Игры на осязательное восприятие формы способствуют координации рук и глаз. Без этого ребенок не овладеет огромным количеством практических навыков: не научится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, вытирать руки полотенцем и т.д. В этих играх исключается участие зрения. Игры на целенаправленное восприятие формы и величины делают эти признаки субъективно значимыми, что способствует их более точному различению. Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами обследования формы и величины предметов.

«Что привез мишка?»

Перед играющим ставится задача - узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Для игры нужны небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешке продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку. Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также машина или санки, на которых тот приедет.

Описание игры

Дети усаживаются на стульчики, и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или санках), которого подталкивает помощник воспитателя (или старший ребенок). В лапах у мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что мишка для каждого привез какую-то игрушку, но он просит не заглядывать в мешочек, а выбрать себе подарок руками, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем. Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места. Каждый ребенок должен показать всем свою игрушку, назвать ее и показать, как с ней можно играть: например, покатать машинку, попрыгать с зайчиком, покружиться с куколкой и т.д. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на стол. После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

«Фокусник»

Эта игра учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Игра способствует также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Игра приучает малышей к соблюдению достаточно трудных правил (нельзя подсказывать и подглядывать). Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди исполняют роль фокусника, который умеет, не глядя, угадывать, какой предмет у него в руках.

Для игры нужны игрушки, хорошо знакомые малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы. Например, деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, голыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т.д.

Чтобы исключить участие в этом процессе зрения, нужен колпачок или повязка на глаза. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз). Нужен также мешочек для хранения игрушек.

Описание игры

В игре могут участвовать все дети группы. Они сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол. Потом он достает колпачок фокусника (или повязку), одевает его на голову одного из детей, усаживает того за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что фокусник делает. Затем воспитатель подзывает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только фокусник наденет колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Что у меня в руках?», потом подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок (или повязку) на голове фокусника, чтобы тот не сбросил его. Когда фокусник возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Ребенок должен сам назвать игрушку. Правильный ответ вызывает аплодисменты. Фокусник снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбираются новый фокусник и ребенок, который будет передавать ему игрушку.

Игра повторяется неоднократно.

«Где твой дом?»

Эта игра направлена на развитие целенаправленного зрительного восприятия формы геометрических фигур. В ней повышается целенаправленность и субъективная значимость рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом. Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с другими, большего размера и найти среди них такие же.

Для игры нужны маленькие карточки (6x8 см) с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

Описание игры

Игру можно проводить со всей группой как в помещении, так и на участке. Воспитатель подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле). Остальные участники игры получают маленькие карточки - это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем переезжает - кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т.д.). Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, на каких «домах» находятся такие же фигуры.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглашения и игра повторяется.

«Веселые матрешки»

Игра на восприятие величины. Народная игрушка - матрешка, отдельные части которой отличаются только размером, - как будто специально создана для того, чтобы научить детей различать величину предметов. Эта игрушка учит сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. Игра близка интересам детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам и т.д. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует не только восприятию величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Нужны два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов, которую можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На палочке или вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом:

«Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая - чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, - говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Сюжеты можно продолжать и развивать, насколько хватит фантазии воспитателя и детей.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сыщик

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.

: негромкая музыка и какой-нибудь приз.

Описание : сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки — большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д.

С каждым разом определяющих качеств j должно быть меньше.

Расскажите ребенку, что чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.

Художники

Развиваем внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение

Материалы и наглядные пособия для игры : достаточно просторное помещение.

Описание: эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.

Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.

Кто в домике живет?

Развиваем восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы тематических картинок (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).

Описание : перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.

Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует схеме. Если он совершил ошибку, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.

Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.

Кто здесь лишний?

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, аналитическое мышление.

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т. д.

Описание : расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным, например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка — не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.

Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.

С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.

Кто железный, кто деревянный?

Развиваем способность различать качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться

Материалы и наглядные пособия для игры : список самых различных предметов, негромкая музыка.

Описание: перед началом игры вам необходимо выписать названия около 40 предметов, сделанных из различных материалов. Эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально.

Суть игры заключается в том, что ребенок, услышав название предмета, должен сразу определить, из какого материала он сделан. Добивайтесь, чтобы ребенок называл свойства предмета. Например: стол — деревянный, твердый, гладкий, квадратный; кастрюля — железная; стол — деревянный; ложка — железная; стакан — стеклянный; шкаф — деревянный и т.д.

Если ваш малыш совершает ошибки в определении материала, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.

МБДОУ №183 «Жемчужинка» Ленинский район, г. Кемерово Подготовила: Старший воспитатель Елонова Татьяна Александровна

Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии.

Предлагаю вашему вниманию

Игры на развитие чувственного восприятия

(Работа анализаторов).

Цель этого блока игр: Развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании многообразия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.

"Мир звуков"

Материал : магнитофонная запись шума моря, леса и т.д. Ход игры : предложить детям послушать запись. Дети вслушиваются в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.). Усложнение первого уровня - определить место, где можно услышать эти звуки. Усложнение второго уровня - вычленить в многообразии звуков, какие воспроизводятся объектами живой природы. Какие - неживой. Есть ли там звуки "рукотворного" происхождения".

"Узнай по запаху".

Материал : объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т.д.), шарфик или платок из непрозрачной ткани. Ход игры : ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект ему дали в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку "съедобное" или "несъедобное".

"Чудесный мешочек"

Материал : мешочек из непрозрачного материала, мелкие предметы (до 10 шт.) Ход игры : на ощупь, не заглядывая в мешочек. Определить, что там спрятано, описать свои тактильные ощущения.

"Угадай, кто позвал"

Ход игры : водящий ребёнок становится спиной к группе детей. Один из детей окликает его по имени. Водящий должен отгадать, кто его окликнул. Усложнение - игра "Колобок". Правила те же, но водящий принимает на себя роль Колобка, а тот, кто его окликает, может изменять тембр голоса. Разыгрывается следующий диалог: "Колобок, Колобок, я тебя съем!" "Не ешь, меня, Саша (Петя и т. д.), я тебе песенку спою".

"Волшебные звуки"

Материал : предметы, изготовленные из различных материалов (металл, стекло, дерево и т.д.), непрозрачная ширма. Ход игры : воспитатель за ширмой постукивает по одному из предметов деревянной палочкой, а дети должны определить материал, который издаёт подобный звук. Усложнение первого уровня - не только определить материал, но и назвать как можно больше предметов из этого материала. Усложнение второго уровня - назвать явления или объекты природного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели...

"Какой овощ, фрукт ты съел"

Материал : тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей. Ход игры : ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща. Ребёнок должен определить по вкусу, чем его угостили. Усложнение первого уровня - определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, солёный и пр.) Усложнение второго уровня - назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга. Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы. Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое), Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд. Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д. В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» заяц, ёж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; таракан, муха, пчела, майский жук; стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка; стрекоза, мотылёк, шмель, воробей. Игра в слова Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его. Игра с мячом «Я знаю» Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч. Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами. Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д. «Две корзины» На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху. «Береги природу» На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Журавлики

Цель: упражнять детей в различении геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), развивать восприятие форм.

Материал: различных размеров, серые, белые, черные овалы и круги, треугольники и прямоугольные полоски (на картинке — журавль).

Ход игры

Чтобы журавлики ожили и улетели, следует составить их из фигур по цветам и размерам. Рассмотреть изображение журавлей. Обвести контуры круглой головы, овального туловища, треугольного клюва, длинных ног. Активизировать эти слова и выражения.

Если голова и туловище соответствуют цвета и размера, журавлик оживает и ребенок может облететь комнату вокруг. Если журавлик не удался, следует помочь.

Лучший цвет

Цель: закрепить с детьми знания основных цветов и их оттенков, геометрических форм; , упражнять детей в порядковом счете в пределах 10; развивать мышление, память, внимание.

Ход игры

Предварительно подготовьте и раздайте каждому ребенку десять разноцветных квадратов.

Попросите детей разложить квадратики по цветовому преимуществу, то есть на первое место положить квадратик того цвета, который им больше нравится, и т. др.

Затем предложите детям объяснить, почему те или иные цвета нравятся им больше или меньше.

Примечание

  1. В ходе выполнения задачи уместно ставить вопрос (на упражнения в порядковом счете: «На первом месте у тебя квадрат какого цвета? А на третьем, седьмом?» и т. др.).
  2. Прочитать детям несколько стихотворений разных поэтов и попросить их ответить, какой цвет ассоциируется у них с этими стихами.

Разноцветное солнышко

Цель: развивать умение различать цвета, творческое воображение.

Ход игры

Раздайте детям цветные картинки и предложите им придумать и нарисовать веселую историю о том, как солнышко на один день стало синим, зеленым, коричневым и т. др.

Например: однажды солнышко решило пойти до зеленой рощи. Когда оно устало и легло отдохнуть под зеленой березкой, березка решила подарить ему свой зеленый цвет на один день. Посмотрели на него птенцы, зверята – и не узнали.

Вкусная пища

Цель: формировать собственные вкусовые предпочтения, умения различать и объяснять вкусовые качества различных блюд.

Ход игры

Предложить детям представить, что они едят свое любимое блюдо. Дети описывают вкус этого блюда, не называя его.

По описанию другие дети угадывают, какие блюда больше всего любят их друзья. Затем дети рисуют свое любимое блюдо и рассказывают, из чего его готовят.

Отгадай по запаху

Цель: обонятельную чувствительность, упражнять в различении запахов в окружающей среде.

Ход игры

Предложите детям отгадать по запаху различные предметы, растения, продукты. Детям завязывают глаза и дают понюхать разные предметы. Побеждает тот, кто отгадает наибольшее количество предметов.

Кто лучше слышит?

Цель: развивать фонематический слух детей, внимание, образную память, мышление; расширять кругозор детей; воспитывать сосредоточенность, дружеские отношения.

Ход игры

Предложите детям закрыть глаза, сосредоточиться и приложить усилия, чтобы запомнить все звуки, которые слышат в течение одной минуты. Дети внимательно слушают, открывают глаза и рисуют все то, что услышали.

Свои рисунки дети дополняют рассказами об услышанном. Побеждает тот, кто услышал больше звуков.

Что это такое?

Цель: развивать восприятие и тактильные ощущения, упражнять в умении различать и называть предметы, изготовленные из разного материала.

Ход игры

Группе детей или кому-то одному из них нужно завязать глаза, а на столе разложить предметы из различных материалов: дерева, металла, ткани, бумаги и т. др.

Детям с завязанными глазами предложите дотронуться пальцами до этих предметов и отгадать, из чего они сделаны. Предупредите, что ощупывать предмет пальцами нельзя, надо лишь прикоснуться.