Венчание в православной церкви – это одно из семи главных таинств и правила для него верующие люди стараются соблюдать как можно тщательней. Венчание наряду с крещением, миропомазаньем, покаянием, причастием, священством и елеосвящением составляют центр духовной жизни и воплощают полноту входа человека в церковную жизнь. Все, что нужно знать жениху и невесте перед таким ответственным шагом, как венчание, вы прочтете в нашей подробной статье. Она также будет интересна тем, кто уже совершил таинство, но хочет узнать больше о нем.

Смысл венчания в православной церкви

Согласно христианскому мировоззрению, двое людей соединяется в освященном Богом союзе и становятся одной плотью. Именно поэтому столь привычные сегодня разводы в христианской среде считаются противоестественным явлением, как если бы мать решила не жить с рожденным ею ребенком. Иногда подобный разрыв связывают с ампутацией конечности или органа – болезненный процесс, который делает человека неполноценным.

Господь создал Адама и Еву и благословил им размножаться и плодить землю. Духовное и физическое родство со своей женой Адам признал сразу: первым делом, когда увидел Еву, он назвал ее своей плотью и кровью, так как полюбил ее:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:23).

Поэтому, прежде чем пойти на этот шаг, люди должны осознавать всю серьезность, которую они этим поступком обещают Богу.

Юной любви, а также любви долгожданной, свойственна поспешность и видение своего партнера в «розовых» тонах. Достоинства, которые есть у любого человека, – так как все созданы по образу Божию и унаследовали от Него совершенные черты – любящий человек воспринимает преувеличенно и ему кажется, что объект любви совершенен. При этом его недостатки, – которые также есть у всякого, так как все мы подверглись первородному греху и его последствиям в виде болезни, смерти и страстей – кажутся сглаженными и не поддаются рациональному анализу.

Поэтому в храме, куда пришли молодые на разговор со священником о предстоящем мероприятии, можно встретить неожиданную реакцию церковного служителя. Так, если священник соблюдает устав святых отцов и чтит традиции, то он посоветует влюбленным подождать до венчания хотя бы год, за который можно лучше узнать человека в разных обстоятельствах и испытать свои чувства на практике.

При этом за этот год не благословляется жить интимной жизнью. В случае, когда молодые пришли уже после сложившихся отношений и ставят священника перед фактом, тот разъясняет им, что ранняя половая близость до законного бракосочетания ведет за собой неблагоприятные последствия для дальнейших отношений и их крепости.

После разъяснительной беседы, если молодые осознали свою вину, священник предлагает им попоститься три дня, затем исповедоваться в грехах и причаститься. Накануне венчания молодожены обязательно должны причаститься, чтобы прочувствовать этот день как самый важный в жизни – день, когда две судьбы становятся одной судьбой, две души – одной душой и два тела – одним телом.

Как подготовиться к венчанию?

Для начала нужно выбрать день, место для венчания и поставить в известность священника заранее. При этом необходимо помнить, что не каждый день в году в православной церкви разрешается проводить это таинство.

Таинство венчания не совершается по вторникам и четвергам, так как эти дни предшествуют постам, которые соблюдают верующие в среду и в пятницу. Также не совершается таинство в субботу, так как воскресенье (а церковные сутки начинаются с 20:00 накануне) – это малая Пасха, день освященный.

Также нельзя венчаться в дни установленных Вселенскими соборами постов – это 4 поста в году общей длительностью 5-6 месяцев с разной периодичностью.

Как правило, в православной церкви России установилась вековая традиция венчания на Красную горку – это название праздника в первое воскресенье после Пасхи. Этот день называется в церковном календаре Антипасхой и обозначает начало периода всенародных свадебных гуляний, которые происходили массово на Руси во все времена.

Таинство не проводят также накануне единичных постных дней – например, 11 сентября на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи; в особые дни радости и празднования после Великого и Рождественского постов – на Святках и Светлой седмице; перед и во время праздника Воздвижения Креста Господня.

После выбора дня необходимо приступить к подготовке, что, в первую очередь, включает не внешнее приготовление отдельных предметов, приглашение гостей и план мероприятий празднества – а внутреннее состояние молодоженов, которое заключается к подготовке к таинству Исповеди и . И то, и другое таинство обязательно предшествует столь важному событию. Ведь Господь называет Царство Небесное брачным пиром, и Причастие на таком пиру в день бракосочетания является приобщением любви Божьей и укрепление на весь дальнейший совместный путь по жизни.

Время венчания священник назначает сразу после литургии, которая проводится каждое утро. В идеале, если молодоженам получится отстоять литургию и причаститься на ней непосредственно накануне торжества. Ведь куда важнее истратить свои силы на вклад в таинство, чем беречь их на вечерние гуляния (которых желательно избежать и оставить гостей как можно раньше для уединения).

Что нужно для венчания в церкви?

Правила подготовки к венчанию в православной церкви заключаются главным образом во внутреннем осознании и ответственности за этот шаг. В понимании, что назад пути нет и все трудности характера, притирки, разногласия – не могут теперь быть поводом для расторжения союза, который освятил Бог.

Это серьезный шаг, но многие сегодня легкомысленно идут на него, не рассчитывая силы и крепость чувств. К сожалению, такие люди не понимают, что после разрыва венчанного союза сделать гармоничной следующую семью будет сложнее и следует беречь то, что имеется.

И уже во вторую очередь необходимо подготовить наряд, документы, предметы для таинства и прочие вещи, необходимые в этот день.

Что нужно для венчания в православной церкви, список:

  1. Свидетельство о регистрации брака. Согласно правилам, установленным Священным Синодом, незарегистрированные в органах ЗАГСа браки не могут быть венчаны. Такие условия диктуются в первую очередь серьезностью намерений молодоженов, ведь после революции и распада Российской Империи церковь утратила полномочия влияния на права и обязанности сторон, функцию регулировки законных отношений теперь выполняет именно ЗАГС.
  2. Иконы Спасителя и Божией Матери. Какие иконы нужны для венчания? Подойдут любые образы и оклады, но главное, чтобы их можно было без проблем взять в руки. Эта благочестивая традиция раньше означала благословение родителей на брак и передавалась по наследству – со стороны невесты икона Пресвятой Богородицы, а со стороны жениха икона Спасителя. Благословение родителей имело сакральную ценность и свято соблюдалось.
  3. Золотые обручальные кольца. Раньше женское кольцо для венчания было серебряным, напоминая о том, что в христианской семье женщина является помощницей мужу и подчиняется любящему супругу. У мужа было золотое кольцо, что соответствовало символике царского металла – как Христос, муж обязан любить свою жену, которая символизирует собой Церковь. Именно муж будет нести ответственность за свою семью перед Богом на Суде.
  4. Венчальные свечи. Их можно приобрести на месте в храме. Являются символом благодати Святого Духа, Который невидимо предстоит и освящает.
  5. Белый плат. Это может быть как обычное покупное полотенце белого цвета, так и вручную расшитое невестой полотно (что раньше часто практиковалось). Можно также приобрести на месте в Храме. Его стелют на пол и встают во время определенного момента в процессе таинства. Плат символизирует чистоту помыслов и устремлений венчающихся.
  6. В некоторых храмах существует фиксированный размер пожертвований для таинства. Стоимость необходимо оплатить перед таинством, чтобы не забыть об этом после. Если фиксированной платы нет, то можно оставить добровольное пожертвование после венчания. Следует помнить, что государство не снабжает работников церкви зарплатами и их проживание зависит от наших пожертвований.
  7. Достойный внешний вид венчающихся. У девушки (женщины) должен быть головной убор (платок или более пышная фата для венчания), закрытые плечи, наряд должен быть скромным, закрывающим колени и не имеющим глубокого декольте. Мужчина должен быть в брюках. Шорты, бриджи и другие укороченные варианты, обнажающие ноги, для мужчины в храме не допускаются. Цвет наряда для невесты лучше выбрать светлых, пастельных тонов. Традиционно, чистая целомудренная девушка подчеркивает свою невинность абсолютно белым платьем и живыми цветами в руках. Обувь для невесты лучше выбрать удобную, на плоской подошве, чтобы без проблем отстоять службу.

После потери церковью законной гражданской силы, способной регулировать юридические вопросы, наличие свидетелей не является обязательным и носит, скорее, характер благочестивой традиции. Свидетели были поручителями брачующихся, хорошо их знали. Приглашали умудренных опытом, имеющих собственные семьи свидетелей, которые в трудные ситуации смогли бы дать дельный совет.

Какие правила венчания в православной церкви нужно знать?

Как подготовиться к венчанию в православной церкви – доступно объяснит священник, которого выбрали молодожены для проведения своего таинства. Но общие правила остаются одинаковыми.

Брак, зарегистрированный органами ЗАГС, является безблагодатным, но не беззаконным сожительством. Такая форма уважается церковью и допускается в случае, когда церковный брак не может быть совершен. А он не может быть совершен в нескольких случаях:

  • когда гражданский брак был регистрирован более трех раз — по церковным канонам нельзя вступать в брак более трех раз;
  • когда один или оба супруга не принадлежат к православной церкви, не крещены или приведены не добровольно;
  • когда не произошло фактического расторжения брака с предыдущим супругом: при гражданской регистрации необходимо свидетельство о разводе, при церковном – благословение архиерея на вступление в новый брак;
  • когда жених и невеста состоят в кровном или духовном родстве – в том числе, если они являются крестными одного человека;
  • правила в возрасте венчающихся в православной церкви ограничиваются верхним порогом в 60 лет для женщины и в 70 для мужчины, нижний порог: 16 лет для девушки и 18 – для парня.

Во время подготовки к венчанию следует проговорить все спорные моменты в вопросах мировоззрения, чтобы совершение таинство происходило с чистым сердцем.

Сколько по времени идет венчание в церкви – 40-60 минут.

Что делать с венчальными свечами и другими атрибутами после венчания?

Из подобных семейных реликвий можно устроить небольшую коллекцию. Для этой цели заводят отдельную шкатулку, куда складывают атрибуты после венчания, крещения и других памятных семейных событий. Шкатулку можно показывать детям, освещая перед ними подробности знаменательного дня, освежая собственную память и окунаясь воспоминаниями в счастливые события. Туда же можно поместить различные сувениры, привезенные из паломничества.

Венчальные свечи можно зажигать во время молитвы, чтобы попросить о чем-нибудь важном для семьи у Бога, для особой благодарности Ему или в другие моменты.

Все эти вещи являются напоминанием о важных вехах в развитии семьи и являются частью эмоциональной жизни членов семьи. При этом сами по себе они не несут сакральную ценность. Если по какой-то причине реликвии оказались не нужны, их можно ликвидировать особым образом. Так как предметы участвовали в святом обряде их лучше сжечь – самостоятельно или передать в церковь с просьбой утилизировать освященные свечи и предметы, участвовавшие в таинстве.

Видя перед собой символы венчания, супруги могут через воспоминания отыскивать пути во взаимопонимании, когда возникают сложные моменты, через ощутимые свидетельства их союза, который они заключили перед Богом, супруги вспоминают о важности семейного очага и черпают новые силы, чтобы идти по жизни дружно рука об руку.

Правила венчания в православной церкви состоят, в первую очередь, из нравственной основы, которая заключается в чистоте намерений, отсутствии корыстных и непорядочных целей и твердая решительность соединиться с любимым человеком воедино. Целью такого союза является получение от Господа дара единомыслия для христианской жизни и воспитания детей. Больше о венчании можно узнать из книги .

Венчание в церкви — не просто красивая традиция, подтверждающая гражданские узы брака. Этот сакральный обряд закрепляет связь между мужчиной и женщиной перед лицом Бога. Следует понимать, что церковный брак нерасторжим, в отличие от гражданского союза. Соответственно и отнестись к венчанию следует со всей серьёзностью.

Вконтакте

И хоть церемонии вступления в брак в ЗАГСе и в церкви чем-то схожи, к венчанию предъявляется гораздо большее количество требований. Здесь важно всё до мелочей — от душевного настроя молодожёнов, до цвета носового платочка, обёрнутого вокруг венчальной свечи. Заблаговременная тщательная подготовка к обряду венчания поможет избежать ненужных волнений в этот светлый день. Итак, что же нужно знать для венчания в православной церкви и как все происходит.

Социальные и религиозные условия

Прежде всего стоит учесть основные условия , необходимые для осуществления венчания в церкви.

Социальные:

  • Венчающаяся пара должна состоять в официальном браке (предоставляется свидетельство о браке).
  • Ни один из супругов не должен состоять в официальном браке с третьим лицом.
  • Супруги должны достигнуть брачного возраста. Он соответствует официальному брачному возрасту — 18 лет. В определённых случаях возраст невесты может составлять 16 лет.
  • Брачующиеся не должны состоять в близком кровном родстве. Запрещены браки родственников до третьего колена.

Религиозные:

  • Оба супруга должны быть крещёнными.
  • В редких случаях допускается брак между православным и христианином неправославного вероисповедания (католики, лютеране и т.д). Такой союз будет одобрен, если дети, рождённые в нём будут воспитаны в православных традициях.
  • Не допускается венчания лиц, состоящих в церковном родстве (крёстные, крестники).
  • Допускается венчание не более трёх раз за всю жизнь. При условии, что предыдущие браки были расторгнуты по всем канонам православия или же брачующийся ранее овдовел.
  • Не производится венчание, если хоть один из молодожёнов заявляет о своем атеизме или же принуждению к браку со стороны родителей, будущего супруга и т.д.

Когда венчаться?

Если все основные условия соблюдены, то необходимо подобрать время для проведения церемонии. Молодожёны могут выбрать один из четырёх дней недели — понедельник, среду, пятницу или воскресенье. Стоит помнить, что венчания не осуществляется во время многодневных постов — Рождественского, Великого, Петрова и Успенского. Также из календаря выпадают Святки (7-19 января), неделя до начала Великого поста (Масленица) и неделя после Пасхи. Не стоит рассчитывать и на даты великий церковных праздников — Сретенье (15 февраля), Вознесение Господне, Троица, Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) , Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (28 сентября), Покрова Святой Богородицы (13 октября). Под запретом и дни в канун вышеназванных дат. Дополнительно могут выпадать и дни храмовых праздников. Эти мероприятия определяются индивидуально для каждого храма, поэтому в любом случае лучше предварительно посоветоваться с настоятелем церкви.

Подготовка к венчанию

Так как венчание в православной церкви — обряд скорее духовный, нежели физический, то и подготовка к нему по большей части лежит в плоскости нематериального. Обязательным условием для совершения венчания является причастие и исповедь молодожёнов. Эти обряды следует провести за 3-4 дня до бракосочетания. Оптимальным будет соблюдение двух-трёхдневного поста до этого.Следует помнить, что в день причастия, равно как и в день венчания, нельзя есть, употреблять спиртное и заниматься сексом. Дополнительно можно духовно настраиваться на обряд, обратиться к Богу с молитвой об удачном браке.

Но всё же, при подготовке к венчанию, не стоит забывать и о материальных атрибутах церемонии. Будущим супругам нужно обратить внимание на следующие моменты.

Крестики

Нательные кресты — непременный атрибут для любого человека, переступающего порог церкви. Это правило касается как гостей праздника, так и самих брачующихся.

Кольца

По древней традиции на венчание покупалось два кольца — золотое и серебряное. Золотое олицетворяло солнечный свет и мужскую силу. А серебряное воплощало образ лунного света и, стало быть, женского начала. В наше время эта традиция практически отошла в прошлое. Зачастую покупаются одинаковые золотые или же серебряные кольца. Можно выбрать модели, инкрустированные драгоценными камнями. Но всё же лучше отдать предпочтение не очень вычурному, кричащему варианту.

Кольца необходимо отдать священнику до церемонии. Он помещает их на престол для освящения.

Иконы

Для обряда венчания понадобятся две освященные иконы — Христа и Богородицы. Образа будут символизировать мужское и женское начало. Данные иконы после действа непременно отправляются в дом молодожёнов. Лучше всего разместить их в красном углу. Эти символы являются мощнейшим оберегом. В былые времена венчальные иконы хранились в семьях на протяжении многих поколений и передавались от родителей к детям.

Свечи

Во время церемонии венчания в православной церкви новобрачные держат в руках церковные свечи. Их можно купить в местной церковной лавке. Обычно для венчания можно приобрести специальные праздничные свечи. Также стоит приготовить два красивых небольших платка. Ими брачующиеся оборачивают свечи, дабы воск не обжигал руки во время обряда.

Венчальные свечи также сохраняются в жилище молодых на протяжении всей жизни.

По народным поверьям эти атрибуты имеют сильные защитные способности. В частности свечи используют как оберег при тяжёлой беременности супруги.

Полотенца, рушники

Для церемонии необходимо подготовить два праздничных рушника. Это могут быть полотенца, украшенные свадебными обережными символами, или же нарядные белые отрезы. Иногда используют куски белой ткани.

Один из рушников стелят молодожёнам под ноги, а другим перевязываются их руки. Данные атрибуты также необходимо хранить для обеспечения счастливой жизни супругов.

Платье невесты

На венчание невеста непременно надевает белое платье. В церкви не допускается оголённых плеч или груди, поэтому стоит выбрать более закрытую, сдержанную модель. Если же купленное платье не удовлетворяет этому условию, то можно использовать накидку, жакет, манто.

Невеста обязательно должна находится в церкви с покрытой головой . Это может быть фата, шляпка или другой головной убор. Стоит учесть, что правило покрытой головы касается не только брачующейся, но и любой представительницы прекрасного пола пересёкшей возрастной барьер в 4 года.

Процедура, порядок и сколько длится венчания в православной церкви

Непосредственно обряд венчания занимает от 40 минут до часа. Но, с учётом ожидания, следует настроиться на обряд продолжительностью до двух часов.

Необходимо помнить, что во время венчания невеста всегда должна находится слева от будущего супруга.

Венчальные свечи пара держит в левой руке. Правая рука потребуется для того чтобы креститься. Поэтому свадебный букет невесты лучше передать в руки приближённых гостей. Для ясности, креститься нужно тогда же, когда это делает священник. Паре понадобятся свидетели, шаферы. На эту должность следует выбрать крещёных мужчину и женщину. В их обязанности в частности входит держание венцов над головами брачующихся.

Первоначально проводится обряд обручения. Действо происходит перед входом в церковь. Батюшка трижды благословляет молодожёнов и вручает им зажжённые свечи.Прочитав непродолжительную молитву, священник надевает кольцо на палец жениха. Далее брачующиеся трижды меняются кольцами. Этот процесс символизирует передачу власти над собой супругу. Теперь пара официально считается женихом и невестой. Далее происходит непосредственно венчание. Священник вводит пару в центр храма, останавливая перед аналоем. Практически всё время обряда будут читаться молитвы. Наиболее трогательным моментом является сакраментальные фразы «Я беру тебя в мужья (жёны)». Батюшка даёт новобрачным поцеловать венцы и венчальные иконы. Также молодожёны трижды отпивают церковное вино из специальной чащи. Эта часть обряда символизирует, что отныне пара будет всё в своей жизни делить пополам. В завершение новоиспечённых мужа и жену трижды обводят вокруг аналоя. Священник даёт последние наставления, а гости уже спешат с поздравлениями.

Фото и видео съёмка во время венчания в православной церкви

Стоит помнить, что венчание в православной церкви — есть таинство. Здесь невозможны постановочные фото. Оператор может снимать только в формате репортажа. Ни в коем случае нельзя проходить между новобрачными и Царскими Вратами. А во многих церквях съёмка разрешена только у входа.

Видео от том, как и по каким правилам проходит обряд венчания в православной церкви:

Готовясь к обряду венчания в церкви несомненно стоит уделить внимание выбору необходимых аксессуаров, времени и места самого ритуала. Но всё же за всей этой суетой главным является не потерять сам сакральный смысл этого древнего ритуала. Ведь после церковного брака мужчина и женщина становятся единым целым в глазах людей и самого Бога.

Вконтакте

Наталья Капцова


Время на чтение: 11 минут

А А

Христианская семья появляется исключительно по благословению Церкви, соединяющей влюбленных в одно целое во время таинства венчания. К сожалению, для многих таинство венчания сегодня стало модной необходимостью, и перед обрядом молодые больше думают о поисках фотографа, нежели о посте и душе.

Зачем же на самом деле венчание нужно, что символизирует сам обряд, и как принято готовиться к нему?

Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения?

«Вот мы повенчаемся, и тогда нас точно никто не разлучит, ни одна зараза!», — думают многие девушки, выбирая для себя подвенечное платье.

Конечно, в какой-то степени венчание – оберег для любви супругов, но в первую очередь, в основе христианской семьи лежит заповедь о любви. Венчание – не сеанс магии, который обеспечит браку нерушимость, независимо от их поведения и отношения друг к другу. Брак православных христиан нуждается в благословении, и освящается Церковью он только во время таинства венчания.

Но осознание необходимости венчания должно прийти к обоим супругам.

Видео: Венчание — как правильно?

Что дает венчание?

Прежде всего, благодать Божию, которая поможет двоим строить свой союз в гармонии, рожать и воспитывать детей, жить в любви и согласии. Оба супруга должны четко понимать на момент совершения таинства, что этот брак – он на всю жизнь, «в горе и радости».

Символизируют вечность союза кольца, которые надевают супруги при обручении, и хождение вокруг аналоя. Клятва верности, которая дана в храме пред ликом Всевышнего, важнее и мощнее подписей на свидетельстве о браке.

Важно понимать, что расторгнуть церковный брак реально лишь в 2-х случаях: при смерти одного из супругов — или лишении его рассудка.

Кто не может венчаться в православной церкви?

Церковь не венчает пары, не живущие в законном браке. Почему так важен для Церкви штамп в паспорте?

До революции частью государственной структуры была и Церковь, к функциям которой относилась также регистрация актов рождения, брака, смерти. И одной из обязанностей священника было проведение исследования – законен ли брак, какова степень родства будущих супругов, нет ли проблем с их психикой, и проч.

Сегодня этими вопросами занимаются ЗАГСы, поэтому в Церковь будущая христианская семья несет свидетельство о браке.

И в этом свидетельстве указана должна быть именно та пара, что собирается венчаться.

Существуют ли причины для отказа в венчании – абсолютные препятствия для церковного брака?

Пару точно не допустят к венчанию, если…

  • Брак не узаконен государством. Такие отношения Церковь считает сожительством и блудом, а не брачными и христианскими.
  • Пара состоит в 3-й или в 4-й степени бокового кровного родства.
  • Супруг – духовное лицо, и он принял священный сан. Также не допустят до венчания монахинь и монахов, которые уже принесли обеты.
  • Женщина – вдова после третьего брака. 4-й церковный брак запрещен категорически. Запрещено будет венчание и при 4-м гражданском браке, даже если церковный брак при этом будет первым. Естественно, это не означает, что Церковь одобряет вступление во 2-й и 3-й брак. Церковь настаивает на вечной верности друг к другу: двое- и троебрачие не осуждает всенародно, но считает «нечистотами» и не одобряет. Впрочем, препятствием к венчанию это не станет.
  • Вступающий в церковный брак виновен в предыдущем разводе, и причиной было прелюбодеяние. Повторно вступить в брак будет разрешено только при покаянии и исполнении наложенной епитимьи.
  • Имеет место неспособность к браку (прим. – физическая или же духовная), когда человек не может изъявлять волю свободно, болен душевно, и проч. Слепота, глухота, диагноз «бездетность», болезнь – не являются причинами для отказа в венчании.
  • Оба — или кто-то из пары — не достиг совершеннолетия.
  • Женщине – боле 60-ти лет, а мужчине – более 70-ти. Увы, высший предел для венчания тоже существует, и такой брак может быть одобрен только епископом. Возраст старше 80-ти лет – абсолютное препятствие к браку.
  • Отсутствует согласие на брак от православных родителей с обеих сторон. Впрочем, к данному условию Церковь уже давно относится снисходительно. В случае, если родительским благословением заручиться не получается — его пара получает у епископа.

И еще несколько препятствий к церковному браку:

  1. Мужчина и женщина являются по отношению друг к другу свойственниками.
  2. Имеет место духовное родство между вступающими в брак. Например, между крестными и крестниками, между крестными и родителями крестников. Брак между крестным и крестной одного ребенка возможен лишь с благословения епископа.
  3. Если усыновитель хочет вступить в брак с усыновленной дочерью. Или если усыновленный сын хочет вступить в брак с дочерью или же с матерью своего усыновителя.
  4. Отсутствие взаимного согласия в паре. Брак по принуждению, даже церковный, считается недействительным. Причем, даже в случае, если принуждение – психологическое (шантаж, угрозы и пр.).
  5. Отсутствие общности веры. То есть, в паре оба должны быть православными христианами.
  6. Если один из пары – атеист (пусть и крещенный в детстве). Просто «постоять» рядом на венчании не получится – такой брак недопустим.
  7. Месячные у невесты. День венчания нужно выбирать в соответствии со своим календарем цикла, чтобы не пришлось потом его переносить.
  8. Период, равный 40 дням после родов. Венчаться после рождения малыша Церковь не запрещает, но придется подождать 40 дней.

Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.


Когда и как организовать венчание?

Какой день стоит выбрать для венчания?

Ткнуть пальцем в календарь и выбрать число, которое у вас «счастливое» — скорее всего, не получится. Церковь проводит таинство венчания только в определенные дни – в понедельники, среды, пятницы и воскресенья, если они не выпадают…

  • На канун церковных праздников – великих, храмовых и двунадесятых.
  • На один из постов.
  • На 7-20 января.
  • На Масленицу, в сырную и Светлую седмицу.
  • На 11 сентября и накануне его (прим. – день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи).
  • На 27 сентября и накануне его (прим. – праздник Воздвижения Креста Господня).

Не венчают также в субботу, вторник или четверг.

Что нужно для организации венчания?

  1. Выбрать храм и поговорить с батюшкой.
  2. Выбрать день венчания. Самыми благоприятными считаются дни осенней жатвы.
  3. Внести пожертвование (его вносят в храме). За певчих вносится отдельная плата (при желании).
  4. Выбрать платье, костюм для жениха.
  5. Найти свидетелей.
  6. Найти фотографа и договориться о съемке со священником.
  7. Купить все необходимое для обряда.
  8. Подучить «сценарий». Свою клятву вы произнесете лишь единожды в жизни (дай Бог), и звучать она должна уверенно. Кроме того, лучше заранее прояснить для себя – как именно проходит обряд, чтобы знать — что за чем следует.
  9. И самое главное — подготовиться к таинству ДУХОВНО.

Что понадобится на венчании?

  • Нательные крестики. Конечно, освященные. Идеально, если это крестики, что были получены при крещении.
  • Обручальные кольца. Их тоже должен освятить священник. Раньше для жениха выбирали золотое, а для невесты серебряное кольцо, как символ солнца и луны, которая его свет отражает. В наше время никаких условий нет – выбор колец целиком и полностью лежит на паре.
  • Иконы : для супруга – образ Спасителя, для супруги – образ Божьей матери. Эти 2 иконы – оберег всего рода. Их следует хранить и передавать по наследству.
  • Венчальные свечи – белые, толстые и длинные. Их должно хватить на 1-1,5 часа венчания.
  • Платочки для пары и для свидетелей , чтобы снизу обернуть свечи и не обжечь руки воском.
  • 2 белых рушника – один для обрамления иконы, второй – на который пара встанет перед аналоем.
  • Подвенечное платье. Конечно же, никакой «гламурности», обилия страз и декольте: выбираем скромное платье светлых оттенков, которое не открывает спину, область декольте, плечи и колени. Без фаты не обойтись, но ее можно заменить красивым воздушным платком или шляпкой. Если плечи и руки остаются голыми из-за фасона платья, то накидка или шаль обязательна. Брюки и непокрытая голова у женщины в церкви недопустимы.
  • Платки для всех женщин , присутствующих на венчании.
  • Бутылка кагора и каравай.

Выбираем поручителей (свидетелей).

Итак, свидетели должны быть…

  1. Близкими вам людьми.
  2. Крещенными и верующими, с нательными крестиками.

В свидетели нельзя звать разведенных супругов и пары, которые живу незарегистрированным браком.

Если поручителей найти не удалось – это не беда, вас обвенчают и без них.

Поручители при венчании – это как крестные родители при крещении. То есть, они берут «шефство» над новой христианской семьей.

Чего не должно быть на венчании:

  • Яркого макияжа – как самой невесты, так и гостей, свидетельницы.
  • Ярких нарядов.
  • Лишних предметов в руках (никаких мобильных телефонов, букеты тоже отложить на время).
  • Вызывающего поведения (шутки-хохмы, разговоры и прочее – неуместны).
  • Лишнего шума (ничто не должно отвлекать от обряда).

Помните, что…

  1. Скамьи в церкви стоят для старых или больных людей. Будьте готовы, что придется час-полтора выдержать «на ногах».
  2. Мобильные придется отключить.
  3. Прибыть к храму лучше минут за 15 до начала обряда.
  4. Стоять спиной к иконостасу не принято.
  5. Уходить до окончания таинства не принято.

Подготовка к таинству венчания в церкви – что иметь в виду, как подготовиться правильно?

Основные организационные моменты подготовки мы обсудили выше, а теперь – о подготовке духовной.

На заре христианства таинство венчания осуществлялось за Божественной литургией. В наше же время важно совместное причастие, которое совершается до начала супружеской христианской жизни.

Что включает в себя духовная подготовка?

  • 3-дневный пост. Он включает в себя воздержание от брачных отношений (даже если супруги живут вместе уже много лет), развлечений и употребления пищи животного происхождения.
  • Молитва. За 2-3 дня до обряда нужно молитвенно готовиться к таинству утром и вечером, а также посещать богослужения.
  • Взаимное прощение.
  • Посещение вечерней службы накануне дня причащения и чтение, помимо основных молитв, «ко Св. Причащению».
  • Накануне венчания, начиная с полуночи, нельзя пить (даже воду), есть и курить.
  • День венчания начинается с исповеди (будьте честны перед Богом, от него ничего не скроешь), молитвы за литургией и совместного причащения.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Церковное богослужение, во время которого освещается и благословляется христианский брак, называется венчанием или церковным обрядом бракосочетания. Его суть – в благословлении будущих супругов на счастливую семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Это таинство не должно быть данью моды или обязательным элементом свадьбы. Такое решение принимается осознанно, каждый супруг должен отдавать себе отчет в том, что с этим человеком готовы быть всю жизнь.

Для чего нужно венчание в церкви

Первоначально у славян церемония венчания была наделена магическим смыслом – защитить новоиспеченных супругов от сглаза, порчи, нечистой силы. Готовились к ней заранее: шили специальную одежду, головные уборы, готовили обережные блюда. С возникновением христианства на Руси церковный обычай продолжил существование. Считалось, свадьба в церкви приносит супружеской паре счастье, достаток, оберегает от неприятностей.

Смысл венчания – не только в согласии заботиться друг о друге, но и в решении совместно воспитывать детей, согласно христианским традициям. Венчание – это таинство, после которого брак не подлежит разводу. В настоящее время молодые решаются на освящение брака в церкви по ряду причин:

  • супружеская пара получает благословение от Бога;
  • появляются внутренние силы для создания крепкой семьи;
  • защита брачного союза от бед, неприятностей;
  • появление прочной связи на духовном уровне;
  • ответственность за потомство;
  • получение защиты от Бога в радости и горе.

Что нужно для венчания

Перед проведением таинства необходимо пообщаться со священником и подготовить венчальную пару икон, свечи, рушник. Обязательны обручальные кольца. Особенности:

  • Согласно православным канонам, невесте надевают серебряное украшение, а жениху – золотое. Объясняется это тем, что женщина олицетворяет образ Церкви, поэтому должна, как серебро, излучать свет и благодать. Мужчина же считается образом Христа, Божественную Славу которого символизирует золото.
  • В будущем вещи, использованные при обряде, будут помогать. Так, свечи можно зажечь в период семейных проблем, а иконы будут придавать сил, оберегая супругов.

Какие должны быть иконы

Иконы, необходимые для благочестивой традиции, называются венчальной парой. Согласно традициям, молодожены должны получить благословение от родителей, при этом невесту благословляют иконой Пресвятой Богородицы, а жениха – иконой господа Вседержителя. В настоящее время допускается использование любого рукописного изображения Пресвятой Богородицы и Христа. Часто для этих целей используют венчальную икону Казанской Божьей Матери.

Условия венчания в православной церкви

Не каждый официальный брак может быть благословлен и освещен. Существует ряд противопоказаний и ограничений для венчания в церкви, среди которых возраст новоиспеченных супругов. Так, будущая жена должна быть старше 16 лет, а будущий муж – 18 лет. Согласно церковным канонам, есть дни недели и праздники, в которые нельзя совершать священнодействие.

Когда можно венчаться

Многие супруги планируют венчаться в день регистрации брака в ЗАГСе. Это серьезное намерение, с которым не стоит торопиться. Лучше отложить это решение до рождения ребенка или по истечению нескольких лет совместной жизни. Выбирая дату проведения таинства, важно помнить, что не всегда можно совершить церковный обряд венчания. Неприемлемые для этого дни: вторник, четверг: они предшествуют постным дням. Нельзя венчаться в субботу – накануне выходного.

В престольные, двунадесятые праздники, многодневные посты венчание запрещено. Это:

  • Рождественский пост: 28.11-06.01;
  • Сырная седьмица;
  • Петров пост зависимости от даты Пасхи длится 8-42 дня;
  • Успенский пост: 14.08-27.08;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Святки (07.01-19.01);
  • Масленица;
  • Светлая неделя после Пасхи.

Даже если вы определились с датой, не входящей в пост, стоит сходить в храм и дополнительно уточнить у батюшки, чтобы не возникло недоразумений. Среди других ограничений проведения церковного обряда бракосочетания: ночное время, «критические» дни у женщин и непереходящие праздники, такие как Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха.

Препятствия к браку

Обязательным условием венчания является заключение официального брака. Брачующиеся должны быть крещеными православными христианами. Хотя в этом правиле есть исключение: допускается непровославный христианин к венчанию при условии, что рожденные дети будут крещены в православие. Другие ограничения, когда таинство не проводится, включают:

  • некрещеных;
  • атеистов;
  • живущих в гражданском браке;
  • людей с кровным или духовным родством;
  • четвертый по счету официальный брак;
  • психические расстройства и заболевания.

Правила

Поведение в церкви должно быть почтительным и уважительным в отношении святынь и друг друга. Здесь не допускаются громкие разговоры, смех, перешептывания. Про мобильные телефоны тоже нужно забыть: отключить аппарат или поставить на беззвучный режим. Находясь в центре церкви, нельзя поворачиваться спиной к святым образам. Все внимание должно быть направлено на молитву, ведь от этого зависит последующая семейная жизнь.

Подготовка

Чтобы выбрать церковь для венчания, нужно пройтись по разным храмам и почувствовать «свое» место. Важно также найти священника по душе, побеседовать с ним, обсудить все детали. Затем за несколько недель нужно записаться на венчание. Вопрос стоимости нужно заранее обсудить: в одних храмах это фиксированная сумма, в других – добровольное пожертвование.

Жениху и невесте следует подготовиться к венчанию не только материально, но и духовно: исповедоваться и причаститься. Без этих процедур пара не сможет получить в церкви благословения от Бога. Новобрачные должны молиться, просить спасения, прощения у обиженных, отпустить обиды, отдать долги. Только после того как их души очистятся, супруги допускаются к причастию.

Молитвы

С вниманием и благоговением отнеситесь к молитвам, ведь венчание – это не просто обряд. В течение всего таинства Церковь молится только о невесте и женихе, за исключением молитвы за воспитавших родителей. Служители церкви, брачующиеся, свидетели, гости и все присутствующие должны своими словами, мыслями, молитвами просить у Бога счастья и крепкой семьи для супругов. Важно сосредоточиться на главном.

Выбор наряда для невесты

Платье для венчания должно закрывать плечи и руки и быть не выше колен. Глубокое декольте не желательно, но можно использовать накидку, ажурную шаль, болеро, палантин. Цвет наряда лучше выбрать светлый, от темных и ярких – отказаться. Сарафаны, брючные костюмы не уместны для этого случая. Голова невесты должна обязательно быть покрыта. Шляпа для этого случая не подходит, так как на церемонии на брачующихся одевают церковные венцы.

Обувь может быть любой, главное, чтобы она была удобной. Всю процедуру нужно стоять на ногах. Венчание длится долго, поэтому от высоких каблуков и неудобных туфлей лучше отказаться. Макияж должен быть легким, неброским. С накрашенными губами запрещено целовать иконы, крест, венец. Подвенечное платье хранят с венчальными свечами, иконами, крестильными рубашками. Его нельзя продавать, дарить или кому-то отдавать.

Как проходит венчание

Во время Божественной Литургии подчеркивают важность Таинства брака и то, с какой душевной чистотой нужно подходить к его заключению. После этого следует обручение – скрепление взаимных обещаний супругов перед Господом. Небесный брак проходит в церкви и означает, что муж принимает жену от самого Бога. Закрепляется обручение венчальными кольцами, которые надевает священник сначала жениху, затем невесте, произнося при этом молитвы. После супруги троекратно меняются кольцами в честь Пресвятой Троицы. Завершается все молитвой об Ангеле хранителе для новой семьи.

Затем наступает венчание:

  • Брачующиеся держат в руках свечи и торжественно шествуют за священником с кадильницей к алтарю. Это означает, что на своем жизненном пути они должны следовать и соблюдать заповеди Господни.
  • Пару встречает Хор с пением псалма 127, в котором благословляется супружество.
  • Молодожены становятся на белый или розовый плат, расположенный перед аналоем.
  • Жених и невеста еще раз подтверждают добровольное решение вступить в брак, хранить верность и связать союз на небесах.
  • Процедура венчания начинается с литургического возгласа: «Благословенно Царство…»
  • Затем читают молитвы, после которых наступают важнейшие минуты таинства – все, о чем просилось в молитвах, совершается, скрепляя и освещая будущую семью.
  • Священник возлагает венец на жениха, и дает ему приложиться к образу Спасителя. Таким же образом он благословляет невесту, дав ей поцеловать икону Пресвятой Богородицы.
  • Батюшка читает молитву о принятии венцов непорочными и неоскверненными в Божьем Царстве.
  • После – послание Апостола Павла к Ефесянам, который мужья и жены должны полностью знать.

Супруги, украшенные венцами, предстают перед лицом Самого Бога в ожидании благословения. Наступает торжественная минута. После чтения молитв священник дает испить вина сначала жениху, а затем невесте. Каждый делает по 3 глотка. Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их епитрахилью, и сверху кладет свою руку. Такой жест означает, что посредством руки священнослужителя муж получает жену от самой Церкви навечно в земном мире.

Молодая пара 3 раза обходит вокруг аналоя, с этого момента началось их совместное шествие рука об руку. Завершая движения, батюшка снимает венцы с супружеской четы, подносит им крест для целования и вручает образ Спасителя жениху, а образ Пресвятой Богородицы – невесте. Великое таинство венчания длится 45–60 мин. Церковное бракосочетание завершается свадебной трапезой для супругов, гостей, свидетелей.

Сколько раз можно венчаться в православии

Венчание – ответственное решение двух взрослых любящих людей. Это шаг, который скрепляет брачные узы и делает их неразрывными. Если же присутствует чувство страха или неуверенности, лучше повременить. Решившись на таинство, не стоит воспринимать его как красивый церковный обряд, а тем более – как обязательный элемент свадьбы. Это нечто большее. Иисус в Библии сказал, что союз, Благословленный Богом, люди разрушить не могут, но бывают ситуации, когда церковный брак все же распадается.

Не существует такого понятия, как «развенчание», но церковь все же признает возможность расторжения венчанного союза. Согласно церковным канонам, христианину не позволителен, но терпим второй брак. Разрешение на него можно получить, только написав прошение на имя правящего архиерея и представив необходимые документы. Затем следует беседа со священником для объяснения причин расторжения первого брака. Церковь разрешает повторный брак:

  • вдовцам;
  • тем, кто остался с маленькими детьми;
  • если один супруг никогда не состоял в браке, а второй был разведен не по своей инициативе;
  • после супружеской измены;
  • в случае уголовного наказания одного из супругов;
  • при наличии заболевания, не совместимого с появлением детей (СПИД, сифилис);
  • в отсутствие супруга более 3 лет;
  • при тяжелой душевной болезни, несовместимой с семейной жизнью (в т.ч. наркомании, алкоголизме).

По церковным правилам повторное таинство ведет к отлучению от причастия на 1-2 года, при третьем венчании – до 5 лет. Второй и третий брак храм трактует как измену и многоженство. Священнодействие будет проходить уже не так, как при первом венчании. Молитвы будут не только о счастье супружеской жизни, но и требующие покаяния тех, кто отступил от церковных правил супружества. В третий раз разрешено вступать в брак только из-за исключения беспорядка в личной жизни и блуда. Это не является нормой для верующего человека. Четвертый брак не рассматривается церковью никак: он запрещен.

Видео

О таинствах. Таинство Брака

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало - в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании - Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак - «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана. Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак - это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь - одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные - это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке - возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака - деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства - в шестьдесят крат. Третья - браком сочетанных, - если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием - претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны - вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж - глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое - Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою - мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос - Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего - как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ДРЕВНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался чрез молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. (Ср. свидетельства Климента Александрийского и Тертуллиана.) Следы того, что чин бракосочетания совершался во время литургии, мы видим в чине венчания: возглас литургии «Благословенно Царство», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и «Отче наш». В IV веке введено применение на Востоке брачных венков. (На Руси они были заменены деревянными и металлическими венцами.) Отделение чина венчания от литургии произошло в XII-XIII в., и в настоящее время оно обычно совершается после литургии.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, - благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни - хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма или при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш...» и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ...».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха - у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna - залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» - предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, - даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) - «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», - признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20-33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1-11) - повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа - молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза - во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй...» - прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы...» - прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике после этого читается молитва на разрешение венцов «в осьмый день». И бывает отпуст.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ «В ОСЬМЫЙ ДЕНЬ»

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй - снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу - от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Молитвенные благожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены сокращеннее, чем в чине венчания первобрачных, и менее радостны и торжественны потому, что исполнены чувством покаяния. Так, Церковь молится Господу о второбрачных: «Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я (их) в покаяние... ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю… соедини (их) к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание... очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общения сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господе посягати, нежели разжизатися… никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты един еси плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие».

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечами. Из великого последования венчания не читается молитва на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806-814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Примечание.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Чин обручения совершается в притворе храма или у его порога, само же таинство - чин венчания - на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или частное. Обручение - это важнейший акт брака у всех народов с его тщательными условиями, контрактами, поручительствами и пр. В древности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое важное дело своей жизни начинать с благословения Божия, то и здесь Церковь преподает им благословение на обручение как одно из важнейших жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а только в преддверии храма. Таким образом, за порог храма и таинства удаляется все, что есть в браке мирского и плотского (М. Скабалланович).

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

«Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно - главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович).

Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», - благословляет их.

На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).


Литургика: Таинства и обряды


01 / 05 / 2006