2. Основные типоразмеры бомб в сравнении
  • 1: ФАБ-100
  • 2: ФАБ-250
  • 3: ФАБ-250-M46
  • 4: ОФАБ-250
  • 5: ФАБ-500M54
  • 6: ФАБ-500
  • 7: ФАБ-500-M62
  • 8: ФАБ-5000

Модели и типы бомб

Межтиповые виды бомб

Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.

  • Штурмовые — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает низковысотное бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками и исключает возможность рикошета замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение.
  • Термостойкие — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

Фугасные

Фугасные авиабомбы — это авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения. Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений.
Основные поражающие действия

  • Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
  • Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
  • Осколки при дроблении корпуса бомбы

Основные цели

  • Объекты тыла и коммуникаций
  • Военно-промышленные и энергетические объекты
  • Боевая техника
  • Живая сила

Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:

  • Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около- и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км.
  • Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивый.
  • Толстостенные — Предназначены для действий по особо прочным целям. Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана.
Фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ФАБ-50ЦК 219 936 60 25 Цельнокованная
ФАБ-100 267 964 100 70
ФАБ-250 285 1589 250 99
ФАБ-250-М54 325 1795 268 97
ФАБ-250-М62 300 1924 227 100
ФАБ-250ТС 300 1500 256 61,4 Толстостенная, Бронепробиваемость 1м
ФАБ-250ШЛ 325 1965 266 137
ФАБ-500 392 2142 500 213
ФАБ-500Т 400 2425 477 191 Термостойкая
ФАБ-500-M54 450 1790 528 201
ФАБ-500-M62 400 2425 500 200
ФАБ-500ШН 450 2190 513 221 Штурмовая низковысотная
ФАБ-500ШЛ 450 2220 515 221 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ФАБ-1000 - - - -
ФАБ-1500 580 3000 1400 1200
ФАБ-1500Т - - 1488 870 ТЭ Термостойкая
ФАБ-1500-2500ТС - - 2151 436 ТЭ Толстостенная, бронепробиваемость 2500мм
ФАБ-1500-М54 - - 1550 675,6
ФАБ-2000 - - - -
ФАБ-3000 - - 3067 1387
ФАБ-3000-М46 - - 3000 1400
ФАБ-3000-М54 - - 3067 1200
ФАБ-5000 642 3107 4900 2207
ФАБ-5000-М54 - - 5247 2210,6
ФАБ-9000-М54 - - 9407 4297

Принципиальная схема ОФАБ Детонатор Взрывчатое вещество Корпус

Осколочно-фугасные

ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба представляет собой, обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением ВВ около 30-35 %, и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек.

Основные цели

  • Объекты боевой техники и вооружения
  • Военно-промышленные объекты
  • Живая сила
Осколочно-фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ОФАБ-100-120 273 1300 133 42
ОФАБ-250Т 300 2050 239 92 Термостойкая
ОФАБ-250ШЛ 325 1991 266 92 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ОФАБ-250-270 325 1456 266 97
ОФАБ-250ШН 325 1966 268 93 Штурмовая низковысотная
ОФАБ-500У 400 2300 515 159 Универсальная
ОФАБ-500ШР 450 2500 509 125 Штурмовая, с разделяющимися БЧ

Бетонобойные и противолодочные

БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:

  • Свободного падения — предназначены для бомбометания с больших высот. Конструктивно близки к толстостенным фугасным бомбам.
  • С парашютом и реактивным ускорителем — предназначены для бомбометания с любых высот. Бомба за счёт парашюта наклоняется до 60°, парашют отстёгивается и включается ракетный ускоритель.

ПЛАБ — противолодочная авиабомба. Предназначена для поражения подводных лодок. Могут иметь разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют бесконтактный взрыватель и поражают цель фугасным действием на расстоянии. Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы.

Бетонобойные и противолодочные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
БетАБ-500 350 2200 477 76
БетАБ-500ШП 325 2500 380 77 Штурмовая, с реактивным ускорителем
БетАБ-500У 450 2480 510 45 ТЭ
ПЛАБ-250-120 240 1500 123 61

Зажигательные и объемно-детонирующие

ЗАБ — Зажигательная авиационная бомба. Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа:

  • С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100. Пиротехническим составом как правило является термит со связующем веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон.
  • С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесью является органические горючие вещества загущенные до вязкого состояния специальными веществами. Огнесмесь в загущенном состоянии дробится при взрыве на крупные куски, которые несколько минут горят при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.
  • ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. Представляют собой комбинацию ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть.
  • ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без разрывного заряда ВВ. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с низких высот.

ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает большую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике, чем ФАБ. При встрече с препятствием срабатывает дисперегирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь.

Зажигательные и объемно-детонирующие
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ЗАБ-100-105 273 1065 106,9 28,5
ЗАБ-250-200 325 1500 202 60
ЗБ-500ШМ 500 2500 317 260
ЗБ-500ГД 500 2500 270-340 218-290
ФЗАБ-500М 400 2500 500 86+49
ОФЗАБ-500 450 2500 500 250
ОДАБ-500ПМ 500 2280 520 193
АВБПМ - - 7100

Кассетные

РБК — разовые бомбовые кассеты. Представляет собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра. Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения. Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутреннем отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

  • Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жестко закрепленный обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
  • С центральным воспламенительно-разрывным зарядом — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается большая площадь рассевания авиабомб.

КМГУ — контейнер малогабаритных грузов. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на пилоне самолёта и не сбрасывается. Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков.

Суббоеприпасы бомбовых кассет

В качестве суббоеприпасов кассетных бомб применяются бомбы сравнительно небольшого калибра. Из-за специфики их применения кроме вышеописанных типов бомб имеются также специализированные бомбы в настоящее время применяемые в основном только в бомбовых кассетах и КМГУ.

АО, ОАБ — осколочная авиационная бомба. Авиабомбы основным действием которых является осколки корпуса. Калибр бомб колеблется от 0,5 до 50 кг. Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники. Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства, насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы.
Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель.
Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встречи с преградой такая бомба разделяется на две части и через время необходимое для поднятие на несколько метров подрывается.

ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя образующиеся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстояние называемым фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели.

Примечания РБК-500У ОФАБ-50УД осколочно-фугасная 450 2500 520 10 50 Универсальная РБК-500 АО2,5РТМ осколочная 450 2500 504 108 2,5 РБК-500 ОАБ2,5РТМ осколочная 450 2500 500 126 2,5 РБК-500 БетАБ бетонобойная 450 2500 525 12 - РБК-500У БетАБ-М бетонобойная 450 2495 480 10 - Универсальная РБК-500 ПТАБ-1М 450 1954 427 268 - РБК-500У ПТАБ противотанковая, кумулятивная 450 2500 520 352 - Универсальная РБК-500У СПБЭ-Д самоприцеливающийся противотанковая 450 2485 500 15 - Универсальная РБК-250 ЗАБ2,5М зажигательная 325 1492 195 48 2,5 РБК-500 ЗАБ2,5 зажигательная 450 1954 480 297 2,5 РБК-100 ПЛАБ-10К противолодочная 240 1585 125 6 10

Не так давно Россия представило самую компактную в своем классе авиабомбу КАБ-250, производителем которой является ГНПП «Регион». Данная корректируемая бомба обладает всеми характерными особенностями традиционных неуправляемых бомб и, скорее всего, имеет ТВ систему наведения. Диаметр бомбы составляет 225 мм., длина 3,2 м., вес 250 кг. Из них 127 кг. приходится на вес взрывчатого вещества. Данная корректируемая авиабомба может размещаться как на внешней подвеске, так и во внутренних отсеках истребителей-бомбардировщиков ...

Данная бомба была представлена на прошедшем в августе авиасалоне МАКС-2011. Стоит отметить, что ее разработчик ГНПП «Регион» не предоставил каких-либо развернутых сведений о данном образце, так что простой обыватель может только догадываться об эффективности данного устройства. Не смотря на это, можно предположить, что КАБ-250 обладает комбинированной спутниковой и лазерной полуактивной системой наведения. Также обращает на себя внимание характерная удлиненная форма корпуса новой бомбы, которая, скорее всего, оптимизирована под внутренние отсеки самолета 5-го поколения ПАК ФА.

Ранее созданные в России корректируемые авиабомбы отлично поражают также надводные и подводные цели. К примеру, КАБ «Загон-1» в состоянии поражать подводные лодки противника на глубинах до 150 метров и волнении моря в 6 баллов. Данная бомба применяется преимущественно в заливах, фиордах, других районах, в которых применение другого управляемого вооружения затруднено. При применении против подводных целей сброс бомбы осуществляется на парашюте. В тот момент, когда бомба касается поверхности, она отделяется от него, погружается и движется к цели за счет гравитации, наличия системы управления движением и активной гидроакустической пеленгации подводных целей. По информации ГНПП «Регион», КАБ «Загон-1» унифицирована для применения на противолодочных самолетах Ил-38 и Ту-142МЭ, а также вертолетов типа Ка-28.


Стоит отметить, что российские авиабомбы весьма привлекательны по критерию «стоимость-эффективность», просты в изготовлении и неприхотливы в эксплуатации. Производящиеся сегодня в России КАБ не требуют какого-либо специального технического обслуживания и контроля.

**************************************** ****************************************


Одной из новинок в экспозиции ОАО "КТРВ" и, одновременно, интригой прошедшего МАКС-2011 стала управляемая авиабомба КАБ-250 калибра 250 кг, разработанная ОАО "ГНПП "Регион". До открытия авиасалона она была бережно спрятана от посторонних взоров в чехле и открыта лишь около полудня 16 августа. Заглушка на ГСН так и осталась неснятой, а представители компании объяснили это отсутствием разрешения на демонстрацию. Кроме скупой таблички с несколькими параметрами, ни каких дополнительных данных о КАБ-250 так и не удалось получить.


С первого же взгляда стало ясно, что представленная бомба внешне не имеет ни чего общего с демонстрировавшейся ранее в 2005 году корректируемой бомбой с крылом большого размаха ЛГБ-250 (также называемой тогда, возможно ошибочно, КАБ-250Л). Кроме того, к месту заметить, что еще в 2008 году на Берлинском салоне ILA-2008 в рекламном проспекте ударного самолета МиГ-35 указывался состав вооружения и среди других образцов УАСП класса "воздух - поверхность" в приведенном списке значились КАБ-250С-Э и КАБ-250Л. Последующие три года новой информации о легкой управляемой бомбе не появлялось.

В ходе выставки отвечая на вопросы журналистов на традиционной пресс-конференции, проведенной в этот раз 18-го августа, руководитель корпорации Борис Обносов сообщил о КАБ-250, что «управляемых бомб такого калибра пока у нас не было, о ее дополнительных характеристиках говорить пока еще рано, но в следующем году мы скажем:)». Перечисляя, какие из представленных в экспозиции корпорации образцов УАСП могут использоваться на истребителе 5-го поколения, Обносов сказал, что «КАБ-250 - внутрифюзеляжного размещения, предназначена для ПАК ФА, но может применяться и на других самолетах».Не смотря на то, что тип системы наведения на КАБ-250 так официально и не сообщался, Обносов по поводу применения для наведения бомб приемников GPS и ГЛОНАСС сказал, что «такие бомбы уже есть в калибре 500 кг (имеется в виду КАБ-500С) и практически на всех УПАБах следующего поколения в классе 1500, 500 и 250 кг спутниковая навигация предусмотрена». Таким образом, логично сделать вывод о том, что КАБ-250 будет иметь комбинированную систему наведения: инерциально-спутниковую + ГСН.

КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА КАЛИБРА 250 кг.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса. 250
Длина, м 3,2
Диаметр, м 0,255
Размах крыла, м 0,550
Разработчик и производитель ОАО "ГНПП "Регион"

В сети интернет удалось найти два открытых патента, непосредственно касающихся данной бомбы и дающих представление о ее составе и системе управления.В патенте на изобретение №2339905 (патентообладатель ОАО "Государственное научно-производственное предприятие "Регион", опубликован 27.11.2008) «Авиационная бомба, стабилизированная по крену, с инерциально-спутниковой системой наведения» приводится рисунок бомбы, схема и расположение элементов которой в значительной степени схожи или совпадают с КАБ-250. Это позволяет рассматривать (предположить) данный документ как патент именно на КАБ-250.

Согласно имеющейся в патенте информации, бомба малого диаметра выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Для увеличения дальности полета вблизи центра масс по Х-образной схеме установлены аэродинамические крылья. Основной целью предложенного изобретения является реализация высокой точности наведения авиабомбы (3...5 м) без наличия приборов и антенны дифференциальных поправок, а также существенное увеличение дальности боевого применения авиабомбы, позволяющее реализовать сброс авиабомбы с самолета-носителя без входа его в зону объектовой противовоздушной обороны. Поставленные задачи достигаются тем, что в носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения с дальностью действия 2...3 км, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и которая обеспечивает автономный корреляционный принцип захвата цели и ее автосопровождение.

Описываемая в патенте бомба содержит последовательно соединенные отсеки (см. рисунок):
- головной отсек (1) с тепловизионной головкой самонаведения, бесплатформенной инерциальной системой управления (БИНС) и прибором спутниковой навигации (ПСН). Обтекатель ГСН (12) выполнен оптически прозрачным из селенида цинка (сульфида цинка), спектральная полоса прозрачности которого лежит в диапазоне 8...14 мкм,
- переходный отсек (4) с двумя антеннами глобальной спутниковой навигации (5),
- отсек боевой нагрузки (7) с взрывателем (8), на котором по Х-образной схеме установлены четыре аэродинамических крыла (13). Угол стреловидности передней кромки крыла составляет 45°. Боевая часть авиабомбы - осколочно-фугасного действия.
- хвостовой отсек (9) с установленными на нем по Х-образной схеме четырьмя стабилизаторами (10) и четырьмя аэродинамическими рулями (11), и содержащий блок бортовой автоматики, блок питания и рулевой привод. В качестве рулевого привода, установленного в хвостовом отсеке (9), применяется воздушно-динамический рулевой привод (ВДРП). Угол стреловидности стабилизатора - 35°.

БИНС осуществляет управление полетом авиабомбы на основе комплексного использования информации не только от вычислителя ПСН, но и от собственных чувствительных элементов. При этом используются датчики угловой скорости и акселерометры БИНС. При отсутствии информации от ПСН управляющие сигналы наведения авиабомбы на цель формируются только на основе обработки информации от блока чувствительных элементов БИНС.


В процессе полета авиабомбы к цели БИНС ориентирует объектив тепловизионной головки самонаведения на углы визирования цели. Так как точность БИНС при коррекции от спутниковой навигационной системы достаточно высока, то требования к тепловизионной ГСН могут быть снижены. Тепловизионная ГСН может быть выполнена достаточно простой, так как необходимо обеспечить дальность поиска/захвата цели на дальностях не более 2...3 км и в углах поля зрения 5...9°, что определяется малым промахом, обеспечиваемым инерциально-спутниковой системой авиабомбы (промах не более 20...30 м). Тепловизионная ГСН, установленная в головном отсеке авиабомбы (1), сравнивает «эталонное» изображение цели с текущим изображением цели и осуществляет захват цели. Дальнейшее самонаведение авиабомбы осуществляется БИНС с учетом сигналов от тепловизионной ГСН. Применение тепловизионной ГСН, работающей на конечном участке траектории, позволяет обеспечить высокую конечную точность авиабомбы около 3...5 м. Эта точность обеспечивается даже в отсутствие дифференциальных поправок при работе приборов спутниковой навигации.

Таким образом, в качестве системы самонаведения авиационной бомбы применяется аппаратура инерциально-спутниковой навигации, а на конечном участке траектории - самонаведение от тепловизионной головкой самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации.

Применение тепловизионной ГСН существенно повышает помехоустойчивость авиабомбы, так как даже при отказе ПСН обеспечивается точное (3...5 м) попадание авиабомбы в цель. ГСН работает в диапазоне 8...14 мкм, что обеспечивает круглосуточное боевое применение авиабомбы, в том числе и при ограниченно-сложных погодных условиях.

Отдельный патент на изобретение №2418261 (ОАО "ГНПП "Регион", опубликован 10.05.2011) «Хвостовой отсек воздушно-динамических рулевых приводов для управляемых летательных аппаратов (преимущественно для управляемых авиационных бомб) и пневмодвигатель рулевого привода» описывает отсек воздушно-динамических рулевых приводов (ВДРП), использующих в качестве рабочего тела атмосферный воздух, и пневмодвигатели мембранного типа в качестве исполнительных механизмов, размещенных в стабилизаторах хвостового оперения аппарата. Это позволяет:
- снять ограничения по времени управления полетом управляемой авиационной бомбы;
- упростить конструкцию отсека рулевых приводов, исключив газовые и электрические рулевые приводы, оптимизировать источники электрического питания;
- повысить тактико-технические характеристики управляемой авиационной бомбы по дальности полета, величине полезной нагрузки, размещению электронной аппаратуры;
- улучшить массогабаритные характеристики управляемой авиационной бомбы при ее полете, используя энергию обтекающего воздуха для перемещения аэродинамических рулей в соответствии с командами управления.

Исходя из известного калибра бомбы (табличка на МАКС-2011), т.е. диаметра, равного 0,255 м, и предложенных в патенте №2339905 множителей (коэффициентов) можно рассчитать размеры основных элементов бомбы. Так, проверяем размах крыла: 0,255 х 2,157 = 0,550 м. Это именно то значение, которое приводится в табличке, представленной на МАКС-2011. Расчет общей длины таким же способом дает значение 3,145 м (в табличке - 3,2 м). Веря данной методе, считаем остальное. Длина головного отсека - 0,599 м, переходного - 0,299 м, отсека БЧ - 1,250 м, хвостового - 0,995 м. Размах стабилизаторов, тот же, что и крыла - 0,550 м. Размеры хорд крыла - 0,588 и 0,749 м, хорд стабилизатора - 0,08 и 0,206 м. На основе фотографий, представленного на МАКС-2011 макета, и рассчитанных линейных размеров можно достаточно точно представить внешний вид бомбы вместе с головным отсеком.

Фугасные авиабомбы являются универсальным видом бомб, широко используемым в авиации. Их применяют для поражения различных объектов: от техники и живой силы, до сооружений, транспортных узлов, фортификационных укреплений. Наибольшее распространение получили 250-килограммовые бомбы среднего калибра ФАБ-250 различных модификаций.

Разработка

С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.

В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).

Модификации

С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.

В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.

Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.

Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.

Принцип действия

Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.

Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.

Эффективность

Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:

  • Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
  • Поражение осколками корпуса.
  • Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).

Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.

Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.

Технические характеристики ФАБ-250

Данный тип бомб имеет следующие характеристики:

  • Общий вес - 250 кг.
  • Вес взрывчатки - 99 кг.
  • Длина- 1589 мм.
  • Диаметр - 285 мм.
  • Зона повреждений - 28 м (сильные), 56 м (слабые) и 112 м (легкие).

Перспективы

Последняя модификация ФАБ была внедрена в 1962 году. С тех пор разработаны гораздо более эффективные типы авиабомб. Современная бронетехника выдерживает попадание легких и средних фугасных боеприпасов. Однако на складах находится большое их количество.

ФАБы больших калибров активно применяются в локальных конфликтах. Например, СССР широко использовал в Афганистане модификацию ФАБ-9000, которые сбрасывали с бомбардировщиков Ту-16. Впрочем, как показал анализ применения, эффективность их была не очень высокой. Несмотря на эффектный взрыв, гарантированная зона поражения противника не превышала 60 м, контузии ранения получала живая сила в радиусе до 225 м. Намного больший урон причиняли толстостенные боеприпасы ФАБ-1500ТС и ФАБ-2600ТС.

Сегодня актуальными остаются толстостенные ФАБ-250ТС. Их цельнолитой корпус изготавливается из легированных сталей высокой плотности. У них массивная головная часть, а гнездо под взрыватель отсутствует, что делает их невероятно прочными. Благодаря этим характеристикам их используют для подрыва фортификационных оборонительных конструкций, забетонированных объектов (например, взлетно-посадочных полос), железобетонных укрытий и т. д. Они с легкостью пробивают метровые бетонные перекрытия.

Один из видов авиационных боеприпасов, сбрасывается с летательного аппарата (ЛА). Авиационные бомбы подразделяются на бомбы основного и вспомогательного назначения. Авиационные бомбы осн. назначения применяются для поражения различных наземных и мор. целей разрушающим действием взрыва, осколками и огнём; к ним относятся также состоящие на вооружении некоторых иностр. ВВС авиационные бомбы, предназначенные для поражения живой силы отравляющими веществами. Авиационные бомбы вспомогат. назначения применяются для решения спец. задач (освещение местности, постановка дымовых завес, разбрасывание агитац. литературы, имитация ядерного взрыва на учениях, сигнализация, обучение бомбометанию и др.).
Впервые авиационные бомбы были применены итальянцами во время итало-турецкой войны 1911-12. В России первые авиационные бомбы были разработаны В 1909-14. Система авиационных бомб конструктора В. В. Орановского состояла из 5 образцов осколочных авиационная бомб массой от 9 до 80 кг и 8 образцов фугасных авиационная бомб массой от 4,5 до 640 кг. В 1916 На вооружении русской авиации появилась зажигательная авиационная бомба конструкции полк. А.Яковлева. К нач. 30-х гг. в СССР были созданы практически все типы авиационных бомб осн. и вспомогат. назначения. В период Великой Отечеств, войны было создано лишь неск. образцов авиационных бомб (противотанковые, осколочно-фугасные). Разработка авиационных бомб в иностр. ВВС шла аналогичным путём. В послевоенные годы продолжается усовершенствование конструкций авиационных бомб, повышение эффективности их действия в различ. условиях боевого применения, создаются атомные (ядерные), управляемые и самонаводящиеся авиационные бомбы (см. Ядерная бомба , Управляемая авиационная бомба).
Авиационная бомба (рис. 1) состоит из корпуса, снаряжения и стабилизатора. Корпус, обычно овально-цилиндрич. формы с конич. хвостовой Частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию и предохраняет от разрушения её внутр. снаряжение. Корпуса авиационных бомб осколочного и фугасного действия при взрыве дробятся на осколки. В качестве заряда авиационных бомб используются различ. типы взрывчатых веществ (ВВ) - тротил и сплавы его с гексогеном, аммонийной селитрой и др. Авиационные бомбы зажигательного действия наполняются зажигат. составами или загущёнными горючими жидкостями. Авиационные бомбы вспомогат. назначения снаряжаются различ. пиротехническими составами. В донной и головной частях (реже сбоку) корпуса авиационных бомб имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Для подвески у авиационных бомб имеются ушки. У авиационных бомб малой массы (менее 25 кг) они обычно отсутствуют, т.к. эти авиационные бомбы применяются из кассет и связок одноразового использования или контейнеров многоразового применения. Стабилизатор обеспечивает устойчивый полёт авиационной бомбы в воздухе после её сбрасывания с летательного аппарата. Для повышения устойчивости авиационной бомбы на траектории при околозвуковых скоростях полёта к её головной части приваривается баллистическое кольцо. Стабилизаторы современных авиационных бомб имеют перистую, перистоцилиндрическую и коробчатую формы. У авиационных бомб, предназначенных для бомбометания с малых высот (не ниже 35 м), могут применяться стабилизаторы зонтичного типа. При сбрасывании такой авиационной бомбы специальная пружина под действием возд. потока раскрывает лопасти стабилизатора, придавая ему форму зонта (рис. 2), в результате чего увеличивается время падения авиационной бомбы, что позволяет летательному аппарату уйти на безопасное расстояние от точки взрыва.
В некоторых конструкциях авиационных бомб безопасность летательного аппарата при бомбометании с малых высот обеспечивается спец. тормозными устройствами парашютного типа, раскрывающимися после отделения авиационной бомбы от летательного аппарата. Для подрыва заряда ВВ служат взрыватели: ударного действия, дистанционные, неконтактные и др.
Основные характеристики авиационной бомбы : калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время, показатели эффективности и диапазон условий боевого применения. Калибром авиационной бомбы называется её масса, выраженная в кг. В зависимости от типа и массы авиационные бомбы условно подразделяются на бомбы малого, среднего и крупного калибра. У фугасных и бронебойных авиационных бомб к малому калибру относятся бомбы массой менее 100 кг, к среднему - 250-500 кг, к крупному - 1000 кг и более. У осколочных, осколочно-фугасных, зажигательных и противолодочных авиационных бомб соответственно к малому - менее 50 кг, среднему - 50-100 кг, крупному - более 100 кг. Миним. калибр существующих авиационных бомб менее 0,5 кг; максимальный - 20 т (американская авиационная бомба Т-12). Коэффициентом наполнения называется отношение массы снаряжения авиационной бомбы к полной её массе. У авиационных бомб с тонкостенным корпусом коэффициент наполнения достигает 0,7; у толстостенных (бронебойного и осколочного действия) - 0,1-0,2. Характеристическое время Θ - осн. показатель баллистических качеств бомбы - это время падения авиационной бомбы, сброшенной при нормальных атмосферных условиях с горизонтально летящего летательного аппарата с высоты 2000 м при скорости 40 м/с. Чем лучше аэродинамич. свойства авиационной бомбы и чем больше её масса, тем меньше Θ. Для существующих авиационных бомб оно обычно колеблется в пределах от 20,25 до 33,75 с. Величина Θ характеризует вид траектории авиационной бомбы и вводится в бомбардировочные прицелы при определении угла прицеливания. Ожидаемую эффективность боевого применения авиационной бомбы позволяют оценить показатели эффективности поражающего действия авиационной бомбы - частные (объём воронки, толщина пробиваемой брони, количество очагов пожара и др.) и обобщённые (среднее число попаданий, необходимых для поражения цели, и площадь приведенной зоны поражения, при попадании в к-рую цель выводится из строя). Эти показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, к-рый будет нанесён цели. Диапазон условий боевого применения включает данные о допустимых макс, и миним. значениях высоты и скорости бомбометания. Ограничения по макс. значениям высоты и скорости определяются условиями устойчивости авиационной бомбы на траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным - условиями безопасности собственного летательного аппарата и характеристиками применяемых взрывателей.
Авиационные бомбы основного назначения:
Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - наиболее универсальный и распространённый тип авиационной бомбы., применяется для разрушения и уничтожения различ. целей (военно-пром. объекты, ж.-д. узлы, энергетич. сооружения, фортификац. укрепления, живая сила и техника и др.). Наиболее распространёнными являются фугасные авиационные бомбы ср. калибра. Поражение целей ФАБ достигается действием продуктов взрыва, ударной волны и осколков корпуса. ФАБ применяются с ударными взрывателями мгновенного (по целям, располож. на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглубл. целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмич. действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры к-рой зависят от свойств грунта, калибра А. б. и глубины взрыва. Напр., при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глубине 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. Фугасные авиационные бомбы с взрывателями большого замедления применяются для минирования местности, при этом они иногда снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Осколочная авиационная бомба (ОАБ, по принятой в практике маркировке - АО), как и фугасная, является бомбой многоцелевого назначения (рис. 3) и применяется для поражения различ. открытых, небронир. или малобронир. целей (живая сила, ракеты, самолёты на открытых стоянках, автотранспорт и др.). Калибры ОАБ от 0,5 до 100 кг. Осн. поражения (образование пробоин, воспламенение горючего и т. п.) наносятся при попадании в цели осколков корпуса бомбы. При дроблении корпуса ОАБ образуются осколки различ. массы (от сотых долей грамма до неск. сот граммов). Общее число осколков зависит от калибра; напр., у ОАБ калибра 100 кг 5-6 тыс. осколков массой более 1 г. Для повышения эффективности осколочного действия и обеспечения дробления корпуса на осколки заданной массы на внутренней или наружной поверхности корпусов некоторых ОАБ имеются насечки (канавки). В войне во Вьетнаме авиация США применяла т. н. шариковые бомбы, начинённые стальными и пластмассовыми шариками (рис. 4). Обычно ОАБ комплектуются ударными взрывателями мгновенного действия. Возможно применение неконтактных взрывателей, вызывающих срабатывание авиационной бомбы на определённом расстоянии от земли. При применении ОАБ малого калибра для постановки минных полей против живой силы они комплектуются минновибрационными взрывателями, взрывателями-ловушками или взрывателями со случайным значением времени замедления в диапазоне от 15 с до неск. часов.

Осколочно-фугасная авиационная бомба (ОФАБ) представляет собой осколочную авиационную бомбу с усиленным фугасным действием. Применяется по тем же целям, что и ОАБ, и по незаглубл. целям, обычно поражаемым ФАБ. Калибры ОФАБ 100-250 кг; комплектуются бомбы ударными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5 -15 м.
Противотанковая авиационная бомба (ПТАБ) предназначена для поражения танков, самоходных арт. установок и др. объектов, имеющих броневую защиту, открыто располож. складов боеприпасов, ёмкостей с горючим, а также автомоб. и ж.-д. транспорта (рис. 5). Впервые была применена сов. авиацией в июле 1943 в Курской битве. Калибры совр. ПТАБ 0,5-5 кг, Поражающее действие ПТАБ создаётся кумулятивной струёй, образующейся в результате взрыва заряда, имеющего спец. форму (см. Кумулятивный эффект). Способна пробить броню и поразить находящиеся за бронёй живую силу, агрегаты, топливо и боеприпасы. Осколки корпуса ПТАБ могут поразить находящуюся вблизи живую силу.
Бронебойная авиационная бомба (БРАВ) применяется для поражения бронир. целей и объектов, имеющих прочную бетонную или жел.-бет. защиту. Калибры БРАВ от 100 кг до 1 т. При встрече с преградой БРАВ пробивает её и взрывается внутри цели. Форма головной части, толщина и материал корпуса (спец. легиров. сталь) обеспечивают целость авиационной бомбы в процессе бронепробивания.
Противолодочная авиационная бомба (ПЛАБ) предназначена специально для поражения подводных лодок. ПЛАБ малого калибра рассчитана на прямое попадание в лодку в надводном или подводном положении. Снаряжается ударным взрывателем, при срабатывании к-рого из корпуса ПЛАБ выбрасывается боевая часть оск.-фугасного действия, к-рая пробивает корпус лодки и взрывается с некоторым замедлением, поражая её внутреннее оборудование. ПЛАБ крупного калибра способна поразить цель при взрыве в воде на некотором расстоянии от неё действием продуктов взрыва и ударной волной. Комплектуется дистанц. или гидростатич. взрывателями, обеспечивающими взрыв на заданной глубине, или неконтактными взрывателями, срабатывающими в момент, когда расстояние между погружающейся ПЛАБ и целью минимально и не превосходит радиуса её действия.
Зажигательная авиационная бомба (ЗАБ) предназначена для создания очагов пожара и непосредств. поражения огнём живой силы и военной техники. Калибры ЗАБ обычно от 0,5 до 500 кг. ЗАБ малого калибра, как правило, снаряжаются твёрдыми горючими смесями на основе окислов различ, металлов (напр., термит), развивающими температуру горения 2000-3000 °С. Корпуса таких ЗАБ могут изготавливаться из электрона (горючий сплав алюминия и магния) и др. горючих материалов. Крупнокалибер. ЗАБ снаряжаются легко воспламеняемым горючим (бензин, керосин), загущённым до различ. консистенции (напр., напалм), либо различ. органич. соединениями. В отличие от незагущ. горючего такие огнесмеси при взрыве дробятся на сравнительно крупные куски (200-500 г, а иногда и более), к-рые, разлетаясь в стороны на расстояние до 150 м, образуют очаги пожара. В ЗАБ, снаряжённых загущ. огнесмесями, имеется разрывной заряд и фосфорный патрон; при срабатывании взрывателя огнесмесь и фосфор дробятся и перемешиваются, а самовоспламеняющийся на воздухе фосфор поджигает огнесмесь. Аналогичное устройство имеют и применяемые по площадным целям зажигательные баки, к-рые также снаряжаются вязкой (неметаллизир.) огнесмесью. В отличие от ЗАВ они имеют тонкостенный корпус и подвешиваются только на наружные держатели летательного аппарата.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием и применяется по целям, поражаемым и фугасными, и зажигат. бомбами. Снаряжается пиротехническими или др. зажигат. составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв снаряжения и воспламенение термитных патронов, к-рые разбрасываются на значит, расстояние, создавая дополнит, очаги пожара.
Химическая авиационная бомба (ХАБ) предназначена для заражения местности и поражения живой силы стойкими и нестойкими отравляющими веществами (OB). Применение OB запрещено Женевским протоколом 1925. Однако на вооружении некоторых империалистич. гос-в имеются ХАБ, снаряжаемые OB различ. рецептур (зарин, синильная кислота, фосген и др.). Авиационные бомбы комплектуются ударными, дистанционными (взрыв на высоте 200 м) или неконтактными (взрыв на высоте 50 м) взрывателями. При взрыве заряда разрушается тонкостенный корпус ХАБ, жидкое OB дробится на мелкие капли и разбрасывается во все стороны, поражая людей и заражая местность и объекты стойкими OB или создавая облако нестойких OB, заражающих воздух. Известны также конструкции ХАБ малого калибра (0,4-0,9 кг), корпуса к-рых имеют сферич. форму и изготовлены из пластмассы. Такие ХАБ применяются без взрывателей; разрушение их корпуса и дробление OB происходит в момент удара о землю.
Авиационные бомбы вспомогательного назначения:
Светящая авиационная бомба (САБ) предназначена для освещения местности при возд. разведке и бомбометании с помощью оптич. прицелов ночью. Снаряжается одним или неск. факелами осветит, пиротехн. состава, каждый из к-рых имеет свою парашютную систему. При срабатывании дистанц. взрывателя вышибное устройство воспламеняет факелы и выбрасывает их из корпуса САБ. Снижаясь на парашютах, факелы освещают местность в течение 5-7 мин, создавая суммарную силу света в неск. млн. кандел (свечей).
Фотографическая авиационная бомба (ФОТАБ) применяется для освещения местности при ночном аэрофотографировании. Снаряжается фотосоставом (смесь алюминиево-магниевых порошков с окислителями) и разрывным зарядом. При срабатывании дистанц. взрывателя детонирует разрывной заряд, к-рый разбрасывает и воспламеняет фотосостав; кратковременная (0,1-0,2 с) его вспышка даёт силу света в неск. млрд. кандел.
Дымовая авиационная бомба (ДАВ) используется для постановки дымовых завес на местности. По конструкции аналогична ЗАБ. Снаряжается белым (пластифицированным) фосфором и небольшим разрывным зарядом. Взрыв заряда дробит фосфор, к-рый, воспламеняясь, создаёт дымовую завесу.
Имитационная авиационная бомба (ИАБ) служит для условного обозначения точки ядерного взрыва при обучении войск. Снаряжается разрывным зарядом, жидким горючим, вспышка к-рого имитирует огненную сферу ядерного взрыва, и белым фосфором, образующим при горении грибовидное облако дыма. Для имитации наземного или возд. взрыва применяются соответственно ударные или дистанц. взрыватели.
Агитационная авиационная бомба (АГИТАБ) предназначена для разбрасывания агитац. литературы. По принципу действия и устройству подобна разовым бомбовым кассетам, из к-рых в момент срабатывания дистанц. взрывателя выбрасываются листовки и брошюры.
Ориентирно-сигнальная авиационная бомба (ОСАБ) применяется для обозначения р-на сбора групп летательных аппаратов, маршрута полёта, решения навигац. и бомбардировочных задач и различ. условной сигнализации на земле, воде и в воздухе. ОСАБ, используемые днём, снаряжаются пиротехц. составами, при горении к-рых образуется окрашенное в тот или иной цвет дымовое облако; ночью применяются ОСАБ, снаряжённые спец. составами, дающими при горении пламя различ. цвета. Для создания сигнальных точек на земле ОСАБ комплектуется ударным взрывателем. Сигнальные точки в воздухе образуются снижающимся на парашюте факелом сигнального состава, к-рый выбрасывается из корпуса в момент срабатывания дистанц. взрывателя. ОСАБ, используемая на море, снаряжается флуоресцирующей жидкостью, к-рая при ударе о воду растекается в виде тонкой плёнки, образуя хорошо заметное пятно - сигнальную точку.
Практическая авиационная бомба (ПАБ, по принятой в практике маркировке - П) применяется для обучения лётного состава бомбометанию. По конструкции аналогична ОСАБ. Снаряжается пиротехц. составами ночного и дневного действия, к-рые обозначают точку её падения в виде вспышки фотосостава или облака дыма. Для обозначения следа траектории в воздухе ПАБ снаряжаются патронами с трассир. составами.
Лит.: Дорофеев А. Н., Кузнецов В. А., Сapкисян Р.С. Авиационные боеприпасы. М., 1968; Учебник механика Военно-Воздушных Сил. М., 1968; Гражданская оборона. М., 1963; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств. Изд. 2-е. М., 1988; Вооруженные силы капиталистических государств. М., 1971.
Р.С. Саркисян.

Основное ее предназначение поражение бункеров, командных пунктов, зданий, путем пробития стен и внутреннего взрыва.

Данная корректируемая бомба обладает ТВ систему наведения. Диаметр бомбы составляет 250 мм., длина 3,2 м., вес 250 кг. Из них 127 кг. приходится на вес взрывчатого вещества.

Ранее под обозначением КАБ-250 (КАБ-250Л и КАБ-250С, а также ЛГБ-250) демонстрировались прототипы иных боеприпасов.

Эта бомба разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения (ПАК ФА), причем для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Этим объясняется характерная вытянутая форма боеприпаса. По заявлениям производителей, предусмотрено и применение с других самолетов — с внешней подвески.

Бомба малого диаметра выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Для увеличения дальности полета вблизи центра масс по Х-образной схеме установлены аэродинамические крылья. Основной целью предложенного изобретения является реализация высокой точности наведения авиабомбы (3...5 м) без наличия приборов и антенны дифференциальных поправок, а также существенное увеличение дальности боевого применения авиабомбы, позволяющее реализовать сброс авиабомбы с самолета-носителя без входа его в зону объектовой противовоздушной обороны. Поставленные задачи достигаются тем, что в носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения с дальностью действия 2...3 км, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и которая обеспечивает автономный корреляционный принцип захвата цели и ее автосопровождение.

БИНС осуществляет управление полетом авиабомбы на основе комплексного использования информации не только от вычислителя ПСН, но и от собственных чувствительных элементов. При этом используются датчики угловой скорости и акселерометры БИНС. При отсутствии информации от ПСН управляющие сигналы наведения авиабомбы на цель формируются только на основе обработки информации от блока чувствительных элементов БИНС.

В процессе полета авиабомбы к цели БИНС ориентирует объектив тепловизионной головки самонаведения на углы визирования цели. Так как точность БИНС при коррекции от спутниковой навигационной системы достаточно высока, то требования к тепловизионной ГСН могут быть снижены. Тепловизионная ГСН может быть выполнена достаточно простой, так как необходимо обеспечить дальность поиска/захвата цели на дальностях не более 2...3 км и в углах поля зрения 5...9°, что определяется малым промахом, обеспечиваемым инерциально-спутниковой системой авиабомбы (промах не более 20...30 м). Тепловизионная ГСН, установленная в головном отсеке авиабомбы (1), сравнивает «эталонное» изображение цели с текущим изображением цели и осуществляет захват цели. Дальнейшее самонаведение авиабомбы осуществляется БИНС с учетом сигналов от тепловизионной ГСН. Применение тепловизионной ГСН, работающей на конечном участке траектории, позволяет обеспечить высокую конечную точность авиабомбы около 3...5 м. Эта точность обеспечивается даже в отсутствие дифференциальных поправок при работе приборов спутниковой навигации.

Таким образом, в качестве системы самонаведения авиационной бомбы применяется аппаратура инерциально-спутниковой навигации, а на конечном участке траектории - самонаведение от тепловизионной головкой самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации.

Применение тепловизионной ГСН существенно повышает помехоустойчивость авиабомбы, так как даже при отказе ПСН обеспечивается точное (3...5 м) попадание авиабомбы в цель. ГСН работает в диапазоне 8...14 мкм, что обеспечивает круглосуточное боевое применение авиабомбы, в том числе и при ограниченно-сложных погодных условиях.