Современная, как и старинная, архитектура Японии демонстрирует уникальность и феноменальность этого государства, которые берут свое начало с древних времен. За последние десятилетия зодчие Страны восходящего солнца стали лауреатами которая считается самой престижной в данной области. Это позволило японскому искусству превратиться из экзотической восточной школы в явление, задающее модные тенденции в мировой архитектуре.

История японского зодчества

Главная особенность архитектуры древней Японии — строительство сооружений исключительно из дерева, имеющих громоздкую массивную крышу и легкие, непрочные стены. Это связано с влажным и теплым климатом островов, на которые часто проливаются достаточно обильные осадки, а также периодическими землетрясениями.

Храмовые строения в Японии делятся на 2 типа по религиозному признаку: синтоистские и буддистские. Конструктивно эти здания возведены под влиянием китайских традиций, однако адаптированы к местной культуре.

Основные черты древней архитектуры Японии:

  • Главный материал — древесина, которой богаты местные территории. Благодаря ей строения хорошо выдерживают все капризы природы, легко разбираются и переносятся на другое место.
  • Прочные двускатные крыши, которые хорошо выдерживают потоки проливных дождей, и загнутые карнизы строили под влиянием китайских зодчих, но они более изящные.
  • Все здания прекрасно вписываются в ландшафт, храмы чаще всего расположены в парке или подняты над водой на сваях.
  • Древние зодчие возводили не отдельные объекты, а целые комплексы.

Примером такой постройки может послужить любое культовое сооружение, состоящее не только их основного храма, но также из главных ворот (торий), сокровищницы, библиотеки, многоярусной пагоды и храма для проповедей.

Архитектура Средних веков

По мере проникновения буддистской градостроители были вдохновлены опытом планировки и возведения городов Китая. Уже в 8 веке в городах Киото и Нара улицы были проложенные параллельно и перпендикулярно друг другу. Центром всегда оставался дворец императора, а дворцы богатых и знатных жителей, правительственные здания строились симметрично и располагались по направлению с севера на юг.

Дома аристократов и знати отличались своей пышностью и монументальностью. Эти дворцы и сейчас демонстрируют традиционные японские архитектурные формы и детали, доминируя над окружающим пейзажем. Убедиться в этом можно, взглянув на прилагающиеся к статье фото.

Характерным признаком архитектуры средневековой Японии выступает ярусный стиль, которые применялся и в культовом, и в светском градостроительстве. Своей вершины стиль дзэн достиг в 14 в., когда было построено несколько павильонов и других сооружений, украшенных позолоченными крышами. При их сооружении широко применяли камень, из которого возводили башни тэн-сю и другие постройки.

Архитектура японских храмов

Расцвет светской и религиозной архитектуры в Японии пришелся на 13-14 вв., когда были построены Золотой и Серебряный павильоны, храм Киемидзу, замок Нидзе и др.

С приходом в Страну восходящего солнца буддизма распространилась и другая техника строительства. Основанием храма были уже не деревянные сваи, а каменный фундамент. Религиозные комплексы в Японии служили и монастырями, в которых жили и учились монахи. По традиции храм должен сливаться с окружающим парком, с высокими и прямыми стволами окружающих деревьев. Внутри его центром является «сад камней», предназначенный для размышления и сосредоточенности.

Самые известные старинные храмы Японии: синтоистские Исэ и Идзумо, буддистский комплекс Хордзи (г. Нара), ансамбль Тодайдзи. Последний является самым большим деревянным сооружением в мире, достигающим в высоту 48 м, равным современному 16-этажному дому. Он имеет основание размером 60 х 55 м и является «земным домом» великана Дайбуцу (Большого Будды).

Общие черты китайской и японской архитектуры

Несмотря на внешнее влияние, зодчество стран Востока всегда оставалось традиционным и почти неизменным многие века, начиная от доклассовой эпохи развития общества. Основная форма зданий в архитектуре Китая и Японии — это дом-павильон, накрытый парящей над зданием крышей с загнутыми вверх концами.

Дома является продолжение природной среды, создавая общую композицию с наружным обходом (верандой). Слоистая крыша и скульптурный декор (драконы и другие фигуры) тесно связаны движением с окружающими деревьями в садике и листвой на них. Внешняя окраска китайских и японских зданий всегда была яркой и пестрой.

Сад около дома является непременным атрибутом архитектуры стран Востока, промежуточным звеном между природой и павильоном. В нем господствуют кривые и извивающиеся линии берегов, каменных переходов и групп деревьев.

Национальные японские сады (синдены) имеют меньшую площадь, в них часто используется символика расположения необработанных камней, которые изображают животных, а почва в них обязательно покрывается мхом, но не травой.

Японский сад и чайный домик

Садовое искусство достигло своего расцвета в Японии в конце 15 в., причем такая территория всегда принадлежала буддийскому храму, располагавшемуся в горах. Чистота и простота, молчаливость и самоуглубление, возвышение над повседневными делами — таковы основные черты японских синденов. Посреди сада располагается домик, предназначенный для ритуального чаепития.

Чайные домики, или тясицу, являются национальным архитектурным достоянием Японии и главным атрибутом одноименной церемонии, которая по традиции отражает «суровую простоту» и «дух примирения». История их строительства берет начало в 15 в., но тогда это были бедные хижины местных мудрецов, а потому и выглядели они более просто и скромно. Украшениями служили только букетики цветов, старинные картины и свитки с философскими высказываниями.

Всего в архитектуре Японии можно насчитать более 100 видов чайных домиков, как бедных, так и более богатых, напоминающих сказочные расписные шкатулки. Вокруг такого строения обычно разбит красивый сад, который необходим для создания атмосферы внутренней гармонии и умиротворения. При входе сделана низкая дверь, чтобы войти можно было, только став на колени. Внутренний интерьер отражает национальный характер и эстетические японские законы, где важное место отдается нише, в которой лежит свиток для обсуждения во время церемонии.

Жилые постройки

Жилые дома на Японских островах всегда строились в 1-2 этажа и имели простую форму, причем ставили их всегда фасадом на юг. Внутри использовались раздвижные перегородки и окна, выдерживалось определенное соотношение комнат в интерьере. Посередине дома всегда был внутренний дворик, окруженный высокими стенами.

На двускатной тростниковой крыше делали выступающие карнизы с коньком наверху, который выполнялся в местных традициях. В передней части дома сооружали крытый портик, похожий на веранду. Из-под карниза в этом месте выступала небольшая дополнительная часть крыши (хисаши). Вход был обозначен сдвижными ширмами (седзи), отделяющими веранду от внутреннего пространства.

В окна по традиции вместо стекол была вставлена матовая бумага, пропускающая приглушенный свет, переплет делали из бамбука или дерева. Внутренние ширмы делали с переплетом из тонких деревянных полос и украшали более ярко. Все комнаты соединялись друг с другом, но разделяться могли при помощи раздвижных ширм. В интерьере традиционно почти не было мебели.

Городские жилые постройки 19 в. уже сильно отличались от маленьких квартир, размещавшихся под большой общей крышей и имеющих раздельные входы. При возведении современных жилых домов в Японии часто по-прежнему используются деревянные конструкции и системы перегородок.

Современная архитектура Японии: кратко о главном

Национальная школа зодчества в Японии считается новичком в мировом архитектурном процессе и существует чуть более 100 лет. Впервые она заявила о себе во время строительства Олимпийского стадиона «Ееги» (арх. К. Тангэ, 1964 г.), который возводился для проведения спортивных игр.

Современная архитектура Японии имеет как самобытные черты, так и интернациональные, привлекая все большее внимание специалистов во всем мире. Различают три основных ее направления:

  • к первому относятся все звездные зодчие, уже признанные во всем мире: Т. Андо, К. Кума, Т. Ито, С. Бан;
  • ко второму — архитекторы, известные только в узкоспециализированных кругах: Т. Нисидзава, С. Фудзимото, сотрудники ателье «Бау-Вау»;
  • молодые начинающие зодчие.

Достигшие популярности японские архитекторы занимаются возведением объектов в Европе, Китае, Австралии, Африке и Азии. Основные черты их стиля: гармоничное взаимодействие внутреннего и внешнего пространства с применение свойств и особенностей натуральных материалов.

Японские архитекторы и их работы

Дерево и бумага по-прежнему остаются основными строительными материалами, используемыми в современном искусстве архитектуры Японии. Более 50% всех жилых домов строятся на основе древесных конструкций. Ведущим специалистом в такой области считается Кэнго Кума, обладатель нескольких премий в области архитектуры. Его работы (консоль Музея деревянного моста или павильон Сани Хиллс в Токио) демонстрируют высокое мастерство применения деревянных конструкций для декорирования пространства.

Другой специалист по работе с деревом - Тайра Нисидзава. Известен как создатель решетки в спортзале в Томоти, здания церкви Сунн Пу, крыша которого состоит из необработанных щеп в виде многослойной поверхности.

Один их известных представителей современной архитектуры Японии — Бан, который создает уникальные бумажные конструкции, использую один из древних национальных строительных материалов, самый дешевый и экологичный.

Более современные материалы (железобетон, стекло и пластик) использует в своем искусстве архитектор Тойо Ито, построивший здание Torres Porta Fira (Барселона, Испания), библиотеку Университет Тама (Токио) и Медиатеку в городе Сэндай (Япония).

Заключение

Задача современной архитектуры Японии, по словам знаменитого зодчего Тайра Нисидзавы, состоит в создании уникальных форм и конструкций таким образом, чтобы здание, люди и окружающая среда находились в гармоничном соотношении. К выполнению этой цели и стремятся все зодчие Страны восходящего солнца в 21 веке.


Всему миру известна необычайная , да и вообще азиатских стран. Особенность состоит в их удивительных загнутых углами кверху, крышах. Но, следует заметить, что не только это является особенностью японской архитектуры. строились замки, с высокими башнями, огороженные вокруг стеной. Такие постройки назывались ямадзиро . Они строились так давно, что практически не сохранились до наших дней. Во-первых, потому что стены у них были деревянные, а во-вторых, строя ямадзиро , вокруг начинали строить простые дома, и заселять территорию. Следовательно, располагались они на равнине, и защитить эти постройки было трудно.

Позднее, начали строить хирадзиро , по сути то же, что и ямадзиро , только строились на возвышенностях. Уже отгораживали их каменными стенами, и защищали более тщательно. Главная башня в хирадзиро называлась тэнсю . Она была выше всех. Такие башни еще могли соединяться крытыми переходами, что тем самым образовывали комплексную постройку, хорошо защищенную. В то же время, такие крепости были весьма красивыми.

В то время, японцы уже научились изготавливать шифер , которым покрывали крыши. Шифер этот был различных расцветок. Но широко распространенным украшением крыш стал красный шифер, с золотыми краями по всему периметру. множество хирадзиро служили защитными крепостями, и местом поселения людей.

Следует отметить, что некоторые современные здания строятся по принципам строительства хирадзиро . В том числе, в наше время сохранились и древние строения.

Японская архитектура. Немного истории

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как татэ-ана дзюкё («жилища из ям») . Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища. В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун».

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются и культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца , прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм - тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на , а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами - отличительная черта китайского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды) , в храме Тодайдзи в городе Нара , строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире .

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия . Яркий пример этого стиля - императорский дворец Кацура рикю . Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры - дворец Ниномару в замке Нидзё (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности . Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.

Неправящих классов населения имеют общее название минка . Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока , в деревнях рыбаков - гёка , а в городах - матия .

В конструкции в основном использовалось дерево - для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами , которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля - и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

Оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года. © japancult.ru, arkhitektura.ru

Современные технологии позволяют многое. Новая архитектура и интерьеры могут быть в любом стиле, могут передать атмосферу любой эпохи и добиться этого стало гораздо проще и быстрее: покраска гипсокартонного потолка , оформление стен и пола легкими материалами на службе у искусства красоты, стиля и комфорта.

Синтоизм (буквально – путь богов) был традиционной религией Древней Японии, до того как в VI в. в страну пришел буддизм. Синтоистские службы изначально проходили в красивых и величественных местах, ограниченных каменными насыпями или другими естественными границами. Позднее природные материалы – в основном дерево для каркаса и трава для покрытия крыши – использовались при возведении простых архитектурных форм, таких как ворота, или тории, и небольшие храмы.

Синтоистские храмы с приподнятым над землей полом и щипцовыми крышами (моделью для них служили сельскохозяйственные амбары), привязывала религию к японскому пейзажу, синтоизм был народной религией и не дал значительных архитектурных построек. Организация пространства, заботливое использование природных материалов для создания мест поклонения, привносили особый дух в религиозное служение. Подготовка места играла при этом не меньшую роль, чем собственно служба.

Лестница, ведущая к единственному дверному проему в дощатой стене, доходит до поднятой над землей часовни. Веранды идут по периметру главного помещения. Одна свободно стоящая колонна с каждого торца поддерживает конек.

Каркас храмовых строений выполнялся из японского кипариса. Колонны были вкопаны прямо в землю, в отличие от ранних храмов, где колонны устанавливали на каменные основания.

Важнейшим элементом, и одной из наиболее ранних архитектурных форм синтоистского храма, являются ворота – тории. Они представляли собой два деревянных столба, обычно вкопанных прямо в землю, которые поддерживали две горизонтальные балки. Считается, что такое устройство позволяло молитве проходит сквозь ворота тории.

Наиболее ранний из синтоистских храмов находится в Исэ. Храмовый комплекс Исэ-найку (внутренний храм) воздвигнут в честь богини Солнца.

Храм в Исэ – прямоугольный в плане, с двускатной соломенной крышей. Над коньком крыши у торцов расходятся перекрещивающиеся стропила – тиги. Массивную крышу поддерживали кипарисовые столбы, врытые прямо в грунт.
Исэ расположен на юго-востоке острова Хонсю, в месте с удивительно красивыми природными ландшафтами, которые использовались в синтоистской службе в течение столетий.

Ансамбль в Исэ согласно традиции должен был полностью перестраиваться каждые двадцать лет. Все здания и ограды в точности повторяли старые. После возведения нового, старый комплекс разрушался.

Ключевым элементом ранних синтоистских храмов является деревянная ограда – тамагаки, состоящая из горизонтальных досок, закрепленных на вертикальных столбах.

Буддийские храмы

Буддизм пришел в Японию из Кореи и Китая в VI в., что привело к появлению новых ритуалов и новых архитектурных форм. Декоративность архитектуры разительно возросла, поверхности стали украшать резьбой, расписывать, лакировать и золотить. Появились такие детали, как искусно сделанные консоли на софитах (внутренней поверхности крыши), крытые тростником крыши с резными профилями, украшенные колонны. Первый в Японии буддийский храм был сооружен около г. Нара. В то время как храмовые строения синтоистов имели строго заданные очертания, ранние буддийкие храмы не имели какого-либо строгого плана, хотя обычно включали кондо (святилище), пагоду, а также кадо – Зал поучений, хозяйственные постройки.

Важной частью крыши японских буддийских святилищ были консоли – элемент, украшающий софиты веранды и поддерживающий нависающие карнизы. Консоли обычно были деревянные богато украшенные.

Основание колонн и ее верхняя часть, а также поперечные балки показывают, как богато был украшен интерьер храма. Использовались мотивы живой природы, по-черпнутые из вышивки. Во внутреннем святилище детали колонн и балок были позолочены.

На этой репродукции видны тории храмового комплекса в Йокохаме и два монумента, отмечающих вход в крытое тростником святилище, расположенные в роще. Это – хорошая иллюстрация того, как важно было внешнее пространство для святилища.

Главное святилище (кондо) в Хорюдзи – одно из наиболее древних из сохранившихся в мире зданий с деревянным каркасом. Кондо стоит на каменном двухступенчатом основании с лестницами. Здание увенчано двускатной крышей. Вокруг первого этажа позже была пристроена крытая галерея.

Пагоды обычно имели три – пять этажей, слегка сужающихся на каждом уровне, с тем чтобы создать характерный профиль со ступенчатыми нависающими крышами. Высокие здания на этих островах, где всегда сохраняется угроза землетрясения, созданы из легких и гибких деревянных конструкций.

В развитии буддийской храмовой архитектуры в Японии можно выделить три этапа. Ранний период известен как «ранний исторический». Он подразделяется на периоды Асука, Нара и Хэйан. В искусстве средневековой Японии (с XII в.) выделяются периоды Камакура и Муромати. С XVI по XIX в. – периоды Момояма и Эдо. Если синтоистские и ранние буддийские храмы имели простую и четкую конструкцию, то более поздняя буддийская архитектура была очень декоративна и не всегда конструктивна. К примеру, консольные концы ворот храма XVII в. в Никко покрыты резьбой в виде голов дракона и единорогов, вместо простого выступающего элемента.

Скульптура играла важную роль в буддийской архитектуре. Резные деревянные или каменные фонари, или ишидоро, размещали на внешних подходах к храму. Такие же фонари могли использовать и в частных садах. Этот каменный монумент стоял вместе с тысячами других в священной роще. Монументы были около 3-6 м. высотой и состояли из отдельных камней в виде лотоса и маковки наверху.

Колокольчик является неотъемлемой частью буддийских служений. Буддизм привнес в религиозные ритуалы Японии песнопения, гонги, барабаны и колокольчики.

Пятиэтажная пагода заканчивается стройной колонной, еще больше увеличивающей ее высоту и перекликается с окружающими деревьями. Пагода и другие строения окружены стеной, состоящей из украшенных сложной резьбой деревянных панелей и каменного основания.

Начиная с XII в., кондо сделались храмами, в которых молились, поэтому внутреннее пространство было расширено, с тем чтобы вместить верующих. Этот рисунок – редко встречающееся изображение интерьера храма – показывает его масштабы. Крыша опирается на каркас поперечных балок, связанных украшенными соединениями.

Искусно сделанные ворота, напоминающие храмы, как бы охраняют буддийские святыни. Здесь показаны восточные ворота храма монастыря Ниси Хонгандзи в Киото. Столбы, крыша и створки ворот искусно украшены, подразумевая богатство и важность храма.

Ворота храма в Никко – с тяжелой крышей, украшены резьбой с изображением драконов, облаков, лакировкой и раскрашенными рельефами. Это говорило о статусе семьи сёгуна, приказавшей построить этот храм.

Архитектура жилых домов

Климат и геологические условия оказали влияние на архитектуру жилых домов Японии. Дома обычно строили фасадом к югу, они имели выступающие карнизы и высокие стены внутренних двориков. Раздвижные окна и перегородки позволяли максимально использовать преимущества морских бризов. Одноэтажные деревянные здания выдерживали постоянные землетрясения. Дома, возраст которых, по словам европейских архитекторов, насчитывал три столетия, были очень сходны с новыми домами. Это показывает, как важны традиции в строительстве в Японии

Самой распространенной формой крыши как для жилого дома, так и для храма была двускатная тростниковая кровля. Конек выполнялся в каждой местности по-разному. На рисунке показан дом торговца недалеко от Токио, имеющий дополнительный щипец с треугольным окном под ним.


Важной составляющей японского дома является крытый портик, или веранда. Короткая дополнительная крыша, или хисаши, часто выступает из-под карниза главной крыши. Она сделана из широких тонких досок, поддерживаемых столбами или консолями.
Точно так же, как вход в синтоистское святилище и буддийские храмы украшен воротами, так и традиционный японский дом имеет веранду или вестибюль, которые обозначают вход в здание. Сёдзи (сдвижные ширмы) отделяют вестибюль от внутренних помещений.

В традиционных японских домах в окна вставляют не стекло, а матовую бумагу, которая пропускает внутрь приглушенный свет. Они имеет деревянный или бамбуковый переплет. Внутренние ширмы (вверху слева), более тщательно украшены переплетом из тонких полосок дерева.

Традиционный японский дом состоит из соединенных между собой комнат, которые разделены сдвижными ширмами и небольшими проходами. Комнаты не заставлены мебелью, что указывает на гибкую систему разделения помещений по предназначению.

Жилые городские дома XIX в. разнились от рядов крошечных квартир под общей тростниковой крышей, с отдельными выходами, до богатых домов с искусной кровлей с дымовыми трубами, с верандой и широким окном на улицу.

Правительственные и деловые здания

Начиная с VII в., городская архитектура Японии вдохновлялась градостроительством Китая, особенно в области планирования. Как в китайских городах, например Пекине, так и в японских городах Киото и Нара в VIII в. улицы пересекались под прямым углом, в центре находился императорский дворец, а дома знати, другие дворцы и правительственные здания выстраивались симметрично, вдоль оси север – юг. В то время как храмы и жилые здания были просты, правительственные здания и дома аристократии выделялись своей монументальностью. Искусно построенные замки с традиционными формами крыш доминировали над пейзажем.

Стена дворца

Монументальная стена, окружающая дворец, расширяется к основанию. Она защищает нападения. Иногда устраивали также ров с водой. Торцевая стена, с цоколем из крупнозернистого песчаника, покрыта желтой штукатуркой, с тремя параллельными белыми полосами, означающими, что дворец принадлежит особе королевского происхождения.

Дворец в Токио

Начиная с конца XVI в., здания, построенные на небольших террасах, прекрасно вписывались в пейзаж. Этот небольшой дворец в Токио является примером такого взаимодействия архитектуры и ландшафта.

Инженерная мысль, воплощенная в этой серии деревянных мостов, – ответ японцев частым землетрясениям. Изогнутые мосты, крыши низкие здания хорошо сочетаются с холмистой местностью.

Двор императора (XIX в.)

Этот двор со ступеньками и отсутствие перегородок между залом и комнатой императора создают торжественное впечатление.

Чайные фабрики

Этот комплекс зданий близок по форме архитектуре жилищ и храмов, с нависающими щипцовыми крышами, опирающимися на открытые консоли.
Начиная с XVI в., для традиционного ритуала чаепития начали строить чайные домики. Чайный домик был обычно оформлен в сельском стиле, с грубой отделкой. На рисунке видно, как дверные проемы с жалюзи и глубокие веранды дают возможность любоваться окружающим пейзажем.

Уникальность древним сооружениям Японии придает слияние китайского зодчества и самобытной деревянной архитектуры этой страны. И только в XIX веке правительство решает приблизиться к западному обществу и перенять его главные принципы градостроительства, особенно в проектировании общественных городских зданий и промышленных предприятий.

Самыми знаменитыми культовыми сооружениями Японии являются деревянные синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Время, когда было основано святилище Идзумо тайся неизвестно, его относят к мифическому периоду «ками». Древность этого религиозного комплекса подтверждает известный исторический факт. Особенностью этого комплекса является наследственное жречество из родственных семей Китадзима и Сангэ. К началу VI века н.э. в Идзумо тайся смена Верховного жреца осуществлялась на протяжении семнадцати поколений. Обучение особым техникам дыхания и медитации происходит в соломенных хижинах. В Идзумо нет буддистских статуй и реликвий, которые обычны для большинства синтоистских святилищ. Храм объявлен национальным сокровищем страны. Его высота составляет 24 м.


Влияние китайской культуры на архитектуру Японии

Первые японские города имели в своей основе прямоугольные схемы, а архитектура построенных храмов была частично заимствована из соседних стран, Китая и Кореи. Но все же незыблемыми оставались национальные традиции возведения культовых ансамблей и отдельных сооружений, в которые входили:

  • семь построек, образующих комплекс;
  • обязательный главный или «золотой» храм и строение для чтения проповедей;
  • наличие башни с колоколами или барабанами;
  • сокровищница и книжное хранилище;
  • многоярусная пагода.

Гармония была главным принципом древних японских строителей и зодчих. Все старинные здания составляли единый ансамбль с окружающей природой. Храмовые комплексы, в зависимости от местности, имели различную планировку. Во двориках находились места для медитаций и каменные сады, которые тоже были частью ландшафта. Храмы строили по законам симметрии, если они возводились на равнине. А если святилища были расположены в горах, то план здания меняли, чтобы добиться наилучшего слияния храма и местности. В таком случае было практически невозможно оставить план постройки прежним, зодчие следовали вековым традициям и изменяли его.

Зарождение японского архитектурного стиля

Радикальный комплекс реформ всех сфер жизни, осуществленный в Японии, за период с 1868 по 1889 годы, изменил модель управления и способствовал ускоренному развитию страны. Это так называемое Обновление Мэйдзи, возвратившее власть императору.

Прекращение самоизоляции страны, активное ведение международной торговли, способствовали возведению в портовых городах западных кварталов, дома в которых соответствовали европейскому образу жизни. Началось строительство зданий из камня и кирпича, на улицах крупных городов установили газовые фонари, появились рикши.

Офисы, мануфактуры и заводы создавались в западном стиле. В Японии работали талантливые инженеры, приглашенные из стран Европы и США. Токийский технологический колледж в 1879 году выпустил первых специалистов и стал основной базой подготовки японских архитекторов, которые с конца XIX века возглавили строительную отрасль. В западном стиле построено здание Банка Японии и Токийский вокзал, главный транспортный узел страны, находящийся в бизнес-квартале Маруноути. Автор проектов - архитектор Тацуно Кинго. Не менее известен и Императорский дворец Акасака, архитектора Катаяма Токума.

Современная японская архитектура

Страшное землетрясение 1923 года в Токио разрушило большинство каменных и кирпичных строений, построенных по обычным технологиям, без учета повышенной сейсмоактивности района. В последующие годы в стране были разработаны новые методы ведения строительства, значительно повышающие надежность зданий, появились многоэтажные дома из железобетона.

Японская архитектура не разделяет внешнее пространство, которое окружает строение и внутреннее. Для японской философии они едины, так как взаимосвязаны. Между этими понятиями отсутствует четкая граница. Для более полного понимания этой концепции можно привести пример с верандой традиционного дома, которая называется энгава.

Энгава - это пространство, расположенное между жилыми помещениями и улицей. Отделка и декор энгавы тоже соответствующий. Это уже не улица, но еще и не комната. Напольные покрытия есть, но их обработка более грубая, чем в помещении. Декор тоже может присутствовать. Резные элементы и детали колонн, оформление входной двери, все это лишь подчеркивает промежуточную функцию японской веранды. Материалом для веранды обычно служит современный дерево композитный материал.

Характерные черты фасадов японских домов

В настоящее время стало модным строить дома в японском стиле. Популярность этих проектов основана на их рационализме и практичности. Небольшое количество декора и дополнительных деталей во внешнем оформлении лишь подчеркивает выбор качественных материалов, характерных для фасадов японских домов:

  • для создания оригинальной поверхности используют фиброцементные плиты, изготовленные в Японии, при помощи которых можно создать имитацию природных материалов;
  • применение керамического сайдинга из обожженной глины препятствует любому воздействию влаги и ее проникновению в помещение;
  • установка панелей «в замок» позволяет их быстро и легко монтировать;
  • в некоторых случаях фиброцементные панели оборудованы скрытым кляммером.

Фиброцемент представляет собой смесь кварца и цемента с добавлением целлюлозы. Он прочный и легкий. Срок эксплуатации панелей около 30 лет. Панели, покрытые фотокерамикой, сохраняют свою яркость на протяжении десятилетий.

Более современными для отделки считаются металлические плиты, которые изготавливаются на основе композитных технологий. Такой сайдинг отличается большим разнообразием текстур и устойчивостью к воздействию влаги и ультрафиолетовых лучей. Резкий перепад температур не оказывает на такие панели заметного воздействия.

Для создания фасада дома в японском стиле лучше всего оборудовать террасу с настилом из досок. Но под навесом будет находиться лишь ее часть. Террасу можно украсить, используя для этого контейнерное озеленение. Подойдут карликовые сосны или бамбук. В принципе, любой европейский дом можно оформить в японском стиле, достаточно при строительстве добавить соответствующие элементы декора. Нужно подобрать отделочные материалы, цветовая гамма которых характерна для восточного стиля. Например, сочетание светлых молочных и бежевых оттенков с темно-коричневыми или даже черными. Можно соорудить сад камней или установить раздвижные двери.

Дома в японском стиле — фото

Японский стиль в архитектуре — видео:


В Токио и других крупных городах Японии построено много интересных по форме и по своему назначению зданий. Бизнес-центры и развлекательные сооружения, Музей науки в Нагое, многочисленные виллы и дома возводятся на основе последних разработок инженеров и ученых. Япония, давно опередившая многие страны по уровню жизни населения, является также лидером и по внедрению новых строительных технологий в жизнь обычных граждан.

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода

Примеры реконструированых зданий периода Яёй

Ханива-дом

Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага

Реконструкция жилищ, город Сэтоути, префектура Окаяма

Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов. Эти сооружения имели круглую форму, позднее - форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.

В I-III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили - симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Тории святилища Ицукусима

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居 ? ) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Золотой зал и пагода в Хорю-дзи,607 год

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺 ? ) в городе Нарапостроенный принцем Сётоку в 607 году.

Главный зал храма Тодай-дзи, 745 год

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них - главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан

Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин

Украшение на крыше храма Хоодо

Храм Дайго-дзи в Киото

[править]Японская средневековая архитектура

Кинкаку-дзи (Золотой павильон), Киото

Гинкаку-дзи(Серебряный павильон)

Сад камней в Рёан-дзи

Замок Мацумото

Замок Химэдзи

Замок Нидзё

Замок Осака

Павильон Сёкинтэй водворце Кацура

Замок Хиросаки

[править]Архитектура периода Мэйдзи

Здание Парламента Японии

Традиционный японский за́мок (яп. 城 ? ) - укреплённое строение, в основном из камня и дерева, часто окружённое рвом и стенами. В ранние периоды истории основным материалом для постройки замков было дерево. Также как и европейские, японские замки служили для обороны стратегически важных территорий, а также для демонстрации власти крупных военных феодалов (даймё). Значение замков сильно выросло в «период воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай,1467-1568).

Японская архитектура

Архитектура Японии - одна из немногих в мире, чьи произведения вплоть до сер. XIX в. строились из дерева. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии; в Китае они не древнее VIII в., в Северной Европе - XI в., в России - XV в. Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по постройкам двух почитаемых синтоистских святилищ Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На их формы ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ - ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны - стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода - многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии - Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI–VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптуры. Наиболее почитаемый монастырь Нары - Тодайдзи, его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) - крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север – юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них - Химедзи близ Кобе (1601–1609), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603–1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601–1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам. Начало эпохи Мэйдзи (1867–1912) обозначило решительный разрыв с традиционными формами. Пройдя через период освоения европейских форм и поиска национальных корней (творчество Тюто Ита), японская архитектура во второй половине ХХ в. смогла стать одной из ведущих в мире, соединив в лучших произведениях универсальность с яркой индивидуальностью.