В вывихнутом мире нашем есть такой вывихнутый вид искусства, как перфоманс. Зрители и исполнители в таких действах не разделены, как в привычном театре. Они условно едины, и часто действуют сообща. Какие-то элементы перфоманса, например, есть в эстраде. Это когда певец зазывно машет руками и просит зал ему подпевать, или юморист зовет одного из зрителей на сцену, вовлекая в миниатюру.

У любого жанра есть мэтры, и есть рядовые ремесленники. Есть свои мэтры и у жанра перфоманса. Одна из таких мэтров - Марина Абрамович. В 1974 году эта в высшей степени экстравагантная и необычная дама устроила один из самых известных своих перфомансов под названием «Ритм 0». Суть была в следующем. На столе в аудитории лежало 72 предмета самого разного бытового предназначения. От самых невинных вплоть до самых опасных. Например: бритвенный помазок, гребень для волос, зеркальце, шарфик, шило, букет цветов, опасная бритва… Вплоть до боевого заряженного пистолета. Госпожа Абрамович сидела в зале неподвижно, аки статуя, позволяя зрителям смотреть на себя, а так же прикасаться к себе. В том числе - предметами, лежащими на столе.

В чем смысл, скажете вы? Смысл в том, что неподвижный, теплокровный объект, не оказывающий сопротивления, рано или поздно становится объектом насилия. Так почему-то получается. Люди вначале ведут себя вполне прилично. Осторожно и настороженно. Просто смотрят. Потом они робко приближаются к живому объекту и прикасаются к нему. (Мария Абрамович сидит, не мигая, изображая статую). Люди прикасаются вначале кончиками пальцев. Потом берут веер и машут им на подопытную. Берут гребешок и причесывают ее. Посмеиваются. Так продолжается сколько-то времени. И вот наступает момент, когда участники перфоманса вдруг начинают покалывать сидящего человека булавками.

Дальше - больше. Пытаются нанести порез, сильнее уколоть, пырнуть, потянуть за волосы. Беззащитность объекта, статус немой жертвы распаляет участников. Свою роль играет и чувство коллектива. Все же в толпе ты «вроде» ни в чем лично не виновен: все кололи - и я колол. Коллективный человек в вопросах насилия почти бессознателен. Наконец один из участников взял пистолет и навел его на испытуемую… На этом перфоманс закончился. Мария встала и пошла по направлению к публике. Люди стали разбегаться то ли от эффекта ожившей статуи, то ли от реальности сопротивления.

Сама Абрамович позже говорила, что оставлять решение за поведением публики означает дать себя убить. По сути, цель перфоманса - опытно показать человеку, что внутри у него спит, свернувшись до времени в клубочек, дикое животное. Пару часов назад кто-то шел по улице и разглядывал витрины и вот он уже потенциальный убийца. Каково? Исходя из пользы произведенного опыта, у меня даже пропадает желание насмехаться или критиковать подобные непривычные виды искусства. Ведь вывод стоит того, и игра стоит свеч.

Мы же читаем все время, что какой-то педагог оказался педофилом; какой-то полицейский - садистом; какой-то сенатор - нюхает героин на гей-вечеринке. Мы возмущаемся: как так? Культурные же люди? А дело все в том, что культура ничего не лечит, но лишь все на время одевает папуасов в пиджаки и плащи по моде. Потом плащи с пиджаками сбрасываются…

Вот он идет по улице под ручку с женой - культурный представитель самой культурной цивилизации. Он идет на перфоманс. Там он будет первые полчаса культурно сидеть, как в театре, а потом постепенно увлечется атмосферой зрелища, и развяжет галстук, и вспотеет от увлечения, и подойдет к испытуемой, держа в руках шило… Или вот он - революционный борец за счастье собственной страны. Его голова полна светлых идей. Уму непостижимо, как всего через два-три месяца он превратится в палача и насильника, а пыточный подвал с беззащитной жертвой полюбит более всех демократических благ на свете.

Цивилизация смывается легко. Стоит человеку в модной шляпе свернуть с центральной улицы в некий переулок и сделать десять шагов по лестнице вниз (или по лестнице вверх); стоит очутиться где-то там, где вместе со шляпой снимают стыд, и вот перед нами уже человек без всяких макияжей культуры и цивилизации. Нет такого греха, который бы не совершил «цивилизованный» человек, свернув с центральной улицы в некий переулок. Поэтому не стоит удивляться и делать круглые глаза, слыша о каннибализме, изнасилованиях, пытках и многом ином, совершаемом «культурными людьми», когда солнце сядет и карта ляжет.

Когда Церковь говорит людям об их недугах, на Церковь привычно шикают, давая волю все тем же врожденным недугам. Но вот вам свидетельство от внешних. Мария Абрамович близко ничего не имеет с клерикализмом и фундаментализмом, консерватизмом и морализмом. Она эпатажная хулиганка, если хотите знать. Она революционерка в области искусства. И она просто делает нечто необычное в публичной плоскости, заставляя проснуться зверя, задремавшего внутри человека. О том же самом пьеса Дюрренматта «Визит дамы».

Хорошие люди в милом городке, где всяк всякого знает, конечно, не согласятся на богатство и комфорт, если для этого требуется убить одного из горожан. Конечно, они не согласятся! Хотя… Он один, а нас - целый город. К тому же он не безгрешен. К тому же то, к тому же се. И вот вчерашние мещане очень скоро становятся коллективными соучастниками убийства одного из своих многолетних соседей.

О том же самом фильм Триера «Догвилль». Милый городок, затерянный в горах и населенный всего 20 скромными жителями, приютил беженку. Люди в городке просты и чисты, казалось бы. Они скромно живут и переживают искренне о своем моральном облике. У них есть принципы и идеи. Каким образом так случилось, что принятая ими девушка вскоре превратилась в сексуальную рабыню, носящую кандалы и изнуренную тяжелым трудом, всякий без труда узнает, посмотрев фильм. И это даже не Дюрренматт, которого можно заподозрить при желании в клерикальной ангажированности, поскольку его отец был, хоть и лютеранский, но все же пастырь. Это Ларс фон Триер, выносящий свой собственный кинематографическим языком выраженный приговор «культурному человечеству с высокими идеалами гуманизма».

Итак, правда о человеке, о том, «кто-кто в теремочке живет», должна быть выражена и услышана. В свете этой некрасивой правды становится понятным необходимость покаяния, внимания к себе, молитвы, примирения, милостыни, и прочих духовных трудов, без которых надутое прекраснодушие разбивается в пыль о стену кошмарных реалий. Ведь говорим же мы светским языком, что «информированный это вооруженный». Ведь действительно, информация о приближении стихийного бедствия, о подлоге, об отравленной пище, неисправном транспорте, подмене товара при сделке и проч. спасает людей. Мы не спорим с этим. Точно так же и знания об общечеловеческой порче должны быть восприняты серьезно. То, что я знаю о себе, это не весь я. И то, что ты знаешь о себе, это не весь ты. Все гораздо печальнее, гораздо страшнее и гораздо интереснее. И там, где люди не слушают привычный голос священника, там о том же самом им говорят писатели и режиссеры. Даже постановщики перфомансов, и те говорят.

Спуск «Садко» стал настоящим праздником. По старинной морской традиции Муза Ильичева - жена директора филиала института - разбила о стену подводного дома бутылку с шампанским. Настроение у всех радостное, приподнятое. Да и денек выдался замечательный - погожий, солнечный.

Погружение «Садко» поначалу ограничили двенадцатью с половиной метрами. Это предельная глубина, на которой азот не грозит кессонной болезнью. А далее «Садко» то поднимался до десяти метров, то опускался вниз до сорока.

Первыми квартиросъемщиками «Садко» стали два кролика и собака. Два дня они пробыли под водой, а затем еще сутки погостили в барокамере. Время показало, что эти приключения не повредили их здоровью. Наступила очередь акванавтов. В море побывали восемь экипажей по два человека. Они провели в «Садко» по шесть часов. Оставляя подводный дом, акванавты опускались на глубину сорока пяти метров.

В этих экспериментах участвовали главный конструктор подводного дома Анатолий Викторович Майер, его первый помощник Всеволод Джус, Владимир Бурнашев, Вениамин Мерлин…

Приходил посмотреть, как идут дела под водой, и директор филиала института Ильичев. Его визиты не удивляли. Виктор Иванович - в прошлом один из лучших наших спортсменов, неоднократный чемпион страны по плаванию…

Премьера на дне Сухумской бухты вполне удовлетворила ее участников и режиссеров.

Коктейль

Описание программы: вступление к вечеру делают ведущие – организаторы программы. Основную часть программы ведут отряды – каждый отряд, игровой коллектив или делегация на вечер готовят по одной игре на знакомство для всего лагеря. Чтобы не было повторения, список игр фиксируется у организаторов заранее.

Играющие образуют два круга – один в другом – с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны под слова:

Мой лохматый серый песик У окна сидит. Мой лохматый серый песик На меня глядит. Б-И-Н-Г-О! Б-И-Н-Г-О! Бинго звать его!

Слово «бинго» произносят раздельно по буквам, причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем. На каждую букву – в ладоши нового человека. Последние слова («Бинго звать его») пара произносит вместе, держась за руки. После чего играющие представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

Приглашение с коробкой конфет

Перед тем как объявить очередной танец, ведущий ставит на середину зала стул, на который садится девочка. В руках у нее коробка конфет. Затем называется танец, и руководитель вечера говорит, что на этот танец обычная форма приглашения отменяется. По правилам игры приглашать можно только того, кто сидит на этом стуле. Сначала на нем сидит девочка, приглашают ее соответственно два мальчика, с одним из них она идет танцевать, а другому отдает конфеты. Он занимает ее место на стуле. Приглашать мальчика идут две девочки, и опять повторяется то же самое: с одной он идет танцевать, а другой отдает конфеты, она садится на стул, ожидая приглашения. Тот, кто окажется сидящим на стуле в момент окончания танца, получает коробку конфет в качестве приза.

Примечание: можно по ходу танца тому, кто остается с коробкой, брать по конфете из нее. По окончании танца участник, у кого в руках осталась коробка, забирает ее всю.

Имя в центре

Во время дискотеки танцующие образуют круг. В его центр по очереди вызываются, например, все Саши и Лены. Круг начинает скандировать их имена в такт музыке. Так продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают в круге. Таким образом, каждый получает возможность представиться и узнать имена других.

Молекула

Идет дискотека. Ведущий объявляет в микрофон: «Молекула-3». Все танцующие должны объединиться по трое и продолжить танец. Те, кто не смог встать в тройку, покидают середину зала. Далее ведущий говорит: «Молекула-4». Снова танцующие объединяются, но уже по 4 человека. Так происходит до тех пор, пока в центре зала не останется минимум участников. Им вручается приз. Таким образом, во время танца все участники, объединенные в «молекулу», знакомятся.

Много-много нас

Все садятся в круг. Ведущий говорит в микрофон стихотворный текст, в котором называются имена участников и действия, которые они должны выполнить.

Много, много, много нас –

Встанут Ванечки сейчас!

Варианты:

Пляшут Олечки сейчас!

Хохочут Верочки сейчас!

Хихикают Павлики сейчас!

Охают Ниночки сейчас!

Шаг вперед Артемы сделают сейчас!

Кукарекают Настеньки сейчас!

Помашут руками Ксюши сейчас!

Похлопают в ладоши Маши сейчас!

В конце игры произносится фраза:

Много, много, много нас –

В честь знакомства все обнимемся сейчас!

Собери команду

Ведущий приглашает в центр всех ребят с редкими именами. Они должны собрать себе команду из участников с одним распространенным именем. Мальчики приглашают мальчиков, девочки – девочек.

Раз, два, три

Все встают в двойной круг. Начинается игра. Круги под слова ведущего: «Раз, два, три, на носочки встали» движутся в разном направлении. На слове «встали» участники останавливаются, здороваются и знакомятся с тем, кто остановился напротив них.

Времена года

Участники представляют, что с этой минуты они потеряли дар речи. Не говоря ни слова и не показывая чисел, ребята должны распределиться по группам, соответствующим времени года, в которое каждый родился.

Примечание: сначала задание может быть попроще, например, распределиться в группы по цвету глаз, волос, по разновидности обуви и т.п.

Теремок

Описание программы: «Теремок» проводится сразу после формирования отрядов и игр на знакомство. Вожатый и инструктор становятся хозяевами теремка и просят выполнить гостей определенные задания. Игра проходит в форме шоу-программы: все участники садятся полукругом, как на эстраде; перед ними – сцена, на которую выходят ребята, участвующие в конкурсах. Выполнение заданий оценивается по результату или голосованием аплодисментами зала. Заканчивается игровая программа чаепитием со сгущенкой, во время которого проходят выборы дежурного командира отряда – главного помощника вожатого и инструктора, ребятам сообщается форма работы отряда и лагеря, правила лагеря, программа, проводится подготовка к открытию лагеря и представлению отряда, к вечеру знакомства.

Сказка начинается

Ведущий. Приехали к нам вожатые и инструкторы. Видят, стоит палатка, ни низка, ни высока, ни зеленая, ни белая, под дождем не промокшая, ветрами не сдутая, комарами не съеденная, почти новая. Понравилась палатка. Ходили они вокруг да около, ходили, звали они хозяев, не дозвались! Заглянули в палатку – нет никого! Тогда поселились они в ней и стали жить припеваючи. Ночь переночевали, утро настало. Выглянули из палатки, а там… людей видимо-невидимо, очередь аж до Киева. Стоят они, в двери стучат, хозяев кличут: «Кто-кто в теремочке живет?»

Вожатые и инструкторы представляются.

Ведущий. Стали гости в терем проситься: «Пустите нас в теремочек жить!» Подумали-подумали они и решили: скучно ведь одним-то в такой огромной палатке жить, надо кого-нибудь еще пустить. Но надо уж тогда самых лучших отобрать. Чтоб семья была! Чтобы и папа был, и мама, и бабушка с дедушкой, и внучка с внуком маленькие, да и детей полон дом! На том и порешили! И стали выбирать.

Начинается конкурсная программа.

Ловля рыбы

Вожатый. Скажите, кто в доме хозяин? Правильно, папа! Вот и нужен нам папа, да чтоб он мог и гвоздь забить, и дрова наколоть, и рыбу наловить, и яму для мусора выкопать, и памперсы ребенку поменять. А найдется ли такой среди вас?

Для участия в конкурсе приглашаются все желающие мальчики.

За линией на расстоянии 2?3 м лежат бумажные или пластмассовые (деревянные) рыбки с колечками во рту. Все участники получают набор для рыбалки: удилище – палку, леску – нитку, крючок – скрепку. Нужно быстрее других соорудить удочку и поймать заветную рыбку. Кто первый вытащит улов – тот и будет главой семьи.

Ведущий. Но призадумался папа: а кто сегодня будет кашу варить?..

Посади цветок

Вожатый. Конечно, мама! Вот и нужна нам такая мама, которая могла бы и кашу сварить, и детей накормить, и дом прибрать, и спать всех уложить, а еще спеть колыбельную на ночь. Найдется ли такая хорошая мама среди вас?

В конкурсе мам участвуют все желающие девочки.

Они должны в лесочке выкопать с корнями цветок, принести его в лагерь, посадить, потом сбегать к ручью, набрать в ладошку воды и этой водой полить цветок. А пока мамы ищут цветы, все оставшиеся выбирают место для будущей клумбы. Та, которая сумела быстрее всех справиться с задачей, становится хозяйкой семьи.

Ведущий. Нашлась и наша мама. Стали они жить вместе.

Кроссворд

Вожатый. Эх, не справится папа один со всем хозяйством лесным. Нужен ему в помощники дедушка, да такой, чтобы и с внуками мог погулять, и газету почитать, и дрова собрать. Кто-нибудь хочет быть таким замечательным дедушкой?

Снова соревнуются мальчики: получив по кроссворду, они разгадывают его на скорость. Тот, кто быстрее всех разгадает все слова, тому и место в тереме. Участники могут обращаться за помощью к залу.

Ведущий. Вот и начали они жить с дедушкой!

Бабушкин клубок

Вожатый. Ох и трудно будет маме одной справиться с такой большой семьей. Нужна бы ей в помощницы бабушка, да такая, чтобы и носки могла связать, и грядку прополоть, и совет мудрый дать. Кто же хочет быть такой мудрой бабушкой среди вас?

На сцену выходят девочки, претендующие на роль бабушки. Их задача – смотать в клубок распущенные шерстяные нитки. Кто быстрее справится здесь, та бабушкой и будет.

Ведущий. Вот живут они вместе с бабушкой!

Внучкин венок да шишек мешок

Вожатый. А кто же будет в нашей семье внуком и внучкой? Да такими, чтобы могли и бабку с дедкой развеселить, и маме с папой помочь. Ну, кто же из вас возьмется за это сложное дело?

Участвуют все желающие. Задание девочкам – пойти в лес, набрать цветов, сплести венок. Кто быстрее, та и будет внучкой. Мальчики должны взять по листу бумаги, положить его на поляне, а потом сбегать в лес и собрать шишек столько, чтобы листок покрыть полностью. Кто справится с заданием первый, станет внуком.

Ведущий. И стало в нашей дружной семье еще на два человека больше!

Вожатый. А кого ж еще не хватает в теремке?

Инструктор. Конечно же, умных и красивых, шумных и веселых, самых лучших в мире детей! Поэтому будут остальные озорными детками в нашей большой и дружной семье. Много их, но ведь в тесноте, да не в обиде. Всем места достанется!

Ведущий. Вот и вся семья в сборе. Есть у нас и папа, и мама, и бабушка, и дедушка, и внук, и внучка, и детки, не совсем маленькие, да и не взрослые еще! Теперь мы будем жить дружно и весело!

Примечания:

Ведущим может быть любой взрослый из отряда (например, руководитель делегации) или, в крайнем случае, кто-то из детей – членов отряда.

Вожатый и инструктор инсценируют начало программы.

Представление вожатых и инструкторов желательно подготовить в стиле этой же сказки.

Все конкурсы проводят вожатый и инструктор.

Каждый участник, заявившийся на участие в конкурсе, обязательно представляется (называет свое имя, откуда он) и коротко рассказывает о себе.

Если участник вышел повторно, он снова называет себя, но говорит о себе что-то новое.

Для посадки цветов нужно заранее определить место в виде клумбы, лучше по кругу или по линии, чтобы они не мешали потом и стали частью оформления отрядного места.

Шишки, которые соберут внуки, пригодятся для оформления отрядной территории.

Русская народная сказка

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

Терем–теремок! Кто в тереме живёт

Я, мышка–норушка! А ты кто?

А я лягушка–квакушка.

Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка–норушка!

Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

А я зайчик–побегайчик.

Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка–норушка.

Я, лягушка–квакушка.

Я, зайчик–побегайчик.

А ты кто?

А я лисичка–сестричка.

Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка–норушка.

Я, лягушка–квакушка.

Я, зайчик–побегайчик.

Я, лисичка–сестричка.

А ты кто?

А я волчок–серый бочок.

Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка–норушка.

Я, лягушка–квакушка.

Я, зайчик–побегайчик.

Я, лисичка–сестричка.

Я, волчок–серый бочок.

А ты кто?

А я медведь косолапый.



Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез - никак не мог влезть и говорит:

Я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь!

Нет, не раздавлю.

Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.

Только уселся - трах! - раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

¾ Внимательно послушайте музыку к русской народной сказке «Теремок». Какой у неё характер?

¾ Подберите каждому герою сказки свой музыкальный инструмент. Найдите его изображение на рисунке.

¾ Подумайте, кого из обитателей теремка вы сумели бы сыграть на сцене.

Вокально-хоровая работа

Теремок. Русская народная песня, обработка А. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Итог урока.

Мы познакомились со сказкой «Теремок». Исполнили песню «Теремок» на музыкальных инструментах. А кто сочинил, создал эти произведения?

V. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к сказке «Теремок».

Урок 21 - 22

Тема: Весёлый праздник Масленица

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø И. Стравинский.

Ø Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение).

Ø Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация).

Ø Перед весной. Русская народная песня. П. Чайковского (пение).



Дополнительный материал:

Портрет композитора И. Стравинского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Весёлый праздник Масленица

III. Работа по теме урока.

Зима недаром злится,

Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф.И.Тютчев

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.

У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С.Пушкин.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков…

Оставайся семь годков.

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся.

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

А мы Масленицу провожали,

Тяжелёшенько по ней вздыхали.

Ой ты, Масленица, воротись,

До красна лета протянись.

Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. Христианская же церковь приурочила его к неделе перед Великим постом. Главным атрибутом этого зимнего праздника у русских были блины. О распространённости масленичных блинов в России свидетельствует такая пословица: “Без блина не маслена, без пирога не именинник”. Обрядовая символика блинов у восточных славян, связанная с представлением о смерти и ином, потустороннем мире, проявилась и здесь. Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу 1 , крышу или могилу - для умерших родителей, давали нищим в память о предках.

Историки и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нём всех - и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её “весёлой”, “обжорной”, “разорительницей”. Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё больший достаток в будущем.

Повсюду в эти дни появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные 2 орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю, отведать различных сладостей.

Было в почёте и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор. Способ спуска каждый выбирал по своему вкусу: кто на деревянных салазках, кто просто на дощечке, а кто и того проще - на ногах.

Любили наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния, представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах часто попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях.

Память же о безудержном веселье, обилии этих дней, как в копилке, запечатлелась в языке. Мы ведь и сегодня нередко употребляем пословицу “Не всё коту Масленица, должен и пост быть”.

Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В последнем, так как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.

За околицей устраивался большой костёр. Блин давали в руки чучелу Масленицы. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори блины, гори Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода.

¾ Рассмотрите иллюстрации и расскажите, как веселились на Масленицу.

¾ И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». » Фрагмент (слушание).

¾ Какой характер у этой музыки? Можно ли сказать, что по характеру она близка картинам художников?

Вокально-хоровая работа

¾ Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение).

¾ Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация).

¾ Перед весной. Русская народная песня. Из сборника «Детские песни» под редакцией П. Чайковского (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с весёлым праздником Масленицей.

V. Домашнее задание.

Попытайтесь сочинить свою собственную песенку на народные масленичные стихи.

Урок 23

Тема: Где живут ноты?

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Песенка о гамме (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Где живут ноты?

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

! НОТЫ НОТОНОСЕЦ (НОТНЫЙ СТАН)

Послушайте сказку.Стр. 46 – 49

Вопросы:

¾ Кого повстречали ноты в своем путешествии?

¾ Почему ни деревья, ни ручей, ни синица и ни вихрь не согласились принять их песенку?

¾ Отчего композитор так обрадовался появлению нот?

¾ Где нужно записывать ноты?

Ноты записываются на НОТОНОСЦЕ (НОТНОМ СТАНЕ).

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Песенка о гамме (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с нотками, которые располагаются на нотном стане (нотоносце). Каждая нотка имеет своё место, своё название. В гармоничном содружестве нотки образуют различные мелодии.

V. Домашнее задание.

Исполнять «Песенку о гамме». Записать нотки в нотной тетради по образцу.

Урок 24

Тема: Весенний вальс

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Весенний вальс (пение).

Ø Е. Соколова. Сегодня мамин день (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Весенний вальс.

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

!ПИАНИНО РОЯЛЬ

Нынче праздник! Нынче праздник!

Праздник бабушек и мам.

Это самый добрый праздник,

Он весной приходит к нам!

Это праздник послушанья,

Поздравленья и цветов, прилежанья, обаянья,

Праздник самых, самых лучших,

Самых лучших в мире слов!

Е. Корганова

Вокально-хоровая работа.

¾ Послушайте песню.«Весенний вальс» - исполнение.

¾ Как вы думаете, почему музыка «Весеннего вальса» особенно подходит для поздравления мам и бабушек?

¾ Какой у неё характер?

¾ Как лучше исполнить вальс: негромко, нежно, выразительно или громко, отрывисто?

Ø А. Филиппенко, стихи Т. Волгиной. Весенний вальс (пение).

Ø Е. Соколова. Сегодня мамин день (пение).

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с песнями к празднику мам и бабушек. Тетради для нот сдайте на проверку.

V. Домашнее задание.

Выучить песни: «Весенний вальс», «Сегодня мамин день».

Урок 25

Тема: Природа просыпается

Цели урока:

Ø Способствовать укреплению здоровья учащихся.

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание).

Ø Ой, бежит ручьём вода. Украинская народная песня, обработка К. Волкова (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Дополнительный материал:

Ø Слайды картин К. Юона «Мартовское солнце» и Н. Ромадина «Розовый вечер.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Природа просыпается

III. Работа по теме урока.

Ребята, посмотрите, перед нами две картины: «Мартовское солнце» К. Юона и «Розовый вечер» Н. Ромадина.

Ø Какое настроение изображено на каждой из этих картин? В чем их сходство и различие?

Ø Если бы вы были композиторами, то при помощи какой музыки передали бы настроение картин? Расскажите. (Мечтательная, светлая, спокойная, радостная, волнующая, звонкая музыка.)

Всегда приятно видеть пробуждение природы. Тает снег, пригревает солнышко, из теплых стран возвращаются певчие птицы. Позовем солнышко, чтобы оно светило еще ярче.

Закличка «Солнышко»

Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Там детки сидят,
На тебя глядят.

22 марта – день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи. Раньше в этот день на Руси праздновалась встреча весны.
По старинной традиции весну просили быть доброй и пекли из теста ее вестников – жаворонков, а внутрь каждого из них прятали конопляное или льняное семечко. У кого не было теста, лепили птичек из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали жаворонков вверх и кликали весну.

(Ребята подбрасывают вверх своих птичек.)

Пьеса-сказка Самуила Маршака

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Лягушка
Мышка
Ежик
Петушок
Лиса
Волк
Медведь
Сказочник

Сказочник

В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Он не низок, не высок,
Не высок,
Он не узок, не широк
Не широк.

Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Сбила лапкою замок,
Заглянула в теремок.

Лягушка

Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Заходит в теремок.)

Ква-ква!..
Никого,
Кроме ветра одного...
Я лягушка-квакушка,
Я тут буду жить!
Ква-ква!
Ква-ква-ква!
Тут и печка и дрова,
И котел и сковородка.
Вот находка, так находка!
Затопить мне надо печь
Да светец везде зажечь.

Сказочник

Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь-норушка.

Мышка

Это что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка

Я, лягушка-квакушка.
А ты кто?

Мышка

А я - мышка-норушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобою будем.

Лягушка

Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить вдвоем!

Сказочник

Поселилась мышь с лягушкой,
С лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый - Петя.

Петух

Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Кто-кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто-кто в невысоком живет?

Лягушка

Я, лягушка-квакушка.

Мышка

Я, мышка-норушка.
А ты кто?

Петух

А я - петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду
На дворе.
Петь я буду
На заре.
Кукареку!

Мышка

Так и быть, пожалуй в дом.

Лягушка

Веселее жить втроем!

Сказочник

Вот живут они - лягушка,
Петушок и мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг приходит серый еж.

Это что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?

Лягушка

Я, лягушка-квакушка.

Мышка

Я, мышка-норушка.

Петух


А ты кто?

Я - серый ежик,
Ни головы, ни ножек,
Горбом спина,
На спине борона.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!

Лягушка

Так и быть, пожалуй в дом.

Мышка

Веселее вчетвером!

Сказочник

Вот живут они - лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
У ворот стережет теремок.

Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.

Волк

Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут люди или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?

Лягушка

Я, лягушка-квакушка.

Мышка

Я, мышка-норушка.

Петух

Я, петушок - золотой гребешок.

Я, серый ежик -
Ни головы, ни ножек.
А ты кто?

Волк

А я - волк,
Зубами щелк!

Мышка

А что ты умеешь делать?

Волк

Ловить
Мышат!
Давить
Лягушат!
Ежей душить!
Петухов потрошить!..
Пустите меня к себе жить!

Лягушка

Страшно жить нам с лютым зверем!

Мышка

Мы тебя не пустим в терем!

Будет заперт теремок
На засов и на замок.

Сказочник

Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису.
А лиса идет навстречу -
Рыжий хвост, глаза, как свечи.

Волк

Лисавета, здравствуй!

Лиса

Как дела, зубастый?

Волк

Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?

Лиса

Теремок?

Волк

Он не низок, не высок.

Лиса

Не высок?

Волк

Мышь-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух, -
Ощипать бы только пух!

Лиса

Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!

Волк

Да и мне поесть охота, -
Только заперты ворота...
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем!

Лиса

Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!

Волк

Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!

Сказочник

В это время в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.

Медведь

Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса.
Где найти его, Лиса?

Лиса

Видишь, Миша, теремок?

Медведь

Теремок?

Лиса

Он не низок, не высок.

Медведь

Не высок?

Лиса

Мышь-норушка
Там овес толчет.

Волк

А лягушка
Пироги печет.

Лиса

Пироги печет капустные,
Очень жирные да вкусные.

Волк

А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком.

Лиса

Ты не хочешь ли проведать
Петуха?

Волк

Петушиные отведать
Потроха?

Медведь

Разумеется!
Еще бы не хотеть!

Лиса

Надо, Мишенька, ворота отпереть.

Медведь

Петушатина - хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда!

Лиса

Нет уж, Мишенька, пойдем
Да втроем их отопрем!

Сказочник

У лисы остер умишко!
Вот идут она и Мишка.
Впереди их Волк идет
В теремок гостей ведет.
И в тесовые ворота
Мишка грохнулся с налета.

Медведь

Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!

Мышка

Это кто пришел к нам на ночь?

Медведь

Мышка

Медведь

Иваныч.
А по-вашему - Медведь.
Потрудитесь отпереть!
Долго ждать мне неохота.
Расшибу я вам ворота!

Мышка

Тише, Мишенька! В ворота не стучи!

Лягушка

Наше тесто опрокинется в печи!

Петух

Ты не суйся в теремок - кукареку!
Или шпорами тебя я засеку!

Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем - ежом!

Медведь

Не хотят меня хозяева впустить.
Не хотят меня обедом угостить!

Лиса

Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались!
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота разнесем!

Сказочник

И пошла у них работа:
Навалились на ворота...
Да не могут отпереть.
Огрызается медведь.
Бьет он волка, точно сваю,
А лиса хлопочет с краю.
Ей, плутовке, легче всех -
Бережет свой рыжий мех.

Лиса, Волк и Медведь

Вперед!
Назад!
Идет
На лад!
Э-эх!
Э-эх!

Медведь

Слышишь, лисонька,
Как досточки
Трещат?

Волк

То не досточки,
А косточки
Хрустят -
Раздавил меня бессовестный медведь!
Без обеда мне придется помереть.
Отдышаться до сих пор я не могу.
Еле-еле до постели добегу!

Медведь

Не возьму, лиса, я в толк:
Почему взбесился волк?
Отчего он убежал?

Лиса

Ты слегка его прижал -
Оттого и убежал!
Еле ноги уволок...
Да какой от волка прок?.
И без волка мы ворота отопрем,
Петушатины отведаем вдвоем.

Медведь

Очень хочется мне, лисонька, поесть!
В подворотню я попробую пролезть.

Сказочник

Изловчился косолапый,
В подворотню сунул лапу.
Да, как видно, невпопад -
Не идет она назад.
Аж в груди дыханье сперло.
Заорал во все он горло.

Медведь

Ой, лисичка, помоги!
Мне не вытянуть ноги!
Пособи мне дружбы ради,
Потяни меня ты сзади!

Сказочник

Не ответила лиса
И ушла к себе в леса.
А петух кричит с забора:

Петух

Эй, держите злого вора!
Дай, лягушка, кочергу -
Пятку я ему прижгу!

Сказочник

Задрожал медведь с испугу,
Заорал на всю округу.

Медведь

Ой, боюсь я кочерги!
Ой, лисичка, помоги!

Петух

Ку-ка-рЕ-ку! Все на двор!
В подворотню лезет вор.
Эй, хозяюшка-лягушка,
Где твоя большая кружка?
Принеси воды скорей,
Косолапого облей!

Мышка

Поливай его, ребята!

Лягушка

Из кувшина, из ушата!

Из ведра его облей,
Злого вора не жалей!

Медведь

Помогите! Караул!
Захлебнулся, утонул!..

Сказочник

Заревел медведь белугой,
Заметался с перепугу,
Изо всех рванулся сил -
Чуть ворота не свалил.
Разом высвободил ногу
И - айда в свою берлогу!
Завывает на ходу.

Петух

Ку-ка-рЕ-ку! Ко-ко-ко!
Убежал он далеко!

Припустил во все лопатки,
Удирает без оглядки.

Петух

Ко-ко-ко! Кукареку!
Не вернется к теремку!

Сказочник

Разошелся наш петух,
Распушил по ветру пух.
А пока он петушится,
Из кустов ползет лисица...

Лиса
(тихо)

Ладно, Петя, погоди,
Что-то будет впереди!
Пусть бока намяли Волку,
А Медведь попался в щелку, -
За своих я отомщу,
Петуха я утащу!

Сказочник

Подползла лиса украдкой
И запела сладко, сладко.

Лиса
(поет)

Ах, мой Петя,
Петух боевой!
Он поет
И трясет головой.
Голова его ярче огня...

Петух

Кто-кто-кто там поет про меня?

Ах ты, Петя, лихой петушок,
У тебя золотой гребешок.
Всем на зависть твоя борода.
Ах, слети, мой красавец, сюда!

Петух

Нет уж, лучше я здесь
Посижу -
На тебя свысока
Погляжу.

Лиса
(поет)

Ах ты, Петя,
Петух удалой!
Кто на свете
Сравнится с тобой?
У тебя два широких
Крыла.
Ты немножко похож...
На орла!..

Петух

Я не слышу,
О чем ты поешь.
Повтори:
На кого я похож?

Лиса

Ты сидишь от меня далеко.
Подойди - я шепну на ушко!

Сказочник

Лиса

Вот теперь скажу я вслух,
На кого похож петух.
Хи-хи-хи!
Хо-хо-хо!
Ха-ха-ха!
Ты похож
На себя, петуха!
Ты похож па себя, петуха!
Скоро съем я твои потроха!

Сказочник

Вот лисица бежит во весь дух,
А в зубах ее бьется петух.
Вырывается бедный петух -
Разлетаются перья и пух.
"Кукареку!" - кричит он, дрожа,
И зовет на подмогу ежа.

Петух

Братец ежик дорогой,
Выходи-ка с кочергой,
С кочергой, с лопатою -
Бей лису проклятую!

Сказочник

Услыхал колючий еж,
Закричал: "Разбой! Грабеж!"
Побежал он за ворота,
Добежал до поворота.
Видит: рыжая лиса
С петухом бежит в леса.
Покатился серый ежик
По траве лесных дорожек,
По предутренней росе,
Прямо под ноги лисе.
Не дает он ей дороги,
Колет щеткой лисьи ноги.

Я - колючий серый еж,
От меня ты не уйдешь,
Распорю твои меха.
Отдавай мне петуха!

Лиса

Ах ты, ежик, серый ежик,
Не царапай лисьих ножек,
Пожалей мои меха!
Получай-ка петуха!

Сказочник

Петуха она швырнула
Да скорей в кусты нырнула,
Прошмыгнула между пней,
А колючий еж - за ней.
Сзади мчатся друг за дружкой
Мышка серая с лягушкой...

Мышка

Эй, держи ее! Лови!
Хвост у рыжей оторви!

Сказочник

Через лес погоня мчится.
Впереди бежит лисица.
Скрылась рыжая в лесу -
Только видели лису!

Мышка

Мы лису прогнали ловку!
Не воротится, плутовка!
Только жив ли Петушок,
Золотой наш гребешок?

Лягушка

Он лежит - не шевелится.
Мы погнались за лисицей
И оставили его
На дороге одного.
На боку лежал бедняжка,
Бьет крылом и стонет тяжко.
И стонал он тяжко-тяжко!

Не горюйте вы о нем:
Мы сейчас его найдем.
Слышу голос петушиный
Вот и сам он под осиной!

Мышка

Что ты, Петя,
Не встаешь?

Лягушка

Что ты песен
Не поешь?

Петух

Не до песен мне, сестрицы...
Был в зубах я у лисицы,
Даже встать я не могу!

Дай тебе я помогу.
За крыло тебя возьму я,
Птицу бедную, хромую...
Ну, вставай! Авось дойдешь.

Петух

Очень колешься ты, еж!
Хоть меня не держат ноги,
А дойду я без подмоги.
КукарЕку, кукарЕку!
Отчего я стал калекой?
Оттого, что простоват...
Сам во всем я виноват!

Не горюй, голубчик Петя,
Поживешь еще на свете,
Будешь песнями опять
Солнце красное встречать!

---
Сказочник

В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Он не узок, не широк,
Не широк.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка

Я, лягушка-квакушка!

Мышка

Я, мышка-норушка!

Петух

Да я, петушок -
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!

Да и я, колючий серый еж.
Я на всех ежей похож!

Все вместе
(поют)


На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Без хвоста убежала лиса,
Вот какие у нас чудеса!

Лягушка

Ну-ка, Петя, пойди попляши, -
У тебя сапоги хороши!

Эй, лягушка, пляши с петухом,
На еже покатайся верхом!

Нынче праздник веселый у нас,
На дворе под гармонику пляс!..

(Пляшут.)

Вот что, братцы, - довольно плясать.
Завтра утром попляшем опять.

Петух

Мы попляшем опять на дворе.
Разбужу я вас всех на заре!

Мышка

Я зерно вам в муку истолку.

Лягушка

Пирогов я для вас напеку.

А пока теремок - на замок.
Будет спать до утра теремок.

Сказочник

А пока теремок - на замок.
Будет спать до утра теремок.
На покой собираться пора.
Только еж не уснет до утра.
Колотушкой он будет греметь,
Чтобы слышали волк и медведь,
Чтоб от этого стука лиса
Уходила подальше в леса!..

Ворота в теремок запираются.

Приведенный текст переписан с грампластинки
и имеет незначительные расхождения
с оригиналом пьесы .