Еще в школе заинтересовался археологией и доиспанскими культурами Перу. Поскольку перуанская археология советским ученым была недоступна, в университете занимался археологией Южной Туркмении, а после университета поступил на работу в Музей антропологии и этнографии, где защитил кандидатскую диссертацию, посвященную одной из доколумбовых культур Центральных Анд. За 30 лет собрал базу данных мирового фольклора и мифологии. Подходя к этому материалу примерно как к археологическому, стал уникальным специалистом по сравнительной мифологии: изучая распространение фольклорных мотивов в разных ареалах по всему миру и сопоставляя эти данные с данными археологии, генетики и лингвистики, Юрий Березкин реконструирует раннюю историю человечества. Автор множества книг, в том числе «Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет» (2007), «Из Старого в Новый Свет: Мифы народов мира» (2009), «Империя инков» (2014).

Юрий Евгеньевич Берёзкин
Дата рождения 27 декабря (1946-12-27 ) (72 года)
Страна
Научная сфера мифология , археология
Место работы ИИМК РАН , Кунсткамера
Альма-матер ЛГУ ()
Учёная степень доктор исторических наук ()
Учёное звание профессор
Научный руководитель В. М. Массон
Известен как автор трудов по сравнительной мифологии

Биография

В 1973-1986 годах работал в отделе Америки Музея антропологии и этнографии , в 1987-2002 годах - в . С 2003 года работает в Музее антропологии и этнографии, заведует отделом Америки.

С 1996 года одновременно преподаёт в Европейском университете в Санкт-Петербурге , профессор факультета антропологии (до 2008 года - факультет этнологии).

Научная деятельность

В 1977 году защитил кандидатскую, в 1990 году - докторскую диссертацию.

Основные направления исследований:

  • Сравнительная мифология
  • Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Берёзкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
  • История заселения Нового Света

Избранные труды

  • Альбедиль М. Ф. , Берёзкин Ю. Е. Жилища народов мира: Маленькая энцикл. : [Для мл. и сред. шк. возраста]. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7406-0545-8 .
  • Берёзкин Ю. Е. Древнее Перу: Новые факты - новые гипотезы. - М. : Знание, 1982. - 64 с. - (Прочти, товарищ!). - 40 000 экз.
  • Берёзкин Ю. Е. Древнейшая история Южной Америки и индейская мифология: (От охотников-собирателей к ранним земледельцам) : Автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М. , 1990. - 50 с.
  • Берёзкин Ю. Е. Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - С. 259-264. ISBN 5-88439-136-6
  • Берёзкин Ю. Е. Инки: Исторический опыт империи . - Л. : Наука, 1991. - 232 с. - (История и современность). - 50 000 экз. - ISBN 5-02-027306-6 .
  • Березкин Ю. Е. Империя инков. - М.: Алгоритм, 2014. - 255 с. - 1200 экз. - ISBN 978-5-4438-0894-9 .
  • Берёзкин Ю. Е. . - 2001.
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. - М. : ОГИ, 2007. - 358 с. - (Нация и культура / Новые исследования. Фольклор / ред.: А. С. Архипова). - 1000 экз. - ISBN 978-5-94282-285-9 .
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света: из Старого в Новый Свет: мифы народов мира. - М. : Астрель: АСТ, 2009. - 446 с. - (Мифы народов мира). - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-056957-1 . - ISBN 978-5-271-22624-3 ; ISBN 978-5-17-056958-8 ; ISBN 978-5-271-22627-4
  • Берёзкин Ю. Е. Мочика: Цивилизация индейцев сев. побережья Перу в I-VII вв. - Л. : Наука, 1983. - 165 с. - 4850 экз.
  • Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы . - 2-е изд. - СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та: Нестор-История, 2011. - 171 с. - («Archaeologica varia»: AV / ред. совет: С. И. Богданов [и др.]). - 500 экз. - ISBN 978-5-8465-1117-0 .
  • Korotayev A., Berezkin Yu., Kozmin A., Arkhipova A. Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered // J. Amer. Folklore. - 2006. - Vol. 119. - P. 472-520.
  • Мифы индейцев Южной Америки: Кн. для взрослых / Сост. и пер. Ю. Е. Берёзкин. - СПб. : Изд-во Европ. Дома, 1994. - 318 с. - ISBN 5-85733-022-X .
  • Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестник древней истории . - 1997. - № 2. - С. 3-24.
  • Анатомия любви: архаические и «прогрессивные» мотивы в мифологиях циркумтихоокеанского региона // Астрата. - СПб., 1999. - Вып. 1: Культурологические исследования из истории Древнего Мира и Средних Веков: проблемы женственности. - С. 159-190.
  • Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. С. Ю. Малков и др. - М.: КомКнига: УРСС . - С. 205-232.
  • Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. - М.: Востоковедение, 1995. - С. 39-49.
  • Голос дьявола среди снегов и джунглей. - Л.: Лениздат, 1987.- 180 с.: ил. - (Разум познает мир) .- 100000 экземпляров
  • «Город мастеров» на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н. э. // Вестн. древней истории. - 1994. - № 3. - С. 14-27.
  • Какая реальность сокрыта в мифах? // Природа . - 1998. - № 2. - С. 48-60.

Юрий Берёзкин - историк, археолог, заведующий Отделом Америки Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ РАН), профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, специалист по сравнительно-исторической мифологии, по культурам Древней Америки.

Будучи специалистом по Древней Америке, Ю. Берёзкин вместе с тем и в публичных лекциях, и в научных статьях затрагивает важные базовые вопросы, касающиеся того, что называют историческим процессом, а в конечном счёте связанные с проблемой формирования научной картины мира.

Лекция Ю. Берёзкина "Что случилось в истории – от палеолита до ранних цивилизаций"
(научно-образовательный проект "Прогресс-Школа", Санкт-Петербург, 2016)

Если следовать материалу лекции, то картина развития представлений о прошлом, о ходе истории выглядит следующим образом.

1. В 3-й четверти XIX века сложилась первая научная концепция ранней истории, которая была стадиалистской , т. е. эта концепция предполагала, что все общества в своём развитии от простого к сложному проходят одни и те же универсальные стадии (от каменного века через бронзовый к железному, а в каменном веке - от палеолита к неолиту; от первобытности к государству [сюда же, очевидно, относится и марксистская пятичленка]) 1 . Последними великими деятелями, которые внесли вклад в развитие стадиалистских представлений, были Гордон Чайлд и американский антрополог Джулиан Стюард, работавшие в 20-40-е и в 40-50-е годы XX века соответственно. Начиная с 1980-х годов стадиализм сходит со сцены. За последние 50 лет в исторической науке, изучающей отдалённое прошлое, произошла революция, сравнимая с революцией в геологии после открытия дрейфа материков или в физике после Эйнштейна и Планка. Об этой революции не слышала ни широкая публика, ни даже специалисты в других областях истории, ни авторы учебников. Учебники концептуально остались такими, какими они были написаны в 1870-е.

2. Революция заключается, в частности, в том, что были открыты такие ранние общества, которым нет параллелей ни в исторических источниках, ни в этнографических материалах 2 . Сравнения обществ Передней Азии и доколумбовой Америки также показали, что выделять в развитии человечества любые ступени принципиально неправильно, общих, универсальных законов развития нет. (Так, первое в истории сложное общество (Гёбекли-тепе) возникло раньше земледелия и скотоводства; обитатели этих поселений были специализированными охотниками-собирателями и при это возводили монументальные святилища из пятиметровых каменных стел.) Между тем, в историческом сознании широких масс стадиалистские представления укоренились глубоко и сохраняются до сих пор.

3. Хотя универсальных законов нет, но всё же есть некоторые общие тенденции развития:
- совершенствование технологии (даже во время кризисов и упадка обществ технология, как правило, не утрачивается);
- демографический рост;
- усложнение политической организации.

4. Человечество развивается не потому, что оно изобретает что-то конкретное; оно почему-то вообще развивается, а почему - сказать сложно. Эвристически, на практике мы видим, что развитие по многим параметрам происходит, но никакой теорией этого не объяснить.

В более сложном виде проблема формирования образа истории предстаёт в статье Ю. Берёзкина "О структуре истории: временные и пространственные составляющие" (2007) .

Здесь наряду со стадиалистской концепцией истории принимается во внимание также концепция локальных цивилизаций [всех нас учили в школе и университете, что есть формационный и цивилизационный подходы к изучению истории], но проблема видится уже не только в том, что стадиализм неудовлетворителен, а в том что обе эти концепции, которые традиционно рассматриваются как несовместимые, аморфны и не отвечают действительности, при этом "изменить эти образы мира сейчас невозможно, поэтому любая новая концепция ис­тории должна по возможности включить их в себя, а не отвергать полно­стью". Интересно здесь сравнение исторической науки с науками о природе в том смысле, что во всех этих науках равно важно и открытие законов, и описание неповторимых явлений (идиография ).

"Астрофизика, геология, палеонтология «идиографичны» в той же мере, что и история. Я подозреваю, что оторванное от истории школьное описание типов животных (от простейших до хордовых) столь же мало способствует формированию научной картины мира, как и марксистское учение о формациях. История биосферы земли есть цепь непредсказуе­мых и неповторимых событий, которые, однако, подчиняются определен­ной закономерности. Если мы хотим реструктурировать образ истории, то начинать желательно с самого начала, то есть с Большого Взрыва, третьего поколения звезд и т.д., и уж по крайней мере с палеоцена. Для этого дос­таточно хотя бы страницы текста и простой хронологической схемы. Соб­ственно же историю надо начинать не с Древнего Востока, а с выхода из Африки – сперва эректусов, затем наших прямых предков. Далее следует расселение сапиенсов, поздний палеолит, появление оседло-земледельче­ских обществ в Передней Азии и на Дальнем Востоке.

Включение в учебники истории любого уровня вплоть до начальной школы ее ранних отрезков, причем не как стадий и уж тем более не в ка­честве некой нерасчлененной «первобытности», а как истории конкрет­ных сообществ – одно из главных условий реструктуризации господ­ствующего образа прошлого (если это удастся внедрить в сознание, то удастся и остальное)."


И ещё, из другой статьи Ю. Берёзкина:
"Расширение знаний о прошлом за последние 20–30 лет настоятельно требует отказаться от рецидивов тайлоровско-моргановского эволюционизма. Классический эволюционизм соответствовал объему знаний XIX в. Нашему объему знаний соответствует дарвиновская теория, которую в XIX в. мало кто понимал. В ней видели попытку объяснить происхождение человека от обезьяны, а она про то, что даже сам господь бог не может знать, что будет завтра, и в лучшем случае способен оценивать вероятность событий. В истории культуры и общества реализовывались различные варианты - как статистически вероятные, так и редкие, однако возможные. Чем больше древних обществ удается хотя бы в общих чертах реконструировать, тем менее универсальными становятся исторические идеальные типы. ...Любой идеальный тип есть абстракция. Ни одно из реальных обществ не может полностью отвечать хрестоматийным определениям. В то же время без идеальных типов, без общих понятий наука не существует".

То есть, как я понимаю, дело не в том, чтобы отказываться от общих понятий, в том числе обозначающих стадии в развитии обществ, а в том, чтобы используя их, понимать их ограниченность и условность. Это, наверное, вообще ситуация любого языка (не только научного языка понятий и не только словесного языка): то, что выражается тем или иным языком, всегда больше него самого и не соответствует ему и не умещается в него, но если об этом помнить, то можно понимать и друг друга, и ту реальность, которую язык силится описать.

Сам Ю. Берёзкин предлагает описывать и структурировать исторический процесс с помощью понятия мир-системы как трансконтинентальной информационной сети. В Старом Свете мир-система возникла во второй половине I тыс. до н. э. ("Этот процесс связан с очередной революцией в области технологии (широкое внедрение железа и многого другого) и средств коммуникации (всадничество, усо­вершенствованные системы письма, денежное обращение) и сопровожда­ется резким и многократным ростом демографической плотности и чис­ленности населения"). В Америке формировалась своя мир-система ("К моменту открытия Нового Света ев­ропейцами его развитие явно шло в направлении возникновения собст­венной американской мир-системы и превращения всей Нуклеарной Аме­рики [от северо-западной Аргентины до Мексики] в единое информационное поле. В обозримой перспективе туда должны были войти также умеренная зона Северной Америки и Амазо­ния"). После Колумба мир-система превращается во всемирную коммуникативную сеть, а затем наступает период "стремительного роста, который в обозримом времени, по-види­мому, завершится". Внутри мир-системы, конечно, происходят сложные процессы развития центров и периферий, их взаимодействия и т. д. Как всю эту сложность процессов описывать и моделировать, это - отдельная проблема.

Примечания

1 Даты появления некоторых терминов: понятия каменного, бронзового и железного веков введены в археологию в 1836 году Христианом Томсеном, директором Датского национального музея; понятия палеолита и неолита - в 1865 году английским археологом Джоном Лаббоком; термины "неолитическая революция" и "городская революция" введены английским археологом Гордоном Чайлдом (1920-30-е годы).

2 Примеры таких обществ: общества Верхней Месопотамии X-IX тыс. до н. э. (Гёбекли-тепе, Кёртик-тепе и др.), культура Варна (Болгария, V тыс. до н. э.), позднетрипольские поселения-гиганты (Украина, IV тыс. до н. э.), общества Перу (III-II тыс. до н. э.), Хараппская цивилизация (долина Инда, 2700-1800 до н. э.)

Юрий Евгеньевич Берёзкин
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:
Альма-матер :
Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:
Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ю́рий Евге́ньевич Берёзкин (род. 27 декабря ) - советский и российский историк , археолог , этнограф , специалист по сравнительной мифологии , истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии индейцев (в особенности Южной Америки); доктор исторических наук .

Биография

В 1973-1986 годах работал в отделе Америки Музея антропологии и этнографии , в 1987-2002 годах - в . С 2003 года работает в Музее антропологии и этнографии, заведует отделом Америки.

С 1996 года одновременно преподаёт в Европейском университете в Санкт-Петербурге , профессор факультета антропологии (до 2008 года - факультет этнологии).

Научная деятельность

В 1977 году защитил кандидатскую, в 1990 году - докторскую диссертацию.

Основные направления исследований:

  • Сравнительная мифология
  • Археология Ближнего и Среднего Востока. В этой области Ю. Е. Берёзкиным были выявлены основные особенности социально-политической эволюции раннеземледельческих обществ данного региона и обнаружен их ближайший этнографический аналог (апатани). Таким образом, им были открыты альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств.
  • История заселения Нового Света

Избранные труды

  • Альбедиль М. Ф. , Берёзкин Ю. Е. Жилища народов мира: Маленькая энцикл. : [Для мл. и сред. шк. возраста]. - Калининград: Янтар. сказ, 2002. - 48 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7406-0545-8.
  • Берёзкин Ю. Е. Древнее Перу: Новые факты - новые гипотезы. - М .: Знание, 1982. - 64 с. - (Прочти, товарищ!). - 40 000 экз.
  • Берёзкин Ю. Е. Древнейшая история Южной Америки и индейская мифология: (От охотников-собирателей к ранним земледельцам) : Автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М ., 1990. - 50 с.
  • Берёзкин Ю. Е. Ещё раз о горизонтальных и вертикальных связях в структуре среднемасштабных обществ // Альтернативные пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - С. 259-264. ISBN 5-88439-136-6
  • Берёзкин Ю. Е. . - Л. : Наука, 1991. - 229 с. - (История и современность). - 50 000 экз. - ISBN 5-02-027306-6.
  • Березкин Ю. Е. Империя инков. - М.: Алгоритм, 2014. - 255 с. - 1200 экз. - ISBN 978-5-4438-0894-9.
  • Берёзкин Ю. Е. . - 2001.
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы заселяют Америку: ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. - М .: ОГИ, 2007. - 358 с. - (Нация и культура / Новые исследования. Фольклор / ред.: А. С. Архипова). - 1000 экз. - ISBN 978-5-94282-285-9.
  • Берёзкин Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света: из Старого в Новый Свет: мифы народов мира. - М .: Астрель: АСТ, 2009. - 446 с. - (Мифы народов мира). - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-056957-1. - ISBN 978-5-271-22624-3; ISBN 978-5-17-056958-8; ISBN 978-5-271-22627-4
  • Берёзкин Ю. Е. Мочика: Цивилизация индейцев сев. побережья Перу в I-VII вв. - Л. : Наука, 1983. - 165 с. - 4850 экз.
  • Васильев С. А., Березкин Ю. Е., Козинцев А. Г. Сибирь и первые американцы. - 2-е изд. - СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та: Нестор-История, 2011. - 171 с. - («Archaeologica varia»: AV / ред. совет: С. И. Богданов [и др.]). - 500 экз. - ISBN 978-5-8465-1117-0.
  • Korotayev A., Berezkin Yu., Kozmin A., Arkhipova A. Return of the White Raven: Postdiluvial Reconnaissance Motif A2234.1.1 Reconsidered // J. Amer. Folklore. - 2006. - Vol. 119. - P. 472-520.
  • Мифы индейцев Южной Америки: Кн. для взрослых / Сост. и пер. Ю. Е. Берёзкин. - СПб. : Изд-во Европ. Дома, 1994. - 318 с. - ISBN 5-85733-022-X.
  • Америка и Ближний Восток: формы социополитической организации в догосударственную эпоху // Вестник древней истории . - 1997. - № 2. - С. 3-24.
  • Анатомия любви: архаические и «прогрессивные» мотивы в мифологиях циркумтихоокеанского региона // Астрата. - СПб., 1999. - Вып. 1: Культурологические исследования из истории Древнего Мира и Средних Веков: проблемы женственности. - С. 159-190.
  • Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // / Ред. С. Ю. Малков и др. - М.: КомКнига: УРСС . - С. 205-232.
  • Вождества и акефальные сложные общества: данные археологии и этнографические параллели // Ранние формы политической организации. - М.: Востоковедение, 1995. - С. 39-49.
  • Голос дьявола среди снегов и джунглей. - Л.: Лениздат, 1987.
  • «Город мастеров» на древневосточной периферии. Планировка поселения и социальная структура Алтын-депе в III тыс. до н. э. // Вестн. древней истории. - 1994. - № 3. - С. 14-27.
  • Какая реальность сокрыта в мифах? // Природа . - 1998. - № 2. - С. 48-60.
  • Легенды перуанских индейцев (мультфильм) . - СССР, 1978.
  • В. М. Массон и социальная антропология второй половины века // Взаимодействие древних культур и цивилизаций. - СПб., 2000. - С. 32-45.
  • Мифология аборигенов Америки: Результаты статистической обработки ареального распределения мотивов // История и семиотика индейских культур Америки. - М., 2002. - С. 259-346.
  • Мифология индейцев Латинской Америки: ретроспектива недавних исследований // Американские индейцы: новые открытия и интерпретации. - М.: Наука, 1996. - С. 136-152.
  • Мифы индейцев Южной Америки. - СПб.: Европейский Дом, 1994.
  • Мост через океан: заселение Нового Света и мифология индейцев и эскимосов Америки. New York: The Edwin Mellen Press, 2002.
  • О структуре истории: временные и пространственные составляющие // / Ред. П. В. Турчин и др. - М.: УРСС , 2007. - С. 88-98.
  • Представления о грибах у индейцев Америки // Кунсткамера, этнографические тетради. - СПб., 1998. - Вып. 11. - С. 119-132.
  • Alternative models of middle range society. «Individualistic» Asia vs. «collectivistic» America? // Alternative Pathways to Early State. Vladivostok: Dal’nauka, 1996. - P. 75-83.
  • Central and South American Indian Mythologies: First Results of Computer Processing // Acta Americana (Stokholm - Uppsala). - 1998. - Vol. 6, № 1. - P. 77-102.
  • Some results of comparative study of American and Siberian mythologies: applications for the peopling of the New World // Acta Americana (Stokholm - Uppsala). - 2002. - Vol. 10, № 1. - P. 5-28.
публикации в сети
  • Березкин Ю. . FAQ: Сравнительная мифология . ПостНаука (13 июля 2012). Проверено 12 октября 2013.
  • Берёзкин Ю. Е.

Напишите отзыв о статье "Берёзкин, Юрий Евгеньевич"

Литература

  • Боринская С. // Антропологический форум. - № 5 . - С. 445-458 .

Ссылки

  • . Европейский Университет в Санкт-Петербурге. Проверено 12 октября 2013.

Отрывок, характеризующий Берёзкин, Юрий Евгеньевич

– Вас интересуют книги, Мадонна Изидора?..
«Мадонной» в Италии звали женщин и девушек, когда при обращении им выражалось уважение.
У меня похолодела душа – он знал моё имя... Но зачем? Почему я интересовала этого жуткого человека?!. От сильного напряжения закружилась голова. Казалось, кто-то железными тисками сжимает мозг... И тут вдруг я поняла – Караффа!!! Это он пытался мысленно меня сломать!.. Но, почему?
Я снова взглянула прямо ему в глаза – в них полыхали тысячи костров, уносивших в небо невинные души...
– Какие же книги интересуют вас, Мадонна Изидора? – опять прозвучал его низкий голос.
– О, я уверенна, не такие, какие вы ищете, ваше преосвященство, – спокойно ответила я.
Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще.
– Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
Караффа улыбался... А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте... Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой... Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли... В какой-то степени я даже уважала его...
Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
– Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха... Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»...
И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу...
Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь... Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
– Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор...
Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел... Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь...
– Разрешите Вас покинуть, Ваше преосвященство? – даже не надеясь на положительный ответ, осторожно спросила я.
– К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
– Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...
– Великий дух зарождается в малом теле, мадонна Изидора. Даже святой Иисус когда-то был ребёнком. Я буду очень рад навестить Вас! – и изящно поклонившись, Караффа удалился.
Мир рушился... Он рассыпался на мелкие кусочки, в каждом из которых отражалось хищное, тонкое, умное лицо....
Я старалась как-то успокоиться и не паниковать, но почему-то не получалось. Моя привычная уверенность в себе и в своих силах на этот раз подводила, и от этого становилось ещё страшней. День был таким же солнечным и светлым, как всего несколько минут назад, но в мою душу поселился мрак. Как оказалось, я давно ждала появления этого человека. И все мои кошмарные видения о кострах, были только предвестием... к сегодняшней встрече с ним.
Вернувшись домой, я тут же уговорила мужа забрать маленькую Анну и увезти её куда-то подальше, где злые щупальца Караффы не могли бы её достать. А сама начала готовиться к самому худшему, так как точно знала, что его приход не заставит себя долго ждать. И не ошиблась...
Через несколько дней, моя любимая чернокожая служанка Кея (в то время было очень модно заводить чернокожих слуг в богатых домах) доложила, что «его преосвященство, кардинал, ожидает меня в розовой гостиной». И я почувствовала, что что-то произойдёт именно сейчас...
Я была одета в светло-жёлтое шёлковое платье и знала, что этот цвет мне очень идёт. Но если и был один единственный человек на свете, перед которым мне не хотелось выглядеть привлекательной, то это уж точно был Караффа. Но для переодевания не оставалось времени, и пришлось выходить именно так.
Он ждал, спокойно опершись на спинку кресла, изучая какую-то старую рукопись, коих в нашем доме находилось несметное количество. Я «надела» на себя приятную улыбку и спустилась в гостиную. Увидев меня, Караффа почему-то застыл, не произнося ни слова. Молчание затягивалось, и мне казалось, что кардинал вот-вот услышит, как по предательски громко стучит моё испуганное сердце... Но вот, наконец-то, раздался его восторженный, хриплый голос:
– Вы потрясающи, мадонна Изидора! Даже это солнечное утро проигрывает рядом с вами!
– Вот уж не думала, что кардиналам разрешается говорить дамам комплименты! – с величайшим усилием продолжая улыбаться, выдавила я.
– Кардиналы тоже люди, мадонна, и они умеют отличать прекрасное от простоты... А где же ваша чудесная дочь? Смогу ли я насладиться сегодня двойной красотой?
– Её нет в Венеции, ваше преосвященство. Она с отцом уехала во Флоренцию, навестить её больного кузена.
– Насколько я знаю, в данный момент в вашей семье нет больных. Кто же так внезапно заболел, мадонна Изидора? – в его голосе звучала неприкрытая угроза...
Караффа начал играть открыто. И мне не оставалось ничего, как только встречать опасность лицом к лицу...
– Что вы от меня хотите, Ваше преосвященство? Не проще ли было бы сказать это прямо, избавив нас обоих от этой ненужной, дешёвой игры? Мы достаточно умные люди, чтобы, даже при разности взглядов, могли уважать друг друга.