Каждый человек рано или поздно встречается с бедой, безвозвратной потерей близких и родных людей. Одному Богу ведомо, как душа вселяется в тело при зачатии и как покидает его в момент смерти. После того как душа усопшего отошла в мир иной, живым людям необходимо позаботиться о ее спасении. Для этого необходимо соблюсти все православные христианские традиции.

Что такое отпевание

Отпевание усопшего в церкви или в ритуальном зале при морге – один из важных обрядов, чин погребения , напутствующий упокоенную душу в другой мир.

В состав чинопоследования входят:

  • стихи;
  • каноны;
  • чтение Апостола и Евангелия.

Присутствующие на отпевании родные, близкие, друзья и знакомые усопшего вместе со священником должны молиться и испрашивать у Всевышнего помощи душе покойного.

На 40 день душа предстает пред Престолом Господним и в этот день решается ее судьба до Страшного Суда: будет ли она ожидать его в раю или в аду.

Важно! Усиленное моление Церкви и родных покойного играют очень важную роль и помогают душе войти в Царствие Небесное.

По традиции, по окончании отпевания гроб с покойным до кладбища сопровождают родственники усопшего во главе со священником.

Ранее процессия останавливалась на каждом перекрестке по пути следования для чтения заупокойных молитв. Сейчас же клирик в любом месте просит провожающих помолиться за душу покойного. Количество таких остановок не регламентировано.

Отпевание в церкви

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви.

Для его совершения необходимо:

  • знать волеизъявление покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме);
  • быть уверенным в том, что покойный крещен в православной вере;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить справку о смерти (с подписями и печатями);
  • приехать в выбранную церковь и предъявить необходимые документы, удостоверяющие факт смерти, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • приобрести в церковной лавке необходимые атрибуты для покойного: нательный крест, крест в руки, свечи на гроб, покрывало, подушечку, пелену, венчик, бланк с разрешительной молитвой;
  • для прощающихся с усопшим людей купить достаточное количество свечей;
  • внести пожертвование за Таинство.
Внимание! Земелька, которой священник крестообразно осыплет тело покойного, не покупается – ее выдают в храме.

В православии принято совершать отпевание усопшего в церкви

Проведение обряда

Обычно из морга в храм тело привозят полностью подготовленное:

  • на лбу покойного имеется венец;
  • в руке и на груди крест;
  • тело накрыто саваном.

Требный клирик устанавливает свечи на гроб и зажигает их, а родные раздают провожающим усопшего в последний путь свечки (зажженные свечи в их руках символизируют победу жизни над смертью).

Гроб устанавливается лицом к алтарю и священник начинает читать молитвы, псалмы, Священное Писание. Те самым он и присутствующие, молящиеся вместе с клириком, умоляют Всевышнего простить усопшему все согрешения и даровать Царствие Небесное. Чем сильнее соборная мольба, тем больше «шансов» душе беспрепятственно пройти воздушные мытарства и вознестись в обители рая.

После прочтения разрешительной молитвы, листок с ее текстом вкладывается в руку покойного и наступает последняя возможность попрощаться с усопшим. Для этого нужно поцеловать икону на груди и венчик на лбу покойного. В эти сокровенные и трепетные секунды можно испросить прощения у умершего, прошептать ему последние слова.

Если отпевание совершается при закрытом гробе, то следует при прощании прикладываться ко кресту на его крышке. Затем священник закрывает умершего саваном, осыпает его крестообразно освященной землей.

Важно! Икону, возлежащую на груди покойного, следует забрать домой, установить на иконостас и молиться пред ней.

Церковь никогда не устанавливает тарифы за требы. На ценниках указаны лишь предполагаемые величины пожертвований – сумму, которую человек готов пожертвовать (это определяется финансовыми возможностями самого жертводателя).

Молитвы за усопшего:

Существующие запреты

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански

Не совершается отпевание в Православной Церкви над:

  • некрещенными (за таких покойных следует молиться келейно);
  • иноверцами;
  • богоборцами;
  • отрекшимися от Христа;
  • самоубийцами (исключение – лишение себя жизни, находясь в невменяемом состоянии, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • младенцами, не сподобившимися Святого Крещения (они не очищены Святым Духом от греха прародителей);
  • мертворожденными или убитыми во чреве младенцами.

Заочное отпевание

Таинство без присутствия тело покойника совершается редко. Оно возможно в случаях:

  • когда усопший захоронен много лет назад, но по каким-либо причинам не был отпет;
  • если человек погиб на войне, в результате терракта, авиакатастрофы, утонул в кораблекрушении, пропал без вести.

Священник освящает и благословляет специально подготовленную землю, читает молитву. По окончании отпевания земелька вручается родным покойного. Ею необходимо крестообразно посыпать могилу.

Если же покойный был кремирован, то землю следует всыпать в урну с прахом.

Совет! Если место захоронения неизвестно или находится далеко, и нет возможности добраться до нее, то землю брать в церкви ни к чему.

Суеверия

Вокруг упокоившихся людей и их похорон витают какие-то странные, языческие обычаи и необъяснимые домыслы.

Люди, далекие от церкви, к ним прислушиваются, их исполняют, причем совершенно не задумываются о смысле:

  • занавешивать зеркала, окна, телевизор и все отражающие поверхности в доме, где находился покойник, дабы не увидеть его отражения;
  • намертво закрывать окна и форточки в доме (якобы чтобы душа осталась дома);
  • устанавливать под гробом большую емкость с чистой водой (ради омывания души от нераскаянных грехов);
  • укладывать в гроб часы, вещи, деньги, продукты (чтобы благостно жилось в ином мире);
  • запрещается нести гроб с телом покойного близким родственникам (атеисты верят, что носители вскоре тоже умрут);
  • не смотреть на похоронную процессию в окно своего дома (считается, что вскоре один из домочадцев тоже преставится);
  • после выноса тела или гроба из дома вымывать пол (чтобы мертвец более не вернулся);
  • выливать водку на могильный холмик и посыпать его хлебными крошками;
  • вместо пожелания «Царствия Небесного» желать усопшему «Пусть земля будет пухом»;
  • верить, что после смерти человека, его душа вселяется в птиц, кошек, собачек и прочих животных, принимает вид насекомых;
  • верить, если покойника не отпели, то его неупокоенная душа блуждает по свету в виде призрака;
  • верить в скорую смерть человека, который встал между гробом и алтарем;
  • кремация – причина неизлечимых недугов и родственников покойного.

Забота о душе почившего христианина не заканчивается одним лишь отпеванием.

Важно! Келейная и соборная молитва, поминание на Литургии, панихида, сорокоуст об упокоении – важные заупокойные требы.

Нельзя лишь просто подавать записки – молитвенно трудиться необходимо вместе со священником.

Ушедшего в иной мир любимого человека нужно оплакивать по-христиански, с надеждой и верой на встречу с ним в вечности. Поэтому богатые похороны, огромный памятник на могиле и поминки с изысканными яствами немного успокоят и утешат живых, но не принесут никакой пользы и не помогут мертвым.

Посмотрите видео о том, как поминать усопших

Приходит в наши семьи часто неожиданно, но к сожалению неизбежно… Мы попросили священника Михаила Михайлова ответить на самые распространенные вопросы о смерти, что такое отпевание, как правильно вести себя на отпевании и на кладбище.

–Батюшка, был ли человек сотворен смертным?

– Бог не сотворил смерти. Бог сотворил человека бессмертным. Но Адаму была дана одна заповедь, преступление которой означало отпадение, отречение от Бога и от Жизни Вечной. Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: “Грех, вследствие которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: “В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная – разлучение души с телом”. Адам отпал от Бога духовно, а вслед за тем последовала и смерть телесная.

Но пришел Христос, Сын Божий, спасти человека от греха и спасти человека от смерти. До Воскресения Христова врата Рая были закрыты и все, даже праведники, шли в ад. Поэтому на иконе Воскресения Христова мы видим людей, на главах которых сияют нимбы. Христос открыл нам врата Жизни Вечной и с того момента смерть – это рождение для вечной жизни.

– Как человек должен подготовиться к своей кончине и когда надо начинать готовиться?

– Христианину нужно помнить о том, что он смертен, что Господь может взять нас в любую минуту, совершенно неожиданно для нас. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу», а святые отцы напоминают: «поминай час смертный и вовек не согрешишь».

Каждый вечер мы читаем молитву «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?», это значит, что отходя ко сну, мы должны помнить, что можем и не проснуться. Поэтому нужно каяться в грехах перед Богом каждый день и час, нужно регулярно исповедоваться, причащаться, жить так, чтобы быть готовым предстать на Суд Божий и уповать на милость Его.

– Как поступить близким людям? Нужно ли им напоминать своим невоцерковленным пожилым близким, что нужно готовиться к смерти?

Думаю, обязательно нужно, с любовью. Ведь потом мы же и будем «кусать локти», что не наставили человека на путь спасения, не причастили. Сколько любой священник знает случаев, когда родственники приходят в храм в самый последний момент, просят придти к умирающему, но часто бывает уже слишком поздно…

Например недавно причащали 100 летнего человека, который ни разу за всю жизнь не причащался. Человек прожил 100 лет и ни разу не причастился! Слава Богу, он был в сознании и было возможно напутствовать его.

Был случай у знакомого священника, пригласили его домой к умирающей бабушке, она была без сознания. Нельзя причащать человека без сознания, поэтому о.Сергий громко спросил ее: «Будем причащаться?»- и она на какой-то момент пришла в себя и ответила: «Да!». О. Сергий причастил ее, и она буквально через полчаса почила.

Не нужно дотягивать до последнего. У всех на слуху поговорка «memento mori» – помни о смерти. Нужно помнить о смерти всегда. Как приходим в этот мир, так и уйдем. Молодых людей мы готовим стать родителями, а пожилым нужно напоминать о смерти. Мы же готовимся ко сну после дневных забот. Так и наша жизнь: проснулись – родились, радуемся жизни, потом ответственность, заботы – проходит жизнь, к концу устаем, хотим отдохнуть, готовимся к переходу в мир иной.

– Не обидятся ли наши ближние на то, что мы им об этом им напоминаем? Ведь сейчас особенно на Западе, а понемногу и в нашей стране тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

– Скорее всего, они обидятся, когда наступит этот смертный час, и они поймут, сколько они упустили. В моей личной практике был такой случай: председатель одного колхоза, причастившись первый раз перед смертью, был просто удивлен, почему он раньше не причащался, вот теперь он умирает, а как же раньше–то без Церкви обходился…

Человек пред лицом смерти становится совершенно другим. Мы этого не пока пережили, но каждый это переживет, отношение к прошедшей жизни меняется перед лицом смерти, вся жизнь в мгновение проходит перед глазами человека. Хорошо, если сподобимся тихой христианской кончины, но ведь как много и трагических смертей. Поэтому надо быть готовым к смерти всегда.

– Нужно ли скрывать от близких тяжелый диагноз? Нужно ли утешать их, говоря, что у них ничего страшного со здоровьем, или нужно стараться готовить их к переходу в Жизнь Вечную?

– Сейчас медицина отошла от того, чтобы не говорить о таком диагнозе, человека в любом случае надо как-то готовить.

В этом году на Светлой седмице отпевал р. Б. Галину. Молодая женщина, она тяжело болела. Я ее с супругом венчал. Она знала о болезни, знала, что болезнь неизлечима и говорила мне, что эта болезнь заставила ее совершенно по–другому посмотреть на жизнь. Они с супругом верующие из верующих семей, ей было легче.

А каково человеку неверующему на пороге Вечности? Поэтому нужно как-то тихонечко готовить человека, какой бы диагноз ни был.

– Значит, говорить человеку о том, что все будет хорошо, что он обязательно поправится – неправильно?

– Не неправильно, надежду можно давать, но надо объяснить, что все нам дает Господь.

Я знаю людей, смертельно больных раком, которые по воле Божией выздоравливали. Господь судит. И нужно готовить человека к принятию воли Божией, нам Господь еще отпускает какое-то время. Близким очень тяжело и тяжело самим больным в последние минуты. Облегчить их участь, их боль – наша задача. Быть рядом с умирающим человеком нелегко и не у всех хватает сил. Близкие умирающего иногда раздражаются, злятся, чуть ли не бьют больного, а после смерти рыдают, корят себя за неиспользованное время, за свою грубость. Господь нам дает возможность, а мы не используем это время для подготовки. Важно подводить людей к самому пониманию смерти как естественного перехода – из этой жизни в Жизнь вечную. Мы все носим одежду, но она ветшает со временем. Мы выкидываем истрепанную вещь и не печалимся. Так и наше тело, оболочка – она ветшает. Но мы с радостью облечемся в одежды новые, которые даст нам Господь, переселимся в Его обители. Это как ожидание встречи с родителями. Она всегда радостна.

К тому же, нередко, люди печалятся о себе: «Оставили меня…»! Я вспоминаю одно отпевание. Женщина смертельного скорбела и убивалась, у гроба почившего мужа. Потом ей задали какой-то отвлеченный вопрос, она сразу сменила свое поведение и спокойно ответила, как актер, отыгравший роль, потом опять вернулась ко гробу и начала причитать с удвоенной силой!

– То есть важно отличать, когда мы печалимся о судьбе почивших близких, а когда мы просто жалеем себя, что нам без них плохо?

– Конечно, тяжело терять близких, родителей, или детей. Но нужно смотреть на все здраво. Если Господь забирает ребеночка – значит так нужно. Ведь как часто люди жалуются на судьбу, часто приходится слышать от людей: «Сын (или дочь) пьет, непотребно себя ведет, родителей избивает! Лучше б в детстве умер!». Если Господь забирает даже самого близкого человека – это все по Его воле делается.

– В XIX в. в книгах много рассказывалось о том, как матери вымаливали больных детей, а потом не могли их воспитать и удержать от греха и душевной погибели и просили Бога, чтобы Он забрал дитя, если есть на то Его воля, пока не стало совсем поздно…

– Конечно, возьмем старые времена: на селе рожали по 20 детей и половина умирала, но особой скорби не было, люди печалились, но понимали, что это нормально. Те, кто выживали становились крепкими и здоровыми. Все в жизни промыслительно и ранняя смерть может физически отрезать человеку путь ко греху.

Очень часто смерть наших близких может служить нам вразумлением, особенно смерть молодого человека. Помню такой случай. Когда я служил в Лефортово, привезли как–то в храм молодого некрещеного человека, он разбился на машине. Много молодежи пришло, весь двор заполнили, стоят, требуют, чтоб его отпели, на батюшку чуть ли не с кулаками бросаются. А батюшка пожилой стал им объяснять, что некрещеного нельзя отпевать и очень мудро им ответил: «Вот смотрите, он некрещеный, а из вас много ли здесь крещеных? Он как пример для вас, чтоб вы задумались, покрестились, вот принесут вас к порогу церкви и что будет? Вы требуете чтоб неверующего отпевали, а почему? Потому что душа ваша требует. Вы же понимаете, что нужно в церковь его нести». Потом какая-то часть из тех молодых людей крестилась. Получается, что смерть их близкого друга сподвигла их ко крещению, заставила задуматься о вечном.

– Батюшка, как врач реанимации и священник можете ли Вы сказать, что человек, исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти, отходит по–иному, чем нераскаянный грешник?

За 17 лет своего служения, а до этого, будучи медиком, я видел всего 2-3 людей, отказавшихся от Причастия перед смертью. Обычно же, когда люди видели крестик, они совершенно по–другому относились к медицинскому работнику. Однажды к нам в больницу в очень тяжелом состоянии попала пациентка – руководитель хора общины пятидесятников и когда я уже выходил из реанимации, она взяла меня за руку и попросила за нее молиться. Пятидесятники не поминают усопших, а она, видя крестик, попросила. Кончина у причастившегося человека другая, спокойствие, даже в тяжелой болезни, он принимает все как из рук Божьих. Перед смертью человек видит другой, сокрытый от нас мир, и по–другому смотрит на все, ценности уже совсем другие. И он больше ни о чем и думать не может. К примеру, зуб болит – хочется на стену лезть, ни одежд красивых, ни сериалов тебе не надо, температура под сорок – какая там музыка, кино, осуждать кого-нибудь, лишь бы выздороветь, одна надежда на Бога и врачей. Конечно, много происходит и чудесных случаев.

Одна матушка болела раком, но болей почти не было, она смиренно все переносила. Господь судил ей еще год прожить, ее муж, священник, причащал ее каждый день. Она знала о своей тяжелой болезни, но смиренно все воспринимала и кончина ее была тихой и спокойной.

– А знаете ли Вы такие случаи когда темные силы не давали человеку причаститься?

– Да конечно, один умирающий, к которому меня позвали, изрыгал проклятия, плевался, и я не дерзнул его причастить. Но перед самой смертью, когда началась агония, он начал звать священника, но было уже поздно. Какие силы бы не забирали человека, отходит он все равно на Божий суд.

– Имеют ли значение такие формальные вещи как цена гроба, материал и т.д. или просто важно, чтоб на гробе был православный крест?

– Цена не имеет значения. На Афоне, например, хоронят не в гробу, а завернув в простыню. А неких князей мира сего хоронят в шикарнейших гробах. Ну и что с того? Ведь сказано: «раб и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве» (стихиры на отпевании). Конечно, не нужно пренебрегать благолепием. Все должно быть просто, но достойно. Хочется еще отметить, что на Руси не было понятия «гроб», говорили «домовина» – добротный дом, не вычурный но добротный.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир – вот главнейшая обязанность родственников.

Нужно обязательно пригласить к умирающему священника, хорошо, если перед кончиной человек исповедуется и причастится. Но нужно стараться сделать это заблаговременно – не откладывать на последний момент, потому что в самый последний момент может быть уже поздно: несколько минут промедления – и человек – без сознания.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Он читается от лица “человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати”. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

– Отпевание. Как правильно все устроить? Можно ли отпеть в морге?

– Святейший Патриарх Алексий говорил, что морг – не место для отпеваний, отпевание хорошо совершить в храме при больнице, в храме на кладбище или в любом другом храме. Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание. Дело в том, что много самозванцев, которые, выдавая себя за священников Русской Православной Церкви, совершают “отпевания” в моргах и на кладбищах Московской области.

– Какие дни особого поминовения усопших?

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений новопреставленного – третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: “Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного.” Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. В году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших.

Это так называемые родительские дни:

1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню – “Недели мясопустной”, т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.

2. 2-й недели Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

5. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

7. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

9. Димитревская родительская суббота – суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

– Как правильно вести себя на кладбище?

На кладбище не нужно пить, еду оставлять, разве что если птичек покормить. А если приносить и оставлять еду – это язычество, усопший же не выйдет чтобы покушать. И яйца пасхальные освященные нельзя оставлять – достанутся они собакам и птицам и это будет поругание святыни. Для поминовения усопшего лучше нищим пищу отдать, чтоб помолились.

– Какие обычаи, связанные с погребением, являются греховными и суеверными?

Перечислить все суеверия, наверное, и невозможно – столько их – закрывать зеркала, рюмка водки с хлебом «на помин души», запрещение садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливание водки на могилу и так далее. Не нужно им следовать, в них верить. Всегда нужно помнить – Господь забирает человека, когда Сам произволяет, человек находится на Суде Божием, поэтому главное – это наша молитва о человеке. Наша молитва и церковная.

– Надо ли близким говорить чтобы не придавали значения суевериям?

– Думаю, сказать можно, с любовью. Объяснить, что главное – это молиться за усопшего. Я, например недавно сказал и меня послушали.

– На могильном кресте не должно быть фотографии усопшего?

– Нет, ни в коем случае. Иногда помещают внизу на табличке но не на самом кресте.

– Батюшка, как быть с кремацией? Можно ли кремировать усопшего?

Если некуда захоронить, денег нет или везти очень далеко, иными словами, если нет другого выхода.

Огромное значение отпеванию усопшего в церкви уделяют христиане в православии и католицизме. Считается, что без этого ритуала душа умершего человека не сможет обрести покой и будет обречена на вечные скитания между двумя мирами.

Для чего это необходимо?

Согласно христианской традиции, перед смертью человек должен успеть раскаяться в своих грехах. Это увеличивает вероятность того, что душа усопшего войдет в Царствие Небесное. В некоторых случаях умирающий не имеет возможности раскаяться. Будучи молодым и здоровым, человек не задумывается о бренности бытия. Смерть же может прийти неожиданно. Ежедневно тысячи людей гибнут в автомобильных авариях, во время грабительских налетов на свои жилища и т. д.

Отпевание усопшего - это благословение церкви, которое дается душе человека. Суть этого обряда состоит в том, чтобы Высшие силы простили только что умершего и позволили ему найти вечный покой. Церковь призывает родных и близких покойного, прежде всего, молиться о душе того, кто был любим и дорог, а не устраивать богатые похороны или пышные поминки. Таинство смерти (так часто называют отпевание) намного нужнее новопреставленному, чем красивые венки и дорогие памятники на кладбище.

Ритуал нужен не только покойному, но и его близким людям.

Находясь рядом с ушедшим родственником или другом, человек невольно задумывается о недолговечности всего земного. Люди понимают, что смерть ожидает каждого, что из этого мира рано или поздно придется уходить. Для многих уход близких становится настоящим потрясением, которое заставляет задуматься и о собственной душе, пересмотреть свою жизнь, отказаться от греховных действий.

Обряд желательно проводить в храме, который считается святым местом. Вполне допустимо приглашать священнослужителей на дом. Церковь разрешает заочное проведение ритуала, если останки покойного не найдены и не могут быть похоронены. Иногда транспортировка тела в храм невозможна. Если и священник не сможет посетить дом усопшего, родные покойного должны просить церковь о .

Священнослужители обычно идут на уступки. Родственникам дают землю, листок с разрешительной молитвой и венчик. Церемония будет проведена заочно. Венчик надевают покойному на лоб. В правую руку умершего следует вложить листок с молитвой.

Тело посыпают землей крестообразно: от головы до ног, затем от правого плеча до левого.

Существует 5 видов отпевания:

  1. Для младенцев. К младенцам относятся не только новорожденные. Церковь так называет всех детей, которые умерли, не достигнув семилетнего возраста.
  2. Для мирских людей.
  3. Пасхальное. Отпевания не проводят на пасхальной неделе. Церемонии совершаются в первую седмицу Пасхи.
  4. Для монахов и иеромонахов.
  5. Для иереев и епископов. Ритуалы отличаются большей торжественностью, чем обряды простых монахов.

Обязательно ли это делать?

Верующие люди зачатую ведут себя слишком высокомерно по отношению к тем, кто не является соблюдающим христианином или не верит в Бога вообще. Верующие полагают, что достаточно регулярно посещать церковь и выполнять все ритуалы для того, чтобы попасть в рай. В отпевании они видят гарантию входа в Царствие Небесное.

Еще при жизни они заботятся о том, чтобы после их ухода родные заказали в храме этот обряд.

Таинство смерти не гарантирует, что христианин войдет в Царствие Небесное. Существует 7 церковных таинств, среди которых покаяние, крещение и некоторые другие. Каждый из обрядов что-то гарантирует верующим. После покаяния люди могут считать, что их грех будет прощен, если только они не имеют намерения продолжать грешить дальше. После крещения человек может называть себя христианином, а христианскую церковь - своим заступником перед Богом.


Отпевание не относится к церковным таинствам, несмотря на то, что его иногда называют таинством смерти. Не следует думать, что закоренелый грешник, который умышленно причинял вред ближним и вел неправильный образ жизни, войдет в рай только потому, что его отпели. Известны случаи, когда праведные люди, отошедшие от мирского, завещали бросить свое тело в помойную яму или отдать на растерзание собакам. Таким образом они хотели показать свое пренебрежение к бренному телу, которое считали нечистым. Праведный Артемий Веркольский был убит молнией. Такая смерть была признана карой Всевышнего. Самого праведника стали считать грешником. Его не только не отпели, но и не . Тело было оставлено в безлюдном месте и прикрыто хворостом. Почти 30 лет спустя его обнаружили. К удивлению верующих, тело осталось нетленным. Чудо было свидетельством того, что Артемий - Божий человек.

Несмотря на то что обряд отпевания не является обязательным условием вхождения в Царствие Небесное, не стоит забывать о таинстве смерти. Проведение ритуала связано с немалыми затратами, что заставляет верующих отказываться от отпевания умершего. Покойный, если он вел относительно праведную жизнь, стремился быть настоящим христианином и каялся в своих грехах, будет награжден после смерти. Родственники, для которых единственная причина отказа от обряда - материальные затраты, будут жестоко наказаны. Если у человека не было родственников, позаботиться о его душе должны те, с кем он близко общался при жизни, или те, кому он завещал свое имущество.

Отсутствие родственных связей не снимает ответственности с живых.

Когда проводится таинство?

Отпевание в храме осуществляется до обряда погребения. Церковь оставляет за близкими право провести его уже после похорон. Но воспользоваться этим правом можно в исключительных случаях. Допустимо заочно отпеть солдата, который был убит на войне и похоронен далеко от дома. В последние десятилетия специальные поисковые группы находят останки воинов, погибших в годы ВОВ. Тела перезахоранивают на кладбище и проводят ритуал.

Необходимость провести обряд после погребения может быть вызвана и с тем, что в свое время покойный не был захоронен по христианской традиции из-за идеологических соображений. Некоторые представители старшего поколения, родившиеся в Советском Союзе, не были отпеты. Сегодня религия не подвергается гонениям, как в середине прошлого века. Дети, внуки и правнуки должны позаботиться о душах своих умерших родителей и прародителей. Не имеет значения, сколько времени прошло с момента смерти человека.

Искренняя молитва за него будет принята всегда.

Если причиной отпевания после похорон стали обычные бытовые неудобства (свадьба, отпуск, работа), на живых ложится грех, за который им придется отвечать и в этой жизни, и на том свете.

Когда можно получить отказ?

В определенных случаях для проведения обряда требуется особое разрешение. Умершего могут не отпеть, если он:

  1. Самоубийца. Самостоятельное сведение счетов с жизнью рассматривается церковью как один из самых тяжких грехов, который трудно замолить. Самоубиенных обычно не отпевают. На Руси такого человека даже не хоронили на кладбище рядом с праведниками. Тем не менее исключения все-таки возможны. Если человек был душевнобольным, церковь не может спрашивать с него как с психически здорового. Родственникам необходимо представить заключение врача о том, что покойный был болен и не контролировал свое поведение. Приходской священник не имеет права принимать решение о проведении отпевания. Этот вопрос решается только архиереем. Обращаться с просьбой нужно в епархию.
  2. Некрещеный. Церковь не может проводить в последний путь человека, который ей не принадлежал. Чин отпевания младенцев, которых не успели окрестить, может быть дозволен. Новорожденный не виноват в том, что родители вовремя не ввели его в лоно церкви. Зачастую и самих родителей обвинять в этом нельзя. Смерть наступает неожиданно, и к ее приходу редко бывают готовы. Для проведения обряда может потребоваться разрешение. Однако если усопший, будучи уже в сознательном возрасте, отказывался от таинства крещения, снисхождения к нему не будет. Ему откажут в отпевании в церкви. Задача близких состоит в том, чтобы уговорить некрещеного пройти обряд, особенно если он смертельно болен и велика вероятность того, что он скоро умрет.
  3. Безбожник или закоренелый грешник. Человек, который вел аморальный образ жизни, призывал к атеизму, организовывал гонения на религию и не раскаялся в своих деяниях перед смертью, не может быть отпет по христианскому обряду.

Вопрос о том, можно ли отпевать наркоманов и алкоголиков, остается открытым. Большинство священнослужителей сходится во мнении о том, что делать это необходимо. Церковь должна не выносить грешнику суровый приговор, а пытаться оправдать его перед Богом. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как болезнь, а больного нельзя осуждать. Часто люди впадают в грех неосознанно, начинают пить от горя, пытаясь забыть свои проблемы.

До недавнего времени существовал запрет на отпевание кремированных.

Тело христианина должно быть предано земле. Однако запрет был снят, поскольку кремация стала более актуальной. В некоторых случаях она даже необходима.

Как проводится церемония?

Родным покойного необходимо прийти в храм и договориться со священником. Сделать это надо сразу же после того, как было получено известие о смерти. Ежедневно в церквях проводится много обрядов. Работники храма должны определить время для каждой церемонии. О том, что нужно иметь при себе родным и близким в церкви, заранее сообщит священник. Обычно к обязательным ритуальным предметам относятся свечи, погребальный венчик, нательный крест покойного, малая икона, погребальное покрывало и листок с разрешительной молитвой.

На протяжении всей церемонии каждый провожающий должен держать в руках горящую свечу. Гроб вносят в церковь без крышки. Венчик, который кладут на лоб покойного, символизирует венец земного пути, который умерший прошел с честью. Священник читает псалмы и Священное Писание. Певчие поют специальные погребальные стихиры и тропари. После этого должно быть провозглашено свидетельство о прощении прегрешений. Считается, что новопреставленной душе будут прощены грехи, в которой она успела раскаяться во время своего пребывания на земле. Но и в тех случаях, когда человек умер без покаяния, обряд снимает с него часть грехов.

Церемония завершается разрешительной молитвой.

Следующим этапом становится прощание с умершим. Родные и близкие подходят к гробу и отдают земные поклоны. По традиции необходимо поцеловать икону на груди усопшего, а затем венчик. Тело накрывают покрывалом. Гроб закрывают крышкой и заколачивают. После этого проходит церемония погребения. В среднем таинство смерти длится 40–50 минут. Сказать заранее, какой именно будет длительность, очень сложно. Все зависит от целого ряда обстоятельств.

Как вести себя родным и близким?

Несведущие не знают, как вести себя при отпевании покойного, как одеться и т. д. Присутствующие на церемонии чаще всего надевают траурную черную одежду. Это не считается правильным. Когда человек умирает, ему предстоит пройти путь от смерти к новой жизни. Гибель бренного тела становится освобождением для бессмертной души, которая направляется в лучший мир и видит свет впереди. Отпевание для священника - это повод надеть белые облачения, как при проведении таинства крещения. Обе церемонии являются самыми важными в жизни человека: сначала его принимают в этот мир, а затем провожают в лучший.

Как бы странно это ни звучало, но похороны не следует рассматривать как повод для скорби. Родные покойного не должны приходить в церковь в черном. Это светская, а не церковная традиция. Уход дорого человека воспринимается как трагедия. Если на погребение или отпевание кто-то из родных или знакомых придет в светлой одежде, участники церемонии отнесутся к этому с негодованием.

Мирские люди не знакомы с церемонией отпевания и не знают, как она будет происходить. Придя в храм, они не отходят от гроба. Однако таинство смерти предназначено для молитв за усопшего. Молиться должны не только священнослужители, но и родные и близкие покойного. Не зная священных текстов, можно просто вслушиваться в то, что читает святой отец, или прислушиваться к певчим. Следует мысленно повторять услышанное.

Духовное должно занимать не меньше места в жизни, чем мирские заботы. Современный человек проводит время в ежедневной суете, тратя отпущенное время на работу или развлечения. Между тем не стоит забывать о том, что наше бытие не ограничено только видимым нам миром. О своей душе и о душах своих близких нужно начинать заботиться еще при жизни, а не после смерти.

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный чин; , посредством которого провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его и дарования ему упокоения в . Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и - надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское - говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после ; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят , чтение и . Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. ).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело () усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или . Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего , подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал . Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ().

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая . Это - символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом - саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных .

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

Церковь как тело Христово, как совокупность живых и умерших во Христе, может по благодати, данной ей от Бога, молиться за усопших, приносить за них бескровное жертвоприношение (вынимать частицы из просфор на проскомидии литургии), провожать в последний путь особым чином молитв – отпеванием, служить панихиды, литии, вечерние заупокойные службы (парастасы).

На третий день по кончине умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание – это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего. Значение этого богослужения настолько велико, что в древности относили его к церковным Таинствам и придавали особое мистическое значение. И, действительно, кроме обычных заупокойных молитвословий, над умершим читается (обязательно священником) разрешительная молитва, в которой прощаются умершему бывшие на нем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Если молитва не прочитана священником над усопшим, а просто вложена родственниками в руку покойного, то она никакой силы не имеет и никакой роли не играет.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник в сомнительных случаях и при отсутствии письменного разрешения архиерея может отказаться от совершения отпевания, особенно при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со «Свидетельством о смерти», выданным отделом ЗАГСа.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Отпевание младенцев

Над младенцами, умершими по Святом Крещении, совершается особое отпевание как над непорочными, безгрешными, в котором Святая Церковь не молится об оставлении грехов умерших, но только просит сподобить их Царства Небесного.

Над умершими же младенцами, которые не сподобились Святого Крещения, не совершается отпевания, так как они не очищены от прародительского греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся, ни накажутся от Праведного Судии, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Заочное отпевание

Бывают случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т.д.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. В таких случаях появилась традиция совершать так называемое заочное отпевание. Но допустимо оно только в случае крайней нужды и действительной необходимости, а не по лености и нерадению родственников умершего и не потому, что «так проще».

В последние годы, к сожалению, сложилась совершенно недопустимая практика, когда родственники усопшего приходят в храм, «заказывают» заочное отпевание и тут же уходят по своим делам. Через несколько дней (в лучшем случае) они являются «за земелькой», то есть тогда, когда их близкий уже отпет священником в полном одиночестве, когда, кроме незнакомого священника, ни одна родственная покойному душа даже и не думала молиться о его упокоении. Такое отношение к умершему показывает черствость души его родственников и полное безразличие к загробной участи усопшего. Эти качества не могут быть присущи христианину, а следовательно, такое отношение к церковной молитве за усопшего является предосудительным.

Если все же по каким-либо объективным причинам тело вашего покойного родственника не было принесено в храм для совершения над ним отпевания, нужно прийти в церковь и попросить священника совершить отпевание заочно. Для этого необходимо точно выяснить, когда и в какое время будет совершено это отпевание, для того чтобы вы смогли на нем присутствовать и усердно молиться за своего усопшего.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Несколько слов о «земельке»

В Чине отпевания нет никакого указания на освящение земли, которой священник крестообразно посыпает «мощи» усопшего перед закрытием крышки гроба, произнося при этом слова: (Пс. 23, 1).

Но этому символическому действию наши современники стали придавать магическое значение. Отношение к этой земле превратилось в дремучее суеверие, выражающееся в том, что люди, далекие от Церкви, весь смысл христианского отпевания видят лишь в получении заветной «земельки». Но главное - совершить обряд церковного погребения, чтобы молитвы Церкви исходатайствовали ему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. А сама земля никакой пользы душе усопшего не приносит.

В современной практике (ради утешения скорбящего) сложилась традиция, когда во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося все те же слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако, повторимся, на такое действие нет никаких указаний в церковном Уставе. По окончании заочного отпевания эту землю можно крестообразно высыпать на могилу усопшего, если таковая имеется: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19).

Если же христианин был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного и таким образом символически предать его земле. Однако и это делать вовсе не обязательно.

Если же могила человека отсутствует или находится очень далеко от места проживания родственников и добраться до нее не представляется возможным, то землю после заочного отпевания брать ни к чему.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Отпевание в морге

В последние годы некоторые ритуальные агентства включают в свой набор «услуг» отпевание в морге. К этой практике нужно относиться очень осторожно.

Если по каким-то уважительным причинам не представляется возможным отпеть покойного в храме Божием, тогда в виде исключения допускается совершить отпевание усопшего на дому. И только в том случае, если и это оказывается неисполнимым, тогда необходимо узнать, где, в какой обстановке совершается отпевание в морге: есть ли для этого специально выделенная ритуальная комната, в которой находятся хотя бы иконы, панихидный столик (канун), подсвечники. Зайдите в эту комнату, убедитесь, что в ней подобающая обстановка.

Затем обязательно узнайте имя и фамилию священника, который обычно отпевает покойников в этом морге: настойчиво поинтересуйтесь, в каком храме он служит, и затем обязательно обратитесь в тот храм, чтобы убедиться, действительно ли названный вам священник - штатный клирик этого храма, а не ряженый самозванец или священник, запрещенный в служении.

Если у вас закрались какие-то сомнения, договоритесь с администрацией морга и пригласите знакомого вам священника из храма, прихожанином которого вы являетесь.

Но все же - приложите все усилия для того, чтобы отпеть вашего дорогого усопшего в церкви.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3,16–17)».

Однако в корне неверно считать, что кремированные люди не воскреснут на Суд Божий! «Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в Вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32). Все народы - это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,- абсолютно все.

Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия.

Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным положением христианства. В Символе веры, окончательно принятом на II Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: “Чаю воскресения мертвых”».

Поэтому необходимо сказать, что кремация - это грех тех, кто решился на нее; однако душе усопшего она повредить не может. И Церковь не отказывает в отпевании тех почивших, которые впоследствии будут кремированы, или которые уже подверглись кремации.