ЛИТЕРАТУРА

Анурин В.Ф. Постиндустриальное и/ или коммунистическое общество // Социологические исследования. - 1999. № 7.

Ахиезер А.С., Яковенко И.Г. Что такое общество? // Общественные науки и современность. - 1997. № 3.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ .- М., 1999.

Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях “общество” и “социальное”// Социологические исследования. - 2003. № 8.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. - СПб., 1999.

Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем . - М., 1994.

Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М., 2001.

Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. - М., 1996.

Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. - 1997. № 3.

Зиммель Г. Экскурс по проблеме: Как возможно общество // Вопросы социологии. - 1993. № 3. С.16-26.

Лазебникова А.Г., Кинкулькин А.Т. Социальная деятельность людей и развитие общества // Социально-политический журнал. - 1996. № 1.

Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. – М.: Academia, 2001.

Луман Н. Почему необходима «системная» теория? // Проблемы теоретической социологии. - СПб.: Петрополис, 1994.

Морозов Е.И. Теория социальных систем: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер 18. – 1996. № 2.

Мостовая И.В., Угольницкий Г.А. Социальное пространство // Социологические исследования. - 1999. № 3.

Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ . - М., 1997.

Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. - 1998. № 1.

Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб., 2001.

Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции // Социологические исследования. – 2004. № 8.

Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. - 1995. № 1.

Саенко Ю.И. Состояние общества, к вопросу о его измерении // Социологические исследования. - 1997. № 10.

Шильз Э. Общество и общества // Американская социология. - М.,1970.- С.341–359.

Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. – М., 1996.

Щепанский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск . - М., 1969.

1. Различие и неравенство. Причины и значение социального неравенства.

2. Социальная структура и ее исторические типы. Социальная стратификация.

3. Социальная мобильность и групповая замкнутость. Маргинальность.


4. Социальная структура российского общества в ХХ веке.

Вопрос 1 . Различие и неравенство. Причины и значение социального неравенства

Где бы ни возникала социальная среда, она всегда оказывается определенным образом организованной. Одни люди выступают в качестве лидеров, другие – исполнителей. В любом обществе есть более и менее уважаемые люди. В зависимости от положения в обществе (статуса) распределяются социальные ресурсы и ценности, привилегии и награды, права и обязанности. Без такого упорядочения отношений просто невозможно никакое эффективное взаимодействие людей, будет нерезультативен любой вид социальной деятельности. Именно структурированный характер взаимодействия позволяет поддерживать социум в организованном и упорядоченном состоянии, сохранять его целостность и мобилизующую ориентацию на эффективную совместную деятельность. Таким образом, в основе общества, социальной организованности лежат различия и неравенство людей. Это фундаментальный факт социальной жизни.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести . Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, интеллекту и многим признакам. Одного человека природа оделила музыкальными способностями, другого – силой, третьего – красотой. Все это – естественные различия, естественная дифференциация, устанавливаемая природой и не ведущая к различению социальных статусов людей. Естественные различия это несовпадение конкретных признаков и свойств людей, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями .

Кроме естественных различий существуют еще и социальные. Социальные различия это различия между людьми, обусловленные социальными факторами: разделением труда (на аграрный и ремесленный, умственный и физический), укладом жизни (городское и сельское население),социальными ролями и т.д.

Социальные различия могут накладываться на естественные (например, ученым становится умный, талантливый человек). Но они могут и не пересекаться или даже быть противоположно ориентированными: физически слабые люди обретают силу и власть (благодаря оружию ). Однако в любом случае различия еще не обязательно приводят к неравенству. Эти два понятия нельзя смешивать. Их необходимо четко разделить и определить.

Социальное различие – это несовпадение социальных статусов людей.

Социальное неравенство это социальное различие иерархического типа, предполагающее подчинение одних людей другим в силу разницы их социальных статусов .

Социальное неравенство выражается в конкретной социальной жизни как неравный доступ людей к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления общества. Это означает неравноценность условий развития личности. Данный признак настолько важен для любого индивида, что именно к нему зачастую сводят неравенство. Однако, как представляется, неравный доступ к социальным благам является следствием различий социальных статусов людей, обуславливающих подчинение одних людей другим.

В моральном плане неравенство одновременно справедливо и несправедливо:

· Неравенство несправедливо , т.к. все люди имеют равные права, а неравенство ущемляет эти естественные человеческие права, создавая искусственные социальные барьеры, монополизируя условия социальной жизни в руках небольшой группы людей.

· Но неравенство в то же время и справедливо , т.к. позволяет дифференцированно и адресно компенсировать социальные затраты разных людей в соответствии с их трудовым вкладом и значимостью того или иного вида деятельности для общества. Благодаря этому система неравенства стимулировала социальную активность и лояльность.

На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те люди, которые осуществляют руководство и управление обществом, его отдельными сферами и территориальными компонентами общества, городами и регионами. Ибо только они могут обеспечить единство общества и создать условия для выполнения других социальных функций.

Поэтому Н.А. Бердяев подчеркивал, что «неравенство является одной из фундаментальных характеристик жизни. Всякий жизненный строй иерархичен и имеет свою аристократию». При всем разнообразии взглядов социологов все они сходятся в одном – в признании фундаментальности и нерушимости принципа социального неравенства и его высокой функциональной значимости для организации общества. Видоизменения претерпевают конкретные формы неравенства, но сам принцип действует всегда.

Причины социального неравенства:

1. Разделение труда и дифференциация социальных функций . Само существование общества и его развитие возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа решает какую-то жизненно важную для всего общества задачу. У людей много разнообразных потребностей, но заниматься всем сразу (или поочередно) никто самостоятельно не в состоянии. Поэтому и возникает разделение труда. Одни люди занимаются производством материальных благ, другие обучают новые поколения, третьи создают духовные ценности, четвертые управляют и т.д . Для нормальной жизни общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. На основе иерархии социальных функций складывается иерархия слоев и групп, их выполняющих. В этом состоит функциональная целесообразность социального неравенства общества.

2. Демографические причины: рост численности и плотности населения, сочетание необходимости поддержки стабильности групп и бесконечного разнообразия и разнородности объединившихся в группы людей.

3. Экономическая причина: неравное отношение к собственности, что и приводит к неравному распределению материальных и социальных благ.

4. Необходимость внутреннего стимулирования человека, мотивации его труда, социальной активности и лояльности. Обществу необходимо заинтересовать человека выполнять ту или иную работу, максимально напрягая свои силы и способности, стремиться к совершенствованию своей деятельности, повышению ее качества. Эту функцию мотивации как раз и выполняет система статусов, система социального неравенства.

5. Система ценностей общества. Расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется среди прочего и общественными представлениями о социальной значимости каждого из этих слоев. Эта значимость человека (группы) для общества получила название «статус ». Каждый человек (группа) занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. А социальное неравенство это и есть неравенство статусов.

6. Обладание властью, правом распоряжаться другими людьми, направлять их деятельность. Занимая более высокое положение в обществе, обладая широким доступом к распоряжению социальными ресурсами, один человек может навязать свою волю другому, подчинить его себе. Причем сделать это вполне законным образом.

Для оценки неравенства в каждом обществе имеются свои определенные шкалы. В разных обществах эта шкала различная и зависит от размеров обществ, уровня их социально-экономического развития, степени их дифференциации и систем социокультурных ценностей. Место разных положений на шкале неравенства обозначается термином «ранг». От ранга зависит доступ их обладателей к ценным и дефицитным благам данного общества. Как отмечают американские социологи К. Дэвис и У. Мур, «наилучшее вознаграждение и, следовательно, самый высокий ранг получают те положения, которые:

· имеют наибольшее значение для общества;

· требуют больше, чем другие, таланта и более длительного обучения.

Первый критерий зависит от того, какую функцию должен выполнять обладатель положений, второй же – от наличия кадров, их дефицитности». Общество имеет в своих руках вознаграждения различных видов, которые могут обеспечить людям средства к существованию и комфорт; удовлетворять различные их склонности и увлечения; поддерживать в них чувство собственного достоинства и давать возможность самовыражения .

Социальное неравенство, т.е. неодинаковая оценка общественного положения людей, необходимо, прежде всего, для координации различных видов деятельности людей в обществе, для организации их совместного труда и взаимодействия. В то же время социальное неравенство выступает важнейшим мотивационным механизмом общества, которое стремится с помощью системы наград и поощрений повысить самоотдачу своих членов. Люди, занимающие низшие позиции, будут стремиться продвинуться на более престижные должности и получить соответствующие им привилегии, доход, власть, культурные ресурсы, которые выступают дополнительным мотивом эффективности выполнения людьми своих обязанностей. Люди стремятся к тому, что выше ценится, чего всегда не хватает, что дает им больше власти, уважения и т.п. Система социального неравенства в сочетании со структурой закрепленных позиций (статусов) упорядочивает движение вверх, которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотичную борьбу за власть, в неуправляемое социальное столпотворение, в «войну всех против всех».

Функции социального неравенства :

4 функция организации и перераспределения социальной энергии и ресурсов общества;

4 функция интеграции и кооперации труда;

4 регулятивно-нормативная функция;

4 мотивационно-стимулирующая функция (через систему поощрений и наград, через механизмы социальной карьеры);

4 функция отбора кадров;

4 функция управления социальной жизнью;

4 функция регулирования социальной активности людей;

4 функция обеспечения социальной лояльности.

Как видим, социальное неравенство играет существенную роль в обществе. Оно придает общественной жизни организованность и упорядоченность, помогает надежно и устойчиво увязывать частные интересы индивида и потребности общества в целом. Поэтому для любого общества, особенно для современного, особую актуальность и значимость имеет формирование такого социального механизма, который бы обеспечивал продвижение самых талантливых и способных людей на наиболее сложные и ответственные социальные позиции и должности. Социальное неравенство способствует конкуренции между индивидами за право выполнять данные социально важные функции, стремлению занять определенное положение. С другой стороны, общество в целом, выставив высокие требования для претендентов на получение особого доступа к ценным и дефицитным в данное время социальным благам и услугам, получает возможность выбора из многих желающих наиболее достойных.

Положение в системе социального неравенства человек может получить двумя основными путями: аскрипцией и достижением. Достижение означает, что индивид получает статус благодаря своим собственным личным успехам. Аскрипция означает получение статуса не по заслугам. Например, по протекции, за счет использования должности в корыстных целях и т.п. Как подчеркивает М. Тьюмен, это ведет к тому, что система социального неравенства становится все более дисфункциональной, мешает открытию талантов в следующем поколении.

Одно из центральных мест в социологии занимает проблема социального неравенства.Неравномерное распределение социокультурных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида или социальных групппонимается каксоциальное неравенство. Социальное

неравенство предполагает неодинаковый доступ людей к экономическим

ресурсам, социальным благам и политической власти. Наиболее распространенный способ измерения неравенства – это сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов в данном обществе.

Существует несколько подходов к оценке проблемы социального неравенства.Консерваторы утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества. Сторонники радикального подхода резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги. Современные теории неравенства в широком смысле принадлежат или первому, или второму направлению. Теории, основывающиеся па консервативной традиции, называют функционалистскими ; те же, что уходят корнями в радикализм, называются теориями конфликта.

Согласно функционалистской теории социальное неравенство является необходимым свойством всякой нормально развивающейся социальной системы. Уилберт Мур и Кингсли Дейвис утверждают, что социальная стратификация необходима, общество не может обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется для того, чтобы выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.

Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами или слоями населения. Основные измерители неравенства деньги.

Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими. С точки зрения конфликтологии, общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение.

Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Маркса. Карл Маркс считал, что в основе общественной системы на­ходятся экономические интересы и связанные с ними производственные отношения, составляющие базис общества. По­скольку коренные интересы у главных субъектов капиталистиче­ского общества (рабочих и капиталистов) диаметрально проти­воположны и непримиримы, постольку конфликтность данного общества является неизбежной. На определенной ступени своего развития материальные произво­дительные силы, считал К. Маркс, приходят в со­стояние конфликта с существующими производственными отно­шениями, прежде всего с отношениями собственности. Это приводит к социальной революции и ниспровержению капитализ­ма.

По Марксу, владение средствами производства является одним из источников власти. Другой источник – контроль над людьми, владение средствами управления. Это положение можно иллюстрировать на примере Советского Союза. Элитой была партийная бюрократия, которая формально управляла как национализированной и обобществленной собственностью, так и всей жизнью общества. Роль бюрократии в обществе, т.е. монопольное управление национальным доходом и национальными богатствами, ставит ее в особое привилегированное положение.

Неравенство можно представить соотношением понятий «богатые», « бедные». Бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как об особой субкультуре. Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнения величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание.

Экономическое неравенство заключается в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие доходы – большинство населения. Соответственно, геометрическая фигура, иллюстрирующая профиль стратификации российского общества, будет напоминать конус, в США фигура будет напоминать ромб.

Порог бедности это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, которого индивиду или семье хватает лишь на приобретение продуктов питания, одежды и оплату за жильё -прожиточный минимум. Каждый регион имеет свой прожиточный минимум и, соответственно, свою границу бедности.

В социологии различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворять даже базисные потребности в пище, жилье, одежде, либо способен удовлетворять только минимальные потребности. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни. Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми. Работающие бедные – российский феномен. Сегодня их низкие доходы обусловлены, прежде всего, неоправданно низким уровнем оплаты труда и пенсий.

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность в обществе способствуют возникновению социального дна: нищие, просящие подаяние; «бомжи»; беспризорные дети; уличные проститутки. Это люди, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума.

Охарактеризуем шесть социальных слоев современной России:

1) верхний - экономическая, политическая и силовая элита;

2) верхний средний - средние и крупные предприниматели;

3) средний - мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;

4) базовый - массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;

5) нижний - неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;

6) «социальное дно» - бездомные, освобожденные из мест заключения.

Социальное неравенство вызывает социальный протест и противоборство. Вся история классовой структуры общества сопровождается идеологической и политической борьбой за социальное равенство.

Эгалитаризм (фр. – равенство) – это идейно-теоретическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения материальных и социокультурных ценностей. Проявления эгалитаризма можно обнаружить в общественных движениях Древней Греции и Рима, в тексте Библии. Идеи эгалитаризма нашли свою поддержку у якобинцев во время Великой французской революции, у большевиков в России на рубеже XIX и XX вв., у лидеров национально- освободительных движений в странах третьего мира – в XX в. Эгалитаризм можно отнести к радикальному идейно-политическому движению.


Похожая информация.


Социальное неравенство - специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Под неравенством понимается неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт , слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической - власти. Неравенство существует во всех обществах . Для измерения неравенства используют два показателя — богатство (запас активов) и доход (поток денежных поступлений в единицу времени).

Социальное неравенство - результат неравного распределения экономических благ. В 1972 г. в Англии 20% самых богатых и зажиточных англичан владели 82% богатства, а на долю оставшихся 80% приходилось 18%. Со временем подобная тенденция мало изменилась, поскольку не изменился экономический строй общества. Межстрановый анализ, выраженный в децильных коэффициентах, показал, что в современной России уровень неравенства находится на отметке 12-13 (в СССР он не превышал 5, в Швеции - 6). Это наглядно свидетельствует об углубляющемся разрыве между тонким слоем богатых и нищающим большинством общества.

Социологи доказали, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.

Однако социальное неравенство может быть выражено в терминах не только классовой, но гендерной и расовой . При равных доходах дети черных и цветных родителей могут иметь худшие жизненные шансы, чем дети белых.

Если общество ограничивает доступ к получению престижного образования или качественному медицинскому обслуживанию только потому, что у человека нет или очень мало денег, то такой порядок вещей расценивается как социальная несправедливость. Как правило, три понятия - неравенство, равенство и справедливость - анализируются в тесной связи друг с другом. Молодые революционеры в 1917 г. хотели утвердить на одной шестой части суши социальную справедливость, для чего стремились уничтожить социальное неравенство и всех людей сделать равными. Но оказалось, что достичь идеала совсем непросто. Если два человека вносят разный трудовой вклад в процветание общества, то их равный доход будет оценен одним из них как несправедливая оценка его заслуг. Социализм так и не смог утвердить устраивающее все слои населения справедливое общество. Правящий класс располагал большим количеством благ и лучшими жизненными шансами. Именно скрывавшаяся внутри него социальная несправедливость и социальное неравенство погубили этот прекрасный по своей идее общественный строй.

Равенство имеет три значения:

  1. равенство перед законом, легальное (формальное) равенство - выражается в равенстве всех граждан перед законом (это относительно новое понимание равенства, появившееся в Западной Европе в ХVII-ХVIII веках);
  2. равенство возможностей - каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам и способностям (с этим связана проблема социальной мобильности, неосуществившихся желаний, неудачного стечения обстоятельств, помешавших реализоваться, недооценки заслуг и непризнания, неравного жизненного старта);
  3. равенство результатов - каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей (идеальным воплощением такого равенства является социализм).

Три концепции равенства не во всем совместимы. Ф.Хайек полагал, что соединение равенства возможностей и равенства результатов уничтожает равенство перед законом. Происходит это потому, что для достижения равенства результатов приходится нарушать принцип равенства всех перед законом и применять разные правила по отношению к простым и власть имущим. Нарушение равенства перед законом не обязательно происходит по злому умыслу. К примеру, пенсионеры, инвалиды и женщины имеют неравные возможности и способности к труду, если им не давать привилегии, то уровень их жизни резко снизится. Ф. Хайек считал: неравенство - необходимая плата за материальное благополучие в рыночном обществе.

Все общества, за исключением простейшего охотников и собирателей, характеризуются всеми тремя типами неравенства, выделенными М. Вебером в понимании власти: неравенство вознаграждения, неравенство , неравенство доступа к политической власти.

Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства - сравнение размеров самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П.Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии- 600:1.

По уровню неравенства и бедности (второе - следствие первого) можно сравнивать между собой индивидов, народы, страны, эпохи. Кросс-исторический и кросс-культурный анализы широко используются в макросоциологии. Они раскрывают новые аспекты развития человеческого общества.

Согласно гипотезе Герхарда Ленски (1970), степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Глубоким неравенством характеризовались эпохи рабовладения и феодализма.

Меньшую степень неравенства в промышленном обществе Г. Ленски объясняет меньшей концентрацией власти у управляющих, наличием демократических правительств, борьбой за влияние между профсоюзами и предпринимателями, высоким уровнем социальной мобильности и развитой системой социального обеспечения, которая повышает жизненный уровень неимущих до определенных, вполне приемлемых стандартов. Иные точки зрения на динамику неравенства высказывали К. Маркс и П.Сорокин .

Согласно Марксу, минимальное неравенство либо его полное отсутствие наблюдалось в первобытно-общинном строе. Неравенство появилось и стало углубляться в антагонистических формациях (рабовладение и феодализм), достигло максимума в период классического капитализма и будет нарастать быстрыми темпами по мере развития данной формации. Теорию Маркса можно назвать «эскалацией неравенства». Его теория абсолютного и относительного обнищания пролетариата гласит, что «богатые становятся богаче, а бедные - беднее».

В противоположность К.Марксу П.Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории человечества не существует. В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е. флуктуирует (колеблется).

Первыми в защиту социального неравенства как необходимого элемента стратификации, выполняющего позитивные функции, выступили в 1945 г. Кингслей Дэвис и Уилберт Мур. Под стратификацией они понимали неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. Важность позиции определяется оценкой ее, во-первых, личностью в качестве объекта социального действия, во-вторых, самого общества. По мнению К. Дэвиса и У. Мура, «каждое общество независимо от того, является оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства». Социальное неравенство представляет собой естественно эволюционирующий механизм, благодаря которому общество обеспечивает в продвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц.

Однако точно определить, какие именно позиции наиболее важны для общества, весьма затруднительно. В разных обществах одни и те же позиции в стратификации могут оцениваться по-разному, но в любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки, функционально более важные, чем другие позиции. Скажем, позиция управляющего компанией функционально более важна, чем позиция грузчика. Обе позиции необходимы компании, но позиция менеджера требует специфических способностей и подготовки.

Согласно Дэвису и Муру, функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. В этом случае общество сможет обеспечить выдвижение на важнейшие позиции квалифицированных людей. Вознаграждение должно быть притягательным, чтобы склонить людей к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями.

Наиболее ценными позициями считаются те, для заполнения которых требуются: а) уникальный (редкостный) природный талант и/или б) очень большая подготовка и обучение. Оба качества распространены среди населения крайне редко.

Таким образом, социальное неравенство выполняет ряд очень важных функций. Напротив, всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (они будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Функциональная теория неравенства У.Мура и К.Дэвиса легла в основание созданной ими теории социальной стратификации и управленческой иерархии.

Функциональная теория стратификации исходит из:

  1. принципа равных возможностей;
  2. принципа выживания самых приспособленных;
  3. психологического детерминизма, согласно которому успех в работе предопределяют индивидуальные психологические качества - мотивация, потребность достижения, интеллект и т.д.
  4. принципов трудовой этики, согласно которой успех в работе является знаком Божьей милости, неудача - результатом только недостатка хороших качеств и т.д.

Согласно функциональной теории стратификации высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. Чем выше место в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть человек.

Чем выше место в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые управленческие решения. Чем выше качество принимаемого решения, тем выше должна быть ответственность. Чем выше ответственность за принимаемое решение, тем больше властных полномочий для проведения в жизнь данного решения должен иметь этот человек.

Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие места в иерархии. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступенях пирамиды.

Экономические ресурсы в современном обществе распределены не поровну и люди осведомлены об этом. Так, разрыв в доходах в США в 10 раз больше, чем в Швеции. Богатые в любом обществе обладают богатствами, размеры которых превышают доходы низшего класса в сотни и тысячи раз.

Хотя неравенство создает недовольство большой массы людей и ослабляет социальное единство нации, современное общество остается удивительно стабильным. Загадку устойчивости социальной стратификации, основанной на неравенстве, социологи объясняют функциональной полезностью пирамидального устройства общества, позволяющего оценивать и вознаграждать индивидуальные вклады пропорционально заслугам личности и продвигать наверх наиболее заслуживающих индивидов.

Теория У. Мура и К. Дэвиса направлена на объяснение позитивных и негативных последствий неравенства. Среди негативных последствий надо назвать социальное возмущение неравенством, которое иногда перерастает в открытый конфликт . Элита и группы наиболее богатых, стремясь сохранить свои привилегии и преимущественное положение в обществе блокируют продвижение наверх талантливых и предприимчивых представителей низов. Неравенство питается пассивностью низов, смирившихся со своей судьбой и фаталистически верящих в то, что при существующей системе правления у них никогда не будет шансов выдвинуться и активно участвовать в политической жизни страны.

Тем самым неравенство оказывается сложным явлением, т.е. складывающимся из нескольких частей. Значит, и оценивать следует каждую часть отдельно. Утверждать, что неравенство есть абсолютное зло или абсолютное благо будет упрощением вопроса. Не забудем, что оценка тоже может быть разной. Одно дело моральное осуждение, а другое – подход с позиций эффективности.

Изменение отношения к неравенству происходит с формированием индустриальных цивилизаций, провозглашающих права и свободы личности. Это способствует осознанию своей индивидуальности, чувствительности к давлению общества, а в первую очередь, к препятствиям, мешающим реализации личностных качеств. Поэтому неравенство в стартовых позициях и в возможности себя реализовать начинает рассматриваться как социально несправедливое явление. Ведь оно ставит человека в зависимость не от своих личных усилий, а от внешних сил. Преодоление подобных форм неравенства обладает и социальной эффективностью, потому что ослабляет напряженность социальных конфликтов в обществе.

Для индустриальных обществ характерной становится проблема согласования индивидуального и общественного интереса. Ведь с одной стороны, общество, провозгласившее права и свободы личности, не может руководствоваться насилием, а с другой стороны, нуждается в реализации общественного интереса. В результате формируется концепция социальной справедливости, которая основана на принципе соглашения между человеком и обществом или договоре о взаимных гарантиях. Согласно ему каждая сторона должна пожертвовать частью своих прав ради гарантии взаимной безопасности и взаимного сохранения и сохранить принцип добровольности и свободы отношений.

В первую очередь общество создает условия для преодоления неравенства в стартовых позициях и возможности себя реализовать. Но они реализуются не как равенство по труду («кто не работает, тот не ест») или равенство в распределении благ. Общество выравнивает стартовые позиции через гарантию права на жизнь. Это проявляется в создании системы социальной защиты малоимущих слоев, пособий по безработице и т.д. Кроме того, создаются условия для реализации равенства возможностей так, чтобы успехи человека ставились в зависимость только от его личных усилий. Для этого ликвидируются различные сословно-кастовые ограничения. Наконец, общество гарантирует каждому право на проявление автономности и своеобразия путем отказа от единой идеологии и созданием правового государства. Тем самым индивида призывают руководствоваться принципом: поступай так, чтобы реализация твоего желания не препятствовала реализации желаний других.



Но с другой стороны общество нуждается в создании способов вовлечения человека в общественную жизнь. Для этого используется система стимулов. В этой системе неравенство в распределении благ становится одним из доминирующих стимулов. Общество тем самым реализует принцип: если хочешь добиться цели, то ориентируйся на поощрение и убеждение. В результате неравенство в распределении благ становится частью работы принципа справедливости. Оно связывается с зависимостью масштабов обладания благами от собственного усилия.

1. Одной из важнейших черт общества является наличие структуры, что отличает общество от толпы. Все виды социального структурирования можно свести к горизонтальной дифференциации, особенностью которой является равноправие или равнозначимость различий между группами, и вертикальной дифференциации, которая предполагает иерархию между социальными группами в зависимости от разной степени обладания социальными ценностями.

2. Вертикальная дифференциация порождает социальную стратификацию общества. В качестве основных ценностей, определяющих положение группы в системе стратификации, принято выделять власть, богатство, престиж. Принято выделять кастовую, сословную и классовую формы социальной стратификации.

3. Когда неравенство между группами не просто описывают, то и оценивают, то можно говорить не просто о стратификации, но о социальном неравенстве. Виды неравенства: неравенство в распределении благ, в стартовых позициях, возможности самореализации.

4. Причины возникновения социального неравенства состоят в стремлении общества создать систему стимулов для вовлечения индивидов в выполнение социальных функций; в исторических условиях, не позволяющих обеспечить индивидам свободу выбора; в субъективном интересе господствующих классов.

5. В индустриальном обществе с провозглашением прав и свобод личности меняется отношение к неравенству. Неравенство в распределении благ сохраняет свое значение как вид стимула. Неравенство в стартовых позициях и возможности самореализации оцениваются как социально несправедливые.

Контрольные вопросы

1. Чем сословно-кастовая форма стратификации отличается от классовой?

2. Что такое «неравенство в стартовых позициях»?

3. Почему неравенство в распределении благ общество использует в качестве стимула?

4. Какие проблемы в сфере социального неравенства необходимо решать обществу, провозгласившему права и свободы личности?

Социальная структура – это совокупность наиболее существенных элементов и связей между элементами, из которых складывается общество

Социальная стратификация – одна из форм социальной структуры, основанная на распределении индивидов (или групп) вдоль школы неравенства

Социальное неравенство – это степень и возможность обладания общезначимыми благами

Открытое общество – это общество, где любой индивид может претендовать на выполнение любой социальной функции (роли) путем свободного выбора

Закрытое общество – это общество, где все индивиды силой, традицией или законами прикреплены к своим социальным функциям (ролям) и не могут их поменять

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Теория стратификации исходит из того, что любое общество состоит из уровней, которые соотносятся друг с другом в терминах господства и подчинения, неважно, касается ли это власти, привилегий или престижа

2. Сословно-кастовая стратификация характерна для первобытных обществ

3. Принадлежность человека к тому или иному классу определяется его происхождением

4. Стратификация возникает только в обществе, где одни люди начинают использовать труд других

5. Классы – это такой тип стратификации, в котором положение человека в обществе определяется в основном экономическими критериями

6. Социальное неравенство - это отрицательное явление в жизни общества

7. Причина возникновения и существования социального неравенства обусловлена интересами господствующих классов

8. Неравенство приобретает социальное значение, когда возможность человека достичь каких-либо целей определяется не его способностями, а особенностями общественного устройства

9. Подлинные истоки социального неравенства лежат в природных качествах любого человека

10. Положение человека в обществе всегда определялось богатством

11. Социальное неравенство может играть в обществе положительную роль

12. Как существа природные люди равны между собой

13. Социальное неравенство может играть в обществе роль стимула к выполнению функций, важных для общества

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Социальная стратификация – это

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

б) представление о стремлении людей к благам

в) совокупность признаков, определяющих социальную структуру

2. Что является наименее важной причиной социальной стратификации общества

а) интерес господствующих классов

б) необходимость обеспечить выполнение важных для общества функций

в) природные различия между людьми

г) редкость благ, необходимых для удовлетворения потребностей

3. Разделение на владельцев собственности, организаторов производства и наемных работников наиболее характерно для

а) кастовой структуры

б) классовой структуры

в) сословной структуры

г) цеховой структуры

4. Свободный переход из одной группы в другую характерен для

б) сословий

в) классов

г) этносов

д) племен

5. Религия как фактор общественного разделения является причиной создания

а) сословий

б) классов

6. Открытое общество – это общество

а) которое существует в любую переломную эпоху, когда рушатся все социальные барьеры и возникает потребность обновить состав социальных групп

б) где все индивиды, имеют право выполнять любые социальные функции

в) которое разрешает индивидам из других обществ жить в нем

г) где существуют не только традиции, но и законы

7. Социальное неравенство играет положительную роль, потому что

а) может играть роль стимула при выполнении общественно важных функций

б) отделяет добродетельных людей от безнравственных

в) позволяет отделить трудолюбивых людей от бездельников

8. Положительную стимулирующую роль в обществе играет

а) неравенство в стартовых позициях

б) неравенство в вознаграждении

в) прикрепление людей к социальным группам и слоям

1. «Не всякие различия между людьми создают стратификацию. Пол и возраст универсальны, но в большинстве обществ они формируют только «статистические страты». Они не способны служить инструментом создания «социальных групп» Е. Бергель. А почему?

2. Как вы думаете, при каком типе социальной стратификации «все бытие человека можно понять до мелочей» П. Бергер и почему?

3. «Классы» не являются сообществами: они представляют только возможную основу для совместных действий» М. Вебер. Как понять это выражение?

4. «Каждому по степени божественной благодати, почиющей на нем». «Каждому по его капиталу». «Каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в управлении» П. Сорокин. О каких типах социальной стратификации идет речь?

5. «Общество должно каким-то образом распределять своих граждан по социальным позициям и стимулировать к выполнению тех обязанностей, которые накладываются данной позицией. Подобное утверждение справедливо как для конкурентной, так и для неконкурентной системы» К. Дэвис, У. Мур. А почему?

6. «Чародеи же и вожди, по верованию первобытного общества, - лица, одаренные необычными способностями и оказывающие громадные услуги. Отсюда они – и наиболее полноправные индивиды. Пусть эти заслуги с нашей точки зрения только мнимые заслуги, фактически бесполезные, каковыми нередко они и были, но с точки зрения общества того времени… они казались ценными и полезными» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

7. «Социальное неравенство – это такое непредумышленное устройство, которое гарантирует обществу, что наиболее важные позиции предумышленно займут наиболее квалифицированные люди» К. Дэвис, У. Мур. Есть ли здравая мысль в этих рассуждениях? В чем она? А в чем можно возразить?

8. «В каждом обществе объем прав и преимуществ того или иного сословия в общем пропорционален их заслугам по оценке того общества» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

9. «Традиционный подход к управлению выражен «теорией Х». Главная задача менеджмента – производство вещей при помощи людей, которых надо награждать, контролировать и наказывать, если мы хотим достичь эффективного применения менеджеров, оборудования и капитала. Среднестатический человек по природе ленив, т.е. он стремится работать настолько мало, насколько это возможно. Он лишен амбиций, чувства ответственности и предпочитает быть управляемым, а не управлять. Вдобавок ко всему он эгоистичен и равнодушен к делам организации. Эта теория основана на ошибочных представлениях о природе человека, смешении того, что есть следствие, а что причина. То, как представляет себе поведение «теория Х», объясняется не природой человека, а природой промышленной организации» Д. Макгрегор. Как вы поняли основную идею данного рассуждения? О каких чертах социальной жизни говорит данное рассуждение?

10. Почему необходима система стимулов к выполнению общественных функций? Почему общество не может руководствоваться принципом: «Людей много. У всех есть разные желания и какие-нибудь потребности, поэтому для выполнения любой профессии всегда найдутся желающие»?

11. Почему победы восстаний низших классов очень часто заканчивались восстановлением тех же общественных отношений, против которых они выступали? Перечислите возможные причины и назовите те, которые считаете наиболее важными?

12. Как вы думаете, при каких условиях вопрос о равенстве или неравенстве людей начинает приобретать характер общественной проблемы, а при каких - нет?

13. Почему многие цивилизации прошлого были сословными или кастовыми обществами?

14. Верно ли выражение, что общество должно существовать ради осуществления интересов человека? Могут ли вообще интересы человека и общества полностью совпадать? Возможно ли этого добиться и если невозможно, то чего можно добиться во взаимоотношениях человека и общества?

15. Почему для организации жизни в общине достаточно было традиций и обычаев и не было специальной необходимости в использовании других стимулов к исполнению общественных функций?

16. «Основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности общества, мы должны максимально опираться на внутренние силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению». Как вы поняли, что хотел сказать этими словами автор высказывания? Всегда ли это возможно?

17. «Будь раб храбрейшим и мудрейшим, все же он был «вещью», и в первые времена рабства ничто не могло изгладить печать его позорного происхождения. Господин был и оставался «персоной», хотя бы он был «полной бездарностью» и моральным ничтожеством» П. Сорокин. О каком типе социальной стратификации и социального статуса идет речь? Какие особенности данного типа стратификации отмечает автор?

18. «Древняя общественная дифференциация напоминала дом с наглухо отделенными друг от друга квартирами, резко отличавшимися друг от друга по богатству и роскоши. …Современная общественная дифференциация похожа на казенный дом с казенными квартирами. Но отличие от предыдущей картины здесь в том, что эти квартиры сообщаются друг с другом» П. Сорокин. Как вы поняли мысль автора? В чем же разница между данными типами стратификации?

2.6. Отношения власти и управления

2.6.1. Понятие власти и управления. Источники власти

2.6.2. Государство как форма управления обществом

2.6.3. Функции государства. Проблема сущности государства

2.6.4. Происхождение государства

2.6.5. Понятие политики. Причины и условия ее существования в обществе. Политическая система общества

2.6.6. Партии как элемент политической системы

2.6.7. Понятие политического режима

2.6.8. Типы политических режимов: демократия и тоталитаризм

Цели и задачи темы

1. Дать представление о сущности власти и управления как необходимых условиях существования любого общества.

2. Дать характеристику основных источников власти.

3. Сформулировать основные признаки государства как формы управления обществом и основные функции, которые оно выполняет в обществе.

4. Сформулировать причины возникновения государства.

5. Дать представление о политической системе и функциях, которые она предназначена выполнять в обществе.

6. Дать характеристику партий как существенного элемента политической системы: основные черты партий, функции в обществе, причины возникновения и тенденции развития.

7. Дать характеристику основных типов политических режимов: демократического, тоталитарного и авторитарного, показав их существенные и специфические черты, отличающие друг от друга, а также условия господства того или иного типа режима.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого - силой, третьего - красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными . Однако в человеческомобществеглавным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.Социальными называютсяте различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход - сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование - комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа - 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Может ли существовать общество без социального неравенства ? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления

Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины - одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.Поэтому одним из базисных понятий современной социологии является «социальная стратификация» (от лат. stratum - слой + facio - делаю). Так, итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что социальная стратификация, изменяясь по форме, существовала во всех обществах. В то же время, как полагал известный социолог XX в. П. Сорокин, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где им обозначают расположение пластов Земли по вертикальной линии.



Подсоциальной стратификацией будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по таким признакам, как неравенство доходов, доступ к образованию, объем власти и влияния, профессиональный престиж.

В русском языке аналогом этого признанного понятия являетсясоциальное расслоение.

Основу стратификации составляетсоциальная дифференциация - процесс возникновения функционально специализированных институтов и разделения труда. Высокоразвитое общество характеризуется сложным и дифференцированным устройством, многообразной и богатой статусно-ролевой системой. При этом неизбежно какие-то социальные статусы и роли предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, вследствие чего более престижны и желанны для них, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке; некоторые из них, например возрастные, не содержат оснований социального неравенства. Так, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные.



Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и злободневных в современном обществе. Особенностью социальной структуры современного белорусского общества является социальная поляризация - разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Социальное расслоение воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения.