Пандусы для инвалидов должны отвечать множеству требований. К примеру, иметь определённую ширину и уклон конструкции, а также оборудоваться перилами установленной формы. Эти и другие важные моменты регламентируются СНиП – строительными нормами и правилами.

Терминология

В СНиП используется множество названий тех или иных вещей. Поэтому для большей наглядности и понимания документа стоит обозначить следующие термины:


Разновидности пандусов

Все площадки для инвалидов можно разделить на 2 категории:


Первый тип обычно хранится в специальном помещении. При необходимости, съёмные изделия приносят и устанавливают на лестницу. Соответственно, после подъёма, конструкции вновь убираются в хранилище. Среди таких изделий выделяют:


Стационарные модели также подразделяются на несколько типов:


Нормативные документы

Как было сказано выше, размеры, уклон и другие важные моменты регламентируются строительными нормами и правилами (далее – СНиП). Требования к конструкциям для инвалидов устанавливают следующие нормативные документы:


Требования к входной площадке

Установить одну конструкцию недостаточно. Необходимо также учесть размеры входной площадки (например, верхней части крыльца). Параметры стандартной площадки и другие важные моменты описаны в СП 30-102-99.Согласно данному документу, входные конструкции должны иметь следующие размеры:


Главное требование к входной площадке – обеспечение возможности передвижения инвалидных кресел с максимальным комфортом. По этой причине, её площади должно быть достаточно для поворота или движения кресла. Чтобы обеспечить инвалидам комфортное передвижение, был разработан другой норматив – СП 59.13330.2012. Данный нормативный документ устанавливает иные требования к входным площадкам. В частности:


Общие требования

Определённый уклон, фиксированная ширина пандуса и оснащение его поручнями – основные моменты, которые должны учитываться при проектировании конструкции. Но, помимо этого, изделия должны соответствовать другим, не менее важным требованиям. В частности:


Также стоит отметить следующее:

  • все наружные лестницы необходимо оборудовать пандусом;
  • наклонные спуски должны устанавливаться при перепаде высот от 1,5 см;
  • если высота конструкции более 300 см, вместо наклонного спуска необходимо установить подъёмное устройство;
  • на пути к пандусу не должно быть преград (автомобилей, рекламных щитов, мусорных урн и т. д.).

Подъемник для инвалидов:

Основные требования к пандусам

Как было сказано выше, пандусы для инвалидов должны соответствовать множеству требований. Основные из них – это размеры конструкции, угол наклона, а также форма и высота ограждений.

Габариты

Длина и высота конструкции – взаимосвязанные величины. Чем выше устройство, тем больше будет длина. Единственное постоянное значение – ширина, которая должна быть неизменной на протяжении всего устройства. Согласно СП 59.13330.2012, пандусы должны иметь следующие параметры:


Также стоит отметить понятия «чистой» и «общей» ширины. Первый термин обозначает расстояние от одного борта наклонной площадки до другого. Общая же ширина – дистанция между выступающими поручнями конструкции. Поэтому при проектировании спуска, необходимо использовать «общую» ширину.

Расчёт уклона

Уклон – соотношение длины и ширины конструкции. Рассчитывается данный параметр по формуле: U=H/L, где H – высота, L – длина изделия. При этом получившаяся величина не должна превышать максимальный наклон, описанный в СП 59.13330.2012. Согласно данному документу, максимальные значения следующие:


Например, нужно установить конструкцию длиной 100 см между двумя точками, расположенными на высоте 0 и 10 см. Для расчёта наклона можно воспользоваться формулой: = 0,1 см. Другими словами, получатся значения: 1:10 = 10% = 1°, что вполне соответствует установленным требованиям.

В некоторых случаях допускается нестандартный наклон:

  • 1:12 (8% или 4,8°) – для временных изделий (например, во время реконструкции или ремонта дома) высотой не более 50 см с расстоянием между площадками – не более 600 см;
  • 1:10 (10% или 5,7°) – при высоте конструкции не более 20 см.

Стоит отметить, что лестницы имеют больший наклон, поэтому устанавливать на них пандус – бессмысленно. Во-первых – такая конструкция не будет соответствовать вышеописанным правилам. А во-вторых – взбираться по пандусу с углом в 30-40° будет невозможно.

Ограждения

Для повышения комфорта и ликвидации травматизма, конструкции для инвалидов должны оборудоваться металлическими поручнями. Согласно СП 59.13330.2012, перила должны устанавливаться на всех изделиях, высотой более 0,45 м. Кроме того, в документе указаны следующие требования к ограждениям:


Важные моменты

Помимо общих и основных требований СНиП и СП к наклонным конструкциям, также следует обратить внимание на следующие моменты:


Ненормативные изделия

К сожалению, установить конструкцию, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, удаётся не всегда. Причин для этого может быть множество, например:


По этим и другим причинам, установка обычной модели может оказаться невозможной. Чтобы исправить ситуацию, иногда устанавливаются ненормативные конструкции. Конечно, они могут не отвечать многим требованиям, но зато дают возможность инвалидам попасть в здание.

То, что изделия могут не соответствовать некоторым нормам, не означает, что можно делать наклон в 40° или забывать про ограждения. При проектировании, необходимо учитывать следующие моменты:


Кнопки для вызова

В некоторых случаях нет технической возможности для монтажа стационарной модели. К примеру, главное крыльцо на ремонте, а посетители попадают через дополнительный вход, где нет наклонной конструкции для инвалидов. В подобных случаях, места для входа должны оборудоваться съёмными пандусами с кнопкой для вызова. При нажатии на неё, определённый сотрудник получает сигнал, выходит и устанавливает пандус. Соответственно, после подъёма или съезда инвалида, убирает конструкцию.

Итак, кнопки для вызова должны соответствовать следующим требованиям:


Съезды для тротуаров

Основная проблема малогабаритных групп населения – отсутствие условий для комфортного передвижения. Если в некоторых зданиях или рядом с ними установлены наклонные конструкции, то на пешеходных дорожках всё печально. Как известно, поверхность тротуаров расположена выше дорожного покрытия. Поэтому при пересечении тротуара с автомобильной дорогой, образуется перепад высот. Он, как правило, составляет 10-15 см, что лишает инвалида возможности передвижения без посторонней помощи.

По этой причине, при пересечении дорог, тротуары также должны оборудоваться небольшими пандусами. Они должны соответствовать следующим характеристикам:


Инвалидам недоступны многие вещи. Самое банальное – комфортное и свободное передвижение. По этой причине лестничные конструкции и входы в здания должны оборудоваться наклонными конструкциями. Но самое важное, чтобы пандусы изготавливались в соответствии со СНиП, т.к. это значительно повысит надёжность конструкции и комфорт от использования.

Комментарии 0

Наличие пологих спусков на входах обеспечивают людям с ограниченными возможностями передвижения свободный доступ в жилые и общественные здания наравне со здоровыми людьми. Поэтому такие конструкции должны создавать все необходимые условия для свободного подъезда без каких-либо ограничений.

Согласно существующим нормативам, каждое здание общественного пользования должно иметь хотя бы один вход, оборудованный специальной наклонной поверхностью, которую называют пандус, для проезда инвалидных колясок.

За последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны законодательных структур. Принятые законодательные нормативы содержат статьи, требующие обязательного строительства специальных конструкций и сооружений для возможности передвижения людей, находящихся в инвалидных колясках.

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.


Телескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

Рампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.


Ролл пандус.

Конструкции стационарных спусков

Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.

Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:

  1. верхней горизонтальной платформы;
  2. наклонного спуска для перемещения;
  3. нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.

Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.

При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.

Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.

Действующие строительные нормы

Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:

  • СНиП 35-01-2012;
  • Свод Правил 59.13330.2012;
  • ГОСТ Р 51261-99.

В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.

Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.

Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.

Требования Государственного стандарта и СНиП к устройству пандусов идентичны, но особенность ГОСТ заключается в более подробном изложении к установке перильных ограждений. В нем точно указано, в каких случаях установка перил является обязательной и изложены подробные требования к их конструкции.

Нормативные размеры и конструкции

Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.


Подбор оптимальной ширины.

Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

Предельные углы спуска

Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

Требования к площадкам

Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП 59.13330.2012, их размеры должны соответствовать следующим показателям:

  • ширина — не менее 1850 мм;
  • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
  • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

  • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
  • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
  • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
  • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.


Откидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

Элементы ограждения

Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

  • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
  • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
  • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
  • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
  • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
  • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.


Нормативные размеры поручней.

Как сделать пандус самостоятельно

Установка откидного пандуса для инвалидов в подъезде согласования от жильцов не требует. По закону каждый человек с ограниченной способностью к передвижению имеет право на создание условий, позволяющих ему перемещаться по своему дому. Единственное правило заключается в том, что установленная конструкция не должна создавать помех другим людям, проживающим в этом подъезде.


Чертеж пандуса.

Уклон въезда по направляющим, установленным на стандартный лестничный марш, конечно, не соответствует нормативным требованиям. Но, в присутствии сопровождающего, наличие складного пандуса для инвалидов на лестничный марш намного облегчает процесс подъема в коляске.

К тому же, длина лестничного пролета на первом этаже обычно не превышает 6-ти ступеней. Зато после этого инвалид колясочник сможет свободно въехать в квартиру или воспользоваться лифтом для подъема на верхние этажи.

Необходимые материалы и инструмент

Для изготовления двухколейного откидного пандуса для подъема на площадку первого этажа потребуется приобрести:

  • два гнутых металлических швеллера № 18-24 с толщиной стенки 3-4 мм или 4 неравнополочных уголка 100х65 мм длиной равной длине лестничного марша;
  • профильная труба 25х50 мм длиной ¾ лестницы;
  • 3 стальные дверные петли;
  • 2 метра профильной трубы 25х32 мм;
  • полоса стальная 50х2,5 мм – 0,5 метра;
  • анкерные болты для крепления конструкции к стене;
  • поворотную или сдвижную защелку;
  • сварочные электроды.

Обратите внимание, что для изготовления пандуса рекомендуется использовать не тяжелый горячекатаный, а гнутый тонкостенный швеллер. Он значительно легче, а его жесткости и прочности вполне достаточно для того, чтобы выдержать вес коляски и человека без прогиба. С целью удешевления швеллер можно заменить двумя неравнополочными уголками, сваренными вдоль широкой полки и образующими П-образную конструкцию.


Швеллера.

Из инструмента необходимо иметь сварочный аппарат, болгарку, перфоратор, молоток и монтировку.

Порядок выполнения работ

Положите швеллер на лестницу таким образом, чтобы его плоскость соприкасалась со всеми ступенями, а нижний край упирался в пол входной площадки подъезда. Сделайте отметки уровня верхней ступени, пустого пространства ниже первого и последнего подступенков, а так же в посередине между двумя последними отметками.

В этих трех местах будут приварены соединительные перемычки из профильной трубы, они не должны упираться в ступени лестничного марша. После этого:

  1. приложите второй швеллер к размеченному, скопируйте отметки и обрежьте болгаркой лишнюю длину;
  2. положите швеллера широкой полкой вверх таким образом, чтобы центральные продольные оси соответствовали расстоянию между колесами инвалидной коляски;
  3. измерьте расстояние между внешними краями швеллеров и добавьте к этой величине 300-400 мм, в результате вы получите размер заготовок для соединительных поперечных перемычек;
  4. отрежьте от профильной трубы 25х32 мм три куска необходимой длины и с одного края приварите к ним Т-образные поперечины из такой же трубы, по длине равные размерам поворотных петель;
  5. приварите петли одной стороной к поперечинам;
  6. положите заготовки перемычек на ранее нанесенные отметки так, чтобы один край совпадал с краем швеллера, а второй, с поперечиной, выходил за пределы конструкции на 30-40 см;
  7. приварите перемычки к швеллерам;
  8. положите на лестницу широкой стороной к стене профильную трубу 25х50 мм и с помощью анкерных болтов надежно закрепите ее;
  9. приставьте собранный поворотный каркас пандуса к закрепленной трубе петлями и сделайте несколько сварочных прихваток;
  10. после этого поднимите пандус вертикально и выполните окончательную приварку петель к трубе;
  11. для ровного съезда со швеллера приварите на его краях небольшие плоские пластины по уровню пола;
  12. на последнем этапе устанавливается фиксирующая защелка или задвижка, монтаж которой зависит от ее конструкции;
  13. после окончания монтажа все элементы пандуса необходимо покрыть грунтом и покрасить.

Как видим из инструкции монтаж поворотного пандуса в подъезде пандуса не отличается особой сложностью, но для выполнения работ необходимо обладать сварочными и слесарными навыками.

Видео по теме

В наше время все большее внимание уделяется решению проблем инвалидов. В строительстве находятся решения, помогающие и облегчающие инвалидам проход в различные виды зданий. Вспомогательными приспособлениями оборудуются входы. Лестничные марши уже заранее проектируются с дополнительными поручнями и поверхностями позволяющими движение на колясках. Каждый подъезд по законодательству должен иметь пандус, который позволит въезжать внутрь инвалидной или детской коляске. Что же такое пандусы, какие требования к их возведению, как следует обслуживать подобные сооружения и особенности их эксплуатации будут рассмотрены в данной статье.

Маломобильные группы населения

Вспомогательные сооружения типа пандусов, аппарелей и трапов призваны помочь категориям граждан, которые вынуждены передвигаться с чужой помощью и использовать устройства на колесах. Для подобных групп описаны правила применяемые в строительстве, которые носят название строительные нормы и нормативы (СНиП). Так в пункте № 35.02.2001, а также в правилах строительства № 35.102.2001 указано, что «Маломобильными группами населения (МГH) признаются граждане c проблемами самостоятельного перемещения и ориентацией в окружающей обстановке». Также, есть , и другие правила и требования.

К МГН этими нормами относят:

  • инвалидов;
  • людей с ослабленным здоровьем;
  • беременных женщин;
  • пожилых людей;
  • граждан перемещающих коляски для детей и инвалидов.

К маломобильным группам населения относятся также люди в возрасте; родственники, сопровождающие инвалидов; родители с детьми в колясках и т. п.

Основные правила возведения и монтажа пандусов

Пандус – бетонная или металлическая плоскость, расположенная под уклоном и позволяющая движение колесных механизмов с целью преодоления разновысоких уровней. Применяется в строительстве для движения маломобильных групп населения, инвалидов или транспортных устройств для перемещения грузов. Как правило, пандусы устанавливают вместе с лестницами, а в производственных сооружениях они должны быть в местах, где предполагается частое движение товаров – доставка и выгрузка. Аппарель, рампа, трап являются подвидами пандуса. В нынешнее время СНиП строго предусматривают для всех зданий и производственных помещений наличие подобных конструкций для маломобильных граждан и инвалидов. Альтернативой пандусам могут быть лифты или подъемные платформы. Но это уже более сложные и дорогостоящие конструкции.

Здания, построенные ранее, и не имеющие пандусов, требуют обязательной реконструкции с обустройством подобных сооружений. Делается это при проведении капитального ремонта или по заявлению пользователей. Законами России установлено, что все сооружения и здания должны иметь устройства, которые дублируют лестничные пролеты и облегчают перемещение маломобильных групп населения и колесных механизмов: инвалидных и детских колясок, тележек и носилок на колесах, установлено.

Строение пандуса

Конструкция пандусов состоит из 3-х частей:

  1. Верхняя часть, расположенная горизонтально.
  2. Наклонная плоскость для движения.
  3. Нижняя площадка, расположенная горизонтально.

Руководствуясь строительными нормами и правилами, наклон поверхности, по которой происходит движение, указывается в процентном отношении высоты пандуса (Н) и его длины (L). Величина наибольшего угла наклона пандусов определяется строительными правилами № 59-13330-2012, утвержденным и действующим с 01 января 2013. Эта величина не может быть более пяти процентов, т.е. соотношение Н и L аппарели должно быть 1 к 20, таким образом, для преодоления высоты в один метр требуется наклонная дорожка протяженностью в двадцать метров. Протяженность пролета пандусов у зданий не может превышать 9 метров. Если высота пролета превышает 80 см, следует спроектировать и установить дополнительные площадки, чтобы дать возможность передохнуть.

Важно! При небольших перепадах высот, не превышающих 20 сантиметров, разрешается увеличить угол наклона дорожки въезда до 10%, что составляет примерно 8°.

Поручни и ограждения

Ограждающие бортики, перила и поручни являются необходимыми элементами конструкций пандусов. Ограждение и поручни монтируются вдоль сторон конструкции для прохода маломобильных групп. Также на всех площадках и разновысоких поверхностях, превышающих 45 сантиметров, следует установить ограждающие конструкции. Установка поручней на пандусах производится на уровне 70 и 90 см.

Устройство поручней и перил должно осуществляться в виде непрерывной конструкции с внутренней стороны лестницы. На оконечностях маршей пандусов или лестниц поручни должны выступать на расстояние около 30 см. Внешние оконечности аппарелей должны быть оборудованы бортиками, выступающими на высоту пять сантиметров. Верхние горизонтальные площадки не могут примыкать к стене. Важно то, что ограждения, так же как и вся конструкция пандусов, должны изготавливаться по проектам, соответствующим нормам строительства.

Материалом поручней и бортиков может служить:

  • дерево, обычно твердых сортов;
  • металл – нержавеющая сталь или алюминий;
  • пластик или полимерные изделия.

При проектировании ограждений пандусов в подъездах домов и холлах общественных зданий необходимо рассчитать остаточное пространство на лестничном пролете после монтажа трапов.

Важно! Ширина свободного прохода по лестнице должна быть не менее 90 сантиметров в жилых домах.

Металлические конструкции пандусов

Пандусы бывают различных конструкций. Самые распространенный вид бетонно-кирпичные сооружения. Но иногда к зданию пристраиваются конструкции, сваренные из металла. Горизонтальные площадки и наклонные поверхности изготавливаются из металлических листов, имеющих рифленую поверхность или решетчатую структуру. Это зависит от функционального предназначения спуска.

Ограждения свариваются из стальных труб разного диаметра, швеллера и металлических уголков. Поручни могут также изготавливаться из стальной трубы, окрашенной водоотталкивающей краской, и покрытой антикоррозийными составами. Часто для устройства перил и поручней используют изделия из нержавеющей стали или алюминия. Многие производственные компании и строительные фирмы предлагают изготовление металлических пандусов. При заказе специалисты предприятия изготовителя выезжают на объект, производят оценку ситуации и проводят замеры. В соответствии с пожеланиями заказчика, фирма изготавливает проект и согласовывает его в компетентных организациях. Все это входит в стоимость изготовления всей конструкции, также как доставка материалов, и монтаж пандуса. Цены в зависимости от сложности конструкции варьируются от 14 000 до 20 000 рублей за погонный метр. Что касается металлических аппарелей, устанавливаемых в переходах и на существующих уже ступенях, представляющих собой два параллельных швеллера, то их угол наклона, зачастую, достигает 30 градусов. Поскольку монтируются такие устройства для перемещения на колесах на уже возведенных лестничных маршах, то угол наклона равняется углу подъема ступенек. Людям из маломобильных групп населения, передвигающимся самостоятельно, включая инвалидов на коляске подняться по такой конструкции весьма сложно. Кроме того подъем чреват возможностью опрокидывания или самопроизвольного скатывания. Требования к таким аппарелям предъявляются следующие:

  • ширина – не менее метра;
  • площадки по обеим оконечностям – не менее 1,6 х 1,6 метра.
  • устройство бортиков – высота пять сантиметров по всей длине пандуса.

Испытание пандусов на удобство

Откидные пандусы

Когда нет возможности возвести стационарные пандусы, существует вариант установить рядом с входом откидной вариант. Это весьма актуально для лестниц внутри подъездов, где ширина пролета небольшая и зачастую не превышает 1.6 метра. Стоимость таких конструкций не высока и зависит от его длины. Устанавливается быстро и несложно. Принцип работы откидного пандуса

Из преимуществ откидных пандусов следует отметить следующее:

  1. Монтируется практически на любой лестнице и закрепляется на стенах или на ступенях.
  2. В развернутом состоянии использовать конструкцию можно для любых типов колесных устройств.
  3. В закрытом состоянии не препятствует проходу и не загораживает пространство.
  4. Конструкция проста в использовании, быстро раскладывается и позволяет открыть и закрыть ее без посторонней помощи даже молодым мамам, поскольку вес 2-х метрового устройства всего 4 кг.
  5. Имеет элегантный вид, не требует ухода, поскольку изготавливается из оцинкованной стали.
  6. Не требует ежегодной покраски, из обслуживания необходимо только смазывание петель 1 раз в год.
  7. И самый важный момент – такая конструкция не требует согласований.

Размеры полозьев откидного пандуса в стандартном исполнении составляют 40х200х20 миллиметров, а расстояние между ними составляет 250-300 миллиметров. Такие параметры позволяют движение практически всех колесных конструкций, колясок для инвалидов и тележек.

Замеры для откидного пандуса

Сходы с тротуаров

Одним из разновидностей пандуса можно назвать подъемы и сходы с тротуаров и мостовых. Уровень пешеходной поверхности может значительно превышать проезжую часть. В этом случае следует сооружать конструкции для перемещения маломобильных групп населения. Следует помнить, что ширина подобных съездов не может быть меньше 1.80 метра, поскольку возможно одновременное перемещение инвалидов на встречу друг другу.

Также как и при сооружении пандусов, угол наклона не может превышать пяти процентов. Поскольку по данным сооружениям возможно перемещение колясочников, то при сооружении съездов с пешеходной части возле сооружений и в стесненных условиях, возможно увеличить угол наклона до 10%, но на расстоянии не превышающем десяти метров. Поперечный угол наклона необходимо выдерживать около 1-2%. Следует внимательно отнестись к бордюрам, ограждающим пешеходные дорожки, их высота не может быть более пяти сантиметров. Бордюрный камень на пересечениях проезжей части и пешеходной не следует укладывать выше четырех сантиметров. Аналогично и бордюрные камни ограждающие зеленые насаждения не могут превышать четырех сантиметровый перепад высот, дабы не затруднять движение колясочников.

Некоторые бытовые проблемы устройства пандусов

Нередки ситуации, с которыми сталкиваются жильцы многоквартирных домов, желающие установить в своих подъездах пандусы для облегчения движения колясок. Поскольку любая реконструкция мест общего пользования требует согласования с правлениями жилищно-коммунальных служб, то при проектировании конструкций и установке их проявляется противодействие коммунальщиков. ЖЭКи, ЖЭУ и прочие управляющие компании по разным причинам противятся установки аппарелей у жилых зданий, объясняя это тем, что, якобы, запрещено сооружение подобных устройств без различных согласований архитектурных служб и всех жильцов дома.

Управленцы ссылаются на «Жилищный кодекс РФ» («ЖК РФ»), а именно статью 36, в которой описаны отношения к оборудованию дома как общему имуществу всех жителей. Из чего следует что изменение его, увеличение или уменьшение легитимно, исключительно с письменного согласия всех собственников. Этим самым сильно ущемляются права маломобильных групп населения. В случаях, когда подобная ситуация имеет место, и граждане сталкиваются на почве установки пандусов с коммунальщиками, следует обратить внимание работников коммунальных служб, что ни в «ЖК РФ» ни в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, данного «исключительного» условия нет. А в части 3 статьи 39 “ЖК РФ” указано прямо, что «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» регламентируются Правительством Российской Федерации, а не владельцами и жильцами, в иных случаях подобные «Правила…» могут быть установлены организациями, отвечающими за содержание жилых зданий.

Двери квартир, лифтов и зданий часто становятся "узким местом" на пути движения инвалида на коляске. Чтобы их преодолеть, приходится инвалида с посторонней помощью заносить на руках, а коляску проносить в разобранном или "сжатом" виде. Это обусловлено габаритами кресла-коляски (см. "Габариты коляски").
Для того чтобы правильно понять требования по дверям, имеющиеся в нормативной документации, остановимся подробнее на очень важных понятиях, которые проектировщики часто путают между собой:
Ширина дверного проема в стене
Ширина полотна двери, устанавливаемой в дверной проем
Дверной проем в чистоте
Рассмотрим эти понятия на примере установки одностворчатой распашной двери.
Чтобы установить дверь, необходимо выполнить в стене дверной проем.
Рис. 6.1 Для примера возьмем ширину дверного проема 1000 мм.
Рис. 6.2 После установки дверной коробки просвет уменьшается приблизительно на 100 мм.
Рис. 6.3 ширина полотна двери в данной коробке фактически не превысит 900 мм.
Рис. 6.4 Реальная ширина пространства, которое получит инвалид на коляске, составит 800–850 мм. Чем толще будет распашная дверь, тем меньше останется свободного пространства. Это свободное пространство и есть дверной проем в чистоте. Именно это понятие (не путайте его с другими!) используется в нормативной литературе для определения допустимых размеров дверей.
Дверной проем в чистоте (синонимы: Ширина двери в свету, дверной просвет) – это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне (если дверь распашная) или полностью открытой двери (если дверь раздвижная, как в лифте).
На сегодня проектировщики не придерживаются каких-либо ГОСТов на двери. Обычно в проекте определяется место и размеры проема под будущую дверь. Сама же дверь изготавливается по индивидуальному заказу, в котором уже конкретно уточняется ее конфигурация. Вот поэтому проектировщик должен правильно рассчитать ширину проема в стене под устанавливаемую дверь и четко задать ее конфигурацию (сколько полотен, какого размера).
Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м.
Сейчас Вы понимаете, насколько это широкая дверь. Для того чтобы установить соответствующую нормативным требованиям распашную дверь, проем в стене должен быть даже не 1000 мм, как в нашем примере, а 1050–1100 мм.
С одной стороны, такая широкая дверь действительно удобна инвалидам, так как кресло-коляска проходит в нее легко, с большим "запасом". Нет опасности оцарапать руки о косяки дверей (обычная травма для инвалида).
С другой стороны, двери и косяки останутся целыми, без царапин и повреждений от металлических частей кресла-коляски.
Но, на мой взгляд, этот норматив несколько преувеличен. Такая широкая дверь уместна в крупном торговом или деловом центре, киноконцертном зале, но в рамки обычной жизни она как-то не вписывается.
Надо заметить, что в этой ситуации есть небольшая зацепка.
Так, в "Рекомендациях… Вып. 1" и в альбоме Х. Ю. Калмета установлена несколько меньшая ширина двери в свету – не менее 0,85 м.
Если опираться на эту цифру, то ранее рассмотренный пример с шириной дверного проема в стене 1000 мм может послужить в качестве образца для расчетов.
Следует также отметить, что в ВСН 62-91* ширина в чистоте дверного проема кабины лифта установлена аналогичной – не менее 0,85 м.
А теперь давайте попробуем оценить норматив на двери на примере стандартных дверей (таблица 6.0), обычно устанавливаемых в квартирах жилых домов.
Как мы видим, даже самая большая дверь Д21-9 не соответствует нормативу, так как ей не "достает" в ширине 100–150 мм (а это 15 см!). Выходит, что ни одна из этих дверей не может быть установлена в здании?! Парадоксальная ситуация.
А теперь взглянем на эту ситуацию с другой стороны – с точки зрения потребителя. Снова заглянем в раздел "Габариты коляски" и ответим на вопрос: какие кресла-коляски и в какую дверь реально проходят?

В России большинство инвалидов и дома, и на улице ездят на своей единственной комнатной коляске. И лишь небольшая часть инвалидов для поездки на улицу пересаживается в другую коляску – прогулочную (рычажную). Это связано с ее большими габаритами и большим весом.

Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет ориентировочно 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в дверь пассажирского лифта. Максимальная ширина коляски составляет 670 мм, но, как правило, инвалиды стараются ее по возможности заузить.
Размеры прогулочной коляски составляют 703 мм.
Эти цифры (620-670-703 мм) определяют минимально допустимый дверной просвет.
Таким образом, можно дать характеристику каждой двери с точки зрения проходимости кресла-коляски:
дверь Д21-9 – входит прогулочная и комнатная коляски (хотя прогулочная коляска, скорее всего, оцарапает косяк двери);
дверь Д21-8 – большинство комнатных колясок все-таки "проскользнет" (хотя косяки можно "зацепить", и руки по неосторожности повредить);
дверь Д21-7 – не входит ни одна коляска.
Какие из этого можно сделать выводы?
Надо раз и навсегда забыть о существовании двери Д21-7, потому что это не дверь, а узкая щель, в которую не только инвалид на коляске не проедет, но и полный человек не протиснется.
Эта дверь досталась нам в наследство от малогабаритных "хрущевских квартир", но мы почему-то упорно цепляемся за этот анахронизм. А ведь эта дверь неудобна не только инвалидам, но и обычным людям. Когда она установлена в кладовой или на балконе, в эту дверь не проходит отечественная зимняя детская коляска. Приходится семьям с грудными детьми одну коляску держать в прихожей, а на балконе для сна младенца на свежем воздухе ставить вторую.
Даже если Вы выполняете проект, не требующий обеспечения доступа инвалидов, забудьте об этой двери! Замените ее на дверь Д21-8. Разница всего в 10 (!) см, а качественные характеристики здания или помещения улучшаются на порядок.
Можно и нужно устанавливать двери Д21-9 там, где требуется обеспечить доступ инвалида на коляске. Если установка двери Д21-9 технически невозможна, в порядке исключения допустима замена ее на дверь Д21-8.
Конечно, когда выполняется проект на строительство нового общественного здания (магазина, библиотеки, кинозала, поликлиники и т. п.), необходимо выполнять требования норматива и обеспечивать на путях движения инвалида-колясочника ширину всех дверей в свету не менее 0,9 м, включая двери в специализированные туалетные кабинки для инвалидов. Тогда здание будет просторное, косяки дверей целые, а колясочники довольные.
Но когда речь идет о реконструкции существующего здания, о перепланировке жилой квартиры на 1 этаже под магазин, о строительстве типового панельного жилого дома, надо исходить из реальных возможностей и ориентироваться на минимально допустимый дверной просвет, приведенный выше. Это может быть одна из типовых дверей, а может быть дверь по индивидуальным размерам.
Если Вы установите дверь Д21-9, то тем самым обеспечите доступ практически всем инвалидам-колясочникам.

Если в каком-то конкретном проекте реконструкции или проекте на строительство типового панельного жилого дома Вам удастся заменить дверь Д21-7 не на Д21-9, а всего лишь на Д21-8, то это будет тоже маленькая победа. И этой победе будет рада большая часть инвалидов на комнатных колясках.
Предлагаем Вам сравнить нормативы на двери в России и Великобритании (таблица 6.1)
В отличие от России, где установлены единые стандарты на двери, в строительных нормах и правилах Великобритании ("Building Regulations") входные двери подразделяются на наружные и внутренние.
А теперь попробуем решить маленькую задачку.
Ширина дверного проема в стене составляет 1500 мм.
Какую распашную дверь Вы установите, чтобы обеспечить доступ инвалидов: симметричную двустворчатую или полуторастворчатую? Ответы смотрите на рис. 6.5 и 6.6.

Казалось бы, какая разница? Ведь второе полотно можно открыть. В том-то и дело, что оно, как правило, закрыто. Значит, инвалиду-колясочнику каждый раз (!) придется суетиться и искать, кто бы открыл ему вторую половинку. Хорошо, если удастся. А если в двери шпингалет сломан, и дверное полотно по-российски просто заколочено гвоздями?
А теперь представьте, что инвалиду надо выйти из подъезда, посетить в течение дня несколько магазинов, аптеку, вернуться домой. И каждый раз на его пути будут эти узкие половинки, напоминающие инвалиду о его неполноценности, ущербности и зависимости от других.
А Вам самим-то удобно протискиваться в эту узкую половинку двери, в которую зимой почему-то людей заставляют одновременно входить и выходить, вызывая столпотворение?
Двустворчатая симметричная дверь может быть запроектирована, если проем в стене будет не менее 1900–2000 мм (рис. 6.7), и ширина в свету каждого полотна составит не менее 850–900 мм.
К сожалению, ни в ВСН 62-91* , ни в других нормативах нет четкой формулировки, как правильно проектировать двустворчатые двери.
Тем не менее, это правило существует в мировой практике.
Требования, предъявляемые к двустворчатым дверям, есть в эскизах Х. Ю. Калмета. Они также представлены в эскизах "Рекомендаций… (Вып. 1)" на стр.17.
Попробуем сформулировать это правило так, чтобы оно было универсальным:
Ширина хотя бы одного из дверных полотен должна быть не менее 900–950 мм. Как правило – двери не симметричные, а полуторные.
То же самое можно сказать другими словами: Проем в чистоте хотя бы одного из дверных полотен должен быть не менее 850–900 мм. Как правило – двери не симметричные, а полуторные.
О том, до какого минимально допустимого уровня могут быть уменьшены эти цифры при реконструкции существующего здания, перепланировке жилой квартиры на 1 этаже под магазин, строительстве типового панельного жилого дома и в других аналогичных случаях, мы уже рассмотрели чуть выше.

При разработке проекта проектировщик должен:
- четко задать направление открывания каждой из одностворчатых дверей здания или помещения (правая или левая навеска полотна);
- если дверь двустворчатая, то указать, какое полотно будет рабочим, исходя из конкретной ситуации.
Обычное явление, когда проектировщики не обращают внимание на направление открытия дверей, считая это "мелочью". Но в архитектуре мелочей не бывает. Именно эта "мелочь" может резко ухудшить уровень комфортности помещения, а для некоторых категорий инвалидов – сделать его недоступным.
На рис. 6.8 и 6.9 в достаточно типичном боковом входе с улицы в здание представлены два разных варианта направления открывания дверей. Предположим, что это продуктовый магазин.
На рис. 6.8 двери установлены так, что они при открывании:
- создают помехи обычным посетителям, уменьшая пространство для их перемещения и усложняя траекторию их движения;
- при движении встречных потоков людей в зонах 1 и 2 образуются места затора и скопления посетителей;
- весьма вероятно получение людьми травм резко открытой дверью;
- если охрана магазина попытается занести инвалида на коляске внутрь, то обходить дверь внутри небольшого тамбура будет или крайне сложно, или сделать им это вообще не удастся.
На рис. 6.9 двери установлены удобно для посетителей. Обратите внимание, что в полуторастворчатой двери, ведущей в торговый зал, маленькое открытое полотно перекрывает на пути движения покупателей гораздо меньшее пространство. Так как обычно маленькое полотно является нерабочим и постоянно закрыто, то фактически поток людей пойдет по кратчайшему пути.
Рассмотрим еще один пример: двери в тамбуре установлены со смещением относительно друг друга.
На рисунках 6.10 и 6.11 представлены два противоположных решения открывания дверей. Вывод очевиден: в первом варианте установки дверей (рис. 6.10) инвалид на коляске в здание не попадет.

Печальный опыт показывает, что очень часто строители вместо того, чтобы установить двери, как предусмотрено проектом (рис. 6.11), самовольно меняют проектное решение и устанавливают дверь, как на рис. 6.10. Им не понятно, почему две установленные друг за другом одинаковые двери должны открываться по-разному. Господа архитекторы! Осуществляйте авторский надзор за строительством своего объекта. Объясняйте строителям, почему дверь должна открываться в эту, а не в другую сторону. Только так Вам удастся перетянуть строителей на свою сторону и искоренить эту типовую ошибку строительства.
На рис. 6.12 представлен еще один типовой вариант установки входных дверей. Обратите внимание на расположение основных рабочих полотен дверей (широких) и направление их открывания. Так как в холодный период года посетителей вынуждают проходить тамбур не по прямой, а по диагонали, важно, чтобы рабочее полотно дверей тамбура открывалось к стене. Это будет удобно для посетителей и позволит проехать через тамбур инвалиду на коляске.
Направления открывания дверей в туалетах и при наличии пандуса у входа в здание рассмотрены в соответствующих разделах.
Открытые проемы в стене должны иметь ширину в чистоте не менее 0,9 м.
Широкая дверь, установленная внутри помещения, еще не гарантирует, что инвалид-колясочник в нее попадет. Например, на пути в туалет инвалид должен проехать через открытый проем в стене (типа арки). Если в проекте реконструкции проектировщик расширил дверь в туалет, но забыл расширить этот открытый проем, деньги будут выброшены на ветер. На мой взгляд, практически нет никаких сложностей в выполнении этого требования, и нет смысла пытаться уменьшить эту цифру. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в "Рекомендациях…Вып.1" допускается размер проема шириной 0,85 м.
Двери в здания и помещения на путях движения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства, высота порога не должна превышать 2,5 см.
Для сравнения: в Великобритании высота порогов не должна превышать 1,3 см.
В современных дверных пакетах по типу европейских пороги действительно минимальные. В связи с этим возникла некоторая проблема.
Как правило, во всех магазинах Екатеринбурга в районе входных дверей на пол укладывается специальное покрытие – коврик (типа "ершика" и т. п.) для вытирания ног и противоскольжения. Обычно коврики предпочитают укладывать внутри тамбура. Однако при минимальных порогах коврик будет препятствовать открыванию двери внутри тамбура.
Чтобы этого избежать, проектировщик и собственник будущего объекта должны обсудить этот вопрос и в случае необходимости предусмотреть в проекте небольшое углубление в полу тамбура под будущий коврик (типа ниши под железные решетки в полу). Глубина этой ниши должна быть определена исходя из высоты выбранного собственником конкретного покрытия (ориентировочно 1 см). Главное – не переборщить, иначе в полу тамбура появится незапланированная яма, если ниша окажется слишком глубокой или собственник решит заменить коврик на другой. Нишу можно выполнить по всей ширине тамбура или по ширине рабочего полотна, если двери двустворчатые (рис. 6.13). Следует заметить, что коврик, уложенный в нишу, не скользит по полу. Это предохраняет людей от падения.

Обратные действия (то есть повышение порогов внутри тамбура для решения проблемы) недопустимы, так как порогов внутри тамбура после укладки коврика действительно не будет, но зато увеличится перепад высот перед тамбуром и после тамбура, то есть:
- порог между площадкой у наружной входной двери и тамбуром;
- порог между тамбуром и уровнем пола в торговом зале.
Применение дверей на качающихся петлях и дверей-"вертушек" на путях передвижения инвалидов не допускается. Рекомендуется оборудовать двери специальными приспособлениями для фиксации полотна в положении "закрыто" и "открыто".
При наличии контроля на входе следует в необходимом количестве предусматривать контрольные устройства, приспособленные для пропуска различных категорий инвалидов.
Например, при входе в метро или на стадион часто устанавливают узкие пропускные турникеты. Помимо стандартных турникетов, необходимо предусмотреть другие, обеспечивающие беспрепятственное передвижение разных категорий маломобильных граждан (в том числе инвалидов на колясках).
Двери рекомендуются створчатые или раздвижные с автоматическим открыванием.
Открывание либо закрывание автоматических или полуавтоматических дверей должно происходить не быстрее 5 сек., чтобы не сбить с ног медленно передвигающегося инвалида. При проектировании стеклянных автоматически открывающихся дверей необходимо предусматривать их яркую маркировку на высоте 1,5 м от уровня пола.
В полотнах входных дверей в здания следует предусматривать смотровые панели из противоударного стекла, нижняя часть которых должна располагаться не выше 0,9 м от уровня пола. В качестве остекления дверей следует применять закаленное или армированное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м должна быть защищена противоударной полосой.
Смотровые панели в дверях обеспечивают видимость и тем самым создают условия безопасности для инвалида, приблизившегося к двери. Если панелей в дверях не будет, то, например, инвалида на костылях могут легко сбить с ног резко открытой дверью.
Ручки дверей должны иметь поверхность, удобную для схватывания рукой, и позволять легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья.
Максимальное усилие для открывания и закрывания двери должно быть не более 2,5 кг.
Двери, открываемые с большим усилием, – серьезная проблема для инвалидов на костылях и колясочников. Такие двери им невозможно или небезопасно открывать без посторонней помощи.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
УСТРОЙСТВА ОПОРНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ.


Типы и технические требования

ОКС 11.180 ОКП 94 5210

Дата введения 2000-01-01

Предисловие.

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 Настоящий стандарт разработан по федеральной комплексной программе "Социальнаяподдержка инвалидов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от16 января 1995 г. № 59

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения.

Настоящий стандарт распространяется на стационарные опорные реабилитационные устройства (далее - опорные устройства), устанавливаемые в доступных для инвалидов общественных зданиях, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта. Опорные устройства предназначены для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски. Стандарт устанавливает типы опорных устройств и технические требования к опорным устройствам.

Стандарт не распространяется на опорные технические средства реабилитации инвалидов, предназначенные для индивидуального пользования (костыли, ходунки, трости, подножки, подлокотники и спинки кресел-колясок и др.).

2 Нормативные ссылки.

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 14193-78 Монохлорамин ХБ технический. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ Р 15.111-97 Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 51079-97 1 (ИСО 9999-92) Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация

ГОСТ Р 51090-97 Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

3 Определения и сокращения.

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

инвалид: Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

ограничение жизнедеятельности: По ГОСТ Р 51079 ;

опорное устройство: Вспомогательное техническое средство, предназначенное для опоры и поддержки людей в процессе их перемещения (при ходьбе, при поездке в транспортном средстве и т.д.);

стационарное опорное устройство: Опорное устройство, закрепленное на соответствующем элементе конструкции здания, сооружения или транспортного средства;

стационарное опорное реабилитационное устройство для инвалидов: Стационарное опорное устройство, обладающее специальными свойствами, которые учитывают реабилитационный потенциал пользователей-инвалидов, в том числе с нарушением статодинамической функции, позволяя в той или иной степени компенсировать, ослаблять или нейтрализовать ограничение способности инвалидов к самостоятельному передвижению;

общественное здание, доступное для инвалидов: Общественное здание, отвечающее установленным требованиям доступности и безопасности для инвалидов;

общественное сооружение, доступное для инвалидов: Общественное сооружение, отвечающее установленным требованиям доступности и безопасности для инвалидов;

средство общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов: По ГОСТ Р 51090;

реабилитационный потенциал: По ГОСТ Р 15.111 ;

вспомогательное посадочное устройство: По ГОСТ Р 51090 ;

кресло-коляска: кресло-коляска, соответствующее требованиям ГОСТ Р 51083 .

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

Стационарное опорное реабилитационное устройство для инвалидов - опорное устройство;

Общественное здание, доступное для инвалидов, - здание;

Общественное сооружение, доступное для инвалидов, - сооружение;

Средство общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов, -транспортное средство;

СНиП - строительные нормы и правила.

4 Типы опорных устройств.

4.1 Опорные устройства подразделяют на:

а) в зависимости от назначения:

Поручни;

Ручки-опоры;

б) по конструктивному исполнению:

Неразъемные, имеющие цельную конструкцию в соответствии с назначением;

Модульные, позволяющие получать различные по конфигурации и назначению опорные устройства, например поручни-стойки.

4.2 Поручни подразделяют на:

а) в зависимости от возрастной категории пользователей-инвалидов:

Одиночные для взрослых;

Одиночные для детей;

Парные, когда поручни для взрослых и для детей расположены в одной плоскости параллельно друг другу и на различной высоте в зависимости от возрастной группы пользователей -инвалидов;

б) в зависимости от места крепления:

Настенные;

Потолочные;

Лестничные;

Дверные;

Поручни пандусов, сидений и др.;

в) по конфигурации:

Прямые, имеющие только один прямой участок;

Комбинированные, имеющие, как минимум, два прямых участка, расположенных под углом друг к другу.

5 Технические требования.

5.1 Общие требования к опорным устройствам

5.1.1 Опорные устройства следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

5.1.2 Выбор типа опорного устройства и места (расположения) его установки в конкретном здании, сооружении или транспортном средстве следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, СНиП, стандартов на указанное здание, сооружение или транспортное средство.

5.1.3 Опорные устройства, предназначенные для пользования инвалидами, сидящими в креслах-колясках, необходимо устанавливать так, чтобы свободные участки этих опорных устройств при любом их положении находились в пределах зоны досягаемости инвалидов в креслах-колясках (приложение А), на высоте не более 1100 мм от уровня пола.

5.1.4 Конструкция и размещение опорных устройств в зданиях, сооружениях и транспортных средствах должны исключать возможность травмирования людей - пользователей зданий, сооружений и пассажиров транспортных средств, в том числе людей с нарушением функции зрения.

5.1.5 Минимальная длина свободного участка опорного устройства в любом его положении должна быть не менее 100 мм для захвата всей кистью руки.

5.1.6 Форма и размеры опорных устройств должны обеспечивать максимальное удобство их захвата и стабильную фиксацию кисти руки для каждой конкретной ситуации в процессе пользования. При этом поручни, устанавливаемые в зданиях и сооружениях, должны быть круглого сечения диаметром не менее 30 мм (поручни для детей) и не более 50 мм (поручни для взрослых) или прямоугольного сечения толщиной от 25 до 30 мм.

Опорные устройства (поручни, стойки и ручки), устанавливаемые в транспортных средствах, должны иметь круглое поперечное сечение или сечение, близкое к круглому. Диаметр их поперечного сечения должен составлять от 32 до 38 мм. Для поручней или ручек на створках дверей или сиденьях транспортных средств допускается минимальный диаметр поперечного сечения от 15 до 25 мм.

5.1.7 Расстояние между опорным устройством и ближайшим элементом оборудования или стенками помещения должно быть не менее 40 мм (рисунок 1а). Допускается уменьшение этого расстояния до 35 мм для поручней и ручек, устанавливаемых на створках дверей и сиденьях транспортных средств.

Рисунок 1 - Размеры свободного пространства между опорным устройством и ближайшим оборудованием или стенками помещения.

Опорные устройства могут быть расположены в нише, если эта ниша имеет глубину Т не менее 70 мм и высоту Н над опорными устройствами не менее 450 мм (рисунок 16).

5.1.8 Поверхность опорных устройств, а также любая стенка или поверхность вблизи них должны быть ровными и гладкими или рифлеными (только для поверхности опорных устройств) без острых кромок и заусенцев. Рифленая поверхность опорных устройств должна иметь ребра с закруглением, радиус которого не менее 3 мм.

5.1.9 Опорные устройства, используемые в условиях низкой температуры окружающей среды, должны быть изготовлены из материалов или покрыты материалами, которые обладают низкой теплопроводностью.

5.1.10 Опорные устройства, захватываемые одной рукой, необходимо размещать на стороне соответственно действующей правой или левой руки инвалида в пределах досягаемости при сгибе ее в локтевом суставе под углом 90°-135° и приложении усилия по направлению прямо "на себя -от себя".

5.1.11 Пространственное расположение прямых участков опорных устройств (горизонтальное, вертикальное, комбинированное, наклонное) должно быть определено в зависимости от характера и особенностей приложения захватывающих и удерживающих усилий при соблюдении соответствия с направлением движения инвалида и (или) с направлением движения объекта, в котором находится инвалид (например, транспортного средства или подъемного устройства).

5.1.12 При наличии сотрясений, вибраций, ускорений, действующих на инвалида в процессе пользования опорным устройством (например, в транспортном средстве), это опорное устройство должно обеспечивать опору:

Локтю - при больших (широких) захватах опорного устройства кистью руки с предплечьем;

Предплечью - при захватах опорного устройства кистью руки;

Запястью - при захватах опорного устройства пальцами.

5.1.13 Опорные устройства должны иметь контрастную расцветку, позволяющую инвалидам, в том числе с нарушением функции зрения, легко и быстро находить опорные устройства и пользоваться ими.

5.1.14 Опорное устройство должно сохранять прочность, не должно поворачиваться или смещаться относительно крепежной арматуры и должно выдерживать усилие, значение которого составляет не менее 500 Н, приложенное к любой его точке в любом направлении без остаточной деформации составных частей опорного устройства и конструкции, к которой оно крепится.

5.1.15 Опорные устройства должны быть снабжены элементами, обеспечивающими их закрепление на месте установки.

5.1.16 Опорные устройства должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150 для видов климатического исполнения У1 и У1.1 при эксплуатации вне помещений и УХЛ 4.2 - при эксплуатации внутри помещений.

5.1.17 Для изготовления опорных устройств используют материалы, разрешенные к применению Минздравом России.

Материалы, применяемые для изготовления опорных устройств, не должны содержать ядовитых (токсичных) компонентов.

5.1.18 Металлические опорные устройства должны быть изготовлены из коррозионно-стойких материалов или защищены от коррозии защитно-декоративными покрытиями в соответствии с требованиями ГОСТ 9.032 , ГОСТ 9.301 , ГОСТ 9.303 .

5.1.19 Наружные поверхности опорных устройств должны быть устойчивы к воздействию 1%-го раствора монохлорамина ХБ по ГОСТ 14193 и растворов моющих средств, применяемых при дезинфекции.

5.2 Дополнительные требования к опорным устройствам пандусов

5.2.1 Пандусы наземных и подземных пешеходных дорожек, имеющие высоту подъема Н более 150 мм или горизонтальную проекцию наклонного участка пандуса L протяженностью более 1800 мм (рисунок 2), должны быть оборудованы поручнями по обеим сторонам, удовлетворяющими требованиям 5.1 и нижеследующим требованиям.


Рисунок 2 - Основные параметры пандусов наземных и подземных пешеходных дорожек.

1 - горизонтальная площадка; 2 - наклонная поверхность пандуса; 3 - горизонтальная площадка.

5.2.2 Пандусы, предназначенные для передвижения инвалидов в креслах-колясках, должны быть оснащены с обеих сторон одиночными или парными поручнями (рисунок Б. 1).

5.2.3 Поручни пандусов должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длины наклонного участка пандуса на примыкающие к этому участку горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм каждый, как показано на рисунке Б.2.

5.2.4 Поверхность поручней пандусов должна быть непрерывной по всей длине и должна быть строго параллельна поверхности самого пандуса с учетом примыкающих к нему горизонтальных участков.

5.2.5 ;Концы поручней пандусов должны быть либо скруглены, либо прочно прикреплены к полу, стене или стойкам, а при парном их расположении - соединены между собой (рисунок Б.2).

5.3 Дополнительные требования к опорным устройствам лестниц

5.3.1 Доступные для инвалидов лестницы на входе в здания и сооружения, а также внутри зданий и сооружений должны иметь по обеим сторонам и по всей длине ограждения с одиночными или парными поручнями, удовлетворяющими требованиям 5.1 и нижеследующим требованиям.

5.3.2 Поверхность лестничных поручней должна быть непрерывной по всей длине лестничного марша.

Внутренние поручни на изломе лестницы должны быть всегда непрерывными, как показано на рисунке В.1.

5.3.3 Лестничные поручни должны иметь с обеих сторон участки, выходящие за пределы длины лестничного марша вверху, как минимум, на 300 мм и внизу, как минимум, на 300 мм с прибавлением глубины одной ступени лестницы А, как показано на рисунке В.2. Указанные участки должны быть горизонтальными.

5.3.4 Высота охватываемой поверхности лестничного поручня над наплывом лестничной ступени должна быть, мм:

Для верхнего парного поручня - 900;

Для нижнего парного поручня - не менее 700 и не более 750.

5.3.5 Поверхность лестничного поручня не должна перекрываться стойками, другими конструктивными элементами или препятствиями.

5.3.6 Концы лестничного поручня должны быть скруглены или прочно прикреплены к полу, стене или стойке, а при парном их расположении - соединены между собой (рисунок В.2).

5.4 Дополнительные требования к опорным устройствам в туалетных, ванных и душевых комнатах зданий и сооружений

5.4.1 Туалетные, ванные и душевые комнаты (кабины), доступные для инвалидов, в том числе инвалидов, перемещающихся в креслах-колясках, должны быть оснащены поручнями, отвечающими требованиям 5.1 и нижеследующим требованиям.

5.4.2 При выборе типов поручней [в соответствии с 4.1, перечисление б) и 4.2], количества поручней, вариантов их размещения и способов монтажа в туалетных, ванных и душевых комнатах должен быть обеспечен беспрепятственный, удобный и безопасный доступ инвалидов, в том числе инвалидов в креслах-колясках, к санитарно-техническому и другому оборудованию указанных помещений, а также созданы условия, позволяющие инвалидам самостоятельно пользоваться туалетом, ванной и душем.

5.4.3 Поручни в туалетной комнате или туалетной кабине не должны препятствовать фронтальному или боковому подступу инвалида, перемещающегося в кресле-коляске, к унитазу.

5.4.4 В туалетной комнате или в туалетной кабине, доступной для инвалидов в кресле-коляске, должны быть установлены, как минимум, два горизонтальных поручня, один из которых размещают сбоку от унитаза со стороны ближайшей к унитазу стены, а другой - позади унитаза (рисунок Г.1) или с другого бока унитаза (рисунок Г.2).

5.4.5 В случае, если в туалетной комнате предусмотрен боковой подступ инвалида в кресле-коляске к унитазу, то при установке двух боковых поручней один из них, расположенный со стороны подступа к унитазу, должен быть поворотным или откидным (рисунок Г.З). Размеры и размещение откидного парного поручня должны соответствовать указанным на рисунке Г.4.

5.4.6 Концы боковых откидных и поворотных поручней должны быть скруглены, а поручней парного типа - соединены между собой (рисунок Г.5).

5.4.7 Для обеспечения удобства при пользовании настенным писсуаром в общественных туалетах, доступных для инвалидов, должны быть предусмотрены поручни комбинированного типа (рисунок Г.6).

5.4.8 В ванных комнатах, доступных для инвалидов, должны быть предусмотрены, как минимум, прямые поручни одиночного и (или) парного расположения (рисунок Г.7).

При этом горизонтальный участок поручней ванны (для парных поручней - участок верхнего поручня) должен располагаться на высоте от 850 до 900 мм от уровня пола ванны, а горизонтальный участок нижнего парного поручня - на высоте не более 200 мм от верхней кромки ванны.

5.4.9 В душевых комнатах, доступных для инвалидов, должны быть предусмотрены, как минимум, прямые или комбинированные горизонтальные поручни (рисунок Г.8).

5.4.10 В туалетных, ванных комнатах и других местах общего пользования, где установлены раковины умывальников, следует предусматривать поручни для опоры инвалидов при пользовании умывальниками (рисунок Г.9).

5.5 Дополнительные требования к опорным устройствам транспортных средств

5.5.1 Опорные устройства транспортных средств должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р51090 и настоящего стандарта в части, их касающейся.

5.5.2 Выбранные типы опорных устройств (в соответствии с 4.1 и 4.2), количество и расположение их в транспортном средстве должны обеспечивать

пассажирам-инвалидам, использующим технические средства реабилитации (кресла-коляски, транспортные коляски, костыли, трости и др.), в любой конкретной ситуации как при посадке в транспортное средство и выходе из него, так и во время нахождения внутри транспортного средства (стоя, сидя или перемещаясь) беспрепятственное и непрерывное пользование опорным устройством.

5.5.3 Места, предназначенные для размещения пассажиров-инвалидов в креслах-колясках, должны быть оборудованы горизонтальными поручнями, расположенными вдоль боковых стенок транспортных средств на высоте от 900 до 1100 мм от поверхности пола.

5.5.4 Проходы пассажирских дверей, доступных для инвалидов, должны быть оснащены по обеим сторонам поручнями, стойками или ручками, которые должны иметь в соответствии с требованиями 5.1.5 свободные участки, за которые инвалид как стоящий на дороге (остановочном пункте или пассажирской платформе) у пассажирской двери, так и находящийся в дверном проеме или тамбуре транспортного средства, в том числе на любой ступеньке транспортного средства со ступенчатым входом, может удобно держаться (двумя или одной рукой) при посадке в транспортное средство.

Эти участки опорных устройств должны быть расположены по вертикали на высоте (900±100) мм от поверхности дороги (остановочного пункта или пассажирской платформы), на которой находится пассажир-инвалид, или от поверхности каждой ступеньки, а по горизонтали:

а) для транспортного средства с бесступенчатым входом - не должны выступать наружу за дверной порог, а также отстоять внутрь транспортного средства более чем на 300 мм по отношению к данному дверному порогу;

б) для транспортного средства со ступенчатым входом - не должны выступать наружу за внешний край любой ступеньки, а также отстоять внутрь транспортного средства более чем на 300 мм по отношению к внутренней границе любой ступеньки.

5.5.5 Поручни в дверях троллейбусов и трамваев должны быть изготовлены из изоляционного материала или иметь механически прочную изоляцию, значение сопротивления которой

составляет не менее 1 МОм при поверхности контакта 1 дм 2 .

5.5.6 Центральный проход между продольными рядами сидений, предназначенных для пользования инвалидами, и накопительная площадка в салоне наземных и подземных транспортных средств должны быть оснащены потолочными горизонтальными поручнями, которые должны быть непрерывны, за исключением зон расположения дверных проемов.

Спинки поперечных сидений, предназначенных для инвалидов, должны иметь опорные поручни или ручки, обеспечивающие удобство пользования ими.

5.5.7 Опорные устройства, расположенные внутри транспортного средства, не должны создавать препятствий для посадки в транспортное средство пассажиров-инвалидов, использующих кресла-коляски, и для размещения их в этом транспортном средстве на площадках в соответствии с ГОСТ Р 51090 , не должны создавать помех для перемещения других пассажиров и должны исключать возможность травмирования пассажиров, в том числе пассажиров с нарушением функции зрения, пользующихся данным транспортным средством.

5.5.8 В туалетном помещении (санузле) транспортного средства, доступном для инвалидов, в том числе для инвалидов, перемещающихся в креслах-колясках или в транспортных колясках, должны быть предусмотрены:

а) как минимум, один горизонтальный поручень длиной не менее 1000 мм, смонтированный, как минимум, на одной из сторон туалетного помещения на высоте от 800 до 900 мм от уровня пола туалетного помещения;

б) два горизонтальных парных поручня круглого сечения длиной не менее 650 мм, консольно прикрепленных к задней стене туалетного помещения симметрично с обеих сторон унитаза на высоте от 800 до 850 мм от поверхности пола и на расстоянии 600 мм друг от друга.

При этом оба парных поручня или один из них, расположенный со стороны подступа к унитазу, выполняют откидными (откидным) или поворотными (поворотным). Откидные или поворотные поручни должны разворачиваться соответственно в вертикальной или горизонтальной плоскостях и фиксироваться в рабочем положении.

5.6 Дополнительные требования к опорным устройствам вспомогательного оборудования (подъемников, рамп) для посадки инвалидов в транспортные средства

5.6.1 Платформы подъемников должны быть оборудованы парными поручнями, расположенными по боковым краям платформы на расстоянии 200-250 мм от края платформы, примыкающего к проему двери транспортного средства, и позволяющими удобно и крепко за них держаться пассажирам-инвалидам как сидящим в креслах-колясках, так и стоящим на платформе во время работы подъемника.

5.6.2 Поручни платформ подъемников должны иметь свободные участки длиной не менее 300 мм. Нижний парный поручень должен находиться над платформой на высоте не менее 750 мм, а верхний - на высоте не более 900 мм.

5.6.3 Если на рампах предусмотрены парные поручни, то они должны соответствовать требованиям 5.1 и позволять инвалидам удобно и крепко держаться за эти поручни снаружи транспортного средства во время начала посадки и продолжать пользоваться ими в течение всего процесса посадки.

5.6.4 Поручни рампы должны быть расположены на высоте от 750 до 900 мм над поверхностью рампы.

5.6.5 Поручни подъемных устройств для посадки инвалидов в транспортное средство должны выдерживать нагрузку, значение которой составляет не менее 500 Н, сконцентрированную в любой точке поручня, без остаточной деформации их элементов.

5.6.6 Поручни подъемных устройств для посадки инвалидов в троллейбусы и трамваи должны иметь изоляционное покрытие в соответствии с требованиями 5.5.5.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое). Зона досягаемости для инвалидов в кресле-коляске.


Рисунок А.1 - Зона досягаемости для инвалидов-мужчин в кресле-коляске.


Рисунок А.2 - Зона досягаемости для инвалидов-женщин в кресле-коляске.

Рисунок Б.1



Рисунок Б.2

ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое). Пример расположения лестничных поручней в зданиях и сооружениях.



Рисунок В.1



Рисунок В.2

Примечание - х > 300 мм;

у > 300 мм + ширина проступи (^).

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое). Примеры оборудования поручнями туалетных комнат или кабин ванных и душевых комнат в общественных зданиях и сооружениях.


Рисунок Г.1


Рисунок Г.2


Рисунок Г.3


Рисунок Г.4


Рисунок Г.5


Рисунок Г.6


Рисунок Г.7

1 - зона размещения органов управления; 2 - сиденье


Рисунок Г.8

950min г 1200та

1 - зона размещения органов управления Рисунок Г.8


Рисунок Г.9

Текст документа сверен по:

официальное издание

М.: ИПК Издательство стандартов, 1999

НА территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51079-2006 -Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 51083-97 Кресла-коляски. Общие технические условия