Фотографиям, сделанным большинством цифровых фотокамер, иногда не хватает резкости. Это происходит даже со снимками, созданными high-end камерой, имеющими дисплей высокого разрешения. Четкое понимание процесса резкости и применения его в Photoshop имеет важное значение для создания идеальной фокусировки и четкого изображения.

Что такое цифровое повышение резкости?

Повышение резкости - это процесс улучшения очертания объекта. Повысить резкость цифрового изображения - значит сделать края изображения или объектов более чёткими. Процесс повышения резкости осуществляется путем усиления контраста между светлыми и темными пикселями. Этот краевой контраст определяется в пределах соседних пикселей или смежной группы пикселей. Краевой контраст также известен как локальный контраст или четкость. Усиление резкости делает края более чёткими за счет увеличения контраста и создает более резкие переходы между светлыми и темными пикселями, показывая начало и конец объекта.

Зачем нужна резкость?

Каждая фотография нуждается в резкости, чтобы выявить детали, иначе они могут потеряться при переносе изображения с фотокамеры на компьютер или при печати. Резкость работает за счет увеличения контраста на краях изображения, чтобы улучшить фокусировку и детализацию. Не важно, получили ли Вы изображение с цифровой камеры или со сканера, повышение резкости сделает их выразительнее.

Отрицательная сторона резкости

Резкость не может компенсировать плохую фокусировку. Кроме того, никакое количество резкости не восполнит глубину изображения. Лучший способ получить резкую фотографию - это сделать такую фотографию. Ничто не сможет заменить оптически резкое изображение.

Другое дело - применение фильтров, которые изменяют пиксели. Имейте ввиду, что резкость не может исправить сильно размытое изображение. Будьте осторожны: чрезмерное применение резкости создаст очень шероховатую текстуру на изображении, а также рваные края и тени. Увеличение резкости также может добавить изображению поврежденные пиксели или артефакты, и цветную окантовку или ореол.

Прежде, чем начать

Я оставил ссылки на изображения в начале урока, если Вы захотите точно следовать моим указаниям. Советую Вам использовать свои собственные изображения, чтобы получить четкое понимание принципов работы с резкостью. Этот урок - больше исследование, чем пошаговая инструкция. Так что, не сосредотачивайтесь на процессе или шагах для достижения определенного эффекта, больше думайте о том, зачем мы используем резкость. Как мы можем использовать те же принципы в других проектах? Каковы преимущества?

Общие методы использования резкости

Мы всегда будем начинать работу с дублирования фонового слоя - таким образом, будет гарантировано неразрушающее воздействие на изображение. Позже, если нам не понравится результат, этот слой можно будет удалить, снова создать копию и начать все заново. После добавления резкости, можно контролировать эффект воздействия резкости слоя, добавив пиксельную маску Кроме того, можно отрегулировать эффект резкости, используя непрозрачность слоя или режимы наложения.

Резкость с использованием смарт-фильтров

Вы можете усиливать резкость, не дублируя фоновый слой. Откройте фотографию и прямо на фоновом слое перейдите в меню Filter ? Convert For Smart Filters и нажмите ОК. Photoshop автоматически преобразует слой в смарт-объект, к которому можно применять смарт-фильтр.

Смарт-объект сохранит исходное содержимое изображения со всеми его оригинальными характеристиками, что позволит выполнить безвредное редактирование слоя. Чтобы развернуть или свернуть меню смарт-фильтра, кликните по маленькому черному треугольнику рядом с иконкой смарт-фильтра, которая отображается на правой стороне слоя смарт-объекта. Там Вы увидите маску, которая подключена к фильтру. Используйте её для выборочного маскирования эффектов смарт-фильтра. Она работает так же, как и обычная пиксельная маска у слоя.

Преимущество смарт-фильтров состоит в том, что Вам не нужно использовать отдельную слой-маску. В этом уроке мы рассмотрим традиционный подход, при котором осуществляется дублирование фонового слоя с последующим применением к нему фильтра. Но не бойтесь использовать смарт-объекты и после добавлять к ним смарт-фильтры.

Инструменты резкости в Рhotoshop

Давайте рассмотрим некоторые инструменты резкости, доступные в Рhotoshop.

Инструмент Резкость (Sharpen Tool)

Инструмент Резкость (Sharpen Tool) находится в панели инструментов.

Фильтры резкости

В меню фильтров находятся несколько фильтров резкости: Smart Sharpen, Unsharp Mask, Sharpen, Sharpen More и Sharpen Edges.

Ещё один мощный фильтр, который используются для увеличения резкости, High Pass и находится в категории Others.

Инструмент Sharpen Tool

Инструменты резкости увеличивают контрастность по краям объекта, за счет чего увеличивается общая резкость изображения. Чем сильнее Вы закрасите область изображения этим инструментом, тем сильнее будет его резкость. Основное преимущество этого инструмента в том, что Вы его можете использовать на любой части изображения точно также, как инструмент Brush Tool.

Использование инструмента Sharpen Tool

Откройте изображение лица в Photoshop. Кликните правой кнопкой мыши по фоновому слою и выберите пункт Duplicate layer. Назовите дубликат «Sharpen» и выберите инструмент Sharpen Tool.

На панели свойств в верхней части экрана выберите мягкую кисть и измените режим наложения этого инструмента на Luminosity. Включите галочку около пунктов Protect Detail и Sample All Layers, чтобы добавить резкость деталям и уменьшить пиксельные артефакты. Теперь проведите инструментом Sharpen Tool по тем деталям, резкость которых хотите усилить.

Для этого изображения мы используем инструмент Sharpen Tool со 100% непрозрачностью, но в идеале, по началу, используйте низкую непрозрачность и постепенно ее увеличивайте.

Так как инструмент Sharpen Tool создает гало-эффект (ореол) или цветную окантовку по краям, измените его режим на Luminosity. Этот режим будет использовать только информация о яркости и пропустит информацию о цвете.

На скриншоте ниже видна окантовка после использования инструмента Sharpen Tool в режиме Normal - она была уменьшена при использовании режима Luminosity.

Фильтры категории Sharpen

Фильтры резкости улучшают фокусировку размытых изображений, увеличивая контрастность соседних пикселей. Давайте рассмотрим каждый из этих фильтров по отдельности.

Подготовка перед применением фильтров

Никогда не применяйте фильтры непосредственно на само изображение. Всегда дублируйте изображение путем копирования фонового слоя и применяйте фильтр на созданную копию. Преимущество этого способа состоит в том, что в дальнейшем мы сможем экспериментировать с различными режимами наложения, а также добавлять маску на слой-дубликат, чтобы управлять эффектом резкости.

Использование фильтров Sharpen и Sharpen More

Фильтр Sharpen повышает резкость за счет усиления контраста соседних пикселей. Фильтр Sharpen More выполняет ту же операцию, но действует сильнее. Оба этих фильтра не имеют параметров и выполняются незамедлительно.

Применение фильтров Sharpen и Sharpen More

Выберите слой, к которому будете применять резкость и войдите в меню Filter ? Sharpen ? Sharpen/Sharpen More. Для усиления действия фильтра нажмите сочетание клавиш Ctrl + F.

Фильтр Sharpen Edges

Этот фильтр находит области на изображении, где наблюдаются значительные изменения цвета или усиливает их резкость. Он работает только с краями и сохраняет общую сглаженность изображения. Недостаток этого фильтра в том, что он работает в автоматическом режиме и его невозможно настроить.

Использование фильтра Sharpen Edges

Выберите слой, к которому будете применять фильтр и войдите в меню Filter ? Sharpen ? Sharpen Edges.

Фильтр Smart Sharpen

Фильтр Smart Sharpen использует тот же алгоритм, что и фильтр Unsharp Mask. Он позволяет удалить добавленное ранее размытие от фильтров Gaussian Blur, Lens Blur и Motion Blur. Вы можете настроить параметры резкости или контролировать её количество на темных и светлых областях.

Использование фильтра Smart Sharpen

Откройте изображение рыбы в Photoshop и дублируйте фоновый слой. Перейдите в меню Filter ? Sharpen ? Smart Sharpen. Включите опцию Basic, если она не активна и установите параметр Amount на 300 %.

Установите параметр Radius на 3 пикселя. Затем, из выпадающего списка Remove выберите пункт Lens Blur, чтобы удалить размытие объектива камеры. Пункт Gaussian Blur даст тот же результат, что и Unsharp Mask, но Lens Blur даст лучшую детализации.

Включите параметр More Accurate - он даст более точный эффект резкости. На самом деле, параметр More Accurate более или менее похож на фильтр Unsharp Mask.

Понимание параметров фильтра Smart Sharpen

В параметрах этого фильтра, вы можете настроить резкость на темных и светлых областях, используя вкладки Shadow и Highlight. Но для начала, нужно включить опцию Advanced в верхней части окна. Для вкладок Тень Shadow и Highlight есть три общих параметра: Fade Amount, Tonal Width и Radius.

Fade Amount

Параметр Fade Amount снижает количество резкости отдельно в тенях и светах. Большое значение параметра Amount, как правило, снижает количество более тонких деталей в светах и тенях, которые можно защитить с помощью параметра Fade Amount.

Tonal Width

Этот параметр определяет, какое тональное значение будет зависеть от параметра Fade Amount. Меньшие значения будут влиять только на легкие света, в то время, как большие значения повлияют на широкий диапазон светов.

Radius

Параметр Radius определяет размер тени и света. В основном, определяется количество образцов данных, которые будут использоваться в определении ширины тонового диапазона (Tonal Width).

Резкость без коррекции тени. Резкость в виде шума видна на темных областях изображения.

Резкость с коррекцией тени. Используйте параметр Fade Amount, чтобы удалить шум на темных областях.

Резкость без настройки параметра Highlights. Обратите внимание на то, что на светлых областях шум усиливается.

Резкость с настройкой параметра Highlights. Шум можно удалить из светлых областей, регулируя параметр Fade Amount.

Фильтр Unsharp Mask

Фильтр Unsharp Mask позволяет регулировать усиление резкости. Он находит пиксели, отличающиеся от других, а затем увеличивает контрастность окружающих пикселей. В основном, это делается путем нахождения областей с высоким контрастом между пикселями, а затем подчеркивает разницу между ними.

Использование фильтра Unsharp Mask

Откройте изображение лица в Photoshop и перейдите в меню Filter ? Sharpen ? Unsharp Mask). В открывшемся окне установите значение параметра Аmount на 50 % и параметра Radius - на 1.0

Radius

Используйте параметр Radius, чтобы определить ширину области вокруг найденной границы. Маленькое значение радиуса означает, что резкость будет применена непосредственно вблизи краев. Больший радиус резкости будет воздействовать на область, находящуюся вдали от края. Для изображений с высоким разрешением рекомендуется использовать значение радиуса от 1 до 3.

Amount

Регулирует степень повышения контраста. Для печати изображений с высоким разрешением, значение эффекта должно находиться между 150% и 200%.

Threshold

Устанавливает минимальное значение уровней яркости и цвета, которое фильтр определяет как границу. Например, порог со значением 2 уровня влияет на все пиксели, которые имеют тональные значения, отличающиеся от значения 2. То есть, пиксели с тональным значением 10 и 12 будут затронуты, а пиксели со значением 10 и 11 - нет.

Пороговое значение по умолчанию (0) добавляет резкости всем пикселям на изображении. Кроме того, необходимо указать радиус области, с которой будет сравнен каждый пиксель. Чем больше радиус, тем больше эффекты на краях. Другими словами, если пиксель темнее, чем области, которые его окружают, то соседние области изображения становятся светлее.

Выводы:

При применении резкости к изображению возникает гало-эффект (цветовой ореол или окантовка) вокруг краев. Эффекты после применения фильтра Unsharp Mask бывают более выражены на экране, чем при печати в высоком разрешении. Если изображение должно быть отправлено на печать, Вам придётся определить наиболее подходящие параметры опытным путём.

Контроль усиления резкости

  1. Применяйте резкость только к копии фонового слоя изображения, чтобы при необходимости, её можно было удалить и начать все заново.
  2. Если нужно уменьшить шум на изображении, сделайте это до применения фильтров резкости.
  3. Добавляйте резкость к изображению постепенно. Каждый раз используйте небольшое значение параметра Аmount.
  4. Значение параметра Аmount варьируется в зависимости от выходных значений изображения.
  5. Используйте пиксельную маску для регулирования резкости.

Практический пример 1: Повышение резкости изображения с использованием маски яркости

Этот метод включает в себя выбор канала с наилучшим контрастом. Так, как каждый из каналов содержит информацию только об оттенках серого, мы сможем исключить нежелательное появление цветовой окантовки или гало-эффекта.

Шаг 1

Откройте изображение банана и в палитре каналов выберите канал с хорошим контрастом. Поиск канала с хорошим контрастом важен для получения хорошей маски яркости. На изображении банана красный канал показывает хороший контраст между бананом и фоном.

Шаг 2

Дублируйте красный канал (Red), перетащив его на иконку создания канала в нижней части палитры Каналы (Channels). Также, можно кликнуть правой кнопкой мыши по каналу и выбрать пункт Duplicate Channel. Зажмите клавишу Ctrl и кликните по красному каналу, чтобы выделить его.

Шаг 3

Вернитесь в палитру слоёв, дублируйте фоновый слой и назовите его «Sharpen». При активном выделении красного канала, войдите в меню Select ? Inverse или нажмите клавиши Ctrl + Shift + I, чтобы инвертировать выделение. Затем перейдите на слой «Sharpen» и добавьте ему маску, кликнув на иконку в нижней части палитры слоёв, чтобы создать маску на основе этого выделения.

Шаг 4

Вернитесь на слой (кликните по миниатюре слоя рядом со слой-маской), войдите в меню Filter ? Sharpen ? Unsharp Mask и в открывшемся окне установите значения как на скриншоте. При необходимости, можно использовать коррекцию Levels (Ctrl + L) для копии красного канала, чтобы увеличить контраст. Повышенную резкость с изображения можно скрыть, закрасив её на маске мягкой кистью черного цвета.

Практический пример 2: Фильтр High Pass

Прежде всего, давайте узнаем, как работает этот фильтр. Он удаляет низкочастотные детали изображения, сохраняя края и сглаживая другие области в средний серый цвет. После применения фильтра мы сменим режим наложения слоя на Linear Light, чтобы использовать только информацию о контрастности. Этот метод усиления резкости можно назвать безвредным. В сочетании с пиксельной маской Вы сможете регулировать эффект резкости.

Шаг 1

Откройте изображение лица в Photoshop и дублируйте фоновый слой (Ctrl + J). Переименуйте копию фонового слоя в «Sharpen» и измените режим наложения на Linear Light. Этот Режим наложения затемнит или осветлит цвета за счет уменьшения или увеличения яркости в зависимости от темного, светлого или совмещенного освещения. Цель этого режима наложения заключается в повышении резкости на краях изображения, что делает их более заметными.

Шаг 2

Примените фильтр Filter ? Other ? High Pass. Поэкспериментируйте с радиусом фильтра резкости. При низком значении, резкость будет добавлена только на края.

Шаг 3

Уменьшите непрозрачность слоя, если эффект резкости получился слишком сильным. Если Вы хотите сделать эффект резкости сильнее, дублируйте слой, к которому его применяли. Для управления эффектом резкости добавьте пиксельную маску к слою с фильтром и мягкой кистью черного цвета закрасьте на ней те участки, на которых этот эффект нужно ослабить.

Использование смарт-фильтров

Для тех, кто использует смарт-фильтры, работа с фильтром High Pass выглядит немного по-другому.

Шаг 1

Откройте изображение лица в Photoshop, выберите нужный слой и преобразуйте его в смарт-объект через меню Filter ? Convert For Smart Filters. Затем, примените к этому слою фильтр Filter ? Other ? High Pass.

Шаг 2

Нам нужно изменить режим наложения на Linear Light, а мы не дублировали фоновый слой. С правой стороны от слоя «Layer 0» нажмите на маленькую стрелку, чтобы раскрыть панель со скрытым в ней фильтром High Pass. Рядом с фильтром находится маленькая иконка слайдера, дважды кликнув на которую, откроется окно Blending Option (High Pass).

В открывшемся окне измените режим наложения на Linear Light, а если Вы дважды кликните на названии примененного фильтра (High Pass), то откроется окно, в котором Вы сможете изменить его параметры. Для управления эффектом фильтра, используйте его маску. Она работает так же как и пиксельная маска слоя.

Заключение

Возможно, Вас заинтересует такой вопрос: какой из рассмотренных способов добавления резкости изображению лучше всего? К сожалению, лучшего способа нет. Наилучший способ зависит от сложности проекта, уровня подготовки пользователя и количества времени, которое он готов потратить на работу. Самый распространенный метод - это применение фильтра Unsharp Mask в комбинации с режимом наложения Luminosity. Он обеспечивает большую гибкость и простоту использования.

Поделитесь уроком

Правовая информация

Переведено с сайта psd.fanextra.com , автор перевода указан в начале урока.

Пожалуй, каждый фотограф сталкивался с проблемой ошибок фокусировки. Особенно обидно при этом бывает, когда резкость отсутствует на лучшей фотографии серии. Понятно, что явные ошибки автофокуса видны сразу и с ними уже ничего не поделать (разве что переснять). Но бывают случаи, когда на «волшебном экранчике» фотоаппарата все хорошо, лишний дубль обычно не делается, и проблему «замыленности» изображения приходится решать уже на этапе постобработки.

Эта статья Стива Ласмина поможет читателям разобраться, что делать с фотографиями в «излишне мягком» фокусе, как бороться с хроническим фронт- или бэк-фокусом объектива на этапе постобработки и что делать, если резкость обошла глаза модели.

Существует множество способов повышения резкости. Наиболее часто при этом используют фильтры, основанные на методе «нерезкого маскирования». Эта методика пришла еще из пленочной фотографии, в цифровую эпоху получив широкое распространение и множество вариантов использования. Самый популярный и самый простой из них - всем известный фильтр Adobe Photoshop фильтр Filter → Unsharp Mask.

Говоря упрощенно, повышение резкости методами нерезкого маскирования основано на повышении контраста в областях на границах тональных областей. То есть, при нерезком маскировании (использовании фильтра Unsharp Mask и/или аналогичных) повышения резкости с формальной точки зрения не происходит, однако мелкие детали становятся более контрастными и заметными, оттого создается визуальный эффект более резкого изображения.

Метод нерезкого маскирования как нельзя лучше подходит для возвращения/придания «звенящей» резкости при подготовке фотографии к размещению в Интернете. Действительно, при уменьшении фотографий происходит «пересчет» пикселей, следствием которого становится легкое замыливание изображения. Это особенно заметно на границах небольших тонких объектов (например, ресниц). Правильно настроив фильтры нерезкого маскирования, можно с легкостью избавиться от этого нежелательного эффекта.

Нестандартное решение для повышения резкости изображений предлагает компания Adobe в своем плагине Adobe Camera Raw (ACR), который также служит движком популярного универсального raw-конвертера Adobe Lightroom. Его можно использовать сразу, еще в процессе raw-конвертации, а с недавних пор он стал доступен в качестве обычного фильтра Adobe Photoshop для применения на любом этапе работы с изображением.

Сложная и, на первый взгляд, ненаглядная процедура настройки ACR довольно часто отпугивает начинающих фотографов от использования данного фильтра-плагина в контексте работы с резкостью фотографий. Между тем, он способен действительно повысить резкость деталей изображения: образуются новые четкие границы объектов, отсутствуют визуально заметные ореолы, а также не изменяются контраст и цвет деталей.

Небольшая ложка дегтя - общее падение детализации при использовании ACR с агрессивными настройками, но с этим вполне можно бороться, локализируя его применение с помощью обычных масок.

Практика повышения резкости нерезкой фотографии

Рассмотрим алгоритм работы с нерезким снимком от raw-конвертации до сохранения.

В качестве примера возьмем фотографию, снятую в raw-формате с небольшой глубиной резкости. Проблема данного снимка очевидна - глаза модели не попали в зону резкости и смотрятся слегка размытыми. Откроем raw-файл в Adobe Photoshop и при стандартных настройках получим следующее:

Как видно, изображение достаточно замыленно и требует нашего вмешательства.

Примечание . В случае, если необходимо увеличить резкость сразу всего изображения, следующие настройки ACR (Adobe Camera Raw) лучше применять сразу на этапе raw-конвертации. Создадим копию слоя (Ctrl+J, либо перетаскивание фонового слоя изображения на значок нового слоя) и воспользуемся на ней фильтром Filter → Camera Raw Filter (Ctrl+Shift+A).

Войдем во кладку Detail (Детализация):

Здесь расположены четыре ползунка, связанные с детализацией изображения: Amount - степень воздействия, Radius - отвечает за размер деталей, резкость которых будет усиливаться, Detail - степень воздействия на мелкие детали и шум, Masking - позволяет ограничить воздействие только на наиболее крупные, контрастные границы.

Стоит отметить, что поведение ползунков не является интуитивно понятным. Например, если просто потянуть за первый ползунок, ничего хорошего не получится.

Вот, что выходит при значениях Amount = 150, Radius = 1, Detail = 25, Masking = 0:

Поэтому поступить придется немного хитрее и начать настройку с ползунка Radius. Однако, прямое воздействие на него ненаглядно.

Для того чтобы настроить параметр радиуса, при клике на него и последующем перетаскивании необходимо удерживать клавишу Alt. Тогда превью изображения станет серым с малоразличимыми деталями (как текстура при частотном разложении или прямом воздействии фильтра High Pass).

Для получения максимально качественного результата необходимо настроить параметр Radius таким образом, чтобы детали, резкость которых нужно повысить, стали наиболее явными, но «микрообъемы» мелких объектов и контрастные ореолы вокруг них еще не начали появляться.

Определившись со значением радиуса, можно переходить к настройке общей степени воздействия, ползунку Amount. При его перетаскивании также можно удерживать Alt, тогда превью станет черно-белым, что в некоторых случаях облегчает работу.

В отличие от первой попытки воздействия на ползунок Amount (до настройки Radius) теперь происходит усиливание не только шумов, но и нужных деталей.

Теперь, чтобы шумы не усиливались, настроим параметр степени воздействия на общую детализированность, используя ползунок Detail. Если при клике на него или перетаскивании удерживать клавишу Alt, появится превью, показывающее, какие детали будут попадать под воздействие наших усилий по повышению резкости, однако обычно простое итоговое превью является более наглядным.

При значениях Detail = 100 максимально проявляются шумы, при малых же значениях Detail воздействие происходит только на крупные, «полезные» детали.

Стоит отметить, что значение Detail не всегда стоит уменьшать до нуля: в этом случае картинка может начать казаться более размытой, чем была изначально, так как на фоне новых резких деталей глаз начинает воспринимать отсутствие естественного «комфортного» шума как отсутствие фокуса. Обычно значение Detail выбирают в районе 3-15 (чаще всего 3-7).

Последний ползунок Masking используется достаточно редко. В отличии от Detail, который плавно воздействует на общую степень детализации, Masking позволяет строго разграничить зоны, где происходит повышение резкости (где воздействуют три предыдущие ползунка), а где - нет.

При повышении значения параметра Masking воздействие на изображение по площади уменьшается и остается на экстремальном значении только на контрастных границах. Если при клике на ползунок или его перетаскивании удерживать клавишу Alt, можно увидеть, где будет происходить увеличение резкости, а какие зоны будут из исключены из-под воздействия.

При значении Masking = 80. Соответствующая контурная маска выглядела бы следующим образом:

А результат при параметрах Masking = 80, Detail = 100 (для наибольшей наглядности примера) был бы таким:

Именно по причине такого «рваного» результата, вместо Masking обычно используют уменьшенные значения Detail, а Masking оставляют равным нулю. Тем не менее, в тех редких случаях, когда необходимо полностью исключить воздействие на зоны с малой детализацией, а параметр Detail уводить совсем в ноль не хочется, Masking успешно помогает добиться желаемого результата.

Рассмотрев принципы работы и настройки для ползунков, настроим параметры для нашего изображения и в результате, нажав на OK, получим:

Теперь, если нам необходимо повысить резкость не всего изображения, а только некоторых его частей, создадим для слоя черную маску (Alt + Клик по значку маски) и мягкой белой кистью прорисуем по ней в тех местах, где это необходимо.

Как добиться еще большего качества

При поднятии резкости фильтром-плагином Filter → Camera Raw Filter или в процессе конвертации raw-файла в ACR/Lightroom не создаются визуально видимые ореолы вокруг контрастных объектов и не происходит изменение контраста, яркости или цвета деталей, а при грамотной настройке действительно удается буквально «вытянуть» детали из зоны нерезкости. При этом, пиксельная детализация всего изображения несколько падает — в процессе повышения резкости этим фильтром происходит по сути объединение нескольких соседних, близких друг другу по цвету и яркости пикселей в одно явно очерченное пятнышко, что чем-то напоминает воздействие фильтра Filter → Median (Медиана)

Для получения еще более качественного результата работы следует выполнить еще один блок действий. После увеличения резкости описанным способом изображение необходимо уменьшить в количество раз, равное параметру Radius (или большее). После чего - увеличить резкость уже средствами классического нерезкого маскирования (Filter → Unsharp Mask с параметрами Amount = 60-150, Radius = 0.3 или аналогичный) для компенсации падения резкости при уменьшении разрешения.

Страшно сделать такое с фотографией, правда? :) Не стоит бояться потери качества - практика показывает, что при соответствующей предпечатной подготовке 6-мегапиксельные изображения (3000 точек по большей стороне) прекрасно выглядят на отпечатках размером А3.

Результат же, как видно, полностью себя оправдывает. Справа - результат после поднятия резкости описанным способом после уменьшения в 2.1 раз и подходящего поднятия резкости двукратным применением Unsharp Mask с разными параметрами. Слева - оригинал, после уменьшения и полностью такого же повышения резкости двукратным применением Unsharp Mask.

© Стив Ласмин, сентябрь 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Photoshop не сможет добавить резкость там, где её не было первоначально. Смысл повышения резкости заключается в повышении микроконтраста на границах светлых и тёмных областей. Наиболее чётко проявляются уже существующие границы, причём и те, которые хотелось бы подчеркнуть, и те, появление которых нежелательно.

В отличие от удаления шума, повышать резкость мы советуем в последнюю очередь, когда изображение полностью обработано и готовится к публикации. При этом для разных размеров фотографий в зависимости от того, как именно будет использоваться картинка, степень добавления резкости должна быть разной.

Добавление резкости в Adobe Camera Raw

Аналогично борьбе с шумом для повышения резкости можно использовать фильтр Adobe Camera Raw, который запускается и для RAW-файлов, и для JPEG.

Открываем в Photoshop RAW-файл (в этом случае Camera Raw запустится автоматически) или выбираем пункт меню Filter/«Фильтр» Camera Raw Filter/«Фильтр Camera Raw» .

За добавление резкости отвечает тот же пункт меню Detail/«Детализация» . Только на этот раз нас интересует блок Sharpening/«Регулировка резкости» .

    Amount/«Эффект» отвечает за степень воздействия.

    Radius/«Радиус» регулирует размер деталей, резкость которых будет усиливаться.

    Detail/«Детализация» - степень воздействия на мелкие детали и шум.

    Masking/«Маскирование» позволяет ограничить воздействие только на наиболее крупные, контрастные границы.

Но двигать ползунки наугад не самое правильное решение. Логичнее начать с настройки параметра Radius/«Радиус» . Наша задача - настроить параметр Radius/«Радиус» таким образом, чтобы детали, резкость которых нужно повысить, стали наиболее явными, но без появления ореолов и артефактов.

Чтобы настроить параметр радиуса, при клике на него и последующем перетаскивании необходимо удерживать клавишу Alt . Тогда превью изображения станет серым с малоразличимыми деталями (как текстура при частотном разложении или прямом воздействии фильтра High Pass/«Цветовой контраст» ).

Значение параметра Radius/«Радиус» зависит от разрешения и размера исходного снимка, его структуры. Для снимков с множеством мелких деталей (например, пейзажных) значение радиуса будет меньше, чем для тех, где мелких деталей не очень много (например, студийные портреты).

После настройки радиуса можно регулировать значение Amount , отслеживая изменения. Но вместе с увеличением резкости происходит увеличение шума, потому что Photoshop не знает, где детали, а где шум. Чтобы указать ему границу, после которой начинаются детали, нужен параметр Detail/«Детализация» . Если при клике на него или перетаскивании удерживать клавишу Alt , появится превью, показывающее, какие детали будут попадать под воздействие наших усилий по повышению резкости, однако обычно простое итоговое превью является более наглядным.

При значении параметра Detail/«Детализация» 100 максимально проявляются шумы, при меньших значениях воздействие происходит только на крупные, «полезные» детали.

Значение параметра Detail/«Детализация» не всегда стоит уменьшать до нуля: в этом случае картинка может казаться более размытой, чем была изначально, так как на фоне новых резких деталей глаз начинает воспринимать отсутствие естественного «комфортного» шума как отсутствие фокуса. Обычно выбирают значение в районе 3–15 (чаще 3–7).

Masking/«Маскирование» позволяет строго разграничить зоны, где происходит повышение резкости, а где - нет.

При повышении значения параметра Masking/«Маскирование» воздействие на изображение по площади уменьшается и остаётся на экстремальном значении только на контрастных границах. Если при клике на ползунок или его перетаскивании удерживать клавишу Alt , можно увидеть, где произойдёт увеличение резкости, а какие зоны будут исключены из-под воздействия.

Вот такое изображение получается в результате коррекции:

Добавление резкости с помощью фильтра Smart Sharpen/«Умная резкость»

В Adobe Photoshop есть много фильтров, позволяющих повысить резкость. Они немного отличаются алгоритмами работы и количеством параметров, на которые можно влиять.

Все фильтры для повышения резкости находятся в меню Filter/«Фильтр» Sharpen/«Резкость» .

    Shake Reduction/«Стабилизация изображения» позволяет бороться с последствиями смаза из-за слишком длинной выдержки и дрожания камеры.

    Sharpen/«Резкость» - грубое повышение резкости. У этого фильтра нет никаких параметров, и результат его работы можно изменить, откорректировав непрозрачность слоя или наложив маску.

    Sharpen Edges/«Резкость на границах» - эффект проявляется несколько слабее, чем в базовом Sharpen , вдоль краёв объектов.

    Sharpen More/«Резкость +» - усиленный по сравнению с обычным Sharpen эффект.

Мы рассмотрим самый продвинутый и аккуратный - , остальные фильтры предлагаем изучить самостоятельно.

Здесь, как и при работе в Camera Raw, можно регулировать степень (Amount/«Эффект» ) и радиус (Radius/«Радиус» ) воздействия.

Чем больше значение параметра Amount/«Эффект» , тем сильнее контрастность между пикселями и выше резкость.

Для начала лучше задать довольно большое значение параметра Amount (200–300%), потом скорректировать значение Radius, увеличивая количество пикселей, затронутых эффектов, а затем снова вернуться к параметру Amount , чтобы точнее его настроить.

Ползунок Reduce Noise/«Уменьшить шум» позволяет эффективно бороться с шумами, появляющимися вследствие повышения резкости.

Параметр Remove/«Удаление» определяет алгоритм увеличения резкости, применяемый к картинке. Значение по умолчанию - Lens Blur/«Размытие» при малой глубине резкости - наиболее эффективно: при нём распознаются контуры и детали, а уже затем увеличивается их резкость. В ореолах резкость регулируется с меньшей интенсивностью.

Пункт Motion Blur/«Размытие» в движении применяется для уменьшения размытия, вызванного движением во время съёмки. При использовании этого пункта становится доступным настройка угла, определяющего направление движения.

Также в фильтре есть возможность корректировки воздействия на тёмных и светлых областях при помощи раскрывающейся вкладки Shadows/Highlightsr/«Тени/Света» .

Настройки этих вкладок служат для подавления тёмных и светлых ореолов, проявившихся из-за работы фильтра:

    Fade Amount/«Ослабление эффекта» позволяет изменить интенсивность установленного эффекта.

    Tonal Width/«Ширина тонового диапазона» позволяет регулировать диапазон изменяемых теней и светов. Регулировка достигается перемещением ползунка вправо и влево.

    Radius/«Радиус» очерчивает размер области вокруг каждого пикселя, по которой определяется его принадлежность к свету или тени.

Регулировать резкость с помощью фильтра Smart Sharpen/«Умная резкость» следует на отдельном слое, чтобы потом иметь возможность отрегулировать его непрозрачность или наложить маску. В качестве более продвинутого и профессионального варианта можно применять фильтр к слою, сконвертированному в Smart Object . Тогда вы сможете регулировать не только непрозрачность слоя, но и все параметры фильтра уже после того, как он был применён один раз.

Чтобы превратить слой в Smart Object , кликаем на слой в панели слоёв правой кнопкой мыши и в выпадающем меню выбираем пункт Convert to Smart Object/«Преобразовать в смарт-объект» .

После этого можно выбрать пункт меню Filter/«Фильтр» Sharpen/«Резкость» Smart Sharpen/«Умная резкость» и подобрать параметры для увеличения резкости. Они будут применены к «умному» слою. Панель слоёв будет выглядеть следующим образом:

После этого при двойном клике мышкой на слой Smart Sharpen будет открываться окно фильтра с установленными значениями, и их можно будет откорректировать.

Все эти и многие другие приёмы ретуши снимков подробно рассматриваются и описываются в курсе в Fotoshkola.net.

Что вы думаете о резких фотографиях? То есть тех, которые слишком четкие, слишком контрастные и почти не размытые? Попробуем угадать: кому-то из вас они нравятся, если резкость использовалась, что говорится, «без фанатизма». Другие из вас «в корне» не признают такое качество и соответствующие фильтры обходят стороной. Но мы бы сказали, что техника работы с фоторезкостью сводится к банальному «50/50».

Мастер реалистичной фотографии Анри Картье-Брессон однажды сказал: «Резкость - понятие буржуазное ». И это правда. Она не превращает фотографию или изображение в плохую картинку, как и не делает обратное: из плохой не получится, как по мановению волшебной палочки, сделать идеально хорошую. И если присмотреться к большинству изображений, использующихся на том или ином сайте, они все не настолько и резки, так как главное вызвать эмоцию у посетителя. Дело в том, что изображение, вызывающее эмоции, всегда будет в выигрыше по сравнению с тем, что создано технически совершенным.

Пит Де Марко , описывая работу «Храм Лотоса»: «Увеличение резкости в архитектурных фотографиях действительно может сделать их невероятно популярными». Посмотрите на изображение, какие чувства оно затрагивает?

В эпоху цифровых технологий резкость - один из множества инструментов фотографа и дизайнера, позволяющих преобразовывать изображения. В веб-дизайне использование фотографий , особенно больших, на всю площадь экрана, только приветствуется, а значит, работать с оригинальным снимком уже становится недостаточно. Требуется дополнительная обработка. Но вы когда-нибудь видели фото, что способно заставить вас чувствовать себя так, будто вы шагнули за экран? Это почти то же самое, как если бы не было экрана, а было окно, уже открытое, в другой мир. Вот он, мир, протяните руку, высуньте её из окна и прикоснитесь к далекому и близкому одновременно. Вот некоторые примеров сайтов.

Когда люди, знакомые с фоторедактированием или не слишком увлекающиеся графикой, дают советы по работе с резкостью, то обычно все сосредотачивается на том, что нужно купить хороший и дорогой фотообъектив, заплатить баснословные деньги на фотобанках или фотографам и прочее, и прочее. Отчасти это верно, но сейчас даже топ-фотографы используют и еще один дополнительный шаг. Это работа в Photoshop и использование плагинов.

Поскольку использование эмоциональных фотографий в веб-дизайне обязательно, то сегодня мы поговорим еще об одном варианте работы с ними - плагине Sharpener Pro 3.

Sharpener Pro 3

Плагин входит в группу Google Nik Collection, который уже поставляется бесплатно, поэтому в использовании и доступности его не должно возникнуть проблем. И чтобы не повторяться, вопросы установки мы рассматривали ранее. Разумеется, что в самом Photoshop существует фильтр резкость, но порой его бывает недостаточно. Дело в том, что вся коллекция плагинов Nik Collection отличается возможностью работы с ключевыми точками. Те, кто читал наш материал про плагин Viveza , уже понял, о чем речь. Ключевые точки позволяют настроить фильтры более тонко, четко, редактировать площадь обработки «на лету», а не применять изменения сразу ко всему изображению.

Что же касается Sharpener Pro 3, то он имеет два варианта.

RAW Presharpener - позволяет предварительно повышать резкость изображений (не обязательно RAW), если фильтры фотокамеры были низкочастотными. Резкость увеличивается совсем немного, до того момента, когда начинают образовываться шумы и артефакты. А они всегда, рано или поздно, появляются.

Output Sharpener - финальное увеличение резкости с учетом технологий вывода изображений. Уже здесь можно регулировать настройки резкости в зависимости от того, как будет использовано изображение: печать на разной бумаге, интернет.

Давайте и посмотрим на каждый вариант по отдельности, причем совершенно неважно, что вы решите редактировать: арт или фотографию. Принцип работы все равно будет тот же.

RAW Presharpener

Выбираем фотографию или изображение и открываем в Photoshop. Запускаем соответствующий плагин из меню Фильтры. Изображение (оригинал) у нас имеет разрешение 3840х2160 px, поэтому поработать точечно у нас получится и есть с чем, хотя оно и без того красиво.

Presharpener позволит сделать нам конечные коррективы общего характера. Можно добавить резкости ко всему изображение, используя ползунки в правой верхней части панели. Резкость - тонкое искусство и очень важно, чтобы изображение не превратилось в безобразие. Используйте инструмент масштабирования и комбинированный режим, для просмотра и сравнения, что было и что стало. Чтобы понять, что вы переборщили с резкостью, достаточно заметить обилие зернистости и ореолы вокруг краев изображения.

Сравнение слабого увеличения общей резкости и сильного на скриншотах ниже.

Как можно заметить, добавление малого количества резкости изображению не повредит. Рекомендуется в RAW Presharpener использовать резкость на краях, а не по области. Цель данного плагина, создание тонких различий, добавления чуть больше краев на картину. И да, если изображение без фокуса, то никакая резкость не спасет его (дальний план с Клеопатрой, Айей и стражником фараона Птолемея Тео).

Посмотрите на скриншот ниже. Разница с резкостью и без очень тонкая и видна она только при 100% увеличении. Выделились очертания лица, урея, немеса, ореолы свечения.

Важно понимать, что RAW Presharpener должен применяться только к той части изображения, которая находится в фокусе. Для этого существуют контрольные точки. Соответственно, появляется больше контроля над изменением изображения. Согласитесь, делая образ фараона более четким, мы затрагиваем фон и на нем появляются артефакты.

Добавим несколько контрольных точек на змею с непрозрачностью в 100% и выберем режим отображения «Наложение эффекта» или «Маска эффекта». Таким образом, если при работе с точками ваш глаз не улавливает изменения, то маска поможет наглядно увидеть, как меняется, что и в какой области. Верхний ползунок у точки регулирует радиус изменений, нижний - количество резкости.

Аналогично можно использовать контрольные точки для снятия резкости. Если вы переходите в режим выборочной коррекции с точками, то настройки, сделанные ползунками выше, не учитываются. Придется выбирать, что вам нужно в данном конкретном случае.

После всей корректировки, общей или точечной, достаточно нажать ОК , перейти в рабочую область самого Photoshop и продолжить работать с изображением дальше. В действительности, это простой плагин, только нужно понимать, что резкость обладает тонкими настройками, которые не требуют автоматического выведения сразу всего и вся на 100%.

Поскольку наше изображение комбинированное, то вместо «ОК» можно нажать «Кисть». Тогда автоматически создастся маска слоя и появится небольшой инструментарий, благодаря которому можно будет кисточкой прокрасить те места, где нам нужна резкость. Мы, в первую очередь, хотим выделить и подретушировать красоту Птолемея, а девушки и стражник пусть так и будут на размытом фоне, ибо такова общая композиция картины, олицетворение нескольких лет истории Египта (да, вот так, в одном изображении ). Не будем это менять. Поэтому кисточкой прокрашиваем весь образ фараона и будет заметно появление резкости. Настройки кисти применяются те, что были определены нами в самом окне плагина. То есть мы применили резкость не ко всему изображению, а выборочно, но без ключевых точек. (Согласитесь, корректировать половину рисунка точками не совсем удобно в данном случае).

Output Sharpening

Второй плагин предназначен для финальной резкости. Это означает, что можно выбрать количество резкости, применяемое к изображению, когда из RAW оно будет преобразовываться в JPG. В этом случае, изображение будет более резким, что гарантирует лучшее качество после конвертации. Следует помнить, что количество резкости, применяемое для интернет-изображения, отличается от того количества, что требуется для печатных изображений.

Продолжаем работать с нашим изображением (не берем новый) и запускаем второй плагин. Мы видим многие знакомые настройки из RAW Presharpener. Здесь есть творческие настройки для регулирования фокуса, контрастности, структурности. Разумеется, и контрольные точки опять можно применять. А можно обойтись готовыми пресетами или создать свои.

Особенность работы в плагине - тонкая, очень ювелирная настройка резкости. Мы вновь воспользуемся кисточкой и по маске наложим выходную резкость отдельно.

В самом плагине сделаем универсальные настройки, а затем, дабы не затрагивать «замыленность», обработаем лицо Птолемея. С одной только оговоркой. Выходная резкость более интенсивная и при наложении на всю область фокуса изображение потеряет свой сюжет и атмосферность. Поэтому мы выборочно проведем коррекцию глаз, скул, бровей, немеса и урея, не затрагивая шею, нос, губы.

Сравним, что получилось, с тем, что было.



Сказать, как использовать бегунки настроек, или в каких точно местах поставить контрольную точку - нельзя. Каждая фотография или изображение уникально и все разные. Все зависит от того, что вам требуется на выходе.

Зачем нужна была резкость, да еще и в таком малозаметном количестве? - спросите вы, - Да и еще и посвящать этому целую статью. Дело в том, что как мы уже говорили, фотографии при оформлении дизайна сайта или изображения бывают разными по качеству. С другой стороны, если использовать такое изображение под цветовым однотонным слоем, на котором делать название, меню или что-то еще, то детали будут лучше видны. Сравните без резкости и с резкостью.

Важные детали

Не добавляйте много резкости. Знайте, когда лучше убавить, а когда добавить. На изображении ниже облака должны быть мягкими, поэтому сильной резкости на них не нужно делать. Природа также в целом не требует обилие деталей, ибо, чем дальше фокус, тем детальность ниже. Но вот архитектура требует больше резкости и это делает изображение действительно эмоциональным. Чтобы поработать с передним планом используйте ползунок «Структурность».

Следите за шумом. Чем больше резкости в ваших работах - тем шума и артефактов становится больше. Если ваш глаз не улавливает изменений и вам кажется, что все отлично - увеличьте изображение. Возможно, придется впоследствии использовать шумоподавитель и смягчить общую картину. Впрочем, есть один нюанс. Если вы редактируете большое изображение, но затем на сайте примените его уменьшенный вариант, то шум уже не играет большой роли. Он потеряется при изменении размера.

Выводы

Sharpener Pro 3 является чрезвычайно универсальным и простым в использовании плагином. Работаете вы с логотипами или только занимаетесь веб-дизайном - обработка картинок играет не последнюю роль. Пусть создается сайт пиццерии или строительной компании. Какой-то объём графического материала подбирать веб-мастеру самостоятельно все равно придется. А чтобы дизайн сайта понравился заказчику, делать нужно сразу все на «отлично». Потому и фотографии придется обрабатывать.

Обратим внимание еще на один момент. Посмотрите на сайты некоторых веб-мастеров, где изображения совершенно разные используются «только так». Где-то только образ человека, объекта, где-то целые композиции (примеры вначале мы давали). Все ли они такие уж прям оригинальные? И что, прям, уж, вот все веб-дизайнеры заказывали супер-обработку у профессионалов? С обилием плагинов и возможностями Photoshop зачастую этого и не требуется.