История 9 класс ОГЭ 2016 г. История 9 класс ОГЭ 2016 г.

Вариант 1

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    В каком веке была составлена Правда Ярослава?

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.

    Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Ивана Калиты

2) Дмитрия Донского

3) Василия II

4) Ивана III

    Что из названного было следствием введения опричнины при Иване IV?

    1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

    2) разгром Крымского ханства

    3) победа России в Ливонской войне

    4) экономическое разорение страны

    Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите период времени, в который происходили описываемые события.

«Московский князь, родоначальник династии московских князей, был младшим сыном Александра Ярославовича Невского и потому получил незначительный в то время московский удел. Этот удел, полученный князем, состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сёл и деревень без единого каменного здания… Однако мудрая политика князя в итоге принесла свои плоды: Московское княжество значительно расширилось за счёт присоединения Коломны и Переславля-Залесского. В связи с ростом территории Московского княжества значительно возрос на Руси и авторитет московского князя».

1) первая половина XII в.

2) конец XII - начало XIII в.

3) середина XIII в.

4) вторая половина XIII - начало XIV в.

    Когда была создана Табель о рангах?

1) в первой четверти XVIII в.

2) во второй половине XVIII в.

3) в первой половине XIX в.

4) во второй половине XIX в.

    Какое из названных мероприятий было осуществлено в годы Первой российской революции 1905-1907 гг.?

1) отмена крепостного права

2) создание Государственной думы

3) ликвидация помещичьего землевладения

    Какое из перечисленных событий привело к укреплению России на Чёрном море в XVIII в.?

1) присоединение к России Крымского ханства

2) участие России в Северной войне

3) установление дипломатических отношений с Османской империей

4) участие России в Семилетней войне

    Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».

1) при Гросс-Егерсдорфе

2) у д. Лесной

3) при Цорндорфе

4) у о. Гренгам

    Народное восстание на Дону в годы правления Петра I возглавил

1) И. И. Болотников

2) К. А. Булавин

3) С. Т. Разин

4) Е. И. Пугачёв

    Укажите памятник архитектуры, созданный при участии итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

1) Софийский собор в Киеве

2) Софийский собор в Новгороде

3) Успенский собор во Владимире

4) Успенский собор Московского Кремля

    Проведение политики сплошной коллективизации было начато в

1) 1918 г.

2) 1921 г

3) 1929 г.

4) 1937 г.

    Укажите характерную черту политики «военного коммунизма».

    1) свобода рыночной торговли

    2) деятельность иностранных концессий

    3) активное развитие товарно-денежных отношений

    4) введение всеобщей трудовой повинности

    Что из названного относится к последствиям заключённого в 1918 г. Брестского мира?

    1) отказ Германии от территориальных претензий к Советской России

    2) начало полосы дипломатического признания Советской России

    3) большие территориальные потери Советской России

    4) улучшение отношений Советской России со странами Антанты

    Бои за Мамаев курган велись в ходе

1) битвы за Москву

2) Сталинградской битвы

3) Курской битвы

4) освобождения Киева

    Прочтите отрывок из книги, написанной фронтовиком, и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«Разгорелся неравный бой пехоты с танками… ___________ грузно прислонился к стене окопа и на мгновение опустил голову.

- Товарищ политрук, Вы ранены? - с тревогой спрашивает подбежавший боец. - Идите в медпункт.

- Да, что-то сильно обожгло здесь. Ничего, заживёт… Вот ещё ползут! - Встрепенувшись от сильной боли, бледный, он обращается к бойцам: Велика Россия, но отступать некуда - за нами Москва! Со связкой гранат он бросается на надвигающийся танк. Примеру _________ следуют оставшиеся в живых бойцы. У разъезда Дубосеково на израненном воронками снарядов и авиационных бомб поле замерли, объятые дымом и пламенем, вражеские танки…»

1) Н. Ф. Гастелло

2) В. В. Талалихин

3) А. М. Матросов

4) В. Г. Клочков

    В каком году была принята Конституция Российской Федерации?

1) 1991 г.

2) 1993 г.

3) 1998 г.

4) 2002 г.

    Авария на Чернобыльской АЭС произошла в период

1) последних лет руководства страной И. В. Сталина

2) «оттепели»

3) «застоя»

4) «перестройки»

    Прочтите отрывок из выступления руководителя СССР и укажите период, когда это заявление было сделано.

«Теперь несколько слов насчёт планов работы Коммунистической партии на ближайшее будущее. Как известно, эти планы изложены в новом пятилетнем плане, который должен быть утверждён в ближайшее время. Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары и на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы».

1) 1945-1953 гг.

2) 1956-1964 г.г

3) 1964-1982 г.г.

4) 1985-1991 г

    Одним из руководителей Белого движения в годы Гражданской войны был

1) А. А. Брусилов

2) П. Н. Врангель

3) П. А. Кропоткин

4) М. В. Фрунзе

    Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.

Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является

1) Бородино

2) Тарутино

3) Фили

4) Царёво Займище

    Фреска в Древней Руси - это

1) изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

2) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

3) техника изготовления ювелирных украшений

4) вид скульптуры, в котором изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева

    Рассмотрите изображение.

На рисунке изображено светское мероприятие, появившееся в России

1) во второй половине XVII в.

2) в первой четверти XVIII в.

3) во второй половине XVIII в.

4) в первой четверти XIX в.

    Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1. Октябрьское вооружённое восстание под руководством большевиков в Петрограде.

2. Отречение Николая II от престола.

3. Корниловский мятеж.

4. Роспуск Учредительного собрания.

    Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А) Олег

Б) Игорь

В) Святослав

1) крещение Руси

2) разгром Хазарского каганата

3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами:

    Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созыв Уложенной комиссии;

2) учреждение министерств;

3) упразднение патриаршества;

4) создание военных поселений;

5) издание жалованной грамоты городам.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Выпуск некоторых видов техники советской промышленностью в 1931–1933 гг.

Показатель

1931 г.

1932 г.

1933 г.

Производство танков всех типов

928

3347

3482

Производство тракторов для артиллерии

614

464

451

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Производство танков

Б) Количество произведённых танков в наибольшей степени превысило количество выпущенных тракторов в

В) Наивысших показателей производство тракторов для артиллерии достигло в

1) 1931 г.

2) 1932 г.

3) 1933 г.

4) постоянно увеличивалось

5) постоянно снижалось

«Высший нормативный акт государства. Впервые в истории России принят в качестве Основного закона в 1918 г.».

    Сравните особенности народных восстаний под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) участие в восстании горнозаводских рабочих;

2) зарождение восстания на окраинах государства;

3) копирование восставшими придворных учреждений, чинов и этикета;

4) стихийное участие крестьянских масс.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите слово, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень названий русских городов. Все они, за исключением одного, были разорены монгольскими захватчиками в XIII в.

1) Новгород; 2) Киев; 3) Рязань; 4) Владимир; 5) Козельск.

Часть 2

Из сочинения историка

«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.

Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика - первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы».

    Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления.

    В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится положение, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного положения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ

исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    Будущий российский император волею судьбы приходился внуком Петру I и внучатым племянником его злейшему врагу - шведскому королю Карлу XII. До 14 лет воспитывался в герцогстве Гольштейн как наследник шведского престола, но затем был привезён в Россию и объявлен наследником русского престола. Став российским императором, правил чуть более года, после чего был свергнут с престола в результате заговора, организованного его женой.

1) Назовите императора, о судьбе которого идёт речь.

2) Назовите императора (императрицу), при котором (ой) будущий император был привезён в Россию.

3) Какие поступки (взгляды) императора способствовали лёгкости осуществления дворцового переворота его женой?

    Существует точка зрения, что, несмотря на наличие существенных отличий, в развитии русской литературы в XV-XVI вв. сохранялись черты, характерные и для литературы XII-XIII вв. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Население Древнерусского государства».

Контрольно-измерительный материал

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 час (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 23–30 записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий 1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    Какое из указанных событий произошло в XIII в.?

1) разорение Северо-Восточной Руси ханом Батыем

2) сожжение Москвы ханом Тохтамышем

3) поход князя Игоря на Царьград

4) Куликовская битва

    Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

1) укрепление Московского княжества

2) распад Тевтонского ордена

3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель

    Укажите военные победы, благодаря которым удалось предотвратить захват западными завоевателями русских земель.

1) битва на реке Неве и Ледовое побоище

2) битва на реке Калке и сражение на реке Сить

3) «стояние» на реке Угре и битва на реке Шелонь

4) битва на реке Воже и Куликовская битва

    Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите историческое явление, о котором идёт речь.

«Учреждена же она была потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей, вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, царь заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».

1) опричнина

2) бироновщина

3) хованщина

4) пугачёвщина

    С каким из перечисленных событий связаны понятия «хутор» и «отруб»?

1) изданием указа «о вольных хлебопашцах»

2) введением военных поселений

3) реформой государственной деревни П. Д. Киселёва

4) аграрной реформой П. А. Столыпина

    Укажите партию, которая в годы первой российской революции защищала идею незыблемости самодержавия.

1) Партия социалистов-революционеров

3) Конституционно-демократическая партия

4) «Союз русского народа»

    В результате проведённой С. Ю. Витте в конце XIX в. финансовой реформы

1) из денежного оборота были изъяты золотые монеты

2) укрепилась денежная система страны

3) выпуск медных монет был полностью прекращён

4) произошло резкое падение уровня благосостояния населения

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите императора, в правление которого этот документ был создан.

«Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

1) Александр I

2) Николай I

3) Александр II

4) Александр III

    Кто был одним из участников междоусобной войны второй четверти XV в. в Московском княжестве?

1) Василий II Тёмный

2) Борис Годунов

3) Василий I

4) Дмитрий Донской

    В формировании архитектурного ансамбля Московского Кремля принимали участие приглашённые из-за границы мастера

1) Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый

2) Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини

3) Огюст Монферран и Доменико Жилярди

4) Карл Росси и Осип Бове

    В каком году Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР?

1) 1922 г.

2) 1924 г.

3) 1936 г.

4) 1939 г.

    Как назывались центральные органы государственного управления, существовавшие в СССР в 1920-1930-х гг.?

1) наркоматы

2) ликбезы

3) совнархозы

4) министерства

    Подписывая Пакт о ненападении с Германией, СССР стремился

1) предотвратить агрессию Германии в Западной Европе

2) создать систему коллективной безопасности в Европе

3) отстоять незыблемость границ в Восточной Европе

4) отсрочить военное столкновение между СССР и Германией

    Тегеранская конференция лидеров трёх держав в ходе Великой Отечественной и Второй мировой состоялась в

1) 1941 г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1945 г.

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите город, о котором идёт речь.

«8 ноября германский моторизованный корпус во главе с генералом Шмидтом захватил Тихвин, нарушил железнодорожную связь между Большой землёй и дорогой через Ладогу, по которой доставлялись грузы. В тот день Гитлер заявил: "Городу рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Его никто не освободит. Кольцо блокады не разорвать никому. Городу суждено погибнуть от голода"».

1) Москва

2) Севастополь

3) Киев

4) Ленинград

    Какое из перечисленных событий произошло в 1950-е гг.?

1) XX съезд КПСС

2) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

3) Карибский кризис

4) создание СЭВ

    Какое из перечисленных явлений характеризовало общественно-политическую жизнь в СССР в период «перестройки»?

1) введение цензуры

2) прекращение критики культа личности И.В. Сталина

3) плюрализм мнений

4) усиление борьбы против диссидентов

    Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название страны, пропущенное в тексте.

«Либерализация партийной и общественной жизни, начавшаяся в … после отставки сталиниста Новотного, была жестоко подавлена. Сначала на многочисленных встречах Брежнев и его окружение пытались внушить новым лидерам местных коммунистов во главе с А. Дубчеком недопустимость в стране свободы слова, собраний и прочих "вольностей", а потом в августе 1968 г. к "непонятливым товарищам" был применён "вариант 1956 года". Исторические документы свидетельствуют, что сам Брежнев, не отличавшийся кровожадностью, не ратовал за интервенцию в братскую страну. Но во имя сохранения собственной власти он не мог не считаться с "ястребами" в Политбюро (П. Шелест и др.), но более всего он опасался давления со стороны военной верхушки».

1) Чехословакия

2) Польша

3) Румыния

4) Югославия

    Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством

1) Н. Д. Кондратьева

2) В. В. Путина

3) Е. Т. Гайдара

4) К. У. Черненко

    Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите век, когда была совершена первая русская экспедиция по маршруту, изображённому на схеме.


1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

    Лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт в России был утверждён лично

1) Петром I

2) Екатериной II

3) Александром I

4) Николаем I

    Рассмотрите плакат и выполните задание.


Укажите год, когда был создан данный плакат.

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

Задание 23-30 требуют ответов в виде цифры, последовательность цифр или слова (словосочетания), которые следует записать. Имена российских государей следует писать только буквами (Например: Николай Второй)

    Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

    1) учреждение министерств;

    2) реформа государственной деревни П. Д. Киселёва;

    3) создание Государственного совета;

    4) начало царствования Александра I.

    Установите соответствие между названиями городов и князьями, в правление которых эти города были присоединены к Московскому княжеству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ

КНЯЗЬЯ

А) Новгород и Тверь

Б) Псков и Смоленск

В) Казань и Астрахань

1) Василий II

2) Иван III

3) Василий III

4) Иван IV

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена местничества;

2) создание коллегий;

3) упразднение губерний;

4) учреждение Сената;

5) отделение церкви от государства.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения.

Год

Чугун

Сталь

1913

4,6

4,9

1928

3,3

4,8

1940

14,9

18,3

1950

19,2

27,3

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) К 1950 г., по сравнению с 1913 г., в наибольшей степени увеличилась выплавка

Б) По сравнению с 1913 г. было произведено меньше чугуна и стали в

В) Выплавка стали увеличилась по сравнению с 1913 г. более чем в 5 раз к

1) 1940 г.

2) стали

3) 1928 г.

4) 1950 г.

5) чугуна

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Запишите термин, о котором идёт речь.

«Введённое по инициативе С.Ю. Витте исключительное право государства на розничную и оптовую продажу крепких спиртных напитков, а также очистку спирта».

    Сравните особенности внутренней политики Петра I и политики Николая I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) пропаганда «теории официальной народности»;

2) подавление восстаний внутри страны;

3) управление страной с помощью министерств;

4) рост бюрократического аппарата.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите имя, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе местного управления в Российской империи в последней четверти XVIII в.

1) городничий; 2) губернатор; 3) воевода; 4) капитан-исправник; 5) вице-губернатор.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задание 31,32. Используйте в ответах информацию текста, а также задание из курса истории.

Из исторического произведения

«Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатого северного города Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, поднимая их, выбивались из сил. Проводники из пленных говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.

Воины стали громко роптать, ведь и без того потери монголов в этом походе были уже очень велики. На одном перекрёстке, где был вкопан высокий, в три человеческих роста, деревянный крест, войско остановилось. Татары сошли с коней, чтобы дать им передышку. Старые монголы обступили тесным кольцом своего начальника и стали восклицать: «Здесь проклятое место! …В этой земле и так уже полегло много наших воинов. Совсем не осталось корма нашим коням. Не надо нам богатого Новгорода. Повернём назад!»

Монгольский хан, разоривший и разграбивший уже множество русских городов, не желал отказываться от своих планов, тем более что богатый торговый город был уже совсем близко. Но доводы опытных воинов заставили его задуматься… Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

    Назовите имя монгольского хана, о котором говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся события, описанные в тексте.

    В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где говорится о решении, причины которого указаны в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами этого решения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    «Начиная эту войну, русский царь не исключал неудачи, но такого поражения он всё же не ожидал. «Спасибо брату Карлу, - сказал он, - будет время, и мы ему отплатим за уроки». Царь после поражения в начале войны отдал приказание укреплять города, лить пушки, собирать новые полки. Но враг не воспользовался успехом и не вторгся со своим войском на русскую территорию».

1) Назовите войну, о которой идёт речь.

2) Укажите сражение, в котором потерпела поражение русская армия.

3) Назовите одну из причин поражения русских войск.

    Древнейший из дошедших до нас сборник законов Древнерусского государства Русская Правда состоит из трёх частей. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, в нормах Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха имеются существенные различия. Приведите не менее двух любых фактов, подтверждающих эти различия.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Вариант 1.

Часть 1.

4

2

4

4

1

2

1

2

2

4

3

4

3

2

4

2

4

1

2

2

1

2

2314

432

15

431

Конституция РСФСР 1918 г.

2413

Астраханское

1

Часть 2.

1) Павел I;

2) 1796-1801 гг.

32. Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции.

2. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

3. В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий.

33. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император - Пётр III:

2) императрица, при которой будущий император был привезён в Россию - Елизавета Петровна:

3) поступки (взгляды), например:

- Пётр III прекратил военные действия против Пруссии (Семилетняя война) и заключил с Фридрихом II Петербургский мир на крайне невыгодных для России условиях:

- Пётр III, будучи поклонником прусского короля Фридриха II, ввёл прусские порядки в армии:

- Пётр III пренебрегал русскими национальными и религиозными традициями, чем вызвал недовольство среди дворян и гвардии.

34. Могут быть приведены следующие факты:

1) сохранились летописные произведения, описывающие исторические события;

2) сохранилась церковная литература (например, жития святых) (могут быть приведены другие факты).

35. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Формирование древнерусской народности. Завершение объединения всех восточных славян в единое

государство к концу X в. и принятие христианства привело к сглаживанию племенных различий в языке и культуре. С течением времени у жителей Древнерусского государства ушло в прошлое отождествление себя с отдельными племенными союзами. Так постепенно сформировалось единая древнерусская народность.

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Вариант 2.

Часть 1.

За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26, выставляется 1 балл. Задания 1–30 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр.

Задания 24 и 26 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

1

4

1

1

4

4

2

3

1

1

4

1

4

3

4

1

3

1

3

2

1

4

4132

234

24

234

Винная монополия

2413

Владимир

3

Часть 2.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания 31 и 32 на анализ исторического источника и за задание 34 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания 33 на анализ исторической ситуации и 35 на составление плана ответа на данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

31. В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) имя хана - Батый;

2) век - XIII в.

32. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

1) весенняя распутица;

33. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает

повернуть назад в степи».

В ответе могут быть указаны следующие факты:

1) весенняя распутица;

2) предупреждения проводников об ухудшении ситуации;

3) большие потери монгольского войска;

4) усталость монгольского войска;

5) недостаток корма для лошадей;

6) требования воинов прекратить поход.

34. Могут быть приведены факты:

1. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой.

2. «Устав Владимира Мономаха» уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества.

Могут быть приведены другие факты.

34. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Происхождение славян. Индоевропейцы. Выделение балто-славянских племён. Расселение славянских племён.

2. Разделение славян на три ветви:

а) западные славяне - предки современных поляков, чехов, словаков и др.;

б) южные славяне - предки современных болгар, сербов, хорватов, словенцев и проч.;

в) восточные славяне - предки современных русских, украинцев и белорусов.

3. Расселение восточных славян

Восточные славяне заселили обширные территории от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

4. Крупнейшие племенные союзы восточных славян:

а) поляне;

б) словене ильменские;

в) древляне;

г) вятичи;

д) полочане и др.

Тесты (1 и 2 варианты) по истории России для учащихся 9 классов

Примечание: Для оценки уровня учебных достижений использую тесты. Мониторинг стартовых результатов позволяет мне определить траекторию дальнейшего обучения учащихся, выявить сложившиеся затруднения при изучении предмета и применении практических навыков. В соответствии с полученными результатами вношу коррективы в организацию образовательного процесса. Тесты ЕГЭ являются наиболее оптимальным вариантом проверки знаний обучающихся, предлагаю ряд заданий, посредством выполнения которых также развиваю патриотическую компетентность. Представленные тесты предлагаю обучающимся 9 классов в качестве входящей диагностики. Анализ работ показывает количество ошибок, сделанных школьниками.

Из данной таблицы видно, что в части «А», предполагающей выбор ответа в начале года допустили ошибки 10 человек-это 40% класса, к концу года количество обучающихся,допустивших ошибку снизилось до 5 человек-20%.В части «В» мы тоже видим улучшения результата. На часть «С», которая предусматривает открытый ответ, состоящий из 2х компонентов, необходимо обратить внимание учителю, который будет работать в третьей ступени образования.

Приложение 9

Тест по истории России 9 классов

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных имен связано с периодом монгольского нашествия на Русь?

1) Юрий Всеволодович

2) Владимир Мономах

3) Иван Данилович Калита

4) Юрий Шемяка

А2. В каком году произошло восстание декабристов?

1) 1822г.

2) 1825г.

3) 1855г.

4) 1861г.

А3. В каком году началась Первая мировая война?

1) 1907г.

2) 1913г.

3) 1914г.

4) 1917г.

А4. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошло описанное событие.

«Когда пришел, повелел ниспровергнуть кумиры,- одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… После этого Владимир послал гонца по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».

1) 945г.

2) 988г.

3) 1054г.

4) 1113г.

А5. Прочтите отрывок из речи и укажите, кому принадлежат эти слова.

«Мелкий собственник, несомненно, явится ядром будущей мелкой земской единицы; он, трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Вот тогда только писаная свобода превратится и претворится в свободу настоящую, которая слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма».

1) В.И.Ленину

2) П.А.Столыпину

3)В.М.Чернову

4)К.П. Победоносцеву

А6. В каком году был подписан Парижский мир, ознаменовавший окончание Крымской войны?

1) 1849г.

2) 1856г.

3) 1858г.

4) 1864г.

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) воссоединение Украины с Россией

Б) присоединение Крыма к России

В) присоединение территории Сибирского ханства

Г) включение земель вятичей в состав Древнерусского государства

В2. Что из названного относилось к периоду государственной раздробленности? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

А) создание Русской Правды

Б) Невская битва

В) создание Соборного уложения

Г) образование Московского княжества

В3. Какие из названных имен являются современниками? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

А) М.В. Ломоносов

Б) В.В. Голицын

В) Б.Ф. Годунов

Г) П.А. Румянцев

ЧАСТЬ3

Прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы С1 иС2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из сочинения А.О. Ишимовой

«(…) объявил своею собственностью девятнадцать городов с разными волостями; выбрал 6000человек из князей, дворян и детей боярских и дал им имения в этих городах, а тамошних владельцев перевел в другие места… Новые ужасы начались вместе с новым порядком в правлении… выбраны были молодые люди, отличные не достоинством, но удальством и дерзкою готовностью на все. Царь взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружиться с земскими, не водить с ними хлеба-соли, не знать отца и матери, знать одного государя…(…) истребляя иногда целые поколения князей и бояр, не щадил и тех из них, которые отличались великими заслугами своими в делах военных или гражданских: он казнил их наравне с обыкновенными преступниками, и оттого число умных и знаменитых советников царских беспрестанно уменьшалось… Враги, окружавшие Россию и с завистью смотревшие на ее могущество, обрадовались такой перемене и спешили воспользоваться ею… Враги нападали со всех сторон на бедное отечество наше. Первым из них был крымский хан Девлет – Гирей …».

С 1 . Назовите царя, о котором идет речь в отрывке, и укажите название политики, которую он проводил.

С 2 . Используя текст и знания из курса истории, назовите год введения новой политики царя и ее последствия для России.

ВАРИАНТ № 2

ЧАСТЬ1

А1. В каком веке в Российском государстве наступило Смутное время?

1) 13 в.

2) 15 в.

3) 17 в.

4) 18 в.

А2 . Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором идет речь.

«В 1480 году к великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет со своею ордою – с царевичами, уланами и князьями, а так же с королем Казимиром в общей думе; король повел царя на великого князя, желая разорить христиан… Проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Угру своего сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стала на Угре и заняли броды и перевозы».

1) Дмитрий Донской

2) Иван Калита

3) Иван 3

4) Иван 4

А3. Какое из названных имен связано с событиями Крымской войны?

1) М. Скобелев

2) В. Корнилов

3) М. Кутузов

4) С. Витте

А4. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите название сражения, о котором идет речь.

«Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных «планом Барбаросса». Под воздействием сокрушительных ударов «план Барбаросса» рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к ведению стратеги заряженной войны. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили до 50 дивизий врага, нанеся особенно серьезное поражение основной группировке вражеских войск – группе армии «Центр»?

1) сражение под Ельней

2) Московская битва

3) Сталинградская бита

4) сражение на Курской дуге

А5. В каком веке состоялось монгольское нашествие на Русь?

1) 10 в.

2) 11 в.

3) 13 в.

4) 14 в.

А6. В каком году состоялось первая встреча И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля?

1) 1941 г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1944 г.

Часть 2

В1. Расположите имена исторических лиц в хронологической последовательности их деятельности.

А) Нестор

Б) Аристотель Фиораванти

В) Варфоломей Растрелли

Г) Симон Ушаков

В2. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) изгнание поляков из Москвы

Б) Полтавское сражение

В) Куликовская битва

Г) Гангутское сражение

В3. Что из названного относилось к внутренней политике Ярослава Мудрого? Укажите два верных положения из четырех предположенных.

А) разгром печенегов

Б) введение Юрьева дня

В) создание писаного свода законов

Г) подавление восстания древлян

Часть 3

Прочитайте отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы С1 и С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из сочинения С. Ф. Платонова

«Во – первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо и решительно стал на такую точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т. е. наследственную собственность московских князей… Во – вторых, в отношении прочих князей Владимиро – Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода […] держался властно и повелительно … В третьих, Русь впервые отражалась на открытую борьбу с татарами… оставил после себя несколько сыновей… При этом в своем завещании он выразился так: «а по грехом отыметь Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов второй сын […], Юрий, считал себя наследником своего брата как в московских землях, так и в великом княжении.

С1. Укажите имя князя и имя митрополита, руководившего делами княжества «по малолетству» князя.

С2. Используя текст и знания из курса истории, укажите, где и когда произошло крупное сражение объединенного русского войска под руководством этого князя против монгольского войска.


ОГЭ для любого выпускника средней школы – одно из первых серьезных экзаменационных испытаний, которое по праву можно сравнить с ЕГЭ для одиннадцатиклассников. Итоги ОГЭ, выраженные в баллах, позволят ребятам поступить в профильный колледж или класс, поспособствуют получению хорошего аттестата, а также станут первой ступенькой к поступлению в желанный ВУЗ. Историю, как и ранее, в 2018 году можно будет сдавать по желанию учащегося.

Обычно ее сдают ученики, которые хотят перейти в юридические колледжи или образовательные учреждения, специализирующиеся на истории искусства, дизайне и архитектуре. Сдают историю и те, кто хочет выбрать эти специальности после 11 класса, ведь ОГЭ позволяет проверить текущий уровень знаний и подготовиться к ЕГЭ. Безусловно, огромный массив данных в виде фамилий, дат и событий делает историю не самым простым ОГЭ, однако понимание структуры и содержания КИМов позволит вам хорошо подготовиться к испытанию!

  • Демо-вариант ОГЭ по истории
  • Кодификатор требований

Даты ОГЭ по истории

Чтобы составить личное расписание подготовки к ОГЭ, стоит заранее выяснить, какие даты для сдачи экзаменов выделил Рособрнадзор. Согласно опубликованному проекту, в 2018 году школьникам предстоит писать историю в такие дни:

  • досрочная экзаменация назначена на 23 апреля (понедельник). На случай возникновения непредвиденных обстоятельств организаторы выделили резервный день – 3 мая (четверг);
  • основная экзаменация запланирована на 31 мая 2018 года (четверг). В случае форс-мажорных обстоятельств ОГЭ может быть перенесен на 18 июня (понедельник);
  • дополнительная экзаменация пройдет 10 сентября 2018 года (понедельник), а в качестве дополнительного для сдачи названо 18 сентября (вторник).

Ответы на ОГЭ по истории 2018, все варианты, ответы на тесты по истории ОГЭ 2018

Факты и мифы про ответы на ОГЭ по истории 2018

ОГЭ по истории стремительно приближается. В этом году тестирование пройдет 7 июня. Выбирают этот экзамен в основном те школьники, которые планируют обучение в гуманитарных классах и, возможно, уже сейчас знают, что история потребуется им на ЕГЭ через два года.

Но есть и те, кто выбрали сдачу истории скорее методом исключения. А вот подготовиться так и не удосужились. Если вы один из таких незадачливых выпускников, вас наверняка беспокоит вопрос, где же достать готовые ответы.

Какие ответы ищем

ОГЭ по истории, как и многие другие экзамены, состоит из двух частей. В первой необходимо дать краткий ответ на 30 вопросов, во второй – развернутый еще на 5.

В отличие от ЕГЭ, в которое входят вопросы и по зарубежной истории, ОГЭ включает в себя только отечественную историю. В экзамене присутствуют следующие блоки:

  • древность и Средневековье (VII – конец XVII века);
  • новая история (конец XVII – начало ХХ века);
  • новейшая история (начало ХХ – начало ХХI века).

Знания потребуются самые разные: исторические даты, факты, деятели, сообщает Therussiantimes. Также пригодится умение определять причины и следствия исторических событий и анализировать информацию из письменных источников. Помимо непосредственно истории, проверяются также и знания истории культуры России.

Где смогут помочь готовые ответы? В первую очередь, в тестовых заданиях. Запомнить или списать готовые ответы не так сложно – как правило они включают в себя цифру, слово или последовательность цифр. Чуть сложнее придется с развернутыми ответами, хотя в ОГЭ они не должны быть большими, достаточно нескольких предложений. Однако списывать слово в слово все же опасно. Будет гораздо лучше, если вы сможете понять основную суть ответа и сформулировать ее своими словами.

Главный вопрос: где же скачать ответы

Если вы уже пробовали найти готовые ответы на ОГЭ по истории, вы наверняка заметили, что многие источники не дают никакого результата. Где-то появляются предложения установить бесполезное вирусное ПО, якобы для скачивания ответов, где-то нужно отправить СМС, зарегистрироваться или сделать что-то еще. И очень часто все эти действия ни к чему не приводят – в итоге вы получаете либо ничего, либо всего лишь старые образцы КИМов.

Почему так происходит? Потому что мошенники пытаются вас обмануть. Они прекрасно знают, в каком волнении пребывают школьники накануне экзамена, и пытаются этим воспользоваться с целью получения денег. Конечно, бывали случаи, когда кто-то действительно получал настоящие ответы, но это скорее исключение, а не правило.

Вывод простой: лучше не надеяться на удачу, а постараться освежить свои знания истории. Большинство имен и дат вы наверняка на самом деле прекрасно знаете, просто давно не вспоминали. Немного стараний – и вы с легкостью наберете достаточный для сдачи ОГЭ балл.

Структура и содержание КИМа по истории

Профильная комиссия пришла к выводу, что прошлогодний вариант билета является оптимальным с точки зрения структуры и содержания. При составлении билетов по истории особое внимание было уделено заданиям, которые проверяют знания в области истории России и являются приоритетными при изучении данной дисциплины. Кроме того, в КИМах фигурирует история развития мира с древних времен и по наши дни. Перед комиссией поставлен ряд задач:

  • проверить, насколько хорошо школьники ориентируются в ключевых исторических датах, этапах и событиях из российской и мировой истории;
  • выявить знания о жизни и деятельности выдающихся исторических фигур;
  • определить понимание культурных и ценностных достижений, которые сформировались в процессе эволюционного и исторического развития РФ и мира;
  • проверить понимание причин и следствий важнейших событий в истории России и мира;
  • выяснить, умеют ли учащиеся 9-х классов использовать и интерпретировать данные, представленные в виде таблиц, текстов, схематических рисунков и иллюстраций, выбирая нужную информацию для ответов на поставленные вопросы, проведения сравнительного анализа и решения задач;
  • оценить навыки работы с историческими картами;
  • определить, умеет ли школьник применять свои знания для написания исторических сочинений;
  • проверить умение систематизировать информацию исторического характера, понимать терминологию и понятийный аппарат дисциплины.


Только основательная подготовка поможет вам выполнить все 35 заданий

В билетах по истории ученикам нужно будет справиться с 35 заданиями. Работа представлена двумя частями:

  • первая часть – 30 заданий, требующих записать ответ в виде цифры, нескольких цифр, одного или нескольких слов. В первой части ученикам нужно решать задания, посвященные истории VIII–XVII веков, XVIII – началу XX столетия, событиям с 1914 до 1945 года, а также периоду с послевоенных лет и до наших дней. Основной акцент сделан на события, которые разворачивались в ходе Второй мировой войны. Кроме того, значительное внимание уделено жизни и деятельности ключевых фигур в истории России, а также особенностям культурного развития страны в указанные периоды. В большей части заданий ученикам нужно будет извлекать информацию из представленных карт, схем или иллюстраций. Задания из первой части суммарно оцениваются в 32 балла (72,7% от всех баллов за билет);
  • вторая часть – 5 заданий, в которых нужно записать на бланке аргументированный ответ с выводами и причинно-следственными связями. В данной части билета проверяются умения и практические навыки школьников. Задания могут относиться к любому из исторических периодов, рассматривать разнообразные культурные, социальные и экономические аспекты. Сумма баллов за все задания из второй части равна 12 (или 27,3% от всех баллов за билет).

Успешное выполнение всех заданий принесет вам 44 максимальных балла.

Регламент ОГЭ по истории в 2018 году

Выпускникам средней школы предстоит справиться с билетом за 180 минут. Регламент гласит, что на ОГЭ у вас не должно быть никаких дополнительных предметов, кроме ручки и знаний. Перед входом в аудиторию избавьтесь от всего, что может привлечь внимание наблюдателей. Не думайте, что сможете принести смартфон или бумажную шпаргалку! Впрочем, даже если вам удастся припрятать эти вещи на входе, они будут найдены в экзаменационном классе, а это – прямая дорога к аннулированию результатов ОГЭ и риск остаться без аттестата.

Как баллы за ОГЭ пересчитываются для аттестата?

  • отметка «2» выставляется в случае, если школьник сумел набрать от 0 до 12 баллов;
  • оценка «3» ставится, если ученик набрал от 13 до 23 баллов;
  • оценка «4» положена ученикам, которые смогли набрать за экзамен от 24 до 34 баллов;
  • отметка «5» – итог школьника, набравшего от 35 до 44 баллов.

В специализированные классы и учебные заведения могут быть рекомендованы ребята, которые набрали более 32 баллов за историю.



Начинайте работу уже в сентябре, чтобы не попасть впросак на экзамене!

Как подготовиться к ОГЭ по истории?

Практика показывает, что при сдаче ОГЭ по истории помогают следующие советы и рекомендации:

  • ориентируйтесь на школьную программу и позаботьтесь о том, чтобы у вас был комплект хороших учебников и пособий. Учителя-предметники советуют пользоваться книгами А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, Р.В. Пазина, П.А. Баранова. Высоких похвал заслужил учебник по российской истории, изданный в МГУ авторами А.С. Орловым и В.А. Георгиевым;
  • в обязательном порядке прорешайте КИМы, рекомендованные для пробного ОГЭ (скачать демонстрационную версию можно в начале статьи). Такой вид подготовки поможет вам понять структуру билета и особенности заполнения бланка, а также проверить знания в истории и определить свои слабые и сильные места;
  • начинайте учить историю уже в сентябре – запомнить все даты и события за месяц-другой у вас не получится;
  • смотрите документальные фильмы о великих исторических фигурах. Интересная подача материала позволит вам запомнить дополнительные сведения;
  • регулярно проходите онлайн-тесты – это поможет вам «набить руку»;
  • проработайте кодификатор требований по истории (см. ссылку в начале статьи) – в нем прописано, как нужно подходить к выполнению каждого задания;
  • используйте богато иллюстрированные энциклопедии и справочники. В билетах много задач с иллюстративным материалом, так что вам придется опознавать исторические фигуры по фотографиям или репродукциям картин;
  • уделите время изучению культуры различных исторических вех. Экзаменующиеся чаще всего «срезаются» именно на таких заданиях. В работе могут встречаться задания, затрагивающие жизнь и деятельность Феофана Грека, Андрея Рублева, Феофана Прокоповича. Возможно, вам придется опознать известные архитектурные сооружения, иконы, картины и даже телепередачи 20-го века;
  • старайтесь высказывать свои мысли нейтрально. Не критикуйте какого-то исторического деятеля, а просто описывайте его вклад в развитие истории – экзаменаторы могут иметь мнение, отличное от вашего, так что излишняя эмоциональная окраска вам только навредит;
  • сделайте таблицы с хрониками исторических событий, а также списком персоналий, которые принимали в них участие. Поместите их на самых видных местах, чтобы память постоянно впитывала эту информацию.

В нынешнем году, после прохождения госаттестации после 9 класса, Министерство образования обратило внимание на то, что уровень знаний у школьников достаточно низкий. В связи с этим были предложены и некоторые еще обсуждаются, поправки относительно ряда дисциплин. В будущем году планируется усложнить экзаменацию по некоторым предметам, а также увеличить само количество экзаменов.

Для подготовки вопросов к экзаменации будут также использоваться кодификаторы, которые применялись в прошлые годы, изменения не коснутся формы вопросов.

Помимо структурных поправок, Министерством образования было предложено и даже уже в некоторой части регламентировано в приказном порядке, частично . Это относится и к количеству обязательных экзаменов, которое увеличено до четырех предметов , и общего числа попыток – три пересдачи.

Также в 2018 году администрация школы получит право оставлять учащихся на повторный год обучения, в том случае, если школьник отказался или не прошел госаттестацию. Как и в предыдущие годы, итоги экзаменации не будут вноситься в аттестат.

ГИА по истории 2018 года пользуется не слишком большой популярностью у школьников. Как правило, историческую дисциплину выбирают те учащиеся, которые обучаются на гуманитарном направлении или в дальнейшем, планируют поступать в образовательное учреждение подобной направленности. Историю в качестве экзамена можно выбрать как дополнительный предмет.

В том случае, если учащийся стал победителем или призером исторической олимпиады, экзаменация засчитывается ему автоматически.

Некоторые поправки коснутся и оценивания работ ГИА. Проверка результатов и подсчет баллов станет намного прозрачнее и шкала оценок больше не будет привязана к региональному компоненту.

Некоторые изменения коснуться и структуры заданий по исторической дисциплине, а именно изменится форма ответов на вопросы в первой части , а также некоторые задания будут поменяны местами, чтобы оптимизировать структуру всего КИМа.

Структура заданий ГИА 2018 года по истории

Задания, предлагаемые для прохождения экзаменации по истории, состоят из двух частей . Первая категория состоит из вопросов, на которые требуется дать лаконичный ответ в виде слова, цифры или даты. Вторая категория включает в себя 5 заданий повышенной сложности, которые требуют развернутого ответа в виде нескольких предложений.

Всего в тесте 35 заданий .

В целом, задания остались без особых изменений, за исключением поправок в оформлении вопросов и содержания некоторых заданий.

Категории сдающих ГИА по истории

До экзаменации допускаются только те школьники, которые имеют хорошую успеваемость, обязательное требование к допуску до ГИА , заключается в том, что школьник должен иметь по всем дисциплинам отметки не ниже «удовлетворительно». Допускается наличие отметки «неудовлетворительно» только по тому предмету, который будет сдаваться на итоговой госаттестации.

Повторно пройти испытание вправе те учащиеся, которые не набрали необходимого количества баллов в прошлые периоды.

Министерством образования РФ утверждены конкретные даты сдачи экзаменов. Существует три периода – досрочный, основной и резервный. В досрочном периоде сдать историю можно будет 23 апреля , в основном периоде экзаменация будет проходить 7 июня , а в резервном периоде госэкзамен назначен на 10 сентября .

Как стать участником ГИА 2018 года

Чтобы попасть в список участников ГИА по истории, необходимо пройти процедуру регистрации. Учащийся должен лично подать заявление в приемную комиссию по месту своей регистрации и прохождения основного курса обучения.

Бланк заявления предоставляется подростку на месте, а сам школьник должен предъявить паспорт или иной документ удостоверяющий личность учащегося.

Заявка на участие в ГИА регистрируется до 1 февраля , а не менее чем за месяц до госаттестации ученик может внести изменения в список предметов для сдачи, которые требуется указать в заявке.

Чтобы внести подобные поправки, подросток должен предоставить убедительную аргументацию своего поступка. В качестве аргументов можно использовать медицинские справки, различные акты и иную официальную документацию.

Досрочная сдача ГИА по истории в 2018 году

Досрочная сдача экзаменов будет доступна всем желающим. Раньше, до госаттестации в этот период допускались только те школьники, которые имели на это уважительные причины, а именно принимали участие в федеральных спортивных состязаниях или были участниками олимпиад. Кроме этого, перенести срок экзаменации было возможно в том случае, когда ребенок находился на профилактическом лечении или отправлялся на обучение за рубеж.

Все эти вопросы решались в письменном порядке и позволяли школьникам избежать пропуска экзаменации. Также подобное решение позволяло разбить общую массу школьников на группы. То есть, одна группа сдавала экзамены в досрочный период, а вторая – в основной.

Впрочем, у подобного варианта существуют и значительные минусы. На учащегося возлагается дополнительная психологическая и физиологическая нагрузка, с которой не все подростки в силах справиться, отсюда появляются и неудовлетворительные результаты ГИА.

Демоверсия ГИА по истории 2018 года

Очень эффективным способом подготовки к экзаменации является использование такого пособия, как демоверсия ГИА по истории 2018 года ФИПИ . Это такие демонстрационные варианты, которые разработаны на базе КИМов прошлых периодов и текущего года. Подобные материалы можно скачать как на нашем сайте, так и в Открытом банке заданий ФИПИ .

Отличием материалов от экзаменационных заключается в том, что хоть и соблюдена структурная составляющая работ, однако данные в заданиях использованы иные, чем будут предложены на экзаменации.

Удобны такие приложения тем, что позволяют учащемуся ознакомиться со структурой экзаменационных заданий и в то же время обозначить темы, которые нуждаются в дополнительном повторении.

Дополнительная информация о ГИА 2018 года

Список разрешенных на экзаменации предметов ежегодно утверждается Рособрнадзором. На экзаменацию разрешено принести с собой ручку, регистрационный бланк, документ, удостоверяющий личность, бланк ответов. В случае необходимости, школьник вправе взять с собой на экзаменацию питание или медикаменты.

Нельзя на экзамене использовать различные электронно-вычислительные приборы и иные гаджеты. Перед госаттестацией школьники обязаны оставить сотовые телефоны и другие посторонние предметы в специально отведенном месте.

Помимо этих предметов на испытание запрещается приносить различную справочную литературу, не разрешенную организаторами ГИА .

На экзаменации по исторической дисциплине школьник может пользоваться только основными разрешенными предметами. В качестве дополнительных пособий и справочников – никаких изданий не предусмотрено.

Для того чтобы экзамен был засчитан, от школьника требуется набрать не менее 13 баллов – что соответствует отметке «удовлетворительно». Максимальный балл по дисциплине составляет 44 .

Если учащийся не согласен с итогами экзаменации, то он вправе опротестовать решение организаторов. Это делается в апелляционной инстанции путем подачи жалобы в конфликтную комиссию. В том случае, если несогласие учащегося касается итогов, то на опротестование подростку дается четыре рабочих дня. Если учащийся выражает протест относительно процедуры экзаменации, то жалоба должна быть подана не выходя из аудитории в день экзаменации.

Конфликтная комиссия имеет право отказать в по нескольким причинам. Прежде всего это возможно в том случае, если жалоба касается содержания и формы вопросов. Также отказ может быть и тогда, когда сам учащийся являлся нарушителем процедуры экзаменации.

Как подготовиться к ГИА 2018 года по истории

Подготовка к ГИА по истории 2018 года является важным этапом во всем экзаменационном процессе. Как правило, этот период позволяет школьнику максимально систематизировать полученные ранее знания и потренироваться на выполнении экзаменационных заданий на время. Также использование при подготовке типовых тестовых заданий по дисциплине способствует знакомству с конструкцией самих вопросов.

Прекрасно подходят для тренинга в режиме реального времени и онлайн тесты ГИА по истории . В подобные тесты включены вопросы прошлых периодов.

Организаторы ГИА также предлагают использовать информацию, которая храниться в Открытом банке заданий на официальном сайте ФИПИ. Там находятся все задания, которые были представлены школьникам на экзаменации прошлых периодов.

Впрочем, можно готовиться и старым надежным методом – используя печатные пособия и различные сборники заданий:

Все эти материалы можно использовать для подготовки к экзаменации, однако наиболее оптимальным вариантов будет готовиться в комплексе, поскольку в экзаменационные КИМы включены задания различных уровней сложности и разных форм.

Крайне важно учащемуся уделить внимание своему психологическому состоянию. Для того, чтобы не растеряться на экзамене и не получить плохую отметку по этой причине следует с самого начала настроиться на позитив, а именно, быть уверенным, что экзаменация пройдет самым лучшим образом.

Не последнюю роль играют и родители ребенка. Именно от них зависит, насколько учащийся будет настроен на успех. Именно родители должны оказать максимум поддержки подростку в этот сложный для него период.

Статистика сдачи ГИА по истории за прошлые годы

В предыдущие годы по исторической дисциплине неудовлетворительную отметку получили порядка 10% школьников, тройка стала оценкой 32% учащихся, на оценку «четыре» смогли написать работы около 44% учеников и оценку «пять» заработали около 15% всех экзаменующихся.

Расписание экзаменов

Вариант 2

Часть А

Выберите правильный ответ, в каждом случае один, запишите в виде цифр и букв…

А1. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в :
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

А2. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале правления которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович 3) Константин Павлович

4) Николай Павлович

А3 . Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.

А4. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.

А5. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права.

А6 . Кому принадлежат слова: «Придите ко мне, брате, в Москов»?

    Владимиру Мономаху 2. Юрию Долгорукому

3. Андрею Боголюбскому

А7. Отходниками в XVIII в. в России называли:

1) крестьян, уходивших из родных сел на заработки 3) переселенцев в Сибирь

2) беглых крестьян 4) крестьян, взятых в рекруты

А8. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий, в XVIII в. назывался:

1) подворным 2) подушным 3) посадским

4) прямым

А9. Причиной Северной войны явилось стремление России:

1) присоединить Финляндию

3) получить выход в Балтийское море

2) получить выход в Северное море

4) восстановить торговый путь «из варяг в греки»

А10. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) A . M . Опекушин

В)А.К. Саврасов,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД 2) БГЕ 3) АБГ 4) ГДЕ

А11. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А12. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III

А13. Кого в Средневековой России называли «гостями»?

    Иностранцев, находившихся на государственной службе

    Купцов, ведущих зарубежную торговлю

    Пленных

А14. Кто из деятелей XVIII в. Петра I прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?

1) Б.П. Шереметев 2) Г.А. Потемкин 3) А.Д. Меншиков

4) П.А. Румянцев

А15. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

    Вотчина

    Десятина

    Поместье

    Кормление

    Надел

А16. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.

А17. Какое из названных событий произошло позже всех остальных:

А) битва на Калке

Б) Стояние на Угре

В) Куликовская битва

Г) разорение Москвы Тохтамышем

А18. Как называлась первая русская летопись? 1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати

А19. Русь приняла христианство:

А) из Рима

Б) из Литвы

В) из Византии

Г) из Польши

А20. Укажите хронологические рамки Северной войны:

А. 1707-1708 Б. 1700-1721 В. 1718-1720

Часть В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

1. Местничество

А.Люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

2. Закупы

Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения.

3. Кормление

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

4. Феодализм

Г. преобразования в управлении государством, жизни общества.

5.Посадские люди

Д. система устройства общества, основанная на отношениях господина и подданного, поземельной зависимости одних людей от других.

6. Реформа

Е. Ремесленники, торговцы и другие слои населения, жившие на посаде; составляли особое сословие.

7.Опричнина

И. политика Ивана Грозного, направленная на укрепление его самодержавной власти.

Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв, через запятую.

В2. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали период дворцовых переворотов?

      1. усиление роли гвардии

        династические кризисы

        усиление крепостного права

        борьба за усиление России в Европе

        расширение прав посадского населения

        разработка проектов российской Конституции

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов, не более трех цифр).

В3 Расположите в хронологической последовательности события

А. Подписание Ништадтского договора

Б. Поражение русских войск под Нарвой

В. Морская победа российского флота у острова Гренгам

Г. Сражение у деревни Лесной

В4. Работа с историческим источником.

Прочитайте предание Повести временных лет, о первой религиозной реформе князя Владимира Святославовича:

«В лето 6488 (980 г) … И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. «…»

Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу…»

    Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?

    Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?

В5. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».

В6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив.

Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных».

Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости.

Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

В8 . Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается и год, когда это событие произошло.
«Воскресенье, 1 марта мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате…

Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.

В10 . Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь в приведенном документе и год, когда она произошла .
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Часть С

Ответьте на вопросы кратко или вставьте пропущенные слова.

Запишите только ответы.

С1. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и изо владычних (высших иерархов церкви), и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и и митрополичьим, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати некрепко всякими сыски.

А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил.

1. Как называется документ, из которого взят отрывок?

2. В годы правления какого царя он был создан?

3. О каком социальном процессе в документе идет речь?

4. Назовите основные причины этого социального процесса.

С2. Подпишите название памятников, изображенных на иллюстрациях, и укажите города, где они находятся.


1) 2)

3) 4)

С3 . Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова :

В ____________ (название месяца) французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под ___________________________ и ________________________вынудили императора _______________ повернуть войска на _________________________ дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовала русская армия и_______________________отряды. При переправе через реку ______________-- французы потеряли 30 тыс. воинов. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. На вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить «_______________________________________».

С4. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже.

Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД.

Учтите, что одно из понятий лишнее.

А). Вече Д). Российское единое государство

Б). Русь Е). Феодальная раздробленность

В). Князь Ж). Феодальная республика

Г). Первобытно-общинный З). Феодальный

В IX на Руси начал формироваться (1) ______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) _______. Верховная власть в нем принадлежала (3) _______.

В конце XI в. прозвучал, а в XII в. восторжествовал лозунг: «Каждый держит отчину свою». Это знаменовало начало (4) _____. Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существования в Новгороде и Пскове (5) ______. Верховная власть в этих двух городах принадлежала (6) _______.

Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей к XVI в. завершился процесс образования (7) ______.

С5. Прочтите текст, ответьте на вопросы к нему.

«Первыми жертвами новой политики стали печать и школа. Новый цензурный устав преследовал цель удушения оппозиционной печати... прекратили существование все радикальные и многие либеральные периодические издания: «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Дело» Н.В. Щелгунова, «Голос», «Земство»... ликвидирована университетская автономия, для студентов вновь вводилась форменная одежда как «средство надзора» за ними, при поступлении в университет необходимо было представить характеристику «о благонадежности», плата за обучение в университетах повышалась в пять раз... был издан циркуляр, известный под названием «о кухаркиных детях», по которому запрещалось принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников.

Все начальные школы были переданы церковному ведомству - Синоду...

Толстой затеял преобразование земских учреждений. Социально-экономическое развитие России закономерно вело к ослаблению позиций дворянства в земствах и усилению роли торгово-промышленной буржуазии, новых землевладельцев из купцов, богатых крестьян. Более же всего правительство беспокоил рост оппозиционных настроений и конституционных притязаний земцев.

Поэтому целью задуманных реформ было усиление дворянского представительства, т.е. «одворянствование» земских учреждений, по точному замечанию Витте. С этой Целью уменьшался ценз для дворянства и увеличивалось количество дворянских гласных. Крестьянство лишалось выборного представительства. Гласных из крестьян назначал сам губернатор. Ни одно решение земства не принималось без утверждения губернатора или министра внутренних дел.

Одной из наиболее реакционных реформ стало введение института земских начальников... Земские начальники назначались министром внутренних дел из местных потомственных дворян по представлении губернаторов.

Соединив в своих руках функции администратора и судьи, они получили по сути неограниченную власть. Мировой суд в деревне был уничтожен. Вся деятельность крестьянского самоуправления находилась под их контролем... Этим актом самодержавие по существу восстанавливало власть помещиков над крестьянами, утраченную по реформе 1861 г.».

1. Напишите имя императора, в правление которого были осуществлены описанные в тексте реформы. Укажите год издания указа «о кухаркиных детях» и о земских начальниках.

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин ужесточения внутренней политики.

З. Укажите не менее трех последствий реформы на селе.