Как настоящие медики мы должны знать о болезнях кожи и заниматься профилактикой здорового образа жизни.

Гигиена кожи.

Мы уже знаем, что через поры на поверхность кожи выделяется пот и жир, а к ним легко прилипает пыль и грязь.

Что происходит с кожей? Как нужно поступать в таких случаях?

Кожу очень важно мыть, т.к. на грязной коже поселяется много микробов, которые могут вызвать болезни кожи и всего организма человека. На 1 см грязной кожи насчитывается до 40 тыс. микробов.

Как часто нужно мыть руки? А как часто нужно мыть все тело?

Правила ухода за кожей.

(Зачитываются заранее подготовленным учеником):

Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом.

Ежедневно умывайся утром и вечером.

Мой руки после всякого загрязнения.

После мытья вытирай кожу насухо.

Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками.

Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином.

Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой.

Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.

Болезни кожи.

Какие вы знаете болезни кожи? (дополняются учителем).

Давайте все вместе составим памятку об оказании первой помощи при некоторых заболеваний кожи.

Ожоги . Кожа настолько необходима человеку, что если половина всей поверхности тела сильно обожжена, то человек может погибнуть. Поэтому вы понимаете важность осторожного обращения с огнем.

Сыпь . Может появиться на коже в результате различных заболеваний (аллергия, ветряная оспа, корь и др.).

Воспаление . Иногда микробы проникают в организм или царапину на коже. В результате появляется прыщик или гнойник.

Солнечный ожог . Загар – замечательная вещь, если соблюдать меру и не стараться загореть дочерна за один день.

Послушайте, что произошло с Таней из стихотворения С.Маршака “Как девочка Таня загорала”.

Забыла Таня про обед
С друзьями не играет –
Ей до подруг и дела нет:
Лежит и загорает.

Она мечтает загореть
Чтоб черным стало тело –
Все будут на тебя смотреть,
Когда ты загорела.

Какой-то в плавках старичок
Ей крикнул: “Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок,
Смотри, сгоришь как спичка!”

Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы.
- Оставьте, буду загорать!
Вот все ее ответы.

Пусть мне лежать уже невмочь,
Но я с песка ни шагу.
Я не уйду отсюда прочь
И под навес не лягу!

Лежала Таня, время шло.
Народу меньше стало.
Не так уже и солнце жгло,
А Таня все лежала.

Здесь даже трудно описать
Все муки и страданья
Когда пришлось ее спасать
Всем прочим в назиданье.

Теперь ей платье не надеть.
И посудите сами
Она должна весь день сидеть
А не лежать часами.

Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело:
- А эта девочка вчера
почти совсем сгорела!

Какой вывод сделаете? Ответ учащихся:

Чрезмерное долгое пребывание на солнце может привести к ожогу кожи.

Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

В жизни часто приходится сталкиваться с различными травмами. Наиболее частыми бывают травмы кожи (ушибы, порезы). Важна правильно оказать первую помощь. Используйте при ответе средства гигиены, которые вам представлены.

Для чего необходимо обрабатывать рану йодом?

Что бывает при сильном морозе?

Оказание первой помощи при обморожении.

При обморожении какую нужно оказать помощь?

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока (интеллектуальная разминка).

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему?

Высказывают гипотезы:

Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы.

– Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?

– Как могут мёртвые клетки защитить наш организм?

– О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.)

– Какие знания нам пригодятся?

1. Из каких частей состоит организм животного? человека?

2. Как называется наименьшая часть живого организма?

3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов

она имеется?

4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей?

5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей?

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

– Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12.

– Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.)

– Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.)

– Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.)

– Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним

передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.)

2. Практическая работа.

– Давайте определим, какая у нас кожа. Для этого проведём наблюдение: оттяните пальцами кожу на кисти (руке) и отпустите, сожмите и отпустите. Что

происходит с кожей? Почему?

Выполняют работу. (Кожа мягкая, эластичная, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму.)

3. Работа с учебником.

– Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14.

(Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.)

– Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.)

– Как вы понимаете название темы урока: «Кожа – “пограничник” организма»?

(Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.)

– Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14. )

– Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.)

– Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.)

– Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.)

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником).

Важно обратить внимание на вопрос 3 – обсуждение гигиенических правил ухода за кожей. Можно предложить ребятам разработать памятку по уходу за кожей.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение заданий из рабочей тетради.

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

При выполнении задания 1 учащиеся должны найти ошибку в подписях к рисунку: перепутаны обозначения кровеносного сосуда и нерва, потовой и сальной желёз.

В задании 2 даётся «разумный совет» чаще мыть руки , чтобы уменьшить количество болезнетворных микробов.

Задание 3 также посвящено гигиене. Ребята самостоятельно записывают «разумный совет»: «Надо промыть рану, смазать кожу вокруг неё йодом или зелёнкой, чтобы убить микробов, и забинтовать пораненное место».

В задании 4 школьники должны отметить знаком «+» левый верхний и правый нижний рисунки (в жару потовые железы выводят на поверхность кожи избыток воды, та испаряется, и тем самым организм охлаждается).

При выполнении задания 5 учащиеся должны подчеркнуть слова детский крем , вазелин .

Задание 6* посвящено загару. Должна получиться следующая фраза: «На солнце кожа темнеет от загара , что делает кожу менее прозрачной. Зимой, при недостатке солнца, загар исчезает».

В задании 7 необходимо соединить изображение по-летнему одетого Миши с правым рисунком с расширившимися сосудами под кожей, изображение Миши зимой – с левым рисунком. Текст с правильно вставленными словами должен выглядеть следующим образом:

«В жару кожа краснеет. Расположенные под кожей кровеносные сосуды расширяются и наполняются кровью. Кровь отдаёт лишнее тепло, и организм охлаждается . На холоде происходит всё наоборот. Кожа белеет, так как её сосуды сужаются . Кровь не отдаёт лишнее тепло, и организм согревается ».

V . Итог урока.

– Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Почему кожу называют нашей природной одеждой?

– Кожа – это природный покров, который защищает наш организм от воздействия внешней среды. То же самое делает одежда.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Образовательная система «Школа 2100»

4 класс

Учебник «Окружающий мир», часть 1.Человек и природа

Тема урока: Кожа – «пограничник» организма.

Цель : создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию у учащихся понятия о коже как о самом большом по площади органе человеческого организма, её строении и функциях.

Планируемые результаты (задачи):

Предметные: формировать понятие о коже как о едином органе человеческого организма, её строении и функциях.

Метапредметные: развивать логическое мышление на основе анализа внешнего строения кожи и синтеза на основе понимания взаимосвязей функций кожи и всех органов через кожу в единый организм, осуществление самостоятельного поиска информации, используя учебник, свой жизненный опыт.

Личностные: создать условия для понимания учащимися необходимости бережного отношения к коже и правил гигиены.

Основные понятия: кожа – это единый взаимосвязанный самый большой по величине орган человеческого организма, имеющий своё строение, свойства, функции, значение.

Оборудование : компьютер, презентация (слайды), кожа, кожаные изделия, лупа, промокательная бумага, шерстяная ткань.

Раздаточный материал : карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.

1.Организационный момент

Самоанализ готовности к совместной учебной деятельности:

Ученик: учебник, рабочая тетрадь, ручка

Учитель: ИКТ, справочники, энциклопедия

— Сегодня мы продолжим изучать свой организм. Желаю вам добыть новые знания.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Предметные результаты:

-выявить знания детей об органах человеческого организма.

Метапредметные результаты:

— учимся обнаруживать учебную проблему.

Какие органы вам известны? (ответы детей, фиксируем на доске)

Какой по-вашему мнению орган самый большой?

— Какой орган можно назвать «пограничником» организма? Почему?(затруднение)

(В ходе обсуждения получаем ответ, что это кожа, необходимо ответить, почему она – «пограничник» — узнать её строение и функции)

3.Постановка проблемы.

Метапредметные результаты:

— формулирование проблемы(о том, что не достаточно знаний об этом органе, чтобы ответить на вопрос – почему кожа – «пограничник»?)

О каком органе нашего организма мы сегодня узнаем?

Что именно мы узнаем о коже?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно сформулировать цель урока после обсуждения,

— определение последовательности работы,

— составление плана, алгоритма работы.

Какая цель урока на сегодня? Сформулируйте цель работы.(фиксируем на доске или на слайде)

Какие задачи работы?(ответы детей)

Для чего каждому надо выполнить эту работу?

На слайде (или на доске) появляется после обсуждения план работы в виде вопросов.

1.Что такое кожа?

2. Какие свойства?

3. Какое строение?

4. Какие функции кожи?

5. Открытие учащимися нового знания.

Предметные результаты:

— объяснять строение, функции, значение кожи, как о едином взаимосвязанном органе,

Метапредметные результаты:

— уметь анализировать обьект (кожу) с целью выделения существенных и несущественных признаков,

— развивать логическое мышление на основе синтеза – понимания взаимосвязей функций кожи и всех органов человеческого организма,

— уметь извлекать информацию, представленную в учебнике по данной теме,

— уметь преобразовывать информацию: представлять информацию в виде схемы,

— устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы,

— умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебной цели,

— уметь высказывать свою точку зрения, принимать точку зрения других, сотрудничать.

Личностные результаты:

— понимания учащимися необходимости бережного отношения к коже и правил гигиены.

1). Сегодня на уроке вы сами узнаете о коже – о самом большом органе нашего организма. Разделитесь на 4 группы – будем исследователями, будем изучать свою кожу.

Каждая группа получает карточки с заданиями: пронаблюдать, сделать опыты, ответить на вопросы, сделать выводы, полученные знания зафиксировать в схемы, установив причинно-следственные связи между строением и функциями.

Карточка №1 (свойства)

    Рассмотрите кожу.

    Определите, какого она цвета?

    Потрогайте, потяните.

    Сделайте выводы на основе самонаблюдения.

Карточка №2 (строение)

    Потри шерстяной тряпочкой кожу на тыльной стороне ладони. Что заметил?

    Сделайте вывод.

    Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите?

    Проведите пальцем по лбу, затем по промокательной бумаге. Что увидели? Сделайте выводы.

2) .Самостоятельная работа в группах.

3) . После самостоятельной работы в группах учащиеся обсуждают, делятся полученными результатами. На слайде (или на доске) схемы.

кожа

свойства

строение

Свойства кожи: разного цвета, гладкая, упругая (способность принимать форму), имеет рисунок, эластичная (растягивается).

Строение кожи: клетки, поры, жир, кровеносные сосуды, рисунок, ногти, волосы.

Затем, исходя из строения, обсуждаем какие функции у кожи. Фиксируем на доске (или показ на слайде):

Поры – функция дыхательная, выделительная; волосы – осязательная, жир – защитная, кровеносные сосуды – теплорегуляторная, ногти, клетки – защитная.

4) . Вывод(учащимися).

Итак, кожа – это единый взаимосвязанный самый большой по величине орган человеческого организма, имеющий своё строение, свойства, функции, значение.

5). Правила гигиены. (показ слайда о гигиене кожи, подготовлен учеником).

6) .Обсуждение.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Предметные результаты:

— знать строение кожи

Метапредметные результаты:

— уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, устанавливать причинно-следственные связи, понимание связи кожи и остальных органов и организма в целом.

Выполняются задания в рабочей тетради: стр. 3, задание №1 (на строение кожи), стр. 5, задание №7 (функции кожи).

7. Рефлексия учебной деятельности.

Предметные результаты:

— оценивать, что полезно для здоровья и что вредно.

Метапредметные результаты:

— осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

— Все ли поставленные задачи нам удалось решить?(возвращаемся к цели и задачам работы, к которым в течение урока постоянно возвращается учитель)

— Для чего мы выполняли такую работу?

Как вам помогут полученные знания в жизни, привести примеры.

8. Домашнее задание (на выбор)

Метапредметные результаты:

— отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий,

-извлекать информацию, делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую (в виде рекомендательного письма).

1.Если ты поранил кожу:

2.Если твоя кожа стала сухой(подобрать из медицинского справочника смягчающие кожу вещества):

3.Если кожа «сгорела» на солнце:

Урок окружающего мира в 4 классе.

Кожа – «пограничник» организма.

Цель:

Формировать понятие о строении и функционировании тела человека.

Задачи:

Создать условия для формирования у учащихся понятия о коже человека как о наружном покрове тела, её свойствах, строении, функциях и их взаимосвязях.

Развивать умения проводить самонаблюдения и осуществлять гигиенические навыки по уходу за кожей, профилактике повреждений и оказании первой помощи при нарушении её целостности.

Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Оборудование : карточки-опоры по строению кожи, лупы, калька, листы- инструкции для шести групп.

Структура урока.

I. Организационный момент (~1 мин.).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~3 мин.).

    Интеллектуальная разминка.

    Проблемная ситуация.

III. Совместное открытие знаний (~27 мин.).

    Работа с учебником.

Физкульминутка (~2 мин.).

    Практическая работа.

    Работа в группах.

IV. Самостоятельное применение знаний (~4 мин.).

V. Подведение итогов работы (~2 мин.).

VI. Рефлексия деятельности (~1 мин.).

VII. Домашнее задание (~1 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в родном краю.

Всех я вас приветствую!

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~4 мин.).

1. Интеллектуальная разминка.

– Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным и здоровым. А как выпонимаете термин «здоровье»? (Дети высказывают свои мнения.) (Это состояние нашего организма.)

– Здоровье – одна из самых главных ценностей человека. Недаром в народе говорят: здоровье дороже золота. Для того, чтобы человек был полностью здоров, необходимо, чтобы все системы органов его организма исправно работали.

– Какие системы органов различают у человека? (Опорно-двигательная, органы пищеварения, органы дыхания, органы выделения, органы кровообращения, органы размножения, органы чувств.)

– Какие органы относятся к органам чувств? (Глаза, нос, язык, уши, покровные органы (кожа и слизистая оболочка).

– Какую роль в организме играет покровная ткань? (Покровная ткань выполняет две функции: защитную и осязательную. Защитную функцию, так как препятствует вторжению различных вредных воздействий во внутреннюю среду организма. Осязательная функция помогает вовремя заметить и предотвратить опасность вторжения во внутреннюю среду организма посторонних предметов и явлений.)

– Какие покровы защищают тело животных: земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей? (Хитиновый покров членистоногих и роговая чешуя пресмыкающихся защищают своих обладателей от механических повреждений и высыхания. Перья птиц и зверей, кроме того, защищают их от потери тепла и перегрева во время сильной жары. Огромная роль кожи в процессах газообмена земноводных связана с её барьерной функцией.)

2. Проблемная ситуация.

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить живую кожу. Почему? (Дети выдвигают гипотезы.) (Попадают различные микробы на внутренние органы.)

– Попробуйте сформулировать нашу задачу на уроке. (Будем разбираться, что же такое кожа, почему она так важна для человека.)

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа с учебником.

– Откройте учебник на с.7 и прочитайте название параграфа. Как вы его понимаете? (Читают название.)


(Выдвигают версии.) (Пограничник – это человек, который служит на охране границ страны и следит за тем, чтобы никто не смог проникнуть на её территорию. Наверное, кожа в нашем организме тоже следит за тем, чтобы никто не проник в наш организм. Она защищает внутренние органы от попадания в неё различных микробов.)

– Толщина кожи всего 2 миллиметра, но при её сильном увеличении (примерно в 50 раз) можно рассмотреть её строение.

– Как же устроена кожа, чтобы выполнять такую важную роль. Рассмотрите рисунок на с.7 (Дети рассматривают, как устроена кожа.)

– Сколько слоёв кожи и какие выделены? (Кожа состоит из нескольких слоёв живых клеток:

    наружный;

    внутренний;

    жировой.

На рисунке выделены:

    наружный слой кожи из мёртвых клеток;

    внутренний слой;

    жировые клетки;

    нервы;

    кровеносные сосуды.

(По мере озвучивания на доску вывешиваются аналогичные карточки.)

– Прочитайте диалог наших героев Лены и Миши. Определите роль наружного слоя кожи. (Работа в парах постоянного состава.)


– Какова роль наружного слоя? (Защищает живые клетки всего организма.)

– Что располагается во внутреннем слое? (Волосяная сумка, корень волоса, сальная железа, потовая железа.)

Физкультминутка.

Текст стихотворения

Описание движений

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

Ходьба на месте.

Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.

Круг руками, встряхивания кистями.

Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.

Сесть за парту.

Руки за спину, свести лопатки.

2. Практическая работа.

– Давайте на практике определим, какая у нас кожа? Пользуйтесь при ответе словами, написанными на доске. (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки. В список включены «лишние» слова, которые для описания свойств кожи не подходят.)

1. Оттяните пальцами кожу на кисти руки и отпустите. Что происходит с кожей? Почему? Какая кожа? (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки.) (Кожа имеет рисунок, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.)

2. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (Поверхность кожи неровная, имеются складки, на поверхности видны отверстия. Они называются поры.)

– Каково назначение пор? (Через них кожа дышит, через поры выделяются жир и пот.)

3. Рассмотрите кожу на кончиках пальцев. Что вы заметили? (На них есть бороздки.)

– В результате наблюдений было установлено, что рисунок из бороздок на пальцах – папиллярный рисунок – у каждого человека свой. Он образуется на коже ещё до рождения младенца и сохраняется всю жизнь. Это наблюдение широко используется в криминалистике, когда для доказательства совершённого преступления сравнивают отпечатки пальцев предполагаемого преступника.

4. Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к кальке. Что осталось на ней? (Пятно жира, который выделяется через поры. Жир выступает как смазка, поэтому наша кожа остаётся мягкой и эластичной.)

5. Имея такое строение и свойства, какую же роль выполняет кожа? Найдите ответ в учебнике и выполните задание 1 на с.8. (Работа в парах постоянного состава.)


– Какова роль кожи? Как вы дополнили предложения? (Дети по указанию учителя озвучивают ответы.) (Кожа не пропускает воду и предохраняет тело от высыхания. Кожа предохраняет нас от вредных веществ. Кожа защищает тело от солнечных лучей. Кожа защищает тело от микробов.)

(На доске по мере ответов выстраивается учителем опора «Роль кожи»:

    предохраняет

    защищает)

– Пользуясь текстом учебника на с.9 определите роль кожи. Работаем по вариантам: 1-й вариант – читает 1-й абзац, 2-й вариант – читает 4-й абзац.



– С какой ещё ролью справляется наша кожа? (Сохраняет постоянную температуру тела – терморегуляция.)

– Учёные подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

(Кожа является органом осязания.)

– Существует специальный алфавит для слабовидящих и слепых, (шрифт Брайля). В нём рельефные буквы можно нащупать пальцами. На с. 10 нашего учебника показана обложка одной из таких книг. (Рассматривают изображение.)


(На доске по мере ответов дополняется учителем опора «Роль кожи»:

    терморегуляция

    орган осязания).

3. Работа в группах.

Красота человека зависит от состояния его кожи. А чтобы она была здоровой, за ней нужно правильно ухаживать. Работая в группах, мы с вами докажем это утверждение.

(Дети работают в группах, объединяясь по 4 человека – каждые 2 парты. Группе выдаётся инструкция. После выполнения заданий каждая группа озвучивает своё сообщение.)

Задание для 1-й группы.

Почему важно ухаживать за кожей? Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.

Кожа выделяет (жир) и (пот) . Они перемешиваются с пылью и грязью .(Поры) на коже закупориваются. Кожа плохо (дышит) . Размножаются болезнетворные (микробы) . Появляются (прыщи) .

Слова для справок: прыщи, жир, поры, дышит, пот, микробы.

Задание для 2-й группы.

На коже всегда есть нежелательные «гости», которые только и ждут случая, чтобы попасть в рот или в глаза. Что нужно делать, чтобы избежать этого? Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.

Мыть (каждый день) лицо, руки, шею, подмышечные впадины тёплой водой с (мылом) . (Мыльная) пена должна быть обильной, так как она хорошо растворяет кожный (жир) и удаляет грязь. Мыться полностью необходимо 1-2 раза в (неделю) . Хорошо вытирать кожу. После мытья кожу можно смазывать (кремом) .

Слова для справок: жир, мылом, неделю, каждый день, кремом, мыльная.

Задание для 3-й группы.

Расскажите о правилах ухода за волосами. Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.

Волосы на голове (предохраняют) головной мозг от перепадов (температуры) . Волосы не любят сильные морозы, ветер, жару, поэтому так важно носить головной (убор) . Необходимо (следить) за волосами. Надо мыть их (шампунем) по мере (загрязнения) .

Слова для справок: убор, температуры, следить, шампунем, предохраняют, загрязнения.

Задание для 4-й группы.

Ногти (предохраняют) чувствительные кончики пальцев. Ногти следует регулярно (стричь) . На руках – раз в неделю, на ногах – раз в 2-3 недели. Ногти на руках необходимо стричь (закругляя) , а на ногах – (прямо) . Заусеницы возле ногтей нужно аккуратно (срезать) , а места, где они были, смазать (йодом) .

Слова для справок: прямо, срезать, предохраняют, йодом, закругляя, стричь.

Задание для 5-й группы.

Что нужно делать, если ты поранил кожу? Вставьте пропущенные слова, используйте слова для справок.

Надо (промыть) рану, если есть такая возможность – обработать (раствором) перекиси водорода. Затем необходимо помазать вокруг неё (йодом) или (зелёнкой) , чтобы убить микробов. Пораненное место (забинтовать) или наложить специальный бактерицидный (пластырь) .

Слова для справок: промыть, пластырь, йодом, зелёнкой, раствором, забинтовать.

Задание для 6-й группы.

Что необходимо предпринять, если вы обожгли палец?

Если вы обожгли палец, его следует поместить под струю (холодной) воды? Положить на обожженное место (примочку) из спирта, водки или раствора (марганцовки) . (Нельзя) смазывать палец подсолнечным маслом. Ни в коем случае (не прокалывать) пузырь. Обратиться (к врачу) .

Слова для справок: марганцовки, примочку, не прокалывать, нельзя, к врачу, холодной.

– Надеюсь, эти правила ухода за кожей вы будете соблюдать.

IV. Самостоятельное применение знаний.

– Для того, чтобы вы могли проверить, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, выполните два любых задания со с.11.

– Если возникнут сложности, обращайтесь за помощью к учебнику или учителю.


V. Подведение итогов работы.

– Какие новые знания помогли справиться с заданиями? (Знания о строении кожи, её функциях, знания правил ухода за кожей.)

– Как выполняли задания? (В задании 4 перепутаны подписи в обозначении кровеносного сосуда и нерва, потовой и сальной желёз. В задании 5 раскрашивали второй и четвёртый рисунки. В задании 6 подчеркнули детский крем и вазелин.)

– Почему кожу называют нашей природной одеждой? (Кожа и одежда выполняют похожие функции: предохраняют и защищают наш организм.)

VI. Рефлексия деятельности.

(Даю оценку работы детей на уроке.)

– Если вы считаете, что на уроке вы получили жизненно необходимые знания и умения, то похлопайте, а если считаете наоборот, то не делайте хлопки.

VII. Домашнее задание.

– Дома вы перечитаете материал §2, ответите на вопросы со звёздочкой на с.10, выполните задания на с.12(на выбор).


«Кожа – «пограничник» организма»

Цель:

Формировать понятие о строении и функционировании тела человека.

Задачи:

Создать условия для формирования у учащихся понятия о коже человека как о наружном покрове тела, её свойствах, строении, функциях и их взаимосвязях.

Развивать умения проводить самонаблюдения и осуществлять гигиенические навыки по уходу за кожей, профилактике повреждений и оказании первой помощи при нарушении её целостности.

Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Оборудование : карточки-опоры по строению кожи, лупы, калька, листы - инструкции для шести групп.

Структура урока.

I. Организационный момент (~1 мин.).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~3 мин.).

1. Интеллектуальная разминка.

2. Проблемная ситуация.

III. Совместное открытие знаний (~27 мин.).

1. Работа с учебником.

Физкульминутка (~2 мин.).

2. Практическая работа.

3. Работа в группах.

IV. Самостоятельное применение знаний (~4 мин.).

V. Подведение итогов работы (~2 мин.).

VI. Рефлексия деятельности (~1 мин.).

VII. Домашнее задание (~1 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в родном краю.

Всех я вас приветствую!

II. Актуализация знаний и постановка проблемы (~4 мин.).

1. Интеллектуальная разминка.

– Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным и здоровым. А как вы понимаете термин «здоровье»? (Дети высказывают свои мнения.) (Это состояние нашего организма.)


– Здоровье – одна из самых главных ценностей человека. Недаром в народе говорят: здоровье дороже золота. Для того, чтобы человек был полностью здоров, необходимо, чтобы все системы органов его организма исправно работали.

– Какие системы органов различают у человека? (Опорно-двигательная, органы пищеварения, органы дыхания, органы выделения, органы кровообращения, органы размножения, органы чувств.)

– Какие органы относятся к органам чувств? (Глаза, нос, язык, уши, покровные органы (кожа и слизистая оболочка).

– Какую роль в организме играет покровная ткань? (Покровная ткань выполняет две функции: защитную и осязательную. Защитную функцию, так как препятствует вторжению различных вредных воздействий во внутреннюю среду организма. Осязательная функция помогает вовремя заметить и предотвратить опасность вторжения во внутреннюю среду организма посторонних предметов и явлений.)

– Какие покровы защищают тело животных: земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей? (Хитиновый покров членистоногих и роговая чешуя пресмыкающихся защищают своих обладателей от механических повреждений и высыхания. Перья птиц и зверей, кроме того, защищают их от потери тепла и перегрева во время сильной жары. Огромная роль кожи в процессах газообмена земноводных связана с её барьерной функцией.)

2. Проблемная ситуация.

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить живую кожу. Почему? (Дети выдвигают гипотезы.) (Попадают различные микробы на внутренние органы.)

– Попробуйте сформулировать нашу задачу на уроке. (Будем разбираться, что же такое кожа, почему она так важна для человека.)

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа с учебником.

– Откройте учебник на с.7 и прочитайте название параграфа. Как вы его понимаете? (Читают название.)


(Выдвигают версии.) (Пограничник – это человек, который служит на охране границ страны и следит за тем, чтобы никто не смог проникнуть на её территорию. Наверное, кожа в нашем организме тоже следит за тем, чтобы никто не проник в наш организм. Она защищает внутренние органы от попадания в неё различных микробов.)

– Толщина кожи всего 2 миллиметра, но при её сильном увеличении (примерно в 50 раз) можно рассмотреть её строение.

– Как же устроена кожа, чтобы выполнять такую важную роль. Рассмотрите рисунок на с.7 (Дети рассматривают, как устроена кожа.)

– Сколько слоёв кожи и какие выделены? (Кожа состоит из нескольких слоёв живых клеток:

o наружный;

o внутренний;

o жировой.

На рисунке выделены:

o наружный слой кожи из мёртвых клеток;

o внутренний слой;

o жировые клетки;

o кровеносные сосуды.

(По мере озвучивания на доску вывешиваются аналогичные карточки.)

– Прочитайте диалог наших героев Лены и Миши. Определите роль наружного слоя кожи.


Какова роль наружного слоя? (Защищает живые клетки всего организма.)


– Что располагается во внутреннем слое? (Волосяная сумка, корень волоса, сальная железа, потовая железа.)

Физкультминутка.

2. Практическая работа.

– Давайте на практике определим, какая у нас кожа? Пользуйтесь при ответе словами, написанными на доске. (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки. В список включены «лишние» слова, которые для описания свойств кожи не подходят.)

1. Оттяните пальцами кожу на кисти руки и отпустите. Что происходит с кожей? Почему? Какая кожа? (На доске даны слова для справок: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки.) (Кожа имеет рисунок, хорошо растягивается, сжимается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.)

2. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (Поверхность кожи неровная, имеются складки, на поверхности видны отверстия. Они называются поры.)

– Каково назначение пор? (Через них кожа дышит, через поры выделяются жир и пот.)

3. Рассмотрите кожу на кончиках пальцев. Что вы заметили? (На них есть бороздки.)

– В результате наблюдений было установлено, что рисунок из бороздок на пальцах – папиллярный рисунок – у каждого человека свой. Он образуется на коже ещё до рождения младенца и сохраняется всю жизнь. Это наблюдение широко используется в криминалистике, когда для доказательства совершённого преступления сравнивают отпечатки пальцев предполагаемого преступника.

4. Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к кальке. Что осталось на ней? (Пятно жира, который выделяется через поры. Жир выступает как смазка, поэтому наша кожа остаётся мягкой и эластичной.)

5. Имея такое строение и свойства, какую же роль выполняет кожа? Найдите ответ в учебнике и выполните задание 1 на с.8. (Работа в парах постоянного состава.)



– С какой ещё ролью справляется наша кожа? (Сохраняет постоянную температуру тела – терморегуляция.)

– Учёные подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

(Кожа является органом осязания.)

– Почему кожу называют нашей природной одеждой? (Кожа и одежда выполняют похожие функции: предохраняют и защищают наш организм.)

VI. Рефлексия деятельности.

(Даю оценку работы детей на уроке.)

– Если вы считаете, что на уроке вы получили жизненно необходимые знания и умения, то похлопайте, а если считаете наоборот, то не делайте хлопки.

VII. Домашнее задание.

– Дома вы перечитаете материал §2, ответите на вопросы со звёздочкой на с.10, выполните задания на с.12(на выбор).