При взлете и приземлении издает характерный, ни на что не похожий звук (Wroomp Wroomp), однако в сериале было показано, что этот звук издавал инерционный гаситель, который Доктор не выключал.

ТАРДИС в классических сериях также называли просто «корабль», «капсула» или даже «полицейская будка», «синяя коробка», «синяя будка».

Доктор Кто стал такой значительной частью британской поп-культуры, что не только форма синей полицейской будки стала ассоциироваться с ТАРДИС, но и само слово «ТАРДИС» употребляется для описания чего-либо, что больше изнутри, чем снаружи. ТАРДИС является зарегистрированной торговой маркой Би-би-си .

В её честь в 2015 году назван каньон Тардис на Хароне .

История появления

ТАРДИС появляется в первой же серии сериала Доктор Кто - «Неземное дитя », вышедшей в 1963 году. Доктор утверждает, что позаимствовал устаревшую машину, когда покидал родную планету . Как выяснилось в серии «Имя Доктора », Первый Доктор собирался взять другую ТАРДИС, но под воздействием одной из версий Клары Освальд изменил решение. Четвёртый Доктор не согласился заменить свою машину на более новую, мотивируя отказ «отсутствием души» у новой модели. Исправная ТАРДИС способна маскироваться под разнообразные предметы (например, машина Мастера выглядела как напольные часы, фургон для перевозки лошадей, железная дева, колонна, часть компьютера и т. д.), но у Доктора она застряла в обличии общественной полицейской телефонной будки, так как у неё неисправна система маскировки - буквально «устройство-хамелеон» (хотя в самой первой серии Сьюзен Форман упоминает, что она принимала вид ёлки и сиденья седана). Шестой Доктор один раз пробовал починить систему маскировки, и в итоге ТАРДИС превратилась сначала в расписную колонну, а потом в орган, и оба раза совершенно не к месту. В чём конкретно заключается неисправность, никогда не уточнялось. ТАРДИС уже была старой, когда Доктор взял её, но насколько именно она древняя, непонятно. Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке», имея в виду, что его ТАРДИС по крайней мере настолько стара (а судя по всему, и ещё древнее).

Устройство ТАРДИС

ТАРДИС выращивают, а не производят. Они берут энергию из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искусственной чёрной дыры , Глаза Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. По словам Доктора , она застыла во времени. Источник силы ТАРДИС («сердце ТАРДИС») находится под консолью, под центральной колонной, подъём и опускание которой показывает, что машина функционирует. Другие элементы, необходимые для работы ТАРДИС - редкая руда «Зейтон-7» и «артронная энергия». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, открытие Повелителей. До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, нужно соединить её с биологией Повелителя Времени с помощью устройства Рассилона , дающего симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени. Без этого приспособления последует молекулярная дезинтеграция . Это служит гарантией отсутствия злоупотреблений при путешествиях во времени, даже если технология ТАРДИС будет скопирована. В серии «Конец путешествия » Доктор рассказывает: управление рассчитано на шестерых пилотов, а ему приходится справляться одному. ТАРДИС Доктора при перемещениях сильно сотрясается, однако в серии «Время ангелов » Ривер Сонг управляет ею плавно, пользуясь стабилизаторами (Доктор называет их «скукозаторами», англ. boringers ). К тому же Ривер совершает посадку совершенно беззвучно, объяснив, что Доктор забывает отжимать стояночный тормоз. В ответ Доктор заявляет, что ему просто нравится звук. Это не объясняет тот факт, что ТАРДИС Мастера издаёт такие же точно звуки, хотя он управляет ею гораздо более искусно, чем Доктор. Ривер также сообщает, что её обучал самый лучший учитель. Мы видим в серии «Давай убьём Гитлера », как её обучает интерфейс ТАРДИС, который, также, до этого общался с умирающим Доктором.

Экстерьер

Внешность полицейской будки практически не менялась, кроме некоторых косметических изменений. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся - вместо черных букв на белом фоне появлялись белые по чёрному и белые по синему. Менялось и написание слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. В какой-то момент появилась аптечка на двери, однако просуществовала недолго.

В большинстве серий наружные двери будки действуют отдельно от серьёзных внутренних дверей, хотя иногда оба комплекта могут быть открыты одинаково, позволяя пассажирам выглядывать наружу и наоборот. Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит у себя, изредка давая копии компаньонам. В сериях 2005 года ключ также связан с ТАРДИС - он способен сигнализировать (нагреванием и свечением) о присутствии корабля или задержке его прибытия. Десятый , Одиннадцатый и Двенадцатый Доктора способны открыть двери щелчком пальцев.

Интерьер

Даже сквозь двери будки видно, что ТАРДИС огромна. Вместительность никак не уточнялась численно (однако доктор упоминал, что она бесконечна), но корабль вмещает, помимо жилых частей, художественную галерею, библиотеку, бассейн, медицинский отсек, корт для крикета (до серии «Жена Доктора»), несколько складов с кирпичными стенами, многоуровневую гардеробную комнату со спиральной лестницей и т. д. Прочие комнаты включают жилые помещения для компаньонов Доктора, при этом спальня самого Доктора не упоминалась и не показывалась. Есть и Нулевая комната, защищенная от остальной Вселенной и обеспечившая спокойную обстановку. Части ТАРДИС могут быть изолированы друг от друга или изменены. Некоторые круглые объекты скрывают устройства и механизмы ТАРДИС, их дизайн варьируется от основ, вырезанных на чёрном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и прозрачных светящихся дисков в более поздних сериях. В серии «Путешествие к центру ТАРДИС » Одиннадцатый Доктор говорит, что корабль бесконечен. В «Имя Доктора » Доктор, обнаружив на планете Трензалор огромную ТАРДИС, объясняет это тем, что если ТАРДИС сломана, «Корабль принимает свои истинные размеры».

Из помещений корабля чаще всего показывается консольная, где находится пульт управления. В оригинальных сериях у ТАРДИС есть по меньшей мере две комнаты управления - главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории сериала, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, на вид более древняя, с деревянными панелями.

Функции

  • Перемещение в пространстве и времени.
  • Телепатические функции.
  • Компьютерные функции.
  • Способность переводить все существующие языки, кроме древнегаллифрейского (Пассажиры ТАРДИС могут не только понимать все языки, но и говорить на них; эта способность может остаться на всю жизнь: в серии «Ангелы захватывают Манхэттен » Рори Уильямс сумел прочитать иероглифическую надпись на вазе, находясь очень далеко от ТАРДИС); но есть и исключения: в серии «Невозможная планета » ТАРДИС не сумела перевести надпись на осколках вазы. Также в серии «Время ангелов » надпись на «родном ящике» так и остаётся нерасшифрованной, пока Доктор сам её не переводит, поскольку она была написана на древнегаллифрейском - «забытом языке Повелителей Времени».
  • Защита от внешних врагов при закрытии дверей.
  • Состояние временной неагрессивности (англ. State of temporal grace ) - ТАРДИС автоматически делает невозможным применение всех видов оружия (интересный пример приведён в рассказе «Копьё Судьбы», где Третий Доктор, находясь внутри ТАРДИС, ловит брошенное в него копьё). Это состояние нестабильно, и периодически отключается (к примеру, в серии «Давай убьём Гитлера » Мэлс повреждает панель управления ТАРДИС выстрелом из пистолета).
  • При материализации в вакууме ТАРДИС создаёт вокруг себя поле, удерживающее атмосферу. Эта функция не является автоматической - в некоторых сериях, при открытии дверей в вакууме происходило выдувание воздуха из ТАРДИС.
  • Осадный режим при истощении энергии. В этом случае, внешний вид ТАРДИС сжимается до куба приблизительно в десять сантиметров на ребро. Вход и выход при этом невозможны. То же самое касается и других операций. В серии «Плоскость », Бескостные выкрадывают энергию у ТАРДИС, постепенно сжимая внешние размеры аппарата до игрушечных. В конце концов, ТАРДИС активизирует осадный режим, чтобы сохранить остатки энергии. Кларе удаётся обманом заставить Бескостных вернуть украденную энергию, и ТАРДИС тут же восстанавливается.
  • Некоторые модели ТАРДИС являются боевыми и обладают внешним оружием. Все эти модели были уничтожены далеками во время Войны Времени.

Живая ТАРДИС

В эпизоде «Жена Доктора » (The Doctor’s Wife) Одиннадцатый Доктор встречает свою ТАРДИС в облике женщины. Доктор получает сообщение с астероида, именуемым «Дом». Такое сообщение могли отправить только Повелители Времени , и Доктор отправляется на их поиски, но находит лишь двоих странных существ, уда и сумасшедшую женщину по имени Идрис, которая называет Доктора своим похитителем. Доктор понимает, что матрица ТАРДИС переместилась в Идрис. Ему нравится, что он может разговаривать со своей любимой машиной, но тело женщины не способно долго выдерживать поток энергий, свойственный ТАРДИС, и матрица возвращается в корпус машины. Доктор называет ТАРДИС «старушкой» и «секси», она навсегда останется его верной подругой, но те дни, когда они могли разговаривать, видимо, больше не повторятся . Впоследствии Доктор тщетно пытался установить с ТАРДИС голосовой контакт, а контакт телепатический у них был всегда. В некоторых сериях был показан голосовой интерфейс ТАРДИС, который устроен на основе воспоминаний Доктора и появляется в виде людей, которые сыграли особую роль в его жизни.

Актриса, сыгравшая живое воплощение ТАРДИС - Сюранна Джонс (англ.), известная в Великобритании своими ролями на телевидении и в театре.

Примечания

  1. По устоявшейся традиции ТАРДИС пишется заглавными буквами, однако в серии «Третья мировая война» слово было написано как имя, только первая буква была заглавной (Тардис).
  2. Временные и относительные измерения в пространстве
  3. Эпизод Невозможная планета
  4. В ожидании доктора К началу нового телесезона «Доктор Кто» (Doctor Who), научно-популярный, 2005 год, 4 сезона, снимается
  5. В октябре 2006 года британский премьер-министр Тони Блэр сравнил свой офис на Даунинг-стрит, 10 с ТАРДИС, сказав, что он больше, чем кажется с улицы: «Yes. I mean a lot bigger, we call it like the TARDIS.»
  6. Case details for Trade Mark 1068700 (неопр.) . UK Patent Office . Дата обращения 28 января 2007. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  7. Paul Jones. Doctor Who: New Zealand Mint aims to cash in on 50th anniversary with commemorative Tardis coin (неопр.) . RadioTimes (24 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. Fraser McAlpine. You"ve Seen The Stamps, Now Spend The Money! (неопр.) . Anglophenia . BBC America (25 января 2013). Дата обращения 3 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  9. Dan Satherley. Tardis coin to mark Doctor Who"s 50th anniversary (неопр.) . 3 News (MediaWorks) (30 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  10. Dave Golder. New Zealand Issues Official Doctor Who 50th Anniversary Coins (неопр.) . SFX . Future Publishing Limited (24 января 2013). Дата обращения 3 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.

Синяя телефонная будка из научно-фантастического сериала "Доктор Кто", также известная, как ТАРДИС

Без Open Cities
Найти её можно у коровы в Вайтране (См. скриншот). Но для этого вам надо подойти именно к ней, иначе ничего не выйдет.

С Open Cities
Найти ТАРДИС можно около разводного моста Вайтрана (См. скриншот)

Внутри вы сможете найти том заклинаний "Вызов ТАРДИС", благодаря которому ТАРДИС появляется перед вами, где бы вы ни были.

Через рычаги вы можете отправиться:
- К случайной стене слов
- К случайному камню
- В выбранную столицу холдов (В Данстар только с геймпадом)
- На 8 отмеченных локаций
- Или в случайную локацию

В помещениях ТАРДИС есть всё, что нужно дому, а также альтернативная консольная комната.

Баги:
- НПС входят в ТАРДИС за тобой. Лечится "moveto player" или ранним сохранением

Для ЛОРщиков:
Да, не лор, да, не вписывается в общую тематику. Но это же Доктор Кто! Эта будка где только ни была, и нельзя исключать возможности её нахождения на Нирне. Так что - успокойтесь, и наслаждайтесь игрой

От переводчика:
Этот мод может явиться заменой обычного фаст-тревела. То есть, использовать его, только находясь рядом с ТАРДИС. Довольно интересно

Благодарность:
ShatteredSteel за разрешение выкладывания мода

Прошлые Версии

Версия 1.0.2
- Решена проблема с выходом из Двемерской консоли

Версия 1.0.1
- Новая, третья, Двемерская консольная комната!
- Два новых посоха
- Комната Бабочки. Для успокоения, фотосессий, Игр с консолью и т.д.

Версия 0.9.1
-Исправлены вылеты из-за звуковой отвёртки

Версия 0.9
- Новый звук в ТАРДИС
- Реализована звуковая отвёртка. Можно открывать и закрывать любые двери!
- Два заклинания объединены в одно
- 8 слотов для отметки локаций
- Исправления перевода
- Котелок! Наконец-то!

Что нового в версии 1.1.1 ()

  • - Добавлена опциональная система СПВС(Система Перемещения при Враждебной Ситуации). Теперь ТАРДИС может дематериализоваться при сражении героя с кем-либо, как в серии "Холодная война". Активируется Через меню SkyUI.
  • - Теперь в комнате Бабочки... Спавнятся бабочки!
  • - Изменена система изменения консольной комнаты. Достаточно использовать желаемую консоль
  • - Исправления багов

Продолжаем продолжать, сегодня на повестке дня - ТАРДИС. Это исследование Наташа проводила до Юбилея и растянула на три записи под кодовым названием «Любимая женщина механика Смита ». Специально для сообщества текст подправила, сократила и довела до ума. Но всё равно в нем слишком много и мало о доме, друге и корабле Доктора. О будке, с которой начинается всё.

Эта штука называется ТАРДИС. Т-А-Р-Д-И-С: Время и Относительное Измерение в Пространстве . (TARDIS: Time and Relative Dimension in Space) (с) Девятый Доктор

Немного поумничаем. ТАРДИС Доктора является устаревшим 40 типом ТТ-капсулы (вероятно, «ТТ» следует воспринимать как «time travel»— «путешествие во времени» ), которую он неофициально «позаимствовал», покидая свою родную планету. Есть другая версия этого события: Доктор уверяет, что он украл ТАРДИС, ТАРДИС уверяет, что это она украла Доктора.

Из разных серий и сезонов мы знаем, что ТАРДИС не просто машины, они живые существа, которые растут (как растения ) на Галлифрее. Вернее, их выращивают и преобразуют. ТАРДИСы можно модернизировать. Существует музей ТАРДИС, откуда Доктор и увел свою подружку.

Энергию ТАРДИС берут из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искусственной чёрной дыры, «Глаза Гармонии », созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. В «The Edge of Destruction » (1964) мы узнаем, что источник силы ТАРДИС (он же «сердце ТАРДИС» ) находится под консолью, а именно под центральной колонной, подъемом и опусканием которой показывает, что он функционирует.

Но «Глаз Гармонии» появился в ТАРДИС не сразу, а именно с Четвертым. Да, у Восьмого он перемещен из консоли в отдельную комнату, которую не так просто открыть. Девятый говорит про «Вихрь Времени», но к этому мы еще вернемся.

Кроме основной энергии, ТАРДИС нужны другие элементы, необходимые для качественной работы. Они требуются время от времени, включают в себя ртуть (используемую в жидком состоянии ), редкую руду Цейлон-7 («Vengeance on Varos », 1985) и «артронную энергию». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей, что также помогает работе ТАРДИС («The Deadly Assassin », 1976 и «Four to Doomsday » 1982 и т. д.).

О, это ТАРДИС. Мой дом. Она была им очень много лет . (с) Второй Доктор

ТАРДИС уже была старой, когда Доктор впервые взял её, но насколько она древняя не очень понятно. Второй утверждал, что она с ним 400 - 450 лет. Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке ».

Важная деталь: для того, чтобы ТАРДИС могла полноценно работать - её соединяют с биологией Повелителя Времени. Это изобретение Рассилона, дающее симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени («The Two Doctors », 1985). Для чего это? Чтобы защитить ТАРДИС, ее Повелителя от захвата, копирования и даже от того, чтобы ТАРДИС могла восторжествовать над Повелителем. Такое однажды случалось.

В соответствии с законами Повелителей Времени, незаконное использование ТАРДИС влечет за собой «только один штраф» - смерть. Но кражу именно ТАРДИС Доктора (из музея, где она пылилась ) видимо никто не посчитал … кражей. Думаю, в словах Доктора скорее любовное признание, метафора - обозначающая его вечную связь с любимой.

Одиннадцатый Доктор : Ты никогда не приводила меня туда, куда я хотел!
ТАРДИС : Зато, всегда туда — куда тебе было нужно .

Но самое главное в ТАРДИС иное: она (безусловно ) живая. Пятый часто говорит, что она - как женщина, всегда требует, чтобы её немного поуговаривали. ТАРДИС частенько проявляет свою волю. Например, пытаясь сбросить Джека, она умчалась в конец времени. Она различает спутников. Туго приходится тем, кто раздражает её. Но главное её чувство и забота - сам Доктор. Забавно, что ТАРДИС и Доктор частенько конфликтуют. Видимо это Доктор отчаянно пытается доказать своё «старшинство».

ТАРДИС : Ты похож на девятилетку, пытающегося восстановить мотоцикл в своей спальне. И ты никогда не читаешь инструкции .
Одиннадцатый Доктор : Я всегда читаю инструкции .
ТАРДИС : На моей двери есть надпись. Ты проходил мимо неё в течение семисот лет. О чём она?
Одиннадцатый Доктор : Это не инструкции.
ТАРДИС : Внизу есть инструкция. О чём она?
Одиннадцатый Доктор : «Открывать на себя» .
ТАРДИС : Да, и что ты делаешь?
Одиннадцатый Доктор : Толкаю.
ТАРДИС : Каждый раз, семьсот лет. Двери полицейских будок открываются наружу .
Одиннадцатый Доктор : Думаю, я заслужил право открывать свою дверь так, как я хочу.

Если говорить о характере ТАРДИС, то можно смело найти его черты в Докторе. По мне, она еще большая авантюристка, чем он. Уверена, ей нравится взмывать в небо с рёвом, стремительно падать и даже распадаться на части.

Джейми : Пожалуйста, постарайся хоть на этот раз взлететь плавно. Мы же не хотим её напугать .
Второй Доктор : Взлететь плавно? Взлететь плавно?! Какие мы нервные!

Доктор платит своей ТАРДИС той же монетой. Долгие любовные часы проводит в безуспешных попытках отрегулировать её работу, починить любовные мелочи, наладить её ход.

Пэри : ТАРДИС снова неправильно работает?
Шестой Доктор : Неправильно работает? Неправильно работает? НЕПРАВИЛЬНО РАБОТАЕТ!? После всей работы, которую я над ней проделал!?
Пэри : Ведь я всего лишь задала простой вопрос!
Шестой Доктор: Действительно, но это был неправильный вопрос!

Но именно ТАРДИС мгновенно отличает Доктора, снимает все вопросы. Любой попавший в нее мгновенно осознает:

Роза : Эта штука не с Земли .
Девятый Доктор : Ага .

Внешний вид и маскировка

Наверное, людям интересно, что четыре человека делают в маленькой будке . (с) Джек


Все знают, как именно выглядит ТАРДИС. Точнее неизвестно - почему она выглядит именно так. Доктор несколько раз говорил, что проблема в том, что сломалось «устройство-хамелеон ». В чём конкретно заключается поломка, никогда не уточнялось. Система впервые была упомянута во втором эпизоде серий, где Первый Доктор и Сьюзан отметили, что нечто сломалась, но без технического названия. В 1965 году в серии «The Time Meddler » устройство было обозначено, как «камуфляж», затем изменено на «систему маскировки» в «Logopolis » (1981). Шестой дважды добивался изменения формы, но (увы) лишь в образы органа и неких замысловатых ворот. Девятый Доктор намекает, что оставил попытки починить систему лишь некоторое время назад, привыкнув к будке: «Мне и так нравится ».

Косметически, внешность полицейской будки практически не изменялась, хотя небольшие изменения с годами всё же появлялись. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся, менялся цвет букв. Другие обновления включали постоянные перемещения слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. В одной из серий Доктор удивляется тому, что ТАРДИС звонит, ведь, невзирая на внешний вид, как телефон она не работает, поскольку не подключена.

Нельзя сказать, что маскировка не работает. Так Девятый на фразу Джека говорит, что ТАРДИС редко вызывает вопросы, что люди привыкли не замечать странные вещи. Очень схожую мысль высказывает Седьмой в «Remembrance of thе Daleks » (1988) о том, что люди имеют «удивительную способность самообмана ». Что там об этом Пушкин говорил? Да-да, «мы ленивы и не любопытны ».

Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит лично у себя, лишь изредка выдавая копии компаньонам. С 2005 года такой ключ способен сигнализировать о прибытии Доктора. Тогда он нагревается и светится изнутри. Ключ от ТАРДИС варьировался в дизайне от обычного ключа до очень экзотичной формы во время Третьего Доктора.

Тем не менее внешний вид ТАРДИС частенько вводит в заблуждение даже спутников. Хрупкая, деревянная. Иногда Доктор активно использует это.

Ричард Никсон : Но... кто они и... что это за будка?
Одиннадцатый Доктор : Это полицейская будка. Читать не умеете? Я ваш новый секретный агент по обмену из Скотланд-Ярда. Кодовое имя: Доктор. Это мои лучшие сотрудники : (указывает по очереди на Эми, Рори и Ривер) Ножки, Нос и Миссис Робинсон .

ТАРДИС изнутри, консоли

Одиннадцатый Доктор : Просто упал до самого конца, прям в библиотеку. Чертовски трудно было выбраться наверх.
Амелия Понд : Вы весь мокрый .
Одиннадцатый Доктор : Я был в бассейне .
Амелия Понд : Вы сказали, что были в библиотеке .
Одиннадцатый Доктор : Так там и был бассейн .

Конкретная вместительность ТАРДИС никогда не уточнялась, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею (которая вообще-то неработающая станция ), ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько кирпичностенных складов (всё показано в «The Invasion of Time », 1978).

Части ТАРДИС могут быть изолированы друг от друга или изменены; сброшены. Пятый Доктор в «Castrovalva » признался, что сам видел только 25 % от всей структуры. Тиган в ужасе, ведь первый раз попав в ТАРДИС, она потерялась. Адрику требуется нить, чтобы выйти к главной консоли. Но ТАРДИС не безгранична.

В «Full Circle » (1980) Романа утверждает, что вес ТАРДИС в схожей с земной гравитации Альзариуса был равен 5*106 кг (5000 тонн ). Возможно, имелся в виду вес её внутренней обстановки, так как несколько раз было показано, что ТАРДИС настолько легка, что её без труда способны поднять несколько людей (как обычную будку ).

Хотите лучше разглядеть консоли ТАРДИС вам в

. «The Wheel in Space», 1968 год
. «Logopolis», 1981
. «Castrovalva», 1981
. «Arc of Infinity», 1983
. «Terminus», 1983
. «Attack of Cybermen», 1985.

ТАРДИС ньюскула посвящено сразу несколько серий периода Одиннадцатого, включая ключевую «Жена Доктора », 2011.

Но, так или иначе, ТАРДИС всегда «закруглена». Дизайн кругляшек варьировался от основ, вырезанных на чёрном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и до прозрачных, светящихся дисков в более поздних сериях. Во второй консольной комнате большинство кругляшков были исполнены в деревянной панели, с некоторым декором, проявившемся в стеклянных вкраплениях. В новых сериях кругляшки также присутствуют, встроены в стены новой консольной комнаты.

Прочие комнаты включают жилые помещения для многих компаньонов Доктора, хотя спальня самого Доктора никогда не упоминалась и не показывалась. Также в ТАРДИС была «Нулевая комната », защищенная от остальной вселенной и обеспечившая спокойную обстановку для Пятого Доктора. Правда, тогда же она и была утрачена.

Хотя внутренние коридоры не были показаны в ньюскуле, факт, что они всё ещё существуют. Вспомните, Девятый давал Розе несколько очень четких указаний, как пройти гардеробу ТАРДИС, упоминая их.

Да, есть еще гардероб! Он несколько раз упоминался в оригинальных сериях, несколько раз модернизировался и (наконец ) был показан в «The Androids of Tara » (1978), «The Twin Dilemma » (1984), «Time and Rani » (1987). Обновленная версия гардероба (Десятый выбирает в нем свой знаменитый костюм ) показана в ньюскуле, как крупная многоуровневая комната со спиральной лестницей.

Сердце ТАРДИС на протяжении всех 50 лет - консольная, где находится панель контроля полета. В оригинальных сериях у ТАРДИС есть по меньшей мере две комнаты управления. Главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории программы, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, более античного вида, с деревянными панелями.

В серии Третьего Доктора «The Time Monster » (1972) консоль была впервые изменена, что не забыл отметить Второй в знаменитых «Три Доктора ». Тогда же мы узнали, что ТАРДИС, как и Доктор, способна регенерировать. Его фразу повторит Десятый уже Одиннадцатому в "Дне Доктора ".

А! Я вижу, ты слегка изменил ТАРДИС. Мне не нравится . (с) Второй Доктор

Отметим еще кое-что. Консоль ТАРДИС предназначена для шести человек (от трех до шести, по разным намекам ). Например, об этом говорит Десятый своей гоп-компании. Ко всему это хорошо объясняет, почему Доктор так маниакально носится вокруг консоли, пилотируя ТАРДИС.

Консолью можно управлять вне ТАРДИС. Третий Доктор отсоединил консоль от ТАРДИС, пока её чинил. В «Infern o» (1970) Доктор избавился от отсоединенной консоли в параллельной вселенной.

В ньюскуле главная консоль расположена по кругу и делится на шесть сегментов (что подтверждает версию «от трёх до шести» ), а колонна и панели слегка светятся зелёным, вновь соединяясь с потолком. Она сильнее бросается в глаза, чем предыдущие. Она включает в себя много разных деталей из различных докторских эр, включая небольшой звонок и «велосипедный насос», позже идентифицированный в «Attack of the Graske » (интерактивном мини-эпизоде Десятого Доктора ) как «контроллер петли воронки». У Одиннадцатого появляется на консоли работающий телефон. Иногда он использует телефон, прикрепленный снаружи.

Специальные возможности

Забавно, что Первый Доктор учится, реально учится управлять ТАРДИС. Пятый уже устанавливает «определитель», чтобы находить ТАРДИС, фактически сигнализацию от угона. Девятый еще допускает нелепые ошибки (путая года, например ), Одиннадцатый фактически «гоняет» на ней, виртуозно «посадив» ТАРДИС «как самолет во время грозы на крохотном пяточке ». Смешно, но судя по всему, Двенадцатый снова не помнит, как управлять своей ТАРДИС.

Но, кроме того, что ТАРДИС способна перемещаться во времени и пространстве, она оснащена целым рядом «специфических» возможностей.

Экстренная Программа Один означает, что я дерусь с врагами, которые ни за что не должны заполучить эту машину. (с) Девятый Доктор

Спасибо ему, так мы узнали, что ТАРДИС оснащена программой автоматической отправки Спутников в их собственное время. Также она удаляет и отключает ТАРДИС, чтобы никто больше не мог использовать её.

Другая знаменитая спец. возможность ТАРДИС помогает нам и Спутникам понимать целую вселенную без особого напряжения.

Десятый Доктор : Ну, она говорила по-французски. Причём на французском того периода.
Микки : Она говорила по-английски. Я слышал её.
Роза : (тихо) Это ТАРДИС переводит за тебя.
Микки : Что, даже французский?

Не знаю, является ли это спецификой всех ТАРДИС, или только ТАРДИС Доктора, который сам знает миллионы языков, но в спец. эпизоде 2006 года мы видели, что «переводчик ТАРДИС » смолк, когда Десятый потерял сознание, и вернулся с ним.

Алекс : Подождите он же говорит по-английски .
Роза : Ты говоришь по-английски?
Вождь Сикораксов : Я никогда не стану разговаривать этим жалким языком!
Роза : Если ты не говоришь по-английски (пауза) значит он жив (пауза), он вернулся.

Еще одна чудесная черта ТАРДИС заключена в ее неустанной заботе о всех живых существах внутри себя.

Защитный предохранитель. Живые существа из удалённых комнат автоматически переносятся в главную комнату управления. (с) Одиннадцатый Доктор

ТАРДИС защищает не только внутри себя, но от внешнего вторжения. Уровни «защиты» от проникновения - еще одна специальная возможность.

Интересно, что этот уровень охраны ТАРДИС менялся от истории к истории. Первоначально у заветного ключа было 21 различное отверстие, и ключ плавился, будучи помещенным не туда, куда следует («The Daleks », 1963).

Первый Доктор был способен разблокировать ТАРДИС своим звонком («The Web Planet ») и восстановить её, используя свет инопланетного солнца, направляя его сквозь алмаз в звонке («The Dalek’s Master Plan »).

Изменение дизайна ключей наводит на мысль, что Доктор каждый раз менял и блокирующую систему, которая в некоторых случаях не всегда срабатывала. В «Spearhead From Space » (1970) Третий Доктор сказал, что у замка есть детектор метаболизма, так что даже если кто-нибудь незаконно и будет обладать ключом, двери все равно не откроются.

Девятый Доктор утверждал, что через двери ТАРДИС «не смогли прорваться орды Чингисхана, поверь, они очень старались » («Rose », 2005).

Но, что интереснее всего, несколько людей умудрялись попросту забрести в ТАРДИС безо всяких проблем. Например, Тиган. Но что опять говорит о том, что ТАРДИС живет своей волей. Ведь Тиган, Андрик и многие другие, забредая в ТАРДИС, становились и её спутниками.

Также самовольно ведут себя и двери. Например, в «Planet of Giants » самовольное открытие дверей во время дематериализации привело к тому, что ТАРДИС и все, кто в ней находился, усохли до кукольного размера.

В «The Enemy of the World » (1967) взлет в то время, пока двери ещё были открыты, привел к немедленной декомпрессии— «выдуванию» злобных Саламандр из ТАРДИС. Второй Доктор и его компаньоны прицепились к консоли, и кризис прошёл, только когда Джемми смог закрыть двери.

Снова «но», кроме воли Доктора и самой ТАРДИС, ею способны управлять и Повелители Времени. Например, Рани однажды перенаправила полет ТАРДИС («The Ribos Operation », 1978). Повелители Времени «вернули» Шестого в ТАРДИС, а ТАРДИС на Галлифрей. Мастер ТАРДИС угнал у Десятого.

Удаленный доступ к консоли продемонстрировал и сам Доктор, когда Девятый с помощью звуковой отвертки включил ТАРДИС, послал Розу домой и одновременно активировал программу, находясь снаружи. Десятый заблокировал полет угнанной Мастером ТАРДИС также снаружи, отверткой.

Мы узнали, что ТАРДИС можно переделать в парадокс (спасибо Мастеру и Десятому ). Что она сама является парадоксом, и что парадокс может её разрушить. Теперь разрешите умолкнуть, иначе мы запутаемся в конец.

Еще ТАРДИС владеет телепатическим устройством, хотя Доктор и предпочитает управлять «вручную». В «Pyramids of Mars » (1975) Четвёртый Доктор говорит, что контроль ТАРДИС изоморфичен, подразумевая, что только Доктор может им управлять. Но мы своими глазами видели, как компаньоны Доктора были способны не только управлять ТАРДИС, но даже и помогать пилотировать её. Некоторые из спутников «пригоняли» ТАРДИС обратно Доктору: Тиган, Турлоу, Роза. Но возможно, что изоморфическая характеристика— охранная, и Доктор может включать и выключать её в любое удобное для него время.

В некоторых сериях Первого Доктора консольная комната также содержала машину, распределяющую еду между Доктором и его помощниками. Потом машина безвозвратно исчезла, хотя это объяснило бы, чем питаются Доктор и его спутники.

Некоторые из прочих функций ТАРДИС включали «силовое поле » и «враждебную переместительную систем у» (HADS), которая могла телепортировать корабль, если он атакован («The Krotons », 1968). Силовое поле, возможно, сейчас больше не существует, так как для его обеспечения было подключено внешнее устройство, экстраполятор («The Parthing of the Ways »).

«Звонок Хлойстера » звучит при «природных катастрофах» («Logopolis »).

Интерьер ТАРДИС подходит под «межпространственную темпоральную грацию» («The Hand of Fear », 1976). Четвёртый Доктор пояснял, что это значит чувствовать вещи, не выходя из ТАРДИС. Практический эффект от этого выражается тем, что никакое оружие не может быть использовано внутри ТАРДИС. Но судя по всему, эта система ненадежна и постоянно ломается, так как оружие стреляло, например, в «Earthshock » (1982). Пятый Доктор планировал починить это устройство, но отвлекся событиями очередной серии.

Одна ТАРДИС может материализоваться в другой, если обе ТАРДИС захвачены точно в одном месте. В «Logopolis » Мастер обманом завлек Доктора в материализацию своей ТАРДИС вокруг ТАРДИС Мастера, что создало повторяющуюся пространственную петлю, в которой каждая ТАРДИС появлялась в комнате управления другой.

Остановимся на этом, потому что способности ТАРДИС, безграничны, как и возможности человеческой фантазии.

Устройства

ТАРДИС является «пространственно - трансцедентальной», имеется в виду, что её внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. В «The Robots of Death » (1977) Четвёртый Доктор пытается объяснить это своему компаньону Лиле, используя в качестве аналогии такой пример. Больший куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время. Согласно Доктору, межпространственная инженерия была ключом к открытиям Повелителей Времени.

Одиннадцатый Доктор : Трудно переварить? Да, маленькая коробка снаружи и большая комната внутри!
Рори : Это параллельное измерение...
Одиннадцатый Доктор : (недоумевая) Да, по сути - это параллельное измерение
Рори : После случая с Заключенным Ноль я много читал об этом - сверхсветовые путешествия, параллельные миры...
Одиннадцатый Доктор : Мне больше нравится, когда кто-то говорит «Она внутри больше, чем снаружи».

Одскул и ньюскул иногда путаются в понятиях, что вполне объяснимо. Из выше перечисленного, уточним только одну деталь. Любое устройство в ТАРДИС такое же живое, как и она сама. Вспомним:

Роза : Я посмотрела внутрь ТАРДИС… и ТАРДИС посмотрела в меня.
Девятый Доктор : Ты посмотрела в Вихрь Времени?! Роза, никто не должен этого делать!

Подвиг Розы почти повторил китайчонок в истории про Восьмого, там Вихрь пытался поглотить Мастер, которому любые правила не по чем. Так или иначе, но ТАРДИС - еще и корабль.

Виктория : Что это за ручки?
Второй Доктор : Что, эти? (нажимает на рычаги)
Джейми : Инструменты для контроля нашего полёта.
Виктория : (иронично) Полёта?
Джейми : Ну да. Мы путешествуем во времени и пространстве.

Приятно осознавать, что ТАРДИС - летит. Летать способны и корабли, и птицы. Живое и техногенное, вдохновленное на полет человеком. Мы давно подметили, что «полет» ТАРДИС сильно зависит от того, кто управляет им.

Ривер : Они перешли на гиперскорость, мы теряем их! Не отставай!
Одиннадцатый Доктор : Пытаюсь!
Ривер : Используй стабилизаторы!
Одиннадцатый Доктор : Нет тут никаких стабилизаторов!
Риве р: Голубые кнопки!
Одиннадцатый Доктор : Голубые кнопки ничего не делают, они просто... голубые.
Ривер : Ну да, они голубые! Голубые стабилизаторы! (нажимает на кнопку, и шум двигателя ТАРДИС смолкает) Видишь?
Одиннадцатый Доктор : Ну да. Стало скучно. Это - скукозаторы! Голубые скукозаторы!

Приятен и тот факт, что всех сложных - инопланетных устройств есть узнаваемые земные аналоги, которые помогают нам … верить.

Капитан Эвери : Штурвал?
Одиннадцатый Докто р: Атомный акселератор .
Капитан Эвери : Он направляет его .
Одиннадцатый Доктор : Нет! Как бы... да.
Капитан Эвери : (указывая на различные элементы управления ТАРДИС) Штурвал, телескоп, астролябия, компас. Корабль как корабль.

Ещё у ТАРДИС есть сканер, с помощью которого команда может исследовать обстановку снаружи до того, как покинуть корабль. В сериях ньюскула дисплей сканера установлен на консоли и способен отображать телевизионные сигналы - так же, как и различные компьютерные функции. Время не стоит на месте.

О любви


Роза : (нервничает) А что насчет тебя? Что ты будешь делать дальше?
Доктор : (удивлен) Ну… Вернусь в ТАРДИС. Как прежде.

Единственный спутник, не оставлявший Доктора никогда, ТАРДИС. Люди и существа приходили и уходили, но ТАРДИС (дом, друг, средство передвижения ) всегда оставалась. Если верить Доктору, в любой непонятной ситуации нужно делать одно - бежать в ТАРДИС. Потом? Бежать на ней!

Э, Эми. Это... ну... она моя ТАРДИС. Кроме того, она женщина. Она женщина, и она моя ТАРДИС. (с) Одиннадцатый Доктор

Да, как бы мы не смеялись, ТАРДИС - очень женщина. Ревнивая, настырная, упорная. Кто еще способен, разваливаясь на кусочки, думать и помогать тому, кто привел тебя к этому.

ТАРДИС : Свою дверь? Ты понимаешь, насколько это по-детски звучит?
Одиннадцатый Доктор : Ты мне не мать.
ТАРДИС : И ты мне не ребёнок.

За пятьдесят лет ТАРДИС угоняли, взрывали, топили, переделывали. Доктор нещадно сажал её, иногда сам не зная где. На нее устремлялась лава, лив кислотный дождь, в нее врезались корабли. Диву даешься, как часто Доктор оставляет свою ТАРДИС без разницы где, смело устремляясь от нее. В темноте ли, в пустоте ли…

Одиннадцатый Доктор : Знаешь, так как мы разговариваем ртами, а это не та возможность, которая бывает часто, я просто хочу сказать, знаешь ли, ты никогда не была очень надёжна.
ТАРДИС : А ты был?

Всё же привязанность Доктора не заметить нельзя. Её отмечает каждый из спутников. Иногда недоумевая, иногда забавляясь нежностью к (как им кажется ) машине.

Сара : Он поглаживал ТАРДИС?
Роза : Да! Да, он так делал! Я уже ему говорю, «не хотите ли вы двое остаться наедине?»

Совсем другое значение ТАРДИС озвучивает Ривер. Которая сама в какой-то степени - дитя ТАРДИС. Не забываем, что многие способности Повелители Времени обрели именно благодаря путешествиям в ТАРДИС, благодаря тому, что их биологический и генетический код связан с ТАРДИС. Не случайно и то, что «женой Доктора » мы зовем и Ривер, и ТАРДИС.

Я видела как от него убегали целые армии, а он как ни в чём не бывало возвращается к своей ТАРДИС и открывает двери щелком пальцев. Доктор в ТАРДИС. Следующая остановка: Везде . (с) Ривер

В ТАРДИС стремится всё. ТАРДИС - не только дом Доктора, не только часть его (настолько, что после смерти она становится его гробницей ), она - его крепость. Не случайно Донна находит единственное, что способно успокоить его: «Доктор, всё в порядке. Мы в ТАРДИС. Мы в безопасности ».

ТАРДИС меняет людей, попавших в нее. Каждого. Наделяет особой силой. ТАРДИС - величайшая часть мифа о Докторе. Великолепная выдумка, которую так легко подвести к самому главному. Все мы, да-да, мы все - гораздо больше изнутри, чем снаружи.

ТАРДИС : Все люди такие?
Одиннадцатый Доктор : Какие?
ТАРДИС : Настолько больше изнутри?!

Всё, что нам дорого: изнутри - больше, чем снаружи. Замечали? Возможно, от того нам так трудно говорить о любви. Надеюсь, однажды я еще застану столетний юбилей любимого шоу. Не представляю, как будут выглядеть Доктор и его спутники, как мои потомки будут рисовать себе консоли ТАРДИС, но ясно одно. То, как я узнаю Доктора. Всегда и везде.

Эми Понд, есть кое-что крайне важное, что ты должна знать обо мне, потому что от этого однажды будет зависеть твоя жизнь. Я определённо псих с будкой! (с) Одиннадцатый Доктор

Великолепный шум

Одиннадцатый Доктор : Ты припарковала нас? Но мы же не сели!
Ривер : Конечно, сели!
Одиннадцатый Доктор : Но шума-то не было.
Ривер : Какого шума?
Одиннадцатый Доктор : Ну, этого... (надрывно дышит, изображая характерный звук ТАРДИС)
Ривер : Этого шума не должно быть, это ты тормоза не отжимаешь.
Одиннадцатый Доктор : Но шум-то великолепный! Обожаю этот шум!

Пройти мимо этого нереально. По этому звуку в телефоне мы определяем единомышленников, этот прекраснейший шум слышим в своих снах, именно с него начинается любая серия. Сложно поверить, но когда-то (например, в «The Web of Fear », 1966) помимо шума, сопровождающего дематериализацию, консоль ТАРДИС также ритмично светилась во время приземления, сейчас главный индикатор полета - движение центральной колонны.

Эпилог

Донна : Ты случайно не видел небольшую синюю будку?
Уилфред Мот : Это что, слэнг какой-то?
Донна : Нет, я в прямом смысле. Если ты когда-нибудь увидишь небольшую синюю будку летящую в небе, крикни мне, дедуля. Ох, просто крикни .

Да, Донна! Да! Лучше уже не скажет никто. ТАРДИС - это свобода. Свобода представить, поверить, любить и ждать.

В консольной комнате, ближайшей ко входу к Тардис, Доктор и спутники оказываются чаще всего. На втором месте, пожалуй, гардеробная, затем спальные комнаты. Сколько времени Доктор проводит в библиотеке – неизвестно, но судя по интерьеру Тардис Восьмого, будучи в настроении почитать, Доктор может перекинуть ее в ту же самую консольную, чтоб не мотаться лишний раз по коридору. Ну да речь пойдет не о них, а о самой консоли.
В третьей игре серии Doctor Who: the Adventure Games Доктор и Эми достаточно подробно обсуждают, как управлять Тардис, и игрок может изучить предназначение некоторых рычагов и устройств. Поскольку игра официально издана BBC и модель консоли близко соответствует использованной в сериале, эту информацию можно считать самой достоверной. Хотите порулить?

Итак, Тардис Одиннадцатого в эпоху Пондов.

Панель конструирования
– напротив двери.
Ключевой инструмент панели, «дозатор созданного» (fabricated dispensor ), позволяет создавать устройства новые устройства практически с нуля, однако, по словам Доктора это требует много времени и энергии. Именно на нем была создана звуковая отвертка Одиннадцатого.
Также здесь находится замечательный рычаг дематериализации , делающий Тардис видимой и невидимой; именно он провоцирует характерное для Тардис урчание («vworp!»). Другой рычаг, генератор резонансных гамоник , создает оные там, где или откуда перемещается Тардис, чтобы «не вызывать пространственных возмущений» – например, чтобы схлопнувшееся на месте будки пространство не бумкнуло, перебудив округу.
Временной альтиметр , измеряющий скорость Тардис; название и форма часиков указывает на аналогию с земными барометрами. Фокусировщик Хейзенберга позволяет отслеживать позицию и состояние субатомных частиц одновременно; Доктор говорит, что переименовал его в честь Вернера Хейзенберга, когда тот помог починить устройство.

Панель механики – первая от двери по часовой стрелке.
Эту панель венчают четыре шкалы , отображающие (слева направо) обороты двигателя в секунду, его температуру, скорость временного ротора и температуру обшивки.
Большой рычаг по левую руку блокирует двери на время полета, маленький работает по принципу сцепления. По центру расположен гироскопический стабилизатор , во время перемещений поддерживающий Тардис в вертикальном положении и не дающий ей шататься («Чисто теоретически», – уточняет Доктор). Справа же есть рычажок механизма блокировки – ручного тормоза, чтобы Тардис не дрейфовала в пространстве.
Под панелью находится любопытая педалька, но Доктор про нее не распостраняется. Наверное, она подменила те рычаги, которые предпочитал фиксировать ногой Десятый.


Панель связи
– первая по часовой от двери.
Первой в глаза бросается здоровенная печатная машинка , по совместительству являющаяся сканером для большинства субстанций. Эми и Доктор не сходятся во мнениях относительно свежести печатной ленты в машинке. Рядом с ней – аналоговое устройство для приема, отправления и коррекции радиоволн , последнее, разумеется, без ведома отправителя. Аналоговый же телефон позволяет связываться с более примитивными устройствами, принимает везде и всюду, как телефоны спутниц. Слева имеется цифровой коммуникатор (приёмопередатчик) для связи с космическими кораблями.
Картину вещает древнейший диктофон с магнитной лентой, который Доктор использует преимущественно для записи напоминалок для себя.


Слева направо: панели управления, навигации, диагностики.

Панель диагностики – вторая по часовой от двери
По центру в непосредственной близости находятся бунзеновская горелка (для нагрева и поджига образцов) и дозатор воды со встроенным микрофоном (запись, трансляция, разжижение образцов). Разумеется, с их помощью Доктор организовывает себе чаёк.
Рычаг слева – инерционные амортизаторы , нужные, чтобы Тардис не трясло, и совершенно не работающие: вместо них кое-как справляется гироскопический стабилизатор с панели механики. Сверху два датчика показывают работу замысловатой системы охлаждения («Правда, замысловатая сломалась, пришлось собрать свою на коленке», – гордо отмечает Доктор. Работает же!).

Панель навигации – третья по часовой от двери
Сверху находится напоминающий астролябию указатель направления , ориентирующий Тардис в пространстве (по версии Доктора) и только дополнительно вращающий Тардис (версия Эми). Забавной формы атомный акселератор по центру обеспечивает энергию для путешествий, по сути, заводит движок. Рычаг слева, подозрительно похожий на бинокль, определяет, вперед или назад во времени движется Тардис, но Доктор в этом не уверен.
Перед панелью закреплено «устройство ввода пространственного расположения » (абсолютно земного вида клавиатура), на котором можно ввести точные координаты точки назначения и переместиться туда автоматически, без беготни и дерганья рычагов. Занятно, что на уголке клавиатуры можно рассмотреть наклейку с названием фирмы «Magpie Electronics», владелец которой собирал зомбоящики в серии The Idiot’s Lantern .

Панель управления
– третья против часовой от двери.
По центру шевелит механическими лапками окуляр , работающий как оптический видоискатель при сбоях внешних сканнеров.
Два здоровенных рычага с лампочками регулируют скорость путешествия через время и пространство, по отдельности или одновременно – пространственно-временной дроссель . Под ним находится ручной тормоз временного ротора , без которого Тардис потихоньку дрейфует во времени и из-за которого Доктора все время «заносит» на пару-другую месяцев мимо, так как слишком резко его дергает.