграл Ил-2 в борьбе с войсками вермахта, он стал одним из самых знаменитых самолетов Второй мировой войны. "Самолет-солдат" - так называли его фронтовики.

Характристики штурмовиков
Су-2 Ил-2 Ил-2 Ил-10
Год выпуска 1941 1942 1943 1944
Экипаж, чел 2 2 2 2
Размеры
Размах крыла, м 14.3 14.6 14.6 13.4
Длина самолета, м 10.25 11.6 11.6 11.12
Площадь крыла, м 2 20.0 38.5 38.5 30.0
Мотор
Тип М-88 АМ-38 АМ-38Ф АМ-42
Мощность, л.с. 1100 1600 1750 2000
Массы и нагрузки, кг
Нормальная взлетная 4345 5670 6180 6300
Максимальная взлетная 4555 5870 6380 6500
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 375 391 403 507
Максимальная скорость км/ч 467 416 414 551
на высоте, м 6600 2350 1000 2800
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км 1190 740 685 800
Вооружение
нормальная 400 400 400 400
максимальная 600 600 600 600
Вооружение, число пулеметы 5-6 2 3 3
пушки - 2 2 2
Реактивные снаряды 8-10 8 4 4
Авиационные гранаты - - - 10

Вокруг легендарных самолетов легенд порой витает больше, чем реальных фактов.

Henschel 129 выполнял над полем боя те же функции, что и Ил-2 — но гораздо менее эффективно

Во второй половине войны немцы попытались переделать пикировщик Ju-87 в эрзац-штурмовик

Иллюстрации предоставлены компаниями «1С» и «Maddox Games» — производителями лучшего в мире авиасимулятора «Ил-2. Штурмовик»

Внимательно прочитайте следующий абзац: «Ил-2 — знаменитый «летающий танк», наводивший ужас на гитлеровцев, первый в мире бронированный штурмовик. Самолета, равного по боевым качествам машине Ильюшина, не смог создать за всю Вторую мировую войну ни один другой конструктор. Сергею Владимировичу Ильюшину впервые пришла в голову идея для облегчения самолета не навешивать броню на штурмовик, а сделать броневую защиту самолета несущим элементом конструкции, что позволило летчикам Илов не обращать внимания на огонь с земли. Бомбы, пушки и реактивные снаряды «летающих танков» сокрушали броню танков наземных.

К сожалению, первоначальный замысел Ильюшина, проектировавшего двухместный штурмовик, был грубо нарушен военным руководством. Посчитав, что в будущей войне у сталинских соколов будет подавляющее преимущество, конструктора вынудили отказаться от воздушного стрелка и запустить в производство одноместный вариант самолета. Протесты Ильюшина ни к чему не привели. В итоге хозяйничавшие в воздухе истребители Люфтваффе безнаказанно сбивали тяжелые неповоротливые Илы… Когда предвоенная ошибка была ликвидирована и на самолете снова появился стрелок, оборонительные возможности Ил-2 существенно повысились. Штурмовик Ил-2, самый массовый самолет Великой Отечественной, наряду с танком Т-34 стал символом торжества нашего оружия».

Если вы, уважаемые читатели, из предыдущего абзаца не узнали ничего нового, не спешите откладывать журнал в сторону. Мы просто собрали воедино хрестоматийные сведения об Ил-2. Так стоит ли вновь писать о боевой машине, о которой все известно? Стоит. Хотя бы потому, что в приведенном абзаце бесспорны только два предложения — первое и последнее. Все остальное требует уточнений…

Бронелёт — возможно ли такое?

Проблема защиты самолетов и их экипажей от огня с земли возникла одновременно с появлением боевой авиации. На первых порах авиаторам приходилось заниматься самодеятельностью: подкладывали под сиденье подходящие по размеру куски брони, металла, а то и просто чугунные сковородки. Ближе к окончанию Первой мировой войны конструкторы в Великобритании, Германии и России попытались создать защищенные броней самолеты. Но в то время еще не было мощных двигателей для осуществления этой идеи.

Между двумя мировыми войнами широкое распространение получили военные доктрины, отдававшие приоритет стратегической авиации. Однако наиболее дальновидные военные (в том числе и в СССР) понимали, что нельзя обойтись и без самолетов, атакующих (штурмующих) противника непосредственно на поле боя или в прифронтовой полосе. То есть там, где по нему будет стрелять с земли все, что может стрелять, — от зенитных пушек до пистолетов. В начале 30-х у нас были построены опытные тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, а также ШОН (штурмовик особого назначения), бронированные бипланы. Значительным шагом вперед был ТШ-3 конструктора Кочеригина. Это был двухместный моноплан, бронекоробка которого была частью несущей конструкции самолета (таким образом, приоритет здесь принадлежит не Ильюшину). Вооружение составляли десять пулеметов и бомбы. Правда, самолет довольно плохо летал — его угловатый корпус из сваренных бронелистов не был аэродинамическим шедевром. Поэтому ТШ-3, испытания которого завершились в 1934 году, серийно не строился.

Некоторое время было вообще неясно, возможно ли в принципе построить бронированный штурмовик, обладающий неплохими летными данными. В Великобритании и США отказались от этой идеи, посчитав, что аналогичные задачи может выполнять пикирующий бомбардировщик. Так же думали и в Германии, тем более что там был отличный пикировщик Ju-87.

И тем не менее весной 1937 года перед несколькими немецкими фирмами была поставлена задача разработать вооруженный пушками штурмовик для борьбы с бронетехникой и укреплениями противника.

Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Сергея Ильюшина. Этот известный конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, в 1938 году работал начальником Главка авиационной промышленности. Административная должность не только отвлекала от создания новых самолетов, но и давала некоторые преимущества. Любому авиаконструктору той поры было ясно, что самолет с угловатым фюзеляжем из брони будет плохо летать, но лишь в гениальную голову, свободную от стереотипов мышления, могла прийти идея сделать бронекорпус обтекаемым, и только глава всей авиационной промышленности мог дать специалистам-металлургам задание в короткий срок разработать технологию изготовления брони двойной кривизны! Причем для самолета, который пока не значился ни в каких планах.

Ильюшин имел смелость обратиться к руководству с письмом, в котором излагал свою идею бронированного штурмовика и критиковал самолеты конкурентов. Письмо возымело действие: конструктору поручили в кратчайшие сроки представить на испытания свой штурмовик. К этому моменту разрабатывавшийся подпольно проект машины был готов. Выяснилась также принципиальная возможность изготовления обтекаемого бронекорпуса. Была достигнута договоренность с конструктором Микулиным, обещавшим мощный двигатель.

К сожалению, это был двигатель водяного охлаждения, в то время как для штурмовика предпочтительнее было охлаждение воздушное. Ведь достаточно попадания одной пули в систему охлаждения, и вода из нее будет постепенно вытекать. Мотор перегреется и откажет, штурмовик будет выведен из строя. Можно, конечно, забронировать радиатор со всех сторон, но тогда он просто не будет охлаждаться!

Нерешенная проблема охлаждения мотора была одной из причин неудачи ТШ-3. Там радиатор торчал под фюзеляжем, а в случае попадания под обстрел летчик втягивал его в фюзеляж полностью. Получалось, что в самый ответственный момент боевой работы двигатель начинал греться, хотя кое-какой обдув втянутого радиатора предусматривался. Ильюшин творчески переосмыслил опыт предшественников и разместил внутри бронекорпуса воздушный туннель, поперек которого стоял радиатор. Набегающий поток воздуха втягивался через верхний воздухозаборник, охлаждал радиатор и выходил под днищем самолета. Таким образом, уязвимый радиатор оказался внутри, под надежной защитой брони.

Это лишь одно неординарное решение, а Ильюшину приходилось делать десятки подобных конструкторских мини-революций. Главной технологической новинкой было, конечно, изготовление обтекаемой бронекоробки из листов переменной толщины и двойной кривизны. Но… Преодолев невероятное количество сложностей, Ильюшин построил самолет, который не хотел хорошо летать. Испытания показали недостаточную скорость и дальность полета, а также продольную неустойчивость машины.

Любопытно, что примерно в это же время немецкие летчики испытывали Henschel 129, который был сделан даже раньше, чем самолет Ильюшина (таким образом, именно Henschel может считаться первым в мире бронированным штурмовиком). В некотором отношении этот одноместный двухмоторный самолет, вооруженный тремя пушками, был прогрессивнее, чем ильюшинский. Но специалисты Люфтваффе признали его неудачным, после чего о нем не вспоминали до 1942 года. Подобная судьба могла ждать и наш «летающий танк»: на первом этапе у него было ничуть не меньше недостатков, чем у немецкого аналога. Но Ильюшин все-таки добился запуска своей машины в серию — пусть и не совсем честным способом.

А теперь — «горбатый!»

Сергей Владимирович имел образцовую советскую биографию. Происхождение — из безлошадных крестьян-бедняков, дореволюционные профессии — чернорабочий, возчик молока, смазчик на железной дороге… Житейской смекалки Ильюшину было не занимать. Он был не только гениальным конструктором, но и человеком, который четко видел свою цель и добивался ее всеми возможными способами. А возглавляя Главк авиапромышленности, Ильюшин отлично научился разбираться в работе советского бюрократического механизма.

Военные отправили самолет на доработку? Отлично. Дальность можно повысить с помощью подвесных баков, но тогда скорость уменьшится. Поставить более мощный мотор? Он есть, но еще не доведен. Дожидаться мотора? Даже успешно прошедший испытания самолет мог не добраться до конвейера. Между советскими авиаконструкторами тоже существовала конкуренция, соперники боролись за авиационные заводы. В тот момент возникла угроза снятия с производства дальнего бомбардировщика Ильюшина, и в этом случае его конструкторское бюро оставалось без производственной базы. Ильюшин уже не был начальником Главка — его отпустили с административной работы, чтобы он целиком сосредоточился на создании штурмовика. Конструктор понимал: если не запустить штурмовик в производство в ближайшее время, то нужный стране самолет может так и остаться опытной машиной.

Ильюшин решил не дожидаться, пока мотор Микулина АМ-38 будет доведен до ума. А проблему недостаточной скорости и дальности он решил просто — сделал самолет одноместным! На место кабины штурмана поставили дополнительный бензобак, бронекорпус уменьшили, и самолет стал легче. Кабину пилота приподняли по отношению к мотору, чтобы обеспечить лучший обзор. И самолет, называвшийся тогда БШ-2 (бронированный штурмовик), приобрел характерный профиль, за который на фронте его прозвали «горбатым». В одноместном варианте штурмовик выдавал обещанные характеристики.

Прав ли был Ильюшин, отказываясь от штурмана (и по совместительству — воздушного стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади)? С одной стороны, это было трагической ошибкой, и сотни летчиков-штурмовиков заплатили за нее в начальный период войны своими жизнями. С другой — одноместный штурмовик все-таки был поставлен на конвейер и перед самой войной начал поступать в авиационные части.

В дальнейшем Ильюшин постоянно придерживался версии, что убрать штурмана-стрелка его заставили, и в советское время была известна именно такая трактовка событий. В зависимости от политической конъюнктуры «заставляли» Ильюшина либо лично Сталин, либо некие абстрактные военные. Увы, документы свидетельствуют, что одноместный штурмовик появился именно по инициативе КБ, а наркоматы авиапромышленности и обороны узнали о модернизации в последний момент. Более того, Ильюшина обязали представить на испытания и двухместный вариант штурмовика, но конструктор, понимая, что его летные данные будут посредственными, так этого и не сделал.

В войну Ил-2 вступил одноместным штурмовиком, вооруженным двумя пушками и двумя пулеметами, располагавшимися в крыльях. Дополнительное вооружение — реактивные снаряды (РС) и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Летчика, мотор и бензобаки защищал 4−8-мм бронекорпус, а общий вес брони составлял около 700 кг. К бронекоробке, основному силовому элементу самолета, пристыковывались крылья и хвостовая часть фюзеляжа. Последняя первоначально была дюралевой, но ради экономии дефицитного материала ее стали делать из многослойной фанеры.

Легенды и мифы

Говорят, сначала человек работает на репутацию, а потом — репутация на человека. По отношению к самолету правило тоже работает! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось вполне определенное мнение, причем по обе стороны фронта. Миф о неуклюжем, беззащитном перед истребителями, но неуязвимом для зениток «летающем танке», который щелкал бронетехнику как семечки, благополучно дошел до наших дней. На самом деле и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были сильно преувеличены.

Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: «Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!» Увы, маршал заблуждался… Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой. Точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Штурмана, который на бомбардировщиках обеспечивает прицеливание, здесь не было. Бомбардировочный прицел летчика оказался малоэффективным. Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель! В конце концов прицел (о который при аварийной посадке летчик почти всегда разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным способом, по нанесенным на капоте меткам. Наконец, и чудо-оружие, реактивные снаряды, были вовсе не так хороши, как казалось советским военачальникам. Даже при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в отдельно стоящую цель было возможно только при большом везении.

Почему же у нас на Илы так надеялись, а немцы их так боялись? Надо представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе. Для штурмовки применяются совсем неподходящие для этого самолеты. Например, истребители-бипланы И-15-бис и И-153, которые переводились в штурмовую авиацию лишь потому, что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами вообще не имели никаких шансов. На этом фоне «летающий танк», конечно, был шагом вперед. Кроме того, Илы чаще всего действовали против передвигавшихся колонн противника. Здесь прицеливаться особо тщательно не было нужды: лети вдоль дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель найдут. И если с танками Илы справлялись не всегда, то автомашины, артиллерия или пехота были для них вполне подходящей целью. А ведь блицкриг, с помощью которого Германия сокрушала своих противников и надеялась разбить Красную армию, — это маневренная война, постоянное передвижение войск! Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Чтобы возобновить движение, подчас требовалось несколько часов.

Правда, «неуязвимый» самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты. А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой. Да плюс еще немецкие асы.

Вот тут-то таится один из самых удивительных секретов Ил-2. Избавившись от бомб, на нем можно было сражаться с немецкими самолетами, как на хорошем истребителе! Опытный пилот на Ил-2 мог сманеврировать и зайти в хвост атаковавшему его немецкому истребителю Messerschmitt Bf-109! На фронте знали много приемов, с помощью которых Ил-2 мог постоять за себя: например, летчикам рекомендовалось резко сбросить скорость — так, чтобы быстрый истребитель проскочил мимо, а затем довернуть на него и расстрелять из пушек. При лобовой атаке бронированный штурмовик тоже имел больше шансов, чем Мессер.

Увы, мастерство основной массы летчиков нашей штурмовой авиации в тот момент было невысоким. Научившись лишь взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу во время краткой подготовки в запасных полках их не учили. Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым — на нем просто летало слишком мало опытных летчиков, умевших маневрировать. Как результат — серьезные потери и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Конечно, летчик не всегда погибал при потере самолета, он мог выпрыгнуть с парашютом или уцелеть при аварийной посадке. Тем не менее пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза.

Народный герой

В 1942 году немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недостатками машины (однако массовый выпуск наладить так и не удалось). К этому моменту Ил-2 выпускался на нескольких крупных авиазаводах и постоянно модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал свой штурмовик Су-6, который по всем показателям превосходил ильюшинский. Но ради сохранения темпов выпуска решили сохранить в производстве проверенную машину. Вторую половину войны Ил-2 прошел в блеске своей славы, пользуясь заслуженной любовью нашей пехоты, которой он много и эффективно помогал. Самолет получил форсированный двигатель, более мощное вооружение — 23-миллиметровые, а затем даже 37-миллиметровые пушки. А настоящей грозой бронетехники Ил-2 стал тогда, когда появились противотанковые кумулятивные бомбы мелкого калибра. Высыпая из своих бомболюков по 192 такие бомбы, штурмовик гарантированно поражал танки на площади 15х75 метров.

Попытались решить и проблему защиты задней полусферы — в состав экипажа был вновь включен воздушный стрелок. Правда, его пулемет был не слишком эффективным оружием против немецких истребителей, но все-таки это было лучше, чем ничего. Второй член экипажа летал в спартанских условиях, даже элементарного сиденья не было! Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета нередко обрывалась. А самое главное — стрелка защищала одна-единственная бронеплита сзади! С боков и снизу он был беззащитен. Поэтому место стрелка в Ил-2 нередко предназначалось для штрафников. Знаменитый летчик, участник чкаловского перелета Георгий Байдуков в войну командовал дивизией штурмовиков и оценивал двухместный Ил-2 даже ниже одноместного: в нем летчик должен был думать о том, как маневрировать над целью с наименьшим риском для стрелка.

Конечно, создатель самолета мог увеличить размеры бронекорпуса, чтобы он защищал и стрелка. Но тогда нужно было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов. Ильюшин был сыном своего времени и не привык подсчитывать цену побед. Ил-2 тоже был сыном своего времени. Самолет-фронтовик, он прошел войну до последнего дня. И, как большинство фронтовиков, сразу же после победы стал ненужным. Его отправили в отставку, заменив на более совершенный Ил-10.