11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина - та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».

Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.

- Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан - Мухина или стеклодувы времен ?

Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам - огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно.

- Какие же стаканы существовали во времена Петра I ? Чем они отличались от советских?

При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, - это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался - его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.

- Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?

Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.

- Что это было за задание?

Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.

- Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?

Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время - это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.

- Где граненый стакан был распространен прежде всего?

Граненый стакан использовали в заведениях общепита - в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.

Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?

Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода - хрустальный гусь.

Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов - ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…

Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки - там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали.

- Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?

Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист - Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались - как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка - это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались - не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней - по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.

Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней - по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями - как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…

Многим людям старшего возраста граненый стакан напоминает о жизни во времена Советского Союза, поскольку этот предмет практически стал символом эпохи. Не менее популярен этот предмет и в наше время.

История граненого стакана противоречива и неоднозначна. Тяжело сказать, кто именно придумал такую форму для стакана. В этом вопросе мнения разошлись. Некоторые исследователи предполагают, что форму граненого стакана придумала скульптор Вера Мухина (среди ее работ знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»). В 1943 году, во время блокады Ленинграда, Мухина руководила ленинградской Мастерской художественного стекла. Именно по этой причине, многие считают ее автором формы граненого стакана. Однако документов, подтверждающих ее авторство, нет.

Другие полагают, что граненый стакан придумал профессор геологии Николай Славянов. Он внес неоценимый вклад в развитие советской металлургии. При изучении его дневников, которые сохранились и сегодня, были найдены наброски с изображением стаканов с различным количеством граней. Однако его изделия должны были быть не стеклянными, а металлическими. Определение авторства осложняется еще и фактом знакомства Мухиной и Славянова, поэтому нельзя точно сказать, кому из них принадлежала идея. Вполне возможно, что форму граненого стакана придумал Славянов, а материал для изготовления предложила Мухина.

Правда, есть еще одно мнение, что история создания граненого стакана связана с именами художника Казимира Малевича и Мухина. А вот сотрудники стекольного музея утверждают, что стакан подобной формы планировали изготовлять еще до войны, и связано это было с тем, что его форма должна была соответствовать новой посудомоечной машине.

Мнения расходятся и по поводу того, откуда в нашем языке появилось слово «стакан». Известно, что в XVII веке были «достаканы» - посуда, сделанная из плотно притертых маленьких дощечек, соединенных между собой кольцом. Многие полагают, что именно отсюда и произошло название. Другие утверждают, что оно пришло к нам из тюркского языка, в котором были такие слова как «дастархан» (праздничный стол) и «тустыган»(чаша).

Граненые стаканы производились различными по объему (от 50 до 250г) и количеству граней (8-14). Однако классическим все-таки стало изделие с десятью гранями и объемом 250 г. В кулинарии его часто используют для того, чтобы точно отмерить необходимое количество сыпучих или жидких продуктов.

В 80-е годы производство стаканов перевели на импортное оборудование. При этом была нарушена технология изготовления, в результате чего изделие, всегда отличающееся своей прочностью, вдруг стало лопаться по бокам, или у него отваливалось дно.

Если сегодня вы захотите купить граненый стакан, то вам придется изрядно побегать по магазинам. В наши дни предлагают огромный ассортимент стеклянных или хрустальных изделий более изящных форм. Но, несмотря на это, граненый стакан не остался в прошлом, и его можно найти сегодня практически на каждой кухне.

Когда русскому человеку есть, что выпить и есть желание это сделать, но нет официального повода, он нередко вспоминает про День граненого стакана и отмечает его в любое время года. Однако этот день действительно существует. Случается он, как и положено, раз в году и приходится на 11 сентября. Когда появился граненый стакан, почему называется граненым и по какой причине обрел такую популярность? История его занимательна и в то же время проста, с ней связаны многие вошедшие в обиход традиции и выражения. Но немало в ней и белых пятен, на которые вряд ли когда-нибудь найдется ответ.

Простой, как 3 копейки

Несмотря на то, что многие связывают это выражение с сатиновыми семейными трусами, история его связана именно с граненым стаканом. Количество граней у него было разным, и от этого напрямую зависела цена. Самый дорогой, называемый «люксовым», имел 20 граней и стоил в этом ряду дороже всех - целых 14 копеек. Вариант попроще, с 16 боковыми плоскостями, продавался по 7 копеек. А самый простой вид граненого стакана, о 10-ти гранях, стоил те самые 3 копейки. В хрущевские времена цены изменились примерно вдвое.

Устоявшийся стереотип о том, что «гранчак», как его часто называли, есть изобретение советского периода, не совсем корректен. Например, он представлен в полотне Кузьмы Петрова-Водкина, датированного 1918 годом под названием «Утренний натюрморт». Увековеченный экземпляр имеет 12 граней. Классикой советского времени он стал гораздо позже.

И не такой уж русский

В пользу того, что история гранчака началась не в России, говорит еще одна картина - «Завтрак», написанная испанским живописцем Диего Веласкесом. Внешний вид граней отличается от привычных для нас вертикальных, но идея просматривается отчетливо. Полотно датировано 1617-1618 гг. Кстати, метод прессования стекла, используемый в производстве этих емкостей, изобретен в США в XIX веке, в России же данная технология была освоена на 100 лет позже.

Когда появился граненый стакан?

Теперь уже никто не ответит точно на этот вопрос, очевидно лишь одно - на Руси он появился раньше, чем о нем начали упоминать, как о предмете обихода, достойном отдельного внимания. Его предшественники выдувались в наших краях еще в XVII веке, о чем свидетельствует ряд выставленных в Эрмитаже образцов. Легенда, которой уже вряд ли найдется документальное подтверждение, гласит, что Петру I гранчак был преподнесен владимирским стеклодувом Смолиным с заверениями о необычной прочности такого сосуда.

Идея монарху понравилась хотя бы тем, что он как раз вводил в обиход модное стекло взамен допотопных деревянных кружек. Вторым несомненным плюсом было то, что широкие грани не позволяли сосуду кататься по столу, что было актуально для корабельщиков. Не отсюда ли берет свое начало слово «устаканиться»?

Самодержец испил из подарка и тут же не преминул попробовать его на прочность, грохнув об пол. То, что сосуд разлетелся на мелкие осколки, нисколько не рассердило царя, и он громко воскликнул «Стаканам - быть!», тем самым дав зеленый свет их массовому производству. Ближайшее окружение услышало, однако, фразу как «стаканы - бить!» и, если верить истории, именно отсюда взял начало обычай бить стеклянную посуду на счастье. В этом, однако, имеются большие сомнения, поскольку обычаи бить посуду существовали исстари у многих народов, и разбито ее по разным поводам к тому времени было уже немало.

Вторая жизнь

После петровского случая следы гранчака в истории снова затерялись, хотя свидетельства о том, что он не вышел из употребления, появлялись регулярно. Реинкарнация стакана в советскую эпоху прочно связана с именем Веры Мухиной, которой во многих источниках и приписывается авторство. Об авторстве самой идеи речи, конечно, не идет, а вот в проекте модернизации женщина-скульптор, получившая Сталинскую премию за «Рабочего и колхозницу», участвовать могла. Известно, что она была новатором не только в области монументальной скульптуры, но и в работах со стеклом, графическим дизайном и с определенными направлениями в одежде. И в памятную дату 11.09.1943 г. с конвейера знаменитого стекольного завода в Гусь-Хрустальном сошел обновленный вариант стакана, ставший символом своей эпохи. Немного странная дата, учитывая военные события того времени, но факт остается фактом.

Необходимость в новой разработке была вызвана началом использования в конце 30-х годов импортируемых в СССР первых промышленных посудомоечных машин, а которых стеклянная посуда нещадно билась. Требовалось придумать сосуд с повышенными показателями прочности.

Главным отличием «мухинского» стакана стал гладкий ободок в верхнем крае, получивший в народе название «маруськин поясок». Из такой посуды было удобнее пить, она идеально подходила под стандарты посудомоечных машин, имела более высокую прочность. Несмотря на то, что заграничная техника не прижилась, и поставки ее были прекращены, разработка оказалась крайне удачной и имела долгую и счастливую жизнь.

Сколько существует типов граненых стаканов?

Правильнее было бы сказать - существовало, а вариантов было немало. Почему стакан называется граненым, очевидно - его наружная поверхность имеет плоские грани, количество которых почти всегда было четным и в разное время менялось от 10 до 20. Был прецедент и с 17-ю гранями, но их нечетность создавала определенные сложности в технологическом процессе, и они быстро были заменены на оптимальные 16. Прочность посуде обеспечивала не только толщина стекла, но и форма, и двойной обжиг при температурах 1400-1600С. Поначалу в состав стекла для особой прочности добавлялся свинец, что впоследствии было сочтено со всех сторон неразумным. Различались типы граненых стаканов и по объему. Их выпускали разного размера, от 50 мл до 350мл, но по единым стандартам.

Что делали с его помощью?

На территории СССР он прочно вошел в быт советского гражданина и был незаменим во многих областях. С его помощью делали многое.

Лепили

Диаметр верхнего ободка был идеален для вырезания заготовок из теста для вареников, пельменей и различных лепешек. Для вареников брали большой гранчак на 200-250мл, для пельменей - его маленький аналог на 100-150мл (стопарик, получивший название по емкости). Многие хозяйки предпочитают этот способ и сегодня, несмотря на то, что хозяйственные отделы предлагают массу более удобных девайсов для лепки пельменей и вареников.

Отмеряли

По сей день, видя в рецептуре обозначение «стакан», опытные хозяйки знают, что именно гранчак является мерилом точности в этом отношении. Те, у кого его нет, подбирают соответствующую ему меру объема и берегут именно для этих целей. Наполненный до гладкого ободка большой стакан вмещает 200 мл, а до самого верха- 250 мл. В самой известной кулинарной книге времени СССР «о вкусной и здоровой пище» мера объема вместо грамм и миллиграмм указана в стаканах на все, что только можно как-то измерить емкостью.

Сушили воздух

До изобретения пластиковых стеклопакетов во многих окнах можно было увидеть наполненный солью граненый стопарик, стоящий между рамами. Это был гениальный лайфхак для предотвращения запотевания и обледенения стекол.

Сажали рассаду

Поскольку цена этой посуде была копеечная, а бумажных и торфяных стаканчиков еще не придумали, в стаканах часто выращивали рассаду на подоконниках. Это было практично, удобно (видно, как подсыхает субстрат) и аккуратно. Кроме того многие замечали, что саженцы в такой емкости вырастают быстрее и сильнее, несмотря на отсутствие дренажного отверстия. О способности сосуда структурировать содержимое заговорили уже позже.

Соображали на троих

Знаменитая алкогольная фраза застойных времен обязана своим появлением тому же самому гранику. Когда из советских торговых точек исчезли удобные для единоличного распития небольшие бутылочки водки, мерзавчики и чекушки, мужское население вынуждено было объединяться по трое, ибо именно на троих было удобно распивать стандартную полулитровую бутылку. Получалось по 167 грамм, которых на одного было «как раз». Для точного деления содержимого было принято использовать граненый стакан, благо его всегда можно было запросто найти в уличных автоматах с газировкой (кстати, даже пьяницы имели хорошую привычку возвращать тару на место). В два стакана бутылка не помещалась, а на три делилась идеально. Наливали под «маруськин поясок», и это исключало всякую несправедливость при дележке.

Уход граненого стакана

Ушел он вместе со своей эпохой, и не потому, что стал никому не нужен, а по причине смены технологий и перевода предприятий на новые экономические рельсы. Смена старого оборудования на новые мировые аналоги сыграло с ним злую шутку, нарушив технологию изготовления. Использование «напряженного стекла», явившегося результатом этих нарушений, привело к тому, что стаканы начали массово взрываться без всяких на то причин. Знаменитый киножурнал «Фитиль» даже выпустил по этому поводу сюжет под названием «Руками не трогать!», но разлетались стаканы того времени и без всякого соприкосновения с руками. Они могли взорваться с налитым горячим чаем или просто холодной водой, а могли с грохотом разлететься на мельчайшие осколки по комнате, стоя до этого спокойно на столе совершенно пустыми. Причина оказалась проста и заключалась она в новом закупленном оборудовании, не соответствующем старой технологии. Оно было доработано, но прежнее доверие к продукции так и не вернулось. Кроме того, это было время, когда в страну хлынули заграничные товары, под которые вскоре начали работать и наши стекольные заводы. В частности, предприятие в Гусь-Хрустальном с энтузиазмом перешло на выпуск более востребованной продукции для IKEA.

Сегодня граненый стакан в нашей стране - это экзотика, которую стекольные предприятия выпускают только под спецзаказ.

Почему стакан называется граненый

Этот неотъемлемый атрибут советского быта был впервые изготовлен в 1943 году на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный именно в том виде, в каком мы привыкли его видеть.
Классика посуды советских времен, сегодня граненый стакан становится раритетом.

Советский граненый стакан создал скульптор. По крайней мере, так считается, что дизайн именно для этого стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина. По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году.




Стоимость стакана зависела от количества граней. Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями. Первые граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-ти гранный – 7 копеек, а если более рифленый, с 20 гранями, то 14 копеек. Но вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка - 200 мл, до краев - 250 мл.


Появление граненого стакана обусловлено научно-техническим прогрессом. Такую форму и структуру стакана продиктовала производственная необходимость, а не фантазия художника. Еще до войны советскими инженерами было изобретено чудо техники – посудомоечная машина, в которой могла мыться посуда только определенной формы и размера. Именно такой стакан очень подходил для этого агрегата, и к тому же он был очень прочный из-за толщины и особого способа изготовления стекла.


С советским граненым стаканом связано известное выражение «сообразить на троих». Во времена Хрущева запретили торговать водкой в розлив, а из продажи убрали очень удобные бутылки, называемые «мерзавчики» - по 125 мл и «чекушки» - по 200 мл. Теперь полулитровая бутылка водки в 2 стакана не помещалась, а на три делилась идеально – «по совести». Если налить в стакан до стеклянного ободка, то входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки.




Молдавский историк называет советский граненый стакан, как причину пьянства в Молдавии. По словам Вячеслава Стэвилэ, до 1944 года, пока советские войска не освободили Молдову от фашистских оккупантов, в стране пили из маленьких стаканчиков объемом 50 миллилитров. Советские солдаты принесли граненый вместительный стакан, устойчивый от падения и прочный. После этого молдаване стали пить больше.




В народе советский граненый стакан называли «маленковским». Это связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.


В 80-е годы XX века советские граненые стаканы стали массово взрываться. В народе пошли слухи о новой антиалкогольной кампании, о происках капиталистов, покусившихся на «святое» и выбравших самый удачный объект. Но все оказалось намного прозаичнее. На завод поставили импортную линию по производству стаканов и перестали учитывать точную технологию изготовления. Как следствие, стаканы начали рассыпаться, лопаться по швам, у них отваливалось донышко. У одной женщины «взорвался» накрытый к празднику стол. Этот факт был отмечен в одном из выпусков сатирического киножурнала «Фитиль».




Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите. Это общеизвестный факт. Но мало кто знает, что этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. И это действительно так. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.


А на железной дороге до сих пор подают чай в граненых стаканах советского образца с подстаканником, что удивительно приятно и мило.



Сегодня в рубрике предлагаю обсудить не еду или питие, а вещь для оного.
Конкретней - гранёный стакан .

фото с сайта savok.org

Да, наш родимый классический гранёный стакан. Судя по , родословная его ведётся с 1943 года, а потом его прозвали, почему-то, "маленковским". Авторство дизайна стакана приписывается легендарной Вере Мухиной, автору "Рабочей и колхозницы", но это я не смог проверить однозначно.

Привычный мне с детства вид классического стакана - 16-гранный, с ровными (не вогнутыми) гранями, стоимостью 14 коп. Такой же стакан был в широком ходу и в поездах, только в подстаканниках. В "России" №1/2 1970-х годов практиковали также ставить в подстаканники более изящные тонкие круглые стаканы, с тремя ободками вверху, но в целом они на советских ж.д. особо не прививались - т.к. были гораздо менее прочны и часто разбивались. Проводники их избегали брать в инвентарь. Поэтому прочный гранёный стакан - это ещё и яркая примета поездов советской эпохи.


У нас с френдессой insieme по поводу правильного числа граней вышел небольшой спор :

Ася, только правильный подстаканник (если имеется в виду классический советский) - 16-граневый, не 20-ти. И грань обязательно должна быть ровной, а не чуть вогнутой внутрь, как сейчас.

Мда? Старый стакан (один) у меня тоже сохранился, он двадцатигранный. Заинтересовалась, пошла гуглить; вики по запросу "стакан" глаголет, что количество граней было разное, в том числе и 20, но всегда четное, разные форумы тоже по-разному пишут...
И еще слушали вечером песню, многозначимую для нашей семьи, - Ольга Арефьева и Ковчег - Имбра Лямур: вот тут текст http://www.ark.ru/ins/lyrics/ImbraLamur.html , вот тут собственно песня: http://www.ark.ru/ins/albums/anatomia/Disk%201/Imbra_ljamur_Olga_Arefieva_Anatomia_www.ark.ru.mp3 . Про двадцать граней она поёт:)

Здесь я затрудняюсь в оценке того, что более "правильно". По моим личным воспоминаниям, самый частый в ходу был стакан - это всё-таки 16-гранный. Другие - были заметно реже.
Сейчас у меня дома два гранёных стакана "с историей", и оба - 16 граней. Один я забрал при закрытии шоферской столовой в Петропавловске-Камч., на спуске от 11 км в пос. Авача (по трассе автобуса №6), второй - мне привезла из Вильнюса и подарила френдесса, он был взят в своё время при расформировании советской войсковой части в Литве, из столовой, ждал своего часа и затем уже приехал в Питер. Остальные стаканы - неаутентичное "новьё" (граней более 20, они вогнутые и мелкие). Я их держу для подстаканников - обожаю пить чай именно из стакана в подстаканнике.

Давайте посмотрим: вот как выглядят стаканы в 16 и 20 граней (слева и справа, соответственно):

Видите? Грани - обязательно ровные, прямые. Только в самом конце 80-х начали лить всякие неканонические образцы, с вогнутыми и мелкими гранями. Возможно, в конце 40-х и начале 50-х экспериментировали с другими формами, но на моей памяти - 70-е, 80-е, были только с прямыми гранями.

Википедия пишет вот что:
Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17-ю гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь технологичнее выпускать стаканы с четным количеством граней.) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

У меня, правда, 16-гранники с выдавленными "14 коп.", оба, а не 7 коп., как пишут в Википедии.

Друзиа, есть вопрос и к вам (особеннно к тем, кто застал Союз в сознательном возрасте, а не в 12 лет): так какие стаканы вы считаете самыми "классическими", по памяти? Есть ли у вас дома советские (не современные) столовские/поездные стаканы и во сколько они граней? Вот у меня - только в 16.

Ну а если у кого есть что интересного добавить про гранёный стакан (не гугленное, а своё) - конечно же, пишите в комменты. Всё интересное с благодарностью принимается:-)