И многих других.

Cказки Ушинского

Рассказы Ушинского

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Одним из основоположников научной педагогики в России считается Ушинский. Биография Константина Дмитриевича известна и до сих пор остается на слуху в педагогике. Его взгляды по-прежнему близки в воспитании детей, так же как и труды Сухомлинского В., Амонашвили Ш. и других.

Свое призвание герой статьи понял еще в молодые годы. Он не просто изучал и писал научные труды, он применял свои идеи на практике, работая с детьми. Кем же был Константин Ушинский?

Краткая биография

Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.

Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.

Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.

В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

Личная жизнь

Женат Ушинский Константин Дмитриевич, биография которого рассматривается, был на представительнице знатного казацкого рода Надежде Семеновне (в девичестве Дорошенко). Познакомились они еще в Новгород-Северском, а поженились в 1851 году.

От брака у них родилось три сына и две дочери:

  • Павел - погиб на охоте.
  • Константин.
  • Владимир.
  • Вера - на свои сбережения открыла мужское Городское Училище (Киев), которое получило имя ее отца.
  • Надя - открыла в селе Богданка начальную школу на средства, которые выручила от продажи труда своего отца.

Основные педагогические идеи

Однажды педагог нашел в стенах Гатчинского института старый архив прежнего работника. Многие книги принесли ему новые идеи, которые он изложил в статье «О пользе педагогической литературы».

Многие свои мысли Ушинский, краткая биография которого рассмотрена, публиковал в «Журнале для Воспитания», «Современнике», «Библиотеке для чтения», книгах «Родное слово», «Детский мир».

Основной его идеей в педагогике было демократизация всего образования. Он был приверженцем идеи народного воспитания. За это его часто обвиняли в вольнодумстве.

Педагогическая деятельность

Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.

За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:

  • Демидовский лицей (1846-1849).
  • Гатчинский сиротский институт (1854-1859).
  • Смольный (1859-1862).

В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.

Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую - вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд - «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Память о педагоге

Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.

Именем этого человека названы многие учреждения и не только:

  • Село Ушинское (теперь Бакконыс) носило название до 2000 года.
  • Научная педбиблиотека РАО в Москве.
  • Южноукраинский педуниверситет в Одессе.
  • Ярославский педуниверситет.
  • Гимназии и колледжи, школы в Москве, Симферополе, Гатчине, Нижнем Новгороде, Киеве, Туле.

Большое количество улиц в разных городах Российской Федерации и Украины носят имя известного педагога. В сфере образования современной России существует медаль Ушинского, которая стала присуждаться с 2004 года.

Творческая жизнь Ушинского.
Ушинский родился в городе Тула в феврале 1823 года. Его мама умерла рано, когда маленькому Косте было всего 12 лет. Папа участвовал в войне с французами 1812 года, и дослужился до офицера. Семья была дворянская, хоть и мелкопоместная.

Семья Ушинских переселяется в Новгород-Северск, где папа получает должность судьи. Вблизи города они покупают небольшое имение. Обучение Константина изначально проходило на дому. В возрасте 11 лет он начинает обучение в гимназии и поступает в 3 класс. Ее он оканчивает в 17 лет.
Далее поступает на юридический факультет в Москве. Там на него произвели большое впечатление Грановский и Редкин, читавшие ему лекции по истории и философии. Благодаря им, Константин Дмитриевич начал задумываться о том, чтобы продолжить развивать знания в педагогике. После того, как Ушинский оканчивает обучение, он остается для получения звания профессора.

Он был любознательным и увлекался не только юриспруденцией и педагогикой, но и театром. Его также волновал вопрос о доступности образования для простого народа. Он даже работал исполняющим обязанности профессора на кафедре государственного права.

Ушинский имел опыт и в редакторской работе, когда работал в «Ярославских губернских ведомостях». Константин имел либеральные взгляды, его эрудиции можно позавидовать, а то, как он легко общался с учениками, насторожили руководство лицея.

В итоге Ушинскому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Вскоре он переезжает в Санкт-Петербург, где ему помогают устроиться в Гатчинский Сиротский институт. Он быстро продвигается по службе и за год достигает должности инспектора классов. В институте он находит работы Гугеля по педагогики. Они оказывают на него большое влияние в будущем.

Пишет статьи для таких журналов, как «Журнал для воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения». В 1859 году переходит работать в Смольный институт Благородных девиц. Там он достигает определенных успехов, добивается объединения «благородных» и «неблагородных» девиц, открывает класс для подготовки воспитательниц, у детей появились каникулы и праздники, а для педагогов он организовал совещания и конференции. В 1862 году его увольняют, и он уезжает за границу. Там он получает хороший опыт в работе с детьми, преподавая как в школах, так и в детских садах.

Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

В зрелости активно занимался общественной деятельностью. У него была жена - Надежда Семеновна. Она подарила ему трех сыновей и двух дочерей.
Умер Константин от болезни в декабре 1870 году.

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (2 марта) 1823, Тула - 22 декабря 1870 (2 января 1871), Одесса) - русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.

После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Ушинский К. Д. бронзовый портрет. Скульптор: Александр Павлович Скобликов народный художник УССР

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Поселился Ушинский на Стрелецкой улице (ныне - ул. Ушинского), в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института - Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института - он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе К. Д. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица.

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Семья

С 1851 года был женат на Надежде Семёновне Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском. Их дети:

  • Павел (1852-1870)
  • Вера (1855-1922), в замужестве Пото; на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского.
  • Надежда (1856-1944) - в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу
  • Константин (1859-1919)
  • Владимир (1861-1918)
  • Ольга (1867-1960), художница. Замужем за камергером М. А. Суковкиным.

Основные педагогические идеи

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

Память

Именем К. Д. Ушинского названы:

  • Ушинское - до 2000 г. название села Бакконыс Мактааральского района Южно-Казахстанской области.
  • Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве

Учебные заведения:

  • Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе
  • Ярославский государственный педагогический университет
  • Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского (до перестройки)
  • Гимназия № 1 в Симферополе
  • Педагогический колледж в Гатчине
  • Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт)
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК)
  • Гимназия в Гатчине
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь - им. Лихачёва)
  • Специализированная школа № 187 им. К. Ушинского (Киев)
  • Школа № 6 в городе Тула
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве
  • Педагогическое училище (колледж) в Тамбове
  • Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского
  • Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ)
  • Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского.

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле
  • Улица в Липецке
  • Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году
  • Улица в Киеве
  • Улица в г. Миллерово.
  • Улица в Новокузнецке
  • Улица и переулок в Харькове.
  • Улица в Симферополе
  • Улица в Перми
  • Улица в Воронеже
  • Улица в Никополе
  • Улица в Батайске
  • Улица в Туле
  • Улица в Иркутске

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР)
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 г.)

Памятники и памятные доски:

  • Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48 - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года.
  • Москва, Москва, д. 9 - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики (бывший Аудиторный корпус), памятная доска (открыта 2 марта 1974 к 150-летию педагога).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1854-1859 - Гатчинский сиротский институт - Гатчина, проспект 25-го Октября, 2;
  • 1859-1862 - Тульский переулок, 3;
  • 1864 год - квартира Л. Н. Модзалевского в доходном доме Кононова - Фурштатская улица, 33;
  • 1867-1870 - доходный дом Ожеровского - Большая Московская улица, 8.

Библиография

  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I (1867) ; в формате PDF
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том II (1869)
  • Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии" (1870)
  • Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее (1847)
  • Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании (1856)
  • Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола (1859)
  • Ушинский К. Д. Три элемента школы (1857)
  • Ушинский К. Д. О средствах распространения образования посредством грамотности (1858)
  • Ушинский К. Д. Школьные реформы в Северной Америке (1858)
  • Ушинский К. Д. Внутреннее устройство североамериканских школ (1858)
  • Ушинский К. Д. «О пользе педагогической литературы» /Статья в журнале «Для воспитания» на сайте НПБ им. К. Д. Ушинского РАО.
  • Ушинский К. Д. «Опыт педагогической антропологии» в педагогической библиотеке Бориса Бим-Бада
  • Ушинский К. Д. Собрание сочинений Константина Дмитриевича Ушинского в Электронной библиотеке НПБ им. К.Д. Ушинского
  • Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с.

Литература

  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII - начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. - М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. - С. 249-250. - 300 с. - 2 000 экз. -8037-0164-5.
  • Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с. - 1 000 экз.
  • Фролова О. «Удалить Ушинского из лицея…» // Газета "Первое сентября". - 2014. - № 4
  • «Дело о выдаче свидетельства о рождении и крещении надворной советницы Л.С. Ушинской сыну её Константину». 1832; Государственный архив Тульской области. - Ф. 3. - Оп. 4/4. - Д. 2149. - Л. 1-18.
  • Иванов А. Н. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор. - Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд, 1973.
  • Петухов А. Дело о рождении Ушинского // Учительская газета. - 1969. - 5 августа
  • Шаин Е. Г. Дата рождения К. Д. Ушинского // Журнал «Педагогика». - 2004. - № 4. 1 С. 63-64.
  • Ермолин Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский. - Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014.

Биография

Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года , мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии , вся семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны . Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Памятный знак Константину Дмитриевичу, который учился в Московском Университете

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета , где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин , который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского занятия педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Дом, в котором Ушинский жил в Ярославле

Константин Ушинский в 1840-е годы

В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее . С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости ». Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург , где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий - достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в , который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854-1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

Ушинский в 1859 году

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов , где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения », который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Однако у Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. П. Леонтьевой , которая обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института - он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь , Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица.

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая . Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии ), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать . В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев , для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым . По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе , где и скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).

Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря .

Семья

Жена Константина Дмитриевича Ушинского - Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском, происходила из древнего казацкого рода . Летом 1851 года, когда Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женился на ней.

Дочь Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское Городское Училище им. К. Д. Ушинского. Дочь Надежда в селе Богданка, где одно время находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинения своего отца, открыла начальную школу.

Основные педагогические идеи Ушинского

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили » («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова , предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее» .

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

Память

Именем К. Д. Ушинского названы:

  • Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве

Учебные заведения:

  • Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе
  • Ярославский государственный педагогический университет
  • Гимназия № 1 в Симферополе
  • Педагогический колледж в Гатчине
  • Педагогический колледж № 1 в Москве
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде
  • Гимназия в Гатчине
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь - им. Лихачёва)
  • Школа № 6 в городе Тула
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле
  • Улица в Санкт-Петербурге , название утверждено в 1970 году
  • Улица в Киеве

Улица в г. Миллерово.

  • Улица и переулок в Харькове .
  • Улица в Симферополе
  • Улица в Перми
  • Улица в Воронеже

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР)
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ «О знаках отличия в сфере образования и науки» (№ 84 от 6 октября 2004 г.)

Памятники Ушинскому:

  • Санкт-Петербург , Набережная Мойки , 48 - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена . Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года .

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1854-1859 - - Гатчина, проспект 25-го Октября, 2;
  • 1859-1862 - Тульский переулок, 3;
  • 1864 год - квартира Л. Н. Модзалевского в доходном доме Кононова - Фурштатская улица, 33;
  • 1867-1870 - доходный дом Ожеровского - Большая Московская улица, 8.

Примечания и ссылки

Библиография

  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I (1867) ; в формате PDF
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том II (1869)
  • Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии" (1870)
  • Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее (1847)
  • Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании (1856)
  • Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола (1859)
  • Ушинский К. Д. Три элемента школы (1857)
  • Ушинский К. Д. О средствах распространения образования посредством грамотности (1858)
  • Ушинский К. Д. Школьные реформы в Северной Америке (1858)
  • Ушинский К. Д. Внутреннее устройство североамериканских школ (1858)
  • Ушинский К. Д. на сайте НПБ им. К. Д. Ушинского РАО .
  • Ушинский К. Д. «Опыт педагогической антропологии» в педагогической библиотеке Бориса Бим-Бада

Литература

  • Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М .: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с. - 1 000 экз. - ISBN 978-5-7598-0548-9
  • Серова А. А.