Введение…………………………………………………………………2

Основная часть………………………………………………………….3 - 6

Глава I. Данная проблема глазами моих одноклассников…………...3

1.1.Обработка результатов …………………………………………….3

1.2. Анализ анкетирования……………………………………………..3

Глава II . Животные – пример для человека………………………….4 - 6

2.1. Домашние животные………………………………………... …….4

2.2. Дикие животные………………………………………………… ..5

Заключение……………………………………………………………..6

Литература………………....……………………………………………7

Приложение……………………………………………………………..8 - 10

Введение

Я учусь в 3 классе. На уроках окружающего мира мы говорили о развитии живых организмов: развитие человека, развитие животного. А мне захотелось узнать, а может ли человек чему – либо научиться у животного? Так появилась тема моей работы.

Тема работы: «Чему нас учат животные»

Цель работы: Выяснить, чему можно научиться у животных

Задачи:

    Расширить представления о жизни животных

    Найти и изучить литературу в данной области

    Провести анкетирование

    Обобщить данный материал

    Представить в виде выступления и презентации

    Постараться заинтересовать данной проблемой одноклассников

Методы исследования:

    Изучение литературы по данному вопросу

    Анкетирование

    Систематизация

Область исследования: эколого – биологическая

План исследования:

1. Провести анкетирование среди одноклассников

2. Изучить научную литературу.

3. Проанализировать с учителем собранный материал

4. Подготовить выступление и презентацию

5. Представить работу одноклассникам

6. Предложить одноклассникам выполнить творческую работу

7. Завершить проект, включив в него творческие работы

Глава 1. Данная проблема глазами моих одноклассников.

      Обработка результатов.

Я предложила своим одноклассникам 2 вопроса:

1) Есть ли у вас животное? Если да, то какое?

2) Как вы считаете, учат ли чему – либо животные человека? Если да, то чему?

Я получила следующую информацию: из 23 опрошенных –

Есть ли у вас животное?

Как вы считаете, учат ли чему – либо животные человека?

не знаю

(Анкеты в приложении)

      Анализ анкетирования

Из анкеты и беседы выяснилось, что 3 моих одноклассника, не имеющие домашних животных, считают, что они не могут ничему научить человека, потому что они животные. Один одноклассник, у которого есть дома кошка, не знает, чему она может научить. Остальные ребята считают, что животные нас, безусловно, чему - то учат: доброте, преданности, любви, заботе. Все ответы были связаны в основном с домашними животными, почти никто не сказал о диких животных.

Проанализировав полученные ответы, я пришла к выводу, что тема моей работы актуальна, мне есть над чем подумать, в чём разобраться и предложить познакомиться в дальнейшем с полученными результатами моих одноклассников.

Глава 2. Животные – пример для человека

2.1. Домашние животные .

Большинство из нас воспринимает животных как часть своей семьи. Мы любим кошек и собак, попугаев и даже разных пресмыкающихся. Но задумывались ли вы, чему нас учат эти создания? Ведь содержание домашних животных полезно во многих смыслах. Многим известно, что для детей полезно иметь домашнего питомца, поскольку это помогает развить чувство ответственности. Но на этом польза животных не заканчивается, она только начинается. Давайте попробуем выделить несколько основных полезных вещей, которые мы получаем от своих любимцев. Первое – то, о чем уже упоминалось, ответственность. Когда человек начинает кормить другое существо, выгуливать его, мыть, то он и о себе станет лучше заботиться. Это помогает понимать, что от тебя кто-то зависит, значит, ты кому-то нужен. Второе, чему нас учат животные – безусловная любовь. Да, собака может любить нас просто так, а не за дорогие подарки и т. п. Именно у животных легче всего научиться любить безгранично, искренне и без требований получать что-то в ответ. Учат нас животные и доверять. Это полезно многим людям, у которых с этим проблемы. Животное не подведет вас, если вы его хорошо знаете и доверитесь. Терпение. Да, этому тоже нас могут научить животные. В чем оно проявляется? Содержание домашних животных – это отличная подготовка к созданию семьи и рождению детей. Да, любимая кошка может разбить чашку, пролить чай на коврик, и даже исправить нужду в том месте, в котором этого точно делать нельзя. Но ведь и ребенок не будет действовать строго по правилам с самого рождения. Заведите домашнее животное и учитесь терпеливо к нему относиться. Потом со своими детьми делать это будет проще. Домашние питомцы могут научить нас и развлекаться. Ведь нередко после тяжелого дня игра с собакой на прогулке может развеселить и порадовать. А как насчет игры веревочкой с кошкой? Казалось бы, это такие простые вещи, но сколько приятных эмоций! С помощью животных мы учимся быть ближе к природе. Процесс урбанизации все больше отделяет большое количество людей от природы. Нередко именно общение с домашним животным является единственной связью человека с ней. И, наконец, как это ни грустно, но животные помогают нам понять, как это расставаться с близкими. Жизнь домашних питомцев короче, чем наша. И, рано или поздно, любимый пес умирает. Конечно, этого не сравнить со смертью человека. Но если животное было настоящим другом, то и терять его очень тяжело.

Как бы несправедливо человек ни обращался со своим питомцем, его любовь из-за этого не исчезает. Даже если собак и кошек бросают на произвол судьбы. Вспомните случаи, когда брошенные собаки ждали своих хозяев годами - на вокзалах, автобусных остановках, в аэропортах! Животное просто не понимает, что его бросили. Оно думает, что с хозяином стряслась беда. Звери не в состоянии оценить подлость. Это человек может сказать другому человеку: «Все, я ухожу». А собаке и кошке не объяснишь: «Я к тебе больше не приду». Они уверены, что если хозяин ушел, то обязательно должен вернуться. Вы можете в сердцах пнуть собаку, но она не злопамятна, ее огорчения быстро проходят. С кошками сложнее, но и они, особенно если приласкать, отходчивы. И еще одно: если владелец погибает в аварии, собака иногда остается на месте и упорно ждет его, не веря, что он мертв. Это и есть настоящая преданность вопреки всему. Если в семье есть звери, дети растут более добрыми, заботливыми и ответственными.

Сегодня мы смело можем сказать, что нам есть чему поучиться у домашних животных. «Нам надо у животных научиться давать добро, не требуя взамен…»

А как же животные, которые живут в дикой природе?

2.2. Дикие животные .

Изучив научную литературу, я выяснила, что и здесь можно найти много любопытного для нас.

БАРСУК – очень чистоплотен. Мусора и остатков еды в доме не держит. И даже туалет не в норе, а где-то рядышком снаружи. На зиму перед спячкой делает себе мягкую постель из сухих листьев. А как проснётся весной, так сразу давай порядок наводить и листья подальше от дома уносить.

БОБРЫ – трудолюбивы и упорны, неутомимые работники. Вся семья бобров помогает строить хатку на реке. Это сооружение сделано из бревен, веток и камней, скрепленных грязью. Внутри имеются жилые комнатки и кладовые. Бобры строят каналы до 200 м в длину, чтобы сделать путь от одной реки до другой более быстрым. Мех бобров высоко ценится. Бобры находятся под охраной. БЕЛКИ очень хозяйственные. Они устраивают уютные гнезда. Гнездо – шарообразное, сплетенное из мелких веточек. Внутри выстилают сухой травой, мхом. Дополнительно утепляют пухом и шерстью. Отправляясь на промысел, белка нее оставляет дверцы открытыми, и, возвратившись, застает гнездышко еще теплым.

Трудолюбивый КРОТ! Этот маленький лесной зверек с широкими ладошками действительно трудяга! Длиной всего10 -15 см и весом до 100 г, он выносит на поверхность за год до 10 тонн земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина!

Помощниками для родителей называют волков. Взрослые ВОЛКИ приставляют к своим малышам нянек – своих прошлогодних детей. Своих детенышей у молодого волка еще нет, и всю свою заботу и любовь он отдает младшим братьям. Вместе с родителями ловит для них добычу, охраняет волчат от врагов, развлекает их, участвует в играх.

Заботливыми родителями называют скворцов. Целый день летает СКВОРЕЦ из гнезда в сад – около 200 раз за один день! И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

Такими же заботливыми называют ласточек. Родители ЛАСТОЧКИ-КАСАТКИ, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом. Один конец волоса они наматывают на лапку, а другой прикрепляют к стенке гнезда.

Много говорят о лебединой верности. Лебединая верность, о которой слагаются легенды, не может не вызвать слезы умиления и тихой радости.

Ученые обнаружили, что раз и навсегда объединяются в пары ГАЛКИ! Даже при гибели супруга другой уже на всю жизнь остаётся одиноким. Понаблюдайте за сидящими или летящими галками. Они всегда и всюду вдвоём.

Бесстрашная бабочка. У бабочки АППОЛОН есть необычный способ спасаться от врагов: пугать их. Если её сбивают на землю, она начинает шипеть. А шипящая бабочка хоть кого напугает Правда, шипит она не по-настоящему. Она скребет лапками по нижней стороне крыльев и производит такой звук.

Трудолюбивые ПЧЁЛЫ. Для сбора 1 килограмма меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветов.

Все детёныши – прилежные ученики. Зверюшки только появятся на свет, а уже многое знают. Остальному их учат родители. Сначала малыши учатся узнавать и запоминать своих родителей. Затем знакомятся с родственниками. В первые два года жизни малыши учатся строить дом, рыть норы, устраивать логово или берлогу.

Оказывается, многим хорошим качествам можно поучиться и у этих животных.

Заключение.

Я познакомила с результатами своей работы одноклассников и в заключении предложила им попробовать сочинить стихи о животных, нарисовать рисунки. С некоторыми из стихов я хочу познакомить и вас. (см. приложение). Самое приятное для меня в этой работе было, что я не только сама узнала много нового, познакомила с этим своих одноклассников, но самое главное, я смогла поменять мнение тех ребят, которые считали, что животные ничему нас не учат. А одна из моих одноклассниц из этого числа, написала больше всего стихов (целых 7), может они пока не очень складно написаны, но зато с любовью к животным!

Изучая жизнь и поведение животных, мы каждый раз удивляемся и понимаем, что многому можно и нужно поучиться у зверей и птиц. Каждый из нас должен быть их другом. Не забывайте: человек является частью ПРИРОДЫ и должен относиться к ПРИРОДЕ бережно, с любовью.

Литература

1.«Азбука природы» – М., ИД «Ридерз Дайжест», 1997.

2.Дитрих А. «Почемучка». – М.:Педагогика, 1987.

3.Джежелей «Помогайка» - М., АО «Столетие», 1996

4.Колпакова О.В. «Занимательное природоведение для малышей». –

изд. «Белый город»,2008

5.Куликов А.Н. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» - Москва,

изд. «Багира», 1995

6.Мухин И. А. Дарвинский заповедник. – Москва, «Советская Россия», 1983.

Приложение

«Кошка Мурка»

У меня есть кошка Мурка,

Белоснежненькая шкурка.

Любит Мурка молоко

Ведь полезное оно.

А я люблю котёнка Мурку,

С белоснежненькою шкуркой.

Чемурзиева Макка

«Мой щенок Дружок»

Мой щенок всегда со мной

Я иду, и он за мной.

Звонко лает и играет

И меня не отпускает

Я его зову Дружок

Любит он и пирожок,

И конфету, и печенье,

И клубничное варенье.

Кропачева Алина

«Мой друг»

У нашей собаки достоинств не счесть, Под силу ей даже английский прочесть. Читает зубами и лапами тоже, Глазами, пока что, ещё он не может

Квачёва Вика

«Моя кошка»

У меня есть кошка,

Я её люблю,

Причешу ей шёрстку,

Бантик приколю.

Левенец Алина «Наше чудо – Альма»

Не дворняшка, не овчарка.

Кто же эта красота?

Наша радость и мечта!

Чиликина Лера

«Ёж»

Ёж под ёлочкой поёт,

Всё зверьё туда идёт.

Хоть и льёт сегодня дождь,

Он весёлый, этот ёж.

Мосина Женя

«Котёнок»

Маленький котёнок,

Ведь он ещё ребёнок,

Пока он любит спать

И весело играть!

Я мою его и кормлю,

Потому что его я люблю.

Ещё я с ним гуляю,

От бед оберегаю!

Федотова Ульяна

«Птичка»

Птичка пела, птичка пела,

Разбудила вот меня.

Вышел я на улицу,

И кинул ей пшена.

Съела птичка, то пшено,

И чирикнула в окно:

«Игра» «Вам спасибо за пшено,

Мы с бабочкой играли в саду, Жизнь спасло мою оно!»

Потом мы побежали к пруду, Табаков Никита

Потом мы играли на полянке

И ели земляничку из банки!

Москалёва Катя

«Попугай» «Лисёнок Рыжик»

Расскажу я вам, друзья, За большим корявым пнём,

Попугай есть у меня. У окраины посёлка.

Мне его на день рожденье, Можно встретить белым днём,

Подарила вся семья. Маму с маленьким лисёнком.

Он красивый, бело-синий, Рыжий хвостик, как с картинки

Любит семечки клевать, Глазки – бусинки…

А ещё он очень быстро И вдруг…

Любит по дому летать. Замер Рыжик, выгнул спинку

Очень умный, говорящий, И в глазах стоит испуг.

И красивый попугай! Где-то рядом, из-под ёлки,

И прошу тебя я, Арчи! Тихо листьями шурша

От меня не улетай! Вылез ёжик, весь в иголках,

Стародубова Настя И гуляет не спеша.

Скрипник Даша

«Котёнок» «Собака»

У меня есть кошка Собака бегала, скиталась,

Серенькая крошка. Искала новую семью.

С ней играю каждый день Тут мальчик Петя подошёл

Развлекаться нам не лень. И пса с собою он увёл.

Очень я её люблю, Теперь у нашего Дружка,

Кошку милую мою. Есть своя – новая семья!

Кравченко Никита Шокирова Вика

«Кот Василий»

По забору ходит кот.

Рядом в доме он живёт.

Зовут кота Василий,

Он самый здесь красивый!

Простокишин Илья

Взять животное в семью - большая ответственность. Кроме очевидных причин, по которым родители против заводить питомца (наличие аллергии или маленькая квартира), есть еще и второстепенные. Например, выгуливать, возить к ветеринару и т.д. Но вы даже не догадываетесь, каким важным вещам может научить любимец вашего малыша!

Instagram @pics_missmaya

Когда в доме появляется собака или кошка, то между вами и животным происходит взаимосвязь. Не только вы учите животное правилам поведения, но и можете взять многое от него!

Дети учатся проявлять внимание не только с своим нуждам, но и к потребностям животного. Иногда очень лень выйди на улицу, чтобы погулять с собакой или поменять наполнитель в лотке у кошки, но мы понимаем, что это сделать нужно, иначе питомцу будет плохо. Животные учат нас проявлять внимание, заботиться, становиться лучше.

Проявлять доброту

Сложно оставаться равнодушным и злиться, когда на руках сидит маленький котенок, который так и просит, чтобы его погладили и отогрели. Сердце ребенка сразу смягчается, в душе просыпаются добрые чувства.

Быть искренним

Животные никогда не лгут и не скрывают свои чувства, все их эмоции всегда видны по мордочке и взгляду. Если питомца обидеть или отругать, его реакция не заставит себя ждать: мы увидим испуг и огорчение. А если быть с ним добрым и ласковым, он сразу начнет вилять хвостом и облизывать лицо.

Люди часто прячутся за «масками» и показывают своих настоящих эмоций. Поэтому взрослым и детям стоит поучиться у животных искренности.

Instagram @pics_missmaya

Кошки и собаки – лучшие учителя для ребенка и самые развитые из всего множества домашних питомцев. Процесс «обучения» с лохматыми друзьями проходит без единого слова, основан на чувствах, эмоция и поступках.

Уметь сочувствовать

Когда вы приходите злые и уставшие, животные умеют чувствовать ваше состояние и могут поддержать, лечь рядом, положить голову на колени. Когда они видят, что вы заняты, отходят в сторону и не мешают.

Люди часто сосредоточены на своих проблемах и не замечают боли близких людей. Нам стоит учиться у питомцев проявлять внимание к окружающим и сопереживать!

Быть счастливым в мелочах

С самого детства мы окружены товарами и услугами, которые всегда нам нужны и нередко забываем сделать передышку, чтобы отдохнуть от постоянных нужд и просто насладиться моментом.

Животным же так мало нужно для счастья: тарелка еды, теплый взгляд хозяина и безопасность. Без сомнений, у них можно поучиться легче воспринимать многие вещи, которые не являются главными в нашей жизни.

Четкий режим дня

В распорядке дня собаки или кошки все очень четко: еда, «гигиена», сон, игры. Животное никогда не делает того, что не хочет в данный момент времени. Мы же хотим спать, но не спим, потому что еще много дел, хотим кушать, но бережем фигуру и т. д. Стоит поучиться у животных хоть иногда прислушиваться в своим потребностям, а не только к заботам и работе.

Instagram @pics_missmaya

Здоровый образ жизни

Без сомнений, появление в доме собаки, заставит ребенка быть более активным, не лениться и не сидеть пол дня за компьютерными играми. Теперь ему нужно ежедневно гулять с питомцем несколько раз в день, а также тренировать его, самому выполняя физические упражнения.

Настоящая дружба

Собака может научить ребенка самой крепкой дружбе, верности, преданности. Животное никогда не бросит в трудную минуту и не подставит, будет рядом с малышом в минуты одиночества.

Бескорыстная любовь

Животные умеют любить нас просто так, потому что мы есть, даже когда мы злимся и кричим. Приходя домой, они радуются приходу, это видно в их глазах и радостному визгу. К сожалению, люди не отличаются постоянством в любви, хотя стояло бы поучиться у питомцев искренней самоотдачи другому человеку.

Валентина Вильчинская
Проект «Чему учит нас природа»

Аннотация

В высказываниях древних и современных мудрецов мы часто встречаем совет: «Учись у природы». Что имеется в виду? Может, это – поэтическое преувеличение? Как можно учиться у людей, мы можем себе представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Разве может свежий горный воздух, наполненной праной, дать нам ещё что – то, кроме здоровья и жизненности? Прогуливаясь среди деревьев, созерцая течение реки, наблюдая смену времён года, можем ли мы получит новые знания? Как и чему может научить нас природа?

У природы человек научился всему, что умеет, множество идей преобразования окружающей действительности, ее изменения, подчерпнуто человеком именно из самой же природы. Человек сам как часть природы, изменяет и преобразует ее.

Во время подготовки проекта ребёнок имел возможность удовлетворить свою любознательность, что позволило расширить представление о том, как можно учиться у природы. Самостоятельно обобщать полученные представления и делать выводы.

В работе определена цель: выяснить чему учит нас природа.

Выдвинута гипотеза: дети, получив знания об экологических явлениях и поведении животных, будут бережнее к ним относиться.

При работе над проектом были использованы методы исследования:

Теоретические

Анализ литературы.

Сравнение и наблюдения.

Эмпирические

Наблюдение.

Практические

Изготовление буклетов

Вывод: Из данной работы можно сделать вывод, что познавательно - исследовательская деятельность позволяет расширить представление об окружающем мире, помочь, детям с раннего возраста, понять, что они - часть природы, учит обобщать полученные представления и делать выводы.

Введение.

Чему нас учит природа

Нас солнце учит не жалеть,

Река - на месте не сидеть,

Звезда - гореть, земля - искать,

Простор небес - с земли взлетать.

Дожди нас учат чистоте,

Цветы - любви, закат - мечте,

Сопротивленью - паруса,

Прощенью - мамины глаза.

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира НатановичаОрлова:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Как можно научиться у людей, я себе могу представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Чему она может нас научить? Я решил выяснить, чему же всё-таки мы можем научиться у природы.

Цель работы: выяснить, чему мы можем научиться у природы.

Объектом изучения стала природа.

Предметом исследования стали природные явления и повадки животных.

Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:

1. Изучение явлений природы, жизнь и повадки животных;

2. Освоение представлений и понятий о живой и неживой природе;

3. Умение находитьответ, на волнующий вопрос, используя разнообразные источники.

4. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.

Описание работы.

1-2 слайд

Здравствуйте. Меня зовут Разумов Владислав. Я хожу в детский сад «Ягодка» в подготовительную группу.

3 слайд

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира Натановича Орлова: «Чему учит нас природа». И мне стало интересно, а чему мы ещё можем научиться у природы. Я беседовал с воспитателем, с мамой читали энциклопедии, искали информацию в интернете. И сегодня я хочу рассказать о том, что я узнал. Надеюсь, вам тоже будет интересно, как и мне.

4 слайд

Перед нами изображено дерево. Оно стоит неподвижно.

5 слайд

Терпит всё: ветер и стужу, дождь и снег. Обрежут ветку, оно ничего не говорит. Дерево по своей природе очень терпеливое. У него можно научиться терпению.

6 слайд

Чему учит нас собака? Собака – внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Её такту и способности налаживать контакт с людьми зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений стоит поучиться.

7 слайд

Когда мы видим собаку, мы видим, полную верность во взгляде. Почему собак любят? Потому что они верные животные.

8 слайд

Если сравнить собак и волков, то волки неверные, хотя похожи на собак. Когда мы смотрим в глаза волка (например в зоопарке, то у него взгляд напряжённый, подозрительный, у него нет никого, кому бы он верил. Хотя внешне они похожи с собакой. Собаки верные,поэтому находятся рядом с человеком. У собаки можно научиться верности.

9 слайд

Обратите внимание на кошку. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей, в самом деле, подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать её холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное животное, а её привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает её верным другом, готовым поддержать и успокоить посредством нежных прикосновений. Она всё время расслаблена. Это значит, что в жизни надо научиться всё принимать так как кошка:быть расслабленным и спокойным. Кошка даёт нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

10 слайд

Те, кто разводит пчёл, знает насколько это удивительное насекомое, они знают, что нельзя ставить улей слишком далеко от цветов. Она просто износит свои крылья и умрёт в дороге и поэтому улья ставят поближе, чтобы пчёлы летали не так далеко. Чтобы не сильно уставали, потому что пчёлы сами себя беречь не будут. Они будут до последнего жить для этого улья. Пчела не живёт для себя. У пчелы можно научиться коллективному мышлению. Глядя на пчёл мы понимаем, что в коллективе надо делать всё вместе.

11 слайд

Наблюдая, как паук плетёт паутину, человек научился плести сети.

12 слайд

Если дельфин находит раненого дельфина, он помогает ему оставаться на плаву. Дельфины учат нас не бросать друг друга в беде.

13 слайд

Слоны никогда не бросают пожилых. Слоны учат уважать старших.

14 слайд

Некоторые растения и моллюски подсказали человеку, как делать капканы: моллюски захлопывают свои раковины, а растения – свои створки, когда в них попадает пища.

15 слайд

Наблюдая, как хамелеон, тщательно прицелившись, выстреливает в добычу своим длинным липким языком, человек придумал гарпун.

16 слайд

Когти, клыки и клювы – орудия охоты животных – стали примером для изготовления наконечников стрел и копий.

17 слайд

Змеи и скорпионы убивают свою жертву ядом – это подсказано человеку, как пользоваться отравленным оружием.

18 слайд

Даже такой приём охоты, как засада, людям подсказали животные. Понаблюдайте за кошкой, как терпеливо она может сидеть, притаившись и наблюдая, не потеряли ли бдительность воробьи. Так же подкарауливают добычу крупные кошки – пантеры, леопарды, рыси и ягуары.

19 слайд

Особыми учителями людей были волки. В их охоте строго распределены все роли: одни затаиваются в засаде, другие загоняют добычу. В такой охоте уже требуется разум. Может быть поэтому древние люди особенно почитали умных, смелых и сильных животных: медведей, волков, тигров.

Заканчивая своё выступление, я хочу рассказать ещё о 4 вещах, которым животные могут нас научить:

Кормление и забота о здоровье своего питомца учит нас ответственности.

Животные либо любят нас, либо нет. Я думаю, что животные способны любить. И учат нас этому.

Забота о животном учит нас терпению.

Попробуйте кинуть мячик собаке, или поиграйте верёвкой со своей кошкой и вы поймёте, что удовольствие можно получать и от мелочей.

А ещё я понял, что мы должны делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Такой закон природы. И мы должны жить по этому закону.

Заключение

Работая над своим проектом я узнал, что человек с древности учился у природы. Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. А главное – учиться у неё всю жизнь, и тогда нас ждёт много новых открытий.

Домашние животные спасают нас от одиночества и стресса. А еще они способны преподать нам важные уроки... жизни – разумеется, при условии, что мы наблюдаем за ними внимательно и любим их такими, какие они есть.

Вопреки распространенному мнению, согласно которому домашних животных, как правило, заводят одинокие люди, больше всего кошек и собак живет в семьях, состоящих по меньшей мере из трех человек. В качестве главной причины, побудившей их завести питомцев, 26% опрошенных владельцев собак, кошек, крыс и хомячков назвали любовь к животным, а также радость иметь верного друга и заботиться о нем. Благотворное влияние на развитие ребенка – тоже немаловажный фактор: его приводят в качестве ключевого аргумента 8% владельцев домашних животных. 19% настаивают на исключительной «социальной роли» своих любимцев, избавляющих хозяев от одиночества. Еще 34% затруднились с конкретным ответом на вопрос, сказав, что просто не могут представить себе жизнь без животного в доме (по результатам опроса, проведенного на сайте www.psychologies.ru).

Любовь к животным или любовь к себе?

«За последние полвека отношение к домашним животным в России, как и во всем мире, существенно изменилось, – считает президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова . – Если раньше собаки жили в семье главным образом потому, что охраняли дом, а кошки защищали от грызунов, то сейчас они воспринимаются как полноправные члены семьи. Среди ветеринаров даже появился термин «животные-компаньоны». С каждым годом повышается спрос на услуги зоопсихологов, издается множество книг, специализированных журналов: люди хотят понять, что чувствуют и даже думают их питомцы.

Сегодня мы проявляем заботу совсем не так, как раньше: парикмахерские, гостиницы и даже ателье для собак и кошек, в изобилии появляющиеся вокруг, делают их жизнь похожей на нашу. Мы с радостью играем в эту игру, не задумываясь – надо ли это все самим животным? Идет ли им на пользу такое очеловечивание? «Когда хозяин кормит собаку или кошку тем, что ест сам, наряжает в одежду и укладывает спать, он как бы замещает этим свои несостоявшиеся отношения с другим человеком», – считает зоопсихолог Елена Федорович . «Принуждая своего пса или попугая жить почти человеческой жизнью, мы заботимся не столько о его подлинных желаниях, сколько о собственных потребностях, которые нам по какой-то причине не удается удовлетворить, – продолжает Ирина Новожилова. – Пытаемся, например, восполнить нехватку нежности или недостаток уверенности в себе».

«Безгранично преданная собака», «чуткая, деликатная кошка» – мы используем множество языковых клише, когда рассказываем о своих любимцах. «Обсуждение малейших подробностей их жизни, характера и привычек часто маскирует нашу нарциссическую потребность быть в центре внимания, – считает психоаналитик Анна Скавитина , – и нередко встречается у людей, которым трудно говорить о себе».

Полезное дополнение

Приписывая своим любимцам удивительный дар врачевать наши душевные недуги, мы склонны преувеличивать психотерапевтические способности домашних животных. «Общение с собакой или кошкой, безусловно, помогает нам справиться с ситуационным стрессом и напряжением, но не решает глубинных психологических проблем, – поясняет Елена Федорович. – Наблюдая за животными, мы учимся пониманию без слов, развиваем свою интуицию и наблюдательность – думаю, именно в этом в первую очередь и состоит положительный эффект от общения с ними».

Феномен «домашнего животного» развивался вместе со стремлением человека покорить природу. «С древнейших времен люди двойственно относились к животным: с одной стороны, многие из них – постоянный объект охоты, с другой – человеческое общество заинтересовано в восполнении их популяции, и, следовательно, с ними необходимо устанавливать отношения, а свою вину перед ними – искупать, – рассказывает антрополог Артем Козьмин . – Именно поэтому сегодня, как и в давние времена, хорошие охотники «разговаривают» с теми, кто должен стать их добычей; во многих племенах, живущих охотой, кости убитого и съеденного зверя закапывают с почестями... Возможно, и наша любовь к домашним животным отчасти продолжает традицию. Окружая заботой и вниманием кошек, собак, лошадей, мы бессознательно искупаем массовое убийство коров, свиней и овец». Иными словами, привязанность к домашним животным позволяет человеку снять с себя вину за истребление животных, мясо которых мы ежедневно употребляем в пищу, в мех и кожу которых одеваемся.

«В общении с питомцами привлекают их некритическое отношение к нам, – полагает Елена Федорович, – безусловное эмоциональное принятие и внимательность к нашим действиям и эмоциональным состояниям. Многие навыки, которые мы приобретаем, живя рядом с ними, помогают общаться с окружающими и глубже понимать себя». Животные не лечат нас в буквальном смысле слова, но они учат принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Иными словами, наши отношения с домашними животными не заменяют, не имитируют человеческие отношения – они служат лишь полезным и обогащающим дополнением к ним.

Часто можно услышать, что домашние животные способны развить чувство ответственности и необходимости заботы о другом существе. Но, возможно, животные могут научить не только детей, но и взрослых. Вот несколько вещей, которым животные могут научить нас, даже не подозревая об этом.

Ответственность

Вне зависимости от возраста человек может оставаться безответственным даже относительно себя, не говоря уж об ответственности за других. Например, кормление и забота о здоровье своего питомца помогает лучше контролировать и свою жизнь.

Безусловная любовь

Это может показаться циничным, но мне кажется, что любовь вне всяких условностей очень редка в людях. Однако с животными у Вас нет никаких условий – они либо любят Вас, либо нет. И да, я действительно думаю, что животные способны любить.

Доверие

Животные каждый раз доказывают, что могут помогать детям, страдающим аутизмом лучше, чем это делают другие люди. Животные учат нас, что доверять – безопасно, и они никогда не подводят, если мы начинаем доверять им в ответ.

Терпение

Забота о животном – это репетиция заботы о ребенке. Если домашний питомец делает что-то Вас раздражающее, например, портит мебель или будит посреди ночи, то бессмысленно раздражаться или пытаться договориться. Нужно просто сохранять спокойствие и найти способ мирного сосуществования.

Развлечение

Посещали ли Вас мысли о том, что жизнь стала рутиной, или окружали ли Вас проблемы настолько, что Вы забывали, как весело можно проводить время? Попробуйте кинуть мячик собаке, или поиграйте веревкой со своей кошкой и Вы поймете, что удовольствие можно получать и от мелочей. Даже не подозревая, животные вносят разнообразие в нашу монотонную жизнь, заставляя нас делать такие простые и забавные вещи.

Природа

Учитывая, что многие из нас живут в городах, то почти единственным представителем живой природы становятся домашние животные. Наблюдая за ними, дети многое узнают об их жизни, поведении и характере.

Умение справляться с потерей

В некоторый момент жизни все мы сталкиваемся с потерей близких людей. Безусловно, смерть животного не то же самое, что смерть человека, но это дает нам пример, как можно справляться с потерей того, кто много для нас значил. Что касается детей, то когда они теряют домашнее животное, то они узнают, что смерть – это часть цикличности жизни и, в известной степени, будут готовы когда это случится, например, с дедушкой.